Проекты по созданию электронных библиотек в интернете. Создание электронных ресурсов как один из факторов сохранения библиотечного фонда


Создание электронных ресурсов

как один из факторов сохранения библиотечного фонда

Библиотечные фонды, формирующиеся в течение многих лет, в эру информатизации общества знаний претерпели множество изменений в составе, способах комплектования, правилах хранения, формах раскрытия и использования. Все эти изменения нашли отражение в обеспечении информационных потребностей, в организации фонда и его использовании, постепенно усложняя задачи библиотек. Сегодня мы переживаем очередной этап развития библиотечных фондов, проходящих под активным воздействием электронной среды.

Ориентация на использование новых информационных технологий, кардинальные социально-экономические и политические преобразования в Украине меняют положение библиотеки в обществе, расширяют и усложняют функции и задачи вузовской библиотеки. Библиотеки высших учебных заведений с целью оперативного и качественного информационного обеспечения учебного, воспитательного и научного процесса особенное внимание уделяют созданию ЭР как фактору сохранения БФ. Приоритетным направлением деятельности библиотек вузов является создание ЭБ.

Физическое состояние библиотечного фонда напрямую зависит от условий его хранения. Статистика показывает, что более 70% фондов библиотек содержится в условиях, не соответствующих нормативам хранения литературы, так как большая часть фонда располагается в сырых подвальных помещениях. Единственный выход в такой ситуации – перевод части фонда на альтернативные носители и организация он-лайн доступа к научным ресурсам.

Обеспечение сохранности фонда - одна из основных функций, без надлежащего выполнения которой библиотеки со временем не смогут в полной мере удовлетворять запросы читателей. Приобретение современных средств оцифровки и хранения данных становится актуальной задачей.

^ Электронные ресурсы библиотеки - это совокупность электронных источников различных типов, на различных типах носителей, в т. ч. АБИС, электронные каталоги, веб-сайты, репозитарии, сетевые ресурсы в т. ч. системы метаданных (ссылки на ресурсы Интернет), медиатеки, электронные тематические коллекции документов, управленческая, инструктивно-методическая документация и т. п.

^ Современный электронный образовательный ресурс должен содержать способы привлечения внимания студента, мотивировать его на обучение и активную работу.

Поскольку основной задачей современной вузовской библиотеки является обеспечение научно-образовательного процесса остановимся более подробно на современных электронных образовательных ресурсах (ЭОР)

ЭОР можно разделить на несколько групп:


  • Текстографические . Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.

  • Гиппертекстовые . ЭОР этой группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту (гиппертекстовые ссылки на разделы, термины и т. п.).

  • Визуально-звуковые .

  • Мультимедиа. Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В нашем случае это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.
^ Электронная библиотека – комплексная информационная система сбора и хранения представленных в электронной форме документов разных типов и видов, которая обеспечивает при однократном вводе ресурса в систему возможность многоаспектной обработки и многократное использование информации для удовлетворения разнообразных информационных потребностей, с оперативным распределенным многопользовательским доступом через единый интерфейс.

Целью создания электронной библиотеки является совершенствование и повышение эффективности и оперативности обслуживания читателей, расширение способов сохранения культурного наследия, хранящегося в ее фондах, предотвращение износа физических экземпляров, расширение потенциально доступных источников комплектования библиотечных фондов, а также обеспечение дополнительных возможностей научно-исследовательской работы.

Электронные библиотеки можно поделить на несколько категорий:


  • Локальные (сетевые). Доступ к ресурсам таких библиотек осуществляется преимущественно в пределах локальной сети. Виртуальные (Интернет-библиотеки). Размещаются на серверах провайдеров удаленного доступа. Их еще называют он-лайн библиотеками или библиотеками удаленного доступа.

  • Медиатеки . Включают различные типы электронных документов, в том числе электронные библиотеки на различных типах носителей, Медиатеки могут быть внутренними (внутри ВНЗ, библиотеки и т. п.) и внешние (здание медиатеки, которая содержит комплексную информацию на различных типах носителей, с преобладанием электронных источников данных). Сейчас такие библиотеки функционируют во многих странах мира.
Следующий этап развития электронных библиотек - «Системы знаний» - совокупность различных типов электронных ресурсов (электронные библиотеки, репозитарии, электронные архивы научной информации, прикладное программное обеспечение, системы проектирования и разработки, системы метаданных и т. п.) Социальная значимость организации ЭБ, состоит в том, чтобы всемерно содействовать выполнению основной миссии библиотек – оперативного обеспечения общества максимально полной информацией, хранящейся в их фондах, используя для выполнения этой задачи новые информационные технологии и средства телекоммуникации.

