Логистические центры в военном деле. История возникновения и развитие логистики как военной и гражданской науки

Отправить

Логистика

Что такое логистика?

Логистика, в основном, - это детальная организация и осуществление сложной операции. В общем деловом смысле, логистикой называют управление потоком вещей между точкой происхождения и точкой потребления с целью удовлетворения потребностей потребителей или корпораций. Ресурсы, управляемые логистикой, могут включать в себя физические предметы, такие как продукты питания, материалы, животных, оборудование и жидкости; а также абстрактные элементы, такие как время и информация. Логистика физических элементов, как правило, включает в себя интеграцию информационных потоков, погрузочно-разгрузочные работы, производство, упаковку, инвентаризацию, транспортировку, складирование, а зачастую и безопасность.

В военной науке, логистика занимается вопросами поддержания каналов снабжения армии, препятствуя снабжению противника, так как вооруженные силы без ресурсов и транспортировки беззащитны. Военная логистика существовала в древнем мире, и так как современные военные имеют значительную потребность в логистических решениях, были разработаны передовые программы реализации. В военной логистике, сотрудники подразделений логистики определяют, как и когда перемещать ресурсы в места, где существует в них потребность.

Управление логистикой является частью управления цепочками поставок, которая планирует, реализует и контролирует эффективность прямых и обратных потоков, а также хранение товаров, услуг и связанную с ними информацию между пунктом происхождения и пунктом потребления с целью удовлетворения потребностей клиента. Сложные логистические процессы можно моделировать, анализировать, визуализировать и оптимизировать благодаря специально разработанному программному обеспечению. Минимизация использования ресурсов является общей целью во всех сферах логистики. Специалист, работающий в области управления логистикой, называется логист.

Происхождение названия "логистика"

Распространенное мнение, что термин логистика появился в конце 19 века от французского LOGISTIQUE (loger означает дать на хранение) и впервые был использован Бароном де Жомини. Другие приписывают греческое происхождение слова: λόγος, то есть причина или речь; λογιστικός, то есть бухгалтер или ответственный за подсчет.

Определение понятия логистики

Оксфордский словарь английского языка определяет логистику как «отрасль военной науки, относящаяся к закупке, обеспечению функционирования и транспортировки материалов, персонала и объектов". Тем не менее, Новый Оксфордский американский словарь определяет логистику как "детальную координацию сложных операций с участием большого количества людей, объектов или расходных материалов", а Оксфордский он-лайн словарь определяет это понятие как "детальную организацию и реализацию сложных операций". Таким образом, логистика обычно определяется как техническое подразделение, которое создает "системы человеческих ресурсов", а не "машинных систем."

Объединение специалистов в области управления цепочками поставок (ранее Объединение специалистов в области управления логистикой) определяет логистику как процесс планирования, реализации и контроля процедур эффективной и результативной транспортировки и хранения грузов, включая услуги и связанную с ними информацию, от точки происхождения до точки потребления для удовлетворения требований клиентов и включает в себя входящие, исходящие, внутренние и внешние передвижения.

Ученые и практики традиционно ссылаются на термин операции или управление производством, когда речь идет о физических преобразованиях, происходящих в одном месте размещения производства (завод, ресторан или даже банковская канцелярия) и оставляют термин логистика для деятельности, связанной с распределением, то есть, перемещением продуктов по территории. Поэтому управление распределительным центром рассматривается как относящееся к сфере логистики, так как в теории, продукты, изготовленные заводом готовы к употреблению, но всё ещё должны быть перемещены по всей распределительной сети в соответствии с некоторой логикой, а распределительный центр собирает и обрабатывает заказы, поступающие из различных областей страны. Как говорится, с точки зрения моделирования, есть сходство между операционным менеджментом и логистикой, и компании иногда нанимают, так называемых, гибридных специалистов, например, "Операционного директора" или "Специалиста по логистике", которые работают над решением аналогичных проблем. Кроме того, термин управление цепочками поставок первоначально относится, в числе прочих вопросов, к обоим сферам - производству и логистике от точки происхождения до точки производства. Все эти термины могут подвергаться смысловому изменению как побочный эффект рекламы.

Виды логистики и их характеристика

Входящая логистика является одним из основных процессов логистики, которая отвечает за закупку и организацию входящего перемещения материалов, деталей, и / или запасов готовой продукции от поставщика к производству, сборочным заводам, складам или магазинам розничной торговли.

Исходящая логистика координирует процессы, связанные с хранением и перемещением конечного продукта, а также относящихся к нему информационных потоков с конца производственной линии до конечного потребителя.

В зависимости от функций выполняемых логистами, можно выделить следующие отрасли логистики:

Закупочная логистика включает такие мероприятия, как исследование рынка, планирование потребности, принятие решения о покупке или производстве, управления снабженческой деятельностью, размещение заказов и контроль их выполнения. Цели закупочной логистики могут быть противоречивыми: максимизация эффективности при концентрации на основных компетенциях; аутсорсинг, но при этом сохраняя самостоятельность компании; минимизация расходов на закупку при максимальной безопасности процесса поставки.

Основной задачей распределительной логистики является поставка готовой продукции заказчику. Она состоит из обработки заказов, складирования и транспортировки. Распределительная логистика очень важна, так как время, место и количество производства отличается от времени, места и количества потребления.

Основной функцией утилизационной логистики является снижение логистических расходов и повышение качества предоставляемых услуг, связанных с утилизацией отходов, образующихся в процессе функционирования предприятия.

Обратная логистика обозначает все операции, связанные с повторным использованием продуктов и материалов. Процесс обратной логистики включает в себя управление и продажу излишков, а также возврат продукции поставщику со стороны покупателя. Понятие обратной логистики объединяет все операции, связанные с повторным использованием продуктов и материалов. Это "процесс планирования, реализации и контроля продуктивного, эффективного с точки зрения затрат потока сырья, рабочего инвентаря, готовой продукции и связанной с ними информации от точки потребления до точки происхождения с целью возвращения стоимости или надлежащей утилизации. Точнее сказать, обратная логистика - это процесс перемещения товаров от типичного конечного пункта назначения с целью возвращения стоимости или правильной утилизации. Антонимом обратной логистики является прямая логистика.

Экологически чистая система логистики описывает все попытки измерить и минимизировать экологические последствия логистической деятельности. Это включает в себя все действия прямых и обратных потоков. Это может быть достигнуто за счет интермодальных грузовых перевозок, оптимизации маршрута, заполнения транспортного средства и городской логистики.

Логистика НДР (Надежность, Доступность и Ремонтопригодность) сочетает в себе бизнес-логистику и военную логистику, поскольку она связана с весьма сложными технологическими системами, для которых надежность, доступность и ремонтопригодность являются сверхважными понятиями, например: системы вооружения и военных суперкомпьютеров.

Логистика управления имуществом компании в розничных каналах, организованные розничными продавцами и поставщиками, часто используют активы, необходимые для отображения, сохранения, продвижения своей продукции. Некоторые примеры - это холодильники, стенды, демонстрационные мониторы, сезонное оборудование, стенды с наглядной агитацией и каркасы.

Экстренная логистика (или гуманитарная логистика) - термин, используемый логистикой, цепочкой поставок и обрабатывающей промышленностью для обозначения определенных неотложных видов транспорта, используемых для перемещения товаров или предметов срочным образом, в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Причиной привлечения услуг экстренной логистики может быть задержка производства или предполагаемая задержка производства; острая необходимость в специализированном оборудовании для предотвращения таких событий, как заземление воздушного судна (так называемое понятие "повреждение воздушного судна на земле"), опоздание морских судов или отказ телекоммуникационного оборудования. Гуманитарная логистика привлекает правительства, военных, агентства по оказанию помощи, доноров, неправительственные организации и аварийно-спасательные логистические услуги, как правило, полученные от специализированного поставщика услуг.

Термин производственная логистика описывает логистические процессы в рамках системы добавленной стоимости (например: на заводе или в шахте). Производственная логистика стремится обеспечить, чтобы каждая машина и рабочая станция получала нужный продукт в нужном количестве и качестве и в нужное время. Речь идет о производстве, испытании, транспортировке, хранении и поставке. Производственная логистика необходима как на уже существующих, так и на новых заводах: поскольку производство на действующем заводе - это постоянно меняющийся процесс, замена оборудования и добавление новых машин, что дает возможность усовершенствовать систему производственной логистики соответственно. Производственная логистика предоставляет средства для получения отклика от клиента и эффективности капиталовложений. В условиях уменьшения размеров партий производственная логистика становится все более важной сферой. Во многих отраслях промышленности (например, мобильных телефонов), краткосрочной целью является эффективное удовлетворение спроса каждого отдельного потребителя. Наблюдение и отслеживание, являются неотъемлемой частью производственной логистики в связи с проблемами безопасности и надежности продукции. Это приобретает все большее значение, особенно в автомобильной и медицинской промышленности.

Строительная логистика известна человечеству с древних времен. По мере того как различные человеческие цивилизации пытались возвести самые лучшие произведения в области строительства для жизни и защиты. Сейчас строительная логистика стала важной частью строительства. За последние несколько лет строительная логистики проявилась в другой сфере знаний и исследований по вопросу управления цепочкой поставок и логистикой.

