Проблемы противодействия распространению экстремизма через сеть интернет. План элективного курса «Обеспечение информационной безопасности личности школьника в условиях современности»

Профилактика экстремизма в сети Интернет

1 слайд

Распространение молодежного экстремизма в России стало одной из острейших проблем. С каждым годом увеличивается количество преступлений, растет уровень насилия, его проявления становятся более жестокими и профессиональными.

В широком смысле, экстремизм понимается как приверженность к крайним взглядам и мерам.

2 слайд

Молодежный экстремизм как массовое явление выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в их отрицании.

3 слайд

Конкретные проявления экстремизма затрагивают различные сферы жизнедеятельности, поэтому различают несколько его форм: бытовой, социально-протестный, политический, национально-этнический, религиозный и терроризм, как крайняя форма экстремизма.

Что приводит к возникновению экстремизма в молодежной среде?

Среди факторов возникновения экстремизма в молодежной среде можно условно выделить несколько категорий:

    социально-экономические

    групповые

    личностные (психологические).

В группу социально-экономических факторов могут входить, например:

    безработица;

    наблюдаемый в мире распад системы ценностей и др.

Среди групповых факторов могут быть выделены следующие:

    установки, предубеждения родителей;

    взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников);

Если на социум в целом мы не можем оказывать должное влияние, то работа с личностными факторами находится в зоне нашей компетенции.

4 слайд

Какие же личностные (психологические) факторы могут повлиять на привлечение подростков к экстремизму?

Среди них можно выделить:

    индивидуально-психологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие чувствительность и чувство эмпатии – способность сопереживать другому человеку);

    эмоциональные особенности (состояние психического напряжения, переживание утраты, горя и т. п.);

    отсутствие жизненных целей и ценностей;

    непонимание и конфликтные отношения в семье.

Что делает ребенок, если он не находит решения проблем самостоятельно и не обращается за помощью к нам, взрослым?

Часто ответы на наболевшие вопросы дети находят в сети Интернет, где им пытаются ложно помочь.

В настоящее время черный Интернет является рассадником преступников и людей с извращенным мировосприятием, который находится всего лишь в паре щелчков мышкой от обычного Интернета. А подросток, находящийся в проблемной ситуации – находка для различного рода преступников.

Как осуществляется вовлечение молодежи в экстремистские организации?

Очень часто предварительно, перед знакомством для последующей вербовки, вербовщики могут исследовать странички в социальных сетях – это кладезь для психоанализа и первичного отбора более подходящих для вербовки личностей.

Еще один способ – группы, которые публикуют грубые шутки с иллюстрациями, демотиваторы – среди подростков это сейчас очень популярно. Экстремистские организации создают похожие сообщества и в них начинают копировать эту информацию. Таким образом, набирается, большое количество человек и уже этой публике пытаются предложить какие-то свои идеи.

Все подобные мероприятия нацелены на разрушение традиционных ценностей и норм морали. В конечном счете, у подростка отключается критическое мышление, он не воспринимает логические доводы, перестает общаться со своими родными и близкими - единственными, кто его понимает, становятся другие виртуальные люди.

Слайд 5

Важно помнить, что попадание подростка под отрицательное влияние легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой.

Профилактика экстремизма заключается в разъяснении и ограничении.

Несколько простых правил помогут существенно снизить риск попадания вашего ребенка в запрещённые религиозные организации, экстремистские движения и террористические организации:

    Беседовать с детьми об их друзьях в Интернет и о том, чем они занимаются. Спрашивать о людях, с которыми подростки общаются по мгновенному обмену сообщениями и убедиться, что эти люди им знакомы.

    Интересоваться, в каких группах состоят дети, с кем общаются.

    Научите ребенка не распространять личную информацию.

    Настаивать, чтобы дети осторожно соглашались или не соглашались вовсе на личные встречи с друзьями из Интернета. Напоминайте, какие опасности это может за собой повлечь.

    Помогать им защититься от спама. Научить подростков не выдавать в Интернет своего электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры

    Постоянно напоминать, что ребята ни в коем случае не должны использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

    В младшем возрасте желательно разрешать пользоваться ресурсами Интернета только в присутствии родителей.

    Регулярно проводите время в Интернете вместе с вашим ребенком. Совместные виртуальные увлечения переносите на реальные.

    Приучить вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет.

    Используйте программы родительского контроля, интернет-фильтры.

Слайд 6

И в заключении хочется отметить, что мы, взрослые, своим личным примером должны научить своих детей соблюдать нормы, принятые в социальном обществе, жить без насилия.

И помнить, что лучшая профилактика – это внимание и любовь к ребенку.

Для написания данной статьи были в муках проанализированы Федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности», «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях; а также Постановление Пленума Верховного суда «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»; Постановление Правительства «О единой автоматизированной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Естественно (кто бы сомневался!), обнаружились некоторые весьма существенные противоречия между данными актами. Но обо всем по порядку.

I. Что такое «экстремизм»?


В соответствии с ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», это:
А) насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации.
То есть - для признания действий/речей/материалов экстремистскими, они должны быть направлены на видоизменение основополагающих принципов, закреплённых в Главе 1 Конституции (светскость, демократизм, федерализм, запрет идеологии и т.п.), путём кровавой революции, сопряженной с убийствами, насилием и прочим, а не мирной реформы. НЕ МОГУТ считаться экстремизмом, к примеру, предложения об отставке Президента (если они не сопряжены с необходимостью его убить), или даже об установлении государственной идеологии («православного христианства», например, как говаривал Г.Л. Стерлигов), которые при этом не сочетаются с обоснованием или призывами к применению насилия для реализации данных предложений.
Союз «И» вместо (или «вместе») «ИЛИ» ставит в тупик. Неужели для экстремизма необходимо как, образно говоря, призывать установить идеологию насильно, так и, одновременно с тем, разделить страну на части? Кстати, еще вопрос - будет ли относиться к нарушению территориальной целостности страны присоединение к ней других территорий? И должно ли быть «насильственным» нарушение территориальной целостности? Будет ли считаться экстремистским мнение о необходимости, к примеру, разделения РФ на конфедерацию, или нечто вроде «отдать Сахалин Японцам»? Или необходимо обязательно говорить именно о насильственном разделении?

