Малый бизнес в зарубежных странах. Опыт малого и среднего бизнеса в развитых зарубежных странах

Малый бизнес зародился в восточной части средиземноморья более 40 веков назад и уже сейчас для многих стран является движущей силой экономики. Малый бизнес – бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

По данным Росстата показатель развития малого предпринимательства в России от ВВП составляет всего лишь 20%, в то время как в странах Евросоюза, США и Китая он превышает 50%. Развивающиеся страны, в отличие от России, малый бизнес воспринимают как неотъемлемую часть экономики, благодаря чему у него есть шанс стать полноправным участником экономической деятельности.

Зарубежные страны всеми возможными действиями способствуют развитию и поддержанию малого бизнеса, в то время как в России происходит только лишь регламентация правил его ведения.

В связи с этим предприятия нашей страны подвержены кризисам в деятельности МСП, которые возникают, как правило, в связи с нехваткой финансовых ресурсов.

Одним из ключевых факторов для развития кризиса малого предприятия может послужить инфляция, под воздействием которой происходит обесценение оборотных средств компании. Однако, у кризиса есть и положительные стороны, благодаря ему компания может получить шанс на расширение бизнеса, происходит поиск новых решений и возможна даже модификация профиля деятельности.

Процент выживания предприятий на рынке больше трех лет оставляет желать лучшего. Для сравнения можно взять такие страны, как Россия – 0,03%, за рубежом же ситуация складывается немого лучше, Норвегия – 6,15%, Финляндия – 6,65%, Испания – 8,39%, Греция – 12,6%. Вопросом почему это происходит задаются многие начинающие бизнесмены, однако ответ очень прост: все программы поддержки бизнеса настроены на малый формат, и как только предприятие начинает перерастать сразу возникает ряд проблем связанных с отменой льгот. На данном этапе маленькой, едва окрепшей компании приходится конкурировать наравне с крупными акулами бизнеса. Кроме того, в развитых странах малый бизнес является не только источником извлечения прибыли, но также и помогает решить многие социально-экономические проблемы, будь то безработица, проблемы в области техники и технологий, уровень среднего класса в экономике.

За рубежом активную поддержку малому бизнесу оказывают микрофинансовые организации. По сравнению с банками, они имеют более гибкую структуру, поэтому клиенты могут рассчитывать не только на качественный сервис, но также и индивидуальный подход. К тому же микрофинансовая индустрия уже сегодня обслуживает около 16 миллионов человек в развивающихся странах и странах третьего мира, что активно поддерживается ООН и иными некоммерческими организациями.

Авторам показалась интересной идея проанализировать поддержку малого бизнеса в таких развитых экономиках как США и Канада, а также развивающихся экономик на примере Бразилии и Аргентины. Далее разберем основные проблемы государственной политики в сфере поддержки малого бизнеса.

На рисунке 1 представлены основные наиболее проблемные факторы для ведения бизнеса в 2013-2014 гг. Согласно рисунку наиболее благоприятный климат для ведения бизнеса имеют Канада и США. Согласно World Competitiveness Report 2013-2014 США занимали 5, а Канада 14 место из 148 стран в рейтинге конкурентоспособности. Для сравнения Бразилия занимала 56, а Аргентина 104 места.

Рисунок 1 – наиболее проблемные факторы для ведения бизнеса

Авторы отчета подчеркивают, что страны с высокими показателями национальной конкурентоспособности, как правило, обеспечивают более высокий уровень благосостояния своих граждан. К специфическим особенностям функционирования малого предпринимательства относится локальный характер, ориентация на местных потребителей и использование необходимых трудовых в непосредственной близости от ареала своей деятельности.

Индекс глобальной конкурентоспособности составлен из 113 переменных, все переменные объединены в 12 контрольных показателей, определяющих национальную конкурентоспособность (качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, уровень технологического развития, размер внутреннего рынка, конкурентоспособность компаний, инновационный потенциал).

Предполагается, что Индекс Конкурентоспособности должен использоваться государствами, которые стремятся к ликвидации препятствий на пути экономического развития и конкурентоспособности, в качестве инструмента для анализа проблемных моментов в их экономической политике и разработки стратегий по достижению устойчивого экономического прогресса.

Рассмотрим каждую экономику более детально.

АРГЕНТИНА

Для этой страны малый и средний бизнес является одним из основных источников роста ВВП страны, поскольку на него приходится 37,5%. Малый бизнес поддерживается государством не при помощи льготного налогообложения, как это делается повсеместно. В этой стране ставки налога устанавливаются в зависимости от деятельности, которую ведет предприятие, хотя для мелких налогоплательщиков устанавливается особый режим уплаты налогов.

Как ни странно, в Аргентине предпочтение отдают малому бизнесу который, прежде всего, ориентирован на экспорт. Для его поддержки была создана программа «ПроАргентина», которая направлена не на финансирование, а содействие в продвижении на рынки иностранных государств. Поддержка со стороны государства наиболее явно отображена в создании инфраструктуры развития малого бизнеса, льготных условиях получения ресурсов, технологий и разработок, а также в подготовке и повышении квалификации предпринимателей. Еще одной особенностью в законах Аргентины стал факт того, что банки обязаны предоставить доступ малому бизнесу к рынкам капитала и ценных бумаг.

Сегодня в стране действует Национальный Фонд развития малых и средних предприятий, при помощи которого у них появляется доступ к финансированию деятельности, как в среднесрочной, так и долгосрочной перспективе (см. рис. 2 – доступ к финансированию). Государственный гарантийный фонд дает возможность малому бизнесу без дополнительных проблем получить кредит, причем если он берется в коммерческих банках, то часть затрат по выплатам может быть компенсирована.

Рисунок 2 – динамика изменения показателей наиболее проблемных факторов для ведения бизнеса в Аргентине, 2009-2014

С 2010 г. снижается политическая нестабильность в стране. После 2011 г. наблюдается резкое снижение показателя инфляции.

Однако, несмотря на все усилия государства политики способствующей развитию малого бизнеса в стране, количество малых предприятий постепенно сокращается. Налоговые ставки растут, развита неэффективная правительственная бюрократия (см. рис. 2).

В 2012 году правительством Канады была выстроена политика создание благоприятных условия для привлечения частных и иностранных инвестиций, поддержки инноваций (см. рис. 3), а также обеспечения полноценной занятости населения страны.

Рисунок 3 – показатель инноваций по шкале от 1 до 7 (где 1 – очень плохо, 7 – лучшие в области)

Согласно рисунку 3, показатель инноваций в Канаде держится на достаточно высоком уровне.

В 2008 году Правительством была проведена политика направленная на развитие инноваций в области науки об охране окружающей среды, природных ресурсов и энергетики, здравоохранения и информационных технологий. Центральной функцией стало налаживание взаимодействия всех участников процесса. Эта политика в основном была направлена на развитие малого бизнеса, поскольку функция выполнения данной стратегии легла на их плечи. Более того, благодаря такой стратегии малым предприятиям Канады отказывается значительная поддержка федерального бюджета.

Инновации активно поддерживаются правительством Канады по средствам формирования на федеральном уровне программ, центров, комиссий и советов.

Рисунок 4 – динамика изменения показателей наиболее проблемных факторов для ведения бизнеса в Канаде, 2009-2014

Стоит отметить, что показатель коррупции за рассматриваемый период равен или немногим больше нуля. Преступность и воровство также находятся на низком уровне. Налоговые ставки, в целом, имеют тенденцию к снижению, а доступ к финансированию увеличивается (см. рис. 4).

БРАЗИЛИЯ

Малый бизнес для этой страны является одной из основных причин процветания, поскольку именно в этом секторе работает 52% всего занятого населения страны, которые формируют около 20% от ВВП страны.

Одним из наиболее используемых инструментов создания благоприятных условий для малого бизнеса является система налогообложения. Особенностью системы налогообложения в Бразилии является установление единой ставки налога для малого предпринимательства. К тому же, с 1 января 2012 годы был принят закон, по которому на 120 тыс. бр. реалов была повышена планка возможного валового дохода предприятий занимающегося в секторе малого бизнеса (на данный момент она составляет 360 тыс. бр. реалов).

