Продуктом менеджера на рынке является. Трудовая деятельность менеджера, ее особенность Продуктом труда управленца является власть решение информация

а) информация

б) решение

в) власть

г) обязательство

84. Что означает профессионализм менеджера?

a) знание технологии отрасли;

б) опыт практической работы в отрасли;

в) работу на постоянной профессиональной основе.

г) управленческую подготовку;

85. Кем прежде всего должен быть менеджер?

a) экономистом.

б) специалистом данной отрасли;

в) специалистом по управлению;

г) социологом;

д) психологом;

86. Чье учение стало основным теоретическим источником современных концепций менеджмента?

а) М. Фоллетт;

б) А. Файоля;

в) Д. Гетти;

г) Ф. Тейлора;

87. На чем основывается научная организация труда?

а) на использовании опыта других менеджеров;

б) на четком разделении труда.

в) на использовании исследований и передового опыта;

г) на строгом соблюдении дисциплины, регламента;

88. Какую функцию менеджмента можно охарактеризовать как процесс обеспечения согласованности действий всех звеньев системы управления:

а) мотивация

б) контроль

в) координация

г) планирование

д) коммуникация

е) организация

89. Функция управления, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы:

а) контроль;

б) организация;

в) мотивация;

г) планирование.

д) коммуникация

е) нет правильного ответа

90. Для какой функции управления главной задачей является формирование структуры организации:

а) планирование.

б) координация;

в) мотивирование;

г) контроль;

д) организовывание;

е) нет правильного ответа

91. Какой уровень управления организацией должен вырабатывать и проводить политику взаимодействия с внешней средой?

а) все уровни.

б) низовой;

в) высший;

г) средний;

92. Организационная структура – это

а) искусство управлять интеллектуальными, финансовыми, сырьевым, материальными ресурсами

б) вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей посредством обмена

в) система управления, определяющая состав, взаимодействие и подчиненность ее элементов

г) метод имитации выработки управленческих решений по заданным правилам в различных производственных ситуациях

93. При какой структуре предприятия фирмы ориентируются на производство продукции для определенной группы покупателей?

а) Территориальной.

б) Функциональной.

в) Проектной.

г) Рыночной.

д) Инновационной.



94. В чем заключается основная роль управления в организации?

а) В упорядочении технологических процессов деятельности организации.

б) В обеспечении действий элементов структуры организации.

в) В поддержании баланса между основными процессами жизнедеятельности организации и мобилизации ее ресурсов.

г) В выработке управляющих воздействий.

д) Нет правильного ответа

95. Какая задача, решаемая управлением, является главной?

а) Снижение неопределенности положения организации в своем окружении.

б) Обеспечение внутриорганизационных процессов.

в) Стабилизация структуры организации.

г) Воспитание культуры организации.

д) Определение задач и функций.

96. В чем заключается главная роль организации в управлении?

а) В выборе цели.

б) В создании условий для управляющих воздействий.

в) В подборе функций управления.

г) В упорядочении управления, в создании его как системы.

д) В снятии неопределенности при решении задач.

97. Организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде:

а) Дивизиональная

б) Линейная

в) Функциональная

г) Адаптивная

98. Что включает в себя система управления в элементарном виде?



а) принципы, методы и функции управления;

б) субъект, объект управления и связи;

в) совокупность объектов управления.

г) совокупность органов управления;

а) уклонение

б) сглаживание

в) принуждение

г) компромисс

д) решение проблемы

е) нет правильного ответа

100. На чем основываются социально-психологические методы управления?

а) на воздействии на сознание и социальные условия.

б) на морально-психологическом климате;

в) на законодательных и нормативных актах;

г) на материальном интересе работников;

1. Как осуществляется текущий контроль в организации?

1. Путем заслушивания работников организации на производственных совещаниях;

2. Путем наблюдения за работой работников;

3. + С помощью системы обратной связи между руководящей и руководимой системами;

4. Путем докладов на сборах и совещаниях;

5. Вышестоящей структурой.

2. Тест. Кто должен осуществлять контроль за выполнением поставленных задач перед коллективом?

1. Специалисты;

2. Работники;

3. + Руководители;

4. Отдельные руководители;

5. Министерства.

3. Контроль - это:

1. + Вид управленческой деятельности по обеспечению выполнения определенных задач и достижения целей организации;

2. Вид человеческой деятельности;

3. Наблюдение за работой персонала организации;

4. Наблюдение за выполнением персоналом отдельных заданий;

5. Постоянная проверка того, как организация осуществляет свои цели и корректирует свои действия.

4. Для сокращения потребности в контроле целесообразно:

1. + Создавать организационные и социально-психологические условия для персонала;

2. Создавать соответствующие социальные условия для персонала;

3. Создавать соответствующие организационные условия для персонала;

4. Постоянно совершенствовать систему стимулирования труда персонала;

5. Постоянно повышать квалификацию персонала.

5. Контроль должен быть:

1. Объективным и гласным;

2. Гласным и действенным;

3. + Объективным, деловым, эффективным, систематическим и гласным.

4. Эффективным;

5. Текущим.

6. Что есть основой мотивации труда в японских корпорациях?

1. Получение высоких материальных вознаграждений;

2. + Гармонизация между трудом и капиталом;

3. Признание заслуг;

4. Постоянное повышение квалификации персонала;

5. Достижение конкурентного преимущества.

7. Какие основные группы потребностей выделил украинский ученый Туган-Барановский?