Б) публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

В) возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
Опять же, одна фраза - и куча вопросов. Что есть «социальная» рознь? По каким критериям она определяется? К «религиозной розни» будет ли относиться таковая, проявляемая на почве атеизма, а не того факта, что неверный таки исповедует религию, но не ту? Что вообще есть «рознь»? И как она соотносится с пресловутым «возбуждением ненависти либо вражды» в небезызвестной ст. 282?
Толковые словари рассматривают «рознь» как синоним «вражды». «Вражда» же определяется как некие негативные действия, продиктованные чувством ненависти.
То есть: ненависть - это чувство, вражда - конкретное действие, ею продиктованное, а рознь - синонимичное вражде понятие. Получается, исходя из буквального толкования закона, в данном случае под признаки экстремизма должно подпадать лишь такое «возбуждение», которое приводит (ибо совершенная форма глагола) к определенным негативным действиям, а не просто к «ненависти» как к чувству.

Г) пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
Здесь даже можно немного порадоваться - «отношение к религии» говорит о запрете указанных действий в отношении атеистов, агностиков а также теистов всех мастей.

Д) нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Е) воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

Ж) воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
То есть, получается, что незаконной деятельности госорганов мы можем смело препятствовать, даже насильно! =)

З) совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
Касаемо таких мотивов - см. пост

И) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
Здесь - смотри пост https://vk.com/feed?q=%23Юридический_субботник§ion=search&w=...

К) публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
О таких материалах - см. ниже.

Л) публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением.
Вопрос : требование импичмента Путину будет являться экстремизмом? А фразы вроде «Путин - убийца, он должен ответить за Беслан/Норд-Ост/Курск» и т.д. (нужное подчеркнуть)? Как отграничить «заведомо ложное обвинение» от справедливого или от «добросовестного заблуждения? И каким должно быть это «обвинение» - оформленным в виде заявления, или просто высказанным?

М) организация, подготовка указанных деяний, подстрекательство к их осуществлению, их финансирование или иное содействие.
Здесь возникают уже сугубо юридические вопросы о разграничении данных действий с пособничеством, я не вижу смысла останавливаться подробно на них в данном материале.

II. Что такое «экстремистские материалы», как они относятся к «информации, распространение которой в России запрещено», и что с ними делать?


Опять же, смотрим ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Экстремистские материалы""" - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях:
(Сразу вопрос: что такое обнародование? Сколько человек должно их наблюдать, чтобы оно состоялось? 2? 5? 10? У нас «народа» в России 146 544 710 голов).

""" А) призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, либо обосновывающие или оправдывающие необходимость её осуществления.
Ну, то есть, призывающие к/ обосновывающие/ оправдывающие всё то, что было рассмотрено выше.

Б) «в том числе» труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии.
Отсюда категорически не ясно - все ли труды Гитлера и Ко будут считаться экстремистскими материалами, или только те, в которых имеются проявления экстремизма. Плюс - что понимать под «трудами»? Картины Адольфа к ним относятся? Чем это не труд?

В) публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство
А как же социальное, или по признаку отношения к религии? Не считается?

Г) публикации, оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Материалы признаются экстремистскими исключительно судом, с включением их Минюстом в Федеральный список экстремистских материалов.
Далее, открываем ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», а именно ст. 10: "Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность".
Внимание, вопрос . Как соотносятся материалы, содержащие информацию, призывающую к / обосновывающую/ оправдывающую необходимость возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной розни; с информацией, направленной на разжигание национальной, расовой и религиозной ненависти и вражды? Это одно и то же или нет? В чем разница между возбуждением и разжиганием? Плюс, ФЗ «Об информации» не говорит о социальной ненависти или вражде - почему?
Получается, можно сделать вывод, что понятие «запрещенной информации» шире понятия «экстремистских материалов», ибо таковые к ней, в том числе, относятся. Не ясно, правда, почему бы просто не указать в ФЗ: «Запрещается распространение следующей информации: экстремистских материалов, …, ...».
Ответ на этот вопрос можно найти, внимательно изучив тот самый закон «Об информации», Постановление правительства, и сопоставив с ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности». Признание материалов экстремистскими производится только федеральным судом, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу. То есть, сами понимаете - процесс длительный, муторный, и проблематичный. Необходимо производство экспертиз, куча бумаг… а кому охота заморачиваться?
Куда проще с запрещенной информацией, доступ к которой может быть ограничен во внесудебном порядке, в соответствии со ст. 15.3 ФЗ «Об информации». Читаем внимательно:«В случае обнаружения… в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, включая случай поступления уведомления о распространении такой информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители направляют требование в Роскомнадзор о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию».
Роскомнадзор, в свою очередь, направляет требование об ограничении доступа оператору связи, который должен незамедлительно все прикрыть. Если же крамольная информация удаляется, доступ незамедлительно должен быть возобновлен. Удаление не является обязательным, если владелец информации не хочет этого делать - просто в противном случае он никогда более не получит доступа к ресурсу.

ВНИМАНИЕ : противоречие между ФЗ «О противодействии экстремизму» и ФЗ «Об информации»! Информация, содержащая призывы к осуществлению экстремистской деятельности относится к экстремистским материалам, следовательно, не может быть заблокирована во внесудебном порядке (даже если о том просит прокурор) - необходимо решение суда о признании материалов экстремистскими, и включении в Федеральный перечень, который ведет Минюст, с последующим ограничением доступа к Интернет-ресурсу, на котором она размещена.
Кроме этого, мы опять видим ПРОТИВОРЕЧИЕ между ФЗ и Постановлением Правительства, касающееся внесения ресурса в так называемый «реестр запрещенных сайтов». Статья 15.3 не содержит на то указания. Ст. 15.1 - «общая», гласит (вкратце), что основаниями для включения в реестр сведений являются:
1) решения уполномоченных Правительством федеральных органов исполнительной власти в отношении распространяемых посредством сети "Интернет":
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних;
б) информации о наркотиках;
в) информации о суициде;
г) информации о несовершеннолетнем потерпевшем;
д) информации об азартных играх и лотереях.
2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Как мы видим, ничего «экстремистского» здесь нет.
Постановление Правительства о том самом Реестре в п. 5 гласит, что основаниями для включения в Ресстр являются (вкратце):
а) решения следующих уполномоченных федеральных органов исполнительной власти:
. ФСКН - в отношении информации о наркотиках
. Роспотребнадзор - в отношении информации о суициде
. ФНС - в отношении информации о лотереях и азартных играх
. Роскомнадзор - в отношении:

  • материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних
  • информации о наркотиках и суициде
  • информации, распространяемой посредством сети "Интернет", решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом;

То есть, формально под данное определение подпадает информация, о которой говорилось выше - являющейся экстремисткой и заблокированная в противоречии с ФЗ во внесудебном порядке по требованию прокурора. Не ясно, правда, почему на то нет просто указания в ФЗ.

