Административные и правовые методы управления. Принуждение как метод управления

Метод принуждения - система мер, целью применения которой является побуждение воспитанников к выполнению неких действий (обязанностей) вопреки желанию.

Основные формы принуждения - это категорическое требование, запрет, коррекция поведения с помощью общественного мнения (мнения группы), наказание. Категорические требования должны быть обязательно разъяснены и аргументированы; условием эффективности является обязательное их выполнение. Эффективность запрета (табу) обусловливается его обоснованностью, безусловностью, контролем. Кроме этого, значительную роль в соблюдении запрета играет личностный авторитет и личный пример воспитателя.

Условиями эффективности метода принуждения являются его применение только в крайнем случае на основе убеждения, индивидуальный подход, групповой подход, обстоятельное выяснение причин проступка, глубокое осознание провинившимся своей вины, своевременность применения мер, отсутствие поспешности в применении принуждения, усиление внимания к воспитанникам, в отношении которых применяется принуждение.

Педагоги-гуманисты отрицают эффективность наказания и считают, что его нельзя применять ни при каких обстоятельствах, так как любое наказание негативно влияет на развитие личности ребенка, вызывает нравственные переживания, подавляет индивидуальность, активность личности, может привести к тяжелым последствиям (психическому заболеванию, суициду). Особенно тяжело переносится ребенком наказание, которому он подвергся на глазах своих сверстников. Кроме того, известны случаи неоправданно жестоких физических наказаний в семье, которые приводили к увечью или смерти детей.

Принуждение очень сильное средство, и злоупотреблять им крайне опасно. Добиваясь выполнения требований, надо разъяснить ребенку важность умения подчиняться, помочь осознать необходимость требований, которые предъявляют к нему и которые он сам должен предъявлять к себе.

Принуждение эффективно в случаях, когда требование, предъявляемое ребенку, выполнимо. Можно с помощью принуждения заставить ребенка вовремя готовить уроки, можно даже вопреки его воле заставить заниматься музыкой, если вы видите, что у сына или дочери есть способности. Однако нельзя воспитать принуждением или, лучше сказать, только принуждением инициативную, творческую личность.

Эффект принуждения основан на силе родительского авторитета, на личном примере родителей. В отдельных случаях, когда нет уверенности, что принуждение обязательно даст положительный результат, лучше «ничего не заметить». Это не означает капитуляции. Немного выждав и подготовив условия, при которых ребенок не может не подчиниться, можно снова прибегнуть к принуждению.



Пренебрежение тактической стороной дела может привести к тому, что принуждение станет бессильным.

Принуждение – это применение таких мер к воспитанникам, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправить свое поведение.

Основные формы выражения принуждения в воспитании:

Ø Запрет;

Ø Осуждение провинившегося в коллективе;

Ø Наказание. Виды наказаний: Наказание – ограничение. Ученика лишают какого-то удовольствия. Наказание – условность. Оно доставляет виновнику неприятные переживания лишь потому, что он считается наказанным и это снижает его авторитет в коллективе. Наказание изменением отношения.

Основные условия действенности принуждения в воспитании:

Ø Применение принуждения лишь после того, как все другие методы и средства не дали никакого результата или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами;

Ø Применение принуждения на основе убеждения и в соответствии с требованиями воспитания;

Ø Индивидуальный и групповой подход в принуждении;

Ø Обстоятельное выяснение причин проступков;

Ø Достижение глубокого осознания провинившимся своей вины;

Ø Своевременность применения мер принуждения;

Ø Отсутствие поспешности в применении принуждения;

Ø Усиление внимания к воспитуемых, в отношении которых применяется принуждение.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Метод принуждения
Рубрика (тематическая категория) Государство

Метод поощрения

03.12.2012

Классификация методов государственного управления

Соотношение метода и формы государственного управления

Находятся во взаимосвязи.

Метод один из важнейших элементов содержания государственного управления. Способы то как это делается, каким образом органы государственного управления воздействуют.

Формы являются средством внешнего выражения его содержания т. е. Методов.

Метод - принуждение (выговор, арест) должна быть в форме управления протокол, затем решение суда, выговор - приказ о денежном взыскании, поощрение - награды.

