Ремесленное производство на руси. Древние ремесла Руси

Древняя Русь в средневековом мире широко славилась своими умельцами. Поначалу у древних славян ремесло носило домашний характер - каждый выделывал для себя шкуры, дубил кожи, ткал полотно, лепил глиняную посуду, изготовлял оружие и орудия труда. Затем ремесленники стали заниматься только определенным промыслом, гот овили продукты своего труда для всей общины, а остальные ее члены обеспечивали их продуктами сельского хозяйства, мехами, рыбой, зверем. И уже в период раннего средневековья начался выпуск продукции на рынок. Сначала он носил заказной характер, а затем товары стали поступать в свободную продажу.

В русских городах и больших селах жили и трудились талантливые и умелые металлурги, кузнецы, ювелиры, гончары, ткачи, камнерезы, сапожники, портные, представители десятков других профессий. Эти простые люди внесли неоценимый вклад в создание экономического могущества Руси, ее высокой материальной и духовной культуры.

Имена древних ремесленников, за малым исключением, нам неизвестны. За них говорят предметы, сохранившиеся от тех далеких времен.

Первыми древнерусскими ремесленниками-профессионалами были кузнецы. Кузнец в былинах, преданиях и сказках является олицетворением силы и мужества, добра и непобедимости. Железо тогда выплавляли из болотных руд. Добыча руды производилась осенью и весной. Ее сушили, обжигали и везли в металлоплавильные мастерские, где в специальных печах получали металл. При раскопках древнерусских поселений часто находят шлаки - отходы металлоплавильного процесса - и куски железистой крицы, которые после энергичной проковки становились железными массами. Обнаружены и остатки кузнечных мастерских, где встречены части горнов. Известны погребения древних кузнецов, которым в могилы положили их орудия производства - наковальни, молотки, клещи, зубила. вещи, в которые вложен талант и опыт, умение и смекалка.

Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов-мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Все, что необходимо было для хозяйства - ножи, иглы, долота, шилья, скобели, рыболовные крючки, замки, ключи и многие другие орудия труда и бытовые вещи, - изготавливали талантливые умельцы.

Особого искусства достигли древнерусские кузнецы в производстве оружия. Уникальными образцами древнерусского ремесла Х века являются предметы, обнаруженные в погребениях Черной Могилы в Чернигове, некрополей в Киеве и других городах.

Техника чернения была довольно сложной. Сначала готовилась «черневая» масса из смеси серебра, свинца, меди, серы и других минералов. Затем этим составом наносился рисунок на браслеты, кресты, кольца и другие ювелирные изделия. Чаще всего изображали грифонов, львов, птиц с человеческими головами, различных фантастических зверей.

Совсем других методов работы требовала зернь: маленькие серебряные зернышки, каждое из которых в 5-6 раз меньше булавочной головки, припаивались к ровной поверхности изделия. Какого труда и терпения, например, стоило напаять 5 тысяч таких зернышек на каждый из колтов, что найдены при раскопках в Киеве! Чаще всего зернь встречается на типично русском украшении - лунницах, которые представляли собой подвески в виде полумесяца.

Если вместо зернышек серебра на изделие напаивались узоры из тончайших серебряных, золотых проволочек или полосок, то получалась скань. Из таких нитей-проволочек создавался подчас невероятно затейливый рисунок.

Применялась и техника тиснения на тонких золотых или серебряных листах. Их сильно прижимали к бронзовой матрице с нужным изображением, и оно переходило на металлический лист. Тиснением выполняли изображения зверей на колтах. Обычно это лев или барс с поднятой лапой и цветком в пасти. Вершиной древнерусского ювелирного мастерства стала перегородчатая эмаль.

Эмалевой массой служило стекло со свинцом и другими добавками. Эмали были разных цветов, но особенно любили на Руси красный, голубой и зеленый. Украшения с эмалью проходили сложный путь, прежде чем стать достоянием средневековой модницы или знатного человека. Сначала на будущее украшение наносили весь рисунок. Потом на него накладывали тончайший лист золота. Из золота же нарезали перегородки, которые припаивали к основе по контурам рисунка, а пространства между ними заливали расплавленной эмалью. Получался изумительный набор красок, игравший и блиставший под солнечными лучами разными цветами и оттенками. Центрами производства украшений из перегородчатой эмали были Киев, Рязань, Владимир...

А в Старой Ладоге в слое VIII века при раскопках обнаружен целый производственный комплекс! Древние ладожане соорудили вымостку из камней - на ней и были найдены железные шлаки, заготовки, отходы производства, обломки литейных форм. Ученые полагают, что здесь когда-то стояла металлоплавильная печь. Найденный тут же богатейший клад ремесленных инструментов, видимо, связан с этой мастерской. В составе клада двадцать шесть предметов. Это семь маленьких и больших клещей - они использовались в ювелирном деле и обработке железа. Для изготовления ювелирных изделий применялась миниатюрная наковаленка. Древний слесарь активно пользовался зубилами - их здесь найдено три. С помощью ювелирных ножниц резали листы металла. Сверлами проделывали отверстия в дереве. Железные предметы с отверстиями служили для вытягивания проволоки при производстве гвоздей и ладейных заклепок. Найдены также ювелирные молоточки, наковаленки для чеканки и тиснения орнаментов на украшениях из серебра, бронзы. Здесь же обнаружены и готовые изделия древнего ремесленника, - бронзовое кольцо с изображениями человеческой головы и птиц, ладейные заклепки, гвозди, стрела, клинки ножей.

Находки на городище Новотроицком, в Старой Ладоге и других поселениях, раскопанных археологами, говорят о том, что уже в VIII веке ремесло начало становиться самостоятельной отраслью производства и постепенно отделяться от сельского хозяйства. Это обстоятельство имело важное значение в процессе образования классов и создания государства.

Если для VIII столетия мы знаем пока лишь единичные мастерские, а в целом ремесло носило домашний характер, то в следующем, IX веке их число значительно увеличивается. Мастера производят теперь продукцию не только для себя, своей семьи, но и для всей общины. Постепенно укрепляются дальние торговые связи, различные изделия продаются на рынке в обмен на серебро, меха, продукты сельского хозяйства и другие товары.

На древнерусских поселениях IX-Х веков археологи раскопали мастерские по производству глиняной посуды, литейные, ювелирные, косторезные и другие. Совершенствование орудий труда, изобретение новой технологии делало возможным для отдельных членов общины в одиночку изготавливать различные вещи, необходимые в хозяйстве, в таком количестве, что их можно было продавать.

Развитие земледелия и отделение от него ремесла, ослабление родовых связей внутри общин, рост имущественного неравенства, а затем и появление частной собственности - обогащения одних за счет других - все это формировало новый способ производства - феодальный. Вместе с ним постепенно возникало и раннефеодальное государство на Рус и.

В ремесленных мастерских изготовлялись орудия труда (лемехи, топоры, зубила, клещи и т. д.), оружие (щиты, кольчужная броня, копья, шеломы, мечи и др.), предметы быта (ключи и т. п.), украшения - золотые, серебряные, бронзовые, медные .