Итого, резюмируем. Любого рода информация, содержащая в себе что-либо от «экстремизма», должна признаваться экстремистским материалом в установленном судебном порядке, с включением в Федеральный список экстремистских материалов, который ведется Минюстом. Внесудебный порядок блокировки такой информации формально незаконен, поскольку имеет место быть коллизия - то есть противоречие между двумя федеральными законами - «О противодействии экстремисткой деятельности» и «Об информации». Первый закон является специальным, а второй - общим. Применению подлежат нормы специального закона.

III. К вопросу об ответственности.

В РФ предусмотрена административная за массовое распространение экстремистских материалов, УЖЕ ВКЛЮЧЁННЫХ в опубликованный федеральный список, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.
Не будем сейчас останавливаться на «массовости» и прочем. Отмечу, что уголовной ответственности за аналогичное деяние, что естественно нет.
Внимание, вопрос : как отграничить распространение экстремистских материалов от небезызвестной «двушечки»? И вообще, могут ли экстремистские материалы распространяться просто так, без целей «возбуждения ненависти либо вражды»?
На этот счет Пленум Верховного суда указывает, что вопрос должен разрешаться в зависимости от направленности умысла лица, распространяющего указанные материалы. В случае, когда лицо распространяет экстремистские материалы, включенные в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по статье 282 УК РФ.
Мне вот интересно - а с какой еще целью лицо может распространять такие материалы? Ознакомительной? Просветительской? Хорошо, может быть., к примеру, относительно «трудов» Гитлера и Ко. Но как это возможно применительно к материалам, «возбуждающим социальную, расовую, национальную или религиозную рознь»?
Получается, что, в соответствии с законом, процедура работы с «экстремистским» контентом в Интернете должна выглядеть следующим образом. Правоохранительные органы, обнаружив в интернете некий контент, дающий основания полгать его экстремистским (причем именно направленным на возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение достоинства человека или группы лиц, а не, допустим, демонстрирующим нацистскую символику), должны, при возможности установления автора и наличия у него умысла (который, опять же, поди докажи, но практика исходит из самого факта размещения чего-либо крамольного в открытом доступе) привлекать его к уголовной ответственности по ст. 280 или 282 (в зависимости от характера размещенной информации). В ходе производства по делу при этом судом материалы будут признаны экстремистскими и включены в Федеральный список.
Если же «экстремистский» контент иного рода, материалы должны в судебном порядке признаваться экстремистскими и включаться в Федеральный список. При наличии оснований автор может быть привлечен к административной ответственности за, к примеру, пропаганду либо демонстрирование нацистской символики.
Подводя итог, при таком раскладе, думается, можно только порадоваться неграомтности и лени правоприменителя - уж лучше пусть просто вносят в Реестр… Новые сообщества-то мы создадим, а вот новых админов вместо посаженных - уже вряд ли.

Юлия Федотова

Олейникова Елена Алексеевна, прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства управления Генеральной прокуратуры РФ в Дальневосточном федеральном округе, юрист 1 класса.

В статье освещены актуальные вопросы осуществления прокурорского надзора в сфере противодействия экстремистской деятельности.

Ключевые слова: противодействие экстремизму, экстремистские материалы, мониторинг сети Интернет, ограничение доступа, распространение информации.

Combating extremism on the Internet
E.A. Oleynikova

Oleynikova Elena Alexeyevna, Public Prosecutor, Division for Supervision over Implementation of Federal Legislation, Department of the Prosecutor General’s Office of the Russian Federation in the Far East Federal District, 1st Class Lawyer.

The article highlighted topical issues of prosecutorial supervision in the sphere of combating extremist activities.

Key words: combating extremism, extremist materials, the Internet monitoring, limit access, information dissemination.

В Стратегии национальной безопасности России до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537, в качестве средства и цели обеспечения госбезопасности предусмотрено создание развитой системы выявления и противодействия политическому и религиозному экстремизму, национализму и этническому сепаратизму.

Одна из наиболее острых проблем последнего времени - размещение экстремистских материалов в сети Интернет.
В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности государства Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" не только определил правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, но и установил ответственность за осуществление такой деятельности.

Распространение в сети Интернет экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а также предоставление к ним доступа пользователям файлообменных сетей влечет административную ответственность по ст. 20.29 КоАП РФ. Кроме того, распространение материалов, содержащих призывы к осуществлению экстремистской деятельности, возбуждению ненависти либо вражды, а также унижению достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма может повлечь и уголовную ответственность по ст. ст. 205.2, 280, 282 УК РФ.

В регионах Дальневосточного федерального округа противодействие экстремизму остается одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры. Несмотря на то что в целом ситуация оставалась стабильной и конфликтов, значительно влияющих на состояние межнациональных и межконфессиональных отношений, в округе не допущено, угрозы национальной безопасности РФ, касающиеся проявлений экстремизма, не теряют своей актуальности.

В округе за 6 месяцев 2015 года прокурорами отмечена активизация оперативно-розыскной деятельности территориальных органов УФСБ и УМВД России по выявлению экстремистских проявлений в сети Интернет. При этом в указанных органах наблюдается увеличение количества находящихся в производстве дел оперативного учета в рассматриваемой сфере (УМВД России - на 11%, УФСБ России - на 37%).
По сведениям прокуроров субъектов Федерации, в правоохранительных органах округа за 6 месяцев 2015 г. зарегистрировано 86 сообщений о преступлениях анализируемой категории, что на 95,5% больше аналогичного показателя 2014 г. (44). Из общего количества поступивших сообщений в органах Следственного комитета РФ зарегистрировано 56, ФСБ - 16, МВД - 14. Число сообщений о таких деяниях, совершенных с использованием сети Интернет, составило 77, или 89,5% от числа поступивших.
Прокуроры в округе осуществляют постоянный мониторинг сети Интернет на предмет наличия в свободном доступе экстремистских материалов и запрещенной информации, а также принимают меры, направленные на устранение негативного влияния такой незаконной информации.
К примеру, прокуроры районов Приморского края в 2014 г. направили в суды 8 заявлений о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной (с последующим направлением решений судов в Роскомнадзор для блокирования доступа к ней на территории всей страны). Все заявления рассмотрены, требования прокуроров удовлетворены.

