Уфимский моторный завод. История умпо и его структура

ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» - крупнейший разработчик и производитель авиационных двигателей в России. Здесь работают более 20 тысяч человек. УМПО входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации.

Основными видами деятельности предприятия являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей, производство и ремонт узлов вертолетной техники, выпуск оборудования для нефтегазовой промышленности.

УМПО серийно выпускает турбореактивные двигатели АЛ-41Ф-1С для самолетов Су-35С, двигатели АЛ-31Ф и АЛ-31ФП для семейств Су-27 и Су-30, отдельные узлы для вертолетов «Ка» и «Ми», газотурбинные приводы АЛ-31СТ для газоперекачивающих станций ОАО «Газпром».

Под руководством объединения ведется разработка перспективного двигателя для истребителя пятого поколения ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, Т-50). УМПО участвует в кооперации по производству двигателя ПД-14 для новейшего российского пассажирского самолёта МС-21, в программе производства вертолётных двигателей ВК-2500, в реконфигурации производства двигателей типа РД для самолётов МиГ.


1. Сварка в обитаемой камере «Атмосфера-24»

Интереснейшим этапом производства двигателя является аргонодуговая сварка наиболее ответственных узлов в обитаемой камере, обеспечивающая полную герметичность и аккуратность сварного шва. Специально для УМПО ленинградским институтом «Прометей» в 1981 году создан один из крупнейших в России участок сварки, состоящий из двух установок «Атмосфера-24».

2. По санитарным нормам рабочий может проводить в камере не более 4,5 часов в день. С утра - проверка костюмов, медицинский контроль, и только после этого можно приступать к сварке.

3. Сварщики отправляются в «Атмосферу-24» в легких космических скафандрах. Через первые двери шлюза они проходят в камеру, им прикрепляют шланги с воздухом, закрывают двери и подают внутрь камеры аргон. После того, как он вытеснит воздух, сварщики открывают вторую дверь, заходят в камеру и начинают работать.

4. В безокислительной среде чистого аргона начинается сварка конструкций из титана.

5. Контролируемый состав примесей в аргоне позволяет получить качественные швы и повысить усталостную прочность сварных конструкций, обеспечивает возможность подварки в самых труднодоступных местах за счет применения сварочных горелок без использования защитного сопла.

6. В полном облачении сварщик, действительно, похож на космонавта. Чтобы получить допуск к работе в обитаемой камере, рабочие проходят курс обучения, вначале они в полной экипировке тренируются на воздухе. Обычно двух недель достаточно, чтобы понять, годится человек для такой работы или нет - нагрузки выдерживает далеко не каждый.

7. Всегда на связи со сварщиками - специалист, следящий за происходящим с пульта управления.

8. Оператор управляет сварочным током, следит за системой газоанализа и общим состоянием камеры и работника.

9. Ни один другой способ ручной сварки не даёт такого результата, как сварка в обитаемой камере. Качество шва говорит само за себя.

10. Электронно-лучевая сварка.

Электронно-лучевая сварка в вакууме - полностью автоматизированный процесс. В УМПО он осуществляется на установках Ebokam. Одновременно сваривается два-три шва, причём с минимальным уровнем деформации и изменением геометрии детали.

11. Один специалист работает одновременно на нескольких установках электронно-лучевой сварки.

12. Детали камеры сгорания, поворотного сопла и блоков сопловых лопаток требуют нанесения теплозащитных покрытий плазменным способом. Для этих целей используется робототехнический комплекс ТСЗП-MF-P-1000.

13. Инструментальное производство

В составе УМПО 5 инструментальных цехов общей численностью около 2500 человек. Они занимаются изготовлением технологического оснащения. Здесь создают станочные приспособления, штампы для горячей и холодной обработки металлов, режущий инструмент, мерительный инструмент, пресс-формы для литья цветных и черных сплавов.

14. Производство пресс-форм для лопаточного литья осуществляется на станках с ЧПУ.

15. Сейчас для создания пресс-форм нужно всего два-три месяца, а раньше этот процесс занимал полгода и дольше.

16. Автоматизированное средство измерения улавливает мельчайшие отклонения от нормы. Детали современного двигателя и инструмента должны быть изготовлены с предельно точным соблюдением всех размеров.

17. Вакуумная цементация.

