Как выбор профессии связан со здоровьем. Профессиональная пригодность и выбор профессии


Цель:

  • дать определение понятию “здоровье”, раскрыть взаимосвязь здоровья и выбора профессии, объяснить учащимся необходимость учёта состояния своего здоровья при выборе профессии, использовать разнообразные формы и методы закрепления и проверки знаний учащихся.


Э. Асадов - « Счастливый человек...»

Кто и какой счастливый человек?

Я лично так бы на вопрос ответил:

Счастливец тот, кто получил на век

Две песни - две любви на белом свете.

Не надо шуток и «уймите страсти»!

Не двоеженство! Не об этом речь!

Да, две любви. И каждую сберечь

Как раз и будет настоящим счастьем!

Нет, далеко не все и не всегда

Могли б сказать: «Люблю свою работу,

Готов трудиться до седьмого пота

И счастлив от любимого труда!»


  • "Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне".



Здоровье?

  • По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недугов.



Для подростков до 18 лет существуют следующие льготы в процессе их трудовой деятельности:

  • а) сокращенная продолжительность рабочего времени: – в возрасте от 16 до 18 лет – не более 36 часов в неделю; – в возрасте от 14 до 15 лет – не более 24 часов в неделю;
  • б) увеличение времени отдыха: – работникам моложе 18 лет предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью один календарный месяц;

  • в) предоставление отпуска в первый год работы независимо от времени непрерывной работы на данном предприятии, то есть до истечения 11 месяцев: отпуск предоставляется в любое удобное время, непредставление отпуска запрещается;
  • г) понижение нормы переноски и передвижения тяжестей: предельные нормы переноски не должны превышать 4,1 кг;
  • д) запрещается привлечение подростков до 18 лет к тяжёлым работам и работам с вредными условиями труда, в выходные дни и ночное время.

В трудовом кодексе отмечено,

  • что при трудоустройстве лиц моложе 18 лет обязательно предусмотрено прохождение медицинского осмотра, без этого документа администрация не вправе принять на работу подростка. А также рабочим и служащим моложе 18 лет заработная плата при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как и работникам соответствующей категории при нормальной продолжительности ежедневной работы.

Забота государства

  • о здоровье работающих подростков и молодежи не должна расцениваться ими как возможность избегать напряженного труда. Посильный труд оказывает положительное влияние на развитие организма, служит одним из лучших показателей профилактики и лечения многих заболеваний.

  • Некоторые профессии и специальности подвержены каждодневному воздействию на организм человека так называемых профессионально-производственных факторов.
  • Вопрос: Перечислите, какие вы знаете профессионально-производственные факторы

Разные профессии предъявляют неодинаковые требования к состоянию здоровья человека

  • По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп

Первая группа

  • включает профессии, в условиях, работы которых полностью отсутствуют неблагоприятные производственные факторы. Таких профессий много: продавец промышленных товаров, менеджер, модельер и т.д. Эти профессии и специальности могут быть рекомендованы всем лицам, имеющим склонность и способности.

Профессии второй группы

  • (повар, продавец овощей и фруктов) отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо одного неблагоприятного производственного фактора (например, повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности). Следовательно, эти профессии могут быть рекомендованы только тем, у кого хорошо развиты терморегуляция, нет заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, отсутствует склонность к простудным заболеваниям.

Третья группа

  • включает профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов. К таким профессиям можно отнести, к примеру, ткачиху (повышенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоянный шум), обувщика (запах клея, шум). Значит, лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов слуха данные профессии не могут быть рекомендованы

К четвертой группе

  • относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например, сталевар, шахтер, водолаз и другие. К таким работам допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста, уровень физического состояния организма у данных работников должен быть очень высок.

Пятая группа

  • это профессии и специальности, связанные с деятельностью, которая проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работников. Это относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, кондитер, фармацевт и другие.