Управление Генеральной прокуратуры РФ в округе в первом полугодии 2015 года по двум обращениям граждан приняло меры, направленные на ограничение доступа к информационным ресурсам. В суд предъявлено два заявления о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории РФ, в органы предварительного расследования в порядке ст. 37 УПК РФ направлено два материала по признакам преступления, предусмотренного ст. 319 УК (публичное оскорбление представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей), по которым возбуждены и расследуются 2 уголовных дела.

В Сахалинской области в июле 2015 года по факту размещения в сети Интернет видеороликов экстремистского характера по инициативе прокуратуры области возбуждены два уголовных дела по ч. 1 ст. 282 УК (совершение действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение человеческого достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе).
Профилактика экстремистской деятельности в субъектах Федерации может достигнуть цели лишь при системном подходе субъектов такой профилактики: органов власти, правоохранительных органов, антитеррористических комиссий, заинтересованных министерств и ведомств и органов местного самоуправления.

В основном материалы, признанные впоследствии экстремистскими, выявляются в ходе оперативно-розыскных мероприятий, проводимых правоохранительными органами.
Однако в 2014 г. в Приморском крае установлено, что, несмотря на распространенность экстремистских материалов в сети Интернет и их значительное влияние на рост экстремистских настроений среди молодежи, органы внутренних дел мониторинг сети Интернет должным образом не осуществляли, уголовные дела и дела об административных правонарушениях по фактам экстремистских проявлений в сети Интернет не возбуждали, что не отвечало криминогенной ситуации в крае. После представления прокурора края работа органов внутренних дел края активизировалась.

Обеспечение общественной безопасности и противодействия экстремизму - основополагающая задача уполномоченных государственных органов.
Между тем проведенные органами прокуратуры Камчатского края и Сахалинской области в 2014 г. проверки показали, что деятельность органов Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций не адекватна складывающейся в регионах обстановке. Правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 13.15 КоАП (злоупотребление свободой массовой информации), органами Роскомнадзора в округе не выявлялись.
При этом управления Роскомнадзора по Камчатскому краю, по Дальневосточному федеральному округу не обеспечили надлежащий мониторинг средств массовой информации, контрольные мероприятия в форме систематического наблюдения зачастую проводили поверхностно, не принимали меры к недопущению нарушений в сфере контроля за средствами массовой информации, распространяющими информацию помимо русского на корейском, нивхском языках.

В Камчатском крае только после внесенных прокурорами представлений редакторам (главным редакторам) семи печатных изданий (газет "ЛДПР на Камчатке", "Медитекс", "СКТВ-Информ", "Жилищный вестник Камчатки", "Kamchatka отдых", "Шамса" и журнала "ShoppingGIDKamchatka") в Российскую книжную палату и библиотеки субъектов Федерации в соответствии с законом направлены обязательные экземпляры печатных изданий.
В Приморском крае и Сахалинской области в работе подразделений Минюста России отмечен слабый контроль за деятельностью общественных и религиозных объединений, в том числе за соответствием учредительных документов требованиям федерального законодательства, представлением ими необходимой отчетности, фактическим устранением нарушений, отраженных во внесенных в адрес некоммерческих организаций предупреждениях. Кроме того, органы Минюста России в округе административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.26 КоАП (нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях), не выявляли. При этом органы прокуратуры Приморского края устанавливали такие нарушения в деятельности некоммерческих организаций.
К примеру, по представлениям Уссурийской городской прокуратуры три общественные организации (Национально-культурная автономия корейцев Приморского края, Приморский общественный фонд социальной поддержки и защиты военнослужащих, ветеранов локальных конфликтов "Солдат" и религиозная организация Церковь "Новое Поколение" Христиан Веры Евангельской г. Уссурийска и Уссурийского района) приняли меры к предоставлению и размещению в сети Интернет на информационных ресурсах Минюста России отчетов об их деятельности и документов о целях расходования денежных средств и использования имущества.
Во всех субъектах Федерации округа прокуроры продолжают выявлять недостатки в деятельности общеобразовательных учреждений, которые не соблюдают правила подключения к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет, в связи с чем принимались меры реагирования для устранения выявленных нарушений.

Например, в первом полугодии 2015 года в Магаданской области по представлениям прокурора Омсукчанского района директорами четырех образовательных учреждений (МБОУ "Средняя образовательная школа пос. Омсукчан", "Основная образовательная школа пос. Омсукчан", "Средняя образовательная школа пос. Дукат" и ГБОУ начального профессионального образования Магаданской области "Профессиональное училище N 11") введено ограничение доступа к сайтам сети Интернет, содержащим информацию экстремистского и иного противоправного характера, на подключенных к сети Интернет компьютерах установлены сетевые фильтры.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" в качестве одного из видов экстремистской деятельности определяет пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения. За указанные деяния установлена административная ответственность по ст. 20.3 КоАП. Прокуроры округа в ходе мониторинга сети Интернет такие нарушения выявляют систематически.
В Приморском крае реализована практика предъявления в суды заявлений о признании запрещенной информации о способах самодельного изготовления взрывчатых веществ и взрывных устройств, распространяемой в сети Интернет. Такие заявления в 2014 г. предъявлены прокуратурой Приморского края, прокурорами городов Владивостока, Артема и прокурором Ольгинского района (заявления удовлетворены).
Распространение подобной информации может быть расценено как информационное пособничество терроризму (поскольку она может быть использована при подготовке и планировании террористических актов) и влечет административную ответственность по ч. 5 ст. 13.15 КоАП (распространение в информационно-коммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств).

Всего в Дальневосточном регионе прокуроры при осуществлении систематического мониторинга сети Интернет в 2014 г. и первом полугодии 2015 года выявили почти 1500 таких нарушений. В целях их устранения внесено 306 представлений, судами удовлетворено около 200 заявлений прокуроров о прекращении предоставления интернет-провайдерами доступа к материалам, включенным в опубликованный федеральный список экстремистских материалов. Также в суды направлено 35 заявлений о признании материалов экстремистскими. По инициативе прокуроров к административной ответственности привлечено 49 лиц.

Наряду с этим есть проблемы при ограничении доступа к интернет-сайтам указанной категории. Установление такого ограничения не гарантирует того, что информационные материалы не появятся на других ресурсах.
Полагаем, что работа органов прокуратуры по пресечению деятельности подобных сайтов достигнет необходимого эффекта только при взаимодействии и активном содействии специальных подразделений органов безопасности и МВД России, на которые возложены функции по выявлению и пресечению деятельности интернет-сайтов, содержащих информационные материалы противоправного характера, в том числе экстремистские, и лиц, причастных к размещению такой информации.