В древнерусских городах были развиты такие виды ремёсел как гончарное , кожевенное , древодельное , камнетёсное и т. д. Своими изделиями Русь завоевала известность в тогдашней Европе . В городах ремесленники работали как на заказ, так и на рынок . Академик Рыбаков разделяет городское и деревенское ремесленное производство. В городах были развиты кузнечно-слесарное и оружейное дело, обработка драгоценных металлов , литейное дело, ковка и чеканка, волочение проволоки, филигрань и зернь, эмаль, гончарное дело, производство стекла и т. д. В деревнях были развиты кузнечное ремесло, ювелирное дело, гончарное дело, обработка дерева, обработка кож и меха, ткачество и т. д.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ ПАСТУХИ НА ХОДУЛЯХ: Непростое ремесло в истории

Субтитры

Общая характеристика

Первый этап развития древнерусских ремесел длился более двух веков - до 20-30-х годов XII века . Он характеризуется совершенной и высокой техникой ремесленного производства. Количество изделий было ограниченным, сами они были достаточно дорогими. В этот период была распространена работа на заказ, так как рынок свободного сбыта был ещё ограничен. В это время были созданы основные виды ремесленного инвентаря и заложены новые технологические основы древнерусского производства. Археологические раскопки позволяют сделать вывод, что ремесленное производство Древней Руси находилось на одном уровне с ремесленниками Западной Европы и Востока .

На втором этапе развития, который начался в конце первой трети XII века, произошло резкое расширение ассортимента продукции и значительная рационализация производства в виде упрощения технологических операций. В текстильном производстве в конце XII века появляется горизонтальный ткацкий станок. Возрастает производительность, упрощается система переплетений, сокращаются сортовые виды тканей. В металлообработке вместо качественных многослойных стальных лезвий появляются упрощённые и менее качественные лезвия с наварным остриём. В это время проявляется и серийность производства. Создаются стандарты изделий, особенно в металлообрабатывающем, текстильном, деревообрабатывающем, сапожном, ювелирном ремёслах . В этот период наступила широкая специализация ремесла внутри отдельных отраслей производства. Количество специальностей в конце XII века в некоторых древнерусских городах превышало 100. Тогда же произошло резкое развитие мелкотоварного производства, продукция которого была рассчитана на сбыт не только в городе, но и в деревнях .

Ремёсла

Выплавка и обработка железа и стали

Ко времени создания Древнерусского государства в Восточной Европе основным типом железоделательных горнов стала стационарная наземная шахтная печь с шлакоотводным устройством. В Древней Руси металлургия довольно рано отделилась от металлообработки, то есть от кузнечного дела. Производством железа на Руси всегда занимались металлурги, жившие в деревнях. Добыча руды производилась осенью и весной. Металлургические объекты Древней Руси, раскопанные в ходе археологических работ, представляют собой развалы глинобитных и каменных горнов, вокруг которых размещаются скопления сырья. Таких объектов, являющихся целыми комплексами, известно более 80. При этом почти все они располагались вне населённых пунктов .

Техника металлургического производства состояла в прямом восстановлении железной руды в металлическое железо. При производстве стали железо насыщалось углеродом. Этот способ называется сыродутным. Сущность сыродутного процесса заключается в том, что железная руда, засыпанная в печь поверх горящего угля, подвергается химическим изменениям: окислы железа (руда) теряют свой кислород и превращаются в железо, которое густой тестовидной массой стекает в нижнюю часть печи. Необходимым условием для восстановления железа является постоянный приток воздуха . Недостатком этого способа был низкий процент выплавки металла из руды. Часть металла оставалась в руде. Процесс восстановления железа именовался «варкой» , она требовала от мастера большого опыта и умения. Варка сильно расширила возможности кузнечной технологии. Помимо железа в Древней Руси широко применялась углеродистая сталь. Рабочие элементы режущих орудий труда, оружия, инструментов изготовлялись из стали - сплава железа с углеродом. В древнерусских письменных памятниках сталь упоминается под названием «оцел», а всего на Руси использовались три вида стали :

  • цементованная (томленая) с однородным строением и равномерно распределённым по всей массе углеродом
  • сварочная сталь неоднородного строения
  • сырновая, слабо и неравномерно науглероженная

Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов - мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Все, что необходимо было для хозяйства - ножи, иглы, долота, шилья, скобели, рыболовные крючки, замки, ключи и многие другие орудия труда и бытовые вещи изготавливалось в кузнечных мастерских .

Кузнецы-оружейники составляли особую группу ремесленников. Производство оружия получило широкое развитие в Древней Руси благодаря всеобщей потребности в нём. Различные виды оружия получили специальные названия по способу их изготовления, внешнему виду и окраске или по основному месту их производства . Специализация в оружейном деле достигла больших размеров, так как требовала особо тщательных и умелых приёмов обработки .

Обработка дерева

Основным материалом для производства на Руси было дерево. Из него делались жилища, городские укрепления, мастерские, хозяйственные постройки, корабли, сани, мостовые, водопроводы, машины и станки, орудия труда и инструменты, посуда, мебель, домашняя утварь, детские игрушки и т. д. Обработка дерева особенно была развита в центральных и северных районах Руси, богатых хвойными и лиственными лесами. Древнерусские мастера хорошо знали технические свойства и иные качества древесины всех пород, растущих в русских лесах и широко применяли её в зависимости от технических условий изделия и физико-механических свойств породы .

В обработке наиболее распространены были сосна и ель . Сосну предпочитали для столярных изделий, домашней утвари и т. д., а ель, в свою очередь, наиболее широко применялась в строительстве. Древесину лиственных пород в основном применяли для изготовления бытовых вещей, в строительстве её использовали редко. Дуб , берёза , осина практически не использовались в строительстве жилых и хозяйственных построек. Древесина дуба была дефицитной, поэтому её старались использовать при изготовлении изделий повышенной прочности, как, например, санные полозья, бочки, лопаты и т. д. Довольно широко использовались клён и ясень . Из клена делались резная посуда, ковши, ложки и т. д. Ясень шёл на производство точеной посуды, которую изготовляли на токарных станках .

Древнерусские мастера владели и обработкой редких на Руси пород, как, например, самшит . Эта порода доставлялась с Кавказа, из лесов Талыша . Из самшита делались двусторонние гребни и маленькие пиксиды (важно отметить, что деревянные гребни в Древней Руси делались практически исключительно из самшита) .

О технике и организации заготовки древесины в Древней Руси известно мало. Рубка леса была феодальной повинностью крестьян, рубили его зимой. Археологические памятники, связанные с обработкой древесины, представлены в основном инструментами и непосредственно продукцией мастеров. В то же время мастерских было найдено мало, значительная часть их была обнаружена во время раскопок в Новгороде Великом. В частности, там были мастерские токарей по дереву, бондарей, гребенников, ложкарей, резчиков посуды и т. д. Среди обнаруженного инструментария преобладают топоры , тесла , пилы, долота, сверла и т. д., причём данные образцы в своем развитии достигли высокого уровня и не уступали лучшим западноевропейским образцам того времени .

Обработка цветных металлов

Продукция ремесленников по обработке цветных металлов в Древней Руси имела широкий спрос. Они изготовляли женские украшения и принадлежности костюма, предметы культа и церковной утвари, декоративную и столовую посуду, конскую сбрую, украшения для оружия и т. д. Основной отраслью цветной металлообрабатывающей промышленности было литейное дело, достигшее в Древней Руси высокого художественного и технологического развития. Также широко применялись многочисленные механические операции - ковка, чеканка, прокатка, гравировка, тиснение, штамповка, волочение, скань, чернение, эмаль, наведение золотом и инкрустация металлами. Ковка, чеканка и штамповка были основными механическими операциями при изготовлении любой нелитой вещи .

