Атомные ракетные подводные лодки стратегического назначения. Как зарождался атомный подводный флот


ТЯЖЕЛЫЙ РАКЕТНЫЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ТРПКСН) ПРОЕКТА 941 «АКУЛА»

HEAVY MISSILE SUBMARINE CRUISER OF STRATEGIC PURPOSE (TRPKSN) PROJECT 941 AKULA

07.03.2012
ВМФ России не будет модернизировать стоящие на вооружении стратегические атомные подводные лодки проекта 941 «Акула» по финансовым соображениям, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе. По словам источника агентства, глубокая модернизация одной «Акулы» сопоставима по стоимости со строительством двух новых подлодок проекта 955 «Борей».
В настоящее время на вооружении ВМФ России стоят три подводных лодки проекта «Акула»: «Дмитрий Донской», «Архангельск» и «Северсталь». Последние два корабля находятся в порту Северодвинска и в боевом составе не числятся из-за отсутствия боекомплекта — баллистических ракет Р-39. «Северсталь» стоит у причальной стенки с 2004 года, а «Архангельск» — с 2006-го. «Дмитрий Донской» использовался в качестве опытового корабля, участвуя в испытаниях ракеты «Булава». (lenta.ru)


30.12.2011
30 ЛЕТ ВСТУПЛЕНИЯ В СОСТАВ ВМФ ТРПКСН ПРОЕКТА 941

29 декабря 2011 года в музее Севмаша ветераны предприятия и военные моряки вспоминали историю строительства самого большого подводного корабля в мире – АПЛ «Дмитрий Донской». 30 лет назад 29 декабря 1981 года корабль вступил в состав ВМФ.
Корабелы и военные моряки по праву гордятся уникальным атомоходом. В его создании участвовали более 1000 предприятий со всей страны, на Севмаше 1219 работников награждены орденами и медалями. Головная АПЛ проекта «Акула» за свои размеры занесена в Книгу рекордов Гиннеса.
После 10 лет эксплуатации головной ракетоносец был поставлен на ремонт и переоборудование. В 2002 году АПЛ вывели из цеха, по некоторым системам и комплексам модернизировав до уровня кораблей 4-го поколения. 2002 год считается вторым рождением корабля. В последние годы с борта АПЛ «Дмитрий Донской» проводились испытания нового ракетного комплекса «Булава». Сегодня корабль участвует в обеспечении испытаний новых подводных кораблей, строящихся на Севмаше. Экипаж АПЛ возглавляет командир I ранга Олег Цыбин, заводскую часть сдаточной команды – ответственный сдатчик Евгений Слободян.
К 30-летию головной Акулы научные сотрудники заводского музея подготовили экспозицию, а специалисты телестудии – видеофильм «Дмитрий Донской» снова в строю», что и было продемонстрировано собравшимся. (Пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш»)

22.05.2013
ВМФ России до конца 2013 года выведет из своего состава две самые большие в мире атомные подводные лодки «Северсталь» и «Архангельск», построенные по проекту 941 «Акула». Как сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе, до 2018-2020 года обе АПЛ утилизируют.

22.06.2013
ИЗ «ДМИТРИЯ ДОНСКОГО» СДЕЛАЮТ ПОДЛОДКУ ПРОТИВНИКА

В Белом море начались госиспытания сразу трех атомных подводных лодок. Новые лодки проектов 995 и 885 «Александр Невский» и «Северодвинск» проведут пуск учебных торпед по «Дмитрию Донскому», который вышел в море после ремонта. Как сообщает газета «Известия», «Дмитрий Донской» используется как измерительная лаборатория и с его помощью военные намерены записать звуки двух других подводных лодок.
По информации издания, по самой большой в мире АПЛ выпустят учебные торпеды и таким образом «Александр Невский» и «Северодвинск» проверят системы управления огнем и торпедные аппараты. Кроме того, до 1 июля планируется испытать большинство других систем обеих подлодок: если в результате не будет выявлено серьезных недостатков, то осенью пройдут испытания с пусками ракет как из надводного, так и подводного положения. Тогда же проверят и новую автоматическую систему управления, позволяющую перенацеливать «Булаву» в полете.
Ранее «Дмитрий Донской» уже проходил несколько модернизаций. В 1989 году построенную в 1976 АПЛ начали модернизировать на «Севмашпредприятии» по проекту 941У, однако в 1991 году работы были свернуты. Их возобновили только пять лет спустя и завершили в 2002 году; тогда пусковые шахты переобрудовали под ракеты «Булава», имеющие существенно меньшие по сравнению с Р-39 размеры.
Лента.ру

В феврале 1973 г. в КБ машиностроения развернулись работы по созданию новой двухступенчатой жидкостной баллистической ракеты Р-29Р (ЗМ40, РСМ-50, SS-/NM8), являвшейся дальнейшим развитием Р-29. Ее основным отличием от предшествующих морских баллистических ракет стала разделяющаяся головная часть (РГЧ) с боевыми блоками индивидуального наведения, позволяющая многократно увеличить число целей, поражаемых одним ракетным залпом.

Более совершенная инерциальная система управления с полной асрокоррекцией, примененная на Р-29Р, обеспечивала новой ракете повышенную точность. В ходе дальнейшего совершенствования комплекса точность еще более возросла, фактически сравнявшись с точностью нанесения ядерных ударов стратегическими бомбардировщиками. Это позволяло подводным ракетоносцам поражать не только площадные неукрепленные (как говорят американцы, "мягкие") цели, но и высокопрочные ("твердые") малоразмерные объекты, в частности, пусковые шахты МБР наземного базирования, защищенные командные пункты, хранилища спецбоеприпасов и т. п.

Для размещения новых ракет в ЦКБ МТ "Рубин" под руководством главного конструктора С.Н. Ковалева началась разработка усовершенствованного РПКСН проекта 667.БДР (шифр - "Кальмар"), который, также, как и "Мурена-M", должен был оснащаться 16 ракетными шахтами.

Техническое задание на новый ракетоносец было сформулировано в 1972 году. Лодка являлась дальнейшим развитием проекта 667.БД. На новом корабле возросла высота ограждения ракетных шахт (которое фактически сравнялась с ограждением выдвижных устройств рубки).

Особое внимание при создании нового атомохода было уделено совершенствованию системы управления стрельбой: в отличие от проекта 667.БР весь ракетный боекомплект должен был выстреливаться в одном залпе, были сокращены интервалы между ракетными пусками.

Прочный корпус лодки разделялся на 11 водонепроницаемых отсеков. При этом 1-й, 2-й и 11-й отсеки являлись отсеками-убежищами (их поперечные переборки рассчитывались на давление, соответствующее предельной глубине погружения лодки). Были приняты дополнительные меры по усилению пожаробезопасности корабля за счет установки новой системы объемного химического пожаротушения с использованием фреона.