1. Физиологические и альтруистические;

2. Половые и физиологические;

3. + Физиологические, половые, симптоматические инстинкты и потребности, альтруистические;

4. Физиологические и симптоматические;

5. Физиологические, потребности в безопасности, в отношениях принадлежности, в самовыражении, в самоактуализации.

8. Когда исторически возник вопрос мотивации труда?

1. Со времен появления денег;

2. Со времен возникновения организаций;

3. Со времен появления руководителя организации;

4. + Со времен зарождения организованного производства;

5. Во время буржуазных революций в Европе.

Тест - 9. Как следует понимать мотивы престижа?

1. Попытки работника занять высшую должность в организации;

2. + Попытки работника реализовать свою социальную роль взять участие в общественно важной работе;

3. Попытки работника получать высокую зарплату;

4. Попытки работника взять участие в общественной работе;

5. Попытки работника иметь влияние на других людей.

10. Какие основные группы мотивов к труду выделил украинский ученый В. Подмарков?

1. Обеспечение и признание;

2. Признание и престиж;

3. + Обеспечение, признание, престиж;

4. Обеспечение и престиж;

5. Имидж, престиж.

11. Оперативные планы разрабатываются сроком на:

1. + Полгода, месяц, декаду, неделю;

2. По рабочим дням;

12. Под планированием понимают:

1. Вид деятельности;

2. + Отделённый вид управленческой деятельности, который определяет перспективу и будущее состояние организации;

3. Перспективу развития;

4. Состояние организации;

5. Интеграцию видов деятельности.

13. Организационное планирование осуществляется:

1. Только на высшем уровне управления;

2. На высшем и среднем уровнях управления;

3. На среднем уровне управления;

4. + На всех уровнях управления;

5. Определение потребностей подчиненных.

14. Если Вам придется объяснять, что представляет собой функция планирования, то Вы скажете что это:

1. + Установление целей и задач развития объектов управления, определение путей и средств их достижения;

2. Установление целей организации;

3. Определение путей и средств выполнения заданий;

4. Определение способов достижения целей организации;

5. Моделирование действий организации.

15. Одна из форм монополии, объединение многих промышленных, финансовых и торговых предприятий, которые формально сохраняют самостоятельность, а фактически подчинены финансовому контролю и руководству главенствующей в объединении группе предприятий:

1. + Концерн;

2. Картель;

3. Консорциум;

4. Корпорация;

5. Ассоциация.

16. Вид хозяйственной деятельности, при которой часть участников отвечает по долгам всем своим имуществом, а часть только в пределах своих взносов в уставной фонд

1. Дочернее товарищество;

3. Полное товарищество;

4. + Коммандитное товарищество;

5. Акционерное общество.

17. Вид хозяйственной деятельности, при которой ее участники отвечают по долгам предприятия своими взносами в уставной фонд, а при недостаче этих сумм - дополнительное имущество, которое им принадлежит:

1. Полное товарищество;

2. Товарищество с ограниченной ответственностью;

3. Коммандитное товарищество;

4. + Товарищество с дополнительной ответственностью;

5. Производственный кооператив.

18. Вид хозяйственной деятельности, когда все ее участники занимаются совместной предпринимательской деятельностью и несут солидарную ответственность по обязательствам общества всем своим имуществом это -:

1. Товарищество с дополнительной ответственностью;

2. Товарищество с ограниченной ответственностью;

3. + Полное товарищество;

4. Коммандитное товарищество;

5. Акционерное общество.

19. Организация, которая имеет однозначные внутренние взаимосвязи жесткую регламентацию всех сторон деятельности это:

1. Первичная организация;

2. Органическая организация;

3. Вторичная организация;

5. На корпоративном уровне.

20. К средствам мотивации труда не относятся:

1. Вознаграждения;

2. Проведение производственных совещаний;

3. Повышение квалификации персонала;

4. + Обеспечение условий для самовыражения;

5. Объявление благодарности.

21. На уверенности в том, что за определенную выполненную работу человек получит вознаграждение основывается следующая теория мотивации:

1. Справедливости;

2. Потребностей;

3. Вознаграждений;

4. + Ожиданий;

5. Предположений.

22. В соответствии с концепцией Мескона основные (общие) функции управления реализуются в следующем порядке:

1. + Планирование, организация, мотивация, контроль;

2. Организация, планирование, контроль, мотивация;

3. Планирование, организация, контроль, мотивация;

4. Мотивация, контроль, планирование, организация;

5. Стратегия, планирование, организация, контроль.

23. Когда осуществляется заключительный контроль в организации?

1. До фактического начала выполнения работ;

2. + После, выполнения запланированных работ;

3. В ходе проведения определенных работ;

5. После достижения поставленных целей.

24. Когда осуществляется текущий контроль в организации?

1. После выполнения определенных работ;

2. До фактического начала выполнения определенных работ;

3. + В ходе проведения определенных работ;

4. Тогда, когда удобно руководителю;

5. Тогда, когда удобно коллективу.

25. Что обеспечивает управленческая функция «мотивация»?

1. Достижение личных целей;

2. + Побуждение работников к эффективному выполнению поставленных задач;

3. Исполнение принятых управленческих решений;

4. Обеспечение бесспорного влияния на подчиненного;

5. Побуждение работников к деятельности.

26. Если вам придется объяснять, что представляет собой функция мотивации, то Вы скажете, что это:

1. Процесс достижения поставленных перед администрацией целей;

2. Побуждение себя к эффективной деятельности;

3. +Процесс побуждения себя и других к эффективной деятельности достижения поставленных перед организацией целей;

4. Способ влияния на персонал с целью достижения целей;

4. + Механистическая организация;

5. Динамичная организация.