Древняя Русь собственных цветных металлов и их руд не имела. Их привозили из стран Западной Европы и Востока. Золото в основном поступало в виде монет. Его получали в результате торговли или войн с Византией и половцами . Серебро шло на Русь в виде монет и в слитках. Оно поступало из Богемии, из-за Урала, с Кавказа и из Византии . Медь , олово и свинец завозились в виде слитков и полуфабрикатов в форме прутов, полос и проволоки. При этом документальные свидетельства о характере и путях импорта появились только в XIV веке .

Золото и серебро использовались для чеканки монет, изготовления печатей, чаш, кубков и т. д. Основными покупателями изделий из них были князья и зажиточные люди, а также священнослужители. Кроме чаш и других церковных сосудов духовенство приобретало золотые и серебряные кресты, оклады для икон и Евангелий, используемых во время церковной службы. Некоторые соборные церкви имели золоченые купола. Порой золотыми и серебряными пластинами покрывали определённые части внутренних стен и перегородок церквей .

Ювелиры в Древней Руси назывались «златарями» или «серебряниками». Ювелирное производство было распространено, в основном, в крупных городах. Часть изделий шла на широкий сбыт, другая часть делалась по заказу. Князья покровительствовали ювелирам . Среди городов, где было развито ювелирное дело, выделялись Рязань , Киев , Полоцк и Новгород .

Основной технологией производства было литьё. Однако кроме него при обработке цветных металлов также применяли следующие операции: чеканку, тиснение, штамповку и т. д. Эти операции требовали развитого инструментария, который включал в себя наковальни простые и фигурные, наковальни для чеканки, молотки простые и фигурные, костяные молотки для выколотки, чеканы , клещи, кусачки, пинцеты, зубила, сверла, зажимы, бородки, ножницы по металлу и т. д.

Прядение и ткачество

Прядение и ткачество занимало одно из важнейших мест в ремесленном производстве Древней Руси. Оно было наиболее массовым и повсюду распространённым, непосредственно связанным с изготовлением одежды и других предметов быта. Его распространению способствовали рост населения и развитие торговли . Ручное ткачество как домашнее ремесло было довольно распространенным . Ассортимент древнерусских тканей был очень широк. Помимо тканей местного производства применялись и импортные - шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные, привозимые из стран Востока, Византии и Западной Европы. Ткани в виде всевозможных фрагментов широко представлены среди древнерусских археологических находок. Часть из них обнаружена в курганах, остальные - при раскопках древнерусских городов .

В Древней Руси ткани изготовлялись из шерсти , льна и конопли . Они различались по материалу, качеству, видам переплетений, фактуре и окраске. Простая льняная ткань, идущая на мужские и женские рубашки, убрусы , полотенца, называлась полотном и усцинкой. Грубая ткань из растительного волокна, применявшаяся при изготовлении верхней одежды, именовалась вотола . Существовали и другие названия льняных тканей - частина, тончина и т. д. Из шерстяных тканей наиболее распространены были понява и власяница , к грубым тканям относились ярига и сермяга . Для верхней одежды изготовляли сукно . Технологическое изучение тканей периода Древней Руси показало, что ткачи применяли несколько систем ткацких переплетений, объединяемые в три группы с разными вариантами: полотняное, саржевое и сложное. Также изготовлялись три сорта тканей: тонкошёрстные, полугрубошёрстные и грубошёрстные. К тонкошёрстным тканям относятся разные виды сукон. В основном шерстяные ткани делались красного цвета, затем шли чёрный, зелёный, жёлтый, синий и белый .

Обработка кожи

Производство по выделке кож и пошиву кожаных изделий имело большой удельный вес в народном хозяйстве Древней Руси. Среди населения спрос на кожаные изделия был велик. Из кожи изготовлялась обувь, в больших количествах её потребляли шорники и седельники, из неё делали конскую сбрую, колчаны, щиты, основы пластинчатой брони и другие предметы хозяйственного и бытового назначения. Археологические материалы позволили полностью реконструировать технику и технологию кожевенного и сапожного производства .

В IX-XIII веках основным сырьём для кожевников служили воловьи, козлиные и конские шкуры. Первый технологический этап работ заключался в очистке шкуры от шерсти, что делалось путём обработки в специальном чане при помощи извести. Такой чан, представляющий собой ящик из деревянных плах, был найден в Новгороде в кожевенной мастерской XII века. Следующей стадией было дубление кожи, для чего использовались специальные растворы и механическое размягчение - кожа мялась руками. После этого выделанную кожу кроили и сшивали. Затем она использовалась для изготовления самых различных изделий .

Среди кожевенных работ существовали отдельные профессии: седельники и тульники (изготовители колчанов), скорняки и сапожники, изготовители пергамента и сафьяна .

Обработка кости

Ассортимент изделий из кости в IX-XIII веках был достаточно широк. Из кости резали гребни, рукояти ножей, пуговицы, ручки зеркал, шахматы и шашки, обкладки луков и седел, иконки. Из специализированных инструментов в косторезном ремесле применялись ножи, резцы, сверла, пилы и токарный станок. О высоком уровне косторезных работ свидетельствуют гребни из рога, пропилы между зубьями которых иногда не превышали десятых долей миллиметра. Большинство бытовых изделий из кости и рога покрывалось орнаментом при помощи резцов. Токарный станок использовался при изготовлении объемных изделий - например, на нём выточены костяные игральные шашки из Чёрной могилы в Чернигове .

Массовым материалом косторезного производства были кости крупных домашних животных, а также рога лосей и оленей. Иногда использовали рога быков, туров и моржовую кость. Инструментарий костореза состоял из набора ножей, пил, плоских и гравировальных резцов, сверл-дрелей, обычных перовидных сверл, напильников, рашпилей и т. д.

Среди костяных изделий значительную массу составляли художественные поделки: навершия посохов, накладные пластинки на шкатулки и кожаные сумки, различные привезки. Навершия изготовляли в виде головок птиц и зверей и в виде разнообразных геометрических фигур. На плоских накладных пластинках изображали фантастических зверей, солнечные знаки, геометрический, растительный, циркульный орнаменты, всевозможные плетенки и другие мотивы .

Гончарное дело

Повсеместное распространение глин, пригодных для изготовления керамической посуды, обеспечило широкое развитие гончарного дела в Древней Руси. Оно было распространено повсеместно, однако в городах было более развито, нежели в деревнях . Посуда производилась различной вместимости и формы, что определило обилие названий для обозначения её различных видов . Помимо посуды гончары производили детские игрушки, кирпичи, облицовочные плитки и т. д. Изготовлялись также светильники, рукомойники, корчаги и другие изделия . На днищах многих сосудов древнерусские ремесленники оставляли специальные клейма в виде треугольников, крестов, квадратов, кругов и других геометрических фигур. На некоторых гончарных изделиях встречались изображения ключей и цветков .

Среди археологических находок доминируют изготовленные на ручном гончарном круге. Это объясняется тем, что на рубеже IX-X веков произошёл переход от лепной керамики к гончарной, то есть круговой. Гончарные круги делались из дерева, поэтому остатков гончарных кругов и их деталей не сохранилось. Академик Рыбаков выделял две системы гончарных горнов, которые применялись древнерусскими ремесленниками - горны двухъярусные с прямым пламенем и горны горизонтальные с обратным пламенем. По мнению Рыбакова, вторая система была более совершенна . Горны нагревались до температуры примерно 1200 °C .