Фондообразующими для ЭБ являются следующие пути пополнения:


  1. Оцифровка документов из фондов

  2. Создание собственных электронных изданий (в том числе электронных аналогов печатных изданий),

  3. Получение электронных документов из основных и дополнительных источников комплектования,
Фонд электронной библиотеки является совокупностью следующих основных и подсобных фондов:

  1. Депозитарный фонд архивных копий (основной фонд);

  2. Фонд документов на электронных носителях (основной фонд);

  3. Фонд пользовательских копий (подсобный фонд);

  4. Виртуальный фонд (подсобный фонд).
^

Состав фондов:


  1. В депозитарном фонде архивных копий хранятся :
- электронные копии, созданные по плану оцифровки, по индивидуальным и коллективным заказам, электронные издания, архив изданий.

Все материалы, находящиеся в депозитарном фонде электронной библиотеки, хранятся на носителях длительного хранения (CD, DVD и т.д. типа “только для чтения”, и т.д.).


  1. ^ В фонде документов на электронных носителях хранятся (основной фонд):
- документы, получаемые библиотекой из источников основного и дополнительного комплектования, в электронной форме, электронные копии документов из внешних источников или в рамках совместно осуществляемых проектов.

Все материалы записываются на электронные носители длительного хранения.


  1. ^ В фонде пользовательских копий хранятся (страховые копии): электронные копии созданные из отдельных документов, копии электронных изданий.

  2. Виртуальный фонд электронной библиотеки представляет собой часть действующего фонда пользовательских копий с динамически меняющимся содержанием. Виртуальный фонд содержит электронные ресурсы, получаемые из внешних источников во временное пользование (авторизованный on-line доступ к информации, размещенной на удаленных серверах).
К современным формам комплектования фондов электронными ресурсами относятся:

  • Участие в консорциумах (корпорациях) библиотек, организованных с целью совместного формирования и использования ресурсов;

  • Приобретение лицензий на право прямого доступа к электронным документам или версиям периодических изданий ограниченного доступа;

  • Приобретение онлайновых баз данных с правом их периодического обновления;

  • Подписка на периодические издания с правом прямого доступа к
полнотекстовым электронным версиям;

  • Приобретение и получение в дар компакт-дисков с электронными документми, изданиями, библиотеками, базами данных и т. п.
При создании электронных копий документов, хранящихся в библиотеке, либо получении электронных ресурсов из легитимных источников (от владельцев авторских прав, правообладателей, равно как и ресурсов, не являющихся объектами права) для ЭБ может быть создано несколько копий или экземпляров одного и того же документа с одинаковыми или разными техническими характеристиками.

Библиотека ВДПУ принимает участие в нескольких корпоративных проектах, среди которых Центральный украинский кооперативный каталог (ЦУКК), региональный кооперативный каталог (РКК), всеукраинский проект «Украиника наукова». Сейчас проходит предварительная подготовка всеукраинского проекта «Создание цифровых копий изданий ценного и редкого фонда» (координатор – ГНПБ Украины им. В. Сухомлинского). Библиотека ВДПУ входит в состав кандидатов.

Библиотека формирует цифровые копии документов и по запросам кафедр университета.

Так с целью пополнения фонда исторической литературы, на основе материалов и изданий кафедры истории славянских народов, формировались цифровые копии изданий и обрабатывались программой компьютерной графики фотокопии отдельных документов. На их базе сформировано DJVU (.PDF) документы. Таблица иллюстрирует данный процесс.


^ Назва услуги

Количество названий назв

Количество страниц

Формирование.DJVU (.PDF) документовв из фотокопийй изданий

30

4449

Оцифровка изданий и формирование.DJVU (.PDF) документов

3

1185

Итого

33

5634

Таб. 1

При формировании базы данных «Ценный и редкий фонд» производится оцифровка фрагментов и иллюстраций отдельных изданий.

Одной из современных электронных технологий, внедряемых в практику работы библиотек, является электронная доставка документов (ЭДД).

Электронная почта (ситема Skype, Интернет-хранилища открытого доступа, и подобные им системы обмена данными) дают возможность оперативно передавать и принимать заказы, направляемые по МБА. Служба электронной доставки строится на основе сводных каталогов, позволяющих быстро установить место хранения нужного пользователю документа. Создаваемые сводные электронные каталоги предусматривают функцию прямого заказа необходимых материалов.

Объектом доставки является электронный документ, он может содержать не только текстовую, но и другую, самую различную информацию. Электронная доставка документов по существу – это тот же МБА, только на более высоком уровне, в качестве средства передачи используются компьютерные сети, и стоимость доставки не зависит от удаленности источника. Технология ЭДД создает реальную основу электронной библиотеки, которая, в свою очередь, предоставляет новые возможности для поиска документов. Это – распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов, получаемые в удобном для пользователя виде. По мере развития службы электронной доставки библиотеками будут формироваться полнотекстовые базы данных часто запрашиваемых документов, что значительно сократит трудоемкость и стоимость обслуживания.

