Социальная дифференциация общества. Социальная дифференциация современных обществ Дифференциация общественной жизни

Современные концепции социальной стратификации.

Определенные различия в общественном положении людей имели место и на ранних этапах развития человеческого сообщества, но в основе этого лежала не социальная, аестественная (природная) дифференциация –естественные физико-генетические и демографические различия между людьми. Общественное положение человека определялось полом, возрастом, наличием определенных физических и личностных качеств.

Однако решающими моментами, определяющими собственно структуру социума, являются факторы, связанные не с естественными физико-генетическими и демографическими различиями между людьми, а с явлениями социальной дифференциации.

Социальная дифференциация – продукт более высокого уровня развития цивилизации. Это сложный феномен порожден уже не естественными (природными), а социальными факторами жизни и, прежде всего, объективной потребностью общества в разделении труда.

Дифференциация видов деятельности проявляется в форме социальных различий между группами людей по характеру их трудовой деятельности и функций, а следовательно, по стилю жизни, интересам и потребностям.

Социальную дифференциацию часто обозначают понятием «горизонтальная дифференциация». Параметры, которыми описывается горизонтальная дифференциация, называются «номинальные параметры», в отличие от «ранговых параметров», используемых для характеристики людей в иерархическом плане. Иерархия (от греческого hierarchia – буквально священная власть) – форма построения сложных социальных систем на основе подчинения и субординации, когда социальные группы находятся как бы «выше» или «ниже» на социальной лестнице.

Номинальные различия устанавливаются в обществе в процессе естественно-природных различий между людьми и как элемент общественного разделения труда. На основании этих различий между людьми в обществе нельзя определить, кто из них занимает более «высокое», а кто более «низкое» место в социальной структуре (пример: нельзя поставить мужчину выше женщины только потому, что он мужчина, так же как и людей разных национальностей).

Горизонтальная дифференциация не может дать целостную картину социального структурирования общества. В полном объеме социальную структуру общества можно описать лишь в двух плоскостях – горизонтальной и вертикальной.

Вертикальное структурирование возникает вследствие неодинакового распределения между людьми результатов общественного разделения труда. Там, где структурная дифференциация групп принимает иерархический характер, определяемый на основе ранговых параметров, говорят о социальной стратификации.

Исходя из изложенных замечаний можно сказать, что социальная стратификация означает такую форму дифференциации общества, которая принимает форму социальной иерархии – вертикальной дифференциации населения на неравные по своему общественному положению группы и слои. Это иерархически организованная структура социального неравенства.



Американский социолог П. Блау разработал систему параметров, которые описывают положение индивида в обществе в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Номинальные параметры: пол, раса, этническая принадлежность, вероисповедание, место жительства, область деятельности, политическая ориентация, язык.

Ранговые параметры: образование, доход, богатство, престиж, власть, происхождение, возраст, административная должность, интеллект.

С помощью номинальных параметров исследуются рядоположенные позиции индивидов, на основе ранговых описывается иерархическая или статусная структура.

На современном этапе исследований в области социальной стратификации возник ряд новых парадигм. Целые десятилетия после Второй мировой войны главной концептуальной моделью западной социологии служили классовая теория К. Маркса и ее модификации. Это было обусловлено существованием ряда обществ, построивших свою организацию на основе марксистских идей. Провал социалистического эксперимента в мировом масштабе обусловил утрату популярности неомарксизма в социологии и массовый поворот исследователей к другим идеям, например к теориям М. Фуко и Н. Лумана .

У Н. Лумана само понятие социального неравенства рассматривается как результат устаревшей дискурсивной модели социологического мышления. По его мнению, социальные различия в современном западном обществе не уменьшаются, а возрастают, и нет оснований рассчитывать на то, что когда-либо неравенство будет ликвидировано. Негативный смысл понятия неравенства проистекает из оценочно-дискурсивной природы концепции социальной стратификации. Согласно Н. Луману, следует сменить парадигму и рассматривать общество не как стратифицированное, а как дифференцированное, т. е. использовать понятие функциональной дифференциации вместо понятия стратификации. Дифференциация – ценностно-нейтральное понятие, означающее только, что в обществе присутствуют внутренние членения, границы, которые оно само продуцирует и поддерживает.

Кроме того, классовая концепция стратификации стала подвергаться все большей критике из-за выхода на первый план других аспектов неравенства – тендерных, расовых, этнических. Марксистская теория рассматривала все эти аспекты как производные от классового неравенства, утверждая, что с его ликвидацией они исчезнут сами собой. Однако, к примеру, феминисты показали, что социальное неравенство полов существовало задолго до возникновения классов и сохранялось в советском обществе. Социологи, исследующие эти аспекты неравенства, утверждают, что их нельзя свести к классам: они существуют как автономные формы социальных отношений.

Признание того факта, что разные виды социального неравенства невозможно объяснить с помощью единой монистической теории, ведет к осознанию сложности реального феномена неравенства и утверждению новой парадигмы в социологии – парадигмы постмодерна.

Американский социолог Л. Уорнер предложил свою гипотезу социальной стратификации. В качестве определяющих признаков группы он выделил четыре параметра: доход, престиж профессии, образование, этническую принадлежность. На основе этих признаков правящую элиту он подразделил на шесть групп: высшую, высшую промежуточную, средне-высшую, средне-промежуточную, промежуточно-высшую, про-межуточно-промежуточную.

Другой же американский социолог Б. Барбер провел стратификацию по шести показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) уровень дохода; 3) уровень образования; 4) степень религиозности; 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность.

Французский социолог А. Турен считает, что все эти критерии уже устарели и предлагает определять группы по доступу к информации. Господствующее положение, по его мнению, занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.

