Презентации по программе радуга эмоций. Проект «Радуга эмоций

При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенный уровень развития.

Программа кружка «Радуга эмоций» направлена на развитие коммуникативных качеств – развитие навыков умелого общения, обеспечение чувства защищенности, доверия к миру, умение получать радость от общения, формирования базиса личной культуры.

Воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими собственными эмоциями.

Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кружок «РАДУГА ЭМОЦИЙ»

Пояснительная записка.

При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенный уровень развития. Программа кружка «Радуга эмоций» направлена на развитие коммуникативных качеств – развитие навыков умелого общения, обеспечение чувства защищенности, доверия к миру, умение получать радость от общения, формирования базиса личной культуры. Воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими собственными эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Новизна.

Вместе с тем, работа по развитию эмоциональной сферы традиционно считается прерогативой психологической службы. Однако, не в каждом дошкольном учреждении есть психолог, и даже если он есть, работа по развитию эмоциональной сферы должна стать особой заботой педагога.

Данный опыт является творческим преобразованием современных подходов к вопросу эмоционального развития дошкольников и возможности активного включения их в педагогический процесс воспитателем детского сада, предлагает включение педагогом различных средств эмоционального развития и использование их в течение дня.

Основными средствами обучения детей является игра, тренинги, релаксации, развлечения, практическая деятельность. Данная программа разработана в соответствии с возрастными особенностями детей (базовая программа «Я-ТЫ-МЫ» под руководством О.Л.Князевой, кандидата психологических наук). Программа рассчитана на один год периодичностью одно занятие в неделю, продолжительность 25 – 30 минут во второй половине дня. Численность детей в кружке – 10 человек.

Программа основана на следующих принципах:

  • добровольное участие в игре;
  • взрослый должен стать непосредственным участником игры;
  • многократное повторение игр – необходимое условие данной программы;
  • взрослый не должен оценивать детей.

Показателями эффективности работы по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста будет:

  1. Знание основных эмоций;
  2. Умение распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам – мимике, пантомимике, жестам;
  3. Умение разделять эмоции на положительные и отрицательные;
  4. Обогащение и активизация словаря детей.

Предполагаемый результат:

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников, снижение тревожности, повышение самооценки, внимательное отношение друг к другу, полноценное развитие личности ребенка через самовыражение и творчество, доброжелательное отношение к окружающим.

Общие сведения о кружке:

Вид – познавательный, театральный, игровой, обучающий

Год занятий – 2013-2015г.

Количество детей – 10

Возраст: 5 – 6 – 7 лет

Место – детский сад

Количество занятий в неделю – 1

Формы организации занятий:

1 . Тренинги

2. Этюды

3. Импровизация

4. Рисование

5. Игровая терапия

6. Игры-путешествия

7. Беседы

8. Чтения

9. Релаксация

10. Упражнения

План методической работы

  1. Работа с методической литературой
  2. Разработка теоретических занятий
  3. Составление плана работы кружка
  4. Подборка атрибутов
  5. Изготовление пиктограмм, различных игр

Формы подведения итогов

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

1. Начальный контроль (сентябрь),

2. Итоговый контроль (май).

Перспективный план работы кружка
на 2013-2014 учебный год

Цель:

Задачи:

  1. Дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова).
  2. Обучить детей умению находить достоинства в самих себе и других людях, повышение самоуважения детей и самооценки.

Месяц

Тема

Цели

Материал

Октябрь

1 неделя

«Мое настроение»

Развивать способности понимать свое эмоциональное состояние. Дать детям понятие о настроении. Познакомить с понятием пиктограмма. Показать способы выражать свое настроение при помощи цвета.

Пиктограммы с изображениями различных эмоций

3 неделя

«Я такой!»

Развивать способности понимать эмоциональное состояние героев сказок, выражать это настроение при помощи цвета. Развивать коммуникативные навыки.

Кубик настроения

игра

2 и 4 недели

«Разноцветное настроение»

Снижение тревожности, эмоционального напряжения. Выражение своего эмоционального состояния при помощи красок .

Краски, гуашь, восковые мелки, поролон.

Ноябрь

1 неделя

«В гостях у героев сказки»

Развивать способности понимать эмоциональное состояние героев сказок, выражать это настроение при помощи цвета. Развивать коммуникативные навыки.

Рассматривание иллюстраций. Рисование, плоскостные изображения героев сказок

3 неделя

«Я и моя семья»

Рассматривание себя в зеркале

Рисование

Выставка для родителей

2 и 4 недели

«Дневник моей жизни»

Беседа о режимных моментах в жизни детей

Рисунки детей

Декабрь

1 неделя

«Радость»

Знакомство детей с эмоцией «радость». Развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние и способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

Познакомить детей с разнообразием приемов выражения эмоции радости чувства восторга, счастья, используя различные выразительные средства.

Зеркало, пиктограммы, фотографии веселых людей, стихи веселые

3 неделя

«Дарите радость»

Учить замечать, какое настроение у близких людей, воспитывать чувства сопереживания и сочувствия. Развивать умение передавать эмоциональное состояние радости, используя изобразительные средства.

Ложки с изображением эмоции радости

2 и 4 недели

«Мне грустно»

Знакомство детей с эмоцией «грусть, печаль». Формировать умение понимать эмоции других людей. Развивать способность выражать эмоцию «грусть» вербально и не вербально.

Зеркало, пиктограммы, фотографии грустных людей, стихи о грусти,

Январь

3 неделя

«У страха глаза велики»

Знакомство детей с эмоцией «страх», учить выражать чувство страха при помощи этюдов психогимнастики. Снижение уровня эмоционального напряжения с помощью приемов арт- терапии (сказкотерапия, этюды)

Пиктограммы с изображением эмоции страха, «страшные стихи»,

«Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» Л. Муур.

4 неделя

«Разноцветные настроения»

Развивать способности понимать различные эмоциональные состояния других людей, выражать разные эмоции при помощи вербальных и невербальных средств.

Рисование «Взлохмаченные человечки» -выставка для родителей

2 и 4 недели

«Я удивлен»

Знакомство детей с эмоцией «удивление», выражать его при помощи мимики и изобразительных средств. Учить понимать чувства свои и других людей. Развивать положительные взаимоотношения между детьми. Укреплять чувство единства.