Библиотека ВДПУ исполняет ЭДД на запросы пользователей и коллег из других библиотек. Наблюдается и определенная динамика роста этой услуги. Так в 2010 г. выполнено ЭДД - 114 документов. На сегодняшний день ЭДД в 2011 г. – 228 док.

Чтобы удовлетворять потребности современного пользователя, библиотеки не могут оставаться в стороне от потока электронной информации, им необходимо приобщение к последним достижениям в области информационных, коммуникационных и мультимедийных технологий, называемых «технологиями информационного общества».

Главным стратегическим направлением в развитии фондов становится расширение комплектования цифровыми материалами. Многие библиотеки сегодня считают одним из главных приоритетов своей деятельности на ближайшее будущее разработку последовательной стратегии оцифровывания фондов.

Библиотека ВДПУ формирует электронный каталог с 2004 года, медиатеку с 2005 года, полнотекстовую БД, электронные коллекции, виртуальную библиотеку с 2006 года.

На сегодняшний день электронный ресурс библиотеки состоит из фондов нескольких типов:

Баз данных электронного каталога – (165561 док. в БД доступных читателям);

Интернет- каталога библиотеки, который насчитывает более 115 тыс. документов и доступен через сайт библиотеки.

Ресурсов на магнитных и оптических носителях – (534 единиц хранения);

Локальных сетевых ресурсов. Так БД «Полнотекстовые издания» доступная в клиент-серверной локальной сети библиотеки состоит из более чем 2600 электронных документов за основными разделами знаний.

Интернет-ресурсов (виртуальной библиотеки).

Интернет-навигатор библиотеки включает около 1400 сссылок на ресурсы различной тематики в том числе:


  • научные и образовательные – 491 ссылка

  • полнотекстовые электронные библиотеки – 146

  • краеведческие – 159

  • библиотечные – 602
- на сайте библиотеки выставляются полные тексты изданий библиотеки, и методических модулей, на очереди формирование репозитария;

Архива выполненных читательских запросов;

Коллекции изображений в т. ч. портретов персоналий Украины и мира;

Тематических коллекций «Винниччина в Интернете» и «Подольские персоналии»;

Тематической подборки «Библиотечному специалисту».

^ Электронный каталог библиотеки используется для поиска таких материалов, как книги, периодические издания, аудио, видео, CD (DVD) - изданий. Каталог предоставляет каждому пользователю возможность отбора перечня необходимой литературы и сохранения списка библиографических записей.

В библиотечном электронном каталоге реализована возможность полнотекстового открытого доступа к электронным книгам и публикациям. Электронный библиотечный каталог обеспечивает доступ к библиографическим записям книг, публикаций, мультимедийных и электронных ресурсов.

Электронный каталог позволяет легко находить источник или группу документальных источников информации по интересующей читателя тематике. С этой целью поиск может быть реализован по таким признакам, как автор, название, предметная рубрика, ключевое слово и т.

Важной составляющей ЭР является медиатека, содержащая информацию на трёх видах носителей: магнитном (аудио- и видеокассеты), цифровом (компьютеры и программное обеспечение) и телекоммуникативном (компьютерные сети). Актуальной становится задача надежности электронных средств хранения и транспортировки данных.

Сохранив прежние функции, библиотека раздвигает границы и превращается в центр хранения информации как на традиционных,так и электронных носителях, совмещая в себе различные методы подачи и обработки информации.

^ Використані джерела:


  1. Воскобойнікова-Гузєва, О. Бібліотекознавча спадщина: формування електронних ресурсів: Міжнародна наукова конференція "Інтернет/екстранет - ресурси в наукових бібліотеках" / О. Воскобойнікова-Гузєва, Л. Петрова, С. Масловська // Бібліотечний вісник. - 2007. - № 6. - С. 35-38.

  2. Електронні інформаційні ресурси: створення, використання, доступ: збірник матеріалів Республіканської науково- практичної Інтернет-конференції м. Вінниця, 12-18 квітня 2010 року / ВНТУ. - 2010

  3. Іваницька, Тамара. Інформаційний простір бібліотеки: нові технології - нові можливості : Одеському державному економічному університету 90 років / Т. Іваницька, Н. Фадєєва // Вища школа. - 2011. - № 4. - С. 113-122

  4. Кислюк, Л. Аналіз структури та ступеня впровадження електронних ресурсів і баз даних бібліотек вищих навчальних закладів України / Л. Кислюк // Вісник Книжкової палати. - 2009. - № 3. - С. 28-31

  5. Колесникова, Тетяна. Електронні форми бібліотек ВНЗ як вищий рівень інформатизації бібліотечної діяльності в освіті / Т. Колесникова // Вісник Книжкової палати. - 2011. - № 3. - С. 23-28

  6. Кузнєцова, М. Корпоративні умови формування системи краєзнавчих електронних ресурсів бібліотек України / М. Кузнєцова // Вісник Книжкової палати. - 2008. -№ 10. - С. 20-23

