Управление начальника тыла ракетных войск стратегического назначения. Система управления тылом вооруженных сил этапы и перспективы развития

В мае 2013 года в Санкт-Петербурге на базе Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи Российской академии ракетных и артиллерийских наук прошла четвертая Международная научно-практическая конференция "Война и оружие. Новые исследования и материалы" .

Предлагаем вашему вниманию статью В.В. Наумова "Опыт организации управления тылом российского контингента в зонах грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов" , опубликованную в части III сборника трудов конференции.

Фото (с) А.А. Ковылков, корреспондент газеты "Военный вестник Юга России" / fotki.yandex.ru/users/kovilkov/album/827 31/

Очередная, третья с момента выхода из состава бывшего СССР, попытка Грузии силой оружия ликвидировать самопровозглашенную республику Южная Осетия, а вслед за этим ликвидировать Абхазию, завершилась решительным разгромом грузинских сил вторжения.

Вооруженная акция против Южной Осетии, в которую грузинская сторона вложила значительную часть накопленного ею за последние годы военного потенциала, стала, пожалуй, самым быстротечным региональным вооруженным конфликтом на постсоветском пространстве.

В ходе проведения операции заслуживает внимания анализ полученного опыта ведения боевых действий войск, а также их тылового обеспечения и управления. Управление тылом является составной частью управления войсками и заключается в целенаправленной деятельности командующих (командиров), заместителей командующих (командиров) по тылу, штабов тыла по поддержанию тыла в высокой степени боевой готовности, подготовке его к выполнению поставленных задач и руководству соединениями, частями, организациями тыла (СЧОТ) в ходе их выполнения.

Следует отметить, что управление тылом в ходе операции строилось по классической схеме: Центр - военный округ - объединение - соединение - воинская часть - подразделение.

При этом управление тылом заключалось в разработке и осуществлении мероприятий по созданию системы управления тылом, поддержанию высокой боевой готовности, развитию и наращиванию устойчивого и непрерывного ее функционирования, а также быстрого восстановления в ходе операции.

Сложность организации управления тылом в операции состояла в том, что при ее подготовке и проведении необходимо было учесть влияние таких факторов как: внезапность и непредсказуемость действий грузинской стороны; недостаточная степень информированности органов управления тылом о предстоящих задачах; укомплектованность частей и подразделений тыла, а также органов управления тылом всех уровней по штатам мирного времени; физико-географические и климатические условия; недостаток средств управления и значительное снижение их возможностей в условиях горной местности.

Звено: Центр
Для руководства тыловым обеспечением группировок войск (сил) штабом Тыла ВС РФ была развернута система управления тылом. Она включала оперативную группу (ОГ) управления тылом Центра, органы управления тылом направлений, СКВО, 58 А, 4 А ВВС и ПВО, ЧФ, тыловые пункты управления (пункты) 58 А, 4 А ВВС и ПВО, 19 мсд, 42 мсд, соединений и частей ВДВ, сил специального назначения и других соединений и воинских частей, входящих в состав группировок войск, а также подразделения и воинские части связи и автоматизации.
Работу органов военного управления тыла, в соответствии с характером ведения боевых действий, логично условно разделить на 3 этапа:
1 этап: управление подчиненными соединениями, частями и организациями при подготовке к операции;
2 этап: управление тыловым обеспечением частей, участвующих в операции по принуждению Грузии к миру;
3 этап: управление тыловым обеспечением войск при отводе их на исходные позиции, формирование мотострелковых бригад и постов.
Перед органами управления тыла от Центра до соединения была поставлена триединая задача: выстроить вертикаль управления по стволу ответственности; своевременно осуществлять прогноз развития ситуации по тыловому обеспечению; производить опережающую оценку развития событий.
В ходе первого этапа проводились мероприятия по заблаговременной и непосредственной подготовке тыла.
При этом заблаговременная подготовка тыла к обеспечению соединений и частей в операции включала: выполнение комплекса мероприятий с разработкой всех планов операции и директивных документов применительно к нескольким типовым вариантам обстановки. Предвидя значительный рост объемов задач по тыловому обеспечению, связанный с вероятным увеличением численности российского миротворческого контингента, ограниченностью временных параметров, сложностью географических условий, штабом Тыла ВС РФ был разработан ряд подготовительных мер, по приближению материальных и транспортных ресурсов к потенциальным зонам конфликта.
Штабом Тыла ВС РФ были подготовлены и направлены в СКВО указания начальника ГШ ВС РФ о создании повышенных запасов материальных средств (на 30 суток, в т.ч. войсковые запасы - в воинских частях (подразделениях) на 6 суток, переходящие запасы - на объединенном складе ССПМ и обособленных отделах хранения КСПМ для всей группировки войск (сил) на 24 суток) и формировании комплексной базы материально-технического обеспечения в н.п. Гудаута и объединенного склада в н.п. Джава.
Непосредственная подготовка проводилась в кратчайшие сроки уже в ходе второго этапа. Управление тылом группировок войск (сил) в начале операции осуществлялось с тылового пункта управления СКВО, в дальнейшем, для выполнения триединой задачи, было принято решение о создании ОГ в зонах грузино-осетинского и грузиноабхазского конфликтов. В их состав вошли генералы и офицеры штаба и центральных управлений Тыла ВС РФ.
Данная мера позволила сохранить управляемость системы тылового обеспечения особенно в период динамического наращивания состава группировок войск и тыла в зонах конфликта. Работая непосредственно в соединениях и воинских частях, оперативные группы добывали информацию о реальном состоянии войскового тыла; оказывали им практическую помощь; своевременно доводили до Центра сведения об изменениях в обеспеченности войск материальными средствами и транспортными ресурсами.
Анализ деятельности органов управления тыла от Центра до дивизии включительно показал, что все планы применения и обеспечения, боевые расчеты, табели срочных донесений оказались забытыми. Буквально каждый расчет потребности в тех или иных материальных средствах пришлось разрабатывать заново, как будто до этого не было никаких наработок, сверок и уточнений документов планирования.
С началом боевых действий боевыми расчетами не был предусмотрен порядок предоставления органами военного управления, СЧОТ отчетно-распорядительных документов. Из всего перечня срочных донесений по установленной форме представлялись: сводка по тылу ЧФ (в ШТ ВС РФ - с 14 августа с.г.), сводка по тылу ГК ВВС (в ШТ ВС РФ - с 8 августа с.г.) и сводка по тылу ВДВ (в ШТ ВС РФ - с 15 августа с.г.). По срокам представления видно, что сводки стали поступать в ШТ ВС РФ с задержкой до семи суток с начала боевых действий.
По своему содержанию сводки имели декларативный характер, и, как правило, являлись инициативной разработкой должностных лиц. При этом необходимая аналитика, основанная на объективных расчетных данных, отсутствовала. Кроме того, в нарушение требований уставных документов большая часть количественных показателей исчислялась не в РСЕ (исключение составляют сводки ВДВ), а в натуральных единицах измерения, что не позволяло оценить соответствие уровня обеспеченности группировок войск установленным нормативам. В сводках, как видно из табл. 1, отрабатывались не все положенные разделы.

