Выглядит батик. Батик - что это такое, описание техники росписи по ткани, необходимые материалы и инструменты

Введение.

Батик – искусство ручной росписи тканей. В настоящее время, как и во времена процветания Индонезии, батик не теряет своей актуальности. Батик широко применяется при дизайне интерьеров. С помощью батика можно расставить акценты в нужных местах, придать эксклюзивность различным деталям интерьера: шторам, ширмам, абажурам, пуфикам, подушкам, проще сказать - создать настроение всей комнаты. А интересные приемы и особенности техники батика позволяют добиться необычных результатов. Художественная роспись по ткани вносит душевность, легкость, уют, изящность, чувственность.

Батик часто используется и как самостоятельное произведение искусства. Он также востребован модельерами и применяется для пошива одежды.

Творчество БАТИКА даёт:

а) Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее. Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение. 1 Творчество - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использо­вать нестандартные способы деятельности. По сути дела, творчество - это "способность создавать любую принципиально новую возможность" (Г.С. Батищев). Творчество - не сплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творче­ства, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и от­четливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения. П.И.Чайковский писал о своем творческом со­стоянии: «...в другой раз является совершенно новая само­стоятельная музыкальная мысль. Откуда это является - не­проницаемая тайна. Сегодня, например, с утра я был охва­чен тем непонятным и неизвестно откуда берущимся огнем вдохновения, благодаря которому я знаю заранее, что все написанное мной сегодня будет иметь свойство западать в сердце и оставлять в нем впечатление».

*Ознакомление с техникой батика.

*Изучение техники батика и художественного решения.

*Углубить знания о декоративно-прикладном искусстве, систематизировать знания о искусстве.

*Освоить основные приёмы росписи ткани.

Батик. Особенности технологий и художественного решения.

Что такое батик

Большинство людей под словом «батик» понимают расписанную от руки ткань. В более профессиональном узком смысле батик - это конкретная технология окрашивания ткани или обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть нанесение состава, не пропускающего краску на те места ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор.

В Большой Советской Энциклопедии говорится, что «батик основан на сочетании рисунка, наносимого на ткань непроницаемым для краски составом (при горячем батике - разогретый воск, при холодном батике - резиновый клей), с последующим окрашиванием в баке или тампонами...».

Батик это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В настоящем издании все желающие обучиться данному искусству или усовершенствовать свои навыки найдут простые и ясные инструкции по созданию работ на ткани, сведения о материалах и основных видах техник, советы по созданию собственных работ, а также большое количество фотографий, пошагово демонстрирующих процесс работы над произведением от самого начала и до конца. Здесь же предложено множество шаблонов, которыми вы сможете воспользоваться и создать работы не хуже представленных здесь.

Итак, наиболее характерная особенность батика - это резервирование, т.е. нанесение определенного состава на ткань с целью сохранить и выделить цвета узора или фона. Но сейчас под этим термином подразумевают не только восковую технологию многоэтапной окраски ткани, но и узелковую технологию, и жгутовую, и японскую многоцветную высокохудожественную роспись по шелку, и китайскую сине-белую окраску шелка. Причем в современной художественной среде именно последняя технология является самой популярной. И все это батик - древнее, удивительно многообразное искусство, которое сейчас занимает достойное место среди других видов декоративного искусства.

Батик объединил в себе особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств, таких как графика, акварель, витраж, пастель, мозаика и другие. Интересно и то, что значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяют расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.

История развития батика

Родиной батика, искусства росписи тканей, считается Юго-Восточная Азия. К нам батик пришел из Индонезии, даже название этого декоративного искусства происходит от местного слова «анбатик» - рисовать, писать. При изготовлении батика, кроме кра­сителей, использовались специальные составы - резервы, позволяющие сохранять окраску того или иного фрагмента ткани при дальнейшем окрашивание. Основой для росписи служили хлопковые ткани ручной выделки. Подготовке ткани уделялось особое внимание: ее вымачивали, тщательно отбеливали, кипятили для придания однородности и необходимой плот­ности. После этого начинался много­дневный процесс росписи: нанесение горячего воска, крашение, сушка. Эти действия повторялись столько раз, сколько различных цветов было в соз­даваемом рисунке. Как правило, таких циклов было не более десяти. Это связано с достаточно ограничен­ным количеством природных красите­лей, которые использовались в тради­ционном индонезийском батике. Теплая коричневая гамма, от цвета слоновой кости до темно-коричневого, подчеркивалась сочными тонами индиго - самого яркого красителя. Рецепт изготовления красок, равно как и узоры росписи, принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. По рисунку на одежде можно было определить принадлежность человека к касте, его общественное положение и родственные связи. Сюжеты для росписи использовались самые раз­ные: от абстрактных рисунков до слож­нейших орнаментов - для украшения одежды: многофигурные жанровые или религиозные композиции - для жилищ и храмов. Батик в древности был распро­странен не только в Индонезии, но и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название «бандхана» и «лахерия». Китайцы подарили миру шелк и, как следствие, - способ его окраски. Тех­ника «лацзе» - в переводе «узоры вос­ком» - очень похожа на батик. На шелк наносили рисунок расплавленным вос­ком, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оста­вались участки неприкрашенной тка­ни. Существовал и другой метод, при котором ткань вначале полностью окрашивали, а после нанесения узора из воска опускали в щелочной раствор, возвращавший фону росписи его пер­воначальный цвет. Такая роспись могла быть и многоцветной. В Японии, куда батик, по мнению ученых, попал из Индии или Китая, он назывался «рокэти». Японцы, соединив полученные знания с собственным культурным наследием, создали изуми­тельные по красоте произведения с традиционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для изготовления кимоно. Когда в начале XVII века в Индоне­зию проникли голландцы, они обрати­ли внимание на поразительное сход­ство храмовых батиков-панно этой страны с фресками христианских церквей. Благодаря предприимчивым голландцам батик попал в Европу, ев­ропейцы модернизировали это искус­ство, превратив его в полупромышлен­ный способ окраски тканей. В середине XIX века окраска тканей в технике батика была вытеснена анг­лийской ситцевой набойкой, и батик почти на полстолетия становится уде­лом кустарей - ремесленников. Произошло это благодаря энтузиаз­му небольшого числа художников, которые, очарованные батиком, отпра­влялись в далекие страны и изучали у индийских и индонезийских мастеров уникальную технику батика, посвящая этому многие годы жизни. Затем, воз­вращаясь па родину, они делились своими знаниями. Таким образом, уже к середине прошлого столетия тех­ника батика насчитывала большую армию своих почитателей и последо­вателей по всему миру. Во второй половине прошлого века огромное количество художников и просто лю­бителей со всего мира отправляются изучать технику на родину батика. Расписывать батик становится не толь­ко модным, но и престижным. При этом техника фактически не меняется, а переносится механически в другие страны и культуры. Батик имеет в ос­новном утилитарный характер.

Техники батика — один из основных вопросов для тех, кто увидел однажды расписанный вручную платок или картину в стиле «батик».

Существует несколько техник батика, каждый различен по степени сложности, эффекту получаемого изображения и материалам и приемам, которые используются для росписи ткани. Самая древняя техника батика —

Горячий батик

Сразу обмолвлюсь, что горячий батик, ко всему прочему, еще и один из самых сложных видов росписи ткани. Но зато и эффект, который выйдет у вас, будет необычайным, запоминающимся, очень интересным. Вот почему, наверное, говорят, что если тебе однажды понравиться горячий батик, трудно потом уже от него отказаться.