  7. Левківський, Казимир. Бібліотека вищого навчального закладу - ключова ланка інформаційного забезпечення навчального процесу на сучасному етапі / К. Левківський // Вища школа. - 2008. - № 5. - С. 33-41

  8. Лопата, О. Електронні ресурси: порядок доступу та їх використання читачами наукової бібліотеки / О. Лопата // Бібліотечний вісник. - 2010. - № 3. - С. 8-15

  9. Лопата, О. Практика використання електронних інформаційних ресурсів читачами сучасної наукової бібліотеки / О. Лопата // Вісник Книжкової палати. - 2010. - № 4. - С. 25-29

  10. Лопата, О. Практика використання електронних інформаційних ресурсів читачами сучасної наукової бібліотеки / О. Лопата // Вісник Книжкової палати. - 2010. - № 5. - С. 35-39

  11. Маєр, Тетяна. Електронні інформаційні ресурси / Т. Маєр // Пам"ять століть. - 2010. - № 1/2. - С. 52-60.

  12. Наукові праці Національної бібліотеки України імені В. І. Вернадського: інформаційні технології в системі інноваційної діяльності наукової бібліотеки. Вип. 20/ ред. О. В. Воскобойнікова-Гузєва. - 2008

  13. Пасмор, Надія. Деякі питання формування і розвитку електронного навчального середовища ВНЗ / Надія Пасмор // Вища школа. - 2008. - № 8. - С. 49-59

  14. Cоловяненко, Д. Академічні бібліотеки у новому соціотехнічному вимірі: Частина друга. Інфрастуктура зберігання електронних науково-інформаційних ресурсів / Д. Cоловяненко // Бібліотечний вісник. - 2010. - № 5. - С. 3-15

  15. Трачук, Л. Електронні бібліографічні ресурси віддаленого доступу на сайтах українських бібліотек / Л. Трачук // Вісник Книжкової палати. - 2008. - № 12. - С. 10-13

  16. Шамралюк, О.Л. Електронні бібліотеки - механізм своєчасного отримання інформації / О.Л. Шамралюк // Шкільна бібліотека. - 2008. - № 5. - С. 50-51.

  17. Шаронова, Н. Актуалізація феномена електронних ресурсів бібліотек у системі наукових комунікацій / Н. Шаронова // Бібліотечний вісник. - 2008. - № 3. - С. 47-50

  18. Шемаєва Г. Електронні ресурси бібліотек України в інформаційному забезпеченні науки: стан та перспективи розвитку / Шемаєва Г. // Вісник Книжкової палати. - 2006. - № 8. - С. 29 - 32

  19. Шемаєва, Г. Електронні ресурси бібліотек України в інформаційному забезпеченні науки: стан та перспективи розвитку / Г. Шемаєва // Бібліотечна планета. - 2006. - № 4.-С.21-25

  20. Ярошенко, Т. Проект "Електронна бібліотека: центри знань в університетах України" - інновації через співробітництво / Т. Ярошенко // Бібліотечний вісник. - 2009. - № 3. - С. 3-5

  21. Ярошенко, Т. Семінар "Електронні ресурси для науки та освіти" / Т. Ярошенко // Бібліотечна планета. - 2008. - № 1.-С.35

В основе государственной и муниципальной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности населения к информации и культурным ценностям, которые накапливают и предоставляют населению библиотеки. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек одной из главных задач развития библиотек считает работу по преодолению «цифрового разрыва», который существует в обществе. Документ утверждает – «библиотеки должны стать электронным окном в информационный мир» для всех своих пользователей. В связи с этим информатизация библиотек предоставляет возможности для полноценной реализации права человека на информацию, внедрение информационных технологий рассматривается как одна из форм развития библиотечной деятельности, направленной на поддержку образовательной, культурной, информационной сфер жизни общества.

Одной из актуальных задач дальнейшего информационного развития библиотек и их включения в жизнь местного сообщества является реализация социально значимых проектов. В настоящее время библиотеки способны активно включиться в работу по формированию новой системы взаимоотношений граждан и органов власти – взаимодействию в электронной среде.

Использование в информационно-библиотечном обслуживании новых информационных технологий позволит населению города, в первую очередь социально незащищенным и малообеспеченным гражданам, не имеющим доступа к современным средствам коммуникации (отсутствие компьютера, Интернет-связи), воспользоваться современными услугами, предоставляемыми государственными и муниципальными структурами в электронном режиме. Особенно актуальной становится и проблема широкого просвещения населения в вопросах функционирования «Электронного правительства», навыков использования порталов государственных и муниципальных услуг, необходимости включения каждого в систему «Электронный гражданин».