Таблица 1. Качество и полнота представленных сводок по тылу

Разделы сводки по тылу ЧФ ВДВ ВВС
районы размещения тыла + + +
обеспеченность материальными средствами + + +
данные о подвозе материальных средств + + -
состояние путей подвоза и автотранспорта + + +
данные о техническом обеспечении по службам тыла (выход техники из строя, ремонт и эвакуация техники тыла) - + -
данные по медицинскому обеспечению - + -
потери от воздействия противника + + +
данные о трофеях - + +
выводы о состоянии тыла (степень боеготовности) - + -
заявки на недостающие (необходимые) материально-технические средства + - -

Обмен оперативной информацией между органами военного управления осуществлялся не эффективно, т.к. эти задачи выполняли отдельные должностные лица, а остальной оперативный состав занимался повседневной деятельностью. Затруднен был сбор информации о состоянии и работе баз (складов).
Это негативным образом повлияло на слаженность действий всей вертикали управления тылом, вплоть до войскового звена. Из-за слабо налаженного информационного обмена сведения о реальном положении войск (сил) и их обеспеченности собирались с трудом, информация была откровенно скудной, а зачастую и противоречивой.
Ряд органов военного управления тыла, в том числе входящие в состав ГК СВ, на которые возложена функция обеспечения миротворческой миссии, были исключены из этого процесса.
Система управления тылом не обеспечила выполнение возложенных на нее задач, требуемой устойчивости и оперативности, была слабо адаптирована к работе в рамках межведомственной совместной операции, и в целом оставалась на уровне 80-х годов прошлого столетия. Система связи, в первую очередь ее техническое
состояние, не обеспечила надежность управления тылом сухопутной группировки, и особенно в горных условиях.
Особенностями управления тылом в ходе завершившейся миротворческой операции явилось то, что органы управления действовали в штатах мирного времени, личный состав из отпусков и командировок не вызывался, мероприятия повседневной «мирной» деятельности выполнялись в полном объеме. Офицеры штабов и служб тыла работали по документам мирного времени, не предусматривающего разработку тех документов, которые они должны отрабатывать при проведении операций. С началом конфликта система управления тылом, работающая достаточно оперативно и устойчиво в повседневном режиме, давала некоторые сбои.


1. Нарушения устойчивости функционирования системы связи. Для обеспечения устойчивости и непрерывности работы системы связи в Тыле ВС РФ предложено создать мобильный узел связи постоянной готовности.
2. Проблемы с организацией связи выявлены в работе центрального пункта управления тылом ВМФ. Предложено штаб тыла ВМФ оборудовать радиотелеграфной аппаратурой и создать абонентский пункт для получения секретной электронной корреспонденции.
3. Одна из проблем имела системный характер и заключалась в том, что части и подразделения тыла, согласно Боевому уставу, не включены в боевой порядок дивизии (бригады, полка). А задачи в боевом приказе ставятся только элементам боевого (походного) порядка. В ходе согласования проекта Боевого устава штаб Тыла ВС РФ обращал на это внимание разработчиков. Ведь боевой порядок - это построение соединений (частей) для ведения боя. А органы войскового тыла организационно входят в штаты этих соединений и воинских частей. Следовательно, должны входить и в боевой порядок. Тем более что в состав оперативного построения тыл входит. Но приводимые доводы учтены не были.
В результате произошла нестыковка теоретических взглядов разработчиков устава с объективной реальностью, в результате чего в войсковом тыле единственным полноценным эшелоном в зоне боевых действий оказался батальонный тыл и тыл дивизионов. Те задачи, которые должны были решать полковой и дивизионный транспорт подвоза, пришлось выполнять окружным автомобильным батальонам. А задачи окружного транспорта пришлось возложить на автомобильный батальон, переброшенный из Центра.
Чтобы исключить предпосылки к рецидиву негативных примеров, предложено части и подразделения войскового тыла включить в состав боевого порядка, аналогично тому, как соединения и части тыла включены в состав оперативного построения войск. Предложено ходатайствовать о внесении изменений в Боевой устав в части включения подразделений и воинских частей тыла в состав боевого порядка с учетом наличия тыла в оперативном построении объединений и полученного опыта.
4. Не определен порядок перехода органов военного управления на документы военного времени.
С началом применения межвидовых группировок войск в конфликтах любой интенсивности предложено вводить в действие Табель срочных донесений на военное время для всех задействованных подразделений, воинских частей, соединений, объединений и органов управления. При этом предложено предусмотреть появление в составе Тыла ВС РФ органов заказов и поставок, увековечения памяти защитников Отечества, а также подчинения начальнику Тыла ВС РФ - заместителю Министра обороны РФ Железнодорожных войск.

Оперативное звено
Управлением тыла СКВО непосредственная подготовка операции проводилась фактически в ходе ведения боевых действий, а ранее разработанные планы были реализованы лишь частично.
С началом операции управление тылом действующей группировки войск (сил) строилось в соответствии со схемой организации управления войсками и осуществлялось через штатные органы управления тылом частей и подразделений, а также через оперативные группы тыла (ОГТ), сформированные за счет личного состава Управлений тыла СКВО и 58 А.
Боевыми расчетами не был предусмотрен порядок предоставления органами военного управления, СЧОТ с началом боевых действий отчетно-распорядительных документов.
Наличие неполных и несвоевременно представленных сведений об обеспеченности войск основными видами материальных средств (боеприпасами, горючим, продовольствием), а также отсутствие реальной на определенный момент времени информации об объеме потребности в их подвозе и состоянии тыла создавали значительные трудности при планировании тылового обеспечения войск (сил) и разработке распорядительных документов.
С учетом того, что стационарная сеть связи в Южной Осетии была выведена из строя ударами авиации и артиллерии грузинской армии, а полевые линии связи не были построены, основу системы связи составляли средства спутниковой и радиосвязи, которые применялись для организации прямых связей.
Управление тылом армии ВВС и ПВО осуществлял начальник тыла - заместитель командующего авиацией и войсками ПВО - с тылового пункта управления. Управление было организовано с использованием сил и средств системы связи ВВС. Оно осуществлялось постановкой задач и отдельными распоряжениями, отдаваемыми лично начальниками своим подчиненным с использованием технических средств связи или через своих представителей. Однако установленный алгоритм работы и органами управления тыла ВВС и ПВО не выдерживался.
Управление тылом Черноморского флота осуществлялось с повседневного пункта управления. Работа заместителя командующего флотом по тылу в подчиненных СЧОТ по организации выполнения поставленных задач проводилась путем осуществления личного контроля за правильным уяснением, своевременным и точным выполнением отданных распоряжений и оказания необходимой помощи подчиненным. Сбоев в системе управления тылом ЧФ не выявлено.
В итоге, со стороны оперативного тыла, в первую очередь, управлений тыла СКВО и 58 А, организаторская деятельность по обеспечению выдвижения и развертывания окружных и армейских воинских частей, а также войск, прибывающих в состав создаваемой межвидовой группировки из других регионов, не осуществлялась.
На третьем этапе система управления тыловым обеспечением в зоне конфликта представляла собой следующую структуру уровней органов управления: ОГ тыла СКВО - ОГ тыла 58 А - НТ соединений - НТ частей и подразделений - посты.
Проверка штабом Тыла ВС РФ показала, что данная структура оказалась недееспособна.
Все указания и распоряжения начальника тыла и начальников служб тыла СКВО дальше армейского звена не уходили. Войсковое звено вообще выпало из процесса управления. Сложилась ситуация, при которой информация «сверху» до «низа» не доходит, а «низ», в свою очередь, не может достучаться до «верха».
В ходе проверки комиссией штаба Тыла ВС РФ войск, находящихся в зонах грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов, восстановлена вертикаль управления тыловым обеспечением, которая заключалась в создании единой оперативной группы тыла во главе с начальником тыла 58 А (в зоне грузино-осетинского конфликта), с подчинением ему офицеров оперативных групп служб тыла округа, а также начальников складов.
Основная масса недостатков была допущена не по причине отсутствия ресурсов, а из-за неорганизованности конкретных должностных лиц.

