Аттестация как комплексный метод оценки профессионально важных качеств социального работника. Аттестация работников организаций социального обслуживания Квалификационные испытания специалистов по социальной работе

30.05.2012 11:52

На территории находится 125 деревень. Была ещё не во всех.

В мои обязанности входит следующее:
- выезды в поселения
- патронаж неблагополучных и малообеспеченных семей
- выявление граждан, нуждающихся в надомном обслуживании
- выявление малообеспеченных граждан
- помощь в оформлении документов на социальные выплаты
= субсидии, ЕДВ, детские пособия
- помощь в оформлении документов на получение документов
= паспорта, удостоверения «Ветеран труда», «многодетная семья» и др.
- прием и выдача гуманитарной помощи
- участие в работе ИДН, Совета ветеранов, в работе школы
- разъяснения по мере возможности законы и постановления о соц. работе
- прием документов на материальную помощь
- различные консультации

В 2011 году обратилось 668 человек из них:
- пенсионеров - 142 человека, инвалидов – 108 человек, семья – 352, бомжи – 6 человек, из МЛС – 4 человека, трудоспособное население – 56 человек.

За материальной помощью обратилось 273 человека. Выдано материальной помощи 495408 рублей.
- оплата за дополнительное питание в школе, оплата летних школьных лагерей, канцелярские наборы (73 шт), оплата проведения газа, покупка дорогостоящих медикаментов, продуктовые наборы, оплата ремонта домов, материальная помощь после пожара и др.
При трудной жизненной ситуации оформляется ежемесячное пособие, которое назначается от 3 до 12 месяцев. Сумма назначается в зависимости от материального положения.
Для ветеранов труда, у которых пенсия ниже прожиточного минимума, оформляется ежеквартальное пособие (у нас их 4 человека)
Шалимово
Материальная помощь – 98200 руб
Ежемесячное пособие – 33000 руб
Прод. наборы – 4000 руб
Оплата за летний лагерь в школе – 5850 руб
Канц. наборы – 6823,73 руб
ИТОГО: 147873,73
Батран
Материальная помощь – 50400 руб
Ежемесячное пособие – 57000 руб
Прод. набор – 8000 руб
Оплата лагеря – 3000 руб
Канц. товары – 10787,66 руб
ИТОГО: 129187,66 руб
Мусора
Материальная помощь – 87800 руб
Ежемесячное пособие – 39000 руб
Оплата лагеря – 4950 руб
Канц наборы – 10969,55
ИТОГО: 142719,55 руб

Домозерово
Материальная помощь – 47000 руб
Прод. наборы – 6500 руб
Оплата лагеря – 3000 руб
Канц. наборы – 4394,16
ИТОГО: 60894,16

За помощью по оформлению документов на субсидии, ЕДВ, детские пособия, оформление удостоверений обратилось 138 человек.

Дана консультация 232 человекам.

В поселения выезжаю по графику один раз в месяц, но, смотря, по ситуации езжу и чаще. Также выезжаю с работниками соц. защиты, с работниками ОДН по трудным семьям, по жалобам. Выделяют машину Глава администрации Ковтунович Л.Т., заместители поселения Веролайнен В.А., Суслова Т.В., Головин Н.И.

Организован волонтерский отряд из учеников Домозеровской школы (9 человек) – которые принимают участие в поздравлении ветеранов, семьи с профессиональными праздниками, готовят им поделки, проезжают по деревням с поздравлениями на 9 мая, на день пожилого человека.
В Шалимовской школе, Мусорской, Батранской дети тоже принимают участие в этих мероприятиях.
Посещаю ветеранов и инвалидов на дому, тех, кто не выходит из дома. По надобности вызываю мед. работника к ним.
Пенсии у наших ветеранов стали поприличнее, поэтому обращений по поводу материальной помощи немного. В основном обращаются те, кто сделал зубопротезирование, какие –то операции платные, купили лекарства дорогостоящие по рекомендации врача.
Заявление на материальную помощь по платным мед. показаниям принимаются в течение месяца, т.е. по истечении месяца подтверждающие документы на материальную помощь не принимаются.
Если ветераны или малообеспеченные семьи сделали в доме ремонт, поменяли электропроводку и затратили много денежных средств, можно подать заявление на мат. помощь. При этом нужны ксерокопии подтверждающих документов, справка о составе семьи, доходы семьи.

Можно получить бесплатную юридическую консультацию в управлении социальной защиты населения.

Тем, кто нуждается в надомном обслуживании. сначала даю консультацию, а потом после написания заявления, вызывается начальник отдела по надомному обслуживанию. Она объясняет права ветерана и обязанности соц. работника.
Некоторые ветераны нуждаются в оформлении в социальные учреждения. Для этого надо пройти мед. комиссию. Если ветеран не может самостоятельно пройти мед. комиссию или у него нет ближайших родственников для помощи, помогаю им.
В настоящее время есть места в Доме ветеранов. Но документы оформляются через Вологду.

Осуществляю патронаж неблагополучных и малообеспеченных семей. Помогаю им консультацией по различным вопросам, выдаю гуманитарную помощь, помогаю с обеспечением дровами по льготной цене (это в основном в Домозерово), провожу разъяснительные беседы, помогаю с оформлением материальной помощи.

В комплексном центре «ЛАД» имеется социальное такси. Раньше оно пользовалось спросом, сейчас, когда поднялись цены, в нашей стороне его практически не заказывают. Но услуга эта осталась, поэтому, когда кому - то надо - заказывайте. Т. 21-39-50

Аттестация работников

Деловая оценка персонала -- целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик человека требованиям должности или рабочего места. Различают два основных вида деловой оценки персонала: оценка кандидатов на вакантную должность или рабочее место при отборе персонала и текущая периодическая оценка сотрудников при аттестации персонала. При необходимости могут проводиться дополнительные оценки при отборе кандидатов на обучение, продвижение по службе, для зачисления в резерв.

Основой продвижения сотрудника по служебной лестнице часто является аттестация -- специальная комплексная оценка их сильных и слабых сторон (знаний, навыков, умений, черт характера, влияющих на достижение цели), степени их соответствия требованиям должности (при этом нельзя смешивать качества и сведения о них, содержащиеся в документах, например, дипломе), деятельности (сложности и производительности труда) и ее результативности (вклада и вклада в общие результаты подразделения и организации в целом). Оценка проводится с целью определения соответствия работника должности .

Оценка в рамках аттестации может быть относящейся к работнику в целом или локальной, касающейся только одной его функции; пролонгированной -- за длительный период времени и экспрессивной, нацеленной на текущую деятельность. На пролонгированную оценку влияют прежние события; на экспрессивную -- в основном эмоции.

Объектом аттестации могут быть также отдельные подразделения (прежде всего управленческие) и их элементы, в частности структура штатов, организация, сложность и условия труда, их влияние на подчиненных и результаты деятельности. Сюда же можно отнести аттестацию рабочего места -- комплексную оценку его соответствия прогрессивным техническим, технологическим и организационным решениям, требованиям охраны труда, нормативам и стандартам. Основные задачи такой аттестации: рационализация, улучшение условий труда, ликвидация неэффективных или излишних рабочих мест. Выделяют следующие виды аттестации: итоговую, промежуточную и специальную (по особым обстоятельствам) .