В настоящий период в г. Ставрополе действует муниципальная Централизованная библиотечная система (МБУ СЦБС), сформированная в соответствии с потребностями населения и учетом местных условий и включающая 17 структурных подразделений. Услугами библиотек пользуются около 75 тыс. горожан. Универсальный фонд насчитывает более 760 тыс. единиц хранения, включая печатные издания, аудио- и видеоматериалы, компакт-диски. В современных условиях традиционные виды носителей информации (печатные) активно дополняются новыми – электронными документами. Все библиотеки МБУ СЦБС с 2012 г. пользуются ресурсами полнотекстовых электронных баз данных НЭБ-ридер и ЛитРес. Доступ к этим ресурсам возможен для пользователей библиотек только с использованием современных средств телекоммуникаций.

В центральной библиотеке на базе Публичного центра правовой информации предоставляется доступ к справочно-правовой системе «Консультант Плюс», другим правовым базам данных. В библиотеках-филиалах накоплен большой массив социально значимой информации по вопросам образования, здравоохранения, культурного развития и взаимодействия. В своей работе библиотеки активно сотрудничают с государственными, муниципальными, общественными организациями. Действующие в библиотеках клубы объединяют более 500 человек, среди которых дети и молодежь, пенсионеры и люди с ограниченными возможностями.

Реализованная в 2010-2011 гг. городская программа информатизации библиотек позволила значительно расширить возможности предоставления доступа населения к электронным информационным ресурсам. Компьютерный парк МБУ СЦБС составляют 102 машины, 25 из которых используются для самостоятельной работы пользователей библиотек. Все структурные подразделения имеют доступ в Интернет. Современную техническую базу библиотек дополняет копировальная техника и специализированное программное обеспечение.

Компьютеризация муниципальных библиотек имеет, как свои достижения, так и проблемы. Достижения МБУ СЦБС в области внедрения и освоения компьютерных технологий:

– Компьютеризированы все структурные подразделения МБУ СЦБС; в библиотеках-филиалах организовано не менее одного компьютерного рабочего места для пользователей;

– В 2008 году создан и успешно функционирует сайт МУ СЦБС , предлагающий удаленным пользователям информацию о ресурсах и услугах библиотек, собственные БД и документы;

– Ведется активное пополнение электронного каталога (на базе АИБС «Моя библиотека», Liber-Media), доступ к электронному каталогу осуществляется на сайте СЦБС;

– Автоматизация библиотечных процессов позволяет предоставлять спектр услуг в электронной форме:

Информировать о ресурсах и услугах библиотек на сайте (электронный каталог, виртуальные - выставки, актуальные обзоры и пр.),

Создавать собственные электронные продукты,

Вести оперативное индивидуальное и групповое информирование по электронной почте,

Консультировать пользователей по вопросам поиска информации в Интернет и др.;

– Демонстрационное оборудование (проекторы, большие телевизионные панели) позволяет вести широкую информационную и просветительскую работу по различным направлениям с широким применением электронных технологий.

Дальнейшее развитие современных форм работы с различными категориями населения на основе расширения новых видов услуг и использования электронных сервисов библиотек МБУ СЦБС возможно при решении ряда проблем:

– Для развития инфраструктуры доступа населения к электронным ресурсам необходима продуманная маркетинговая политика деятельности библиотеки, увеличение количества компьютерного оборудования, предоставляемого для самостоятельной работы пользователей, формирование комфортной библиотечной среды;

– Осуществление полноценного доступа к электронным ресурсам ограничивается низкой скоростью Интернет-трафика и отсутствием финансирования его оплаты;

– Расширение видов услуг, предоставляемых в электронной среде, делает необходимым повышение информационной и компьютерной грамотности библиотечных специалистов и пользователей библиотек.

Реализация предлагаемой программы позволит, как расширить возможности горожан в получении качественных информационно-библиотечных услуг, так и сформировать систему действенной помощи социально незащищенным слоям населения в доступе к информации и услугам, предоставляемых в электронном режиме.

Исходя из этого, приоритетными направлениями финансирования программы информационного развития библиотек города являются:

– организация компьютеризированных рабочих мест пользователей, включая приобретение дополнительного компьютерного оборудования, мебели и оплату подключений к Интернет;

– формирование полнотекстовых баз данных, ядром которых должны стать оцифрованные документы краеведческого, библиографического и методического характера;

– проведение мероприятий обучающего и консультативного характера для различных категорий населения в целях развития информационной грамотности;

– организация системы мероприятий по обобщению опыта взаимодействия органов власти и библиотек в области использования новых электронных сервисов и реализации просветительских проектов для населения.

Практическое решение обозначенных проблем возможно при условии приоритетного и реального финансирования и дальнейшего внедрения электронных технологий. Программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач Программы позволит муниципальным библиотекам стать современными информационными центрами, способствующими развитию, как отдельной личности, так и социума в целом.

2. Основные цели, задачи

Целью данной Программы является расширение возможностей доступа населения к библиотечно-информационным услугам, предоставляемым в электронной форме.