Современное общество характеризуется переходом к качественно новому состоянию – информационному обществу, в котором происходит активное проникновение и возрастающее влияние новых информационно-коммуникационных технологий на все сферы общественной жизни. Становление информационного общества с различной степенью интенсивности и результативности происходит во всем мире, в том числе и в России.

С одной стороны, новые технологии играют решающую роль в промышленном производстве, определяют экономическую и политическую динамику, с другой – компьютеры, Интернет и мобильные телефоны стали неотъемлемой частью повседневной жизни значительного числа людей. Технокультурная среда повседневности стремительно изменяется под воздействием снижения цен на различные информационно-коммуникационные технологии, рекламы современного образа жизни в СМИ, компьютеризации образования, распространения электронных устройств, обеспечивающих комфорт и удобство в доме и офисе.

Рост влияния глобальной сети Интернет оказал значительное влияние на молодежный экстремизм, значительно обострив данную социальную проблему, особенно в молодежной среде. Используя глобальную сеть Интернет и возможности компьютерной коммуникации, идеологи экстремистских движений и групп активно воздействуют на неокрепшее сознание, неустоявшуюся систему социокультурных координат российской молодежи. В результате в последние годы происходит обострение проблемы молодежного экстремизма, который в настоящее время может рассматриваться как проблема общегосударственного значения и угроза национальной безопасности России.

Необходимо признать: нынешняя российская молодежь живет в глобализирующемся информационном обществе, обществе всеобщего риска. Для того чтобы осуществлять адекватное управленческое воздействие на молодежь, способствовать преодолению девиаций в молодежной среде необходимо изучение социокоммуникативных условий ее жизнедеятельности.

В условиях глобализации и информатизации социума, когда барьеры контроля и управления информационными потоками практически сняты, а национальные границы государств нивелированы, главным образом, в коммуникативном аспекте, молодежные экстремистские движения получили дополнительные помогающие условия для воздействия на сознание и поведение молодежи.

Если еще 10-15 лет назад деятельность экстремистских движений, групп локализовывалась пространственными границами города, района, области, то сейчас, благодаря информационно-коммуникационным технологиям, и, прежде всего, Интернету, экстремистская деятельность становится элементом медийной повестки дня в масштабах страны, а то и всего русскоязычного сегмента СМК (в частности, Рунета). К этому необходимо прибавить расширившиеся возможности сотовой связи, мультимедиа, компьютерной коммуникации, которые трансформировали межличностную и групповую коммуникацию до масштабов массовой (форумы, чаты, блоги и пр. стали достоянием широких слоев Интернет-аудитории, а не только тех, кто непосредственно ведет общение).

В итоге члены экстремистских движений, групп получили возможность вступать в дискуссии, спорить, отстаивать свою идеологию, убеждения в Интернет-ресурсах, где численность аудитории может колебаться от нескольких десятков до сотен тысяч человек. Такие ресурсы воздействия на молодежное сознание сравнимы с потенциалом традиционных СМИ, только не контролируемых государством и обществом. Под видом «обмена мнениями» в Интернете экстремисты получили возможность вести пропаганду, вербовать новых сторонников и увеличивать количество «сочувствующих». Эта проблема в настоящее время недооценивается в России.

Очевидно, что в информационном обществе СМК играют важную роль в процессе социализации. Молодой человек «впитывает», вбирает в себя определенные нормы, ценности, принципы миропонимания в процессе взаимодействия со «значимыми другими». Нынешнему поколению подростков предоставлена свобода выбора форм, норм, мира, пространства социализации. Вместе с тем, стоит отметить, что виртуальный мир предлагает формы и нормы социализации, подобные, но не тождественные тому, что принято в реальном мире.

Экстремизм на сегодняшний день редко, только в крайних случаях, носит открытый характер, он глубоко законспирирован и адаптируется к современным условиям, в частности через Интернет. Сейчас для того чтобы общаться с единомышленниками не обязательно собираться на конспиративных квартирах и входить в «тайные кружки», достаточно иметь персональный компьютер (а то и просто современный мобильный телефон – «смартфон») и выход в сеть Интернет. Так виртуализированные экстремистские решения беспрепятственно и бесконтрольно проникают в каждый дом.

Сегодня невозможно отрицать тот факт, что Интернет с каждым днем играет все большую роль в нашей жизни. Однако столь широкая популярность данных коммуникационных сетей привела и к негативным последствиям, одним из которых можно назвать использование экстремистскими организациями Интернета в качестве своеобразной трибуны для пропаганды своих идей и вербовки новых сторонников.

Во-первых, это размещение программных документов различных групп, содержащих информацию, побуждающую к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности России, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности и т.п. Интернет позволяет «легко, безопасно, дешево и без цензуры» распространять любую идеологию по всему миру (в том числе демонстрирование нацистской атрибутики или символики), что способствует формированию ранее не существовавшего единого неонацистского, расистского сообщества, которое вдохновляет своих членов на совершение актов насилия.

Во-вторых, активно используются участниками террористических и экстремистских организаций информационные ресурсы Интернета, позволяющие быстро и без дополнительных затрат найти разнообразные данные о способах изготовления самодельных взрывных устройств, методах осуществления преступлений террористического характера.

В-третьих, экстремистские группы используют Интернет для финансирования своей деятельности (финансирование сайтов через рекламу, трафики захождения на сайт и т.п.) либо иного содействия в планировании, организации, подготовке и совершении указанных действий (координация действий).

Именно поэтому особую актуальность приобретает вопрос наличия в российском законодательстве необходимых средств для борьбы с проявлениями экстремизма в Интернете. Практика последних лет показала, что борьба с экстремизмом за последние годы активно стала переходить из реального мира в онлайн.

Сегодня возможности Интернета по распространению информации и информационному воздействию, не меньшие, чем у традиционных СМИ, таких, как газеты, радио и даже телевидение. К сожалению, обширные возможности Интернета стали активно использоваться различными экстремистскими и террористическими организациями для пропаганды национальной, религиозной и других форм нетерпимости. В Интернете функционирует большое количество информационных ресурсов (сайтов), способствующих развитию ксенофобии и экстремизма. Бурное развитие телекоммуникационных технологий, наблюдающееся на протяжении последних десятилетий, привело к появлению принципиально новой системы распространения и обмена информацией - Интернету, доступному широкому кругу пользователей.

Серьезную опасность для международного сообщества, учитывая сегодняшние реалии, представляют сайты, непосредственно распространяющие идеи экстремизма, сепаратизма и терроризма. Через такие ресурсы международные террористические организации практически беспрепятственно осуществляют пропаганду радикальных течений ислама, проповедующих борьбу с «неверными», «создание всемирного халифата» и т.д.

