Понятие агенты и способы социального контроля. Курсовая работа: Сущность и формы социального контроля

Социальный контроль - самый эффективный инструмент, при помощи которого мощные институ­ты общества организуют жизнедеятельность простых граждан. Инструменты, или в данном случае методы, социального контроля отличаются огромным разнооб­разием, они зависят от ситуации, целей и характера конкретной группы, где употребляются. Они простираются от выяснения отношений один на один до психологического давления, физического насилия, экономического принуждения. Не обязательно, что механизмы контроля были направлены на то, чтобы исключить нежелательную персону и стимулировать к лояльности остальных. «Изоляции» чаще всего под­вергается не сам индивид, а его поступки, высказы­вания, отношения с другими лицами.

В отличие от самоконтроля, о котором говорилось выше, внешний контроль - это совокупность институ­тов и механизмов, гарантирующих соблюдение обще­принятых норм поведения и законов. Он подразделяет­ся на неформальный (внутригрупповой) и формальный (институциональный).

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны обще­ственного мнения, которое выражается через тради­ции и обычаи либо средства массовой информации.

Традиционная сельская община контролировала все аспекты жизни своих членов: выбор невесты, методы разрешения спора и конфликта, способы ухаживания, выбор имени новорожденного и многое другое. Ника­ких писаных норм не существовало. В качестве контро­лера выступало общественное мнение, чаще всего вы­ражаемое старейшими членами общины. В единую систему социального контроля органично вплеталась религия. Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с традиционными праздниками и обрядами (например, бракосочетания, рождения ребенка, дости­жения зрелости, обручения, урожая), воспитывало чув­ство уважения к социальным нормам, прививало глубо­кое понимание их необходимости.

В компактных первичных группах для обуздания реальных и потенциальных девиантов постоянно дей­ствуют чрезвычайно эффективные и одновременно очень тонкие механизмы контроля - такие, как убеж­дение, насмешка, сплетни и презрение. Насмешка и сплетня являются мощными инструментами соци­ального контроля во всех типах первичных групп. В отличие от методов формального контроля, например выговора или понижения в должности, неформальные методы доступны практически всем. И насмешками, и сплетнями может манипулировать любой неглупый человек, имеющий доступ к каналам их передачи.

Не только бизнес-организации, но университеты и церкви с успехом используют экономические санкции, чтобы удержать свой персонал от девиантного поведе­ния, т. е. такого поведения, которое расценивается как выходящее за рамки допустимого.


Детальный (мелочный) контроль, при котором руко­водитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одергивает и т. п., называют надзором. Надзор осуще­ствляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъектом становится государство, и он превращается в специализированный общественный институт. Он разрастается в огромную систему, покры­вающую всю страну. В такую систему входят сыскные бюро, детективные агентства, полицейские участки, службы осведомителей, тюремные надзиратели и кон­войные войска, суды, цензура.

Неформальный контроль могут выполнять также семья, круг родственников, друзей и знакомые. Их называют агентами неформального контроля. Если рассматривать семью как социальный институт, то следует говорить о ней как о важнейшем институте социального контроля.

Формальный контроль исторически возник позже неформального - в период зарождения сложных об­ществ и государств, в частности, древневосточных империй.

Хотя, несомненно, его предвестников мы без труда обнаружим и в более ранний период - в так называе­мых вождествах, где четко обозначился круг формаль­ных санкций, официально применяемых к нарушителям, например, смертная казнь, изгнание из племени, отстра­нение от должности, а также всевозможные виды воз­награждений.

Однако в современном обществе значение фор­мального контроля сильно возросло. Почему? Оказы­вается в сложном обществе, особенно в многомилли­онной стране, все труднее поддерживать порядок и стабильность. Неформальный контроль ограничен небольшой группой людей. В большой группе он неэф­фективен. Поэтому его называют локальным (местным). Напротив, формальный контроль действует на всей территории страны. Он глобален.

Его осуществляют специальные люди - агенты формального контроля. Это лица, специально обучен­ные и получающие зарплату за выполнение конт­рольных функций. Они - носители социальных стату­сов и ролей. К ним причисляют судей, полицейских, врачей-психиаторов, социальных работников, специ­альных должностных лиц церкви т. д.

Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписанных правилах, то в современном его основой выступают писанные нормы: инструкции, ука­зы, постановления, законы. Социальный контроль при­обрел институциональную поддержку.

Формальный контроль осуществляют такие ин­ституты современного общества, как суды, образо­вание, армия, производство, средства массовой инфор­мации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство - системе налогообложения и социаль­ной помощи населению, государство - полиции, сек­ретной службе, государственных каналов радио, теле­видения и органов печати.

Методы контроля в зависимости от применяемых санкций подразделяются на:

жесткие;

мягкие;

прямые;

косвенные.

Их название отличается от того, что вы узнали о типах санкций (вспомните их), но содержание тех и других во многом сходное. Четыре метода контроля могут пересекаться.

Средства массовой информации относятся к инструмен­там косвенного мягкого контроля;

Политические репрессии, рэкет, организованная пре­ступность - к инструментам прямого жесткого конт­роля;

Действие конституции и уголовного кодекса - к инстру­ментам прямого мягкого контроля;

Экономические санкции международного сообщества - к инструментам косвенного жесткого контроля.

Сделаем выводы: внешний контроль подразделя­ется на неформальный (он основан на неписаных пра­вилах) и формальный (основан на писаных нормах-законах). Второй возник позже первого и используется главным образом в современном обществе. У того и другого есть агенты и институты контроля. Методы контроля могут быть мягкими и жесткими.

Агенты и инструменты социального контроля. Социальный контроль - система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов.

Социальный контроль – самый эффективный способ, при помощи которого мощные институты общества организуют жизнедеятельность простых граждан. Инструменты, или в данном случае методы социального контроля отличаются огромным разнообразием, они зависят от ситуации, целей и характера конкретной группы, в отношении которой употребляются. Диапазон их применения огромен: от выяснения отношений между конкретными людьми до психологического давления, физического насилия, экономического принуждения человека со стороны всего общества. Не обязательно, чтобы механизмы контроля были направлены на осуждение нежелательной персоны или стимулирование к ней нелояльности остальных. «Неодобрение» чаще всего выражается не по отношению к самому индивиду, а по отношению к его поступкам, высказываниям, взаимодействиям с другими лицами.

Внешний контроль – это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на формальный, т.е. институциональный, и неформальный, т.е. внутригрупповой.

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции обычаи либо средства массовой информации, а также со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых. Их называют агентами неформального контроля. Если рассматривать семью как социальный институт, то следует говорить о ней как о важнейшем институте социального контроля.

В компактных первичных группах для обуздания реальных и потенциальных девиантов постоянно действуют чрезвычайно эффективные и одновременно очень тонкие механизмы контроля, такие как убеждение, насмешка, сплетни и презрение. Насмешка и сплетня являются мощными инструментами социального контроля во всех типах первичных групп. В отличие от методов формального контроля, например, выговора или понижения в должности, неформальные методы доступны практически всем. И насмешками, и сплетнями может манипулировать любой неглупый человек, имеющий доступ к каналам их передачи.

Формальный контроль исторически возник позже неформального – в период зарождения сложных обществ и государств, в частности, древневосточных империй. Однако в современном обществе значение формального контроля существенно возросло. В сложном обществе, особенно в стране с многомиллионным населением, гораздо труднее поддерживать порядок и стабильность. Ведь неформальный контроль за индивидом со стороны такого общества ограничен небольшой группой людей. В большой группе он неэффективен. Поэтому иногда его называют локальным. Напротив, формальный контроль носит всеохватывающий характер, он действует на всей территории страны. Он глобален, и его всегда осуществляют особые люди – агенты формального контроля. Это профессионалы, т. е. лица, специально обученные и получающие зарплату за выполнение контрольных функций. Они – носители социальных статусов и ролей. К ним причисляют судей, полицейских, врачей-психиатров, социальных работников и т. д. Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, то в современных обществах его основой выступают писаные нормы; инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку.

