Закономерности и принципы соц работы. Закономерности социальной работы

Закономерности, принципы и функции социальной работы.

Важнейшим структурным компонентом научной теории социальной работы являются ее закономерности. Закономерности социальной работы наиболее полно в интегрированном виде выражают характер и направленность совокупности социальных связей .

Результативность и эффективность социальной работы во многом определяются оптимальным уровнем развития и функционирования социальных служб, научной обоснованностью выбора содержания и технологических приемов при работе с людьми, непосредственными и опосредованными связями и взаимовлияниями потребностей, интересов, устремлений, настроений и мотивов поведения человека в различных жизненных обстоятельствах.

Междисциплинарный, интегративный характер социальной работы, крайне важно сть статистической обработки огромного количества эмпирического материала, практических данных и наблюдений – всœе это усложняет выявление и формулирование закономерностей. Как уже отмечалось, в социальной работе имеют место управленческие отношения и отношения взаимодействия специалиста и клиента͵ которые позволяют выделить две группы закономерностей.

Для управленческих органов социальной защиты республиканского и регионального уровней, представляющих собой совокупность организационно оформленных групп специалистов, управленческие отношения детерминируются следующими закономерностями:

‣‣‣ взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политики и социальной работы;

‣‣‣ зависимость результативности социальной защиты от соци­альной ориентации сознания и деятельности кадрового со­става органов государственного управления, профессионализма и нравственных качеств специалистов социальных служб;

‣‣‣ обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, лиц, сообществ;

‣‣‣ зависимость результативности социальной работы от соот­ветствия и непротиворечивости ближайших и долгосрочных целœей социальной защиты населœения и др.

Существенные связи, влияющие на эффективность достижения целœей социальной работы на непосредственно контактном уровне , бывают выражены следующими закономерностями:

‣‣‣ общая заинтересованность социального работника и клиен­та в конечных результатах их взаимодействия;

‣‣‣ целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента;

‣‣‣ соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе;

‣‣‣ соответствие общего уровня развития специалиста по соци­альной работе и клиента социальных служб и др.

Мировой и отечественный опыт социальной работы свидетель­ствует, что закономерности, сформулированные и еще не сформу­лированные учеными и практиками, носят объективный характер и проявляются независимо от воли, желания специалистов, их знания. Специалист в области социальной работы в силу различных причин может проигнорировать объективный характер закономерностей со­циальной работы - это не нарушит действия и влияния закономер­ности, но приведет к нежелательным последствиям, устранение ко­торых потребует дополнительных сил, времени и ресурсов. Вот поче­му чем глубже специалист осознает и полнее учитывает закономер­ности на практике, тем эффективнее его деятельность.

Вместе с тем следует заметить, что на практике специалист руководствуется лишь выводами и правила­ми, возникающими из сформулированных наукой закономернос­тей, которые, выражая вполне конкретный перечень требований, становятся принципом, исходным положением и общим правилом деятельности социального работника.

Принципы социальной работы - важнейший структурный ком­понент логических форм научной теории. Именно посредством прин­ципов теоретические положения непосредственно соотносятся с практикой социальной работы. Социальная работа тесно связана с проблемами общественного развития. Социальные работники участвуют в разработке и реализации социальной политики, выполнении социальных программ социальной защиты населœения от деградации и социальных рисков и создания достойных условий для социального функционирования че­ловека. Особенно значима роль социальной работы в поддержке жизненных сил ʼʼсоциально незащищенныхʼʼ членов общества, оказании помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию,

Сложность и многообразие взаимодействующих факторов социальной работы отражается в системе принципов социальной работы, которые можно разделить на несколько групп:

‣‣‣ методологические;

‣‣‣ организационно-распорядительные;

‣‣‣ психолого-педагогические;

‣‣‣ социально-политические.

Методологические принципы - это принципы гносœеологического подхода, детерминизации, отражения, развития.

Организационно-распределительные принципы - это:

– социально-технологическая компетентность кадров;

– стимулирование;

– контроль и проверка исполнения;

–функциональная определœенность;

– единство правил и обязанностей.

П сихолого-педагогические принципы выражают требования к выбору технологических средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб. К основным принципам этой группы следует отнести:

– комплексный и системный подход к анализу и оценке усло­вий жизнедеятельности клиента и выбору форм и методов работы;

– индивидуальный подход к личности клиента социальных служб;

– целœенаправленность и адресность социальной работы;

– такт и терпимость при общении с клиентами социальных служб и др.

Соиально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства, которая определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населœения, к сочетанию и сопряжению личных и государственных интересов в социальной работе. Основные принципы этой группы:

‣‣‣ государственный подход к задачам, решаемым в социаль­ной работе;

‣‣‣ гуманизм и демократизм содержания и методов социальной работы;

‣‣‣ учет конкретных условий жизнедеятельности личности, со­циальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы;

‣‣‣ законность и справедливость действий социального работ­ника.

Вызывает интерес еще одна классификация принципов теории социальной работы :

I. Общефилософские принципы : детерминизм, отражение, развитие.

II. Общесоциальные принципы : историзм, социальная обусловленность, социальная значимость.

III. Специфические принципы :

Ø психолого-педагогические – эмпатия, модальность, ат­тракция (привлекательность), доверие;

Ø методические – дифференцированный подход, преем­ственность, последовательность, непрерывность, компетентность;

Ø организационные – всœеобщность, комплексность, посредничество, солидарность;

Ø нормативно-правовые – соблюдение прав человека в сфере социального обслуживания, обеспечение социальных гарантий, равных возможностей при получении медико-социальных услуг, добровольное согласие граждан при получении услуг, доступность социального обслуживания, соблюдение конфиденциальности, преемственности всœех видов и форм социального обслуживания, адресности, приоритета содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни, профилактической направленности, содействие социальной реабилитации и адаптации, межведомственности и междисциплинарности, деятельного подхода, территориальной организации социальной службы, государственной поддержки, добровольной общественной деятельности по оказанию медико-соци-альной помощи.

Структурные компоненты социальной работы как науки вносят определœенный вклад в реализацию общих для науч­ной теории функций:

‣‣‣ информационной , поскольку теория социальной работы со­держит сведения о реально происходящих социальных процессах, описывает их в обобщенной форме при помощи понятийного аппарата͵ в закономерностях и принципах, при­сущих предметной области социальной работы;

‣‣‣ объяснительной , так как наука призвана не просто описы­вать процессы и явления, а объяснять сложные причинно-следственные связи, основные тенденции и направленность их развития;

‣‣‣ эвристической, заключающейся в том, что научная теория не просто описывает действительность, а несет в себе нова­ции, новые знания, которые расширяют наши представле­ния о проблемах социальной работы. Научная теория соци­альной работы, как и любая другая, эвристична по своему предназначению, происхождению, формам и методам ее раз­работки, выражения и использования;

‣‣‣ практической , состоящей в том, что она порождается по­требностями практики, развивается на ее базе и находит подтверждение своей истинности опять-таки в практике. Особенно ярко это видно на примере прикладных наук, к которым относится теория социальной работы;

‣‣‣ прогностической , которая выявляет тенденции, предсказывая направленность развития социальных процессов, объектов социальной работы и обеспечивая упреждающее воздействие на развитие социальных явлений и процессов.

Функции социальной работы как системы научных знаний есть результат синтеза функционирования ее компонентов, интеграции структурных взаимосвязей. Οʜᴎ выступают как форма и способ про­явления эвристической и творческой активности системы, оказы­вая обратное влияние на состав компонентов в системе с учетом возникающих новых целœей.

Закономерности, принципы и функции социальной работы. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Закономерности, принципы и функции социальной работы." 2017, 2018.