Рисунок 5 – динамика изменения показателей наиболее проблемных факторов для ведения бизнеса в Бразилии, 2009-2014

На рисунке 5 можно наблюдать снижение показателей налоговых ставок и налогового регулирования, в общем. Однако при этом можно наблюдать увеличение показателя бюрократии и усложнение получения финансирования. Однако за период с 2008 по 2013 можем наблюдать улучшение инфраструктуры страны.

Помимо всего прочего поддержкой малого предпринимательства занимается ряд подразделений и ведомств, одной из функций которых является создание благоприятных условий для ведения бизнеса по средствам вовлечения предприятий в бразильский экспорт товаров и услуг; повышение их конкурентоспособности на национальном рынке; способствование выходу товаров и услуг на международный рынок. На рисунке 5 также видно, что за рассматриваемый период резко вырос доступ к финансированию, однако такой же резкий рост показателя неэффективной правительственной демократии.

В США большая часть малых и средних предприятий сосредоточена в сфере услуг, что свидетельствует о структурных изменениях в разделении общественного труда. Еще одной особенностью, которая сыграла немаловажную роль в развитии предпринимательства стало укрепление позиции женщин, которые с 1980-х годов активно начали открывать свой бизнес прежде всего в сфере услуг. Подобная деятельность очень актуальна, поскольку по данным 2005 года, безработных женщин было 7 млн. чел., что гораздо выше показателя 2009 года (В феврале 2009 года безработных женщин в США было зафиксировано примерно 5,25 млн. человек).

К малому бизнесу США относятся малые и средние предприятия с численностью рабочего штаба до 500 человек. За последние 30 лет количество малых предприятий возросло с 13 до 26 млн., что еще раз подтверждает актуальность развития бизнеса. Поскольку как уже отмечалось ранее, и в этой стране также малый бизнес дает возможность трудоустроить огромное количество не только коренного населения, но также и мигрантов. Таким образом, США рассматривает поддержку малого бизнеса гораздо глобальнее, чем другие страны, здесь устойчивый и активно развивающийся малый бизнес поддерживает конкурентоспособность экономики страны в целом.

Рисунок 6 – динамика изменения показателей наиболее проблемных факторов для ведения бизнеса в США, 2009-2014

После того как мы подробно рассмотрели характеристики и особенности малого бизнеса в России большой интерес для нас будет представлять опыт зарубежных стран. На фоне проблем, связанных с малым бизнесом в России, нам есть чему поучиться у западных коллег.

Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности. Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, "вынуждает" крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой - сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса. Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств. Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд. К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере.

Сфера малого бизнеса представляет собой уникальный механизм активизации социально-экономической жизни американского общества. В малом бизнесе страны занято более 62 млн. человек (50% всех работающих в частном секторе), которые создают свыше 50% ВВП страны и производят более 30% экспортной продукции. При этом в течение последних 15 лет в секторе малого бизнеса было создано 64% всех новых рабочих мест. Приведённые факты подтверждают высокую значимость малого бизнеса для обеспечения устойчивого развития стран. Ввиду известных особенностей малого бизнеса (ограниченность ресурсов, высокая приспособляемость, ориентированность на местные рынки и мн. др.), потребности малых предприятий постоянно изменяются в зависимости от уровня их развития, вида деятельности, конъюнктуры рынка и складывающейся экономической ситуации. Для обеспечения устойчивого и гармоничного развития малого предпринимательства в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры, государство непрерывно осуществляет всестороннюю поддержку этого сектора экономики. В соответствии с действующим в стране порядком, предусматривающим среднесрочное стратегическое планирование дальнейшего развития и совершенствования деятельности всех государственных ведомств, агентство SBA (Небольшое независимое федеральное агентство правительства США), разработало очередной пятилетний план развития малого предпринимательства в стране на 2008 - 2013 финансовые годы. В этом документе перечислены основные стратегические цели дальнейшего развития малого предпринимательства и важнейшие направления по совершенствованию мер государственной поддержки, обеспечивающих достижение этих целей. Это обусловлено как постоянно расширяющимися масштабами деятельности агентства SBA, так и особой социально-экономической значимостью сектора малого предпринимательства. Например, за последние 5 лет кредитный портфель агентства вырос на 50%, что позволило значительно расширить объём помощи малому бизнесу и более эффективно содействовать его всестороннему развитию. В этой связи, возникла необходимость в значительных организационных и технологических преобразованиях в работе большинства структурных подразделений агентства. Наряду с этим, постоянное совершенствование информационных технологий привело к повышению динамичности экономических процессов, что, в свою очередь, потребовало ускоренной реакции агентства на происходящие изменения, как в рыночных отношениях, так и в сфере малого бизнеса.

Рассматриваемый стратегический план развития малого предпринимательства на 2008-13 гг. отражает стремление агентства своевременно подготовиться к новым вызовам, инициируемым процессами глобализации экономики, используя накопленный опыт и расширившиеся ресурсные возможности. Стратегические цели этого плана, во многом унаследовали черты ранее реализованных планов. Однако на нынешнем этапе, предусматриваются новые пути и методы достижения поставленных целей, что вызвано как изменениями в экономике и в рыночной конъюнктуре, так и стремлением к развитию малого бизнеса в депрессивных районах страны. Рассматриваемый стратегический план развития малого предпринимательства является основополагающим документом, определяющим деятельность агентства SBA и предусматривает реализацию комплекса мероприятий, способствующих достижению следующих важнейших стратегических целей:

  • 1. Увеличение количества малых предприятий в стране и, особенно в депрессивных районах и на слабо развитых рынках;
  • 2. Предоставление своевременной и эффективной финансовой помощи домовладельцам, арендаторам, некоммерческим организациям и малым предприятиям, пострадавшим в результате стихийных бедствий;
  • 3. Улучшение деловой среды для малых предприятий;
  • 4. Обеспечение высокого уровня организации управления в агентстве SBA с целью эффективного взаимодействия всех подразделений с партнёрскими организациями для улучшения работы с клиентами и для оптимизации бизнес-процессов на основе повышения профессионального уровня сотрудников агентств, улучшения исполнительской дисциплины и контроля достигнутых результатов.

В своих планах работы на период до 2013 г., агентство SBA основывается на анализе результатов деятельности всех структурных подразделений по реализации ныне действующих программ поддержки предпринимательства. Особое внимание будет уделяться расширению доступа малых предприятий и многочисленных партнёрских организаций ко всем программам агентства при одновременном повышении эффективности управления процедурными и технологическими операциями при оказании комплексных услуг. Важное место в деятельности агентства SBA на предстоящий период займут вопросы оздоровления слаборазвитых рынков и депрессивных районов за счет всемерного улучшения доступа местных малых предпринимателей к финансовым ресурсам и необходимым услугам. Наряду с этим, планируется продолжение работ по смягчению избыточных норм правового регулирования предпринимательской деятельности, препятствующих дальнейшему развитию малого бизнеса и росту количества новых предприятий Важнейшим условием дальнейшего процветания малого бизнеса и увеличения занятости в этом секторе экономики является сокращение издержек государственного регулирования, помощь пострадавшим во время стихийных бедствий, рациональное расходование средств налогоплательщиков и расширение возможностей бизнеса внутри страны и за рубежом. На основе стратегического плана развития малого предпринимательства и совершенствования деятельности агентства SBA, строится дерево целей с указанием долговременных задач и тактических целей, а также с установлением конкретных параметров их выполнения для каждого структурного подразделения и для всех реализуемых мероприятий. Исходя из этого, определяются методы и пути их достижения, а также необходимые ресурсные потребности для их выполнения по каждой стратегической цели. Так, например, в бюджете SBA на 2008 финансовый год на обеспечение выполнения стратегического плана развития малого предпринимательства было выделено в общей сложности $703,2 млрд.

