Когда построили гум на красной площади. Главный универсальный магазин - ГУМ: история здания

Главный универсальный магазин (ГУМ, до 1953 года - Верхние торговые ряды) - крупный торговый комплекс в центре Москвы и один из крупнейших в Европе. Занимает целый квартал, главным фасадом выходит на Красную площадь. Является памятником архитектуры федерального значения. В 2008 году зданию ГУМа исполняется 115 лет.

Еще в XV веке на Красной площади в беспорядке устраивались самодельные торговые лавки. В начале XIX века император Александр I указал облагородить этот пестрый рынок. По проекту архитектора Осипа Бове был выстроен фасад в стиле ампир, подражающий дворцам римской империи. Так возникло первое здание Верхних торговых рядов.

Однако это здание выполняло лишь роль ширмы, скрывая тесные лабиринты рынка. Полвека спустя его было решено перестроить по инициативе московского купечества. Среди 23 работ, выставленных на архитектурный конкурс, победил самый смелый проект. Его авторами были архитектор Александр Померанцев и инженер Владимир Шухов , который позже создал знаменитую радиобашню на улице Шаболовка в Москве.

Три просторных пассажа «в европейском стиле» из стекла и металла, заключенные в традиционные «древнерусские» стены, стали для России того времени архитектурным явлением. Грандиозная стройка началась в 1890 году и завершилась через три года. Здание было расположено в квартале между Красной площадью и Ветошным

проездом по радиусу. Как свидетельствуют документы того времени, длина фасада, выходящего на Красную площадь, составляла 116 саженей (сажень - 2,13 метра), а выходящего на Ветошный проезд - 122 сажени.

Вдоль трех широких проходов (пассажей) Померанцев разместил в два этажа магазины, общее число которых достигало тысячи. Проходы были перекрыты стеклянными дугообразными крышами, потребовавшими металлических конструкций весом в 50 тысяч пудов (833 тонны). Во внешней отделке здания гранит, мрамор и радомский песчаник были применены для воспроизведения многочисленных древнерусских декоративных форм. Торжественное открытие Верхних торговых рядов при участии генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича Романова и великой княгини Елизаветы Федоровны состоялось 14 (2 ст.ст.) декабря 1893 года .

Новые торговые ряды составили славу русского купечества. Торговые ряды уже тогда с полным правом претендовали на принцип универсальности и предлагали покупателям образцовую инфраструктуру: услуги носильщиков, цирюльников, банкиров и почтальонов.

После Октябрьской революции в исторических интерьерах торговых рядов обосновались подведомственные организации. До начала 1950-х годов ГУМ оставался правительственным учреждением.

Датой второго рождения торгового дома считают 1953 год. В августе того года советское правительство постановило реконструировать здание Торговых рядов. На ударную стройку были направлены производственные и рабочие силы со всего СССР. В рекордные сроки, уже в ноябре 1953 года, здесь открылся первый и самый большой в советской России центр торговли - Государственный универсальный магазин - ГУМ. Магазин стал собранием самых дефицитных товаров и символом столицы СССР наравне с Кремлем, мавзолеем Ленина и ВДНХ.

В начале 1990-х годов в стране изменились экономические реалии. Вместе с ними изменилась и торговая политика ГУМа. Преобладающую часть площади на условиях аренды заняли самостоятельные магазины. Сегодня покупателям предлагается исчерпывающий список товаров: от именной дизайнерской одежды и драгоценностей до ежедневных бытовых товаров. ГУМ утратил централизацию, но сохранил принцип универсальности. ГУМ (сейчас называется Главный универсальный магазин) - это целый торговый квартал, в котором есть и аптека, и филиал банка, и магазин цветов. Это комфортная зона отдыха с ресторанами и кафе, художественная галерея и место проведения культурных мероприятий. Совершенствуется внутреннее пространство ГУМа. Восстановлен легендарный Демонстрационный зал, вошедший в историю отечественного кинематографа. В его оригинальных интерьерах планируется проводить культурные мероприятия и светские собрания. В афише ГУМа - художественные экспозиции и яркие презентации. На внешнем фасаде реализован уникальный проект иллюминации: архитектурные элементы здания подчеркнуты линиями электрических лампочек. Проект обновленного дизайна предполагает реорганизацию пассажей в стиле палаццо: эффектная система освещения, мозаичный пол, живые растения.