Сама я еще не решила для себя, нравится ли мне работа с горячим воском и всем прочим. Честно говоря, пробовала еще слишком мало. Но то, что делают мастера горячего батика – да. Очень нравится. Итак,

Суть горячего батика

Так прозвали его неспроста. Дело в том, что работа здесь ведется с расплавленным на огне (и поэтому горячим по температуре) воском (чаще всего), парафином, стеарином или их смесью. Их быстренько (чтоб не успели застыть во время «пути» наносят на ткань при помощи особой кисти из щетины. Обычные тут не годятся.

Есть такое специальное приспособление для нанесения контура из расплавленного воска, называется оно . Выглядит так:

Места, которые покрыты воском, краска не затрагивает. Можно достичь великолепных эффектов «лепки цветов», сочетая прокрашенные и непрокрашеные места полотна. Кроме того, в красиво создаются некоторые эффекты, например, эффект «кракле» или «кракелюр».

После того, как работа готова, воск с ткани удаляется с помощью горячего утюга и кипы старых газет. Куда более прост —

Холодный батик

Его изобрели уже гораздо позже, с развитием химической промышленности, упросив работу тех, кто любит батик, но кому кажется чрезвычайно сложным работа с воском, вытравливание его с готового изделия и прочие премудрости.

Особенно красиво смотрятся в технике узелкового батика футболки, платья, скатерти, салфетки.

Свободная роспись

Такая техника батика особенно проявляет талант художника, здесь нельзя создать рисунок по готовому шаблону. Создается индивидуальная неповторимость произведения.

Несмотря на все эти техники батика, существует множество дополнительных эффектов, используя которые можно добавить работе выразительности и своеобразия, например, «кракелюр», использование мочевины или необычный эффект от спирта.

(batik) - индонезийское слово (tik - на индонезийских языках означает «точка» или «капля», а ba - хлопчатобумажная ткань). Батик - это общее название разнообразных способов и техник художественной росписи по ткани. В основе искусства техники изготовления батика лежит принцип резервирования, то есть нанесения определенного состава на ткань, с целью сохранить и выделить цвета узора или фона. Традиционно родиной батика называют Индонезию, хотя роспись по ткани с давних времен использовалась в Перу, Японии, Шри-Ланки, Средней Азии, Турции, Египте, Иране, Африке и Индокитае. Тогда батик был не просто красивым рисунком на ткани, он считался священным и его узоры использовали в качестве оберега. В Европе батик получил известность в начале XX века. В наше время батик используется в росписи одежды, скатертей, салфеток, декоративных подушек, обивки дивана, покрывал, штор, ширм, абажуров, настенных панно и т.д.

Горячий батик

Холодный батик бывает четырех типов:

  • Классический - рисунок создается с помощью замкнутого холодного резерва и расписывается в один слой.
  • Многослойный - рисунок создается с помощью замкнутого холодного резерва и расписывается в несколько слоев.
  • Незамкнутая графика - расписывается методом разрыва резервной линии и смешением цвета соседних плоскостей.
  • Свободная роспись ткани - рисунок создается без использования резервных смесей. Рисунок на ткань при этом методе наносят свободными мазками, и только заключительная обработка может иногда исполняться при помощи резерва. Известно несколько способов свободной росписи ткани: красками с применением солевого раствора, красками с загусткой из резерва, печатными красками по тканям, масляными красками. Все вышеназванные способы свободной росписи требуют запарки, кроме росписи масляными красками. Однако такой вид батика можно и не запаривать, но в дальнейшем его нельзя подвергать стирке и необходимо охранять поверхность от попадания на нее капель воды.
    Свободная роспись - выполняется в трех техниках:
  1. акварельная техника - батик рисуется по-сырому с подсушиванием в нужных местах, или по-сухому специальными кистями;
  2. трафаретная техника - батик создается при помощи трафаретов и аэрозольного красителя;
  3. свободная роспись - ткань пропитывают водным раствором поваренной соли или акварельным грунтом, а после высыхания расписывают красками.

Экспериментальный батик

Экспериментальный батик бывает пяти типов:

  • Роспись валиками расплавленным воском.
  • Штамп расплавленным воском.
  • Поливка расплавленным воском.
  • Шибори, планги, бандан или узелковая техника росписи ткани.
    Зародилась и получила широкое распространение в . Это наиболее древний и простой способ окрашивания ткани, доступный всем. Ткань перевязывают веревкой и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, а затем опускают в краску. Так же можно использовать прищепки и зажимы, или же завязывать ткань узелками. Внутрь узелков можно помещать мелкие предметы - пуговицы или камешки, чтобы получить новый, интересный узор. После окраски эти места остаются непрокрашенными. В зависимости от способа завязывания можно получить узор из кругов, окружностей, вертикальных или горизонтальных полос и их сочетаний. Одним словом - это способ механического резервирования тканей.
  • Аэрография - представляет собой своего рода промежуточное звено между ручным и машинным способом росписи. Краски разбрызгивают по ткани с помощью аэрографа. Благодаря технике распыления возникают изображения с мягким, как будто тающим, нечетким контуром. В аэрографии возможно достижение практически бесконечного разнообразия цветов и оттенков. Композицию можно украсить, используя различные трафареты-лекала, а также подручный материал: растения, кружева, пуговицы, бусы и т.д.

Батик в России

В России батик появился в 1920-е годы. Во второй половине - конце XX века батик получил бурное развитие, появились новые направления.
Родоначальниками новых направлений батика стали:

  • живописный батик - Виктор Парийский;
  • монументальный батик - Ирина Трофимова;
  • обратный батик - Юрий Ярин и Евгений Архиреев;
  • офортный батик - Виктория Кравченко;
  • повествовательный батик - Татьяна Шихирева;
  • традиционный батик - Юрий Балычев;
  • философский батик или техника Давыдова - Сергей Давыдов;
  • экспериментальный батик - Александр Талаев.

Узнайте, как сделать ткань батик горячим, холодным, узелковым способом, чтобы изготовить из него красивый шарф или сделать из старой футболки дизайнерскую вещь.

Виды батика


Батик представляет собой ручную роспись по ткани (на синтетике, шелке, шерсти, хлопке) для которой используют резервирующие составы.

Вкратце о технологии этого рукоделия: на полотно наносятся краски, чтобы на стыке оттенков получить четкие границы, применяют закрепитель, называемый резервом. Он изготовлен на водной основе или с использованием бензина, парафина, его состав зависит от выбранной ткани, техники, красок.

Слово «батик» в переводе с индонезийского «капля воска». Есть несколько способов получения рисунка на ткани по данной технологии:

  • холодный;
  • горячий;
  • окрашивание скрученной и связанной ткани;
  • свободная роспись.
Более детально рассмотрим их отличия:
  1. В горячем батике в качестве резерва используют воск. Его наносят специальным инструментом, который называется чантингом. Воск ограничивает распространение краски, так как не поглощает её. Его расплавляют, поэтому данный вид называется горячим батиком. Краска наносится в несколько слоев. По окончании работы воск удаляют. Таким способом чаще всего расписывают хлопчатобумажную ткань.
  2. Холодный батик прекрасно подходит для декорирования шелка, искусственных тканей. В этой технологии используются краски на основе анилина. Резерв может быть жидким, когда он приготовлен на основе бензина и густым, если имеет резиновую составляющую. Есть бесцветные и цветные резервы. Резиновые наносят из тюбиков, а бензиновые посредством стеклянных трубочек с резервуарами. В холодном батике однослойное нанесение краски, поэтому работа требует большей аккуратности по сравнению с горячим способом.
  3. Свободная роспись применяется на тканях из синтетических волокон и натурального шёлка. Для нее чаще всего используют анилиновые красители и масляные краски.
  4. При узелковом батике на окрашиваемой поверхности сначала завязывают много мелких узелков, перевязывая их ниткой. После окрашивания их удаляют.
  5. Складной батик или «сибори» - это перевязывание ткани определенным образом с последующим окрашиванием.

