Современные проблемы науки и образования. Компетентность - это наличие знаний и опыта

В условиях постоянного изменения среды - появления новых технологий, товаров и услуг, а также повышения конкуренции на рынке - компании особенно заинтересованы в том, чтобы найти уникальный «рецепт», позволяющий им оставаться успешными и быть хотя бы на шаг впереди в борьбе за потребителя.

Многие бизнес-рецепты уже подтвердили свою состоятельность, например, внедрение эффективных методов организации деятельности (управление результативностью через систему сбалансированных показателей, управление качеством), совершенствование процессов («шесть сигм») и др. Естественно, для успеха нужны и ресурсы - финансы, сырье, оборудование, информация и, конечно же, люди. Уверена, что в правильности слов (Peter Drucker ): «Самым ценным активом любой организации XXI века станут работники умственного труда и их производительность», уже никого не надо убеждать.

С повышением уровня автоматизации и совершенствованием технологий все сложнее найти людей, которых можно отнести к «синим воротничкам». Интеллектуальный труд, в отличие от физического (например, сборки изделия на конвейере), в меньшей степени регламентирован, «запрограммирован» на выполнение строго определенных действий. Для достижения поставленных задач работник умственного труда должен самостоятельно планировать свои действия, а ценность его вклада определяется тем, насколько правильно он понимает свою роль и насколько рационально выбирает пути достижения намеченных целей. Расширение автономности и самостоятельности сотрудников - это ресурс для роста производительности труда, а значит, и расширения конкурентных преимуществ компании.

Бизнес совершенствуется через развитие работников, но желание и способности развиваться нельзя в готовом виде «купить на рынке». Эффективность труда можно повысить за счет реализации уникальных индивидуальных способностей людей - их знаний, умений и опыта, личностных особенностей, которые проявляются в поведении и отношении к делу, в увлеченности и инновативности. Способности конкретного человека проявляются по-разному, в зависимости от организации, в которой он работает, поэтому одной из важнейших задач управления персоналом является обеспечение условий для реализации внутреннего потенциала каждого своего сотрудника. Это позволит компании осуществлять самые смелые стратегии.

Компетентность и компетенции

Рассмотрим особенности управления персоналом на основе модели компетенций . Сначала дадим определение основных понятий.

Компетентность - это умение выполнять свои рабочие функции в соответствии с предусмотренными должностью стандартами. Причем компетентность подразумевает демонстрацию умений на деле - в реальных рабочих ситуациях (включая связанное с этим психологическое давление), а не только знание теории или понимание того, как это делается.

Компетенции - комплекс требуемых характеристик (качеств) работника, которые он проявляет в реальной деятельности для успешного достижения поставленных целей в конкретных условиях. К компетенциям относятся как знания и навыки, так и личностные характеристики: врожденные способности, эмоциональные особенности и волевые установки, проявляющиеся в поведении.

Таким образом, эти понятия близки и взаимосвязаны: чтобы быть компетентным (уметь выполнять требования), надо обладать компетенциями (иметь необходимые деловые качества).

Длительное время для оценки компетентности использовались такие показатели, как профессиональные ЗУН (знания, умения и навыки) и опыт . Они считались универсальными, поэтому использовались во всех организациях. В поисках путей повышения производительности были проведены серьезные исследования особенностей работы успешных сотрудников. Эти работы позволили выявить качества (компетенции), за счет которых лучшие сотрудники («звезды») достигали успеха, в отличие от работников среднего уровня.

Например, при анализе результативности инженеров и ученых-компьютерщиков в AT&T Bell Labs было установлено, что «звезды» в восемь раз продуктивнее, чем обычные сотрудники. На первый взгляд, все работники компании имеют схожие компетенции и даже приблизительно одинаковый уровень IQ (коэффициент интеллекта), поскольку, не обладая высоким уровнем развития технических компетенций и выдающимися «способностями думать», попасть на такую работу невозможно. Но исследователи выяснили, что «звезды» и «аутсайдеры» производительности отличаются стратегией деятельности - тем, как именно они работают, проявляют инициативу, поддерживают контакты и т. п.

В чем же ценность этих открытий для практиков? Как оказалось, компетенциям, которые помогают быть успешным, можно научиться , а значит, производительность всех сотрудников возможно повысить до уровня «лучших». Описав компетенции, позволяющие достичь выдающихся результатов на каждом конкретном рабочем месте, и систематически стимулируя их развитие, компания сможет добиться значительных успехов. Более того, изменяя с помощью целенаправленного обучения и развития компетенций сотрудников, организация сможет управлять своим развитием.

Сложность состоит в том, как выявить компетенции , обеспечивающие успешность деятельности в каждой конкретной компании - с учетом особенностей ее стратегии, стиля управления и корпоративной культуры. Ведь важно не столько описать компетенции, сколько четко сформулировать поведенческие индикаторы, показывающие, как каждая компетенция реализуется.

Традиционно функциональные обязанности сотрудников описывались через перечисление основных функций и действий, разбиваемых затем на еще более мелкие операции. Проанализировав качества, которыми должен обладать специалист, для того чтобы выполнять эти операции, и сгруппировав схожие элементы рабочего поведения (демонстрируемых действий), мы получим описание компетенций через поведенческие индикаторы. Это будет стандартный набор компетенций для выполнения требований должности. Если в описании должности действительно учтены все нюансы, и сама работа (или рабочая ситуация) не претерпевает существенных изменений, то демонстрация человеком высокого уровня заданных компетенций станет основой успеха.

Как мы уже отмечали, очень успешные работники демонстрируют особое поведение, которое не всегда можно оценить, анализируя формализованные в регламентах должностные обязанности. Выявив особенности рабочего поведения «звезд», можно дополнить ими стандартные требования. В результате мы получим идеальный набор компетенций должности , развивая которые все работники смогут достичь исключительно высоких результатов.

Разработка модели компетенций

Приступая к разработке модели компетенций для нашей компании, мы очень внимательно ознакомились с имеющимися исследованиями: как с теоретическими обобщениями лучших практик, так и с детальными рекомендациями по описанию компетенций. Кроме того, мы проанализировали модели компетенций, принятые в отдельных организациях. Их многообразие свидетельствует о том, что каждая корпоративная модель является уникальной, она соответствует «индивидуальности» компании, поэтому не может быть механически скопирована.

Прежде всего, мы рассмотрели вопрос о том, для каких категорий сотрудников будем разрабатывать модель компетенций. Единого подхода к этой проблеме не существует: компании разрабатывают модели компетенций как для всего персонала, так и исключительно для менеджеров.

В ЗАО «Киевстар Дж.Эс.Эм.» подавляющее большинство сотрудников работают с технически сложными продуктами и сервисами. Работа в секторе мобильной связи требует постоянного обновления профессиональных знаний, гибкости мышления, инновативности и клиентоориентированности. Здесь конечный результат деятельности организации зависит от правильной ориентированности всех сотрудников, включая рядовых, а значит, нам необходимо постоянно стимулировать развитие этих качеств на всех уровнях организационной иерархии. Поэтому мы решили, что модель компетенций должна разрабатываться для всего персонала.

Следующий вопрос: будем ли мы дифференцировать компетенции в зависимости от категории/должности или разработаем универсальный набор , отражающий основные стратегические задачи всей компании? В разных организациях мы видели успешные решения в рамках обоих этих подходов.

Для клиентов мы предоставляем целый спектр услуг, но в пределах одного вида бизнеса, поэтому стремимся, чтобы компания имела на рынке узнаваемый бренд, воспринималась как единое целое. Следовательно, у всех сотрудников «Киевстар» должно быть что-то общее - то, что каждый из нас должен демонстрировать своим поведением независимо от занимаемой должности. С другой стороны, компания представляет собой огромное производство полного цикла: у нас есть самостоятельные подразделения по строительству сети и ее обслуживанию, подразделения, отвечающие за продажи, маркетинг, сервис, логистику, службы поддержки и т. п. К тому же наши филиалы расположены во всех регионах Украины. Естественно, в компании работают представители множества профессий, но для успеха в разных подразделениях, должностях, регионах нужны различные компетенции.

Если собрать вместе базовые компетенции, требующиеся от всех сотрудников, и комплекс специальных компетенций, то получится довольно внушительный набор требований к поведению на рабочем месте, который и запомнить-то затруднительно. Поэтому мы пришли к выводу, что корпоративная модель компетенций «Киевстар» должна содержать как общие для всех работников требования, так и специфические - для конкретных видов деятельности (рисунок ). «Индивидуальные» компетенции определяются содержанием работы и ролью, которую человек выполняет в этой должности в соответствии с ожиданиями компании.

Рис. Модель компетенций

Базовые компетенции - это обязательные требования к сотрудникам, они устанавливались руководителями высшего уровня. Перечень базовых компетенций описывает своего рода идеальный портрет работника нашей компании. Основные из них:

    преданность бизнесу;

    нацеленность на изменения;

    делегирование полномочий;

    работа в команде;

    безупречное выполнение своих обязанностей;

    порядочность.

Каждое из этих понятий наполнено для нас конкретным содержанием. Руководители высшего и среднего звена собирались и обсуждали, как они понимают суть каждой из базовых компетенций, какое поведение ожидается от сотрудников и поощряется компанией.