В рамках выполнения каждой долговременной задачи, определяется перечень тактических целей, которые должны быть достигнуты различными структурными подразделениями агентства SBA. При этом устанавливаются ответственные исполнители и соисполнители по обеспечению выполнения долговременных задач и достижению намеченных стратегических целей. Следует заметить, что достижение всех намеченных целей и задач возможно только при обеспечении тесного взаимодействия различных структурных подразделений агентства, что предусматривается в планах работ каждого подразделения. В ходе реализации стратегического плана развития малого предпринимательства, ежегодно подготавливается отчёт о результативности выполнения долговременных задач с целью внесения необходимых корректив для обеспечения достижения поставленных стратегических целей (приложение 4). Так, в связи с кризисными явлениями в конце 2008 г., значительно снизившими финансовую устойчивость множества малых предприятий, агентство SBA приняло специальную программу, способствующую оздоровлению предпринимательской деятельности на период до 2010 г. Более подробно рассмотрим способы и основные пути достижения, поставленных стратегических целей. Стратегическая цель № 1. "Расширение количества малых предприятий в депрессивных районах страны и на слаборазвитых рынках". В соответствии с установившейся практикой, финансовая и техническая поддержка малых предприятий осуществляется агентством SBA в форме комплекса программ, в том числе по гарантированию кредитов и инвестиционному финансированию. Агентство SBA не осуществляет непосредственную финансовую помощь малым предприятиям. Такая помощь производится через сеть партнерских и посреднических кредитно-финансовых организаций, которые, благодаря предоставленным им кредитным гарантиям агентства SBA, осуществляют непосредственное финансирование малых предприятий. Однако в рамках национальной программы помощи пострадавшим при стихийных бедствиях, агентство SBA осуществляет непосредственную финансовую помощь пострадавшим по их заявкам. Роль агентства SBA заключается в разработке национальных программ по предоставлению государственных гарантий уполномоченным организациям, осуществляющим непосредственное кредитование малых предприятий и финансирование инвестиционных проектов. Наличие государственных гарантий у этих организаций, позволяет минимизировать риски при кредитовании малых предприятий, облегчая им доступ к финансовым ресурсам. Наряду с этим, агентство SBA также обеспечивает поручительство по облигационным займам малых предприятий. Важное место в деятельности агентства SBA занимает оказание услуг по управленческой и консультативной поддержке малого бизнеса на всех этапах жизненного цикла предприятий. Сюда входит помощь в составлении бизнес-планов и в организации бизнеса "с нуля", сопровождаемая постоянными консультациями по совершенствованию управления предприятием на всех этапах его дальнейшего развития. В случае завершения деятельности предприятия, предлагаются комплексные консультации о последовательности операций и порядке выхода из бизнеса при его переуступке, продаже или ликвидации. Наряду этим, агентство SBA также осуществляет помощь малым предприятиям в заключении контрактов на выполнение государственных заказов, объём которых ежегодно достигает $90 млрд. Для достижения этой цели агентству SBA необходимо обеспечить выполнение трёх следующих долговременных задач:

  • 1.1. Усовершенствовать механизм доступа малых предприятий к комплексу программ и услуг, реализуемых агентством SBA для ускорения процессов формирования новых предприятий, что будет способствовать повышению их деловой активности и увеличению количества рабочих мест.
  • 1.2. Осуществить поддержку предпринимательства на рынках, расположенных в депрессивных районах с низким уровнем доходов населения и с высоким уровнем безработицы. При этом, особое внимание должно уделяться развитию малого бизнеса в военных городках, а также в среде резервистов и ветеранов вооруженных сил.
  • 1.3. Создать эффективную систему управления финансовыми ресурсами и деятельностью на рынке ценных бумаг, основанную на полной отчетности расходования бюджетных средств, сопровождаемой постоянным контролем достигнутых результатов.

Стратегическая цель 2: "Оказание своевременной финансовой поддержки домовладельцам, арендаторам, некоммерческим организациям и предприятиям, пострадавшим от стихийных бедствий".

Для поддержки пострадавших от стихийных бедствий и устранения нанесённого ущерба, агентством SBA реализуется специальная программа кредитования предприятий, некоммерческих организаций и частных лиц, предусматривающая предоставление льготных кредитов на продолжительные сроки по низким ставкам.

Причём, в рамках этой программы агентство SBA осуществляет непосредственную финансовую помощь пострадавшим на основании представленных ими заявок. Эта программа является важнейшим источником экономической поддержки районов, пострадавших от стихийных бедствий, что позволяет минимизировать нанесённый ущерб и возобновить деловую активность. Достижение стратегической цели №2 обеспечивается путём решения долговременной задачи по обеспечению быстрого, своевременного и эффективного реагирования на обращение малых предприятий, пострадавших вследствие стихийных бедствий. Ежегодно в рамках этой программы из бюджета страны выделяют от $350 млн. до $1,8 млрд., в зависимости от масштабов причинённого ущерба. Так для ликвидации последствий стихийных бедствий в т.ч. и от урагана Катрина (2005 г.), в 2006 г. было выделено $1,795 млрд. Агентством SBA предлагается два вида кредитов пострадавшим в ходе стихийных бедствий: - Кредиты на восстановление или замену застрахованного или незастрахованного движимого и недвижимого имущества, принадлежащего домовладельцам, арендаторам, предприятиям любого размера и некоммерческим организациям; - Кредиты малым предприятиям на приобретение оборотных средств, необходимых для преодоления экономических последствий стихийных бедствий на период, достаточный для полного восстановления деловой активности.

Стратегическая цель 3: "Улучшение деловой среды для деятельности малых предприятий". Несмотря на огромную роль малого бизнеса в обеспечении устойчивого социально-экономического развития страны, он несёт значительные потери из-за чрезмерного государственного регулирования предпринимательской деятельности и больших объёмов бюрократических процедур, связанных с подготовкой отчетности и выполнением различных предписаний. Проведённые исследования показали, что для соблюдения всех государственных предписаний, малые предприятия с числом занятых менее 20 человек, ежегодно несут трудозатраты в расчете на 1 человека на 45% больше, чем крупные компании.

В этой связи, агентство SBA, представляя интересы малого бизнеса в органах власти, стремится к усовершенствованию системы государственного регулирования предпринимательской деятельности в целях снижения непроизводительных расходов, навязываемых малым предприятиям федеральными ведомствами. Сокращение и упрощение системы государственного регулирования предпринимательской деятельности позволит многим предприятиям повысить деловую активность, инвестировать больше средств в создание новых рабочих мест, в модернизацию оборудования и в разработку инновационных проектов. Для достижения этой стратегической цели, агентство SBA намерено реализовать 2-е следующих долговременных задачи:

  • 3.1. Обеспечить представление интересов малого бизнеса во всех органах государственной власти, одновременно принимая меры для уменьшения негативного влияния от чрезмерного государственного регулирования предпринимательской деятельности;
  • 3.2. Ускорить создание благоприятной и дружественной среды для развития малого бизнеса в стране.

Стратегическая цель 4: "Обеспечение высокого уровня организационного управления в структурных подразделениях агентства SBA". Повышение эффективности поддержки малого предпринимательства напрямую связано с совершенствованием системы управления во всех структурных подразделениях агентства. В значительной мере это зависит от уровня квалификации штатных сотрудников агентства и их мотивации к труду. В условиях ужесточения конкуренции на внутренних и международных рынках, все большее значение приобретает своевременность и адекватность принимаемых мер поддержки малого предпринимательства, отвечающая динамичным изменениям в социально-экономической жизни страны. Это диктует высокие требования к обеспечению надёжного информационного, технологического и финансового обеспечения взаимодействия всех структурных подразделений агентства при реализации всего комплекса программ поддержки предпринимательства. Для этого необходимо сосредоточить основное внимание на следующих долговременных задачах:

  • 4.1. Совершенствование политики подбора персонала и всемерное содействие повышению квалификации специалистов и руководящих работников для обеспечения эффективной и качественной реализации программ поддержки малого предпринимательства.
  • 4.2. Обеспечение безопасности информационной среды для осуществления оперативной деятельности всей инфраструктуры агентства SBA.
  • 4.3. Применение прогрессивных методов финансирования и управления, гарантирующих действенную и эффективную реализацию программ поддержки предпринимательства.