Цифровая логистика управляется новым поколением приложений для логистики предприятия размещенных на веб-сайтах, которые позволяют оптимизировать совместную работу, используя центральную логистическую информационную основу, которая обеспечивает обзор всего предприятия и обширной цепочки поставок.

Военная логистика

В военной науке, логистика, занимаясь вопросами поддержания каналов снабжения своей армии и разрушая линии снабжения противника, является одним из важнейших, а некоторые говорят, что самым ответственным элементом военной стратегии, так как вооруженные силы без ресурсов и транспортировки беззащитны. Исторические фигуры такие как Ганнибал, Александр Великий, и герцог Веллингтон считаются гениями логистики: экспедиция Александра, самая долгая военная кампания из когда-либо предпринятых, значительно выиграла от его дотошного внимания к обеспечению своей армии; Ганнибалу приписывают наличие "исправной логистики" против римлян во времена Пунических войн и успех англо-португальской армии в Полуостровной войне был связан с эффективностью системы снабжения Веллингтона, несмотря даже на значительные просчеты. Поражение британцев в американской войне за независимость и поражение Оси в африканском театре боевых действий Второй мировой войны объясняются некоторыми учеными как логистические просчеты.

Военные имеют значительную потребность в логистических решениях и поэтому разрабатывают передовые реализации. Комплексная логистическая поддержка (ILS) - дисциплина, которая используется в военной промышленности для обеспечения концепции - легко поддерживаемой системы надежным обслуживанием клиентов (логистики) с самыми низкими затратами, гарантируя высокую надежность, доступность, ремонтопригодность и другие требования, определенные для проекта.

В военной логистике, специалист по логистике, определяет: как и когда перемещать ресурсы в места, где существует в них необходимость.

При управлении цепочками поставок в военной логистике часто приходится иметь дело с целым рядом переменных в прогнозировании стоимости, износа, потребления и будущего спроса. Вооруженными силами Соединенных Штатов была разработана категориальная классификация поставок таким образом, что категории поставок с аналогичным переменным потреблением сгруппированы вместе для целей планирования. Например, потребление боеприпасов и топлива в мирное время будет значительно ниже, чем в военное время потребления этих же расходных материалов, в то время как другие категории поставок, такие как питание и одежды имеют относительно одинаковый уровень потребления, независимо от войны или мира.

Некоторые классы поставок имеют линейную зависимость от спроса: по мере добавления количества войск, необходимо дополнительное количество питания; или при использовании дополнительного оборудования, потребляется больше топлива и боеприпасов. Другие классы поставки должны рассмотреть третью переменную помимо использования и количества: время. При старении оборудования, требуется все больше и больше запасных частей, даже если оборудование просто простаивает. Посредством записи и анализа этих тенденций в течении долгого времени и применяя их к будущим сценариям, вооруженные силы США могут точно осуществлять поставки своим войскам всего необходимого и в нужный момент. История показала, что хорошее логистическое планирование создает эффективную и без лишних элементов боевую силу. Его отсутствие может привести к неуклюжим, медленным, и плохо оснащенным силам, которые будут страдать от слишком больших или слишком маленьких поставок.

Бизнес-логистика

Одно из определений бизнес логистики гласит "поставка правильного товара, в правильном количестве, в правильное время, в правильное место, по правильной цене, в правильном состоянии, правильному клиенту". Бизнес логистика включает в себя все отрасли промышленности и нацелена на управление осуществлением жизненного цикла проекта, цепочек поставок, и, как следствие эффективности.

Термин "бизнес-логистика" развивался с 1960-х годов из-за возрастающей сложности снабжения предприятий материалами и доставки продуктов в условиях растущей глобализации цепочек поставок, что приводит к вызову для профессионалов под названием "логисты цепочек поставок".

В бизнесе, логистика может иметь либо внутренний фокус (входящая логистика), либо внешний фокус (исходящая логистика), охватывающий поток и хранение материалов от точки происхождения до точки потребления (см. управление цепочками поставок).

Основные функции квалифицированного логиста включают в себя управление запасами, закупки, транспортировку, складирование, консультирование, а также организация и планирование этих мероприятий. Логисты сочетают профессиональные знания по каждой из этих функций для координации ресурсов в организации.

Есть две принципиально различные формы логистики: одна - оптимизирует постоянный поток материалов через транспортную сеть и узлы хранения, а другая - координирует последовательность ресурсов для выполнения какого-нибудь проекта (например, реструктуризации склада).

Логические узлы

Узлы распределительной сети включают в себя:

  • Заводы, где продукты изготовлены или смонтированны.
  • Депо или хранилище представляет собой стандартный тип склада, предназначенный для хранения товаров (больших товарно-материальных запасов).
  • Распределительные центры предназначены для обработки заказов и их выполнения (более низкий уровень товарно-материальных запасов), а также для приема возвратов от клиентов.
  • Транзитные пункты организовываются для перераспределения груза, который перегруппируется согласно графику поставок (только перемещение товаров).
  • Традиционные розничные небольшие семейные магазины, современные супермаркеты, гипермаркеты, дискаунтеры или также волонтерские сети, потребительские кооперативы, группы потребителей с коллективной покупательной способностью. Обратите внимание, что филиалы будут главным образом принадлежать сторонней компании и франчайзеру, используя бренд другой компании, но владея на самом деле точкой продажи.

Между узлами могут оперировать некоторые посредники, такие как торговые агенты или брокеры, выполняя представительские функции.

Логистические показатели

Логистическое семейство представляет собой набор продуктов, которые имеют общие характеристики: вес и объем, обязательные требования при хранении (температура, радиация, ...), удовлетворение потребностей, частота заказа, размер упаковки и т.д. Следующие показатели могут быть использованы компаниями для разделения своего ассортимента на логистические семейства:

  • Натуральные показатели, используемые для оценки системы учета материальных запасов, включают в себя мощности для складирования, селективность, поверхностное использование, объемное использование, транспортный потенциал, использование транспортного потенциала.
  • Денежные показатели, включают в себя расходы на содержание пространства (здание, стеллажи и услуги), а также расходы на обработку (люди, погрузочно-разгрузочное оборудование, энергетическая мощность и техническое обслуживание).

Другие показатели могут быть представлены как в натуральном, так и денежном выражении, например, стандартная оборачиваемость запасов.

Элемент логистики

Грузовые единицы представляют собой комбинации отдельных позиций, которые перемещаются с помощью погрузочно-разгрузочных систем, как правило, с использованием паллет нормированных размеров.

Погрузочно-разгрузочные системы включают в себя: паллетные погрузчики, погрузчики с противовесом, мачтовые погрузчики, двусторонние погрузчики, трехсторонние погрузчики, автоматически управляемые тележки и штабелеры. Системы хранения включают в себя: штабельное хранение, ячеечные стеллажи (статические или передвижные), консольные стеллажи и гравитационные стеллажи.

Обработка заказов представляет собой последовательный процесс, включающий: обработку выводящегося списка, сбор (выборочное перемещение элементов из грузовых единиц), сортировка (сборка элементов на основе назначения), формирование пакета (взвешивание, маркировка и упаковка), консолидация заказа (сбор пакетов в грузовые единицы для транспортировки, контроль и подготовка транспортной накладной).

Комплектация заказа может выполняться как вручную, так и автоматически. Ручная сборка может осуществляться в режиме "человек к товарам", то есть оператор, использует тележку или ленточный конвейер, или "товар к человеку", тогда оператор ощущает выгоду от присутствия системы мини-нагрузки, вертикальной или горизонтальной карусели или от автоматической системы вертикального хранения (AVSS). Автоматический сбор осуществляется либо с помощью дозаторов, либо депалетизаторов.

Сортировка может быть сделана вручную с помощью тележек или конвейерных лент, или автоматически через сортировщиков.

Транспортное обеспечение логистики

Грузы, т.е. транспортируемые товары, могут быть перемещены с помощью различных транспортных средств и организованы различными категориями отгрузки. Грузовые единицы, как правило, собираются в более крупные стандартные единицы, такие как: контейнеры ИСО, съемные кузова или полуприцепы. Для особо дальних расстояний предусмотрена транспортировка продукта с использованием различных транспортных средств: мультимодальные перевозки, интермодальные перевозки (без обработки) и комбинированные перевозки (минимум автомобильного транспорта). При перемещении груза типичными ограничениями являются максимальный вес и объем.

Операторы, участвующие в перевозке: все железнодорожные и автомобильные компании, авиакомпании, компании речного и морского транспорта, курьеры, экспедиторы и мультимодальные транспортные операторы.

На международном уровне, товар перевозится, как правило, на условиях стандартов Инкотермс, изданных Международной торгово-промышленной палатой.

Управление логистикой

Аналогично производственным системам, логистические системы должны быть должным образом настроены и управляемы. На самом деле ряд методик были непосредственно заимствованы из операционного управления, таких как использование оптимальных размеров заказа для управления запасами в узлах сети. Планирование ресурсов распределения (DRP) аналогичен MRP, за исключением того, что это не относится к деятельности в узлах сети, а к планированию распределения при перемещении товаров через звенья сети.