В проекте 677.БДР дальнейшее развитие получили средства обеспечения жизнедеятельности экипажа. В частности, на борту корабля появились солярий, а также спортзал.

Подводный крейсер получил новый гидроакустический комплекс "Рубикон", разработанный под руководством главного конструктора С.М. Шелехова, способный работать в инфразвуковом диапазоне и имеющий автоматизированную систему классификации целей. Максимальная дальность обнаружения в режиме шумо-пеленгования при благоприятной гидрологии достигла 200 км.

Более точный навигационный комплекс "Тобол-М-1" (на лодках более поздней постройки - "Тобол-М-2") имел время хранения навигационных параметров между двумя обсервациями, превышающее двое суток, что улучшило скрытность подводного крейсера. В состав комплекса вошла и навигационная гидроакустическая станция "Шмель", позволяющая определять положение корабля по гидроакустическим маякам-ответчикам.

На борту подводной лодки был размещен комплекс связи "Молния-М", в состав которого входила система космической связи "Цунами". Ракетный комплекс Д-9Р включал 16 ракет типа Р-29Р (длина - 13,635 м, диаметр - 1,8 м, стартовая масса - 36,3 т). Астроинерциальная система управления с полной (по направлению и дальности) астрокоррекцией обеспечивала КВО порядка 900 м. Важной особенностью комплекса явилось наличие трех взаимозаменяемых вариантов головных частей, различающихся числом и мощностью боевых блоков. Ракета Р-29Р несла РГЧ с тремя боевыми блоками мощностью по 0,2 мт и обладала максимальной дальностью 6500 км. Р-29РЛ была оснащена моноблочной ГЧ мощностью 0,45 мт и могла поражать цели на дальности около 9000 км. Р-29РК обладала способностью доставить семь боевых блоков (0,1 мт) на дальность до 6500 км.

Летные испытания ракет типа Р-29Р начались в ноябре 1976 г. и завершились в октябре 1978 г. В Белом и Баренцевом морях с борта РПКСН К-441 было выполнено, в общей сложности, 22 пуска (четыре ракеты были запущены в моноблочном, шесть - в трехблочном и 12 - в семиблочном вариантах). Типовым оснащением подводного крейсера стали варианты ракеты с тремя и одним боевыми блоками.

Для лодки была отработана система компенсации динамических ошибок (СКДО), измеряющая мгновенные значения параметров качки корабля для передачи их в ракетный комплекс. Строительство лодок велось Северным машиностроительным предприятием (г. Северодвинск). Головной корабль, К-441, был заложен в 1975 году и вступил в строй в декабре 1976 г. Его первым командиром стал капитан 1-го ранга Б.П. Жуков. За К-441 последовали ракетные подводные крейсера К-124 (1977 г.), К-449 (1977 г.), К-455 (1978 г.), К-490 (1978 г.), К-487 (1978 г.), К-44 (1979 г.), К-496 (1979 г.), К-506 (1979 г.), К-211 (1980 г.), К-223 (1980 г.), К-180 (1980 г.), К-433 (1981 г.) и К-129 (1981 г.).

В процессе ходовых испытаний К- 441 на большой скорости и глубине лодка коснулась скального грунта. Корабль получил повреждения в носовой части корпуса, однако благодаря грамотным действиям экипажа удалось избежать катастрофы и всплыть. Жертв не имелось.

Большинство лодок проекта 667.БДР, получивших на Западе условное обозначение Delta III, несли службу на Дальнем Востоке, на Камчатке (база Рыбачий). При этом с 1980 г. было выполнено семь одиночных переходов РПКСН проекта 667.БДР под арктическими льдами (первый переход совершила лодка под командованием Д.Н. Новикова).

Лодки, участвовавшие в межфлотских переходах, на конечном участке полярного маршрута (особенно при выходе из подо льда в Чукотском море) испытывали особые трудности. В этот период весь экипаж, как правило, в течение двух-трех суток постоянно находился на своих постах. Глубина часто не превышала 50 м. Большую опасность представляли блуждающие отмели с осевшими на них огромными ледовыми массивами. Сверху над лодками находился лед, толщина которого достигала 11-15м. При этом пространство между ледяным панцирем и кораблем уменьшалось до 3-4 м при глубине под килем всего А-5 м. В подобных условиях автоматизированная система управления отключалось и лодка двигалась, управляясь вручную. Моральное и физическое напряжение людей достигало предела, однако особо большая нагрузка ложилась на командиров лодок.

Несмотря на сложность и повышенный риск, подледные переходы с театра на театр привлекали своей скоротечностью, а также плаванием в зоне, примыкающей к российским территориальным водам.

Две лодки, К-455 и К-490, перешли на ТОО в феврале-марте 1979 г. по южному маршруту, через пролив Дрейка. В процессе перехода, в частности, была проверена эффективность работы космической навигационной системы "Шлюз".

Северный Флот получил пять подводных крейсеров, из которых была сформирована дивизия стратегических подводных лодок, базировавшаяся в бухте Ягельная губы Сайда (три ПЛАРБ) и в губе Оленья (две лодки). В начале 90-х годов все корабли были переведены в Ягельную.

Североморские корабли активно несли боевую службу, выполняя патрулирование в Северной Атлантике и водах Северного Ледовитого океана.

В 1982 году, впервые в условиях полярной ночи, К-211 (командир капитан 1 ранга И.Е. Ковалев, старший похода капитан 1 ранга В.М. Бусырев) совершила плавание по периметру Северного Ледовитого океана (см. примечание). Следует отметить и уникальное подледное плавание К-524 (командир капитан 1 ранга В.В. Протопопов, старший на борту капитан 1 ранга А.И. Шевченко), выполненное в конце 1985 года. Поход в Баффиново море, проходивший через ряд арктических проливов, занял 80 суток, 54 из которых корабль провел подо льдами на глубинах более 150 м.

Можно сказать, что лодкам проект 667.БДР повезло: большинство из них успело пройти заводской ремонт и модернизацию до 1991 года, когда начался стремительный развал отечественного оборонного комплекса. Остальные атомоходы этого типа в дальнейшем также удалось пропустить через СРЗ. Поэтому к концу 90-х годов корабли сохраняли высокий уровень боеспособности. Шло совершенствование и ракетного комплекса Д-9Р (очередные модификации ракеты Р-29Р были приняты на вооружение в 1987 и 1990 годах).

Однако во второй половине 90-х годов началось их постепенное списание, что было обусловлено не столько техническими причинами, столько необходимостью соблюдения российско-американских договоренностей. В 1995 году строй покинула К-129, в 1996 году за ней последовали К-124и К-141.