Проведенная оценка показала: большинство наших работников в полной мере обладают требуемыми базовыми компетенциями. Для тех, кто не всегда демонстрирует ожидаемое поведение, с помощью модели компетенций мы легко можем показать - чем их поведение отличается от ожидаемого, на что следует обратить внимание. Думаю, что сотрудников, чье поведение не соответствует базовым компетенциям, вообще не должно быть в компании, их нужно отсеивать еще на этапе подбора персонала. Вместе с тем, наличие таких четких ориентиров, как базовые компетенции, помогает новичкам избрать правильную линию поведения, а тем, кто уже давно работает в компании, - оставаться в «нужном русле».

Функциональные компетенции - это необходимые требования к должности, в основе которых - выполняемые на рабочем месте функции и действия. Функциональные компетенции довольно подробно описываются в квалификационных справочниках, это обязательные требования. Говоря о компетентности, мы имели в виду мастерство в выполнении определенной деятельности. Знания и опыт - неотъемлемый атрибут функциональной компетентности, оценить их можно с помощью проведения профессиональной аттестации.

Ролевые компетенции - это требования к ожидаемому рабочему поведению сотрудника. Они обусловлены, прежде всего, спецификой деятельности компании: сферой бизнеса, стилем управления и особенностями корпоративной культуры, в которой отображаются все нюансы жизни организации.

Ролевые компетенции «увенчивают» профиль должности в данной организации; они отражают стратегическое направление развития бизнеса или рыночное позиционирование компании на определенном отрезке времени, поэтому наиболее изменчивы.

Перечни ролевых компетенций в разных компаниях, как правило, совпадают. В то же время смысловое наполнение и описание поведенческих индикаторов должны быть сугубо индивидуальными для каждой организации. Их нужно корригировать в соответствии с целями развития компании, в идеальном случае - с опережением.

Отдельно стоит отметить, что многие ролевые компетенции похожи на управленческие. Поскольку они являются неотъемлемыми квалификационными требованиями к должности менеджера, возможно, следует отнести их к функциональным компетенциям? На первый взгляд это оправданно, но практика постоянно демонстрирует нам, что успешные в одной компании менеджеры могут потерпеть неудачу в другой. Причем неудача связана именно с тем, что они перенесли на новое место свой прежний опыт работы, свой тип поведения, совершенно не учитывая особенностей новой организации.

В нашей модели управленческие компетенции отнесены к группе ролевых компетенций, так как они отражают особенности деятельности в данный момент времени и именно в нашей компании. Эти требования формулируются будущим сотрудникам уже на этапе подбора персонала (при проведении ассессмент-центра).

Разработаны специальные методики, позволяющие выявить самые важные для компании ролевые компетенции, а также описать соответствующие им поведенческие индикаторы.

Например, метод «репертуарных решеток» построен на сравнении поведения успешных сотрудников и сотрудников с достижениями среднего уровня - «звезд» и «средних». Выявив, чем отличается поведение «звезд», мы сможем принять эти особенности в качестве образцов для всего персонала. Этот подход хорош в ситуации, когда большое количество сотрудников выполняют сходную работу в одинаковых условиях. Кроме того, немаловажно, чтобы в компании имелись внимательные и ответственные менеджеры, которые могли бы дать характеристику каждому из работников, выделить и проанализировать отличия в их поведении.

Метод интервьюирования успешных сотрудников требует от разработчиков умения проводить интервью разных типов, анализировать качественные данные и делать корректные выводы. Например, хорошо зарекомендовал себя при разработке моделей компетенций метод критических инцидентов и специальные наборы вопросов . (Консалтинговые компании предлагают широкий выбор таких вопросников, в том числе и «автоматизированных».)

Как поступили мы? Сравнительный метод использовали только при работе с ограниченным кругом должностей. Хотя «Киевстар» - довольно большая компания, достаточное количество сотрудников, выполняющих однородную деятельность, имеется только в подразделении, занимающемся сервисным обслуживанием. Для остальных подразделений (а это тысячи людей) применить данный метод было невозможно.

Использование метода интервьюирования давало нам возможность автоматизировать систему опроса, чем мы и воспользовались.

Справедливости ради стоит заметить, что еще в 2003 году мы проанализировали все доступные источники информации и составили исчерпывающий перечень компетенций (всего - 36 компетенций в трех категориях: функциональные, менеджерские и эмоциональные). Из этого перечня руководители выбирали наиболее важные для каждого из их подчиненных.

Для каждой компетенции было приведено название и описание (в общих чертах), однако не давались детальные поведенческие индикаторы, позволявшие оценить, насколько проявляется данная компетенция в реальных условиях. Это приводило к значительному субъективизму в оценках, поэтому нужно было «договориться о терминах»: точно определить, как именно в нашей компании проявляется та или иная компетенция.

Мы сделали следующий шаг на пути более корректного описания компетенций: используя специальную методику, опросили 100 сотрудников из различных функциональных подразделений, которые имели успешный опыт работы в ЗАО «Киевстар Дж.Эс.Эм.». Проанализировав их ответы, мы смогли сформулировать поведенческие индикаторы, в которых отражалось проявление той или иной компетенции.

После такого «переформатирования» мы получили новый набор из 20-ти компетенций, причем некоторые из них имеют два-три уровня сложности проявления.

Конечно, не каждое нововведение с энтузиазмом воспринимается сотрудниками. Для того чтобы преодолеть во многом естественное сопротивление изменениям, рассеять опасения, теория менеджмента предлагает вовлекать персонал в процесс поиска и принятия решений. Причастные к этому процессу люди гораздо легче воспринимают изменения.

В случае с разработкой модели компетенций без вовлеченности сотрудников никак не обойтись. Базовые компетенции в стандартном описании принимаются как обязательные для всего персонала, функциональные (образование, специальные знания и опыт) - стандартизованы для каждой должности, а вот остальные требования к управленцам, как отмечалось выше, отражаются через ролевые компетенции. Выявить, какие особенности поведения ведут к успеху (а это и есть ролевые компетенции), можно только в процессе совместного обсуждения и анализа деятельности.

Далее из набора ролевых компетенций нам нужно было отобрать ключевые компетенции должности. Как же мы это делали? Собрали группу руководителей и опытных профессионалов (обычно в составе пяти-шести человек), хорошо знающих работу в должности, для которой проводится выбор ключевых компетенций. Все члены группы получили описание полного набора компетенций (на специальных карточках). Им нужно было выбрать самые важные для обсуждаемой должности компетенции (не более восьми). Эти специалисты работали независимо друг от друга, затем полученные наборы отобранных компетенций сопоставлялись. Расхождения во мнениях обсуждались в группе, после чего принимался согласованный набор из пяти-семи компетенций. Именно эти компетенции мы вносим в должностную инструкцию сотрудника и в оценочную форму для ежегодной оценки его деятельности.

Разрабатывая модель компетенций, мы ставили перед собой несколько целей:

    В первую очередь, сфокусировать внимание сотрудника на поведении, которое описано ключевыми компетенциями должности.

    Помочь каждому работнику достичь требуемого уровня проявления компетенций. Для этого мы регулярно делаем оценку уровня проявления требуемого поведения. По результатам оценки обеспечивается развитие (за счет обучения, саморазвития или поддержки со стороны менеджера) тех компетенций, которые проявляются слабее, чем необходимо. Это в первую очередь. Но в то же время оценка фокусирует внимание сотрудника и на дальнейшем совершенствовании всех остальных компетенций.

    Выявить работников с высоким уровнем проявления компетенций и высоким потенциалом развития, чтобы подготовить их к карьерному развитию .

    Помочь менеджерам выявить компетенции, демонстрируемые сотрудниками на особо высоком уровне (даже если они не являются ключевыми для должности). Выявление имеющихся способностей - путь к правильному карьерному планированию.

    Помочь сотрудникам в самопонимании , самоориентации и самореализации .

Мы осознаем, что для глубокого понимания модели компетенций требуется время. Компетенции отражают качество поведения, а в основе причин поведения лежат наши мотивы. Факторами мотивации могут выступать внешние стимулы - зарплата, служебное положение и принадлежность к компании, но многих мотивирует желание достичь большего. Для того чтобы научиться эффективно использовать мотивацию, важно задействовать все факторы, в том числе и самомотивацию .

Многие компании уже практикуют установление базового оклада на основе модели компетенций. При этом стимулируется развитие не только необходимых в данной ситуации и на данной должности компетенций, но и тех, которые пока не востребованы. То есть вознаграждаются способности, которые будут необходимы компании в будущем.

Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала

1

В статье анализируются различные определения понятия «компетенция», «компетентность», основные положения компетентностного подхода в подготовке будущих офицеров служб технического обеспечения внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, средства формирования профессиональной компетентности при изучении гуманитарного, социального и экономического, математического и естественнонаучного, профессионального циклов дисциплин основной образовательной программы, а также критерии оценки ее сформированности. В критериях определены требования к профессиональной компетентности офицеров-выпускников в различных направлениях деятельности, начиная от знания нормативно-правовых актов, регламентирующих сферу деятельности, заканчивая соблюдением требований безопасности при выполнении отдельных операций технического обслуживания и ремонта транспортных средств специального назначения, состоящих на вооружении внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

профессиональная компетентность.

компетентностный подход

военно – профессиональные компетенции

профессионально – специализированные компетенции

профессиональные компетенции

общекультурные компетенции

компетенция

1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос» – [Электронный ресурс] / http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.

2. Капустин В. Б. Профессиональная компетентность советских офицерских кадров. – М., 1992. – 59 с.