Традиционно в логистике конфигурации могут быть на уровне склада (узла) или на уровне распределительной системы (сети).

Что касается склада, вдобавок к вопросам проектирования и строительства склада, конфигурация означает решение ряда взаимосвязанных технико-экономических вопросов: определение размера стеллажной ячейки, выбор метода паллетирования (вручную или с помощью робота паллетайзера), размеры стеллажей и конструкции, количество стеллажей, количество и тип погрузочно-разгрузочной техники (например, штабелеры). Есть очень важные ограничения, которые должны быть учтены: прочность на изгиб несущей балки и правильное размещение разбрызгивателей пожарной сигнализации. Хотя сбор заказа на складе - это больше решение тактического планирования, чем проблема конфигурации, но важно учитывать этот момент при принятии решения о макете стеллажей внутри склада и покупки складской техники, такой как погрузчики и автоматические тележки, так как только эти решения будут приняты, они будут работать в качестве ограничений при управлении складом, те же выводы работают и для сортировки при проектировании конвейерной системы и / или установки автоматических диспенсеров.

К конфигурации на уровне системы распределения относятся, прежде всего, проблемы расположения узлов в географическом пространстве и распределения мощности между узлами. Первый пункт может упоминаться как местоположение объекта (выбор участка специального назначения), в то время как последний - в качестве распределения пропускной способности. Проблема аутсорсинга, как правило, возникает на этом уровне: узлы цепочек поставок очень редко принадлежат одному предприятию.

Распределительные сети можно охарактеризовать числом уровней, а именно от количества промежуточных узлов между поставщиком и потребителем:

Прямые поставки в магазин, то есть ноль уровней

Сеть в один уровень: центральный склад

Два сетевых уровня: центральные и периферийные склады

Это различие является более полезным для целей моделирования, но это также относится и к тактическим решениям в отношении резервных запасов: учитывая сеть в два уровня, если резервные запасы хранятся только на периферийных складах, то она называется зависимой системой (от поставщиков), если распределяется между центральными и периферийными складами - независимой системой (от поставщиков). Транспортировка от производителя до второго уровня называется первичной транспортировкой, от второго уровня к потребителю - вторичной транспортировкой.

Хотя настройка распределительной сети c нуля возможна, логистам, как правило, приходится иметь дело с реструктуризацией существующих сетей из-за наличия целого ряда факторов: изменение спроса, инновационного продукта или процесса, возможности для аутсорсинга, изменение политики правительства по отношению к торговым барьерам, инновации в сфере транспортных средств (как транспортные средства, так и пути сообщения), введение правил (в частности те, которые касаются загрязнения окружающей среды) и доступность систем поддержки ИКТ (например, ОПР или электронной коммерции).

После того, как логистическая система настроена, управление переходит к решению тактических задач на уровне склада и распределительной сети. Решения должны приниматься в соответствии с набором ограничений: внутренних, например, с учетом использования имеющейся инфраструктуры, или внешних, например, соблюдение заданных сроков годности продукта.

По складу, специалист по логистике должен решить, как распределить товары на стеллажах. Три традиционных типа хранения: общее хранилище, выделенное хранилище (стеллаж или пространство, отведенное для конкретного товара) и хранение в зависимости от класса (хранение товаров различных классов разделено в соответствии с их индексом доступа).

Эффективность комплектации значительно варьируется в зависимости от ситуации: начиная от человека и заканчивая товаром, отличаются высоким уровнем комплектации (вертикальная составляющая) и значительно низким уровнем (вертикальная составляющая комплектации незначительна).

Должен быть принят ряд тактических решений, касающихся сбора:

  • Маршрутизация пути: стандартные альтернативы включают поперечную маршрутизацию, обратную маршрутизацию, среднесрочную маршрутизацию и максимальный разрыв обратной маршрутизации.
  • Методы пополнения запасов: стандартные альтернативы включают равное пространство для запасов каждого класса продуктов и равное время поставки для каждого класса продуктов.
  • Логика подбора: комплектация заказов против пакетного сбора.

На уровне распределительной сети, тактические решения связаны, главным образом, с контролем за состоянием запасов и оптимизацией пути доставки. Обратите внимание, что логистам может потребоваться управление не только прямым, но и обратным потоком.

WMS система управления складом

Хотя есть некоторое дублирование функциональных возможностей, системы управления складом (WMS) могут существенно отличаться от систем контроля складом (WCS). Проще говоря, WMS дает еженедельный прогноз деятельности на основе таких факторов, как статистические данные и тенденции, в то время как WCS действует как руководитель склада в режиме реального времени для того, чтобы работа была выполнена наиболее эффективными методами. Например, WMS может сказать системе, что ей необходимо пять единиц складского учета (SKU) А и пять SKU B часов заранее, но к тому времени система продолжает действовать, и другие вводные, возможно, вступят в силу или может быть затор на конвейере. WCS может предотвратить эту проблему, работая в режиме реального времени и адаптации к ситуации, принимая решение в последнюю минуту, основанное на текущей деятельности и рабочем состоянии. Работая вместе, WMS и WCS может решить эти проблемы и достигнуть максимальной эффективности для компаний, которые полагаются на эффективную работу своего склада или распределительного центра.

Логистический аутсорсинг

Логистический аутсорсинг включает в себя отношения между компанией и поставщиком логистических услуг (LSP), который, по сравнению с базовыми логистическими услугами, делает более индивидуальные предложения, охватывает широкий спектр услуг, характеризуется долгосрочной ориентацией, и, таким образом, имеет стратегический характер.

Аутсорсинг не обязательно должен быть полным переходом на услуги LSP, он также может быть частичным:

  • Один контракт на поставку конкретной услуги в некоторых случаях
  • Образование новых смежных предприятий
  • Создание совместного предприятия

Логистика с привлечением третьих сторон (3PL) предполагает использование внешних организаций для выполнения мероприятий по логистике, которые традиционно выполненялись в рамках самой организации. Согласно этому определению, (3PL) логистика включает в себя любую форму аутсорсинга логистической деятельности, ранее выполняемых самой компанией. Например, если компания с собственным складированием решает использовать услуги сторонних транспортных компаний, это будет примером логистики с привлечением третьих сторон. Логистика является новым направлением деятельности во многих странах.

Концепция логистики поставщика четвертой стороны (4PL) была впервые определена Андерсен Консалтинг (теперь Accenture) как интегратор, который собирает ресурсы, возможности планирования и технологий собственной компании и других организаций для проектирования, создания и запуска решений общей цепочки поставок. В то время как логистика 3PL имеет своей целью лишь одну функцию, 4PL цели - это управление всем процессом. Некоторые издания описывают 4PL как генерального подрядчика, который управляет другими подрядчиками третьей стороны (3PL): водителями-дальнобойщиками, экспедиторами, агентами таможни и другими участниками; по существу, принимая ответственность за полный процесс для клиента.

Стратегический альянс

Горизонтальные бизнес-альянсы часто возникают между поставщиками услуг в области логистики, т.е. сотрудничество между двумя и более логистическими компаниями, которые потенциально являются конкурентами. В горизонтальном союзе, партнеры могут дважды получить выгоду. С одной стороны, они могут "получить доступ к значительным ресурсам, которые можно непосредственно использовать". Например, расширенная общая транспортная сеть, складская инфраструктура и возможность предоставлять более сложные пакеты услуг, всё это может быть достигнуто за счет объединения ресурсов. С другой стороны, партнеры могут "получить доступ к неосязаемым ресурсам, которые не используются непосредственно". Это, как правило, ноу-хау, информация, а также инновации.

Автоматизация логистики

Автоматизация логистики - это применение компьютерного программного обеспечения и / или автоматизированного оборудования с целью повышения эффективности логистических операций. Как правило, это относится к операциям в пределах склада или распределительного центра, с более обширными задачами, которые решаются системами управления цепочками поставок и системами планирования ресурсов предприятия.

Промышленное оборудование может идентифицировать продукты, либо через штрих-кода, либо через РЧИ-технологии. Информация, содержащаяся в обычных штрих-кодах хранится в виде последовательности черных и белых полос разной ширины, они же при считывании лазером переводятся в цифровую последовательность, которая в соответствии с установленными правилами может быть преобразована в десятичное число или другие данные. Иногда информация в виде штрих-кода может быть передана через радиочастоты, хотя более привычным является радиопередача с использованием меток радиочастотной идентификации. Метка системы радиочастотной идентификации (РЧИД) - это карта, содержащая чип флэш памяти и антенну, которая передает сигналы на считывающее устройство. Радиочастотный ключ может быть найден на товарах, животных, трспортных средствах и даже на людях.

Профессия логист

Логист - это профессиональный специалист в сфере логистики. Профессиональные логисты часто сертифицированы профессиональными ассоциациями. Одни логисты могут работать в чисто логистической компании, такой как судоходные линии, аэропорт, или в экспедиции, другие - в отделе логистики компании. Однако, как уже упоминалось выше, логистика это широкое понятие, охватывающее сферы закупок, производства, распределения и утилизации. Таким образом, перспективы карьерного роста являются достаточно широкими. Новой тенденцией в отрасли являются 4PL или четвертая сторона логистики - фирмы, консалтинговые компании, предлагающие услуги по логистике.