Торговля на территории современного ГУМа ведется с XV в. Историческое название комплекса - Верхние торговые ряды. Изначально Никольская, Ильинка и Варварка делили всю торговлю напротив Кремля на Верхние, Средние и Нижние ряды. Каждый блок внутри делился на ряды, по характеру товаров: Колокольный, Кафтанный и пр. В XV–XVI вв. торговля шла в деревянных лавках, при Борисе Годунове в 1596–1598 гг. появились и каменные постройки, но, несмотря на частые пожары, замена дерева камнем шла очень медленно. В 1780-х гг. передняя часть Верхних рядов со стороны Красной площади получила второй этаж и арочный фасад с десятиколонным портиком. Проект полной перестройки комплекса был разработан , но до конца так и не реализован.

Пожаром 1812 г. ряды были полностью выжжены, но уже к 1815 г. по проекту построен новый комплекс, вновь классицистический: с портиком и куполом. Боковые части в форме буквы «Г», выходившие на Никольскую и Варварку, получили народное прозвание «глаголи». Здание украсили барельефы в виде женских фигур, несущих лавровые венки, а на главном портике со стороны площади разместился герб Москвы. Всего было 32 каменных корпуса. Но и этот комплекс обветшал: переходы, заваленные товаром, превратились в узкие трущобы, помещения плохо освещались и - во избежание пожаров - не отапливались. В 1887 г. комплекс был закрыт, прямо на Красной площади были поставлены временные лавки из 14 железных корпусов. Специально созданное «Акционерное общество Верхних торговых рядов на Красной площади в Москве» провело конкурс, в котором победил проект . Работы велись в 1890–1893 гг. 2 декабря 1893 г. комплекс был торжественно открыт.

Хотя зодчий отошел от классицистического стиля в пользу псевдорусского, структура комплекса осталась прежней: линии, проходы и широкие окна витрин. Вытянутые «теремковые» крыши и шатры со шпилями над главным входом гармонируют с башнями Кремля. Благодаря инженерам и А.Ф. Лолейту пассажи («ряды») получили крыши с остеклением. В здании была своя электростанция, освещавшая и ряды, и Красную площадь, водопровод и артезианская скважина. Всего здесь было 1200 магазинов и три зала собраний. В 1897 г. в одном из них был создан кинотеатр.

После революции тут расположились квартиры известных деятелей правительства (напр., наркома продовольствия Цюрупы) и ряд контор. В 1930-х гг. существовали проекты сноса здания и строительства многоэтажного здания Наркомата тяжелой промышленности, но затем от них отказались. Торговля вернулась в 1952–1953 гг.: ряды были отреставрированы и получили новое название - Государственный универсальный магазин (ГУМ). Ныне ГУМ не имеет государственного статуса, но устоявшееся название было сохранено. Он стал неотъемлемым символом Красной площади. Судьба Верхних рядов осталась связанной с торговлей Средние же ряды, перешедшие в ведение военных, сейчас ожидают решения о своей участи, а Нижние ряды и вовсе были утрачены.

Н екогда самый крупный пассаж Европы - Верхние торговые ряды, или современный ГУМ. Здание в неорусском стиле построено на исторически торговом месте в конце ХIХ века в рекордно короткие сроки - за три года. На разработку проекта архитекторам дали всего три месяца. Основное условие - сохранение архитектурной гармонии главной московской площади, ведь торговый пассаж оказался лицом к лицу с древним зданием Кремля. Предлагаем вспомнить 10 фактов о памятнике архитектуры с Натальей Летниковой .

Верхние торговые ряды . В центре столицы между Ильинкой и Никольской торговали и триста, и четыреста лет назад. Первые каменные торговые ряды построили еще при Борисе Годунове. Аккурат вдоль Ветошного переулка. При Екатерине II архитектор Джакомо Кваренги разработал проект Верхних торговых рядов в стиле классицизма . Завершал работу после пожара 1812 года Осип Бове. Едва прошло полвека - торговый комплекс потребовал реконструкции. Договориться лавочники с городскими властями так и не смогли. В итоге здание признали аварийным и объявили конкурс на постройку нового.