Как декорировать шарфик своими руками?

Перейдем от теории к практике. Попробуйте сделать такой очаровательный шарф, изготовив ткань батик холодным способом. Для этого возьмите:

  • прямоугольник белого шелка размером 0,5х1 м;
  • кнопки;
  • рамку для натяжения ткани;
  • прозрачный резерв и трубочка для него;
  • специальные краски для батика голубого и синего цвета;
  • бензин, который используют для зажигалок;
  • емкости, чтобы разводить краски;
  • 2 кисточки;
  • крупную соль.
Увлажните ткань водой, используя кисть. Натяните полотно на раму, прикрепите к ней кнопками. Чтобы сделать ткань батик, нанесите на полотно кистью голубую краску.

Если у вас рамка меньшего, чем полотно, размера, красьте его секторами. Для этого приколите одну часть, оформите ее, затем - вторую и последующие.


В данном случае роспись по ткани начата со среднего сектора. Здесь по плану должны находиться облака. Разбавьте краску небольшим количеством воды, нанесите на полотно, а сверху посыпьте крупной солью. Такая манипуляция нужна для того, чтобы соль впитала воду, при этом на ткани останутся эффектные разводы.


Посушите этот участок струей теплого воздуха, держа фен не близко к полотну, затем стряхните соль. После оформления середины, переходим к краю, на котором изобразим море.

Также намочите этот участок ткани водой, натяните его на раму. Осторожно, чтобы не проглотить резерв, втяните его в трубочку. Выдувая на полотно, изобразите волны или другой рисунок моря. Могут получиться водоросли или чешуя диковинных рыб.


Просушите резерв, вновь увлажните ткань водой, покрасьте этот участок голубой и синей краской.


Натяните другой край шарфа, на котором будет изображена земля и растения на ней. Нарисуйте резервом цветы, например, ромашки, траву, просушите. Увлажните ткань, раскрасьте эти цветы.


Высушите шарф феном, снимите с рамы. Чтобы закрепить краску, несколько раз прогладьте оформленное полотно с лицевой и изнаночной стороны утюгом. После этого нужно прополоскать изделие в холодной воде, чтобы ушла соль. В заключение - опять несколько раз прогладить утюгом. Все, можно красиво завязать шарф на шее и полюбоваться тем, каким замечательным он получился.

Роспись по ткани: холодный способ

Посмотрите, какие еще удивительные полотна получаются благодаря данной технологии.


Такое можно заключить в красивую раму и повесить на стену. Для работы использовались:
  • натуральный шелк - крепдешин;
  • черный резерв, стеклянная трубочка для него;
  • кнопки;
  • подрамник;
  • анилиновые краски;
  • простой карандаш;
  • каланоковые кисти.
Начнем с выбора эскиза. Очень эффектно смотрятся цветы. В конце статьи показано, как рисовать некоторые из них, которые вы можете включить в свою композицию.

При нанесении элементов на полотно, рисуйте их так, чтобы каждый имел замкнутый контур. Наносите на контуры резерв не задерживаясь, но и не спеша, чтобы он успел пройти внутрь ткани, но не оставлял кляксы.

  1. Постирайте ткань, хорошо натяните ее на подрамник, закрепив кнопками.
  2. Наполните стеклянную трубочку резервом, нанесите этот состав на контуры элементов картины.
  3. Чтобы было больше оттенков, одну и ту же краску разбавьте разным количеством воды. Для этого удобно использовать одноразовые стаканчики или баночки из-под йогурта.
  4. Сначала распишите цветы - от светлого до темного тона, затем - фон.
  5. Присыпьте полотно солью, дайте ему подсохнуть, затем стряхните соль.
  6. Когда ткань батик высохнет, снимите ее с подрамника. Через сутки прокипятите в течение 3 часов, постирайте в мыльной теплой воде. Прополощите, добавив в воду немного уксуса.
  7. Осторожно отожмите, прогладьте полотно влажным.

Техника батик - горячий способ


Такой подойдет для тех, кто не хочет кропотливо закрашивать каждый фрагмент полотна, проявляя усидчивость. Даже если особо не стараться, все равно получатся эксклюзивные, сделанные в технике батик костюмы, юбки, платки, если затем из полученной ткани сшить эти изделия. Познакомимся с данным способом декорирования ткани поближе.

Традиционно мастерицы сначала наносят на полотно любое из этих веществ в расплавленном виде:

  • парафин;
  • воск;
  • стеарин;
  • либо смесь этих веществ.
Для нанесения раствора на ткань используют специальный инструмент - чантинг, он представляет собой леечку с тонким кончиком.


Сейчас широко используют кисти, при помощи которых наносят точечные капли, мазки на ткань. После этого сверху покрывают краской.


Затем можно снова нанести на определенные участки воск и другую краску. Если вы хотите, чтобы узоры были упорядоченными, можете окунать в расплавленный воск штампы и наносить его таким образом.


Можно использовать 2–3 тона или больше - 4–5, тогда получится полотно такого типа.


Когда краска высохнет, нужно избавиться от воска. Для этого на полотно кладут газету, проглаживают ее. Она впитает расплавленный парафин. Затем кладут еще одну, проглаживают. Используют и другие газеты, если есть остатки воска.


Ознакомьтесь с мастер-классом, в котором рассказано, как эффектно будет выглядеть выполненная по принципу батик одежда. В данном случае вы будете декорировать шаль.


Для работы вам понадобятся:
  • натуральная ткань (шелк, хлопок, шерсть);
  • трафарет из картона;
  • краски для росписи по ткани;
  • стакан воды;
  • кисточки;
  • воск;
  • целлофан, газеты;
  • резиновые перчатки;

При работе наденьте одежду, которую не жалко испортить, так как краска для ткани не отстирывается. Лучше надеть непромокающий фартук, который защитит вещи.

  1. Застелите рабочую поверхность газетами, целлофаном, чтобы она не испачкалась.
  2. Желтую краску разведите в воде в емкости. Опустите сюда ткань.
  3. Когда она окрасится, отожмите руками в перчатках, просушите феном, чтобы быстрее высохла.
  4. Положите на полотно трафарет. Это могут быть не только осенние листья, но и бабочки, цветы, сердечки и т.д.
  5. Поместите кусочки воска в небольшую кастрюлю или ковш, растопите на водяной бане. Можно использовать свечи.
  6. Приложите трафарет к выбранному участку на ткани, нанесите сюда кистью расплавленный воск.
  7. Если хотите, стряхните воск с кисти, чтобы на платке появились красивые капли и разводы. Для этого можете растереть их кисточкой.
  8. Добавьте в водный раствор желтой краски немного зеленой, покройте ткань этой салатовой краской.
  9. Промокните губкой капли краски с листьев (они не окрасятся салатовым, так как покрыты воском). Просушите полотно феном.
  10. Прогладьте полотно через тряпочку. Чтобы платок стал мягче, прополощите его в воде, в которую добавьте кондиционера.
  11. Осталось высушить палантин и можно примерять обновку, любуясь тем, как краски для батика и ваше трудолюбие помогли создать дизайнерскую вещь.