Учитывая зависимость отобщности:

Убеждение. система способов морального воздействия со стороны органов исполнительной власти на сознание волю поведение людей. Проявляется в применение различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер, (семинары, конференции, пресс-конференции), главная сущность способствовать к формированию у личности правильного осознанного отношения к деятельности государства, создать внутренние моральные стимулы для исполнения и потребность в исполнении законов.

Поощрение

Принуждение

Способ средства стимулирующего воздействия на волю сознание и поведение людей через интересы потребностей, направляющие их поведение на совершение действий, достижение целœей и задач, поставленных государством и субъектами исполнительной власти, в отличии от убеждения поощрение носит стимулирующий характер.

Поощрение:

Моральное

Материальное

Применяется в науке Гранды, здравоохранении, спорте культуре образование.

Административное принуждение - особый вид государственного принуждения имеющий своим назначение охрану общественного порядка и общественных отношений, возникающих преимущество в сфере государственного управления. Внешнее государственно правовое психическое и физическое воздействие на сознание волю и поведение людей, выражающиеся в форме ограничений или лишений личного организационного или имущественного характера то есть тех или иных неблагоприятных последствий.

Особенности :

Всем мерам административного принуждения присущ государственно принудительный характер

Применяется на базе норм административного права

Административное принуждение применяется для охраны правоотношений регулируемых как нормами административного права так и других отраслей права.

Основание и порядок применения мер административного принуждения строго регулируется законодательством.

Административное принуждение характеризуется множественностью субъектов его применения. Как судами так и органами исполнительными органами и специально создаваемые комиссиями. Οʜᴎ применяются в отношении лиц неподчинœенные соответствующим органам и должностным лицам.

Порядок осуществления В порядке административного производства урегулированного действующим законодательством

Административное принуждение имеет большое профилактическое значение так как закрепление в законе соответствующих способствует тому что многие граждане воздерживаются от противоправных действий под угрозой административного наказания.

Классификация мер административного принуждения :

Основание: целœей, способов и оснований их применения.

Административное предупредительные меры - профилактическая направленность, их основание - наступление особых как связанных так и несвязных с действиями человека. Проверка документов, личный досмотр, досмотр транспортных средств.

Меры административного пресечения - реализуются для пресечения совершаемого правонарушения, в других объективно противоправных действиях противоправных состояний и событий. Доставление лица, административное задержание, изъятие орудий данного нарушения.

Меры административной ответственности и наказания, меры об ответственности закреплены в КоАПе, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, административный арест, основание- совершение административного правонарушения.

Метод принуждения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Метод принуждения" 2017, 2018.

Всеобщими, универсальными методами управленческого действия являются убеждение и принуждение. В любой сфере социального управления обнаруживается вариантность соотношения этих методов.

Убеждение направлено на то, чтобы объект управления добровольно исполнял волю субъекта управления. Благодаря убеждению достигается единство воли субъекта и объекта управления.

Убеждение — это такое воздействие, которое затрагивает ум и эмоции в их единстве, изменяет неправильные взгляды, формирует новые, соответствующие требованиям науки или моральным требованиям общества. Убеждение как метод воздействия, по существу, является процессом активного воздействия убеждающего и убеждаемого при ведущей роли первого. Убеждение и принуждение могут носить государственный и общественный (негосударственный) характер. Убеждение применяется всеми субъектами управления. Что касается принуждения, то оно применяется специально уполномоченными субъ-ектами управления - государственными органами и обществен-ными формированиями на основании правовых норм и норм об-щественных организаций в установленном ими порядке.

Убеждение как метод социального управления означает мо-ральное, психологическое, материальное воздействие субъекта управления на сознание и волю управляемых, поведение людей, которое порождает, укрепляет и развивает сознательность, соот-ветствующую целям и задачам управления, побуждает к осознан-ному исполнению распоряжений субъекта управления.

Основными видами (мерами) убеждения являются: разъясне-ние, обсуждение, агитация, предостережение, показ положитель-ного опыта (образцов), поощрение и др.