Шестая группа

  • это профессии и специальности, требующие повышенного напряжения определенных органов (органов зрения – чертёжник, сборщик микросхем; органов слуха – настройщик музыкальных инструментов, органов обоняния. Если человек здоров, то может выбирать любую профессию. Если у него имеются какие-либо отклонения в состоянии здоровья, то при выборе профессии их необходимо учитывать. В этом случае необходимо посоветоваться с врачом-профконсультантом.


Как вы думаете,

  • что будет, если все молокозаводы мира вдруг устроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртом? Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль.


Примерные списки профессии :

  • Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, нефтяник, пластический хирург.
  • Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, прачка, ямщик.
  • Профессии всегда нужные: врач, учитель, дворник, строитель, шофер, парикмахер, милиционер, пекарь, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик.
  • Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный.


  • *Знания о профессиях, рынке труда
  • *Мнение сверстников
  • *Склонности, интересы
  • *Способности
  • *Здоровье
  • *Мнение родителей, семьи
  • *Позиция учителей, психологов, врачей
  • *Уровень притязаний и самооценка
  • *Личный профессиональный план (план карьеры).

Профессиональной деятельности человека

  • Профессия- это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
  • Специальность- вид занятий в рамках одной профессии.
  • Квалификация- это уровень профессионального мастерства.
  • Должность- это место, занимаемое человеком в организации.
  • Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.


  • Самая зеленая - садовод, лесник, цветовод
  • Самая сладкая – кондитер.
  • Самая денежная – банкир, боксер, модель.
  • Самая волосатая – парикмахер.
  • Самая детская – воспитатель, педиатр, учитель.

  • Самая смешная – клоун, пародист.
  • Самая общительная – журналист, экскурсовод, учитель, массовик-затейник.
  • Самая серьезная – хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог.
  • Самая опасная – сапер, каскадер.
  • Самая бумажная – бухгалтер, экономист, библиотекарь.


ВРАЧ

  • Гуманность
  • Тактичность
  • Интуиция
  • Ответственность
  • Точность
  • Собранность
  • Сила воли
  • Информированность
  • Образованность
  • Жизнерадостность
  • Милосердие

УЧИТЕЛЬ

  • Любовь к детям
  • Гуманность
  • Образованность
  • Терпение
  • Находчивость
  • Самосовершенствование
  • Эрудированность
  • Интуиция
  • Воспитанность
  • Информированность
  • Коммуникабельность
  • Милосердие

ЮРИСТ

  • Честность
  • Порядочность
  • Эрудированность
  • Знание законов
  • Непредвзятость
  • Информированность
  • Тактичность
  • Ответственность
  • Собранность
  • Коммуникабельность
  • Интуиция

ЭКОНОМИСТ

  • Терпение
  • Собранность
  • Информированность
  • Коммуникабельность
  • Точность
  • Образованность
  • Находчивость
  • Тактичность
  • Интуиция
  • Ответственность
  • Порядочность
  • Умение оперировать цифрами
  • , информацией

Домашнее задание

Оценить уровень своего физического развития, выполнив упражнения 1,2,3.

  • Упражнение 1. Потягивание. Выполните подтягивание на прямых руках с паузой 1-2 секунды без рывков и маховых движений ногами, поднимая подбородок выше уровня перекладины.
  • Упражнение 2 . Бег. Пробегите 100 метров по беговой дорожке стадиона или по ровной дорожке с любым покрытием с высокого старта. Бег на 1000 метров проводится на пересеченной местности (кросс).

Г.В. Резапкина, Москва, "Генезис", 2007, 140 с.)

«Для того чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимы три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей, и ей, обязательно, должен сопутствовать успех», - отмечал английский писатель Дж. Рескин.

Потребность в труде для нормального человека так же естественна, как потребность в питании и отдыхе. Непосильная работа или безделье так же вредны для здоровья, как избыток или дефицит сна и пищи. Болезнь может спровоцировать и нелюбимая работа.