27. Определяются следующие фазы жизненного цикла организации:

1. Создание, становление, развитие, возрождение;

2. Рождение, зрелость;

3. + Рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение;

4. Рождение, зрелость, возрождение;

5. Создание, развитие, зрелость, старение.

28. К основным составляющим элементам внутренней среды организации не относятся:

1. Потребители, конкуренты, законы;

2. + Цели, задачи;

3. Персонал, технологии;

4. Структура управления;

5. Потребители.

29. Что следует понимать под миссией организации?

1. Основные задания организации;

2. Основные функции организации;

3. Основное направление деятельности;

4. + Четко выраженные причины существования;

5. Основные принципы организации.

30. Если Вам придется объяснять что следует понимать под организацией, Вы скажете, что это:

1. Объединение людей для выполнения определенных работ;

2. + Сознательное объединение людей, которое действует на основании определенных процедур и правил и совместно реализует определенную программу или цели;

3. Группа людей, которые совместно реализуют определенные программы; .

4. Группа людей, которые объединяются на основе симпатии друг к другу для реализации личных целей;

5. Объединение людей по интересам.

31. К внутренней среде относятся:

2. Состояние экономики, изменения в политике, социальная культура, НТП, технологии, групповые интересы, международная среда;

3. + Цели, кадры, задачи, структура, технология, организационная культура;

32. Тест по менеджменту. К внешней среде организации непрямого действия относятся:

1. Поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители, конкуренты;

2. + Состояние экономики, изменения в политике, социальная культура, НТП, технологии, групповые интересы, международная среда;

3. Цели, кадры, задачи, структура, технология, организационная культура;

4. Планы, прогнозы, организационная структура, мотивация, контроль;

5. Партнеры, персонал, социально-психологические условия.

33. Какие принципы менеджмента обосновал в своей книге «Никомаховая этика» древнегреческий философ Аристотель?

1. + Этические и эстетические принципы;

2. Организационные;

3. Корпоративные;

4. Моральные принципы;

5. Специфические принципы.

34. Как можно объяснить сущность принципа «подчиненность личного интереса общему»?

1. В организации всегда должен учитываться только личный интерес руководителей организации;

2. Интерес одного работника должен преобладать над интересами организации в целом;

3. Интерес отдельных менеджеров должен преобладать над интересами отдельных групп работников;

4. + В организации интересы одного работника или группы не должен преобладать над интересами организации в целом;

5. Интерес организации не должен преобладать над интересами коллектива.

35. Что предусматривает дисциплина как принцип менеджмента?

1. Выполнение всеми работниками поставленных заданий;

2. + Четкое придерживание администрацией предприятия и его персоналом заключенного коллективного договора и контракта;

3. Выполнение менеджерами поставленных заданий;

4. Выполнение работниками аппарата управления поставленных заданий;

5. Полное подчинение работников руководящему аппарату.

36. Что должны отражать современные принципы менеджмента?

1. Основные закономерности управления;

2. Основные связи, которые складываются в системе;

3. Основные отношение, которые складываются в системе;

4. + Основные свойства, связи и отношения управления, которые складываются в системе;

5. Обязательное наличие цели при управлении.

37. Что является основой управления какой либо системы?

1. + Принципы, которые отражают рыночные условия хозяйствования;

2. Методы менеджмента;

3. Функции менеджмента;

4. Финансовые ресурсы;

5. Объект менеджмента.

38. Где по мнению отечественных и зарубежных специалистов менеджмента формировалась практика управления организацией?

1. В Шумерии, Македонии, Риме, Киевской Руси;

2. В Киевской Руси;

3. + В Риме и Шумерии;

4. В Шумерии и Македонии;

5. В Русской империи.

Тест. 39. Подход, который требует принятия оптимального решения, которое зависит от соотношения взаимодействующих факторов - это:

1. + Ситуационный подход;

2. Системный подход;

3. Процессный подход;

4. Поведенческий подход;

5. Текущий подход. ;

40. Если управление рассматривает все процессы и явления в виде целостной системы, которая имеет новые качества и функции, которые отсутствуют у элементов, которые их составляют, то мы имеем дело с :

1. Поведенческим подходом.

2. Процессным подходом;

3. Ситуационным подходом;
4. + Системным подходом;

5. Текущим подходом.

41. Что является составляющим элементом управления?

1. + Маркетинг;

2. Менеджмент;

3. Экономические процессы;

4. Социально-экономические процессы;

5. Финансы.

42. Каким методам управления, организациями принадлежит ведущая роль в современных условиях?

1. + Экономическим;

2. Социально-психологическим;

3. Организационно-распорядительным;

4. Распорядительным;

5. Социально-экономическим.

43. К первичным потребностям относятся:

1. Психологические;

2. + Физиологические;

3. Экономические;

4. Материальные;

5. Социальные.

44. Потребности бывают:

1. Первичные и внутренние;

2. Внутренние и вторичные;

3. + Первичные, вторичные, внутренние и внешние;

4. Внутренние и внешние;

5. Первичные и внешние.

45. Мотивация базируется на:

1. Потребностях и самовыражении;

2. + Потребностях и вознаграждениях;

3. Вознаграждениях и удовлетворении отдельных людей;

4. Удовлетворении всех людей;

5. Самовыражении и вознаграждениях.