Проблемные вопросы и пути решения:
1. Нарушения устойчивости функционирования системы связи тыла СКВО. Предложено восстановить узел связи ТПУ 58 А в целях его поддержания в постоянной боевой готовности.
2. Значительные проблемы в работе ОУТ создавало практически полное отсутствие связи. Средства, предназначенные для работы заместителей командиров СЧОТ, отсутствовали или не работали. Средства связи, обеспечивающие боевую работу заместителей командиров подразделений по тылу, не были предусмотрены штатами, причем как между самими органами управления тыловым обеспечением всех звеньев, так и с подчиненными силами и средствами, особенно в ходе выдвижения войск в горно-лесистой местности. В связи с этим ежесуточные сбор, обобщение и анализ тактической и тыловой обстановки были фактически парализованы.
Документы от управления тыла на пункте управления оперативной группы СКВО своевременно не велись. Сводки в звеньях «соединение - воинская часть» отрабатывались несвоевременно и необъективно, а звено «подразделение» практически было исключено из этой работы.
Принимая во внимание перспективу перехода ВС РФ на бригадную структуру, было предложено разработать структуру и состав бригадного тыла, с учетом реорганизации батальонного звена, а также окружного тыла, способного одновременно обеспечивать соединения и воинские части окружного комплекта, на модульной основе формировать на операционных направлениях максимально приближенные к обеспечиваемым межвидовым группировкам войск необходимые группировки тыла.

Войсковое звено
Выполнение боевых задач осуществлялось батальонными тактическими группами (БТГр). При этом у начальников тыла батальонов, на которых в войсковом звене легла основанная нагрузка, отсутствовали штатные средства управления и связи, что в значительной степени затрудняло оперативный обмен информацией с вышестоящим штабом и довольствующим органом. Опыт предыдущих «чеченских компаний», а также проведения операции на территории Республики Дагестан свидетельствуют о том, что такая форма ведения боевых действий является характерной для рассматриваемых условий, и, следовательно, с учетом этого фактора в дальнейшем предложено обеспечивать подразделения тыла соответствующими средствами управления.
Вместе с тем, в зону конфликта были выдвинуты органы военного управления тыла полков и дивизий, которые, не имея в подчинении сил и средств, только затрудняли процесс управления, превратившись в избыточные промежуточные звенья в системе управления.
Наличие неполных и несвоевременно представленных данных об обеспеченности войск основными видами материальных средств (боеприпасами, горючим, продовольствием), а также отсутствие реальной на каждый момент времени информации об объеме их подвоза и состоянии тыла создавали значительные трудности при планировании тылового обеспечения и передаче распорядительных документов в войска.
В ходе создания группировок войск на направлениях марш совершали практически все воинские части и подразделения.
Наибольшая нагрузка выпала на подразделения 42 мсд, совершившие марш протяженностью более 200 км за 15 часов и 136 омсбр - соответственно 680 км за 48 часов, которые после марша сходу были введены в бой.
Хорошую выучку при совершении марша в район конфликта продемонстрировали воинские части ВДВ.
Ряд воинских частей постоянной готовности с началом боевых действий был направлен в районы боевого предназначения без штатных тыловых подразделений. Вместе с тем, в зону конфликта были выдвинуты органы военного управления тыла полков, дивизий. Но, не имея в подчинении сил и средств, они не могли повлиять на своевременность и качество обеспечивающего процесса. Таким образом, вышеупомянутые органы управления тылом превратились также в избыточные промежуточные звенья в системе управления.
Допускались сверхнормативные разрывы между боевыми и тыловыми подразделениями, которые следовали не единым походным порядком. К примеру, при вводе в бой 71 мсп 42 мсд, 693 мсп 19 мсд удаление батальонных тылов достигало 15 км, а в отдельных случаях и более (при нормативе не более 3-х км). В конечном итоге упущения, прежде всего управленческого характера, выливались в задержки с дозаправкой боевой техники, с приготовлением горячей пищи, со своевременной доставкой бутылированной воды и т.д.
В условиях неустойчивой связи (а зачастую отсутствия связи) было затрачено значительное количество времени на передачу боевых приказов и распоряжений от старших начальников до БТГр. Как следствие - принятие решения и постановку боевых задач командиры БТГр осуществляли в условиях жесткого лимита времени. Организация взаимодействия с частями и подразделениями (в том числе и других видов и родов войск) не проводилась. Все вопросы решались командирами подразделений в ходе выполнения боевых задач (с соседями, действующими на одном направлении, взаимодействие организовывалось только при личном общении).
Принятие решения и управление подразделениями затрудняло отсутствие на начальном этапе (в последующем недостаточное количество) карт районов боевых действий. При этом устаревшие карты издания 1987 г. не всегда соответствовали современной действительности. Командиры остро нуждались в крупномасштабных картах, планах городов, аэрофотоснимках основных военных объектов и важных промышленных узлов.
В звене батальон - полк - дивизия отсутствовали машины управления со средствами автоматизации. Отсутствовала автоматизация системы связи, как следствие, ее высокая инерционность, низкая мобильность и невозможность постоянно соответствовать быстро меняющейся структуре управления (фактическая необходимость обеспечивать связь военного округа (армии) с БТГр, ротами на отдельных направлениях, т.е. через две, три инстанции).
Средства связи оказались не защищены от радиоэлектронного подавления противником. В условиях отсутствия связи управление подразделениями зачастую осуществлялось с использованием мобильных телефонов, захваченных у военнослужащих Грузии.
На вооружении находились громоздкие, устаревшие и ненадежные средства связи (и те в недостаточном количестве), которые оказались не способны обеспечить связь в горных условиях местности. Традиционный способ развертывания абонентской сети (кабельными линиями) не соответствовал современным требованиям системы управления.