До перехода к круговой керамике гончарным делом занимались преимущественно женщины. Однако с появлением гончарного круга гончарство перешло к мужчинам-ремесленникам . Ранний гончарный круг крепился на грубой деревянной скамье, располагавшей специальным отверстием, имевшим ось, которая держала большой деревянный круг. Во время работы левой рукой гончар вращал круг, а правой начинал формировать глину. Позднее появились круги, вращавшиеся при помощи ног .

Стеклоделие

Стеклоделие в Древней Руси зародилось в XI веке и к XII-XIII векам достигло значительного развития. В начале XI века распространение получили стеклянные бусы отечественного производства, которые в следующем веке были вытеснены импортными изделиями. Серединой XI столетия датируется появление столовой стеклянной посуды и разнообразных сосудов. К XII веку столовая стеклянная посуда получила широкое распространение, ею пользовались и рядовые горожане. В первой половине XII века массовое распространение получили стеклянные браслеты, популярные у женщин. Их носила практически каждая горожанка .

В IX - начале XI века для Древней Руси археологически известно несколько категорий стеклянных изделий. Наиболее распространены были стеклянные бусы и бисер, реже встречаются стеклянные сосуды и игральные шашки, ещё реже - стеклянные браслеты. В этот период все стеклянные изделия на Руси являлись импортом - по торговым путям они попадали в Восточную Европу из Византии и Арабского мира. Самые первые русские стеклодельные мастерские появились в Киеве в первой половине XI века в Киево-Печерской лавре. Возможно, причиной этого послужила необходимость изготовлять мозаики для оформления Софии Киевской .

Стеклянные изделия в Древней Руси делались из стекла разного состава, что определялось назначением изделия. Стеклянная посуда, оконное стекло, бусы, перстни изготовлялись из калиево-свинцово-кремнеземного стекла, которое слабо окрашивалось или было цветным. Для производства игрушек, писанок и т. д. применяли свинцово-кремнеземное стекло с окраской в разные цвета .

См. также

Примечания

  1. Культура Древней Руси (рус.) . Дата обращения 30 марта 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.
  2. Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. - Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1948.
  3. , с. 243.
  4. , с. 244.
  5. , с. 245.
  6. , с. 247.
  7. Кузнечное дело на Руси (рус.) . Дата обращения 23 апреля 2013. Архивировано 30 апреля 2013 года.
  8. , с. 73.
  9. , с. 254.
  10. , с. 255.
  11. , с. 261.
  12. , с. 129.
  13. , с. 75.
  14. , с. 265.
  15. , с. 132.

В Древней Руси в X веке существовало ремесло с довольно высокой технологией производства и значительной дифференциацией по отраслям. Была развита чёрная металлургия на основе сыродутного процесса производства железа из болотных руд. Жившие в сельских местностях металлурги поставляли в города значительное количество качественного железа. Городские кузнецы переделывали часть его в высококачественную углеродистую сталь. Были развиты кожевенное и скорняжное производства и изготовление кожаной обуви. Известно несколько видов сортовой кожи. Был широк ассортимент шерстяных тканей. Также были развиты обработка дерева и кости. Выделялась обработка цветных металлов. Техника ювелирного ремесла находилась на высоком технологическом и художественном уровне.

Лапоть , CC BY-SA 3.0

Первый этап развития древнерусских ремесел длился более двух веков - до 20-30-х годов XII века. Он характеризуется совершенной и высокой техникой ремесленного производства. Количество изделий было ограниченным, сами они были достаточно дорогими. В этот период была распространена работа на заказ, так как рынок свободного сбыта был ещё ограничен. В это время были созданы основные виды ремесленного инвентаря и заложены новые технологические основы древнерусского производства. Археологические раскопки позволяют сделать вывод, что ремесленное производство Древней Руси находилось на одном уровне с ремесленниками Западной Европы и Востока.

На втором этапе развития, который начался в конце первой трети XII века, произошло резкое расширение ассортимента продукции и значительная рационализация производства в виде упрощения технологических операций. В текстильном производстве в конце XII века появляется горизонтальный ткацкий станок. Возрастает производительность, упрощается система переплетений, сокращаются сортовые виды тканей. В металлообработке вместо качественных многослойных стальных лезвий появляются упрощённые и менее качественные лезвия с наварным острием. В это время проявляется и серийность производства. Создаются стандарты изделий, особенно в металлообрабатывающем, текстильном, деревообрабатывающем, сапожном, ювелирном ремёслах. В этот период наступила широкая специализация ремесла внутри отдельных отраслей производства. Количество специальностей в конце XII века в некоторых древнерусских городах превышало 100. Тогда же произошло резкое развитие мелкотоварного производства, продукция которого была рассчитана на сбыт не только в городе, но и в деревнях.

Монголо-татарское нашествие прервало развитие древнерусского ремесла. Это произошло, когда оно находилось в состоянии высокого и постоянного развития. Разгром покоренных русских городов Восточной и Южной Руси и угон в рабство русских ремесленников приостановили развитие ремесла и его техники более чем на столетие. В землях и городах севера и запада Руси (Новгород, Псков, Смоленск, Полоцк, Галич и т. д.), менее пострадавших от опустошения, продолжилось развитие ремесел и культуры, однако оно было отягощено татарской данью.

Ремёсла

Выплавка и обработка железа и стали

Ко времени создания Древнерусского государства в Восточной Европе основным типом железоделательных горнов стала стационарная наземная шахтная печь с шлакоотводным устройством. В Древней Руси металлургия довольно рано отделилась от металлообработки, то есть от кузнечного дела.

Производством железа на Руси всегда занимались металлурги, жившие в деревнях. Добыча руды производилась осенью и весной. Металлургические объекты Древней Руси, раскопанные в ходе археологических работ, представляют собой развалы глинобитных и каменных горнов, вокруг которых размещаются скопления сырья. Таких объектов, являющихся целыми комплексами, известно более 80. При этом почти все они располагались вне населённых пунктов.

Лапоть , CC0 1.0

Техника металлургического производства состояла в прямом восстановлении железной руды в металлическое железо. При производстве стали железо насыщалось углеродом. Этот способ называется сыродутным. Сущность сыродутного процесса заключается в том, что железная руда, засыпанная в печь поверх горящего угля, подвергается химическим изменениям: окислы железа (руда) теряют свой кислород и превращаются в железо, которое густой тестовидной массой стекает в нижнюю часть печи.

Необходимым условием для восстановления железа является постоянный приток воздуха. Недостатком этого способа был низкий процент выплавки металла из руды. Часть металла оставалась в руде. Процесс восстановления железа именовался «варкой», она требовала от мастера большого опыта и умения. Варка сильно расширила возможности кузнечной технологии. Помимо железа в Древней Руси широко применялась углеродистая сталь. Рабочие элементы режущих орудий труда, оружия, инструментов изготовлялись из стали - сплава железа с углеродом. В древнерусских письменных памятниках сталь упоминается под названием «оцел», а всего на Руси использовались три вида стали:

  • цементованная (томленая) с однородным строением и равномерно распределённым по всей массе углеродом
  • сварочная сталь неоднородного строения
  • сырновая, слабо и неравномерно науглероженная

Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов - мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Все, что необходимо было для хозяйства - ножи, иглы, долота, шилья, скобели, рыболовные крючки, замки, ключи и многие другие орудия труда и бытовые вещи изготавливалось в кузнечных мастерских.

