Источники правового регулирования хозяйственных товариществ и обществ. Правовое регулирование хозяйственных товариществ


Хозяйственные товарищества ─ одна из древнейших форм организации бизнеса, уходящая своими корнями в семейное предпринимательство. По мере развития общественных отношений члены семьи заменялись другими участниками общего дела ─ товарищами. Позже товарищеские объединения дополнили вкладчики, получавшие за свои вклады определенный процент.

Понятие хозяйственного товарищества

В законодательстве нет специального определения понятия «хозяйственное товарищество», но в нем содержится совместное определение хозяйственных товариществ и обществ. Хозяйственным товариществом является корпоративная коммерческая организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

(Использование выражения «коммерческие хозяйственные товарищества» является избыточным, поскольку всякое хозяйственное товарищество является коммерческим «по определению»).

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в т. ч. товарищества собственников жилья.

Хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, государственные и муниципальные унитарные предприятия ─ это разные организационно-правовые формы, в которых могут создаваться юридические лица, являющиеся коммерческими организациями.

Имущество хозяйственных товариществ, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное в процессе деятельности, принадлежит хозяйственным товариществам на праве собственности.

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

(МАУП)

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

(ИМЭФ)

Индекс группы Е-10-06-БМР (2.3)

Фамилия, имя, отчество студента

Иванцова Наталья Павловна

Домашний адрес г. Белая Церковь

ул. Леваневского д. 18, кв. 155

Наименование организации, должность

Зализничное отделение Проминвестбанка

в г. Киеве, ст. экономист

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Хозяйственное право»

вариант 2

Киев 2007

1. Правовое регулирование деятельности хозяйственных товариществ

2. Тест

3. Тест

4.Список использованной литературы

Вопрос 1. Правовое регулирование деятельности хозяйственных товариществ

Отношения в сфере хозяйствования регулируются Конституцией Украины (254к/96-ВР), этим Кодексом, законами Украины, нормативно-правовыми актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, нормативно-правовыми актами других органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также другими нормативными актами.

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

ОБЛАСТИ И ВИДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Особенности правового регулирования хозяйственных отношений определяются в зависимости от сферы общественного производства, в которой складываются эти отношения, особенностей области хозяйствование, вида хозяйственной деятельности, экономической формы результата хозяйственной деятельности, просторную, на котором складываются хозяйственные отношения (внутреннему или внешнему рынку), особенностей субъектов, между которыми возникают хозяйственные отношения.

2. Правовое регулирование хозяйственных отношений осуществляется с учетом общественного разделения труда, который сложился, и объективно существующих областей народного хозяйства.

3. Особенности правового регулирования внешнеэкономического отношения определяются разделом VІІ этого Кодекса.

1. Вид хозяйственной деятельности имеет место в случае объединения ресурсов (оборудование, технологических средств, сырья и материалов, рабочей силы) для создания производства определенной продукции или предоставление услуг. Отдельный вид деятельности может состоять из единого простого процесса или охватывать ряд процессов, любой из которых входит в соответствующую категорию классификации.

2. В правовом регулировании хозяйственной деятельности и в осуществлении государственного управления народным хозяйством должны учитываться особенности осуществления субъектами хозяйствование отдельных видов этой деятельности.

3. Для отнесения субъекта хозяйствование к соответствующей категории учета определяются основные, второстепенные и вспомогательные виды хозяйственной деятельности.

4. С целью обеспечения системы государственного управления народным хозяйством учетно-статистической информацией, которая удовлетворяет потребности участников хозяйственных отношений в объективных данных о состоянии и тенденциях социально-экономического развития, хозяйственные и финансовые взаимосвязи на межгосударственных, государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также внедрение международных стандартов в области учета и отчетности и перехода на международную систему учета и статистики Кабинет Министров Украины утверждает мероприятия по развитию национальной статистики Украины и государственной системы классификации технико-экономической и социальной информации.

5. Составной частью государственной системы классификации и кодирование технико-экономической и социальной информации есть классификация видов экономической деятельности (КВЕД), которая утверждается центральным органом исполнительной власти по вопросам стандартизации и имеет статус государственного стандарта.

6. Объектами классификации в КВЕД являются все виды хозяйственной (экономической) деятельности субъектов.

1. Совокупность всех производственных единиц, которые осуществляют преимущественно одинаковые или подобные виды производственной деятельности, составляет область.