Автоматизация процессов всегда предполагает уменьшение затрат и повышение качества выполняемых работ. Это относится и к вакуумной цементации. Для цементации - насыщения поверхности деталей углеродом и повышения их прочности - используются вакуумные печи Ipsen.

18. Для обслуживания печи достаточно одного работника. Детали проходят химико-термическую обработку в течение нескольких часов, после чего становятся идеально прочными. Специалисты УМПО создали собственную программу, которая позволяет осуществлять цементирование с повышенной точностью.

19. Литейное производство

Производство в литейном цехе начинается с изготовления моделей. Из специальной массы прессуются модели для деталей разных размеров и конфигураций с последующей ручной отделкой.

20. На участке изготовления выплавляемых моделей работают преимущественно женщины.

21. Облицовка модельных блоков и получение керамических форм - важная часть технологического процесса литейного цеха.

22. Перед заливкой керамические формы прокаливаются в печах.

23. Керамическая форма прокалена – далее её ждёт заливка сплавом.

24. Так выглядит залитая сплавом керамическая форма.

25. «На вес золота» - это о лопатке с монокристаллической структурой. Технология производства такой лопатки сложная, но и работает эта дорогая во всех отношениях деталь гораздо дольше. Каждая лопатка «выращивается» с использованием специальной затравки из никеле-вольфрамового сплава.

26. Участок обработки полой широкохордной вентиляторной лопатки

Для производства полых широкохордных вентиляторных лопаток двигателя
ПД-14 - движущей установки перспективного гражданского самолёта МС-21 -
создан специальный участок, где осуществляется вырезка и механическая обработка заготовок из титановых плит, окончательная механическая обработка замка и профиля пера лопатки, включая его механическую шлифовку и полировку.

27. На четырёхкоординатном горизонтальном обрабатывающем центре внедрена технология окончательной обработки торца пера лопатки на приспособлении, спроектированном и изготовленном в УМПО, - ноу-хау предприятия.

28. Комплекс производства роторов турбины и компрессора (КПРТК) - это локализация имеющихся мощностей для создания основных составляющих элементов реактивного привода.

29. Сборка роторов турбины - трудоёмкий процесс, требующий особенной квалификации исполнителей. Высокая точность обработки соединения «вал-диск-носок» - гарантия долгосрочной и надёжной работы двигателя.

30. Многоступенчатый ротор собирается в единое целое именно в КПРТК.

31. Балансировку ротора осуществляют представители уникальной профессии, которой в полной мере можно овладеть только в заводских стенах.

32. Производство трубопроводов и трубок

Чтобы все агрегаты двигателя слаженно функционировали - компрессор нагнетал, турбина крутилась, сопло прикрывалось или открывалось, нужно подавать им команды. «Кровеносными сосудами» сердца самолёта считаются трубопроводы - именно по ним передаётся самая разная информация. В УМПО есть цех, который специализируется на изготовлении этих «сосудов» - разнокалиберных трубопроводов и трубок.

33. На мини-заводе по производству трубок требуется ювелирная ручная работа - некоторые детали являются настоящими рукотворными произведениями искусства.

34. Многие операции по трубогибу выполняет и станок с числовым программным управлением Bend Master 42 MRV. Он гнёт трубки из титана и нержавеющей стали. Сначала определяют геометрию трубы по бесконтактной технологии с помощью эталона. Полученные данные отправляют на станок, который производит предварительное сгибание, или на заводском языке - гиб. После производится корректировка и окончательный гиб трубки.

35. Так выглядят трубки уже в составе готового двигателя - они оплетают его, как паутина, и каждая выполняет свою задачу.

36. Окончательная сборка.

В сборочном цехе отдельные детали и узлы становятся целым двигателем. Здесь трудятся слесари механосборочных работ высочайшей квалификации.

37. Собранные на разных участках цеха крупные модули стыкуются сборщиками в единое целое.

38. Конечным этапом сборки является установка редукторов с топливно-регулирующими агрегатами, коммуникаций и электрооборудования.

39. Производится обязательная проверка на соосность (для исключения возможной вибрации), центровка, так как все детали поставляются из разных цехов.

40. После предъявительских испытаний двигатель возвращается в сборочный цех на разборку, промывку и дефектацию. Сначала изделие разбирают и промывают бензином. Затем - внешний осмотр, замеры, специальные методы контроля. Часть деталей и сборочных единиц направляется для такого же осмотра в цехи-изготовители. Потом двигатель собирают вновь - на приёмо-сдаточные испытания.