Пиктограммы, зеркало, фотографии с изображением удивленных лиц, кукла Антошка

Февраль

1 неделя

«Я не злюсь, я улыбаюсь»

Знакомство детей с эмоцией «злость», его мимическими и пантомимическими проявлениями. Обучение различным приемам саморегуляции своего эмоционального состояния. Снижение эмоционального напряжения через релаксационные упражнения.

Пиктограммы, фотографии, кукла Антошка, волшебный мешочек

3 неделя

«Волшебные превращения»

Развивать способности различать эмоциональные состояния других людей, выражать разные эмоции при помощи вербальных и невербальных средств.

Разрезные пиктограммы, кукла Антошка с различными эмоциональными выражениями, ложки, плоскостные изображения кукол из сказок

2 и 4 недели

«Мои друзья»

Учить замечать, какое настроение у друзей, воспитывать чувства сопереживания и сочувствия. Снизить эмоциональное напряжение. Создать эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого. Развивать коммуникативные навыки.

Рассматривание фотоальбома, изготовленного родителями в союзе с детьми

Март

1 неделя

«Волшебные маски, волшебные краски»

Учить детей делать маски с разным эмоциональным окрасом при помощи бумаги и изобразительных средств, традиционными и нетрадиционными способами

Шаблоны круглой и овальной формы, краски, гуашь, поролон, печатки, свеча

3 неделя

«Кто и что тебе нравится»

Формировать умения высказывать свои чувства и желания, воспитывать уверенность в себе в процессе выполнения различных действий

Упражнения –«нравится – не нравится», рисование «люблю – не люблю»

2 и 4 недели

«Измени себя»

Формировать положительные представления о себе, дать понять, что всегда можно изменить себя внешне и внутренне,чувства, желания могут меняться по различным причинам

чтениеВ.Осеева»Волшебное слово, пантомима, изготовление альбома «Кем я хочу быть», театрализованные игры по сюжетам произведений

Апрель

1 неделя

«Театр настроений»

Учить детей драматизировать отдельные небольшие эпизоды из сказки через игру и общение с персонажами, воспитывать нравственные чувства у детей. Закреплять умения передавать эмоциональные настроения героев сказок при помощи мимики, пантомимики.

Чтение сказок, разрезные пиктограммы

2 неделя

«Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»

Развитие взаимопонимания, использование невербальных средств общения – мимика, жесты, пантомимика

Игра

3 неделя

4 неделя

«Назови эмоцию»

Детям предлагается по картинкам героев сказок определить эмоцию: радость, злость, печаль, удивление, страх

Картинки пиктограммы, разрезные пиктограммы

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Изобрази эмоцию»

«Рисуем эмоцию»

Ребенку предлагается поиграть с кубиком, на гранях которого изображены 6 основных эмоций. Какая эмоция выпадет на кубике – ребенок должен изобразить Детям предлагается заполнить листок «Азбука настроения», нарисовать 4 основные эмоции: радость, печаль, злость, удивление.

Кубик с изображением на гранях различных эмоций

Перспективный план работы кружка

на 2014-2015 учебный год

Цель: Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;
  2. Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом.
  3. Дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, пантомимика жесты, поза, слова).
  4. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.).
  5. Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
  6. Снижение уровня тревожности детей.

Месяц

Тема

Цели

Материал

Сентябрь

3 неделя

«Путешествие в страну этикета»

Развивать навыки общения, учить свободному речевому общению, соблюдать нормы речевого поведения.

Игра с карточками

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 недели

«Все мы разные»

Игра» Снежный ком»

«Каким образом мы видим, говорим»

«Мое настроение»

«Что я люблю»

Выявить знания детей об их организме, что вредно и полезно для зубов. Формирование основ здоровьесберегающего мышления, умения использовать полученные знания для укрепления своего здоровья.

Игра «Лица»

Пиктограммы, беседа, рассматривание иллюстраций

Ноябрь

1 и 2 недели

3 и 4 недели

«Чувства одинокого человека»

«Радость и печаль»

«Правила доброжелательного поведения»

«Цветик-семицветик»

«Скажи другому комплимент»

Учить анализировать свое эмоциональное состояние, формировать внимательное отношение к другим людям, во время игр снимать негативные эмоции.

Игра с разноцветными карточками. Чтение «Первый раз».

Беседа.

Игра «Тень».

Игра «Закончи предложение»…

Декабрь

1 и 2 недели

3 и 4 недели

«Герои сказок»

«Умники и умницы»

Учить понимать эмоции, которые изображают герои сказок

Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни

Герои сказок: Буратино, Бармалей, Карабас-Барабас, Мальвина, тексты стихов, пиктограммы

Карточки с различными ситуациями

Январь

3 и 4 недели

«Интонация»

Знакомство с интонированием речи, сочувствия, внимания, отрицательного отношения к безразличию

Игра «Кто тебя позвал – узнай»

Чтение стихов с различной интонацией

Февраль

1 и 2 недели

3 и 4 недели

«Мимика»

Игра «Маски»

Ролевое проигрывание ситуаций

Знакомство с мимическими выражениями, развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе

Пиктограммы

с различными выражениями эмоции

Март

1 и 2 недели

3 и 4 недели

«Пантомимика и жесты»

Игра «Кто ты?»

Игра «Кто это?»

Игра «Соберитесь вместе»

Знакомство с понятием пантомимики и жеста, развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе.

Пантомимические этюды

«Море волнуется раз…» - игра

Апрель

1 и 2 недели

3 и 4 недели

«Азбука эмоций»

«Волшебные картины»

«Какого цвета настроение»

Различать и сравнивать эмоциональные ощущения, рассматривая различные картинки природы, через цветные пленки, развивать воображение

Цветные пленки, картинки с изображением природы.

Лепестки различных цветов.