– Включение библиотек МБУ СЦБС в процесс формирования муниципальной информационной системы по предоставлению населению услуг в электронной форме;

– Расширение спектра информационно-библиотечных услуг, оказываемых МБУ СЦБС с использованием новых информационных технологий, повышение качества услуг, комфортности информационного сервиса;

– Реализация проектов, направленных на повышение уровня информационной культуры жителей города, в первую очередь, социально незащищенных слоев населения, просвещение населения по вопросам взаимодействия в электронной среде.

3. Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2013-2015 годы.

4. Система программных мероприятий

4.1. Организация общественного доступа населения к информации и услугам, предоставляемым в электронном виде.

Основные программные мероприятия:

– Расширение функций деятельности ПЦПИ в сфере накопления и предоставления правовой и социально значимой информации;

– Создание на базе библиотек-филиалов точек общественного доступа, увеличение рабочих мест пользователей для комфортного использования электронных ресурсов,

– подключение всех точек общественного доступа к услугам быстрой безлимитной Интернет-связи;

– установка на базе городских библиотек-филиалов информационных киосков, обеспечивающих прямой доступ населения к городским порталам, прежде всего социальной, образовательной и культурной направленности, городским информационным ресурсам, создаваемым в рамках программы «Электронное правительство»;

– оснащение библиотек специальной мебелью, выставочными стеллажами.

Реализация данных программных мероприятий позволит укрепить информационный и социальный статус библиотек, расширить возможности доступа населения к новым видам муниципальных услуг.

4.2. Расширение спектра информационно-библиотечных услуг.

– накопление социально значимой информации (по вопросам экологии, здравоохранения, образования, защиты прав потребителей и пр.) и организация доступа к ней путем создания электронных баз данных;

– организация предоставления доступа к полнотекстовым электронным базам данных и подписка на электронные версии наиболее популярных периодических изданий;

– организацию доступа населения к информации о ресурсах библиотек посредством электронного каталога (пополнение электронного каталога новыми записями, совершенствование организации и поисковых возможностей АИБС «Моя библиотека», организация доступа к электронному каталогу через сайт СЦБС);

– организацию интегрированного поиска по электронным каталогам российских библиотек, архивов, музеев и других учреждений, создание и поддержание удаленного доступа к официальным сайтам Президента Российской Федерации, Губернатора Ставропольского края и Главы г. Ставрополя, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и иных структур гражданского общества;

– размещение информационного баннера МБУ СЦБС на сайтах культурных и образовательных учреждений города;

Комплекс программных мероприятий позволит усилить информационную базу библиотек и расширить возможность предоставления доступа населения к электронным ресурсам.

4.3. Реализация проектов, направленных на просвещение населения и повышение информационной грамотности.

Основные программные мероприятия предусматривают:

– предоставление консультационной поддержки пользователям по работе с информационными ресурсами и программными средствами;

– организацию Школы информационного комфорта, ориентированной на различный уровень владения пользователями компьютерными, информационными и телекоммуникационными технологиями:

Образовательный комплекс для лиц пожилого возраста, малообеспеченных слоев населения «Электронный поворот»;

Образовательный комплекс для молодежи «Гражданин в пространстве Интернет»;

Образовательный комплекс для детей и родителей «Безопасный Интернет»;

– укомплектование библиотек-филиалов демонстрационным оборудованием для проведения консультационных и образовательных мероприятий;

– организацию «круглых столов», консультаций и деловых встреч с представителями органов власти по вопросам использования порталов муниципальной информации и регистрации «электронного гражданина».

Реализация данных программных мероприятий окажет активное содействие формированию информационных потребностей жителей города и удовлетворению этих потребностей посредством современных компьютерных технологий.

4.4. Организационная деятельность:

Основные программные мероприятия предусматривают:

– проведение консультационных и обучающих мероприятий для сотрудников библиотек по вопросам оказания новых информационных услуг с использованием телекоммуникационных технологий;

– заключение договорных соглашений о взаимодействии библиотек и структур органов власти, ответственных за работу портала муниципальной информации;

7. Оценка эффективности реализации Программы.

Реализация мероприятий Программы будет способствовать позитивным изменениям в библиотечно-информационном обслуживании населения города Ставрополя и обеспечит:

– утверждение муниципальных библиотек как социально ориентированных информационных центров, составляющих основу культурной и информационной жизни города;

– развитие современных форм работы с различными категориями населения на основе расширения видов услуг;

– привлечение новых пользователей в библиотеки города;

увеличение количества горожан, обращающихся за информацией, в том числе муниципальной, предоставляемой в электронном виде.

Успешная реализация данной программы позволит МБУ СЦБС стать площадкой передового опыта в вопросах организации работы общественных точек доступа населения к информации и услугам, предоставляемым в электронном виде, поднять свой статус в библиотечном и местном сообществе.

