Выбор пути получения профессионального образования. Разработка урока: "Пути получения профессионального образования"

Правильный выбор профессии – необходимое, но недостаточное условие успешной профессиональной карьеры. Следующее условие – выбор пути получения профессии.Этот выбор в первую очередь зависит от характера самой профессии. Подготовка некоторых специалистов займет всего несколько месяцев обучения на курсах – например, верстальщик или веб-дизайнер. Большинство продавцов в наше время осваивают эту профессию прямо на рабочем месте. Есть профессии, обучение которым требует нескольких лет – врач, учитель, инженер. Как ни странно, до сих пор встречаются молодые люди, убежденные, что профессия экономиста, психолога, врача не требует высшего образования. Возможно, свою роль играют посулы многих учебных заведений, которые за смехотворно короткий срок обещают оделить вас дипломом университета или академии, да еще международной. Кто из вас хочет попасть под нож хирурга, учившегося заочно, по ускоренной программе, да еще сдававшего экзамены за деньги? А жить в доме, спроектированным архитектором-недоучкой?

Рынок образовательных услуг предлагает такое множество учебных заведений с громкими названиями, что выпускник чувствует себя покупателем, окруженным навязчивыми торговцами. Как правильно выбрать «товар»?

  • сначала решите, нужен ли он вообще. Сегодня ценность большинства дипломов в глазах работодателей невысока. Для них важнее ваши умения и способности. По данным Министерства труда, более половины выпускников вузов не может найти работу по специальности. Это – потерянные годы и выброшенные на ветер деньги, если обучение было платное.
  • поинтересуйтесь лицензией на обучение по интересующей тебя специальности. Даже филиалы крупных государственных вузов должны быть лицензированы. Если этот вуз - филиал или отделение, то он должен быть упомянут в лицензии и Свидетельстве о регистрации головного вуза с обязательным указанием места деятельности отделения или филиала.
  • ознакомившись с лицензией, попросите предъявить сертификат о прохождении аккредитации. Если вуз не может предъявить такого сертификата, - вежливо попрощайтесь с теми, кто добился получения лицензии, однако не смог её подтвердить. Если вы рискнете связаться с неаккредитованным вузом, будьте готовы по окончанию срока обучения получить справку (свидетельство, диплом какой-либо общественной организации), а не государственный диплом, признанный на территории страны.
  • убедившись в существовании сертификата по нужному направлению (специальности), поинтересуйтесь результатами трудоустройства его выпускников.

Существует такое понятие – «горизонтальная карьера». Это означает не карьерное продвижение (должностной рост), а профессиональное (профессиональный рост). Представить это можно в виде ступеней: чем выше ступень, тем выше профессиональный уровень. Во всем мире дороже всего ценятся специалисты, прошедшие всю «лестницу мастерства» – от нижней ступеньки до верхней. Например, медицина. Какой специалист будет цениться выше – поступивший после школы в институт или тот, кто до института учился в медицинском училище? Конечно, второй. Во-первых, он – специалист более широкого профиля, он может то, чего не может обычный врач. Во-вторых, его стремление стать врачом более осознанное, зрелое. Не секрет, что более половины выпускников высших учебных заведений работают не по специальности. Нередко только потому, что выбранная профессия на самом деле выглядит совершенно иначе, чем представлялось на расстоянии. Поэтому, прежде, чем штурмовать высшие учебные заведения, подумайте о других формах получения образования – начальном или среднем профессиональном образовании.

Среднее специальное образование можно получить не только вучилищах и техникумах, но и курсах, дополнительного образования, где обучают «массовым профессиям» - бухгалтер, водитель, швея, официант, пользователь компьютера и др. Обучение на рабочих местах также вполне может обеспечить профессией и трудоустройством. Способ подготовки мало отличается от дополнительного образования - показ, тренинг, воспроизведение, но требования строже, продолжительность и интенсивность обучения выше.

Специалистов рабочих профессий готовят в училищах. Однако для приобретения квалификации здесь уже необходимы углубленные общие и специальные знания, иной уровень профессионального мышления. В учебном плане таких учебных заведений десятки два предметов, курсовых работ, зачетов и экзаменов. Уровень их подготовки позволяет осваивать новые виды работы, расти профессионально, следить за новыми технологиями. Специалистов для выполнения более сложной работы, в том числе для управления рабочими коллективами, готовят техникумы, где уровень подготовки, объем и интенсивность самостоятельной работы выше. Сроки обучения в этом случае увеличиваются, а прием проводится по результатам вступительных экзаменов. В дополнение к классно-урочной системе преподавания могут быть лекции, семинары, лабораторные работы. От выпускников техникумов на работе ждут самостоятельности в принятии решений, способности руководить рабочим коллективом.

В настоящее время динамично развивается полиграфия, бытовое обслуживание, строительство, производство товаров и продуктов питания, приборостроение. Спросом на рынке труда пользуются станочники, фрезеровщики, токари высоких разрядов.

Кроме традиционных очной и заочной форм обучения, существют дистанционная форма обучения и экстернат. Дистанционное образование стало возможным благодаря использованию интернет-технологий. Это целый комплекс программных и педагогических компонентов, предназначенный для передачи знаний на расстоянии. Обучение может быть асинхронным и синхронным. При асинхронном методе студент сам определяет темп полученной информации. Синхронное обучение предполагает обучение в режиме реального времени. В него входит:

  1. работа с базами данных или учебными компакт-дисками в компьютерных классах институтов или дома,
  2. общение с преподавателем через электронные средства связи,
  3. отслеживание в реальном времени правильности выполнения заданий.