Формальный контроль, как мы уже говорили, осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует при помощи оценок, правительство – при помощи системы налогообложения и социальной помощи населению, государство - при помощи полиции, секретной службы, государственных каналов радио, телевидения и органов печати.

Методы контроля, в зависимости от применяемых санкций, подразделяются на:

· жесткие;

· мягкие;

· прямые;

· косвенные.

  1. Институт как социальная организация.

Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) -- это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт" связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Процесс институционализации включает в себя ряд моментов:

1) Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т.д. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.

2) Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

Что же это за системы? Каковы их основные элементы? Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом. Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.

3) Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.) Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. М., 2000. с - 117. .

Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты - это организованные объединения людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Социальный контроль – самый эффективный способ, при помощи которого мощные институты общества организуют жизнедеятельность простых граждан. Инструменты, или в данном случае методы социального контроля отличаются огромным разнообразием, они зависят от ситуации, целей и характера конкретной группы, в отношении которой употребляются.

Диапазон их применения огромен: от выяснения отношений «один на один» между конкретными людьми до психологического давления, физического насилия, экономического принуждения человека со стороны всего общества. Не обязательно, чтобы механизмы контроля были направлены на осуждение нежелательной персоны или стимулирование к ней нелояльности остальных.

«Неодобрение» чаще всего выражается не по отношению к самому индивиду, а по отношению к его поступкам, высказываниям, взаимодействиям с другими лицами.

В отличие от самоконтроля, о котором говорилось выше, внешний контроль – это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на формальный (институциональный) и неформальный (внутригрупповой).

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.

Традиционная сельская община контролировала все аспекты жизни своих членов: выбор невесты, способы ухаживания, определение имени новорожденного, методы разрешения спора и конфликта и многое другое. Никаких писаных норм не существовало. В качестве контролера выступало общественное мнение, чаще всего опирающееся на мнение, выражаемое старейшими членами общины. В единую систему социального контроля органично вплетались религиозные требования.

Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с традиционными праздниками и обрядами (например с обручением, бракосочетанием, рождением ребенка, достижением зрелости, сбором урожая), воспитывало чувство уважения к социальным нормам, прививало глубокое понимание их необходимости.

Неформальный контроль могут выполнять также семья, круг родственников, друзей и знакомых. Их называют агентами неформального контроля. Если рассматривать семью как социальный институт, то следует говорить о ней как о важнейшем институте социального контроля.

В компактных первичных группах для обуздания реальных и потенциальных девиантов постоянно действуют чрезвычайно эффективные и одновременно очень тонкие механизмы контроля, такие как убеждение, насмешка, сплетни и презрение. Насмешка и сплетня являются мощными инструментами социального контроля во всех типах первичных групп. В отличие от методов формального контроля, например, выговора или понижения в должности, неформальные методы доступны практически всем. И насмешками, и сплетнями может манипулировать любой неглупый человек, имеющий доступ к каналам их передачи.

Не только бизнес-организации, но также университеты и церкви с успехом используют экономические санкции, чтобы удержать свой персонал от девиантного поведения, т. е.

Такого поведения, которое расценивается как выходящее за рамки допустимого.

Детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одергивает и т. п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микроо, но и на макроуровне общества. Его субъектом является государство, и в этом случае надзор превращается в специализированный общественный институт, который разрастается в огромную систему, покрывающую всю страну. В такую систему агентами формального контроля входят сыскные бюро, детективные агентства, полицейские участки, службы осведомителей, тюремные надзиратели, конвойные войска, суды, цензура и т. д.

Формальный контроль исторически возник позже неформального – в период зарождения сложных обществ и государств, в частности, древневосточных империй. Хотя, несомненно, его предвестников мы без труда обнаружим и в более ранний период – в так называемых вождествах (Chiefdom), где четко обозначился круг формальных санкций, официально применяемых к нарушителям, – вплоть до изгнания из племени и смертной казни. В вождествах были установлены также всевозможные виды вознаграждений.