Проблемные вопросы и пути решения:
1. Отсутствие в подразделениях тыла средств управления и связи.
С учетом расширения практики применения в современных условиях батальонных тактических групп предложено включить в состав батальонного тыла силы и средства, позволяющие в максимально допустимой степени обеспечить его автономность. При этом предусмотреть в штате подразделений тыла наличие разработанной и принятой на вооружение командно-штабной машины нового поколения КШМ-142Т, которая должна стать для начальника тыла и начальников служб и пунктом и средством управления.
2. Низкий уровень подготовки должностных лиц тыла. Основной причиной явился упрощенческий подход при проведении мероприятий боевой подготовки. Подразделения обеспечения выходят в районы учений заблаговременно, действуют в повседневном ритме, в напряжении их никто не держит. Когда же обстановка развивается динамично и непредсказуемо, они оказываются не готовыми к выполнению задач в сложных условиях.
В ходе планирования мероприятий по боевой подготовке частей и подразделений тыла предложено учесть анализ и обобщение полученного опыта. Исключить упрощенческий подход при проведении тактико-специальных (специальных) занятий и учений.
3. Отсутствие (недостаточное количество) карт районов боевых действий у заместителей командиров по тылу, командиров СЧОТ. Предложено решить вопрос обеспечения частей и подразделений тыла центрального и окружного подчинения картами соответствующих районов через штаб тыла СКВО.
Несмотря на сложную и противоречивую обстановку в зоне грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов, действующая система управления тылом и система тылового обеспечения в целом задачи по удовлетворению потребностей группировок войск выполнила.

#тыл #история #война #штабтыла #ВАТТ

Наряду с общими организационными вопросами, понимая, что один в поле не воин, решил усилить главную свою опору - штаб тыла.

Начальник штаба тыла генерал-майор Уткин был опытным служакой, Хрулев знал его много лет. Но интересы дела Андрей Васильевич ставил выше личных симпатий или антипатий. Генерал Уткин в сложных условиях войны не справлялся со своими обязанностями, не хватало у него оперативности, находчивости.

Хрулев посоветовался с генералом Баюковым, который был, по сути, замполитом при начальнике тыла. Владимир Антонович согласился с мнением Хрулева, и оба они сошлись на кандидатуре генерала Миловского Михаила Павловича , который был заместителем Уткина, полностью в курсе дел и мог без раскачки вступить в новую должность.

Замена состоялась. Поскольку Хрулев работал с Миловским много лет, как говорится, душа в душу, познакомлю с его биографией.

Михаил Павлович Миловский. Родился он 27 мая 1899 года в деревни Никулкино Филипповского района, Владимирской области. Отец - лесной сторож, мать - сезонная работница, брат и сестра - ткачи.

Трудовую деятельность Михаил Павлович начал в десять лет: работал маляром, кровельщиком. В Красной Армии с 1919 года, воевал на Южном фронте, откуда был командирован на учебу. Успешно окончил Московские пехотные командные курсы и снова воевал на различных фронтах. С конца 1920 года проходил службу в 11-й Ленинградской стрелковой дивизии. В 1924 году он был уже командиром полка и с этой должности уехал на учебу в академию им. Фрунзе. После ее окончания служил в войсках, а в 1932 году вернулся в академию, но уже в другом качестве - преподавателем.

№ 139

ПРИКАЗ ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ

С ОБЪЯВЛЕНИЕМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГКО ОБ УПРАВЛЕНИИ ТЫЛОМ КРАСНОЙ АРМИИ

Объявляю для руководства и исполнения Постановление Государственного Комитета Обороны № 3543с от 9 июня 1943 г. об изменении Постановления Государственного Комитета Обороны № 300с от 31 июля 1941 г. “Об Управлении тылом Красной Армии”.

Заместитель Народного комиссара обороны Маршал Советского Союза ВАСИЛЕВСКИЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ № 3543с

ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

“ОБ УПРАВЛЕНИИ ТЫЛОМ КРАСНОЙ АРМИИ”

Во изменение Постановления ГОКО № 300с от 31 июля 1941 г. “Об Управлении тылом Красной Армии” Государственный Комитет Обороны постановляет:

I. По Управлению тыла Красной Армии

1. Главное управление тыла Красной Армии упразднить. 2 Учредить должность начальника тыла Красной Армии с непосредственным подчинением его Народному комиссару обороны. 3. При начальнике тыла Красной Армии иметь:

1) Штаб начальника тыла Красой Армии;

2) отдел кадров.

4. Начальнику тыла Красной Армии подчинить:

1) Центральное управление военных сообщений Красной Армии;

2) Главное автомобильное управление Красной Армии;

3) Главное дорожное управление Красной Армии;

4) Главное интендантское управление Красной Армии;

5) Главное управление продовольственного снабжения Красной Армии;

6) Главное военно-санитарное управление Красной Армии;

7) Управление снабжения горючим Красной Армии;

8) Ветеринарное управление Красной Армии;

9) Финансовое управление Красной Армии;

10) Управление по персональному учету потерь младшего начальствующего и рядового состава действующей армии и пенсионному обеспечению их семей;

11) Административно-хозяйственное управление НКО;

12) редакцию журнала “Тыл и снабжение Красной Армии”.

5. В непосредственном ведении начальника тыла Красной Армии иметь:

а) Военную академию тыла и снабжения Красной Армии имени Молотова;

б) Военно-транспортную академию Красной Армии имени Кагановича. 6. На начальника тыла Красной Армии возложить:

а) организацию тыла Красной Армии;

б) разработку вопросов по организации тыла дейстующей армии, разработку планов и соображений по формированию, расформированию и распределению

между фронтами тыловых органов, частей и учреждений и осуществление этих мероприятий через Генеральный штаб Красной Армии;

в) выполнение оперативных перевозок войсковых соединений, маршевых пополнений, а также перевозок раненых и больных военнослужащих;

г) подвоз фронтам по заявкам главных и центральных управлений НКО вооружения, боеприпасов, продовольствия, горюче-смазочных материалов, технического, интендантского и прочего имущества;

д) руководство военными органами на железнодорожном, водном и авиационном транспорте, обслуживающем Красную Армию;

е) руководство интендантской и продовольственной службами Красной Армии, руководство снабжением горючим и смазочными материалами, денежным и квартирным довольствием войск;

ж) руководство автотранспортной службой и снабжением автотранспортом частей и соединений Красной Армии;

з) руководство дорожной службой Красной Армии;

и) руководство санитарной и ветеринарной службами Красной Армии;

к) организацию и проведение эвакуации с театра военных действий раненых и больных военнослужащих;

л) выполнение перевозок с фронтов в тыл страны военнопленных, трофейного и ненужного военного имущества;

м) руководство делом персонального учета потерь младшего начальствующего и рядового состава действующей армии и пенсионного обеспечения их семей;

н) руководство боевой и специальной подготовкой тыловых органов, частей и учреждений Красной Армии.

