Сценарий рыцарский турнир в лагере. Внеклассное мероприятие в школьном лагере «Рыцарский турнир вежливости

1.Музыкальная заставка. Песня «Весна 2012 года»
Ведущий: А сейчас я вам расскажу одну историю. В гимназическом царстве жили-были 12 маленьких принцесс. Они были и серьёзные, и строгие, добрые и весёлые, послушные и озорные, разные. В том же царстве-государстве жили 13 смелых маленьких принцев. Учились они с принцессами в одном классе, сидели вместе за партами, вместе радовались и веселились.
И вот что произошло однажды.
(Входят принцессы)

Первая принцесса: Совсем скучно стало в нашем царстве-государстве. Нет ничего интересного.
Вторая принцесса: Что же придумать этакое разэтакое?
Третья принцесса: Может быть, войну объявим?
Четвёртая принцесса: Нет, война нынче не в моде.
Пятая принцесса: А как же мы узнаем, храбрые наши принцы или нет?
Первая принцесса: А может быть, объявим рыцарский турнир?
Вторая принцесса: Правильно! Пригласим на турнир всех мальчишек из нашего класса.
Третья принцесса: Проведём соревнования.
Четвёртая принцесса: Определим победителя.
Пятая принцесса: Посвятим всех в рыцари.
Первая принцесса (Разворачивает и читает свиток):
Внимание! Внимание!
О, досточтимые рыцари, юные повелители душ! Знатоки вежливости и любезности! Явитесь на зов турнирных труб! Турнир рыцарей ждет вас!
Доспехи ваши — вежливость и любезность, внимание и доброжелательность.
Будьте трижды достойны вашего рыцарского звания! Пусть победит сильнейший!!!
Приглашаем всех на рыцарский турнир!

Ведущий. Внимание! Турнир объявляем открытым!
Добрый день, дорогие гости! Сегодня здесь состоится не совсем обычное соревнование — рыцарский турнир вежливости, который посвящается прекрасным дамам. В нем примут участие знатоки правил вежливости и хорошего тона.
— Где наши рыцари? Вот и они!
(Звучит сигнал трубы.)
Вот они настоящие доблестные рыцари, готовые выполнить любое задание.
Выходят рыцари.

1. Объявляем конкурс — «Представление команд».
Представление команд: «Мушкетёры», «Рыцари». Приветствия друг другу.
Мы – команда «Рыцари».
Наш девиз:
— Клянемся рыцарями быть.
И рыцарство в борьбе добыть!
Долой и латы и забрало!
Мы — рыцари Добра,
И в этом наша слава!

Мы – благородные мушкетёры.
Наш девиз:
Перчатку вызова бросаем!
На честный бой Вас вызываем.

2. КОНКУРС « Кто они, рыцари?» (домашнее задание команд)
— 1. Кого в прошлом называли рыцарями?
Ответ: Рыцари – это средневековые воины. В средние века рыцарями называли отважных смелых воинов, которые носили тяжёлые доспехи, были вооружены копьём и мечом. А, чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. Какую?
В семь лет мальчиков отдавали на воспитание к опытным воинам, которые обучали их. А кроме военных наук, мальчиков учили и другому: держать данное слово, выручать друг друга из беды, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине. Слово «рыцарь» в переводе с немецкого – всадник. А во Франции синонимом слова «рыцарь» было слово – «мушкетёр».
1. Какого человека мы называем рыцарем в наши дни?
Ответ: В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг и самопожертвование во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за младшего, слабого. Он готов бесстрашно броситься на помощь человеку, попавшему в беду, не струсит перед натиском хулигана! Рыцарем в наши дни называют того, кто не боится будничной, тяжелой работы, кто внимателен к своим близким. Он совершит много других прекрасных поступков, а в его груди бьётся благородное сердце.

Ведущий: — Рыцари жили давно! Их время ушло. Сейчас на дворе совсем другие времена.
Неужели рыцари в нашем веке перевелись? Я думаю, что и среди вас есть настоящие мушкетёры и рыцари: сильные, смелые, великодушные.
Так думают и наши Прекрасные принцессы: (девочки читают стихи)

— Когда – то, в средние века,
Повсюду жили рыцари.
И жизнь их была нелегка,
В железной амуниции.

— Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари судьбой,
И на турниры ехали.

— Но вот полтыщи лет назад,
Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят –
Я не согласна с этим.

Ведущий: — В средние века прежде, чем посвятить молодого воина в рыцари ему надлежало овладеть 7 рыцарскими доблестями. Какими?
(Верховая езда, фехтование, владение копьём, плаванье, охота, игра в шашки, сочинение стихов в честь прекрасной Дамы)
Только после успешного прохождения испытаний ему в торжественной обстановке присваивали почетное звание рыцаря. Сегодня мы узнаем, как Вы владеете некоторыми из этих доблестей. Те, кто с достоинством вынесут все испытания, будут посвящены в рыцари. Судить наш турнир любезно согласились милые, очаровательные и обаятельные дамы, которые организовали « Совет милых дам».
И так, звучат слова-напутствия ваших прекрасных дам:

— Чтобы в рыцарском турнире победить,
Очень умным и любезным надо быть.

— За щитами не скрываться,
Шпаги острой не бояться.

— Победить в турнире очень нелегко,
Здесь сражаются за каждое очко.

— Начинается сражение по законам уважения!
— Доспехи ваши – вежливость и любезность,
Внимание и доброжелательность.

— Будьте достойны великого рыцарского звания!
Мы желаем Вам успехов в состязании!

3.Объявляем третий конкурс – «Разминка»
Каждая команда достаёт из чёрного ящика предмет (шляпа, цветок, перчатка).

Какой обычай возник в рыцарские времена и дошёл до наших дней?
Шляпа (снимать шляпу – показать своё дружелюбие). Этот обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране облаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя». Суровые времена средневековья прошли, но обычай - входя в комнату снимать шапку - остался. Этим ты показывает хозяевам, что уважаешь дом, в который вошел, уважаешь живущих в нем людей. И это им приятно

Перчатка (обычай - здороваясь, снимать перчатки). С тех рыцарских времен идет обычай - здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Снять перчатку, рыцарь показывал, что в руке не зажато оружие, что он относится к встречному добро желательно. И сейчас ты снимаешь перчатку или варежку из уважения и внимания к товарищу. Бросить перчатку — бросать вызов.

Цветок (обычай дарить дамам цветы)

4. Объявляем следующий конкурс РЫЦАРСКИЕ МАНЕРЫ
(вопросы задаются командам по очереди)
1). За сколько минут до начала спектакля надо приходить в театр? (Минут за 30, так, чтобы успеть без спешки раздеться, пройти в зрительный зал, занять места соответственно купленным билетам)
2) Как быть с мороженым, если ты не его съесть, а звонок уже позвал тебя в зал? (Если мороженое в вазочке, то его нужно оставить на столе. Если в обертке, выбросить в ведро и немедленно отправиться в зал).
3) . Мальчик на бегу крикнул прохожему «Сколько время?» Обращаясь таким образом, мальчик допустил три ошибки. Какие? (Он должен был спокойно спросить «Извините пожалуйста, не смогли бы вы сказать, который час?»)
4). Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет? (Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее).
— Задание 1: Сервировка стола.
Приглашаются по одному участнику от каждой команды. Они должны расположить на столе столовые приборы (тарелка, слева от нее вилка, справа — нож и ложка (причем нож и вилка вогнутой стороной вниз).