При итоговой аттестации делается полная и разносторонняя оценка производственной деятельности работника за весь период.

Промежуточная аттестация проводится через сравнительно короткие периоды, и каждая последующая должна базироваться на результатах предыдущей. Проводится один раз в квартал или даже ежемесячно.

Регулярные аттестации как основа продвижения и вознаграждения целесообразны там, где труд носит индивидуальный характер.

Специальная аттестация в связи с особыми обстоятельствами, например направлением на учебу, утверждением в новой должности, проводится перед принятием соответствующего решения.

Цели аттестации могут быть явными и неявными (латентными). Явная цель, как уже говорилось, состоит в установлении в официальном порядке пригодности данного лица к выполнению той иной работы. Целями аттестации могут быть также контроль за выполнением поставленной задачи, вскрытие имеющихся резервов повышения эффективности работы, решение вопроса об объеме, путях и формах обучения, переподготовки и т.п.

Латентные цели могут состоять в следующем: выполнении требования вышестоящей организации или руководства; придании большего веса принятым прежде кадровым решениям; знакомстве руководителя с сотрудниками; придании ему большего веса в их глазах; разрушении круговой поруки, существующей в коллективе; активизации работы; возложении формальной ответственности за расстановку кадров на аттестационную комиссию и проч..

В соответствии с данными значениями понятия «аттестация» необходимо выделить следующие ее составляющие.

Положение о порядке проведения аттестации - нормативно-регламентирующий документ, определяющие ее цели и задачи, сроки, категории аттестуемых и не подлежащих аттестации, порядок подготовки, проведения и принимаемые решения по ее результатам.

Аттестация работников в органах управления социальной защиты населения проводится в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", где определяется порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, замещающих должности государственной гражданской службы Российской Федерации в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах.

Основными критериями при проведении аттестации служат объем труда работника, результаты, достигнутые при исполнении должностных обязанностей, качество выполняемой работы, уровень образования, объем специальных знаний, стаж работы в данной или аналогичной должности, а также должностях, позволяющих приобрести знания и навыки, необходимые для выполнения работ, предусмотренных по данной должности и т.д.

По итогам аттестации либо принимаются конкретные решения о должностных перемещениях, либо вносятся соответствующие рекомендации в так называемую «инвентаризационную карту сотрудника», содержащую сведения о его возрасте, трудовом стаже, продолжительности работы в данной должности, на предшествующих местах, выводы о целесообразности, сроках, направлениях продвижения или его невозможности.

Помимо решения вопроса о продвижении или сохранении в прежней должности того или иного сотрудника целью аттестации может быть вскрытие имеющихся резервов повышения эффективности индивидуальной работы, увязка вознаграждения с реальными результатами труда и квалификации специалиста или руководителя, определение объема, способов и форм повышения квалификации. В связи с этим непосредственными объектами аттестации становятся результаты работы сотрудника, его потенциал, отношение к выполнению своих обязанностей; личность человека как таковая оценке не подлежит. В результате аттестации работник должен понять свои ошибки, активизировать работу по их преодолению, самосовершенствованию и т.п. как с учетом собственных интересов, так и интересов управления.

На практике существуют два основных подхода к аттестации. В соответствии с одним, ее смысл заключается в контроле и оценке деятельности работника, имеющих следствием наказание, вознаграждение или продвижение по службе, и тогда аттестующие выступают в роли судей. При другом подходе акцент делается на поиске путей совершенствования работы, реализации карьеры и т.п., а аттестующие становятся советниками, консультантами. В первом случае в качестве аттестующих чаще всего выступают комиссии, сформированные из сторонних независимых экспертов, во втором - непосредственный руководитель. Соответственно разными оказываются и формы аттестации: либо это периодический отчет с последующим вынесением «приговора», либо собеседование и совместный поиск решения стоящих перед подчиненным задач.

В современных условиях критерии и показатели оценки персонала часто вырабатываются совместно руководителем и коллективом и базируются на перечне служебных обязанностей каждого, стоящих перед ним задачах, индивидуальных целях. К показателям, на основе которых производится оценка сотрудников, предъявляется ряд требований, среди которых соответствие целям оценки, индивидуализированность, четкость, полнота и достоверность отражения ситуации, обеспечение сравнения результатов, как с предыдущим периодом, так и с другими лицами, другими категориями, отражение не только статики, но и динамики.

На практике обычно применяются два способа оценки: на основе качественного описания деятельности и ее результата и по количественным показателям, которые могут быть представлены как реальными величинами, так и условными баллами, определенными экспертным путем. При этом результаты оцениваются по степени достижения поставленных целей, полноте, качеству и своевременности выполнения заданий. Деятельность оценивается напряженностью и сложностью работы, которая определяется такими обстоятельствами, как комплексность, самостоятельность, масштабность, ответственность, технологическая и управленческая сложность: для различных видов работы эти признаки дифференцированы. Деловые качества количественной оценке практически не подлежат, основой оценки квалификации являются образование и стаж. Формальным результатом оценки могут быть присвоение квалификации (для специалиста), признание соответствия или несоответствия занимаемой должности с определенными организационными выводами (повышение, понижение, сохранение, увольнение).

Аттестация в организациях должна проходить регулярно, желательно не реже одного раза в три, максимум в пять лет.

В нашей стране порядок аттестации предусматривает наличие трех этапов: подготовку, проведение и принятие решения.

На подготовительном этапе составляются списки работников, подлежащих аттестации, графики ее проведения в подразделениях, утверждаются составы соответствующих комиссий, объявляются правила и критерии. Например, лица, проработавшие в организации менее года, от аттестации обычно освобождаются. Аттестация женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проводится после их возвращения из отпуска.

Для проведения аттестации работников в управлениях социальной защиты населения подведомственных департаменту социальной защиты населения Краснодарского края, создаются аттестационные комиссии. Аттестационная комиссия формируется правовым актом государственного органа в соответствии с частями 9 - 12 статьи 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Указанным актом определяются состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы.

В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами.

Персональный состав аттестационной комиссии, конкретные сроки, график проведения аттестации утверждаются приказом руководителя учреждения и доводятся до сведения аттестуемых работников не менее чем за две недели до начала аттестации.

К заседанию комиссии готовятся аттестационный лист и характеристика (представление), где описываются производственная деятельность аттестуемых, сведения об их квалификации, деловых и личных качествах, отношении к выполнению возложенных обязанностей, делаются выводы о направлениях совершенствования деятельности, поощрениях и наказаниях, соответствии или несоответствии должности и дальнейшей судьбе. Отзыв на специалиста подписывается его руководителем и представителем профсоюза; отзыв на руководителя- высшим руководителем.

На этапе проведения аттестации проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки гражданского служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок.

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости - его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, - также организаторские способности.

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

Результаты аттестации сообщаются работнику непосредственно после голосования, оформляются протоколом аттестационной комиссии и заносятся в аттестационный лист работника (составляется в одном экземпляре), которые подписываются председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии, принявшими участие в голосовании.

Аттестационный лист и представление на работника, прошедшего аттестацию, хранится в его личном деле.

Результаты аттестации в недельный срок сообщаются руководителю учреждения.

Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством о порядке рассмотрения трудовых споров.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по форме согласно приложению (приложение В). Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.

Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего.