3. Приказ ГКВВ МВД РФ от 19.07.2011 г. № 225 «Об утверждении квалификационных требований к уровню военно-профессиональной (специальной) подготовки выпускников и основной образовательной программы федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский военный институт внутренних войск МВД Российской Федерации».

4. Попов М. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. – 1907. [Электронный ресурс] / http://www.inslov.ru/html-komlev/k/kompetentnost5.html.

5. Синякова М. Г. Основные подходы к определению сущности общекультурной компетентности бакалавра менеджмента / М. Г. Синякова // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 9. – С. 24–25.

6. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 190110 «Транспортные средства специального назначения». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2076.

7. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Обновление российской школы: Доклад 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции (26 августа – 10 сентября 2002 г.) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ei-dos.ru/conf. - 26.05.2009.

Отличительной особенностью образования XXI века является его ориентация на свободное развитие, развитие творческой инициативы, самостоятельность обучаемых, формирование конкурентоспособности и мобильности будущих специалистов. В связи с этим приоритетным направлением российской образовательной политики, в настоящее время, провозглашен переход от знаниевой парадигмы к компетентностному подходу, который был нормативно закреплён в 2001 г. правительственной Программой модернизации российского образования до 2010 г. Современная модель компетентностного подхода была обсуждена и конкретизирована. Основу компетентностного подхода составляют два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность». Изучение работ по проблеме компетентностного подхода показывает, что однозначного определения компетенции и компетентности, а также единой классификации компетенций до сих пор нет. А. В. Хуторской предлагает следующие определения:

компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним;

компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенции, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, т. е. компетентность - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности (результативности) его действий, направленных на разрешение определённого круга значимых для данного сообщества задач (проблем) .

И. А. Зимняя полагает, что понятие компетентности зародилось еще во времена древнегреческого ученого Аристотеля, изучавшего «возможности состояния человека, обозначаемого греческим «atere» - «сила, которая развивалась и совершенствовалась до такой степени, что стала характерной чертой личности» .

«Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке» 1907 года, определяет компетенцию, как «достаточную осведомленность, необходимую для того, чтобы решать вопросы в известной области и произносить основательные суждения по поводу определенного круга явлений» .

Определения компетентности сходны и дублируют друг друга, в то время как для «компетенции» нет единого толкования, это понятие трактуется как «совокупность полномочий (прав и обязанностей) какого-либо органа или должностного лица, установленная законом, уставом данного органа или другими положениями», «обладание (владение) знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен». Можно найти такие определения «компетенции» как «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитарностью, познанием, опытом; круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений», «личные возможности какого-либо лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или самому решать, благодаря наличию определенных знаний, навыков».

Будем исходить из того, что под компетентностью понимается комплексный ресурс личности, который обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной сфере деятельности и который зависит от необходимого для этого набора компетенций. Требования к компетентности представлены в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) в виде профиля будущего специалиста набором компетенций, которые необходимо сформировать у обучаемого по мере освоения программ высшего профессионального образования.

Рассмотрим сущность профессиональных компетенций курсантов военного вуза на примере направления подготовки (специальности) 190110 «Транспортные средства специального назначения». Соответствующий ФГОС ВПО в требованиях к подготовке специалиста определяет, что выпускник должен обладать общекультурными компетенциями (ОК), профессиональными компетенциями (ПК), профессионально-специализированными компетенциями (ПСК) . Выпускник военного вуза, помимо компетенций, указанных в вышеназванном ФГОС, должен также обладать военно-профессиональными компетенциями (ВПК), изложенными в ООП военного вуза. При этом количество указанных компетенций зависит от направления и уровня подготовки. Компетенции, соответствующие определенному уровню образования и квалификации, рассматриваются как образовательные результаты. Переход на ФГОС ВПО поставил перед вузом сложную задачу, обеспечивающую получение образовательного результата (формирование общекультурных и профессиональных компетенций). Таким образом, выпускник должен обладать общекультурными и профессиональными видами компетенций, на каждом из которых остановимся ниже.

Общекультурные (в некоторых источниках - базовые) компетенции не являются профессионально обусловленными, ими должны обладать все специалисты независимо от сферы их деятельности. Они дают возможность выпускникам вуза более успешно реализовать себя в различных сферах деятельности, в том числе, не связанных с полученной в вузе квалификацией. В целом, общекультурные компетенции ориентированы на формирование способностей к логическому, упорядоченному мышлению и работе с информацией - к ее получению и систематизации. Общекультурные компетенции в составе базовых компетенций выступают некой первообразной и фундаментальной составляющей для таких образований как профессиональная готовность и компетентность, профессионализм, мастерство, индивидуальное творчество и др. Общекультурные компетенции в отличие от других компетенций носят более устойчивый и неугасаемый характер. Так, если профессиональные компетенции могут быть недолговечными и изменяющимися (из-за устаревания прикладных знаний, совершенствования технологии производства и т.д.), то базовые компетенции человек проносит через всю жизнь, имея возможность каждый раз выстраивать на их основе свой новый профессиональный облик. Тем самым общекультурная компетенция может рассматриваться как основа для формирования высокоразвитого и грамотного специалиста .

Наряду с формированием общекультурных компетенций, задачей преподавателей военного вуза является развитие профессиональной компетентности выпускника - будущего офицера, который при выполнении повседневных и служебно-боевых задач должен быть воином-профессионалом в своей области деятельности. Профессия «офицер» является одной из самых сложных профессий современного общества, так как требует от ее субъекта способности с высокой эффективностью решать профессиональные задачи в экстремальных условиях, связанных с риском для жизни, ограниченным временем на принятие решения, высоким уровнем ответственности, как за свои действия, так и за действия подчиненных. Таким образом, профессиональная компетентность - это готовность военнослужащего на основе усвоенных знаний, умений и навыков, приобретенного опыта, всех своих способностей самостоятельно выполнять задачи, определенные военной службой по должностному предназначению.

Так, например, по окончании изучения дисциплины «Эксплуатация, диагностика, ремонт и утилизация транспортных средств специального назначения» стандартном определено, что выпускник должен обладать:

  • способностью разрабатывать технологическую документацию для производства, модернизации, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта транспортных средств специального назначения (ПК-19);
  • способностью организовывать работу по эксплуатации транспортных средств специального назначения (ПК-23);
  • способностью организовывать технический контроль при исследовании, проектировании, производстве и эксплуатации транспортных средств специального назначения (ПК-24);
  • способностью составлять планы, программы, графики работ, сметы, заказы, заявки, инструкции и другую техническую документацию (ПК-25);
  • способностью к профессиональной деятельности при эксплуатации военных гусеничных и колесных машин с использованием передовых методов обеспечения надежности и минимизации эксплуатационных затрат (ПСК-1.3).

В квалификационных требованиях Основной образовательной программы военного института дополнено, что выпускник должен обладать компетентностями, необходимыми офицерам служб технического обеспечения внутренних войск МВД России для успешного выполнения возложенных на них задач мирного и военного времени, а именно :

  • способностью выполнять обязанности командира взвода (роты), начальников служб технического обеспечения при приеме дел и должности, планировании работы, ведении служебной переписки и обеспечении режима секретности, подготовке личного состава к несению службы в наряде, учете личного состава (ВПК-3);
  • способностью организовывать обеспечение подразделений и воинской части ВВТ, боеприпасами, ГСМ и ВТИ, их хранение и учет, учет и отчетность по службам технического обеспечения воинской части в мирное и военное время (ВПК-9).
  • обладать знанием конструкций основных марок артиллерийского вооружения и АБТ, технических средств службы ГСМ, их узлов, агрегатов и систем; порядок их технического обслуживания и текущего ремонта, методику поиска и устранения неисправностей ВВТ (ВПК-11).
  • способностью планировать и организовать эксплуатацию и восстановление ВВТ, осуществлять контроль их технического состояния и проводить мероприятия по поддержанию в боевой готовности ВВТ подразделения и АБТ воинской части в мирное и военное время (ВПК-12).
  • способностью лично выполнять основные работы установленных видов технического обслуживания АБТ, водить автомобиль (являться участником дорожного движения), БТР и БМП, обеспечивая безопасность движения и соблюдение ПДД, стрелять из стрелкового оружия и вооружения боевых машин, выполнять строевые приемы без оружия и с оружием, управлять строями подразделения в пешем порядке и на машинах, ориентироваться на местности с картой и без карты (ВПК-13).
  • способностью к развертыванию производственного технологического оборудования, стационарных и подвижных средств технического обслуживания и ремонта ВВТ воинской части (ВПК-14).

Итак, ключевым звеном в профессиональной деятельности офицера является военно-профессиональная компетентность. В результате анализа компетентностей, развиваемых в курсанте при изучении дисциплины, можно выделить несколько групп качеств, которыми обязательно должен обладать военный специалист, основные из них: специальные качества; командные качества; управленческие качества; адаптивные качества; исполнительские качества офицера.

Формирование общекультурной и профессиональной компетентности офицера- профессионала производится при изучении гуманитарного, социального и экономического, математического и естественнонаучного, профессионального циклов дисциплин основной образовательной программы, на которые отводится определенный бюджет времени. Курсант за первые три - четыре года охватывает первые два цикла дисциплин, ибо они содержат круг основополагающих вопросов, как по фундаментальным областям знаний, так и по общеобразовательным, без которых немыслим интеллигентный человек, профессионал своего дела.

