Самое главное в работе сотрудника мвд. Психологические аспекты деятельности сотрудника органов внутренних дел (ОВД)

Осинцева Анжела Валентиновна 2009

кие указания, программы, специальные учебно-практические пособия, предназначенные именно для депутатского корпуса. Следующие этапы обучения могли бы вводиться по мере необходимости, с учетом специализации депутатов и имеющихся пробелов в их познаниях.

Из изложенного выше следует, что МПиППД является современным психолого-профессиональным, прикладным, специально организуемым обучением депутатов. Оно формируется и повышается в процессе всего депутатского срока. Его цель - подготовить к преодолению психологических трудностей в ходе профессиональной парламентской деятельности, сформировать у депутатов профессионально-психологическую подготовленность и тем самым обеспечить качественное принятие законопроектов, законодательных решений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: научно-практическое пособие / отв. ред. д-р юрид. наук, проф. Р. Ф. Васильев. М., 2000.

2. Керимов Д. А. Законодательная техника. М., 2000.

3. Спенсер Г. Грехи законодателей // Социологические исследования. М., 1992. № 2.

4. Спенсер Г. Социология как предмет изучения // Западноевропейская социология XIX века. М., 1996.

5. Тарасов А. С. Правительство России и законотворческая деятельность // Национальные интересы. 2002. № 3(20).

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОВД В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. В. Осинцева, О. В. Гарманова

В статье представлены результаты исследования, позволяющие, по мнению авторов, описать профессионально важные качества сотрудников ОВД в зависимости от специальности. Несмотря на то, что в специальной литературе по данному вопросу имеется описание профессиограмм различных специализаций, важно изучение ценностно-мотивационных характеристик личности специалиста.

Ключевые слова: профессионально важные качества личности сотрудника ОВД, профессиограммы сотрудников органов внутренних дел, служебная деятельность, ценностно-мотивационные характеристики личности.

Успешное выполнение служебных задач сотрудниками органов внутренних дел МВД России, совершенствование процесса профессионального становления личности специалиста напрямую связаны с формированием у офицеров высоких морально-нравственных качеств, а также психологической готовности личности к соблюдению служебной дисциплины и осуществлению профессиональных функций в условиях специфики служебной деятельности. Организационная структура взаимоотношений в коллективах ОВД (строгой иерархии и субординации) требует жесткой регламентации взаимоотношений субъектов служебной деятельности между собой и с непосредственными участниками административного и уголовного производства, закрепленной в должностных инструкциях, уставах и иных норма-

тивных документах МВД России. Весь спектр указанных взаимоотношений выдвигает серьезные требования к личности сотрудника органов внутренних дел, его ценностно-мотивационным, эмоционально-волевым, интеллектуальным и иным психологическим компонентам.

Существуют социально-психологические особенности деятельности сотрудника ОВД и необходимые профессионально значимые личностные свойства и качества, которые зависят от рода осуществляемой профессиональной деятельности (вида специализации) и обеспечивают эффективность служебной деятельности в специфических условиях. Остановимся на данном факторе подробно, так как его содержание оказывает большое влияние на формирование личностно-профессиональных качеств сотрудника ОВД МВД России (табл. 1).

Все указанные специфические психологические особенности предполагают использование релевантных психодиагностических процедур при изучении кандидата на учебу в образовательное учреждение системы МВД России и службу в органы внутренних дел.

В этой связи в целях изучения возможностей дифференцированного профессионально-психологического отбора кандидатов на обучение в вузы МВД России и разработки рекомендаций по использованию конкретных методов исследования профессионально важных качеств на базе Тюменского юридического института МВД России было проведено пилотажное исследование, направленное на изучение представлений сотрудников различной специализации (участковых, следователей и оперуполномоченных милиции) об образе успешного сотрудника в соответствующем виде профессиональной деятельности и особенностях направленности личности сотрудника ОВД.

Описанные профессиограммы различных специализаций считаются традиционными и встречаются во многих работах по юридической психологии (В. М. Васильев (2003), Ю. В. Чуфаровский (2005), М. И. Еникеев (2005), В. В. Романов (2000) и др.). Однако представленные психологические характеристики деятельности не включают подробного описания такого важного компонента личности, как ценностно-мотивационные характеристики специалиста, которые лежат в основе детерминации профессионального поведения.

В этой связи в качестве объекта исследования в работе была выбрана направленность личности специалиста органов внутренних дел МВД России. Предметом исследования являются мотивы, интересы, желания, побуждения реального Я-образа и идеальный образ сотрудника органов внутренних дел МВД России. Цель исследования - изучение направленности личности специалиста органов внутренних дел в зависимости от специализации (оперуполномоченный, участковый уполномоченный милиции и следователь).

Задачи исследования: 1) дать краткий теоретический анализ проблемы психологической характеристики профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел, описать профессиограммы основных специальностей; 2) разработать инструмент исследования, направленный на достижение поставленной цели НИР; 3) собрать эмпирический материал; 4) показать разли-

чия в профессионально важных качествах у разных групп испытуемых в зависимости от вида специализации; 5) проанализировать результаты и сформулировать выводы.

Характеристика выборки. Общая численность участников исследования - 51 человек, из них 13 - оперуполномоченные милиции, 21 - участковые уполномоченные, 17 - следователи. Из общего числа выборки -19 женщин, 32 - мужчины. Общую выборку составили сотрудники, успешно выполняющие свои должностные обязанности, со стажем работы в ОВД от 1 до 16 лет, в должности - от 1 до 12 лет. Всех участников эмпирического исследования разделили на три группы в соответствии с указанными специализациями.

Методы исследования. Для достижения поставленной цели изучения направленности личности специалиста органов внутренних дел в зависимости от специализации (оперуполномоченный, участковый уполномоченный милиции и следователь) был разработан анкетный опросник, направленный на исследование психологических особенностей личности, профессиональной мотивации и представлений об успешном сотруднике милиции.

С нашей точки зрения, изучать личностно-профессиональные качества необходимо с точки зрения формирования направленности личности сотрудника милиции. В структуре направленности особое место следует отвести личностному смыслу и представлениям личности о мире, жизни в целом и профессиональной деятельности в частности. Глубинными структурами человеческого сознания являются смысловые структуры. Смысловая сфера человека является живой, постоянно

меняющейся системой, которая определяет будущее поведение и проявления индивидуальности субъектов деятельности. Важным в этой связи представляется формирование в процессе воспитания и обучения сотрудников ОВД личностного субъективного положительного значения для них всей службы, ее конкретных видов и непосредственного процесса службы. Деятельность и служба в ОВД будет успешной только в том случае, если она значима для каждого лично, если будет личностнопривлекательной, а также будет иметь для каждого свой субъективный смысл. На изучение системы субъективных представлений о профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел в зависимости от разных видов профессиональной деятельности и было направлено исследование. В качестве дополнительного метода изучения личности успешного специалиста была выбрана психодиагностическая методика, направленная на изучение типа темперамента и проверки предположения о возможных зависимостях типа специализации и типа темперамента.

Ход исследования. После разработки анкетного опросника и подготовки бланков был организован сбор эмпирического материала на базе психологической службы ГУВД по Тюменской области, который проходил в период с 1 апреля по 15 мая 2009 г., после чего данные были подвержены подсчету по разным группам испытуемых. Результаты применения метода анкетного опроса по трем группам испытуемых (успешные оперативные сотрудники, участковые уполномоченные и следователи), направленного на изучение мотивов реального образа и идеального образа сотрудника органов внутренних дел МВ Д России представлены в табл. 2-5.

Таблица 1

Основные качества личности курсанта и слушателя, формируемые в процессе обучения и воспитательной работы

Особенности социальной системы ОВД Основные качества личности сотрудника ОВД

Служебная деятельность Личная и гражданская ответственность, дисциплинированность, умение принимать верные решения, наличие волевых психических состояний (целеустремленность, самообладание, выдержка, решительность), развитое аналитическое мышление, высокий уровень интеллектуального развития и познавательной активности, чувство долга, правосознание, общественно одобряемые жизненные ценности, организаторские способности

Единоначалие и субординация Осознание необходимости добросовестного выполнения приказов и распоряжений командиров и начальников, получения морального одобрения своих поступков и действий со стороны командиров, следования нравственному примеру старших товарищей, руководителей подразделений, ответственность и дисциплинированность

Коллективизм Недопущение поступков и действий, которые будут осуждены коллективным мнением, уставами и законами; коммуникативная компетентность, высокий уровень социализации; получение морального одобрения своих поступков и действий со стороны товарищей по подразделению, самоутверждение среди сослуживцев своими делами, потребность в «здоровом» соперничестве, стремлении быть лучше

Гуманизм Осознание себя как человека, выполняющего особую социально значимую деятельность; гуманность, толерантность, уважение к людям, чувство сострадания

Эмоциональная напряженность и эмоциональные перегрузки Чувство самосохранения в разумном сочетании с тягой к риску, сохранение жизни и здоровья товарищей и командиров, непримиримость в борьбе с преступностью, нервно-психологическая выносливость, физическое здоровье, владение навыками личной безопасности

Воинские ритуалы Следование традициям подразделения, возвращение к вере и национальное возрождение; восстановление традиций русского офицерского корпуса и др.