Ракетные подводные крейсера проекта 667.БДР и сегодня продолжают оставаться важным элементом стратегических ядерных сил страны. В составе Северного флота в 1999 году несли службу три корабля - К-44, К-487 и К-496, а ТОФ располагал восемью ракетоносцами этого типа - К-449, К-455, К-490, К-506, К-211, К-223, К-180 и К-433. К настоящему времени численный состав РПКСН в российском флоте стабилизировался и дальнейшее уменьшение в сколько-нибудь крупных масштабах в ближайшие годы, вероятно, производиться не будет. Поэтому можно ожидать, что РПКСН проекта 667.БДР сохранятся на вооружении до второй половины первого десятилетия XXI века, когда им на смену придут новые стратегические подводные ракетоносцы новой постройки.

Во время учений 1-2 октября 1999 г. два РПКСН из состава Северного и Тихоокеанского флотов выполнили, в общей сложности, три пуска ракет Р-29Р, которые стартовали из акваторий Баренцева и Охотского морей и "поразили" цели на боевых полях полигонов Кура (Камчатка) и Канин Нос. При этом пуск ракет был произведен "по истечении считанных минут после получения приказа". По словам Главнокомандующего ВМФ России адмирала Владимира Куроедова, эти пуски следует рассматривать как "отработку вариантов действий России в ответ на возможный выход США из договора по ПРО от 1972 года и последующее развертывание ими национальной системы противоракетной обороны".

Примечание:
02.04.2005 года на наш E-mail поступило письмо капитана 3 ранга запаса Дагирова Ислама Гиреевича, исполнявшего должность командира электронавигационной группы штурманской боевой части РПКСН К-211 проекта 667БДР. Он добавил к статье следующие факты:
Подводный крейсер К-211 ходил по 85 градусу северной широты. Генеральная скорость была 9 узлов. В каждой полынье капитан 3 ранга Дагиров лично проводил фотосъемку через перископ каждые 15 градусов. В районе Гренландского моря толщина льда была 40 метров. В районе острова Шпицберген, через сутки после того, как К-211 вышел из подо льдов, потек 1 контур реактора (шли на одном борту). И личный состав 7 отсека руками собирал активную воду. Теперь они не могут доказать, что принадлежат к ветеранам особого риска. Коршунов - командир 7-го отсека - до сих пор судится, чтобы доказать свою правоту. Печально видеть, как в наше время относятся к ветеранам, храбро и достойно исполнявшим боевой долг перед Родиной.

Александр МОЗГОВОЙ

Этому событию уделили немало внимания у нас в стране и за рубежом. И это понятно. «Ясени» относятся к числу лучших АПЛ в своем классе. Согласно открытым данным, атомоходы этого типа имеют подводное водоизмещение 13800 т, их длина – 139,2 м, ширина корпуса – 13 м. Водо-водяной реактор ОК-650В позволяет развивать максимальную 31-узловую подводную скорость. Рабочая глубина погружения – 520 м, максимальная – 600 м. Идеально обтекаемый корпус и высокие меневренные характеристики способствуют выполнению самых разнообразных миссий как при действиях в океане, так и у берегов. На корпус из маломагнитной стали нанесено резиновое покрытие, снижающее шумность и уменьшающее отражение сигналов гидролокаторов.

Лодка несет широкую номенклатуру вооружения. За ограждением выдвижных устройств находятся восемь вертикальных шахт универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК), в каждой из которых размещается по четыре противокорабельные ракеты «Оникс» или семейства «Калибр-ПЛ», разными модификациями которого можно стрелять по кораблям или по береговым объектам. Поражение наземных целей происходит на дальности до 2650 км. Сверхзвуковой вариант данной ракеты меняет траекторию полета по курсу и высоте, при этом скорость полета боевой части ракеты после ее отделения приближается к гиперзвуковой. То есть перехватить ее нельзя. Другими словами, «ясени» будут использоваться для неядерного стратегического сдерживания. Впрочем, в некоторых публикациях говорится о возможности оснащения «калибров» ядерными боевыми частями. Комплектование ракетного арсенала подводной лодки из 32 единиц осуществляется в разных комбинациях.

В центральной части корпуса находятся десять торпедных аппаратов с боезапасом из 30 телеуправляемых и самонаводящихся торпед, в том числе новейших тепловых «Физик-1». Вместо торпед или их части возможен прием мин. Как сообщают некоторые источники, через торпедные аппараты могут выстреливаться стратегические крылатые ракеты «Гранат» с дальностью стрельбы до 3000 км и ядерными боевыми частями, а также крылатые ракеты семейства «Калибр-НК» и противолодочные ракеты «Водопад-ПЛ». Отмечается, что в перспективе ПЛАРК этого типа будут получать новые образцы торпед, в том числе пятого поколения «Ломонос», и ракет, которые в настоящее время находятся в процессе создания.

Не менее впечатляющим является электронное оснащение корабля. Боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Округ» осуществляет в режиме реального времени контроль всех боевых систем, информации о состоянии корабля и от средств наблюдения и целеуказания. Работа БИУС обеспечивается несколькими бортовыми цифровыми вычислительными машинами на современной элементной базе. БИУС может получать и передавать данные другим кораблям по защищенной звукоподводной связи. Радиоэлектронные комплексные системы 3Ц-30.0-М предназначены для освещения обстановки и целеуказания.

Особо стоит остановиться на гидроакустическом комплексе МГК-600 «Иртыш-Амфора-Ясень», который относится к ГАК нового поколения. В носовой части лодки размещается его основная конформная крупногабаритная антенна «Амфора» с цифровой обработкой сигналов и с использованием цифровых библиотек системы автоматической классификации целей «Аякс-М». По бортам находятся конформные антенны большой площади, позволяющие контролировать обстановку вокруг корабля. Имеется и буксируемая антенна, которая выпускается из обтекателя вертикального оперения подводной лодки.

«Ясени» – высокоавтоматизированные корабли. На лодках имеются комплексные системы управления техническими средствами «Булат-Ясень», системы управления электроэнергетической системой «Луга-Ясень», системы централизованного электропитания «Косинус-Ясень» и ряд других. Вот почему экипаж ПЛАРК может состоять из 64 человек. Но на практике «для подстраховки» команды АПЛ формируются из 85-93 человек. Все они офицеры или мичманы.

Головная лодка этого типа – К-560 «Северодвинск» – вошла в строй ВМФ РФ 17 июня прошлого года. На стапеле эта АПЛ находилась очень долго. Она была заложена 23 декабря 1993 года. Но сборка корабля из-за отсутствия финансирования не велась. Работы возобновились в 2004 г. по переработанному проекту 0885. Серийные ПЛАРК («Казань», «Новосибирск», «Красноярск» и теперь «Архангельск») строятся тоже по измененному проекту – 08851 (885М). В нем используются комплектующие исключительно российского производства.

