Старинная домовая резьба по дереву. Домовая резьба по дереву

Домовая резьба — красивое и практичное решение для отделки интерьера и экстерьера. Резьба предназначалась для украшения своего жилища снаружи и внутри при помощи резных изделий. С помощью резного фасада можно сделать свой дом праздничным. Резьбой украшали все выступающие и накладные элементы фасада дома: карниз, наличник, причелины, столбы крыльца, кровли.

Разновидности техники

Существуют такие виды домовой резьбы: рельефная, плоскорельефная, контурная, прорезная. Если вам нужно украсить стол, рамы для зеркал, шкаф, стоит выбрать глухую рельефную резьбу. Она имеет вид рельефного узора и выполняется на глухом фоне. При выполнении используются растительные орнаменты, изображения мифологических созданий и животных. На фото это выглядит так:

Плоскорельефная резьба – это «рельеф на плоскости». Для нее характерно углубление или выбирание фона вокруг орнамента на 5-7 мм. Изображение получатся объемным. В технике плоскорельефной резьбы прекрасно выглядят композиции с изображением людей, птиц и животных. Такой вид очень популярен для банной тематики.

Контурная резьба характеризуется контурной обрисовкой изображений. Это один из самых простых видов резьбы. Ее используют для оформления посуды, разделочных досок, бытовых предметов. В контурной резьбе используют изобразительные мотивы: цветы, листья, фигурки животных.

Прорезная резьба (ажурная), использовалась для украшения перил, лестниц, наличников, дверей и т.д. Это самый молодой вид резьбы, которому примерно 150 лет.

Порядок работы

  • Готовим примерный эскиз дома;
  • Рассчитываем необходимое количество материала, подбираем вид материала и заготавливаем доски нужного размера;
  • Изготавливаем необходимые шаблоны для домовой резьбы. Для этого следует хорошо продумать орнамент, элементы композиции непременно должны повторятся;

  • Подготовить станки для резьбы.

Приступать к резьбе нельзя без знакомства с ее техникой. Начинать нужно с исполнения геометрических узоров.

Шаблоны можно изготовить у мастера на заказ. Для этого предоставляется ваш эскиз, рисунок или фото. Много умельцев самостоятельно изготавливают ленточные трафареты для резьбы.



Изготовление шаблона

Готовые шаблоны применяются для изготовления наличников. Их можно найти в свободном доступе в интернете. Можно изготовить шаблон самому, если не удалось найти нужный вариант:

  1. Подбираем подходящий рисунок;
  2. На кальку переносим контуры узора. Для этого используйте шариковую ручку или мягкий простой карандаш;

  1. Если нужно увеличить или уменьшить рисунок — воспользуйтесь сеткой. Переносим контуры на кальку. Поле изображения делим на квадраты и каждый нумеруем. На картонном листе или плотной бумаге должно быть столько же квадратов с большими или меньшими размерами. Выбранное изображение нужно перерисовать в новую сетку;
  2. При помощи копировальной бумаги рисунок переносим на деревянную заготовку.

Шаблон можно также сделать с фанеры.

Особенности способа

Если мы проедем по русской глубинке, то обязательно увидим накладные элементы домовой резьбы по дереву на фасадах домов. Еще с языческих времен существовала традиция украшать экстерьер резными узорами. В наше время она вновь обрела актуальность.


Россия всегда славилась запасами древесины и своими лесами. Поэтому большая часть домов и хозяйственных построек была сооружена из качественного дерева, множество таких домов стоит и ныне.

Символика, используемая в традиционных мотивах домовой резьбы имеет не только эстетический, но и глубокий этический смысл. По сути, определённый набор символов, нанесённый вокруг «незащищённых» участков дома, является оберегом. Считается, что неправильное сочетание символов может быть не только бесполезно, но и вредоносно.

Орнамент обычно классифицируется на зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный. Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна. Именно благодаря стойкости культурных традиций, мы получаем возможность видеть древние символы, элементы, украшавшие жилища наших предков.

Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. По представлениям древних славян, анимистическая повсеместность рассеянного в природе зла была столь велика, что ей не мог противостоять человек. Поэтому человек должен был защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои дом и одежду.

Орнаментировали дом доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание, что и в архитектуре, и в одежде был проведен последовательно один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента - орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные «злыдни» могли проникнуть к человеку. Декоративные (а в свое время магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома - щипец крыши.

«Сумма подобных оберегов, постоянно присутствующих на всех уязвимых участках дома, и превращала каждую «хоромину» в недоступное для «навий» убежище всех членов семьи» (Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси). Внутри дома все обиходные предметы тоже были покрыты охраняющими знаками, облегчавшими одоление зла внутри убежища. Традиционно в домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам, через которые могли проникнуть «вездесущие навьи». Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, - все это преображалось в сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон было всегда очень значимым элементом, ведь оконный проем - это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.