Некоторые университеты и учебные заведения готовят логистов, предлагая базовый курс и аспирантуру. Университет с основным фокусом на логистику - это Университет логистики Кюне в Гамбурге, Германия. Это некоммерческое учебное заведение при поддержке Кюне-Фонда предпринимателя в сфере логистики Клауса Михаэля Кюне.

Чартерный Институт логистики и транспорта (CILT), учрежденный в Соединенном Королевстве в 1919 году, получил королевский устав в 1926 году. Чартерный Институт является одним из профессиональных организаций или учреждений, для логистического и транспортного секторов, который дает возможность получить профессиональную квалификацию или степень в управлении логистикой. Программы CILT можно изучать в центрах по всей Великобритании, некоторые из которых также предлагают варианты дистанционного обучения. Институт также имеет зарубежные филиалы, а именно Чартерный Институт логистики и транспорта Австралии (CILTA) в Австралии и Чартерный Институт логистики и транспорта в Гонконге (CILTHK) в Гонконге. В Великобритании, программы управления логистикой предлагаются многими университетами и профессиональными организациями, такими как CILT. Эти программы, как правило, предлагаются на последипломном уровне.

Международная ассоциация логистов общественного здравоохранения (IAPHL) является профессиональной сетью, которая способствует профессиональному развитию менеджеров цепочек поставок и других организаций, работающих в области материально-технического обеспечения общественного здравоохранения и безопасности сырьевых товаров, с особым упором на развивающиеся страны. Ассоциация поддерживает логистов по всему миру, это сообщество специалистов-практиков, где члены могут поддерживать связь, обмениваться идеями, а также улучшать свои профессиональные навыки.

Музей логистики

Есть много музеев в мире, которые охватывают различные аспекты практической логистики. К ним относятся музеи транспорта, таможни, упаковки и отраслевой логистики. Тем не менее, только следующие музеи полностью посвящены логистике:

Общая логистика:

  • Музей логистики (Санкт-Петербург, Россия)
  • Музей логистики (Токио, Япония)
  • Музей логистики при Пекинском университете Wuzi (Пекин, Китай)

Военная логистика:

  • Музей Королевского логистического корпуса (Суррей, Англия, Великобритания)
  • Музей логистики Вооруженных сил Канады (Монреаль, Канада)
  • Музей логистики армии (Ханой, Вьетнам)

Здравствуйте! Сегодня я хотел поговорить о военной логистике. Не о логистике, как науке, то, что преподается в Академии Генерального штаба и так далее, а на предельно обывательском, простом уровне. Понятно, что военные, то, о чем я сейчас буду говорить, – прекрасно знают. Здесь речь идет именно о ликбезе, то есть о предельно простых, обывательских представлениях о войне: что такое логистика и что такое штабная работа в вооруженных силах?

В древнейшие времена необходимости в штабах, в штабных специалистах не было, то есть полководцы могли сами решать практически все задачи, которые стоят перед армией в области снабжения, в области переброски сил и так далее. Когда армия требует для своего снабжения только продовольствия и фураж (а иногда даже и фураж не требовался, потому что не во всех армиях было достаточное количество конницы), и армия насчитывает всего несколько тысяч человек, идет по одной дороге и разверстывается на одном поле для сражения – больших логистических проблем обычно нет. Есть обоз, который таскают с собой, есть реквизиция продовольствия у местного населения, то есть принудительный отъем, и обычно этого более-менее хватало.

Хотя даже в древние времена умелым маневрированием, перерезания коммуникаций удавалось обескровить, либо даже полностью уничтожить армию противника . В дальнейшем с ростом численности войск, с увеличением количества предметов снабжения, которые требуется войскам, логистические проблемы серьезно возрастали. И, собственно говоря, к концу XIX – начала ХХ века они уже были настолько велики, что без специально организованной серьезной штабной службы вести боевые действия не могла ни одна армия.

Сами штабы, как постоянные структуры, они получили распространение во время наполеоновских войн, то есть когда уже не просто какой-то офицер, выделенный командующим, занимается необходимой работой, а именно существует такое понятие как штаб, штабные офицеры. В чем же, собственно говоря, проблема обеспечения логистики в военных условиях? Первый этап достаточно объемный, масштабный, но не слишком сложный. Нужно, когда планируется перемещение войск или когда они даже находятся на одном месте:

— обеспечить снабжение всем необходимым каждого подразделения;
— при перемещении подразделения обеспечить его транспортом;
— рассчитать пути прохода;
— рассчитать, чтобы перемещающиеся подразделения не заблокировали подвоз подразделения к другим подразделениям, либо их перемещение;
— обеспечить всем необходимым боевую деятельность данного подразделения.

Опять же проблема не в том, что нужно обеспечить, допустим, продовольствием и снабжением какой-то конкретный полк, а в том, что их нужно обеспечить все одновременно . И это делается постоянно, это делается непрерывно. Но когда начинаются серьезные боевые действия, картина резко меняется и усложняется. В какую сторону? Представим себе – идет наступление армии. Допустим, даже сравнительно небольшой – 200-300 тысяч человек – и вот каждая дивизия двигается вперед. Нужно рассчитать по каким путям она будет двигаться, на какие рубежи она выйдет, к каким рубежам нужно доставлять снабжение, потому что дивизия несет потери, она расходует боеприпасы, она расходует продовольствие.

Пока фронт наступает линейно вперед (в общем-то, самый простой способ наступления) – больших проблем это не вызывает. Но как только начинает осуществляться какой-то маневр, например, фланговый маневр от фланговых противников, то часть войск начинает выполнять маневр, который называется «захождение плечом», то есть войска начинают поворачиваться у какого-то центра и чем дальше от этого центра, то есть дальше выдвинут фланг, тем большее расстояние проходят войска.

Учитывая, что дороги обычно таким способом не прокладываются, то есть такими хитрыми кругами в каждом нужном месте, то соответственно идет переключение линии снабжения с одной дороги на другую. Идет доставка боеприпасов с разной скоростью разным частям, но это пока нет противодействия противнику. Теперь мы добавляем противодействие противнику.

И вот какая-то дивизия умудряется прорваться дальше, чем нужно, быстрее. Какую-то дивизию сумели затормозить, какая-то израсходовала больше боеприпасов, какая-то меньше. И сразу приходится буквально «по ходу пьесы», то есть по ходу сражения перераспределять перебрасываемые предметы снабжения, менять конечные точки маршрутов, которые могут оказаться и ближе, и дальше, и вообще в другом месте.

Кроме этого приходится сразу перераспределять силы подразделений, изменять графики их движения. Для чего? Чтобы не было разрывов во фронте, то есть чтобы противник, воспользовавшись этими разрывами, не получил возможности громить вашу армию по частям; для того, чтобы войска могли взаимодействовать друг с другом. Это у нас идет еще достаточно такое медленное, со скоростью наступления пехоты, движение, которое называется «охват фланга», и которое развивается достаточно успешно.

Еще больше задача усложняется, когда противник умудряется перехватить инициативу, и начать отбрасывать ваши войска . В этом случае снабжение становится еще сложнее, потери оказываются непредсказуемыми, а фронт нужно как-то стабилизировать на любом участке. При этом любая переброска сил вдоль фронта тоже приводит к тому, что приходится перебрасывать предметы снабжения, приходится перенацеливать основные транспортные силы на того, чтобы обеспечивать войска уже на одном направлении и на другом.

Кроме того, нужно учитывать возможность маневра резервами , то есть когда войска наступают, когда за ними двигаются их тылы, когда они обеспечивают снабжение наступающей части, то дороги обычно забиты, заполнены, и если нужно бросить в бой резервы, то нужно каким-то путем расчищать для них дорогу, то есть тоже обеспечить их своевременное наступление.

Кстати, логистические проблемы являются чаще всего причиной того, что вроде бы очевидные решения (для «альтернативщиков», или просто для обывателей, прочитавших одну книжку по истории) оказываются неприемлемыми, типа: надо было бросить сюда еще 20-30 дивизий, и мы бы здесь прорвались, развили бы успех, все было бы здорово. Зачастую на эти направления бросить эти 20-30 дивизий просто невозможно. Почему? Нет путей снабжения, нет возможности обеспечить их за счет местных ресурсов.

То же самое касается любителей рассуждать о перманентной мобилизации. Типа того, что «мы постоянно наращиваем численность войск». Допустим, некоторые считают, что перманентная мобилизация могла помочь немцам в 41-42-м году выиграть войну. Вообще не люблю этих сторонников разыгрывать войну ради победы немцев, но в данном случае, в чем еще проблема есть? Немецкий штаб планировал, что будет достаточно низкий уровень потерь, планировал на основе опыта боевых действий в Западной Европе. Потери оказались гораздо большие – сил не хватило.