В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий:

а) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

б) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;

в) понижается в должности гражданской службы.

При отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается.

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Практический опыт применения аттестации работников органов социальной защиты населения был рассмотрен на примере управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в городе Горячий Ключ. В исследовании процесса аттестации были применены следующие методы: анализ документов (в УСЗН ДСЗН Кр. кр. в г. Горячий Ключ были изучены все документы, касающиеся работы управления и непосредственно процесса аттестации); наблюдение (сбор первичной информации об аттестации, работе всех отделов); личная беседа (беседы с руководителем УСЗН ДСЗН Кр. кр. в г. Горячий Ключ, заместителем руководителя).

1 декабря 2006 года в УСЗН ДСЗН Краснодарского края в г. Горячий Ключ проводилась аттестация работников данного учреждения. Аттестацию проходили заместитель руководителя учреждения, руководители отделов учреждения, ведущие специалисты отделов, специалисты I и II категории, технические исполнители. Аттестация работников учреждения проводилась по направлению - экспертиза профессиональной компетентности аттестуемого. Аттестация проводилась в форме собеседования. В аттестационную комиссию входили: начальник отдела кадров ДСЗН Краснодарского края, два эксперта с администрации г. Горячий Ключ, руководитель УСЗН ДСЗН Кр. кр. в г. Горячий Ключ, зам руководителя УСЗН ДСЗН Кр. кр. в г. Горячий Ключ.

Основанием для проведения аттестации являлось заявление работника, которое подается в аттестационную комиссию управления в срок до 1 июля. Аттестуемые работники были ознакомлены с представленными материалами за две недели до аттестации.

Результаты аттестации были сообщены работникам непосредственно после голосования, которые были оформлены протоколом аттестационной комиссии и занесены в аттестационный лист работника (составленном в одном экземпляре).

Аттестационные листы и представление на работников, прошедших аттестацию, хранятся в их личных делах.

15 чел. - соответствует замещаемой должности гражданской службы;

5 чел. - соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуются к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

4 чел. - соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;

В ходе аттестации были выявлены следующие проблемы:

Специалисты I, II категории учреждения не всегда самостоятельны, ждут указаний от руководителей отделов управления, избегают самостоятельных решений, и даже в простых случаях не способны проявить настойчивость и упорство в достижении цели;

Опыт работы некоторых аттестуемых специалистов и практические навыки недостаточны для того, чтобы успешно справляться с делом;

Качество труда отдельных работников удовлетворительное, иногда допускаются ошибки и небрежности в работе;

Слабое знание, в основном специалистов II категории, законодательство Российской Федерации и Краснодарского края.

Аттестационной комиссией и руководителем управления, в котором проводилась аттестация работников, были высказаны следующие предложения по решению данных проблем:

Для наиболее эффективной работы персонал управления должен проявлять себя более самостоятельным, требовательным и настойчивым в работе, а для этого необходимо, чтобы руководители отделов предоставляли возможность своим подчиненным самим решать некоторые вопросы, касающихся их деятельности, но при этом вели контроль за решением этих вопросов;

Для повышения опыта работы, практических навыков и знаний работников управления необходимо регулярно проводить переподготовку (переобучение), повышение квалификации работников управления;

Для повышения качества труда работников управления необходимо, во-первых, повысить дисциплинарную ответственность, во-вторых, периодически проводить исследование качества предоставляемых услуг клиентам обратившихся в органы социальной защиты населения и на основе результатов исследования совершенствовать качество работы персонала.

Подводя итоги сказанному, можно отметить, что деловая оценка работника чаще всего проходит в форме аттестации. Организационное ее проведение оформляется приказом по организации, что придает ей официальный статус и предоставляет право на использование полученных результатов для принятия организационных решений в отношении конкретного работника. Таким образом, аттестацию следует рассматривать как окончательный, документально оформленный результат оценки работника.

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА АТТЕСТАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 14 сентября 2010 года N 1319-ПП (в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 10.03.2011 N 211-ПП , от 21.06.2011 N 766-ПП , от 24.08.2011 N 1122-ПП) "О введении новой системы оплаты труда работников областных государственных бюджетных учреждений социального обслуживания населения и внесения изменений в Концепцию системы оплаты труда работников областных государственных учреждений социального обслуживания населения Свердловской области, одобренную Постановлением Правительства Свердловской области от 29 октября 2007 года N 1055-ПП "Об одобрении Концепции системы оплаты труда работников областных государственных учреждений социального обслуживания населения Свердловской области" приказываю:

1. Утвердить Порядок аттестации специалистов по социальной работе и социальных работников организаций социального обслуживания Свердловской области (прилагается).

(в ред. )

2. Начальнику отдела технологий социального обслуживания граждан (Илларионову И.В.), заместителю начальника отдела семейной политики и социального обслуживания семьи и детей (Медведева Ю.Ю.), начальникам территориальных отраслевых исполнительных органов государственной власти Свердловской области - Управлений социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области, руководителям организаций социального обслуживания Свердловской области организовать работу по проведению аттестации специалистов по социальной работе и социальных работников в соответствии с Порядком аттестации специалистов по социальной работе и социальных работников организаций социального обслуживания Свердловской области.

(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

3. Признать утратившим силу Приказ Министерства социальной защиты населения Свердловской области от 29 ноября 2006 года N 695 "Об установлении надбавки за квалификационную категорию специалистам и руководящим работникам, социальным работникам областных государственных учреждений социального обслуживания".

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Заместителей Министра А.И. Никифорова, В.Ю. Бойко.

(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

Первый заместитель
Председателя Правительства
Свердловской области -
Министр социальной защиты населения
Свердловской области
В.А.ВЛАСОВ

Приложение. ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ И СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящий Порядок регламентирует порядок аттестации специалистов по социальной работе и социальных работников организаций социального обслуживания Свердловской области (далее - организации).

(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

2. Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности специалистов по социальной работе и социальных работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационной категории.

3. Основными задачами аттестации являются:

1) стимулирование непрерывного, целенаправленного повышения уровня профессиональной компетентности специалистов по социальной работе и социальных работников организаций;

(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

2) обеспечение специалистам по социальной работе и социальным работникам организаций возможности повышения уровня оплаты труда;

(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

4. Основные принципы аттестации: добровольность, открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное и доброжелательное отношение к аттестуемым.

5. Аттестацию проходят специалисты по социальной работе и социальные работники организаций, изъявившие желание получить квалификационную категорию, подтвердить или повысить имеющуюся квалификационную категорию.

(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

6. Специалисты по социальной работе организаций могут получить, подтвердить или повысить поэтапно следующие квалификационные категории: при удовлетворительном уровне профессиональных, деловых и морально-психологических качеств присваивается вторая квалификационная категория, при достаточном уровне - первая квалификационная категория, при высоком уровне - высшая категория соответственно. Социальные работники организаций могут получить, подтвердить или повысить поэтапно следующие квалификационные категории: третью, вторую, первую в зависимости от уровня профессиональных, деловых и морально-психологических качеств: начальный, средний, высокий уровень соответственно. Комиссия имеет право присвоить внеочередную квалификационную категорию.

(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

8. Квалификационные категории в течение срока их действия учитываются во всех государственных бюджетных и казенных организациях социального обслуживания населения, расположенных на территории Свердловской области.