Таким образом, несмотря на экономический кризис, Правительство США, оказывая целевую финансовую поддержку деятельности агентства SBA, намерено обеспечить выполнение плана стратегического развития малого предпринимательства до 2013 г.

Развитие малых предприятий - считается одной из мер, направленных на вывод экономики из кризиса, в том числе и мирового.

По данным исследований, в США на предприятиях малого и среднего предпринимательства занято 70,2 млн чел., в странах ЕС - 68 млн, в частности в Германии - 18,5 млн, в Италии - 16,8 млн, во Франции - 15,2 млн, в Японии - 39,5 млн чел. Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП составляет: в Великобритании - 50- 54%, Германии - 50-53%, Франции - 55-62%, США - 50-54%, Японии - 52-55%, России - 10-11% .

В марте 2003 г. министр экономики Германии Вольфганг Клемент заявил, что германское правительство приступает к реализации программы по поддержке малого и среднего бизнеса.

Согласно нормам, принятым в ЕС, малым считается предприятие, в котором трудится менее 100 человек, средним - от 100 до 250 человек, крупным - более 250 человек. К категории "малые и средние предприятия" относятся компании, годовой оборот которых не превышает 40 млн. евро. При этом, по данным французского министерства экономики, определению "малое и среднее предприятие" соответствует 99,8% всех предприятий, зарегистрированных в стране. На долю же компаний, штат которых превышает 250 человек, приходится всего лишь 0,2% предприятий Франции.

Внимание, с которым во Франции и Германии относятся к малому и среднему бизнесу, объяснимо. Доля малых и средних предприятий в ВВП Франции составляет около 50%, в Германии этот показатель еще выше - 60% ВВП.

Власти Франции приступили к разработке широкой программы поддержки малого бизнеса на несколько месяцев раньше, чем германские. В течение 2008 года правительство провело широкую кампанию по привлечению капиталов граждан в малый и средний бизнес. Основой этой части правительственной программы стала поддержка так называемых товарищеских инвестиционных фондов (Fonds d"investissement de proximite, FIP). Эти небольшие финансовые организации объединяют частных вкладчиков, участие которых исчисляется небольшими суммами - обычно до 10 тыс. евро. Проект закона о поддержке FIP, озаглавленный "Помощь экономическим инициативам", был представлен в парламент Франции Рено Дютреем еще 8 октября 2007 г. С начала марта 2008 г. закон вошел в силу, он, в частности, предусматривает освобождение от налога на дивиденды 25% каждого вклада, осуществленного в FIP. Кроме того, закон предусматривает систему гибких скидок при кредитовании товарищескими инвестиционными фондами новых мелких и средних компаний .

Наконец, третьей мерой, с помощью которой французское правительство собирается поддерживать свой малый и средний бизнес, является подготовка квалифицированных кадров, которые необходимы для осуществления руководства предприятиями. Глава секретариата по малым и средним предприятиям сообщил депутатам французского парламента, что в течение десяти лет правительство планирует выделить на образовательную программу 300 млн. евро.

В Германии насчитывается более 3,3 млн. субъектов малого бизнеса, что составляет около 90% от общего числа предприятий. На малый бизнес приходиться около 70% рабочих мест, они обеспечивают обучение примерно 80% всех молодых специалистов страны, платят около 45% налогов с оборота, осуществляют 30% немецкого экспорта. В 1999 г. они сосредоточили 46% валовых инвестиций и сформировали 57% ВВП Германии. Поэтому справедливо рассматривать малых средних предпринимателей как основополагающий элемент немецкой экономики .

Среди проблем, с которыми сталкивается казахстанский малый бизнес в своем развитии, важнейшее место занимают проблемы финансирования. Трудности с привлечением капитала являются не только входным, но и постоянно действующим барьером. Тем не менее, все промышленно развитые страны помогают малому бизнесу в решении проблемы доступа к источникам финансирования, используя при этом различные рычаги (субсидии, прямые и гарантированные займы, льготные кредиты, налоговые льготы и т.п.).

Важнейшее значение, например в Германии, имеет оказание малому бизнесу прямой и косвенной финансовой помощи:

Прямая финансовая помощь, по объему и многообразию вариантов занимает одно из важных мест в арсенале экономических рычагов. Выделяются следующие разновидности прямой помощи :

Государственные инвестиционные надбавки (субсидии). Они очень редко предоставляются на условиях возвратности. За основу для их расчета берется запланированный объем инвестиций. Надбавки не подлежат налогообложению и применяются по требованию. Субсидии в отличие от них облагаются налогами и предоставляются по налогообложению и усмотрению распределяющего их органа;

Льготное кредитование. Оно часто используется на федеральном и региональном уровнях. Льготные кредиты называют скрытой финансовой помощью, так как ее сумма представляет разницу между рыночной и льготной кредитными ставками (кредитная субсидия). Среди других ее видов можно назвать гарантии специализированных банков по кредитам и долевое участие инвестиционных компании в капиталах малого и среднего предпринимательства, если эти банки или компании и сумма скрытой помощи финансируются государством.

Надбавки, субсидии и льготные кредиты, хотя и важные, но не решающие факторы, стимулирующие инвестиционную деятельность. Многое зависит от доходности, которую определяет чистая выручка от существенных вложений. Надбавки и субсидии покрывают, как правило, лишь не большую часть потребностей в инвестиционном финансировании. В полном объеме оно возможно прежде всего через льготные кредиты при условии, что малые и средние предприниматели, подающие заявку на получение кредита, являются кредитоспособными, Хотя льготные кредиты лишь косвенно удешевляют инвестиции, они обеспечивают стабильное финансирование значительной части проекта инвестора, в основном по твердой кредитной ставке, и не снижают на начальном этапе ликвидность предприятия. При таком варианте финансовая нагрузка распределяется на весь период окупаемости проекта более равномерно, чем при финансировании на рыночных условиях.

Льготное кредитование по объему выделяемых на него финансовых средств является одним из самых важных инструментов государственной поддержке малого и среднего бизнеса и одновременно наиболее рыночным благодаря относительно низкой дотационной составляющей.

С целью разгрузки органов государственного управления ряд функций по поддержке малого бизнеса передан некоторым публично-правовым институтам, в частности специализированным банкам, таким как Кредитанштальт фюр Видерауфбау (КфВ), а также саморегулируемым организациям частного бизнеса, например палата ремесленников и торгово-промышленные. В рамках государственных программ дотации на льготное кредитование составляет 3-10 % сумма кредита. По программам КфВ, финансируемым за счет собственных средств, кредитные ставки ближе к рыночным, т.е. стоимость кредитов значительно выше по сравнению с федеральными или земельными программами. Кредитная политика КР позволяет выровнять возможности малых и крупных предприятий по рефинансированию кредитов.

Льготное кредитование субъектов малого бизнеса осуществляется по единым для всех правилам, т.е. никаким заявителем не оказывается предпочтение и принимается во внимание только кредитоспособность. Заявки на получение кредитов подаются в немецкие коммерческие банки, они же занимаются их выдачей и в дальнейшем работают с клиентами. Льготные условия кредитования подразумевают:

1. низкую процентную ставку на весь срок кредитования);

2. длительный период кердита часто 10 лет, при чем минимум на первые 2 года предприятие освобождается от всяких выплат);

3. возможность возврата в любое время (нередко без дополнительных выплат);

4. долевое финансированиег(вр"дств КфВ применяется только к определенной части инвестиционного проекта, например 50 %. В остальном проект должен быть профинансирован за счет собственных средств инвестора или других заемных средств).