— Задание 2: Правила хорошего тона за столом
Приглашается по одному участнику от каждой команды. Для них выносят чашки с компотом. Им предлагается выпить компот, не нарушив правил хорошего тона. (для этого сначала нужно выпить компот, потом с помощью ложечки достать плоды, косточку выплюнуть сначала на ложечку, потом положить на блюдце).

5. Объявляем следующий конкурс — «Верховая езда и охота».
а) Оседлать коня (мяч), доскакать до конца дорожки, вернуться назад и передать коня другому)

б) лопнув шарик без помощи рук, вы убиваете животное. Кто вернётся домой с большей добычей?

6.Конкурс «Верёвочная лестница»

Иногда дама по каким- то причинам не могла открыто встречаться со своим рыцарем. И тогда он взбирался к ней по верёвочной лестнице. За 1 минуту нужно завязать как можно больше узелков на верёвке.
— Стоп! Минута прошла. Я не сказала Вам самого главного – победит тот, кто быстрее развяжет все узелки.

7. Аукцион комплиментов.
— Каждая команда говорит по очереди для всех Дам комплименты.

8. Танцевальный конкурс.
— Рыцари всегда умели не только сражаться, петь серенады, но и танцевать. Представьте себе: средневековье, замок… в мирные дни жизнь в замке протекала однообразно и скучно. Долгий сон, обед, охота – вот и весь досуг. По вечерам обитатели замка собирались в парадном зале у камина. Событием был приезд гостей. Хозяин устраивал пир. Но это было не главное. Главное – бал. Рыцари и мушкетёры, приглашайте дам!
Взяться за руки, лбами зажать шарик и танцевать.
(Звучит музыкальное попурри из чередующихся быстрых и медленных мелодий)

9. Поэтический конкурс
1. Растает даже ледяная глыба,
От слова теплого … (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (добрый день)
3. Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы … (спасибо)
4. Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь … (здравствуйте)
5. Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (прости, пожалуйста)
6. И во Франции, и в Дании,
На прощанье говорят … (до свидания)

В 12 веке существовали особые правила этикета. Они предполагали изысканность и учтивость, умение вести себя в обществе. Особое внимание уделялось искусству служения даме. Рыцари и мушкетёры умели сочинять стихи в честь дамы сердца.
Давайте послушаем, как смогут наши рыцари красиво изложить свои чувства к нашим прекрасным принцессам.

1. Мы воспеваем наших дам
Цветы, бросая к их ногам.
Оберегать их от врагов
Ты, рыцарь, будь всегда готов!

2 Мы нашу волю закаляли
И благородство проявляли
Пускай бывали и ошибки
Награда – милых дам улыбки!

3. С Днем 8 Марта!
С праздником весенним!
С радостным волненьем
В этот светлый час!
Дорогие наши.
Добрые, хорошие.
С Днем 8 Марта
Поздравляем Вас!

4. Вы красивые, как звездочки,
И глаза горят огнем,
И улыбки ваши милые
Затмевают солнце днем!

5. Вы у нас такие славные!
Вы девчонки – просто класс!
Потому-то быть нам хочется
Всем похожими на вас!

6. Вам желаем только счастья,
И откроем вам секрет:
Наших девочек прекрасней
Во всей школе просто нет!

7. Пусть радостью сегодня солнце светит,
В тени оставив сноп больших тревог,
И все цветы, какие есть на свете,
Цветут сегодня пусть у Ваших ног.

(Вручаются подарки девочкам)

Ведущий: А теперь слово предоставляется девочкам, нашим
Прекрасным принцессам:

Милые ровесники-мальчишки,
Рыцари без страха и упрёка,
Вы любите компьютеры и книжки,
Иногда сбегаете с уроков.

Манит море вас волшебною мечтою.
Вы всегда настойчивы, упрямы,
И готовы вы пожертвовать собою
Ради девочки — прекрасной милой дамы.

И всегда на месте ваши шпаги,
Впору рыцарские вам доспехи.
С вами ваши верность, и отвага,
И победы ваши, и успехи.

Вам желаем приключений не из книжки,
Чтоб в пути всегда вы были вместе,
Милые ровесники-мальчишки,
Рыцари отваги, дружбы, чести!

Ведущий:- Доблестные рыцари и мушкетёры! Все вы отлично справились с заданием разных туров. Среди вас нет побеждённых, есть только победители. Потому что рыцари и мушкетёры с давних пор верили в дружбу. Значит, победила на нашем турнире дружба.
Прошу участников турнира приготовиться к посвящению в рыцари.
— Рыцарь преклоняет колено, Дама касается его плеча шпагой.

Клянемся рыцарями быть!
Всегда спасибо говорить,
Добрый день, до свиданья –
Нет в мире выше звания!
Все: Клянемся!

Клянемся рыцарями быть!
И лень, и грубость позабыть,
Учиться этикету –
Науку помнить эту.
Все: Клянемся!

Клянемся рыцарями быть!
А значит- доброте служить,
За слабых заступаться
И просто так не драться.
Все: Клянемся!

Клянемся рыцарями быть!
В борьбе со злом добро добыть,
Невежу поразить мечом волшебным.
И строгим словом, и целебным.
Все (хором): Клянемся рыцарями быть!

Ведущий:- Дорогие ребята! Наш турнир окончен, но мы думаем, что никогда не исчезнут с нашей земли настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого; люди сильные, смелые и благородные — настоящие рыцари!
(Вручаются грамоты рыцарям)

А теперь, дорогие наши милые девочки! Разрешите от всей души поздравить Вас с этим теплым весенним праздником — Женским днем. Мы желаем вам счастья, радости, здоровья и взаимного понимания, которого нам так не хватает порой. Пусть на ваших лицах всегда будет улыбка, а печаль пройдет стороной. Всего вам самого хорошего!

(«Весенняя песенка»)

Сценарий праздника «Рыцарский турнир»


Звучит средневековая музыка. Голос за сценой.

Когда-то, очень давно, в средние века, жили славные, сильные люди, знатные воины, храбрые сердцем. Их именовали рыцарями. Любимым развлечением европейского рыцарства были турниры. Только в турнирном бою можно было продемонстрировать публике, и в первую очередь дамам, свое умение владеть оружием, искусство верховой езды, храбрость, ловкость и… сообразительность.

Когда-то в средние века
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их не легка
В железной амуниции.

Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари судьбой
И на турниры ехали.

Но вот уж много лет назад
Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят-
Мы не согласны с этим.

Звучит песня «О, розы алые». Девушки в красивых средневековых платьях танцуют танец со свечами.

На экране фрагмент из фильма «История рыцаря». Звучит трубная музыка, выходят 2 герольда.

Герольд 1: СЛУШАЙТЕ! СЛУШАЙТЕ! СЛУШАЙТЕ!

Благородные принцы, графы, сеньоры, бароны и дворяне!Почтеннейшая публика! Сегодня, по велению короля, мы приветствуем славных рыцарей нашего королевства! Целый год мы ждали, когда жесъедутся наши доблестные воины из шести верных нам городов.

Герольд 2: И, наконец, этот день настал. Уже с раннего утра площадь заполнена народом. Посмотрите, как спешат сюда горожане! Почетные зрители занимают места на трибуне. О! А вот и юные повелительницы душ наших достославных рыцарей!