41. Слесарь-сборщик собирает крупный модуль.

42. Слесари МСР выполняют сборку величайшего творения инженерной мысли XX века - турбореактивного двигателя - вручную, строго сверяясь с технологией.

43. Управление технического контроля отвечает за безупречное качество всей продукции. Контролёры работают на всех участках, в том числе - и в сборочном цехе.

44. На отдельном участке собирают поворотное реактивное сопло (ПРС) - важный элемент конструкции, отличающий двигатель АЛ-31ФП от его предшественника АЛ-31Ф.

45. Ресурс работы ПРС - 500 часов, а двигателя - 1000, поэтому сопел нужно делать в два раза больше.

46. На специальном мини-стенде проверяют работу сопла и его отдельных частей.

47. Двигатель, оснащённый ПРС, обеспечивает самолёту большую манёвренность. Само по себе сопло выглядит довольно внушительно.

48. В сборочном цехе имеется участок, где выставлены эталонные образцы двигателей, которые изготавливались и изготавливаются последние 20-25 лет.

49. Испытания двигателей.

Испытание авиационного двигателя – завершающий и очень ответственный этап в технологической цепочке. В специализированном цехе осуществляются предъявительские и приёмо-сдаточные испытания на стендах, оснащённых современными автоматизированными системами управления технологическими процессами.

50. В ходе испытаний двигателя используется автоматизированная информационно-измерительная система, состоящая из трех компьютеров, объединенных в одну локальную сеть. Испытатели контролируют параметры двигателя и стендовых систем исключительно по показаниям компьютера. В режиме реального времени производится обработка результатов испытания. Вся информация о проведенных испытаниях хранится в компьютерной базе данных.

51. Собранный двигатель проходит испытания согласно технологии. Процесс может занимать несколько суток, после чего двигатель разбирают, промывают, дефектируют.

52. Вся информация о проведённых испытаниях обрабатывается и выдаётся в виде протоколов, графиков, таблиц, как в электронном виде, так и на бумажном носителе.

54. Внешний вид испытательного цеха: когда-то гул испытаний будил всю округу, теперь наружу не проникает ни один звук.

55. Цех № 40 - место, откуда вся продукция УМПО отправляется заказчику. Но не только - здесь осуществляется окончательная приёмка изделий, агрегатов, входной контроль, консервация, упаковка.

56. Двигатель АЛ-31Ф отправляется на упаковку.

57. Двигатель ожидает аккуратное обёртывание в слои упаковочной бумаги и полиэтилена, но это не всё.

58. Двигатели помещаются в спроектированную для них специальную тару, которая маркирована в зависимости от типа изделия. После упаковки идёт комплектация сопроводительной технической документацией: паспортами, формулярами и пр.

59. Двигатель в действии!

Благодарю пресс-службу ОАО "УМПО", в частности, Екатерину Косых за помощь в создании репортажа!

По всем вопросам, касающимся использования фотографий, пишите на электронную почту.

Сайт

В начале войны на площади Уфимского завода эвакуирован ряд моторных заводов, в том числе и из Рыбинска . 17 декабря 1941 года Рыбинский моторный завод номер 26, два ленинградских завода-дублера (234-й и 451-й), частично 219-й из Москвы , проектное бюро (Москва), конструкторское бюро В. А. Добрынина (Воронеж) и два уфимских завода, - моторный (384-й) и дизельный (336-й) объединены в единое целое. Новое предприятие стало правопреемником объединённых заводов и получило номер головного - 26-й. В 1943 году на завод передали задачу создания центрифуги для обогащения урана по проекту Ф. Ф. Ланге , необходимого для атомного проекта СССР .

В дальнейшем оно переименовано в Уфимский моторостроительный завод, на базе которого в 1978 году создано Уфимское моторостроительное производственное объединение, в 1993 году ставшее открытым акционерным обществом «Уфимское моторостроительное производственное объединение».

В августе 2011 года приказом генерального директора «Объединённой двигателестроительной корпорации» Андрея Реуса , объединение определено головным предприятием в стране по выпуску двигателей для боевой авиации. На базе ОАО «УМПО» этим приказом создан дивизион двигателей для боевой авиации ОАО УК «ОДК», руководителем которого назначен управляющий директор объединения Александр Артюхов. Одним из результатов формирования структуры стало появление у ОАО «УМПО» в 2012 году двух филиалов: «Опытно-конструкторское бюро имени А. Люльки» (г. Москва) и «Лыткаринский машиностроительный завод» (г. Лыткарино).