Но, допустим, немцы устраивают перманентную мобилизацию, то есть постоянно формируют все новые и новые части и бросают их на фронт, а потери оказались такие, как запланировано. Куда девать лишние войска и что такое лишние войска? Это означает, что маршевые батальоны формируются, направляются в соответствующие корпуса и дивизии, а там потери, которые ожидались, не понесены. Образуется лишний личный состав. Для него не хватает транспорта, для него не хватает продовольствия, – он там, просто говоря, не нужен, он мог пойти на формирование других частей. Но он шел именно в качестве пополнений (одно расчетное пополнение) именно тех частей, для которых эти потери были запланированы, а потери были не понесены.

Именно поэтому нужно учитывать, что все штабы работают в условиях прогнозирования тех событий, которые произойдут, то есть прогнозировать потери, расход боеприпасов и так далее. Им приходится срочно все перекраивать, когда прогнозы не сбываются. И что осуждать работу, допустим, штабных офицеров, читая о произошедших событиях спустя десятилетия после них, – очень легко . Хотя бы потому, что мы задним путем знаем, какие были понесены потери, какую операцию удалось провести, а какая провалилась. Задним умом обычно все крепки. По этому поводу даже есть такая хорошая поговорка «Чтобы я был таким умным всегда, как моя теща потом ».

Сами же штабные офицеры вынуждены планировать все не только в условиях, когда неизвестно чем это закончится и как пойдет операция, но и в условиях отсутствия полных и подробных данных о силах противника . О противнике мы знаем что? Мы знаем линию соприкосновения с войсками противника и те данные, которые предоставила нам разведка. Больше о противнике мы ничего не знаем – мы можем только предполагать. Мы не знаем, какие планы у противника, что он хочет сделать. Опять же, если разведка их не вскрыла. Мы не знаем, что из того, что нам предоставила разведка, является истиной, а что является дезинформацией. Мы не знаем, какие именно силы у противника, на каком направлении – мы можем это только предполагать и рассчитывать.

Соответственно, мы не можем четко определить: какое будет противодействие противника нашим войскам на том или ином участке, то есть с каким темпом будет наступать противник, либо как он будет тормозить наше наступление. Поэтому в большинстве случаев планы операций, именно в штабном их исполнении, практически никогда не срабатывают. Есть как бы подробно расписанный план: что, как, до какого рубежа проходят наступающие войска, но этот план является рабочей основой для дальнейших действий.

Как только начинается сама операция, противник своим противодействием неизбежно вносит изменения в нашу операцию и нам приходится постоянно пересматривать планы, менять по ходу дела :
— срочно перебрасывать силы на другие направления;
— срочно разгружать одни пути для того, чтобы перебрасывать по ним войска и, допустим, снабжение по другим путям;
— перераспределять транспортные ресурсы и главное – постоянно сталкиваться с тем, что из-за противодействия противника нам где-то чего-то не хватает.

При этом штабная деятельность очень хорошо видна на оперативном уровне и неплохо видна на стратегическом уровне, но ее практически не видно на тактическом уровне . Отсюда, кстати, и возникло такое презрительное отношение к штабным офицерам и вообще к штабистам со стороны офицеров в строевых войсках, которые находятся непосредственно на линии фронта. Отсюда пошло такое понятие, например, как «штабная крыса». При этом, как я уже сказал, со времен наполеоновских войн армия без штаба просто не боеспособна . При этом, чем эффективней работал штаб, чем более высок уровень планирования, тем более сложные маневры может осуществлять армия.

Собственно говоря, во время Второй мировой войны именно этим было вызвано то, что в начале этой войны серьезные маневры умудрялась осуществлять только немецкая армия. Допустим не французы и не англичане к глубоким охватывающим маневрам были не способны. Да и, собственно говоря, нашим войскам тоже пришлось этому учиться в ходе войны. В дальнейшем эти блестящие операции нашей армии конца войны – против немцев в 44-45-м году, блестящее наступление в Манчжурии – это в значительной мере заслуга наших крайне эффективно работающих штабов.

Вот, собственно говоря, о роли логистики штаба на уровне ликвидации безграмотности.

Логистика — профессия, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения. Более широкое определение логистики трактует её как учение о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах. С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки, продажи, и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий. День логиста - 10 января.

История.

Происхождение термина.

Термин появился первоначально в интендантской службе Вооружённых Сил. Сам термин «логистика» происходит от греч. λογιστική, что означает «счётное искусство». Впервые употребляется в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI (865—912).

В Византийской империи при дворе императора были «логистики», в обязанности которых входило распределение продуктов питания. Есть сведения, что Наполеон применял в своей армии логистические принципы.

Термин логистика ввёл в русский язык в начале XIX века французский военный специалист Антуан Жомини.

В различных культурах.

В Империи инков.

Испанский юрист и экономист XVI века Хуан Поло де Ондегардо в 1572 году сообщал о том, что в Империи инков чиновниками кипукамайоками вёлся учёт по текущим необходимым продуктам для инкского двора. При этом учитывались: место отправки, доставляемая продукция, срок доставки, и, возможно, расстояние: «Этим путём письма приносились из Куско в Лиму за три дня, на расстояние 130 лиг (1 лига — 5,55 км), и всё по очень неудобной дороге. Инки также использовали этих посыльных-часки для доставки свежей рыбы с моря; и они проделывали за два дня расстояние в сотню лиг. У них были записи в кипу, о рыбе приносимой иногда из Тумбеса, с расстояния более чем 300 лиг».

Теория логистики.

Военная логистика.

Тыловое обеспе́чение (иност. военная логистика ) — обеспе́чение (снабжение) вооруженных сил в мирное и военное время вооружением, боеприпасами, топливом, продовольствием и т. п., то есть комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение финансовых, материально-технических, хозяйственных, противопожарных, автотранспортных, медицинских, торгово-бытовых и других потребностей ВС государства.

Тыловое обеспечение включает в себя организацию и осуществление мероприятий тыла по поддержанию в боеспособном состоянии войск (сил), обеспечение их всеми видами материальных средств и создание условий для выполнения поставленных перед ними задач.

Наиболее яркое проявление военной логистики было в период Второй мировой войны. Американский военный контингент, ведя боевые действия в Европе, полностью обеспечивался тыловыми подразделениями с другого материка. Совместная и четко отлаженная работа военной промышленности, транспорта (авиационные, морские и сухопутные перевозки) и тыловых служб дала после окончания войны толчок к применению военного логистического опыта в мирной экономике.

В наше время понятие «военной логистики» в некоторых странах по-прежнему сохраняется, но в русском языке термин «логистика» сейчас ассоциируется, прежде всего, с бизнесом.

Бизнес-логистика.

В зависимости от специфики деятельности компании применяются различные логистические системы. Логистическая система — совокупность действий участников логистической цепи (предприятий-производителей, транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.

Логистические системы очень разнообразны по охвату деятельности предприятия (и по пониманию современного российского менеджмента). Для некоторых логистика это просто умение работать с базами данных, для некоторых — снабженческая или складская деятельность. Но по своему назначению (а главное её назначение — уменьшение затрат при условии выполнения плановых заданий, а следовательно увеличение эффективности производственной деятельности) логистические системы должны охватывать практически все (кроме бухгалтерских, кадровых и т. п.) направления деятельности. Общепризнанные логистические системы и концепции управления приведены далее. Just In Time: MRP — Materials requirements planning, DRP (distribution requirements planning), MRPII — Manufacturing resource planning, ERP — Enterprise resource planning; LEAN PRODUCTION: CSRP — Customer Synchronized Resource Planning, ROP, QR, CR, AR; EOQ МОДЕЛЬ; Система двух уровней; Двухбункерная схема; Модель с постоянной периодичностью заказа; Метод АВС; Нестационарные и стохастические модели управления запасами и другие. Компании могут развивать собственные логистические подразделения, а могут привлекать транспортно-логистические организации для решения вопросов поставок, складирования и снабжения. В зависимости от уровня привлечения независимых компаний для решения бизнес-задач в логистике различают разные уровни: 1PL — от англ. «first-party logistics» — подход, при котором организация решает логистические вопросы самостоятельно; 3PL от англ. «third-party logistics» — подход, при котором полный комплекс логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров передается на сторону транспортно-логистической организации. В функции такого 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.

Задача управления логистикой на практике сводится к управлению несколькими компонентами, которые составляют так называемый «logistics mix» :

  • складские сооружения (отдельные складские постройки, центры дистрибьюции, складские помещения, совмещенные с магазином);
  • запасы (объем запасов по каждому наименованию, место нахождения запаса);
  • транспортировка (виды транспорта, сроки, виды тары, наличие водителей и т. д.);
  • комплектация и упаковка (простота и легкость с точки зрения логистического обслуживания с одновременным сохранением влияния на покупательскую активность);
  • связь (возможность получения как конечной, так и промежуточной информации в процессе товародвижения).

Логистика делится на виды: закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и другие.

Закупочная логистика.