Герольд 1: Приветствуйте, друзья, прекрасных дам, чья красота достойна самых изысканных слов, кои доведется нам услышать из уст самих рыцарей!

А сейчас ….

Герольд 2: Смотрите! Смотрите!!! Сам король со своей королевой и тремя прекрасными дочерями поднимается на свое почетное место!... Жители королевства стоя приветствуют своих повелителей! ….

На экране фрагмент фильма «начало турнира». Звучат позывные.

Герольд 2: И вот наступает волнующий момент.

Герольд 1: О, досточтимые рыцари! Явитесь на зов турнирных труб!

Звучит торжественная музыка, герольды представляют каждого из участников.

Герольд 2: Приветствуем представителей Ордена рыцарей…..из славного города…….. Произносится короткая фраза, которая выражает жизненные принципы владельцев герба.

Приветствие королю.

Герольд 1 : На нашем турнире появляются оруженосцы, которые представляют герб Ордена Лесных рыцарей.

Приветствие.

Представление каждого класса.

Король: Благодарю вас, мои славные рыцари! Сегодняшний турнир – это возможность продемонстрировать свои умения, храбрость, ловкость и сообразительность.

Только лучшие из лучших смогут в честной борьбе завоевать кубки победителей! Желаю всем вам удачи! Турнир объявляется открытым!
Звучат трубы

Герольд 1 : Почтеннейшая публика! И вы, достославные рыцари, а также их верные оруженосцы! Как вам известно, настоящий рыцарь должен обладать особенными качествами и умениями, являясь истинным украшением своего времени.

Герольд 2 : Он должен быть не только храбрым воином, в совершенстве владеющим копьем и мечом. Истинный рыцарь должен блистать умом и красноречием. И потому открывают наш турнир интеллектуальная дуэль!

Герольд 1 : Тур I. Поединок эрудитов! По одному представителю каждого ордена вместе со своими оруженосцами просим выйти на ристалище! Сейчас каждому из вас предстоит ответить на три вопроса, касающиеся истории рыцарства. За каждый правильный ответ вы сможете заработать по 3 очка. Итак, будьте внимательны! Первые вопросы для рыцарей городов ….. и ………. Герольд вручает оруженосцам свитки с вопросами и «перья».

Вопрос для вас, многоуважаемые представители городов ……, …….

И, наконец, вопрос для оставшейся пары рыцарей. Время на обдумывание ответа – пока сыплется песок в королевских часах! Рыцари пишут ответы на спинах у оруженосцев.

Герольд 2 : Уважаемые оруженосцы! Просим сдать ваши свитки с готовыми ответами Главному герольду.

Герольд 1 : Получите следующие вопросы. …. Время пошло.

Герольд 2 : Посмотрите, как быстро мелькают перья в руках наших рыцарей! Но время неумолимо, и вот уже настала пора для их ответов!

Зачитываются ответы рыцарей. На экране иллюстрируются правильные ответы, зачитываемые 1 герольдом. Объявляется победитель, 3 и 4 герольд записывают результаты в турнирную таблицу.

Герольд 1 : И наш заключительный раунд. Будьте внимательны, время пошло….

Герольд 2 : Уважаемые оруженосцы, сдайте ваши ответы!

Зачитываются ответы рыцарей. На экране иллюстрируются правильные ответы, зачитываемые 1 герольдом. Объявляется победитель, 3 и 4 герольд записывают результаты в турнирную таблицу.

Герольд 2 : А наши горожане тоже смогут помочь сегодня своим рыцарям! Правильно ответив на вопросы, вы сможете принести целое очко своему ордену. Ответ принимается только по поднятой руке.

Первый вопрос: Что входило в обязанности герольда, кроме провозглашения участников турнира и руководства церемониями?

(Подсказка (при необходимости) – ищите однокоренное слово)

Составление гербов и родословий.

Второй вопрос: Объясните смысл рукопожатия при встрече двух мужчин.

Отсутствие оружия в правой руке – отсутствие враждебных намерений.

Третий вопрос: Этот предмет, овеянный легендами, стал для рыцарей символом далёкой и возвышенной цели, ради которой не страшно пройти через любые испытания. Что же искали рыцари?

Святой Грааль.

Фанфары.

Герольд 1 : Итак, в первом туре победили рыцари…….

Кадры из фильма с копейным боем. Позывные.

Герольд 2 : Тур II. Неотразимое копье, - так называется наше следующее испытание. И ваша задача, многоуважаемые рыцари, сейчас доказать это, поразив с разбега видимого противника при помощи копья. У вас есть две попытки. За каждую пораженную цель вы сможете получить пять очков.

Герольд 1 : Приглашается первая пара участников турнира. Сэр…. и сэр…

Благодарим вас!

Вторая пара: ………………………………………

И третья пара рыцарей -………………………………….

Герольды, подсчитайте заработанные каждым Орденом, баллы.

Герольд 2 : Многоуважаемые рыцари! По итогам первых двух туров лидируют………………….

Испытание оруженосцев. Звучит игривая музыка.

Герольд 1 : Атеперь позвольте, благородные рыцари, испытать ваших оруженосцев. Мы просим вас выйти сюда и продемонстрировать свою расторопность, ловкость и внимательность.

Герольд 2 : Ваша задача – накормить своего господина этими сочными яблоками. Представьте, что вы находитесь в великолепном саду, на деревьях которого растут восхитительные плоды. Один из вас залез на самую макушку. И вот уже пять вкусных яблок находятся у вас. И теперь вам необходимо сбросить их прямо в корзинку, которую держит второй оруженосец. Каждое точное попадание в корзинку принесет вашему Ордену по два балла. Первые две пары, готовы?..........

Вторые………….

Просим зафиксировать результаты!

Звучание рога. Музыка.

Герольд 1 : Тур III. Охота! В эпоху средневековья охота была излюбленным развлечением баронов. Впрочем, и право на нее имели только рыцари, владеющие собственными лесными угодьями. Существовало несколько видов рыцарской охоты: псовая травля, охота на тяге, соколиная охота, загонная охота. И именно она ждет наших рыцарей. Мы приветствуем ………………………………….

Звучит музыка.

Герольд 2 : Смотрите! Из загона уже выпустили двух восхитительных оленей. Вот они уже появились на горизонте и скачут прямо сюда! А вот и их грациозные головы замелькали в кронах деревьев… Доблестные рыцари! Ваш орлиный взгляд и твердая рука – вот залог успеха в этом туре. Каждое точное поражение цели принесет вам три балла. Приготовьте свои луки и стрелы, мы начинаем!

Герольд 2 : На ристалище приглашаются…………………….

Готовы? Начали! ……………….. Второй выстрел!................................

Поразительно! (комментируется увиденное).

Герольд 1 : Следующая пара участников нашего турнира!......................

И завершают это испытание рыцари из славных городов…………… и …………
Итоги фиксируются на таблоиде.

Герольд 2 : (обращаясь к публике) А у вас, милостивые государи, вновь есть возможность помочь нашим рыцарям, заработав для них дополнительные баллы. Мы приглашаем сюда по одному представителю от города. Ваша задача уложить как можно больше кабанов при помощи этого нехитрого оружия. У вас по четыре выстрела. Каждая пораженная голова – один балл. Просим!........

Дартс с надувными шарами.