Кузнецы-оружейники составляли особую группу ремесленников. Производство оружия получило широкое развитие в Древней Руси благодаря всеобщей потребности в нём. Различные виды оружия получили специальные названия по способу их изготовления, внешнему виду и окраске или по основному месту их производства. Специализация в оружейном деле достигла больших размеров, так как требовала особо тщательных и умелых приёмов обработки.

Обработка дерева

Основным материалом для производства на Руси было дерево. Из него делались жилища, городские укрепления, мастерские, хозяйственные постройки, корабли, сани, мостовые, водопроводы, машины и станки, орудия труда и инструменты, посуда, мебель, домашняя утварь, детские игрушки и т. д. Обработка дерева особенно была развита в центральных и северных районах Руси, богатых хвойными и лиственными лесами. Древнерусские мастера хорошо знали технические свойства и иные качества древесины всех пород, растущих в русских лесах и широко применяли её в зависимости от технический условий изделия и физико-механических свойств породы.

В обработке наиболее распространены были сосна и ель. Сосну предпочитали для столярных изделий, домашней утвари и т. д., а ель, в свою очередь, наиболее широко применялась в строительстве. Древесину лиственных пород в основном применяли для изготовления бытовых вещей, в строительстве её использовали редко. Дуб, берёза, осина практически не использовались в строительстве жилых и хозяйственных построек. Древесина дуба была дефицитной, поэтому её старались использовать при изготовлении изделий повышенной прочности, как, например, санные полозья, бочки, лопаты и т. д. Довольно широко использовались клён и ясень. Из клена делались резная посуда, ковши, ложки и т. д. Ясень шёл на производство точеной посуды, которую изготовляли на токарных станках.


Н. К. Рерих , Public Domain

Древнерусские мастера владели и обработкой редких на Руси пород, как, например, самшит. Эта порода доставлялась с Кавказа, из лесов Талыша. Из самшита делались двусторонние гребни и маленькие пиксиды (важно отметить, что деревянные гребни в Древней Руси делались практически исключительно из самшита).

О технике и организации заготовки древесины в Древней Руси известно мало. Рубка леса была феодальной повинностью крестьян, рубили его зимой. Археологические памятники, связанные с обработкой древесины, представлены в основном инструментами и непосредственно продукцией мастеров. В то же время мастерских было найдено мало, значительная часть их была обнаружена во время раскопок в Новгороде Великом. В частности, там были мастерские токарей по дереву, бондарей, гребенников, ложкарей, резчиков посуды и т. д. Среди обнаруженного инструментария преобладают топоры, тесла, пилы, долота, сверла и т. д., причём данные образцы в своем развитии достигли высокого уровня и не уступали лучшим западноевропейским образцам того времени.

Обработка цветных металлов

Продукция ремесленников по обработке цветных металлов в Древней Руси имела широкий спрос. Они изготовляли женские украшения и принадлежности костюма, предметы культа и церковной утвари, декоративную и столовую посуду, конскую сбрую, украшения для оружия и т. д. Основной отраслью цветной металлообрабатывающей промышленности было литейное дело, достигшее в Древней Руси высокого художественного и технологического развития. Также широко применялись многочисленные механические операции - ковка, чеканка, прокатка, гравировка, тиснение, штамповка, волочение, скань, чернение, эмаль, наведение золотом и инкрустация металлами. Ковка, чеканка и штамповка были основными механическими операциями при изготовлении любой не литой вещи.

Древняя Русь собственных цветных металлов и их руд не имела. Их привозили из стран Западной Европы и Востока. Золото в основном поступало в виде монет. Его получали в результате торговли или войн с Византией и половцами. Серебро шло на Русь в виде монет и в слитках. Оно поступало из Богемии, из-за Урала, с Кавказа и из Византии. Медь, олово и свинец завозились в виде слитков и полуфабрикатов в форме прутов, полос и проволоки. При этом документальные свидетельства о характере и путях импорта появились только в XIV веке.

Золото и серебро использовались для чеканки монет, изготовления печатей, чаш, кубков и т. д. Основными покупателями изделий из них были князья и зажиточные люди, а также священнослужители. Кроме чаш и других церковных сосудов духовенство приобретало золотые и серебряные кресты, оклады для икон и Евангелий, используемых во время церковной службы. Некоторые соборные церкви имели золоченые купола. Порой золотыми и серебряными пластинами покрывали определённые части внутренних стен и перегородок церквей.

Ювелиры в Древней Руси назывались «златарями» или «серебряниками». Ювелирное производство было распространено, в основном, в крупных городах. Часть изделий шла на широкий сбыт, другая часть делалась по заказу. Князья покровительствовали ювелирам. Среди городов, где было развито ювелирное дело, выделялись Рязань, Киев, Полоцк и Новгород.

Основной технологией производства было литьё. Однако кроме него при обработке цветных металлов также применяли следующие операции: чеканку, тиснение, штамповку и т. д. Эти операции требовали развитого инструментария, который включал в себя наковальни простые и фигурные, наковальни для чеканки, молотки простые и фигурные, костяные молотки для выколотки, чеканы, клещи, кусачки, пинцеты, зубила, сверла, зажимы, бородки, ножницы по металлу и т. д.

Прядение и ткачество

Прядение и ткачество занимало одно из важнейших мест в ремесленном производстве Древней Руси. Оно было наиболее массовым и повсюду распространённым, непосредственно связанным с изготовлением одежды и других предметов быта. Его распространению способствовали рост населения и развитие торговли. Ручное ткачество как домашнее ремесло было довольно распространенным. Ассортимент древнерусских тканей был очень широк. Помимо тканей местного производства применялись и импортные - шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные, привозимые из стран Востока, Византии и Западной Европы. Ткани в виде всевозможных фрагментов широко представлены среди древнерусских археологических находок. Часть из них обнаружена в курганах, остальные - при раскопках древнерусских городов.

В Древней Руси ткани изготовлялись из шерсти, льна и конопли. Они различались по материалу, качеству, видам переплетений, фактуре и окраске. Простая льняная ткань, идущая на мужские и женские рубашки, убрусы, полотенца, называлась полотном и усцинкой. Грубая ткань из растительного волокна, применявшаяся при изготовлении верхней одежды, именовалась вотола. Существовали и другие названия льняных тканей - частина, тончина и т. д. Из шерстяных тканей наиболее распространены были понява и власяница, к грубым тканям относились ярига и сермяга. Для верхней одежды изготовляли сукно. Технологическое изучение тканей периода Древней Руси показало, что ткачи применяли несколько систем ткацких переплетений, объединяемые в три группы с разными вариантами: полотняное, саржевое и сложное. Также изготовлялись три сорта тканей: тонкошёрстные, полугрубошёрстные и грубошёрстные. К тонкошёрстным тканям относятся разные виды сукон. В основном шерстяные ткани делались красного цвета, затем шли чёрный, зелёный, жёлтый, синий и белый.

Обработка кожи

Производство по выделке кож и пошиву кожаных изделий имело большой удельный вес в народном хозяйстве Древней Руси. Среди населения спрос на кожаные изделия был велик. Из кожи изготовлялась обувь, в больших количествах её потребляли шорники и седельники, из неё делали конскую сбрую, колчаны, щиты, основы пластинчатой брони и другие предметы хозяйственного и бытового назначения. Археологические материалы позволили полностью реконструировать технику и технологию кожевенного и сапожного производства.