7. Установить, что начальник тыла Красной Армии выполняет свои обязанности по обеспечению Красной Армии через начальников главных и центральных управлений НКО и начальников тыла фронтов и отдельных армий.

8. Начальнику тыла Красной Армии по кругу возложенных на него обязанностей предоставить право:

а) входить с ходатайством в Правительство Союза Советских Социалистических Республик по всем вопросам, связанным с осуществлением мероприятий по организации тыла Красной Армии, созданием запасов и снабжением армии продфуражом, горюче-смазочными материалами, вещевым, обозно-хозяйствен-ным, медико-санитарным и ветеринарным имуществом и другими вопросами, принадлежащими по кругу обязанностей начальнику тыла Красной Армии. Примечание. Подчиненные начальнику тыла Красной Армии начальники главных и центральных управлений НКО могут входить с ходатайством в Правительство Союза ССР только через начальника тыла Красной Армии.

б) издавать приказы и распоряжения по тылу, обязательные для исполнения всеми органами и учреждениями, подчиненными начальнику тыла Красной Армии;

в) издавать приказы по личному составу тыловых органов, частей и учреждений, подчиненных начальнику тыла Красной Армии:

1) о присвоении военных званий до полковника включительно;

2) назначение и перемещение на все должности, за исключением начальников тыла фронтов и армий, начальников главных и центральных управлений и их заместителей и начальников управлений, входящих в состав главных управлений, назначение которых производится приказами Народного комиссара обороны;

г) утверждать и вводить в действие наставления, руководства, учебные программы, инструкции, относящиеся к кругу вопросов, связанных с организацией тыла Красной Армии и снабжением интендантским имуществом, продовольствием и фуражом, горюче-смазочными материалами, медико-санитарным и ветеринарным имуществом и боевой подготовкой тыловых частей, учреждений и учебных заведений;

д) контролировать правильность распределения и использования в пределах, определенных Государственным Комитетом Обороны и СНК СССР, ресурсов для Красной Армии продовольствия и фуража, интендантского, санитарного и

ветеринарного имущества, горюче-смазочных материалов, автомашин, тягачей и запасных частей к ним, а также осуществлять контроль за эксплуатацией и ремонтом автотранспорта.

II. По Управлению тылом фронта (армии)

При начальнике тыла фронта (армии) иметь:

а) Штаб Управления тыла фронта (армии);

б) отдел кадров;

в) инспекцию.

Начальнику тыла фронта (армии) подчинить:

а) Управление (отдел) военных сообщений фронта (армии);

б) Автомобильное управление (отдел) фронта (армии);

в) Дорожное управление (отдел) фронта (армии);

г) Интендантское управление (отдел) фронта (армии);

д) Управление (отдел) продовольственного снабжения фронта (армии); е) отдел снабжения горючим фронта (армии); ж) Санитарное управление (отдел) фронта (армии); з) ветеринарный отдел фронта (армии); и) финансовый отдел фронта (армии);

к) отдел по персональному учету потерь младшего начальствующего и рядового состава фронта (армии).

На начальника тыла фронта (армии) возложить:

1. Организацию тыла фронта (армии) и руководство расположением тыловых органов, частей и учреждений фронта (армии), организацию обороны их.

2. Разработку вопросов по распределению между армиями тыловых органов, частей и учреждений и осуществление этих мероприятий через штаб фронта (армии).

3. Руководство созданием во фронтовых и армейских складах и в соединениях установленных запасов продовольствия и фуража, горюче-смазочных материалов, вещевого, обозно-хозяйственного, медико-санитарного и ветеринарного имущества и полное и бесперебойное обеспечение войск этими видам снабжения.

4. Планирование и организацию заготовок местных средств во фронтовом, армейском и войсковом тыловых районах.

5. Руководство оперативными перевозками войсковых соединений, частей и маршевых пополнений, осуществляемых по приказу военного совета внутри границ фронта (армии), и перевозками по железным дорогам фронта (армии) раненых и больных в тыл страны.

6. Организацию подвоза армиям (соединениям) по заявкам довольствующих управлений (отделов) фронта (армии) боеприпасов, продовольствия и фуража, горюче-смазочных материалов, боевой техники и другого военного имущества на армейские базы и выгрузочные станции армий.

Начальник тыла армии ведает подвозом всех видов снабжения от армейских баз, выгрузочных станций (отделений армейских баз на грунте) до ДОПов по грунтовым путям подвоза.

7. Руководство органами военных сообщений на железнодорожных и водных путях сообщения фронта (армии).

8. Организацию восстановления и ремонта автомобильных грунтовых тыловых дорог фронта (армии), строительство и восстановление мостов на них и организацию обороны дорог и мостов.

9. Руководство интендантским, продфуражным, денежным, квартирным довольствием войск фронта (армии) и снабжением горючим и смазочными материалами.

10. Руководство автотранспортной, дорожной, санитарной и ветеринарной службами фронта (армии).

11. Организацию и проведение эвакуации раненых и больных военнослужащих в тыл страны.

12. Выполнение перевозок с фронта (армии) в тыл страны военнопленных, трофейного и ненужного войскового имущества.

13. Руководство делом персонального учета потерь младшего начальствующего и рядового состава фронта (армии).

14. Руководство боевой и специальной подготовкой тыловых органов, частей и учреждений фронта (армии).

15. Организацию ремонта боевой техники и имущества.

16. Подбор и назначение руководящих кадров по службам, непосредственно подчиненным начальнику тыла фронта (армии), в пределах предоставленных ему прав.

Председатель Государственного Комитета Обороны И. СТАЛИН

Ф. 4, оп. 11, д. 76, л. 87—92. Подлинник.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 5(9-10)/2001

Система управления Тылом Вооруженных Сил: этапы и перспективы развития

Генерал-лейтенант Д. В. БУЛГАКОВ

ВОЕННОЙ доктриной Российской Федерации в качестве одного из главных приоритетов развития военной организации государства определено создание единой системы управления и обеспечение ее эффективного функционирования. Важным элементом этой системы была и остается подсистема управления Тылом Вооруженных Сил.

Управление тылом - составная часть управления войсками (силами). Оно включает целенаправленную деятельность командующих (командиров), штабов, начальников тыла - заместителей командующих (командиров) по тылу и подчиненных им управленческих структур по поддержанию постоянной боевой готовности войск и учреждений тыла, их подготовке к обеспечению объединений, соединений и воинских частей при выполнении поставленных задач как в мирное, так и в военное время.