Руководство

Управляющий директор: Евгений Семивеличенко.

Хронологический перечень

  • Ферин Михаил Алексеевич (1947-1977)
  • Дьяконов Владислав Дмитриевич (1977-1986)
  • Паращенко, Владимир Михайлович (1986-1998)
  • Лесунов, Валерий Павлович (1998-2004)
  • Пустовгаров, Юрий Леонидович (2004-2006)
  • Артюхов, Александр Викторович (2006-18.7.2015)
  • Семивеличенко, Евгений Александрович (с 18.07.2015)

Напишите отзыв о статье "Уфимское моторостроительное производственное объединение"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Уфимское моторостроительное производственное объединение

– Пьер!… – сказала она.
Пьер вопросительно смотрел на нее. Она поцеловала в лоб молодого человека, увлажая его слезами. Она помолчала.
– II n"est plus… [Его не стало…]
Пьер смотрел на нее через очки.
– Allons, je vous reconduirai. Tachez de pleurer. Rien ne soulage, comme les larmes. [Пойдемте, я вас провожу. Старайтесь плакать: ничто так не облегчает, как слезы.]
Она провела его в темную гостиную и Пьер рад был, что никто там не видел его лица. Анна Михайловна ушла от него, и когда она вернулась, он, подложив под голову руку, спал крепким сном.
На другое утро Анна Михайловна говорила Пьеру:
– Oui, mon cher, c"est une grande perte pour nous tous. Je ne parle pas de vous. Mais Dieu vous soutndra, vous etes jeune et vous voila a la tete d"une immense fortune, je l"espere. Le testament n"a pas ete encore ouvert. Je vous connais assez pour savoir que cela ne vous tourienera pas la tete, mais cela vous impose des devoirs, et il faut etre homme. [Да, мой друг, это великая потеря для всех нас, не говоря о вас. Но Бог вас поддержит, вы молоды, и вот вы теперь, надеюсь, обладатель огромного богатства. Завещание еще не вскрыто. Я довольно вас знаю и уверена, что это не вскружит вам голову; но это налагает на вас обязанности; и надо быть мужчиной.]
Пьер молчал.
– Peut etre plus tard je vous dirai, mon cher, que si je n"avais pas ete la, Dieu sait ce qui serait arrive. Vous savez, mon oncle avant hier encore me promettait de ne pas oublier Boris. Mais il n"a pas eu le temps. J"espere, mon cher ami, que vous remplirez le desir de votre pere. [После я, может быть, расскажу вам, что если б я не была там, то Бог знает, что бы случилось. Вы знаете, что дядюшка третьего дня обещал мне не забыть Бориса, но не успел. Надеюсь, мой друг, вы исполните желание отца.]
Пьер, ничего не понимая и молча, застенчиво краснея, смотрел на княгиню Анну Михайловну. Переговорив с Пьером, Анна Михайловна уехала к Ростовым и легла спать. Проснувшись утром, она рассказывала Ростовым и всем знакомым подробности смерти графа Безухого. Она говорила, что граф умер так, как и она желала бы умереть, что конец его был не только трогателен, но и назидателен; последнее же свидание отца с сыном было до того трогательно, что она не могла вспомнить его без слез, и что она не знает, – кто лучше вел себя в эти страшные минуты: отец ли, который так всё и всех вспомнил в последние минуты и такие трогательные слова сказал сыну, или Пьер, на которого жалко было смотреть, как он был убит и как, несмотря на это, старался скрыть свою печаль, чтобы не огорчить умирающего отца. «C"est penible, mais cela fait du bien; ca eleve l"ame de voir des hommes, comme le vieux comte et son digne fils», [Это тяжело, но это спасительно; душа возвышается, когда видишь таких людей, как старый граф и его достойный сын,] говорила она. О поступках княжны и князя Василья она, не одобряя их, тоже рассказывала, но под большим секретом и шопотом.