Социология постмодерна в отличие от прежних концепций утверждает, что социальная реальность сложна и плюралистична. Она рассматривает общество как множество отдельных социальных групп, имеющих собственные жизненные стили, свою культуру и модели поведения, а новые общественные движения – как реальное отражение происходящих в этих группах изменений. Кроме того, она предполагает, что любая единая теория социального неравенства скорее представляет собой разновидность современного мифа, нечто вроде «великого повествования», нежели реальное описание сложной и многоплановой социальной реальности, которая не подлежит причинно-следственному объяснению. Поэтому в ее контексте социальный анализ принимает более скромную форму, воздерживаясь от слишком широких обобщений и направляясь на конкретные фрагменты социальной реальности. Концептуальные конструкции, построенные на применении наиболее общих категорий, таких, как «классы» или «пол», уступают место понятиям типа «различие», «дивергенция» и «фрагментация». Например, представители постструктурализма Д. Харуэй иД. Райли полагают, что использование категории «женщины» свидетельствует об упрощенном бинарном понимании тендерной стратификации и вуалирует ее реальную сложность. Отметим, что понятие фрагментации не является новым. Признание того факта, что классы имеют внутренние деления, восходит к эпохе К. Маркса и М. Вебера. Однако в настоящее время интерес к изучению природы фрагментации усилился, так как выяснилось, что она принимает разнообразные формы. Выделяют четыре типа фрагментации:

1) внутреннюю фрагментацию – внутриклассовые деления;

2) внешнюю фрагментацию, вырастающую из взаимодействия различных динамик различения, например, когда тендерная практика мужчин и женщин различается в зависимости от их возраста, этнической принадлежности и класса;

3) фрагментацию, вырастающую из процессов социальных изменений, например, вызываемую феминизацией современных трудовых отношений, когда возникает поляризация между молодыми женщинами, имеющими образование и перспективы карьеры, и пожилыми с менее высокой квалификацией, которые такой перспективы не имеют и занимаются по-прежнему низкооплачиваемым простым трудом;

4) фрагментацию, которая влечет за собой рост индивидуализма, вырывающего человека из привычной групповой и семейной среды, побуждающего его к большей мобильности и резкому изменению жизненного стиля по сравнению с его родителями.

Фрагментация предполагает взаимодействие между различными измерениями неравенства. Многие индивиды существуют как бы на пересечении социальных динамик – классовой, тендерной, этнической, возрастной, региональной и др. При этом говорят о многопозиционности таких индивидов, что открывает простор для множества способов социальной идентификации. Именно поэтому, утверждает Ф. Бредли , невозможно разработать такую абстрактную всеобщую теорию неравенства.

Еще одна интересная концепция, связанная с феноменом фрагментации, построена на понятии «гибридность». Под гибридностью здесь понимается промежуточное состояние между различными социальными локусами. Чтобы понять, что это такое, обратимся к примеру, который приводит Д. Харуэй . Социальный гибрид – это своего рода киборг, лишенный гендерных различий в силу того, что представляет собой полумеханизм-полуорганизм. Понятие социальной гибридности может быть весьма плодотворным при исследовании классов. Оно как бы бросает вызов традиции классового анализа, состоящей в том, чтобы прочно закреплять индивидов в социальных структурах. В действительности в современном обществе лишь единицы ощущают свою абсолютную идентификацию с каким-то конкретным классом. Изменения в экономике, рост безработицы и расширение системы массового образования привели к высокой степени социальной мобильности. Люди сплошь и рядом меняют свою классовую локализацию и заканчивают жизнь, принадлежа не тому классу, к которому относились от рождения. Все подобные ситуации могут рассматриваться как проявления социальной гибридности.

Определенные различия в общественном положении людей имели место и на ранних этапах развития человеческого сообщества, но в основе этого лежала не социальная, аестественная (природная) дифференциация –естественные физико-генетические и демографические различия между людьми. Общественное положение человека определялось полом, возрастом, наличием определенных физических и личностных качеств.

Однако решающими моментами, определяющими собственно структуру социума, являются факторы, связанные не с естественными физико-генетическими и демографическими различиями между людьми, а с явлениями социальной дифференциации.

Социальная дифференциация – продукт более высокого уровня развития цивилизации. Это сложный феномен порожден уже не естественными (природными), а социальными факторами жизни и, прежде всего, объективной потребностью общества в разделении труда.

Дифференциация видов деятельности проявляется в форме социальных различий между группами людей по характеру их трудовой деятельности и функций, а следовательно, по стилю жизни, интересам и потребностям.

Социальную дифференциацию часто обозначают понятием «горизонтальная дифференциация». Параметры, которыми описывается горизонтальная дифференциация, называются «номинальные параметры», в отличие от «ранговых параметров», используемых для характеристики людей в иерархическом плане. Иерархия (от греческого hierarchia – буквально священная власть) – форма построения сложных социальных систем на основе подчинения и субординации, когда социальные группы находятся как бы «выше» или «ниже» на социальной лестнице.

Номинальные различия устанавливаются в обществе в процессе естественно-природных различий между людьми и как элемент общественного разделения труда. На основании этих различий между людьми в обществе нельзя определить, кто из них занимает более «высокое», а кто более «низкое» место в социальной структуре (пример: нельзя поставить мужчину выше женщины только потому, что он мужчина, так же как и людей разных национальностей).

Горизонтальная дифференциация не может дать целостную картину социального структурирования общества. В полном объеме социальную структуру общества можно описать лишь в двух плоскостях – горизонтальной и вертикальной.

Вертикальное структурирование возникает вследствие неодинакового распределения между людьми результатов общественного разделения труда. Там, где структурная дифференциация групп принимает иерархический характер, определяемый на основе ранговых параметров, говорят о социальной стратификации.

Исходя из изложенных замечаний можно сказать, что социальная стратификация означает такую форму дифференциации общества, которая принимает форму социальной иерархии – вертикальной дифференциации населения на неравные по своему общественному положению группы и слои. Это иерархически организованная структура социального неравенства.

Американский социолог П. Блау разработал систему параметров, которые описывают положение индивида в обществе в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Номинальные параметры: пол, раса, этническая принадлежность, вероисповедание, место жительства, область деятельности, политическая ориентация, язык.

Ранговые параметры: образование, доход, богатство, престиж, власть, происхождение, возраст, административная должность, интеллект.

С помощью номинальных параметров исследуются рядоположенные позиции индивидов, на основе ранговых описывается иерархическая или статусная структура.

На современном этапе исследований в области социальной стратификации возник ряд новых парадигм. Целые десятилетия после Второй мировой войны главной концептуальной моделью западной социологии служили классовая теория К. Маркса и ее модификации. Это было обусловлено существованием ряда обществ, построивших свою организацию на основе марксистских идей. Провал социалистического эксперимента в мировом масштабе обусловил утрату популярности неомарксизма в социологии и массовый поворот исследователей к другим идеям, например к теориям М. Фуко и Н. Лумана .