Ретроспективный анализ деятельности органов управления тылом показывает, что вплоть до начала Великой Отечественной войны, несмотря на опыт тылового обеспечения войск, полученный при ведении боевых действий на р. Халхин-Гол и в советско-финляндской войне, единой централизованной системы тылового обеспечения Красной Армии, а соответственно и единого органа управления тылом создано не было. Органом, объединяющим функционирование нескольких снабженческих служб (продовольственной, вещевой, обозно-хозяйственной, квартирно-эксплуатационной), являлось Управление начальника снабжения Красной Армии. В 1940 году оно было преобразовано в Главное интендантское управление Красной Армии (ГИУКА), аппарат которого состоял из двух отделов - мобилизационно-планового и организационного и военно-хозяйственной инспекции. В конце того же года в его состав дополнительно были включены отделы кадров, складов и транспорта, торговли, а также инспекция по котлонадзору и пожарной охране.

Обеспечивающие службы (управления) Наркомата обороны (в том числе и ГИУКА) в тот период были подчинены: в центре - заместителям наркома обороны, начальнику Генерального штаба, а в округах, армиях, соединениях и воинских частях - соответствующим командующим (командирам) и их штабам, которые, по существу, и управляли тылом. В составе Генерального штаба имелось управление устройства тыла и снабжения, в штабах военных округов - отделы тыла, в соединениях - отделения, в полках - заместитель начальника штаба по тылу. При этом общевойсковые штабы, отвечая за устройство тыла, планирование материального обеспечения и подвоз материальных средств объединениям, соединениям и воинским частям, не несли прямой ответственности за снабжение войск. Непосредственное же обеспечение войск осуществлялось службами тыла, в распоряжении которых находились все виды материальных средств.

Такой дисбаланс с началом Великой Отечественной войны обусловил появление ряда серьезных проблем в тыловом обеспечении войск (сил), о чем красноречиво свидетельствуют архивные документы. Вот только один пример. Командующий Западным фронтом Маршал Советского Союза С. К. Тимошенко в своей директиве от 9 июля 1941 года № 043 констатировал: «Работа армейского тыла продолжает оставаться неудовлетворительной. Планового снабжения нет. Станции снабжения не управляются, связи с армиями нет. Распорядительные станции армии не связаны с армиями и работают без системы. Учета обеспеченности войск в армиях нет и мер к ее выяснению не принимается. Войска снабжаются без учета их обеспеченности. Автотранспорт используется расточительно, хищнически. Сотни машин болтаются бесцельно по тылам армии. В то же время ведется «захват» машин всякими начальниками. Пути подвоза не организованы. Эвакуация раненых происходит без системы, от случая к случаю. Эвакуация имущества проводится без учета потребности войск. Сегодня эвакуируют, завтра везут обратно...»

Реальное состояние дел на фронтах потребовало незамедлительного создания единой системы тылового обеспечения Красной Армии и централизованной системы управления тылом в интересах оперативного и эффективного распределения и использования материальных ресурсов, сил и средств тылового обеспечения. Кроме того, необходимо было освободить командующих (командиров) и общевойсковые штабы от несвойственных функций, дать им возможность сосредоточить основные усилия на управлении войсками (силами), выполняющими боевые задачи. 1 августа 1941 года был подписан приказ наркома обороны об организации Главного управления Тыла Красной Армии и управлений тыла фронтов и армий. Этим приказом вводились должности начальника Тыла Красной Армии и начальников тыла фронта и армии.

Начальнику Тыла Красной Армии было подчинено Главное управление Тыла Красной Армии в составе штаба тыла, управления ВОСО, автодорожной службы и инспекции тыла. Ему же были подчинены ГИУКА, управление снабжения горючим, санитарное и ветеринарное управления. Аналогичные структуры (только вместо штабов тыла - оргплановые отделы) создаются во фронтах и армиях. В последующем, в 1941-1944 годах, были образованы штабы тыла ВВС, ВМФ, военных округов, фронтов, армий и корпусов.

Таким образом, в августе 1941 года была создана принципиально новая система управления тылом. Ее главным генерирующим звеном стал штаб Тыла Красной Армии. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что в середине 1943 года, когда была учреждена должность начальника Тыла Красной Армии - заместителя наркома обороны, штаб тыла был усилен структурными подразделениями, осуществляющими планирование подвоза материальных средств, а начальник штаба получил права первого заместителя начальника тыла. В течение всей войны штаб Тыла Красной Армии выполнял большой объем задач по организации тылового обеспечения действий войск (сил). Он координировал в своей сфере деятельность всех главных и центральных управлений Наркомата обороны, следил за оперативно-тыловой обстановкой на фронтах, планировал материальное обеспечение войск, руководил работой военно-транспортных органов по подвозу материальных средств и эвакуационным перевозкам, решал многие другие задачи.

Созданная в ходе войны централизованная система тылового обеспечения и органы управления ею вполне оправдали себя. Тыл со своими задачами справился успешно. В приказе министра Вооруженных Сил СССР от 25 августа 1946 года № 38, изданном в связи с пятилетием создания Тыла Вооруженных Сил, отмечалось, что в Великой Отечественной войне личный состав органов тыла - интенданты, медицинские работники, автомобилисты, дорожники, работники военных сообщений, службы снабжения горючим и ветеринары - успешно справился с поставленными перед ним задачами по обеспечению фронтов, достойно выполнил свой долг перед Родиной.

Большие изменения в организационной структуре органов управления тылом начались сразу после войны. Связано это было прежде всего с сокращением Вооруженных Сил, реорганизацией их структуры, перестройкой органов высшего военного руководства. Однако в ряде случаев это делалось без достаточной проработки всех нюансов реформирования.

Так, в 1950 году начальников тыла лишили прав заместителей соответствующих командиров и командующих, в результате чего они, основные организаторы тылового обеспечения войск (сил), потеряли возможность осуществлять руководство структурами тыла без вмешательства командующих (командиров), а также оперативно взаимодействовать с должностными лицами объединений, соединений и воинских частей при решении задач. Из состава тыла вывели ряд служб, упразднили штабы тыла. Штаб Тыла Советской Армии был реорганизован в управление служб тыла. Все это отрицательно сказалось на обеспечении войск (сил), боевой готовности и подготовке тыла.

В последующем допущенные ошибки были в определенной степени устранены: в 1953 году восстановлен штаб Тыла Министерства обороны, а в 1958 году введена должность заместителя министра обороны - начальника Тыла Министерства обороны (с 1962 до 1991 года - заместитель министра обороны - начальник Тыла Вооруженных Сил СССР). К 1958 году штаб тыла имел в своем составе следующие отделы (отделения): устройства оперативного тыла; организационный; мобилизационный; оперативно-тыловой, боевой подготовки и вузов; военно-научный; специальный; транспортный и механизации тыла; секретное отделение.

Существенные изменения в системе управления тылом, в организационной структуре штабов (отделов) тыла произошли в 60-80-х годах. В практику деятельности органов управления стали внедряться ЭВМ, уточнялись вопросы информационного, программного и технического обеспечения автоматизированной системы управления тылом. В 1973 году создается Центральный пункт управления (ЦПУ) Тыла ВС, который в тот период являлся одним из немногих объектов, полностью оснащенных современными средствами автоматизации и связи.