Май

2 неделя

3 неделя

«Расколдуй девочку»

«Собери правильно»

«Поиграем с Антошкой»

Расширить представление об основных базовых эмоциях, учить передавать эмоциональное состояние, используя выразительные средства

Изображение лица девочки, глаз, бровей, рта с различными эмоциям, кукла Антошка

Список используемой литературы:

  1. Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста». Творческий Центр, Москва, 2004.
  2. Данилина Т.А. «В мире детских эмоций», АЙРИС ПРЕСС, М.: 2004.
  3. Князева О.Л, «Я – ты – мы», Методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.
  4. Кряжева Н.Л. «Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет», Ярославль, Академия Развития, 2001.
  5. Крюкова С.В., Слободяник И.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Москва, «Генезис»,2003.
  6. Микляева Н.В. «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Москва 2013.
  7. Мулько И.Ф. «Социально-нравственное воспитание детей 5 – 7 лет», Творческий центр, Москва 2004.
  8. Панфилова М.А. «Игротерапия общения», Москва 2000.
  9. Пашкевич Т.Д. Социально-эмоциональное развитие детей 3 – 7 лет. Совместная деятельность, развивающие занятия. Волгоград, 2015.
  10. Семенака С.И. «Уроки добра», коррекционно-развивающая программа для детей 5 – 7 лет, Москва. 2002.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

РАДУГА ЭМОЦИЙ Шумило Ольга Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ детский сад 101 , Воронеж

Я сидел дома один и грустил, потому что знал, что мама придет нескоро. Вдруг за дверью послышался какой-то звук… «Вор!» – подумал я. Но дверь открылась и вошла мама. Она вернулась пораньше! Я был очень рад! Зашифрованные письма

Сегодня я весь день гостила у бабушки. Бабушка подарила мне воздушный шарик. Ярко-красный! Это мой любимый цвет. Я возвращалась домой очень довольная. Вдруг из-за угла выскочила собака и начала лаять. От неожиданности я вздрогнула и выпустила шарик из рук. Я очень расстроилась… и всю дорогу до дома злилась. Злилась на собаку и на себя, за то что испугалась такую маленькую собачку.

П.И. Чайковский «Тревожная минута» Какое настроение у музыкального произведения?

П.И.Чайковский «Новая кукла» Какое настроение у музыкального произведения?

Какое настроение у музыкального произведения? П.И. Чайковский «Сиротка»

Какое настроение у музыкального произведения? В. Беккер «Радость победы»

Грустное настроение

Веселое настроение

Брюллов П. А. Весна. 1875

Тонущий корабль, Айвазовский, 1854

Золотая осень (Левитан Исаак)

Купчиха за чаем, 1918, Борис Кустодиев

Предварительный просмотр:

Интерактивный тренажер «Радуга эмоций»

Тренажер предназначен для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Презентация используется для знакомства детей с основными эмоциями и для закрепления этих знаний. Детям предложены следующие задания: определить эмоцию по позе тела и жестам, определить эмоцию по мимике, определить настроение музыки, цвета, определить настроение картины. Использовать данную презентацию можно как в индивидуальной работе, так и в малых группах. В дальнейшей работе можно расширить спектр предлагаемых эмоций по принципу данной презентации.

Инструкция к презентации.

Слайд 1. Титульная страница.

Слайд 2. Рассказываем детям об эмоциях. Как проявляются различные эмоции: мимика, поза. Здесь же беседуем о причинах возникновения эмоций.

Слайды 3,4,5,6,7. Гномик спрятался за маску. Нужно угадать по позе и жестам, какое настроение у гномика. При щелчке мышкой гномик «снимает» маску и становится видно его лицо.

Слайд 8. Повторение информации. Дети сами рассказывают про каждую эмоцию. При каждом щелчке мышкой появляется картинка с эмоцией (клоун).

Слайды 9,10,11,12,13. Задание для детей – угадать по выражению глаз, какая эмоция у клоуна. При щелчке мышкой на лице клоуна появляются глаза. Ребенок должен определить, какое настроение у клоуна. При следующем щелчке появляется рот.

Слайды 14,15. Задание «Зашифрованные письма». На этих слайдах показан пример, как выполнять это задание . При щелчке мышкой «открывается» конверт с письмом. Появляется ряд эмоций. Это зашифрованное письмо. При следующем щелчке мышкой появляется текст с письмом.

Слайды 16,17,18. Задание «Зашифрованные письма». Здесь задание ребенок выполняет самостоятельно. При щелчке мышкой «открывается» конверт с письмом. Появляется ряд эмоций. Это зашифрованное письмо. Ребенку необходимо самому «прочитать» (сочинить) письмо.

Слайды 19,20,21,22. После прослушивания музыкального произведения, ребенок должен определить, какое у него настроение. Нажатие на триггер воспроизводит музыкальный файл. При щелчке мышкой появляется название произведения. При следующем щелчке появляется котенок с «правильным» настроением.

Слайд 23,24. Задание: определить настроение, которое вызывает определенный цветовой спектр. На экране появляется полоска из различных цветных квадратов. При щелчке мышкой появляется правильный ответ.

Слайд 25,26,27,28. Задание: определить настроение картины. На экране представлена картина. Пусть ребенок расскажет, какое настроение у картины. Расскажите ребенку, как называется картина, кто ее автор. При щелчке мышкой появляется правильный ответ.


наталья соколова
Проект «Радуга эмоций»

Участники проекта : дети старших групп №5; №6.

Тип проекта : практико-ориентировочный

Длительность проекта : краткосрочный

Актуальность темы

Надо ли развивать эмоциональную отзывчивость в современном обществе? Безусловно, надо, ведь эмоциональная отзывчивость во все времена была и будет отправной точкой развития гуманных чувств, отношений между людьми. Страшный дефицит нашего времени – дефицит доброты! Данное явление имеет непосредственно отношение к наиболее значимой проблеме – психологическому здоровью детей. Ни для кого не секрет, что когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. В таких условиях развивается жизнерадостный, активный психически здоровый ребенок. Но, к сожалению, в наш прогрессивный век все меньше и меньше времени у нас взрослых остается на общение с детьми, а ребенок остается, не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. В итоге с каждым годом увеличивается количество эмоционально-неблагополучных детей , которые требуют особо внимания со стороны педагогов. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности являются неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.

Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка , развития умения общаться со сверстниками.

Для практического психолога поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.

Поэтому взрослые (родители и педагоги) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки –важнейший источник формирования чувств дошкольника : радости, нежности, гнева и других переживаний.

Ценность занятий по программе “Радуга эмоций” состоит в том , что благодаря развитию эмоциональной сферы , дети расширяют круг осознаваемых чувств, они начинают глубже понимать себя и окружающих людей, им становится легче наладить дружеские отношения внутри коллектива сверстников.