В Лысых Горах, имении князя Николая Андреевича Болконского, ожидали с каждым днем приезда молодого князя Андрея с княгиней; но ожидание не нарушало стройного порядка, по которому шла жизнь в доме старого князя. Генерал аншеф князь Николай Андреевич, по прозванию в обществе le roi de Prusse, [король прусский,] с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньонкой, m lle Bourienne. [мадмуазель Бурьен.] И в новое царствование, хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что ежели кому его нужно, то тот и от Москвы полтораста верст доедет до Лысых Гор, а что ему никого и ничего не нужно. Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развивать в ней обе главные добродетели, до двадцати лет давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении. Так как главное условие для деятельности есть порядок, то и порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и тот же час, но и минуту. С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек. Несмотря на то, что он был в отставке и не имел теперь никакого значения в государственных делах, каждый начальник той губернии, где было имение князя, считал своим долгом являться к нему и точно так же, как архитектор, садовник или княжна Марья, дожидался назначенного часа выхода князя в высокой официантской. И каждый в этой официантской испытывал то же чувство почтительности и даже страха, в то время как отворялась громадно высокая дверь кабинета и показывалась в напудренном парике невысокая фигурка старика, с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз.
В день приезда молодых, утром, по обыкновению, княжна Марья в урочный час входила для утреннего приветствия в официантскую и со страхом крестилась и читала внутренно молитву. Каждый день она входила и каждый день молилась о том, чтобы это ежедневное свидание сошло благополучно.

О компании

Открытое акционерное общество "Уфимское моторостроительное производственное объединение" – крупнейшее в России двигателестроительное предприятие, основанное в 1925 году. УМПО удостоено свыше 30 правительственных наград, в том числе двух орденов Ленина и ордена Красного Знамени, 6 международных и 23 российских наград, занимает неизменно высокие позиции в рейтингах крупнейших предприятий России.

Рисунок-13.Логотип ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение"

ОАО "УМПО" расположено на двух производственных площадках на территории г. Уфы Республики Башкортостан, в его составе 2 специализированных производства - авиационное и инструментальное, где трудится около 15 тысяч рабочих, специалистов и служащих.

Основной задачей предприятия был и остается выпуск современной качественной авиационной техники. За время существования предприятием выпущено более 50 базовых и модифицированных авиационных двигателей, которые устанавливались на 170 типах и модификациях самолетов. Для ракет различного класса выпущено более 25 моделей и модификаций жидкостно-ракетных двигателей. На самолетах с уфимскими двигателями поставлено более 100 мировых авиационных рекордов. Премьер-министр В.В. Путин назвал изготавливаемые объединением авиационные двигатели безусловной гордостью России. Президент РБ Рустэм Хамитов, в свою очередь, заявил, что ОАО "УМПО" использует самые передовые технологии.

В настоящее время УМПО производит турбореактивные двигатели АЛ-31Ф и АЛ-31ФП для самолетов Су-27, Су-30 со всеми их модификациями, Р95Ш и Р195 для семейства самолетов Су-25, колонки несущих винтов на вертолеты Ка-27, Ка-28, Ка-32, трансмиссии для вертолетов Ми-26. С 2010 года объединение начало поставлять на завод ОАО «Компания «Сухой» в Комсомольске-на-Амуре двигатели АЛ-41Ф-1С (изделие 117С) для Су-35С, истребителя поколения 4++, в котором использованы технологии пятого поколения.

Важное направление - внешнеэкономическая деятельность. ОАО "УМПО" впервые вышло со своей продукцией на внешний рынок в 1952 году. 49 стран мира эксплуатируют технику производства УМПО; основным торговым партнером является Индия, для которой предприятие также изготавливает двигатели АЛ-55И, устанавливаемые на учебно-тренировочные самолеты HJT-36. Объединение активно поддерживает зарубежных партнеров, организуя лицензионное производство двигателей, обеспечивая их ремонт и обучая специалистов из этих стран.

ОАО "УМПО" обладает полным технологическим циклом производства авиадвигателей. Освоенные технологические процессы, в т.ч. уникальные, набор оборудования, квалификация персонала позволяют объединению изготавливать самую современную наукоемкую продукцию.

УМПО обеспечивает полный комплекс услуг по техническому сопровождению своих изделий: послепродажное гарантийное обслуживание, ремонт модулей, узлов и двигателей с восстановлением всех эксплуатационных характеристик, обучение персонала, модернизация ранее выпущенной техники.

Наряду c авиационными объединение выпускает газотурбинные двигатели наземного индустриального применения. На базе АЛ-31Ф освоено производство газотурбинного привода АЛ-31СТ, применяющегося в составе газоперекачивающих агрегатов мощностью 16 МВт и АЛ-31СТЭ для блочно-модульных электростанций на 20 МВт. УМПО может предложить потенциальным заказчикам целую гамму продукции в различной компоновке, включая сдачу "под ключ" целых станций.