Раскраска футболки

Ее нам также поможет создать техника батик. Вы можете нарисовать цветы, животных, используя холодный, горячий способ или сделать вот такой абстрактный рисунок.


Его поможет сделать узелковый способ. Для него вам будут нужны:
  • краска для батика;
  • белые нитки;
  • техническая миска;
  • вода;
  • кисть;
  • хлопковая или шелковая ткань.


Завяжите узелки вот таким образом:


В поэтапном мастер-классе показано, как действовать дальше.


В такой технике можно сделать узоры не только на футболках, но и раскрасить леггинсы.


Посмотрите на несколько способов сворачивания полотна, чтобы сделать ткань батик.


На первом рисунке показано, что нужно сперва прошить наметкой, затем затянуть эту нить и накрутить ее на данное место. На втором рисунке уже 3 наметочных шва - два из них делают справа, а третий - слева. Останется затянуть нить, намотать ее, и можно красить ткань, чтобы получился батик.


Чтобы сложить полотно, как рис. 3, вам понадобятся:
  • ткань;
  • деревянная дощечка;
  • нить;
  • ножницы.
Сначала ткань сворачивается «гармошкой». Теперь к лицевой стороне нужно приложить дощечку, перевязать ее в двух местах нитями. Ткань на рис. 4 также сначала складывают «гармошкой». Затем ее нужно перемотать нитью и придать заготовке форму елочки, также при помощи нитей. Таким образом можно изготовить детский батик, декорируя футболку для ребенка.

Следующий образец получается путем складывания полотна несколько раз и перевязывания веревкой крест-накрест.

Как нарисовать цветы?

Вы можете воспользоваться следующими идеями, когда будете создавать в технике батик детскую или взрослую одежду, полотно для декорирования помещения. Композиции из цветов прекрасно смотрятся на таких вещах.

  1. Чтобы нарисовать фиалку, сначала начертите окружность, чуть вытянутую к левому и правому краям.
  2. В ее центре обозначьте сердцевину, из которой наверх выходит маленький овал, который впоследствии будет цветоножкой. Не забудьте изобразить стебель.
  3. Вот как нарисовать цветы дальше. Изображаем 3 симметричных лепестка, а за двумя верхними - еще по одному.
  4. Нарисуем на одном стебле 2 зубчатых листа.
  5. Сотрите овал. Вот таким образом можно раскрасить ткань батик, нарисовав на ней фиалки.
Если вы хотите, чтобы на полотне красовался целый букет, следующий мастер-класс вам поможет.

  1. Начертите 3 овала разного размера. В центре каждого изобразите волнистую сердцевину цветка, а внизу - стебель.
  2. Теперь нужно нарисовать вокруг каждой сердцевины по цветку, а справа наверху – бутон.
  3. Изобразите стебли более объемными. Подрисуйте к каждому листья, нарисуйте их и вокруг цветков.
  4. Сотрите вспомогательные окружности.

На полотне нужно сразу рисовать букет цветов, без вспомогательных линий, поэтому лучше сначала потренируйтесь в этом на бумаге, а затем вы уже сможете создать детский батик или взрослый на ткани.


А вот как нарисовать розы.


Сначала на бумаге начертите несколько окружностей, затем преобразуйте каждую в многослойный распустившийся бутон. Поэтапные фото помогут в этом. Потренировавшись на бумаге, вы с первого раза нарисуете резервом розы на ткани и создадите красочное полотно в технике батик.

Собрано из разных источников.

***********************************************************************************************

История батика

Батик с изображением индианок

Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского слово «ba» — означает хлопчатобумажная ткань, а «-tik» — «точка» или «капля». Ambatik — рисовать, покрывать каплями,штриховать. Техника батик основана на том, что парафин,резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесенными на ткань, не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.

Родиной батика, искусства росписи тканей, считается Юго-Восточная Азия. К нам батик пришел из Индонезии, даже название этого декоративного искусства происходит от местного слова «анбатик» — рисовать, писать. При изготовлении батика, кроме кра-сителей, использовались специальные составы — резервы, позволяющие сохранять окраску того или иного фрагмента ткани при дальнейшем кра-шении. Основой для росписи служили хлопковые ткани ручной выделки. Подготовке ткани уделялось особое внимание: ее вымачивали, тщательно отбеливали, кипятили для придания однородности и необходимой плот-ности. После этого начинался много-дневный процесс росписи: нанесение горячего воска, крашение, сушка. Эти действия повторялись столько раз, сколько различных цветов было в соз-даваемом рисунке. Как правило, таких циклов было не более десяти. Это связано с достаточно ограничен-ным количеством природных красите-лей, которые использовались в тради-ционном индонезийском батике. Теплая коричневая гамма, от цвета слоновой кости до темно-коричневого, подчеркивалась сочными тонами индиго — самого яркого красителя. Рецепт изготовления красок, равно как и узоры росписи, принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. По рисунку на одежде можно было определить принадлежность человека к касте, его общественное положение и родственные связи. Сюжеты для росписи использовались самые раз-ные: от абстрактных рисунков до слож-нейших орнаментов — для украшения одежды: многофигурные жанровые или религиозные композиции — для жилищ и храмов.

Батик в древности был распро-странен не только в Индонезии, но и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название «бандхана» и «лахерия».

Техники и приёмы в батике

Горячий батик

В качестве резерва в горячем батике используется воск . Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом . Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.

Холодный батик

Холодный батик в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Он представляет собой густую массу резинового происхождения. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо используется резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.

Роспись на шелке — одна из наиболее вос-требованных и эффектных техник в деко-ративном искусстве. Роспись на шелке отли-чается от традиционного батика — создания красочных композиций на ткани с помощью различных приемов: способом нанесения красителя, а вместо воска используются дру-гие материалы: резерв, солевой раствор. Для этого направления характерны техники, позволяющие создать различные эффекты. Роспись на шелке включает в себя два вида: так называемый холодный батик и свободную роспись.

а) техника холодного батика

Для "холодного" батика (техника Гутта) характерен лаконизм, элегантная чёткость контуров рисунка; легко применяются акварельные техники - заливки (как однотонные, так и мультиколор), растяжки тона; лессировочные техники. Для создания фактуры используются различные солевые эффекты; причём разные виды соли, применяемые на разных видах ткани дают невообразимые вариации рисунков, преподнося художнику сюрпризы - иногда приятные, иногда не очень. Каждый раз, как сталкер, продвигаешься по знакомому пространству, сталкиваясь с чем то новым, непознанным. И иногда на 100% не знаешь, чем закончиться твоё "путешествие" в страну Батика. Ещё и красители "с характером". В непроявленном виде (незакреплённые) они имеют весьма сдержанный вид - серовато-скучноватую гамму. Но после закрепления в автоклаве они становятся в несколько раз насыщеннее, сочнее, начинают звучать, играть всеми цветами радуги. При неумелом обрашении (т.к. не видно, какого точно будет тон и цвет) невзначай можно впасть в "чернуху" или откровенно крикливые тона. Требуется внимательность, чутьё и чёткое знание законов сочетания цветов и их смешения, т.к. некоторые оттенки остаётся лишь угадывать, смешивать почти в слепую, т.к. в непроявленном виде краски краски "непохожи сами на себя". Опыт и интуиция помогают добиться желаемого результата. А хороши эти краски тем, что после закрепления их на ткани (обязательно паром, под давлением, а не утюгом!) с этим батиком можно делать всё, что угодно - стирать любым моющим средством (при желании можете испытать даже хлорным отбеливателем!), можете утюжить, стирать в стиральной машине на 60 -40 градусов, носить изделие под палящим солнцем и т.д. - вам гарантировано качество на несколько лет. История некоторых рубашек, платьев и платков равна 6-7 годам постоянного пользования без изменения качеств красочного слоя.