Дистанционное обучение эффективно в направлениях человеческой деятельности, связанной с разработкой и использованием программного и аппаратного обеспечения естественнонаучных дисциплин.

Для реализации программ среднего и высшего профессионального образования с использованием дистанционной технологии обучения необходимо, чтобы студент был зачислен на одну из предусмотренных законодательством форм получения образования: очную, вечернюю, заочную или экстернат.

Экстернат представляет собой государственную аттестацию лиц, самостоятельно изучающих дисциплины в соответвии с программой. Экстерн, успешно прошедший текущую и итоговую государственную аттестацию, получает диплом государственного образца об окончании соответствующего учебного заведения с присвоением соответствующей квалификации и указанием специальности.

Академия труда и социальных отношений

Заочный факультет

Кафедра социально-культурный сервис и туризм

«Профессиональное образование, Его уровни»

Выполнила

студентка группы ТС – 15, 1 курса, заочной формы обучения

Фирсанова Д.А

РуководительСанатулов

Шамиль Зейналович 1

Москва – 2009

Профессиональное образование (также профессионально-техническое образование ) - система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также путём обучения на производстве.

Начальное и среднее профессиональное образование является одним из ключевых векторов модернизации всей образовательной системы в современной России.

Уровни профессионального образования.

Профессия это не только возможность занятости, материального обеспечения, но и творческая реализация личности. Человек, верно выбравший профессию в соответствии со своими склонностями и возможностями, любящий её, способен привносить в развитие общества большой созидательный вклад.

Начальное профессиональное образование

учебные заведения начального профессионального образования выпускают квалифицированных рабочих и служащих.
Прием в государственные и муниципальные учреждения начального профессионального образования осуществляется по заявлениям от поступающих на конкурсной основе в порядке, установленном учредителем и Уставом образовательного учреждения.
Длительность обучения на этой ступени зависит от уровня образования принятого учащегося. Учащиеся, поступающие после 9-го класса школы, проходят двух- или трёхгодичную подготовку. Учащиеся, поступающие после 11-го класса, проходят одно- или двухгодичную подготовку. Тем не менее, в некоторых начальных профессиональных заведениях наблюдается смещение к профилю техникумов. Это проявляется в продлении сроков обучения до 3-х или 4-х лет, в зависимости от уровня образования учащегося.

Формы обучения - дневная и вечерняя.

Традиционные типы учебных заведений этой ступени образования - профессиональные училища (профессионально-технические училища (ПТУ)). В последние годы сформировалась сеть образовательных учреждений начального профессионального образования нового типа - профессиональных лицеев, готовящих рабочие кадры высшей квалификации.

Деятельность указанных учреждений регламентируется Типовым положением об учреждении начального профессионального образования, принятым 05.06.1994.

В последние годы существования СССР список профессий, по которым готовили ПТУ, достигал 1400 наименований. В начале 1999 г. в соответствии с принятыми федеральными стандартами этот список был резко сокращён.

Несмотря на то, что за последнее 10-летие наметилась явная тенденция к снижению общей численности учащихся, до сих пор начальные профессиональные учреждения остаются важным звеном системы образования, которое предполагает получение профессии до окончания средней школы. Как правило, такое образование востребовано молодежью из неполных или неблагополучных семей, когда требуется дополнительный источник доходов. Для детей этого социального слоя, когда перспектива получения аттестата о среднем образовании закрыта, появляется шанс продолжить учебу.

За короткий отрезок времени система начального профессионального образования пережила значительные изменения в специализации. В соответствии с потребностями рынка труда введен новый, интегрированный перечень профессий (в настоящий момент подготовка ведется более чем по 280 интегрированным профессиям). На первый план выдвинулись профессии сектора услуг, транспорта, питания и торговли. Появились совершенно новые, востребованные обществом профессии социальных работников, организаторов малого бизнеса, экологов, дизайнеров, которые повысили конкурентоспособность выпускников данных образовательных учреждений на рынке труда. При этом удельный вес профессий промышленности и строительства снизился.

Разработаны государственные образовательные стандарты начального профессионального образования, базисные учебные планы. Значительно усилилась преемственность образовательных программ этого уровня с программами среднего профессионального образования.

Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование является качественно определенным уровнем системы профессионального образования, занимающим значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности и общества. В настоящее время это образование имеют 22 % населения России. В экономике и социальной сфере занято около 20 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 33 % от общей численности занятых или 62 % от численности занятых специалистов.

В соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО среднее профессиональное образование приравнивается к практико-ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию.

Среднее профессиональное образование в России реализуется по двум основным образовательным программам - базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация «техник». Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год). Выпускнику с углубленной подготовкой присваивается квалификация «старший техник», при расширении подготовки - «техник с дополнительной подготовкой в области …» (с указанием конкретной области - менеджмент, экономика, информатика и т.д.).

Обучающиеся в среднем специальном учебном заведении - студенты (курсанты), слушатели и другие категории обучающихся.

Содержание образовательных программ среднего профессионального образования регламентируется Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО), который состоит из 2 частей: федерального компонента, определяющего общегосударственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально-регионального компонента. В связи с окончанием срока его действия в 2001 году разработан новый Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - Классификатор специальностей среднего профессионального образования.

Среднее профессиональное образование реализуется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы). Поступление в учреждения среднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Ежегодно студентами средних специальных учебных заведений становятся около 11 % выпускников основных общеобразовательных школ и около 23 % выпускников средних (полных) школ.

Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2–3 года в зависимости от профиля подготовки.

Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.

Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений: техникум (училище) и колледж.

Техникум (училище) реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня; колледж - основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях.

Деятельность учебных заведений этого звена регламентируется Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), принятое 03.03.2001 г.

Среднее профессиональное образование производится более чем по 300 специальностям. За 1990-е годы введено несколько десятков новых специальностей, в основном, в областях социальной сферы, сервиса, новых информационных технологий.

Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. При этом сокращение срока обучения в вузе составляет, как правило, 1 год при наличии среднего профессионального образования базового уровня, 1–2 года - при наличии среднего профессионального образования повышенного уровня.

Система среднего профессионального образования включает в себя 2,6 тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует более 2650 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Численность студентов составляет 2,1 млн. человек, образовательный процесс обеспечивают 123 тысячи штатных преподавателей.

Активно развивается негосударственный сектор среднего профессионального образования, включающий в себя более 130 средних специальных учебных заведений, в которых обучается более 20 тысяч студентов.

В 2005 году была осуществлена передача учреждений начального и среднего профессионального образования с федерального на региональный уровень. Это позволило приступить к созданию интегрированных образовательных учреждений, реализующих программы разных уровней. В соответствии с Программой реорганизации профессионально-технического образования, разработанной Департаментом образования правительства Москвы, предусматривается интеграция всех трех уровней квалификации в рамках единого учебного процесса. В соответствии с Городской Программой предусматривается деление учебных заведений профессионально-технического профиля на 4 основных типа. Политехнический колледж, строительный колледж, колледж по подготовке работников торговли, сферы услуг и бытового обслуживания, и колледж, который будет готовить рабочих и специалистов среднего звена для малых и средних предприятий.

Таким образом, в Москве произошло укрупнение образовательных учреждений.

Это позволит развить систему многоуровневого непрерывного профессионального образования, при которой уровень подготовки кадров квалифицированных рабочих существенно повысится, престиж профессиональных училищ нового типа возрастет, а ПТУ превратятся в колледжи, соответствующие европейским стандартам профессионального образования. Теперь учреждения довузовского профессионального образования представлены одним типом образовательных учреждений.

Колледжи - государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, реализующие преемственные и интегрированные образовательные программы основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального (базового и повышенного уровней) и среднего профессионального (базового и повышенного уровней) образования, обеспечивающие обучающимся возможность последовательного повышения своего общеобразовательного и профессионального уровней и роста конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Колледжи организуются по программно-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности одной отрасли производства или городского хозяйства в целом по городу; и по территориально-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности городского хозяйства на конкретной территории

Высшее профессиональное образование.

В соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании и в зависимости от числа направлений обучения студентов типы вузов устанавливаются следующие: университеты, академии и институты.

Вуз любого вида и его филиалы могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования при наличии у них соответствующей лицензии.

Все 3 типа высших учебных заведений кроме вышеперечисленных образовательных программ, как правило, реализуют также образовательных программы послевузовского профессионального образования и осуществляют подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников, ведут фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Обучение проводится по очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме, в форме экстерната.

Для всех форм, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной программы, действует единый государственный образовательный стандарт.

Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями.

Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалификации.

Общее руководство вузом осуществляет выборный представительный орган - ученый совет. Срок полномочий ученого совета составляет 5 лет.
В состав ученого совета входят ректор (председатель), проректоры, а также, по решению ученого совета вуза, деканы факультетов. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) вуза. Непосредственное управление деятельностью вуза осуществляет ректор. Должность его выборная, срок полномочий - 5 лет.

Объем и структура приема студентов на первый курс государственного вуза диктуется контрольными цифрами приема, которые устанавливаются ежегодно соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Сверх заданий по приему студентов вуз вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.

Деятельность высшего учебного заведения регулируется Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 и Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, принятым 05.04.2001 г.

Поменялось общественное сознание молодежи. Теперь большинство абитуриентов понимает, что от выбора вуза зависит карьера и вообще вся жизнь. Конкуренция на рынке труда резко возросла. Студенты старших курсов предпочитают начать трудовую деятельность еще до окончания вуза, чтобы быть обеспеченными рабочими местами по получении диплома. Работодатель же принимает во внимание не только специальность по диплому, но и оценки по основным дисциплинам.

К качественным изменениям относятся также появление дипломов для разных квалификаций, появление новых специальностей и новых форм получения образования. Так, например, число новых учебных дисциплин (отсутствующих в государственном перечне) превысило 200 - от компьютерных технологий до налогообложения, клинической психологии и международных корпоративных финансов.

Однако в будущем количество желающих получить высшее образование начнет сокращаться. Это будет вызвано не оттоком абитуриентов в другие уровни образования, а демографической ситуацией в стране. Пик рождаемости закончился в 1986 - 1987 гг. Поэтому к 2010 г. по данным фонда «Общественное мнение» поступающих будет максимум 759 тысяч против нынешних 1,3 миллиона человек. Это может означать, что количество высших учебных заведений также станет сокращаться

Дополнительное профессиональное образование

Дополнительное профессионально-педагогическое образование представляет собой самостоятельное направление в педагогической науке и практике. Оно является системным объектом, в составе которого находятся следующие взаимосвязанные структурные элементы: учебные заведения повышения квалификации специалистов, учебно-методические центры и кабинеты, образовательные учреждения профобразования, курсы повышения квалификации, научные учреждения, социальные, культурные и информационные институты, органы управления профобразованием, общественные организации.