Действующая система менеджмента качества соответствует требованиям международных стандартов серии ISO-9001-2001, что подтверждено сертификатом соответствия NBP 02.112.0495-2004 в системе добровольной сертификации "Военный регистр". В 2010 году объединение получило сертификат соответствия системы менеджмента качества аэрокосмическому стандарту AS 9100. Сертификат по AS 9100 повышает конкурентоспособность ОАО "УМПО" при работе с российскими заказчиками и свидетельствует о создании в объединении условий для выпуска высококачественной продукции.

ОАО "УМПО" обладает пакетом лицензий и сертификатов как для производства и ремонта авиационной техники, так и проектирования и изготовления газоэнергетического и нефтяного оборудования.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «УМПО»

Организационно-экономическая характеристика ОАО «УМПО»

ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» - крупнейший производитель авиационных двигателей в РФ.

Предприятие основано в 1925 году, входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОАО «УК «ОДК») - 100% специализированной дочерней компании ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ» по управлению двигателестроительными активами.

Основные виды деятельности ОАО «УМПО» :

  • 1) производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей для истребителей и штурмовиков марки «Су»;
  • 2) производство и ремонт узлов вертолетной техники;
  • 3) выпуск и ремонт оборудования для газовой и энергетической отраслей.

Открытое акционерное общество "Уфимское моторостроительное производственное объединение" - одно из крупнейших в России двигателестроительных предприятий, удостоенное свыше 30 правительственных наград, в т.ч. двумя орденами Ленина и орденом Боевого Красного Знамени, 6 международных и 23 российской, общественной конкурсной и выставочной награды, занимает неизменно высокие позиции в рейтинге крупнейших предприятий России при положительной динамике товарного выпуска продукции.

ОАО "УМПО" расположено на трёх изолированных производственных площадках, на территориях Калининского района г. Уфы и Благовещенского района Республики Башкортостан, в его составе 2 специализированных производства - авиационное и инструментальное, где работает свыше 19 тыс. рабочих, специалистов и служащих.

Вся история ОАО "УМПО" свидетельствует о том, что основной задачей предприятия был и остается выпуск современной качественной авиационной техники. За время существования предприятием выпущено более 50 базовых и модифицированных авиационных двигателей, которые устанавливались на 170 типах и модификациях самолетов. Для ракет различного класса выпущено более 25 моделей и модификаций жидкостно-ракетных двигателей. На самолетах с уфимскими двигателями поставлено более 100 мировых авиационных рекордов. Важное направление - внешнеэкономическая деятельность. ОАО "УМПО" впервые вышло со своей продукцией на внешний рынок в 1952 году. 49 стран мира эксплуатируют произведенную нами технику. Имеется опыт не только поставок готовой продукции на экспорт, но и организации за рубежом лицензионного производства.

ОАО "УМПО" обладает полным технологическим циклом производства авиадвигателей. Освоенные технологические процессы, в т.ч. уникальные, набор оборудования, квалификация персонала позволяют объединению изготавливать самую современную наукоемкую продукцию.

УМПО обеспечивает полный комплекс услуг по техническому сопровождению своих изделий: послепродажное гарантийное обслуживание, ремонт модулей, узлов и двигателей с восстановлением всех эксплуатационных характеристик, обучение персонала, модернизация ранее выпущенной техники.

Новое направление производственной деятельности - изготовление газотурбинных двигателей индустриального применения. На базе АЛ-31Ф освоено производство газотурбинного привода АЛ-31СТ, применяющегося в составе газоперекачивающих агрегатов мощностью 16 МВт и АЛ-31СТЭ для блочно-модульных электростанций на 20 МВт.

Значительную долю составляет выпуск высокотехнологичной гражданской продукции, наукоемких изделий бытового назначения и товаров повседневного спроса. Объединением изготовлено свыше 8 млн. автомобильных двигателей, свыше 140 тыс. комбайновых моторов, более 3 млн. малолитражных бензиновых двигателей, более 146 тыс. мотоблоков,

около 13,5 тыс. снегоходов.

ОАО "УМПО" обладает пакетом лицензий и сертификатов как для производства и ремонта авиационной техники, так и проектирования и изготовление газоэнергетического и нефтяного оборудования.