Сибирские переселенцы XVII века, осваивая Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России, которые, в свою очередь, были основаны на древнеславянских языческих представлениях. «Изба русского крестьянина - это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал. Эти орнаменты и детали - это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония).

Этнографические исследования свидетельствуют об устойчивом и широко распространенном изображении «небесных хлябей» «верхнего неба» - волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину «хлябей». Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле. «Грудие росное» - «капли росы, живительной влаги небесной. Русские язычники полагали в XII–XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни» (Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси).

Нам известно о существовании причелин с изображением волнистых струй в Новгородской, Архангельской, Вологодской, Ярославской областях, в русских селах Карелии и в ряде других мест центральной России, севера страны и Сибири.

Причелины русских изб украшались в два–четыре ряда, тот же порядок мы видим на карнизе и причелинах дома Прокопьева (конец XIX в.). Верхний ряд занят зигзагообразнойлинией, являвшейся архаичной и устойчивой идеограммой воды, в данном случае - «хлябей небесных», недосягаемых дождевых запасов. Система построения декора избяныхпричелин состояла в том, что проводились две неразрывно связанные друг с другом идеи: во-первых, наличие в верхнем небе (над твердью) запасов дождевой воды (зигзаги имеандры), а во-вторых, передача этой воды вниз, на землю к пахарям, показанная посредством мифологического символа грудей небесных богинь, орошающих землю «родивыми грудами росными».

Широкое бытование этой системы на всем Русском Севере позволяет нам считать ряды узоров русских причелин на избах XIX века, находящихся в музее, не случайным набором орнаментальных приемов, а пережитком древних космологических представлений о небесах, дающих дождь.

С удивительной строгостью соблюдалась эта древняя картина мира в системе архитектурного убранства, явившегося повторением макрокосма в микрокосме славянского жилища; путь солнца по небу подчеркнут тем, что для показа солнечных знаков в надлежащей зоне применялись искусственные, не игравшие никакой конструктивной роли особые доски-«полотенца», спускавшиеся от причелин вертикально вниз. Солярные знаки на этих «полотенцах» размещались ниже зоны небесных вод причелин, на фоне затененного кровлей фронтона.

Полдневное солнце изображалось на фасаде избы на самом верху, под фигурой главенствующего коня, но все же ниже «хлябей небесных», являвшихся верхним небом.

Повалы - выступы до 1,5 метра двух–трех верхних бревен сруба -служили для поддержки кровли, выдвинутой далеко вперед от главного фасада. Повалы всегда были очень важной конструктивной деталью русских изб. Так же как и охлупень, традиционно повалы имели вид конской головы. Образ головы не всегда натуралистичен, иногда только по характерной криволинейной форме можно угадать, что повалы вырезаны в виде «солнечных коней» с ногами в форме гроздей-полуваликов. Такая форма повала с полуваликами (от двух до шести штук) характерна именно для сибирских изб русских переселенцев. Ее семантический смысл понятен сразу, ведь конь - это символ солнца - солярный знак, главный «защитник» русской избы от злых сил.

Со второй половины XIX века в Сибири получила широкое распространение художественная обработка наличников. Деревенские сибирские мастера любили украшать наличники геометрическим орнаментом. Преобладающими мотивами были солярные розетки (полукруги), ромбы, круги. Особенно часто встречаются в городах и селах Сибири наличники в стиле барокко. Сибирские деревенские наличники отличаются от городских наличников барочного стиля тем, что чаще всего между волютами вместо вазона и балясины в середине композиции помещены сложные геометрические, зооморфные, антропоморфные элементы или солярная розетка.

Сибирские деревенские мастера, зная основные композиционные элементы домовой славянской резьбы, вносили свои мотивы орнамента, заимствованные из городской архитектуры середины XIX века. И хотя древний магический смысл орнамента домовой резьбы к концу XVIII века был практически забыт, главные его мотивы и способы размещения элементов орнамента остались почти неизменными и передавались из поколения в поколение мастерами-резчиками по дереву, строителями и плотниками. Особенно хорошо это видно на примере деревянной домовой резьбы, сохранившейся в сибирской глубинке.

Горизонтальные орнаменты прорезной домовой резьбы

Домовая резьба по дереву – это украшения дома внутри и снаружи при помощи резных изделий. Домовая резьба один из древнейших видов резьбы. Сначала резьба применялась для украшения деревянных изб, сейчас ее используют в современном дизайне частных домов, бань.