Принципы социальной работы являются важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Именно через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений, воплощенных в категориях и закономерностях, с практикой социальной работы. Выделяются следующие группы принципов теории социальной работы.

Общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия. К ним относятся: принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной среды .

Более узкими по содержанию, но также охватывающими различные стороны социальной работы, являются принципы социально-политические, организационно-деятельностные, психолого-педагогические и др. Сложность и многообразие взаимодействующих факторов, проявление различных субординационных, координационных и корреляционных связей и отношений отражается во взаимоироникновении элементов системы принципов, регулирующих деятельность по оказанию социальной помощи населению.

Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства. Эта зависимость определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию индивидуальных и общественных интересов в социальной работе. К основным принципам этой группы можно отнести: единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм ее содержания и методов, учет конкретных условий жизнедеятельности личности или социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы с ними, законность и справедливость деятельности социального работника.

Среди организационных принципов следует особо выделить такие, как социально-технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности.

Большое место в структуре логических форм научной теории занимают психолого-педагогические принципы. Они выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидных характеристик при осуществлении любых социально-технологических процедур. К основным принципам этой группы следует отнести: комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними; индивидуальный подход; целенаправленность и адресность социальной работы.


Наконец, специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению.

Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине - его потребности в помощи.

Принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их. Например, в соответствии с действующим законодательством нельзя связывать помощь, оказываемую многодетной семье, с требованием к ней ограничить свою детородную активность.

Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятий, ориентированных на «среднего» потребителя социальных услуг.

Принцип профилактической направленности предполагает предпринимать усилия по превенции возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже возникших проблем. Практика показывает, что предупредить социальное бедствие всегда легче, чем впоследствии прилагать усилия для ликвидации его многообразных последствий. Скажем, сохранение семейных и школьных связей детей, оказавшихся в состоянии дезадаптации, для них самих, для их близких и для общества в целом несравненно благоприятнее и прагматичнее, чем впоследствии борьба с детским бродяжничеством, преступностью и т.п.

Принцип клиентоцентризма означает признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей. Традиции тоталитарного общества заставляют нас во многих случаях выдвигать на первый план интересы государства и общества. Например, при анализе социальной дезинтеграции семьи принято говорить, что снижение рождаемости отрицательно скажется на трудовых ресурсах, которыми общество будет располагать в следующих поколениях, на контингенте призывников для Вооруженных Сил, который через десять лет окажется совершенно недостаточным для нужд государства. Следует помнить, что все эти, безусловно, важные приоритеты не могут стоять на первом плане для социального работника: важнейшая цель его деятельности - обеспечение способности его клиента к социальному функционированию, создание благоприятных условий для его социального самочувствия и развития его личности. Потребности государства и общества удовлетворяются в результате его деятельности лишь опосредованно.

В рамках данного принципа можно рассматривать суверенность и автономность клиента, которой вправе принимать или не принимать помощь социальных работников, вправе выбирать тот или иной вид помощи или сценарий разрешения своих жизненных проблем, должен получать полную информацию относительно работы с ним, а также имеет право оградить свою личную жизнь от постороннего вмешательства в той мере, в какой это не наносит ущерба правам и интересам других лиц.

Принцип опоры на собственные силы подчеркивает субъектную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем. Вряд ли кто-либо может вместо самого человека разрешить его жизненные затруднения, устранить конфликтную ситуацию, наладить отношения с близкими людьми. Социальный работник должен консультировать клиента в выборе стратегии выхода из кризиса, оказывать ему психологическую помощь, побуждать к самопомощи, содействовать объединению людей со сходными проблемами для совместного преодоления трудностей. Разумеется, в этом случае речь идет о клиентах, достаточно дееспособных с точки зрения своих интеллектуальных, психических и физических ресурсов. Люди с ограниченными возможностями, дети, престарелые, не имеющие потенциала самопомощи, разумеется, имеют право получать помощь, не проявляя при этом собственной активности.

Принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению. Правда, реальная величина этих средств зависит прежде всего от социально-экономических возможностей государства и от представлений общества о том, что входит в необходимый социальный минимум для индивида. Поэтому социальные ресурсы Германии или Швеции, например, с их устойчивой экономикой и традиционно высоким уровнем жизни отличаются от уровня обеспеченности социальной помощи в нашей стране с ее трудностями в экономике и предельно аскетическими привычками населения. Однако действие принципа проявляется повсюду: социальные работники должны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту помимо гарантированного минимума путем обращения в неправительственные, добровольческие, благотворительные учреждения, организации самопомощи и взаимопомощи клиентов, использовать другие не запрещенные законом способы.

Принцип конфиденциальности связан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их. Это сведения о болезнях, негативных привычках, психических заболеваниях, семейных конфликтах, криминальном прошлом или настоящем. Такая информация может использоваться только в профессиональных целях; она не должна разглашаться, кроме случаев, предусмотренных законом и связанных с возможностью насилия, нанесения ущерба какому-либо лицу, прежде всего детям.

Принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту. Политические, религиозные и национальные особенности индивидов, нуждающихся в помощи, их поведенческие стереотипы и сама их внешность может оказаться непривычной для лиц, занимающихся социальной работой. Определенные элементы ксенофобии, т.е. неприязни и страха перед проявлениями чуждых традиций, распространены в нашем обществе. Социальные работники не свободны от иллюзии считать свою точку зрения, свой стереотип поведения, свои представления о хорошем и плохом единственно верными и нормативными. Между тем разнообразие человеческих типов, национально-культурных традиций, обычаев поведения является залогом жизнеспособности развития всего человечества. Никто не должен выносить осуждение деятельности другого человека до тех пор, пока она не представляет опасности и не наносит ущерб окружающим. Социальный работник не может сортировать клиентов на «хороших» и «плохих», «удобных» и «неудобных». Каждый, кто нуждается в помощи, должен получить ее. Профессиональная толерантность специалиста по социальной работе означает признание закономерности разнообразия клиентов и терпимость к проявлениям этого разнообразия.

Знание об окружающей нас социальной действительности - это важнейшее орудие практического воздействия на нее. Существенными компонентами системы элементов научной теории являются вытекающие из закономерностей и принципов следствия, запечатленные в методах, технологических алгоритмах и приемах. Они дают ключ к решению проблемных ситуаций и практических задач. Система категорий, закономерностей и принципов социальной работы сочетает в себе логическую непротиворечивость, верифицируемость и практическую направленность.

Выявление и формулирование закономерностей как наиболее существенных, устойчивых связей, от познания которых зависит результативность социальной работы, -- важнейшая задача ее научной теории в целом, ученых и практиков сферы социального обслуживания в частности. Следует заметить, что закономерности, объективно присутствующие в реальной действительности, могут отличаться по объему содержания и форме фиксации от тех закономерностей, которые утверждаются в науке. Здесь дело даже не в неполноте наших знаний, которые в каждый данный момент не до конца вскрывают сущность тех или иных явлений. Особенность реальной практики социальной работы заключается в том, что закономерности в ней проявляются в комплексе, в переплетении различных сторон и элементов, каждая из них не может проявлять себя изолированно от других. И лишь в теории наше мышление благодаря способности мысленного абстрагирования от несущественных на данный момент сторон, логического вычленения анализируемого отношения позволяет исследовать и сформулировать закономерность в «чистом» виде. Вот почему, когда речь идет о закономерностях теории социальной работы, то они чаще всего представлены идеальным усредненным отражением тенденций становления и функционирования системы социальной помощи населению.