Великолепно! И каков же общий результат?

Зачитывает результаты.

На экране кадры из фильма. Работа с оружием. Показательные выступления.

Герольд 2 : Тур IV, именуемый «Блистающий клинок»!
Герольд 1 : Каждый рыцарь – это, прежде всего профессиональный воин, который в совершенстве владеет не только копьем, луком и топором, но и, конечно же, мечом. Готовы ли наши славные рыцари посостязаться в этом испытании?!
Герольд 2 : Ваша задача, о, доблестные воины, за одну минуту поразить как можно больше целей, расположенных на этих стойках. Каждый точный удар принесет вам два балла.

Звучит торжественная музыка.

Мы приглашаем наших славных рыцарей…………….. из городов…………

Смотрите, смотрите! Наши рыцари посвящают этот поединок своим прекрасным дамам! Впрочем, не стоит отвлекаться. Действуйте!.....

А теперь на ристалище выходят…………Продемонстрируйте и вы свои умения!........

И, наконец, рыцари городов……………………

Результаты тура фиксируются на таблоиде.

Герольд 1 : Ну а для наших зрителей мы тоже приготовили забаву, которая может принести еще два дополнительных очка вашему городу.

Герольд 2 : Это настоящее фехтование, но только надувными длинными шарами, на кончиках которых прикреплены кнопки. Ваша задача, многоуважаемые горожане, нанося удары, уколы противнику, обезоружить его, и при этом, уберечь своё оружие.

Герольд 1 : Итак, мы приглашаем первую пару! К бою!

Герольд 2 : Почтенная публика! Вы слышите?! Гудят шлемы от страшных ударов, разлетаются осколки с силой разбиваемых копий, щитов, падают части кольчужного плетения, здесь разрываются застежки у шлемов и шлемы падают с голов! И, наконец, мы приветствуем победителя! Призовое очко достается ордену…

Герольд 1 : Следующая пара участников – представители братства….. и ….. Оруженосцы – шпаги господам!........

Рыцарский турнир.

Цель сценария праздника: формировать у детей интерес к спорту, развивать физические и волевые качества; закрепить понятие о здоровом образе жизни и здоровья; воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, вежливости, уважения к девочкам и старшим.

Развитие наблюдательности, смекалки, возможность проявить свои знания и интеллект, приобретение полезных навыков, а так же дружеских взаимоотношений.

1-й ведущий.
Я говорю, исчезли рыцари!
Сегодня рыцари - девчонки!
Подстриженные наспех, рыжие,
На лбу задиристые челки.
А у парней - прически длинные,
Они такую взяли моду.
В мороз девчонки и под ливнями,
Спешат мальчишкам на подмогу.
Но иногда бывает горько им,
Читать о днях минувших книжки.
Девчонки были там девчонками,
А рыцарями - все мальчишки!
2-й ведущий.
Когда-то в средние века,
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка,
В тяжелой амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари с судьбой,
И на турниры ехали.
Но вот полтыщи лет назад,
Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят -
Я не согласен с этим!
1-й ведущий.
Ты и в самом деле считаешь, что в наше время существуют рыцари?
2-й ведущий.
Конечно, существуют. Даже не сомневайся в этом. Вот, смотри!..

Звучит марш. В зал входят команды рыцарей, которые занимают отведенные им места.
2-й ведущий.
Вот они, современные рыцари.
1-й ведущий.
Предоставим им слово для приветствия.
Каждая команда показывает свою «визитную карточку».
2-й ведущий.
Рыцари в средние века перёд турнирами давали клятву. И мы не будем отступать от этой традиции. Рыцари, вы готовы? Повторяйте хором за мной:
Клянемся смелыми, отважными мы быть
И постараемся в турнире победить!
За щитами не скрываться,
Шпаги острой не бояться!
Верными даме сердца быть,
Славу рыцаря добыть!
Клянемся рыцарями быть!

1-й ведущий.
Какой же рыцарь без оружия, даже если он далек от войны. Посмотрим, как наши рыцари умеют владеть личным оружием. Сейчас мои помощники «завяжут» рыцарям глаза. С завязанными глазами по очереди рыцари должны поразить личным оружием мишень, символизирующую зло (раскрашенный шарик, чучело, рисунок). Шары развешаны на верёвке, надо лопнуть один шар с закрытыми глазами. Звучит музыка. Проводится первый тур - «Владение личным оружием».

1-й ведущий.
Двигаемся дальше. Каждый рыцарь жил в каком-нибудь государстве: средневековой Франции, Германии, Великобритании... Поэтому в этом туре «Фехтование» рыцарские команды будут наносить «уколы» противнику словами. Нужно за 1 минуту составить как можно больше слов из букв, имеющихся в слове «государство». Время пошло... Проверьте, сколько, у кого получилось слов.
Рыцарские команды по очереди зачитывают слова. Побеждает команда, назвавшая последней свое слово.
2-й ведущий.
Каждый рыцарь был прекрасным наездником. Зачастую он сам заботился о своем коне: поил, кормил его, чистил. И конь не подводил своего хозяина: в непогоду, в жару и в холод, через болота и ущелья конь, управляемый твердой рукой рыцаря, шел вперед. Посмотрите, каких замечательных коней мы вам приготовили (вручает реквизит)(гимнастические палки с прикрепленной бумажной головой лошади). На этих конях вы должны пройти сквозь ущелье. Сейчас мы узнаем, кто из рыцарей - лучший наездник.
Проводится 4 тур - «Верховая езда». «Ущелье» делается из 5- ти обручей. Нужно пробежать туда и обратно («проскакать верхом на коне»), не задев ни одного обруча спиной.
1-й ведущий. А теперь представьте себе: средневековье, замок. В мирные дни жизнь в замке протекала однообразно и скучно. Долгий сон, обед, охота – вот и весь досуг.

2-й ведущий. По вечерам обитатели замка собирались в парадном зале у камина, играли в кости, в шахматы. Событием был приезд гостей. Тогда устраивали бал.

1-й ведущий. Поэтому вы будете готовиться к балу: пришивать пуговицы. Оценивается аккуратность, прочность, быстрота.

А нам пора проводить следующий, 4 тур - «Охота». Как вы знаете, охота была излюбленным развлечением рыцарей. Существовало несколько видов рыцарской охоты: соколиная охота, загонная охота, псовая травля. У нас будет загонная охота. Вам, уважаемые рыцари, предстоит загнать в эти силки (дает каждой команде по мешку) как можно больше зверей, которые блуждают по всему лесу. Лесом послужит наш большой зал, здесь и ищите добычу. (Игрушки зверей и птиц заранее спрятаны в разных местах зала). Внимание! Рог трубит! Охота началась!
Идет поиск игрушек в течение 2-3 минут.

2-й ведущий. Ну как вы знаете рыцари ещё и меткие. Сейчас мы с вами проверим вашу меткость. Конкурс на меткость. Надо попасть кубиком в корзину с расстояния 2 м..

1-й ведущий . Движемся дальше! Рыцарь – это воин, который может оказать первую помощь своему раненому товарищу на поле битвы.

Конкурс «Санчасть».

2-й ведущий. Нашему капитану необходимо забинтовать голову и руку раненым, а команда ему в этом поможет. При оценке учитывается аккуратность и прочность повязки, а также быстрота действий

1-й ведущий. Мы с вами хорошо знаем, что хороший рыцарь ещё и отличный кулинар. Ведь в древности им приходилось не только сражаться с врагами, но и бороться с голодом.