У Н. Лумана само понятие социального неравенства рассматривается как результат устаревшей дискурсивной модели социологического мышления. По его мнению, социальные различия в современном западном обществе не уменьшаются, а возрастают, и нет оснований рассчитывать на то, что когда-либо неравенство будет ликвидировано. Негативный смысл понятия неравенства проистекает из оценочно-дискурсивной природы концепции социальной стратификации. Согласно Н. Луману, следует сменить парадигму и рассматривать общество не как стратифицированное, а как дифференцированное, т. е. использовать понятие функциональной дифференциации вместо понятия стратификации. Дифференциация – ценностно-нейтральное понятие, означающее только, что в обществе присутствуют внутренние членения, границы, которые оно само продуцирует и поддерживает.

Кроме того, классовая концепция стратификации стала подвергаться все большей критике из-за выхода на первый план других аспектов неравенства – тендерных, расовых, этнических. Марксистская теория рассматривала все эти аспекты как производные от классового неравенства, утверждая, что с его ликвидацией они исчезнут сами собой. Однако, к примеру, феминисты показали, что социальное неравенство полов существовало задолго до возникновения классов и сохранялось в советском обществе. Социологи, исследующие эти аспекты неравенства, утверждают, что их нельзя свести к классам: они существуют как автономные формы социальных отношений.

Признание того факта, что разные виды социального неравенства невозможно объяснить с помощью единой монистической теории, ведет к осознанию сложности реального феномена неравенства и утверждению новой парадигмы в социологии – парадигмы постмодерна.

Американский социолог Л. Уорнер предложил свою гипотезу социальной стратификации. В качестве определяющих признаков группы он выделил четыре параметра: доход, престиж профессии, образование, этническую принадлежность. На основе этих признаков правящую элиту он подразделил на шесть групп: высшую, высшую промежуточную, средне-высшую, средне-промежуточную, промежуточно-высшую, про-межуточно-промежуточную.

Другой же американский социолог Б. Барбер провел стратификацию по шести показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) уровень дохода; 3) уровень образования; 4) степень религиозности; 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность.

Французский социолог А. Турен считает, что все эти критерии уже устарели и предлагает определять группы по доступу к информации. Господствующее положение, по его мнению, занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.

Социология постмодерна в отличие от прежних концепций утверждает, что социальная реальность сложна и плюралистична. Она рассматривает общество как множество отдельных социальных групп, имеющих собственные жизненные стили, свою культуру и модели поведения, а новые общественные движения – как реальное отражение происходящих в этих группах изменений. Кроме того, она предполагает, что любая единая теория социального неравенства скорее представляет собой разновидность современного мифа, нечто вроде «великого повествования», нежели реальное описание сложной и многоплановой социальной реальности, которая не подлежит причинно-следственному объяснению. Поэтому в ее контексте социальный анализ принимает более скромную форму, воздерживаясь от слишком широких обобщений и направляясь на конкретные фрагменты социальной реальности. Концептуальные конструкции, построенные на применении наиболее общих категорий, таких, как «классы» или «пол», уступают место понятиям типа «различие», «дивергенция» и «фрагментация». Например, представители постструктурализма Д. Харуэй иД. Райли полагают, что использование категории «женщины» свидетельствует об упрощенном бинарном понимании тендерной стратификации и вуалирует ее реальную сложность. Отметим, что понятие фрагментации не является новым. Признание того факта, что классы имеют внутренние деления, восходит к эпохе К. Маркса и М. Вебера. Однако в настоящее время интерес к изучению природы фрагментации усилился, так как выяснилось, что она принимает разнообразные формы. Выделяют четыре типа фрагментации:

1) внутреннюю фрагментацию – внутриклассовые деления;

2) внешнюю фрагментацию, вырастающую из взаимодействия различных динамик различения, например, когда тендерная практика мужчин и женщин различается в зависимости от их возраста, этнической принадлежности и класса;

3) фрагментацию, вырастающую из процессов социальных изменений, например, вызываемую феминизацией современных трудовых отношений, когда возникает поляризация между молодыми женщинами, имеющими образование и перспективы карьеры, и пожилыми с менее высокой квалификацией, которые такой перспективы не имеют и занимаются по-прежнему низкооплачиваемым простым трудом;

4) фрагментацию, которая влечет за собой рост индивидуализма, вырывающего человека из привычной групповой и семейной среды, побуждающего его к большей мобильности и резкому изменению жизненного стиля по сравнению с его родителями.

Фрагментация предполагает взаимодействие между различными измерениями неравенства. Многие индивиды существуют как бы на пересечении социальных динамик – классовой, тендерной, этнической, возрастной, региональной и др. При этом говорят о многопозиционности таких индивидов, что открывает простор для множества способов социальной идентификации. Именно поэтому, утверждает Ф. Бредли , невозможно разработать такую абстрактную всеобщую теорию неравенства.

Еще одна интересная концепция, связанная с феноменом фрагментации, построена на понятии «гибридность». Под гибридностью здесь понимается промежуточное состояние между различными социальными локусами. Чтобы понять, что это такое, обратимся к примеру, который приводит Д. Харуэй . Социальный гибрид – это своего рода киборг, лишенный гендерных различий в силу того, что представляет собой полумеханизм-полуорганизм. Понятие социальной гибридности может быть весьма плодотворным при исследовании классов. Оно как бы бросает вызов традиции классового анализа, состоящей в том, чтобы прочно закреплять индивидов в социальных структурах. В действительности в современном обществе лишь единицы ощущают свою абсолютную идентификацию с каким-то конкретным классом. Изменения в экономике, рост безработицы и расширение системы массового образования привели к высокой степени социальной мобильности. Люди сплошь и рядом меняют свою классовую локализацию и заканчивают жизнь, принадлежа не тому классу, к которому относились от рождения. Все подобные ситуации могут рассматриваться как проявления социальной гибридности.

Виды социальных групп.

Социальная дифференциация

Причины дифференциации:

1. частная собственность

Социальная политика

Теория стратификации

Основные критерии стратификации

3. престиж

4. образование

Социальный статус личности и социальные роли.

Социальный статус – это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором .

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он - мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор паук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

В статусном наборе обязательно найдется главный статус. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Социальные статусы бывают предписанные и приобретённые.

ко второй – профессия, образование и др. Отдельные статусы являются престижными, другие – наоборот.

Престиж – это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

1. реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

2. системы ценностей, характерных для данного общества.

Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на её поведение.

Социальная роль личности – это совокупность усвоенных и выполняемых человеком социальных функций и соответствующим им образцов поведения. Социальная роль - модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе - как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе.

Их совокупность называется ролевой системой (ролевым набором).