Заявка на предоставление льготного кредита подается до начала инвестиционного проекта, т.е. последующее финансирование и конверсия долга не допускаются.

Косвенная помощь реализуется в обеспечении малого бизнеса финансовыми ресурсами и, в частности налоговыми льготами. С их помощью правительство Германии предоставляет малому бизнесу возможности для самофинансирования. В стране выделяют 2 большие группы налоговых льгот: льготы создающимся фирмам в годы их становления и постоянные льготы по корпоративному налогу на прибыль, налогу на прирост капитальной стоимости и т.п.

В середине 80-х годов в стране насчитывалось в общей сложности свыше 180 видов налоговых льгот. Малые и средние предприниматели в рамках существующих льгот имеют право уменьшать свою налогооблагаемую прибыль на величину резервных фондов, из которых берутся средства для покупки машин и оборудования. Прежде всего, мелкие и средние предприниматели, ежегодная прибыль которых не превышает 2 млн. марок, выплачивают налогов на 50% меньше, чем крупные .

С 1 января 1990 г. правительство освободило мелких производителей от налога с оборота, если тот не превышал 25000 марок. В 1994 г. была снижена ставка подоходного налога на деятельность ремесленников с 54 до 44%. Малые предприятия с оборотом за предыдущий год менее 20 тыс. марок освобождаются от НДС. Особые нормы амортизации для инвестиций в производство;

Для субъектов малого бизнеса предусмотрены льготные схемы амортизационных списаний. Льготные условия амортизационных списаний позволяют "миттельштанд" осуществлять инновационный процесс и модернизацию производства. При этом наибольшие льготы предоставляются предприятиям, расположенным в восточных землях. По некоторым оценка, в ФРГ на долю амортизационных списаний приходится 66% всех капиталовложений, на реинвестицию доходов - 27%, а на внешние источники финансирования - лишь 7% .

Огромное внимание в Германии уделяется поддержке начинающих предпринимателей, которые, начиная свое собственное дело, нередко испытывают недостаток собственного капитала, у них не так много возможностей прибегнуть к заимствованиям и мало специальных знаний.

В Германии до 40 % инвестиций при образовании предприятий может быть профинансировано без гарантий, особенно беспроцентных на первые два года льготных кредитов, выдаваемых на срок до 20 лет и освобождаемых от возврата в течение первых 10 лет (максимальная сумма 1 млн. марок). Такое финансирование заменяет собственный капитал начинающего предпринимателя, и государство берет на себя в полном объеме риск их не возврата. Большая часть не достающего капитала может быть получена за счет специальных льготных так называемых кредитов начинающим предпринимателям. Они выдаются под 5 % годовых на срок до 20 лет и покрывает максимум 50 % стоимости инвестиционного проекта (предельная сумма 1 млн. марок).

За счет государственных программ и программ КфВ может быть профинансировано долевое участие частных инвестиций компаний в капиталах новых и действующих малых предприятий. Максимальный размер вносимой доли -- 1,5 млн. марок на срок до 10 лет. При этом ответственность за риск в полном объеме несут инвестиционных компании.

В Германии существуют специализированные гарантийные банки, которые берут на себя риск не возврата до 80 % кредита или долевое участие в капитале (не более 1,5 млн. марок). Это важно для тех субъектов малого бизнеса, которые не имеют или почти не имеют возможности заимствования. До 60 % риска гарантийного банка покрывают федерация и земли, на территории которой находится банк .

Как до, так и после создания предприятия начинающие предприниматели нуждаются в услугах экспертов со стороны. И это возможно по средствам специальных программ, которые организуют консультационные бюро и частные консалтинговые фирмы, направленных на оказание консультационной и информационной поддержке начинающим предпринимателям.

За последние 10 лет Казахстан достиг ощутимого прогресса, осуществляя переход к рыночной экономике. Представляется, что Казахстану нужна решительная реформа, направленная на расширение возможностей малых предпринимателей для собственного развития. Разумеется, опыт Германии в области содействия малому и среднему предпринимательству не может быть полностью перенесен на российскую почву -- слишком различаются структура экономики, правовой контекст, социально-психологический климат, традиции и т.д. Однако, сопоставление этого опыта, использованного во всех западных странах с рыночной экономикой, с отечественной практикой позволит послужить ориентиром для российских реформ.

Так же хотелось отметить ситуацию, сложившуюся в Японии . Всего на мелких и средних предприятиях Японии занято 39 506 тыс. человек, что составляет 80,6% рабочей силы. В этом секторе производится 51,8% всей промышленной продукции. На него приходится более 62% оптового и 78,5% розничного товарооборота. Существование такого широкого слоя небольших предприятий имеет определенные исторические корни. Впервые послевоенные годы оккупационная администрация США распустила военно-промышленные концерны (дзайбацу), во многом повинные в милитаристских амбициях Японской империи . Свою роль здесь сыграло и нежелание крупного американского бизнеса ощущать в дальнейшем дыхание в затылок мощных японских конкурентов. В стране, таким образом, сохранились лишь мелкие и некоторые средние по размерам предприятия, избежавшие безжалостного грабежа основных фондов, проходившего под прикрытием лозунга о демонополизации. В Японии мгновенно возник острый товарный голод, утолить который могли лишь предприятия, не требующие наличия крупного первоначального капитала и длительных сроков строительства. Поэтому восстановление экономики сопровождалось быстрым ростом мелких и средних фирм. К началу 50-х гг. их насчитывалось в Японии уже более трех миллионов. Мелкий бизнес сыграл в то время и еще одну немаловажную роль, поглотив большое количество рабочей силы и тем самым смягчив остроту послевоенной безработицы.

Затем, когда ускоренный экономический галоп не раз чередовался с томительным топтанием на месте в годы кризисов и депрессий, малый и средний бизнес сохранил свое особое место в хозяйстве страны. Во многом этому способствовало разделение труда между крупными и мелкими предприятиями. В стране была воздвигнута экономическая пирамида, в рамках которой немногочисленные промышленные гиганты утвердились как бы на плечах огромного количества мелких фирм. От вершины пирамиды к подножию протянулись многочисленные цепочки подрядных и субподрядных взаимоотношений (яп. "ситаукэ"). Крупная фирма давала заказы на детали и комплектующие ряду средних фирм, те в свою очередь поручали часть работы более мелким специализированным субподрядным компаниям, те привлекали к работе мельчайшие предприятия .

Система "ситаукэ" была выгодна и гигантам, избавленным от необходимости заниматься технологической мелочью, и малому бизнесу, получавшему стабильный поток "крошек" со стола крупных фирм. Огромное число мелких предприятий порождало острейшую конкуренцию за места в цепочках "ситаукэ" и тем самым давало заказчикам гарантию высокого качества, оперативности и дешевизны поставок по подрядам. И сейчас около 56% всех мелких и средних предприятий Японии в той или иной мере завязано в паутине цепочек субподрядов.

Впрочем, система "ситаукэ" при всей ее важности для японской экономики отнюдь не исчерпывает предназначения малого бизнеса . Куда важнее то, что благодаря своей гибкости, пластичности он является как бы авангардом крупных сил наступающего японского предпринимательства. Изучение спроса товаров и услуг и молниеносное реагирование на любые изменения на рынке позволяют малым специализированным фирмам держаться на самом острие коммерческой атаки. Связанный с большим риском венчурный бизнес (пробное внедрение в производство новых научно-технических разработок) также представлен почти исключительно мелкими и средними фирмами.

Значение малого бизнеса особенно ощутимо возросло в последние годы. По мере насыщения рынка и удовлетворения первичного спроса у значительной категории японских потребителей падает интерес к массовой продукции. На первый план выходит товар уникальный, производимый мелкими сериями или даже штучно. Если покупают, например, одежду, то такую, которой ни у одного соседа нет, мебель -- с учетом конкретной архитектуры и дизайна дома, построенного по индивидуальному проекту. Автомобиль? Только если его конструкторы учли твои персональные прихоти. Откликаясь на диверсификацию спроса, многие отрасли страны стали переходить к мелкосерийному производству, что, естественно, сместило акценты в пользу небольших, но хорошо оборудованных предприятий, к тому же и с точки зрения экологии они оказались более выигрышными, чем крупные заводы.