Несмотря на все достижения цивизизации, врачи отмечают рост нервно-психических заболеваний,сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и т.д. Очень часто эти заболевания профессионально обусловлены. Предприниматели, менеджеры, администраторы, руководители наиболее часто испытывают стрессовые ситуации, вызванные необходимостью принимать решения и брать ответственность, обострением конкуренции и боязнью потерять свой статус. Особую группу риска составляют люди с завышенным уровнем притязания - те, которые стремятся занять место, не соответствующее их возможностям.

Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека. Условно все эти требования можно разделить на четыре группы:

  • двигательные : координация движений, сила и мышечная выносливость;
  • анализаторные : зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
  • нервно-психические : сила, подвижность, уравновешенность нервной системы;
  • интеллектуальные : свойства мышления, внимания и памяти.

Многие профессии предъявляют повышенные требования к здоровью человека, потому что могут быть связаны со значительным напряжением зрения (оператор, часовщик, ювелир), длительным стоянием на ногах (продавец, зубной врач, парикмахер), высоким нервно-психическим напряжением (учитель, администратор). Некоторые профессии требуют специального отбора (профотбора), который включает определение годности кандидата по состоянию здоровья, определение профпригодности на основе социально-психологического и психофизиологического изучения личности кандидата. Профотбор абитуриентов проводят многие военные учебные заведения, учреждения МЧС, ФСБ и других федеральных служб.

Выбирая профессию, надо задуматься, как она повлияет на здоровье: не вызовет ли обострение имеющихся хронических заболеваний или возникновение новых?

Подробно о медицинских противопоказаниях к работе и производственному обучению подростков можно прочитать в справочниках, подготовленных Научно-исследовательским институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения, в котором содержится более 1400 профессий, которые можно получить в профессиональных учебных заведениях (ПТУ, техникумах, вузах).

По условиям труда, значимым с точки зрения сохранения здоровья, профессии можно разделить на четыре группы:

  1. бытовые условия;
  2. умеренное или непостоянное неблагоприятное воздействие;
  3. одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов;
  4. тяжелые и вредные условия труда.

Медицинские ограничения профессиональной пригодности

Заболевания Противопоказанные профессионально-производственные факторы
Органов дыхания Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность, контакт с токсическими веществами, значительное физическое напряжение.
Сердечно-сосудистой системы Значительное физическое напряжение, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, работа на высоте у движущихся механизмов.
Органов зрения Работа с мелкими деталями, значительное физическое напряжение, запыленность.
Нервной системы Нервно-эмоциональное напряжение, шум и вибрация, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами.
Опорно-двигательного аппарата Статичная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), работа на высоте у движущихся механизмов.
Органов пищеварения Контакт с токсическими веществами, значительное физическое и нервное напряжение, рабочая поза, связанная с напряжением мышц живота, с нарушением режима питания.
Почек и мочевых путей Неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, вынужденная рабочая поза, работа, связанная с нарушением режима питания.

Проблемы со здоровьем могут осложнить профессиональную деятельность, но и нелюбимая работа может привести человека к нервному срыву, заболеваниям психосоматического характера, потере интереса к жизни, если, конечно, у человека нет других ценностей, кроме карьеры и материального благополучия.

    Немецкие медики обратили внимание на странное явление: эпидемия гриппа, которая охватывает население в декабре, не затрагивает почтальонов. Почему? Да потому, что им некогда болеть: накануне Рождества и Нового года почта едва справляется с потоком поздравительных писем и телеграмм.

Поведение человека может быть направлено или на саморазрушение, или на самосохранение. Многие ученые отмечали связь между здоровьем человека и его эмоциями и характером. Зависть, гнев и раздражение уносят жизней больше, чем эпидемии. Остатки здоровья отнимают вредные привычки – алкоголизм, курение, лень и обжорство, свойственные людям слабым и безвольным. Привычки формируются в детстве, поэтому в старшем возрасте нужны значительные усилия, чтобы избавится от тех, которые будут мешать всю жизнь и сформировать те, которые помогут сохранить здоровье и достичь успеха.

Косвенным образом оценить состояние своего здоровья вам поможет Опросник «Вегетативная лабильность», составленный чешскими психологами и апробированый в НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Министерства здравооохранения РФ.