Базовая часть, определяющая специальность, предписывает изучение дисциплин, таких как: теория механизмов и машин, сопротивление материалов, детали машин и основы конструирования, гидравлика и гидропневмопривод, технология производства транспортных средств специального назначения, эксплуатация, диагностика, ремонт и утилизация транспортных средств специального назначения и др. Последняя из вышеперечисленных дисциплин является важнейшей при подготовке квалифицированного специалиста в области организации эксплуатации, ремонта, технического обслуживания, ремонта и утилизации образцов, состоящих на вооружении внутренних войск МВД России. Особенностью профессионального цикла дисциплин является обязательность проведения лабораторных работ, практических занятий, выполнения курсовых проектов, в ходе которых обучаемые должны приобрести навыки проектирования транспортных средств, парков воинских частей, составления годового плана эксплуатации и ремонта машин воинской части и т.д., изучаемых на соответствующих курсах дисциплин.

Ввиду того, что процесс подготовки офицера-профессионала является сложным и многогранным, то оценить качественные и количественные параметры его динамики довольно сложно. Поэтому необходимо определить критерии сформированности профессиональной компетентности военных специалистов, под которыми понимается совокупность объективных и субъективных показателей, дающих качественную характеристику ее состояния, опираясь на которые можно выявить ее существенные свойства и меру проявления в деятельности .

Для оценки качества сформированности профессиональной компетентности офицера-выпускника служб технического обеспечения предлагается выделить четыре ее уровня: высокий, средний, достаточный и критический, содержание требований по которым приведено ниже.

Высокий уровень - это глубокие знания содержания планирующих документов по организации эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и утилизации транспортных средств специального назначения (далее ТССН), грамотное и точное оформление документов, отрабатываемых в ходе повседневной деятельности внутренних войск, грамотное и точное выполнение операций технологического процесса технического обслуживания, ремонта и утилизации ТССН, строгое и точное соблюдение требований безопасности при их выполнении.

Средний уровень - твердые знания содержания планирующих документов по организации эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и утилизации ТССН, грамотное и логичное, без существенных неточностей оформление документов, отрабатываемых в ходе повседневной деятельности внутренних войск, выполнение операций технологического процесса технического обслуживания, ремонта и утилизации ТССН, строгое и точное соблюдение требований безопасности при их выполнении.

Достаточный уровень - знания основ содержания планирующих документов по организации эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и утилизации ТССН, допускаются отдельные неточности в оформлении документов, отрабатываемых в ходе повседневной деятельности внутренних войск, допускаются отдельные неточности в выполнении операций технологического процесса технического обслуживания, ремонта и утилизации ТССН, строгое и точное соблюдение требований безопасности при их выполнении.

Критический уровень - допускаются грубые ошибки знания основ содержания планирующих документов по организации эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и утилизации ТССН, допускаются грубые ошибки в оформлении документов, отрабатываемых в ходе повседневной деятельности внутренних войск, допускаются грубые ошибки в выполнении операций технологического процесса технического обслуживания, ремонта и утилизации ТССН, нарушаются требования безопасности при их выполнении, не может применить полученные знания на практике.

В заключение отметим, что подготовка офицера-профессионала в военном вузе по специальности подчинена конкретной цели - выполнению государственного заказа в соответствии с ФГОС ВПО на подготовку высокопрофессиональных военных специалистов с заранее заданным уровнем профессиональной компетентности. Понимание сущности профессиональных компетенций, являющихся содержанием компетентности специалиста, умение оценить степень их сформированности поможет преподавателям военно-специальных дисциплин в решении проблемы подготовки грамотного военного специалиста.

Рецензенты:

Рогожникова Р.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г.Пермь.

Плотникова Е.Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры высшей математики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» НИУ ВШЕ - Пермь, г.Пермь.

Библиографическая ссылка

Глебов В.А. СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10035 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

"Компетенция" - слово, применяющееся, быть может, не так часто, но порой все же проскальзывающее в тех или иных разговорах. Большинство людей воспринимают его смысл несколько размыто, путая с компетентностью и употребляя не совсем к месту. В то же время его точное значение может служить весомым аргументом в полемике и дискуссии, а также в разбирательствах. Так Что они значат и какие бывают? Разберемся подробнее.

Терминология

По Ефремовой, компетенция определяется как область знаний и тот круг вопросов, в которых отдельный человек хорошо осведомлен. Второе определение, согласно этому же источнику, говорит, что данное слово также обозначает совокупность прав и полномочий (относится к должностному лицу). Последнее сводится к термину Он несколько строже, чем первый. Но эта дефиниция гораздо больше подходит и к сути настоящего вопроса о том, что такое компетенции, поскольку первый вариант имеет множество синонимов и не так узко определен.

Компетенция и близкие к ней термины

Существует два подхода к толкованию терминов компетенции и компетентности:

  • отождествление;
  • дифференциация.

Компетентность, грубо говоря, это владение какой-либо компетенцией. В соответствии с тем, насколько широко рассматривается последний термин, и трактуется их взаимосвязь с первым понятием. Он, кстати, описывается как характеризирующее качество индивида, его способность. Компетенция трактуется иначе - это, прежде всего, совокупность.

Структуризация

Компетенция есть интегральный результат взаимодействия следующих элементов ее структуры:

  1. Целевого. Определение личных целей, составление определенных планов, построение моделей проектов, а также действий и поступков для того, чтобы достигнуть требуемого результата. Предполагается соотношение целей и личных смыслов.
  2. Мотивационного. Истинный интерес и искреннее любопытство в работе, в которой человек компетентен, наличие его собственных причин решать каждое возникающее задание, связанное с этой деятельностью.
  3. Ориентационного. Учет в процессе работы внешних предпосылок (понимание базы своего труда, наличие опыта в нем) и внутренних (субъектный опыт, межпредметное знание, методы деятельности, специфические особенности психологии и так далее). Адекватная оценка реальности и себя - своих достоинств и недостатков.
  4. Функционального. Наличие умения не только иметь, но и использовать на деле приобретенные знания, навыки, способы и методы деятельности. Осознание информационной грамотности в качестве базы для формирования собственного развития, новаторства идей и возможностей. Отсутствие страха перед сложными заключениями и решениями, выбора нешаблонных методов.
  5. Контрольного. Имеются границы измерения протекания и заключений в ходе деятельности. Движение вперед - то есть усовершенствование идей и закрепление правильных и действенных способов и методов. Соотношение поступков и целей.
  6. Оценивающего. Принцип трех "само": анализ, оценка, контроль. Оценивание позиции, необходимости и действенности знания, умений или выбранного способа действовать.

Каждый из элементов может своим поведением влиять на все остальные и является значимым фактором для понятия "формирование компетенций".

Категоризация

Терминология позволила понять, что такое компетенции в общем смысле. Более конкретно она разделяется на три большие категории:

  • руководство собой;
  • руководство другими;
  • руководство организацией.

Компетенции также можно поделить и по другому принципу: например, исходя из того, кто ими владеет. Такие типы будут затрагивать профессии, организации и социальные группы.

Рассмотрим следующие:

  1. Компетенции педагога. Суть профессионально-педагогической компетентности.
  2. Компетенции учеников. Определение ограниченного набора знаний и умений.

Почему были выбраны именно эти?

Актуальность

Взаимоотношения учителя и ученика - запутанная структура, состоящая из множества элементов. Недостаточная компетентность в вопросах одного влечет за собой аналогичную проблему у другого. Что же касается того, что именно должно входить в компетенции педагога, здесь можно наблюдать еще более неоднозначную ситуацию.

Компетенции учеников

Большинство ученых настаивают, что компетенции учащихся, точнее, их число, должно быть строго ограничено. Следовательно, были выбраны наиважнейшие. Второе их название - ключевые компетенции.

Европейцы свой список составляли приблизительно, без уточнений. В нем шесть пунктов. Ученик должен:

  • учиться - как главное действие;
  • думать - как двигатель развития;
  • искать - как мотивационный пласт;
  • сотрудничать - как коммуникативный процесс;
  • адаптироваться - как социальное совершенствование;
  • браться за дело - как реализация всего вышеперечисленного.

Отечественные ученые отнеслись к делу более ответственно. Вот основные компетенции учащихся (всего семь):

  • Умение учиться. Предполагает, что ученик, который способен самостоятельно обучаться, сможет применить те же навыки самостоятельности и в работе, творчестве, развитии, жизни. Эта компетенция предусматривает выбор учащимся цели обучения или осознание и принятие цели, выбранной учителем. Также сюда входит планирование и организация труда, отбор и поиск специальных знаний, наличие навыков самоконтроля.
  • Общекультурная. Развитие личностного самовосприятия себя в целом и в обществе, духовное развитие, анализ национальной и межнациональной культуры, наличие и использование языковых навыков, самовоспитание в себе моральных и социокультурных единых ценностей, направленность на толерантное интеркультурное взаимодействие.
  • Гражданская. К этой компетенции относятся способности ориентироваться в общественно-политической жизни, то есть осознавать себя как члена социума, государства, а также социальных групп. Анализ происходящих событий и взаимодействие с обществом и органами государственной власти. Считаться с интересами других, уважать их, действовать согласно соответствующему законодательству конкретной страны.
  • Предпринимательская. Предполагает не только наличие, но и реализацию способностей. К ним, в числе прочих, относится соотношение желаемого и действительного, организация деятельности, анализ возможностей, составление планов и презентация результатов труда.
  • Социальная. Определение своего места в механизмах социальных институтов, взаимодействие в социальных группах, соответствие социальной роли, дипломатичность и умение приходить к компромиссам, ответственность за свои поступки, общность.
  • Информационно-коммуникативная. Рациональное использование возможностей информационных технологий, построение информационных моделей, оценивание процесса и результата технического прогресса.
  • Здравоохранительная. Сохранение как собственного здоровья (морального, физического, психического, социального и т. д.), так и окружающих, что предполагает базовые навыки, которые способствуют развитию и поддержанию каждого из вышеперечисленных видов здоровья.