Всероссийский конкурс . Рациональность, экономичность, архитектурная гармония с историческим пейзажем. Проекты архитекторов, представленные на конкурс, должны были соответствовать как минимум трем требованиям. Свое видение нового здания на московской главной площади представили 23 зодчих из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Одессы и даже Берлина. Разместили проекты в трех залах Исторического музея . К слову, новая постройка должка была гармонировать и с ярким теремом из красного камня - Историческим музеем, выполненным в неорусском стиле.

«Московскому купечеству» . Академия художеств , Строительный отдел Губернского правления, Технический комитет, Архитектурное и Художественные общества. Проект выбирали общими усилиями - специальной комиссией. Первую премию в шесть тысяч рублей присудили работе под девизом «Московскому купечеству» - петербургского архитектора Александра Померанцева. Вторая премия досталась работе Романа Клейна - будущего автора Музея изящных искусств , третья - австрийцу Августу Веберу - одному из авторов здания Политехнического музея . Проект Померанцева утверждал лично Александр III .

От храмов - к торговому пассажу . Архитектор Александр Померанцев к моменту проведения конкурса успел лишь выполнить проект Храма-памятника Александру Невскому в Софии по заказу болгарского князя, построить деревянную церковь в Федоскино и гостиницу в Ростове-на-Дону. Впоследствии Померанцев занял пост главного архитектора Всероссийской выставки 1986 года в Нижнем Новгороде. Вместе с Виктором Васнецовым возводил второй по величине после храма Христа Спасителя - московский собор во имя Александра Невского, разрушенный в 1952 году.

«Город в городе» Александра Померанцева . Шестнадцать отдельных зданий с застекленными улицами между ними, аркадами-галереями. Большой центральный терем с парадным входом, воротами и башенками. Новое здание на Красной площади вышло торжественным и гармонично вписалось в исторический ландшафт. Верхние торговые ряды стали самым большим пассажем в Европе - по длине галерей и площади «стеклянного неба». Над входами в ГУМ размещались иконы с особо почитаемыми святыми: образами Николая Чудотворца , Спаса Нерукотворного, Ильи-Пророка , Сергия Радонежского.

Стеклянное небо «человека-фабрики» . Изобретатель и новатор Владимир Шухов , включенный в сотню выдающихся инженеров всех времен, и при строительстве крыши Верхних торговых рядов применил новаторский подход: арочные конструкции с тросовыми затяжками, что позволило уменьшить вес кровли. Восьмилепестковый купол Шухов спрятал за фасадом здания. Обилие стекла придает зданию ощущение легкости, хотя на строительство перекрытий ушло 800 тонн металла. Ажурный стальной каркас из металлических стержней стал настоящим произведением искусства.

Прогресс в древнерусском стиле . Самая высокотехнологичная московская постройка своего времени. Артезианская скважина, системы отопления и вентиляции, канализация, даже собственная снеготопка и мини железная дорога для перевозки товаров. Газовое освещение в городе и собственная электростанция в торговых рядах. От лавок - к салонам. Торговые ряды стали не только местом купли-продажи, но и прообразом бизнес-центра. На третьем этаже расположились представительства торговых компаний, а в подвале - магазины оптовой торговли.

Торговля в парижском духе . Фиксированную цену на товар в России впервые ввели именно в Верхних торговых рядах. Опыт владельца магазина «Le Bon Marche» Аристида Бусико, установившего ценники и придумавшего распродажи еще в середине ХIX века во Франции, прижился и в российской торговле. В московских Торговых рядах распродажи - «дешевки» пользовались у горожан большой популярностью. Ряды стали своеобразной выставкой достижений капиталистического хозяйства: часы Калашникова, кондитерская Абрикосовых, парфюмерия Брокара. Одним словом, дореволюционные бутики России.Маяковский . «В ГУМ, комсомольцы, в ГУМ, рабфаковцы!» - призывал поэт. Но, уже став Главным универсальным магазином, Верхние торговые ряды не раз находились на грани сноса. В середине 30-х годов ХХ века на Красной площади хотели построить громаду Наркомата тяжелой промышленности - на месте ГУМа. Но план этот остался на бумаге, как и намерение в 1947 году на этом месте установить памятник в память о победе в Великой Отечественной войне . С 1953 года ГУМ вновь становится торговым пассажем и одним из символов города.