(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

9. Контроль за соблюдением порядка проведения аттестации осуществляют Министерство социальной политики Свердловской области, территориальные отраслевые исполнительные органы государственной власти Свердловской области - управления социальной политики Свердловской области (далее - управления).

(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

10. Установление управлениями и организациями иного порядка проведения аттестации не допускается.

(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

Глава 2. АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ

11. Для проведения аттестации и присвоения квалификационной категории создаются следующие аттестационные комиссии:

1) главная аттестационная комиссия - в Министерстве социальной политики Свердловской области для аттестации специалистов по социальной работе на высшую квалификационную категорию;

(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

2) аттестационная комиссия - в управлении для аттестации специалистов по социальной работе на первую или вторую квалификационную категорию, социальных работников на первую квалификационную категорию;

3) аттестационная комиссия - в организации для аттестации социальных работников на вторую и третью квалификационные категории.

(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

12. Персональный состав аттестационных комиссий утверждается приказом соответствующего органа, организации. В состав аттестационных комиссий должны входить: председатель, заместитель председателя (сопредседатель), секретарь и члены комиссии. Председателем аттестационной комиссии назначается руководитель или заместитель руководителя соответствующего органа, организации, при котором создается аттестационная комиссия.

(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

В состав аттестационной комиссии включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации организации, в которой работает аттестуемый (иной уполномоченный первичной профсоюзной организацией организации профсоюзный представитель).

(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

13. Конкретные сроки, график проведения аттестации, персональный состав аттестационной комиссии утверждаются приказом руководителя соответствующего органа, организации и доводятся до сведения аттестуемых работников не менее чем за 2 недели до начала аттестации.

(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ

14. Подготовка к проведению аттестации включает в себя следующие мероприятия:

1) подготовку необходимых документов на аттестуемых сотрудников;

2) разработку графиков проведения аттестации;

3) определение персонального состава аттестационной комиссии;

4) организацию разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.

15. На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее чем за две недели до начала ее проведения его непосредственным руководителем заполняется характеристика, содержащая всестороннюю оценку: соответствие профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности; его профессиональной компетентности; отношения к работе и выполнению должностных обязанностей; показателей эффективности деятельности за календарный год, предшествующий дате составления характеристики.

(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

16. Аттестуемый работник должен быть заранее, не менее чем за две недели до аттестации ознакомлен с представленной на него характеристикой.

17. Специалисты по социальной работе и социальные работники организаций представляют в соответствующую аттестационную комиссию следующие документы:

(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

1) личное заявление по установленной форме (приложение 1);

2) характеристику от непосредственного руководителя;

3) отчет о работе за последний год, утвержденный руководителем организации, в которой работает специалист.

(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

18. Аттестуемый имеет право в дополнение к личному заявлению представить в аттестационную комиссию любые документально зафиксированные результаты, свидетельствующие о его профессиональной компетентности и эффективности труда (почетные грамоты, благодарственные письма, дипломы, тезисы выступлений, методические разработки).

19. Аттестация специалистов по социальной работе организаций осуществляется в одной из следующих форм квалификационных испытаний: экзамена, компьютерного тестирования, собеседования, защиты творческой работы, творческого отчета.

(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

20. Аттестация социальных работников организаций осуществляться в одной из следующих форм квалификационных испытаний: экзамена и собеседования, а также путем изучения документально зафиксированных результатов участия аттестуемого в социальных мероприятиях муниципального, областного, окружного и федерального уровней (социальные акции и конкурсы, научно-методические семинары).

(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

21. Специалист по социальной работе и социальный работник организации до истечения срока действия имеющейся у него квалификационной категории, но не ранее одного года с момента их установления может по собственному желанию пройти аттестацию на более высокую квалификационную категорию в соответствии с настоящим Порядком. В случае отказа в присвоении заявленной квалификационной категории по результатам досрочной аттестации, за аттестуемым сохраняется имеющаяся у него квалификационная категория до истечения срока ее действия.

(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

22. Основанием для продления сроков действия квалификационных категорий является временная нетрудоспособность, нахождение в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком.

23. Специалист по социальной работе и социальный работник, выполняющие работу в организации на условиях совместительства, имеют право проходить аттестацию в соответствии с настоящим Порядком.

(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

24. По результатам проведенной аттестации аттестационная комиссия принимает одно из перечисленных решений:

Присвоить (подтвердить) заявленную квалификационную категорию;

Отказать в присвоении (подтверждении) квалификационной категории.

25. В случае отказа аттестуемому в присвоении (подтверждении) заявленной квалификационной категории, повторная аттестация на ту же квалификационную категорию по заявлению аттестуемого может проводиться не ранее чем через один год.

26. Решение принимается большинством голосов путем открытого голосования и считается принятым, если в голосовании участвовало не менее двух третей состава аттестационной комиссии. При равенстве голосов решение считается принятым в пользу аттестуемого. Аттестуемый имеет право присутствовать при принятии решения.

27. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом (приложение 3), который подписывается председателем (заместителем председателя), секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.

28. Решение аттестационной комиссии заносится в аттестационной лист аттестуемого (приложение N 2), который составляется в двух экземплярах. Один экземпляр аттестационного листа после завершения аттестации и издания приказа хранится в личном деле аттестуемого, второй экземпляр выдается аттестуемому.

29. Руководитель Министерства социальной политики Свердловской области, территориального управления социальной политики Свердловской области, организации на основании решения аттестационной комиссии в месячный срок издает приказ о присвоении (подтверждении) специалистам по социальной работе или социальным работникам квалификационной категории.

(в ред. Приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

30. Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством о порядке рассмотрения трудовых споров.

Приложение 1. ЗАЯВЛЕНИЕ

ФОРМА

Приложение 1
к Порядку аттестации
специалистов по социальной работе и
социальных работников организаций
социального обслуживания
Свердловской области
(наименование аттестационной комиссии)
______________________________________
от ___________________________________
(фамилия, имя, отчество)
______________________________________
(должность, место работы)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу аттестовать меня и присвоить (подтвердить)

Квалификационную категорию по должности

Наличие квалификационной категории, срок ее действия

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

20__ г. Подпись _______________

Телефон: домашний _________________

служебный _________________

Приложение 2. АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

ФОРМА

Приложение 2
к Порядку аттестации
специалистов по социальной работе и
социальных работников организаций
социального обслуживания
Свердловской области

(в ред. Приказа Министерства социальной политики
Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

1. Фамилия, имя, отчество _________________________________________________

2. Год рождения _______________________ 3. Пол ____________________________

4. Сведения об образовании ________________________________________________

(учебное заведение, год окончания)

___________________________________________________________________________

(специальность по образованию, N диплома, дата выдачи)

Сведения о дополнительном профессиональном образовании, повышение

квалификации

Вид образования

Год обучения

Место обучения

Названия цикла, курса обучения

5. Работа по окончании учебного заведения (по записям трудовой книжки и

справкам о совместительстве):

(должность, наименование организации, местонахождение)

с _______ по _______ ______________________________________________________

с _______ по _______ ______________________________________________________

с _______ по _______ ______________________________________________________

с _______ по _______ ______________________________________________________

с _______ по _______ ______________________________________________________

6. Стаж работы в организациях социального обслуживания _______________ лет.

7. Стаж работы по данной специальности _____________ лет.