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение производства материалами с максимальной экономической эффективностью, качеством и кратчайшими сроками. Закупочная логистика проходит по поиску и выбору альтернативных поставщиков-изготовителей. Основными способами закупочной логистики являются традиционный и оперативный способы. Традиционный способ осуществляется путем поставки необходимого количества товаров единовременно, а оперативный по мере необходимости в товаре. Важной частью закупочной логистики является планирование поставок на основании управления запасами.

Распределительная логистика.

Это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями.

Сбытовая логистика.

Сбытовая логистика (логистика распределения) — это область научных исследований системной интеграции функций, реализуемых в процессе распределения материального и сопутствующих ему (информационного, финансового и сервисного) потоков между различными потребителями, то есть в процессе реализации товаров, основная цель которой — обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными затратами. С понятием сбытовой логистики тесно связано понятие канал распределения — совокупность различных организаций, которые осуществляют доставку товара до потребителя.

Транспортная логистика.

Транспортная логистика это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Более детальными функциями данной логистики являются — 1) персонал который занимается осуществлением этих задач(грузчики, водители), 2) классификация транспортных средств(по объёмам м³), 3) ценовая политика(на рабочую силу, на ГСМ, предоставление транспортных услуг).

Под транспортно-логистической системой понимается совокупность потребителей и производителей услуг, а также используемые для их оказания системы управления, транспортные средства, пути сообщения, сооружения и иное имущество.В другом определении говорится о том, что транспортно-логистическая система - совокупность объектов и субъектов транспортной и логистической инфраструктуры вместе с материальными, финансовыми и информационными потоками между ними, выполняющая функции транспортировки, хранения, распределения товаров, а также информационного и правового сопровождения товарных потоков. Чтобы транспортно-логистическая система могла четко функционировать, требуется соответствующая инфраструктура. Процессы перемещения товаров, складирования и хранения и сопровождающие их информационные потоки требуют определённых технических средств. Эти средства составляют инфраструктуру логистики, а их взаимосвязи создают логистическую систему. Инфраструктура должна обеспечивать чёткое и бесперебойное выполнение всех логистических функций. В состав инфраструктурытранспортной логистики входят: . транспортные пути всех видов транспорта, в том числе трубопроводного, а также транспортные узлы, а именно морские, речные и авиационные порты, контейнерные терминалы, железнодорожные перегрузочные и сортировочные станции, терминалы комбинированного транспорта; . здания и постройки, позволяющие осуществлять складирование и хранение вместе с их техническим оснащением, позволяющим осуществлять манипуляции с грузами и реализовывать основные функций, например, комплектацию, декомплектацию и упаковку, а также покрытие пола, погрузочно-разгрузочные фронты, рампы; . элементы узловой инфраструктуры логистики, такие как распределительные центры, центры логистических услуг, транспортно-складские объекты; . устройства и средства переработки и передачи информации вместе с соответствующим программным обеспечением.

Таможенная логистика.

Развитие транспортной сети, повлекшее усиление торговых связей между государствами всего мира, а также прогрессирующие процессы глобализации, выводят на первый план такое направление в логистике, как международная логистика. Главной особенностью международной логистики является тот факт, что производитель и потребитель товара находятся в различных государствах, следовательно, процесс доставки товаров потребителю включает в себя преодоление государственных границ и таможен. Хотя понятия международная логистика и таможенная логистика часто используются как синонимичные, между ними имеется существенная разница.Понятие международная логистика обозначает механизм управления грузопотоками между государствами, в каждом из которых своя история, своя политика, свои страновые риски, свои внешнеэкономические связи, своя культура. Термин таможенная логистика также возникает и имеет место там, где формируются глобальные макрологистические системы внешнеторгового оборота, т.е. когда таможенные органы становятся звеньями логистических цепей. Однако, определение таможенной логистики значительно уже определения международная логистика. Таможенная логистика основана на системе таможенного тарифного и нетарифного регулирования и представляет собой отдельный перечень мероприятий в области таможенного дела, направленный па решение различных вопросов, связанных с организацией международных поставок товаров, находящихся под таможенным контролем. Тем не менее, в определённом контексте они могут выступать как взаимозаменяемые. Таможенная логистика как наука и практика управления экспортно-импортными товарными потоками включает в себя также финансовую логистику таможенных платежей, информационную логистику таможенного дела, логистику таможенных и околотаможенных услуг и другие разделы логистизации таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Цель таможенной логистики - повышение эффективности таможенного администрирования и создание благоприятных условий для участников внешнеторговой деятельности за счет повышения качества предоставляемых услуг, в результате чего будут обеспечены: . всемерное содействие развитию торговли, ускорение товарооборота и расширение внешнеторговых связей республики; . таможенный контроль за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу в объеме, необходимом и достаточном для соблюдения законодательства страны и защиты отечественного товаропроизводителя; . своевременное и полное наполнение доходной части государственного бюджета страны.

Логистика запасов.

Политика управления запасами состоит из решений — что закупать или производить, когда и в каких объёмах. Она также включает в себя решения о размещении запасов на производственных предприятиях и в распределительных центрах.

Второй элемент политики управления запасами касается стратегии. Можно управлять запасами каждого распределительного склада по отдельности, а можно централизованно (требует большей координации и информационного обеспечения)

Логистика запасов

Управление запасами предприятия — интегрированный процесс, обеспечивающий операции с запасами внутри фирмы и вне её — на всем протяжении цепи управления поставками.

Политика управления запасами обязательно должна опираться на стратегию предприятия в целом. Именно от стратегии зависит выбор модели управления запасами.

«Реактивная» модель, иными словами модель «вытягивания», позволяющая строить управление запасами в зависимости от спроса или конкретного заказа от производителя до конечного потребителя. Плановая модель предполагает продвижение продукта внутри маркетингового канала распределения по определенному графику в соответствии с прогнозом спроса на продукт и его наличием на рынке. Особенно актуальна смешанная модель управления, комбинирующая методы управления предыдущих моделей и позволяющая быстрее и эффективнее приспосабливаться к изменениям на рынке.

Контроль за состоянием запасов — техническое средство реализации политики управления материальными запасами. В процедуру контроля запасов входят учет наличия запасов, регулярное отслеживание приходов/расходов. Эти операции особенно эффективно могут выполняться с использованием автоматизированных систем управления вручную, без использования информационных систем. Использование информационной системы ERP-класса на сегодня является неотъемлемой частью системы управления производственными и материальными запасами предприятия.

Складская логистика.

Основной задачей складской логистики является оптимизация бизнес процессов приемки, обработки, хранения и отгрузки товаров на складах. Складская логистика определяет правила организации складского хозяйства, процедуры работы с товаром и соответствующие им процессы управления ресурсами (человеческими, техническими, информационными). При этом используются наиболее распространенные методики FIFO, LIFO, FEFO, FPFO, BBD. Для информационно-технической поддержки таких процессов используются специализированные системы управления складом WMS.

Информационная логистика.

Совокупность действий по эффективному распределению информационных потоков между цифровыми и традиционными носителями.

Комплексная логистика.

Системный подход к организации всего цикла жизни товара и связанных с ним мероприятий в период от момента производства его комплектующих до момента потребления. Это эффективная система управления материальными, информационными и финансовыми потоками, связанными с жизненным циклом товара. Комплексный подход к логистическому процессу позволяет сократить или нейтрализовать риски неопределенности, под влиянием которых находится функциональный цикл жизни товара.

Экологическая логистика.

Экологическая логистика обеспечивает движение материала при любых производственных процессах вплоть до его превращения в товарный продукт и отходы с последующим проведением отходов до утилизации или безопасное хранение в окружающей среде. Экологическая логистика также обеспечивает сбор и сортировку отходов, образующихся при потреблении товарных продуктов, их транспортировку, утилизацию или безопасное хранение в окружающей среде. Она позволяет радикально очищать большие территории, загрязненные несанкционированным мусором.

Бережливая логистика.

Синтез логистики и Лин концепции позволил создать вытягивающую систему, объединяющую все фирмы и предприятия, задействованные в потоке создания ценности, в которой происходит частичное пополнение запасов небольшими партиями. Принципы Лин технологии распространяются на сферы материально-технического снабжения, управления складами, запасами и транспортом в рамках предприятий, а затем и на управление внешними по отношению к заводам потоками. Лин логистика использует принцип совокупной логистической стоимости, Total Logistics Cost, TLC , что позволяет:

  • Сократить запасы по всей цепи;
  • Снизить затраты на транспортировку и хранение;
  • Наладить логистическое сотрудничество.

Городская логистика.

Городская логистика (сити логистика, муниципальная логистика) — комплекс логистических решений, действий, процессов, нацеленных на оптимизацию управленческих решений администрации, потоков материалов, транспортных средств, людей, знаний, энергии, финансов, информации в рамках подсистем города и его инфраструктуры.

Другие сферы применения.

В последнее время наметилась тенденция применения принципов логистики не только в экономике и финансах, но также в социальной области (социальная логистика): политика (политическая логистика), муниципалитетах (муниципальная логистика), педагогика (педагогическая или образовательная логистика), психология (педагогическая психологизированная логистика), медицина (медицинская логистика), фармация (фармацевтическая логистика) и демография демографическая логистика); виртуальная логистика и др.