Основываясь на выше сказанное, я считаю, чтобы помочь ребенку понять свое эмоциональное состояние и научиться управлять собой, необходимо развивать у детей эмоциональную сферу . Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо проводить целенаправленную профилактическую и коррекционную работу, направленную на развитие эмоциональной сферы личности дошкольников, так и возник проект «Радуга эмоций »

Участники проекта :

Педагог-психолог

Воспитатели

Цель проекта : способствовать развитию эмоционально сферы детей дошкольного возраста.

Задачи :

Разработать методическое обеспечение, необходимое для организации процесса по профилактике нарушений и коррекции эмоционально-личностной сферы у детей ;

Научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;

Дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова) ;

Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями .

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является приоритетным в системе дошкольного воспитания в силу своей особой значимости в социальном развитии ребёнка, приобщение его к активной целенаправленной деятельности, определяющей как психоэмоциональное самочувствие ребёнка, так и успех любой деятельности.

В современной отечественной психологии часто используются понятие «эмоциональный комфорт » , «эмоциональное развитие » .

Данный опыт является творческим преобразованием современных подходов к вопросу эмоционального развития дошкольников и возможности активного включения их в педагогический процесс.

Принципы :

Работая с детьми по данной теме проекта ,я руководствуюсь следующими принципами :

1. Не навязывайте себя никому, в том числе и детям, с которыми вы хотите заниматься. Если по каким-то причинам детям не понравилось занятие, значит, отложите его до лучших времен, и попробуйте понять, что вы сделали не так.

2. Остановитесь – если не знаете, как воздействовать. В процессе занятий с детьми могут возникнуть трудности, устранить которые сразу не получается. Проигнорируйте это событие, продолжайте вести занятие так, как будто ничего не произошло.

3. Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ними.

4. Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми. Помните, что вы взрослый, потому что ведете занятие, во всем остальном вы такой же участник, как дети. Вы так же ползаете с ними по полу, показываете различные эмоции , рисуете. Вы – образец того свободного творческого поведения, которому невольно подражают и к которому тянутся дети.

5. Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний, даже если вы искренне желаете в этот момент что-то исправить, кому-то помочь, кого-то больше подбодрить. Избыток вашего внимания или отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное благополучие ребенка, а значит – навредить ему.

6. Давайте качественные оценки, если не можете удержаться от них. На занятиях не бывает правильных и неправильных действий, здесь у всех все получается, все проявляют себя, как могут и как хотят, не боясь заслужить порицание, осуждение.

7. Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример. Помните, что здесь главное - не результативные достижения, а внутренняя свобода, эмоциональное благополучие .

8. Используйте разные формы несловесной поддержки ребенку – улыбку, поглаживание по голове, обнимание за плечи и т д.

Ожидаемый результат :

дети должны знать :

Радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес;

О существовании индивидуальных особенностей своих и своих сверстников.

дети должны уметь :

Понимать и описывать свои желания и чувства;

Осознавать и описывать свои физические и эмоциональные ощущения ;

Воспроизводить выразительные позы и движения;

Уступать друг другу в конфликтных ситуациях;

Передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики.

В занятиях используются следующие методические средства :

Ролевые игры, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе

Релаксационные методы - использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации.

Использование эмоционально-символических методов - групповое обсуждение различных чувств : радости, гнева; направленное рисование, т. е. рисование на определенные темы.

Коммуникативные упражнении, при которых происходит тренировка способностей невербального воздействия детей друг на друга.

Игры,направленные на развитие воображения : вербальные игры, невербальные игры, “мысленные картинки”.

Этапы проектной деятельности .

I. Этап – Подготовительный

Цель : выявить наличие сформированных знаний о социальных эмоциях .

Диагностические методы для предварительной диагностики умения понимать и распознавать эмоции ,сопереживать окружающим людям :

Подбери эмоцию ;

Узнай эмоцию ;

Беседа об эмоциональных ситуациях ;

Беседа об эмоциональных ситуациях

Проведение исследования : сначала наблюдали за детьми в разных видах деятельности.Затем задавали ребенку вопросы :

Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?

Можно ли обижать животных? Почему?

Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?

Можно ли шуметь когда другие отдыхают? Почему?

Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?

Качественный анализ полученных данных

Результаты анализа полученных данных показал, что у детей недостаточно сформированы знания о социальных эмоциях .

II этап – практический

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение одного месяца. (Приложение 1)

Продолжительность – 30 минут, для детей старшего дошкольного возраста.

Структура занятия :

Каждое занятие состоит из трех частей : разминка, основная часть и заключительная часть.

В разминку входит приветствие и ставит своей целью, включить детей в работу.

Основная часть определяется содержанием темы, рассматриваются определенные эмоции .

Заключительная часть – снятие у детей эмоционального возбуждения , подведение итогов занятия. (Приложение 2)

III этап – заключительный

Оценка эффективности реализации проекта .

Анализ проведенной работы.

Отбор наиболее эффективных методов и технологий, направленных на развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста и педагогов доу.

Методическое оформление результатов проекта .

Оформление фотоотчета проекта .

- Распространение опыта работы : «Путешествие в волшебную страну эмоций »

(открытое занятие совместно с родителями и детьми) .

Ожидаемый результат

Дети научились понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние ;

Имеют представление о способах выражения собственных эмоций ;

Умеют управлять своими эмоциями и чувствами .

Для того, что бы дать оценку результативности данного проекта была проведены следующие методы : наблюдение за детьми в различных ситуациях, беседы с детьми.

По результатам наблюдений и бесед, можно сказать, что данный проект благоприятно влияет на психическое состояние детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом,можно сделать следующий вывод : развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции , с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребенка, с другой стороны сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Все без исключения эмоции полезны , если мы осознаем их и “ладим” с ними, то тогда мы сможем ими управлять. Но если мы прячем их за “ширму”, они, во-первых, будут недоступны, когда понадобятся, ведь мы их не одолеем, если подведет “ширма”, прорвись они – нам, же и повредят.

Поэтому, в первую очередь необходимо развивать эмоциональную сферу , а потом благодаря развитому направлять свою деятельность в другие сферы.

Разделы: Работа с дошкольниками

Актуальность проблемы.