По словам Владимира Дорофеева, генерального директора Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит», которое является проектантом корабля, «Северодвинск» успешно выполнил все мероприятия программы заводских и государственных испытаний, а также опытной эксплуатации на флоте. «Это и глубоководные испытания – погружение на предельную глубину с испытанием всех необходимых технических средств, и мероприятия, связанные с выполнением ракетных и торпедных стрельб с борта корабля, а также завершение государственных испытаний основных комплексов радиоэлектронного вооружения на больших глубинах», – отметил он в интервью агентству ИТАР-ТАСС. Получив подводную лодку принципиально нового проекта, военные моряки отработали применение всех технических средств в различных условиях эксплуатации. «Проекты 885/885М – прорывные для нашего Военно-морского флота, – подчеркнул Владимир Дорофеев, – в них очень много серьезных новшеств. Подобные корабли сейчас отсутствуют в составе всех флотов, кроме российского».

Вот почему, как отмечалось, «ясени» вызывают большой интерес и беспокойство за рубежом. Начальник подразделения разработки подводных лодок командования военно-морских систем ВМС США (NAVSEA) контр-адмирал Дэйв Джонсон распорядился поставить в своем кабинете модель «Северодвинска». «Я должен видеть модель этой АПЛ каждый день, когда вхожу в офис, – говорит он. – В лице этой субмарины мы столкнемся с жестким оппонентом. Вот почему я попросил в Кардероке (там находится научно-исследовательский центр ВМС США – Прим. редакции) сделать для меня эту модель». В свою очередь, американский журнал The National Interest, специализирующийся на проблемах национальной безопасности Соединенных Штатов, называя пять наиболее опасных для Вашингтона российских ядерных вооружений, на первые три места поставил РПКСН проекта 955 «Борей», БРПЛ «Булава» и многоцелевые атомные подводные лодки проекта 885 «Ясень». Четвертое и пятое места занимают тактические ракеты и МБР РС-24 «Ярс».

По мнению зарубежных специалистов, ПЛАРК типа «Ясень» не уступают лучшим американским атомным многоцелевым подводным лодкам типа Seawolf (3 единицы), а по возможностям нанесения ракетных ударов по кораблям и береговым целям превосходят их. Их ставят выше и строящихся сейчас серией в 30 единиц субмарин типа Virginia (для сравнения приведем тактико-технические элементы этих лодок: подводное водоизмещение – 7900 т, длина – 115 м, максимальная скорость подводного хода – 30-35 узлов, 12 вертикальных пусковых установок с крылатыми ракетами BGM-109 Tomahawk, предназначенными для стрельбы по береговым целям, четыре 533-мм торпедных аппарата с боезапасом 27 торпед, экипаж – 115 человек).

В чем эксклюзивность «ясеней»? Это действительно универсальные подводные лодки. Они одинаково хороши для обороны и атаки. ПЛАРК проекта 885 и их модификации способны действовать против кораблей и судов противника, нанося по ним ракетные и торпедные удары, ставить мины. Но самое главное, эти АПЛ – идеальное средство для поражения береговых целей. При этом они могут использовать крылатые ракеты как в обычном, так и ядерном снаряжении. То есть достигается высокая степень гибкости использования оружия.

В настоящее время борьба против берега выдвигается на первый план для подводных лодок всех подклассов, в том числе и неатомных. Теперь им нет надобности рыскать в морских и океанских глубинах для поиска кораблей и судов противника. В пределах дальности стрельбы крылатых ракет субмарин находится порядка 75-80% экономического потенциала большинства стран мира, а также их политических центров. В свое время Соединенные Штаты объявляли себя «островом», мотивируя тем самым свою океанскую экспансию в соответствии с теорией «морской силы» адмирала Альфреда Мэхэна (1840-1914). Теперь «остров» может оказаться под перекрестным огнем крылатых ракет подводных лодок. Большинство западноевропейских столиц – тоже прекрасные цели для них.

Даже крылатые ракеты в обычном снаряжении способны нанести огромный ущерб городам, особенно портовым, и тем, где сосредоточены нефтехимические производства. Вспомним о трагедии, случившейся в канадском Галифаксе 6 декабря 1917 г., когда в гавани этого города столкнулись французский пароход Mont-Blanc и норвежский Imo. Mont-Blanc перевозил 2300 т пикриновой кислоты, 10 т пироксилина, 200 т тротила и 35 т бензола в бочках, размещенных на верхней палубе. От столкновения несколько бочек с бензолом дали течь, и он растекся по палубе Mont-Blanc. А когда суда расходились, то их железные борта высекли искры, которые вызвали пожар на французском пароходе. В 9.06 произошел чудовищной силы взрыв, который считается самым мощным за всю доядерную эпоху. В его результате Ричмонд – северный район Галифакса – был снесен с лица земли, погибло 1963 человека, около двух тысяч пропали без вести, почти девять тысяч получили увечья и ранения, 1600 зданий были разрушены, а приблизительно 12000 – сильно повреждены.

Современные порты с их огромными газовыми, нефтяными, химическими терминалами, а также насыщенные другой пожаро- и взрывоопасной продукцией могут представлять еще большую опасность, чем пароход Mont-Blanc. То же относится и к крупным промышленным центрам. Крылатые ракеты класса «подводная лодка-берег», как правило, атакуют хорошо разведанные цели. К ним, в том числе, относятся органы военного и гражданского управления, склады боеприпасов и базы. И избежать их попадания практически невозможно. В США и других странах НАТО с тревогой смотрят за наращиванием Россией строительства подводных лодок с крылатыми ракетами. «Если эта тенденция продолжится, – заявил 19 марта на слушаниях в американском Конгрессе глава Северного командования Вооруженных Сил США, отвечающего за оборону территории всей страны, адмирал Уильям Кортни, который одновременно возглавляет Объединенное командование аэрокосмической обороны Северной Америки (НОРАД), – то со временем НОРАД столкнется со сложностями в обеспечении защиты Северной Америки от угрозы со стороны русских крылатых ракет». В свою очередь бывший американский подводник, а ныне эксперт по военно-морской стратегии Брайан Кларк считает: «Если они действительно создадут подводный флот нового поколения, он создаст проблему для ВМС США».

Тем временем растет активность российских субмарин в морях и океанах. Как сообщил главком ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков, «за период с января 2014 года по март 2015 года интенсивность выходов подводных лодок на боевую службу увеличилась почти на 50% по сравнению с 2013 годом». По его словам, для боевой службы в Мировом океане в прошлом году подготовлено свыше десяти экипажей ПЛ Северного и Тихоокеанского флотов.