Совершенствовалась организационная структура органов управления тылом в центральном звене, видах Вооруженных Сил, военных округах и на флотах. Получил развитие штаб Тыла Вооруженных Сил, в состав которого вошли: управления - оперативно-тыловое, связи и автоматизации; отделы - организационно-мобилизационный, боевой подготовки вузов, планово-экономический, комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, материально-технического планирования и подвоза, военно-научный и секретное отделение. Такая организационная структура, наличие подготовленных кадров, средств связи и автоматизации позволили устойчиво управлять тылом и решать задачи по обеспечению войск (сил) в любой обстановке.

Появление качественно новых, более мощных видов оружия и массовое внедрение их в войска создали предпосылки для дальнейшего развития способов и форм ведения военных действий, значительно изменили содержание и объемы задач всех звеньев Тыла ВС по обеспечению войск и сил флота в мирное и военное время. Следствием развития военного дела явилось возрастающее влияние качества управления на конечные результаты деятельности войск (сил). Важнейшим условием повышения эффективности управления тылом стало внедрение современных средств автоматизации и связи.

В 1969 году началась энергичная работа по совершенствованию системы связи Тыла ВС. Были разработаны схемы организации связи на мирное и военное время с расчетом необходимых сил и средств, началось строительство узла связи ЦПУ Тыла ВС. В 80-е годы в армиях и армейских корпусах сформированы отдельные батальоны, а в военных округах отдельные полки связи тыловых пунктов управления. Эти мероприятия в значительной степени повысили оперативность управления тылом во всех его звеньях.

Что касается автоматизации управления, то штаб Тыла ВС всегда находился на ее передовых рубежах. Уже в 1962 году появился вычислительный пункт штаба Тыла ВС. В 1968 году создается вычислительный центр Тыла ВС, оснащенный самыми современными на конец 60-х годов ЭВМ «Минск-22». Это позволяло решать задачи в интересах как непосредственно штаба Тыла ВС, так и Главного военно-медицинского управления. В 1971 году вводятся в эксплуатацию две БЭСМ-4. В течение 19751977 годов производится замена существующих ЭВМ на более мощные ЕС-1030 и ЕС-1022. В 1982 году принимается на вооружение комплекс средств автоматизации оперативно-тактического звена управления «Лаванда», а в 1987-м вводится в эксплуатацию подвижный автоматизированный комплекс управления Тылом ВС «Сайгак». В период 19902000 годов был разработан мобильный автоматизированный комплекс управления тыловым и техническим обеспечением фронта (армии, дивизии). В июле 2000 года комплекс принят на вооружение и передан на эксплуатацию.

В настоящее время система управления Тылом ВС состоит из подсистем управления тылом центра (до 60 органов управления в мирное время), видов ВС (4 органа управления), военных округов и флотов (13 органов управления). В перспективе она должна включать в себя более 4 тыс. органов управления, оснащенных средствами автоматизации.

В условиях проводимой военной реформы задачей первостепенной важности является обеспечение требуемого уровня оперативности и надежности управления войсками (силами), их тылом как в мирное, так и в военное время. В процессе ее решения приходится учитывать целый ряд факторов: изменение геополитических условий на территории бывшего СССР и в мире в целом необходимость выработки качественно новых подходов к развитию систем управления, максимального обеспечения потребностей по информационному обмену между штабами и пунктами управления, постоянное совершенствование средств поражения, РЭБ и разведки, недостаточный уровень устойчивости существующей системы управления, ресурсные ограничения и др.

В связи с этим основными задачами дальнейшего развития системы управления Тылом ВС являются: обеспечение необходимого уровня оперативности и надежности управления тылом в мирное время, угрожаемый период и при ведении войны; соответствие основным оперативно-стратегическим требованиям общей системы управления ВС РФ; совершенствование автоматизации процессов руководства тылом центра, видов Вооруженных Сил и родов войск исходя из их структурного построения и решаемых ими задач; повышение эффективности управления за счет модернизации существующих и создания новых стационарных и подвижных пунктов управления.

В основу развития системы управления Тылом Вооруженных Сил положены следующие принципы: максимальное использование возможностей существующей системы управления Вооруженными Силами с учетом ее последующей интеграции в общегосударственную систему управления; последовательное сближение характеристик системы управления тылом для условий мирного и военного времени; сбалансированное развитие всех составных частей системы на основе внедрения высокоэффективных автоматизированных средств управления; сокращение сроков и затрат на создание современных систем и средств управления за счет их унификации и стандартизации; повышение живучести стационарных и создание унифицированных подвижных тыловых пунктов управления; улучшение качественных, показателей (своевременность, достоверность и скрытность) передаваемой информации; создание на стратегических и оперативных направлениях территориальных систем управления тылом военных округов, взаимоувязанных с системами управления войсками военных округов и общегосударственной автоматизированной системой связи, для решения задач по обеспечению совместных действий разно-ведомственных группировок войск.

Органы управления всех звеньев тыла будут развиваться путем совершенствования оргштатных структур и подготовки должностных лиц в интересах эффективного управления Тылом ВС как в мирное, так и в военное время. Планируется совершенствовать методы работы должностных лиц, оснастить их современными средствами управления, в первую очередь ПЭВМ, шире применять локальные вычислительные сети.

Совершенствование системы пунктов управления тыла направлено на оптимизацию их структуры, обеспечение высокой живучести ПУ и устойчивости управления, надежно гарантирующих непрерывность руководства подчиненными войсками (силами) и учреждениями в любых условиях обстановки. Уже в ближайшее время планируется разработать опытные образцы стационарных и типовых подвижных пунктов управления войскового и оперативного звена, построенных по модульному принципу. Они составят основу единой сети пунктов управления тылом.

Развитие средств управления ведется в расчете на интеграцию в создаваемую территориальную систему связи Вооруженных Сил, а в последующем в единую интегрированную сеть обмена данными Вооруженных Сил; на обеспечение взаимодействия тыловых структур ВС с другими войсками, воинскими формированиями, а также органами государственного управления Российской Федерации; дальнейшее совершенствование АСУ Тыла ВС и системы управления связью.

Выполнение задач по развитию автоматизации управления тылом осуществляется в соответствии с программой работ по развитию и совершенствованию АСУ Тыла ВС РФ на период до 2010 года, в рамках которой предусматривается продолжение работ по созданию опытного участка автоматизированного звена управления Тылом Вооруженных Сил, комплексов средств автоматизации в центре и военных округах, модернизация действующих комплексов, развитие и совершенствование информационной системы. Дальнейшее развитие получат работы, направленные на совершенствование и наращивание специального программного обеспечения для комплексов средств автоматизации всех звеньев управления, создание математических моделей процессов тылового обеспечения операций (боевых действий).