Ключевые квалификации (базовые навыки)

Европейские страны синонимируют значение слов "квалификации" и "компетенции". Ключевые компетенции также называют базовыми навыками. Они, в свою очередь, определяются теми личностными и межличностными качествами, что выражены в различных формах в различных социальных и рабочих ситуациях.

Перечень ключевых компетенций в профессиональном образовании Европы:

  • Социальная. Выработка новых решений и их реализация, ответственность за последствия, соотношение личных интересов с рабочими, толерантность к межкультурным и межнациональным особенностям, уважение и сотрудничество как залог здорового общения в коллективе.
  • Коммуникативная. Устная и письменная коммуникация на различных языках, включая различные языки программирования, навыки коммуникаций, этика общения.
  • Социально-информационная. Анализ и восприятие социальной информации сквозь призму критического здравомыслия, владение и использование в различных ситуациях информационных технологий, понимание схемы человек - компьютер, где первое звено повелевает вторым, а не наоборот.
  • Когнитивная, также называемая персональной. Потребность в духовном саморазвитии и реализация этой потребности - самообразование, усовершенствование, личностный рост.
  • Межкультурная, включающая в себя и межнациональную также.
  • Специальная. Включает в себя навыки, необходимые для достаточной компетентности в профессиональной сфере, самостоятельность в этой деятельности, адекватная оценка своих действий.

Компетенция и квалификация

Для человека постсоветского пространства, однако, немного странно слышать приведенные в заглавии термины в Вопрос о том, что такое компетенции, начинает возникать снова и нуждается в некоторых уточнениях для более четкого определения. Отечественные исследователи называют квалификацию достаточной подготовкой к деятельности рамочной, в устойчивых и ограниченных состояниях. Ее считают элементом структуры компетенции.

Но это только начало расхождений. Также и ключевые компетенции в разнообразных источниках имеют различное именование и толкование.

Зеер называл ключевыми универсальные знания, а также межкультурные и межотраслевые. По его мнению, именно они помогают реализовать более конкретные навыки, необходимые для определенного профессионального поля деятельности, а также являются базой для адаптации в нестандартных и новых ситуациях и продуктивной и результативной работы в каких бы то ни было обстоятельствах.

Профессиональные компетенции

В. И. Байденко выделил еще один немаловажный пласт - профессионально-ориентированные компетенции.

У понятия есть четыре связующие интерпретации:

  1. Сочетание стойкости и гибкости при получении и принятии информации, а также при применении полученных данных для решения проблем в открытость для взаимодействия с вышеуказанной средой.
  2. Критерии качества, сфера использования и нужная информация, применяемые как конструкты проектирования стандартов.
  3. Эффективная реализация качеств и умений, способствующих продуктивности и результативности.
  4. Объединение опыта и информации, которые позволяют человеку прогрессировать в его трудовой деятельности.

Если рассматривать терминологию, предложенную Байденко, то приходим к выводу, что профессиональная компетентность - это не только умение, это внутренняя предрасположенность к тому, чтобы действовать в своей трудовой сфере целесообразно и согласно требованиям выполняемой задачи. Компетентный сотрудник готов это сделать.

Компетенции педагога - одна из категорий профессиональной, а также охватывающая область профессионально-педагогической компетентности. Об этом - ниже.

Профессионально-педагогическая компетентность

Понятие компетентности учителя является выражением личных возможностей педагога, благодаря которым он в состоянии самостоятельно эффективно решать задачи, ставящиеся перед ним администрацией образовательного учреждения, а также возникающие в ходе обучения. Это теория, применяемая на практике.

Умения педагога сводятся к трем основным пластам способностей:

  • использования приемов обучения в реальном положении дел;
  • гибкость в принятии решений, разнообразие приемов для каждой из задач;
  • развитие себя как преподавателя, новаторство идей и совершенствование навыков.

В зависимости от владения этими пластами, выделяют пять уровней:

  • Первый уровень компетенции - репродуктивный.
  • Второй - адаптивный.
  • Третий - локально-моделирующий.
  • Четвертый - системно-моделирующий знания.
  • Пятый - системно-моделирующий творчество.

Оценка компетенций производится исходя из следующих требований:

  • ориентированность на индивидуальные особенности;
  • сопоставление предыдущих оценок с целью выявления ;
  • диагностирование - должно быть направлено также на развитие компетенций, составление путей и планов совершенствования;
  • создание мотиваций и возможностей для самоанализа, самооценки.

Оценка компетенций полагается на такие критерии:

  • знания предмета;
  • новаторство;
  • отношение к работе;
  • знание психологически-педагогических баз;
  • умение составлять учебные планы;
  • эффективность учебных планов;
  • педагогический такт;
  • отношение к учащимся;
  • применение в работе индивидуального подхода;
  • мотивация учеников;
  • развитие у учащихся навыков научного мышления;
  • развитие у учеников творческого мышления;
  • умение вызвать интерес к предмету;
  • компетенции на уроке - виды работы и деятельности;
  • корректность речи;
  • обратная связь;
  • оформление документации;
  • самообразование, самосовершенствование личности и навыков в предметной деятельности;
  • внеклассная работа:
  • общение с родителями, коллегами, администрацией.

Компетентность вышестоящих организаций

Интересны для рассмотрений те инстанции, которые сами определяют управление компетенциями нижестоящих чинов. Какой квалификацией должны обладать они?

Компетенция власти:

  • реализация политики (внутренней и внешней);
  • контроль социально-экономической сферы;
  • управление компетенциями нижестоящих органов власти, обеспечение эффективной работы единой структуры;
  • способность поддерживать целостность связующих элементов;
  • формирование специальных программ, целесообразных возникающим проблемам, реализация программ;
  • реализация права законодательной инициативы.

Власть, как известно, подразделяется на исполнительную, судебную и законодательную. Компетенция судов определяется исходя из их уровня. Например, Международный суд может разбираться дела только между государствами, в то время как арбитражному подведомственны экономические дела. Компетенции подобных организаций определяются их уставом, а также изложены в Конституции.

Компетенции предпринимательских организаций, фирм и т. д.

Ключевые компетенции компании являются основой для её стратегического развития, направлены на совершенствование деятельности и получение прибыли. Наличие достаточной квалификации позволяет организации не только держаться на плаву, но и прогрессировать до следующего уровня. Ключевая компетенция должна быть тесно связана с деятельностью компании. Так она позволяет приносить наибольшую пользу.

Компетенции организации на примере бизнес-компании в сфере торговли:

  • знание сферы деятельности (рынка) и постоянное обновление этих знаний;
  • способность анализировать и реализовать верные решения на пользу компании;
  • способность постоянного движения вперед.

Заключение

Понятие компетенций граничит еще с двумя терминами: компетентностью, рамки которой несколько размыты, и квалификацией. Первое может несколько путаться с исходным, благодаря лексическим особенностям и этимологии, и взаимосвязь с ним определяется из выбора термина компетенции. С квалификацией несколько сложнее: в европейском сообществе понятия отождествляют, в то время как отечественная наука негласно договорилась более чем дифференцировать их. Из-за этого не так ясно, как хотелось бы, обстоят дела с обозначением ключевых компетенций.


Сущность военно-профессиональной компетентности офицера

Необходимость формирования и развития профессиональной компетентности военнослужащих определяется требованиями социального заказа по гарантированной защите Отечества, обеспечению военной безопасности, решению задач реформирования Вооруженных Сил.

В процессе расширения политических, социально-экономических связей Казахстана с другими государствами усиливается роль органов Пограничной службы КНБ РК в обеспечении национальной безопасности на государственной границе. Активизация борьбы с преступностью, в том числе трансграничной, происходит в условиях замены военных форм охраны государственной границы на правоохранительные. В связи с этим сегодня существенно возросли требования к профессиональной, психологической подготовке офицеров пограничных подразделений, к их способности осуществлять служебную деятельность в характерных для нее экстремальных условиях. Новые требования к офицерам-пограничникам, реальные результаты их службы свидетельствуют о наличии существенных проблем с их готовностью к профессиональной деятельности, об имеющихся проблемах в их подготовке в высших военных учебных заведениях.

Усиление внимания к вопросам формирования профессионализма офицеров-пограничников обусловлено рядом социально-правовых, научно-организационных, психолого-педагогических и других факторов.

Одним из основных противоречий современного военно-педагогического процесса является несоответствие между требуемым и реальным уровнем подготовки офицерского состава. В ее процессе преимущественно осваиваются знания, но не формируется целостный военно-профессиональный опыт.