2. Общая классификация областей народного хозяйства есть составной частью единой системы классификации и кодирование технико-экономической и статистической информации, которая используется субъектами хозяйствования и другими участниками хозяйственных отношений, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в процессе управления хозяйственной деятельностью.

3. Требования к классификации областей народного хозяйства устанавливаются законом.

1. К сфере материального производства належат области, которые определяются видами деятельности, которые создают, восстанавливают или находят материальные блага (продукцию, энергию, естественные ресурсы), а также продолжают производство в сфере оборота (реализации) путем перемещения, сохранение, сортировка, паковка продукции или других видов деятельности.

2. Все другие виды деятельности в своей совокупности составляют сферу нематериального производства (непроизводственную сферу).

1. Материально-техническое снабжение и сбыт продукции производственно-технического назначения и изделий народного потребления как собственного производства, так и приобретенных у других субъектов хозяйствования, осуществляются субъектами хозяйствования путем поставки, а в случаях, предусмотренных этим Кодексом, также на основе договоров купли-продажи.

2. Законодательством могут быть предусмотренные особенности поставки отдельных видов продукции производственно-технического назначения или изделий народного потребления, а также особый порядок осуществления поставки продукции для государственных потребностей.

3. Основные требования относительно заключения и выполнения договоров поставки устанавливаются этим Кодексом, другими законодательными актами.

1. По договору поставки одна сторона - поставщик обязуется передать (поставить) в обусловленные сроки (срок) второй стороне - покупателю товар (товары), а покупатель обязуется принять указанный товар (товары) и уплатить за него определенную денежную сумму.

2. Договор поставки укладывается на усмотрение сторон или соответственно государственному заказу.

3. Сторонами договора поставки могут быть субъекты хозяйствования, указанные в пунктах 1, 2 части второй статьи 55 этого Кодекса.

Образуется товарищество складочным капиталом, который разделяется на доли. Так хозяйственные товарищества действует на основании только учредительного документа, где закрепляется разделение на доли.

В хозяйственном товариществе требуется возникновения учредительного договора, поскольку система органов управления простая, поскольку создание специальных контрольных и исполнительных органов нет необходимости.

Так в полном товариществе учредительным документом является учредительный договор.

Предпринимательскую деятельность полные товарищества, имеют право вести от имени товарищества, то есть являться его органом.

Соответственно в учредительном договоре могут указываться и другие органы товарищества.

  • - во первых предпринимательскую деятельность может осуществляться совместно. Так как при заключении любой сделки требуется единогласное решение всех товарищей.
  • - во вторых само ведение предпринимательской деятельности может быть возложена на определенного товарища. Поскольку остальные будут иметь право на заключение сделки только при наличии доверенности от уполномоченных товарищей. При этом стоит обратить внимание, что такая доверенность может быть выдана только вкладчикам (в коммандите) либо полным товарищам, а не третьим лицам.

Полное товарищество имеет право любой вести предпринимательскую деятельность от самого имени товарищества, тогда соответственно товарищ должен иметь статус индивидуального предпринимателя, то есть физическое лицо должен быть юридическим лицом коммерческого типа либо индивидуальным предпринимателем.

В учредительном документе определяются:

  • - сведенья о содержании фирменного наименования и нахождения места товарищества;
  • - порядок и условия распределения прибыли и убытков между участниками;
  • - деятельность порядка управления товариществом;
  • - порядок самой процедуры выхода учредителей из его состава;
  • - условия о составе и размере складочного капитала;
  • - порядок и размер изменения каждого из участников долей в складочном капитале;
  • - срок, размер, состав и порядок внесения им вкладов;
  • - ответственность участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов.

Коммандитное товарищество действует и создается на основании учредительного договора.

В коммандитном товариществе вкладчиками могут быть любые субъекты, кому это не запрещено законом. Пункт 6 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает запрет на государственные органы и органы местного местного самоуправления, которые не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах. Особенность правового положения коммандитистов в том что:

  • - во первых, не участвуют в деятельности товарищества и не отвечают по его обязательствам;
  • - во вторых участие в их товариществе могут не раскрываться.

Так в учредительном договоре определяются:

  • - сведенья содержащие место нахождения и фирменное наименование товарищества;
  • - условия складочного капитала размер и состав товарищества;
  • -размер и порядок изменения каждого из полных товарищей долей в складочном капитале;
  • - порядок, размер, состав, срок внесения ими вкладов;
  • - ответственность за нарушение обязанностей по внесению вкладов;
  • - вносимые вкладчиком совокупность размер вклада.