Однако и американцы не дремлют. Не зря контр-адмирал Дэйв Джонсон держит у себя перед глазами модель «Северодвинска». От подсерии к подсерии (в США их называют «блоками») АПЛ типа Virginia совершенствуются, а возможности их наращиваются. Сейчас ведется строительство подсерии Block III. 7 марта этого года была официально заложена (ее строительство фактически началось в 2012 г.) подлодка Colorado – пятнадцатая типа Virginia и пятая подсерии Block III. У этих лодок новая носовая гидроакустическая станция LAB, которая по своим возможностям на 40% превосходит ГАС, установленные на первых лодках этого проекта. Кроме того, КР Tomahawk размещены в двух модулях, в которых в случае надобности может находиться и иная полезная нагрузка, в том числе беспилотные летательные аппараты, средства доставки боевых пловцов и т.д.

В перспективе новые модификации АПЛ типа Virginia могут менять конфигурацию вооружения. Так, путем врезки дополнительной секции предполагается увеличить количество крылатых ракет Tomahawk на 28 единиц, то есть общий боезапас составит 40 штук. Первую такую субмарину ВМС США хотят получить до 2019 года. Не исключается, что в будущем лодки могут оснащаться даже компактными баллистическими ракетами средней дальности. Сейчас речь идет о доведении серии этих лодок до 48 единиц.

На сегодняшний день ВМС США с 2000 г. получили 11 субмарин типа Virginia трех подсерий, еще две проходят испытания и будут введены в строй в ближайшее время. Промышленности поставлена задача сдавать ежегодно не менее двух АПЛ этого семейства.

Французская АПЛ Saphir.

К сожалению, темпы строительства так нужных флоту ПЛАРК типа «Ясень» нельзя признать удовлетворительными. На закладке в 2009 г. первой серийной АПЛ «Казань» тогдашний заместитель командующего ВМФ РФ по вооружению вице-адмирал Николай Борисов утверждал, что эта подлодка «войдет в строй не позже 2015 года». Сейчас уже говорят о 2017 годе.

Нет ясности и с количеством лодок, которые получит флот. Одна уже поставлена ВМФ РФ, четыре строятся, две заказаны. А вот судьба восьмой пока не ясна. Одни представители ОПК и ВМФ говорят, что она тоже будет построена, другие утверждают, что серия будет ограничена семью единицами. Хотя очевидно, что флоту требуется как минимум 20 «ясеней». От сроков строительства и количества кораблей в серии зависит цена каждой единицы. Чем выше темп и больше лодок в серии, тем меньше их себестоимость.

Требуется понимать, что военно-политическая истерия вокруг России – своеобразная модификация холодной войны 50-80-х годов прошлого века – быстро не «рассосется». В состоянии жесткого противостояния с Западом, и прежде всего с Соединенными Штатами, нам придется жить еще долго.

В день закладки ПЛАРК «Архангельск» Виктор Чирков сообщил журналистам, что до 2020 г. флот получит десять модернизированных АПЛ проектов 971 и 949А. Они тоже станут носителями крылатых ракет. Например, субмарины проекта 949АМ будут нести 72 крылатые ракеты разного назначения.

Однако главком не упомянул о титановых АПЛ проектов 945 и 945А. Они тоже должны были пройти модернизацию для придания им современных качеств. 14 мая прошлого года с Центром судоремонта «Звездочка» был подписан контракт на капитальный ремонт и модернизацию АПЛ «Карп» и «Кострома» – первых двух лодок этого типа из четырех, которые должны радикально «омолодиться». На «Карпе» начались активные работы. Предполагалось, что эта АПЛ вернется в строй в 2017 году. Но в феврале появились первые сообщения о приостановке работ на лодке. И хотя от «Звездочки» поступали вялые опровержения этой информации, как раз в день закладки «Архангельска» стало известно, что из-за сокращения бюджетных расходов в связи с финансовым кризисом все работы на «Карпе» заморожены. То-то радуются недруги России! Ведь они предрекали, что падение цен на нефть и западные санкции затормозят, а то вовсе остановят обновление российского подводного флота. «У Путина не так уж много денег, с падением цен на нефть у России возникли очень тяжелые проблемы», – заявлял в конце января известный американский военно-морской аналитик Норман Фридман. Вот почему «в будущем Россия вряд ли развернет на передовых позициях в Мировом океане подводный флот в количестве, способном угрожать ВМС США», – отмечал тогда же обозреватель влиятельного американского издания Defense News Кристофер Кейвас.

Да, санкции и низкие цены на энергоносители заставляют «поджиматься». И тут важен выбор приоритетов. На наш взгляд, в кризисный период и с учетом складывающейся вокруг России обстановки как раз следует сосредоточиться на строительстве и модернизации подводных лодок. Большие надводные корабли, предназначенные для демонстрации флага в далеких морях, подождут до лучших времен.

Тем паче, что они, несомненно, уступают по боевой устойчивости субмаринам. Достаточно вспомнить недавний эпизод у берегов США, когда перед отправкой в дальнее плавание 12-я авианосная ударная группа ВМС США во главе с атомным авианосцем Theodore Roosevelt провела в феврале этого года у берегов Флориды десятидневные учения. В них приняла участие французская атомная подводная лодка Saphir. Ей удалось благополучно преодолеть ордер противолодочной обороны и выйти в атаку. В реальных боевых условиях она бы потопила или, по крайней мере, серьезно повредила бы авианосец. А ведь эскортировали атомный плавучий аэродром очень серьезные корабли: недавно завершивший модернизацию крейсер Normandy, новейшие ракетные эсминцы Farragut, Forrest Sherman и Winston S. Churchill, а также атомная подводная лодка Dallas. Но перехватить Saphir они не смогли, хотя и знали о ее присутствии.

Это не первый случай, когда субмарины выставляют на посмешище надводные корабли. Самый одиозный случай произошел 26 октября 2006 г. в районе Окинавы, когда китайская дизель-электрическая подводная лодка типа Song провела успешную учебную атаку на американский авианосец Kitty Hawk. Она благополучно миновала противолодочный ордер и всплыла в пяти милях от американского корабля. И только после этого была обнаружена.

Можно привести пример и из отечественной практики. На учениях, проводившихся в июне 2003 г. в Балтийском море, ДЭПЛ проекта 877 «поразила» торпедами атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Противолодочные силы, а они были немалые, очень не хотели ударить в грязь лицом, поскольку за учениями с борта крейсера «Маршал Устинов» наблюдали президенты России Владимир Путин и Польши Александр Квасьневский, но сорвать атаку так и не удалось. Когда большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко» выпустил по лодке торпеды и обрушил на нее реактивные бомбы, та уже сделала свое дело.

Для отработки противолодочных действий ВМС США на регулярной основе привлекают не только свои атомные подводные лодки, но и дизель-электрические субмарины других государств, поскольку те имеют меньшую шумность по сравнению с АПЛ. Шведская НАПЛ Gotland была даже взята американским флотом на два года в лизинг. К подобным учениям привлекаются ДЭПЛ и НАПЛ ВМС Австралии, Южной Кореи, Японии, ФРГ, Нидерландов, Португалии, Перу и других стран. И, как правило, они берут верх над американскими силами ПЛО.