Для нашей страны, разумеется, наибольшую угрозу несут ресурсы в сфере информации, осуществляющие информационную и финансовую поддержку представителей международных террористических организаций. Эти сайты призывают к совершению террористических актов, пропагандируют сепаратизм, религиозную нетерпимость и межнациональную рознь.

Особо необходимо отметить, что посредством таких ресурсов, демонстрирующих сцены убийств и пыток военнослужащих и мирных жителей, проводится политика широкомасштабного информационного террора. Достаточно вспомнить многочисленные случаи распространения через Интернет видеосюжетов, показывающих подрывы террористами российской военной техники в Чечне или «казни» иностранных граждан в Ираке, вызвавшие шок во всем цивилизованном мире. Примечательно, что большинство подобных сайтов имеют Интернет-адреса (доменные имена) зарегистрированные в других странах (в международных «интернет-зонах», таких, как «.com», «.org», «.info»).

По данным египетской газеты «Аш-Шарк аль-Аусат», «Аль-Каида» создала во всемирной сети виртуальный университет терроризма, где обучают «наукам джихада, его основам и видам». К слову сказать, эта информация была помещена на сайте так называемого «Всемирного исламского информационного центра». Согласно сведениям «Аш-Шарк аль-Аусат», исламистские экстремистские группировки все более активно расширяют информационно-психологическую войну в пространстве Интернета. Существенную опасность представляют Интернет-ресурсы, пропагандирующие, ксенофобию и нетрадиционные религиозные учения и секты, в частности - ваххабизм. Сторонники этого направления в исламе воспитывают в своих приверженцах фанатичную преданность и неприятие других религий, готовность использовать террор и другие насильственные средства в своей политической практике.

Выход из сложившейся ситуации видится в принятии целого комплекса разноплановых мер, направленных на эффективное противодействие существующей угрозе.

В частности:

Повышение взаимодействия в сфере контроля и пресечения пропаганды терроризма и ксенофобии в Интернете;

Унификацию и совершенствование национальных законодательств, регулирующих распространение информации в телекоммуникационных сетях общего пользования;

Выработку системы признаков Интернет-ресурсов, пропагандирующих терроризм и экстремизм, и создание на ее основе единого перечня подобных сайтов в целях координации действий по их нейтрализации;

Проведение совместных мероприятий по идентификации, привлечению к ответственности реальных владельцев наиболее одиозных Интернет-ресурсов.

На сегодняшний день в сети Интернет функционирует значительное число сайтов религиозно-экстремистской направленности. Они представляют опасность для стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Среднего и Ближнего Востока, так как ведут агитацию за вооружённую борьбу с религиозным инакомыслием, осуществляют призывы к свержению светских режимов и установлению теократических государств.

По мнению известного эксперта по вопросам религии Кадыра Маликова, агитация в сети интернет со стороны религиозно-экстремистских организаций приводит к тому, что люди, заходя на сайты этих структур, проникаются идеями, проповедуемыми там, скачивают интересующую информацию, видеообращения, затем обмениваются ими с друзьями, знакомыми. В результате, люди становятся носителями экстремистской идеологии, они ищут единомышленников, объединяются в "джамааты". На одной и той же территории могут действовать несколько таких групп, каждая из которых функционирует независимо от других. Таким образом, формируется децентрализованное движение со схожей идеологией и методами работы. Отдельные группы начинают совершать теракты, пытаются бороться против светских режимов. При обнаружении и уничтожении одной ячейки остальные продолжают действовать, так как каждая из них функционирует самостоятельно и не обладает сведениями о других. Всё движение очень трудно уничтожить, так как нет явного лидера, а структура не иерархична.

О деятельности подобного децентрализованного движения говорилось в докладе специалистов Бюро по конституционной безопасности Германии в 2007 г. Они связали подготовку терактов на территории ФРГ с интернет-пропагандой "Исламского джихада", существование которого как единой организации немецкие эксперты подвергли сомнению. Вряд ли можно считать, что "Палестинский джихад", "Союз исламского джихада" и другие подобные структуры существуют как организация с общим центром принятия решений. Иначе бы они смогли собрать все силы в одной точке земного шара и совершить переворот, создать своё государство и двигаться таким способом дальше.

На пространстве СНГ борьбой с Интернет-сайтами, ведущими агитацию в пользу религиозно-экстремистских организаций, активно ведут Туркменистан, Узбекистан и Россия, разработавшая Систему оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ). Она использует метод поточного копирования сетевого трафика для последующего использования спецслужбами полученной информации без контроля со стороны суда и прокуратуры. В 2000 году на законодательном уровне было введено обязательство для интернет-провайдеров за собственные деньги устанавливать комплекты СОРМ. Тогда же стало известно о поставке данного оборудования в Киргизию.

Вопреки этим мерам, практика показала, что борьба с экстремизмом в сети интернет не привела к достижению необходимого уровня безопасности национальных интересов. Спецслужбы на территории собственных стран имеют возможность через провайдера определить заказчика экстремистского сайта, начать в отношении него следствие. Но это становится возможным только в отношении лиц, осуществляющих регистрацию интернет-страниц на национальных доменах.

Анализ адресов размещения религиозно-экстремистских сайтов в сети интернет показывает, что большинство из них расположены на домене «com», принадлежащем одной из корпораций в США. Значительное число террористических и экстремистских организаций, запрещенных на территории стран СНГ, легально действуют в большинстве западных стран. Это не дает возможности для организации судебного преследования граждан, регистрирующих экстремистские сайты за рубежом и наполняющих их информацией.

В этом случае государства СНГ могут прибегнуть лишь к блокировке нежелательного контента при помощи провайдера на стыке национальной сети с мировой. О приблизительном количестве заблокированных интернет-страниц на пространстве СНГ можно судить по работе информационного центра ОДКБ, который, за период 2009 - 2010 годов ограничил доступ на 600 сайтов террористической направленности, а также около 2 тысяч сайтов, ориентированных на разжигание национальной и религиозной вражды. Цифры внушительные, но обычный пользователь без особого труда может найти интересующую его интернет-страницу. Он может свободно войти на сайты самых известных экстремистских организаций мира: ИДУ, турецких религиозных радикалов, кавказских сепаратистов и террористов, Хизб ут-Тахрир и многих других.