Следующий конкурс на самого ловкого рыцаря на кухне. Нужно в ложке пронести теннисный мяч, не уронив его.

2-й ведущий. Ну, раз разговор зашёл о кухни, о приготовлении пищи, сейчас мы с вами посмотрим, кто быстрей начистит лук для нашего жаркого.

Слово жюри. Подведение итогов. Желательно всех мальчиков, принимавших участие в турнире, посвятить в рыцари, отметив при этом наиболее активных, присвоив им почетные звания. Например: Рыцарь Доброго сердца, Рыцарь Твердой руки, Рыцарь Острого ума, Рыцарь Благородства и т. д.
1-й ведущий.
Спасибо рыцарям за смелость, находчивость, учтивость, доброжелательность. Сегодня нет победителей и побежденных, лучших и худших - есть мужчины, достойные восхищения и любви.
2-й ведущий.
Мужчины - дар божий для слабого пола.
Мужчина - защитник, мужчина - опора.
И есть еще всяких немало причин,
Чтоб женщины славили нынче мужчин.
А нам лишь и надо, чтоб пушки молчали,
Чтоб женщину вы берегли от печали.
1-й ведущий.
Пусть в мире царствует любовь,
Пусть веселей играет кровь,
И пусть душа звенит по струнам,
Желаем счастья самым юным!

Вступление: Сегодня мы с вами встретились, чтобы скрестить свои шпаги в рыцарском турнире. Сейчас понятие «рыцарь» исчезло из нашей повседневной жизни. А кто знает, кого в прошлом называли рыцарями?

(Выслушать ответы детей)

Рыцарь в переводе с немецкого – всадник. В средние века рыцарями называли смелых и отважных воинов, которые дорожили дружбой, умели держать данное слово, преклонялись перед дамами сердца и посвящали им стихи. А сейчас мы посмотрим настоящие ли вы рыцари. Первый обязательный ритуал – рыцарская клятва: Мы, рыцари без страха и упрека клянемся быть честными и добрыми, быть сильными и смелыми, защищать слабых и держать данное слово! Клянемся!

Основная часть:

1. Представление жюри.

2. Разминка:

Изобразить как рыцарь скачет на коне, дерется на шпагах.

Объяснить смысл выражений:

Рыцарь без страха и упрека

Рыцарь плаща и кинжала

Рыцарь на час

3. Конкурс на силу и настойчивость: «Боевые петухи». По одному участнику от каждой команды стоят в кругу на одной ноге, руки за спиной. Их задача – вытолкнуть соперника из круга или заставить его встать на обе ноги.

4. Конкурс на ловкость «Силачи». Задача участников – дуть на теннисный мячик с разных сторон и перекатить его на территорию соперника.

5. Конкурс на выносливость: кто быстрее выпьет стакан газированной воды.

6. Приглашение дамы сердца на танец: галантно и вежливо пригласить девочку на танец.

7. Аукцион умений.

Подведение итогов:

Жюри подводит итоги, объявляет баллы каждой команды, называет победившую команду.

Все участники получают сладкие призы, затем следует церемония награждения победителей дипломами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Сценарий конкурса «А ну-ка, девочки»

Сегодня мы проведем с вами конкурс «А ну-ка, девочки».

Сначала участницы должны выйти на сцену и представиться, рассказать немного о себе. После того как все расскажут начнется первый конкурс «самая обаятельная». Девочки проходят по кругу, показывая свою походку, одежду, в общем внешний вид.

Второй конкурс определит самую заботливую из конкурсанток. Девочки должны запеленать куклу.

Третий конкурс на внимательность. Каждой участнице выдается разрезанный на части цветок, посмотрев несколько секунд на образец они по памяти должны его собрать.

Следующий конкурс определит старательность девочек: надо быстро и качественно пришить пуговицу.

Последний конкурс на звание «лучшей хозяюшки» состоит из двух частей.

Сначала девочки отгадывают загадки об овощах, затем виртуально готовят из них блюда, то есть выбирают бумажки с написанными на них овощами, нужные для заданного блюда.

Результаты своих трудов девочки отдают жюри, которое и определит Кто какое звание заслужил.

Девочкам-победительницам на шею вешаются медали с номинацией и дарятся подарки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Викторины

«Как ты знаешь сказки»

Мы из сказки, ты нас знаешь...
Если вспомнишь - отгадаешь!
А не вспомнишь - ну так что ж?!
Сказку заново прочтешь!

1. Назовите одного из преступников, с которым боролся Илья Муромец? «Соловей Разбойник».

2. Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятичну? «Добрыня Никитич».

3. Чудовище, которое живет на горе Сорочинской? «Змей-горрыныч».

4. Многодетная мать, у которой на детей произошло коварное покушение? «Коза».

5. Обитательница земли и воды, ставшая женой богатого наследника, после покушения на ее жизнь? «Царевна-лягушка».

6. Герой сказки, который по оригинальному рецепту приготовил вкусное блюдо, используя одно из орудий труда? «Солдат».

7. Кто воровал золотые яблоки из сада в сказке «Иван-царевич и серый волк»? «Жар-птица».

8. Сказочные похитители детей? «Гуси-лебеди».

9. Кругленький, умненький герой, убежавший от пенсионеров? «Колобок».

10. Домашняя птица, которая могла бы приносить отличный доход своим содержателям? «Курочка Ряба».

11. Непослушная девочка, заблудившаяся в лесу, которую спасло умение печь пирожки? «Маша».

12. Наивный герой, пострадавший зимой на водоеме от происков рыжей подружки? «Волк».

13. Млекопитающее, на спине у которого жили люди? «Чудо-юдо рыба-кит».

14. Как звали девочку, которая учинила беспорядок в доме у трех лесных обитателей? «Маша».

15. Героиня сказки, пережившая весь ужас пребывания в желудке у голодного волка? «Красная шапочка».

16. Чувствительная героиня сказки, подвергшаяся пыткам, которые она выдержала, но следы пыток остались на теле? «Принцесса на горошине».

17. Королева с холодным сердцем? «Снежная королева».

18. Кто из урода превратился в красавца? «Гадкий утенок».

19. Как звали невесту, которая убежала от слепого и жадного крота? «Дюймовочка».

20. Назовите имя сказочного героя, который умел прекрасно колоть орехи? «Щелкунчик».

21. Герой сказки, который в борьбе с 40-а бандитами вышел победителем? «Али-Баба».

22. Папа, который снимал со своего сына стружку? «Папа-Карло».

23. Весельчак живущий на крыше? «Карлсон».

24. Герой сказки, имевший только один недостаток - слишком большие уши? «Чебурашка».

25. Герой сказки, у которого вместо мозга была солома? «Страшило».

26. Ветеринар, посетивший Африку? «Айболит».

27. Чей хвост служил шнурком для звонка? «Ослик Иа».

28. Волчий воспитанник? «Маугли».

29. Самый образованный коротышка? «Знайка».

30. Чистюля? «Мойдодыр».

«Мульти-Пульти»

Герои любимых мультфильмов.

1. Селезень, спасающий мир? (Черный плащ).

2. Селезень - скряга? (Скрудж Макдак).

3. Пчела с косыми глазами? (Вилли).