46. Основной формой материального стимулирования персонала организации является:

1. Премии;

2. Премии и ценные подарки;

3. Ценные подарки и зарплата;

4. + Зарплата;

5. Премии и зарплата.

47. Что создает структуру управления организацией?

1. Совокупность линейных органов управления;

2. Совокупность функциональных служб;

3. Совокупность линейных и функциональных служб (органов);

4. + Совокупность органов управления;

5. Совокупность программно-целевых служб.

48. Анализ конкурентов организации проводится с целью:

1. Определения их стратегии и сильных сторон;

2. Определения их целей и сильных сторон;

3. + Определения их целей, стратегий, сильных и слабых сторон;

4. Определения стратегии;

5. Определения их целей и слабых сторон.

49. Цели организации должны удовлетворить такие основные требования:

1. + Достижимость, конкретность, ориентация во времени;

2. Достижимость и ориентация во времени;

3. Ориентация во времени и конкретность;

4. Достижимость;.

5. Ориентация во времени.

50. Когда получил широкое распространение в экономической литературе термин «организация»?

1. В 20-е годы XX столетия;

2. В 30-е годы XX столетия;

3. + В 60-е годы XX столетия;

4. В 70-е годы XX столетия;

5. В 80-е годы XX столетия.

51. Организация как объект менеджмента:

А. Выступает в качестве основной единицы рыночной экономики, в рамках которой принимаются управленческие решения

б. Служит связующим звеном между государством и потребителями произведенных благ и услуг

в. Помогает государству в сборе и аккумулировании различных видов налогов

52. Какие из перечисленных функций менеджмента базируются на потребностях и интересах работников?

а. Контроль

б. Планирование

В. Мотивация

53. Практика управления возникла:

а. В ходе бурной индустриализации промышленного производства

б. Одновременно с возникновением системного подхода к управлению

В. Одновременно с объединением людей в организованные группы

54. Конечной целью менеджмента является:

а. Рационализация организации производства

Б. Обеспечение прибыльности предприятия

в. Повышение мотивации работников

55. Какова важнейшая функция управления?

А. Создание благоприятных условий для дальнейшего развития и функционирования предприятия

б. Повышение производительности труда работников

в. Постоянное внедрение достижений НТП в производство

56. Является ли управление производительным трудом?

а. Нет. Менеджеры и управленцы не принимают прямого участия в производственном процессе.

б. В зависимости от формы собственности и специализации организации

В. Да. Потому что управление - это неотъемлемая часть производственного процесса

57. Что не является продуктом труда менеджера?

А. Товары и услуги

б. Решение по выбору рынков сбыта

в. Подготовка бизнес плана

58. Размер организации в менеджменте определяется:

Количеством отделов и структурных подразделений

Количеством работающих в ней людей

Количеством постоянных клиентов и/или заказчиков

59. Цель стабилизационного менеджмента заключается в:

Разработке мероприятий, способных повлиять на стабилизацию финансового состояния фирмы

Вклинивании фирмы в отраслевые и межотраслевые структуры для стабилизации своего финансового состояния

Постоянном внедрении и проведении мероприятий, направленных на стабилизацию финансовой, кадровой, технико-технологической, внутренней и внешней структуры организации

60. Что характеризует норма управляемости?

Общее число человек, которые подчинены одному руководителю

Закрепленное в должностной инструкции число обязанностей для каждого отдельного сотрудника

Время, за которое сотрудник выполнил задание руководителя

61. Менеджмент – это наука, изучающая:

Человеческий потенциал

Взаимодействие работников внутри коллектива

Процессы управления материальными, сырьевыми, трудовыми и т.д. ресурсами фирмы

62. Методы исследования в менеджменте:

Представляют собой конкретные способы реализации управленческих решений, которые ведут к достижению поставленных целей и задач

Это специфические способы познания, приемы, подходы и принципы, которые делают воздействие на объект управления эффективным

Свод правил, норм и научных приемов, которые используются для изучения мотивационных признаков сотрудников

63. Менеджмент как наука – это:

Комплекс междисциплинарных исследований, направленных на изучение принципов принятия эффективных управленческих решений

Специфическое экономическое знание, изучающее все виды ресурсов и управление ими

Область знаний о том, как эффективно воздействовать на имеющиеся в организации ресурсы

64 - тест. Методы менеджмента - это:

Подходы к подбору и выбраковыванию ресурсов

Способы повысить эффективность используемых ресурсов

Приемы и способы воздействия на коллектив, а также отдельно взятых работников для достижения целей и миссии организации

65. Планирование как функция менеджмента заключается в:

Формулировании целей развития организации, а также определении способов их достижения

Разработке тактических и стратегических планов хозяйственной деятельности организации

Составлении производственных планов для каждого работника

66. Процесс принятия решений в менеджменте – это:

Хаотичный процесс

Систематизированный процесс

Рутинная деятельность

67. Критерием эффективности менеджмента является:

Срок, в течение которого организация функционирует на рынке

Совокупность показателей, которые характеризуют, насколько эффективна работа управляемых в организации систем и подсистем

Непрерывный рост прибыли

Тест. 68. Задачами менеджмента являются:

Разработка и научное обоснование управленческих решений

Создание необходимых условий для принятия рациональных и эффективных управленческих решений

Разработка, проверка на практике и внедрение научных методов, подходов и принципов, которые обеспечивают слаженную и бесперебойную работу коллектива и отдельных ее членов

69. Что является объектом и субъектом менеджмента?