Задачи, решаемые логистикой.

  1. выбор вида транспортного средства;
  2. определение маршрутов;
  3. организация транспортировки груза;
  4. упаковка товаров в контейнеры;
  5. управление запасами;
  6. ответственное хранение на складских площадях;
  7. маркировка;
  8. формирование сборных заказов;
  9. таможенные услуги
  • Николов Илья Ильич , студент
  • Государственный Университет Управления
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • РЕФОРМА
  • ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  • АРМИЯ
  • ЛОГИСТИКА
  • ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

В данной статье рассматривается ряд вопросов, связанных с проблемами материально-технического обеспечения Армии РФ. Проведя анализ основных проблем, имеющихся на данный момент в сфере военной логистики, автор также приводит своё видение решения этих проблем.

  • Рассмотрение логистического подхода к управлению материальными потоками
  • Преодоление дефицита деловой культуры Республики Крым
  • Особенности управления предприятиями общественного питания

Армия – основа оборонной функции любой, даже самой маленькой, страны. От состояния армии зависит многое: имидж страны на международной арене, уверенность граждан в собственной безопасности, возможность противостоять внешним угрозам и даже способность предупреждать войны и конфликты. И именно поэтому затраты на армию у подавляющего числа стран являются самой большой статьей расходов.

Современная армия – это очень большая и сложная система, состоящая из множества формирований, каждое из которых выполняют свою функцию. К примеру, Вооружённые Силы Российской федерации, состоят из множества родов войск, таких как сухопутные войска, военно-морские и т.п., и служб, обеспечивающих их деятельность. Все службы, занимающиеся обеспечением армии необходимыми материалами и снаряжением объединяются в так называемую систему материально-технического обеспечения Вооруженных Сил РФ.

Военная логистика имеет огромное значение в современной армии. Без должного, а главное - эффективного материально-технического обеспечения, армия будет парализована и обескровлена. И наоборот, грамотно наложенная система обеспечения армии может стать одним из основополагающих факторов в победе над противником. Так, например, Норман Шварцкопф, главнокомандующий Многонациональных сил во время войны в Персидском заливе, называл операцию «Буря в пустыне» не иначе как «войной логистов», отдельно отмечая, что именно благодаря удачно налаженной логистике коалиция смогла так молниеносно победить в этой войне. (1)

Цель данной статьи – рассмотрение основных проблем материально-технического обеспечения ВС РФ, а также поиск решений, которые бы позволили сделать логистику в ВС РФ более эффективной и надежной, причем и в военное, и в мирное время.

Эта тема на данный момент является очень актуальной. Нестабильная ситуация на Ближнем востоке и охлаждение отношений с США и ЕС, смена руководства ВС РФ, пристальное внимание СМИ из-за дела «Оборонсервиса», реорганизация и ребрендинг Армии – все это обуславливает повышенный интерес, как со стороны специалистов, так и со стороны простых граждан. Кроме того, действует Государственная программа вооружения (ГПВ-2020), которая предполагает затраты в размере 23 трлн. руб на модернизацию вооружения и технических средств (2).

Прежде всего, хотелось бы рассмотреть проблемы, которые возникли при внедрении аутсорсинга в ВС РФ: потеря административного контроля за обеспечением войск по закрепленной номенклатуре ВВТ, снижение уровня квалификации персонала, занимающегося ремонтом ВВТ, дублирование функций и задач и неспособность гражданских подрядчиков выполнять на должном уровне запланированные работы по восстановлению, в случае необходимости, той или иной техники.

На данный момент органы военного управления лишены возможности непосредственно влиять на процессы создания, испытания и поставки вооружения, техники и оборудования. Все это приводит к большим проблемам на местах: например, требование министра обороны РФ Сергея Шойгу о возвращение в войска функции отдельных видов ремонта и текущего обслуживания ВВТ невозможно было выполнить, так как отсутствовали нужные специалисты и делать это было попросту некому.

В ходе реформы проходили массовые сокращения, которые непосредственно коснулись должностей инженерного и технического состава, которые вкупе со специалистами-ремонтниками составляли основу системы войскового ремонта. Это, в совокупности с сокращением числа учебных заведений, которые готовили специалистов для ремонта ВВТ, привело к тому, что в среднем формирования, отвечающие за МТО, были укомплектованы лишь на 80%. При этом лишь 5% личного состава имеют опыт работы с бронетехникой, и лишь 1% способны выполнить сложный ремонт.

При этом передача на аутсорсинг ремонтно-восстановительных работ не решает проблему: если до реформы ремонтно-восстановительные органы гарантировали восстановление порядка 80% от нужд в ВВТ, то сейчас подрядчики способны всего на 10% только плановых работ и лишь при наличии достаточного количества запчастей. И при всем этом следует учитывать, что соединения и части, которые в ходе боевых действий будут переброшены на значительные расстояния от мест постоянной дислокации, лишаться и этого, не говоря уже об оперативном ремонте на месте боевых действий или по пути следования. Причин этого может быть много: гражданские специалисты могут просто не успеть или отказать от участия в военных действиях. (3)

Еще одна серьезная проблема – это вопрос эффективного использования финансовых средств для обеспечения армии всем необходимым. Здесь сложности возникают из-за двух явлений: злоупотреблений с целью незаконного обогащения и специфики производства некоторой крупной военной техники, которая производится небольшими партиями. Из-за неполной загрузки производства простаивают дорогостоящее оборудование и специалисты, что в свою очередь повышает стоимость конечных изделий. Это может быть оправдано лишь в том случае, когда несколько единиц такой техники могут обеспечить безопасность всей страны.

Следующая проблема – это проблема технологического устаревания некоторых видов ВВТ. По заявлениям Минобороны РФ и непосредственно самих производителей, в России существует множество разработок и образцов техники, уже принятой на вооружение, которые не имеют аналогов в мире. Однако при этом существует множество видов ВВТ, которые на данный момент устарели и уже не отвечают современным требованиям, предъявляемых военными. Ярким примером является принятый на вооружение Ак-74, который к 2015 году уступает западным аналогам по множеству показателей.

С позиции логистики в этом четко просматривается конфликт на уровне системы: удобно и выгодно работать в долгосрочной перспективе по одному стандарту, однако, несмотря на все удачные инженерные и технологические решения, модернизационный потенциал множества видов ВВТ уже исчерпан. В связи с этим и с постоянно изменяющимися условиями, которые продиктованы боевыми условиями, возникает потребность в разработке новых стандартов и создание новых образцов ВВТ, что в свою очередь повышает стоимость изделий и общие затраты на них.

Из этого вытекает следующая проблема: как уже говорилось, в ВС РФ имеется ряд ВВТ, которые на данный момент сильно устарели и отстают от зарубежных аналогов. Для того, чтобы окончательно не отстать от остальных стран, России необходимо наладить новую систему разработки и производства новых современных видов ВВТ, иначе придется закупать стратегически важное оборудование у потенциальных противников. В условиях кризиса в отношениях с Западом, разрыва военно-технических контрактов и недоверия со стороны западных партнёров – это уже стало затруднительно, а в будущем вообще может сложиться ситуация, при которой Россия окажется в полной изоляции.

Также серьезной проблемой является способ формирования государственного оборонного заказа. Дело в том, что все оборудование, которое производится оборонно-промышленным комплексом (ОПК) должно соответствовать жестким стандартам, устанавливаемым армией. В идеале ВВТ должны создаваться и проектироваться по этим требованиям, т.е. изготавливаться на заказ. Однако если речь не касается массовых и стандартизированных вещей (таких как военная форма и стандартное обмундирование), зачастую все происходит в обратно порядке: предприятия ОПК сами представляют военным новые виды вооружения и техники, которые затем оцениваются и только после этого подгоняются под нужные стандарты и спецификации. Все это несет за собой дополнительные риски и возрастание расходов из-за последующей модификации и модернизации ВВТ, которое не было принято из-за каких-либо несоответствий с тех. стандартами Армии.

Все это усугубляется проблемами с управлением в крупных предприятиях ОПК. Такие крупные предприятия как ОАО «Концерн ВКО „Алмаз-Антей“, ОАО НПО «Ижмаш» и прочие имеют очень сложную иерархическую систему, сложившуюся еще в советское время. Это вкупе с многозадачностью предприятий усложняет контроль за выполнением процессов и эффективным использованием производственных мощностей. При этом нужно понимать, что для исправления ситуации необходимо проводить серьезные изменения в работе предприятий, вплоть до полного изменения производственного процесса и переделки существующих на сегодняшний день норм и регламентов, которыми регулируются работа и производство. А главное использовать достижения в технологиях и методах современной логистики. (4), (5)

Решение проблем, возникающих при аутсорсинге, может заключаться, например, в возврате части функций по обеспечению МТО специализированным частям при каждом воинском формировании, в возврате административного контроля командирами тех или иных формирований над материально-техническим обеспечением или же в принятии законов, которые бы регулировали уровень выполняемой работы и закрепляли бы перевод организаций в непосредственное подчинение командирам частей в военное время. Это позволило бы увеличить непосредственное участие командующих в сфере МТО и контроль над сторонними организациями. (6)

Все остальные проблемы могут быть решены путем оптимизации предприятий ОПК и методов взаимодействия с ними. Также необходимо помнить, что типичную логистическую задачу MOB в сфере военной логистики необходимо решать с точки зрения собственного производства и максимально возможной его оптимизации, дабы не попадать в зависимость от покупок ВВТ заграницей. Иначе такая фатальная зависимость может привести к вполне ощутимым стратегическим потерям из-за, например, введенного эмбарго на поставки вооружения.