Предлагаемые целевые индикаторы:

1. Увеличение автоматизированных рабочих мест для пользователей библиотек.

2. Формирование современного внешнего и внутреннего облика библиотек, увеличение популярности библиотечных услуг у населения.

3. Увеличение числа услуг, оказываемых с применением электронных технологий.

4. Создание собственных баз данных (библиографических, полнотекстовых), формирование собственных электронных коллекций.

5. Увеличение количества пользователей библиотек, имеющих навыки использования ИКТ в повседневной деятельности.

С появлением более жестких требований к электронным библиотечным ресурсам в ВУЗах, а именно требовании обеcпечить доступ к электронно-библиотечной системе, возник ряд технологических и организационных вопросов, как же этим требованиям можно соответствовать. В прошлый раз на основе доклада с конференции "Менеджмент ВУЗовских библиотек" мы затронули тему внешних электронно-библиотечных систем. Сегодня хотелось бы остановиться уже на создании собственной электронно-библиотечной системы в ВУЗе. Заметим, что это будет внутренняя ЭБС, основанная как правило на электронной библиотеке ВУЗа, на уже накопленных электронных изданиях, но в то же время принадлежащая библиотеке и как внешняя ЭБС соответствующая всем требованиям ФГОС ВПО. Кроме того, данную проблему я собираюсь осветить на ближайшей конференции в Екатеринбурге «Университетская библиотека: отвечая на вызовы времени» . Поэтому данный пост носит некий обобщающий характер, предоставляя общую информацию и основные особенности. В свою очередь от читателей хотелось бы услышать как можно больше вопросов, касающихся данной тематики. Так проработка вопроса будет более глубокой, и у нас получится совместить онлайн с оффлайном, вынося коммуникацию в оба формата общения.

Вся работа по созданию собственной электронно-библиотечной системы сводится к трем взаимодополняемым направлениям: организационное , контентное и технологическое .

Организационная часть включает в себя прежде всего обеспечение регистрационных требований. Сюда относят регистрацию электронного средства массовой информации и регистрацию базы данных материалов . С первым проблем возникает минимум. Регистрация осуществляется в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Готовится пакет документов. Вместе с заявлением набирается порядка 5 документов, которые направляются в РосКомНадзор. В данном случае в качестве СМИ регистрируется сайт. Основные трудности могут возникнуть только при заполнении заявления. Регистрацию БД осуществляет федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Также требуется собрать около 4 различных документов. Однако здесь возникает интересный нюанс, на который уже успел обратить внимание один из читателей нашего сообщества. Подробнее о нем в комментариях к посту. Очевидно, что база данных создается на основе трудов преподавателей: книг, методических пособий и прочей учебно-методической литературы. Это уже контентная сторона вопроса, мы ее коснемся отдельно. Также в регистрационных требованиях нельзя забывать про программное обеспечение , обеспечивающее работу ЭБС. Фактически это софт электронной библиотеки. Если это собственная разработка университета, то такая программа должна быть аналогичным образом как и БД зарегистрирована (в РосПатенте регистрация БД и программ для ЭВМ рассматриваются совместно). Причем стоит обратить внимание, что любые open source программы зарегистрировать нельзя. А сейчас многие электронные библиотеки ВУЗов зачастую используют как раз бесплатное ПО, как например DSpace. Если используется проприетарное ПО, то должна быть соответствующая лицензия на его использование.

Контентная часть - самая важная составляющая, ведь электронно-библиотечной системой мы собираемся поддерживать образовательный процесс, а учебные материалы являются основным его звеном. К сожалению, формальные требования добрались и сюда. В собственной ЭБС в качестве контента в первую очередь выступают труды преподавателей университета. Причем по требованиям они должны охватывать все основные изучаемые дисциплины. Это немаловажный момент, про который не стоит забывать. Любопытно, что в требованиях конкретное количество изданий по каждой дисциплине не указано, главное чтобы хоть что-то было. Однако есть ограничения на "свежесть" литературы - 5 или 10 лет в зависимости от ее профиля. Еще одним важным моментом является правильное оформление прав на учебную литературу. Не во всех ВУЗах этот процесс поставлен. Здесь надо обратить внимание либо на заключение договоров с авторами, либо на выстраивание правильных политик, касающихся служебного произведения. Также в электронно-библиотечной системе можно использовать внешний контент. Однако здесь надо быть внимательным при его покупке. Одно из требований к ЭБС - обеспечение доступа к каждому изданию 25% обучающихся. Соответственно в момент покупки это должно учитываться.