Объекты – управленческие решения, субъекты – менеджеры, подчиненные

Объекты – производственная деятельность и взаимодействие с контрагентами, ресурсы всех видов, рынок, информация, субъект – менеджер

Объекты – деньги, трудовые ресурсы, рынок, субъект – рыночная экономика

70. Управление – это в менеджменте:

Основной метод работы руководителя

Процесс упорядочения информации и грамотное распоряжение ею

Процесс прогнозирования и планирования, организации, координации, мотивации и контроля, который позволяет сформулировать цели организации и наметить пути их достижения

71. Организация – это в менеджменте:

Группа людей, которые прикладывают совместные усилия для реализации конкретной цели, действуя при этом на основе определенных правил

Основная управляющая система

Основная управляемая подсистема

72. Родоначальник науки управления:

Ф. Тейлор

73. Основу мотивации трудового коллектива в японских компаниях составляет:

Равновесие между капиталом и трудом

Постоянное повышение квалификационного уровня

Бонусы за необычные подходы к решению трудовых задач

74. Кто реализует функцию контроля?

Линейные руководители

Все члены коллектива

Высшее руководство фирмы

75. От чего зависит количество подчиненных у руководителя?

Вида организации

Иерархического уровня

Занимаемой должности

76. По какому принципу нельзя классифицировать управленческие решения?

Уровня ответственности

Времени

Степени формализации

а) информация

б) решения

в) полномочия

г) власть

3-437. Общие функции менеджера выделила в процессе управления школа

а) научного управления (рационалистическая)

б) психологических и человеческих отношений

в) науки управления (количественная)

д) классическая (административная)

4-438. Распоряжение руководителя «Решите проблему, доложите мне, что Вы намерены предпринять. Если я не возражаю, выполните намеченное» - соответствует варианту делегирования ответственности:

а) подчиненный развивает свой потенциал, начальник хочет видеть проблему и лучшее решение

б) начальник доверяет подчиненному, но не дает ему действовать без собственного одобрения

в) начальник полностью доверяет подчиненному, его интересует лишь конечный результат

г) начальник относится с уважением к способностям и мнению подчиненного, однако хочет убедиться в правильности решения.

5-439. Разделение труда менеджера по функциям соответствует … виду.

а) горизонтальному

б) профессионально-квалификационному

в) технологическому

г) структурному

6-440. Индивидуальный стиль менеджера определяется:

а) выбором методов управления;

б) образованием

в) стажем работы

г) степенью свободы при принятии решений для подчиненных

7-441. Соответствие видов работы, которые надо делегировать подчиненным и которые не подлежат делегированию:

1) менеджер должен делегировать подчиненным

2) не подлежит делегированию

а) установление целей

б) рутинную работу

8-442. Ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия сотрудников на выполнение определенных задач – это

1) полномочия

2) ответственность

4) делегирование

9-443. Предметом труда менеджера является …

1) решение

3) обязательство

4) информация

10-444. Составляющие роли менеджеров, связанной с принятием решений:

2) инициация новых проектов

3) мотивация подчиненных

4) урегулирование споров и иных проблем

Модуль 5 МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Занятие 1

Цель: Рассмотреть мотивационный процесс и особенности теорий содержания мотивации

Задачи:

Знать что такое мотивация.

Уметь изображать схему мотивационного процесса.

Уметь классифицировать теории содержания мотивации

Уметь сравнить теории содержания мотивации

Литература:

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2003. – С. 131-181.

2. Басовский Л.Е. Менеджмент. Учебное пособие, 2003 – С. 122-131.

3. Фандина В.Г. Менеджмент. Учебное пособие, 2004. – Модуль 5.

Понятия мотивации

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятель­ности для достижения личных целей или целей организации.

«Метод кнута и пряника» хорошо известен на протяжении веков. В преданиях и мифах можно найти множество историй, в которых цари держат награду перед глазами героя или заносят меч над его головой. Долгое время считалось само собой разумеющимся, что люди будут благодарны за все, что позволило бы им и их семьям выжить. Постепенно жизнь людей стала улучшаться, и управляющие начи­нали понимать, что простой «пряник» не всегда заставляет человека трудиться усерднее.

Нужды и потребности. Человек испытывает нужду, когда он физиологически или психологически ощущает нехватку чего-либо. В соответствии с культурным укладом нужда может приобрести ха­рактер конкретной потребности. Большинство психологов согла­шаются, что потребности в принципе можно классифицировать как первичные, которые часто называют нуждами, и вторичные по­требности, или просто потребности.

Первичные потребности являются по своей природе врожден­ными, они заложены генетически. Это потребности в пище, воде, потребности дышать, спать, потребности в общении.

Вторичные потребности по своей природе связаны с культур­ным укладом и осознаются с опытом. Среди них заметное место занимают социально-психологические, например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принад­лежности кому или чему-либо. Люди имеют различный жизненный опыт, поэтому вторичные потребности значительно различаются.

Мотивационное поведение состоит в том, что потребности чело­века служат мотивом к действию. В связи с этим рассматривают по­буждение как ощущение недостатка в чем-либо, имеющее опреде­ленную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели, которая осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворен­ной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной.

Проблемы мотивации через потребности обусловлены тем, что существует множество разнообразных конкретных человеческих потребностей, целей, которые, по мнению разных людей, приво­дят к удовлетворению их потребностей, и типов поведения при достижении этих целей. Структура потребностей человека опреде­ляется его местом в социальной структуре, культурным укладом и приобретенным опытом. Поэтому для мотивации нет какого-то од­ного лучшего способа. То, что эффективно для мотивации одних людей, может не иметь значения для других.