Работа в технике холодного бати-ка дает возможность расписать не всю вещь, а один небольшой фраг-мент. Такая фрагментарная роспись может не только украсить изделие, но и без помощи аппликации скрыть дефект ткани или пятно.

Обязательное наличие контура придает произведениям, выполнен-ным в этой технике, дополнитель-ную декоративность и графичность. Линии контура ограничивают часть рисунка, замыкая его. Замкнутость контура является обязательным усло-вием. Именно в технике холодного ба-тика расписывают платки на тек-стильных фабриках. Рисунок печата-ют резервирующим составом на ма-шине, а расписывают вручную по образцу, используя не кисти, а стек-лянные трубочки для резерва. Такая работа требует некоторого опыта, так как краситель вытекает быстрее, чем резерв, хотя резервуар трубочки и создает небольшой его запас.

Пошаговый пример выполнения работы.

В качестве материала для работы лучше взять подходящие по раз-меру обрезки хлопчатобумажной тка-ни или шелка.

При определении размера контура следует помнить, что с каждой сто-роны необходимо сделать припуск ткани примерно 1 см. Впоследствии этот припуск будет закрыт паспорту. Например, если панно в готовом виде имеет размер 11 х 8 см, ячейка сетки должна быть 13 х 10 см. Натяните ткань на раму. Рисунок переведите на ткань. Выполним панно «Бабочка» в трех колористических решениях, ко-торые условно назовем «утро, пол-день, вечер».

Красители разведите до нужной насыщенности цвета. Резерв, кото-рым вы будете пользоваться, обяза-тельно надо опробовать на нерабочих полях ткани. Проведите несколько линий с различной скоростью, слег-ка касаясь поверхности ткани рабо-чим концом трубочки. Начинать линию надо на листе бу-маги или на клеенке и затем плавно переходить на ткань. Тогда начало ли-нии будет четким и аккуратным. За-кончите линию, просто повернув тру-бочку рабочим концом вверх.

Определите, при какой скорости движения руки резерв оптимально ложится на ткань: проникает на-сквозь и не растекается. Затем при-ступайте к обведению линий размет-ки открыток. Помните, линии надо проводить ровно и твердо.

Проведите параллельные и пер-пендикулярные к ним линии, следя за тем, чтобы не размазать уже нало-женный резерв.

Чтобы проверить замкнутость контура, подсветите ткань снизу лам-пой: еще влажный резерв выделится светлыми полосами. Переверните раму и проверьте, пропитал ли резерв ткань насквозь. Если нет, обведите линии еще раз, уже с обратной сто-роны.

Таким же образом обведите рису-нок всех работ. При этом кисть руки надо держать на весу и только при проведении длинных прямых линий опираться на мизинец. Закон-чив обведение рисунка и проверив замкнутость линий, оставьте ткань до полного высыхания. Плотно закрой-те баночку с резервом, предваритель-но выдув в нее оставшийся резерв из трубочки. Трубочку промойте бензи-ном или уайт-спиритом с помощью насаженной на вер-хний конец резиновой груши. Пока резерв сохнет, проветрите по-мещение.

Колорит работы «утро» свет-лый, в холодной гамме, серебристый, напоминающий покрытую росой по-ляну. Для получения краски лучше взять яркие, как залитый солнцем луг. Сумерки по-пробуйте выдержать в сиреневой гамме летнего вечера.

Имейте в виду, что после высыха-ния красители станут более светлы-ми. Чтобы предвидеть конечный ре-зультат, капните на поля ткани крас-ку каждого цвета. Роспись начинайте со светлых участков. В случае неудачи этот уча-сток залейте красителем еще раз, сделав его чуть темнее. Если же на-чать расписывать с темного цвета, может получиться так, что по мере закрашивания остальных участков росписи этот цвет уже не будет восприниматься самым темным и не получится задуманного контраста. В начале работы может случайно образоваться затек светлой краски за линию резерва. Дефект легко ус-траним в процессе дальнейшей ра-боты.

Аккуратно расписывайте один фрагмент за другим. Старайтесь, что-бы краситель не выходил за пределы контура. Если это случится, попро-буйте устранить дефект. После промывки лучше продол-жать роспись других участков, так как сильно пропитанная влагой ткань хуже впитывает краситель и цвет бу-дет более светлым. Для более быст-рого высыхания воспользуйтесь фе-ном.

Если вы расписываете одновре-менно несколько одинаковых изде-лий, одним красителем покройте нужные участки росписи сразу на всех изделиях.

Чтобы придать работе большую живописность, не заливайте фраг-мент одним цветом. Цвета прекрасно -но смешиваются на ткани, перетекая один в другой. Поэтому окрасьте одну сторону листа или лепестка, за-тем другую близким цветом, но ино-го оттенка. Капля спирта, нанесенная на кра-ситель, сначала оттеснит его, так как быстрее впитывается в ткань. Но как только спирт высохнет, краситель медленно начнет восстанавливаться, создавая плавный переход цвета от темного к светлому. Можно накла-дывать один краситель поверх другого.

Готовую роспись оставьте высы-хать на раме. Посмотрите, может быть, есть необходимость подчерк-нуть некоторые участки более тем-ным цветом. Роспись для панно не нужда-ется в запаривании. Прогладь-те. Теперь осталось оформить их. Техника холодного батика включает в себя 3 основных способа:

«Классический» — со-здается методом навод-ки резервирующих ли-ний, ограничивающих замкнутые плоскости, в результате чего получа-ется рисунок, напомина-ющий витраж, и распи-сывается в один слой;

«Многослойный» — создается также по вит-ражному принципу, но при этом использует-ся несколько наложений цветовых тонов друг на друга;

«Незамкнутая графика» расписывается без ис-пользования замкнутых плоскостей, в этой тех-нике резервирующая линия разрывается, что позволяет цвету одной плоскости входить в цвет другой.

б) свободная роспись

Свободная роспись включает в себя три техники:

«Акварельная техни-ка» — ткань расписыва-ется по «сырому» с подсушиванием в опре-деленных местах и при-менением спиртового эффекта, а также росписи специальными пороло-новыми кистями по «су-хому»;

«Трафаретная техни-ка» — рисунок создается с помощью трафаретов и специальных баллон-чиков для распыления красителя.

«Графика по свобод-ной росписи» — создает-ся с применением соле-вой техники и наводки графики резервом.

в) узелковая техника Узелковая техника очень разнообразна. При различном складывании ткани и обработке краской получаются своеобразные интересные рисунки. В узелковой технике так же используются вкладывание мелких предметов: пуговиц, камушек, бусинок и т.д. г) технические приемы Растяжка одного цве-та позволяет выполнить плавный переход раз-ной тональности одного цвета (например, три тона синего красителя).

Роспись по «сырому»— технический прием, позволяющий создавать различные узоры. Солевая техника - технический прием, при котором на подкрашенную сырую ткань наноситься соль или мочевина. При высыхании появляется эффект капель. Часто используется в морской тематике.