8. Другие специальности __________________. Стаж работы - _______ лет.

___________________________________________________________________________

10. Квалификационные категории по другим специальностям

___________________________________________________________________________

(указать имеющуюся, год присвоения)

11. Ученая степень ________________________________________________________

(год присвоения, N диплома)

12. Ученое звание _________________________________________________________

(год присвоения, N диплома)

13. Научные труды (печатные) ______________________________________________

(количество статей, монографий и иное)

14. Почетные звания _______________________________________________________

15. Служебный адрес, телефон ______________________________________________

16. Домашний адрес, телефон _______________________________________________

Руководитель организации _______________ __________________________________

Место печати Дата

18. Заключение аттестационной комиссии по результатам проведенной

аттестации:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Дата и номер приказа ______________________________________________________

Председатель аттестационной комиссии (подпись)

Секретарь аттестационной комиссии (подпись)

С аттестационным листом ознакомлен(а) _____________________________________

(подпись работника и дата)

Приложение 3. ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ

ФОРМА

Приложение 3
к Порядку аттестации
специалистов по социальной работе и
социальных работников организаций
социального обслуживания
Свердловской области

(в ред. Приказа Министерства социальной политики
Свердловской области от 10.02.2015 N 46)

ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ

___________________________________________________________________________

(наименование органа, при котором создана комиссия)

N _______ Дата _______________

Председатель _______________________________________________

Секретарь __________________________________________________

Присутствуют члены комиссии:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Слушали: О присвоении _____________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Вопросы к аттестуемому и оценки ответов

1. _____________________________________________ полный, неполный, неверный

(подчеркнуть)

2. _____________________________________________ полный, неполный, неверный

(подчеркнуть)

3. _____________________________________________ полный, неполный, неверный

(подчеркнуть)

4. _____________________________________________ полный, неполный, неверный

(подчеркнуть)

5. _____________________________________________ полный, неполный, неверный

(подчеркнуть)

6. _____________________________________________ полный, неполный, неверный

(подчеркнуть)

Решение аттестационной комиссии:

Присвоить (подтвердить) __________________________________ квалификационную

(указать какой)

Отказать в присвоении (подтверждении) ____________________ квалификационной

по специальности __________________________________________________________

(указать какой)

Замечания, предложения членов аттестационной комиссии

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Председатель аттестационной комиссии ___________ __________________________

(подпись) (фамилия, имя, отчество)

Секретарь аттестационной комиссии ___________ __________________________

(подпись) (фамилия, имя, отчество)

Члены аттестационной комиссии ___________ __________________________

(подпись) (фамилия, имя, отчество)

___________ __________________________

(подпись) (фамилия, имя, отчество)

Практический опыт применения аттестации социальных работников на примере сочинского КЦСО «Чайка»

Практический опыт применения аттестации социальных работников был рассмотрен на примере Сочинского Комплексного Центра Социального Обслуживания (КЦСО) «Чайка».

Юридический адрес Центра: Сочи, Дагомыс, ул. Делегатская 12.

В исследовании процесса аттестации были применены следующие методы:

  • 1. Анкетирование,
  • 2. Анализ документов (в КЦСО были изучены все документы, касающиеся работы центра и непосредственно процесса аттестации); наблюдение (сбор первичной информации об аттестации, работе всех отделений и работников центра);
  • 3. Личная беседа (беседы с директором центра, заместителем директора по социальной работе, начальником отдела кадров, секретарем с фиксированием беседы на бумаге).

Центр начал свою работу 1 сентября 1996 года. На обслуживании в центре состоят 4 тысячи человек. КЦСО «Чайка» активно сотрудничает с Управлением социальной защиты населения, Советом ветеранов Районного управления социальной защиты населения, поликлиниками, обществом жертв политических репрессий, с торговыми предприятиями, кинотеатрами, Краснодарским заводом лекарственных средств.

В структуру деятельности центра входят:

отделение первичного приема, анализа и прогнозирования (осуществляется первичный прием, выявление потребностей в услугах; диспетчерская работа, информационная, рекламно-пропагандическая, аналитико-прогностическая, методическая работы);

отделение срочного социального обслуживания (оказание неотложной помощи разового характера (продуктовые наборы, гуманитарная помощь) гражданам, попавшим в экстремальные условия и остро нуждающимся в социальной поддержке; консультации (юридические, психологические));

отделение помощи семье и детям (осуществляется социально-правовая помощь, работа с семьей, социальная реабилитация, профилактика безопасности, социальный патронаж);

отделение социального обслуживания на дому (надомное обслуживание инвалидов 1 и 2 группы, пенсионеров, участников Великой Отечественной Войны);

отделение социально-медицинского обслуживания на дому (обслуживание подопечных частично или полностью утративших способность к самообслуживанию);

отделение дневного пребывания (реализация индивидуальных программ реабилитации, организация питания, трудотерапия, культурно-массовые мероприятия, организация досуга);

отделение медико-социальной реабилитации (лечебная физическая культура, мануальная терапия, фитотерапия, массажи, кабинет психологической разгрузки);

отделение психолого-педагогической помощи (трудовая терапия, профессиональная ориентация, психотерапия, психокоррекция, экстренная психологическая помощь (телефон доверия)).

Аттестация работников КЦСО была проведена 17 декабря 2006 года. Предварительно приказом директора центра был подготовлен список лиц, подлежащих аттестации на этот период, графики ее проведения в подразделениях, утвержден состав комиссии, правила и критерии проведения аттестации. Представлен к аттестации состав из пяти человек: заведующая отделением дневного пребывания, специалист по социальной работе отделения срочного социального обслуживания, социальный работник отделения социального обслуживания на дому, медицинская сестра отделения медико-социальной реабилитации, бухгалтер.

Заместителем директора по социальной работе составляется план проведения аттестации в соответствии с Положением «О порядке проведения аттестации работников учреждений и организаций, подведомственных Комитету социальной защиты населения г. Москвы, находящимся на бюджетном финансировании»

Зачитывается приказ о проведении аттестации, список аттестуемых.

К аттестации готовится следующая документация:

должностные инструкции;

отзыв (характеристика);

служебная характеристика (пишется заведующими отделениями и заместителем директора по социальной работе).

Протокол заседания ведет специалист по ПК (секретарь).

Приглашается аттестуемый.

Представление-отзыв зачитывает секретарь.

Служебную характеристику зачитывает заведующий отделением.

Вопросы комиссии к аттестуемому.

Замечания и предложения как со стороны аттестуемого, так и со стороны комиссии.

На предварительном этапе, до аттестации, директор отдела кадров с использованием биографического (историковедческого) метода осуществляет сбор информации об аттестуемых: проводится анализ кадровых данных (документы об образовании, изучение трудовой книжки и т.д.). Все данные направляются в отделения, где работают аттестуемые.

К заседанию комиссии готовятся аттестационный лист, отзыв (характеристика) на аттестуемого, служебная характеристика. В центре на заведующую отделением дневного пребывания характеристика была написана заместителем директора по социальной работе; на специалиста по социальной работе отделения срочного социального обслуживания- заведующей отделением срочного социального обслуживания; на социального работника отделения социального обслуживания на дому- заведующей отделением социального обслуживания на дому.