В IX-XIII веках основным сырьём для кожевников служили воловьи, козлиные и конские шкуры. Первый технологический этап работ заключался в очистке шкуры от шерсти, что делалось путём обработки в специальном чане при помощи извести. Такой чан, представляющий собой ящик из деревянных плах, был найден в Новгороде в кожевенной мастерской XII века. Следующей стадией было дубление кожи, для чего использовались специальные растворы и механическое размягчение - кожа мялась руками. После этого выделанную кожу кроили и сшивали. Затем она использовалась для изготовления самых различных изделий.

Среди кожевенных работ существовали отдельные профессии: седельники и тульники (изготовители колчанов), скорняки и сапожники, изготовители пергамента и сафьяна.

Обработка кости

Ассортимент изделий из кости в IX-XIII веках был достаточно широк. Из кости резали гребни, рукояти ножей, пуговицы, ручки зеркал, шахматы и шашки, обкладки луков и седел, иконки. Из специализированных инструментов в косторезном ремесле применялись ножи, резцы, сверла, пилы и токарный станок. О высоком уровне косторезных работ свидетельствуют гребни из рога, пропилы между зубьями которых иногда не превышали десятых долей миллиметра. Большинство бытовых изделий из кости и рога покрывалось орнаментом при помощи резцов. Токарный станок использовался при изготовлении объемных изделий - например, на нём выточены костяные игральные шашки из Чёрной могилы в Чернигове.

Массовым материалом косторезного производства были кости крупных домашних животных, а также рога лосей и оленей. Иногда использовали рога быков, туров и моржовую кость. Инструментарий костореза состоял из набора ножей, пил, плоских и гравировальных резцов, сверл-дрелей, обычных перовидных сверл, напильников, рашпилей и т. д.

Среди костяных изделий значительную массу составляли художественные поделки: навершия посохов, накладные пластинки на шкатулки и кожаные сумки, различные привезки. Навершия изготовляли в виде головок птиц и зверей и в виде разнообразных геометрических фигур. На плоских накладных пластинках изображали фантастических зверей, солнечные знаки, геометрический, растительный, циркульный орнаменты, всевозможные плетенки и другие мотивы.

Гончарное дело

Повсеместное распространение глин, пригодных для изготовления керамической посуды, обеспечило широкое развитие гончарного дела в Древней Руси. Оно было распространено повсеместно, однако в городах было более развито, нежели в деревнях. Посуда производилась различной вместимости и формы, что определило обилие названий для обозначения её различных видов. Помимо посуды гончары производили детские игрушки, кирпичи, облицовочные плитки и т. д. Изготовлялись также светильники, рукомойники, корчаги и другие изделия. На днищах многих сосудов древнерусские ремесленники оставляли специальные клейма в виде треугольников, крестов, квадратов, кругов и других геометрических фигур. На некоторых гончарных изделиях встречались изображения ключей и цветков.


Лобачев Владимир , CC BY-SA 3.0

Среди археологических находок доминируют изготовленные на ручном гончарном круге. Это объясняется тем, что на рубеже IX-X веков произошёл переход от лепной керамики к гончарной, т. е. круговой. Гончарные круги делались из дерева, поэтому остатков гончарных кругов и их деталей не сохранилось. Академик Рыбаков выделял две системы гончарных горнов, которые применялись древнерусскими ремесленниками - горны двухъярусные с прямым пламенем и горны горизонтальные с обратным пламенем. По мнению Рыбакова, вторая система была более совершенна. Горны нагревались до температуры примерно 1200 °C.

До перехода к круговой керамике гончарным делом занимались преимущественно женщины. Однако с появлением гончарного круга гончарство перешло к мужчинам-ремесленникам. Ранний гончарный круг крепился на грубой деревянной скамье, располагавшей специальным отверстием, имевшим ось, которая держала большой деревянный круг. Во время работы левой рукой гончар вращал круг, а правой начинал формировать глину. Позднее появились круги, вращавшиеся при помощи ног.

Стеклоделие

Стеклоделие в Древней Руси зародилось в XI веке и к XII-XIII векам достигло значительного развития.

В начале XI века распространение получили стеклянные бусы отечественного производства, которые в следующем веке были вытеснены импортными изделиями. Серединой XI столетия датируется появление столовой стеклянной посуды и разнообразных сосудов. К XII веку столовая стеклянная посуда получила широкое распространение, ею пользовались и рядовые горожане. В первой половине XII века массовое распространение получили стеклянные браслеты, популярные у женщин. Их носила практически каждая горожанка.


Лобачев Владимир , CC BY-SA 3.0

В IX - начале XI века для Древней Руси археологически известно несколько категорий стеклянных изделий. Наиболее распространены были стеклянные бусы и бисер, реже встречаются стеклянные сосуды и игральные шашки, ещё реже - стеклянные браслеты.

В этот период все стеклянные изделия на Руси являлись импортом - по торговым путям они попадали в Восточную Европу из Византии и Арабского мира. Самые первые русские стеклодельные мастерские появились в Киеве в первой половине XI века в Киево-Печерской лавре. Возможно, причиной этого послужила необходимость изготовлять мозаики для оформления Софии Киевской.

Стеклянные изделия в Древней Руси делались из стекла разного состава, что определялось назначением изделия. Стеклянная посуда, оконное стекло, бусы, перстни изготовлялись из калиево-свинцово-кремнеземного стекла, которое слабо окрашивалось или было цветным. Для производства игрушек, писанок и т. д. применяли свинцово-кремнеземное стекло с окраской в разные цвета.

Фотогалерея



Дата начала: IX в.

Дата окончания: 1237 год

Древнерусские ремёсла

С развитием феодального строя часть общинных ремесленников переходила в зависимость от феодалов, некоторые покидали сельскую местность и уходили в города и крепости, где создавались ремесленные посады.

В них к XII веку насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей. Часть ремёсел основывалась на металлургическом производстве, о высоком уровне развития которого свидетельствует применение ремесленниками сварки, литья, ковки металла, наварки и закалки стали.

Древнерусские ремесленники производили более 150 видов железных и стальных изделий. Эта продукция играла важную роль в развитии товарных связей городов с сельской местностью. Древнерусские ювелиры владели искусством чеканки цветных металлов. В ремесленных мастерских изготовлялись орудия труда (лемехи, топоры, зубила, клещи и т. д.), оружие (щиты, кольчужная броня, копья, шеломы, мечи и др.), предметы быта (ключи и т. п.), украшения - золотые, серебряные, бронзовые, медные.

Ремесло - мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, позволяющем производить высококачественные, часто .

Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло - в условиях натурального хозяйства; б) ремесло на заказ - в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок . С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок - кустарной промышленностью. В русской Статистической литературе нередко все ремесленники XIX-XX вв. назывались кустарями.

Домашнее ремесло широко распространено на протяжении всей истории докапиталистических обществ. Сельское население производило большую часть потребляемых им ремесленных изделий. Постепенно ведущую роль стало играть ремесло на заказ и рынок. В древней Греции, древнем Риме, в странах древнего Востока имелось значительное количество ремесленников, ведущих самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ или рынок.