В свободной росписи используют различные загустители, которыми либо покрывают ткань (грунтуют), либо загущают сами красители.
Можно выполнять свободную роспись и по грунтованной ткани (практически по любой), использую как достоинство эффекты затекания, размывок, мазков и т.д. Разные текстуры ткани, кисти и красители дают совершенно невообразимое практически настроенному уму количество вариантов цветовых сочетаний, изобретённых нюансов, стилистических изысков.
Находка для гурманов - техника "сухая кисть", применяемая разными кистями на различных тканях. Требуется умение свободно владеть карандашными техниками, знать законы рисунка и виртуозно владеть кистью (в т.ч. и кистью собственной руки). т.е. , что именно в свободной росписи требуется мастерство, богатая практика рисования и живописи, свободное владение материалом, инструментом и техникой

Оборудование, материалы

Успешная работа детей во многом зависит от тщательной организации условий труда. Помещение, в котором занимаются дети, должно быть сухим, хорошо отапливаемым, достаточно освещенным. В кабинете должен представлен полный спектр наглядно-методического обеспечения для класса изо. Художественные кисти, экранно-звуковые и гипсовые пособия позволят создать в школьном кабинете изо по-настоящему творческую обстановку. Все предоставленное оборудование для класса изо должно отвечает нормативным документам.

Для занятий по батику необходимо светлое, хорошо проветриваемое помещение. Каждому рабочему месту хорошо бы стол-тумбочку, где хранились бы ткань и необходимые для росписи приспособления.

Перед руководителем всегда стоит вопросы о материале и инструментах, с которыми работаю дети.

Перейдем к рассмотрению этих вопросов.

Первые, пробные работы по росписи на ткани лучше делать на не дорогих хлопчатобумажных тканях. Все хлопчатобумажные ткани прекрасно впитывают краску, но чем толще ткань или реже переплетение нитей, тем легче в нее входят и резервирующей состав.

На шелке краски выглядят более насыщенными, чем на хлопке и растекается быстрее. Искусственный шелк на подрамнике почти не растягивается, а краска растекается хорошо, особенно по мокрой ткани.

Любую ткань перед росписью нужно постирать. Тем самым из нового материала удаляется аппретура - специальный состав из крахмала, мыла, жира и других веществ. Стирка разрыхляет ткань, поэтому краска быстрее впитывается и растекается по поверхности.

Первые пробы удобно делать на пяльцах или на небольшом деревянном подрамнике. Ткань натягивают довольно сильно. Намокнув от краски, она не должна провисать и касаться стола, поэтому можно натягивать ткань и в мокром состояние. Для росписи подойдут кисти с мягким волосом, также необходимы кисти из щетины различных номеров.

Для росписи холодный батик необходимо иметь набор стеклянных трубочек с носиками различного диаметра.

Необходимо также резервирующий состав, парафин, соль и мочевина, для создания специальных эффектов на ткани.

В росписи используется красители предназначенные специально для росписи по ткани.

инструменты и материалы более подробное описание.

Перед тем как приступить к работе, вам придется приобрести или изготовить следующий набор инструментов:

раздвижная рама;

стеклянные трубочки;

формочки для краски или маленькие баночки;

Из материалов вам понадобятся:

шелковая ткань;

мочевина;

Раздвижная рама — применяется для качественного натяжения расписы-ваемой ткани и собирается в любой размер. Рама состоит из четырех дере-вянных брусков сечением 35x20 мм с вбитыми в них нержавеющими зака-ленными натяжными крючками. Бруски снабжены специальными винтовыми нержавеющими креплениями, что поз-воляет собирать раму необходимого размера. В раздвижной раме, разрабо-танной автором, предусмотрены спе-циальные бруски на липучках, которые при необходимости приподнимают раму и тем самым исключают сопри-косновение шелка и плоскости стола в процессе росписи.

Баллончики для распыления красителя — применяются в свобод-ной росписи для нанесения красителя на шелк.

Стеклянные трубочки

Стеклянные трубочки - приме-няются для качественной паводки резервирующей линии по заданному рисунку. При выборе таких трубочек необходимо обратить внимание на сле-дующее:

угол наклона носика должен быть в пределах 110-115°;

диаметр носиков трубочек должен быть разным: 0,6; 0,8; 1,0 мм;

трубочка должна иметь гнездо для спринцовки.

Кисти:

кисти для росписи применяют-ся круглые и плоские, разного размера. Материал ворса также различный: ко-лонок, ушной волос, синтетика.

Формочки для краски — применя-ются для составления колера для роспи-си определенного цвета и тона. Наибо-лее удобны баночки от йогурта или разовые стаканчики.

Ткань:

Шелковая ткань — предпочтение отдается китайскому не аппретирован-ному 100%-му шелку различной плот-ности: крепдешин, атлас, туаль, шифон. При выборе шелка необходимо обра-щать внимание на его качество. Очень важно, чтобы краситель легко растекался по шелку. Для определения пригодно-сти ткани для росписи необходимо капнуть чистой водой на край шелка. Если вода беспрепятственно вошла в ткань, это значит, что шелк не аппретирован, не имеет в своем со-ставе синтетических примесей и при-годен для росписи. Если вода с трудом проникает в ткань, это значит, что ткань непригодна для росписи, и вам лучше не использовать ее. На та-кой ткани вы никогда не получите качественную роспись.

Шаблон — перед началом росписи необходимо нарисовать шаблон для задуманной композиции. Рисунок создается на бумаге одной линией и должен быть четким и окончатель-ным, чтобы в дальнейшем не делать исправлений на шелке. Такие исправ-ления существенно повлияют на каче-ство вашей работы. По контурам шаб-лона будет наноситься непрерывная резервирующая линия, поэтому важно, чтобы композиция состояла из замкну-тых плоскостей, подобно витражу, что-бы цвета в процессе росписи не сме-шивались между собой.

Резерв — состав, применяющийся для создания резервирующей линии, которая служит непреодолимым барь-ером для красителя в процессе роспи-си, что позволяет создавать по задан-ному рисунку замкнутые «витражные» пространства, различные по цвету и тону.

Резерв : Можно купить готовый - продаются в художественных салонах как отечественные, так и импортные. Можно сварить самому по старому проверенному рецепту. Сваренный собственноручно резерв хорош тем, что вы можете регулировать текучесть, вязкость, цвет состава, подгоняя его под ту трубочку, которой собираетесь работать. Для тонкой трубочки (имеется в виду диаметр "носика") резерв нужен более текучий (жидкий) - им работают по тонкому гладкому полотну. Трубочка с более крупным диаметром требует более густого резерва и годится для более плотной и фактурной ткани. Но для новичка бывает вначале сложно определить, что именно ему в данный момент необходимо. Это можно выяснить, неустанно практикуясь и пробуя всевозможные варианты сочетания трубочек, контурных составов и тканей. В продаже также имеются контурные краски в тюбиках с тонкой насадкой - они не являются резервом, а предназначены для декорирования готовой картины.
В горячем батике роль резерва выполняет расплавленный воск, парафин или стеарин (либо сочетания того и другого). В классическом горячем батике работа на перекрывании нужных плоскостей горячим восковым составом, от светлого к тёмному, но иногда необходимо проработать рисунок линейно. Можно сделать это тонкой кистью, но кисть будет безнадёжно испорчена, да и однородную линию не провести - разве что мазки. Для такой работы существует специальный инструмент. Это маленький "ковшик" с тонким носиком - трубочкою. Восковая смесь кипит на водяной бане, носиком зачерпывается горячий состав и обводятся нужные контуры. Работать нужно быстро, чётко, аккуратно. Либо образовавшиеся лужи и капли объявить проявлением художественного стиля. :)
Поскольку техники батика различаются только тем, какой вид резерва используется, то люди не устают придумывать, как исхитриться, и заставить краску выполнять поставленную задачу.
В узелковых техниках используют нить, узлы, варьируя способы завязываний и сложения ткани. Работая аэрографом, применяют трафареты, сминания и пр.