Несмотря на общую тенденцию резкого снижения уровня воинской дисциплины, вала неуставных взаимоотношений, грубого давления офицерского состава на подчиненных вплоть до рукоприкладства и вопреки декларируемой общей тенденции гуманизации и демократизации отношений в воинских коллективах заметна остановка в психологических исследованиях, регресс в публикациях. Значительная часть офицерского состава подразделений и частей ныне характеризуется крайне низким уровнем психологической подготовленности.

Вместе с тем учеными, преимущественно педагогами, правоведами, социологами, процесс совершенствования служебно-боевой деятельности рассматривается в основном через призму кадровых, организационных, правовых, управленческих мероприятий, в определенной степени без внимания к личности как субъекту пограничной деятельности, вне целостным системным психологическим подходам к данному вопросу.

К сожалению, уровень вузовской психологической подготовки офицеров-командиров и заместителей командиров по воспитательной работе, вряд ли отвечает современным требованиям. Он как бы застыл на школярском изучении некоторых дефиниций в психологических функциях и психических образованиях, что негативно сказывается на всей их работе с личным составом.

С научно-психологических позиций не обоснованы и даже не полностью обозначены функции командира и заместителя по воспитательной работе.

И не случайно в периодической военной печати не раз отмечалось, что многие офицеры став во главе воинских коллективов, неуверенно чувствуют себя, когда им приходится решать социально-психологические проблемы руководства людьми, робко, с оглядкой применяют свои знания на практике.

Таким образом, основными причинами перехода при подготовке военных специалистов к формированию у них военно-профессиональной компетентности следует считать следующие .

1. Интенсивные изменения современного общества, высокие темпы его социально-экономического развития вызывают непрерывно нарастающий поток социальной и профессиональной информации, что усложняет процесс усвоения профессиональных знаний. Приобретаемые в процессе подготовки военно-профессиональные знания порой устаревают быстрее, чем военнослужащие будут готовы к исполнению функциональных обязанностей.

2. Задачи модернизации военно-профессионального образования, требующие учета запросов личности военнослужащего и потребностей общества в высокопрофессиональных военных специалистах.

3. Повышение значимости активности, самостоятельности, готовности военнослужащих к выполнению служебных обязанностей, умения мобилизовать свой личностный потенциал для успешного решения разнообразных задач воинской деятельности. Необходимо готовить военного профессионала, который не будет ждать инструкций, а с первых дней службы в должности станет успешно исполнять ее, проявляя творчество и разумную инициативу.

Решение задач подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям, возможно через формирование у военнослужащих военно-профессиональной компетентности, необходимой для успешного выполнения функциональных обязанностей и различных задач военной службы и основанной на приобретенных знаниях, навыках, умениях, опыте, готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

Понятие «компетентность» применительно к характеристике уровня профессиональной подготовки используется относительно недавно. Компетентность и компетенция составляют у В.И. Даля единое понятие.

В современном понимании компетенция рассматривается в следующих 2-х аспектах :

Обладающий компетенцией;

Обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо.

Обладающий компетентностью, правомочный;

Знающий, сведущий в определённой области.

Из этого следует, что компетентность и компетенция являются взаимодополняемыми и взаимообуславливаемыми понятиями.

Поэтому для эффективного осуществления воинской деятельности становится важным наличие у офицеров сформированной военно-профессиональной компетентности как его способности к успешному решению своих профессиональных задач.

В.С. Безрукова под компетентностью понимает «владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения».

О.Н. Шахматова под профессиональной компетенцией подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности.

В словаре практического психолога социально-психологическая компетентность определяется как «способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений».

Компетентность формируется в ходе освоения человеком систем общения и включения в совместную деятельность. В состав социально-психологической компетентности входят следующие компоненты - умение ориентироваться в социальных ситуациях, умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, умение выбирать адекватные способы общения с людьми и реализовывать их в процессе взаимодействия, умение поставить себя на место другого. Ключевым компонентом компетенции являются умения.

Компетентность - это уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях.

Профессиональная компетентность специалиста должна состоять из таких компонентов, как духовно-нравственного, познавательно-творческого, институционального, коммуникативного.

Социально-психологическая компетентность личности представляет собой специальные знания об обществе, о политике, экономике, культуре и т. д. Иными словами, соц.-псих. компетентность по своему содержанию напоминает то, что в свое время называлось мировоззрением. Она позволяет личности ориентироваться в любой соц. ситуации, принимать верные решения и достигать поставленных целей.

Сущность военно-профессиональной компетентности выражается в сформированности у военнослужащих комплекса качеств, отвечающих требованиям воинского труда.

Содержание военно-профессиональной компетентность определяется целями, задачами и характером воинской деятельности, имеющей ряд специфических особенностей: обусловленность ее целей и задач социальным заказом общества и их правовое закрепление в законах, воинских уставах и приказах; многосторонность задач воинской деятельности и их экстремальный характер; направленность результатов воинского труда на обеспечение национальной безопасности государства и др.

Под военно-профессиональной компетентностью понимается интегративное качество военнослужащих, представляющее совокупность профессионально значимых качеств, способность и готовность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях воинской деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и культуры .

Компетентность военнослужащих как военных профессионалов образуется системой ключевых, базовых (общих) и специальных компетентностей, складывающихся в процессе обучения и развивающихся в деятельности.

В общем понимании военно-профессиональная компетентность - это военно-профессиональная подготовленность и способность отдельного военнослужащего или воинского подразделения к выполнению боевых задач и обязанностей по несению военной службы.

Понятие военно-профессиональной компетентности сложное и многоаспектное, поскольку разносторонней является и сама воинская деятельность. В ней выделяются взаимосвязанные, объединенные социальными целями и задачами стороны: учебно-боевая (боевая) профессиональная и служебная деятельность, повседневные отношения, в которых осуществляется развитие конкретного военнослужащего и воинских коллективов, и достигаются результаты воинского труда - боеготовность, морально-психологическое состояние воинов, дисциплина и др. Все они отражают процессуальный и результирующий аспекты воинского труда, в котором офицер выступает главным организатором.

Различные виды воинской деятельности имеют общие и отличительные признаки. Ее психологически полная структура включает мотивационно-ориентировочное звено, целостный ансамбль профессиональных действий и аналитический контрольно-оценочный элемент. В общем виде алгоритм этого процесса предполагает уяснение целей и задач военной службы, изучение обстановки и принятие решения; планирование работы по реализации решения и организации его исполнения; анализ результатов и коррекция военно-профессиональной деятельности.

В диапазоне профессиональных функций современного офицера-командира наряду с рассматриваемыми традиционно функциями (командной, воспитательной и обучающей) выделяются также востребованные целью чрезвычайной социальной значимости служебной деятельности, функции:

А. Руководства людьми и коллективами, в свою очередь, включающего в себя: планирование и прогнозирование, принятие решений, постановку целей и задач исполнителям, Б. Организации и координации совместной деятельности подчиненных людей и коллективов (подразделений): распорядительство, контроль и санкционирование.

В. Формирование социально-психологического климата воинского коллектива.

Г. Психологическое и социально-психологическое воздействие на подчиненных.

Д. Охрана психического здоровья подчиненных и организация профилактики их психических и соматических заболеваний.

Е. Руководство психологической работой в полку (батальоне) - в плане психологической поддержке тех, кто в ней нуждается, а также психологической помощи, коррекции, основанной на психодиагностике, осуществляемой войсковым психологом.

Работа командира с подчиненными во всей совокупности ее разносторонних функций с необходимостью предполагает, более того, императивно требует от него высокой психологической компетентности.

Психологическая компетентность это совокупность разнообразных глубоких функционально-психологических и социально-психологических знаний и умений, а также определенных (необходимых и достаточных) личностных качеств, позволяющих осуществлять работу с подчиненными с учетом их индивидуально-психологических особенностей, равно как и с учетом особенностей всех социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах, в полку и его подразделениях.

Психологическая компетентность современного офицера - одна из коренных составляющих (наряду с командной, тактической, военно-технической) военно-профессиональной компетентности.

При подготовке подразделений в мирное время служебно-профессиональная деятельность командира направляется на поддержание постоянной боевой готовности, на формирование боевых, определенных социально-нравственных и психологических качеств, необходимых воинам для успешного выполнения поставленных служебно(учебно)-боевых задач .

Деятельность командира многофункциональна. Согласно книге под ред. генерал-полковника И.Н. Шкадова «Вопросы воспитания и обучения в военно-учебных заведениях», а также книге М.И. Дьяченко, Е.И. Осипенкова, Л.Е. Мерзляка «Психолого-педагогические основы деятельности командира» раскрывается ряд функций офицера (командира) :

Общественно-политическая.

Организационно-управленческая.

Военно-специальная.

Военно-педагогическая.

Административно-хозяйственная.

Разумеется, все эти функции чрезвычайно важны в деятельности командира. Вместе с тем, как показывает жизнь, и перечень функций, и степень их значимости, приоритетности имеют несколько иную, более точную трактовку. В условиях мирного времени в широком диапазоне обязанностей командира, определяющими видами деятельности является организация пограничной службы и управление личным составом, поддержание высокой боевой готовности части (подразделения), укрепление воинской дисциплины и порядка, подготовка воинов к ведению боевых действий при осложнении обстановки на границе и в условиях современной войны. Поэтому от командира требуется, наряду с искусством руководить людьми и коллективами, творческий подход к решению поставленных задач, умение нешаблонно мыслить и т.д.