Однако одни лишь светлые перспективы сами по себе не способны обеспечить выживаемость малого бизнеса в условиях рынка. Малая кредитоспособность, отсутствие первоклассных инженерных и рабочих кадров из-за неспособности обеспечить им зарплату на уровне крупных предприятий, ограниченные производственные мощности, гроши, которые можно позволить выделить на НИОКР, -- все это заставляет мелкие и средние предприятия постоянно балансировать на грани краха.

Но ситуация в малом бизнесе могла быть и еще хуже, если бы японское правительство не пришло на помощь. При этом надо подчеркнуть, что подобную помощь не стоит рассматривать как благотворительность по отношению к слабому. Малый бизнес -- неотъемлемая часть японской экономики, и состояние его здоровья самым прямым образом сказывается на самочувствии всего экономического организма страны.

За последние три десятилетия введена развитая правовая система, направленная на поощрение малого бизнеса. Приняты "Закон о содействии модернизации средних и малых предприятий", "Закон о руководстве деятельностью средних и малых предприятий", "Закон об организации кооперативов средних и малых предприятий", "Закон о центральном кооперативном банке для торговли и промышленности".

Государственная помощь малому бизнесу идет по самым различным каналам. Наиболее болезненный вопрос в этой сфере -- источники финансирования. Помимо обычных коммерческих банков, готовых предоставить займы и субсидии под определенные гарантии, созданы три специальных правительственных органа для финансового обслуживания небольших предприятий. Это Центральный кооперативный банк для торговли и промышленности, Государственная корпорация по финансированию небольших предприятий и Народная корпорация по финансированию .

Примечательно, что в стране созданы и соответствующие государственные структуры по гарантированию займов для небольшого бизнеса и по их страхованию. Специальная государственная корпорация готова покрыть часть ущерба кредитора, если мелкий предприниматель не в состоянии вернуть полученную ссуду.

Другая сторона финансовой политики государства -- льготное налогообложение, позволяющее мелким предпринимателям резервировать часть своей прибыли. Особые льготы предоставляются тем компаниям, которые работают в сферах, непосредственно влияющих на стабилизацию и благосостояние жизни японского народа. На декабрь 1991 г. кабинетом министров утверждены 52 отрасли, где проведение модернизации наиболее желательно. 43 из этих отраслей считаются требующими особо срочного усовершенствования "структуры". Те малые и средние предприятия, которые развертывают свою деятельность именно в этих отраслях, получают немалые дополнительные льготы в вопросах финансирования и налогообложения. Предусмотрены особые меры и структуры, опирающиеся на государственный бюджет, по оказанию содействия малому бизнесу в осуществлении перспективных научно-технических разработок, в техническом и технологическом переоснащении малых предприятий, в обучении и переподготовке кадров для малых и средних предприятий.

Ощутимую помощь по совершенствованию менеджмента в малых организационных формах оказывают торгово-промышленные палаты и торгово-промышленные советы, имеющие своих представителей более чем в 3300 городах и поселках страны.

Становление малого предпринимательства в России, его функционирование и выживание сопровождаются определенными трудностями. Прежде всего, начинающие предприниматели страдают от недостатка стартового капитала, а банки зачастую отказывают им в кредите, а если и предоставляют, то под повышенные проценты и гарантии (поручительства) .

На сегодняшний день основной целью выделения бюджетных средств на финансовую поддержку малого предпринимательства должно стать привлечение внебюджетных ресурсов и обеспечение доступа, к ним малых предприятий. Эта задача может быть решена путем создания федерального, региональных и муниципальных гарантийных фондов (состоящих из денежных средств, ценных бумаг, недвижимости и других активов, формируемых бюджетом), за счет которых структуры поддержки малого предпринимательства могли бы предоставлять частичное обеспечение по кредитам, взятым малыми предприятиями в коммерческих банках. При работе данного механизма решается как задача обеспечения мультипликативного эффекта при использовании средств бюджета, так и задача увеличения числа малых предприятий, удовлетворяющих критериям коммерческих банков в части достаточности и качества обеспечения по кредиту.

Другую проблему, связанную со слишком высокой процентной ставкой банковского кредита, можно решать путем частичной компенсации процентной ставки за счет средств бюджета. За счет выделенных бюджетных средств банки должны обеспечить компенсацию своей доходности при кредитовании по пониженной процентной ставке, приемлемой для малого предприятия,

Недавно правительство Ленинградской области учредило Агентство кредитного обеспечения в качестве структуры, предназначенной для выдачи договора поручительства малым предприятиям под получаемый в банке кредит. Поручительство предоставляется не на всю сумму кредита, а на ее одну треть с учетом процента. Кредитные риски хотя и сохраняются, но они уже менее тревожны при наличии гаранта областного значения .

Указанная схема поддержки малого предпринимательства успешно реализуется государственными агентствами в Финляндии (Finnvera) и Франции (Accocuation Europ. du Cautionnement Mutuel), деятельность которых регламентируется соответствующими законами. Ленинградский областной эксперимент может дать толчок развертыванию схемы бюджетного кредитного обеспечения в регионах вплоть до создания агентства федерального уровня с соответствующим законодательным обеспечением.

Бюджетная эффективность областной государственной поддержки малого предпринимательства, по нашему мнению, должна проявляться, во-первых, в сохранении выделенных из областного бюджета средств и, во-вторых в повышении, значения сектора малого предпринимательства в увеличении валового регионального продукта и налоговых поступлений в бюджетную систему.

Федеральное правительство, формируя и реализуя на программной основе эффективную систему государственной поддержки малого предпринимательства, могло бы "увлечь" за собой региональные власти по созданию различных форм взаимодействия объектов инфраструктуры и поддержки инвестиционных проектов, осуществления лизинговых схем. Такое взаимодействие становится объективной необходимостью в связи с существенными различиями в социально-экономическом развитии субъектов РФ. В свою очередь и региональные власти могут "увлечь" за собой органы местного самоуправления в разработке и реализации муниципальных программ поддержки малого предпринимательства. Система федеральной поддержки, исходя из поставленной цели, ожидаемых результатов и ресурсного обеспечения, дополняет систему региональной поддержки, а региональная - систему муниципальной поддержки малого предпринимательства.

В конечном счете по уровню развития малого предпринимательства и его значению в социально-экономическом развитии страны, субъекта РФ, муниципального образования можно будет оценивать, бюджетную эффективность властей на всех уровнях управления .

На украинских предприятиях малого бизнеса занято не более 10% населения трудоспособного возраста, тогда как в развитых странах эта сфера является основным источником трудоустройства.

На Украине функционирует около 200 тыс. малых предприятий с численностью занятых до 50 чел., при этом не менее 30% этих предприятий не работают (для сравнения - в Польше количество малых и средних предприятий (МСП) составляет более 2 млн.) .

Особенно низкие показатели занятости в МСП в Тернопольской, Сумской, Черкасской, Винницкой обл. (около 4,5%). Значительно выше среднего по Украине этот показатель только в Киеве (около 15%), и, как следствие, самый низкий уровень зарегистрированной безработицы (0,9%).

Часть балансовой прибыли, полученной малыми предприятиями, в общем объеме балансовой прибыли в целом по Украине постоянно уменьшается. Удельный вес убыточных предприятий в общем объеме малых предприятий составляет почти 40%, сообщает УФС.

Для дальнейшего развития малому предпринимательству необходимо учитывать, брать на обозрение проблемы и пути совершенствования зарубежного опыта развития малого бизнеса.

Рассмотрение теоретических аспектов малого предпринимательства, государственную поддержку, опыт развития за рубежом позволит провести анализ функционирования малых предприятий в Казахстане.