Социальная роль невозможна без таких условий, как:

1. ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом;

2. социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли.

Социальная мобильность

Человек, занимающий определённое место в этой структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, Такой переход называется социальной мобильностью.

Виды социальной мобильности

Высокий показатель вертикальной социальной мобильности при иных равных условиях считают важным свидетельством демократичности общества.

Социальные лифты (каналы социальной мобильности) – это социальные механизмы, позволяющие людям перемещаться из одного социального слоя в другой.

П. Сорокин (американский социолог русского происхождения) выделял:

1. Армия (Наполеон)

2. Церковь (патриарх Никон)

3. Школа, образование (Ломоносов)

Другие каналы социальной мобильности:

1. Семья и брак (Екатерина Первая)

2. Партийная деятельность (Сталин)

3. СМИ (Малахов, Ксения Собчак)

Семья как малая группа.

Виды семей

1. По родственной структуре бывают:

семьи расширенные (многопоколенные) , которые объединяют под одной крышей супружескую пару с детьми и кого-то из родителей супружеской пары

семьи нуклеарные - супружеские парыс одним или двумя детьми.

2. Ученые выделяют семьи полные (двое родителей) и не­полные (где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с ба­бушками-дедушками).

3. В зависимости от количества детей различают семьи бездетные, однодетные, мало- и много­детные.

4. По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, традици­онно выделяют два типа семьи.

Традиционная, или патриархальная, семья предпола­гает главенство мужчины. Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поко­лений. Женщина экономически зависит от супруга, се­мейные роли четко регламентированы: муж (отец) - добытчик и кормилец, жена (мать) - домохозяйка и вос­питатель детей.

К характеристикам партнерской, или эгалитарной, се­мьи (семьи равных) можно отнести справедливое, пропор­циональное распределение семейных обязанностей, взаимо­заменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важ­ных для семьи решений, а также эмоциональную насы­щенность отношений. Социальные психологи особо отмеча­ют именно этот признак, подчеркивая тем самым, что только в семье партнерского типа можно говорить о взаи­моуважении, взаимопонимании и эмоциональной потреб­ности друг в друге.

5. По занятости в общественном производстве:

однокарьерная модель традиционном обществе отец был занят в общественном производстве, мать занималась домашним хозяйством)

двухкарьерная модель

Функции семьи

Под функциями семьи понимается ее деятельность, име­ющая определенные социальные последствия.

1. Репродуктивная функция связана с биологическим воспроизводством членов общества.

2. Новое поколение, при­ходящее на смену старому, должно освоить социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта, мо­ральных и других ценностей. В этом проявляется воспи­тательная функция.

3. Хозяйственно-экономическая функ­ция охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета; орга­низацию семейного потребления и проблему распределения домашнего труда; поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами.

4. Семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность, создает чувство безопасности и психологи­ческого комфорта, обеспечивает эмоциональную поддерж­ку и сохранение общего жизненного тонуса (эмоциональ­но-психологическая функция). Ученые особо говорят о рекреационной функции, которая включает в себя духов­но-эстетические моменты, в том числе и организацию про­ведения свободного времени.

5. Кроме того, семья предостав­ляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры общества (социально-статусная функция).

6. Семья регулирует сексу­альное поведение людей, определяя, кто, с кем и при ка­ких обстоятельствах может вступать в сексуальные отно­шения (сексуальная функция).

Молодёжь как социально-демографическая возрастная группа

Социологи относят к молодёжи людей в возрасте от 16 до 25 лет. Возрастные границы определяются конкретно-историческими условиями, социально экономической ситуацией, поэтому могут быть подвижны.

Переход от молодости к зрелости характеризуют критерии

Основные черты молодёжной субкультуры

1. вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни

2. включение в различные группы сверстников (неформальные молодёжные группы)

3. своеобразные вкусы, особенно в одежде, музыке

4. культ силы, радикализм

5. это скорее культ досуга, чем работы (некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодёжи не живёт, а проживает, не работает, а подрабатывает, не делает, а делает вид, что делает)

6. открытость к новациям

Социальные функции молодёжи

1. освоение новых профессий. Закономерность: чем новее профессия, тем моложе возраст её представителей

2. освоение новых территориально-производственных комплексов. Терииториальная подвижность молодёжи в 5 раз выше, чем у других возрастных групп (примеры: освоение целины, БАМ)

3. культурно-интеллектуальная мобильность. Молодёжь – наиболее активный потребитель новейшего научного знания.

Этнические общности. Нации и межнациональные отношения

Этнос (греч. – народ) – совокупность людей, обладающих общностью языка, культуры, осознающих своё историческое единство. В современном мире существует не менее двух тысяч различных этносов.

Формы этносов:

в первобытное время - племя

в древности и средневековье - народность

в новейшее время, наиболее развитая и устойчивая общность -нация

Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками этническая общность, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.

Нация возникает в период зарождения капитализма. В этот период складываются классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

Признаки нации:

1. общности территории;

2. общность языка;

3. общность экономической жизни;

4. общие черты психического склада;

5. национальная профессиональная культура;

6. национальное самосознание. Осознание личностью себя как неотъемлемой частицы нации, сопричастности к общей исторической судьбе и культуре нации, переживания за её прошлое, настоящее и будущее, ориентации на цели и ценности национального развития.

Как определить национальность человека? Национальная самоидентификация.

Национальная принадлежность является частным (личным) делом самих граждан. Конституция РФ, ст. 25, п. 1: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности»

Национализм и шовинизм

Национализм - идеология, суть которой в проповеди особенности и/или исключительности своего народа, приоритета национальных ценностей и т.д.

Крайней формой национализма является шовинизм, проповедующий исключительность своей нации, противопоставление интересов своей нации интересам остальных наций, разжигающий национальную вражду и ненависть.

Межнациональные отношения

Межнациональные взаимоотношения всегда отличались своим противоречивым характером - тяготением к сотрудничеству и периодическими конфликтами.

Причины межнациональных конфликтов:

1. территориальные споры;

2. исторически возникшая напряжённость в отношении между народами;

3. политика дискриминации, проводимая господствующей нацией;

4. попытки национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности;

5. стремление народов к созданию собственной государственности (СЕПАРАТИЗМ)

При решении этих конфликтов необходимо соблюдать гуманистические принципы политики в области национальных отношений:

1. отказ от насилия и принуждения;

2. поиск согласия на основе консенсуса всех участников;

3. признание прав и свобод человека важнейшей ценностью;

4. готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

Тенденции в развитии наций

Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции:

дифференциация интеграция
Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства. С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции. Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.