Основные профессиональные мотивы деятельности сотрудников ОВД, %

Мнение респондентов Оперативный сотрудник Участковый уполномоченный Следователь

Возможность приносить пользу обществу 69 24 41

Борьба с преступностью 54 48 35

Социальная гарантированность и стабильность 38 67 56

Чувство долга и ответственности 23 48 18

Удовлетворение от результатов своего труда 23 19 41

Возможность совершенствовать свои знания, умения и навыки 15 48 47

Возможность испытывать новые переживания, чувство риска 8 19 18

Семейная традиция 8 19 12

Примечание. Выделены участниками опроса наибольшие показатели характеристик личности сотрудника ОВД.

Таблица 3

Основные личностные мотивы деятельности сотрудников ОВД, %

Возможность самореализации 46 43 56

Продвижение по карьерной лестнице 46 33 35

Наличие стабильного места работы 46 14 41

Удовлетворение от хорошо выполненной работы 31 14 12

Быть нужным людям 23 19 29

Получение материального вознаграждения 15 38 6

Являться законопослушным гражданином, вести социально одобряемый образ жизни 15 24 6

Удовлетворение потребности в общении (нравится общаться с людьми, развивать навыки общения и др.) 15 14 35

Добиться признания и уважения 15 10 18

Возможность быть примером для других 8 14 18

Возможность избежать неприятностей в части соблюдения законов, знание закона 8 0 6

Таблица 4

Ценностные ориентации личности сотрудника ОВД, ранг значимости (от 1 до 10)

Семья 1 1 1

Здоровье 2 5 3

Любовь 3 8 2

Друзья 5 3 5

Интересная и социально значимая работа 6 6 5

Служебный коллектив 6 9 8

Материальная обеспеченность 7 2 6

Карьера 8 7 7

Развлечение и отдых 9 9 9

Таблица 5

Тип темперамента личности сотрудников ОВД разных видов специализации, %

Тип темперамента Оперативный сотрудник Участковый уполномоченный Следователь

Холерик 31 29 29

Сангвиник 25 26 25

Флегматик 21 22 24

Меланхолик 23 23 22

Таким образом, по результатам исследования направленности личности специалиста органов внутренних дел в зависимости от специализации (оперуполномоченный, участковый уполномочен-

ный милиции и следователь) можно сделать следующие выводы:

1. Ведущими мотивами деятельности оперативного работника является борьба с преступностью, стремле-

ние приносить пользу обществу, возможность самореализации, карьерный рост и стабильная работа.

2. Ведущими мотивами деятельности участковых уполномоченных является борьба с преступностью, социальная гарантированность и стабильность, чувство ответственности и долга, возможность самосовершенствоваться, самореализация.

3. Ведущими мотивами деятельности следователей является социальная гарантированность и стабильность работы, возможность самосовершенствоваться, самореализация.

4. Система ценностей и интересов по трем группам, участвующим в опросе, существенных различий не имеет: на первом месте у оперативных сотрудников, участковых и следователей находятся семейные отношения. На втором месте у оперативных работников обозначено здоровье, у участковых - материальная обеспеченность, у следователей - любовь (вероятно, здесь сказался гендерный признак, так как группа следователей в основном состоит из женщин, а участковых и оперативников -из мужчин). Третье место принадлежит в группе участковых - друзьям, в группе оперативных сотрудников -любви, в группе следователей - здоровью.

5. Как и ожидалось, зависимости между типом темперамента и видом специализации не выявлено (среди участковых, следователей и оперативников обнаружено примерно равное распределение между всеми четырьмя типами высшей нервной деятельности (холериком, сангвиником, флегматиком и меланхоликом).

По результатам применения метода анкетного опроса по трем группам испытуемых (оперуполномоченных, участковых уполномоченных и следователей), направленного на изучение представлений об идеальном (успешном) сотруднике органов внутренних дел МВД России можно представить обобщенный образ специалиста ОВД, успешно выполняющего служебные обязанности.

Особенности интеллектуального развития и психических форм отражения и самоконтроля:

Объективно и быстро воспринимает информацию;

В работе сосредоточен, не отвлекается, усидчив;

Внимателен к мелочам, умеет быстро переключать внимание;

Умеет точно воспроизводить все детали событий, развиты все виды памяти;

Развито логическое мышление;

Мышление гибкое, быстрое, четкое;

Умеет обобщать информацию;

Развито воображение;

Умеет восстановить события по ситуации;

Речь уверенная, отчетливая, логически последовательная, громкая, выразительная, грамотная, сопровождается жестами, мимикой.

Особенностей эмоциональной сферы:

Преобладание чувства ответственности, долга, удовлетворенности результатами своей работы, сочувствия;

Эмоциональная устойчивость;

Хорошее, позитивное настроение, уравновешенность.

Черты характера, проявляющиеся:

В процессе выполнения работы: ответственность, целеустремленность, добросовестность, честность, справедливость, работоспособность, усидчивость и др.;

В отношении к другим людям: уважительное, справедливое, объективное, понимающее, отзывчивое, сдержанное, спокойное и др.;

В отношении к себе: самокритичность, адекватность, требовательность, любовь к себе, уважение, терпение, чувство самообладания;

В отношении к миру и обществу: уважение, доброта, активная жизненная позиция, чувство нужности обществу, чувство патриотизма, терпение, обладание соответствующими морально-нравственными качествами и др.

Направленность личности:

Потребности и мотивы: чувство нужности обществу в борьбе с преступностью; быть примером для других; получить признания в работе; самореализация, чувство долга, ответственность и др.;

Цели и мечты: карьера, самосовершенствование, реализация своих способностей, борьба с преступностью, получение признания, быть во всем справедливым, быть уважаемым и др.;

Ценности и убеждения: иметь семью, бороться с преступностью, любить и защищать Родину, быть морально-нравственным, любить и быть любимым и др.;

Интересы и увлечения: спорт, отдых с семьей, с коллективом, активный отдых, общение, чтение различной литературы.

Исключительная сложность деятельности ОВД диктует высокие требования к профессиональной подготовленности и выучке каждого сотрудника МВД России. Эта деятельность оказывает обратное влияние на сотрудников милиции как субъектов деятельности, развивая их знания, навыки, умения и способности, формируя определенные характерологические качества. Полученные результаты наметили некоторые тенденции в углубленном изучении представлений сотрудников ОВД о профессиональной деятельности. Однако анализ проведенного изучения не позволяет делать надежных выводов об образе сотрудника ОВД. Поэтому обозначенное проблемное поле должно стать объектом последующих эмпирических исследований.

Психологические особенности профилактической деятельности сотрудников ОВД.................................................................................................................. 3

Общая профилактика, ее возможности и средства формирования правосознания граждан........................................................................................................... 9

Психология осуществления индивидуально-профилактической деятельности........................................................................................................................ 14

Библиографический список литературы................................ 19

Основной функцией коллектива ОВД является оперативно-служебная. Подразделения ОВД выполняют чрезвычайно важные общественные задачи борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. В связи с этим ОВД наделены соответствующими правами и обязанностями, в том числе в сфере применения как профилактических, так и принудительных мер к лицам, ведущим антиобщественный образ жизни. Объектом деятельности сотрудников любого коллектива ОВД являются лица, ведущие антиобщественный образ жизни. Наиболее значимы их следующие характеристики: антиобщественная направленность поведения, противодействие (сопротивляемость) воспитательно-профилактическим воздействиям, опыт преступной деятельности (рецидив), маскировка истинных целей и мотивов поведения.

Такая исключительная сложность объекта деятельности ОВД предъявляет высокие требования к профессиональному мастерству как отдельных сотрудников, так и коллективов целых подразделений.

Предупреждение преступлений органами внутренних дел - это вид деятельности служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемый в пределах их компетенции, по предотвращению или пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению причин и условий, способствующих их совершению, принятию мер к устранению данных обстоятельств, воздействию на лиц с устойчивым противоправным поведением с целью недопущения с их стороны преступных деяний.

Криминалистическая профилактика преступлений представляет собой систему разработанных криминалистикой методов и средств, предназначенных для выявления причин преступлений и способствующих им условий, объектов профилактического воздействия, а также профилактических мер, затрудняющих совершение новых преступлений и пресекающих преступную деятельность лиц или преступных организаций. Эту профилактику осуществляют следователи, дознаватели, работники оперативно-розыскных аппаратов милиции и органов безопасности, а также эксперты-криминалисты.

В профилактической деятельности наиболее распространены и эффективны меры, непосредственно направленные на предупреждение готовящихся и пресечение начавшихся преступлений, осуществляемые, как правило, сотрудниками ОВД.

Основными задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений являются:

Защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

Выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению.

Обеспечение активного привлечения общественности к работе по предупреждению преступлений, информирование населения о средствах и способах правомерной защиты от преступных посягательств.

Установление лиц, подготавливающих преступления либо покушающихся на их совершение; склонение этих лиц к отказу от преступной деятельности, принятие мер к пресечению преступлений.