Вознаграждение - это то, что человек считает ценным для себя. Понятие ценности у людей значительно различается, как и оценка вознаграждения.

Внутреннее вознаграждение - это то удовлетворение, которое приносит сама работа. Так, внутренним вознаграждением является чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба и общение, возника­ющие в процессе работы, - это тоже внутреннее вознаграждение. Наиболее простой способ внутреннего вознаграждения - создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи.

Внешнее вознаграждение обеспечивает организация. Примеры внешних вознаграждений - зарплата, продвижение по службе, символы служебного престижа, похвалы и признание, а также до­полнительные выплаты и отпуска.

Мотивационный процесс

Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий, рисунок 30.


Рисунок 30 – Схема мотивационного процесса

Первая стадия – возникновение потребностей. На этой стадии возникает потребность, она проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает.

Вторая стадия – поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать.

Третья стадия – определение целей (направления) действий. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:

ü что я должен получить, чтобы устранить потребность;

ü что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;

ü в какой мере я могу добиться того, чего желаю;

ü насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.

Четвертая стадия – осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. На этой стадии может происходить корректировка целей.

Пятая стадия – получение вознаграждения за осуществление действия. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.

Шестая стадия – устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

Закон результата заключается в том, что степень удовлетворе­ния, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В соот­ветствии с этим законом люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности, и избегать такого поведения, которое ассоциируется с недостаточ­ным удовлетворением. Если конкретные типы поведения оказыва­ются каким-то образом вознагражденными, то люди запоминают, каким образом им удалось добиться этого. В следующий раз чело­век, встретившись с проблемой, пытается разрешить ее опробо­ванным способом.

Денежное вознаграждение - наиболее очевидный способ, ко­торым организация может вознаградить сотрудников, но оценки размеров денежного вознаграждения противоречивы. Сторонники теории человеческих отношений утверждают, что наиболее важны социальные потребности людей, тогда как сторонники теории на­учного управления считают, что материальное вознаграждение обя­зательно ведет к усилению мотивации.

Исследователи-бихевиористы установили, что только при на­личии определенных условий рост зарплаты стимулирует повыше­ние производительности труда. Первое из них состоит в том, что люди должны придавать зарплате большое значение. Второе заклю­чается в том, что люди должны верить в существование четкой связи между зарплатой и производительностью, в то, что увеличе­ние производительности обязательно приведет к росту зарплаты.

Компенсация и мотивация. Исследования показали, что хотя большинство менеджеров и провозглашают свою приверженность оплате труда по конечному результату, на практике они компенси­руют затраченные работником усилия в соответствии со стажем и проведенным на работе временем, а вовсе не по характеристикам достигнутых результатов.

Теоретически в организациях должна существовать однозначная связь между тем, что и как делает работник и сколько за это получа­ет. Оплата и результативность, оплата и производительность должны быть связаны между собой. Общество ориентировано на конечные результаты деятельности, и в основе этого лежит предположение, что полная компенсация за затраченные усилия, включая зарплату, должна в разумной степени отражать вклад каждого работника или, более конкретно, то, насколько эффективно он работал.

. Управленческий труд - это планомерная деятельность работников административно-управленческого персонала, направленная на организацию, регулирование, мотивацию и контроль за работой сотрудников организации. Содержание управленческой пр раке зависит от объекта и определяется структурой производственных процессов, приемами труда, его техническим оснащением, а также взаимоотношениями, возникающие в процессе выполнения управленческих функциий.

Управленческая деятельность - специфический вид трудового процесса. Управленческий труд имеет свои особенности по сравнению с трудом производительным, в результате которой создаются материальные ценности. Управление - это пер рш всего работа с людьми, а их трудовая деятельность является объектом управленческого влияния. Это работа творческая, преимущественно умственный, которая осуществляется человеком в виде нервно-психических усилий. Процесс умственной труда состоит из таких элементарных действий или операций, как слушание, чтение, речь, контактирование, наблюдения за действием, мышления, умозаключение тощтощо.

Управленческий труд - труд непродуктивна. Участие в создании материальных благ происходит опосредованно, через труд других лиц. Продуктом управленческого труда является решение, а не товары и услуги, предм метом - информацииія.

. Труд менеджера - это целенаправленный специфический вид умственной деятельности по обеспечению эффективной работы управляемой системы

Рис 12. Характеристика содержания управленческого труда

. Организацию труда менеджера следует понимать как процесс подготовки и осуществления соответствующих мероприятий, направленных на достижение поставленной перед системой целей

. Предметом труда менеджера является информация об объектах управления и внешняя среда

. Объектом труда менеджера является персонал управляемой системы и отношения, складывающиеся в нем в процессе выполнения определенных функций

. Средствами организации труда менеджера является совокупность организационной и учетной техники для получения, фиксации, передачи, копирования, размножения, обработки информации, которая необходима для осуществления процесса управления системами

Труд менеджера отличается от труда других работников аппарата управления системами. Она имеет творческий характер. Менеджер должен постоянно по собственной инициативе искать пути обеспечения эффективной раб боты управляемой системы и мобилизовать на это ее лицоал.

Менеджер - это прежде всего организатор работы той или иной системы. Перед ним всегда стоит задача объединить персонал в единое целое и определить стратегические направления ее деятельности, скоординировать работу в функциональных подразделений и непосредственных исполнителив.

В процессе организации труда менеджер выполняет такие функции, как прогнозирование, организация, планирование, учет, контроль и регулирование. В управляемой системе он является не только организатором, но и воспитателем персонала. Для этого менеджер применяет соответствующие принципы и методы воздействия на людией.