Становление профессионального ремесла , особенно в городах, привело к возникновению новой сферы производства и нового социального слоя - городских ремесленников. Возникновение развитых форм их организации (цехи), защищавших интересы данного слоя, создало особо благоприятные условия для развития городского ремесла в Средние века. Ведущими отраслями городского ремесла были: сукноделие, производство металлических изделий, изделий из стекла и др. В процессе промышленного переворота (середина XVIII в. - первая половина XIX в.) фабрично-заводская промышленность, основанная на применении машин, вытеснила ремесло. Ремесло (на заказ и на рынок) сохранилось в отраслях, связанных с обслуживанием индивидуальных нужд потребителя или с производством дорогих художественных изделий - гончарное дело, ткачество, художественная резьба и т. д.

В большей степени ремесло сохранилось в слаборазвитых странах. Однако и здесь происходит его вытеснение фабрично-заводской промышленностью в результате индустриализации этих стран. Сохраняются народно-художественные ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и с экспортом.

Виды ремёсел

Издавна человечество знало такие ремёсла, как:

и многие другие.

В России после 1917 года число ремесленников и кустарей резко сократилось, они были объединены в промысловую кооперацию. Сохранились лишь несколько всемирно известных народных художественных промыслов: Гжельская керамика, Дымковская игрушка, Палехская миниатюра, Хохломская роспись и др.

Художественное ремесло

Художественное ремесло - культура трудовых профессиональных навыков и технических приемов художественной обработки различных материалов (металла, кожи, тканей и т. д.), вырабатываемая в процессе накопления творческого опыта мастеров, создающих художественные изделия. Профессиональный опыт художественного ремесла складывался путем открытия наиболее эффективных в эстетическом смысле приемов и техники художественной обработки материала, доведения ее до совершенства. Этот опыт накапливался веками, передавался из поколения в поколение. В старину по художественному ремеслу судили о благосостоянии страны и общем уровне её культуры. Мастера Древней Руси и западноевропейского средневековья делились по профессиям, в рамках которых обладали универсальным умением применять различные приемы художественной обработки того или иного материала. Так, золотых и серебряных дел мастера владели приемами ковки, литья, чеканки, филиграни, гравировки, чернения по серебру, эмальерным делом. Они специализировались по видам изделий (оружие, книжные оклады, ювелирные украшения и т. д.). Подобного рода специализация имела место в гончарном ремесле, ткачестве, художественном шитье и т. д. В Древнем Киеве, например, было 60 различных ремесленных профессий. По социальному положению ремесленники делились на вотчинных, работавших при княжеском дворе, и монастырских, на городских и посадских. Первые работали по заказу тщательно и долго, достигая высочайшего совершенства и искусности в работе. Посадское художественное ремесло получило отражение в творчестве городских мастеров, связанных с рынком. У них вырабатывалось умение экономными средствами достигать художественного эффекта, приближающего изделие к дорогим образцам. Общие эстетические идеалы народа, профессиональный артистизм ручного труда определяли развитие культуры художественного ремесла. Творчески создавалась каждая вещь. Артистизм мастера высоко ценился; принадлежность к разряду мастеров определялась умением совершенно выполнить самое трудное художественное изделие. На Руси существовали ремесленные корпорации, организованные по типу западных цехов. Их деятельность регулировалась особыми правилами и законами. Развиваясь на основе народных традиций, художественное ремесло, каждой страны сохраняло свою национальную самобытность и в то же время отражало развитие мировых стилей. , поскольку его развитие неотделимо от художественной образности, эстетики, культуры каждого народа.

Народные художественные промыслы

Народные художественные промыслы (народное ремесло ) - широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен , где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которые имеют не только эстетическую ценность, но и находят практическое применение.

Народное ремесло берёт некоторые начала от сельского ремесла, благодаря которому создавались предметы первой необходимости, включая сложные конструкции. Сельские ремесла известны ещё с древних времён, фактически, появившись в тот момент, когда человечеству потребовались новые инструменты и предметы для быта. В разных регионах и областях, у разных народов искусства и культуры различались, следовательно, различались и их ремесла. Как и народное искусство, народное ремесло нередко зависело от религиозных, культурных, и иногда даже политических убеждений.

Многие рукодельные изделия создаются из природных или близких к природным материалов, но многие модернисты также используют необычные элементы и конструкции, например, промышленные детали и механизмы.

Изделия считаются народным ремеслом до тех пор, пока процесс их изготовления не ставится на поток (массовое изготовления фабричного типа).

Поскольку ручная работа и подобного рода ремесло развивает интеллект и разного рода навыки, иногда в учебные процессы школ и институтов вводят специальные задания по созданию чего-либо. Для изготовления многих изделий нужны определённые навыки, но, как правило, научиться ремеслу может каждый. Многие виды ремесла становятся популярными уже спустя некоторое время после появления, иногда - нет.

История ремесел

Уже в древнем мире встречаются начатки ремесленной деятельности, проявляющейся в обработке известных предметов, большей частью на дому собственника материала и руками рабов. О таком характере ремесленного труда в Греции мы имеем свидетельство Гомера.

При презрении греков к ремесленному труду, признававшемуся недостойным свободного человека, Р., как постоянная профессиональная деятельность, было делом весьма ограниченного контингента лиц, если не считать метойков и рабов, входивших в состав дома.

Некоторые ремёсла и в Греции, однако, поднялись на высокую степень, несмотря на применение самых простых орудий и инструментов. С течением времени получили распространение Р. не только по предметам роскоши, но и по удовлетворению обыденных потребностей низших классов населения.

Уже в Греции ремесленники испытывали иногда конкуренцию со стороны сравнительно крупных производств, возникающих с середины V-го столетия до н. э. Одинаковый, в общем, характер носит ремесленное производство и в Риме. При существовании обособленных, замкнутых хозяйств, удовлетворявших свои потребности с помощью специализации рабского труда, в Риме не было почвы для развития Р., как свободной профессиональной деятельности; за отсутствием контингента лиц, который бы постоянно нуждался в продуктах чужого труда и имел бы возможность их оплачивать, римские ремесленники, будлер и т. д. и (artifices) должны были пополнять ряды пролетариев. Только при наличии известного имущества, служившего источником доходов (обыкновенно - небольшой земельный участок), ремесленник мог безбедно существовать и в исполнении случайных заказов иметь подсобный заработок. С образованием крупных поместий, поглотивших значительную часть мелких земельных участков, ремесленники, ряды которых главным образом пополнялись вольноотпущенными, должны были искать работу на стороне и исполнять её на дому у заказчика.

С целью увеличения объёмов производства в какой либо артели, артель могли экономически поставить под контроль или приобрести в собственность один или несколько хозяев и тогда она перерастала в фабрику или в завод. С появлением в каком-либо ремесле всё большего количества сложных и энергоёмких машин и механизмов, и, особенно, с привлечением достижений науки, промысел перерастал в промышленность. Наличие сложных и многочисленных машин и механизмов и наукоёмких процессов - именно та грань, за которой кончается промысел и начинается промышленность. Примером здесь может служить превращение в XIX веке в России Иванова, ранее типичной слободы, состоящей, в основном из ткацких артелей, в город с большим количеством ткацких фабрик. Далее, с большим применением современных, научно обоснованных процессов, Иваново стал центром текстильной промышленности в России. Вот некоторые другие примеры «эволюции» промыслов в промышленность с возрастанием объёмов производства, усложнением и увеличением количества используемого оборудования и с привлечением науки:

  • пекарное и мельничное ремесло превратились, каждое в свою часть пищевой промышленности
  • сапожное ремесло превратилось с годами в обувную промышленность
  • ткацкое и прядильное ремесла вместе родили текстильную промышленность
  • портновское ремесло превратилось в швейную промышленность
  • кузнечное ремесло стало прародителем целого ряда промышленностей, связаных с обработкой металлов.