Система повышения квалификации выполняет более узкие функции, чем рассмотренная выше система, а именно - повышение профессиональной компетентности и общей культуры работника. Она является составной частью системы дополнительного профобразования, относительно самостоятельна и обладает элементами любой педагогической системы (цель, содержание и методы обучения, преподаватели, обучающиеся, средства обучения и т.д.).

Профессиональное развитие инженерно-педагогических работников идет как в процессе учебной и методической деятельности в различных звеньях системы повышения квалификации, так и посредством самообразования. Оба эти процесса взаимообусловлены и дополняют друг друга, хотя роль каждого из них в процессе профессионального роста неодинакова. Курсовое обучение служит стимулом самообразования, ориентирует его в нужном направлении. В свою очередь самообразование существенно дополняет те знания, которые педагоги приобрели на курсах.
В настоящее время самообразование занимает главное место в повышении квалификации, и необходимо сделать этот процесс непрерывным, систематическим, управляемым. Последнее становится одной из главных целей системы повышения квалификации: используя все возможные формы обучения - очную (как правило, краткосрочную и эпизодическую), очно-заочную, заочную, ознакомить инженерно-педагогического работника с методами и приемами самообразования, указать ему верный путь самосовершенствования, вооружить его соответствующими методическими рекомендациями и учебными пособиями.

Рассмотренное позволяет сформулировать требования, которым должна удовлетворять система дополнительного профобразования инженерно-педагогических работников.

Система дополнительного профессионального образования должна прогнозировать и отслеживать происходящие в профессиональной школе изменения, адекватно реагировать на эти изменения при определении целей, содержания и методов обучения.

Цель обучения в системе дополнительного профессионального образования - овладеть знаниями, умениями и навыками, на высоком профессиональном уровне решать практические задачи. Во имя этого педагог должен овладеть новыми принципами и методами управления процессом обучения и воспитания молодежи.

В контексте изменения статуса и роли педагога в новых условиях, расширения и усложнения его функций, система дополнительного профобразования должна быть мобильной и в достаточной степени учитывать индивидуальные особенности каждой личности.

Использование принципа полифункциональности и многоуровневости предполагает серьезную перестройку учебного процесса, его содержания, форм и методов обучения. Следует специально отметить два важных момента в новой системе дополнительного профобразования: структурный и содержательный. Стержнем содержательной стороны полифункциональной многоуровневой системы обучения являются новые педагогические технологии.

В системе дополнительного профобразования главное - продуманная постановка последовательности задач, решение которых должно вести к более глубокому изучению профессиональной сферы деятельности педагогом. Решение задачи, которое раньше выступало средством проверки знаний, степени их усвоения, теперь становится целью обучения, а усвоение знаний - средством ее достижения. Мотивацией усвоения знаний служит сама потребность в этих знаниях и результат по их применению. Это возможно лишь при непосредственном замыкании потребности в знаниях на результаты по их применению. Тем самым преодолевается отчуждение специалиста, повышающего квалификацию, от учебного процесса: задача, которая ранее решалась с использованием внешних средств мотивации, теперь решается с помощью внутренней мотивации учения.
При обучении в традиционной системе образования объем знаний педагога задавался априорно, помимо его опыта, как нечто подлежащее усвоению, помимо его опыта, как нечто подлежащее усвоению, в силу того, что он выбрал данную профессию, то при обучении в новой педагогической системе - в системе непрерывного профессионального развития объем знаний задается на основе расширяющегося опыта работы специалиста - как то, что необходимо ему в решении возникающих задач.

Анализ реальной образовательной системы России подтверждает, что она является сплавом из элементов традиционного и нарождающегося непрерывного образования. Происходит процесс постепенного отмирания элементов традиционного образования и все более широкое внедрение идей и методов проблемного обучения. Непрерывное образование становится приоритетным и центральным направлением в стратегии образовательной политики. Образованию придается новое качество, стержневой идеей является развитие личности школьника, студента, специалиста любой сферы профессионально-трудовой деятельности.

Непрерывное образование - это не уровень, ступень, форма или тип образования, - это система, имеющая специфическую структуру и организацию, новое содержание, базирующаяся на собственных идеях и принципах, утвердившая новые функции и, в целом, по-новому решающая многие старые задачи.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Задачи: собрать и проанализировать информацию о возможных путях получения профессии и об условиях поступления; познакомиться с учебными заведениями.

Cлайд 4

Этапы: 1. Выяснить пути получения профессии. 2. Собрать информацию об учебных заведениях. 3. Выявить условия поступления.

Cлайд 5

Начальное профессиональное образование - готовят специалистов рабочих профессий в профессиональных училищах и профессиональных лицеях.

Cлайд 6

Среднее профессиональное образование- готовят специалистов для выполнения более сложной работы, обучают в техникумах, колледжах

Cлайд 7

Высшее профессиональное образование- готовят специалистов с высшим образованием в ВУЗах – институтах, университетах, академиях, консерваториях

Cлайд 8

Условия приёма Начальное профессиональное образование Среднее профессиональное образование Высшее профессиональное образование На базе 9-11 классов На бесплатной основе По итогам собеседований Конкурс аттестатов На базе 9-11 классов В бюджетные группы, на коммерческой основе, по целевому приёму По итогам экзаменов На базе 11 классов, профессиональных училищ, лицеев В бюджетные на коммерческой основе, по целевому приёму По итогам экзаменов

Cлайд 9

Советы будущим абитуриентам Выберите несколько учебных заведений с интересующей вас профессией. По возможности посетите эти учреждения(лучше это сделать заранее, например в «Дни открытых дверей», которые образовательные учреждения проводят весной). Задайте все интересующие вас вопросы членам приёмной комиссии. Уточните, как осуществляется приём, бесплатное ли обучение, выясните о конкурсах и проходных баллах прошлых лет, узнайте, насколько реально трудоустроиться после учёбы. Поговорите с вашими знакомыми, которые,может быть, учатся в этих учебных заведениях. Оцените свои шансы на поступление и продумайте запасной вариант: это может быть другая специальность данного учреждения или подобная специальность в другом ВУЗе, техникуме или училище и т.п.