Принуждение состоит в утверждении воли субъекта управления вопреки воле управляемого. В случае неисполнения воли субъекта управления последний воздействует на моральную, иму-щественную, организационную, физическую сферу объекта управления с целью преобразования его воли, подчинения воле субъек-та управления. Принуждение в управлении выражается в применении государственных и общественных принудительных мер. Скажем, нарушение норм права влечет юридическую ответственность, а невыполнение требований, содержащихся в нормах общественных организаций, может повлечь применение лишь мер общественного воздействия.

К государственным принудительным мерам, которые могут применяться в целях поддержания государственной дисциплины, обеспечения законности и правопорядка субъектами государст-венного управления, относятся меры дисциплинарного, административного, материального и уголовного принуждения.

Административный метод основан на властно-распорядительных полномочиях руководителя, которые сочетают организационную и распорядительную деятельность в определенной форме воздействия (приказ, распоряжение, указание и т.д.), точную постановку задания и регламентацию способов его выполнения; установление ответственности за достижение результата. Вместе с тем использование этого метода не должно подавлять инициативуисполнителя, его необходимо применять в сочетании с другими методами. Например, административный метод включает в себя применение уполномочивающих, поощрительных и запретительных мер .


Важная роль в организационной деятельности , особенно в условиях товарно-рыночных отношений, отводится собственно экономическим методам управления. Они представляют собой способы и приёмы хозяйствования, основанные на использовании экономических законов и интересов, позволяющие организовать производственную деятельность, а также и косвенно стимулировать заинтересованность коллективов и отдельных работников в достижении экономических результатов.

Экономические методы основаны на соизмерении материальных, трудовых и финансовых ресурсов и их распределении в целях обеспечения эффективности деятельности. Они, по нашему мнению, в системе органов внутренних дел используются пока недостаточно. Особенно это проявля-ется в принятии управленческих решений, связанных с использованием тех или иных ресурсов.

Экономический метод является разновидностью стимулирования - создание условий материальной заинтересованности в качественном и своевременном выполнении задания. В целом экономиче-ский метод стимулирования имеет определенные границы применения. Практикой установлено, что он хорошо сочетается с моральным стимули-рованием и некоторыми другими методами.

Социально-психологическими именуются такие методы действия субъекта управления на объект управления (труд, коллективы и отдельные работники), которые опираются на объективные законы развития социологии и психологии, воздействуют с учетом коллективной психологии, настроения коллектива, групповых отношений, общественного мнения, психологических особенностей различных социальных групп и отдельной личности.

Социально-психологические методы управления направлены на создание в трудовых коллективах органов благоприятного устойчивого морально-психологического климата, способствующего наиболее успешному решению стоящих задач

К социологическим методам управления относятся:

Методы управления социально-массовыми процессами;

Методы управления коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явле-ниями и процессами;

Методы управления индивидуально-личностным поведением.

Методом управления социально-массовыми процессами явля-ются, например, регулирование движения кадров, плановая подго-товка и распределение кадров, закрепление кадров, повышение престижа профессий и др.

К методам управления коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами относятся социальное планирование развития коллектива, методы повышения социаль-ной и групповой активности, преемственность славных традиций и др. Благоприятный социально-психологический климат, творче-ская активность работников формируются в коллективе с помо-щью таких социальных методов, как пропаганда и внедрение по-ложительного опыта, новаторство, наставничество и др.

К социологическим методам управления индивидуально-личностным поведением относятся:

Создание благоприятных усло-вий труда для работников (оптимальная степень загруженности, ритмичность, наличие элементов творчества в труде и др.);

Фор-мирование оптимальной системы управления (организационной структуры , видов контроля, наличие соответствующих должност-ных инструкций и др.);

Надлежащая постановка воспитательной работы;

Создание благоприятного психологического климата в коллективе;

Сложившиеся традиции и др.

Психологические методы управления. Эти методы воздействуют на взаимоотношения между людьми путем создания работоспособного коллектива с оптимальным психологическим климатом.

К психологическим методам управления относятся:

Методы комплектования малых групп и коллективов;

Методы гуманизации труда;

Методы психологического побуждения (мотивации);

Методы профессионального отбора и обучения.

Методы комплектования малых групп и коллективов предоставляют возможность определить оптимальные количественные отношения между работниками в малых группах и коллективах. Посредством социологических исследовании выявляются симпатии и антипатии внутри коллектива, определяется место каждого его члена на основе психологической совместимости работников в коллективе (группе). От психологической совместимости работников, основанной на оптимальном сочетании их психологических свойств, в значительной степени зависит психологический климат в коллективе.