В психологии проблеме эмоций посвящено немало работ, тем не менее, считается, что эта проблема меньше всего разработана. Не случайно, такой известный психолог, как Н.Н Ланге, назвал проблему чувств “золушкой” психологии. Эта проблема занимает место гонимой, нелюбимой и вечно обобранной в пользу старших сестер – “ума” и “воли” .

Стоит отметить, что сейчас, хотя и есть работы, посвященные проблеме эмоций, но в основном они рассматриваются с физиологической стороны, и почти нет глубинных исследований, посвященных психологическому аспекту эмоций.

Таким образом, существует острая необходимость собственно психологического изучения проблемы эмоций.

Над темой эмоций работало немало известных ученых, как советских, так и зарубежных. Некоторые исследователи (например, Даффи) полагают, что в рамках поведенческой науки можно обойтись вообще без понимания “эмоция”. Другие же, (например, Томкинс, Изард) утверждают, что эмоции образуют первичную мотивационную систему человека. Ряд ученых придерживается того мнения, что большая часть эмоций разрушает и дезорганизует поведение, являясь основным источником психосоматических заболеваний (например, Лазарус, Юнг). Данные же других авторов показывают, что эмоции играют важную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения (Липер, Мауэр). Есть даже мнение, что решение человеческих проблем заканчивается в подавлении и контролировании неадекватных эмоциональных реакций. Другие же считают, что лучшим выходом из ситуаций является высвобождение эмоций для их естественного взаимопонимания с другими подсистемами личности - когнитивными и гомеостатическими процессами, побуждениями и двигательными актами. Сейчас нет единого взгляда на место эмоций в жизни человека, что доказывает сложность и актуальность данной проблемы для изучения.

В своих работах Г.Х. Шингаров утверждает: “ … общественными является тот факт, что эмоции имеют первостепенное значение для воспитания личности и для привития ей социально значимых черт”.

Так как эмоции играют важную роль в жизни детей, они помогают воспринимать действительность и правильно реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.

Для практического психолога поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.

Поэтому взрослые (родители и педагоги) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, гнева и других переживаний.

Сегодня очень много можно встретить программ, посвященных эмоциональному развитию детей дошкольного возраста, но, ни одна не отвечает рекомендациям, которые предложены О.В. Хухлаевой в программе по психологическому здоровью “Тропинка к своему я”. Она предлагает, следующие этапы знакомства с эмоциями.

1-й этап. Знакомство с некоторыми базовыми эмоциями.

Шаг 1. Первичное знакомство с чувствами.

Шаг 2. Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств.

2-й этап. Обучение пониманию относительности в оценке чувства.

3-й этап. Обучение конструктивному разрешению конфликтов.

Шаг 1. Обучение детей умению владеть своими чувствами.

Шаг 2. Обучение умению принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации.

Шаг 3. Обучение детей принятию ответственности за свои чувства на самих себя.

4-й этап. Итоговый.

А также четыре направления, которые рассмотрены ниже.

К основным эмоциям относятся те, которые являются врожденными. Следуя классификации предложенной К. Изардом, были взяты темы и разработаны занятия для программы “Радуга эмоций”, к ним относятся все базовые эмоции, такие как: радость, горе, страх, гнев, интерес, отвращение, стыд, презрение, удивление.

Занятия по программе “Радуга эмоций” строится по такому принципу: знакомство с чувствами, пропуская их через все каналы восприятия информации, то есть, аудиальную, визуальную, кинестетическую.

Например, аудиальный канал – детям показываются пиктограммы и картинки с изображением чувств, они наблюдают за мимикой сверстников и педагога. Визуальный канал – слушают музыку, проговаривают воспоминания вслух из своего прошлого опыта, слушают остальных детей. Кинестетический канал – рисуют, показывают чувства руками, ногами, телодвижением.

Таким образом, знакомство с чувствами происходит по возможности со всех сторон.

Ценность занятий по программе “Радуга эмоций” состоит в том, что благодаря развитию эмоциональной сферы, дети расширяют круг осознаваемых чувств, они начинают глубже понимать себя и окружающих людей, им становится легче наладить дружеские отношения внутри коллектива сверстников.

Основываясь на выше сказанное, я считаю, чтобы помочь ребенку понять свое эмоциональное состояние и научиться управлять собой, необходимо развивать у детей эмоциональную сферу, через программу “Радуга эмоций”.

Цель программы: развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;
  • дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);
  • совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Принципы:

Работая с детьми по данной программе, я руководствуюсь следующими принципами:

  1. Не навязывайте себя никому, в том числе и детям, с которыми вы хотите заниматься. Если по каким-то причинам детям не понравилось занятие, значит, отложите его до лучших времен, и попробуйте понять, что вы сделали не так.
  2. Остановитесь – если не знаете, как воздействовать. В процессе занятий с детьми могут возникнуть трудности, устранить которые сразу не получается. Проигнорируйте это событие, продолжайте вести занятие так, как будто ничего не произошло.
  3. Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ними.
  4. Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми. Помните, что вы взрослый, потому что ведете занятие, во всем остальном вы такой же участник, как дети. Вы так же ползаете с ними по полу, показываете различные эмоции, рисуете. Вы – образец того свободного творческого поведения, которому невольно подражают и к которому тянутся дети.
  5. Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний, даже если вы искренне желаете в этот момент что-то исправить, кому-то помочь, кого-то больше подбодрить. Избыток вашего внимания или отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное благополучие ребенка, а значит – навредить ему.
  6. Давайте качественные оценки, если не можете удержаться от них. На занятиях не бывает правильных и неправильных действий, здесь у всех все получается, все проявляют себя, как могут и как хотят, не боясь заслужить порицание, осуждение.
  7. Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример. Помните, что здесь главное - не результативные достижения, а внутренняя свобода, эмоциональное благополучие.
  8. Используйте разные формы несловесной поддержки ребенку – улыбку, поглаживание по голове, обнимание за плечи и т д.

Приемы и средства:

В процессе групповой и индивидуальной работы с детьми используются приемы, содержание которых отвечает задачам программы.

На занятиях работа идет параллельно по четырем основным направлениям, которые предложены О.В. Хухлаевой.

Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавать свои и чужие достоинства и недостатки.

Инструментальное направление требует формирования у ребенка умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, т.е. формирования личностной рефлексии.

Потребностно-мотивационное направление заключается в формировании умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за собственную жизнь, умения делать выбор, в формировании потребности в самоизменении и личностном росте.

Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.

Данные направления помогают заложить основу рефлексии и самоизменения, и личностного роста.

В занятиях используются следующие методические средства:

  • Ролевые игры, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе
  • Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально- психологического тренинга.
  • Релаксационные методы - использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации.
  • Использование эмоционально-символических методов - групповое обсуждение различных чувств: радости, гнева,..; направленное рисование, т.е. рисование на определенные темы.
  • Коммуникативные упражнении, при которых происходит тренировка способностей невербального воздействия детей друг на друга.
  • Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры, “мысленные картинки”.

Методы:

Выделенные параметры эмоциональной сферы прослеживаются не только при наблюдении за ребенком, но и при анализе выполнения ими заданий графических методик: рисования семьи, “Кактус”…

Методы, используемые для выявления эмоциональных особенностей детей старшего дошкольного возраста следующие:

  • Методика – Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина.
  • Тест Тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, А. Амен)
  • Методика “ Лесенка” (В.Г. Шур, С.Г. Якобсон)
  • Графическая методика “Кактус” (модификация М.А. Панфиловой)
  • Тест “Страхи в домиках” (модификация М.А. Панфиловой)
  • Проективный тест “Дом – Дерево – Человек” (разработан Дж. Буком)
  • Анкета для педагогов и родителей. (Приложение 6 )

Длительность занятий. Формы организации занятий:

Программа “Радуга эмоций” рассчитана на один год, содержит 25 занятий, из них первые 5 занятий вводные, направленные на сплочение детей, сотрудничество, взаимопонимание, остальные 20 занятий тематические, на них дети знакомятся с эмоциями (Приложение 1 )

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение всего года.

Продолжительность – 30 минут, для детей старшего дошкольного возраста.

Для эффективной поддержки детей используется групповая и индивидуальная форма работы.

Занятия проводятся в кабинете психологической разгрузки, где созданы все условия. На пол постелен ковер, кругом лежат подушки, на которых сидят дети. Подобраны дидактические пособия. Обстановка в кабинете располагает к общению, дети чувствуют себя комфортно и раскованно.

На занятия дети сидят полукругом - куполом, педагог при этом находится на некотором расстоянии от купола. Это дает возможность педагогу держать в поле своего внимания всю группу, и детям – хорошо его видно или дети вместе с педагогом сидят в кругу на ковре на маленьких подушечках.

Структура занятия:

Каждое занятие состоит из трех частей: разминка, основная часть и заключительная часть.

В разминку входит приветствие и ставит своей целью, включить детей в работу.

Основная часть определяется содержанием темы, рассматриваются определенные эмоции.

Заключительная часть – снятие у детей эмоционального возбуждения, подведение итогов занятия. (Приложение 2 )

Ожидаемый результат

Дети научились понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние;

Имеют представление о способах выражения собственных эмоций;

Умеют управлять своими эмоциями и чувствами.

Мониторинг

Оценки результативности программы, в экспериментальных группах.

Для того, что бы дать оценку результативности данной программы была проведена диагностика детей старшего дошкольного возраста до проведения занятий и после них.

Диагностика состояла из 8 тестовых методик (Приложение 4 )

Данные результаты представлены в виде гистограмм (Приложение 3 ).

По результатам диагностики видно, что данная программа помогает решить многие проблемы детей, она благоприятно влияет на психическое состояние детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребенка, с другой стороны сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Все без исключения эмоции полезны, если мы осознаем их и “ладим” с ними, то тогда мы сможем ими управлять. Но если мы прячем их за “ширму”, они, во-первых, будут недоступны, когда понадобятся, ведь мы их не одолеем, если подведет “ширма”, прорвись они – нам, же и повредят.

Поэтому, в первую очередь необходимо развивать эмоциональную сферу, а потом благодаря развитому направлять свою деятельность в другие сферы.

Литература

  1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. “Я хочу”. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Изд. “ВИРТ” Кишинев. “Дорваль” СПб.,1993.
  2. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5–7лет). – М.: Книголюб, 2004.
  3. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М.: Айрис-пресс, 2004.
  4. Крюкова С.В. , Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – М.: Генезис, 2000.
  5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
  6. Пусть меня похвалят! / под ред. Е.Горбаченок, С.Слепица, Т.Казаченок. Белфакс, 2007.
  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Практическое пособие: 4 том. М.: Генезис, 2000.
  8. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. М.: Генезис, 2003.
  9. Хухлаева О.В., Хухлаева О. Е., Первушина И.М. Тропинка к своему я. М.: Генезис, 2004.
  10. Чистякова М.И. Психогимнастика. /под ред.М.М. Буянова. – М.: Просвещение, 1990.
  11. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.: “Валерии СПД”, 2001.

Донская Марина Викторовна

педагог – психолог

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 г. Черемхово»

Программа коррекции и

развития эмоционально – волевой сферы «Радуга»

Процесс формирования социально – личностных качеств у ребенка на современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях внедрения ФГОС ДО, приобретает особую актуальность. Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного школьного обучения, но и способствует саморазвитию личности. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

В связи с этим одним из важных направлений деятельности является обеспечение качественного психолого - педагогического сопровождения, позволяющего не только преодолеть возникающие трудности в процессе воспитания, но и предотвратить их.

В рамках образовательного процесса на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 г. Черемхово» в 2013-2014 учебном году проводилась работа по коррекции и развитию эмоционально - волевой сферы детей по программе «Радуга».

Данная программа была разработана на основе изучения методической литературы и личного профессионального опыта и направлена на коррекцию эмоционально - волевой сферы воспитанников. В основу программы положена «Цветик – семицветик» Н. Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова, программа И.А Пазухиной «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников». В программе используются игры и упражнения по коррекции эмоционально-волевой сферы следующих авторов: И.А.Пазухина, С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник, Н. Л. Кряжева, О. В. Хухлаева, Н.И.Монакова, Т.А.Крылова, А.Г.Сумарокова, О.В.Баженова, М. И. Чистякова и др.

Методологические и теоретические основы программы

Проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики. Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития личности ребенка дошкольного возраста, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями (Г. М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, Я.З. Неверович, П.В. Симонов, И. В. Алехина, Н.М. Амосов, П.К. Анохин, М.В. Антропова, И.А. Аршавский, А. Баллон, А. И. Захаров, М.И. Кольцова, А.Д. Кошелева и др.).