Закономерности социальной работы как логические формы отражения действительности недоступны непосредственному чувственному восприятию. Они могут быть постигнуты лишь на основе абстрактного мышления, использования операций анализа и синтеза над проявлениями выявляемых тенденций и взаимозависимостей в социальных процессах. Междисциплинарный, интегративный характер социальной работы, необходимость статистической обработки большого количества эмпирического материала, практических данных и результатов единичных наблюдений -- все это усложняет выявление и формулирование закономерностей. По мере развития познания реальных социальных процессов, совершенствования исследовательских процедур и углубления их теоретического анализа трансформируется и система закономерностей социальной работы, приближаясь к все более точному отражению объективной реальности.

В качестве основной закономерности можно выделить взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе. Действительно, сам факт введения социальной работы в качестве специальной профессиональной деятельности связан с переориентацией социальной политики с больших групп населения, классов, страт на оказание помощи индивиду, семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В связи с этим закономерна также взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы. Хотя указанные цели формулируются в основополагающих государственных документах, в трудах теоретиков и экспертов достаточно неопределенно, однако анализ деятельности социальных служб позволяет сделать вывод о направленности такого развития. В частности, определенное изменение приоритетов социального обслуживания, которое начиналось по преимуществу как деятельность по оказанию помощи в первую очередь одиноким инвалидам и престарелым, а в последнее время развивается так же, как система по оказанию помощи безнадзорным и дезадаптированным детям и подросткам, семьям группы риска, другим категориям населения, испытывающим жизненные затруднения, свидетельствует о начале изживания соблазна сиюминутного реагирования на социальные проблемы, о появлении зачатков перспективного видения целей социального развития.

Как уже отмечалось выше, в социальной работе можно выделить управленческие отношения и взаимодействие специалиста и клиента. Соответственно анализу подлежат два уровня социальной работы с присущими им закономерностями: организационно-управленческий и непосредственно контактный.

Для управленческих элементов системы социальной защиты населения федерального, регионального и муниципального уровней, представляющих собой совокупность организационно оформленных групп специалистов, наделенных определенными полномочиями, имеющих фиксированные права и обязанности, деятельность детерминируется следующими закономерностями: зависимость эффективности социальной защиты от структурной полноты и завершенности системы органов социального управления и учреждений социального обслуживания; зависимость результативности социальной защиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового корпуса органов государственного управления; взаимозависимость между социальной работой и непротиворечивостью ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения и т.д.

Эффективность осуществления целей социальной работы на непосредственно контактном уровне будет зависеть от таких факторов (закономерностей), как: совместная заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия; целостность и комплексность воздействия специалиста социальной работы на клиента; соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе; соответствие уровней развития специалиста по социальной работе и клиента социальных служб и т.д.

Мировой и отечественный опыт деятельности по оказанию социальной помощи свидетельствует, что закономерности социальной работы, как названные выше, так и не сформулированные пока, носят объективный характер и проявляют себя независимо от воли и желания людей, знания или незнания их специалистами. Сотрудник социальной службы или органа социального управления в силу различных причин может игнорировать наличие этих закономерностей, однако это не отменяет их действия и влияния. Устранение же негативных последствий, вызванных пренебрежением к действию объективных факторов социального функционирования, потребует дополнительных сил, времени и ресурсов, которые всегда дефицитны. Вот почему, чем глубже специалист по социальной работе осознает и чем полнее учитывает ее закономерности в своей практической деятельности, тем эффективнее ее результаты.

Принципы социальной работы являются важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Именно через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений, воплощенных в категориях и закономерностях, с практикой социальной работы. Выделяются следующие группы принципов теории социальной работы.

Общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия. К ним относятся: принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной среды.

Более узкими по содержанию, но также охватывающими различные стороны социальной работы, являются принципы социально-политические, организационно-деятельностные, психолого-педагогические и др. Сложность и многообразие взаимодействующих факторов, проявление различных субординационных, координационных и корреляционных связей и отношений отражается во взаимоироникновении элементов системы принципов, регулирующих деятельность по оказанию социальной помощи населению.

Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства. Эта зависимость определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию индивидуальных и общественных интересов в социальной работе. К основным принципам этой группы можно отнести: единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм ее содержания и методов, учет конкретных условий жизнедеятельности личности или социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы с ними, законность и справедливость деятельности социального работника.

Среди организационных принципов следует особо выделить такие, как социально-технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности.

Большое место в структуре логических форм научной теории занимают психолого-педагогические принципы. Они выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидных характеристик при осуществлении любых социально-технологических процедур. К основным принципам этой группы следует отнести: комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними; индивидуальный подход; целенаправленность и адресность социальной работы.

Наконец, специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению.

Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине -- его потребности в помощи.

Принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их. Например, в соответствии с действующим законодательством нельзя связывать помощь, оказываемую многодетной семье, с требованием к ней ограничить свою детородную активность.

Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятий, ориентированных на «среднего» потребителя социальных услуг.

Принцип профилактической направленности предполагает предпринимать усилия по превенции возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже возникших проблем. Практика показывает, что предупредить социальное бедствие всегда легче, чем впоследствии прилагать усилия для ликвидации его многообразных последствий. Скажем, сохранение семейных и школьных связей детей, оказавшихся в состоянии дезадаптации, для них самих, для их близких и для общества в целом несравненно благоприятнее и прагматичнее, чем впоследствии борьба с детским бродяжничеством, преступностью и т.п.

Принцип клиентоцентризма означает признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей. Традиции тоталитарного общества заставляют нас во многих случаях выдвигать на первый план интересы государства и общества. Например, при анализе социальной дезинтеграции семьи принято говорить, что снижение рождаемости отрицательно скажется на трудовых ресурсах, которыми общество будет располагать в следующих поколениях, на контингенте призывников для Вооруженных Сил, который через десять лет окажется совершенно недостаточным для нужд государства. Следует помнить, что все эти, безусловно, важные приоритеты не могут стоять на первом плане для социального работника: важнейшая цель его деятельности -- обеспечение способности его клиента к социальному функционированию, создание благоприятных условий для его социального самочувствия и развития его личности. Потребности государства и общества удовлетворяются в результате его деятельности лишь опосредованно.

В рамках данного принципа можно рассматривать суверенность и автономность клиента, которой вправе принимать или не принимать помощь социальных работников, вправе выбирать тот или иной вид помощи или сценарий разрешения своих жизненных проблем, должен получать полную информацию относительно работы с ним, а также имеет право оградить свою личную жизнь от постороннего вмешательства в той мере, в какой это не наносит ущерба правам и интересам других лиц.

Принцип опоры на собственные силы подчеркивает субъектную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем. Вряд ли кто-либо может вместо самого человека разрешить его жизненные затруднения, устранить конфликтную ситуацию, наладить отношения с близкими людьми. Социальный работник должен консультировать клиента в выборе стратегии выхода из кризиса, оказывать ему психологическую помощь, побуждать к самопомощи, содействовать объединению людей со сходными проблемами для совместного преодоления трудностей. Разумеется, в этом случае речь идет о клиентах, достаточно дееспособных с точки зрения своих интеллектуальных, психических и физических ресурсов. Люди с ограниченными возможностями, дети, престарелые, не имеющие потенциала самопомощи, разумеется, имеют право получать помощь, не проявляя при этом собственной активности.

Принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению. Правда, реальная величина этих средств зависит прежде всего от социально-экономических возможностей государства и от представлений общества о том, что входит в необходимый социальный минимум для индивида. Поэтому социальные ресурсы Германии или Швеции, например, с их устойчивой экономикой и традиционно высоким уровнем жизни отличаются от уровня обеспеченности социальной помощи в нашей стране с ее трудностями в экономике и предельно аскетическими привычками населения. Однако действие принципа проявляется повсюду: социальные работники должны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту помимо гарантированного минимума путем обращения в неправительственные, добровольческие, благотворительные учреждения, организации самопомощи и взаимопомощи клиентов, использовать другие не запрещенные законом способы.