Деревянные домовые украшение, при правильно выборе материала, стойки к атмосферным воздействиям и могут служить годами. Домовая резьба, если верить нашим предкам, помогает защитить жилье от злых духов и плохой энергетики. Знаки-обереги, с годами, теряли свою первоначальную символику и превращались в обычный, хоть и красивый, орнамент. Сейчас резные домовые украшения всего лишь традиция декоративно-прикладного искусства.

Декоративная резьба по дереву активно применяется в современном интерьере и домостроении, при изготовлении мебели. С помощью декоративной резьбы не составит труда украсить как детали интерьера, так и предметы целевого назначения.

Как выбрать древесину для домовой резьбы

Древесина для домовой резьбы обязательно должна быть атмосферостойкая. Основой для домовой резьбы являются сосновые и еловые доски, иногда: осина, дуб, лиственница. Доски могут быть различной толщины и ширины. Материал для резьбы должен быть дешевым и доступным, ведь домовая резьба рассчитана на крупные размеры изделий. Не могут использоваться при домой резьбе любые заготовки из березы, она быстро портиться на открытом воздухе, загнаивается.

Внешний вид древесины может меняться в зависимости от обработки, относительно устойчивый цвет характерен для дуба, клена, груши.

Порядок работы при домовой резьбе

  1. Для начала необходимо подготовить примерный эскиз дома.
  2. Дальше делаем расчет необходимого количества и вида материала, заготавливаем доски нужного размера.
  3. Готовим шаблоны для домовой резьбы. Для того чтобы добиться стилевого единства в оформлении дома, следует хорошо продумать орнамент, детали композиции непременно должны повторятся.
  4. В связи с большими объемами работы лучше воспользоваться станками для резьбы.

Виды домовой резьбы

В зависимости от техники и характера резьбы домовая резьба имеет несколько направлений: рельефная резьба, плоскорельефная, контурная. Характерным отличием домовой резьбы является многократное повторение одних и тех же элементов на разных участках.

Глухая рельефная

Резьба применяется для украшения мебели шкафа, стола, рам для зеркал. Такой вид резьбы осуществляется на глухом фоне и имеет вид рельефного узора. Рельефная резьба хорошо подойдет для украшения оконных и дверных наличников, фронтонов дома. В основном используется растительный орнамент, изображение животных, мифологических созданий: виноградная лоза, русалка, лев, птица Феникс, цветочные розетки.

Плоскорельефная резьба

Характеризуется выбиранием фона или его углублением, вокруг орнамента на 5-7мм. Еще одно условное название техники – «рельеф на плоскоти». Изображение получается объемным, за счет одинаковой высоты большинства выступающих деталей узора, по отношению к фону. Растительные орнаменты, композиции с изображением птиц, животных, людей – прекрасно выглядят в технике плоскорельефной резьбы.

Неимоверно популярна в плоскорельефной и глухой рельефной резьбе банная тематика. Сувениры для бани отлично подойдут для дачного интерьера, разнообразят его и добавят уюта. Украсить резьбой можно двери бани, окна, а так же ковш для набора воды или чаши, которые используются для приготовления мазей. Для банного декора лучше всего подойдет сосна и деревья жестких лиственных пород. Такая древесина устойчива к горячей температуре и влаге. Деревянные изделия экологически чисты и потому очень подходят для использования в парной. В предбаннике можно поместить деревянную скульптуру Нептуна или шуточные банные фигуры. Полки в бане замечательно украсит геометрическая резьба. Сучковатая древесина отлично подойдет для выполнения вешалок для банных полотенец. Из толстых сучков так же можно сделать дверные ручки.

Считается одной из самых простых техник. Она идеально подходит для оформления разделочных досок, посуды, бытовых предметов, настенных панно. Контурная резьба характеризируется контурной обрисовкой изображений выраженной линией-выемкой. Контурная резьба, близка по технике исполнения к геометрической. Отличие состоит в том, что в контурной резьбе используют изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки животных.

Домовая резьба

Красивое и практичное решение для отделки интерьера и экстерьера. Домовая резьба сочетает в себе современные достижения и самобытность резного искусства. В современном домостроении резные элементы добавят дому индивидуальности и стиля. Ваш дом точно не останется незамеченным.

Русь деревянная… Испокон века строились дома, избы и целые хутора из дерева. Делалось это для жизни людской, чтобы было где русскому человеку голову приклонить, да перезимовать в тепле. И самому прожить, и скотину пристроить. И камень был в достатке, и глины хватало, но строилось все из дерева, так как древесина - материал теплый, живой, бесконечно благодарный, летом прохладно в избе, зимой тепло. Так и появлялись на просторах русских целые города деревянные, деревни да села. А где люди живут, там и церкви строятся, большие и малые, соборы с часовнями, приходы да присутствия.