Таким образом, участие субъекта допускается анонимно в качестве коммандитистов на вере.

Соответственно, что в полном товариществе учредительным договор подписывается всеми его участниками, а в коммандитном товариществе всеми полными товариществами.

Правовое регулирование деятельности хозяйственных обществ - это совокупность юридических норм, регулирующих правовые отношения, которые возникают в процессе деятельности хозяйственных обществ. В правовом регулировании деятельности хозяйственных обществ можно выделить четыре группы правовых норм:

· систему правовых норм, регулирующих способы действия предприятий (внутреннюю организационно-экономическую деятельность) и процессы их организации (создание, реорганизация, ликвидация);

· систему правовых норм, регулирующих правоотношения в процессах производственно-государственной деятельности: при создании продукции и технологии, при развитии производства, при изготовлении продукции и оказании услуг, в маркетинговой деятельности;

· систему норм, регулирующих правоотношение между организациями государственной власти и управления и предприятиями различных организационно-правовых форм;

· систему норм арбитражного рассмотрения хозяйственных споров (нормы арбитражного процессуального права).

Метод правового регулирования - это совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами.

К диспозитивным относят методы:

· согласования, - то есть субъект правового отношения самостоятельно решает тот или иной вопрос, а при вступлении в правоотношение с другими субъектами правового регулирования вопросы решаются согласованно;

К императивным относят методы:

· обязательных предписаний, - то есть одна сторона правового отношения дает другой стороне предписание, которое обязательно для выполнения;

· запрета, - то есть одна сторона правового отношения запрещает ту или иную деятельность другой стороне.

Принципы правового регулирования - это основополагающие начала, которые распространяются на весь комплекс правовых норм, обеспечивающих регулирование деятельности хозяйственных обществ. Среди принципов правового регулирования выделяют:

· принцип целенаправленности воздействия - на достижение обоюдных интересов в результате хозяйственной деятельности субъекта хозяйственных правоотношений;

· принцип равноправия субъектов хозяйственных правоотношений независимо от уровня, который они занимают в народнохозяйственном комплексе: то есть нормы права, регулирующие их хозяйственные отношения, в равной мере распространяются на всех участников этих отношений;

· принцип экономической свободы и поощрения предпринимательского поведения хозяйственных организаций;

· принцип поощрения добросовестной конкуренции и защиты от монополизма и недобросовестной конкуренции;

· принцип комплексности государственного воздействия на хозяйственные отношения путем сочетания экономических, организационно-административных и политических механизмов, позволяющих целенаправить мотивацию деятельности различных социальных групп (предпринимателей, менеджеров, специалистов, непосредственных участников производственно-хозяйственных процессов - рабочих) на достижение общественно-необходимых хозяйственных результатов;

· принцип законности - в условиях рыночной экономики в основу оценки законности ставится достижение экономической эффективности деятельности в интересах государства и общества без нарушения запретов закона и прав других лиц.

Под источником правового регулирования понимается государственная воля, выраженная в акте компетентного государственного органа. Этими актами в правовом регулировании хозяйственной деятельности предприятий являются:

1) Конституция РФ - главный источник всей системы права;

3) Федеральные Законы РФ

4) Указы Президента РФ, издаваемые в дополнение или развитие законов, при наличии в них пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм;

5) Постановления Правительства РФ, издаваемые в пределах его компетенции в развитии и исполнении законов;

6) акты министерств и ведомств, направленные на исполнение законов, Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ;

7) акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции, в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами;

8) акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание. Максимов И.М. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. Учебное пособие. - Тамбов: Изд. ТГТУ 2002. С. 13-15

Иерархия всех нормативных актов регулирующих деятельность хозяйственных обществ, возглавляется Конституцией Российской Федерации Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009.. Основной закон страны гарантирует гражданам право на объединении (ст.30), право частной собственности (ст.35), право обжаловать действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц (ст.46). Управление в акционерном обществе: Учебное пособие // Авторский коллектив Allpravo.Ru - 2006.

В Гражданском Кодексе РФ второй параграф четвертой главы посвящен хозяйственным товариществам и обществам. В нем даются основные положения о хозяйственных обществах, права и обязанности участников хозяйственных обществ, преобразование хозяйственных обществ. Так же, в нем раскрываются правовые положения каждого отдельного вида хозяйственных обществ (акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью).