Все это предопределяет значительную психологическую работу с людьми и коллективами. В то же время в современных условиях перечень функций выглядит психологически обедненным. Требуется, следовательно, иной, более углубленный подход к рассмотрению тех функций командира, которые обусловлены характером его деятельности с людьми и коллективами.

Проведенный анализ деятельности командира подразделения (начальника заставы) показывает так же, что они традиционно ориентированы преимущественно на предметный и методический аспекты работы с подчиненными.

Психологические аспекты и проблемы понимаются, скорее, декларативно. В то время как от них сегодня требуются не только эти знания, но и психологические знания и умения, а также и определенная совокупность качеств, которые с известной долей условности можно сгруппировать в следующие блоки:

1-й - социально-нравственный: гражданственность, гармоничное сочетание социальной и личностной мотивации, социальной ответственности, чувство долга, точности в выполнении обязательностей и других признаков порядочности.

2-й - интеллектуальный: быстрота (оперативность), гибкость, самостоятельность и критичность ума - качеств, тесно сопряженных, прежде всего, с уровнем интеллектуального развития, отражающемся в коэффициенте интеллектуальности. Ибо одной из важных особенностей деятельности командира - переработка массивной, зачастую неопределенной информации, в целях принятия ответственных решений.

3-й - организаторско-распорядительский: требовательность, сочетающую с уважительностью и тактичностью к подчиненным, верности слову, распорядительности, эмоционально-волевой устойчивости.

4-й - коммуникативные качества: высокий уровень и реалистичность самооценки, уверенность в себе, самоуважение, чувство собственного достоинства, чувство юмора, оптимальная экстровертивность, высокий уровень контроля в ситуации общения, грамотность, определенность и выразительность речи.

В деятельности командира наибольший удельный вес приходится не на исполнительские действия, а на организацию взаимодействия, установление и поддержание контактов и на вербальное и невербальное воздействие. В совокупности, эти качества определяют имидж руководителя, обеспечивают ему деловое и неформальное лидерство - как главнейшую предпосылку высокой влиятельности, авторитета.

Одним из главных личностных критериев профпригодности командира, высокой прогностичности эффективной деятельности, определяющих уровень действенности всех без исключения функций является мотивационная готовность к деятельности.

Психологического просвещения сегодня явно недостаточно. Уровень психологического развития личности сегодняшнего офицера не позволяет ему легко переориентироваться на принципиально иное восприятие человека (подчиненного) и коллектива (подчиненных) и своей профессиональной жизнедеятельности. Поэтому для обеспечения истинной психологической готовности командира к профессиональной служебной деятельности необходим переход на качественно иной уровень профессионально-психологической подготовки командного состава. Совершенно очевидно, что нужен переход от психологического просветительства к психологической подготовке к служебной деятельности, как к работе, в которой весьма важным является психологический и социально-психологический аспект: психодиагностика, психологическая поддержка, психокоррекция, активизация механизмов психологической защиты личности и т.д. и т.п.

Все приведенные выше психологические и социально-психологические знания и умения, а также личностно-психологические качества командира представляют собой его психологическую компетентность, которая выступает одной из коренных составляющих (компонент) его общей профессиональной компетентности.

Ключевое понятие профессионализма офицера является сложным индивидным психологическим образованием, свойством, которое диалектически связывает личность и деятельность и характеризует эффективность и надежность последней. Критериями его развития являются профессиональные значимые свойства личности, мотивация, самооценка, служебное взаимодействие, способность к саморегуляции.

Негативными психологическими явлениями, имеющими место в деятельности офицеров-пограничников, есть профессиональные деструкции (профессиональные деформации, эмоциональное выгорание), стрессы, тревога, другие. Они обусловлены как самой службой, так и их индивидуальными особенностями (отсутствием опыта поведения в сложных ситуациях, типологией нервной системы, чертами характера и т.д.). Более склонны к профессиональным деструкций молодые офицеры.

Таким образом, уровень психологической компетентности является признаком профессионально-психологической подготовленности офицера. Его, следовательно, можно считать важным критерием отбора и подготовки командных кадров.

профессиональный компетентность офицер командир

Литература

1 Критерии и показатели профессиональной компетентности управленческих кадров РВСН // Инф. Сборник РВСН.- М.: ВАРВСН, 2005. - №2.

2 Тарасенко А.В Психологические основы оптимальной управленческой деятельности руководителя. Монография - М.: Изд. «Союз», 2009.

3 Коваленко А.В. Профессионализм субъектов психологической работы Вооруженных Сил Республики Казахстан и направления его развития// Сборник научных статей адъюнктов Военного университета (ДСП). - М.: ВУ, 2009. - Выпуск 12. - С. 52-72.

4 Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях / Под. Ред. И.Н.Шкадова.- М., 1976. - С. 26.

5 М.И. Дьяченко, Е.Ф. Осипенков, Л.Е. Мерзляк. Психолого-педагогические основы деятельности командира. - М., 1977. - С. 8.

Подобные документы

    Определение, виды и характеристика авторитета, основные этапы формирования авторитета офицера-пограничника. Социально-психологические аспекты процесса формирования авторитета офицера, качества личности, способствующие формированию истинного авторитета.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2010

    курсовая работа , добавлен 16.01.2004

    Особенности военно-профессиональной деятельности. Социально-психологическая модель авторитета в воинском коллективе. Особенности психологии взаимоотношений у военнослужащих. Регулирование дисциплины подразделения с помощью авторитарности командира.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2010

    Педагогическая культура военного командира, её значение для офицерского состава. Изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта. Творчество как составная часть культуры, ораторское мастерство офицера и нравственный климат в коллективе.

    реферат , добавлен 29.08.2012

    Руководство по боевой работе старшего офицера огневых подразделений артиллерии - набор бланков, таблиц, схем, справочных материалов, форм приказов, распоряжений старшего офицера батареи, необходимых для работы на боевой огневой позиции батареи.

    книга , добавлен 10.06.2008

    Статус офицера в русском обществе XVIII–XX вв. Военно–учебные заведения в XVIII в. и первой половине XIX в. Порядок прохождения службы, переводы, отпуска. Виды наказаний и дисциплинарная практика. Форма и знаки отличия. Пенсии и обеспечение семей.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2013

    Тенденции, влияющие на развитие военно-политической обстановки в мире. Общая характеристика и основные источники угроз безопасности Российской Федерации. Факторы роста военных угроз для России. Задачи Вооружённых Сил в системе безопасности страны.

    конспект урока , добавлен 14.11.2010

    Военно-географическое пространственное расположение. Военно-исторические сведения. Развитие промышленности и товарно-денежных отношений. Финляндия в составе России. Основные факторы (особенности) военно-политических условий. Шведская народная партия.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2008

    Педагогическое мастерство как уровень профессиональной подготовки офицера. Роль заместителя в процессе формирования педагогического состава роты. Особенности работы по повышению образовательного уровня среди офицерского и командного состава подразделения.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2012

    Общие сведения, военно-географическое положение Финляндии. Военно-географическое пространственное расположение. Факторы (особенности) военно-политических условий. Характеристика экономики. Основные факторы (особенности) физико-географических условий.

Определение компетенций

Существует множество различных определений компетенций . Это не должно никогда смущать. Разные организации и экс­перты по компетенциям собственные определения этого понятия предпочитают «чужим», которые появились раньше. Но большинство определений - это всего лишь вариации двух тем, которые отличаются источниками происхождения.

Основные темы

Две основополагающие темы, порождающие разноречия в определении компетенций :

- Описание рабочих задач или ожидаемых результатов работы. Эти описания ведут свое происхождение от нацио­нальных систем обучения, таких как National/Scottish Vocational Qualifications и Management Charter Initiative (MCI).

В этих системах компетенции определяются, как «способность менеджера действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации» (MCI, 1992).

- Описание поведения. Эта тема возникла в деятельности исследователей и консультантов, специализирующихся в области эффективного управления.

Различные определения поведенческой компетенции -это разные вариации одного по сути определения: « компетенция - это основная характеристика личности, обладатель которой способен добиться высоких результатов в работе» (Klemp, 1980).

Конкретная вариация обычно дополняется указанием на то, какие качества включает основная характеристика. Например: к этому часто цитируемому определению компе­тенции добавляются - мотивы, особенности характера, спо­собности, самооценка, социальная роль, знания, которые личность использует в работе (Boyatzis, 1982).

Разнообразие вариантов определения указывает на то, что хотя компетенция состоит из многих личностных параметров (мо­тивов, особенностей характера, способностей и т.д.), но все эти параметры можно выявить и оценить по тому, как ведет себя личность. Например: коммуникационные способности полнос­тью проявляются в том, насколько эффективно человек ведет переговоры, как он влияет на людей и как работает в команде. Поведенческая компетенция описывает поведение людей, на­блюдаемое тогда, когда эффективно действующие исполните­ли проявляют личные мотивы, черты характера и способности в процессе решения задач, ведущих к достижению нужных ре­зультатов в работе.

Определение и внедрение ценностей

Кроме мотивов, особенностей характера и способностей, на индивидуальное поведение оказывают влияние ценности и принципы, принятые в организации. Многие компании уста­новили, каким принципам они привержены, и донесли эти принципы до сведения своих работников, особенно выделяя то, какую роль эти ценности должны играть в ежедневной деятель­ности. Некоторые компании корпоративные принципы и цен­ности включили в модель компетенций и заботятся о том, что­бы поведение персонала соответствовало принятым установкам.