Однако в современном обществе значение формального контроля существенно возросло. Почему? Оказывается, в сложном обществе, особенно в стране с многомиллионным населением, гораздо труднее поддерживать порядок и стабильность. Ведь неформальный контроль за индивидом со стороны такого общества ограничен небольшой группой людей. В большой группе он неэффективен. Поэтому иногда его называют локальным (местным). Напротив, формальный контроль носит всеохватывающий характер, он действует на всей территории страны. Он глобален, и его всегда осуществляют особые люди – агенты формального контроля. Это профессионалы, т. е. лица, специально обученные и получающие зарплату за выполнение контрольных функций. Они – носители социальных статусов и ролей. К ним причисляют судей, полицейских, врачей4психиатров, социальных работников, специальных должностных лиц церкви и т. д. Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, то в современных обществах его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку.

Формальный контроль, как мы уже говорили, осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует при помощи оценок, правительство – при помощи системы налогообложения и социальной помощи населению, государство – при помощи полиции, секретной службы, государственных каналов радио, телевидения и органов печати.

Методы контроля, в зависимости от применяемых санкций, подразделяются на:

Жесткие;

Косвенные.

Названия методов контроля отличаются от того, что вы узнали выше о типах санкций (вспомните их), но содержание тех и других во многом сходное. Четыре метода контроля могут пересекаться (табл.11).

Таблица 11

Комбинации методов формального контроля

Приведем примеры подобных пересечений.

1. Средства массовой информации относятся к инструментам косвенного мягкого контроля.

2. Политические репрессии, рэкет, организованная преступность – к инструментам прямого жесткого контроля.

3. Действие конституции и уголовного кодекса – к инструментам прямого мягкого контроля.

4. Экономические санкции международного сообщества – к инструментам косвенного жесткого контроля.