В данной статье представлена специфика малого бизнеса в зарубежной практике. Даны определения понятий «предпринимательство» и «малый бизнес» . Так же, в статье отражены главные аспекты, выделены роль и значение, рассмотрены опыт поддержки и пути развития малого бизнеса в зарубежных странах.

  • Социально-психологический феномен руководящей деятельности
  • Проблемы бедности и социальной справедливости в Российской Федерации
  • Прожиточный минимум в системе показателей уровня жизни населения

Развитие малого бизнеса в России является одним из ключевых направлений развития экономики страны в целом. Но, к сожалению, оно неизбежно сопровождается такими проблемами как недостаток финансирования, коррупция, нестабильность в налогообложении и другие. В связи с этим, актуально рассматривать зарубежную практику государственной поддержки и налогообложения малого бизнеса, опыт введения которой будет способен вывести российский малый бизнес на новый качественный уровень.

В первую очередь рассмотрим, что такое предпринимательство и малый бизнес. Итак, предпринимательство, предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.

Виды предпринимательской деятельности классифицируются:

  • по форме собственности, на базе которой осуществляется предпринимательская деятельность: частная, государственная, муниципальная ;
  • по количеству участников: индивидуальная, коллективная ;
  • по характеру деятельности: производство товаров, оказание услуг, выполнение работ и др. .

Малое предпринимательство - сектор экономики, который определяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие.

Как свидетельствует мировая практика, основным показателем, позволяющим признать хозяйствующие субъекты малыми предприятиями, является численность работников за определённый период времени. Наряду с указанным показателем используются также такие критерии, как ежегодный оборот предприятия, величина его активов, размер уставного капитала.

В РФ к малому бизнесу принято относить предприятия с ограниченной численностью работающих: в промышленности и строительстве – до 100 чел.; в научно-технических и сельхозпредприятиях – до 60 чел.; для организаций оптовой торговли – не более 50 человек; розничной торговли – до 30 чел.

В разных странах соответствующие показатели различны: например, в Европе предел для малой фирмы – 300 работников, а в США – даже 500. .

  • количество занятых работников до 50 чел.;
  • годовой оборот менее 4 млн.евр;
  • сумма баланса менее 2 млн.евр.

В США федеральным законом о малом бизнес е установлено, что малая фирма – это фирма имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5 млн.$ и годовой прибылью не свыше 2 млн.$.,а так же что малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках. Следует отметить и то, что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других – величина оборота (строительство, торговля, услуги).

Сектор малого бизнеса представляет самую разветвленную сеть предприятий и индивидуальных предпринимателей, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами МП, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Малый бизнес также является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут процветать и развиваться.

Малый бизнес в странах с развитой рыночной экономикой выполняет ряд важных функций как экономического, так и социального характера:
1. Малое предпринимательство создает конкурентные рыночные отношения, что всегда на руку потребителям; Малый бизнес за рубежом стимулирует развитие конкуренции. Поэтому, развитые страны осуществляют политику поддержки малого предпринимательства, главная цель которой - сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.

Малое предпринимательство является основой совершенствования и развития страны и повышения конкурентоспособности ее экономики. Огромные транснациональные корпорации нуждаются в поставщиках и предпочитают работать с малыми организациями, ведь множество небольших поставщиков гарантируют конкуренцию между собой за объемы заказов, если кто-то из них не справится, всегда найдется замена. Таким образом, малый бизнес в своей совокупности выступает надежным поставщиком высококачественной продукции для крупного бизнеса.

2. Оперативно и гибко реагирует на рыночную ситуацию и запросы потребителя; Примерное время жизни МП - около 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся. Все предприятия малого бизнеса довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию.

МП в Японии способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Они специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п.

3. Децентрализованность размещения создает рабочие места не зависимо от экономической развитости территорий;

4. Малое предпринимательство как налогоплательщики формируют не малую часть отчислений в бюджеты всех уровней; В Германии в легальном малом бизнесе занято 65% рабочей силы, отсюда бюджет получает примерно половину налогов. В Венгрии, Чехии, Польше и других странах с переходной экономикой именно благодаря развитию малого и среднего бизнеса спад производства продолжался всего несколько лет.

Деятельность МП в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

5. Малое предпринимательство поддерживает творчество, ремесла, промыслы и традиции многих народов.

6. Высокая «инновационность», т.е. открытие инноваций и/или их внедрение. Зарубежный опыт показывает, что в сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций, что способствует научно-техническому прогрессу.

Малый и средний бизнес в большинстве ведущих стран способствовал политической и социально-экономической стабилизации, а также:

  • созданию среднего класса (Франция, Великобритания, Бельгия, Германия, Канада, Испания);
  • преодолению рецессии (Израиль, США);
  • созданию новых рынков (Мексика, Канада, Сингапур, Япония);
  • последовательному проведению реформ (Китай, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия).

В основе любого развитого государства,помимо крупных корпораций, также находится малый бизнес,так как является массовой, динамичной и гибкой формой экономической деятельности. Именно в секторе малого бизнеса сосредоточивается основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

По количеству МП в мире лидирует США, за ними следует Япония, и далее идут Италия, Великобритания, Германия, Франция. Так, например, свыше 20 млн. фирм функционирует в США. В странах Европейского союза насчитывается 23 млн. фирм (из них 4 млн. - мелкие и средние). Примерно 5 млн. фирм - в европейских государствах, не входящих в Европейский союз, - Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Азии (без Японии), на Ближнем и Среднем Востоке и в Африке (Рисунок 1).

Рисунок 1. Количество МП и ИП в разных странах

Рассмотрим роль малого бизнеса в зарубежных странах. Малый бизнес пронизывает все сферы экономики, даже те, в которых на первый взгляд есть место только крупным корпорациям.

В настоящее время, такие развитые страны,как Япония, США, страны ЕС, Юго-восточной Азии и латинской Америки стремятся создавать и поддерживать экономический климат, что позволяет расти и развиваться малому предпринимательству. Малому бизнесу уделяется огромное внимание, так как очень велико его влияние на различные микро- и макроэкономические показатели, такие показатели как ВВП, спрос на кредиты, конкурентоспособность государства, занятость населения и другие крайне важные экономические величины (Таблица 1).

Таблица 1. Основные показатели роли малого бизнеса в разных странах (2015 г.)

В европейских странах, по данным на 2015 год, преобладает торговля, за ней следуют промышленность, транспорт и связь, строительство, что представлено на рис.2.


Рисунок 2. Структура малых предприятий по отраслям экономики в ЕС

В азиатских же странах (Китай, Тайвань, Южная Корея, Япония, Сингапур) на первом месте стоит промышленность, за ним сельское хозяйство, торговля,транспорт, строительство (см. рисунок 3).


Рисунок 3. Структура малых предприятий по отраслям экономики в странах Азии

На МП отмечается более высокая эффективность труда, данные субъекты с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

Кроме того, развитие малого бизнеса рассматривается в качестве мощного экономического и социального противодействия нищете и терроризму. В развивающихся государствах малый бизнес считается решающим фактором, способным снизить остроту таких социальных проблем, как бедность и безработица (Индия, Албания, Бразилия). .

Развитые страны давно осознали колоссальную роль малого бизнеса в своей экономике и осуществляют тонко продуманную поддержку малого предпринимательства. В Российской Федерации на долю малого предпринимательства приходится около 22% ВВП. Поэтому, основная роль в поддержке малого бизнеса в данный момент отводится государству. Для сравнения: в странах Европейского Союза, США, Японии такой показатель составляет около 60% ВВП (см. рис.4).


Рисунок 4. Доля малого бизнеса зарубежных стран в составе ВВП, %

Цели поддержки малого бизнеса – это найти оптимальное соотношение интересов общества, бизнеса и государства. Важная задача такой политики заключается в придании ей инвестиционной направленности. Инвестиции распределяются по отраслям экономики неравномерно, в зависимости от целей государственной политики.