Выявление лиц, противоправные деяния которых дают основания принимать к ним соответствующие меры предупредительного воздействия.

Основная цель профилактической деятельности работников милиции - предотвращение правонарушений и чрезвычайных происшествий. Практически профилактическая деятельность является составной частью работы любого сотрудника милиции. Однако по объему и приоритетности этот вид деятельности более характерен для участковых инспекторов милиции, работников подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних и некоторых других категорий работников.

Профилактическая деятельность строится на активном общении с населением, представителями органов местной власти, должностными лицами, что предъявляет особые требования к коммуникативным качествам и педагогическим способностям работников милиции, точному соблюдению законных прав граждан и правовых актов.

Психология видов правоохранительной деятельности включает в себя следующие психологические особенности решения разных правоохранительных задач разными правоохранительными органами с направлениями:

Психология профилактики преступлений,

Психология предупреждения преступлений несовершеннолетними,

Психология профилактики рецидивной преступности,

Составление психограммы участкового инспектора милиции путем анализа экспертных оценок показало, что для успешных профессиональных действий необходимо иметь следующие психологические качества:

Профессиональную наблюдательность;

Уравновешенность, самообладание при конфликтах;

Способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие;

Тонкую наблюдательность за душевной жизнью человека;

Умение отстаивать свою точку зрения;

Способность к воссозданию образа по словесному описанию;

Умение делать выводы из противоречивой информации;

Память на внешность и поведение человека;

Способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми.

Исследования показали, что значительно осложняют психологическую пригодность к профилактической деятельности работников милиции следующие показатели: индивидуализм; социальная отчужденность, нарушающая систему межличностных отношений и затрудняющая социальное взаимодействие; чрезмерная тяга к доминированию и настойчивая тенденция к лидерству; снижение уровня мотива достижения цели деятельности; тревожность; недостатки в волевой сфере и снижение волевых усилий; наличие психотических черт личности и др.

Поведение человека, отдельных групп населения по своей природе может быть не только преступным, но и виктимным, т. е. рискованным, неосмотрительным, легкомысленным, распущенным, провокационным, опасным для самого себя.

Виктимологическая профилактика - специфическая деятельность ОВД, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений, выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности и воздействие на них в целях восстановления или активизации их защитных свойств, а также разработка либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты граждан от преступлений и последующей виктимизации.

Проблема психологического воздействия в деятельности сотрудников правоохранительных органов имеет важное и специфическое значение в их профилактической деятельности.

Понятия “психического воздействия” и “психологического воздействия”, имея свои семантические оттенки, в литературе и практике иногда используются часто как взаимозаменяемые.

Строго говоря, любое нефизическое воздействие одной личности на другую, признаки процесса или конечный результат которого возможно обнаружить, является психическим. Психологическое воздействие - преднамеренное, целенаправленное вмешательство в процессы психического отражения действительности другого человека в отличие от психического, которое может происходить и без выраженного желания воздействующего субъекта и даже в его отсутствие

Оно произвольное, волевое, как правило, методически подготовленное, часто - инструментально оснащенное. Результаты его ожидаются и прогнозируются. Именно таким и должно быть психологические воздействие сотрудника правоохранительного органа.

Сотруднику при целеустремленном осуществлении психологического воздействия надо представлять, какие изменения в сознании человека должны произойти (конечный результат), как вызвать необходимые изменения, каковы возможности применяемых им воздействий, как они соотносятся с его правами и правами гражданина. Чтобы так поступать, сотруднику нужна незаурядная профессионально-психологическая подготовленность. Без этого психологическое воздействие может оказаться не просто неэффективным, но противоправным, привести далеко не к тем результатам, на которые сотрудник рассчитывал, возможно, тяжелейшим и для него и для того человека, на которого он воздействовал.

Психологические воздействия классифицируются по различным основаниям. Так, по характеру воздействия различают простое воздействие и сложное.

Простое связано с реализацией детального плана последовательных действий, реализуемых за один сеанс общения: беседу, опрос, консультацию, и пр. Как правило, простое воздействие обусловлено достижением всего одной или нескольких тактических целей.

Сложное состоит из ряда простых, оно является средством или способом достижения стратегической цели. Например, для сотрудника - это решение профессиональной задачи: убеждение в необходимости соблюдать закон.

По направленности воздействия оно может быть индивидуальным или социально-психологическим. Индивидуальное направлено на конкретного человека, социальное - на группу людей.

Форма осуществления психологического воздействия может быть открытой, закрытой (неочевидной) и комбинированной. Открытая форма подразумевает обращение непосредственно к уровню сознания. Закрытая связана с использованием приемов, воздействующих на сферу подсознания. Комбинированная форма сочетает в себе обе предыдущие. Комбинированная форма требует высокой психологической подготовленности сотрудника, тщательной методической проработки либо привлечения специалиста из психологической службы.

Самое главное в работе полиции - помогать людям. Очень часто работа сотрудников органов внутренних дел остается незамеченной в обществе и воспринимается, как должное. Однако порой происходят истории, когда потерпевшие не могут сдержать слов благодарности полицейским.

В УВД по Зеленоградскому АО ГУ МВД России по г. Москве пришло письмо от жительниц Зеленограда, в котором две женщины Ольга Александровна и Валентина Захаровна Львовы, написали много теплых слов в адрес полиции: «Благодарим за внимательное отношение, оперативно проведенную работу и отличный результат».

Как оказалось, письмо носило именной характер: «К сожалению, мы не узнали фамилий полицейских, которые нашли нашего отца и мужа, поэтому хотим поблагодарить всех, кто дежурил в этот день, 25 декабря 2014 года. Особенно, хочется сказать огромное спасибо девушке, которая дежурила в отделении, проявила чуткость, понимание и поддержала психологически ».

Мы нашли девушку, дежурившую в тот день. Ей оказалась оперуполномоченная по розыску отделения уголовного розыска ОМВД России по районам Силино и Старое Крюково, капитан полиции Ирина Игоревна Мигачева, которая рассказала нам, что же именно произошло в предновогоднюю неделю с семьей Львовых.

В предновогоднюю неделю супружеская пара пенсионеров направилась в поликлинику, расположенную во 2 микрорайоне. Пожилой мужчина направился занимать очередь ко врачу, а женщина, взяв верхнюю одежду, пошла сдавать ее в гардероб.

После этого она отправилась к супругу, который должен был стоять в очереди. Однако у врача его не оказалось. У женщины началась паника. Порядка тридцати минут поиска в поликлинике не дали никаких результатов. Дежуривший в медучреждении охранник заметил, как похожий по описаниям пожилой человек в одной рубашке ушел из поликлиники. Обеспокоенная тем, что в сильный мороз супруг находится на улице раздетый, а с собой у него ее сумка, с ключами от квартиры, деньгами и документами, пенсионерка позвонила на «02», и сообщила, что ее муж пропал.

Через некоторое время в полицию позвонили неравнодушные люди, которые увидели в магазине, расположенном в 4 микрорайоне, пожилого мужчину, растерянно бродящего по торговым рядам в одной рубашке с дамской сумкой. Сопоставив данные с ориентировкой на розыск, сотрудники полиции поняли, что речь идет об одном и том же человеке.

Вот так, благодаря неравнодушным людям и четким, отлаженным действиям сотрудников полиции супружеская чета вновь обрела друг друга. Самое главное, что удалось не допустить того, чтобы пожилой человек ушел куда-то далеко, в одной рубашке в сильный мороз.

Каждый сотрудник полиции, который сталкивается с подобными случаями, мечтает, чтобы они заканчивались именно таким образом: жители Зеленограда совместно с полицией не допустили беды. А это самое главное в работе сотрудников органов внутренних дел.

Марина Абрамова,

Пресс-группа УВД по Зеленоградскому АО ГУ МВД России по г. Москве

Еще одной отраслью юридической психологии является психология профессиональной деятельности сотрудника ОВД . Эта отрасль психологических знаний изучает психологические закономерности, особенности профессиональной деятельности и профессионально важные качества сотрудников ОВД в целях повышения эффективности служебной деятельности. Поэтому основная цель данной лекции сводится к выяснению вопросов о повышении эффективности служебной и профессиональной деятельности сотрудников.

По классификации известного отечественного психолога в области психологии профессионального труда Е.А.Климова профессия сотрудника относится к профессиям типа «человек-человек», поэтому объект и предмет исследования психологии профессиональной деятельности имеет личностный характер.

Объектом исследования данной отрасли традиционно является человек, правонарушитель, преступник, гражданин, сотрудник ОВД.

В качестве составляющих предмета исследования можно выделить:

· психологические аспекты осуществления сотрудником служебных обязанностей;

· личность сотрудника и его профессионально значимые качества;

· профессиональная пригодность и профессиональная надежность сотрудников ОВД;

· психологические аспекты осуществления подбора и расстановки кадров;

· профессиональная деформация сотрудников ОВД;

· профессиональное мастерство и самосовершенствование сотрудников ОВД и др.;

В качестве современных задач , стоящих перед психологией профессиональной деятельности сотрудников ОВД, выделим:

1. Выявление соотношений между личностными свойствами сотрудника и теми требованиями, которые к ней предъявляет профессия, общество в целом. Это актуально в связи с решением проблем повышения авторитета милиции в нашем обществе. Более того, каждый уважающий специалист на различных этапах своего развития задумывается о том, насколько он соответствует предъявляемым к нему требованиям со стороны руководства и населения, что нужно предпринять для повышения своего мастерства и т.п.