Методы гуманизации труда состоят во внесении элементов творчества в трудовой процесс, исключении монотонности (однообразия) труда, использовании психологического воздействия цвета, музыки и др.

Методы психологического побуждения (мотивации).

Достижению необходимой активности работника помогает применение психологического побуждения, формирование мотивов труда. С помощью мотивации, побуждения оказывается непосредственное воздействие на объект управления — работника (работников).

К их числу относятся:

- убеждение — воздействие на волю работника при помощи логических средств, направленных на снятие напряженности в коллективе, психологических барьеров;

- внушение — целенаправленное воздействие субъекта управ-ления на объект управления путем влияния руководителя на пси-хику подчиненного. Наибольшую эффективность дает применение этого метода в конфликтных ситуациях, поскольку с его помощью можно непосредственно воздействовать на волю работника. Внушаемость во многом зависит от авторитета внушаемого. Высокие морально-психологические качества внушающего имеют важное значение в повышении эффективности применения рассматриваемого метода;

- подражание — воздействие на волю работника посредством личного примера. Руководитель либо сам демонстрирует образец должного поведения, либо указывает на работника, чье поведение может служить образцом. Руководитель прежде всего сам обязан быть образцом в своем поведении и деятельности, ибо он находится в центре внимания всех, к его поведению все присматрива-ются, его действия обсуждаются и оцениваются. Руководитель, как правило, служит в качестве эталона поведения для руководимых, для всех тех, кто постоянно контактирует с ним;

- вовлечение — побудительный прием, посредством которого работник-исполнитель становится участником процесса подготов-ки и реализации решений, принятых руководителем;

- оказание доверия — психологическое воздействие, выражающееся в подчеркивании, выделении положительных качеств работника, его опыта, квалификации и т.п., в выражении уверенности в его возможностях, что повышает моральную значимость поручаемого задания;

- принуждение — психологическое воздействие на работника, заставляющее его (иногда вопреки воле и желанию) выполнить соответствующее задание.

Методы профессионального отбора и обучения .

К таким мето-дам относятся:

Отбор работников, обладающих такими психологи-ческими характеристиками, которые наиболее соответствуют вы-полняемой работе (занимаемой должности);

Развитие необходи-мых психологических характеристик для успешного выполнения порученного дела.

Вывод по первому вопросу .

Рассмотрев первый вопрос лекции можно сделать вывод, что под системой по-нимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность и единство, создающее новые интегративные свойства, не сводимые к сумме свойств отдельных ее элементов.

Органы внутренних дел являются частью социальной системы, выполняющую правоохранительную функцию государства. На основании этого органы внутренних дел являются частью государственного аппарата, обладающего государственно-властными полномочиями. Рассмотрение органов внутренних дел как системы управле-ния предполагает также обнаружение в них тех признаков, каким они должны отвечать как система управления. Это такие призна-ки, как детерминированность элементов систем, ее динамичность, наличие в ней управляющего параметра, усилительных свойств и обратных связей.

В управленческой деятельности ОВД используются следующие методы управления:

Всеобщие методы управления (убеждение и принуждение);

Административные методы управления;

Экономические управления; социально-психологические управления.

Функциональная и организационная структура органов внутренних дел

Все социальные системы управления имеют свою структуру, которая представляет собой набор определенных и определенным образом расположенных и взаимосвязанных элементов, входящих в данное системное образование. Применительно к организации и деятельности органов внутренних дел эти признаки системы проявляются весьма отчетливо.

Основными факторами, предопределяющими то или иное структурное построение системы управления являются:

Характер выполняемых системой функций внешнего и внутреннего управления;

Территориально-отраслевой принцип построения органов государственного управления нашей страны, отражающий федеративное устройство нашего государства.

Вся совокупность служб и подразделений, входящих в систему органов внутренних дел страны, выполняющих охранительные функции государства с системных позиций может быть рассмотрена в двух аспектах. Первый, представляющий как бы горизонтальный срез системы, отражает ее функциональную структуру, и определяет таким образом содержание системы управления, второй же — вертикальный срез системы, раскрывает ее организационную структуру и иерархию, то есть ее форму.