Cлайд 12

сколько лет они существуют; -учитывается ли пожелание слушателей относительно времени занятий; - проводится ли промежуточный контроль знаний; - сколько человек в группе; - есть ли бесплатные методические пособия и материалы;

Cлайд 13

Информация об учреждениях профессионального образования, расположенных на территории города Сургута

Cлайд 14

Cлайд 15

-Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». г. Сургут, ул. Ленина, 1 тел.: 76-29-00, факс: 76-29-29 [email protected] Ректор Косенок Сергей Михайлович - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2 тел.: 31-94-34, факс: 31-94-38 [email protected] Ректор Коноплина Надежда Васильевна -Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сургутский институт мировой экономики и бизнеса «Планета» г. Сургут, ул. Мира, 34/3 тел.: 32-60-28, факс: 32-67-99 [email protected] Ректор Майстер Виктор Аркадьевич -Сургутский институт нефти и газа (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет» г. Сургут, ул. Энтузиастов, 38 тел./факс: 35-25-88 [email protected] Директор Бахарев Михаил Самойлович

Cлайд 16

- Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» в г. Сургуте г. Сургут, ул. 30 лет Победы, 19 тел.:23-92-93 [email protected] Директор Жукова Валентина Федоровна - Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет» в г. Сургуте г. Сургут, ул. Рабочая, 43/1 тел.: 24-95-28, факс: 50-19-14 [email protected] Руководитель Патракова Галина Васильевна - Сургутский филиал Омского государственного технического университета г. Сургут, ул. Энергетиков, 18 тел.: 50-35-10, факс: 50-35-11 [email protected] Директор Меркушев Евгений Николаевич -Сургутский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожной академия (СибАДИ)» г. Сургут, б-р Свободы, 4/1 тел./факс: 51-62-44, [email protected] Директор Коломейцева Людмила Ивановна

Cлайд 17

- Филиал Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники в г. Сургуте г. Сургут, ул. Чехова, 10/2 тел.: 52-57-80, [email protected] Директор Шелупанов Александр Александрович Сургутский филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА при Правительстве Москвы г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 1, тел.: 37-51-96, [email protected] Директор Клейменова Наталья Анатольевна Филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Столичная финансово-гуманитарная академия» в г. Сургуте, г. Сургут, ул. 30 лет Победы, 21/1, 2 этаж, тел./факс: 50-31-14, [email protected] . Директор Парфёнова Светлана Алексеевна -

Cлайд 18

Cлайд 19

-Автономное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский профессиональный колледж» г. Сургут, ул. Маяковского, 41 тел./факс: 31-90-30, [email protected] Директор Шутов Вадим Николаевич - Сургутский нефтяной техникум – филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» г. Сургут, ул. Кукуевицкого, 3 тел.: 45-75-91, факс: 45-76-11 [email protected] Директор Джабраилов Лечи Махмудович - Бюджетное учреждение среднего профессионального образования «Сургутское медицинское училище» г. Сургут, тел./факс: 26-72-28, [email protected] Директор Прохорова Татьяна Павловна -Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский художественно-промышленный колледж» г. Сургут, ул. Энгельса, 7 тел.: 28-76-65, факс: 28-78-11 [email protected] Директор Чагалидзе Нодари Ахмедович

Cлайд 20

-Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский художественно-промышленный колледж» г. Сургут, ул. Энгельса, 7 тел.: 28-76-65, факс: 28-78-11 [email protected] Директор Чагалидзе Нодари Ахмедович -Бюджетное учреждение среднего профессионального образования ХМАО-Югры «Колледж русской культуры им. А.С. Знаменского» г. Сургут, ул. Энергетиков, 49/1 тел./факс: 24-89-99, [email protected] Директор Лоншакова Екатерина Владимировна - Бюджетное учреждение среднего профессионального образования ХМАО-Югры «Сургутский музыкальный колледж» г. Сургут, ул. Энтузиастов, 28, тел./факс: 45-74-97, тел.: 35-22-48 [email protected], Директор Вилявин Андрей Александрович - Автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Тюменский торгово-экономический техникум» Сургутский филиал г. Сургут, ул. Бахилова, 2 а, тел./факс: 32-29-55, Заведующий Джужуев Фуад Рауфович

Cлайд 21

- Филиал государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Санкт-Петербургский промышленно-экономический колледж» в г. Сургуте, г. Сургут, ул. 30 лет Победы, 39/1, тел./факс: 22-02-73, [email protected] , Директор Немытченко Алевтина Павловна - Сургутский филиал Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Златоустовский торгово-экономический техникум», г. Сургут, ул. Чехова 10/2, тел./факс: 34-42-43 [email protected] , Директор Стерлядова Нина Павловна - Филиал Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Самарский энергетический колледж» в г. Сургуте, г. Сургут, п. Кедровый, тел./факс:76-40-94 [email protected], Заведующий Петров Валерий Николаевич - Сургутский филиал государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Ивановский энергетический колледж» г. Сургут, п. Кедровый, тел.: 76-40-94, факс: 76-92-58,Заведующий Сальникова Ирина Васильевна