2) Выяснение причин появления, а также профилактика и преодоление профессиональной деформации.

3) Психологически грамотное осуществление процессов профессиональной подготовки и профессионального мастерства в целях повышения эффективности выполнения служебной деятельности сотрудником ОВД, особенно в экстремальных условиях.

Начнем изучение данной отрасли с вопросов о составляющих профессиональной деятельности сотрудников ОВД. В теме №7 «Психологические основы расследования преступлений» мы уже рассматривали понятие профессиограммы.

Напомним что под профессиограммой в психологии понимают научно обоснованный и практически подтвержденный перечень взаимосвязанных видов деятельности, а также профессионально значимых качеств, которые влияют на успешность каждого вида деятельности и в целом профессиональной деятельности.

Использование психологических знаний для анализа профессиональной деятельности юриста позволило ряду отечественных исследователей, в частности, А.В.Дулову, В.Л.Васильеву, Ю.Ф.Чуфаровскому, В.В.Романову выделить составляющие профессиограммы, а также определить профессионально важные качества юриста.

Профессиональная юридическая деятельность отличается сложностью и многогранностью, конечной целью которой является установление истины. В.Л.Васильев в качестве основополагающих видов деятельности юриста, к которым сводится профессия следователя, выделяет следующие стороны: познавательную, реконструктивную, социальную, коммуникативную, организаторскую, удостоверительную .

Указанные стороны деятельности направлены на решение стоящих перед сотрудниками задач. Эти задачи сотрудников милиции сформулированы в Законе РФ «О милиции» (статья 9 и статья 10) от 18 апреля 1991 года, а также других нормативных документах: 1) обеспечение безопасности личности, общественной безопасности; 2) охрана собственности, общественного порядка ; 3) выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; 4) раскрытие преступлений по делам, о которых производство предварительного следствия не обязательно; 5) розыск отдельных категорий лиц. Учитывая специфику деятельности сотрудников милиции, объединим эти виды деятельности в следующем виде:

1) поисковая, реконструктивная, удостоверительная – познавательно-прогностическая . Участковый уполномоченный, сотрудник ДПС ГИБДД, оперработник получает информацию, например, о проживающих на территории лиц, ранее судимых, о правонарушителях и обстоятельствах ДТП и пр. От объективности и полноты подобной информации зависит прогноз развития дальнейших событий (поведение потерпевших, преступников, аварийной обстановки на дороге и т.п.), а значит и успех выполнения обязанностей, связанных с расследованием преступления, регулированием дорожного движения, выяснением причин ДТП, в целом, служебной деятельности. При этом оформляемые в ходе осуществления деятельности документы как своеобразные результаты деятельности и форма отчетности (протоколы, рапорты, докладные записки и т.п.) одновременно способствуют закреплению юридически значимой информации, ее систематизации, принятию решения по делу и т.п. В последнее время в связи с этим уделяют внимание на следующие качества: хорошее умение владеть письменной речью, которая должна быть грамотной не только с правовой точки зрения, но и отличаться соблюдением правил грамматики, пунктуации, логики, стилистики. Итак, для осуществления этого компонента профессиограммы от сотрудника требуется высоко развитые следующие качества: эрудированность, наблюдательность, память на внешность, поведение людей, цифры; критичность и последовательность мышления, грамотность письменной речи и др .;

2) Коммуникативная деятельность сводится к умелому владению речевыми и неречевыми средствами общения, пониманию поведения людей и интерпретации этого поведения. Каждый раз сотрудник милиции имеет дело с разными людьми, находящимися в определенных состояниях, взаимоотношениях с милицией и т.д. Несмотря на негативизм, недоброжелательность, нежелание граждан вступать в контакты сотрудники должны проявлять коммуникативную компетентность, которая проявляется в: умении устанавливать доверительные отношения, разрешать конфликтные ситуации; тактичности, способности преодолевать барьеры общения и др.

3) организационно-управленческая деятельность сводится к организации собственной деятельности, а также организации и управлению поведением, деятельностью граждан, коллег по работе и т.п. Сотрудники ОВД часто работают в стрессовых и экстремальных условиях, поэтому им необходимо быть психологически подготовленным к решению оперативно-служебных задач, уметь планировать и организовывать работу, связанную с риском для жизни. Для выполнения необходимых мероприятий на месте дорожно-транспортных происшествий, оформления протоколов на нарушителей правил дорожного движения и решения других вопросов сотруднику нужны организаторские умения и навыки. Для сотрудника должны быть характерны следующие волевые качества: инициативность, находчивость, решительность, целеустремленность и др.

4) Социальная деятельность охватывает профилактические мероприятия, правовую пропаганду, участие в ресоциализации освободившихся из мест лишения свободы. Так, например, инспектор ДПС ГИБДД, участковый уполномоченный милиции должен уметь оказывать воспитательно-профилактическое воздействие на различные социальные и возрастные категории правонарушителей правил дорожного движения. Для осуществления социального вида деятельности сотруднику необходимы: сформированное правосознание, профессиональная направленность и интерес к работе, честность, соответствие требованиям кодекса профессиональной этики и др .

Анализ специфики деятельности милиции позволяет наиболее общие характеристики, часть из которых совпадает с теми, которые мы выделили у следователя:

1) деятельность милиции общественной безопасности является разновидностью государственной службы , и порядок ее прохождения работниками определен в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации;

2) деятельность сотрудников милиции строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав человека и гласности ;

3) нормативно-правовая регламентация деятельности милиции в сфере борьбы с преступностью и охраны общественной безопасности, а также властные полномочия;

4) как правило, выполнению милицейских функций противодействуют правонарушители и их пособники ;

5) сотрудники милиции используют специфические средства воздействия , в том числе принуждения, в процессе профилактики и пресечения правонарушений (психологическое воздействие, в виде предупреждения, замечания и т.д.; применение специальных средств, физической силы и огнестрельного оружия);

6) разнообразие специальных ситуаций , в которых приходится действовать работниками милиции, определяет требование к их психологической готовности, умению быстро входить в сущность произошедшего события и коммуникативным качествам;

7) деятельность милиции проходит в условиях конспирации и необходимости сохранения ее сотрудниками служебной тайны .

8) экстремальность деятельности , связанной с наличием различных стресс-факторов (повышенная ответственность, неопределенность информации, дефицит времени, опасность для здоровья и др.) и психическим перегрузками в работе;

9) на деятельность сотрудников влияют атмосфера в обществе , оценки населением степени ее эффективности и складывающийся авторитет милиции .

Сложность деятельности сотрудников ОВД диктует высокие требования к профессиональной подготовленности и выучке каждого сотрудника, развивая их знания, навыки, умения, способности, формируя определенные характерологические качества. Поэтому выделим психологические особенности различных видов деятельности сотрудников ОВД, а также профессиональные качества, необходимые им для осуществления этой деятельности.

Профилактическая деятельность имеет целью предотвращение правонарушений и чрезвычайных происшествий. Этот вид деятельности являются составной частью сотрудников милиции общественной безопасности. Особенно этот вид деятельности характерен для участкового уполномоченного милиции. Эта служба составляет лишь 8% личного состава милиции, а конкретно 52 тыс. сотрудников. Несмотря на это участковыми уполномоченными милиции пресекается более 8 млн. административных правонарушений, контролируется поведение свыше 4 млн. лиц, вернувшихся из мест лишения свободы или приговоренных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Опросы населения показывают, что около 70% граждан предпочитают обращаться именно к участковому инспектору милиции. Это обусловлено территориальной близостью и возможностью быстрого реагирования, т.е. оперативного решения вопросов, связанных с обеспечением правопорядка.

Таким образом, мы можем выделить следующие основные характеристики деятельности сотрудников ОВД:

Психологические особенности условий деятельности сотрудников ОВД:
- нормативно-правовая регламентация;
- наличие властных полномочий;
- постоянное противоборство и противодействие заинтересованных лиц;
- временной дефицит;
- повышенный уровень стресса.

Основные составляющие деятельности сотрудника ОВД:
- познавательная;
- конструктивная;
- организаторская;
- коммуникативная.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

КОНТРОЛЬНАЯ

Предмет: Психология

«Психология в деятельности сотрудников ОВД ».

_______________________________________________________________________________________________________________________________

ПЛАН

Введение

1. Эмоциональные негативные состояния сотрудников ОВД и пути их профилактики и преодоления

  • 2. Основные факторы проявления и профилактика профессиональной деформации личности сотрудников ОВД
  • 3. Правовые основания и психологические особенности действий сотрудников ОВД в служебных и экстремальных ситуациях. Менеджмент безопасности
    • Заключение
    • Спилок использованной литературы

Введение

В «Концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск», утвержденной приказом МВД России № 145-1996г., деятельность по укреплению духовно-нравственных основ службы, воспитанию у личного состава чувства патриотизма, гражданственности, соблюдения законности и этических норм, четкому выполнению Присяги и приказов определена как приоритетное направление. В этой связи проблемы профессионально-психологического отбора, мониторинга и укрепления служебной дисциплины и законности среди личного состава ОВД, имея большую актуальность, требуют соответствующего нормативного правового регулирования и инструментально-психологического обеспечения.