Приходится констатировать, что спецслужбы не справляются с объёмом работы в интернет-пространстве. И это несмотря на помощь со стороны судов и прокуратуры, которые в соответствии с обращениями граждан ежегодно принимают самостоятельные решения о блокировке десятков сайтов.

Для надёжной защиты государств СНГ от пропаганды со стороны религиозно-экстремистских организаций требуются большие финансовые затраты. В этой связи целесообразным является либо формирование общего информационного центра, который будет финансироваться всеми странами-членами Содружества сообразно их экономическим возможностям, либо же следует усилить обмен информацией между государствами по данному вопросу. Эта проблема особенно актуальна для стран со слабыми экономиками, которые не могут позволить себе большие финансовые вливания в сферу защиты от идеологии религиозно-экстремистских течений в сети интернет, но в которых угроза захвата власти религиозными радикалами наиболее сильна.

В Украине вообще нет перечня организаций, официально отнесенных к экстремистским. Самый известный пример исламского радикализма в Украине - партия «Хизб ут-Тахрир», которая запрещена и во многих странах, а в России признана судом террористической организацией. Хотя партии «Хизб ут-Тахрир» отказано в регистрации в Украине, ее официальный сайт продолжает пропагандировать идеологию этой организации. «Попытки ограничить распространение идеологии «Хизб ут-Тахрир» в Крыму были предприняты службой безопасности Украины, когда в июле этого года был заблокирован доступ к сайтам партии и партийной газеты, - говорит эксперт. - Это выглядело полностью логичным, если учитывать, что деятельность этой партии в Украине является незаконной, а её цели – антиконституционны. Однако в данный момент оба сайта почему-то работают в нормальном режиме".

США, которые вместе с несколькими неевропейскими странами (Канадой, Японией и Южной Африкой) вошли в число 30 стран, присоединившихся к конвенции, ставшей результатом трудных четырехлетних переговоров и согласований в рамках Совета Европы, заблокировали попытки включить в договор положения, ограничивающие свободу высказывания в интернете националистических, шовинистских взглядов. И подобная позиция была занята США спустя всего лишь месяц после того, как президент Буш подписал чрезвычайно оперативно подготовленный после сентябрьских событий закон, допускающий вторжение спецслужб в компьютерные сети и отдельные компьютеры при наличии минимальных подозрений в причастности их владельцев к террористической деятельности.

Таким образом ведется активная борьба против экстремизма в интернете во многих странах мира, но открытым остается вопрос эффективности данной работы.

Становление и бурное развитие транснациональной системы интернета, к которой оказываются неприменимыми все существовавшие доселе механизмы и принципы контроля за информационной средой, не только обогатило экстремистов разного толка (неонацистов, расистов, скинхедов, шовинистов, религиозных фанатиков) чрезвычайно мощным инструментом пропаганды своих взглядов и мобилизации единомышленников.

Для того, чтобы задача борьбы против экстремизма была успешно решена, необходим целый ряд комплексных мер, предусматривающих проведение эффективной социальной политики, формирование продуманной системы политического воспитания граждан, особенно молодежи, создание социально направленной правовой системы.

Необходимость проведения этх мероприятий совершенно очевидна, так как сегодня существуют угрозы насилия, как со стороны власти, так и со стороны населения. Сегодня необходимость вовлечения всех ветвей власти, правоохранительных органов и населения в деятельность по устранению причин, порождающих экстремистские проявления, а также координации их усилий, очевидна.

В плане блокирования экстремизма, как уголовного проявления, следует совершенствовать правовую базу, укреплять деятельность специальных служб, а также активизировать идеологическую работу.

Противодействовать информационному экстремизму необходимо, используя передовые научно-технические разработки. В частности, компьютерный мониторинг глобальной сети Интернет. К сожалению, в настоящее время подобные исследования в России практически не проводятся, не выделяются в достаточном объеме необходимые бюджеты. В ситуации нехватки денежных средств не представляется возможным создание современного программного обеспечения для автоматизированного интернет-мониторинга слухов, поэтому наша страна будет постоянно отставать от технологически развитых стран Запада и Востока.

Эта ситуация, в свою очередь, негативно отражается на информационной и национальной безопасности нашей страны. Не секрет, что технологическое превосходство одной страны над другой может привести к развязыванию информационных войн, использованию инструментов информационного терроризма и пр. Сейчас в российском сегменте Интернета царит практически полная вседозволенность провокаторов, агрессивных коммуникаторов, экстремистов, единичные случаи уголовного преследования за информационные атаки в Интернете не изменяют ситуацию в лучшую сторону. Проблема требует немедленного решения с привлечением ученых и специалистов-практиков.

Мельникова Д.П., студент, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева

...

Что такое экстремизм в интернете - объяснение по минимуму.
Экстремизм в интернете на каждой странице сверху донизу. Материалы, ведь, публикуются на языках. Языки искусственные. Одно из навязываемых по экстремистски с детства средств обмана - уничтожение «зачатков самосознания». Описание событий и их объяснение не совпадают с увиденным или видимым – самостоятельным осознанием происходящего.
Дальше, что угодно, убивает всё: рекламируемая продукция, да здравствует что-нибудь, вперёд куда-нибудь, статьи о культуре, о природе – природы давно уже нет и т.д.
Никаких мер со стороны правоохганительных органов к злостным экстремистам не принимается. Комарам по Талмуду разрешается кусаться. Шлёпнешь – те же органы обвинят защищавшегося в терроризме. Подорвут здоровье («трепите им - гоям нервы» - Кат-с еврея в СССР) или убьют на законном основании. Надзиратели и большинство «заключённых» тайные слуги иудаизма. Об это, между прочим, широко известно.
И долго ещё будет продолжаться вот такой глобальный концерт?
Конец всё равно наступит. Отвечать распоясавшейся шпане придётся не по законам.

...

Я исповедую ислам. Я экстремист? Почему при любом упоминании джихада все срываются и начинают говорить, что я экстремист, террорист? Джихад в нашей вере - борьба с собой, борьба с лицемерами и борьба с пороками. Я не убиваю людей, я пытаюсь наставить их на верный путь. Почему я экстремист? У нас свободная страна, свободная религия. Я могу сказать человеку брат, ты не прав, ты поступаешь не по воле Аллаха - это и есть джихад. Джихад - не экстремизм.

...

Ну не скажи про роскомнадор
Сейчас откровенно экстремистских сайтов гораздо меньше, чем было до закона о быстрой блокировке без суда. А вот то, что повысилась аргументация на экстремистских сайтах - это да. Сейчас молодежь пустыми лозунгами не проймешь

Роскомнадзор?