Следует отметить, что перед написанием отзыва и служебной характеристики, заведующий отделением используя метод интервьюирования (собеседования) беседует с работником в режиме «вопрос-ответ» для получения дополнительных данных о нем; используя метод анкетирования проводит опрос человека с помощью анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа; применяет так называемый социологический опрос - беседует с работниками разных категорий, хорошо знающих оцениваемого человека для последующей объективной его оценки; метод наблюдения позволяет наблюдать за работником в неформальной (на чаепитиях и т.д.) и рабочей обстановках (фотография рабочего дня); применяется также метод экспертной оценки (определение совокупности и получение экспертных оценок идеального и реального работника); а также используется метод «критического инцидента» - руководитель создает критическую ситуацию (например, недовольство клиента КЦСО по поводу плохо оказанной услуги) и оценивает поведение работника в процессе ее разрешения (идет на конфликт, принимает сложное решение, уходит от конфликта и т.д.)

На основании полученных данных, в служебной характеристике отражаются:

Профессионально-этическая компетентность

наличие образования

профессиональная компетентность (знания, умения, опыт)

степень активности в работе

коммуникабельность

мотивация к деятельности социального работника

психологическая устойчивость

интеллигентность, культурный уровень

уровень соблюдения принципов, этика социального работника

отзывчивость, сопереживание, сострадание работников социальных служб.

Качества специалистов социальной работы, необходимые в выполнении должностных обязанностей

умение выслушать клиентов

доброжелательность, отзывчивость

компетентность, знания, кругозор

умение логично мыслить

бескорыстие, честность

умение принимать практические решения

высокая общая культура

умение организовать помощь, добиться решения проблем клиента (эффективность в делах)

личное обаяние

умение опираться на профессиональную помощь своих коллег по работе

умение работать в команде

уважение к точке зрения клиента

Результаты работы за период, предшествующий аттестации.

Вместе с тем, к заседанию готовятся и должностные инструкции на работников для оценки выполнения ими должностных обязанностей.

Приказом директора КЦСО «Чайка» был разработан примерный перечень показателей для оценки квалификации работников:

  • 1. Образование.
  • 2. Стаж работы по специальности.
  • 3. Профессиональная компетентность.
  • 3.1. Знание необходимых нормативных документов, регламентирующих деятельность.
  • 3.2. Умение оперативно принимать решения для выполнения стоящих задач.
  • 3.3. Качество выполнения работы.
  • 3.4. Способность адаптироваться к новой ситуации и принимать новые подходы к решению возникающих проблем.
  • 3.5. Своевременность выполнения должностных обязанностей, ответственность за результаты работы.
  • 3.6. Интенсивность труда (способность в короткие сроки справляться с большим объемом работы).
  • 3.7. Умение работать с инвалидами и престарелыми гражданами.
  • 3.8. Способность прогнозировать и планировать, организовывать, координировать и регулировать, а также контролировать и анализировать работу подчиненных (для заместителей, заведующих отделениями).
  • 3.9. Способность в короткие сроки осваивать вопросы, обеспечивающие повышение эффективности труда и качество работы.
  • 4. Производственная этика, стиль отношения с коллегами и клиентами.
  • 5. Способность к творчеству и предприимчивости.
  • 6. Участие в коммерческой деятельности.
  • 7. Способность к самооценке, состраданию и пониманию нетрудоспособных граждан.

На этапе проведения аттестации зачитывается отзыв, служебная характеристика, изучается работа аттестуемого за прошедший период, задаются вопросы. Аттестационная комиссия использует наиболее распространенные методы оценки результативности труда: метод заданного (вынужденного) выбора - комиссия выбирает из набора описаний работника те, которые ему соответствуют. Типичный набор таких описаний включает показатели для оценки квалификации работников, разработанные директором КЦСО. Эффективность труда работника оценивается по большому количеству выбранных положительных описаний; описательный метод оценки - комиссия описывает преимущества и недостатки поведения работника в осуществлении профессиональной деятельности; управление по целям (задачам) - изучается деятельность работника за прошедший период, связанная с осуществлением целей и задач как КЦСО, так и социальной работы в целом; метод оценки по решающей ситуации - аттестационной комиссией готовится список описания «правильного» и «неправильного» поведения работников в отдельных ситуациях. Эти ситуации именуются «решающими».

На основе изучения работы аттестуемого за период, предшествующий аттестации, изучения служебной характеристики, делается вывод о количестве «правильного» поведения в таких «решающих» ситуациях, также используются и др. методы оценки персонала.

Протокол заседания аттестационной комиссии ведет секретарь. Оценка деятельности работника и рекомендации комиссии принимаются открытым голосованием в отсутствии аттестуемого.

По результатам проведения анкетирования работников КЦСО «Чайка» в соответствии с планом аттестации на 2007 год, согласованным с Управлением Социальной Защиты населения Восточного Административного Округа, руководитель приказывает:

подтвердить соответствие занимаемой должности и разряда оплаты труда по Единой Тарифной Сетке следующим работникам…………

подтвердить соответствие занимаемой должности и установить с 01.01.2002 г. следующие разряды оплаты труда по ЕТС следующим работникам.

Следует отметить, что в связи с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 31.05.2001 г. № 45, изменился диапазон разрядов оплаты труда по должности «социальный работник» с 3-8 на с 5 по 8.

Большое значение итоги аттестации имеют для руководителя КЦСО как специалиста по управлению персоналом. Изучая результаты аттестации, руководитель разрабатывает рекомендации, свое отношение к повышению эффективности работы совместно с Управлением социальной защиты населения и другими организациями.

Управление социальной защиты населения, в свою очередь, получает данные о прошедшей аттестации, разработки директора центра по вопросам эффективности работы в будущем, и совместно с Комитетом социальной защиты населения г. Краснодара разрабатывает методические рекомендации, которые направляются в центр.

Разделы: Социальная педагогика

Аттестация позволяет провести диагностику персонала; определить ценность сотрудников. Помогает руководителю обоснованно принимать управленческие решения, особенно связанные со стратегическими задачами учреждения.

Наше учреждение - детский дом, сфера, где интенсивно применяется труд социального работника всех уровней: социального педагога, специалиста по социальной работе и социального работника.

Цель работы: определить особенности и условия применения аттестации для повышения эффективности труда социальных работников.

Задачи:

  • определить понятия «эффективность работы»;
  • выделить критерии социальной работы;
  • изучить особенности труда социального работника;
  • выявить факторы повышения эффективности труда;
  • составить профессиональный портрет социального работника;
  • выделить методы оценки персонала для аттестации;
  • изучить практический опыт социальных работников;
  • определить влияние аттестации на повышение эффективности труда.

Сделан вывод о том, что эффективность социальной работы во многом зависит от личности социального работника, ее осуществляющего.

Для определения подхода к оценке эффективности социальной работы нужно признать, что социальная работа не сводится к традиционным формам деятельности.

Социальная работа это специфический вид профессиональной деятельности. Это оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

Прежде всего социальную работу следует рассматривать как самостоятельную науку. Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе.

Предметом социальной работы являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе.

Английские ученые определяют социальную работу как организацию личностной службы помощи человеку. Она направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также, по возможности, кардинально решить их проблемы. Социальная работа является важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом, а также законодательством.