Государственная поддержка является решающим фактором развития предпринимательства в индустриально развитых странах. Практически все развитые страны с рыночной экономикой используют различные методы и формы административной, правовой и экономической поддержки: создание государственных структур, ведающих делами мелких и средних предприятий; программы финансовой помощи малому бизнесу; налоговые льготы для МП; помощь государства в получении заказов мелкими фирмами; оказание управленческой и технической помощи; антимонопольное регулирование.

Механизм стимулирования включает в себя, прежде всего, законодательно-правовые акты, обеспечивающие разработку и реализацию кредитных программ, прямые и гарантированные займы, льготные субсидии, налоговые льготы и другие формы финансово-экономической поддержки. Как в сфере самого производства, так и в создании системы обучения и переподготовки кадров. Не менее важным направлением стало оказание консультационных услуг и информационное обеспечение предприятий.

Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии для МП составляют около 4 млрд. евро ежегодно. В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого бизнеса на государственном уровне. В Японии, где особенно высоко количество МП, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.

Эффективность МП в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства, поэтому число субъектов малого бизнеса растет.

Экономически развитые государства поддерживают малый бизнес как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики. Налоговая политика государства является стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса, суть которого заключается в постепенном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения МП. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс. долларов, 15-процентный налог на первые 50 тыс. долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка - 34%.

Существуют меры поддержки малого бизнеса, направленные на решение проблем, возникающих по поводу небольших размеров компаний, посредством:

  • облегчения доступа к новым технологиям (предоставление технологий и экономической информации, консультации и обучение);
  • облегчения доступа к рынкам капитала (налоговые льготы, особые нормы амортизации, государственные инвестиционные субсидии, льготное кредитование в виде финансирования разницы между рыночной и льготной кредитными ставками);
  • внедрения кластерно-сетевого подхода, который содействует развитию инфраструктуры предпринимательства.

Системы поддержки и развития малого бизнеса в ведущих странах перешли в фазу обновления и саморегуляции, в этих странах создана система банков, фондов, инновационных центров и научных парков, работающих на развитие малого бизнеса.

Таким образом, в статье рассмотрены суть, роль и некоторые функциональные особенности малого бизнеса за рубежом. Эти данные нельзя на прямую применить к российской экономике, с ее особенностями и тонкостями такая модель окажется нежизнеспособной. Но можно извлечь не мало опыта, который позволит создать и успешно развивать малый бизнес с корректировкой на реальности российской экономики. В сложившейся геополитической ситуации, а точнее зарубежной политике санкций и российской политике импортозамещения, необходимо рассмотреть зарубежную государственную политику поддержки малого бизнеса и постараться реализовать лучшее из ее практики в национальной экономике.

Список литературы

  1. Батычко В.Т. Предпринимательское право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г.
  2. Ежова М.Б. Основные правовые направления поддержки малого предпринимательства. Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник, 2008. № 5.
  3. Зангеева С.Б. Польза и преимущества зарубежного опыта поддержки и развития малого и среднего бизнеса применительно к России// Финансы и кредит.-2004.-.№14
  4. Кожевников Н.Н. Основы экономики. Учебное пособие. 9 издание. -М., Academia, 2014.
  5. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 2013. - 285 с.
  6. Лапуста М.Г. Предпринимательство. -М., Дрофа, 2013.
  7. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. – 5-е издание, переработанное и дополненное.- М.: Дело, 2003. – 520 с
  8. Мурыгина Л.С. Транснациональный бизнес в условиях глобализации мирового хозяйства. Научно-практический журнал "Управление инвестициями". ЮУрГУ. – 2009. - №2. С.10-17.
  9. Райзберг. Б. А. Лозовский Л. Ш, Старобудцева Е. Б. Современный экономический словарь Издательство: «Инфра-М» 2015 г.
  10. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2015. Росстат. - M., 2015. – 96 с.
  11. Тихомирова О.Г. Глобализация и малый бизнес: новые возможности для малых и средних предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. - №3. – С. 79
  12. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
  13. Филатова А.В. Разграничение предметов ведения в сфере развития малого и среднего бизнеса // Предпринимательское право. - 2008. - № 3.
  14. Халимова С.Р. Влияние характеристиrк национальной инновационной системы на особенности развития малого инновационного бизнеса // ЭКО. – 2011. - №8. – С. 35-44.
  15. Чернобродова Л.А. Институциональное обеспечение формирования и развития малого инновационного предпринимательства // ЭПОС. – 2011. - №2. – С. 43-49.

Сектор малых предприятий является неотъемлемым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных, малых и средних предприятий, причем они взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

По данным ООН, в мировой хозяйственной системе МП являются работодателями почти для 50 процентов трудоспособного населения всего мира.объем производства в сфере МП в различных странах составляет от 33 до 67% ВНП.

Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости.

Уникальная система регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе начала складываться в 70-х годах прошлого столетия. Чтобы максимально стимулировать малое и среднее предпринимательство, в Европе были приняты меры, чтобы устранить административные препятствия для малого бизнеса. Первым делом были внесены изменения, касающиеся налога на добавленную стоимость, корректировки условий финансирования и изменения в социальную политику государств.

Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого предпринимательства. К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере.

Малое предпринимательство в Германии является одним из важнейших секторов экономики. Правительство осуществляет поддержку малого предпринимательства как финансовую, так и технологическую. Малое предпринимательство Германии отличается определенной спецификой и историей развития. Начиная с эпохи зарождения капитализма, в стране появились первые крупные предприятия и торгово-промышленные палаты (ТПП), ставшие первыми объединениями предпринимателей с целью сотрудничества в области развития торговли и производства. В настоящее время ТПП функционируют на уровне государственных организаций, которые обязывают всех субъектов малого предпринимательства стать участником палаты.

Благодаря успешному развитию Японии в послевоенные годы в области технических достижений и экономического роста, страна вошла в тройку наиболее развитых стран мира. Этому способствовала огромная государственная поддержка малого предпринимательства. Доля малого предпринимательства в экономике Японии составляет около 40%, несмотря на наличие в стране огромного количества научных компаний и крупных концернов, занимающихся производством автомобилей, аудио и видеотехники и другой технической продукции.

Законодательство Японии проводит жесткое регулирование рыночной стоимости выпускаемой продукции, вводя ограничения на размер ее повышения/понижения. В случае выявления неподтвержденных скидок либо при наличии спекулятивных цен, субъекты малого предпринимательства лишаются права осуществления своей деятельности.

История экономического развития Южной Кореи показывает значение малого предпринимательства в данном процессе. В 50-е годы Южная Корея была практически самой отсталой страной Азии и всего мира. Основной причиной этого послужила война в Корее и раздел страны на две части: Северную и Южную. При этом вся промышленность и научно-технические организации остались в Северной Корее.

Не смотря на это, правительство Южной Кореи продолжало поддерживать крупные предприятия, создавая большие корпорации. После завершения финансового кризиса, правительство начало поддерживать некоторые малые и средние предприятия, погасив часть их кредитной задолженности. С помощью поддержки правительства Южной Кореи были созданы специальные ассоциации, инвестиционные фонды и научно-технические центры, которые ориентировались на субъекты малого предпринимательства.

Изучение зарубежного опыта на примере Испании, Германии, Японии, Южной Кореи и Китая выявило определенную общность проблем инфраструктурной поддержки и регулирования деятельности малого бизнеса, как в Казахстане, так и в экономически развитых странах.

Следует отметить, что история эволюции развитых стран показывает, что малое предпринимательство является основополагающим звеном, от состояния и уровня развития которого зависит обеспечение устойчивого экономического роста государства. Именно этот сектор экономики имеет огромные потенциальные возможности для решения многих проблем.

Список использованной литературы:

1. Анализ развития малого и среднего бизнеса в Казахстане. М: - Материалы за 8-ая международная научно-практичная конференция, «Настоящие исследования и развитие». - София:17-25 января 2012. С. 3-7

2. Зарубежный опыт развития малого среднего бизнеса АльПари, 2-3, 2012 г., 43 стр.