Горизонтальный срез системы органов внутренних дел, раскрывающий ее функциональную структуру, представляется тремя группами подразделений:

- отраслевыми подразделениями — выполняющими основные функции системы органов внутренних дел в сфере внешнего управления (охрана общественного порядка, пресечение и раскрытие преступлений, расследование преступлений и др.). Это подразделения криминальной полиции и полиции общественной безопасности территориальных органов внутренних дел, следствия, вневедомственной охраны и т.д.;

- функциональными подразделениями — обеспечивают каждое по своей линии деятельности отраслевые и другие функциональные службы кадрами, финансами, материально-техническим и военным снабжением и др. Это подразделения кадров, аппараты тылового, материально-технического и военного снабжения и пр.

- штабными (оргинспекторскими) подразделениями и руководством органа — обеспечивающими непрерывное слежение и реагирование на изменения оперативной обстановки, комплексный анализ и прогнозирование криминогенной обстановки на обслуживаемой территории, организацию взаимодействия и координацию усилий служб и подразделений в осуществлении общесистемных, межотраслевых и региональных задач борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, планирование слу-жебной деятельности, служебно-боевую и мобилизационную го-товность ОВД к выполнению задач в мирное и военное время, в чрезвычайных ситуациях, а также организационно-штатное и пра-вовое обеспечение деятельности ОВД и пр.

Таким образом, можно сделать вывод, что функциональную структуру органов внутренних дел определяют возложенные на них и выполняемые ими функции системы управления. Известное влияние на структуру оказывают специфические условия среды функционирования (географические, политические, социально-экономические и демографические характеристики обслуживае-мой территории, состояние правопорядка и прочие факторы).

Вертикальный срез системы органов внутренних дел раскры-вает ее организационную структуру построения и иерархию.

Она включает в себя:

Центральный аппарат МВД Российской Федера-ции;

На окружном уровне - главные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам;

На межрегиональном уровне - оперативные бюро Министерства внутренних дел Российской Федерации, центры специального назначения Министерства внутренних дел Российской Федерации, линейные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

На региональном уровне - министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации;

На районном уровне - управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе "Байконур".

Все эти органы в зависимости от их подчиненности и функциональной направленности распределяют-ся по различным уровням управления. Рассматривая территори-альные органы внутренних дел как систему, обычно в самом об-щем виде выделяют следующие уровни управления:

МВД Российской Федерации;

ГУМВД России по федеральным округам;

МВД, ГУМВД, УМВД субъектов Российской Федерации;

Городские и районные отделы (управления) внутренних дел;

Входящие в ОВД территориальные отделы полиции.

Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению эле-ментов структуры по каждому из вышеперечисленных уровней управления, необходимо остановиться на общем распределении задач и функций внешнего и внутреннего управления по этим ос-новным уровням иерархии:

а) В соответствии с Положением о МВД России, утвержденного Указом Президента РФ от 19.09. 2011 г. №1204, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.

Основными задачами МВД России являются:

1) разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;

3) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;

4) управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками МВД России;

5) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.

Таким образом, на данном уровне управления вырабатывается стратегия функционирования всей системы органов внутренних дел Российской Федерации. В развитие этой стратегии централь-ный аппарат МВД Российской Федерации разрабатывает устано-вочные решения, направленные на организацию деятельности возглавляемой им системы, организует их исполнение и контроль.

Во внешнюю же сферу направлены лишь нормативные правовые акты, стандарты, нормы и правила, издаваемые Министерством внутренних дел в порядке надведомственности (в пределах пре-доставленных ему полномочий, определяемом действующим зако-нодательством) такие как: обеспечение безопасности дорожного движения, лицензионно-разрешительной системы и пр. Они обязательны для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной вла-сти субъектов Российской Федерации, органами местного само-управления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

б) ГУВД МВД России по федеральным округам, МВД республик, ГУМВД и УМВД субъектов РФ - проводят в жизнь общегосударственную политику в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности путем организационного руководства и непосредственного управления подчиненными подразделениями и нижестоящими территориальными органами внутренних дел.