В России в условиях перехода к рыночной экономике, на фоне резкого изменения характера и форм социальных отношений, ломки привычных стереотипов жизненного опыта, утраты многими людьми социального статуса и перспектив развития как для общества в целом, так и для себя лично, возникли серьезные трудности, с которыми невозможно справиться самостоятельно. Возросла социальная напряженность. Все это повышает значимость развертывания социальной работы как специализированного вида деятельности, а также необходимость подготовки социальных работников разных специализаций, для различных категорий клиентов.

Должность социального работника, специалиста социальной работы и социального педагога в Российской Федерации введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется разнообразными должностными обязанностями :

  • Выявляет на предприятиях, микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций.
  • Оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению;
  • Оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением;
  • Выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;
  • Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде;
  • Участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д.,
  • Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.

Каждый вид деятельности заканчивается каким-то результатом, по которому оценивается проделанная работа. Одной из важнейших оценок результата является эффективность. Социальная работа тоже дает те или иные результаты. Она также оценивается по ее эффективности.

Что же такое эффективность деятельности вообще и конкретно социальной работы?

В зависимости от рода деятельности понятие эффективности определяется по-разному. Но в тоже время в каждом из них есть обязательные элементы: цель, результат, затраты, общепринятая норма (или идеал).

Главными в этом перечне являются цель и результат. Они представляют собой начальный и конечный пункты деятельности: в начале выдвигается цель, а в конце получается результат. Соотношение цели и результата и дает представление об эффективности деятельности.

Предметом нашего изучения является эффективность социальной работы, которая в наиболее общем виде рассматривается как отношение полученных результатов к ранее выдвигаемым целям. Таким образом, она фиксирует степень соответствия тому, чего предполагалось достичь.

Все идеи и теории социальной работы группируются вокруг одного центрального блока проблем :

  • условия формирования и осуществления жизнедеятельности человека;
  • соотношение свободы и социальной обусловленности личности, социально оправданной (или неоправданной) меры этой свободы и возможностей ее реализации в обществе.

Однако еще возникают ряд вопросов: своевременна, ли постановка вопроса об эффективности социальной работы в целом и тем более о результативности отдельных социальных работников? Имеются ли достаточно четко разработанные основания для определения эффективности деятельности социальных служб и отдельных специалистов по сделанной работе?

Необходимо выделить принципы , на которых основывается эффективность социальной работы:

  • умение точно сформулировать проблему; анализ факторов, вызвавших проблему, а также препятствующих или благоприятных решению проблемы; оценка разрешимости проблемы; разработка плана действий; вовлечение объекта в разрешение проблемы;
  • оценка изменений, достигнутых в положении клиента.

Разумеется, критерии, так же как и показатели эффективности осуществления социальной работы в стране могут применяться на макроуровне (на уровне государства), мезоуровне (республика, город, район), и микроуровне (на уровне индивида, клиента).

На уровне всего общества можно оценивать эффективность федеральных целевых программ, которые предусматривают федеральную поддержку различных регионов в развитии социального обслуживания населения. Например, в рамках президентской программы «Дети России». В программы «Дети-инвалиды», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в которых поставлены различные общие задачи перед министерствами и ведомствами, имеющими социальные службы, но в то же время сформулированы конкретные задачи, относящиеся к деятельности Минтруда России, Минобразования России, МВД России, Государственного комитета РФ по делам молодежи. Выделение средств из федерального бюджета на поддержку территориальных социальных служб в рамках указанных программ, разумеется, предусматривает оценку деятельности этих служб, определение эффективности социальной работы, осуществляемой специалистами этих служб.

Но на микроуровне клиенты социальных служб, желая получить материальную помощь, социально – медицинские услуги или консультации, обращают внимание на такие личностные качества социальных работников, как доброта, справедливость, отзывчивость, профессионализм. К числу отрицательных качеств социальных работников клиенты относят безразличие, лживость, грубость, низкий профессионализм.

К основным целям социальной работы как профессиональной деятельности можно отнести следующие:

  • увеличение степени самостоятельности индивидов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
  • создание условий, в которых индивиды могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
  • адаптация или реадаптация людей в обществе;
  • создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
  • и как конечная цель - достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.

Реализатором целей социальной работы является социальный работник, начиная от «линейной» работы с клиентом и кончая управленческой деятельностью в государственных ведомствах.

Социальная работа - это сложный процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Ее эффективность во многом зависит от самого социального работника, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств.

Аттестация должна способствовать выявлению оптимального набора личностных качеств, необходимых социальному работнику, таких как ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других, способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость.

К «противопоказаниям» к социальной работе относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет.

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует не только с людьми, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством.

Можно их разделить на три группы:

  • первая - психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;
  • вторая - психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника, как личности;
  • третья - психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.

Без этих, ведущих для данной профессии, характеристик психики невозможна эффективная работа.

Социальные работники заняты разными видами деятельности при исполнение своих профессиональных функций. Их работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы:

  • воспитательный подход - выступает в роли учителя, консультанта, эксперта. Социальный работник дает советы, обучает умению, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры, как метод обучения;
  • фасилитативный подход - осуществляет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать самой трудно. Деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов;
  • адвокативный подход применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени, такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений.

При оценке социального работника можно применять наиболее распространённые методы оценки:

  • Историковедческий (биографический) - анализ кадровых данных, листок по учету кадров, личные заявления, автобиография, документы об образовании, характеристика
    Результат : заключение о семье, образовании, карьере, чертах характера.
  • Интервьюирование (собеседование) - беседа с работником в режиме «вопрос - ответ» по заранее составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных о работнике.
    Результат : вопросник с ответами.
  • Анкетирование (самооценка) - опрос человека с помощью специальной анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа.
    Результат : анкета.
  • Социологический опрос - анкетный опрос работников разных категорий, хорошо знающих оцениваемого человека (руководители, коллеги, подчиненные.
    Результат : анкета социологической оценки.
  • Наблюдение - наблюдение за оцениваемым работником в неформальной (на отдыхе, в быту) и в рабочей обстановках методами моментальных наблюдений и фотографий рабочего дня.
    Результат : отчет о наблюдении.
  • Тестирование - определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов с последующей их расшифровкой с помощью «ключей».
    Результат : психологический портрет.
  • Экспертная оценка - определение совокупности и получение экспертных оценок идеального и реального работника.
    Результат : модель рабочего места.
  • Критический инцидент - создание критической ситуации и поведение человека в процессе ее разрешения (конфликт, принятие сложного решения, поведение в беде, отношение к алкоголю, женщинам и т.д.)
    Результат : отчет об инциденте и поведении человека.

Цель аттестации должна быть:

  • оценка успешности деятельности сотрудника;
  • осуществление поощрительных и санкционирующих мероприятий;
  • основание для оперативного перераспределения задач между сотрудниками;
  • формирование кадрового резерва;
  • составление плана обучения и развития сотрудника;
  • планирование карьеры сотрудника;
  • внедрение систем гибкой оплаты труда (изменения системы оплаты труда).

Результатом оценки аттестации работника могут быть основные подходы к оценке деловых качеств и квалификации работника при установлении разряда оплаты, предусмотренного Единой Тарифной Сеткой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. № 785.

С соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно Положению о порядке проведения аттестации работников учреждений, организаций, системы социальной защиты населения Российской Федерации, находящихся на бюджетном финансировании, и Положению о порядке проведения аттестации работников здравоохранения.