Анализ ведомственной дисциплинарной статистики свидетельствует, что в 2006 году, по сравнению с 2005 годом, на 9,0% возросло число сотрудников, привлеченных к ответственности за нарушение законности, а также на 1,8% - за дисциплинарные нарушения. Особое беспокойство вызывает прирост привлеченных к ответственности за совершение преступлений в подразделениях по борьбе с экономическими преступлениями (на 33,3%) и во вневедомственной охране (на 15,4%). Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2006 год: Сборник аналитических и информационных материалов. - М.:ЦОКР МВД России, 2007. - С. 45.

1. Эмоциональные негативные состояния сотрудников ОВД и пути их профилактики и преодоления.

Известно, что деятельность сотрудников ОВД характеризуется такими ситуациями, которые отличаются наличием в них факторов, обладающих силой влияния на людей и их деятельность, именуемых экстремальными. В последние годы наблюдается тенденция повышения экстремальности деятельности ОВД, связанная с задержанием преступников, освобождением заложников, применением оружия, обеспечением правопорядка в период массовых мероприятий, стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Экстремальными (от лат. extremum - предельный, крайний) называют ситуации, которые ставят перед человеком большие трудности, обязывают его к полному, предельному напряжению сил и возможностей, чтобы справиться с ними и решить стоящую задачу.

Результаты комплексных исследований психологов МВД России показали, что такие факторы, как ненормированный рабочий день, постоянный контакт с асоциальными элементами, необходимость полной отдачи психических и физических сил при пресечении преступлений снижают функциональные резервы организма, вплоть до их полного истощения. Это определяет высокие требования к психической сфере личности сотрудников ОВД, их стрессоустойчивости и психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях.

Следовательно, длительное воздействие стрессогенных факторов, наличие постоянной витальной угрозы для жизни, высокая вероятность гибели или ранения, травматизации предъявляют высокие требования не только к уровню профессиональной подготовленности, но и к психологическим качествам личности, обусловливающим психологическую готовность к деятельности в экстремальных условиях.

Многоплановые исследования, проводимые Адаевым А. И., Аболиным Л. М., Васильевым В. А., Волковым А. А., Корчемным П. А., Крупником Е. П., Кон И. С., Платоновым К. К., Родионовым А. В., Столяренко А. М., Смирновым В. Н., Цой А. А., Чудновским В. Э., Човдыровой Г. С. и другими учеными-психологами позволяют выделить одно из существенных психологических качеств - устойчивость личности сотрудника ОВД к экстремальным ситуациям служебной деятельности.

В психологической литературе понятие «устойчивость» имеет несколько толкований. Так, слово «устойчивый» во многих станах мира означает «стабильный, стойкий, твердый, прочный, крепкий». В «Словаре синонимов русского языка» дается два синонима этого слова: «стабильность, равновесие». В словаре А. Ребера «устойчивый» понимается как характеристика индивида, поведение которого относительно надежно и последовательно.

Эта многогранность понятия «устойчивости» обусловлена, прежде всего, тем, что использование данного термина применительно к процессам становления, развития и формирования личности, для описания различных аспектов ее поведения и деятельности. В литературе можно встретить следующие терминологические сочетания: «устойчивость личности», «устойчивость поведения», «устойчивость (профессиональной) деятельности», «устойчивость к нагрузкам», «эмоциональная устойчивость», «волевая устойчивость», «психическая устойчивость», «эмоционально-волевая устойчивость», «нравственная устойчивость», «психологическая устойчивость» (Заварзина Л. В., 2002).

Особое место нужно выделить психологической устойчивости сотрудников ОВД - как своеобразному фундаменту профессиональной готовности к выполнению действий в экстремальных условиях оперативно-служебной деятельности.

Под психологической устойчивостью понимается целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций (Ярошевский М. Г., 1990).

Работник правоохранительных органов (патрульно-постовая служба милиции, группы задержания вневедомственной охраны, оперативные работники и т. д.) как никто другой чаще попадает в сложные и порой опасные психологические ситуации в повседневной служебной деятельности, оказывающие стрессогенное воздействие на психику сотрудника.

Поэтому психологическая подготовка сотрудников в учебном заведении МВД должна быть направлена на формирование устойчивости к:

* негативным факторам оперативно-служебной деятельности: напряженности, ответственности, риску, опасности, дефициту времени, неопределенности, неожиданности и др.;

* факторам, сильно действующим на психику: виду крови, трупа, телесных повреждений и др.;

* ситуациям противоборства: умение вести психологическую борьбу с лицами, противодействующими предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, противостоять психологическому давлению, манипулированию со стороны, как законопослушных граждан, так и правонарушителей; не поддаваться на провокации и др.;

* конфликтным ситуациям в служебной деятельности: умение проанализировать внутренние причины конфликта, разобраться в закономерностях их возникновения, протекания и способах разрешения конфликтных ситуаций: оскорбление и насилие над личностью, хулиганство, грабеж, убийство, сопротивление представителю власти, вербальная и физическая агрессия и т. д.; умение владеть собой в психологически напряженных, конфликтных, провоцирующих ситуациях.

Частое пребывание в опасных, а иногда и угрожающих жизни ситуациях требует от этих лиц умения владеть собой, быстро оценивать сложные ситуации и принимать наиболее адекватные решения, что будет способствовать более эффективному выполнению поставленных задач и уменьшению чрезвычайных происшествий и срывов профессиональной деятельности среди личного состава органов внутренних дел.

Неумение сотрудника регулировать психическое состояние и действия приводят к отрицательным, а зачастую и тяжелым последствиям как для него самого, так и для окружающих. Неумение управлять своим поведением снижает способность социально-психологической адаптации личности к данным условиям среды, является серьезной помехой в реализации ее жизненного потенциала.

На сотрудников органов внутренних дел ежедневно оказывают воздействие различные факторы, зачастую имеющие стрессовый характер, что в свою очередь может привести к появлению усталости, переутомления, возникновению различных отрицательных эмоциональных состояний, к расстройствам профессионально-служебной деятельности.

В этой связи овладение сотрудниками приемами и методами психологической саморегуляции является весьма актуальной задачей современного времени. Больших успехов в служебной деятельности добиваются те сотрудники, у кого крепче нервы, кто лучше умеет настроиться на борьбу с противником (преступником), кто умеет более рационально распоряжаться не только своими физическими и умственными ресурсами, но и сохранять на оптимальном уровне нервно-психическую активность, проявлять в сложных ситуациях оперативно-служебной деятельности свою психологическую устойчивость.

Анализ вышеизложенных работ позволяет сделать вывод о том, что основным условием психологической устойчивости является собственно поисковая активность, в частности, активность сотрудников ОВД, включенных в учебный процесс.

Высокая потребность сотрудников в поиске новых способностей и возможностей противодействию негативным факторам, творческое отношение к себе и окружающей действительности, готовность к освоению приемов психологических техник (нейролингвистическое программирование, психосинтез, группотерапия, социально-психологический тренинг и др.) для регуляции психоэмоциональных состояний позволят преодолевать деструктивное воздействие неблагоприятных жизненных обстоятельств и сформировать устойчивость личности работников правопорядка.

В ходе прохождения специального первоначального обучения сотрудниками рядового и младшего начальствующего на занятиях по профессионально-психологической подготовке для формирования психологической подготовки могут использоваться:

* психодиагностика (наблюдение, беседа, тестирование);

* тренинги по развитию профессиональной памяти, внимания и наблюдательности;

* психофизические тренинги по преодолению препятствий (усложнения, полоса препятствий, лабиринты);

* идеомоторная тренировка;

* тренинги с использованием элементов неожиданности, дефицита времени, шумовых и огневых эффектов (морально-психологическая полоса);

* тренинги по освоению ситуаций, связанных с восприятием страданий, крови, ранений, травм, убитых;

* обучение основам аутогенной тренировки;

* тренинги самовнушения, самоубеждения, настроя;

* СОПТ (ситуативно-образная психорегулирующая тренировка, мысленное перечисление сотрудником индивидуально-ценностных качеств и ситуаций, в которых ему что-то удалось).

Целесообразность практических занятий, тренингов оправдана существованием психологической закономерности: человек, неоднократно попадавший в трудные условия и справившийся с ними, имеет больше шансов выйти с честью из очередной экстремальной ситуации, чем тот, кто никогда не попадал в них.

Проведенный анализ условий работы по выполнению служебных задач сотрудниками правоохранительных органов показал необходимость совершенствования методов формирования психологической устойчивости к фрустрирующему и стрессогенному воздействию экстремальных ситуаций профессиональной деятельности.