Те же учения подтвердили, что самым эффективным средством борьбы с современными подводными лодками являются подводные лодки. Это особенно актуально в связи с намерением Соединенных Штатов обновить флот своих стратегических ракетных АПЛ. 12 подлодок SSBN(X) подводным водоизмещением 20810 т каждая будут строиться по программе Ohio Replacement Program (ORP) на грандиозную сумму $347 млрд. Закладка первой намечена на 2021 г., а ввод в строй в 2031 году. Носовая оконечность вместе с ГАС LAB и двумя модулями для крылатых ракет Tomahawk «заимствуется» у многоцелевых АПЛ типа Virginia Block III. У ПЛАРБ – движитель водометного типа pump-jet. Но самое главное – лодки получат полностью интегрированную электросистему, что позволит избавиться от гидроприводов, а винты не будут связаны турбозубчатыми агрегатами, с шумом ворочающими гребные валы. Вращать винт будет кормовой электромотор. Таким образом значительно уменьшится акустическая заметность субмарины. Конструкторы пришли к оригинальному исполнению ограждения выдвижных устройств. Это очень узкая конструкция, в профиль напоминающая небольшой надутый ветром парус. В подводном положении он будет играть роль киля, только находящегося не в нижней части корпуса, а в верхней. За ограждением выдвижных устройств – четыре блока пусковых установок БРПЛ Trident II D-5 LE. Всего их – 16 единиц.

Обнаружение, слежение, а в случае надобности и уничтожение таких ПЛАРБ ляжет на плечи российских многоцелевых субмарин. Вот почему при проектировании атомных подводных лодок пятого поколения, по словам Виктора Чиркова, главные требования флота к проектантам - увеличение скрытности и совершенствование систем вооружения. Это относится и к АПЛ стратегического назначения. Как заявил генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин», проектирующего российские ПЛАРБ, Игорь Вильнит, «у «бореев», безусловно, будут модификации «Борей-Б», «Борей-Д» и т.д.». То есть соперничество под водой продолжается. И это дерби, судя по всему, не будет иметь остановки.


Накануне Дня ВМФ, 26 июля, на верфи Севмаша в Северодвинске заложили АПЛ нового поколения «Новосибирск». Этот подводный ракетоносец станет третьим среди многоцелевых АПЛ проекта «Ясень», который разработали сотрудники Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит».

Согласно государственной программе до 2020 года на верфи Севмаш в Северодвинске планируют построить семь АПЛ классов «Ясень» и модернизированного «Ясень-М», которые в дальнейшем станут основными многоцелевыми атомными крейсерами России.

«Ясень»
Многоцелевые подлодки проекта 885 «Ясень» водоизмещением 13,8 тысячи тонн способны развивать скорость свыше 30 узлов, погружаться на глубину до 600 метров и находиться в автономном плавании в течение ста суток. Экипаж субмарины рассчитан на 90 человек, включая 32 офицера. Корабли вооружены десятью торпедными аппаратами калибра 533 миллиметра и пусковыми установками для крылатых ракет «Калибр» и «Оникс».

«Северодвинск», головная подлодка проекта, заложенная на «ПО «Севмаш» 21 декабря 1993 года, уже завершила весь цикл заводских ходовых испытаний и сейчас проходит государственные испытания в море. Сдать «Северодвинск» флоту обещают до конца 2013 года. Второй атомный крейсер проекта «Казань», заложенный в 2009 году, в данный момент находится в стапельном цехе Севмаша и будет передан Военно-Морскому флоту в 2017 году.




«Борей»
Кроме многоцелевой АПЛ проекта «Ясень», в этом году «Севмаш» планирует сдать ВМФ и два стратегических крейсера серии «Борей» (955) – проекта, который в будущем составит основу морских стратегических ядерных сил России. Головной крейсер в серии подводных ракетоносцев четвертого поколения «Юрий Долгорукий», разработанный в ЦКБ морской техники «Рубин», был принят на вооружение Военно-морского флота РФ в 2012 году. Заложенный на «Севмашпредприятии» 2 ноября 1996 года, «Юрий Долгорукий» имеет длину около 170 метров, ширину - 13,5 метра и полное водоизмещение 24 тысячи тонн. Корабль должен принять на вооружение 16 ракет «Булава», разработкой которых занимался Московский институт теплотехники.

Другой «Борей» «Александр Невский» проходит сейчас государственные испытания, совершая второй государственный выход, 15 ноября его готовятся сдать флоту. Третий корабль серии, «Владимир Мономах», должен закончить госиспытания не позднее 12 декабря 2013 года и также будет сдан ВМФ еще в этом году.

Предполагается, что в рамках госпрограммы вооружения до 2020 года флоту будет передано восемь ракетных подводных крейсеров стратегического назначения: три проекта 955 (шифр «Борей») и пять проекта 955А (шифр «Борей-А»).

«Акула»
Сегодня основу боевой мощи ВМФ составляет около 60 подводных лодок, от атомных подводных ракетоносцев до многоцелевых дизельных субмарин. Однако до 2018 года, из боевого состава флота будут выведены несущие сегодня боевую службу подлодки проектов 941 («Акула», по классификации НАТО «Тайфун») и 667 БДР и БДРМ («Кальмар» и «Дельфин», по классификации НАТО «Дельта-3» и «Дельта-4»).


Окончательное решение об утилизации двух подлодок проекта 941 класса «Акула» - «Архангельск» и «Северсталь», выведенных из боевого состава флота еще несколько лет назад, было принято недавно. Третий подводный крейсер стратегического назначения этой же серии - «Дмитрий Донской» останется в составе флота до 2017 года, когда по нему будет принято отдельное решение. Списание и утилизация «Архангельска» и «Северстали» произойдет по финансовым соображениям: поддержка в нормальном состоянии систем их жизнеобеспечения требует непомерно больших финансовых расходов. Экономически нецелесообразна и модернизация - капитальный ремонт с модернизацией одной «Акулы» обойдется дороже, чем строительство двух новых «Бореев». Утилизацией «Архангельска» и «Северстали», которая запланирована на 2016-2020 годы, займется Росатом.

Подлодки класса «Акула», самые большие из когда-либо построенных подводных кораблей, благодаря своим размерам попали даже в книгу рекордов Гиннеса: их длина составляет 172 метра, ширина - 23,3 м., осадка - 11,5 м. АПЛ считаются самыми тихими и неуловимыми для радаров и предназначены для уничтожения надводных и подводных кораблей противника. В боекомплект такой подлодки входит 20 ракет, каждая из которых имеет 10 разделяющихся головных частей индивидуального наведения.