В условиях рыночной экономики резко повышаются требования к менеджерам предприятий. Они должны постоянно работать над собой чтобы демонстрировать в процессе выполнения своих функций высокие профессиональные и лица исти качеі.

Анализ процесса управления предприятием дает возможность выделить две взаимосвязанные составляющие: функционально-технологическую и организационно-человеческую. О функционально-технологического аспекта управления, то он является объектом изучения таких дисциплин, как технология, организация, маркетинг и т.д.. Организационно-человеческий аспект, который является объектом изучения менеджмента, выходит из необходимости целеустремленности, согласование джености работы членов коллективву.

Рассмотрим особенности управленческого труда

Как и любой другой процесс, управленческая работа состоит из следующих основных элементов: предмет труда (то, что подлежит влиянию, обработке), средства труда (то, посредством чего осуществляется воздействие), сам пр роцес - целенаправленная деятельность и результат. Эти элементы позволяют определить характер и особенности управленческого труда независимо от должности управленческого работника, области деятельности и т.д. упрощенной в схему ее можно представить как систему, на входе которойї информация (предмет - то, на что направлен труд), подлежащей внутри системы обработке интеллектом человека посредством технических средств управления - вычислительной и организационной техники (средства труда), а на выходе - качественно новая информация или управленческое решение (результат труда) (рис 13)

Сегодня квалифицированный специалист, занятый управленческой деятельностью, являются огромной ценностью. От того, как он осуществляет организационную и технологическую подготовку производства, оперативное регулирование деятельно ости производственных подразделений и отдельных исполнителей, зависит производительность труда, эффективность использования производственных фондов, себестоимость продукцииї.

Характер деятельности руководителя очень разнообразен. Он выступает в роли организатора, специалиста, администратора, общественного деятеля и воспитателя. Выполняя организационно-административные функции, управленцы и занимаются поиском и подготовкой новых решений. Их труд носит творческий характер, свойственный изобретателям, рационализаторам, новаторам производстватва.

Очень часто различные виды деятельности руководителя выполняются параллельно, прежде всего при применении воспитательной и организаторской работы, а часто и одновременно с творческим трудом руководителя. Состояния организации управлинс ской работы присущи определенные недостатки. Главной причиной является то, что труд высококвалифицированных специалистов не всегда используется по назначению. Так, нормативный объем времени на выполнение каждой функции и фактические затраты на ее осуществление, как правило, не совпадают. Это отражает различие формальной и содержательной структуры труда рабочихиків.

Эффективная работа управленческого аппарата должна обеспечивать надежное функционирование системы управления, которое исключало бы случайные ошибки в информации вследствие необъективности ее подготовки, перепись ски или препятствий при его передаче и использованию.

Быстрый рост и совершенствование производства приводят к резкому росту объема управленческих работ, а темпы роста производительности труда управленческого персонала не могут удовлетворить возрастает аючи потребности производства. Этот разрыв необходимо уменьшить за счет дальнейшего совершенствования методов и форм организационной работы, а также механизации и автоматизации управленческих робет.

Одним из основных вопросов совершенствования организации труда управленческих работников является разработка рациональных форм разделения и кооперации труда. Многие специалисты уделяют значительное внимание вопросу влияния ру вник на морально-психологический климат коллектива. По мере повышения уровня должности руководителя повышаются требования к его профессиональных и личных. Как-тоей.

Следовательно, особенно актуальной задачей является совершенствование процесса подготовки и переподготовки руководящих кадров, усиление контроля за их отбором согласно деловых и личных качеств работников, их. ВВИ ибностей и склонностей к организаторской работе, усиление контроля за воспитательной деятельностью руководящего работника.

В процессе управления его субъекты (менеджеры) решают самые разные проблемы - организационные, экономические, технические, социально-психологические, правовые и т.д.. Это многообразие также является важной особо можность труда менеджера.

Информация является специфическим предметом управленческого труда, в связи с чем она имеет информационную природу. В ней сочетаются творческие, логические и технические операции, связанный с обработкой информации, а обм мин деятельностью между субъектом и объектом управления, между самими субъектами управления носит информационный характер достижения целей управления происходит путем подготовки и реализации совокупного управл. Инск воздействия на коллектив, на его трудовую деятельность, это и является специфическим результатом управленческого труда. Основной формой такого воздействия является управленческое решениення.

Принятие управленческих решений определяется сложной совокупностью факторов внутренней и внешней среды, которые постоянно создают нестандартные ситуации. Именно эти обстоятельства требуют от человека, а занимается управленческой деятельностью, качеств. Принимаемые управленцами, зависят от их знаний и опыта, интуиции, личностных свойств. Если при принятии решений застосовуеть ся вся эта совокупность качеств, тогда речь идет об искусстве управленияння.

. Управленческая работа характеризуется:

1 насыщенность действий (преимущественно кратковременных);

2. Разнообразием видов деятельности;

3 фрагментарность деятельности;

4 части вмешательством извне;

5 широких сетью контактов, которые выходят далеко за пределы рабочей группы;

6 преобладанием речевого (устного) общения с окружающими (до 90%)

Анализ управленческой работы свидетельствует о ее функциональную неоднородность. По сравнению с трудом рабочих она имеет свои существенные особенности. Прежде всего это умственный труд. Различают три вида умственной й труда:і: эвристическая, административная и операторская (рис 14)

. Эвристическая труд - творческая составляющая умственной деятельности. По своему функциональному назначению она характеризуется как труд по исследованию, анализу и разработке различных вопросов (разработка планов и анализ их выполнения, опре значению направлений совершенствования конструкции и состава продукции, технологии, организации производства и труда, решение социальных проблем). По содержанию эвристическая работа повязкам связана с выполнения аналитических их и конструктивных операций и направлена??на разработку и принятие решень.