Субъектами социального контроля, как мы уже знаем, являются социальные институты и агенты (индивиды). К институтам формального контроля относятся субъекты, контролирующие соблюдение формальных норм (государственные учреждения и организации, политические партии). Институты неформального контроля - община, семья, дворовая компания.
Не следует отождествлять характер контроля с его эффективностью: очень часто неформальный контроль значительно эффективнее формального. Например, несмотря на все усилия государства, во время известной антиалкогольной кампании в нашей стране миллионы людей нарушали запрет на самогонова-
124
Ьение. И в то же время миллионы людей (в том числе неверующих) без всякого принуждения соблюдают религиозные обряды И ритуалы.
В уголовном праве существует принцип «экономии репрессии». В области социального контроля и регулирования есть принцип экономии права: правовой контроль должен применяться там и тогда, где и когда не срабатывают другие формы контроля. Как уже сказано выше, право (особенно уголовное) является эффективным, но очень острым инструментом, да к тому же весьма дорогим: для контроля за соблюдением правовых запретов необходим специальный аппарат. (Об отрицательных последствиях этого сказано в гл. 10)
Неформальный контроль значительно дешевле. Можно принять закон, детально регламентировать условия деятельности и!равила игры, например, в такой близкой каждому россиянину
ре, как реклама. И аппарат, получающий заработную плату из бюджета, будет контролировать соблюдение правил и применять санкции к нарушителям. Но правила игры в рекламном бизнесе могут регулироваться и самими участниками рынка, самим сообществом рекламопроизводителей. Сообщество может установить определенные этические нормы и принципы поведения своих членов (кодекс чести). Несоблюдающие эти правила исключаются из сообщества, и это страшнее любых предупреждений и штрафов, которые могут налагать государственные чиновники.
Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое формируется на основе традиций и обычаев. В настоящее время в формировании общественного мнения ключевую роль играют средства массовой информации.
Общественное мнение - совокупность представлений, оценок и суждений здравого смысла, разделяемых большинством членов какой- либо социальной группы или общества в целом.
Оно есть в производственном коллективе, небольшом поселке, у социального класса, этнической группы и общества в целом. Воздействие общественного мнения, пожалуй, самое сильное. Например, осуждение общественным мнением в России проекта переброски северных рек в конце 80-х годов. Против государственной машины, огромного числа научных институтов,
125
получающих от проекта денежные средства, и чиновников, распределявших эти средства, вначале выступила небольшая группа интеллигенции. Затем, после поддержки телевидения и прессы, осуждение переросло в широкое общественное движение. Мнение большинства изменилось, а затем было принято государственное решение о приостановлении финансирования проекта.
Социология очень широко изучает общественное мнение. Анкетные опросы и интервью направлены прежде всего на его изучение. Социологию иногда даже отождествляют, и неправильно, с изучением общественного мнения.
Его исследуют двумя способами:
опрашивают типичных граждан, а затем обобщают статистические данные;
опрашивают не типичных, а самых активных. Их называют лидерами общественного мнения.
В России одной из главных форм организации социальной жизни была община. Традиционная сельская община контролировала все аспекты жизни своих членов: выбор невесты, способы ухаживания, методы разрешения спора и конфликта, выбор имени новорожденного и многое другое. Никаких писаных норм не существовало. В качестве контролера выступало общественное мнение, чаще всего выражаемое старейшими членами общины. В единую систему социального контроля органично вплеталась религия. Строгое соблюдение ритуалов и церемоний, связанных с традиционными праздниками и обрядами (например, бракосочетания, рождения ребенка, достижения зрелости, обручения, уборки урожая), воспитывало чувство уважения к социальным нормам, прививало глубокое понимание их необходимости.
Неформальный контроль могут выполнять также родственники, друзья и знакомые - агенты неформального контроля. Если рассматривать семью как социальный институт, то следует говорить о ней как о важнейшем институте социального контроля.
Нетрудно.заметить сходство двух процессов в обществе - социализации и контроля. Субъектами воздействия в том и другом случае выступают агенты и социальные институты.
Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти. Исторически он возник позже неформального - в период зарождения сложных об-
1цеств и государств, в частности, древневосточных империй. Хотя, несомненно, его предшественников без труда можно обна->ужить и в более ранний период - в так называемых вождест-ix, где уже обозначилась стабильная система санкций, офици-[ьно применяемых к нарушителям, например, лишение жизни, ргнание из племени, а также всевозможные виды вознагражце-[й (почестей).
В современном обществе значение формального контроля сильно возросло. Почему? В сложном обществе, особенно в многомиллионной стране, все труднее поддерживать порядок и стабильность. Его осуществляют специальные люди - агенты формального контроля. Это специально обученные лица, получающие заработную плату за выполнение контрольных функций. Они - носители особых социальных статусов и ролей. К ним причисляют судей, полицейских, врачей-психиатров, социальных работников, специальных должностных лиц церкви т. д.
| Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, то в современном его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль все более выступает в институциональной форме.
Формальный контроль рсуществляют такие институты современного общества, как суд, школа, армия, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует с помощью экзаменационных оценок, правительство - системы налогообложения и социальной помощи населению, государство - полиции, секретной службы, государственных каналов радио и телевидения.
Основным инструментом, который применяют агенты и институты социального контроля, являются санкции.
Санкциями называются не только наказания, но также поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.
Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата (рис. 7.1).
Формальные позитивные санкции"{Ф+) - публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот,
126
127
допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления).
Позитивные
Негативные
ф+ ф-
н+ н-
Формальные Неформальные
Рис. 7.1. Четыре типа санкций
Неформальные позитивные санкции (Н+) - одобрение, исходящее не от официальных организаций: дружеская похвала, комплимент, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, почет, лестный отзыв, улыбка.
Формальные негативные санкции (Ф-) - наказания, предусмотренные законами, правительственными постановлениями, инструкциями, уставами: арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.
Неформальные негативные санкции (Н-) - наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: насмешка, издевка, злая шутка, унизительная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, недоброжелательный отзыв.
Итак, социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля. Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди и социальные группы на основе норм, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми.
«Соблюдение норм, как и знание санкций, делает наше поведение предсказуемым.
Каждый из нас знает, что за выдающееся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление - тюремное заключение. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает не только норму, но и следующую за ним санкцию.
Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое-Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она становится лозунгом, призывом, воззванием. Хотя
128
шозунг и способен влиять (и весьма существенно) на поведение мюдей, но норма-лозунг не является элементом социального контроля.
По степени интенсивности санкции бывают строгими, или жесткими, и нестрогими, или мягкими.
С характером санкций и применяющих их институтов связаны методы социального контроля.
Социальный контроль в зависимости от строгости применяемых санкций подразделяется на жесткий и мягкий, в зависимости от применяющего их института - на прямой и косвенный.
Как правило, институт, устанавливающий нормы, контролирует и их соблюдение. Это прямой контроль (государство контролирует соблюдение правовых норм, дворовая компания - групповых).
Но одной из особенностей социального контроля (и одним из важных условий его эффективности) является то, что соблюдение одной и той же нормы может контролироваться разными Институтами. Когда один институт социального контроля контролирует соблюдение нормы, установленной другим институтом -это косвенный контроль. При таком контроле применяются санкции, характерные для данного контролирующего института. Например, успеваемость учащихся контролирует и школа, и семья. За плохую учебу в школе ставят двойку (прямой контроль), в семье ребенку могут запретить играть на компьютере (косвенный контроль). Если говорить о сравнительной эффективности прямого и косвенного контроля, то, как и в отношении формального и неформального контроля, в общем плане это определить невозможно: в одних случаях эффективнее прямой, в Других - косвенный.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Институты контроля и санкции » з дисципліни «Соціологія для юристів »