Технологическая часть состоит из обеспечения программно-аппартным комплексом вашей ЭБС. В регистрационной части мы затронули момент, касающийся программного обеспечения для ЭБС. Так вот, данный софт также должен закрывать некоторые требования, а именно, чтобы обращение к вашей ЭБС осуществлялось через Интернет и ЭБС выдерживала нагрузку одновременного индивидуального доступа 25% обучающихся. Это все относится непосредственно к требованиям. С практической точки зрения разрабатываемая система должна быть понятна и доступна пользователям. Все базовые функции - добавление новой книги, редактирование метаданных, поиски и тд - не должны вызывать трудностей. Система обязательно должна взаимодействовать с АБИС, где-то что-то заимствовать/передавать; пользователь, просматривая каталог, должен знать, есть ли данная книга в электронном виде или нет. Конечно же, у выбранного ПО должен быть потенциал для развития, т.е. должно быть выбрано масштабируемое решение, в которое библиотека может вкладываться и которое можно постоянно улучшать. Плюс должны быть некие свободные серверные мощности для развертываемой системы.

Создание собственной ЭБС несомненно имеет ряд объективных преимуществ для библиотеки и конечного пользователя. Создается что-то свое, приводится в порядок вузовский электронный учебно-методический материал, используются уже имеющиеся наработки в области электроннных библиотек. Но все эти достоинства требуют тщательной работы и поставленного процесса, что и необходимо учитывать принимая решение об ЭБС.

В этой статье вы узнаете, как я решил все эти вопросы и организовал личную электронную библиотеку с помощью онлайнового сервиса Springpad. Забегая вперед, скажу, что полученный результат меня полностью удовлетворил, поэтому мне показалось, что этот опыт вполне достоин вашего внимания.

Прежде всего, хочу перечислить список задач, которые мне хотелось решить с помощью данного сервиса. Уверен, что большинство из них знакомы любому книголюбу.

Как видите, список не маленький, но для всех его пунктов в Springpad нашлись нужные функции. Напомню, что Springpad — это сервис для хранения ваших заметок, ссылок, картинок и других материалов, который можно . Вся информация в нем может быть организована в виде отдельных блокнотов. Блокноты бывают обычные и специальные, предназначенные для хранения только определенного рода информации. В качестве одного из таких специальных блокнотов разработчики предлагают нам отдельный каталог для хранения своей книжной коллекции. Посмотрим, как его можно использовать в наших целях.

Добавление книг

Добавлять книги в Springpad можно несколькими способами. Есть веб-интерфейс, специальные расширения-клипперы для браузеров, мобильные приложения для Android и iOS. Таким образом, где бы вы ни нашли упоминание о интересующем вас издании — на веб-странице, в письме, форуме или чате — его тут же можно отправить в свой список чтения. Окно добавления выглядит следующим образом.

Если вы вводите название на английском, то сервис сам поищет для вас соответствующую информацию и аккуратно заполнит все поля, включая обложку, жанр, автора и даже короткое описание. Для русскоязычных изданий придется сделать все это вручную, что, однако, совсем не трудно. В результате ваш список чтения приобретает такой аппетитный вид, как на иллюстрации в начале этого поста, или же, если предпочитаете, то более скромный, в виде списка.

Загрузка файлов

Чтобы не терять время в поисках загруженных, купленных, взятых почитать когда-то книг среди архивов по всему жесткому диску, их лучше всего хранить в одном месте. Электронная библиотека на основе сервиса Springpad подходит для этого просто замечательно, потому что позволяет загружать неограниченное количество файлов, размер которых не превышает 25 Мб, что более чем достаточно для текстов.

Для добавления файлов открываем меню редактирования книги и выбираем пункт Add Link or File . После загрузки файла он появится внизу под изображением обложки. Теперь все ваши архивы будут в полном порядке и готовы к загрузке на любое устройство, которое вы предпочитаете использовать для чтения.

После прочтения

Лично мне, наверняка как и многим книгоманам, не хочется так сразу расставаться с понравившимися книгами. К тому же иногда приходится обращаться к материалу повторно, чтобы уточнить какие-либо нюансы. Поэтому необходимо, чтобы прочитанные книги перемещались на особую полку, где никому бы не мешали, но были всегда под рукой. И в Springpad это очень хорошо предусмотрено.

Просто передвигаем переключатель, который имеется на карточке каждого издания, в положение Read, и книжка отправляется на полку прочитанного. Одновременно появляется небольшое окошко с предложением написать свой отзыв-комментарий о содержании. Тут же вы можете оценить книгу по пятибалльной системе. Те книги, которые получат от вас оценку в четыре и пять баллов, отправятся на особую полку избранного.

Совместное использование

Разумеется, предложенный мной подход, несмотря на все его достоинства, не лишен и недостатков. Springpad ни в коем случае не подойдет тем людям, которые скачивают и хранят на своих жестких дисках гигабайты текстов. Предложенный мной подход подразумевает ручное добавление книг, самостоятельный поиск обложек, написание комментариев о впечатлениях от прочитанного. Одним словом, этот способ больше подойдет тем, кто действительно читает, а не собирает многотомные архивы, которые, увы, так никогда и не будут открыты.