2. Основные факторы проявления и профилактика профессиональной деформации личности сотрудников ОВД

В современной России, в условиях провозглашения курса на построение гражданского общества, сотруднику органов внутренних дел необходима не только высокая профессиональная подготовленность, но и устойчивые профессиональные морально-психологические качества, готовность противостоять влиянию факторов профессиональной деформации. Однако, проблема профессиональной деформации не может рассматриваться изолированно от более широкой проблемы - влияния деятельности на личность.

Профессиональная деформация личности сотрудника ОВД представляет собой изменение профессиональных возможностей и личности сотрудника в асоциальную сторону, возникающее в результате негативных особенностей содержания, организации и условий служебной деятельности.

Факторами риска профессиональной деформации могут быть:

· неустойчивость индивидуально-психологических особенностей;

· уровень адаптированности к профессиональной деятельности;

· проявления психологических защит;

· поведенческие отклонения;

· нарушения самоконтроля и саморегуляции;

· сужение когнитивной сферы;

· особенности интеллектуальной сферы;

· сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам;

· выраженная эмоциональная напряженность;

· несформированность морально-психологических образований в структуре личности;

· несформированность отношений к соблюдению моральных норм.

Формы проявления профессиональной деформации

Особенности личности профессионально деформированного сотрудника проявляются по-разному и во многих сочетаниях, но в итоге их развитие приводит к профессиональной бесполезности данного сотрудника или (в худшем случае) к нарушению им закона или аморальным действиям.

Можно выделить следующие основные показатели профессиональной деформации:

1. Предвзятое отношение к объекту служебной деятельности - гражданину или группе граждан, которые выступают в различных официальных юридических ролях.

2. Произвольно-субъективная интерпретация нормопослушного поведения и нормативной регламентации служебной деятельности. Ее эмпирические проявления.

3. Перенос манеры служебного общения, отдельных профессиональных методов и приемов на внеслужебные сферы. Профессиональное огрубление личности.

Методологические проблемы влияния деятельности на личность, принципы единства сознания и деятельности рассмотрены в работах С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова. С. Л. Рубинштейн писал: "Преодоление абстрактного функционализма и переход к изучению психики в конкретной деятельности, в которой она не только проявляется, но и формируется". Позднее В. Н. Мясищев, подчеркивая важность изучения взаимосвязи между личностью и субъектом деятельности, указал на то, что "психология безличных процессов должна быть заменена психологией деятельности личности, или личности в деятельности" Мясищев В. Н. Личность и неврозы. - Л., 1960. - С.7. .

Обсуждая связь деятельности и личности, А. Н. Китов выделяет такие функции деятельности в жизни личности, как специфический механизм удовлетворения потребностей личности; внутренний преобразуемый и ощущаемый мир личности; «перенос» личностных качеств и свойств, способностей и мастерства человека на свой предмет; проявление не только во вне (экстериоризация), но одновременно интериоризация деятельности, принимающей идеальную форму и влекущей за собой существенные изменения в психике.

Долгое время в отечественной психологической и педагогической науке подразумевалось, что труд является основным и главным фактором формирования человека. Считалось, что трудящийся человек уже является зрелым и всесторонне развитым. Много писалось о воспитательном влиянии профессиональной деятельности на процесс только позитивного формирования личности. Негативное влияние конкретного специализированного труда изучалось в психологии намного меньше. Так, С. Г. Геллерштейн в свое время призывал изучать только положительное влияние труда на человека Проблемы психотехники на пороге второй пятилетки \\Советская психотехника - 1932. -№ 1-2.-С. 19. . Долгое время считалось, что сама трудовая деятельность гарантирует человека от различных деформаций сознания и личности. Однако в психологии труда, инженерной психологии предполагается, что в труде человек не только «развивается» в позитивном смысле, но еще и деформируется. Хотя еще, А. С. Макаренко писал о том, что труд обладает свойством нейтральности по отношению к эффектам воспитания. Он может воспитать и духовно богатую личность, и раба, и эгоиста Макаренко А. С. Соч. Т. 5. - С.42. 16 .

Проблема профессиональной деформации развивалась первоначально на базе научных работ, выполненных специалистами в области психологии труда, в производственной медицине, гигиене, санитарии, в работах по технике безопасности, где были осознаны и исследованы взаимосвязи между субъективными и сугубо индивидными характеристиками людей-профессионалов. Эти взаимосвязи достаточно полно исследовались, отражая психофизиологический аспект существования индивидуальности. Однако эти работы значительно различаются в подходах и концептуальных схемах изучения.

В юридической психологии проблема предупреждения профессиональной деформации личности сотрудников правоохранительных органов также получила свое отражение. Анализ и систематизация конкретных работ, в той или иной мере посвященных проблеме профессиональной деформации в ОВД или полиции зарубежных стран, позволяют выявить определенные тенденции.

Первая из них заключается в том, что отдельные авторы (Н. Л. Гранат, А. А. Молчанов, А. А. Ушаков и др.), рассматривая проблему как специально, так и в контексте других проблем функционирования ОВД, либо не раскрывают сущности профессиональной деформации, либо лишь частично обозначают ее.

Вторая тенденция характеризуется стремлением более конкретно очертить сущность отрицательных изменений личности, которые касаются профессионально важных качеств (Д. П. Котов, Г. Г. Шиханцов, 1976; В. А.Лазарева, 1987; В. И. Белослудцев, И. И. Соколов, 1995; В. С. Медведев, 1996), в частности, профессиональной направленности (Е. А.Козловская), особенностей профессионального мышления (В. Е. Коновалова), возникновения или заострения цинизма, подозрительности, враждебности (A. Nieder-hoffer, G. Singleton, J. Teahar) и прочих.

Третья тенденция характеризуется попытками не только раскрыть сущность профессиональной деформации, но и определить ее детерминанты (показатели, критерии, причины, проявления и т.п). Применительно к правоохранительной деятельности проблема профессиональной деформации рассматривается в работах Буданова А. В., Безносова СП., Борисовой С. Е., Луниной Е. Н., Медведева B.C., Новикова Б. Д., Ратинова А. Р. и др. Согласно работам А. В. Буданова, профессиональная деформация - изменение профессиональных возможностей и личных качеств сотрудника органов внутренних дел в отрицательную сторону под влиянием условий и опыта профессиональной деятельности при наличии искаженного опыта или искаженного осмысления профессионального опыта сотрудником. Профессиональная деформация начинается с того, что сотрудник органа внутренних дел «утрачивает истинное представление о нравственном смысле своей профессии. Притупляется чувство профессионального долга, работа представляется все более бессмысленной, повышается восприимчивость к отрицательным влияниям...».

Явление профессиональной деформации оказывает негативное влияние на мотивацию служебного поведения сотрудников ОВД, имеет широкий спектр проявлений (в нравственной, интеллектуальной, профессиональной и эмоциональной сферах), в том числе изменение отношения к объекту деятельности: от полного неприятия (агрессивности, хамства, грубости) до всепрощения, неслужебных связей с уголовно-преступными элементами, моральной и материальной зависимости от них, взятия на себя противоправных обязательств, что в итоге приводит к асоциальному поведению, правовым конфликтам.

По мнению А. В. Буданова, профессиональная деформация может выражаться у сотрудника ОВД в следующих сферах: профессионально-нравственной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и сфере профессиональных действий. В профессионально-нравственной сфере деформация проявляется в утрате верного представления о гражданском и нравственном смысле профессиональной деятельности, формировании ощущения ее бесперспективности, развитии индифферентного отношения к работе или в тенденции рассматривать профессиональную деятельность как средство достижения сугубо личных, эгоистических целей.

В интеллектуальной сфере деформация проявляется как утеря способности к самостоятельному профессиональному мышлению и принятию решений, к самостоятельному профессиональному развитию, в шаблонности

3. Правовые основания и психологические особенности действий сотрудников ОВД в служебных экстремальных ситуациях. Менеджмент безопасности.

Уголовно-исполнительная система (УИС) Министерства юстиции (Минюста) России имеет в своем составе специальные подразделения (отделы специального назначения), которые были сформированы в начале 1990-х годов с целью реализации специфических для УИС функций: пресечения и ликвидации массовых беспорядков в местах лишения свободы; обезвреживания вооруженных преступников и освобождения лиц, захваченных в качестве заложников в учреждениях УИС; участия в розыске и задержании осужденных и лиц, заключенных под стражу, совершивших побег и т.п.

При участии в контртеррористической операции на Северном Кавказе сотрудники отделов специального назначения (ОСН) УИС Минюста России помимо вышеперечисленных (и преимущественно) выполняют также функции по охране важных государственных объектов, сопровождению различных лиц и грузов.

При взрыве комплекса зданий правительства в столице Чеченской Республики 27 декабря 2002 г. погибли и получили ранения в том числе и сотрудники ОСН УИС, осуществлявшие его охрану. Специфика командировок сотрудников «спецназов», осуществляющих охрану и оборону следственного изолятора г. Грозный, заключается в необходимости несения службы в ограниченном пространстве с частым боевым контактом с противником. В аналогичных условиях находятся отделы специального назначения и в других районах Чечни.