4. Трое наследников огромного состояния? (Билли, Вилли, Дилли).

5. Два друга спешащие всем на помощь? (Чип и Дейл).

6. Наполовину девушка, наполовину рыба? (Русалочка).

7. Самое дружелюбное приведение? (Каспер).

8. На ком катался львенок? (Черепаха).

9. Домашний кот в тапочках и бабочке? (Леопольд).

10. То чем измеряли удава? (Слоненок, попугай, мартышка).

11. Блудный попугай? (Кеша).

12. Два кругленьких следователя? (Колобки).

13. Мальчик живший по волчьим законам? (Маугли).

14. Охотник, который ходит на охоту с фотоаппаратом? (Пес Шарик).

15. Кого нельзя утопить? (Буратино).

16. Кого нельзя задушить? (Колобка).

17. Веселый домовенок? (Кузя).

18. Маленький поросенок с воздушным шариком? (Пятачок).

19. Капитан, яхта которого победила в парусной регате? (Врунгель).

20. Первый кот-экономист? (Матроскин).

21. Дама приятной наружности, большой окружности? (Белладонна).

22. Порода кота умеющего улыбаться? (Чеширский).

23. Никому не нужный житель водных мест, мечтающий летать? (Водяной).

24. Кто любит ходить в гости? (Вини пух).

Перевертыши-сказки

1. «Утки-Селезни» (Гуси-лебеди).

2. «Знайка в Лунной деревне» (Незнайка в Солнечной стране).

3. «Что спело: «Гав?» (Кто сказал: «Мяу»?).

4. «Ваня и заяц» (Маша и медведи).

5. «Трусливый волк» (Храбрый заяц).

6. «Баба Жара и зима» (Дед Мороз и лето).

7. «Эй, убегай!» (Ну, погоди!).

8. «Тетушка Ку-ку» (Дядюшка Ау).

9. «Тетя Маня-карлик» (Дядя Степа-великан).

10. «Уродина и милашка» (Красавица и чудовище).

«У голубого экрана»

1. Территория на которой трудились лиса Алиса и кот Базилио? (Поле Чудес).

2. Время максимальной нагрузке в городском транспорте? (Час пик).

3. Песенный базар? (Угадай мелодию).

4. Смех настоящих мужчин? (Джентльмен шоу).

5. Тет-а-тет? (Один на один).

6. Ключ к романтическому путешествию? (Любовь с первого взгляда).

7. Музыкальная передача со сладким названием? (Джем).

8. Игра в тропиках? (Зов Джунглей).

9. Крутой урок? (Рок-урок).

10. Новости из областного центра? (Курьер).

11. Два полтинника? (50*50).

12. Передача с тремя нотами? (До-Ми-Соль).

13. Съедобная передача с музыкальным ведущим? (Смак).

14. Семейные интеллектуальные соревнования? (Счастливый случай).

15. Любимая передача Печкина? (Утренняя почта).

Викторина «Спорт»

1. Назовите авиационные виды спорта? (Вертолетный, самолетный, парашютный, планерный).

2. Аппарат для дыхания под водой? (Акваланг).

3. Почему альпинизм назван словом альпинизм? (От слова Альпы-горы)

4. Какая форма мяча в американском футболе? (Дыне образная).

5. Спортивная игра цель которой - забросить мяч в корзину? (Баскетбол).

6. Что такое бита? (Палка для игры в «Городки»).

7. Сколько человек должно быть в волейбольной команде? (шесть).

8. Литые металлические ручки с двумя чугунными шарами на концах? (Гантели).

9. Высшая оценка в художественной гимнастике? (10 баллов).

10. Что такое дельтаплан? (Аппарат для полетов).

11. Толстые веревки, использующиеся в спорте для лазанья и перетягивания? (канат).

12. Приспособления для увеличения скорости пловца? (Ласты).

13. какова должна быть длина лыж для бега по снегу? (Равна росту спортсмена с поднятой вверх рукой).

14. Предохранительная подстилка, которая смягчает силу удара при прыжке? (маты).

15. Символ Олимпиады-80? (Мишка).

16. Назовите стиль плавания: движения похожи на лягушку? (Брасс).

17. Назовите стиль плавания: руки пловца порхают под водой словно крылья? (Баттерфляй).

18. Самый быстрый способ плавания? (Кроль).

19. Регата. Что за вид соревнования? (По парусному спорту, гребле на байдарках).

20. Известный спортивный комментатор? (Озеров).

21. Комплексное спортивное сооружение для проведения соревнований? (Стадион).

22. Ручное оружие для метание стрел? (Лук).

23. Как называется площадка для игры в теннис? (Корт).

24. Специальное спортивное сооружение для безопасной стрельбы по мишеням? (Тир).

25. Игра двух команд, цель которых - забить мяч в ворота соперников? (Футбол).

26. Сколько человек в футбольной команде вместе с вратарем? (одиннадцать).

27. Кто такой Лев Яшин? (Знаменитый вратарь).

28. Продолжительность хоккейного матча? (60 минут, 3 тайма по 20минут).