Национальная политика

Национальная политика- со­вокупность мер всех ветвей власти в области национальных отношений.

Национальная по­литика различается по целям, направленности, исходящим из приоритетов политики государства.

Цели, направленность ан­тигуманной тоталитарной политики Цели и содержание демократической национальной политики
1. отстаивание так называ­емой этнической «чистоты» 2. разжигание расовой ненависти 3. насилие в интересах господства своего государства. Эти цели реализуются законами, организацией и поощрением соответству­ющего группового поведения. Фашизм наиболее человеконена­вистническое выражение этой антидемократической политики. 1. законодательное закрепление уважительного от­ношения к людям всех национальностей, этносов к их самосоз­нанию, самобытности, 2. создание наиболее благоприятных усло­вий для свободного развития всех народов, 3. согласование наци­ональных интересов, 4. предупреждение и гуманное разрешение межнациональных конфликтов. Государство, демократичес­кие партии способствуют тому, чтобы эти цели разделялись на­селением страны.

Основные принципы государственной национальной поли­тики в России таковы:

1. равенство прав и свобод человека и граж­данина независимо от его расы, национальности, языка, отно­шения к религии, принадлежности к социальным группам и об­щественным объединениям;

2. запрещение любых форм ограниче­ния прав гражданина по признакам социальной, расовой, наци­ональной, языковой или религиозной принадлежности;

3. сохране­ние исторической целостности страны, равноправие всех субъек­тов федерации, гарантия прав коренных малочисленных наро­дов;

4. право каждого гражданина определять и указывать свою национальность;

5. содействие развитию национальных культур и языков народов РФ;

6. своевременное и мирное разрешение про­тиворечий и конфликтов;

7. запрещение деятельности, направлен­ной на подрыв безопасности государства, возбуждение социаль­ной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

8. защита прав и интересов граждан России за ее преде­лами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубеж­ных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с родиной

Социальная структура российского общества

Причины конфликтов

1. обладание одной из сторон материальными и нематериальными (власть, информация) ценностями, в то время, когда другая сторона их либо полностью лишена, либо имеет недостаточно. При этом не исключается, что преобладание может быть мнимым.

2. несовместимость мировоззренческих установок и оценочных позиций различных социальных групп (классов, сосло­вий, слоев) общества;

3. неправильное понимание людьми друг друга; расхождения во взглядах и навязывание мнения одной из сторон, психологи­ческая несовместимость людей

4. повышенная раздражительность, завышенный уровень притязаний (в межличностных конфликтах)

Виды конфликтов

1. В зависимости от сфер жизнедеятельности человека, в которых происходят конфликты, их делят на

Семейные

Трудовые

Политические

Этнические

2. По масштабам и объёму относят

Межличностные конфлик­ты, когда сталкиваются интересы отдельных людей;

Конфликты между малыми и большими социальными группами:

Международные конфликты, возникающие между отдельными государствами и их коалициями.

3. По характеру развития:

Преднамеренные

Спонтанные.

Стадии конфликта

Предконфликтная стадия - это период, в те­чение которого накапливаются противоречия.

Непосредственно конфликтная стадия - это со­вокупность определенных действий. Она характеризуется столкновением противоборствующих сторон.

На послеконфликтной стадии принима­ются меры для окончательного устранения противоречий

Виды социальных групп.

А) по численности – большие (нации, сословия) и малые (семья, школьный класс)

Б) по способу организации и регулированию поведения – формальные (производственный коллектив) и неформальные (байкеры, эмо)

Причины объединения людей в группы:

1. группы помогают в достижении общих целей

2. группы позволяют удовлетворить психологические и др. проблемы

3. групповое членство способствует формированию позитивной «Я- концепции»

Социальная дифференциация – это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение и различающиеся по объёму и характеру прав, привилегий и обязанностей, престижа и влияния.

Виды дифференциации, их проявления

Надо заметить, что с развитием общества его социальная структура усложняется. Также и связи и отношения между людьми становятся все глубже и сложнее.

Причины дифференциации:

1. частная собственность

2. сложность современного общества, необходимость разделения труда

3. различные способности, психологические особенности людей

Социальная политика

Социальная политика – совокупность мер, направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, а также обеспечение социальной защищенности граждан, нуждающихся в особой опеке со стороны государства.

Социальная политика призвана смягчать социальное неравенство.

Традиционными направлениями социальной политики является:

1. организация пенсионного обеспечения и социального страхования, медицинское обслуживание;

2. материально-бытовое обслуживание нетрудоспособных и иных категорий нуждающихся в социальной защите граждан (студентов, временно не работающих, сирот и т.д.);

3. содействие занятости граждан.

Теория стратификации


Социальная дифференциация – это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение и различающиеся по объему и характеру прав, привилегий и обязанностей, престижа и влияния. Виды дифференциации Экономическая: - Уровень доходов; - Уровень жизни; - Бедные, богатые, средние слои Политическая: - Управляющие и управляемые; - Политические лидеры и масса Профессиональная: - Профессии; - Род деятельности и занятия; - Престижные и непрестижные профессии, занятия


Социальные группы – относительно устойчивые совокупности людей, имеющие собственные интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. Социальные группы Большие ____________________________ - Сословия - Классы - Социальные слои - Этнические общности - Профессиональные группы - Др. Малые (непосредственный контакт ее членов) __________________________ - Семья - Школьный класс - Др.