Федеральные законы определяют особенности правового положения хозяйственных обществ в указанных сферах деятельности, и носят специальный характер правового регулирования деятельности хозяйственных обществ. Основными Федеральными законами, регулирующими деятельность хозяйственных обществ, являются: ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и ФЗ «Об акционерных обществах».

Система правового регулирования деятельности всех коммерческих организаций складывается из законодательных, иных правовых актов и внутренних документов, принимаемых самой организацией в рамках локального нормотворчества. Законодательство, в широком смысле слова, как совокупность не только федеральных законов, но и всех правовых актов различных отраслей, в условиях рыночной экономики не может обеспечить достаточную полноту правового регулирования деятельности хозяйственных обществ.

Законодательство составляет ту основу, которая определяет правовое положение субъекта хозяйственных обществ и формирует основные принципы правового регулирования поведения участников соответствующих отношений: органов управления и акционеров (участников), работодателя и работников, а также разграничивает предмет правового регулирования законодательных норм и норм внутренних документов, устанавливает пределы самостоятельного усмотрения, в рамках которого может развиваться локальное нормотворчество коммерческой организации.

Принятие отдельных внутренних документов прямо предусмотрено законодательством. Другая часть создается по усмотрению самих хозяйственных обществ, в зависимости от сферы и масштаба их предпринимательской деятельности, состава участников, особенностей производственно-хозяйственной структуры организации, территориального расположения ее структурных подразделений, обычаев делового оборота и просто опыта, традиций взаимоотношений коллектива и руководства, акционеров (участников) и менеджеров Д. М. Сорк. Правовое регулирование хозяйственной деятельности // Д.М. Сорк, Е. Н. Белоусов, Е. А. Лисовская, Н. Г. Заморенова. М.: Академия, 2011. С. 47. .

До вступления в силу федеральных законов о хозяйственных обществах документы, принимаемые предприятием (организацией), регулирующие его внутреннюю деятельность, именовались локальными нормативными актами. В большей степени они касались социально-трудовой сферы, хотя не исключалось и иное (положения о структурных подразделениях, стандарты предприятия). С принятием Федерального закона «Об акционерных обществах» появилось новое понятие - внутренние документы, предметом правового регулирования которых являются в основном организация и деятельность органов управления и контроля акционерного общества, хотя иное также не исключается: возможны к утверждению положения о филиалах, о фондах и резервах, о выплате дивидендов, о реализации преимущественного права акционеров ЗАО на приобретение акций, продаваемых другими акционерами и прочие. После внимательного анализа сущности категорий «локальные нормативные акты» и «внутренние документы» организации мы приходим к выводу, что они имеют единую правовую природу и различие этих терминов определяется предметом регулируемых отношений, а скорее даже привычкой именовать документы, принимаемые в сфере трудовых отношений, локальными нормативными актами, а в сфере корпоративных отношений - внутренними документами. Поскольку сущность локальных нормативных актов и внутренних документов полностью совпадает, появление нового термина - «внутренние документы», на мой взгляд, не исключает использование традиционной категории - «локальные нормативные акты», и указанные понятия можно использовать как равнозначные.

В заключение хотелось бы отметить, что для каждой современной коммерческой организации, независимо от ее организационно-правовой формы и сферы предпринимательской деятельности, важнейшее значение имеет создание собственной корпоративной культуры - совокупности ценностей, принципов и правил деятельности, которые бы разделялись всеми работниками, администрацией, органами управления организации. В создании и поддержании корпоративной культуры организации существенное значение имеет локальное нормотворчество, которое складывается на основе правового регулирования деятельности организации. Любой хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность в правовых рамках. Более того, сам правовой статус и соответствующие данному статусу права и обязанности - это опять же сфера действия норм права. Законодательство Российской Федерации определяет ряд норм, регулирующих статус, правовое положение, организационно-правовую форму хозяйственных обществ, а так же права и обязанности субъектов хозяйственных правоотношений.