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

В последний день смены в воздухе витает лёгкая грусть и предчувствие скорого расставания. В течении дня вожатые организовывают для детей различные маленькие игры, которые дают возможность и детям и взрослым отметить тех, кто за смену стал особенно дорог, выразить благодарность, проявить симпатию. Затем следует общелагерное закрытие смены, а вечером отряды собираются на прощальный огонёк у костра или в отрядной комнате, который является завершающим мероприятием лагерной смены. Сидя вокруг костра, дети вместе с вожатыми вспоминают самые яркие моменты смены, поют любимые песни, обмениваются пожеланиями, играют в игры.
Мероприятия в детском лагере .
В течении дня:
«Ленточки на память».
Простой способ выразить свои дружеские чувства и благодарность – повязать ленточки на руку. Приготовьте много ленточек одинаковой длины (примерно 25-30 см). Рассчитывайте так, чтобы на одного человека приходилось примерно 7 ленточек. В конце заключительного вечера раздайте ленточки всем присутствующим по 7 штук каждому. Скажите людям, что они могут подойти к любому человеку и в знак признательности повязать ему на руку одну ленточку, а также сказать теплые слова, поблагодарить, а может и обменяться адресами! Проследите за тем, чтобы у вас не осталось людей без ленточек,
«Обнималки».
Вожатые заранее готовят большие нити разных цветов (чем больше будет оттенков, тем лучше) на каждого ребёнка и вожатого. К каждой большой нити привязан пучок коротких нитей (отрезков) того же цвета. Длинная нить надевается на шею, а отрезки участники лагеря повязывают на длинные нити других, произнося при этом слова благодарности, пожелания, признания. В результате у каждого будет букет из разноцветных коротких нитей на шее. Ребята повязывают друг другу, вожатым и воспитателям ниточки, желая при этом что-то хорошее. После этого два человека обнимаются.
«Дерево желаний».
В последние дни каждый отряд приходит к дереву желаний, которое является символом обязательного исполнения желаний и оставляет на нём завязанную ленточку «на счастье».
«Кораблик»
Ребятам предлагается написать на листах бумаги свои мысли о друзьях, о лагере, о себе. Затем из этих листов сделать кораблики и оправить «флотилию» в путь по волнам моря в далекий путь, в страну детства.
«Роза и Камень».
Отдаём розу тому, кому хотим сказать спасибо, отмечая положительные черты характера, поступки, и ему же отдаём камень с указанием того, что этому человеку надо изменить в себе.
Огонёк:
«Слово вожатого».
Начиная огонёк, вожатый может высказать отношение к тому, что происходило в отряде. Каким для него стал отряд, каким он его видел, что ему понравилось, а что он бы посоветовали изменить, для того чтобы в будущем не совершались эти ошибки.
Впечатления о смене:
«Фото на память».
Заранее готовятся мини-кадры и нарисованные фотографии, которые обсуждаются на огоньке. На них написаны моменты совместной жизни в отряде:
первая встреча
кто как заехал (если заезжали не одновременно)
кто первый…
«За эту смену...»
Все стоят в кругу. У вожатого мячик. Он кидает его любому из отряда со словами: «Лови, (имя)». За эту смену мне больше всего понравилось...«и показывает это „нечто“ мимикой и жестами. Тот, у кого мячи, отгадывает и кидает следующему.
Впечатления об окружающих:
»Ромашка" или самый-самый-самый.
Делаете две ромашки с отрывающимися лепестками. Одну для мальчиков, вторую для девочек. На лепесточках пишете: самый сильный, самый умный. самый-самый-самый, мисс очарование, самая обаятельная, мисс улыбка и т.д. Можно и отрицательные качества, но не обидные: капризулька, растераяшка, непоседа и т.д. Мальчика просите оторвать лепесток с «девчоночьей» ромашки, и вручить любой девочке. Она потом оторвет лепесток с мальчишечьей и вручит мальчику. Хорошо бы иметь еще прозапас вожатскую ромашку - вдруг будут дети не получившие ни одного лепестка - вы ненавязчиво исправите положение.
«Зажигание звёзд»
Каждый берёт звезду (заренее вырезанную вожатыми) и как бы зажигает её для кого-то очень близкого. Это такое особое «спасибо» близкому человеку.
«Расскажи мне обо мне».
Каждый может сказать, что думает о каждом. Тот, о ком говорят, может попросить высказать; свое мнение о себе любых членов отряда. Вероятно, это будут сам уважаемые и авторитетные для него люди. Но нужно обязательно помнить, что если вы решили провести такой разговор в отряде, он не должен обернуться судилищем, сведением счетов. Во многом нужно руководствоваться и уровнем развития отряда. Во время «огонька» вожатый должен чутко реагировать на все реплики ребят, умело управлять разговором.
«Ассоциации»
Один человек выходит за дверь. Ребята загадвают одного человека из отряда. Задача водящего - задавать вопросы типа: «на какое животное (растение, сказку, героя мультика) похож этот человек. Задается 5 вопрсов, после чего водящий делает предположение.Если угадал - ведущий сменяется.
«Черный и золотой стул».
Ведущий говорит: «В центре стоит стул, на который может сесть любой участник игры. Все остальные садятся плотно вокруг него. Сидящий на стуле диктует условие: если он говорит, что стул «золотой», то все будут говорить о сидящем на нем только хорошее; если «черный», то все столь же искренне, от души будут говорить о его слабых сторонах и недостатках. Кто и на какой стул хочет попасть?» Выбранный член группы садится на стул. После того, как все высказались, сидящий на стуле говорит о своих впечатлениях по этому поводу. Замечание. Упражнение можно разнообразить. Например, стул может быть «цветным», и тогда можно характеризовать сидящего на нем разносторонне. Это не должна быть механическая сумма достоинств и недостатков человека, нужно стараться говорить, избегая оценок «хорошо» и «плохо».
«У меня появился друг»
Все садятся в круг. Первый человек говорит: «У меня появился друг...» далее описываются его внутренние качества (отзывчивый, добрый, активный, чудоковатый и т.д.) Остальные должны понять о ком идёт речь. Если возникли затруднения, описывается внешность человека. Когда ребята угадывают о ком идёт речь - право голоса передаётся ему. И т.д.
Пожелания:
«Подарки».
Материалы: каждому участнику набор листков в количестве, на единицу меньшем общего количества участников; карандаш. Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Все пишут названия, наименования, обозначения, характеристики и количество тех вещей, предметов, объектов, явлений, которые хочется подарить именно данному участнику. Подарки не подписываются дарящим. Затем ведущий собирает подарки и складывает отдельными наборами, не передавая адресатам до тех пор, пока не будут собраны подарки для всех. Затем подарочные наборы раздаются. Некоторое время участники изучают содержание записок. Обсуждение итогов может вылиться в свободный обмен впечатлениями. Выводы, догадки, соображения, связанные с характером подаренного друг другу, участники делают сами.
«Чемоданчик»
По отрядной комнате разкладываете сложенные в виде «чемоданов» и просто вдвое листы бумаги. Сверху подписана фамилия ребенка. у детей в руках фломастеры. Они свободно перемещаются по комнате и пишут пожелания в чемоданы друг другу. Такой же вариант, но более прикольно - листок А4, приколотый на спину каждому.
«Добрые ладошки».
Из листа бумаги А4 вырезается ладошка для каждого ребенка. Все члены отряда под красивую музыку, сидя в одной комнате, пишут друг другу адреса и пожелания. Можно так же сделать прощальный забор, где все ребята в любое время будут подходить, и оставлять свои пожелания, впечатления, рисунки и адреса.
«Круг пожеланий».
У каждого участника имеется чистый лист бумаги, он делится на три колонки: «что мне нравится в этом человеке», «что не нравится», «что я ему хочу пожелать», подписывается фамилия владельца. После этого каждый участник передает свой подписанный листок соседу слева (по часовой стрелке), тот заполняет колонки и передает следующему и т.д.
«Коридор»
Отряд делится на 2 части и становится друг на против друга, образуя таким образом коридор. Одному участнику завязывают глаза, и он начинает идти по коридору, подходя по очереди к каждому кто стоит в этом коридоре. А тот тем временем нашептывает этому человеку свои желания и пожелания… Пройдя полностью этот коридор, участник становится в конец, и глаза завязывают следующему, который повторяет всю эту процедуру… Это очень эмоциональное мероприятие, с морем слез и объятий.

Рыцарский турнир - это конкурс, в котором девочки участвуют только в качестве зрителей, а соревнуются между собой мальчики. Но ведь рыцари совершают свои подвиги ради прекрасных дам, поэтому девочкам можно предложить судить рыцарский турнир. Существует несколько вариантов рыцарских турниров: исторический, спортивный, турнир вежливости. Рыцарский турнир, представленный в данном сценарии является турниром вежливости.

Сценарий рыцарского турнира вежливости

Звучит музыкальная заставка.
- Добрый день, дорогие ребята!
- Здравствуйте!
- Мы рады видеть вас в этом зале!
- Сегодня здесь проводится не совсем обычное соревнование - турнир рыцарей вежливости.
- В нем примут участие настоящие рыцари, знатоки правил вежливости и хорошего тона.
- Мы желаем им успехов в состязании. Да победит сильнейший!
(Объявляются названия команд, представляются члены жюри конкурса)
Конкурсы оцениваются по пятибалльной системе.

Внимание! Наш турнир объявляем открытым!
Чтоб в рыцарском турнире победить,
Очень умным и любезным надо быть,
За щитами не скрываться,
Шпаги острой не бояться.
Победить в турнире очень нелегко,
Здесь сражаются за каждое очко.
Начинается сраженье по законам уваженья!
Победить в турнире очень нелегко!