Рецепт резерва:

резиновый клей 100 мл; парафин 20 г; бензин 100 мл; канифоль 2 г.

Способ приготовления резерва:

    Парафин измельчите, добавьте ре-зиновый клей, бензин и канифоль.

    Тщательно перемешайте компо-ненты и разогрейте смесь на водяной бане (~ 90º С) до получения однородной массы. После того как резерв остынет до комнатной температуры, его можно использовать для росписи.

    Для получения черного или лю-бого другого цвета добавьте в резерв типографскую или обезжиренную мас-ляную краску. Чтобы обезжирить мас-ляную краску, выдавите ее из тюбика на газету и оставьте на несколько часов. Газета впитает масло, а краску, предва-рительно растворив в небольшом количестве бензина, можно добавлять в бесцветный резерв. Для лучшего со-единения компонентов цветной резерв вновь подогрейте на водяной бане.

    Если резерв загустел, добавьте в него очищенный бензин и тщательно перемешайте.

    В магазинах художественных ма-териалов можно приобрести резерв производства различных иностранных фирм, предварительно детально озна-комившись с инструкцией по приме-нению и назначению выбранного вами состава. Главное, на что нужно обра-тить внимание, — резерв должен вы-полнять свою основную резервирую-щую функцию, а не декоративную.

Хранить резерв необходимо в полотно закрытой таре. Резерв, приготовленный в домашних условиях, долго не хранится, и его желательно использовать к течение месяца. Но время работы с резервом необходимо соблюдать меры противопожарной безопасности.

Очистка трубочки после окончания работы:

    После окончания работы из стек-лянной трубочки выдуйте резерв с по-мощью спринцовки в емкость для его хранения.

    После этого тщательно промойте трубочку в бензине с помощью сприн-цовки, последовательно втягивая и выду-вая жидкость.

Краски — используются специаль-ные для росписи по шелку и делятся на два вида:

краски, которые закрепляются паром (профессиональные);

краски, которые закрепляются утюгом (для хобби).

Соль

Соль — часто применяется в роспи-си для создания различных живопис-ных эффектов, которые другим способом получить практически невозможно. Наиболее интересные эффекты дает каменная соль крупного помола. Применяются также экстра, морская соль для ванн. Мочевина — также применяется для получения живописных эффектов. Но благодаря своим химическим свой-ствам она создает более выраженные переходы цвета за счет дополнитель-ного отбеливания.

Спирт

Спирт — применяется в росписи для улучшения растекаемости краски по шелку.

Подготовка к росписи

Прежде чем приступать к росписи, необходимо натянуть шелк на раму и нанести на него рисунок будущей росписи при помощи шаблона.

    Раздвижную раму с помощью вин-товых креплений соберите под нужный вам размер.

    Натяните шелк на раму С помо-щью специальных натяжных крючков. Вначале шелк натягивается по четырем углам.

    Затем на натяжные крючки нако-лите одну из сторон ткани, а противо-положную натягивайте, постепенно за-крепляя на раме. Повторите процедуру с оставшимися краями. При правиль-ной натяжке поверхность шелка долж-на быть тугой и гладкой, без складок и провисаний.

    Шаблон расстелите на рабочем столе рисунком вверх, накройте его ра-мой с натянутым шелком и прикрепите к ткани с помощью булавок или скотча.

    Аккуратно перенесите рисунок на ткань, используя карандаши средней мягкости (Н. НВ, В). Шаблон прекрас-но виден сквозь шелк, и вам не соста-вит груда перенести на ткань контур рисунка.

    Раму с натянутым шелком и наве-денным карандашом рисунком уста-новите в горизонтальном положении на плоскости стола. Снизу к раме на ли-пучке прикрепите бруски, которые при-поднимут ее от стола на необходимое расстояние. Это исключит соприкосно-вение шелка и плоскости стола во время росписи.

запарка

Роспись на шелке, независимо от тех-ники исполнения, необходимо запа-рить. В результате запарки краситель закрепляется на шелке, цвет стано-вится насыщенней и глубже, роспись не выцветает и не боится воды, на шел-ке появляется благородный блеск, и он прекрасно драпируется. Все это прида-ет росписи законченный вид, особен-но при создании утилитарных изделий.

    Прежде чем приступать к процес-су запарки (закрепления), убедитесь, что краситель полностью соединился с тканью: для этого после окончания росписи должно пройти не менее суток. Процесс запарки в домашних условиях довольно сложный и непредсказуемый, но, если следовать всем рекомендациям автора, вполне доступный. Чтобы запар-ка была качественной, необходимо правильно подбирать материалы, используемые в росписи, а также строго следовать технологии. Используйте для росписи только 100%-й шелк, без примесей, и профессиональные красители для закрепления паром.

    Полностью удалите воск со всей поверхности росписи, прогладив ткань утюгом через газету. Если вы работали с применением солей, очистите поверх-ность от остатков соли. Приступая к запарке, необходимо учитывать погодные условия. Во время дождя не рекомендуется запаривать, так как атмосферное давление низкое, что отрицательно влияет на процесс.

    На столе в один слой расстелите газетную бумагу. Поверх бумаги распо-ложите расписанную ткань так, чтобы бумага выступала по краям примерно на 10 см. Закройте ткань еще одним слоем газетной бумаги. Если у вас нет газетной бумаги, вы можете использо-вать обычные газеты, напечатанные в одну краску (черно-белые). В этом случае кладите их внахлест, так, чтобы вся поверхность была закрыта.

    Начиная от ближней к вам сторо-ны, загните край росписи вместе с га-зетной бумагой так, чтобы получилась полоса 6-7 см шириной. Слегка при-жмите линию сгиба. Повторяйте про-цедуру, постепенно сворачивая роспись вместе с бумагой, до тех пор, пока у вас не получится многослойная поло-ска. С каждого края полученной полос-ки отмерьте примерно по 6-7 см и за-гните края. Продолжайте сворачивать полоску в своеобразный «рулет», пока не дойдете до середины. Полученный сверток-«рулет» обвяжите льняным или хлопчатобумажным шпагатом.

    На дно эмалированного ведра положите гальку или керамические черепки и налейте воду слоем пример-но 5-6 см. Привяжите «рулет» к дере-вянной рейке на расстоянии примерно 5 см от нее. Рейку разместите на ведре таким образом, чтобы «рулет» висел в центре на равном удалении от стенок. Основное условие — «рулет» должен не касаться рейки, стенок ведра и находиться как можно дальше от воды. Таким способом можно поместить в ведро несколько «рулетов».

    Затем ведро накройте сверху шерстяными одеялами, сложенными в несколько слоев, так чтобы их тол-щина составляла не менее 10 см, и поставьте на газовую плиту на силь-ный огонь. Следите, чтобы концы оде-ял находились от огня на безопасном расстоянии.

    Примерно через 15 минут пар пройдя сквозь слои, появится над по-верхностью одеял. Проверьте, чтобы пар не выходил в щели между одеяла-ми и стенками ведра. В этом случае пе-реложите одеяла. Затем убавьте огонь до среднего и оставьте ведро на плите на 1,5-2 часа.

    Когда процесс запарки закон-чится, выключите газ и снимите одея-ла. Выньте «рулет», положите его на стол и, развернув бумагу, достаньте рас-писанную ткань. Эти операции прово-дите с предельной осторожностью, по-мните, что все, к чему вы прикасаетесь, будет очень горячим.