Архивные документы подтверждают, что уже в XVII веке в торговых рядах на была сосредоточена почти вся розничная и оптовая торговля Москвы. Переполненные людьми и повозками старые Верхние торговые ряды имели приличный вид только со стороны площади. И лишь издали. От до тянулось двухэтажное строение, напоминавшее по архитектуре нынешний : две центральные башенки, восемь колонн, большие прямоугольные окна первого этажа, полукруглые окна второго. Это строение и закрывало вид на рой мелких неряшливых деревянных лавок.

Лавки эти горели по несколько раз в год. Особенно часто пожары были зимой из-за печурок, которыми обогревались приказчики и торговцы. Но по иронии судьбы самый большой московский пожар в 1812 году обошел торговые ряды стороной.

В 1815 году по проекту Осипа Бове построили новое здание Верхних торговых рядов. Это строение поделили между частными владельцами, и их никак не удавалось уговорить даже на капитальный ремонт. Мало того, что там не было электричества и из-за угрозы возгорания нельзя было пользоваться свечками, так еще и здание рушилось на глазах. Однажды на покупателей свалился пласт штукатурки, а в другой раз барыня, примеряя бархатное платье, провалилась сквозь гнилой пол, сломала ногу и была доставлена в больницу прямо в неоплаченной обнове - хозяин боялся напомнить ей об этом.

В конце XIX века власти объявили конкурс на новое здание Верхних торговых рядов. Увековечить славу своему таланту хотелось многим, поэтому в конкурсе приняли участие самые именитые архитекторы того времени.

Победил проект здания в псевдорусском стиле А.Н. Померанцева, В.Г. Шухова и А.Ф. Лолейта. Но самое сложное было впереди: московские купцы не желали останавливать торговлю на время строительства. Не помогло даже возведение временных торговых помещений. Поэтому властям пришлось пойти на крайние меры - запереть старые лавки и выставить перед ними охрану.

В итоге в 1890-1893 годах на Красной площади построили новое здание Верхних торговых рядов. Оно вызывало неподдельное восхищение! Три просторных пассажа (торговые или деловые здания, где магазины или конторы, размещены ярусами по сторонам широкого прохода с остекленным покрытием) с отделкой из финского гранита и мрамора, собственная электростанция, артезианский колодец для местного водопровода, подземная железная дорога для подвоза товара. Но больше всего удивляла крыша - полностью прозрачная, которая днем пропускала солнечный свет, а ночью позволяла любоваться луной. Для создания этого чуда потребовалось 60 000 стекол.
Правда, к архитектурному стилю ГУМа иногда предъявляли претензии, дескать здание только прикидывается исконно русским, а по сути является европейским пассажем, наряженным в неподходящий русский костюм.

В гигантском трехэтажном здании Верхних торговых рядов разместилось более 1 000 магазинов. Теперь торговая площадь делилась не на лавки, а на салоны, украшенные зеркалами и мебелью. Для привлечения клиентов в Верхних торговых рядах открыли отделение банка, граверную и ювелирную мастерские, парикмахерскую, зубоврачебный кабинет, почтовое отделение. То есть ГУМ стал прообразом современных торгово-развлекательных центров, так как там можно было совместить поход по магазинам с посещением спектакля или выставки.

Здесь же появились первые в Москве ценники. Если раньше продавец сам объявлял покупателю цену, и с ним можно было поторговаться, то теперь стоимость товаров стала фиксированной. Здесь же появилась первая отечественная книга жалоб и предложений.

После национализации магазины из здания Верхних торговых рядов выселили, а на их место пришли чиновники. Здание ветшало, свет и отопление не подавали, а электростанцию в подвале залило водой.