Отказываться от закупок у иностранных партнеров тоже не стоит – следует соблюдать баланс, учитывая альтернативные издержки в каждом конкретном случае. Поиск оптимального решения задачи MOB и есть самая актуальная задача для военной логистики. Для решения этой задачи и, соответственно, решения проблем, которые на сегодняшний день есть в сфере МТО необходимо применять комплексный подход к снабжению ВС РФ на всех уровнях воинских формирований (от рот до армий) и с учетом всех возможных факторов.

Большинство рассмотренных проблем касаются производственной логистики, так как в этой сфере, в отличие от транспортной, сосредоточены наибольшие различия военной логистики от гражданской, поэтому именно сферу производства необходимо оптимизировать, внедрять современные концепции управления, включая также такие концепции, как бережное производство и использование унифицированных компонентов, что отражено в Военной доктрине РФ. (4), (5), (7), (8)

Комплексное использование всех вышеперечисленных решений в совокупности с постоянным анализом изменений в сфере МТО как ВС РФ, так и армий зарубежных стран, позволит достичь стабильной и эффективной работы предприятий ОПК. Это, в свою очередь, повысит конкурентоспособность российского ВВТ и, в конечном итоге, усилит боеспособность Армии.

Список литературы

  1. Логистика. Искусство управления цепочками поставок / авт. Дэймон Шехтер Гордон Сандер. - [б.м.] : Претекст, 2008.
  2. Утверждение госпрограммы вооружения перенесли на три года - : Интерфакс, 2015 г..
  3. Материально-техническое недоразумение / авт. Щербаков Владимир // Независимое военное обозрение. - 2013 г..
  4. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы Логистики / авт. Б.А. Аникин [и др.]. - Москва: Учебное пособие, 2014.
  5. Логистика: тренинг и практикум / авт. Аникин Б.А. Вайн В.М., Водянова В.В., Воронов В.И., Гапонова М.А., Ермаков И.А., Ефимова В.В., Заичкин Н.И., Кравченко М.В., Пузанова И.А., Родкина Т.А., Серова С.Ю., Серышев Р.В., Федоров Л.С.. - Москва: Учебное пособие, 2014.
  6. Основные аспекты формирования аутсорсинга / авт. Аникин Б.А. Воронов В.И. // Маркетинг. - 2005 г.. - 4. - стр. 107-116.
  7. Развитие и взаимосвязь основных концепций управления предпринимательскими организациями / авт. Аникин Б.А. Воронов В.И. // Транспорт: наука, техника, управление. - 2006 г.. - 4. - стр. 7-14.
  8. Военная доктрина Российской Федерации // Российская газета. - 2014 г.. - 6570.
  9. Актуальные проблемы военной логистики в России / авт. Щербинин В. О. Кузин Д. А. // Современные проблемы в области экономики, менеджмента, бизнес-информатики, юриспруденции социально-гуманитарных наук: материалы XI научно-практической конференции студентов и преподавателей НИУ ВШЭ - Нижний Новгород / ред. Асланян Е. А.. - Нижний Новгород: Нижегородский филиал НИУ ВШЭ, 2013.

Несёт в себе более объёмный спектр значений, чем термин военная логистика по своей сути, поскольку связано не только с перемещением материальных средств, финансовыми и транспортными мероприятиями (подпадающими под определение термина логистика), но включает в себя такие сферы, не связанные с логистикой, как медицинское обеспечение, ремонтно-восстановительные службы, коммунально-эксплуатационная служба и так далее.

Тыловое обеспечение включает в себя организацию и осуществление мероприятий тыла по поддержанию в боеспособном состоянии войск (сил), обеспечение их всеми видами материальных средств и создание условий для выполнения поставленных перед ними задач.

Такая система снабжения давала римлянам огромное преимущество над варварами, которые использовали только продовольственные запасы, взятые каждым из дому, и то продовольствие, которое они находили на месте. Так, когда Юлий Цезарь приступил к завоеванию Бельгии , то он с войском в 50-60 тысяч воинов, а с нестроевыми - около 100 тысяч человек, расположился в укрепленном лагере на северном берегу реки Энм , где против него собрались все племена белгов (по свидетельству самого Цезаря - 300 тысяч человек, по оценке Дельбрюка - 30-40 тысяч). Войско Цезаря снабжалось водным путём, а белги вскоре начали ощущать голод. Они не могли атаковать римский лагерь и разошлись по своим селениям. Тогда Цезарь перешёл в наступление и покорил одно племя за другим .

Средние века

«Пожалуй, кое-кому покажется удивительным, что они содержат себя и своих людей на столь скудное жалованье и притом, как я сказал выше, столь долгое время. Поэтому я вкратце расскажу об их бережливости и воздержанности. Тот, у кого есть шесть лошадей, а иногда и больше, пользуется в качестве подъемной или вьючной только одной из них, на которой везет необходимое для жизни. Это прежде всего толченое просо в мешке длиной в две-три пяди, потом восемь-десять фунтов соленой свинины; есть у него в мешке и соль, притом, если он богат, смешанная с перцем. Кроме того, каждый носит с собой сзади на поясе топор, огниво, котелки или медный чан, и если он случайно попадет туда, где не найдется ни плодов, ни чесноку, ни луку, ни дичи, то разводит огонь, наполняет чан водой, бросает в него полную ложку проса, добавляет соли и варит; довольствуясь такой пищей, живут и господин, и рабы. Впрочем, если господин слишком уж проголодается, то истребляет все это сам, так что рабы имеют, таким образом, иногда отличный случай попоститься целых два или три дня. Если же господин пожелает роскошного пира, то он прибавляет маленький кусочек свинины. Я говорю это не о знати, а о людях среднего достатка. Вожди войска и другие военные начальники время от времени приглашают к себе других, что победнее, и, хорошо пообедав, эти последние воздерживаются потом от пищи иногда два-три дня. Если же у них есть плоды, чеснок или лук, то они легко обходятся без всего остального» .

Непосредственно же во время походов организовывались экспедиции для добычи продовольствия на вражеской территории - «загоны». Кроме этого во время «загонов» иногда захватывали пленников с целью их отправки в поместья.

Новое время

Во время Второй мировой войны для снабжения войск начал использоваться воздушный транспорт . Немцы использовали «воздушный мост » для снабжения десанта на Крите и окруженных группировок под Демьянском и Сталинградом . Американцы использовали трансконтинентальный «воздушный мост» по линии Бразилия - Нигерия - Судан - Египет .

Самыми яркими примерами военной логистики недавнего прошлого являются операции США в Ираке в 1991 году («Буря в пустыне ») и в 2003 году . Эффективная система снабжения сыграла важную роль в успехе этих операций.

Тыловое обеспечение в ВС СССР

К началу 1990-х годов тыловым обеспечением в ВС СССР , занималось ведомство под названием - Тыл ВС СССР в составе министерства обороны , возглавляемое начальником в генеральском звании в ранге заместителя министра обороны.

Организационно-штатные структуры (специализированные подразделения) тылового обеспечения присутствовали на всех уровнях от подразделений до объединений , начиная с уровня батальона .

К примеру на уровне мотострелкового/парашютно-десантного/танкового батальона или артиллерийского дивизиона , задачи тылового обеспечения решал взвод материального обеспечения (в зависимости от штата существовало другое название - взвод снабжения, сокращённо - вмо или вс). Вмо/вс состоял из автомобильного отделения, отделения хозяйственного обслуживания и отделения технического обслуживания. Существовал также штат батальона, где кроме взвода материального обеспечения имелся и взвод технического обслуживания (вто).

Задачами вмо/вс являлись:

  • Транспортировка к боевым порядкам батальона/дивизиона всего необходимого для выполнения боевой задачи (боеприпасы, топливо, продовольствие и так далее.)
  • Организация полевого питания и обслуживания военнослужащих (разворачивание полевых кухонь и столовых, пунктов обогрева личного состава, пунктов помывки личного состава и так далее.)
  • Ремонт в полевых условиях боевой техники, автомобильной техники и вооружения.

На уровне роты/батареи - все вопросы тылового обеспечения контролировали и решали старшина , заместитель командира роты/батареи по технической части (техник (старший техник) роты/батареи) и санинструктор .

Начиная с уровня батальона/дивизиона, существовала офицерская штатная должность , полностью отвечавшая за тыловое обеспечение - заместитель командира батальона по тылу. За техническое обеспечение ответственность нёс заместитель командира батальона по технической части (по вооружению).

Медицинское обеспечение осуществлялось медицинским пунктом (МП) батальона, представлявшим собой