Сословия – большие группы людей, различающиеся по правам и обязанностям, закрепленным в обычае или законе и передающимся по наследству. Сословия древних обществ Сословия средневекового общества Высшее или знатное Низшее или незнатное ДуховенствоДворянство (рыцари или всадники) Третье сословие (горожане) Современная социальная дифференциация Классовая теорияТеория стратификации


Признаки классов по В. И. Ленину (« Великий почин ») Классами называются большие группы людей, которые различаются: По месту в системе общественного производства По отношению к средствам производства По роли в общественной организации труда По способам получения и размерам располагаемого общественного богатства Главный признак


Основные классы в общественно - экономических формациях Первобытно - общинная формация Рабовладель ческая формация Феодальная формация Капиталист ическая формация Коммунистическая формация социализмкоммунизм Общество без классов Рабовладель цы и рабы Феодалы и зависимые крестьяне Буржуазия (капиталист ы) и пролетариат Рабочий класс и крестьянств о Общество без классов Эксплуатато ры и эксплуатиро ванные (другая точка зрения)


Теория возникновения классов биологическаяраспределитель ная организационн о - техническая насилия Марксистско - ленинская Классы существуют в силу вековечного биологического или психологическог о неравенства людей, биологически неполноценные неизбежно попадают в подчинение к сильным, избранным Классы существуют в силу различных источников и размеров полученных доходов (рента, прибыль, зарплата) Классы существуют в силу разделения людей на « организаторов » и « исполнителей!, т. е. в силу их различной роли в общественной организации труда Разделение общества на классы произошло в результате политического, военного насилия Классовое деление – результат появления (различными путями) частной собственности которая приводит к имущественном у неравенству


Страты – социальные слои, которые различаются: По уровню и источникам доходов; По уровню образования; По профессиям; По бытовым условиям; По включенности во властные структуры; По отношениям к собственности; По социальному престижу; По самооценке своей позиции в обществе; По качеству жизни. В основе: общественное распределение результатов труда (т. е. социальных благ). Теория стратификации




Высший высший класс – главные управляющие общенациональных корпораций, совладельцы престижных фирм, высшие чины, федеральные судьи, архиепископы, биржевики, медицинские светила, крупные архитекторы Высший класс – главный управляющий средней фирмы, инженер - механик, газетный издатель, врач с частной практикой, практикующий юрист, преподаватель колледжа Высший класс


Высший средний класс – банковский кассир, преподаватель муниципального колледжа, управляющий среднего звена, учитель средней школы Средний средний класс – банковский служащий, дантист, учитель начальной школы, начальник смены на предприятии, служащий страховой компании, управляющий универсама, квалифицированный плотник Низший средний класс – автомеханик, парикмахер, бармен, продавец бакалеи, квалифицированный работник физического труда, служащий гостиницы, рабочий почты, полицейский, водитель грузовика Средний класс




Какие профессии, должности и занятия самые доходные? Этот вопрос специалисты Всероссийского центра по изучению общественного мнения задали 1600 жителям России (результаты даны в процентах от общего количества опрошенных). Рейтинг профессий в России по результатам общественного мнения 2000 г.


Банкир – 39,90 Преступный « авторитет » - 28,39 Звезда эстрады – 22,50 Депутат – 21,70 Министр – 15,39 Юрист – 14,39 Губернатор – 13,50 Предприниматель – 13, 39 Политический деятель – 11,00 Проститутка – 9, 19 Фотомодель – 8,00 Имиджмейкер, специалист по выборам – 3, 79 Врач – 3,09 Рейтинг профессий в России по результатам общественного мнения 2000 г. Священник – 2, 29 Артист – 2, 09 Журналист – 1, 79 Фермер – 1, 39 Милиционер – 1, 29 Сотрудник спецслужб – 1,20 Нищий – 1,10 Учитель – 0, 89 Ученый – 0, 89 Писатель – 0, 60 Спортсмен – 0, 50 Квалифицированный рабочий – 0, 50 Офицер армии – 0, 10


Средний класс (различные подходы к определению) Западная Европа: принадлежность определяется наличием сбережений США: принадлежность определяется наличием долгов, т.е. полученными кредитами Высокий уровень потребления (определенные продукты, услуги, машины и пр.) Люди, которые отказались уже от надежд на государство, на то, что кто-то им поможет. Они опираются на собственные силы, возможности и ресурсы. У них принципиально иное отношение к жизни, к работе и семье. Хорошее материально-экономическое положение, измеряемое не только доходами, но и имуществом и сбережениями. Высокий образовательный уровень, профессиональный статус, положение на рынке труда. Самоидентификация (люди сами причисляют себя к среднему классу, потому что они так себя чувствуют)


Особенности среднего класса в России Средний класс чрезвычайно разнообразен: мелкий предприниматель, банковский клерк, работающий по международному гранту профессор, менеджер и др. Можно говорить о средних классах. Костяк среднего класс составляют чиновники и управленцы – 60% (на Западе – предприниматели). Доля мелких предпринимателей в среднем классе России – всего 3%. Только там, где в составе населения средние имеют перевес над обеими крайностями либо над одной из них, государственный строй может рассчитывать на устойчивость…. Аристотель Государства без среднего класса осуждены на вечное ничтожеств. В.Г. Белинский


Феодалы – крупные земельные собственники. В России их называют помещиками. Социальные категории (общие понятия) феодалы крестьяне Духовные (сословие духовенство)Светские (сословие дворяне) Как класс феодального общества (зависимые или крепостные крестьяне) Как профессиональная группа (работники на земле, землевладельцы)


Буржуазия – класс собственников средств производства, использующих наемный труд. Социальные категории (общие понятия) Буржуазия по видам деятельности Промышленная ____________ Это владельцы мануфактур, фабрик, заводов, других предприятий Торговая ____________ Это купечество Финансовая __________ Это владельцы банков и ценных бумаг Сельская _______________ Это владельцы земли. В России их называют кулаками (куркулями)


Пролетариат (от греч. « пролес » – лишенный всего) – наемные рабочие. Социальные категории (общие понятия) ПромышленныйСельский, или батраки Пролетарии умственного труда Пролетариат Буржуазия по размере прибыли крупнаясредняямелкая буржуазия = капиталисты Термин социальный Термин экономический


Различия пролетариата и рабочего класса Признаки классов Пролетариат Рабочий класс Место в системе общественного производства Подчиненное (эксплуатируемый класс) Главенствующее (дружественный крестьянству класс) Отношение к средствам производства Лишен средств производства при капитализме Владеет средствами производства при социализме Роль в общественной организации труда Исполнитель, непосредственный производитель Организатор, исполнитель, производитель Способы получения и размеры располагаемого общественного богатства По стоимости рабочей силы. Незначительная часть национального дохода По труду. Соответствующая часть национального дохода


Интеллигенция – социальная прослойка, слой людей умственного труда. Отличительные черты интеллигенции Наличие образованияОтсутствие собственностиГлавное условие существования – умственный труд интеллигенция Гуманитарная НаучнаяИнженерно-техническаяТворческая Военная


Маргиналы – социальный слой людей, выпавший из своей традиционной социальной среды (временно или навсегда). Маргинализация Отрицательная ___________________________ Кандидат наук чистит снег; физик торгует майонезом; др. случаи Положительная ______________________ Кандидат наук – менеджер; физик, окончивший курсы по цветоводству; др. случаи


Люмпены (пауперы) – люди без определенного места жительства, без постоянного дохода, без постоянного занятия. Социальная мобильность – переход людей из одних социальных групп в другие. Социальные группы (социальные слои) Деклассированные элементы Военнослужащие, учащиеся, школьники, студенты, пенсионеры, инвалиды, женщины, молодежь, одинокие матери и др. Уголовники, наркоманы, алкоголики, проститутки, бомжи и др.