Cлайд 24

http://www.proforientator.ru/ На сайте можно посмотреть советы для начинающих по выбору профессии, что влияет на выбор професии, какие допускаются ошибки при выборе профессии. Кроме этого, есть словарь и описания профессий, рейтинги профессий: популярные специальности, самые доходные профессии, лучшие вузы Москвы и России. Кроме информации для учащихся есть интересные статьи для их родителей. http://profguide.ru/ Гид по профессиям. На сайте есть тесты по профориентации, консультации психолога, рекумендуемая литература для детей и их родителей, информация об Едином Государственном Экзамене. http://www.mmpi.ru/proftest/proforientacia_test.htm Это сайт различных методик тестирования на профориентацию: тест Сонди, тест М. Люшера, методика Йовайши и т.д. На сайте только описание методик, комплекты для тестирования можно заказать здесь же. http://psimaster.ru/prof Ваш личный психолог в Интернете. На сайте представлена коллекция видеороликов. Стратегия выбора профессии - видеоролики посвящены профориентации школьников, осмысленности выбора ими будущей профессии, ориентирам, по которым этот выбор совершается. Профориентация видеообсуждение - Как стоит выбирать профессию? На что стоит обратить внимание в первую очередь? Как начать получать удовольствие от того, чем занимаешься? В передаче "Делу время" представлен взгляд соционики на профориентацию. http://www.edu.ru/abitur/act.15/index.php На сайте представлена информация о том, что такое профориентация, популярные интернет-ресурсы по профориентации, много информации для абитуриентов: учебные заведения, условия приема и т.д. http://www.anombt.ru/proforientaciya/ Правильный выбор - профориентационные констультации. Шаги самоопределения. Рекомендации подросткам, выбирающим профессию. Уже сегодня начинайте делать свою профессиональную карьеру!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Музыкально-эстетический лицей им. А.Г. Шнитке »

Тема:

Методическая разработка

открытого урока по технологии в 8 классе

(45 мин.)

Куликова Антонина Викторовна

учитель технологии

первой квалификационной категории

Г. Энгельс

Занятие №22 Раздел: «Современное производство и профессиональное образование»

(«Технология. Обслуживающий труд» под редакцией Симоненко В.Д. 2010 г.)

Тема: Пути получения профессионального образования

Цели:

    Образовательная:

Ознакомить учащихся с ролью профессий в жизни человека, профессиональными качествами личности; - научить искать информацию о получении профессии и образования, о предложениях на региональном рынке труда;

    Развивающая:

- научить развивать способности к взаимодействию в микрогруппах в процессе выполнения поисковых заданий; - развивать речь, память, познавательный интерес обучающихся для реализации поиска пути получения профессии и образования; - развивать коммуникативные навыки (умение работать в группах/парах), навыки публичного выступления;

    Воспитательная:

- с одействовать в ходе урока формированию интереса к исследовательской работе по необходимой теме; - воспитывать позитивное отношение к жизни.

Тип и вид урока: образовательно-познавательный - урок освоения новых знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный.

Формы организации: индивидуально-фронтальная, парная, групповая.

Дидактический материал и оборудование: компьютер, проектор, презентация по теме занятия, тесты для работы в группах и парами.

Технологическая карта урока

Куликова Антонина Викторовна – учитель технологии

МБОУ «Музыкально-эстетический лицей им. А.Г. Шнитке»

8 класс

п/п

Этапы урока

Частная задача этапа

Планируемые результаты

Средства, методы обучения и воспитания, формы организации учебной деятельности, методы и формы организации контроля, способы оценивания

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Предметные

УУД

Организационный этап

Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.

Выявление направления деятельности

Организация своего рабочего места в соответствии требованиями задания урока

Личностные: саморегуляция

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Метод: словесно-иллюстративный

Средства ИКТ

Учитель приветствует учащихся, проводит осмотр внешнего вида, организацию рабочего места, наличие учебных и рабочих принадлежностей, дидактических и вспомогательных пособий. По журналу проверяет явку учащихся на занятие.

Вступительное слово учителя. Определение темы и цели урока.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку

Учащиеся с помощью просмотра видеоряда определяют тему урока.

Актуализация прежних знаний

Формирование понимания у учащихся связи выполнения домашнего задания с предстоящей работой.

Оценивание учащимися важности знаний роли профессии в жизни человека и общества.

Личностные: саморегуляцияРегулятивные: контролируют правильность ответов учащихся

Метод: беседа, опрос.

Метод контроля, взаимоконтроль.

Форма: индивидуальная.

Средства: компьютерная презентация

Начинается с обобщающей беседы учителя с учащимися. Классу задаются вопросы: 1.Какую роль играет выбор профессии в жизни человека?

2.Кто и что может оказать влияние на выбор профессии?

Учитель слушает и проводит беседу по уточнению и конкретизации действий

Учащиеся отвечают на вопр осы учителя, формулируют выводы наблюдений, озвучивают понятия, высказывают свои предложения.

Изучение нового материала

Ознакомить с типичными ошибками при выборе профессии, медицинскими противопоказаниями.

Формирование знаний о получении образования, предложениях на региональном рынке труда - при выборе профессии и образования.