    После запарки промойте ткань в теплой проточной воде, смывая лиш-ний краситель. После того как вода перестанет окрашиваться, шелк необхо-димо отжать, расстелить на хлопковой подстилке и высушить утюгом.

окончательная отделка

После завершения росписи нужно произвести окончательную отделку из-делия. У платков, шалей, палантинов необходимо подшить края. Для станко-вого панно оформление является по-следним и очень важным этапом. Вы мо-жете сделать это любым из методов с применением сухой клейки, разра-ботанных автором.

натяжка на подрамник

    Роспись должна быть с каждой сто-роны как минимум на 5 см больше под-рамника. Используйте подрамник с бор-тиком по внешнему краю, что исключит его соприкосновение с росписью.

    Нанесите на торцевую и заднюю часть подрамника клей ПВА средней консистенции и дайте ему высохнуть в течение 30 минут.

    На подрамник с верхней стороны натяните хлопчатобумажную ткань, Для этого к торцу подрамника приложите край ткани и прогладьте максимально разогретым утюгом. В результате ткань приклеится к подрамнику. Метод натяжки на подрамник можно использовать при оформлении панно, выполненных на шелке в любой технике.

    Переверните подрамник на 180° и натяните ткань на противоположную торцевую часть подрамника. Прогладь-те утюгом край ткани, приклеивая ее к торцу подрамника.

    Затем аналогичным способом на-тяните и приклейте ткань на оставшие-ся две стороны подрамника.

    Обрежьте по периметру подрам-ника лишнюю ткань. Шелк — достаточно прозрачный материал, поэтому декоративные росписи лучше выглядят, если под ткань поместить подкладку. Белый фон подкладки сделает роспись более насыщенной по цвету. Следите за тем, чтобы хлопчатобумажная подкладка была хорошо, без складок, натянута на подрамник.

    Поверх хлопчатобумажной ткани на подрамник наклейте роспись. Для это-го расстелите расписанный шелк на бе-лой ткани, выровняв контуры росписи.

    Поставьте подрамник вертикаль-но на границу расписанной поверхности.

    Ткани, загните край и приклейте его к задней стороне подрамника так, как вы это делали с подкладкой.

    Переверните подрамник на 180" и, натягивая шелк с определенным усили-ем, приклейте противоположную сто-рону утюгом к задней части подрам-ника.

    Затем аналогичным способом натяните и приклейте роспись с остав-шихся двух сторон. При натяжке росписи необходимо следить, чтобы изображение не деформировалось. Чтобы исправить недостатки, можно отклеивать ткань и вновь фиксировать ее утюгам.

    Аккуратно заверните на углах с задней стороны подрамника излиш-ки ткани, прогладьте горячим утюгом и закрепите их степлером.

наклейка на оргалит, картон

    Вырежьте из оргалита пласти-ну необходимого размера и формы, по гладкой стороне загрунтуйте белой водоэмульсионной краской и дайте полностью высохнуть в течение 30 минут.

    Затем покройте всю загрунто-ванную плоскость клеем ПВА средней консистенции и дайте полностью высохнуть в течение 30 минут.

    Тщательно удалите воск с распи-санной ткани, как было описано выше, и расстелите роспись лицом вверх на подготовленном оргалите. Роспись на хлопке, выполненную в технике батика, рекомендуется закреплять на оргалите, потому что хлопчатобумажная ткань провисает на подрамнике от перепадов влажности и температуры.

    Затем накройте роспись газетной бумагой и прогладьте максимально ра-зогретым утюгом по всей плоскости. Утюг перемещайте медленно, тщатель-но, с нажимом, проглаживая поверх-ность, чтобы ткань приклеилась по всей плоскости.

    Обрежьте оформительским но-жом излишки ткани по контуру ор-галита и вставьте готовое изделие в раму.

Самое важное. Техника безопасности.

Во время выполнения работ, связанных с подготовкой материала к росписи и крашению, необходимо соблюдать правила техники безопасности.

    Быть крайне осторожными и аккуратными с воспламеняющимися, ядовитыми и сильнодействующими веществами и помнить, что все химические вещества и красители ядовиты.

    На рабочем месте должны находиться только нужные для работы красители и химические препараты. Посуда с химическими веществами и красителями должна быть плотно закрыта. На ней должны быть эти этикетки с разборчивым их названием. Не рекомендуется брать препараты руками, пробовать их на вкус.

    Изготовление красильных, химических растворов необходимо делать при открытых окнах или в помещениях с вытяжным шкафом.

Рекомендуется работать всегда в фартуке, лучше полиэтиленовом, от него легче отмыть красители. Кроме этого необходимо надеть резиновые перчатки и защитные очки, для предохранения от брызг красителей, кислот и щелочей.

Вообще, при обращении с любым химическим препаратом необходимо одевать резиновые перчатки. Это относится и к кальционированной соде, которая является сильным щелочным раствором, и отбеливающим растворам, если вы работаете в технике «вытравка».

С порошковыми красителями также следует обращаться крайне осторожно. Избегайте попадания порошка в дыхательные пути, надевайте защитную маску при отмеривании составляющих и при смешивании красителей. Всегда добавляйте сухой краситель в воду, а не наоборот. После того как краситель растворен в воде, маску можете снять. Всегда четко и разборчиво помечайте все емкости с красками и химикатами.

    Некоторые вещества при перемешивании вступают между собой в реакцию, выделяя большое количество теплоты, вследствие чего возможен пожар.

    Необходимо очень осторожно обращаться с кислотами и, особенно, с их концентрированными растворами, так как они раздражают слизистые оболочки, могут привести к сильным ожогам кожи. Хранить их надо в плотно закрытой стеклянной посуде, в случае попадания кислоты на кожу необходимо сразу же промыть ее сначала водой, а потом слабым раствором соды. Во время приготовления кислотных растворов нужно помнить, что кислоту нужно вливать в воду, а не наоборот.

    Необходимо быть очень осторожным во время изготовления резервных растворов для холодного и горячего батика. Компоненты этих смесей (резиновый клей, парафин, не говоря уже о бензине) являются сильно воспламеняющимися и взрывчатыми веществами, а пары парафина очень вредны. Резервные смеси необходимо варить на закрытом огне (на водяной бане на хорошо регулируемой электроплитке, чтобы не допускать сильного кипения резервирующего состава) в хорошо проветриваемом помещении, при этом нельзя нагибаться над посудой, вдыхать выделяемые пары. Если воск начал дымится, убавьте источник тепла и постарайтесь не вдыхать дым. При воспламенении воска накройте пламя жаропрочной крышкой и выключите нагревательный прибор. Имеющийся под крышкой кислород быстро «сгорит» и пламя потухнет. Оставьте кастрюлю с воском охлаждаться. Не поднимайте ее и не пытайтесь передвинуть. Никогда не гасите воспламенившийся воск водой!!

Если горячая капля воска или парафина попадет в холодную воду, брызги могут обжечь кожу, глаза. Если капля воды попадет в кипящий воск, то это может привести к взрыву!!!

Работать следует в защитной маске или респираторе, особенно при приготовлении резервных смесей и при выпаривании воска утюгом в горячем батике. При работе с воском никогда не оставляйте кастрюльку с воском без присмотра.

    При работе с красками необходимо применять их по назначению.

    Осторожно пользоваться резервирующем составом и разбавителем

    После окончания работы произведите уборку своего места.

    Проверьте безопасность рабочего места, убраны ли все инструменты.

    Вымойте руки с мылом.

*************************************************************************************************************