Государство всячески оказывает поддержку ОАО «УМПО». Более 83% акций компании контролируется государством через ОАО «ОПК «Оборонпром». ОАО «УМПО» входит в список стратегических предприятий. Как крупнейший экспортер промышленной продукции, предприятие получает возмещение большой части затрат на уплату процентов по кредитам. Инвестиционная программа компании финансируется в основном государством через ОАО «ОПК «Оборонпром», Федеральные целевые программы, а также прочие статьи бюджета.

ОАО «УМПО» имеет высокий уровень долговой нагрузки, что объясняется в основном потребностями финансирования оборотного капитала в связи с длительным бизнес циклом и сложившейся практикой расчета с поставщиками и заказчиками.

Действующая система менеджмента качества соответствует требованиям международных стандартов серии ISO 9001-2008. По результатам сертификации, которая проходила в ОАО «УМПО» в конце 2010 года, ОАО «УМПО» выдан сертификат Bureau Veritas(Англия), подтверждающий соответствие системы менеджмента качества предприятия требованиям международного аэрокосмического стандарта AS/EN 9100. В 2012 году по результатам проведенного в объединении сертификационного аудита Bureau Veritas (Англия) ОАО«УМПО» включено в перечень сертифицированных поставщиков, размещенный в международной базе данных OASIS IAQG (Международная группа по вопросам качества аэрокосмической промышленности).

С 1981 г. УМПО выпускает двигатели четвертого поколения АЛ-31Ф для истребителя Су-27. В 2002г. освоено производство модификации базового двигателя поколения 4+ АЛ-31ФП, оснащенного системой управления вектором тяги и предназначенного для сверхманевренных истребителей Су-30 и его модификаций. В 2012 г. продолжилась работа по изготовлению авиационных двигателей семейства 117 (АЛ-41Ф-1) для боевых самолетов, обладающих уникальными тактико-техническими характеристиками. Значительный объем работ выполнен объединением в рамках исполнения государственных контрактов и договоров на поставку военной техники для Министерства обороны РФ.

В 2012 году в составе ОАО «УК «ОДК» создан дивизион «Двигатели для боевой авиации», головным предприятием которого определено ОАО «УМПО». Дивизион возглавил управляющий директор ОАО «УМПО» А.В. Артюхов. В перечень основных продуктовых программ новой структуры включены перспективный двигатель для ПАК ФА двигатели первого этапа для ПАК ФА (изделия 117/117С), семейства двигателей АЛ-31 и РД-33, двигатель АЛ-55И, а также ремонт двигателей для боевой авиации ОАО «УМПО» участвует в Программе ОАО «УК «ОДК» по организации серийного производства вертолетных двигателей типа ТВ3-117 и ВК-2500,в том числе серийного производства деталей и сборочных единиц ремонтного группового комплекта (ДСЕ РГК) двигателей типа ТВ3-117 и ВК-2500, а также перспективных вертолетных двигателей.

ОАО «УМПО» в кооперации с ОАО «Авиадвигатель» и ОАО «УК «ОДК» участвует в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проектам «Разработка, освоение и сертификация новых технологических процессов для создания конкурентоспособных авиационных двигателей» (ПД-14) и «Подготовка серийного производства семейства двигателей ПД 9-18».

Низкий по сравнению с другими предприятиями отрасли уровень производственных затрат ОАО «УМПО» обеспечивает работа по реструктуризации производственного процесса и оптимизации затрат, работа по принципам бережливого производства, удачное, с точки зрения логистики, географическое положение предприятия, развитая региональная система подготовки кадров и приемлемый размер средней заработной платы в регионе.

Продукция ОАО «УМПО» в 2012 году экспортировалась в восемь стран мира, доля экспорта за 2012год занимает 72% от общего объема производимой продукции (включая поставки через авиастроительные компании). 49 стран эксплуатируют технику производства УМПО.

ОАО "УМПО" имеет две производственные площадки с общей площадью территорий в 2.14 млн. м2, расположенные на территории г. Уфы Республики Башкортостан. Производственные активы Компании включают:

  • 1) 1 млн. м2 производственных площадей корпусов;
  • 2) более 50 цехов основного и вспомогательного производства;
  • 3) более 14 тыс. ед. технологического оборудования (из них 1 520 ед. - станки с числовым программным управлением).

Объединение имеет исключительную лицензию на производство двигателей АЛ-31Ф и АЛ-31ФП сроком пользования 20 лет, а также долю в праве собственности на разработку привода АЛ-31СТ.