Принцип конфиденциальности связан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их. Это сведения о болезнях, негативных привычках, психических заболеваниях, семейных конфликтах, криминальном прошлом или настоящем. Такая информация может использоваться только в профессиональных целях; она не должна разглашаться, кроме случаев, предусмотренных законом и связанных с возможностью насилия, нанесения ущерба какому-либо лицу, прежде всего детям.

Принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту. Политические, религиозные и национальные особенности индивидов, нуждающихся в помощи, их поведенческие стереотипы и сама их внешность может оказаться непривычной для лиц, занимающихся социальной работой. Определенные элементы ксенофобии, т.е. неприязни и страха перед проявлениями чуждых традиций, распространены в нашем обществе. Социальные работники не свободны от иллюзии считать свою точку зрения, свой стереотип поведения, свои представления о хорошем и плохом единственно верными и нормативными. Между тем разнообразие человеческих типов, национально-культурных традиций, обычаев поведения является залогом жизнеспособности развития всего человечества. Никто не должен выносить осуждение деятельности другого человека до тех пор, пока она не представляет опасности и не наносит ущерб окружающим. Социальный работник не может сортировать клиентов на «хороших» и «плохих», «удобных» и «неудобных». Каждый, кто нуждается в помощи, должен получить ее. Профессиональная толерантность специалиста по социальной работе означает признание закономерности разнообразия клиентов и терпимость к проявлениям этого разнообразия.

Знание об окружающей нас социальной действительности -- это важнейшее орудие практического воздействия на нее. Существенными компонентами системы элементов научной теории являются вытекающие из закономерностей и принципов следствия, запечатленные в методах, технологических алгоритмах и приемах. Они дают ключ к решению проблемных ситуаций и практических задач. Система категорий, закономерностей и принципов социальной работы сочетает в себе логическую непротиворечивость, верифицируемость и практическую направленность.

социальный работа понятийный категориальный

1.3 Закономерности, принципы и методы социальной работы с семьёй

Материализация концептуальных подходов к организации надежной системы социальной защиты населения в обществе во многом зависит от научной обоснованности, а следовательно, и эффективности социальной работы, проводимой с различными группами населения. Без глубокого знания закономерностей развития социальных процессов, конкретных условий жизнедеятельности людей, без умения использовать познанные закономерности, опыт, накопленный предшествующими поколениями и современниками, нельзя успешно решать задачи, возложенные на социальную работу.

Использование познанных закономерностей на практике, аккумулирование и учет уроков прошлого опыта осуществляются с помощью разветвленной системы принципов и методов социальной работы.

Теория выявляет и описывает, как известно, основные тенденции, закономерности развития и функционирования всего комплекса взаимосвязанных компонентов социальной работы.

Этот комплекс по существу представляет собой целостный механизм социальной работы, который включает: объект сознательного воздействия и условия его жизнедеятельности; субъект сознательного воздействия и его возможности; цель и закономерности взаимодействия субъекта и объекта; принципы и методы воздействия субъекта на объект; результаты взаимодействия субъекта и объекта.

Результативность и эффективность решения проблем обеспечения социальной защищенности указанных групп населения во многом определяется оптимальным уровнем развития и функционирования социальных служб, научной обоснованностью содержания, форм и методов социальной работы, учетом в практике работы с людьми, результирующей взаимодействия их потребностей, интересов, устремлений, мотивов поведения и других побудительных факторов внутреннего и внешнего порядка. Основы социальной работы. Учебник. Гл. 13,15. - М., 1997.

В самом общем виде закономерности социальной работы выражают наиболее существенные связи между специалистами органов социальной защиты населения и различными группами или индивидами, выступающими в роли потребителей социальной помощи и услуг.

Здесь имеет место специфическая разновидность управленческих отношений субъекта и объекта и объекта социального взаимодействия, характер которого обусловлен закономерностями, а их учет обеспечивает эффективное достижение целей этого взаимодействия.

Существенные связи субъекта социальной работы и объекта, влияющие на эффективность достижения целей социальной работы, могут быть выражены такими закономерностями, как общая заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия; целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента; соответствие полномочий и ответственности социального работника; реализация общих интересов клиента через особые и единичные; соответствие уровня развития субъекта и объекта социальной работы.

Мировой и отечественный опыт социальной работы свидетельствует, что перечисленные закономерности проявляются независимо от воли, желания или знаний специалиста в области социальной работы. Теория и методика социальной работы. (Краткий курс) - М.: издательство «СОЮЗ», 1994, 192 стр. Тот или иной социальный работник в силу различных причин может проигнорировать объективный характер закономерностей социальной работы.

И это, разумеется, не нарушит действия закономерностей социальной работы, однако приведет к нежелательным последствиям, устранение которых потребует дополнительных сил, времени и ресурсов. Вот почему, чем глубже специалисты социальной сферы сознают и полнее учитывают закономерности социальной работы на практике, тем эффективнее их деятельность. Вместе с тем следует заметить, что само по себе знание закономерностей социальной работы еще не гарантирует их успешное использование специалистами в своей практике.

Одно из центральных мест в характеристике механизма социально-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй принадлежит принципам и методам воздействия субъекта на объект, которые наряду с закономерностями создают научную основу социальной защите и поддержке семьи.

Следует заметить, что научно-теоретическое обобщение и выработка специалистами определённых принципов не означает их чисто субъективный характер. Принципы социально-педагогического обеспечения социальной работы объективны по форме.

Принципы формулируются в виде руководящих правил-начал, с тем, чтобы повседневная деятельность специалиста, оказывающего помощь семье, не противоречила имеющим место социальным закономерностям и в то же время была экономичной и одновременно эффективной.

Принципы социально-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй - это основополагающие идеи, положения, правила и нормы деятельности органов социальной защиты и поддержки населения, учреждений образования, здравоохранения и т.д., обусловленные требованиями объективных закономерностей развития и функционирования социальных процессов, требованиями передовой практики и достижениями прикладной науки.

Следовательно, принципы связаны с одной стороны с закономерностями социально-педагогического обеспечения профессиональной деятельности, а с другой - с практическим опытом реализации его задач, дающим устойчивые положительные результаты.

Во-первых, это принципы, непосредственно относящиеся к проблеме социально-педагогического обеспечения профессиональной деятельности вообще. Как и сама проблема, так и система принципов на сегодняшний день в большей мере рассматриваются в контексте обеспечивающей деятельности. Тем не менее, определённые попытки сформулировать систему принципов для конкретного вида обеспечения или его составляющей отличались в работах А.И. Прохорова, В.Т. Юсова и др.

Так, в работе А.И. Прохорова излагается три основных принципа социально-психологического обеспечения профессиональной деятельности:

Принцип активного изменения характеристик персонала (воспитание, обучение, психологическая подготовка);

Принцип обеспечения процесса совершенствования и развития объекта.

Принцип «выращивания изнутри» (привлечение специалистов к разработке методик, техник).

Психолог В.Т. Юсов наряду с раскрытием закономерностей психологического обеспечения профессиональной деятельности, обосновывает его собственные принципы. К числу наиболее значимых он относит принципы комплектности, системности, дифференцированности, конкретности и целеустремлённости.

Во-вторых, это принципы, присущие самой социальной работе с клиентом, семьёй. Эта группа принципов в общем виде разработана как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Сегодня уделяется большое внимание учеными, практическими работниками сферы социальной защиты созданию системы принципов социальной работы с различными категориями семей.

В-третьих, в обширной совокупности системы принципов важное место занимают принципы функционирования самой семьи как объекта и субъекта социальной поддержки.

Каждая семья, независимо от общепринятых принципов социальной работы строит свою жизнедеятельность в соответствии с теми нормами, правами, которые ей вообще представлены обществом.

В тоже время для определённых типов семей, к числу которых относятся проблемные, дистантные, разнородные и т.п. семьи, реализация ряда этих принципов ограничивается условиями профессиональной деятельности членов семьи и создаёт дополнительные сложности в выделении принципов социально-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй.

Системный анализ обширной совокупности принципов, относящихся к сфере социальной защиты семьи позволяет выделить (объединить) принципы в четыре группы:

1. Методологические

2. Интегративные

3. Организационные

4. Профессиональные (специальные)

Методологические принципы выражают требования, вытекающие из научно обоснованного содержания и характера социальной политики (государственной семейной политики) России. К ним относятся: принципы гуманности, демократизма, системности, своевременности, комплектности, дифференцированности и др. Теория и методика социальной работы. (Краткий курс) - М.: издательство «СОЮЗ», 1994, 192 с.

Моделирование предполагает, что разрешение проблемы семьи должно сопровождаться построением модели сложившейся ситуации, прогнозированием её изменений и возможных результатов.

Профессиональные (специальные) принципы отражают специфику самого процесса реализации имеющихся возможностей, ресурсов в обеспечении эффективности предоставляемой семье экстренной помощи. К ним относятся принципы информационной достаточности; принцип общей заинтересованности (специалиста и клиента) в интенсивном решении возникшей проблемы; принцип кризисного вмешательства (кризис-интервентность); принцип целенаправленности и т.д.

Принципы интегративности как направление развития методологических принципов. 0 ни выражают всесторонность изучения объекта специалистами, представляющими смежные отрасли знаний (социальную психологию, социальную педагогику, медицину, валеологию и т.д.) и предостерегают от механического суммирования в использовании эмпирических знаний об отдельных сторонах объекта социальной работы. К ним относятся: принцип целостности, принцип объективных связей, принцип компенсации и другие.

Целостность предусматривает внутреннее единство всех компонентов изучаемого явления, системы, процесса, имеющих общую направленность, взаимосвязь и взаимозависимость, обеспечивающих устойчивое функционирование и саморазвитие.

Объективность связей отражает проявление актуальных устойчивых по содержанию и по времени свойств и качеств явления, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Компенсационностъ предполагает способность подмены отдельных ослабевших функций элементов системы за счет ее внутренних связей и динамизма, а также способность к регенерации свойств и качеств социальной системы.

Организационные принципы нацеливают на то, что ценность психолого-педагогического обеспечения достигается, прежде всего, тем, как оно реализуется на деле, как его результаты ощущаются семьями на практике. Содержание этих принципов вытекает из главной цели психолого-педагогического обеспечения социальной работы - восстановление социальной активности семьи.

К этим принципам относятся: социально-технологическая компетентность специалиста, принцип стимулирования, принцип моделирования, принцип учета значимых факторов и другие.

Социально-технологическая компетентность предполагает глубокую осведомленность специалиста об условиях, технологии, техниках, методиках решения проблем семьи и умения грамотно реализовать свои знания на практике.

Стимулирование в социальной работе предполагает единство и сочетание этических, нравственно-психологических и материальных его форм, а также адекватность средств и способов стимулирования деятельности специалиста.

Существуют определённые методы социальной работы с семьёй. Они отражают специфические виды вмешательства посредничества социального педагога в сферу проблемных интересов семьи или её членов.

Теория и практика социальной защиты и поддержки семьи выдвинула множество различных методов социальной работы: работа с определёнными людьми, с группами и в пределах местной общины. Сюда же относятся социальное управление и планирование.

Они проявляются в каждом из разнообразных видов профессиональной деятельности, существующих в силу многообразия общесемейных и личностных потребностей и интересов.

1. Индивидуальная работа с членами семьи (клиентом). Она включает в себя общение с клиентом с глазу на глаз, если его социальные проблемы требуют вмешательства со стороны.

Основное назначение социального работника состоит в том, чтобы помочь клиенту, его семье понять обстоятельства, ситуацию, в которой оказались, понять свою роль в совместных действиях, а также включиться в конкретный процесс деятельности по выходу из жизненно трудной ситуации или обстоятельств. В этих целях социальный педагог применяет различные методы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй.

2. Менеджмент социальной работы с семьёй. В общих чертах роль менеджмента выглядит следующим образом: он обеспечивает связь семьи с источниками необходимых ресурсов, существующими в комплексной сети обеспечения услугами, и управляет обеспечением этими услугами во времени. Менеджеры функционируют также, как посредники примирители, адвокаты. Он отличается глубокими знаниями возможностей и прав клиентов, процедур в данном и другом агентствах, а также умение выступать в роли примирителя и арбитра.

3. Семейная терапия. В данной области усилия социального работника нацелены на помощь семье в преодолении возникающих порой проблем во взаимоотношениях, а также проблем поведения, взаимоотношения между родителями и детьми, супружеские конфликты, конфликты родителей со своими родителями.

При помощи семейной терапии решаются также проблемы бытового пьянства и алкоголизма, проблемы социально-ролевой адаптации, вопросы сексуальных ценностей и сексуального поведения, проблемы выбора друзей, взаимоотношения семьи и школы. Семейная терапия более приемлема для агентств семейного консультирования, школы, клиники, для лиц с психическими заболеваниями, центров оздоровления по месту жительства.

4. Организация социальной работы с семьёй по месту жительства. Это процесс стимулирования и помощи социальным работникам муниципального округа (администрации города, посёлка). Теория и методика социальной работы. Краткий курс / Под ред. В.И. Жукова. - М.: Союз, МГСК, 1994.

В оценке положения дел, в планировании и координации усилий по обеспечении здоровья, благосостояния и отдыха семей различных групп населения.

Сегодня реально такая деятельность начинается обычно по инициативе организации ветеранов войны, инвалидов или пенсионеров, групп по интересам и увольнениям.

5. Административное управление. Это функция группы штатного персонала, который руководит общей программой социальной службы в данном агентстве. В задачи и обязанности управленческого персонала входит определение целей программы, анализ социальных и социально-психологических условий жизни в муниципальном округе, городе, посёлке, выработке решений о том, какие потребуются исполнительные и управляющие штатные работники, какой должна быть организационная структура агентства, его финансовые дела и фонды обеспечения деятельности агентства.

Существуют и другие виды профессиональной деятельности в социальной работе.

Это исследования, консультирование, планирование, контроль, обучение, проведение семинаров и симпозиумов и т.д.

6. Профессиональная подготовка специалистов различного профиля для работы с семьёй. Она необходима для занятия профессиональной должности и проводится по учебному плану, который:

Строится на базе гуманитарных наук и интегрируется с ними;

Обеспечивает обучение по следующим направлениям:

· практическая социальная работа;

· политика области социального благосостояния и сферы услуг;

· поведение людей и социальная среда;

· социальные исследования.

Нацелена на выработку практических навыков на основе приобретения опыта в полевых условиях.

В практике социальной работы с семьёй реализуются различные методы социальной работы, причём умение комплексно использовать различные методы определяется уровнем профессиональной компетентности специалиста и подготовленностью семьи. Семья и община: пути навстречу друг другу: Статьи о социальной работе с семьей, опыты работы. // социальная работа. - 1993 г. №2/3. - С. 14-25.

Социально - педагогическая служба.

Создается органами народного образования и учреждениями культуры, спорта; должна иметь следующий круг обязанностей:

Диагностирует социально-педагогическую и психологическую ситуацию в семье, по месту жительства, оказывает психолого-педагогическую помощь родителям в воспитании детей, в оздоровлении условий семейного воспитания;

Проведение семейного досуга семейные, подростковые клубы, педагогические университеты для родителей и других лиц, занимающихся воспитанием, спортивные базы и т.д.;

Осуществлять организационно-педагогические мероприятия, направленные на создание воспитывающей среды по месту проживания семей, детей; организацию семейно-соседских общностей, включение различных социальных институтов в процесс воспитания детей, оказание социальной помощи детям и семьям группы риска.

Социально - правовая служба.

Должна создаваться и осуществляться правоохранительными органами МВД, юстицией, прокуратурой. Она обеспечивает социальный контроль и социальную охрану несовершеннолетних от криминальной среды, особое внимание криминальным семьям. В задачу социально-правовой функции входят социальный контроль и социально - правовая помощь семьям, осуществление мер по их социальной реабилитации. Также важным направлением деятельности является - создание юридических консультаций, адвокатуры семьи и детства, в задачу которых входят защита прав и льгот женщин, детей.

Социально - бытовая служба.

Создаваемая органами соцобеспечения и торговли, коммунального хозяйства, должна заниматься следующими делами:

Выявлять престарелых, одиноких, инвалидов, в том числе инвалидов детства, нуждающихся в социально-бытовой помощи, помогать в закупках продуктов и лекарств, в приобретении необходимых инвалидных приспособлений и протезов;

Оказывать социально-правовую помощь инвалидам, престарелым, одиноким, а также семьям-инвалидам, и другим социально-незащищенным слоям населения.

Оказывать социально-психологическую поддержку и помощь в социальной адаптации и реабилитации инвалидов и т.д.

Медико - социальная служба.

Которая должна быть создана органами здравоохранения:

Осуществляет медицинский социальный патронаж над семьями, имеющими малолетних детей, инвалидами, престарелыми и одинокими, привлечение по мере необходимости отделов социальной защиты семьи и детства, правоохранительных органов к работе с семьями - группами социального риска;

Организует центры планирования семьи, медико-генетические, медико-психологические консультации для супругов и для тех, кто вступает в брак, а также центры «Здоровье и экология»;

Создает медико-психологические службы, занимающиеся психопрофилактикой, пропагандой здорового образа жизни среди населения, и в первую очередь среди детей, подростков, юношества, а также семей, имеющих несовершеннолетних детей; обеспечивает участие психоневрологов, психотерапевтов и психиатров в работе реабилитационных центров для несовершеннолетних, имеющих отклонения в психическом и социальном развитии; оказывает социальную помощь семьям, имеющим больных детей, родителей-инвалидов, хроников.

Для того, чтобы данный проект был успешно реализован в жизнь, прежде всего, нужно решить вопрос о штате сотрудников. Этот вопрос достаточно остро стоит в России, т.к. профессия социального работника, социального педагога достаточно новая, и можно сказать пока не востребованная в полную силу.

А ведь именно квалифицированные специалисты способны действительно помочь семье, найти выход из казалось бы безвыходной ситуации, помочь в воспитании детей, в социально - правовых, социально-бытовых, медико-психологических вопросах. Другими словами, все это должно делаться для того, чтобы семья, приходя в центр, смогла получить ответы на все свои вопросы. Именно это и должно являться главной целью деятельности Центра Планирования Семьи. Семья и община: пути навстречу друг другу: Статьи о социальной работе с семьей, опыты работы. // социальная работа. - 1993 г. №2/3. - С. 14-25.

Также пристальное внимание, на наш взгляд, должно уделяться изучению международного опыта по проблемам социальной работы с населением.

Исходя из вышесказанного, существенные связи субъекта социальной работы и объекта, влияющие на эффективность достижения целей социальной работы, могут быть выражены такими закономерностями, как общая заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия; целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента; соответствие полномочий и ответственности социального работника; реализация общих интересов клиента через особые и единичные; соответствие уровня развития субъекта и объекта социальной работы.

Системный анализ совокупности принципов, относящихся к сфере социальной защиты семьи позволяет выделить принципы в четыре группы:

Молодая семья как объект социальной работы

Поскольку молодая семья, помимо своих институциональных и эмоционально-групповых связей, имеет также качества процесса ее целостность не статична, а динамична. Молодая семья живет, приспосабливаясь как к внешним по отношению к себе условиям...

Семья как объект социального воспитания

Работу с семьей социальный педагог начинает с ее изучения. Попробуем рассмотреть несколько разновидностей семей, с которыми чаще всего сталкивается социальный педагог. Это неблагополучные семьи...

Социальная работа с многодетными семьями

Социальная работа с семьей

Применительно к семьям различных категорий клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т.д. - используются различные технологии социальной работы. Виды и формы социальной помощи...

Социальная работа с семьёй

Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем, свойственных современному обществу, образу жизни...

Социальные проблемы военнослужащих

Реальную социальную работу с военнослужащим и его семьей можно осуществлять, используя определенные методы. Первая группа методов получила название организационных методов...

Теория в социальной работе

Одним из важнейших системообразующих элементов социальной работы как науки являются закономерности, выражающие прочные, повторяющиеся, объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов и социальной работе...

Технологии социальной работы с многодетной семьей

Применительно к семьям различных категорий. Виды и формы социальной помощи, цель которых - сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на: 1. экстренные...

Технология социальной работы с неполными семьями, воспитывающими мальчиков

Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем, свойственных современному обществу, образу жизни.Среди них можно выделить и собственно семейные проблемы...

Технология социальной работы с семьей

Формы и методы социальной работы с многодетными семьями

Формы, методы и средства организации социально-досуговой деятельности с молодежью

социальный досуг молодежь Сегодня социальные службы для молодежи осуществляют свою деятельность по более чем 30 направлениям...

Экономические функции и методы социальной работы

В состав социальной системы входят люди и отношения между ними. Система социальной защиты является самым развитым видом социальной работы. Для нее характерны такие качества как цель, управление, иерархия, синергия...

Категории закономерности и принципы социальной работы План Категориально понятийный аппарат социальной работы Закономерности социальной работы. Принципы социальной работы.Любая гуманитарная наука в том числе теория социальной работы отражает изменчивые тесно переплетающиеся друг с другом многообразные социальные явления например взаимодействие человекчеловек человексреда обобщая и интерпретируя которые ученые выдвигают понятия – краткие но всеобъемлющие определения способные объяснить особенности того или...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


социальной работы

План

  1. Категориально- понятийный аппарат социальной работы
  2. Закономерности социальной работы.
  3. Принципы социальной работы.

1. Любая гуманитарная наука, в том числе теория социальной работы, отражает изменчивые, тесно переплетающиеся друг с другом многообразные социальные явления (например, взаимодействие «человек-человек», «человек-среда»), обобщая и интерпретируя которые ученые выдвигают понятия – краткие, но всеобъемлющие определения, способные объяснить особенности того или иного явления, не позволяющие его толковать двояко. Понятие – это отражение в обобщенной форме явлений и событий действительности, связей между ними посредством фиксации их общих и специфических признаков и свойств. Если понятие устраивает большинство исследователей, становится устоявшимся, его называют термином . Когда т е рмин становится всеобщим он является категорией , т.е. категории – это наиболее общие фундаментальные для данной системы научных знаний понятия. Под категориями понимаются важнейшие понятия, родовые понятия, отражающие существенные стороны предмета данной науки. В категориальной форме отражается опыт исследования и практической деятельности в социальной работе, выражаются уровни понимания и осмысления ее особенностей, взаимосвязей. Наука лишь тогда имеет право на самостоятельное существование, когда в ее законах и категориях находят свое научное выражение специфические объективные закономерности и стороны развития самой действительности. Следовательно, категории являются структурообразующими элементами социальной работы как научной теории. В теории социальной работы сложился специфический категориально-понятийный аппарат, с помощью которого раскрываются

сущность, содержание, закономерности и тенденции социальной работы.

Категории и понятия теории социальной работы нельзя отрывать и тем более противопоставлять категориям и понятиям смежных социальных дисциплин, изучающих человека, социальные группы и социальные процессы. Однако это не означает, что законы и категории теории социальной работы теряют свое самостоятельное значение.

Так, современные исследователи проблем теории социальной работы при выделении групп понятий и категорий в основание классификации имеют в виду различные критерии.

Например, Л. Г. Гуслякова, Е. И. Холостова отмечают, что в систему категорий социальной работы должны войти понятия, отражающие, в частности: специфику организации социальной работы в различных сферах социальной практики — социальная работа в образовании, социальная работа в здравоохранении, в службах социального обеспечения; социальная работа в армии и т. п.; специфику социальной работы с различными категориями населения (социальная работа с инвалидами, социальная работа с семьей, социальная работа с группами риска и т.д.); социальная работа в различных социальных ситуациях: социальная работа в экстремальных ситуациях и в условиях экологического неблагополучия, военных действий и т.д.; категории, отражающие модели разрешения социальных проблем каждого клиента в отдельности: консультирование; адаптация личности; социальный контроль; технологии социальной защиты и др.;

Интегративный и междисциплинарный характер социальной работы обусловили размытость границ ее категориального аппарата. Теория социальной работы при рассмотрении социальных проблем общества опирается на такие социологические категории, как «социальное», «социальные процессы», «социум», «социализация», социальные отношения». Однако, это не означает, что теория социальной работы не имеет базовых, родовых понятий.

В целях упорядочения многообразия категорий социальной работы, структурируя их ученые чаще всего выделяют следующие группы понятий и категорий (Е.И.Холостова):

  • собственные категории социальной работы: социальный работник, социальная работа, социальное обслуживание, социальная защита, адресная социальная помощь; специалист по социальной работе, клиент, социальные службы, социальное обеспечение и др.

категории, относящие к социальной работе по преимуществу, но используемые также другими отраслями знания: социальная реабилитация, психосоциальная работа, семейный конфликт; социальная адаптация; социально-медицинские услуги, социально- правовые услуги и др.

Категории не являющиеся специфическими для социальной работы, так как обозначаемые ими явления и процессы изучаются другими науками: социальные отношения, социальное пространство, общество, государство, социальная стратификация, социальные процессы, социум.

Рассмотрим некоторые базовые категории социальной работы.

Социальная работа – разновидность человеческой деятельности, целью которой является оптимизация осуществления субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности; семьи и других социальных групп.

Специалист по социальной работе - специалист в силу своих должностных и профессиональных обязанностей оказывающий все виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей или группой возникших социальных проблем;

Социальное помощь - система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальным работником (социальной службой) для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержка их социального статуса и полноценной жизнедеятельности.

Социальная поддержка – специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существования незащищенных социальных групп населения, отдельных семей, личности, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности.

Социальное обслуживание - деятельность социальных служб и отдельных специалистов по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых и иных услуг и материальной помощи, созданию условий и осуществлению социальной адаптации, реабилитации граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Социальная защита населения – целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровня общества система практически осуществляемых социальных, политических, правовых, экономических, психолого-педагогических и духовных мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного функционирования населения, предотвращения ущемления его прав и свобод.

2. Важнейшим структурным компонентом научной теории социальной работы являются ее закономерности. Поэтому важнейшей задачей ее научной теории является выявление и формулирование закономерностей, которые выражают порядок причинной, необходимой, устойчивой, повторяющейся связи между явлениями и свойствами объективного мира, при которых изменения одних явлений вызывает вполне определенные изменения других явлений или процессов. Без глубокого знания закономерностей развития социальных процессов, конкретных условий жизнедеятельности людей, без умения использовать познанные закономерности, опыт, накопленный предшествующими поколениями и современниками, нельзя успешно решать задачи, возложенные на социальную работу.

Следует заметить, что закономерности, объективно существующие в реальной действительности, порой отличаются от закономерностей, имеющих место в науке, так как в реальной действительности закономерности проявляются в комплексе, а не изолированно от других.

Закономерности социальной работы, сформулированные в науке, по мере развития и углубления познания реальных процессов, по мере совершенствования понятийного аппарата и исследовательской технологии изменяются, трансформируются, постоянно приближаясь к модели объективной закономерности, имеющей место в реальной практике социальной работы. Закономерности социальной работы наиболее полно выражают в интегрированном виде характер и направленность социальных связей и явлений, имеющих отношение к социальной ситуации клиента.

Теория социальной работы выявляет и описывает основные тенденции, закономерности развития и функционирования всего комплекса взаимосвязанных компонентов социальной работы: объекта сознательного воздействия и условий его жизнедеятельности; цели, задачи и закономерности взаимодействия объектов и субъектов; субъекта; принципов и методов. Закономерности социальной работы можно разделить на:

  • Объективные закономерности - присущие социальной работе

как процессу, по его сущности, неизбежно проявляющиеся как только он возникает в какой либо форме, независимо от способа, содержания деятельности социального работника (т.е. отражают связи между самостоятельными процессами, системами, явлениями).

В качестве объективных закономерностей выделяют закономерности отражающие зависимость содержания социальной работы от целей социальной политики государства. Закономерно также взаимосвязь уровня развития социальной работы и уровня социального развития общества.

  • Субъективные закономерности – проявляющиеся в зависимости

от деятельности, средств предпринимаемых социальным работником и клиентом (т.е. отражают связи между отдельными компонентами внутри системы).

В качестве субъективных закономерностей выделяют закономерности отражающие зависимость эффективность социальной работы от уровня подготовленности специалиста; от совместной заинтересованности социального работника и клиента в решении проблемы.

Е.И. Холостова, при вычленении закономерностей социальной работы исходит из того, что в социальной работе имеют место организационно-управленческие отношения и отношения взаимодействия специалиста и клиента (контакнтный уровень социальной работы) , которые позволяют выделить присущие управлению определенные закономерности.

Среди различных видов управленческих отношений, влияющих на структуру социальной работы как науки выделяют отношения:

субординации – связи между органами управления, между отдельными лицами при наличии у них служебных отношений подчиненности при реализации общей цели управленческой деятельности;

координации - связи между непосредственно не подчиненными друг другу участниками управленческого процесса с целью согласования своих действий в ходе осуществления индивидуальных и общих целей;

корреляции – взаимодействия и взаимовлияния.

Для управленческих органов социальной защиты государственного, регионального и местных уровней, представляющих собой совокупность организационно оформленных групп специалистов, наделенных определенными полномочиями, правами и обязанностями управленческие отношения детерминируются следующими закономерностями:

  • зависимость результативности социальной защиты от структурной завершенности системы органов управления и функционирования, и учреждений социального обслуживания;
  • зависимость эффективности социальной защиты и социального обслуживания населения от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового корпуса органов государственного управления;
  • взаимосвязь между социальной работой и непротиворечивостью ближайших и долгосрочных целей социальной защиты и социального обслуживания и т.д.

Эффективность достижения целей социальной работы на непосредственно контактном уровне, зависит от следующих закономерностей:

  • совместная заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия;
  • целостность воздействия специалиста социальной работы на
    клиента;
  • соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе и др.

Закономерности, сформулированные и еще не сформулированные учеными и практиками, носят объективный характер и проявляются независимо от воли, желания специалистов, их знания. Специалист-практик не в состоянии в каждом конкретном случае соотносить свои действия с закономерностями социальной работы, анализировать и оценивать проявления закономерностей в отношениях с клиентом. Поэтому на практике он руководствуется лишь выводами и правилами, возникающими из сформулированных наукой закономерностей, которые, выражая вполне конкретный перечень требований к содержанию, методам, технологиям, организации социальной работы становятся принципом, исходным положением и общим правилом деятельности социального работника.

Принципы социальной работы — важнейший структурный компонент логических форм научной теории. Через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений, воплощенных в категориях и закономерностях с практикой социальной работы. Принципы объективны по содержанию и субъективны по форме.

Выделяют следующие группы принципов социальной работы:

Общефилософские : лежат в основе всех наук об обществе, человеке, механизмах их взаимодействия. К ним относят – принцип развития, принцип детерминизма, принцип историзма, принцип единства сознания и деятельности, принцип отражения, принцип неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной среды.

Социально- политические: выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства, которая определяет концептуальные подходы к приоритетам в социальной защите населения. К ним относят:

Принцип гуманизма и демократизма содержания, методов социальной работы, принцип государственного подхода к задачам решаемым в процессе социальной работы, принцип законности и справедливости деятельности специалиста по социальной работе, принцип связи содержания, форм, методов социальной работы с конкретными условиями жизнедеятельности личности или социальной группы.

Организационно - распределительные: К ним относят – принцип социально-технологической компетентности специалиста по социальной работе, принцип единства прав и обязанностей, принцип стимулирования, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности.

Психолого-педагогические принципы. Они выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидных характеристик при осуществлении любых социально-технологических процедур. К ним относят: комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними; индивидуальный подход; целенаправленность и адресность социальной работы; учет возрастных особенностей.

Специфические принципы социальной работы. Они определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению. К ним относят:

  • принцип универсальности, который требует исключить

дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера;

  • принцип охраны социальных прав, т.е. оказание помощи клиенту

не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их;

  • принцип социального реагирования, который подразумевает

осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятий, ориентированных на «среднего» потребителя социальных услуг;

  • принцип профилактической направленности, т.е. указывает на

необходимость и важность предотвращения возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или предупреждения отягощения уже возникших проблем;

  • принцип клиентоцентризма означает признание приоритета

прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей. Важнейшая цель деятельности специалиста по социальной работе работника — обеспечение способности клиента к социальному функционированию, создание благоприятных условий для его социального самочувствия и развития его личности;

  • принцип опоры на собственные силы, который подчеркивает

активную позицию клиента в разрешении своих проблем. Социальный работник должен консультировать клиента в выборе стратегии выхода из кризиса, оказывать ему психологическую помощь, побуждать к самопомощи, содействовать объединению людей со сходными проблемами для совместного преодоления трудностей;

  • принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того,

что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению. Специалисты по социальной работе должны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту помимо гарантированного минимума путем обращения в неправительственные, добровольческие, благотворительные учреждения, организации самопомощи и взаимопомощи клиентов;

  • принцип конфиденциальности, предполагает что в процессе

деятельности специалисту становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их. Такая информация может использоваться только в профессиональных целях; она не должна разглашаться, кроме случаев, предусмотренных законом и связанных с возможностью насилия, нанесения ущерба какому-либо лицу, прежде всего детям;

  • принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа

ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту. Однако, специалист по социальной работе не может делить клиентов на « xo роших » и «плохих», «удобных» и «неудобных». Каждый, кто нуждается в помощи, должен получить ее.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

19279. Категории и закономерности политологии 14.72 KB
Термин политология образовался от греческих слов politik государственные или общественные дела и logos слово учение что буквально означает политическая наука или наука о политике. политическая наука тоже развивалась достаточно интенсивно. В посткоммунистический период развития нашего государства политическая наука вновь обрела права гражданства в России и оказалась как нельзя более кстати. Объектом политологии является политическая действительность или политическая сфера жизни общества.
7561. Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания 25.86 KB
Сущность закономерности принципы процесса воспитания и самовоспитания Требования к компетентности по теме □ знать и уметь раскрывать сущность понятий воспитание в широком педагогическом значении воспитание в узком педагогическом значении; знать и уметь анализировать разные трактовки процесса воспитания представленные в истории педагогики; □ знать и уметь формулировать цели задачи гуманистического воспитания; знать и уметь раскрывать содержание закономерностей и принципов гуманистического воспитания; □ знать и уметь характеризовать...
1290. Предложения по повышению эффективности социальной работы ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Кировского района города Астрахани» 4.81 MB
Теоретические аспекты процесса управления социальной защитой населения. Организация управления социальной защитой населения России. Показатели эффективности социальной защиты населения. Оценка особенностей управления социальной защиты ГКУ АО Центр социальной поддержки населения Кировского района города Астрахани.
10015. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА И КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА КАК ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ГБУ «ЦСОГПВИИ ПЕРЕВОЗСКОГО РАЙОНА» 320.73 KB
Актуальность работы заключается в возникновении общественной потребности в эффективной социальной помощи пожилым людям в условиях социально-экономических изменений, происходящих в нашей стране. Социальная работа направлена на психологическую поддержку пожилых в различных трудных и кризисных ситуациях, вызывающих психологический дискомфорт и эмоциональную нестабильность, на содействие эффективной адаптации к социальной среде, к изменяющимся социальным условиям.
3395. Принципы и методы санитарно-просветительной работы с населением. Особенности работы с детьми и родителями, мед. работниками 18.69 KB
Подробно разбираются особенности санпросветработы с детьми различного возраста родителями медицинскими работниками и педагогами. Студенты знакомятся с основным материальным обеспечением проведения санпросветработы на примере оборудования и оснащения типовой и приспособленных комнатах гигиены и профилактики размноженных памяток и листовок и других средств наглядной и познавательной агитации. Дифференциация должна осуществляться и при проведении санпросветработы. Однако повышение качества пропаганды позволяет усилить эффект пассивной формы...
380. БИОХИМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УТОМЛЕНИЯ И БИОХИМИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОСЛЕ МЫШЕЧНОЙ РАБОТЫ 16.84 KB
Тема: БИОХИМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УТОМЛЕНИЯ И БИОХИМИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОСЛЕ МЫШЕЧНОЙ РАБОТЫ. Утомление – это временное снижение работоспособности вызванное биохимическими функциональными и структурными сдвигами возникающими в ходе выполнения физической работы. Наоборот выполнение монотонной однообразной работы повышает вероятность развития охранительного торможения. В печени во время мышечной работы протекают такие важные процессы как образование глюкозы βокисление жирных кислот кетогенез глюконеогенез которые...
19829. Принципы и примеры внедрения корпоративной социальной ответственности в маркетинговые стратегии 19.06 KB
Теперь важнее не то что компании делают с деньгами которые они заработали а то как они заработали эти деньги. Компании не присоединившиеся к этой игре упускают возможности в бизнесе теряют конкурентные преимущества и отстают в управлении. идентификация и заполнение всех пробелов которые существуют во взаимоотношениях компании и общества. Специалисты компании изучили и классифицировали свои товары по степени вредности и сосредоточили усилия на выпуске наименее вредных заставив поставщиков последовать своему примеру.
17388. Теория социальной работы 27.7 KB
В советский период для научной литературы существовал как показывает анализ библиографии фактический запрет на освещение вопросов благотворительности бедность есть результат особых социальных отношений в капиталистическом обществе и выражение их противоречий.
6801. Технологии социальной работы 13.76 KB
Само понятие социальные технологии трактуется учеными неоднозначно. Одни исследователи (Н. Стефанов, А. Зайцев) в основу определения кладут принцип деятельного целеполагания. По мнению Н. Данакина, важнейшим проявлением технологичности является процесс направленного воздействия на социальный объект.
863. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ 44.13 KB
Проблемы семьи в современном обществе. Сущность и содержание социальной защиты семьи. отношениях между мужем и женой родителями и детьми братьями и сестрами и другими родственниками живущими вместе и ведущими общее хозяйство такое определение семьи дается Э. Ключевым словом в этом определении могут считаться отношения так как семья это система элементами которой являются члены семьи связанные между собой определенного рода отношениями: супружескими родительскодетскими родственными и т.