Осознанное восприятие нового материала.

Личностные: саморегуляцияРегулятивные овладевают знаниями, которые необходимы при выборе профессии.

Метод: словесный (иллюстративный)

Средства: компьютерная презентация.

Основные понятия, изучаемые на занятиях.

Учитель объясняет основные понятия, изучаемые на занятии, используя презентацию «Виды профессий».

Наблюдают, задают вопросы и отвечают на вопросы учителя, формулируют выводы наблюдений, озвучивают понятия, высказывают свои предложения, сравнивают.

Закрепление нового материала

Закрепление полученных знаний и умений при поиске информации и применение ее на практике при защите презентаций.

Анализ информации и реализация ее на практике,

Личностные: умение работать над презентацией, развитие трудолюбия и ответственности за свою и коллективную деятельность

Регулятивные: умение составить план, последовательность действий в составление презентации

Познавательные: умение выделять необходимую информацию;

Метод: беседа, опрос.

Метод контроля, проблемные вопросы, взаимоконтроль.

Форма: групповая.

Средства: компьютерная презентация учащихся.

Образовательные интернет ресурсы. Википедия

Предлагает учащимся рассказать о своих будущих профессиях.

на вопросы, консультирует, контролирует и корректирует учащихся

Учащиеся группами рассказывают о профессиях и пути получения образования, используя свои презентации (заготовка презентаций о профессиях были домашним заданием)

Контроль

Подведение итогов, оценка результатов,

домашнее задание

Способность ученика полученные знания реализовать в жизни

Личностные:осознание своих возможностей Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействие в группах Познавательные: умение анализировать и выделять, формулировать свою задачу, адекватно относится к оценке учителя, одноклассников

Метод: словесный, опрос.

Метод контроля -тестирование,

Форма: фронтальная.

Следит за

уровнем сформированности презентации и владения ИКТ;

компетентности учащихся.

Осмысление и применение полученных знаний на практике. Выполнение теста.

Рефлексия

Оценка результатов

учащихся

Владение формами деятельности, соответствующими культуре труда

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку

Регулятивные:

построение логической цепочки рассуждений и доказательств.

Познавательные: умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления

Тестирование Экспресс – диагностика «Темпераментная структура личности»

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроках

Называют основные аспекты нового материала

Домашнее задание

Организовать самостоятельную деятельность к следующему уроку.

Осознанное восприятие материала.

Акцентирует внимание на поиск новой информации.

Называют основные аспекты нового задания.

Таблица контроля знаний

Для современного человека получение образования – один из самых важных этапов в жизни. Умному человеку легче живется и в прямом, и в переносном смысле. Но, для того чтобы получить диплом, важно знать, какие формы получения образования сейчас существуют, и понять, какая из них наиболее точно подходит к сложившейся ситуации.

Этапы обучения

Существует два основных этапа обучения человека, которые подразделяются еще на несколько ступеней. Каждая ступень играет очень важную роль в становлении и формировании личности. Задача образовательного процесса состоит в том, чтобы развить умственные и физические способности человека, привить полезные привычки, обнаружить скрытый потенциал к тому или иному занятию, помочь ему развить свои навыки.

Общее образование

Существуют следующие этапы учебного процесса:

  • Дошкольное образование. Оно является очень важным для маленького человечка, поскольку именно в детском возрасте закладывается фундамент будущей личности, лучше всего развиваются навыки, прививается интерес к различным видам деятельности, а также обнаруживаются скрытые таланты.
  • Начальное школьное образование (1-4 классы). Данный этап закрепляет умения, полученные в детском садике, а также развивает новые. Он не менее важен для растущего человека, чем дошкольное образование. Кроме того, именно в начальной школе происходит социализация ребенка (если он не ходил в детский садик) и прививаются правила жизни в коллективе.
  • Среднее общее образование (5-9 классы). В это время происходит систематизация и закрепление всех знаний, полученных в садике и начальной школе, а также усвоение новых. Происходит постепенная подготовка к взрослой жизни, дети становятся все более самостоятельными и уже не нуждаются в родителях так, как раньше.
  • Среднее полное образование (5-11 классы). В 10 и 11 классах происходит повторение материала, усвоенного в средней школе, осуществляется подготовка к обучению в вузе. Характер человека уже практически сформирован, и перед выпуском из школы можно наблюдать полноценную личность со своими уникальными привычками и убеждениями.

Профессиональное обучение

Формы получения общего образования нам уже известны, теперь настал черед профессионального. Его молодые люди получают после выпуска из школы. Такое образование доступно для получения в течение всей жизни человека. Цель его – дать человеку профессию, привить ему необходимые качества, умения и навыки для работы, а также дополнительные знания. Поэтому формы получения профессионального образования многочисленны и разнообразны. Это нужно для того, чтобы студент гарантированно смог получить соответствующие навыки.

Процесс обучения включает в себя следующие этапы:

  • Среднее профессиональное образование. Его можно получить в специализированных училищах, колледжах и техникумах.
  • Высшее профессиональное образование. Оно дает гораздо больше возможностей, чем среднее, кроме того, человек с дипломом университета может заняться наукой и получить ученую степень. На работу охотней берут людей с высшим образованием, чем со средним специальным, плюс, за время обучения в вузе в человеке развиваются такие черты характера, как ответственность, дисциплина и пунктуальность.
  • Курсы повышения квалификации. Этот тип обучения времени занимает меньше, чем все его собратья. Его получают уже настоящие специалисты для углубления своих навыков и знаний, для того чтобы стать настоящим профессионалом своего дела.