Таблица 2.1 - Основные достижения и неудачи организации

Достижения

Наращивание объемов выпуска оборонной продукции

Незащищенность продукции от подделок вследствие чего очень высок процент подделок произведенных в Китае и Индии (патентная незащищенность)

Расширение круга заказчиков на изготовление и обслуживание изделий оборонного назначения

Модернизации станочного парка и закупка новых станков с ЧПУ

Возможный рост долговой нагрузки в случае увеличения портфеля заказов, что негативно скажется на кредитных рейтингах компании

Расширение производства газотранспортного и газоэнергетического оборудования, УМПО имеет резерв увеличения объемов производства.

Высокая зависимость от поставщиков комплектующих

Стратегический альянс с конкурентом «НПО «Сатурн»

Структура собственности группы УМПО и компании представляется довольно сложной и непрозрачной

Модернизация авиадвигателей, производство авиационных двигателей для самолетов гражданского назначения

Отсутствие ведения отчетности по стандартам МСФО не позволяет получить компании высокие кредитные рейтинги

Основные технико-экономические показатели ОАО «УМПО» представлены в таблице 2.2

На основе материалов таблицы 2.2 можно сделать вывод о том, что за анализируемый период основные показатели деятельности предприятия ОАО «УМПО» имеют положительную динамику.

Таблица 2.2 - Основные технико-экономические показатели ОАО «УМПО» за 2012-2014 гг.

Наименование показателя

Сумма (тыс.руб.)

Изменения (+,-), тыс.руб.

Темп роста

2014 г. к 2012 г.

Выручка (нетто) от продажи товаров, тыс.руб.

Себестоимость проданных товаров, тыс.руб.

Валовая прибыль

Коммерческие и управленческие расходы

Прибыль от продаж, тыс.руб.

Среднесписочная численность сотрудников, чел.

Среднегодовая сумма активов, тыс.руб.

Фондоотдача, руб.

Рентабельность продаж, %

Производительность труда, тыс. руб./чел.

Фондоемкость

Фондовооруженность

Основные производственные фонды

Как видно из таблицы 2.2, наиболее успешным был для предприятия 2014 год. Выручка от продаж за 3 года возросла в 1,83 раза, себестоимость - в 1,82. В результате прибыль повысилась в 2,72 раза: с 2393534 до 6514576 млрд. руб.

За 2012-2014 гг. наблюдается существенный рост рентабельности продаж на 1,491 за счет опережающего роста прибыли по сравнению с ростом выручки.

Рост себестоимости обусловлен ростом заработной платы и увеличением стоимости закупочных материалов для производства готовой продукции. Данное изменение связано с увеличением объемов продаж в 2014 году. Выручка выросла на 17,1 млрд. руб., себестоимость выросла на 11,4 млрд.руб., соответственно прибыль выросла на 5,7 млрд.руб.

Среднесписочная численность персонала увеличилась в 2014 году, т.е. в 1,149, что свидетельствует об увеличении масштабов деятельности, при этом выручка возросла на 17,1 млрд. руб., производительность труда также увеличивается на 130,7 .

Производительность труда увеличилась с 2012г. по 2014г. на 130,7. за счет опережения роста выручки по сравнению с ростом численности персонала. Темп роста в 2014 году составил 1,066.

Основные производственные фонды увеличились с 2012 г. по 2014г. на 4153930. Темп роста в 2014 году составил 2,66.

Показатель фондоотдачи за 2012-13 гг. снизился на 0,736, что свидетельствует об увеличении выручки и эффективном использовании основных фондов.

Показатель фондоемкости - показатель, обратный фондоотдаче; характеризует стоимость производственных основных фондов, приходящуюся на 1 руб. продукции. Уменьшился показатель в 2014 г. по отношению к 2012г. и составил 1,352, за счет увеличения основных средств и выручки от продаж, что свидетельствует о положительной динамике.

Фондовооруженность - показатель оснащенности основными производственными фондами (размер основных производственных фондов в расчете на одного работника или рабочего предприятия). По отношению 2014 г. к 2012 г фондовооруженность увеличилась на 261,2 и темп роста увеличился и составил 2,161 %.

Улучшение экономических показателей: выручка возросла, наблюдается увеличение прибыли.

Улучшение показателей эффективности: рентабельность, фондоотдача, производительность труда.