. Административная работа - вид умственного труда, функциональным назначением которой является непосредственное управление деятельностью и поведением людей. По содержанию она весьма разнообразна и включает выполнение различных организационно-административных ативних операций - координационных, распорядительных, контрольных. Этот вид умственного труда призван обеспечить координацию деятельности отдельных участников и трудовых коллективеів.

. Операторская работа - это труд по выполнению стереотипных (таких, постоянно повторяющихся) операций предусмотренного характера. По содержанию - это информационно-техническая работа, включающая документационного операции (оформление в. Документом, их копирование, размножение, хранение, обработку корреспонденции и т. п.), первично-расчетные и учетные, ввод данных в. ЭВМ, переработка информации по предварительно разработанной программе, в бчислювальни операцииї.

Преимущество тех или иных видов умственных нагрузок значительной мере определяет специфику организации управленческого труда по отношению к методам выполнения работ, видов норм, способов регламентации, условий пр рац.

Современное общество часто характеризуют термином «информационное», имея в виду колоссальный объем функционирующей в мире информации: за последние 30 лет ее ежегодный прирост увеличился более чем в 15 раз.

Для характеристики объемов информации, с которой приходится работать в физкультурно-спортивных организациях, приведем лишь один пример: в 2000 г. в Государственный комитет Российской Фе­дерации по физической культуре, спорту и туризму поступило более 7 тыс. входящих документов (3 253 правительственных документа и 3 812 документов из министерств, ведомств и общественных органи­заций); зарегистрировано 5544 исходящих документа.

Информация (в самом общем виде) понимается как содержание язи между взаимодействующими объектами (обмен сигналами в квотном и растительном мире; обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом и т.д.). Такое внимание позволяет сделать вывод о том, что проблема информации является общенаучной.

Сложность и многозначность феномена информации являются причинами существования в настоящее время значительного количества определений этого понятия, исследуемого предста­телями различных отраслей знания. В данном разделе учебного пособия внимание будет сосредоточено на кратком рассмотрении сущности информации с точки зрения менеджмента (управления).

С позиций теории понимание управленческой информации связано с упорядоченным отражением, с выражением некоего различия, разнообразия. Это означает, что характеристика управленческой информации должна включать как ее содержание, так и форму представления.

По содержанию управленческая информация представляет со­бой управляющее сообщение, направляемое субъектом управле­ния на объект управления и обеспечивающее, таким образом, процесс управления. В процессе управления (менеджмента) ин­формация решает две основные задачи: во-первых, служит осо­бой формой связи внутри системы, а также обеспечивает связь системы с внешней средой и, во-вторых, является непосред­ственной причиной выбора системой определенного варианта своего поведения, основой для разработки управленческих ре­шений.

Управленческая информация с практической точки зрения представляет собой разнообразные сведения о лицах, предме­тах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от фор­мы их представления. Наибольшую значимость имеет та управ­ленческая информация, которая зафиксирована на каком-либо материальном носителе с необходимыми реквизитами, позволя­ющими ее идентифицировать. Такую информацию (по форме представления) принято называть документированной. Однако в практике управления используется и недокументированная ин­формация, получаемая, как правило, по каналам неформальных связей.


Управленческая информация обладает некоторыми специфиче­скими особенностями: во-первых, она отражает свойства опреде­ленного материального объекта и потому имеет определенный ис­точник возникновения; во-вторых, она обладает некоторыми свой­ствами материи, что позволяет получать, накоплять, уничтожать и передавать ее; в-третьих, при передаче информации ее количество в субъекте управления (передающей системе) остается неизмен­ным, а в объекте управления (принимающей системе) обычно уве­личивается; в-четвертых, информация представляет собой един­ственный вид ресурсов, который в ходе исторического развития человечества не только не истощился, а постоянно увеличивается, совершенствуется и, более того, способствует эффективному ис­пользованию других ресурсов, а иногда и создает новые.

Сказанное позволяет характеризовать информацию как пред­мет, средство и продукт труда менеджера.

Подводя итоги сказанному, констатируем, что с точки зрения управления (менеджмента) информация представляет собой сово­купность сведений о состоянии и изменении объекта управления (управляемой части системы) и субъекта управления (управляющей части системы), а также внешней среды, которая уменьшает сте­пень неопределенности знаний о конкретном объекте .

Управленческую информацию можно классифицировать по различным основаниям:

по форме отображения выделяют визуальную (визуальный ряд виде текстов, таблиц, рисунков и т.п.), аудиальную (слуховой сигнал) и аудиовизуальную (совмещение визуального ряда и слухового сигнала) информацию;

по источникам информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю , входящую и исходящую ;

по степени обработки выделяют первичную (поступающая на объект управления информация), производственную (переработанная на объекте управления первичная информация) и итоговую (результат переработки первичной информации, готовый к передаче) информацию;

по времени использования принято выделять постоянную (используется систематически на протяжении длительного времени) временную (используется не систематически на ограниченном отрезке времени) информацию;

по возможности использования информация может быть аутентичной (соответствующей действительности, пригодной) и дефектной (не соответствующей действительности, непригодной) и др.