ЦАМО РФ, ф.208, оп. 224922,д.1, л. 53-5

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Военная историческая библиотека

Главная Энциклопедия Словари Подробнее

Управление начальника тыла Ракетных войск стратегического назначения

До декабря 2008 – орган военного управления тылом РВСН; с 2009 – орган тылового обеспечения Ракетных войск стратегического назначения. Сформировано 31.12.1959.

В процессе развития и совершенствования РВСН осуществлялась разработка организационно-штатной структуры органов тыла объединений, соединений, частей и подразделений, системы тылового обеспечения Ракетных войск, норм содержания запасов материальных средств, методов и способов решения стоящих перед тылом задач. Тыловое обеспечение организуется с учетом требований к обеспечению и поддержанию постоянной боевой готовности ракетных соединений и частей, специфики организации несения боевого дежурства, а также особых условий их размещения.

В ходе несения боевого дежурства, учений и тренировок органами управления тылом нарабатывался и обобщался опыт обеспечения войск в разных условиях. К 1964 была завершена разработка основ тылового обеспечения ракетных соединений. В 1966 было разработано и введено временное Положение по тыловому обеспечению соединений и частей отдельных стартов. Принятие в конце 70-х гг. на вооружение ракетных комплексов с отдельными стартами (ОС) потребовало существенного изменения организации тылового обеспечения ракетных соединений и частей. В связи с этим принято решение на формирование новой воинской части тыла: базы материльно-бытового обеспечения, на которую возлагалось обеспечение частей и подразделений продовольствием и вещевым имуществом, организация размещения и питания личного состава, участвующего в проведении регламентных и испытательных работ на боевых ракетных комплексах, прием, выдача, содержание запасов материальных средств в установленных размерах и номенклатуре, их рассредоточение и укрытие в полевых районах, банно-прачечное обслуживание личного состава. В полках ОС было создано подразделение тыла для обеспечения личного состава, несущего боевое дежурство на командном пункте и в караулах.

К середине 70-х - началу 80-х гг. происходят глубокие качественные изменения в вооружении, организационно-штатной структуре, взглядах на боевое применение Ракетных войск и управлении ими. Изменились представления и о возможных способах воздействия вероятного противника по объектам в позиционных районах. Это существенным образом повлияло на выбор путей дальнейшего совершенствования тылового обеспечения Ракетных соединений и частей. Проводится ряд организационно-технических мероприятий, направленных на повышение мобильности частей и подразделений тыла.

В последующие годы Ракетные войска оснащались комплексами с подвижными пусковыми установками, что потребовало выработки новых подходов к их тыловому обеспечению. Для частей, вооруженных этими комплексами, были разработаны и приказом Министра обороны введены подвижные (возимые) запасы основных видов материальных средств.

С середины 80-х гг. Тыл Ракетных войск включился в обеспечение опытной эксплуатации боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК) вначале на полигоне, а затем и на маршрутах боевого патрулирования. Для этой цели была разработана соответствующая организационно-штатная структура тыла соединений и частей данного комплекса и отработан порядок материально-технического обеспечения. На стадии макетирования службы тыла активно участвовали в разработке составных частей комплекса, направленных на создание нормальных бытовых условий личного состава боевого дежурства и достижению заданной автономности БЖРК в тыловом отношении. В состав комплекса были включены: вагон-столовая, вагоны-общежития для личного состава, вагон автономного запаса, вагон-цистерна. На технических позициях были созданы станции ионирования питьевой воды для длительного хранения. Впервые весь личный состав дежурных сил комплекса начал обеспечиваться питанием по нормам летного пайка.

Принятие на вооружение ракетных комплексов «Тополь» и БЖРК потребовало поиска и внедрения в войска новых способов тылового обеспечения. Тылом Ракетных войск на основе опыта несения боевого дежурства и учений были определены основы организации материально-бытового, медицинского и других видов обеспечения, которые нашли отражение в уставных документах (постановление по тыловому обеспечению, Положение о базе материально-бытового обеспечения, об автомобильном батальоне и других).

В 80-х гг., наряду с совершенствованием тылового обеспечения боевого дежурства и боевой готовности, тылом всех звеньев осуществлялся огромный объем работы по обеспечению ликвидации ракет средней дальности, особенно по сливу и сдаче на заводы промышленности и склады центра компонентов ракетного топлива, перевозке ракетного вооружения на арсеналы, расформированию частей и подразделений тыла, ликвидации войскового хозяйства и обревизованию соединений и воинских частей.

В ходе продолжающегося реформирования и строительства Вооруженных Сил РФ в РВСН более остро, чем ранее встала проблема постоянного наличия в соединениях и частях такого тыла, который способен без значительных преобразований перейти на военное положение и бесперебойно обеспечивать войска в самых сложных условиях боевой обстановки. Для правильного решения этой проблемы весьма важно, чтобы все вопросы, связанные с дальнейшим развитием материально-технической базы тыла РВСН, совершенствования его функционального состава и организационной структуры, исследовались и реализовывались комплексно с применением новейших научных методов. Требовалось уточнить предназначение, задачи, роль, место всех основных структурных элементов войскового и оперативного тыла, найти наиболее целесообразное соотношение и взаимосвязи между ними. Весьма важным обстоятельством, оказавшим положительное влияние на деятельность тыла Ракетных соединений стала качественная реорганизация его основных органов – базы материально-бытового обеспечения и отдельного автомобильного батальона. В результате их слияния образовалось новое формирование тыла дивизии – база тылового обеспечения, которая обстроилась по общевойсковому принципу и объединила под единым командованием склады, с запасами материальных средств, транспортные подразделения, силы и средства обслуживания и ремонта и практически стала способна принимать, содержать часть запасов на «колесах», осуществлять их комплексную подачу частям, заправлять технику горючим, а также своевременно решать другие задачи по тыловому обеспечению войск. В целом, такая перестройка органов войскового тыла позволила обеспечить мобильность, эффективность и управляемость сил и средств тыла, решение меньшими силами более крупных задач.

В ходе переоснащения ракетных полков на современный подвижный грунтовый ракетный комплекс «Тополь-М», тылом РВСН во взаимодействии со штабом Тыла Вооруженных Сил переработан штат тыла ракетного полка, с включением в табель самых передовых технических средств.

Управление начальника тыла возглавляли: генерал-лейтенанты Пономарев М.И. (1959-1968), Петров Д.П. (1968-1976), Сулацков С.Ф. (1976-1979), Катерухин Е.И. (1979-1985); генерал-полковники Шиловский В.П. (1985-1989), Никитин Г.П. (1989-1992); генерал-лейтенант Косенко Ю.Г. (1992-1995); генерал-полковник Васенин В.А. (1995-1997); генерал-лейтенанты Колесников В.М. (1997-2001), Иванов А.Г. (2002-2005), Легавин В.Н. (2005-2008); генерал-майор Чикунов А.В. (с 2008 по наст. время).