Вегетативная лабильность - это способность организма адекватно реагировать на необычные воздействия внешней среды.

Прочитайте утверждения и подумайте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения:

1. Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым. 2. Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу. 3. Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство. 4. Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе. 5. Я часто мерзну. 6. Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь. 7. При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах. 8. Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении. 9. У меня часто бывают головные боли. 10. Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т.п. 11. Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице. 12. При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки. 13. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон. 14. Я знаю, что такое «покраснеть до корней волос». 15. Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.

Чем больше «нет», тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов - сигнал неблагополучия. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.

Если больше, чем в десяти утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, вам следует обратить внимание на свое самочувствие. Если вы намерены выбрать работу, связанную с хроническими нервно-эмоциональными и физическими нагрузками, вам следует проконсультироваться с врачом.

Десять шагов уверенности в себе

  1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и соответственно сформулируйте, чего вы хотите от жизни.
  2. Никогда не говорите о себе плохо, за вас это сделают другие.
  3. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе.
  4. Ваши друзья и близкие тоже испытывают неуверенность. Постарайтесь им помочь.
  5. Наметьте для себя две-три главные цели в жизни.
  6. Подумайте, какие промежуточные цели необходимо достичь для достижения главных целей.
  7. Решите, что необходимо предпринять для их достижения, и выполняйте свое решение.
  8. Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям, хвалите себя.
  9. Помните, что вы – воплощение надежд ваших родителей, вы – образ и подобие Бога, вы – творец своей жизни.
  10. Если вы уверены в себе, то препятствие станет для вас вызовом, а вызов побуждает к действиям.

Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или станок. Наш организм – больше, чем инструмент. И самое главное, он дается нам один раз на всю жизнь. Ваше здоровье – этот один из факторов успешной профессиональной карьеры.

Даже беглое знакомство с миром профессий убеждает в том, что не только человек предъявляет свои требования к будущей работе, но и работа диктует свои условия тому.

Галина Резапкина

Елена Зубанова
Здоровье школьника с ОВЗ и выбор профессии

ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА с ОВЗ

И ВЫБОР ПРОФЕССИИ .

Профессиональная ориентация школьников призвана помочь им правильно выбрать профессию , определить свой жизненный путь.

Известно, что профессиональная направленность впервые формируется в подростковом возрасте. Однако сами подростки не в состоянии оценить свои возможности, степень развития у них именно тех качеств и свойств, которые требуются для конкретной профессии и обеспечивают успех ее освоения, кроме того, подростки плохо ориентированы в условиях труда и характере различных профессий , в требованиях, которые предъявляются тем или иным профессиональным трудом к организму . Подросткам свойственна переоценка своих физических возможностей, неумение соотносить состояние своего здоровья с требованиями избранной деятельности. К сожалению, это не учитывается часто и родителями.

Социологические исследования, проведенные в последние годы, показали, что 20% старшеклассников ряда московских школ собирались избрать профессию , которая, как оказалось, совершенно не подходила им по состоянию здоровья . Лишь 7% опрошенных школьников при выборе профессии принимали во внимание состояние своего здоровья , и только менее трети родителей уделяли внимание этому важному вопросу при рекомендации детям того или иного вида профессионального обучения , Между тем, наукой доказано, что только правильно подобранный труд, соответствующий возможностям организма, не нарушает нормального развития и состояния здоровья молодого человека , в то время как профес-сия , не соответствующая физическому развитию и здоровью , может наносить существенный ущерб растущему организму.

Из сказанного понятно, что подросткам необходима помощь при выборе их будущей .

Важным условием сохранения здоровья являются : медицинские осмотры перед поступлением подростков на профессиональное обучение любым , даже самым легким, специальностям. Их целью является определение состояния здоровье , годности его по состоянию здоровья к избранной профессии или рекомендация профессии , наиболее соответствующей физическому развитию и здоровью . Предварительные медицинские осмотры (перед поступлением в училище, в техникум, на работу) проводятся в поликлиниках всеми специалистами. На основании данных осмотра врач выносит заключение о состоянии здоровья и дает рекомендацию о подходящей профессиональной деятельности .

Подобные осмотры учащихся 7-10-х классов проводятся в настоящее время и в школах . На основании осмотра школьный врач выносит заключение-рекомендацию о том, какой профиль профессиональной деятельности является для каждого из них наиболее подходящим по состоянию здоровья , в каких ПТУ, техникумах или вузах им целесообразнее обучаться.

Родителям нужно хорошо знать состояние здоровья сына или дочери и при заболевании или отклонении в состоянии здоровья психологически готовить их к тому, что ряд профессий , возможно и те, которые они для себя избрали, будут для них вредны, рекомендовать им выбор более подходящих специальностей. Это избавит подростка от психологических травм, конфликтов, неудовлетворенности.

Возрастные особенности обусловливают повышенную чувствительность подростков ко всем неблагоприятным внешним условиям и факторам производства : повышенной и пониженной температуре воздуха, шуму, пыли, химическим веществам и др. При работе в таких условиях у подростков быстрее возникают изменения в состоянии здоровья , вызванные действием неблагоприятных факторов. Кроме того, в период усиленного роста и развития возникают временные отклонения возрастного характера в состоянии здоровья , и подростки с такими отклонениями нуждаются в ограничениях к некоторым видам труда, так как при неблагоприятных условиях работы эти возрастные отклонения могут переходить в более стойкие и выраженные.

Разные виды профессиональной деятельности предъявляют совершенно различные требования, в том числе и повышенные, к некоторым органам и системам. Это зависит от степени участия в работе разных органов - зрения, слуха, конечностей и др.

Так, большое число профессий предъявляют повышенные требования к органу зрения. К ним относятся так называемые зрительные работы :

требующие большой точности, а, следовательно, связанные с напряжением глаз, т. е. профессии мелкого точного приборостроения :

Работа с часовыми механизмами,

Работа с компьютером,

Работа на оптико-механическом производстве,

профессии типографского профиля (корректорские,

наборные,

ювелирное дело и др.

представляющие повышенную опасность глазного травматизм :

профессия токаря ,

профессия фрезеровщика ,

профессия слесаря ,

профессия столяря ,

профессии горячих цехов и т . п.

требующие правильного различения цветов :

для швеи, портной,

для обувных дел мастера,

для работников радиотехнической промышленности,

для работников транспорта и др.

Очень точные мелкие работы требуют хорошего зрения, но при их выполнении можно носить очки, и если в очках зрение улучшается, то можно осваивать эти профессии , например швейного, обувного, станочного, слесарного, радиотехнического, столярного профилей , механико-наладочные работы, специальности часового производства.

Другие работы не требуют большой точности, но зрение должно быть хорошим без очков, так как ношение очков при их выполнении затруднительно либо вовсе невозможно (на высоте, при неблагоприятных метеорологических условиях, в условиях большой запыленности).

Поэтому подростки с пониженным зрением, даже хорошо исправляющимся очками, не смогут осваивать профессии строительного , судостроительного профиля , литейных, кузнечно-прессовых, прядильно-ткацких цехов, работы электромонтера, поварское дело и т. п.

Многие профессии не могут выполняться при нарушении движений в руках, особенно при отсутствии пальцев, их искривлении, тугоподвижности, для некоторых работ имеет значение хорошее состояние нижних конечностей (выполняемые стоя, связанные с подъемом на высоту) .

Ряд специальностей предъявляют повышенные требвания к сердечно-сосудистой системе (например, работы физического характера, в вынужденной рабочей позе, в горячих цехах, к нервной системе (напряженный конвейерный ритм труда, профессии сферы обслуживания и т. п.).

На организм оказывают влияния и условия, в которых выполняется работа; повышенная или пониженная температура воздуха, шум, пыль и др. Это также следует учитывать при рекомендации профессии подросткам , для которых эти условия вредны.

Все сказанное свидетельствует о том, что даже практически здоровые подростки , имеющие такие отклонения, которые им мало мешают в повседневной жизни (например, пониженное зрение, хорошо исправляемое очками, плоскостопие, небольшое искривление позвоночника и др., нуждаются в правильном выборе профессии , а следовательно, в совете подросткового врача. Только врач может грамотно решить вопрос о профессиональной пригодности подростка, имеющего отклонения в состоянии здоровья .

При выраженных искривлениях позвоночника, о чем рассказывалось выше, профессии , требующие долгого сидения в согнутой позе (работа швеи, вязальщицы, радиомонтажницы, часовщика) или подъема тяжестей, не рекомендуются;. Более подходящими являются специальности слесарно-сборочные по некрупной сборке, приемочно-контрольные, механико-наладочные и им подобные, но без подъема и переноски тяжестей.

Подростки, страдающие хроническими заболеваниями сердца (врожденные или ревматические пороки сердца, почек, легких, более ограничены к труду, однако и они могут осваивать немало профессий в профессионально -технических училищах, таких, которые выполняются в благоприятных условиях, в сухих отапливаемых помещениях, без физических перегрузок, без подъема на высоту; им подходят специальности монтажно-сборочные в приборостроении, некоторые профессии швейного производства, чертежные, граверные и т. п.

Здесь нет необходимости приводить подробные сведения о профессиональной пригодности подростков, страдающих различными заболеваниями; мы преследовали цель привлечь внимание родителей к этому важному вопросу, конкретно же решает его в отношении каждого подростка врач.

Важно помнить, что довольно большое число подростков, заканчивающих школу и собирающихся начать трудовое обучение, нуждается в консультации врача для правильного выбора профессии в соответствии с состоянием здоровья . В этом нуждаются не только больные (их, кстати, совсем не так много, но и здоровые юноши и девушки , имеющие нерезко выраженные отклонения или функциональные изменения. Консультация должна быть проведена задолго до окончания школы , чтобы учащийся подготовил себя к тому, что, возможно, некоторые виды профессиональной деятельности , которые он предварительно для себя избрал, будут для него неподходящими, что ему следует ориентироваться на другой вид специальности. Чем раньше это сделано, тем менее болезненна и ощутима переориентация, тем больше возможностей своевременно подготовиться к правильному выбору профессии . Лучше всего проконсультироваться у врача по поводу профессиональной пригодности в конце седьмого, начале восьмого класса.

В помощь проведению работы по профессиональной ориентации подростков с заболеваниями и отклонениями в состоянии здоровья изданы перечни медицинских противопоказаний для обучения в профессионально -технических училищах, техникумах и вузах, имеющиеся в подростковых кабинетах поликлиник, куда следует обращаться за советом о выборе профессии . Кроме того, в настоящее время во многих городах созданы кабинеты профессиональной ориентации , где компетентные специалисты (психологи, физиологи, педагоги, в том числе и врачи, дают консультацию о подходящей для подростка профессии с учетом его склонностей, способностей, развития, личностных качеств и состояния здоровья .

Помощь подростку в выборе профессии - одна из самых важных и ответственных родительских обязанностей. Не следует пренебрегать таким фактором, как влияние на детей семейных трудовых традиций. К сожалению, не во всех семьях есть правило - знакомить своих детей с трудом взрослых. Когда школьников спрашивают , где и кем работают их родители, кем были их дедушка и бабушка, они часто затрудняются с ответом или отвечают очень неуверенно и односложно. Между тем они с интересом узнают, что у дедушки большие трудовые заслуги, отмеченные благодарностями, грамотами, премиями, а мамин портрет находится на Доске почета, что у папы есть изобретения, он отличный рационализатор.

Воспитание семейной трудовой гордости - дело важное и необходимое. Любовь к труду, уважение к людям труда начинают складываться в семье в значительной степени под влиянием семейных традиций. Недооценивать это могучее средство нравственного воспитания непростительно.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Профессия и здоровье Человек, которому некогда позаботиться о своем здоровье, подобен ремесленнику, которому некогда наточить свои инструменты. И. Мюллер

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Вредные профессии:………… Опасные профессии:…………. Напряженные профессии:………. «Благополучные» профессии:……… Приведите примеры из текста. Стр. 29 - 31 «Профессиональный успех и здоровье»

4 слайд

Описание слайда:

Все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека Двигательные: координация движений, сила и мышечная выносливость Анализаторные: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус Нервно-психические: сила, подвижность, уравновешенность нервной системы Интеллектуальные: свойства мышления, внимания и памяти.

5 слайд

Описание слайда:

Заболевания Противопоказания Органов дыхания Неблагоприятный климат, загазованность, запыленность, контакт с токсическими веществами, значительное физическое напряжение Сердечно-сосудистой системы Значительное физическое напряжение, неблагоприятный климат, контакт с токсическими веществами, работа на высоте, у движущихся механизмов Органов зрения Работа с мелкими деталями, значительное физическое напряжение, запыленность Нервной системы Нервно-эмоциональное напряжение, шум и вибрация, неблагоприятный климат, контакт с токсическими веществами

6 слайд

Описание слайда:

Заболевания Противопоказания Опорно-двигательного аппарата Статичная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъём и перенос тяжестей), работа на высоте, у движущихся механизмов Органов пищеварения Контакт с токсическими веществами, значительное физическое и нервное напряжение, нарушение режима питания Почек Неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, работа, связанная с нарушением режима питания

7 слайд

Описание слайда:

Немецкие медики обратили внимание на странное явление: эпидемия гриппа, которая охватывает население в декабре, не затрагивает почтальонов. Почему? Да потому, что им некогда болеть: накануне Рождества и Нового года почта едва справляется с потоком поздравительных писем и телеграмм.

8 слайд

Описание слайда:

Многие ученые отмечали связь между здоровьем человека и его эмоциями и характером. Зависть, гнев и раздражение уносят жизней больше, чем эпидемии. Остатки здоровья отнимают вредные привычки: алкоголизм, курение, лень и обжорство, свойственные людям слабым и безвольным. Привычки формируются в детстве, поэтому в старшем возрасте нужны значительные усилия, чтобы избавиться от тех, которые будут мешать всю жизнь, и сформировать те, которые помогут сохранить здоровье и достичь успеха.

9 слайд

Описание слайда:

Методика «Моё здоровье» Прочитайте утверждения и ответьте «Да», или «Нет», похожи ли эти утверждения на ваши собственные ощущения. 1. Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым. 2. Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу. 3. Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство. 4. Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе. 5. Я часто мерзну. 6. Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь. 7. При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах. 8. Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении. 9. У меня часто бывают головные боли. 10. Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т. п. 11. Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице. 12. При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки. 13. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон. 14. Я знаю, что такое «покраснеть до корней волос». 15. Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.

10 слайд

Описание слайда:

Обработка и интерпретация результатов Чем больше «нет», тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины ответов «да» - сигнал неблагополучия. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.

11 слайд

Описание слайда:

Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или станок. Наш организм - больше чем инструмент. И самое главное, он дается нам один раз на всю жизнь. Ваше здоровье - это один из факторов успешной профессиональной карьеры. Существуют медицинские противопоказания для некоторых профессий, а нет ли противопоказаний психологических? Действительно, заболевания сердечно-сосудистой системы навсегда закрывают дорогу в летчики, а нарушения зрения вряд ли позволят стать профессиональным водителем.

Очень важный этап в жизни школьника - выбор будущей профессии. В то же время около 80 % выпускников школ по состоянию здоровья имеют ограничения в выборе специальности. Поэтому, прежде чем подавать документы в приемную комиссию любого учебного заведения, подросткам с отклонениями в состоянии здоровья необходимо получить врачебную профессиональную консультацию.

Что такое врачебная профессиональная консультация?

Врачебная профессиональная консультация - это консультация врачом подростков с отклонениями в состоянии здоровья с целью выбора учебного заведения и будущей профессии, максимально соответствующей состоянию их физического и психического здоровья. При этом учитывается успеваемость подростка в школе, склонность его к той или иной профессии, прогнозируется влияние производственно-профессиональных факторов на возникновение и течение патологического процесса, а также возможность освоения им рекомендованной профессии при наличии имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

Врачебная профессиональная консультация и дальнейшее трудоустройство подростков с отклонениями в состоянии здоровья входят в систему медико-социальных реабилитационных мероприятий, проводимых в первичном звене здравоохранения.

В каком возрасте проводится врачебная профессиональная консультация?

Врачебная профессиональная консультация подростков, страдающих хроническими заболеваниями, проводится в несколько этапов.

Начальный этап - индивидуальное консультирование школьников 4 - 8 классов.

Задачей этого этапа является формирование профессионального определения у детей. При этом врач ориентирует больных подростков на выбор профессий и специальностей, не противопоказанных им по состоянию здоровья. На этом этапе заводится «Карта врачебной профессиональной консультации», которая вклеивается в Медицинскую карту ребенка (форма № 26/у, 2000).

Особенно важно получить врачебную профессиональную консультацию школьникам, имеющим хронические заболевания, перед подачей документов для продолжения обучения их в профильных классах общеобразовательной школы, так как планируемые при этом профессии могут оказаться противопоказанными им по состоянию здоровья.

Вторым является этап окончательного формирования профессиональной направленности.

Он проводится при завершении неполного или полного среднего образования, соответственно, в 9 и 11 классах. При индивидуальном подборе профессий и специальностей на этом этапе учитываются способности, интересы и желания подростка, страдающего хронической патологией, что позволяет избежать психологической травмы, неизбежной при необходимости изменения его первоначального решения в связи с медицинскими противопоказаниями.

При этом для приемной комиссии учебного заведения, куда поступает подросток, оформляется Медицинская справка (форма 086/у) с внесением туда «Заключения по врачебной профессиональной консультации».

Где же они могут получить квалифицированную консультацию по данному вопросу?

Согласно приказа Министерства Здравоохранения №154 от 05.05.1999 года проведение врачебной профессиональной консультации возложено на школьного врача, а при их отсутствии - на участкового педиатра. Подростки, имеющие сложные заболевания, должны направляться на Врачебную комиссию в поликлинику, где им индивидуально подбирается будущая профессия. В особо сложных случаях по ходатайству Врачебной комиссии к решению вопроса профессиональной пригодности и трудоустройства подростка привлекаются врачи по гигиене труда Центра Роспотребнадзора.

Инвалиды детства такую консультацию могут получить в комиссии по медико-социальной экспертизе по месту жительства. Для подростков-инвалидов, поступающих в учебные заведения, круг доступных профессии и специальностей может быть расширен, по сравнению с Перечнями, если обучение проводится в специально созданных условиях, а в дальнейшем выпускнику обеспечено рациональное трудоустройство, соответствующее состоянию его здоровья.

Какими нормативными документами подростки и их родители могут пользоваться в данном случае?

Основными документами при получении врачебной профессиональной консультации являются: «Перечни медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков профессиям и специальностям… Сборники 1-9», «Перечень медицинских противопоказаний к приему абитуриентов в средние специальные заведения», «Перечень медицинских противопоказаний к приему абитуриентов в высшие учебные заведения». Эти Перечни содержат рекомендации по рациональному обучению и трудоустройству лиц с выраженными отклонениями в состоянии здоровья.

Как выбрать место учебы?

Подростку с выраженными отклонениями в состоянии здоровья, проживающему в благополучной семье, целесообразнее получать образование по месту жительства. В этом случае благоприятная семейная обстановка и привычные бытовые условия помогут ему лучше адаптироваться к новым условиям обучения.

При неблагоприятной обстановке в семье или негативном влиянии молодежной компании, окружающей подростка, ему лучше проходить обучение в другом городе.

Подросткам с отклонениями в состоянии здоровья рекомендуется пройти консультацию психолога - школьного или в Центре профессиональной консультации и психологической поддержки молодежи для определения склонности к тому или иному виду деятельности.