Снятие всех АПЛ проекта 941 «Акула» (по классификации НАТО - Typhoon) с боевого дежурства произошло в соответствии с договором между Россией и США СНВ-3, вступившим в действие с февраля 2011 года.
по материалам

8:26 / 24.02.12

Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения России и зарубежных стран (рейтинг)

Информационное агентство «Оружие России» продолжает публиковать рейтинги различного вооружения и военной техники. На этот раз российские эксперты сравнивают тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (ТРПК) России и зарубежных стран.

Сравнительная оценка проводилась по следующим параметрам:

  • огневая мощь (количество боевых блоков (ББ), суммарная мощность ББ, максимальная дальность стрельбы межконтинентальной баллистической ракеты, ее точность – КВО)
  • конструктивное совершенство ТРПК (водоизмещение, габаритные характеристики, условная плотность ТРПК – отношение полной массы подлодки к ее объему)
  • техническая надежность (вероятность безотказной работы систем подлодки, время проведения залпового пуска всех ракет, время подготовки к пуску ракеты, вероятность успешного старта)
  • эксплуатация (скорость хода ТРПК как в надводном, так и в подводном положении, характеристики безшумности, время автономного плавания)

Сумма баллов по всем параметрам дала общую оценку сравниваемого ТРПК. При этом учитывалось, что каждый ТРПК, взятый из статистической выборки, сравниваясь с другими ТРПК, оценивался, исходя из технических требований своего времени.

В рейтинге проведенным ИА «Оружие России» рассматривались ТРПК всех стран, являющихся ныне полноправными членами мирового атомного подводного клуба. В него, напомним, кроме США («отца-основателя»), России входят также Великобритания, Франция, Китай и Индия, уже имеющая опыт эксплуатации сдававшейся ей в аренду в 1988-1991 годах советской многоцелевой ракетной АПЛ проекта 670 и строящая собственную атомную субмарину-ракетоносец «Арихант».

Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения России и зарубежных стран








По количеству набранных баллов перечисленные комплексы распределились следующим образом:

Условное обозначение ТПРК

Страна

Количество набранных баллов

ТРПК типа Ohio

США

49,4

ТРПК 667БДРМ «Дельфин»

Россия

47,7

ТРПК 941«Акула»

Россия

47,1

ТРПК 955«Борей»

Россия

41,7

ТРПК типа Vanguard

Англия

35,9

ТРПК типа Le Triomphant

Франция

33,4

ТРПК проекта 094 «Цзинь»

Китай

30,1

ТРПК проекта INS Arihant

Индия

17,7

Согласно данных, приведенных в таблице, по количеству набранных баллов первые 4 места заняли:

ТРПК типа Ohio

Основные характеристики :

  • скорость (надводная) 17 узлов
  • скорость (подводная) 25 узлов
  • рабочая глубина погружения 365 м
  • предельная глубина погружения 550 м
  • экипаж 14-15офицеров,140 матросов и старшин

Размеры :

  • водоизмещение надводное 16 746 т
  • водоизмещение подводное 18 750 т
  • длина наибольшая (по КВЛ) 170,7 м
  • ширина корпуса наиб. 12,8 м
  • средняя осадка (по КВЛ) 11,1 м

Силовая установка атомная:

  • водо-водяной реактор типа GE PWR S8G
  • две турбины по 30 000 л. с
  • 2 турбогенератора по 4 МВт
  • дизель-генератор мощностью 1,4 МВт

Вооружение:

  • ракетное - 24 баллистические ракеты Trident II D5

Подводные лодки типа «Огайо» (англ. Ohio class SSBN/SSGN) — серия из 18 американских стратегических атомных подводных лодок 3 поколения, вступивших в строй с 1976 по 1992 год. С 2002 года единственный тип ракетоносцев, находящихся на вооружении ВМС США. Каждая лодка вооружена 24 ракетами системы «Трайдент».

Первая серия из восьми ракетоносцев была вооружена ракетами Trident I C-4 и базировалась на военно-морской базе (ВМБ) Бангор, штат Вашингтон, на Тихоокеанском побережье США. Остальные 10 лодок, второй серии, были вооружены ракетами Trident II D-5 и размещались на ВМБ Кингс-Бей, штат Джорджия.

В 2003 году в целях выполнения договора об ограничении вооружений была начата программа переоборудования первых четырёх лодок проекта в носители крылатых ракет «Томагавк», завершившаяся в 2008 году.

Оставшиеся четыре лодки первой серии перевооружены ракетами «Трайдент-2», а все ракеты «Трайдент-1» были сняты с боевого дежурства. Из-за сокращения ракетоносцев на Тихом океане часть лодок типа «Огайо» была переброшена с Атлантического океана на Тихий.

Лодки типа «Огайо» составляют основу стратегических наступательных ядерных сил США и постоянно выходят на боевое дежурство, проводя в море 60 % времени. К началу 1960-х годов после ряда проведённых исследований американские аналитики пришли к выводу о бесперспективности стратегии «массированного возмездия».

В 1950-х годах американские стратеги рассчитывали вывести из строя стратегические ядерные силы СССР превентивным ракетным ударом. Проведённые исследования показали, что одним ударом не могут быть уничтожены все стратегические цели, и ответный ядерный удар будет неотвратим. В этих условиях зародилась стратегия «реалистического устрашения».

Как скажет в начале 1980-х годов начальник ГШ ВС СССР Н. В. Огарков, "появление и быстрое совершенствование ядерного оружия поставили совершенно по новому вопрос о целесообразности войны как средства достижения политической цели. Отказ от необходимости ведения всеобщей ядерной войны привёл к пересмотру требований к разрабатываемым стратегическим вооружениям".

ТРПК проекта 667БДРМ «Дельфин»

Основные характеристики:

  • скорость (надводная) 14 узлов
  • скорость (подводная) 24 узла
  • предельная глубина погружения 650 м
  • экипаж 140 человек

Размеры :

  • водоизмещение надводное 11 740 т
  • водоизмещение подводное 18 200 т
  • длина наибольшая (по КВЛ) 167,4 м
  • ширина корпуса наиб. 11,7 м
  • средняя осадка (по КВЛ) 8.8 м

Силовая установка атомная :

  • 2 реактра ВМ-4СГ суммарной мощностью 180 Мвт
  • 2 паровых турбины суммарной мощностью 60 000 л. с
  • 2 турбогенератора ТГ-300 по 3 кВт
  • 2 дизель-генератора ДГ-460 по 460 кВт
  • резервный гребной электродвигатель мощностью 325 л. с

Вооружение:

торпедно- минное - 4 ТА калибра 533 мм

ракетное - 16 баллистических ракет Р-29РМ

Последним кораблем “семейства 667”, а также последним Cоветским подводным ракетоносцем 2-го поколения (фактически “плавно перешедшим” в 3-е поколение) стал ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БРДМ (шифр “Дельфин”) так же, как и его предшественники, созданный ЦКБ МТ “Рубин” под руководством генерального конструктора, академика С.Н.Ковалева.