Аттестация работников учреждений и организаций службы социальной защиты населения проводится в соответствии с Положением о внеочередной аттестации и тарификации медицинских и фармацевтических работников, находящихся на бюджетном финансировании, утвержденным приказом Министерства социальной защиты России от 7 декабря 1992 года № 265.

Помимо решения вопроса о продвижении или сохранении в прежней должности того или иного сотрудника целью аттестации может быть вскрытие имеющихся резервов повышения эффективности индивидуальной работы, увязка вознаграждения с реальными результатами труда и квалификации специалиста или руководителя, определение объема, способов и форм повышения квалификации. В связи с этим непосредственными объектами аттестации становятся результаты работы сотрудника, его потенциал, отношение к выполнению своих обязанностей.

Личность человека как таковая оценке не подлежит. В результате аттестации работник должен понять свои ошибки, активизировать работу по их преодолению, самосовершенствованию и т.п. как с учетом собственных интересов, так и интересов организации.

На подготовительном этапе составляются списки работников, подлежащих аттестации, графики ее проведения в подразделениях, утверждаются составы соответствующих комиссий, объявляются правила и критерии. По итогам аттестации разрабатывается план мероприятий, и в соответствии с рекомендацией комиссии руководитель может осуществлять кадровые перестановки. Не прошедшее аттестацию переводится на другую должность при его согласии, а при отсутствии такового - можно уволить. По итогам аттестации в месячный срок руководитель принимает решение об установлении работникам соответствующих разрядов оплаты труда. разрабатывает рекомендации по повышению эффективности труда работников и т.д.

На предварительном этапе, до аттестации, директор отдела кадров с использованием биографического (историковедческого) метода осуществляет сбор информации об аттестуемых: проводится анализ кадровых данных (документы об образовании, изучение трудовой книжки и т.д.). Все данные направляются в отделения, где работают аттестуемые.

К заседанию комиссии готовятся аттестационный лист, отзыв (характеристика) на аттестуемого, служебная характеристика. В случае отсутствие заведующую отделением дневного или круглосуточного пребывания характеристику пишет заместитель директора по социальной работе;

В служебной характеристике отражаются:

  • профессионально-этическая компетентность;
  • наличие образования;
  • профессиональная компетентность (знания, умения, опыт);
  • степень активности в работе;
  • коммуникабельность;
  • мотивация к деятельности социального работника;
  • психологическая устойчивость;
  • интеллигентность, культурный уровень;
  • уровень соблюдения принципов, этика социального работника;
  • отзывчивость, сопереживание, сострадание работников социальных служб.

Качества специалистов социальной работы, необходимые в выполнении должностных обязанностей:

  • умение выслушать
  • доброжелательность, отзывчивость
  • компетентность, знания, кругозор
  • умение логично мыслить
  • бескорыстие, честность
  • умение принимать практические решения
  • высокая общая культура
  • умение организовать помощь, добиться решения проблем клиента (эффективность в делах)
  • личное обаяние
  • умение опираться на профессиональную помощь своих коллег по работе
  • умение работать в команде
  • уважение к точке зрения

Вместе с тем, к заседанию готовятся и должностные инструкции на работников для оценки выполнения ими должностных обязанностей.

Приказом директора разработан примерный перечень показателей для оценки квалификации работников:

  • образование;
  • стаж работы по специальности;
  • профессиональная компетентность;
  • знание необходимых нормативных документов, регламентирующих деятельность;
  • умение оперативно принимать решения для выполнения стоящих задач;
  • качество выполнения работы;
  • способность адаптироваться к новой ситуации и принимать новые подходы к решению возникающих проблем;
  • своевременность выполнения должностных обязанностей, ответственность за результаты работы;
  • интенсивность труда (способность в короткие сроки справляться с большим объемом работы);
  • умение работать с детьми;
  • способность прогнозировать и планировать, организовывать, координировать и регулировать, а также контролировать и анализировать работу подчиненных (для заместителей, заведующих отделениями);
  • способность в короткие сроки осваивать вопросы, обеспечивающие повышение эффективности труда и качество работы;
  • производственная этика, стиль отношения с коллегами и клиентами;
  • способность к творчеству и предприимчивости;
  • участие в коммерческой деятельности;
  • способность к самооценке, состраданию и пониманию нетрудоспособных граждан.

На этапе проведения аттестации зачитывается отзыв, служебная характеристика, изучается работа аттестуемого за прошедший период, задаются вопросы. Аттестационная комиссия использует наиболее распространенные методы оценки результативности труда: метод заданного (вынужденного) выбора -комиссия выбирает из набора описаний работника те, которые ему соответствуют. Эффективность труда работника оценивается по большому количеству выбранных положительных описаний; описательный метод оценки- комиссия описывает преимущества и недостатки поведения работника в осуществлении профессиональной деятельности; управление по целям (задачам)- изучается деятельность работника за прошедший период, связанная с осуществлением целей и задач; метод оценки по решающей ситуации- аттестационной комиссией готовится список описания «правильного» и «неправильного» поведения работников в отдельных ситуациях. Эти ситуации именуются «решающими». На основе изучения работы аттестуемого за период, предшествующий аттестации, изучения служебной характеристики, делается вывод о количестве «правильного» поведения в таких «решающих» ситуациях, также используются и др. методы оценки персонала.

Протокол заседания аттестационной комиссии ведет секретарь

По результатам проведения аттестации работников, руководитель приказывает: подтвердить соответствие занимаемой должности и разряда оплаты труда по Единой Тарифной Сетке.

Изучая результаты аттестации, руководитель разрабатывает рекомендации, свое отношение к повышению эффективности работы совместно с Комитетом по образованию и другими организациями. Комитет по образованию, в свою очередь, получает данные о прошедшей аттестации, разработки директора по вопросам эффективности работы в будущем, и совместно с Комитетом по образованию разрабатывает методические рекомендации, которые направляются в учреждение.

Особенность труда социальных работников состоит в том, что его результаты трудно поддаются прямому количественному измерению. Причем результаты труда часто становятся очевидными не сразу, а только по истечении определенного периода времени, иногда достаточно продолжительного. Но тем не менее к аттестации предоставляются все сведения о работе социального работника за прошедший период и делаются выводы об эффективности и результативности его труда.

Для того, чтобы работник всегда эффективно выполнял свою работу, необходимо корректно ему сообщить о результатах оценки. Для этого руководитель должен постараться дать работнику возможность расслабиться и подчеркнуть, что данная беседа является не дисциплинарным мероприятием, а встречей с целью обсуждения прошлой работы для того, чтобы дать рекомендации в будущей. Начинать беседу надо с положительных достижений работника, изложение недостатков следует размещать между двумя положительными результатами. Руководителю и аттестационной комиссии очень важно соблюдать эти моменты, быть объективными, чтобы в будущем человек не потерял веру в себя, интерес к профессии и мобилизовал свои усилия на эффективную работу.

Многие руководители современных организаций уже пришли к выводу, что без проведения аттестации и объективной оценки сотрудников по всем параметрам не добиться стабильной работы и в конечном итоге положительных результатов как деятельности учреждении, так и каждого из сотрудников. Следовательно, в проведении объективной оценки и аттестации должны быть заинтересованы все, как руководители, так и сотрудники.