Во всех подобных случаях ОСН используются, по сути, в качестве армейских подразделений. Между тем «спецназы» УИС Минюста России изначально не предназначены и не приспособлены (недостаточное вооружение, принципиально отличная от военной тактика) для ведения войскового боя.

В связи со сложным спектром задач, решаемых бойцами спецподразделений УИС на Северном Кавказе, возникла проблема психологического обеспечения их служебно-боевой деятельности (СБД).

Основной целью такого обеспечения является: оптимальное использование психологических ресурсов сотрудников ОСН, обеспечивающих успешное выполнение ими оперативно-служебных и служебно-боевых задач на территории Северо-Кавказского региона; восстановление, сохранение и повышение работоспособности бойцов.

Этапы психологического обеспечения

В целом, система психологического обеспечения СБД сотрудников ОСН в ходе контртеррористической операции представляет собой мероприятия, которые с организационной точки зрения можно разбить на три этапа.

Первый этап - психологическая подготовка к работе в экстремальных условиях. Мероприятия, осуществляемые на этом этапе, включают профессиональную подготовку, комплектование подразделения с учетом социально-психологических закономерностей и индивидуально-личностных особенностей бойцов.

Второй этап - психологическое сопровождение в «горячей точке» - включает мероприятия по психологическому сопровождению личного состава в ходе выполнения служебно-боевых задач.

Третий этап - психологическая работа с бойцами спецподразделений по возвращении к постоянному месту дислокации - предполагает проведение мероприятий по психологической реабилитации сотрудников, а также использованию положительных последствий экстремальных ситуаций для оптимизации подготовки личного состава ОСН.

На каждом из трех этапов психологического обеспечения деятельности сотрудников ОСН, принимающих участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе, используются различные организационные, методические подходы, специфический алгоритм действий психологов.

Данная схема организации психологического обеспечения предполагает комплексность, системность и эффективность проводимых мероприятий, восстановление и поддержку способности бойцов спецподразделений выполнять служебно-боевые задачи.

Задачи психологической подготовки

На этапе психологической подготовки сотрудников к командировке на Северный Кавказ в качестве основных задач выступают:

· психологическое обследование личного состава, направляемого в командировку;

· психологическое сопровождение комплектования и групповой сплоченности отправляемых подразделений;

· специальная психологическая подготовка сотрудников и групп, убывающих в командировку.

Из вышеперечисленных задач вытекают основные направления работы психологов на этом этапе:

· психологическая диагностика личного состава, направляемого в командировку;

· изучение социально-психологического климата и психодиагностика групповой сплоченности формируемых подразделений;

· обучение сотрудников методам и приемам психологической саморегуляции в повседневной и экстремальной деятельности.

Реализация направлений работы организуется начальником отдела специального назначения совместно со своими заместителями и осуществляется психологом Методические рекомендации по психологическому обеспечению деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, осуществляющих контртеррористические мероприятия в Северо-Кавказском регионе. ГУИН Минюста России. М., 2003. .

Психологический отбор

Каким же образом психолог ОСН осуществляет выполнение такой работы на практике?

1 - психологический отбор. Предрасположенность в длительных экстремальных условиях к таким негативным проявлениям, как ослабление самодисциплины и снижение морально-нравственного контроля, возможно прогнозировать с помощью психодиагностических обследований уже на предварительном этапе, при беседе с отбираемым кандидатом Бердников В.С., Казурова Е.С. Первичный отбор кандидатов на службу в ОСН. Ростов-на-Дону, 2002; Кренева Ю.А. Психодиагностические методики, применяемые для отбора кандидатов на службу в ОСН. Ростов-на-Дону, 2002. на откомандирование в «горячую точку».

Специалисты психологической службы УИС Минюста России используют комплекс мероприятий при отборе бойцов ОСН. К числу этих мероприятий относятся:

· беседы с кандидатом (выясняются автобиографические нюансы, поведенческие проявления, добровольность участия в командировке, наличие взысканий, состояние взаимоотношений в семье и др.);

· психодиагностическое обследование (СМИЛ, Л.Н. Собчик), тест цветовых выборов (М. Люшер), «Шестнадцатифакторный опросник личности», Р. Кеттелл).

В целом, можно говорить о следующих основных психологических «противопоказаниях» к командированию для несения службы в зону контртеррористической операции: неадекватные установки и искаженная мотивация (например, преобладание материальных мотивов - командировка как возможность «подзаработать»), низкая стрессоустойчивость, слабый самоконтроль, агрессивность, низкий социометрический статус сотрудника спецподразделения и др.

Психологическая подготовка

2 - психологическая подготовка. Подготовка должна быть направлена: на повышение эффективности выполнения профессиональных задач; на обеспечение личной безопасностиПацакул И.И. Психология профессиональной безопасности сотрудников спецподразделений правоохранительных органов в экстремальных условиях деятельности (на материалах исследования индивидуальной профессиональной безопасности): Автореф. дис. … канд. психол. наук. Рязань, 2001.

; на сохранение физического и психического здоровья сотрудников Программа психологической подготовки сотрудников специальных подразделений ОВД, действующих в чрезвычайных ситуациях, в том числе при вооруженных конфликтах: Методические рекомендации. М., 1997. . В экстремальных условиях подготовки в силу большой динамичности происходящих событий на первый план по значимости и влиянию на поведение сотрудников выходят их боевые психические состояния, которые позволяют оперативно разрешать калейдоскоп меняющихся ситуаций Смирнов В.Н. Особенности профессионально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях. М., 2002.; Способность к произвольной саморегуляции функциональных состояний как критерий определения профессиональной успешности сотрудников отделов специального назначения уголовно-исполнительной системы: Рабочая программа. МПЛ ГУИН Минюста России по Ростовской области. Ростов-на Дону, 2002. .

Формирование моральной и психологической готовности

Сотрудники психологической службы УИС Минюста России перед отправкой сотрудников ОСН в «горячую точку» проводят ряд специальных мероприятий по формированию у личного состава моральной и психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях. В их число входит:

· информационная подготовка (этнографические особенности региона предстоящего несения службы, предыстория конфликта, причины его возникновения, особенности оперативной обстановки и состояние дел на современном этапе, национальный характер и народные традиции, особенности межнационального общения конфликтующих сторон, нормативные и законодательные акты, регламентирующие деятельность ОСН);

· выработка у каждого сотрудника убежденности в обоснованности целей и задач, стоящих перед отделом в период его пребывания в данном регионе (этот критерий включает в себя уверенность бойцов ОСН в гуманности и необходимости предпринимаемых правительством России мер по локализации и урегулированию конфликта, чувство правовой и социальной защищенности каждого сотрудника и членов его семьи);

· подготовка личного состава к несению службы в неординарных условиях (погодных, сложных бытовых, социальной изоляции или даже враждебного отношения к сотрудникам окружающего гражданского населения, физического и огневого противоборства);

· выработка у сотрудников ОСН умения в случае необходимости действовать автономно;

· отработка специальных умений и навыков (оказание первой доврачебной помощи пострадавшему; общение с представителями конфликтующих сторон, предполагающих знание оскорбительных, доброжелательных, привлекающих внимание, располагающих к беседе, означающих приветствие или извинение жестов и выражений, умение по внешним признакам определять готовность собеседника к агрессивным действиям или располагать к себе граждан в процессе общения, вызывать у них чувство уважения; умение противостоять «мягкому нажиму», т.е. устойчивость к просьбам гражданских лиц, высказываемых в форме приглашения в гости, подношения даров, «слезных» уговоров о помощи и т.п., и связанных, как правило, с нарушениями должностных инструкций, отклонением от установленного маршрута, игнорированием правил сохранения служебной информации и т.п.).

Формирование устойчивой мотивации

Практической реализации психологического обеспечения бойцов ОСН служит психологическая подготовка сотрудников спецподразделений Рехтина Н.В. Концепция психологической подготовки сотрудников спецподразделений и ее реализация на примере работы ОСНб «Корсар»: Доклад. ГУИН Мин. юста России по НСО. Новосибирск, 2002.

Основная идея: формирование устойчивой мотивации сотрудников к профессиональному развитию через четкое определение ролевой позиции бойца-профессионала.

При выполнении задачи профессионал опирается на навыки, полученные во время обучения. Эмоции только мешают этому, изменяя физиологическое состояние и искажая внимание, память, мышление, делая человека уязвимым. Эмоциональное возбуждение вызывает подмену главной цели на эмоционально окрашенную, что «размывает» главную цель и мешает выполнению поставленной задачи. Чтобы выполнить задачу, используя профессиональные навыки, необходимо справиться с самим собой. Поэтому, помимо специальных навыков, необходимы навыки саморегуляции, позволяющие отделить эмоции от выполнения задачи.

Сотрудник спецподразделения - воин и ему приходится проживать две жизни: по законам мирного и по законам военного времени. Не разделяя мира и войны, оказавшись в экстремальной боевой ситуации, человек, сам не осознавая того, проявляет свою личность, стереотипы поведения, систему ожиданий, сформировавшиеся в условиях мирного времени. Это небезопасно для него самого. Сотрудник должен овладеть необходимым воину искусством - не проявлять собственную личность, искусством, основанным на точных расчетах и прочных навыках. Для собственной безопасности воину необходима роль и навыки, подходящие для военного времени.