Своим новым названием и возрождением ГУМ обязан Владимиру Ленину. В 1921 году он распорядился открыть здесь главный магазин страны. А рекламу ему делал В. Маяковский.

Все, что требует желудок, тело или ум, -
Все человеку предоставляет ГУМ.

Еще долго магазинам пришлось соседствовать с государственными учреждениями. А в 1934-1936 годах ГУМ планировали снести для строительства на его месте здания Народного комиссариата тяжелой промышленности. Но замыслу не суждено было исполниться.

Второй раз ГУМ хотели снести, чтобы поставить на Красной площади памятник в честь победы в Великой Отечественной войне. Предлагали также закрыть здание трибунами или стеной, перестроить его фасад, но ГУМ опять выстоял. Кстати, именно из этого здания 9 мая 1945 года Левитан передал долгожданное сообщение о капитуляции Германии и победе СССР в Великой Отечественной войне.

Путеводитель по архитектурным стилям

Мало кто знает, что в начале XX века в ГУМ поселили 22 семьи. Коммунальные квартиры устроили на верхних этажах здания, и в этих комнатах с видом на поселили обычных горожан.

Условия жизни в ГУМе были спартанскими: в квартирах не было туалетов и ванных комнат, общей кухни тоже не организовали. Зато были «бонусы» в виде постоянно работающего фонтана, бесплатных концертов оркестра и кинопоказов.

В 1952-1953 годах ГУМ отреставрировали, и жильцов расквартировали в другие дома. Тогда же возобновилась торговля. Бывший главный администратор ГУМа Серафима Павловна Хрунова рассказывала, что в антресолях второго и третьего этажей третьей линии еще продолжали жить люди, а ГУМ уже вовсю работал.

Сейчас восстановлен исторический демонстрационный зал. Все так же проводятся культурные мероприятия, а Столовая №57 окунает посетителей в советское прошлое с блюдами, приготовленными по канонам книги о вкусной и здоровой пище.

Не менее интересное место - воссозданный туалет времен Александра III, где можно не только воспользоваться соответствующими услугами, но и принять душ, почистить зубы, побриться, перепеленать ребенка и просто полюбоваться великолепными интерьерами.

В 2007 году в ГУМе восстановили фонтан. Он сразу стал популярным местом встреч. Кстати, изначально он был круглым, и лишь в 1985 году получил восьмиугольное основание. В 1992 году восстановили надвратную икону Богородицы, появившуюся над входом со стороны в 1893 году. В советское время ее замазали, а при реставрации нашли.

Но самое знаменитое нововведение - иллюминация внешнего фасада здания. Именно таким, залитым миллионами огней, знают ГУМ жители и гости Москвы.

И хотя сейчас торговый комплекс не является государственным, название ГУМ используется наряду с «Верхние торговые ряды». Но все чаще магазин называют Главным универсальным магазином страны. А в августе 2012 года торговый центр добился признания аббревиатуры «ГУМ» товарным знаком, и теперь, возможно, это имя будет носить только один магазин - на Красной площади.

Говорят, что... ...приказчики нередко подшучивали над покупателями. Например, ловили мышей, засовывали в коробку и заворачивали в яркую бумагу с бантиками. Этот «подарок» они клали на пути покупателей и наблюдали, как солидный господин или дама с вороватым видом поднимали грызуна. А иногда примораживали к полу мелкую монету и хохотали над попытками прохожего отколупнуть ее.
...в 1972 году чиновник М. Суслов собирался закрыть ГУМ. Виктория Брежнева, заказывая шубу в ателье магазина, узнала об этой угрозе. На следующий день вопрос о ликвидации сняли.
...в советское время ГУМ насчитывал 30 000 наименований товаров. Не удивительно, что он собирал огромные очереди, участников которых в шутку называли «гуманистами». Правда, была еще «двухсотая секция», где можно было достать все что угодно без очереди. Но доступ туда был только у членов правительства и высших партийцев. А еще иногда туда водили иностранцев, чтобы показать, как хорошо жить в СССР.

ГУМ на фотографиях разных лет: