Кто такой дизайнер. Профессия дизайнер интерьера

Является одной из самых востребованных. Это и не удивительно, ведь дизайнер занимается такой деятельностью, которая позволяет сделать человеческую жизнь ярче и красивее. К тому же зарплаты у современных дизайнеров достаточно высоки, но и работать им приходится очень много.

Профессия дизайнер: что это?

С английского слово «дизайн» переводится как рисунок, проект, план. Под этим словом скрывается проявляющаяся в разных сферах нашей жизни. Если говорить простым языком, то дизайн - это создание чего-то нужного, важного, экономичного и обязательно красивого. Собственно, дизайнером является тот человек, который руководит всем процессом и воплощает в реальность самые смелые идеи.

Стоит обратить внимание, что как таковой единой профессии дизайнера не существует. Причиной тому - невозможность охватить одновременно большое количество сфер. Именно поэтому в ходе развития самой профессии появились ее разновидности, среди которых наиболее популярны следующие:

  • дизайнер полиграфии - верстает, например, газеты, создает макеты;
  • ландшафтный дизайнер - облагораживает территории. Например, участок вокруг загородного дома, аллеи города и т.д.;
  • дизайнер одежды - создает новые модели одежды, исходя из последних модных тенденций (На пример Tom Ford) ;
  • фитодизайнер - озеленяет дома, офисы;
  • веб-дизайнер - создает сайты, баннеры;
  • фуд дизайнер - создает красивые изображения, работает над меню кулинарных книг и т.д.;
  • дизайнер интерьеров - благоустраивает квартиры, дома, офисы.

Дизайнер интерьера - профессия, которая на слуху у многих. Современный человек домашнему уюту уделяет особое внимание. У кого достаточное количество средств, те, не раздумывая, обращаются за помощью к дизайнеру интерьеров. Кому, как не ему, знать, что модно и что лучше всего сделать в конкретном помещении.

Профессия дизайнер интерьера требует от человека неимоверных сил и терпения. Это на первый взгляд кажется, что сложности в создании того или иного дизайна нет, главное - наличие бурной фантазии и умение воплощать свои идеи в реальность. На самом деле к дизайнеру предъявляется гораздо больше требований:

  • креативность, творческий взгляд.
  • Трудолюбие и усидчивость - зачастую приходится приложить гораздо больше сил, чем ожидалось. И к этому нужно всегда быть готовым.
  • Терпение - даже если что-то не получается, нужно всегда уметь достойно выйти из сложившейся ситуации, постаравшись сделать все на уровне.
  • Хорошо развитое образное мышление.
  • Умение представить разрабатываемый продукт целиком.

Кроме того, профессия дизайнер - это и умение слушать пожелания клиента и воплощать их в реальность, если на том настоит последний.

Помимо всего прочего, сюда можно отнести владение компьютером на уровне уверенного пользователя, так как современная профессия дизайнер связана с самыми разнообразными программами. Если установить их на свой ПК, можно некоторую часть работы выполнять в домашних условиях.

Профессия дизайнер: плюсы и минусы

Работа дизайнера, впрочем, как и любая другая, имеет свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести достаточно высокую заработную плату, возможность работать не только в офисе, но и в домашних условиях. Плюсом является и простота работы, так как практически всю ее можно контролировать на компьютере посредством специальных программ. Ну и, наконец, плюсом является удовольствие, которое получается каждый дизайнер от своей работы.

К минусам профессии можно отнести специфичность работы. Ни один дизайнер не может застраховать себя от нежелания что-либо делать. Минус - ненормированный Иногда заказ может растянуться на месяц, а иногда выполнить объем работы нужно всего лишь в течение нескольких дней.

Что такое дизайн, и чем занимается дизайнер?

Если бы дизайн был спортом, он стал бы десятиборьем . Дизайн имеет много граней: это композиция, типографика, колористика, концепция, брендинг, маркетинг и социальные коммуникации. Настоящий дизайнер видит и понимает отношения цветов и оттенков, пространства и формы, способен разобраться в иерархии частей проекта и его общей композиции. Управляя визуальными элементами, дизайнер может выразить главную идею в форме, понятной для целевой аудитории. Графический дизайн выступает в роли передатчика информации визуальным способом.

Многие считают, что для того, чтобы считаться дизайнером, достаточно изучить пакет графических программ, среди которых Photoshop , Illustrator , Corel Draw и множество других. Несомненно, чем больше таких редакторов знает дизайнер, тем больше возможностей открывается перед ним. Но пользоваться Photoshop сегодня более-менее умеют даже школьники, и это не означает, что они причастны к дизайну. Развитые способности к творческому мышлению и умение грамотно строить процесс - основа дизайнерской профессии.


Дизайн как коллективное творчество, vision, работа мысли и способность увидеть оригинальную идею в обыденных вещах, создать ритм и гармонию. Иллюстрация: проект, реализованный агентством Forsman & Bodenfors для кулинарной книги IKEA «Домашнее лучше всего » («Homemade Is Best»). Арт-директоры: Стефан Ламм (Staffan Lamm) и Кристофер Персон (Christoffer Persson), Фотограф: Карл Кляйнер (Carl Kleiner), Mink Mgmt


Творческие люди умеют эффективно оперировать противоречивой и неоднозначной информацией. Российский психолог Владимир Дружинин дал интересное определение: «У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения, навыки и своеобразные "детские" черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках».

Если бы дизайн был спортом, он стал бы десятиборьем. Дизайнер - одновременно психолог, маркетолог, визионер и т. д.

Дизайн - деятельность, направленная на решение задачи . Причем такой задачи, которая не может иметь единственного правильного решения. Одни решения более «правильные», другие - менее, но эта «правильность» зависит от видения, которое вкладывается в процесс создания дизайна. Дизайн-проект способен воздействовать на человека: пробудить ассоциации, вызвать различные эмоции, натолкнуть на определенные мысли и умозаключения. Его цель - вызвать у покупателя огромное желание стать обладателем товара: съесть именно эту шоколадку, прочесть именно эту книгу или воспользоваться именно этой пароваркой. Дизайн обложки и упаковки, самого продукта или его рекламы убеждает человека в том, что его жизнь без этой покупки будет неполной. А чтобы это произошло, дизайнеру потребуется время, целостное видение продукта и некоторая свобода идей, чтобы создать такую концепцию, которая позволит проникнуть в центр мозга или сердца потребителя.

Дизайн - это и созидание по теории малых дел, повседневное искусство : многие из нас отмечали, к примеру, в путешествиях по Европе, что даже такие мелочи, как элегантные навесы-маркизы и вывески с модными шрифтами преображают улицы и создают культуру среды. Или возьмем феномен графического медиа-дизайна: именно он делает журналы и сайты культовыми, даже арт-объектами, придает контенту актуальность, ассоциирует медиа с самоощущением аудитории и определенной субкультурой.

Есть два основных подхода к дизайну: каждый дизайнер и клиент выбирает тот, который ему ближе, и каждый подход имеет свои преимущества и недостатки.

  1. Клиентоориентированость: угадать и угодить. Выполняя конкретный заказ, дизайнер предугадывает желания клиента и материализовывает их. В этом случае он продает не свой индивидуальный стиль, а тот, который нравится заказчику. В рамках этой концепции дизайнер, работая со шрифтами, макетами и композициями, действует достаточно осторожно, чтобы воплотить в жизнь мечту клиента. Дизайнер, выполняющий заказ, находится в постоянном поиске золотой середины между «грамотно» и «красиво», причем и с точки зрения дизайна, и с точки зрения целей клиента.
  2. Дизайн как современное «быстрое искусство». Этот подход ориентирован, скорее, не на ожидания клиента, а на визуальный и маркетинговый wow -эффект, который генерирует фантазия дизайнера, его арт-концепция. Дизайн, разработанный в рамках этой концепции, менее утилитарен, но именно он способен создать мем и тенденцию, вдохнуть в продукт точную идею, о которой может не знать и сам производитель, выстроить «легенду» продукту и бренду. Обычно этот подход выбирает клиент, который открыт для экспериментов, осознает, что он идет к дизайнеру за оригинальной концепцией и выбрал дизайнера по индивидуальному стилю, представленному в портфолио.

Дизайн как современное искусство. Работа дизайнера и 3D -художника Криса ЛаБруй (Chris LaBrooy )

Дизайн-мышление

Общество активно развивается, и перед профессионалами в любой сфере возникают задачи, связанные с поиском нестандартных подходов к решению задач. Что требует современный рынок? Востребованный и передовой продукт, созданный с помощью творческого подхода к процессу. И только тот, кто умеет обеспечить креативное решение поставленной задачи, конкурентоспособен. Дизайн как сфера деятельности почти не имеет границ - он окружает нас и требуется во всех областях . Успешные дизайн-проекты проникают в эмоции, чувства и мысли потребителя, в суть материалов и современных технологий. Одновременно грамотный дизайнер всегда ориентируется на социальные и экономические перемены в обществе, улавливает тенденции и старается спрогнозировать будущее.

Российский психолог Владимир Дружинин: «У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения, навыки и своеобразные "детские" черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках».

В основе классического дизайн-образования лежит умение решать важные визуальные задачи: чувствовать текстуры и материалы, формы и цвета, пространство и композицию, видеть мир вещей в ритмическом и колористическом отражении, в плоскости и пространстве. Для профессионального успеха специалисту по дизайну любого направления необходимо особенное мышление. Что это означает? Говоря о креативности, обычно выделяют несколько компонентов, из которых она состоит:

  • активность и оригинальность мышления;
  • интерес к сложным задачам и парадоксам;
  • чувство прекрасного;
  • развитое воображение;
  • умение сконцентрироваться на главном и внимание к деталям;
  • повышенная чувствительность, эмпатия;
  • способность мыслить четко, концепциями;
  • чувство юмора и остроумие;
  • независимость суждений.

Американский психолог Джой Пол Гилфорд разделил мыслительные способности человека на конвергентные , когда мозг концентрируется на поиске основного решения, и дивергентные - те, которые и называют креативностью, то есть умением находить множество разнообразных решений одной задачи.

Не так давно появилось особое понятие - дизайн-мышление . Это методика, которая используется для создания инноваций и поиска оригинальных решений в разных сферах. Чаще всего, термин употребляют, говоря о разработке новых продуктов, но в действительности, область применения дизайн-мышления намного обширнее. Его можно использовать во всех случаях, когда необходимо решить какую-либо проблему, связанную с людьми, или скомбинировать знания из разных областей. Основной элемент методики дизайн-мышления - это проникновение в самую суть проблемы и внимательное наблюдение . Специалисты Стэндфордской школы дизайна разделили процесс дизайн-мышления на несколько этапов.


Эмпатия

В основе процесса дизайна, ориентированного на людей, лежит эмпатия , то есть способность представить себя на месте другого человека, умение сопереживать и сочувствовать. Долгое время продукт или услуга сначала создавались, а уже потом производители силами рекламистов и маркетологов пытались убедить потребителей, что они нуждаются в данном товаре. Сегодня такой подход считается устаревшим, и дизайн-мышление направлено как раз на то, чтобы проектировать продукты для тех, кто будет ими пользоваться. Режим эмпатии подразумевает и изучение поведения целевой аудитории: в контексте определенной задачи необходимо понять, что важно для тех или иных потребителей, как они воспринимают мир, в чем нуждаются эмоционально и физически и почему ведут себя именно так.

В основе дизайна, ориентированного на людей, лежит эмпатия, то есть способность представить себя на месте другого человека, умение сопереживать и сочувствовать.

Что дает такой подход? Дизайн - это решение определенных проблем и задач, и они являются частью аудитории, для которой создается продукт. И чтобы проект стал успешным, дизайнерской группе важно проникнуться сопереживанием потенциальным потребителям, попытаться мыслить и чувствовать, как они. Наблюдение за людьми - отличный способ разработать то, что нужно этим людям. Успешный дизайн основан на глубоком понимании мировоззрения потребителей, а режим эмпатии позволяет взглянуть на задачу с их стороны. Что делает дизайнер в «фазе эмпатии»? Наблюдает, беседует, слушает и еще раз наблюдает.

Одним из самых эффективных инструментов дизайнера является составление карты эмпатии . Она помогает подвергнуть синтезу все полученные наблюдения и получить интересные, а иногда и неожиданные, инсайты (инсайт - это внезапное осознание проблемы, озарение, догадка). Для создания эмпатической карты доска делится на 4 части, каждая из которых наполняется заметками об особенностях пользователя. Сюда входят видео- и аудиоматериалы, записи, то есть вся информация, добытая в режиме эмпатии. Каждый квадрант доски отвечает на конкретный вопрос:

  • Что говорил пользователь?
  • Каково было его поведение?
  • Что человек мог думать?
  • Какие эмоции по отношению к определенной теме были замечены в процессе интервью и наблюдений?

С помощью ответов на эти вопросы определяются потребности пользователя. Его действия и желания очень важно выразить глаголом.


Фокусировка

Следующий этап процесса дизайн-мышления - фокусировка . В этом режиме выявляется четкая концепция проекта. Дизайнер собирает воедино все, что услышал и увидел, и старается составить из полученной информации цельную картину, в которой необходимо определить самое важное. На этапе фокусировки дизайнер делает выводы, опираясь на сведения, собранные в режиме эмпатии, и создает именно ту концепцию, которая будет реализована в проекте. Фокусировка - это глубокое осмысление того, что добыто в процессе наблюдений. Определив вызов, который бросает ему необходимость разработки конкретного проекта, дизайнер переходит к следующей стадии - генерации идей.


Генерация идей

Все действия этого этапа направлены на то, чтобы найти решения для того вызова, той задачи, которая была определена. В процессе генерации идей эмоции сочетаются с рациональностью, а сознание с подсознательными мыслями, ведь на данном этапе крайне важно сгенерировать весь спектр возможностей, а не придумать одну правильную идею. Для поиска идей дизайнеры используют мозговые штурмы, скетчи, составление интеллектуальных карт или построение макета. Любой способ хорош, главное помнить, что генерация идей должна быть четко отделена от их оценки. Только при таком условии воображение может быть безграничным.


Дизайн как умение простыми средствами выразить «личность» бренда. Работа дизайнера Дэвида Лопеса (David López)


Создание прототипов

Этап, следующий за генерацией идей, - режим создания прототипов , подразумевающий разработку макетов, которые подводят к финальному решению. Прототип выражается различными средствами, например, при помощи сценария или ролевой игры. Отбор идей для создания прототипов проводится одним из трех способов:

  1. Каждый член команды выбирает 3 идеи, которые ему больше всего по душе.
  2. Команда называет по 1-2 идеи в каждой из 4 категорий: самая рациональная, самая невероятная, самая привлекательная и самая подходящая для пользователя.
  3. Дизайнеры отбирают те идеи, которые им хочется попробовать в режиме прототипирования.


Тестирование

Создание прототипов протекает неотделимо от режима тестирования . Тестирование предлагает возможность получить больше сведений о пользовании и одновременно лучше узнать свое решение. Проектируя прототип, нужно постоянно думать о том, каким образом пользователи будут его тестировать. В процессе аудитория способна обеспечить дизайнера/команду ценной информацией о том, что и почему не нравится в предложенных решениях. На этапе тестирования дизайнер должен быть сфокусирован на том, что он еще не узнал о той проблеме, решение которой необходимо найти. Режим тестирования - прекрасная возможность усовершенствовать первоначальные идеи. Для того чтобы еще больше проникнуться мыслями и чувствами пользователя, дизайнеры предлагают им:

  • Нарисовать свои мысли (например, набросать рисунок того, как пользователь настраивается на работу, или изобразить свои мысли о том, как потратить деньги наилучшим способом).
  • Сыграть в игру с помощью предварительно сделанных карточек. Пользователь играет по правилам, которые придумал дизайнер, - и это помогает узнать его лучше.
  • Оказаться в смоделированной ситуации. К примеру, вы разрабатываете приложение, позволяющее школьникам учить уроки в дороге. Прокатите своего ребенка (или знакомого ученика) в автомобиле, и посмотрите: реально ли делать уроки в дороге, и если да, то каким образом.


Иллюстрация: J ordanhill School D&T Dept

Создавая прототипы и тестируя их, следует придерживаться рекомендаций, составленных стэндфордскими специалистами:

  • Начинайте создавать прототипы даже тогда, когда вы еще не имеете четких представлений о том, что делаете. Хватайте нужные материалы (бумагу, скотч, маркер) - и вперед! Даже процесс поиска этих самых материалов уже является началом действий.
  • Сконцентрируйтесь на мыслях о пользователе. Что бы вы хотели с ним протестировать? Какую реакцию ожидаете от него?
  • Не задерживайтесь подолгу на одном прототипе. Переходите к созданию следующего задолго до того, как этот покажется вам идеальным.
  • Одному прототипу соответствует один вопрос. Вся концепция должна быть разделена на части, каждой из которых будет соответствовать свой прототип.
  • Помните, что процесс тестирования цикличен: создание инноваций только начинается тогда, когда заканчивается ваше первое тестирование.

Когда идеальное решение найдено, необходимо его грамотно презентовать. Иначе о ваших уникальных разработках мало кто узнает. Тем, у кого публичные выступления вызывают приступы паники, помогут советы специалистов-практиков . А тем, кто хочет быстро и доходчиво объяснить суть своей идеи потенциальным покупателям, пригодится материал «Визуальная библиотека предпринимателя».


Дизайн как метод преображения среды. Работа дизайнера Фабио Сассо Fabio Sasso

Методика, предложенная Стэндфордскими специалистами по дизайну, - только макет. В процессе работы каждый дизайнер может приспосабливать ее под свои нужды, работая так, как ему удобно. Главное правило: не зацикливаться на процессах разработки и оставаться креативным.

Писала когда-то этот доклад в универе. Нашла, облагородила. И получились мои мысли относительно своей профессии. Камнями не кидаться - сочинения всегда плохо писала. Но конструктивная критика приветствуется.

Возможно, будет полезно для тех, кто только задумывается о ремонте.

Модератор, если не там разместила - пжл, перенаправь в нужный раздел.

Не знаю почему текст так получается...то маленький, то большой.



Стремление жить в уюте и удобстве, как я думаю, было у человека всегда. Даже, живя в пещерах, люди стремились обустроить свой дом, украсить его.

Как таковое, понятие дизайна, появилось на рубеже 19-20 веков после Промышленной революции. Одним из первых теоретиков нового направления был Уильям Моррис (кстати, выставка его творчества не так давно было в Пушкинском музее). Он выдвинул проблемы оформления интерьеров частного жилья на обсуждение. Это был первый толчок для становления профессии дизайнера. В начале 20-го века дизайн стал активно развиваться. Появились такие гениальные люди (может кто-то и не согласен - критика приветствуется) как Frank Lloyd Wright (Френк Ллойт Райт), Charls Mackintosh (Чальз Макинтош), ну и конечно же великий Le Corbusier (Ле Карбюзье). И еще бы я отметила Виктора Орта. Хотя я не являюсь любителем стиля модерн и ар-нуво, но спроектированный им Особняк Тасселя запал в душу. Надо заметить, что это были именно архитекторы, которые поняли, что внутреннее наполнение так же важно, как и фасад. В своих проектах они продумывали все: от фундамента до дверной ручки.


Это был краткий экскурс в истории. Если будет интересно - в интернете полно информации, пополните свои знания о прекрасном.

А теперь к главному. Кто такой современный дизайнер?

Большинство людей воспринимает дизайн интерьера как украшательство и даже не представляет, что его преподают в государственных университетах и студенты изучают этот предмет, сдают зачеты и экзамены. Соответственно, в голове заказчика не укладывается за что он должен платить такие деньги.

Прежде всего нужно понять, что дизайн - это не украшательство, а именно проектирование. Да да, точно также, как и архитектор проектирует здания, продумывая где будет шахта лифта, а где несущая балка, дизайнер работает с вашей квартирой/ домом/ офисом. Качественный дизайн должен быть не только красивым, он должен быть функциональным. Дом - это прежде всего комфорт и уют его жильцов.

Дизайнер должен обладать огромным количеством знаний и навыков: это и знание истории искусства и архитектуры, и норм проектирования, и колористики, и рынка современных материалов, и специального программного обеспечения, и еще множество ньюансов, которые изначально не заметны для заказчика. И самое, на мой взгляд, главное в любом проекте - идея. Иногда, она появляются как в мультике - загорается лампочка, и ты знаешь что и как сделать. Порой, это долгий процесс напряженной мозговой деятельности. Кажется, что вот еще чуть-чуть, за тем поворотом извилины, сидит нужная тебе идея. Ты туда сворачиваешь, но не обнаруживаешь беглянку и продолжаешь путь по своему воображению. (Не знаю, как у других, а у меня именно так). Как же оценить идеи - ведь их нельзя потрогать. Однако, идея - это основа, на которой строится весь проект.

Человек может выучить историю культуры, различные нормативы, влияние цвета и успешно работать дизайнером. Но, если в его голове не способны зародится идеи - его проекты лишены индивидуальности, души и не вызывают восхищения. Вот за эти знания и способность генерировать идеи, дизайнер и получает свою зарплату.

Пойдем по порядку:

1. Знание истории искусства и архитектуры

Тут, думаю, все понятно. У каждого человека искусства есть свои кумиры прошлого и настоящего, которые вдохновляют своими работами на новые свершения. Я лично люблю строгую архитектуру - она прекрасна. Сколько уже раз мне оставалось чуть-чуть до бампера машины, едущей передо мной, засматриваясь на какое-нибудь обалденное здание. Думаю, когда-нибудь, произойдет авария по вине вон того красивого здания))

2. Нормы проектирования

Так как дизайн интерьера является именно проектированием - без этого никуда. Первым дизайнерам приходилось все рассчитывать и проверять самостоятельно, на своем опыте. У нас же есть возможность работать по их опыту. Самый главный предмет для любого дизайнера интерьера - это эргономика жилого пространства. Не все люди знают, а уж тем более понимают значение этого слова. Но оно им и не надо - есть же мы, дизайнеры. Однако, если вы задумались самостоятельно сделать ремонт в своем жилье, советую почитать умные книги на эту тему.

Когда-то я распечатывала в типографии реферат для универа по этому предмету. А молодой человек, с умным видом, решил мне помочь: «У вас опечатка в названии реферата», - сказал он, - «Должно же быть экономика» . И был очень озадачен таким непонятным словом, как эргономика) Ну это так, веселая история.

Если говорить честно, то нет никаких узаконенных нормативов для индивидуального жилья (т.е. внутри вашей квартиры), которые не связаны с архитектурными решениями. Эргономика же призвана сделать жилье комфортным и функциональным. Например, дизайнер знает, сколько должен быть комфортный проход между кроватью и стеной, на какой высоте расположить телевизор в гостиной, как спланировать гардероб, как правильно расположить кухонный гарнитур (чтобы все было под рукой) - и для этого существуют рекомендации.

Также, важным моментом, является освещение. Правильно его рассчитать и расположить - это непросто. Количество светильников и мощность ламп дизайнер не просто придумывает из головы. Есть нормативы по освещенности для различных помещений. При подборе освещения дизайнер учитывает факторы, которые обывателю покажутся неважными, например количество естественного освещение, материал отделки помещения (ведь плитка отражает больше света, чем обои). Также, для этих целей применяются специальные программы расчета освещения. Большинство заказчиков считают, что это не сложно. Но нет, это реальная работа, на которую нужно затратить время. Есть, конечно, и профессионалы, которые рассчитывают освещение на глаз, но у них случаются косяки.

3. Колористика

Не буду много говорить о значении цвета и его сочетания. Скажу только, что это отдельная наука, связанная с психологией и физикой. Есть люди, у которых, чувство и понимание цвета врожденное - таким человеком является моя мама. Она хорошо умеет подбирать цветовые сочетания, не понимая, почему поступила именно так. Большинство людей знают, какие цвета между собой сочетаются, но бояться выходить за рамки общепринятых сочетаний.

Поэтому нужно доверять дизайнеру, когда он говорит, что вот эти баклажанные обои будут хорошо смотреться с этими мятными)))) Это из личного опыта. А вот эти изумрудные пойдут к вашей нежно-розовой кухне. Так как дизайнер знает, какой в итоге получится результат.

А если цветовые сочетания и отношения подобраны верно, создается гармония цвета. И такой интерьер на подсознательном уровне нам нравится, мы считаем его уютным.

4. Знание рынка отделочных материалов.

Кроме того, что дизайнер следит за новостями в этой сфере и может подсказать вам какой материал лучше применить, для той или иной цели. Это относится не только к отделочным материалам, но и к мебели, светильникам, сантехнике. Благодаря дизайнеру, вы экономите свое время - вам не придется обходить рынки и строительные центры в поисках того, не знаю чего)))

5. Программное обеспечение

Вообще, хороший дизайнер может объяснить все на пальцах. Но, в наш век современных технологий и повышенных требований - без визуального представления не обойтись. Есть заказчики, которые знают чего хотят - им можно предложить просто коллаж, на котором показан стиль их будущего жилья и его колористика. Однако технологии предлагают нам все новые и новые варианты визуализации идей. Раньше это была ручная графика, теперь на ее место пришло компьютерное проектирование. Программ для визуализации много. Покажу вам как выглядит комната в одной из самых популярных программ для 3Ds Max.


Каждый элемент (стены, потолок, диван, ваза) - это отдельный предмет, который надо построить, наложить на него текстуру (раскрасить), поставить на свое место. Затем создать источники света: внутренние (лампочки) и внешние (солнце, закат за окном) - чтобы изображение получилось фотореалистичным нужно знать не только эту программу, но еще и физику. После создания картинки в 3д программе, ее еще нужно обработать в графическом редакторе.

Для создания итоговой картинки нужны не только способности дизайнера, его знания в программе, время, но и хороший компьютер. Не ноутбук, а именно стационарный компьютер, с хорошим наполнением. Поэтому визуализация стоит денег и увеличивает время выполнения проекта.


Недавно попалась тетенька, которая предлагала очень смешные деньги за визуализацию своей квартиры. Когда ей говорили, что это стоит совсем других денег, она возмущалась: «Что тут сложного, я же уже все придумала, надо просто мои мысли нарисовать».

Ну и что хотелось бы добавить в конце - проектирование интерьера это действительно сложная, но интересная работа. Пока идет проект, твои мысли так или иначе, всегда заняты в нем.

Человек, который никогда не имел дело с ремонтом думает, что все просто и понятно, как в программах на ТВ о ремонте. И сталкиваясь с реалиями очень поздно задумывается о том, что надо было обратиться к профессионалам. Помните, переделка выходит дороже.


Сохранить Сохранить

Основное отличие дизайна от того, что под ним понимают непрофессионалы, состоит в следующем: дизайн не заканчивается на внешности. Узнайте все особенности профессии: где пройти обучение, как и куда устроиться на работу, особенности рабочего процесса, востребованность на рынке труда и многое другое.

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Дизайнер - профессия серьезная, сложная и бесконечно интересная.

Конструкции для потребителя

Основное отличие дизайна от того, что под ним понимают непрофессионалы, состоит в следующем: дизайн не заканчивается на внешности. Возьмем облик человека: за ним скрыт сложный организм с мыслями и чувствами. Вот и глядя на результат дизайнерского труда, профан видит лишь картинку, дизайнер - тонну работы за ней.

Чем занимается дизайнер?

Дизайнер конструирует. Он конструирует мир для пользователя - удобный и симпатичный. Он знает, что сконструировано хорошо, а что плохо. Кому-то ведь нужно это решать. Представьте себе, что этот кто-то смотрит на чертежи космического корабля, трогает проводки, сидит в креслах, надевает скафандры, дышит кислородом - и ставит свою подпись: «Проверено. Одобрено. Всё хорошо, удобно и безопасно». Этот человек мыслит как дизайнер. Основная задача профессионала - перевоплотиться в того, кому адресован дизайн, и решить, что для него хорошо, а что плохо.

Все ждут от дизайнера красоты, стиля, легкости, энергичности - понимая под этим картинку, нарисованную потребителю на упаковке телевизора. Но что же на самом деле делает дизайнер упаковки? Он делает инструмент для хранения товара. По сути, любой предмет дизайна - инструмент. Если инструмент бесполезен - значит, дизайн тут даже не пробегал. Коробка для хранения товара должна быть красивой и привлекать внимание; быть удобной для хранения на складе, в магазине, дома; комфортной при переноске; на ней должны быть читаемые и удобные обозначения для быстрого поиска на складе и по каталогу. Получится ли упаковка легкой? Не много ли места она займет для перевозки в контейнере с другого края света? Можно ли сэкономить на этом? Не размокнет ли она, если вы понесете ее под дождем? Каково это - сложить в нее товар, достать, сложить снова? Сколько материала уйдет на ее изготовление? Насколько дорогой, экологичный и технологичный этот материал? Насколько он привлекателен? Может, это будет инновационный полимер или картон, без изображения и надписей? Трудоемко ли изготовление упаковки из такого материала? Сколько времени и денег на это уйдет? Перерабатываема ли такая упаковка?

Получите востребованную профессию

UI-дизайнер

Освойте дизайнерскую профессию, входящую в топ-10 самых востребованных в России . Формирование интерфейса: от поиска идей до реализации. Иерархия дизайн-проекта: от создания композиции, построения типографики и модульной сетки до единого визуального стиля.

подробнее >

UX-дизайнер

Изучение пользовательской аудитории и ее потребностей. Создание интерфейса, который улучшает пользовательский опыт. Проектирование и прототипирование интерфейсных решений на основе исследований. Формирование целостного понимания продукта.

подробнее >

Проектирование интерфейсов

Основные элементы пользовательского интерфейса, психофизиология восприятия, сбор и анализ данных, UX и UI дизайн, Customer Journey Mapping, инструменты проектирования, оценка качества пользовательских интерфейсов, работа в группах на воркшопах.

подробнее >

Веб-дизайнер

Инструменты работы веб-дизайнера, модульные сетки, проектирование и прототипирование, адаптивный дизайн и подготовка макетов к верстке, композиция, цвет, типографика и визуальная иерархия в веб-дизайне, системы ведения проектов, презентация работ и подготовка портфолио.

подробнее >

Дизайнер отвечает себе на миллион вопросов, принимает массу решений, предусматривает всё. Если ему думать только о красоте, он не сделает хорошей вещи - а именно этим он и занимается: дизайнер создает хорошие вещи. Много вещей. Каждый день. Он принимает решение: как завтра доберутся люди до работы? Спасут ли больного? Продаст ли «Эппл» свой новый ноутбук биллионным тиражом? Узнают ли все с утра, что перевели часы? Не пора ли модифицировать светофоры, чтобы спасти десятки жизней на коварном перекрестке? А может, ваш тостер завтра будет рассказывать вам новости и напоминать взять зонтик?

Повторюсь и готов сотню раз повториться: дизайн - не искусство, не картинка, не внешность. Дизайнер создает прочную конструкцию, каркас. Каждая следующая работа - новая задача, интересная и сложная.

Решение этой задачи - ваша обязанность. Вы можете пригласить в помощь иллюстратора, фотографа, программиста или психолога, а можете сделать всё сами. Вы можете сделать книжную обложку невероятно привлекательной или революционно удобной, вы можете изобрести велосипед ценой в доллар или сделать его неожиданной формы - но вы должны сделать обложку и вы должны сделать велосипед. Каким инструментом вы воспользуетесь - математическим умом или чувствами и вкусом, - это уже ваше дело.

Промышленный и графический дизайн

Индустриальный, или промышленный дизайн (промдизайн) - одно из самых интересных направлений в профессии. Создать новую вещь - твою собственную - и выпустить ее по всему миру; сделать ее дешевой, прочной, экономичной, экологичной, красивой и максимально удобной - вот задачи промдизайнера. Автомобиль, пылесос и даже канцелярская скрепка, то есть продукты промышленности - это и есть дело жизни промдизайнера.

Работа графического дизайнера подчас скучнее, зато разнообразна. И в ней, в отличие от промдизайна, легче может проявить себя человек одушевленный - соблюдая несложные технические правила, он получит в руки полную свободу действий. Дизайнер-график создает массу всего: упаковку, печатную и интернет-рекламу, логотипы и фирменные стили, вебсайты, журналы и книги, обложки компакт-дисков и DVD, системы навигации (указатели) и инфографику (схемы и графики), презентации и рекламные буклеты, газеты, даже интерфейсы компьютерных игр. Чем не занимается дизайнер-график: он не рисует (на это есть иллюстраторы), не пишет слоганы и пресс-релизы (это задача копирайтера), не занимается бизнес-планами и продажами (это прерогатива менеджера), не чинит и не обслуживает компьютеры (тут царят системные администраторы), не снимает кино (это делают операторы и режиссеры), не программирует сайты (за это отвечают вебмейкеры), не размещает рекламу (на это существуют менеджеры по рекламе). Все эти навыки полезны и иногда применимы по воле дизайнера, если это ему выгодно в конкретном случае. Однако навязать их ему не имеют права.

Дизайнер не рисует - а должен ли вообще дизайнер уметь рисовать? Отвечу вопросом на вопрос: а нужно ли врачу знать анатомию? Дизайн существует в визуальных категориях, умение рисовать - единственный способ понять изнутри процессы создания визуального пространства. Речь не идет о высоком художественном мастерстве: дизайнер - художник лишь отчасти. Навыки рисовальщика как раз и являются этой самой частью. Бойкости самоучки здесь недостаточно, однако и художественная школа мало чем поможет. Вузовское образование или частные уроки дадут гораздо более высокое качество рисунка, тем самым приближая вас к пониманию вашей будущей работы. Практика рисования разовьет чувство формы, света, цвета, пропорций, композиции - а также привьет навыки работы с материалом и будет способствовать воспитанию художественного вкуса. Умение рисовать пригодится в разной степени в различных областях графического дизайна; что до промышленного и технического, дизайна одежды и интерьера, иллюстрации, фотографии, трехмерной графики и визуализации - навыки рисовальщика необходимы непосредственно. Дизайн не рисунок, для художников есть академии художеств, но списывать в утиль рукодельное мастерство не стоит: японцы, поляки, иранцы — все дизайнеры ручного труда и все в почете. Сам рисунок — лишь инструмент в ряду других; можно выбрать его, а можно и не выбирать. Главное — не ставить его впереди сути дизайнерской задачи.

Заказы и деньги

Поверхностное отношение к специальности и русское «сам себе дизайнер», распространенное среди заказчиков, сбивает цены. Поэтому компании часто нанимают самоучек-неумех, которые создают стодолларовые «шедевры». Те самые, которые мы видим на вывесках, в журналах, в упаковке, в рекламе - везде. Ведь это всё кто-то делал. Кто-то, кто считает себя дизайнером. Низкая квалификация не редкость. Чтобы стать дизайнером, недостаточно только выучиться в вузе или только иметь опыт работы. Нужно работать, учиться в вузе, учиться помимо вуза самостоятельно (сайтов и книг вокруг предостаточно) и попутно любить дизайн, а такие подвиги совершают далеко не все. Так что эта работа в России оценивается пропорционально общему уровню профессионализма - невысоко.

Несмотря на то, что псевдоспециалисты довольствуются стодолларовыми заказами, а заказчики - полученной стодолларовой работой, существуют и расценки европейского уровня, и они приняты среди настоящих специалистов в области дизайна. Цены в хорошей студии начинаются, к примеру, от 1500 евро за логотип. Есть работа проще, есть сложнее; фирменный стиль для компании средних размеров может стоить как 10, так и 20 тысяч евро; сайтом за несколько десятков тысяч условных единиц никого уже не удивишь. Сумма заказа у известных дизайнеров-фрилансеров может сильно превысить эти значения. Однако необходимо отдавать себе отчет, что эти деньги выделяются не на «красивое нечто» или даже «ничто»: хороший дизайн требует немалого труда, в равной степени мыслительного и ручного, большого количества времени и работы некоторого числа специалистов. К серьезной работе подключаются профессиональные маркетологи, копирайтеры, фотографы, иллюстраторы, технические дизайнеры, программисты, флешеры, технологи, трехмерщики и визуализаторы, психологи... «Всё в одном» тут не бывает: дизайнер быстро находит собственную узкую специализацию, придерживается именно ее; из-за его специализации его и ценят.

Впрочем, неподходящей работы тоже не бывает - встречается непрофессиональный подход к делу.

У профессионала всякий заказа вызывает интерес и игровой азарт, решение новой непривычной задачи подхлестывает, долгосрочная монотонная работа тренирует волю и закрепляет навыки.

Для каждого, конечно, есть темы, за которые он никогда не возьмется, но я не могу себе представить дизайнера, к которому как назло обращаются только религиозные секты, политические партии и пираты (религия, политика, криминал - стандартный набор табу для дизайнера).

Профессиональная обстановка неоднозначна. Весьма часто люди в дизайне больше думают о себе, чем о своей работе - и плодят посредственный дизайн, тем самым оставляя Россию на мировых задворках. Но не всё так безнадежно. Надо просто держать в голове, что будет очередная преграда, которую необходимо преодолеть; будет сопротивление, будут ветряные мельницы - и будет Эверест, на который нужно взобраться. Мы сильные и смелые. Мы молодые. Найти крупный заказ - задача вполне реальная. Серьезные бизнесмены-заказчики хорошо понимают всю важность профессионального решения дизайнерской задачи, поскольку именно дизайн непосредственно влияет на качество товара, на его востребованность, на экономичность производства и транспортировки, в общем - на прибыль.

Кому подходит профессия

Дизайнером станет только сильный и целеустремленный человек, пассивного и нытика - затрут. Не стоит верить в дешевое образование; не стоит думать, что умение рисовать - это всё. Будет масса скучнейших дисциплин. Не нужно также полагать, что вас всему научат: профессионализм дизайнера - это, прежде всего, художественный вкус, визуальный опыт, эрудированность, умение оригинально, трезво и быстро думать. Ничему этому научить нельзя - можно лишь научиться. Но вуз предоставит вам вполне плодородную почву для самостоятельного роста.

Где учиться

Дизайнерское образование требует усердия. Дизайн не терпит лентяев. Не путайте дизайн с иллюстрацией или фотографией, с рекламой или созданием сайтов. Не выбирайте дизайн, если не поступили на другую специальность: быстро устанете.

Ряд вузов, необязательно известных, предлагает высокий уровень именно дизайнерского образования. Отличить их несложно. Достаточно прийти на выставки (они всегда есть в холлах вузов) - и спросить себя: применимо ли в жизни то, что я вижу? Выставлены всегда работы, сделанные в ключе данного учебного заведения и с этой точки зрения считающиеся в вузе лучшими. Они применимы в жизни - прекрасно. Но если кроме красоты и эпатажа вы ничего не заметили, сколько ни смотрели, то в этом вузе преподают красоту и эпатаж, а вовсе не дизайн.

Как правило, хорошо учат дизайну люди со скромным характером, специалисты узкого профиля, которые помимо преподавания имеют дизайнерскую практику (я встречал таких всего трижды).

Увы, педагоги порой недопонимают суть дизайна, и в результате в каталогах «Лучший дизайн упаковки» или «Лучший промышленный дизайн» мы видим массу работ хотя и симпатичных - но, увы, не приспособленных наилучшим образом для потребителя, а потому непрофессиональных. Точный диагноз им - продукт вуза. Творческие, известные, харизматичные люди процессу дизайнерского обучения вредят. Не всегда они умеют учить. Даже обладая вкусом и имея свою точку зрения, приводить доводы в ее пользу звезда сочтет ниже своего достоинства - и попросту попытается навязать ее вам путем беспрестанного оценивания ваших работ. Оценки наставят учащегося на путь неистинный - и после окончания вуза полученные там навыки окажутся неприменимыми, а работать такой выпускник не сможет вообще.

Как строится обучение

За год до поступления начинаются подготовительные курсы. Даже если вы не умеете рисовать, годичные занятия с педагогом могут вас подковать. Также стоит походить на подготовительные курсы этого вуза по композиции. Во-первых, к вам привыкнут, во-вторых, часто в этот отрезок учебного времени сдвигают основополагающий курс так называемой пропедевтики. Вообще композиция (которая будет называться и пропедевтикой, и введением в специальность, и дизайном, и конструированием, и проектированием) - основной предмет. Именно на этих занятиях вы будете получать 60% всей полезной информации - если повезет с педагогом.

После подготовительных курсов вам предстоит сдать экзамены. Традиционно это творческий конкурс (средняя оценка от экзаменов по рисунку, живописи и композиции), языки русский (ЕГЭ) и иностранный - устно. Экзамены по творческим дисциплинам проходят так: на рисунок и на живопись ставится несложная постановка и дается для создания шедевра два дня по 4 часа на каждый предмет. (Другие варианты - 6 часов, экзамен сдают 1 день и т. п.) Композиция сдается в один день. Уносить работы нельзя: всё опечатывается вместе с аудиторией.

На первых двух курсах интересные предметы и задания вовлекут вас в специальность , а преподаватели постараются привить вам свой вкус и развеять стереотипное мышление, застоявшееся в нас на протяжении всей учебы в школе. Побудить человека мыслить оригинально - довольно сложная задача, и, когда вас просят изобразить ненависть или тоску, используя только квадратики из черного картона, которые нельзя рвать или красить, вы по-настоящему задумываетесь о том, что до сих пор мыслили плоско. На протяжении всего обучения вас будут учить компьютерным технологиям - вам предстоит освоить совершенно новый набор программ, - а также рисунку, живописи и, конечно, композиции.

На третьем курсе вы станете изучать специальные предметы более глубоко. Дело пойдет интереснее и веселее: начнутся конкурсы, выставки, первая работа... Не стоит, правда, забывать, что все художественные специальности требуют шестилетнего образования, и дизайн - не исключение. Можно ограничиться и степенью бакалавра, но тогда вы бездарно потратите четыре года вашей жизни: объемную программу уместить в настолько короткий срок просто невозможно.

Диплом защищают на шестом курсе. Задача - воспроизвести большой проект - например, разработать дизайн глянцевого журнала. По общему мнению всех дипломников, только если приступить к работе заранее, можно успеть всё в срок. Начните ее на пятом курсе - и будете вознаграждены: ваши однокурсники отстанут просто потому, что стартовали, когда полагается - на шестом курсе, - и не успели придать своим проектам финальный блеск.

Если вы успешно защитите диплом, то, вероятно, получите рекомендацию к продолжению образования в этом или других учебных заведениях - а это позволит обучаться даже, может быть, бесплатно. Некоторые вузы отправляют на стажировку за рубеж, другие - дают направление на работу… Однако помните, что не диплом, а приобретенные знания будут работать на вас, и только сила воли и трудолюбие помогут вам спасти мир.

Основное отличие дизайна от того, что под ним понимают непрофессионалы, состоит в следующем: дизайн не заканчивается на внешности. Узнайте все особенности профессии: где пройти обучение, как и куда устроиться на работу, особенности рабочего процесса, востребованность на рынке труда и многое другое.

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Дизайнер - профессия серьезная, сложная и бесконечно интересная.

Конструкции для потребителя

Основное отличие дизайна от того, что под ним понимают непрофессионалы, состоит в следующем: дизайн не заканчивается на внешности. Возьмем облик человека: за ним скрыт сложный организм с мыслями и чувствами. Вот и глядя на результат дизайнерского труда, профан видит лишь картинку, дизайнер - тонну работы за ней.

Чем занимается дизайнер?

Дизайнер конструирует. Он конструирует мир для пользователя - удобный и симпатичный. Он знает, что сконструировано хорошо, а что плохо. Кому-то ведь нужно это решать. Представьте себе, что этот кто-то смотрит на чертежи космического корабля, трогает проводки, сидит в креслах, надевает скафандры, дышит кислородом - и ставит свою подпись: «Проверено. Одобрено. Всё хорошо, удобно и безопасно». Этот человек мыслит как дизайнер. Основная задача профессионала - перевоплотиться в того, кому адресован дизайн, и решить, что для него хорошо, а что плохо.

Все ждут от дизайнера красоты, стиля, легкости, энергичности - понимая под этим картинку, нарисованную потребителю на упаковке телевизора. Но что же на самом деле делает дизайнер упаковки? Он делает инструмент для хранения товара. По сути, любой предмет дизайна - инструмент. Если инструмент бесполезен - значит, дизайн тут даже не пробегал. Коробка для хранения товара должна быть красивой и привлекать внимание; быть удобной для хранения на складе, в магазине, дома; комфортной при переноске; на ней должны быть читаемые и удобные обозначения для быстрого поиска на складе и по каталогу. Получится ли упаковка легкой? Не много ли места она займет для перевозки в контейнере с другого края света? Можно ли сэкономить на этом? Не размокнет ли она, если вы понесете ее под дождем? Каково это - сложить в нее товар, достать, сложить снова? Сколько материала уйдет на ее изготовление? Насколько дорогой, экологичный и технологичный этот материал? Насколько он привлекателен? Может, это будет инновационный полимер или картон, без изображения и надписей? Трудоемко ли изготовление упаковки из такого материала? Сколько времени и денег на это уйдет? Перерабатываема ли такая упаковка?

Получите востребованную профессию

UI-дизайнер

Освойте дизайнерскую профессию, входящую в топ-10 самых востребованных в России . Формирование интерфейса: от поиска идей до реализации. Иерархия дизайн-проекта: от создания композиции, построения типографики и модульной сетки до единого визуального стиля.

подробнее >

UX-дизайнер

Изучение пользовательской аудитории и ее потребностей. Создание интерфейса, который улучшает пользовательский опыт. Проектирование и прототипирование интерфейсных решений на основе исследований. Формирование целостного понимания продукта.

подробнее >

Проектирование интерфейсов

Основные элементы пользовательского интерфейса, психофизиология восприятия, сбор и анализ данных, UX и UI дизайн, Customer Journey Mapping, инструменты проектирования, оценка качества пользовательских интерфейсов, работа в группах на воркшопах.

подробнее >

Веб-дизайнер

Инструменты работы веб-дизайнера, модульные сетки, проектирование и прототипирование, адаптивный дизайн и подготовка макетов к верстке, композиция, цвет, типографика и визуальная иерархия в веб-дизайне, системы ведения проектов, презентация работ и подготовка портфолио.

подробнее >

Дизайнер отвечает себе на миллион вопросов, принимает массу решений, предусматривает всё. Если ему думать только о красоте, он не сделает хорошей вещи - а именно этим он и занимается: дизайнер создает хорошие вещи. Много вещей. Каждый день. Он принимает решение: как завтра доберутся люди до работы? Спасут ли больного? Продаст ли «Эппл» свой новый ноутбук биллионным тиражом? Узнают ли все с утра, что перевели часы? Не пора ли модифицировать светофоры, чтобы спасти десятки жизней на коварном перекрестке? А может, ваш тостер завтра будет рассказывать вам новости и напоминать взять зонтик?

Повторюсь и готов сотню раз повториться: дизайн - не искусство, не картинка, не внешность. Дизайнер создает прочную конструкцию, каркас. Каждая следующая работа - новая задача, интересная и сложная.

Решение этой задачи - ваша обязанность. Вы можете пригласить в помощь иллюстратора, фотографа, программиста или психолога, а можете сделать всё сами. Вы можете сделать книжную обложку невероятно привлекательной или революционно удобной, вы можете изобрести велосипед ценой в доллар или сделать его неожиданной формы - но вы должны сделать обложку и вы должны сделать велосипед. Каким инструментом вы воспользуетесь - математическим умом или чувствами и вкусом, - это уже ваше дело.

Промышленный и графический дизайн

Индустриальный, или промышленный дизайн (промдизайн) - одно из самых интересных направлений в профессии. Создать новую вещь - твою собственную - и выпустить ее по всему миру; сделать ее дешевой, прочной, экономичной, экологичной, красивой и максимально удобной - вот задачи промдизайнера. Автомобиль, пылесос и даже канцелярская скрепка, то есть продукты промышленности - это и есть дело жизни промдизайнера.

Работа графического дизайнера подчас скучнее, зато разнообразна. И в ней, в отличие от промдизайна, легче может проявить себя человек одушевленный - соблюдая несложные технические правила, он получит в руки полную свободу действий. Дизайнер-график создает массу всего: упаковку, печатную и интернет-рекламу, логотипы и фирменные стили, вебсайты, журналы и книги, обложки компакт-дисков и DVD, системы навигации (указатели) и инфографику (схемы и графики), презентации и рекламные буклеты, газеты, даже интерфейсы компьютерных игр. Чем не занимается дизайнер-график: он не рисует (на это есть иллюстраторы), не пишет слоганы и пресс-релизы (это задача копирайтера), не занимается бизнес-планами и продажами (это прерогатива менеджера), не чинит и не обслуживает компьютеры (тут царят системные администраторы), не снимает кино (это делают операторы и режиссеры), не программирует сайты (за это отвечают вебмейкеры), не размещает рекламу (на это существуют менеджеры по рекламе). Все эти навыки полезны и иногда применимы по воле дизайнера, если это ему выгодно в конкретном случае. Однако навязать их ему не имеют права.

Дизайнер не рисует - а должен ли вообще дизайнер уметь рисовать? Отвечу вопросом на вопрос: а нужно ли врачу знать анатомию? Дизайн существует в визуальных категориях, умение рисовать - единственный способ понять изнутри процессы создания визуального пространства. Речь не идет о высоком художественном мастерстве: дизайнер - художник лишь отчасти. Навыки рисовальщика как раз и являются этой самой частью. Бойкости самоучки здесь недостаточно, однако и художественная школа мало чем поможет. Вузовское образование или частные уроки дадут гораздо более высокое качество рисунка, тем самым приближая вас к пониманию вашей будущей работы. Практика рисования разовьет чувство формы, света, цвета, пропорций, композиции - а также привьет навыки работы с материалом и будет способствовать воспитанию художественного вкуса. Умение рисовать пригодится в разной степени в различных областях графического дизайна; что до промышленного и технического, дизайна одежды и интерьера, иллюстрации, фотографии, трехмерной графики и визуализации - навыки рисовальщика необходимы непосредственно. Дизайн не рисунок, для художников есть академии художеств, но списывать в утиль рукодельное мастерство не стоит: японцы, поляки, иранцы — все дизайнеры ручного труда и все в почете. Сам рисунок — лишь инструмент в ряду других; можно выбрать его, а можно и не выбирать. Главное — не ставить его впереди сути дизайнерской задачи.

Заказы и деньги

Поверхностное отношение к специальности и русское «сам себе дизайнер», распространенное среди заказчиков, сбивает цены. Поэтому компании часто нанимают самоучек-неумех, которые создают стодолларовые «шедевры». Те самые, которые мы видим на вывесках, в журналах, в упаковке, в рекламе - везде. Ведь это всё кто-то делал. Кто-то, кто считает себя дизайнером. Низкая квалификация не редкость. Чтобы стать дизайнером, недостаточно только выучиться в вузе или только иметь опыт работы. Нужно работать, учиться в вузе, учиться помимо вуза самостоятельно (сайтов и книг вокруг предостаточно) и попутно любить дизайн, а такие подвиги совершают далеко не все. Так что эта работа в России оценивается пропорционально общему уровню профессионализма - невысоко.

Несмотря на то, что псевдоспециалисты довольствуются стодолларовыми заказами, а заказчики - полученной стодолларовой работой, существуют и расценки европейского уровня, и они приняты среди настоящих специалистов в области дизайна. Цены в хорошей студии начинаются, к примеру, от 1500 евро за логотип. Есть работа проще, есть сложнее; фирменный стиль для компании средних размеров может стоить как 10, так и 20 тысяч евро; сайтом за несколько десятков тысяч условных единиц никого уже не удивишь. Сумма заказа у известных дизайнеров-фрилансеров может сильно превысить эти значения. Однако необходимо отдавать себе отчет, что эти деньги выделяются не на «красивое нечто» или даже «ничто»: хороший дизайн требует немалого труда, в равной степени мыслительного и ручного, большого количества времени и работы некоторого числа специалистов. К серьезной работе подключаются профессиональные маркетологи, копирайтеры, фотографы, иллюстраторы, технические дизайнеры, программисты, флешеры, технологи, трехмерщики и визуализаторы, психологи... «Всё в одном» тут не бывает: дизайнер быстро находит собственную узкую специализацию, придерживается именно ее; из-за его специализации его и ценят.

Впрочем, неподходящей работы тоже не бывает - встречается непрофессиональный подход к делу.

У профессионала всякий заказа вызывает интерес и игровой азарт, решение новой непривычной задачи подхлестывает, долгосрочная монотонная работа тренирует волю и закрепляет навыки.

Для каждого, конечно, есть темы, за которые он никогда не возьмется, но я не могу себе представить дизайнера, к которому как назло обращаются только религиозные секты, политические партии и пираты (религия, политика, криминал - стандартный набор табу для дизайнера).

Профессиональная обстановка неоднозначна. Весьма часто люди в дизайне больше думают о себе, чем о своей работе - и плодят посредственный дизайн, тем самым оставляя Россию на мировых задворках. Но не всё так безнадежно. Надо просто держать в голове, что будет очередная преграда, которую необходимо преодолеть; будет сопротивление, будут ветряные мельницы - и будет Эверест, на который нужно взобраться. Мы сильные и смелые. Мы молодые. Найти крупный заказ - задача вполне реальная. Серьезные бизнесмены-заказчики хорошо понимают всю важность профессионального решения дизайнерской задачи, поскольку именно дизайн непосредственно влияет на качество товара, на его востребованность, на экономичность производства и транспортировки, в общем - на прибыль.

Кому подходит профессия

Дизайнером станет только сильный и целеустремленный человек, пассивного и нытика - затрут. Не стоит верить в дешевое образование; не стоит думать, что умение рисовать - это всё. Будет масса скучнейших дисциплин. Не нужно также полагать, что вас всему научат: профессионализм дизайнера - это, прежде всего, художественный вкус, визуальный опыт, эрудированность, умение оригинально, трезво и быстро думать. Ничему этому научить нельзя - можно лишь научиться. Но вуз предоставит вам вполне плодородную почву для самостоятельного роста.

Где учиться

Дизайнерское образование требует усердия. Дизайн не терпит лентяев. Не путайте дизайн с иллюстрацией или фотографией, с рекламой или созданием сайтов. Не выбирайте дизайн, если не поступили на другую специальность: быстро устанете.

Ряд вузов, необязательно известных, предлагает высокий уровень именно дизайнерского образования. Отличить их несложно. Достаточно прийти на выставки (они всегда есть в холлах вузов) - и спросить себя: применимо ли в жизни то, что я вижу? Выставлены всегда работы, сделанные в ключе данного учебного заведения и с этой точки зрения считающиеся в вузе лучшими. Они применимы в жизни - прекрасно. Но если кроме красоты и эпатажа вы ничего не заметили, сколько ни смотрели, то в этом вузе преподают красоту и эпатаж, а вовсе не дизайн.

Как правило, хорошо учат дизайну люди со скромным характером, специалисты узкого профиля, которые помимо преподавания имеют дизайнерскую практику (я встречал таких всего трижды).

Увы, педагоги порой недопонимают суть дизайна, и в результате в каталогах «Лучший дизайн упаковки» или «Лучший промышленный дизайн» мы видим массу работ хотя и симпатичных - но, увы, не приспособленных наилучшим образом для потребителя, а потому непрофессиональных. Точный диагноз им - продукт вуза. Творческие, известные, харизматичные люди процессу дизайнерского обучения вредят. Не всегда они умеют учить. Даже обладая вкусом и имея свою точку зрения, приводить доводы в ее пользу звезда сочтет ниже своего достоинства - и попросту попытается навязать ее вам путем беспрестанного оценивания ваших работ. Оценки наставят учащегося на путь неистинный - и после окончания вуза полученные там навыки окажутся неприменимыми, а работать такой выпускник не сможет вообще.

Как строится обучение

За год до поступления начинаются подготовительные курсы. Даже если вы не умеете рисовать, годичные занятия с педагогом могут вас подковать. Также стоит походить на подготовительные курсы этого вуза по композиции. Во-первых, к вам привыкнут, во-вторых, часто в этот отрезок учебного времени сдвигают основополагающий курс так называемой пропедевтики. Вообще композиция (которая будет называться и пропедевтикой, и введением в специальность, и дизайном, и конструированием, и проектированием) - основной предмет. Именно на этих занятиях вы будете получать 60% всей полезной информации - если повезет с педагогом.

После подготовительных курсов вам предстоит сдать экзамены. Традиционно это творческий конкурс (средняя оценка от экзаменов по рисунку, живописи и композиции), языки русский (ЕГЭ) и иностранный - устно. Экзамены по творческим дисциплинам проходят так: на рисунок и на живопись ставится несложная постановка и дается для создания шедевра два дня по 4 часа на каждый предмет. (Другие варианты - 6 часов, экзамен сдают 1 день и т. п.) Композиция сдается в один день. Уносить работы нельзя: всё опечатывается вместе с аудиторией.

На первых двух курсах интересные предметы и задания вовлекут вас в специальность , а преподаватели постараются привить вам свой вкус и развеять стереотипное мышление, застоявшееся в нас на протяжении всей учебы в школе. Побудить человека мыслить оригинально - довольно сложная задача, и, когда вас просят изобразить ненависть или тоску, используя только квадратики из черного картона, которые нельзя рвать или красить, вы по-настоящему задумываетесь о том, что до сих пор мыслили плоско. На протяжении всего обучения вас будут учить компьютерным технологиям - вам предстоит освоить совершенно новый набор программ, - а также рисунку, живописи и, конечно, композиции.

На третьем курсе вы станете изучать специальные предметы более глубоко. Дело пойдет интереснее и веселее: начнутся конкурсы, выставки, первая работа... Не стоит, правда, забывать, что все художественные специальности требуют шестилетнего образования, и дизайн - не исключение. Можно ограничиться и степенью бакалавра, но тогда вы бездарно потратите четыре года вашей жизни: объемную программу уместить в настолько короткий срок просто невозможно.

Диплом защищают на шестом курсе. Задача - воспроизвести большой проект - например, разработать дизайн глянцевого журнала. По общему мнению всех дипломников, только если приступить к работе заранее, можно успеть всё в срок. Начните ее на пятом курсе - и будете вознаграждены: ваши однокурсники отстанут просто потому, что стартовали, когда полагается - на шестом курсе, - и не успели придать своим проектам финальный блеск.

Если вы успешно защитите диплом, то, вероятно, получите рекомендацию к продолжению образования в этом или других учебных заведениях - а это позволит обучаться даже, может быть, бесплатно. Некоторые вузы отправляют на стажировку за рубеж, другие - дают направление на работу… Однако помните, что не диплом, а приобретенные знания будут работать на вас, и только сила воли и трудолюбие помогут вам спасти мир.