Экстремально-психологические навыки

Другую концепцию психологической подготовки отделов специального назначения правоохранительных органов предлагает В.Н. Смирнов. Профессиональная экстремально-психологическая подготовка осуществляется в два этапа.

Предварительная профессиональная экстремально-психологическая подготовка: усвоение экстремально-психологических знаний и умений, приобретение экстремально - психологических навыков, контроль над регуляцией психических состояний, благоприятных для работы в экстремальных условиях.

Специфика тренинга

Непосредственная профессиональная экстремально-психологическая подготовка: экстремально-психологический тренинг, который проводится в процессе комплексных учений и акцентирует внимание на профессиональном восприятии, регуляции боевых психических состояний, благоприятных для работы в экстремальных условиях и моделировании фактора «неизвестности» Смирнов В.Н. Там же. .

Вызывает интерес социально-психологический тренинг (СПТ) в рамках психологической подготовки ОСН Минюста России, разработанный в межрегиональной психологической лаборатории ГУИН Минюста России по Ростовской области. В данном тренинге основными методами работы с группой являются игровые методы Проведение психологического тренинга в рамках подготовки сотрудников ОСН к действиям в экстремальных ситуациях: Методическое пособие. МПЛ ГУИН МЮ РФ по РО. Ростов-на-Дону, 2002. . Особенностью СПТ является то обстоятельство, что перечень игр и упражнений не является жесткой программой тренинга. Практический психолог имеет возможность подбирать для работы с каждой конкретной группой те упражнения, которые, по его мнению, могут помочь в наибольшей степени активизировать участников, раскрыть их с разных сторон, помочь им осознать собственные возможности. Необходимо отметить, что коллектив межрегиональной психологической лаборатории ГУИН Минюста России по Ростовской области является признанным авторитетом в разработке вопросов экстремальной подготовки сотрудников спецподразделений Минюста России Тренинг по обучению сотрудников методам произвольной саморегуляции функциональных состояний: Методическое пособие. МПЛ ГУИН МЮ РФ по РО. Ростов-на-Дону, 2002; Методы оказания экстренной психологической помощи сотрудникам, находящимся в «горячей точке»: Методическое пособие. МПЛ ГУИН МЮ РФ по РО. Ростов-на-Дону, 2002; Программа психологического сопровождения сотрудников отделов специального назначения уголовно-исполнительной системы в «горячей точке»: Рабочая программа. МПЛ ГУИН МЮ РФ по РО. Ростов-на-Дону, 2002; Программа диагностики функциональных состояний сотрудников уголовно-исполнительной системы, пребывающих в экстремальной ситуации: Рабочая программа. МПЛ ГУИН МЮ РФ по РО. Ростов-на-Дону, 2002. .

Стрессогенные факторы

Среди стрессовых факторов, существенно влияющих на психологическое состояние сотрудников в зоне конфликта, можно выделить следующие: использование спецподразделений УИС в большинстве случаев в качестве войскового спецназа в войсковых операциях (при этом не имея достаточного тяжелого и специального вооружения и техники) при слабом взаимодействии со смежными силовыми структурами, либо вообще без него; абсолютно реальная и почти постоянная угроза гибели, ранения, травмы, болезни - как в отношении себя, так и товарищей; нарушение биологического ритма сна и бодрствования (необходимость круглосуточного охранения); постоянные бытовые лишения; слабая информированность личного состава о фактическом положении дел и оперативной обстановке в регионе; недостаточное обеспечение (продовольствие, техника, оружие, боеприпасы); неадекватно низкая оплата тяжелой и опасной службы; нахождение во враждебном окружении с чужим языком, культурой, традициями; двусмысленность взаимоотношений с местными жителями и представителями власти; постоянная идентификация окружающих: свой-чужой и как результат - постоянная настороженность, подозрительность, категоричность в суждениях, излишняя жесткость.

Боевые психотравмы и их предупреждение

Накопление этих и подобных факторов психического напряжения сотрудников при выполнении СБД в зоне вооруженного конфликта, как и непосредственное участие в бою может приводить к появлению боевой психотравмы (БПТ). В связи с этим необходимо:

· откомандированный в зону вооруженного конфликта личный состав расположить компактно, с соответствующим охранением. Дробление на более мелкие группы с разными местами дислокации свести к минимуму. Если же это невозможно, то как можно чаще эти группы должны посещать руководители, психолог;

· раннее активное выявление лиц с развивающимися дезадаптивными реакциями или личностными декомпенсациями;

· обязательная связь с «Большой землей», с родственниками, регулярное информирование личного состава о положении в регионе;

· командиру, заместителю по работе с личным составом, психологу проводить постоянную работу по налаживанию добрососедских связей с местным населением;

· в период оперативного покоя (кстати, являющегося одним из наиболее сложных периодов), после непродолжительного отдыха, организовать разумную занятость личного состава, уделить внимание досугу, физическим тренировкам, общеинформационным занятиям.

Заключение

Таким образом, предпосылкой поведения сотрудника ОВД, источником его деятельности является потребность. Нуждаясь в определенных условиях, сотрудник ОВД стремится к устранению возникшего дефицита. Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение (соответствующих нервных центров) и побуждает организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий и на основе этого формируется целенаправленное действие.

Я надеюсь, что разработанная мною работа осветила тот необходимый перечень вопросов, который нужен при изучении данной темы. Но также отмечаю, что вопросы, раскрытые моей работой не имеют необходимую всесторонность и глубину раскрытия всей темы. Часть из них, безусловно, требуют более глубокого теоретического изучения и практических проверок.

Я выдвигаю предложение о необходимости дальнейшей теоретической разработки данной темы.

Список использованной литературы:

1. Ананьев Б.Г. О методах современной психологии. В кн.: Психологические методы. Л., 1976.

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2000.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод.пособие к курсу "Психология человека". - М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

4. Еникеев М.И., «Основы общей и юридической психологии» М., 1996.

5. Еникеев М.И., Кочетков О.Л., Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. М.: Юрид. лит.,1997.

6. Ломов Б.Ф.Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

7. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Пи тер, 2001.

8. Общая психология. Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1986.

9. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М., Педагогика-Пресс, 1997.

10. Психология и педагогика. Под ред. А.А.Радугина. - М.: Центр, 1999.

11. Романов В.В. Юридическая психология. - М.: Юристъ, 2001.

12. Рубинштейн С.Л. Основы Общей психологии: В 2 т. Т.I.-М.:Педагогика,1989.

13. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство "Феникс", 1997.

Подобные документы

    Психологический механизм и сущность профессиональной деформации. Виды и причины профессиональной деформации личности. Факторы, ведущие к проявлению профессиональной деформации сотрудников внутренних дел. Специфика проявлений профессиональной деформации.

    дипломная работа , добавлен 29.04.2009

    Важные общественные задачи борьбы с преступностью, охраны общественного порядка предъявляет высокие требования к профессиональному мастерству сотрудников отдела внутренних дел. Психологическая пригодность сотрудников. Психология профилактики преступлений.

    реферат , добавлен 20.01.2009

    Изучение личности в условиях профессиональной деятельности. Изучение служебных обязанностей сотрудников правоохранительных органов. Влияние профессиональной деформации на эффективность деятельности сотрудников, трудовых коллективов в Российской Федерации.

    реферат , добавлен 12.02.2015

    Профилактика профессиональной деформации юристов. Социально-психологические способы адаптации личности сотрудника УИС к профессиональной деятельности. Причины деформаций работников правоохранительных органов. Формы проявления правового инфантилизма.

    реферат , добавлен 22.10.2015

    Значение профессионального общения в сфере деятельности сотрудников органов внутренних дел. Психологические закономерности общения сотрудников данной сферы. Технологии эффективного воздействия на партнера по общению в ситуациях служебной деятельности.

    реферат , добавлен 25.12.2014

    Сущность, причины и проявления профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел. Определение роли нравственного и эстетического воспитания в преодолении профессиональной деформации. Реакция сотрудников в ответ на стрессовую ситуацию.

    контрольная работа , добавлен 19.07.2015

    Психологические особенности профессионального здоровья личности. Исследование деятельности сотрудников правоохранительных органов, с различным опытом участия в ситуациях экстремального характера и рекомендации по сохранению их профессионального здоровья.

    дипломная работа , добавлен 15.10.2010

    Психологические особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел. Формирование психологической готовности к борьбе с преступностью. Развитие психологической ориентированности в различных аспектах специфической оперативно-служебной деятельности.

    реферат , добавлен 09.06.2010

    Понятие профессиональной и социальной адаптации. Процесс и основные этапы адаптации вновь принятых сотрудников органов внутренних дел. Факторы влияния на уровень адаптации сотрудников, проблемы адаптационного периода. Управление процессом адаптации.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2014

    Особенности профессиональной деятельности сотрудников силовых структур. Исследование особенностей общения сотрудников правоохранительных органов. Анализ результатов диагностики стилей общения сотрудников, выявления предпочитаемой формы поведения.