А как вы оцениваете работу РосКомНадзора? Даже в русскоязычной части интернета полно материалов на экстремистские тематики, не говоря уже о всей сети, а тем более даркнете. Надо сажать на пожизненное за экстремизм. Таким людям уже мозги на место не вправишь, они потеряны для нормального цивилизованного общества

Судя по последним событиям...

Вот вроде и законом много чего назапрещали и работы по отслеживанию и блокировке ведутся, а как ни крути, Сирия - наглядный пример того, что пропаганда экстремизма всегда найдет свою аудиторию. Его душат, а он продолжает из-под полы лезть. Складывается ощущение, что с этим можно бороться только силой - истребляя на корню распространителей.

Где мой 2012 год?

Прочитал данную статью и удивился, что нет ни слова о Роскомнадзоре. А потом увидел год статьи и все стало на свои места... В общем мне кажется за четыре года много чего поменялось относительно правоприменительной практики по блокировке сайтов с непотребным контентом и "жить стало веселее".

Бедненький Борчик, как мне жаль "Борца за справедливость".

Это данные нашего РАДЕТЕЛЯ за социальную справедливость (неполные) из его налоговой декларации:
… в 2006 году общий доход Немцова составил всего 516 тысяч 943 рубля. Кроме того, у Немцова было несколько банковских вкладов: 30 тысяч 693 рублей 34 копеек, 378 тысяч 775 рублей 36 копеек и 132 тысячи 872 рубля 79 копеек… В 2008 году на безработного Бориса Ефимовича Немцова вдруг сваливается несметное богатство. Согласно декларации, поданной тогдашним кандидатом в мэры Сочи Немцовым, он сталсчастливым обладателем дохода в 183 миллиона рублей (!!!). Эту сумму ему принесли «Фонд социальной поддержки гражданского общества» и фонд «Общественных программ» (совершенно загадочные структуры, отсутствующие даже в Википедии), доходы от вкладов в «Альфа-банк» (это же какие суммы там надо держать, чтобы такие проценты набежали) и операции купли-продажи ценных бумаг (биржевой брокер, однако). Борис Немцов приобретает роскошную квартиру в 172 квадратных метра, расположенные в супер-элитном жилом комплексе «Малая Ордынка, 3», минимальная цена за квадратный метр в ЖК «Малая Ордынка, 3» в 2008 году составляла более 18 000 долларов или, соответственно, 540 тысяч рублей…

Ну, что - поборимся за СВОБОДУ БОЛОТНОЙ ПЛОЩАДИ?????

Если вы размещаете в Интернете картинку с листом канабиса, то с точки зрения закона вы пропагандируете наркотики, - эти слова исполнительного директора организации выпускников Института права, экономики и управления ТюмГУ Ярослава Ильина заставили студентов, пришедших в "Открытую школу права", притихнуть. Не все из них знали об этом, как и не подозревали, что за статус "Россия для русских" или картинку со свастикой, выложенные в социальной сети, грозит административная ответственность.
Как вести себя в интернет-пространстве, чтобы не выходить за рамки закона? И как защитить себя и своих близких от опасной информации в Сети? На эти вопросы ответил общественный просветительский проект "Открытая школа права", реализуемый в стенах Тюменского госуниверситета. На её майском заседании эксперты в области права, специалисты государственных и федеральных структур провели урок правового просвещения, рассказав о "чёрных списках" сайтов и запретах в сети Интернет.
Считается, что Интернет - свободное пространство, где почти отсутствует цензура. Значит, здесь можно вести себя как захочется. Однако свободное поведение нередко подходит под определение такого социально опасного явления, как экстремизм.
- Сегодня экстремизм в сети Интернет получил новый виток развития - изображения, видеозаписи и другие материалы экстремистского содержания преподносятся в качестве шутки, - считает социолог Мария Пузанкова. - Многие пользователи зачастую не понимают сути такого контента, не представляют, что несут ответственность за его распространение.
Понимание экстремизма постоянно расширяется. В виртуальном пространстве он, к примеру, существует в форме пропаганды. Все знают, что свастика - это нацистская атрибутика. Однако в некоторых субкультурах её считают знаком солнца. Но законом РФ "Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" запрещено использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о жертвах, понесённых в Великой Отечественной войне.
- За пропаганду вас привлекут к административной ответственности. И вы не только заплатите штраф, но и рискуете усложнить себе поиск работы - не всякий работодатель примет в коллектив экстремиста, - развивает тему Ярослав Ильин.
В течение последних четырёх лет в Интернете распространилось такое явление, как "троллинг" - виртуальное общение с нарушением этики, выражающейся в виде проявления различных форм агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения для нагнетания конфликтов. И это действие попадает под понятие экстремизм, одним из пунктов которого является пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности. Площадкой для такого общения чаще всего выступают новостные сайты, форумы, конференции, где комментарии не модерируются.
Найти "тролля" и заставить его удалить оскорбительную информацию достаточно проблематично, но возможно. Существует статья в Административном кодексе, которая предусматривает право граждан требовать в суде опровержения сведений, порочащих честь и достоинство человека.
Отдельно можно сказать о пропаганде наркотических веществ. Хотя это не входит в юридическое определение экстремизма, однако неосторожное действие в Сети также может повлечь за собой наказание. Картинки, на которых изображены порошки с подписью названий наркотиков, и описание как позитивного их влияния на организм и психику человека расцениваются как правонарушение.
Над тем, чтобы опасная информация не распространялась по виртуальному пространству, работают многие ведомства. Начальник отдела контроля в сфере массовых коммуникаций управления Роскомнадзора России по Тюменской области Ольга Баландюк рассказала о существовании единого реестра запрещённых сайтов. Если вы набрели в Интернете на информацию, которая, на ваш взгляд, является опасной, можно занести её в этот реестр на сайте zapret-info.gov.ru . Ваша информация будет проверена. На данный момент в едином реестре доменных имен, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, содержится около 8000 ссылок.
- Девочка, которая выложила на страницу социальной сети знак свастики, утверждала, что это знак солнца. Несовершеннолетнюю гражданку привлекли к административной ответственности, - рассказал случай из прокурорской практики Ярослав Ильин. Она не подозревала, что ее действие носит экстремистский характер.
Очень часто правонарушения происходят из-за незнания законов и необдуманности своего поведения в Сети. Поэтому, чтобы обезопасить себя в Интернете, бывает достаточно просто критически относиться к информации, которая там публикуется, анализировать её и думать о последствиях своих действий.

Около 8000 сайтов занесены в "чёрный список".