Социальная мобильность Горизонтальная _________________________ Это переход в группу одного уровня _____________________________ Переход с одного места работы на другое, повторный брак, др. случаи Вертикальная _________________________ Это переход с одной ступени социальной иерархии (лестницы) на другую Подъем ________________ От рабочего до владельца завода, др. случаи Спуск _________________ От хозяина завода до наемного управляющего, др. случаи Чем выше социальная мобильность, тем общество более открыто.


Социальные лифты – это социальные механизмы, перемещающие людей из одного социального слоя в другой. Социальные лифты, по П. Сорокину (американский социолог русского происхождения) Армия (Г.К. Жуков, Наполеон, Дж. Вашингтон, О. Кромвель) Церковь (Патриарх Никон, Папа Григорий VII) Школа (образование) – М.В. Ломоносов, М.Лютер СМИ (А. Кашпировский, А. Разин) Партийная или общественная деятельность (А. Гитлер, И.В. Сталин) Заключение брака с представителями высшего класса (П. Ковалева- Жемчугова, Екатерина II) Новые каналы социальной мобильности (дополнительные социальные лифты)


Социальная структура – внутреннее устройство общества, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих человеческих общностей и отношений между ними. Социальные отношения – многообразные связи между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них, в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Номенклатура – это привилегированный, господствующий и правящий, эксплуататорский класс, осуществляющий диктатуру в иерархических обществах и владеющий коллективной собственностью. Бюрократия – особая социальная группа чиновников, осуществляющих государственную власть.


Элита – высший, привилегированный слой (слои) социальной структуры общества, осуществляющий государственную, социально - экономическую и культурную политику. Элита Виды элит Политическая – осуществляет власть и организует государственное управление Экономическая – осуществляет влияние на власть материальными возможностями, участвует в принятии решений Интеллектуальная – развивает науку и культуру, оказывает идеологическое и моральное влияние на власть





Социальная дифференциация - внутригрупповой процесс, определяющий положение, статус членов данной общности. Социальная дифференциация общества - атрибут, присущий всем типам обществ. Уже в первобытных культурах, где еще не было различий между людьми по уровню богатства, имелись различия, обусловленные личными качествами индивидов - физической силой, опытом, полом. Человек мог занимать более высокое положение благодаря успешной охоте, сбору плодов. Индивидуальные различия продолжают играть важную роль и в современных обществах.

Согласно теории функционализма, в любом обществе одни виды деятельности считаются более важными, чем другие. Это ведет к дифференциации как отдельных индивидов, так и профессиональных групп. Занятие разными по значимости для общества видами деятельности лежит в основе существующих неравенств и, следовательно, обусловливает неодинаковый доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж.

Системы социальной дифференциации различаются по степени их стабильности. В относительно устойчивых обществах социальная дифференциация более или менее ясно определена, прозрачна, отражает известный алгоритм ее функционирования. В изменяющемся обществе социальная дифференциация диффузна, трудно предсказуема, алгоритмы ее функционирования скрыты или не определены.

Поведение личности во многом определяется фактором социального неравенства, которое в обществе ранжируется, стратифицируется по разным системам, основаниям или показателям:

Социальному происхождению;

Этнической принадлежности;

Уровню образования;

Должности;

Профессиональной принадлежности;

Доходу и богатству;

Образу жизни.

Вопрос 15. Социальное неравенство и социальная справедливость.(интересно).

Социальная стратификация всегда связана с социальным неравенством, т.е. неравным доступом к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование и проч. Социальное неравенство находит свое выражение в неравенстве условий жизни, в неравенстве возможностей при достижении желаемых целей и в неравенстве результатов. В различных обществах те или иные аспекты неравенства расценивались как несправедливые, и потому требующие устранения или смягчения.

Представление о справедливости возникает в процессе социального взаимодействия, взаимообмена деятельностью и ее результатами. В самом общем виде понятие справедливости связано с пониманием меры, масштаба, критериев соотнесения действий одних людей с действиями других. Справедливость предполагает воздаяние: преступление должно быть наказано, добрые дела вознаграждены, почести должны быть по заслугам, правам соответствуют обязанности.

Понятию справедливости близко понятие равенства, поскольку неравенство или равенство социальных групп может расцениваться как справедливое и как несправедливое. И все же в отличие от понятия справедливости понятие равенства акцентирует внимание на совпадении, одинаковости, сходности, взаимозаменяемости целей, ценностей, позиций, престижа, доступности благ различных социальных групп. Конкретный смысл понятий справедливости и равенства всегда изменчив и зависит от исторических обстоятельств.

В закрытых обществах, где социальный контроль направлен на сохранение существующего социального порядка, где человек прикреплен к своему социальному слою и не имеет возможности продвижения в другие страты, социальное неравенство сохраняется и постоянно воспроизводится. Правящими социальными группами таких обществ социальное неравенство расценивалось как воплощение справедливого общественного устройства, а потому всякое отступление от установленного социального порядка должно решительно пресекаться.

Однако те, кто был не согласен с таким принципом мироустройства, связывали представление о социальной справедливости с уничтожением социальных барьеров и утверждением полного социального равенства. Полное равенство понималось как равенство уравнительное, воплощающееся в принципе "всем одно и то же". Чем сильнее социальное неравенство, тем больше у его противников проявляются уравнительные настроения, особенно в сфере распределения благ. Попытки реализовать полное равенство на практике всегда приводили к возникновению новой системы социального неравенства.

В открытых обществах социальное неравенство сохраняется, особенно на уровне доходов. Человек из обеспеченной семьи имеет возможность получить образование в престижных учебных заведениях и быстрее продвинуться по социальной лестнице, чем человек из низших классов. Тем не менее существующий в открытом обществе механизм социальной мобильности способствует смягчению социального неравенства, хотя и не устраняет его. Социальная справедливость понимается как возможность занять престижное место в социальной иерархии сообразно личным достоинствам, способностям, трудолюбию, талантам, знаниям, образованности.