Жизнь требует красоты. Дом крестьянский деревянный, хоть и ладно построен, но выглядит просто и незатейливо. Стали плотники украшения придумывать, сочинять орнаменты, доски с резными узорами, «полотенца», подзоры и причелины. Появилась домовая резьба. Из инструмента у зодчего был один лишь топор, да долото со стамеской. Однако охота пуще неволи, раз уж хочется вырезать что-то красивое, то топорик можно заточить так, что звенеть будет, и резьба из-под него выйдет тонкая, да замысловатая. Появились настоящие мастера-отделочники и с ними домовая резьба по дереву, прикладное искусство, которое давало резчикам широкое поле для творчества. Начались соревнования, кто лучше режет дерево, чище и быстрее.

Это все было в незапамятные времена. Сегодня резчики по дереву, специалисты в таком виде искусства, как домовая резьба, обладают замечательным набором инструмента, и задач невыполнимых для них не существует. Технологии тонкой разнообразны, от простой плоско-поверхностной резьбы до сквозной орнаментальной со сложнейшим переплетением узора. Способ художественной резьбы «Татьянка» незаменим для воплощения в дереве природных сюжетов с листьями, травой, цветами. Резьба барочная используется в обрамлении церковных иконостасов. А фасады жилых деревянных домов украшаются прорезными досками-подзорами.

Каждый хозяин собственного дома озабочен привлекательностью фасада своего жилища. Хочется, чтобы дом был украшен по принципу эксклюзивности, неповторимыми резными узорами. Наибольшую степень уникальности дает так называемая городецкая домовая резьба. В этой методике сочетается глухая рельефная «Татьянка» с присущими ей природными сюжетами, которые отражаются в городецкой резьбе в виде Богатое растительное наполнение городецкой резьбы является наиболее востребованным при отделке фасадов деревянных домов.

Некоторые мастера также охотно используют в своем творчестве орнаменты стиля модерн из ордера каменного зодчества. Их элегантность и практичность как нельзя лучше отвечают задачам

В настоящее время входит в моду деревянная резьба в ввиде барельефных скульптур, вырезанных из твердых пород дерева. Изображение получается наполовину утопленным в поверхность стены или панели дома. Эффект визуального объемного восприятия потрясающий. Эта методика дает возможность воспроизводить барельефы на любую тему, китайскую и японскую, африканскую и латино-американскую, выбор сюжетов не ограничен. Скульптурные барельефы могут комбинироваться с другой резьбой, например, художественной ажурной. Также для наружного дизайна дома подходит накладная домовая резьба без сквозной прорезки, элементы которой наклеиваются с помощью водостойкого клея.

Домовая резьба – это способ украшения жилища путем вырезания на деревянных конструкциях разнообразных орнаментов, узоров или фигур. Традиции подобного украшения уходят корнями в глубокое прошлое – ученые считают, что резьба зародилась у древних славян приблизительно в X-XIп веке. Мастера украшали все выступающие элементы жилья – балясины, крыльцо, ветровые доски, кровлю, карнизы и наличники. Работы по дереву велись простейшими инструментами, на доски наносили защитные руны, отпугивающие нечистую силу и призывающие в дом благополучие, изображения богов и окружающей природы, символы дождя и солнца. Руны и символы выполняли роль оберегов, защищая домовое пространство.

С внедрением на Руси христианства их магическо-заклинательная функция была утеряна, и домовую резьбу стали применять исключительно в декоративных целях. Но даже сегодня в орнаментах и узорах видны древние символы и руны – ряды треугольников и полукружий, символизирующих дождь и небесную влагу, изображения животных и деревьев, полей и лесов. С помощью резьбы можно украсить свое жилище, придать ему декоративный и завершенный внешний вид, вернувшись к традициям предков.

Порядок выполнения работ в мастерской «Резное Дело»

В прошлом мастерам приходилось изготавливать декоративные элементы вручную, что было связано с высокими трудозатратами и процесс затягивался на несколько месяцев. Сегодня накладные элементы создаются на современном станке с числовым программным управлением, а прорезы делаются при помощи лазера. Подобная технология имеет серьезные преимущества: планки и накладки получаются идентичными, а раскрое поры дерева запечатываются от высокой температуры и немного обугливаются (дополнительная защита от влаги). К тому же теперь нет необходимости ждать изготовления несколько месяцев – на изготовление наличников в деревянном доме классического размера тратится 2-3 дня в зависимости от сложности работ.