Правительственное постановление о разработке нового подводного атомохода вышло 10 сентября 1975 г. Основным оружием корабля должен был стать новый ракетный комплекс Д-9РМ с 16 межконтинентальными жидкостными ракетами Р-29РМ (РСМ-54, SS-N-24), имеющими увеличенные дальность стрельбы, точность и радиус развода боевых блоков. Разработка ракетного комплекса началась в КБМ в 1979 году.

Его создатели были ориентированы на достижение максимально возможного технического уровня и ТТХ при ограниченном внесении изменений в проект подводной лодки. Поставленные задачи удалось успешно решить за счет реализации оригинальных компоновочных решений (совмещенные баки последней маршевой и боевой ступеней), использования двигателей с предельными характеристиками, применения новых конструкционных материалов, улучшения технологии производства, а также увеличения габаритов ракеты за счет объемов, “позаимствованных” у пусковой установки.

По своим боевым возможностям новые БР превосходили все модификации наиболее мощного американского морского ракетного комплекса «Трайдент», имея при этом меньшие массу и габариты. В зависимости от числа головных частей и их массы дальность стрельбы МБР могла значительно превышать 8300 км.

Р-29РМ стала последней ракетой, разработанной под руководством В.П.Макеева, а также последней отечественной жидкостной МБР. В извесном смысле, она явилась «лебединой песней» жидкостных баллистических ракет подводных лодок. Все последующие отечественные БР проектировались твердотопливными.

ТРПК проекта 941 «Акула»

Основные характеристики :

  • скорость (надводная) 12 узлов
  • скорость (подводная) 25 узлов
  • рабочая глубина погружения 400 м
  • предельная глубина погружения 500 м
  • автономность плавания 180 суток
  • экипаж 160 человек

Размеры :

  • водоизмещение надводное 28 500т
  • водоизмещение подводное 49 800 т
  • длина наибольшая (по КВЛ) 172,8 м
  • ширина корпуса наиб. 23,3 м
  • средняя осадка (по КВЛ) 11,2 м

Силовая установка :

  • 2 водо-водяных ядерных реактора ОК-650ВВ по 190 МВт каждый
  • 2 турбины по 45000-50000 л.с. каждая
  • 2 гребных вала с 7-лопастными винтами диаметром 5,55 м
  • 4 паротурбинных АЭУ по 3,2МВт
  • 2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт)
  • свинцово-кислотная АБ, изделие 144

Вооружение:

  • торпедно-минное - 6 ТА калибра 533 мм
  • 22 торпеды 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80 или ракето-торпеды «Водопад»
  • Ракетное - 20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52)
  • ПВО 8 ПЗРК «Игла»

Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо». Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку.

По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла.

19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения. "Акула", проект 941. Первая лодка этого типа ТК-208 была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года.

Перед спуском, в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа. Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года).

ТК-208 вступил в строй в 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула». Планировавшийся седьмой корабль так и не был заложен; для него готовились корпусные конструкции. Строительство «9-ти этажных» подводных лодок обеспечивало более 1000 предприятий Советского Союза.

Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды. Назначение Предназначен для нанесения ракетно-ядерных ударов на большие расстояния по крупным военно-промышленным объектам и пунктам базирования сил.

ТРПК проекта 955 «Борей»

Основные характеристики:

  • скорость (надводная) 15 узлов
  • скорость (подводная) 29 узлов
  • рабочая глубина погружения 400 м
  • предельная глубина погружения 480 м
  • автономность плавания 90 суток
  • Экипаж 107 человек

Размеры :

  • водоизмещение надводное 14 720 т
  • водоизмещение подводное 24 000 т
  • длина наибольшая (по КВЛ) 160 м
  • ширина корпуса наиб. 13,5 м
  • средняя осадка (по КВЛ) 10 м

Силовая установка ядерная

  • ОК-650В 190 МВт
  • ПТУ с ГТЗА
  • гребной вал
  • водомётный движитель

Вооружение :

  • торпедно-минное - 6 ТА x 533 мм, торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты.
  • Ракетное - 16 ПУ комплекса Д-30, БРПЛ Р-30 (SS-NX-30) «Булава» Количество ракет: 16 (проект 955)

На вооружение ВМФ приходят атомные подводные лодки стратегического назначения нового - четвертого поколения проекта 955 шифр «Борей». Головным кораблем этого проекта стала субмарина, названная в честь князя Юрия Долгорукого. Проектно-техническая документация была разработана инженерами Конструкторского Бюро «Рубин».

После утверждения плана атомная подводная лодка была заложена 22 декабря 1996 года на судостроительном заводе ОАО ПО «Северное машиностроительное предприятие» в Северодвинске. Во время строительства АПЛ «Юрий Долгорукий» был применен опыт советских кораблестроителей.

Также в создании атомной подводной лодки была заимствована идея создания корпусной конструкции, которая позволила снизить стоимость строительства субмарины. На атомной подводной лодке установлен водо-водяной ядерный реактор типа ОК-650В на тепловых нейтронах. Мощность паротурбинных установок составляет 190 МВт.

Новинкой в конструкции серии «Борей» стал водометный движитель, что значительно снизит уровень шума подлодки. Еще одной характерной особенностью подводной лодки проекта 955А станет вооружение, состоящее из 12 баллистических ракет типа «Булава» российского производства.

Следующая модернизированная серия подводных ракетоносцев проекта 955 будет иметь 16 таких ракет. После серии успешных швартовных и ходовых испытаний атомная подводная лодка-ракетоносец «Юрий Долгорукий» получила бортовой номер К-535 и вошла в состав ВМФ РФ. Вскоре с АПЛ была произведена серия успешных ракетных стрельб новыми баллистическими ракетами.

Правительство Российской Федерации планирует построить 8 ракетоносцев проекта 955 «Борей». Однако, на сегодняшний день довольно медленно продвигается окончание строительства второй подводной лодки К-550 «Александр Невский», заложенной 19 марта 2004 года, и продолжение строительства третьей АПЛ «Владимир Мономаx, заложенной 19 марта 2006 года.

Также уже известно название четвертой субмарины этого проекта - «Святитель Николай». Все четыре атомные подводные лодки будут дислоцироваться на военно-морской базе в Вилючинске (полуостров Камчатский) и войдут в состав Тихоокеанского флота.

Там уже проведена огромная работа по возведению необходимой инфраструктуры, как для кораблей, так и для подводников:

  • полностью перестроена пирсовая зона
  • организована техническая защита системы базирования
  • проведена модернизация учебного центра
  • сданы в эксплуатацию несколько жилых домов для членов семей моряков-подводников

Корабли, подобные ракетному подводному крейсеру стратегического назначения «Юрий Долгорукий», скоро станут основой морской составляющей ядерной триады Российской Федерации.

При написании статьи использовались открытые материалы интернет-источников