Теперь нужно узнать, какие же формы получения образования и формы обучения существуют в Российской Федерации.

Рассмотрим, что предлагает в этом плане школа?

Каким способом ребенок получит аттестат, определяется родителями или законными представителями. Если гражданин совершеннолетний, то он вправе выбрать себе тип обучения самостоятельно. Это может быть:

  • очная форма;
  • самообразование (самостоятельные занятия дома);
  • экстернат.

Очная форма

Обучение по ней является стандартным, так учится большинство школьников России. Очная форма получения образования предполагает посещение школы по расписанию, установленному администрацией заведения, прослушивание уроков, выполнение заданий и общение с одноклассниками. Этот тип является самым благоприятным для ученика, так как развивает коммуникативные навыки ребенка, приучает его к жизни в коллективе и общению с самыми разными людьми.

Но у очной формы обучения есть и свои минусы, к которым можно отнести трудный для малыша режим. Не каждый ребенок способен заставить себя лечь в 9 часов вечера спать, чтобы в 6 часов утра встать в школу. Чаще всего режим контролирует мама. Также соблюдение расписания тяжело и для подростков. Кроме этого, к минусам очной формы можно отнести взаимоотношения со сверстниками в коллективе. Ведь не всегда они складываются так, как хотелось бы ребенку или его родителям. Для школьника большим стрессом является и смена обстановки, и именно этот фактор перевешивает порой все остальные в пользу домашнего обучения или экстерната, о котором и пойдет речь в следующем абзаце.

Экстернат

Существуют различные формы получения образования, но именно данный способ имеет наибольшую правовую регламентацию. Человек, который обучается таким образом, является экстерном. Это лицо, осваивающее самостоятельно общеобразовательные программы. Ученик имеет право на промежуточную и итоговую аттестацию в общеобразовательных заведениях. Иными словами, заниматься по программе экстерната – значит, освоить все дисциплины самостоятельно, по составленному расписанию, и приходить в учебное заведение только для того, чтобы сдать экзамены, что необходимо для подтверждения успешного освоения школьной программы.

Обучаться таким образом или нет – личный выбор каждого. Родители и дети найдут уйму плюсов и минусов в данном варианте. Так или иначе, данный способ просто необходим в различных ситуациях, например, ребятам с трудной жизненной ситуацией, когда посещение образовательного учреждения становится невозможным. В любом случае, экстернат как форма обучения очень хорош и многим школьникам просто необходим.

Самообразование (форма семейного обучения)

Данная форма просвещения ничем не отличается от экстерната, за исключением того, что ученик не является зачисленным ни в одно образовательное учреждение. Следовательно, необходимые экзамены для подтверждения освоения всех программ он сдать не может, потому что, говоря простыми словами, официально нигде не учится. Его статус как школьника нигде не зарегистрирован, а значит, в дальнейшем он не сможет поступить ни в один вуз. Различные формы получения образования отличаются от этой своей надежностью и защищенностью. Обучаясь на других формах, будущий студент получает гарантию возможности поступить в институт или университет.

Способы получения диплома об окончании университета и их описание

Формы получения образования в РФ разнообразны и многочисленны. Ниже мы рассмотрим каждую из них.

Очная форма обучения

Очная форма обучения в вузе почти не отличается от школы. Уже взрослый человек, не ребенок, посещает лекции в институте или университете, выполняет задания, участвует в семинарах и периодически проходит промежуточную аттестацию. При этом студент официально зарегистрирован как учащийся и может получить при окончании вуза диплом государственного образца (при условии, что учреждение имеет право выдавать такие документы).

Очно-заочное (вечернее) обучение

Формы получения высшего образования включают в себя и такие занятия. В отличие от предыдущего типа обучения, где занятиям с преподавателем выделяется около 70% учебного времени, здесь часов для лекций отводится гораздо меньше. В неделю может быть не больше 10 часов прослушивания материала, а остальное время предназначено для самоподготовки. Вечерней эта форма обучения называется потому, что занятия у студентов начинаются после 18:00. Поэтому таким способом учиться идеально для тех, кто уже нашел работу. Занятия у студентов-«вечерников» проходят так же, как и у «очников» - лекции, семинары, открытые мероприятия и т. д.

Заочная форма обучения, или экстернат

Здесь самоподготовке уделяется 70% времени, и только 30% отведено на посещение лекций. У студентов, в отличие от их собратьев, посещающих университет каждый день, бывает установочная сессия, которую они сдают в первые месяцы после поступления в вуз. Обычно это октябрь-ноябрь. Заочная форма получения образования идеально подходит тем, кто работает или сидит с ребенком, а также тем, кто в силу каких-либо обстоятельств не смог поступить на дневное отделение.

Дистанционное обучение

Система дистанционного обучения появилась не так давно, но уже успела прочно прижиться во многих вузах. Суть ее в том, что студент и преподаватель взаимодействуют удаленно между собой, обмениваясь заданиями и выполненными работами. Осуществляется такое общение в основном через интернет. С помощью дистанционного обучения гораздо удобнее получать образование заочно. Ведь СДО позволяет студенту своевременно получать задания, а преподавателю обеспечивает удобство и быстроту их проверки. Здесь сохраняются все компоненты стандартного обучения – лекции, коллоквиумы, оценки и т. д.

Теперь можно видеть, как богаты и многообразны формы получения образования. Стоит только выбрать наиболее подходящую и начать готовиться к вступительным экзаменам.