Принцип социальной справедливости трактуется как принцип "справедливого неравенства", находящего свое выражение в требованиях "равная плата – за равный труд" или "свободу сильным – защиту слабым". Именно с точки зрения социальной справедливости решается вопрос, в чем люди равны, а в чем – нет. Выступая мерой распределения социальных благ, справедливость служит основанием для социальной защиты интересов детей, стариков, инвалидов и других социальных групп, которые испытывают трудности в повышении социального статуса.

В открытом обществе требование равенства, понимаемого как полное уравнивание каждого человека со всеми другими по любому из жизненных параметров, ставит под угрозу само существование личности, которая никогда не может быть тождественной всем другим. Девиз открытого общества не "всем поровну!", а "каждый имеет право на достижение более высокого статуса, на признание своих заслуг и достоинств со стороны окружающих!". В открытом обществе социальное равенство означает создание в обществе таких условий, которые способствовали бы реализации принципа равных возможностей для каждого человека, каждой социальной группы. Тогда данный принцип поддерживается требованием равенства юридического, т.е. равенства всех граждан перед законом, а также требованием морального равенства, т.е. равенства всех перед нравственными нормами.

Возможно ли преодоление социального неравенства? Ответ на этот вопрос связан с пониманием причин стратификации общества. К. Маркс полагал, что причиной разделения общества на классы является частная собственность, выступающая источником эксплуатации имущими классами неимущих. Поэтому справедливо, что уничтожение частной собственности приведет к ликвидации социального неравенства. В случае реализации марксистской программы отмены частной собственности вместе с социальным неравенством должна уйти в небытие сама социальная стратификация. Все люди будут занимать совершенно одинаковое положение, а само общество станет одномерным, "плоским". Отношения между социальными группами в таком обществе должны будут строиться по принципу не подчинения, а координации.

Сторонники универсальности стратификации убеждены в том, что существующая система неравенства стимулирует усилия людей к достижению более высокого статуса. Кроме того, отдавая предпочтение тем или иным группам, общество обретает уверенность, что необходимая работа будет выполнена хорошо. При этом важно создать механизмы социального контроля (нормы, законы, правила), регулирующие социальное неравенство и не позволяющие возникнуть такому социальному напряжению, которое будет иметь разрушительные для общества последствия. В этом случае справедливость выступает средством смягчения социального неравенства, гармонизации интересов социальных групп, регуляции отношений между группами и членами внутри них. Таким образом, социальная справедливость, с одной стороны, является фактором стабилизации общественной системы, а с другой – силой, объединяющей людей в борьбе с неравенством.

Вопрос 16. Общая характеристика социальных институтов. И вопрос 17. Классификация социальных институтов. И вопрос 18. Экономические институты и экономические отношения. И вопрос 19. Семья как социальный институт, её функции.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Можно выделить следующие комплексы институтов в обществе: 1. экономические институты, выполняющие функции производства и распределения товаров и услуг; 2. политические институты, регулирующие функции власти и доступ к ней; 3. институты родства, связанные с семьей, браком и воспитанием детей; 4. институты культуры, связанные с религией, образованием, наукой и др.

Институализацией называется процесс, в ходе которого социальные практики становятся достаточно регулярными и долговременными.

Деятельность института определяется:

· набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;

· интеграцией его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу социального института;

· наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение функций.

Явные функции социальных институтов

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.

Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт.

Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества. Так, церковь стремится в наибольшей степени закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры и часто достигает успеха в этом, Однако независимо от целей церкви появляются люди, которые ради религии оставляют производственную деятельность. Фанатики начинают гонения на иноверцев, и может появиться возможность крупных социальных конфликтов на религиозной почве. Семья стремится социализировать ребенка к принятым нормам семейной жизни, однако чаек бывает так, что семейное воспитание приводит к конфликту индивида культурной группой и служит защите интересов определенных социальных слоев.

Можно не читать(Наиболее выпукло существование латентных функций институте показано Т. Вебленом , который писал, что было б наивно утверждать, что люди едят черную икру потому, что хот утолить голод, и покупают роскошный "Кадиллак" потому, что хот приобрести хорошую машину. Очевидно, что эти вещи приобретают не ради удовлетворения явных насущных потребностей. Т. Веблен делает отсюда вывод о том, что производство предметов потребления выполняет скрытую, латентную функцию - оно удовлетворяет потребности людей в повышении собственного престижа. Такое понимание действий института как производства предметов потребления в корне меняет мнение о его деятельности, задачах и условиях функционирования.

Таким образом, очевидно, что только с помощью изучения латентных функций институтов мы можем определить истинную картину социальной жизни. Например, очень часто социологи сталкиваются с непонятным на первый взгляд явлением, когда институт продолжает успешно существовать, даже если он не только не выполняет своих функций, но и препятствует их выполнению. У такого института, очевидно, существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворяет потребности определенных социальных групп. Подобное явление особенно часто можно наблюдать среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в наибольшей степени.

Латентные функции, следовательно, являются тем предметом, который прежде всего должен интересовать исследователя социальных структур. Трудность в их распознании компенсируется созданием достоверной картины социальных связей и особенностей социальных объектов, а также возможностью для контроля за их развитием и для управления протекающими в них социальными процессами.)

Экономические институты . Экономика как подсистема общества сама является социальным институтом, но в этой важной сфере общественной жизни можно назвать также целый ряд социальных институтов, посредством которых организуется экономическая жизнь общества: рынок, собственность, деньги, предпринимательство, труд, биржа и т.д. Особенностью экономических институтов общества является их огромное влияние на все сферы жизнедеятельности людей. Экономика как социальный институт не только ответственна за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей, она также воздействует на социальные отношения, активность социальных групп и социальную стратификацию общества. По сути дела положение различных социальных групп в обществе определяется системой экономических отношений, хотя другие социальные институты также играют роль в конфигурации социальной структуры общества.

семья - это малая социальная группа, для которой характерны определенные внутригрупповые процессы и явления.

Основные функции семьи:

1.Репродуктивная
2. Хозяйственно-бытовая
3. Экономическая
4. Духовная
5. Коммуникативная
6. Досуговая (рекреационная)

(Еще Э. Дюркгеймом статистически было показано, что одинокие, вдовые или разведенные чаще подвержены самоубийству, чем женатые, а женатые, но не имеющие детей, - чаще, чем имеющие детей. Процент самоубийств тем меньше, чем сплоченнее семья. Около 30% умышленных убийств - это убийства одними членами семьи других ее членов.)