Разраба-тываемые и принимаемые ими решения либо интерпретируют решения вышестоящих системных образований с учетом местных географических, политических, социально-экономических, демографических и национальных особенностей обслуживаемой территории, либо направлены на выполнение региональных программ и задач, определяемых соответствующими органами исполнительной власти или вытекающих из комплексной оценки складывающейся оперативной обстановки в регионе обслуживания. В этой части их задачи и функции во многом аналогичны задачам и функциям МВД России.

Кроме этого их задачей является организация в масштабах региона взаимодействия органов внутренних дел с государственными органами и общественными организациями. В необходимых случаях сотрудники данного уровня участвуют в раскрытии и расследовании наиболее сложных преступлений, носящих организованный и межрегиональный характер, проведении наиболее крупных и важных мероприятий по обеспечению охраны общественного порядка и обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения.

в) На районном уровне - управления и отделы, являются основным звеном системы МВД, осуществляют в полном объеме все ее основные функции и в значительно меньшем объеме функции внутриорганизационного управления.

Это:

Обеспечение личной безопасности граждан;

Охрана общественного порядка и обеспечение обществен-ной безопасности;

Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

Раскрытие и расследование преступлений, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц, в случаях, предусмотрен-ных законодательством;

Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы и административных взысканий, отнесенных к компетенции орга-нов внутренних дел;

Оказание в пределах компетенции органов внутренних дел помощи гражданам, должностным лицам, организациям, предприятиям, учреждениям и общественным объединениям в осуще-ствлении их прав и законных интересов.

Тема 11. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

План занятия.

1. Понятие и принципы законности. Значение законности в государственном управлении.

2. Понятие и особенности способов обеспечения законности в государственном управлении.

3. Государственный контроль в управлении.

4. Судебный контроль как способ обеспечения законности.

5. Прокурорский надзор.

6. Обжалование и опротестование решений органов исполнительной власти и их должностных лиц

1. Обжалование неправомерных действий органов и должностных лиц.

2. Обеспечение законности в деятельности органов исполнительной власти.

3. Ведомственный контроль за законностью, его правовое регулирование и формы реализации.

5. Значение и формы судебного контроля в сфере государственного управления.

6. Государственный контроль в административном праве.

7. Прокурорский надзор в государственном управлении.

8. Судебный контроль в государственном управлении.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении?

2. Как соотносятся понятия «дисциплина» и «законность»?

3. Как Вы понимаете соотношение понятий «дисциплина» и «правопорядок»?

4. Дайте понятие контроля, как способа обеспечения законности?

5. Контрольные полномочия законодательных органов за исполнительной деятельностью.

6. Президентский контроль.

7. Правительственный контроль.

8. Формы реагирования прокурора на нарушения законности.

9. Виды обращений граждан в органы исполнительной власти. Понятия «жалоба», «заявление», «предложение». Понятия «общая административная жалоба» и «специальная административная жалоба», «судебная жалоба».

Задание 1.

Нарисуйте схему, отражающую систему способов обеспечения законности в государственном управлении.

Задание 2.

Изучив соответствующую литературу, укажите, какие виды контроля возможно выделить по следующим критериям: а) по времени осуществления; б) по объекту контроля; в) по субъектам контрольной деятельности.



Задание 3.

Дайте понятие ведомственного и надведомственного контроля и назовите их субъекты.

Может ли один субъект осуществлять оба вида контрольной деятельности?

Приведите конкретные примеры.

Задание 4.

При проверке, проведенной Генеральной прокуратурой Российской Федерации в одном из министерств, были установлены неоднократные случаи грубого нарушения порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан.

Какая форма реагирования должна быть избрана в данном случае?

Тема 12. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ КАК МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

План занятия.

1. Понятие административного принуждения и его отличие от других видов государственного принуждения.

2. Цели и основания применения мер административного принуждения. Виды мер административного принуждения и их правовая характеристика.

3. Правовая характеристика мер административного предупреждения.

4. Правовая характеристика мер административного пресечения.

Темы для докладов и сообщений:

1. Особенности применения мер административного принуждения.

2. Основания классификации мер административного принуждения.

3. Меры административного предупреждения и меры административного пресечения: общее и особенное.

4. Доставление и задержание правонарушителей как меры административного пресечения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие и виды государственного (юридического) принуждения. Общие черты различных его видов.

2. Понятие и отличительные черты административного принуждения.

3. Охарактеризуйте различия в степени (детализации) правового регулирования метода убеждения и метода принуждения.

4. Все ли органы (должностные лица) исполнительной власти правомочны применять административное принуждение?

5. Какими нормативными правовыми актами регулируется применение административного принуждения органами внутренних дел? Органами федеральной пограничной службы? Таможенными органами?

6. Назовите меры административного принуждения, которые могут применяться к юридическим лицам.

7. Как можно классифицировать меры административного принуждения в зависимости от их предназначения?

Задание 1.

Какие из перечисленных мер государственного принуждения следует отнести к мерам административного принуждения: а) увольнение с работы за распитие спиртных напитков на рабочем месте; б) конфискация имущества у лица, осужденного по приговору суда к лишению свободы; в) задержание сотрудником полиции лица, подозреваемого в совершении преступления; г) изъятие вещей, являющихся орудием совершения правонарушения у лица, подвергнутого административному задержанию; д) доставление нарушителя в полицию для составления протокола об административном правонарушении.

Задание 2.

При объявлении чрезвычайного положения государственные органы могут применять следующие меры: а) временно выселять граждан из районов, опасных для проживания; б) проводить санитарно-противоэпидемиологические мероприятия; в) приостанавливать деятельность политических партий; г) ограничить продажу оружия; д) устанавливать особый режим работы предприятий, учреждений; е) выдворять нарушителей общественного порядка; ж) проводить мобилизацию трудоспособного населения и транспортных средств; з) устанавливать комендантский час.

К каким видам административно-правового принуждения относятся, на ваш взгляд эти меры?

Задание 3.

На семинаре по административному праву между студентами возник спор: одни утверждали, что доставление и задержание правонарушителя являются мерами административного пресечения. Другие – мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Выскажите ваше мнение по данному спорному вопросу.

Задание 4.

Классифицируйте меры административного принуждения по следующим основаниям:

· по характеру воздействия;

· по непосредственным целям применения;

· по субъектам применения;

· по субъектам, в отношении которых эти меры применяются.

Задание 5.

На семинарском занятии студент Алексеев пояснил, что административное задержание личности есть ничто иное, как реализация метода принуждения публичной властью. Студент Вихрев возразил ему, сказав, что эта мера представляет собой правовую форму исполнительной деятельности. Кто из этих студентов прав?

Принуждение - это метод воспитания, заключающийся в применении к нарушителю дисциплины мер воздействия дис­циплинарного или имущественного характера, которые побуж­дают его выполнять установленные правила поведения. Дан­ный метод применяется к отдельным недобросовестным работ­никам и выражается в применении к нарушителям трудовой дисциплины мер как дисциплинарного, так и общественного воздействия. Средствами принуждения являются наказания, и при их применении необходимо соблюдать правила эффектив­ности наказаний, к которым относятся неотвратимость наказа­ния; индивидуализация наказания; значимость меры наказания для работника; справедливость наказания; учет тяжести совер­шенного проступка.

В целях обеспечения трудовой дисциплины ТК РФ (ст. 21, 22) и рядом других централизованных и локальных актов опре­делены обязанности как работников, так работодателя. При этом они тесно взаимосвязаны, поскольку обязанностям одной стороны трудового договора соответствуют права другой.

Система установления обязанностей работников выглядит следующим образом: общие обязанности всех работающих по трудовому договору закреплены в Трудовом кодексе; обязанности отдельных категорий работников и работни­ков отдельных отраслей народного хозяйства установлены в иных нормативно-правовых актах (например, обязанности научно-педагогических работников высшего учебного заведения определены ст. 20 Федерального закона от 22 августа 1996 г.

Необходимо обратить внимание, что в КЗоТ РФ обязанностям Работника и администрации в главе «Трудовая дисциплина» были по­священы специальные статьи 127 и 129.

№ 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»1);непосредственно в организации обязанности закреплены в уставе, правилах внутреннего трудового распорядка, положени­ях о структурных подразделениях, должностных инструкциях, положениях о персонале, а также в коллективном и трудовом договорах.

Согласно ст. 21 ТК РФ работник, в частности, обязан: соблюдать трудовую дисциплину; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; выполнять установленные нормы труда; бережно относиться к имуществу работодателя и других ра­ботников.

Общие обязанности работодателя сформулированы в ст. 22 ТК РФ. Они также могут быть установлены и конкретизирова­ны в правилах внутреннего трудового распорядка, уставах орга­низаций, положениях о дисциплине. В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан: обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимы­ми для исполнения ими трудовых обязанностей; своевременно выплачивать заработную плату; заботиться о бытовых нуждах работников, связанных с ис­полнением ими трудовых обязанностей.


Трудовой распорядок и дисциплина труда у каждого кон­кретного работодателя определяются на основе требований тру­дового законодательства правилами внутреннего трудового рас­порядка. Согласно ст. 189 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка - это локальный нормативный акт, регламентирую­щий в соответствии с Трудовым кодексом и иными федераль­ными законами порядок приема и увольнения работников, ос­новные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работ­никам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников при принятии локальных нормативных актов, содержащих нор­мы трудового права, определен ст. 372 ТК РФ.

Они, как правило, являются приложением к коллективному договору (ст. 190 ТК РФ). Вместе с тем это отнюдь не обяза­тельно, поскольку имеются существенные различия в процеду­ре принятия указанных актов, срок действия коллективного до­говора ограничен, а также различны процедуры разрешения разногласий и споров, которые могут возникнуть между рабо­тодателем и работниками. Поэтому формальное объединение коллективного договора и правил внутреннего трудового распо­рядка может привести к необоснованной конкуренции в при­менении норм законодательства.

Закон не устанавливает каких-либо специальных требова­ний к содержанию правил внутреннего распорядка. В каждом случае оно определяется по усмотрению работодателя. До не­давнего времени правила внутреннего трудового распорядка конкретных организаций разрабатывались на основе Типовых правил, утвержденных по согласованию с ВЦСПС постановле­нием Госкомтруда СССР от 20 июля 1984 г.1, или соответствую­щих отраслевых правил.

В содержание правил внутреннего трудового распорядка тра­диционно включаются следующие разделы: 1) Общие положе­ния (о действии правил); 2) Порядок приема и увольнения ра­ботников; 3) Основные права и обязанности работников; 4) Ос­новные права и обязанности работодателя (его представителей); 5) Рабочее время и режимы труда (начало и окончание рабочего дня; учет рабочего времени; сверхурочные работы; запрещенная деятельность в рабочее время); 6) Поощрения за успехи в работе (виды поощрений; процедура применения мер поощрения; по­ощрения за особые заслуги); 7) Ответственность за нарушения трудовой дисциплины (виды дисциплинарных взысканий; взы­скание за прогул и другие наиболее значимые нарушения; про­цедура применения дисциплинарных взысканий).

Для отдельных отраслей народного хозяйства и категорий ра­ботников действуют уставы и положения о дисциплине. Наличие этих актов обусловлено особой сложностью труда работников этих отраслей и повышенными требованиями к соблюдению ими трудовой дисциплины. В соответствии с новой редакцией ч. 5 ст. 89 ТК РФ они должны устанавливаться федеральными законами, а до последнего времени утверждались Правительст­вом РФ.

Так, Положение о дисциплине работников железнодорож­ного транспорта Российской Федерации утверждено постанов­лением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 621"; Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флага Российской Федерации утвержден постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. № 70S2.

Действуют также уставы и положения для: военизированных горноспасательных частей по обслужива­нию горнодобывающих предприятий металлургической про­мышленности; военизированных горноспасательных подразделений в транспортном строительстве; работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии; работников морского транспорта; экипажей судов обеспечения Военно-Морского флота.

Одним из отличий этих актов является наличие в них более строгих и разнообразных, чем для всех остальных работников, мер взыскания. Положения и уставы о дисциплине обязательны для всех работников, которые подпадают под их действие. Ра­ботодатели не вправе вносить в них какие-либо изменения или дополнения.

Некоторые особенности, касающиеся трудового распорядка работников, подпадающих под действие положений и уставов о дисциплине, могут быть предусмотрены в правилах внутренне­го трудового распорядка, однако они не должны противоречить положениям и уставам.