В основе предлагаемой программы лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми. При такой модели взаимодействия и педагог, и ребенок в равной мере признаются в качестве субъектов педагогического процесса, обладают свободой в построении своей деятельности, осуществляют свой выбор строить через свою личность. Основные противоречия преодолеваются не за счет принуждения, а посредством сотрудничества. В силу этого особую ценность приобретают такие свойства личности, как способность к самореализации, творческому росту и инициативность как форма выражения отношений на основе взаимопринятия и взаимопонимания.

Сформированность эмоционально-волевой сферы зависит от ряда условий:

1. Эмоции и волевые качества формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах со сверстниками может проявляться задержка эмоционального развития.

2. Эмоции интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников в виде деятельности - в игре, насыщенной переживаниями.

В связи с этим работа по программе строится в групповой форме с использованием игровых методов.

Основной подход, используемый в программе – поведенческий. Главная задача коррекции в рамках поведенческого подхода - помочь ребенку усвоить новые реакции, направленные на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Различные поведенческие тренинги, психорегулирующие упражнения закрепляют усвоенные реакции.

Программа построена с учетом основных принципов коррекционно-педагогической деятельности:

1. Ведущим в системе целенаправленной коррекционно-педагогической деятельности является принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Программа коррекции направлена не только на коррекцию отклонений в развитии и поведении, на их предупреждение, а и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка и гармоничного развития его личности.

2. Реализация принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Крайне важным является всестороннее обследование и оценка интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, особенностей его психического развития.

3. Принцип системного и целостного изучения ребенка во взаимосвязи и взаимозависимости отдельных отклонений в психическом развитии и первичных нарушений, установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии, соотношения первичных и вторичных отклонений.

4. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-педагогическом процессе, предполагает учет «нормативности» развития личности, учет последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

5. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей при которой исходным моментом в достижении целей является организация активной деятельности ребенка.

6. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности, т.е. решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи с учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, состояния развития психических функций, работоспособности, сложности задания, формы работы, интенсивности нагрузки. Комплексность также предполагает, во-первых, использование всего психолого-педагогического и коррекционно-развивающего инструментария, во-вторых, междисциплинарное взаимодействие специалистов для оказания эффективной помощи ребенку, в-третьих, при работе учитываются все психические функции и процессы, их взаимосвязь и взаимовлияние.

7. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне социального окружения, оно составная часть системы целостных социальных отношений. Отклонения в развитии и поведении есть не только результат психофизиологического состояния ребенка, но и активного воздействия родителей, ближайших друзей, сверстников, педагогического и детского коллективов.

8. Принцип динамического изучения уровня развития ребенка, актуального и потенциального уровня, определение зоны его ближайшего развития в сотрудничестве с родителями при усвоении ребенком новых способов действий.

Цели, задачи, ожидаемые результаты

Назначение программы: психологическая коррекция эмоциональных нарушений у ребенка, смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

Основная цель программы ― коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, повышение осознанного восприятия ребенком своих эмоцио­нальных проявлений и взаимоотношений, развитие социально-личностной компетентности и тем самым обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности.

В соответствии с этой целью формируются следующие задачи (коррекционные, профилактические, развивающие):

    способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осозна­вать свои характерные особенности и предпочтения;

    формировать у детей адекватную самооценку;

    помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции.

    развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе.

    учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;

    вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способ­ствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; кор­ректировать его нежелательные черты характера и поведения;

    развивать творческие, коммуникативные способности в процессе игрового общения.

Организация, формы и методы работы

Форма проведения занятий: коррекционно-развивающие занятия с подгруппой детей, тренинги.

Методы и приёмы

В процессе работы по программе используются приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы. Полифункциональные упражнения, с одной стороны, дающие возможность решать несколько задач, а с другой – позволяющие оказывать на разных детей различное воздействие.

Ролевые методы – предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей противоположных обычным, проигрывание своей роли. Ролевые методы включают в себя: ролевую гимнастику и психодраму. Ролевая гимнастика – ролевые образы животных, сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных предметов. «Психодрама, терапевтические сказки» Крюкова Н. П.

Психогимнастические игры основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. В психогимнастических играх у детей формируются: принятие своего имени, своих качеств характера, своих прав и обязанностей «Психогимнастика в детском саду» М. И. Чистякова.

Коммуникативные игры – это игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому человеку вербальную и невербальную поддержку; игры, способствующие углублению осознания сферы общения, игры, обучающие умению сотрудничать.

Игры и задания, направленные на развитие произвольности.

Игры, направленные на развитие воображения – вербальные игры – придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочинение сказок или подбор ассоциаций к какому-либо слову. Невербальные игры предполагают изображение детьми того или иного живого существа или неживого предмета. «Мысленные картинки» - закрывают глаза и под музыку придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе.

Эмоционально-символические методы – групповое обсуждение различных чувств. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на тему чувств. Направленное рисование, то есть рисование на определенные темы «Бессюжетное рисование» Каиль Д.Г.

Релаксационные методы – в программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные и визуально-кинестические техники Семенович А.В. «Нервнопсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза».

Интерактивный метод - интерактивный тренажер «Радуга эмоций» Аккозина Н. М. .

Занятия строились в доступной и интересной для детей форме с использованием:

элементов цветовых игротренингов (Н.В. Нищева «Разноцветные сказки», Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг»), терапевтических сказок (Анималотерапия для детей Н. Л. Кряжева), развивающих играх (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения), упражнений (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию), этюдов, рассматривание рисунков и фотографий, чтение художественных произведений, рассказы психолога и рассказы детей, сочинение историй, беседы, моделирование и анализ заданных ситуаций, слушание музыки, рисование, мини-конкурсы, игры-соревнования.

Направления работы по программе . Программа состоит из 6 блоков:

    Вводный блок

    Эмоциональный блок - «Мои чувства»

    Поведенческий блок - «Я хозяин своих чувств»

    Коммуникативный блок - «Давайте жить дружно»

    Мотивационный блок - «Страна знаний»

    Заключительный блок.

Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5-6 лет с проблемами в эмоционально-волевой сфере и в поведении.