  • 1. Конституция РФ. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Официальный текст // СПС "Консультант-Плюс" по сост. на 20 авг. 2012 г.
  • 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // СПС "Консультант-Плюс" по сост. на 20 авг. 2012 г.
  • 3. Федеральный закон от 15 июля 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ред. от 03.12.2011) СПС "Консультант-Плюс" по сост. на 20 авг. 2012 г.
  • 4. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" (ред. от 06.12.2011) // СПС "Консультант-Плюс" по сост. на 20 авг. 2012 г.
  • 5. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ред. от 19.10.2011, с изм. от 21.11.2011) // СПС "Консультант-Плюс" по сост. на 20 авг. 2012 г.
  • 6. Письмо Управления МНС РФ по г. Москва от 27 октября 2000 г. №03-12/44949 "Об определении прибыли и ее распределении в полном товариществе" // СПС "Консультант-Плюс" по сост. на 20 авг. 2012 г.
  • 7. ГК РСФСР 1922 г. Утратил силу.
  • 8. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности" // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1990. №30. Ст. 418. Утратил силу.
  • 9. Закон РСФСР от 7 декабря 1991 г. "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1992. №8. Ст. 360. Утратил силу.

Список литературы

  • 1. Андрианов В.А. Торговые товарищества: возникновение и развитие // Журнал российского права. 2001. №10.
  • 2. Балашов А. Предпринимательское право: Учебное пособие. СПб.: Питер-Юг, 2011.
  • 3. Виноградова О.Ю. О некоторых особенностях наследования прав, связанных с участием в хозяйственных товариществах и обществах // Юрист. 2009. №8.
  • 4. Гражданское право. Учебник. В 4 т. Т. 1 / Отв. ред. Е.А. Суханов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2004.
  • 5. Дихтяр А.И. Правовое положение коммерческих организаций: проблемы правового регулирования и правоприменения // Юрист. 2007. №2.
  • 6. Дмитриева Л.М. Корпоративные обязанности участников товариществ и обществ // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. №3.
  • 7. Еганян А.С. Наследование прав участников полных и коммандитных товариществ // Наследственное право. 2006. №1.
  • 8. Ершова И. Создание коммерческой организации // Закон. 2001. №8.
  • 9. Ибрагимова М.М. Некоторые особенности осуществления хозяйственной деятельности в хозяйственных товариществах // Право и государство: теория и практика. 2008. №10.
  • 10. Ибрагимова М.М. Управление и ведение дел в хозяйственных товариществах // Право и современность: проблемы и пути решения. Материалы конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Владивосток, 2006.
  • 11. Киперман Г.Я. Полное товарищество: удобная форма интеграции // Право и экономика. 2005. №5.
  • 12. Колганов Н.М. Фирменное наименование как средство индивидуализации юридических лиц // Юриспруденция. 2010. Т. 20. №4.
  • 13. Косякин К.С. Право на управление собственными делами как субъективное право юридического лица // Бюллетень нотариальной практики. 2008. №1.
  • 14. Куликова Л.И. Полное товарищество: учет и отчетность // Бухгалтерский учёт. 2004. №4.
  • 15. Медведев М. Ответственность хозяйственных товариществ и производственных кооперативов за вред, причиненный их учредителями (членами) // Российская юстиция. 2002. №8.
  • 16. Нишневич Ю.Е. Проблемы развития хозяйственных товариществ в России // Закон и право. 2010. №8.
  • 17. Овод И.В. Товарищества в основных правовых системах // Вестник ВЭГУ. 2010. №5.
  • 18. Пахомова Н.Н. Природа права участия учредителя (участника) хозяйственного товарищества (общества) // Юридический мир. 2007. №2.
  • 19. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право: Учебник / В 3 т. Т. 1. М.: Проспект (ТК Велби), 2010.
  • 20. Смирнов Н.Н. Институт юридического лица в римском праве // Пробелы в российском законодательстве. 2011. №2.
  • 21. Тарасенко Ю.А. О развитии коммерческих организационно-правовых форм в России на примере хозяйственных товариществ и обществ // Корпорации и учреждения: Сб.ст. / Отв. ред. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2007.
  • 22. Телюкина М.В. Имущественное положение и ответственность в товариществах // Законодательство и экономика. 2001. №8.
  • 23. Тимонин Д.А. О сущности фирменного наименования Юрист. 2006. №5.
  • 24. Чаркин С.А. Полное товарищество и товарищество на вере в АПК "Черные дыры" в Российском законодательстве. 2008. №3.
  • 25. Щеглова К.Д. Правовое положение участников товарищества на вере Известия Рос. гос. педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007.
  • 26. Щукина Е.М. Стороны учредительного договора о создании хозяйственных товариществ и обществ Законодательство. 2000. №10.