(Звучит музыкальная заставка.)

Прежде, чем мы начнем нашу конкурсную программу, командам предоставляется право поприветствовать друг друга, но сделать это как можно вежливее.

(Команды приветствуют друг друга.)

1 Конкурс - «Разминка».

Кого называли рыцарями в прошлом?
Рыцарями в средние века называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи (латы, кольчуги, шлемы, были вооружены копьем и мечом). Для того, чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В возрасте 7 лет отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копье, владеть мечом. Мальчиков воспитывали так, чтобы они могли держать данное слово, были предупредительными и вежливыми, выручали друг друга в беде, заступались за слабого, обиженного, благородно и возвы­шенно относились к женщине.

Какого человека мы называем рыцарем в наши дни?
Рыцарем в наши дни называют человека, готового на подвиг и са­мопожертвование ради спасения другого человека. Рыцарь тот, кто умеет держать данное слово, кто вежлив, правдив, кто может заступиться за слабого и прийти на помощь человеку, попавшему в беду. Это тот чело­век, у которого доброе сердце, но отважное.

Пока жюри подводит итоги, мы с вами поиграем в одну игру, которая называется «Волшебные слова». Вы будете внимательно слушать, а отвечать будете коллективно.

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… (спасибо).

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… (добрый день!)

Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы… (спасибо!)

Мальчик вежливый и развитый.
Говорит, встречаясь:… (Здравствуйте!)

Когда нас бранят за шалости,
Говорим… (Простите, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят… (до свидания!)

Жюри подводит итоги конкурсов.

2 конкурс «Рыцарские манеры»

1 задание «Волшебные слова»

В обиходе рыцаря (вежливого, воспитанного человека) есть слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному и очень обиженному человеку помочь вернуть хорошее рас­положение духа, поднять настроение.Каждый из вас должен будет назвать по одному «вежливому» слову.

2 задание «Волшебные поступки»

Откуда пришел к нам обычай снимать шляпу, когда входишь в дом?
Этот обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно путе­шествовали по стране, облаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя!». Суровые времена прошли, а обычай, входя в комнату, снимать шляпу ос­тался. Этим показывают хозяевам, что уважают дом, в который вошли, уважают живущих в нем людей. И это им приятно.

Откуда к нам пришел обычай снимать перчатки, здороваясь?
С тех же рыцарских времен идет обычай здороваясь снимать перчатку с правой руки. Сняв перчатку, человек показывал, что в руке у него нет оружия, как бы демонстрируя, что он относится к встречному добро­желательно. И сейчас, снимая перчатку или варежку, мы показываем ему свое расположение.

А теперь мы предлагаем вам для решения ситуации .

1 ситуация «Ты идешь в гости».

Какие советы вы можете дать человеку, идущему в гости?
Прежде чем войти в дом, вытри хорошенько ноги, чтобы не наследить. Если на улице снег или дождь, отряхни шапку и пальто на лестнице, не входи в комнату, не постучавшись. Если в комнате много гостей, не стремись поздороваться с каждым в отдельности - на это уйдет много времени, и ты невольно помешаешь общему разговору. Лучше подать руку хозяйке и хозяину, а остальным слегка поклониться и сказать: «Здравствуйте!». Не садитесь, пока не сядут старшие. Если в комнату вошла девочка, уступи ей свое место, а себе принеси другой стул.

2 ситуация «Как вести себя за столом».

Когда в России впервые появилась книга о том, как надо вести себя за столом, и как она называлась?
Более 200 лет назад появилась книга о правилах поведения юношей и девушек за столом. Называлась она «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению».

Что в этой книге было написано? Какие из этих правил актуальны и сейчас?
Большинство из этих правил очень важны и сегодня, хотя написаны они непривычным для нас языком. Например: «Не хватай первым блюда и не дуй в жидкое, чтобы везде не брызгало», «руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою, и не пей, пока пищи не проглотишь», «над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши», «не проглотив куска, не говори».

3 ситуация «Мы идем в театр»

За сколько минут до начала спектакля надо приходить в театр?
Минут за 30, чтобы успеть без спешки раздеться, пройти в зрительный зал, занять место соответственно купленным билетам.

Как следует вести себя во время спектакля?
Не рекомендуется очень громко смеяться, хлопать соседа по плечу и показывать пальцем на сцену, топать ногами, т. е. привлекать к себе всеобщее внимание. Если спектакль не вызывает у тебя интереса, это не значит, что он плохой. Не следует выходить из зрительного зала до пере­рыва. Этим ты незаслуженно можешь обидеть актеров, помешать другим получать наслаждение от просмотра спектакля.

(Жюри подводит итоги конкурса.)

3 конкурс «От теории к практике»

1 ситуация «Сервировка стола».

На сцену приглашаются по одному участнику от каждой команды. Они должны сервировать стол: поставить на стол тарелку, слева от нее положить вилку, справа нож и ложку, причем вилку и ложку повернуть вогнутой стороной вниз.

2 ситуация «Поведение за столом».

От каждой команды приглашается по одному участнику, которым пред­лагается выпить стакан компота, не нарушив правил хорошего тона. Сначала нужно выпить жидкость, потом с помощью ложечки достать ягоды. Косточку выплюнуть сначала на ложечку, а потом положить ее на блюдце.

3 ситуация «Театрал».

А теперь мы хотим узнать, как вы усвоили правила поведения в театре. Сейчас раздастся звонок, извещающий о том, что через несколько минут начнется представление или спектакль. Одному представителю от каждой команды я дам по билету, на котором указано его место в «зри­тельном зале». Участники должны по всем правилам хорошего тона прой­ти на свое место.
(Представители команд должны пройти на заранее подготовленное место, причем, идя по ряду, надо повернуться лицом к уже сидящим зрителям, стараясь не задеть их, не наступать на ноги. Болельщики могут принести дополнительное очко команде, если догадаются встать в тот момент, когда участник команды будет проходить к своему месту).

(Жюри подводит итоги.)

4 конкурс «Конкурс чтецов»

Дети по желанию читают стихи о вежливости, правилах хорошего тона (Е. Измайлов «Вежливость», А. Барто «Рыцари», С. Маршак «Урок вежливости», «Ежели вы вежливы» и т. д.)

5 конкурс «Конкурс болельщиков»

За каждый правильный ответ болельщиков команде может быть присуждено 1 дополнительное очко.
Итак, задачи не на сложенье - Задачи на правила уваженья!

Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал 3 ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, надо говорить спокойно: «Извините, пожалуйста, не могли бы Вы сказать, который час?»)

Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8, а другому 11 лет? (Дорогу уступает тот, кто вежливее.)

(Жюри подводит итоги.)

6 конкурс «Рыцари скрестили шпаги»

Команды задают друг другу вопросы, которые они подготовили дома.

Наш конкурс подошел к концу, просим уважаемое жюри подвести окончательные итоги. А для вас, ребята, звучит песня Б. Савельева на стихи М. Пляцковского «Праздник детства».

Оглашаются окончательные итоги конкурса, награждаются побе­дители, команды произносят клятву рыцарей.

Клянемся рыцарями быть!
Всегда «спасибо» говорить,
«Добрый день», «до свиданья».
Нет в мире выше званья!
Клянемся рыцарями быть!
А значит - доброте служить!