Социальный контроль - самый эффективный способ, при помощи которого мощные институты общества организуют жизнедеятельность простых граждан. Инструменты, или в данном случае методы социального контроля отличаются огромным разнообразием, они зависят от ситуации, целей и характера конкретной группы, в отношении которой употребляются. Диапазон их применения огромен: от выяснения отношений между конкретными людьми до психологического давления, физического насилия, экономического принуждения человека со стороны всего общества. Не обязательно, чтобы механизмы контроля были направлены на осуждение нежелательной персоны или стимулирование к ней нелояльности остальных. «Неодобрение» чаще всего выражается не по отношению к самому индивиду, а по отношению к его поступкам, высказываниям, взаимодействиям с другими лицами.

Внешний контроль - это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на формальный, т.е. институциональный, и неформальный, т.е. внутригрупповой.

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции обычаи либо средства массовой информации, а также со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых. Их называют агентами неформального контроля. Если рассматривать семью как социальный институт, то следует говорить о ней как о важнейшем институте социального контроля.

В компактных первичных группах для обуздания реальных и потенциальных девиантов постоянно действуют чрезвычайно эффективные и одновременно очень тонкие механизмы контроля, такие как убеждение, насмешка, сплетни и презрение. Насмешка и сплетня являются мощными инструментами социального контроля во всех типах первичных групп. В отличие от методов формального контроля, например, выговора или понижения в должности, неформальные методы доступны практически всем. И насмешками, и сплетнями может манипулировать любой неглупый человек, имеющий доступ к каналам их передачи.

Формальный контроль исторически возник позже неформального - в период зарождения сложных обществ и государств, в частности, древневосточных империй. Однако в современном обществе значение формального контроля существенно возросло. В сложном обществе, особенно в стране с многомиллионным населением, гораздо труднее поддерживать порядок и стабильность. Ведь неформальный контроль за индивидом со стороны такого общества ограничен небольшой группой людей. В большой группе он неэффективен. Поэтому иногда его называют локальным . Напротив, формальный контроль носит всеохватывающий характер, он действует на всей территории страны. Он глобален, и его всегда осуществляют особые люди - агенты формального контроля. Это профессионалы, т. е. лица, специально обученные и получающие зарплату за выполнение контрольных функций. Они - носители социальных статусов и ролей. К ним причисляют судей, полицейских, врачей-психиатров, социальных работников и т. д. Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, то в современных обществах его основой выступают писаные нормы; инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку.

Формальный контроль, как мы уже говорили, осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует при помощи оценок, правительство - при помощи системы налогообложения и социальной помощи населению, государство - при помощи полиции, секретной службы, государственных каналов радио, телевидения и органов печати.

Методы контроля, в зависимости от применяемых санкций, подразделяются на:

· жесткие;

· мягкие;

· прямые;

· косвенные. [Приложение 2]