«Украшение месяца»


Муниципальная служба опубликовала заявление о ценностях компании. Эти ценности не отражались в инструкциях по поведению, используе­мых при отборе персонала и при контроле за качеством работы. На­пример, заявленные принципы деятельности гласили: «клиентов и по­ставщиков следует рассматривать как партнеров». А критерии поведения включали такие указания: «в переговорах настаивайте на получении наилучшего обслуживания за наименьшую цену» и «устанавливайте и удерживайте цены, приносящие максимальную выгоду». Если бы цен­ности и принципы муниципальной службы определяли критерии пове­дения сотрудников, мы бы увидели такие указания: «победа в перего­ворах - это победа в борьбе за высокое качество обслуживания» и «обеспечивай клиентам высококачественные поставки по выгодной цене». Разделение правил поведения и принципов деятельности компании оче­видно: сотрудники не обязаны всегда и везде вести себя в соответствии с опубликованными принципами, несмотря на прекрасные намерения компании. Это разделение ценностей и повседневной работы создава­ло впечатление, что ценности - всего лишь «украшение месяца», а в практическом смысле они не так уж и важны.

В чем различие между «компетенцией» и «компетентностью»?

Многие хотят знать, есть ли разница между компетентностью и компетенцией . Сформировалось общее убеждение, согласно которому понятия «компетенция» и «компетентность» передают следующие смыслы:

Способность, необходимая для решения рабочих задач и для получения необходимых результатов работы, чаще все­го определяется как компетентность.

Способность, отражающая необходимые стандарты пове­дения, определяется как компетенция.

На практике многие организации задачи, результаты работы и поведение включают в описание и компетентности и компетен­ции и объединяют эти два понятия. Но более типично описание компетенций связывать со способностями, отражающими стан­дарты поведения, чем с решением задач или с результатами работы.

Предмет этой книги - компетенции. А понятие компетенции мы определяем через стандарты поведения.

Типичная схема структуры компетенций

Разные организации понимают по-разному компетенции . Но в большинстве случаев компетенции представляются в форме какой-то структуры, подобно схеме на рис. 1.

В структуре, представленной на рис. 1, поведенческими ин­дикаторами являются основные элементы каждой компетен­ции. Родственные компетенции объединены в кластеры.

Рисунок 1 ТИПИЧНАЯ СХЕМА СТРУКТУРЫ КОМПЕТЕНЦИИ

Каждая компетенция описана ниже, начиная с основных блоков - с индикаторов поведения.

Индикаторы поведения

Поведенческие индикаторы - это стандарты поведения, которые наблюдаются в действиях человека, обладающего конкретной компетенцией. Предметом наблюдения избирается проявление высокой компетенции. Проявления слабой, неэф­фективной «отрицательной» компетенции, тоже могут стать предметом наблюдения и изучения, но такой подход исполь­зуется редко.

Пример. Поведенческие индикаторы компетенции «РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ», то есть действия в процессе сбора и анализа информации, включают такие способности работников:

Находит и использует плодотворные источники информации.

Точно определяет тип и форму необходимой информации.

Получает нужную информацию и сохраняет ее в удобном для работы формате.

Компетенции

Каждая компетенция - это набор родственных поведенческих индикаторов. Эти индикаторы объединяются в один или не­сколько блоков - в зависимости от смыслового объема компе­тенции.

Компетенции без уровней

Простая модель, то есть модель, которая охватывает виды работ с простыми стандартами поведения, может иметь один перечень индикаторов для всех компетенций. В этой модели все поведен­ческие индикаторы относятся ко всем видам деятельности. На­пример: модель, которая описывает работу только старших ме­неджеров компании, в разделе «Планирование и организация» может включать следующие индикаторы поведения:

Составляет планы, которые распределяют работу по сро­кам и приоритетам (от нескольких недель до трех лет).

Составляет планы, которые точно соответствуют целям де­ятельности отдела.

Координирует деятельность отдела с бизнес-планом ком­пании.

Единый перечень индикаторов поведения - это то, что и требу­ется, потому что все индикаторы поведения необходимы в ра­боте всех старших менеджеров.

Компетенции по уровням

Когда модель компетенций охватывает широкий спектр работ с различной категоричностью требований, поведенческие инди­каторы в рамках каждой компетенции можно свести в отдель­ные перечни или разделить по «уровням». Это позволяет целый ряд элементов разных компетенций сводить под один заголо­вок, что удобно и необходимо, когда модель компетенций долж­на охватывать широкий диапазон видов деятельности, работ и функциональных ролей.

Например: содержание компетенции «планирование и орга­низация» может подходить и для административной роли и для роли менеджера. Критерии, предъявляемые к поведению лю­дей, занятых планированием и организацией деятельности, различны для разных ролей, но распределение критериев по уровням позволяет включить однородные индикаторы поведе­ния, необходимые при организации и планировании, в одну модель компетенций и не разрабатывать отдельные модели для каждой роли. При этом некоторые компетенции будут иметь всего один или два уровня, а другие - несколько уровней.

Другой метод распределения компетенций по уровням - разделение по профессиональным качествам, которые необходимы работнику. Этот метод используется тогда, когда модель компетенций относится к одной ступени работы или одной роли. Например, модель может включать перечень следующих индикаторов:

Исходные компетенции - обычно это минимальный набор требований, необходимых для допуска к выполнению работы

Выдающиеся компетенции - уровень деятельности опытного сотрудника

Отрицательные компетенции - обычно это такие стандарты поведения, которые контрпродуктивны для эффектив­ной работы на любом уровне

Этот метод используется, когда необходимо оценить различные степени компетенции группы работников. Примеры. При оценке кандидатов на работу можно применить исходные (мини­мальные) стандарты поведения. При оценке рабочих качеств опытного персонала можно применить более сложные компе­тенции. В обоих случаях для выявления дисквалифицирующих факторов и разработки модели компетенций могут использо­ваться и отрицательные индикаторы поведения. С помощью введения уровней можно точно оценить персональные компе­тенции, не усложняя структуру модели компетенций.

Модели компетенций, построенные по уровням, будут иметь один набор стандартов поведения для каждого уровня.

Названия компетенций и их описание

Чтобы помочь пониманию, компетенции обычно обозначаются определенным названием, которому дается соответствующее описание.

Название - как правило, очень короткий термин, который выделяет одну компетенцию из числа других, являясь одновре­менно содержательным и легко запоминающимся.

Типичные названия компетенций :

управление отношениями

работа в группе

влияние

сбор и анализ информации

принятие решений

личное развитие

генерирование и накопление идей

планирование и организация

управление выполнением задачи к установленному сроку

постановка цели

Кроме названия компетенции, многие модели компетенций включают и описание компетенции. Первый подход - это со­здание набора критериев поведения, соответствующих конк­ретной компетенции. Например: компетенция под названием «Планирование и организация» может расшифровываться так:

«Достигает результатов благодаря детальному планированию и организации работников и ресурсов в соответствии с постав­ленными целями и задачами в пределах согласованных сроков».

Там, где содержание компетенции охватывает один список кри­териев поведения, этот подход работает очень хорошо.

Второй подход - разумное объяснение того, что изложено кратко, то есть аргументация, почему именно эта компетен­ция важна для организации. Этот подход лучше всего исполь­зовать, когда модель компетенции отражает несколько уров­ней поведения, потому что в таких ситуациях трудно кратко изложить все то, что должно охватить все персональные роли, существующие в компании, и все стандарты поведения для разных уровней компетенции.

Например. Модель компетенции под названием «Влияние» может иметь 5 уровней. На одном уровне влияние осуществля­ется путем представления ясных аргументов и фактов в под­держку конкретного продукта. На другом уровне влияние вклю­чает разработку и представление собственного видения своей компании и влияния компании на рынок и разные профессиональные группы. Вместо того чтобы пытаться кратко изложить такой широкий спектр стандартов поведения, компания может представить это следующим образом:

«Склонить других людей к какой-нибудь идее или образу дей­ствий с помощью эффективного убеждения. Это очень важно при обучении, приобретении нового знания, для инноваций, принятия решений и для создания атмосферы доверия».

Во многих случаях такая формулировка намного полезнее крат­кого перечисления стандартов поведения, входящих в компе­тенцию, так как развернутое описание раскрывает, почему фирма выбирает именно эту модель компетенции, и, кроме того, это описание объясняет особые нюансы, свойственные избран­ной модели компетенции.

Кластеры компетенций

Кластер компетенций - это набор тесно связанных между собой компетенций (обычно от трех до пяти в одной связке). Большинство моделей компетенций включают кластеры, относящиеся к:

Интеллектуальной деятельности, например, к анализу про­блем и принятию решений

Действиям, например, к достижению конкретных резуль­татов

Взаимодействию, например, к работе с людьми.

Все фразы в описании моделей компетенций должны излагать­ся на общепринятом и доступном персоналу языке.

Кластерам компетенций обычно даются названия, подобные ука­занным, чтобы модель компетенций понимали все сотрудники.

Некоторые организации представляют описание целых «пуч­ков» компетенций, чтобы раскрыть характер компетенций, вхо­дящих в каждый набор. Например, кластер компетенц ий «Работа с информацией» может быть представлен такой фразой:

«Работа с информацией включает в себя всевозможные формы информации, способы сбора и анализа информации, необ­ходимые для принятия эффективных решений - текущих, оперативных и перспективных».