Тем не менее, многие ремёсла продолжают существовать наряду с рождёнными ими промышленностями, создавая профессиональную среду, из которой рекрутируется масса специалистов в соответствующую промышленность. Так, например, высококвалифицированные столяры или сапожники используют свой потенциал в мебельной, или в обувной промышленностях.

Обыденные представления о ремесле, как об устаревшем в современном обществе явлении обманчивы. И в наше время продолжают появляться новые ремесла. В сфере информационных технологий с началом развития социальных сетей появилось ремесло специалиста по SMM или, как его называют чаще, комьюнити-менеджера. Таких новых ремесел в можно насчитать не менее десятка.

Показателем сдвига в производительных силах Руси в XI - начале XII в. явилось дальнейшее развитие ремесла. В деревне, в условиях господства натурального хозяйства, изготовление одежды, обуви, утвари, земледельческого инвентаря и т. д. было домашним производством, ещё не отделившимся от земледелия. Обособились от сельского хозяйства кузнечное и в меньшей мере гончарное ремёсла. Ремесленный характер приобретали также костерезное и плотницкое дело. На Волыни целые селения изготовляли шиферные пряслица для веретён, расходившиеся по всей Руси.

С развитием феодального строя часть общинных ремесленников переходила в зависимость от феодалов, другие покидали деревню и уходили под стены княжеских замков и крепостей, где создавались ремесленные посады. Возможность разрыва ремесленника с деревней была обусловлена развитием земледелия, способного обеспечить городское население продуктами и начавшимся отделением ремесла от сельского хозяйства. Центрами развития ремесла становились города. В них к XII в. насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей. Значительная часть ремёсел основывалась на металлургическом производстве, уровень которого показателен для оценки развития ремесла в целом. Если в деревне доменное дело ещё не отделилось от кузнечного, то в городах в области обработки железа и стали появилось не менее 16 специальностей, обеспечивших значительный выпуск изделий. О техническом уровне металлургического производства свидетельствует применение ремесленниками сварки, литья, ковки металла, наварки и закалки стали.

Русские ремесленники XI-XII вв. производили более 150 видов железных и стальных изделий, их продукция играла важную роль в развитии товарных связей города с деревней. Древнерусские ювелиры знали искусство чеканки цветных металлов. В ремесленных мастерских изготовлялись орудия труда (лемехи, топоры, зубила, клэщи и т. д.), оружие (щиты, кольчужная броня, копья, шеломы, мечи и др.), предметы быта (ключи и т. п.), украшения - золотые, серебряные, бронзовые, медные.

В области художественного ремесла русские мастера освоили сложную технику зерни (выделки узоров из мельчайших зёрен мэталла), скани (выделки узоров из тончайшей проволоки), фигурного литья и, наконец, требующую особенного искусства технику черни (изготовление чёрного фона для узорчатых серебряных пластинок) и перегородчатой эмали. Сохранились прекрасные изделия с инкрустациями золотом и серебром по железу и меди. Значительное развитие получили в древнерусских городах такие виды ремесла, как гончарное, кожевенное, древодельное, камнесечное, и десятки других. Своими изделиями Русь завоевала известность в тогдашней Европе. В городах ремесленники работали на заказ и на рынок. Однако общественное разделение труда в стране в целом было слабым. Деревня жила натуральным хозяйством. Продукция немногочисленных деревенских ремесленников распространялась на расстояние примерно 10-30 км. Проникновение в деревню из города мелкорозничных торговцев не нарушало натурального характера сельской экономики. Центрами внутренней торговли были города. Там имелись рынки, на которых продавались как продукты питания, так и ремесленные изделия; туда привозили свои товары иноземные купцы. Но и городское товарное производство не изменяло натурально-хозяйственной основы экономики страны.

Более развитой являлась внешняя торговля Руси. Русские купцы торговали во владениях Арабского халифата. Днепровский путь связывал Русь с Византией. Русские купцы ездили из Киева в Моравию, Чехию, Польшу, Южную Германию; из Новгорода и Полоцка - по Балтийскому морю в Скандинавию, Польское Поморье и далее на запад. В таможенном уставе X в. города Раффельштеттена (Германия) упоминаются славянские купцы. Вывозилось из Руси главным образом сырьё. С развитием ремесла увеличился вывоз ремесленных изделий. На внешний рынок поступали пушнина, воск, мёд, смола, лён и льняные ткани, серебряные вещи, пряслица из розового шифера, оружие, замки, резная кость и пр. Ввозились на Русь предметы роскоши, фрукты, пряности, краски и пр.

Князья специальными договорами с иностранными государствами стремились защитить интересы русских купцов. В «Русской правде» более поздней (так называемой «Пространной») редакции XII-начала XIII в. предусматривались некоторые меры по охране имущества купцов от потерь, связанных с войнами и другими обстоятельствами. В качестве денег ходили слитки серебра, иностранные монеты. Князья Владимир Святославич я его сын Ярослав Владимирович выпускали (хотя и в небольшом количестве) чеканенную серебряную монету.

Однако и внешняя торговля не меняла натурального характера хозяйства Руси, так как подавляющая часть предметов вывоза (меха и пр.) не производилась в качестве товара, а получалась в виде дани или оброка от смердов; вещи, привозимые из-за границы, служили лишь потребностям богатых феодалов и горожан. В деревню заграничные товары почти не проникали.

С ростом общественного разделения труда развивались города. Они возникали из крепостей-замков, постепенно обраставших посадами, и из торгово-ремесленных посёлков, вокруг которых возводились укрепления. Город был связан с ближайшей сельской округой, продуктами которой он жил и население которой обслуживал ремесленными изделиями. В то же время и часть городского населения сохраняла связь с земледелием, хотя оно и являлось для горожан подсобным занятием.

Скандинавские источники именовали Русь «страной городов». Под этими городами подразумевались как ремесленно-торговые центры, так и небольшие укреплённые пункты. Русские летописи, сохранив упоминания о городах, верокятно неполные, дают возможность судить об их росте. В летописных известиях IX-X вв. упомянуто 25 городов, в известиях XI в. -89. Расцвет древнерусских городов падает на XI- XII вв.

Древнерусский город состоял из крепости - детинца и городского посада, где жило торгово-ремесленное население и находился рынок - торг. Население в таких крупных городах, как Киев, который хронист XI в. Адам Бременский называл «соперником Константинополя», или Новгород, в XI-XII вв. исчислялось, по-видимому, десятками тысяч человек. Городское ремесленное население пополнялось беглыми холопами и зависимыми смердами.

Как и в странах Западной Европы, в древнерусских городах возникали ремесленные и купеческие объединения, хотя здесь и не сложился цеховой строй. Так, существовали объединения плотников и городников (строителей крепостных сооружений) во главе со старостами, братства кузнецов. Ремесленники делились на мастеров и учеников. Кроме свободных ремесленников, в городах жили и вотчинные ремесленники, являвшиеся холопами князей и бояр.. Городскую знать составляло боярство.

Крупные города Руси (Киев, Чернигов, Полоцк, Новгород, Смоленск и др.) были административными, судебными и военными центрами. В то же время, окрепнув, города содействовали процессу политического дробления. Это было закономерным явлением в условиях господства натурального хозяйства и при слабости экономических связей между отдельными землями.