Организационные условия проведения занятий

Программа реализуется в течение 1 учебного года в количестве 34 учебных часов. Занятия проводятся с группой детей, состоящей из 5-12 человек, 1 раза в неделю во второй половине дня. Занятия проводятся в кабинете психолога, в групповых помещениях, в музыкальном зале.

Комплексный подход к реализации программы

Неотъемлемыми участниками образовательных отношений в рамках реализации данной программы являются родители детей, посещающих занятия. Родители посещали консультации специалиста по возникающим вопросам и выявленным проблемам в ходе реализации программы, консультации «Развитие навыков социального поведения детей старшего дошкольного возраста», «Эмоции и волевые качества формируются в процессе общения ребенка со сверстниками» и другие. Отслеживали индивидуальную карту развития (приложение 1), посещать открытые и итоговые занятия, родительские лектории, собраниях, высказывать свои пожелания и рекомендации по текущим вопросам, касающимся образовательного процесса, заполняли листы анкет (приложение 2). Обеспечивая принцип комплексности, применялось взаимодействие узких специалистов (музыкальные руководители, инструктор ФК, учитель – логопед) для оказания эффективной помощи. Воспитатели групп создавали условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельность, для развития творческого потенциала ребенка.

Мониторинг результатов работы по программе основывается на результатах психологической диагностики. Методологическая основа диагностики:

    методика В.М.Минаевой. «Диагностика эмоциональной сферы ребенка» Цель: развитие эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста: знакомство с основными эмоциями, различие и анализирование (приложение 1).

    Анкеты для педагогов «Изучение эмоциональной сферы дошкольников» составитель Ю.Е.Веприцкая (приложение 3).

    Анкеты для родителей «Вопросы для родителей по изучению эмоциональной сферы дошкольников» составитель Ю.Е. Веприцкая (приложение 2).

В результате проведенной работы по коррекции и развитию эмоционально - волевой сферы детей по программе «Радуга», итоговая диагностика показала следующие результат по направлениям:

    мимика и пантомимика. По сравнению с первичной диагностикой (38%) данные по этому параметру увеличились на 12 % , то есть в результате проведенной работы - 50 % детей научились правильно выражать свое эмоциональное состояние.

    выразительности речи. Интонационная выразительность речи по сравнению с первичной диагностикой (27%) увеличилась на 24% и составила 51%.

    восприятие графического изображения различных эмоций улучшилось по сравнению с первичной диагностикой (24%) на 48% и составила 72%.

    Диагностируется значительное улучшение графического изображения эмоций 64% в сравнении с первичной диагностикой (21%), динамика составила 43%.

В результате проведения цикла коррекционно – развивающих занятии по программе «Радуга» у детей развивается умение различать и объяснять свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей, улучшается уровень передачи эмоциональных состояний речи, развивается умение правильно реагировать на различные жизненные ситуации с эмоциональной точки зрения.

Приложения

Приложение 1

Индивидуальная карта развития дошкольника

для коррекционно – развивающих занятий в

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2»

Группа №_______Ф.И. ____________________________________

Коррекционно – развивающая программа «Радуга».

Цель: развитие эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста (знакомство с основными эмоциями, различие и анализирование их).

Количество занятий:34. Время занятий:25 минут. Методика В.М.Минаевой. «Диагностика эмоциональной сферы ребенка»

    Диагностика мимики (м) и пантомимики (п)

    Печальный

    Испуганный

    Сердитый

    Удивленный

    Начальная диагностика

    Итоговая диагностика

  1. Диагностика выразительности речи. (Произнесение фразы «У меня есть собака с различной интонацией)

    Радостно

    Испугано

    Удивлено

    Начальная диагностика

    Итоговая диагностика

  2. Диагностика восприятия графического изображения различных эмоций (выбор пиктограммы)

    Удивление

    Начальная диагностика

    Итоговая диагностика

  3. Диагностика графического изображения эмоций (рисование эмоции радость)

Величина

Расположение на листе

Начальная диагностика

Итоговая диагностика

Заключение

Педагог – психолог Донская Марина Викторовна

Приложение 2

Уважаемые родители!

Ответьте, пожалуйста, в письменной форме на представленные вопросы,

Это необходимо для углубленной работы педагога – психолога

Вопросы для родителей по изучению эмоциональной сферы ребенка

    Часто ли ребенку кажется, что он сделал что то не так?

    Обидчив ли Ваш ребенок?

    Смущается ли он при разговоре со взрослым?

    Бывает ли ребенок так возбужден, что не может усидеть на месте?

    Любит ли он мечтать?

    Можно ли назвать его раздражительным?

    Спокойно ли спит Ваш ребенок?

    Часто ли его терзает чувство вины?

    Долго ли перехаживает после случившегося конфликта?

    Часто ли ребенок «дуется»?

    Беспокоят ли его боли без всякой причины?

    Часты ли подъемы и спады настроения в течении дня?

    Легко ли его задеть, покритиковав чем то?

    Можно ли назвать его веселым и живым?

    Бывают ли у него тики, непреднамеренные движения?

    Проявляет ли ребенок чрезмерно бурные эмоциональные реакции с плачем?

    Вступает ли ребенок в конфликты, потасовки со сверстниками по различным поводам?

    Ведет ли он так себя со взрослыми?

Приложение 3

Изучение эмоциональной сферы дошкольников

Анкета для педагогов

Дата заполнения__________ ФИ ребенка_______________________ дата рождения___________

1. Трудности поведения: а) имеются, б) отсутствуют;

2. Трудности в обучении: а) имеются, б) отсутствуют;

3. Проявляет ли ребенок нервозность, тревожность

а) очень часто

б) обычно

г) никогда

4. Проявляет ли ребенок двигательное беспокойство, расторможенность

а) очень часто

б) обычно

г) никогда

5. Проявляет ли ребенок рассеянность, отвлекаемость, импульсивность

а) очень часто

б) обычно

г) никогда

6. Проявляет ли ребенок утомляемость, истощаемость

а) очень часто

б) обычно

г) никогда

7. Проявляет ли ребенок раздражительность, агрессивность

а) очень часто

б) обычно

г) никогда

8. Проявляет ли ребенок вялость, пассивность

а) очень часто

б) обычно

г) никогда

9. Проявляет ли ребенок робость, скованность

а) очень часто

б) обычно