Срок окупаемости и экономический эффект от внедрения. Определение экономического эффекта и срока окупаемости капитальных вложений в развитие производства

Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий проводится для того, чтобы определить целесообразность финансирования определенного проекта, суть которого заключается в получении прибыли.

Виды экономического эффекта

Предполагает вложение капитала с целью генерирования дополнительной прибыли для достижения Во втором случае экономический эффект не может быть рассчитан, поскольку социальный эффект не предполагает получение прибыли.

Экономический эффект может быть положительным и отрицательным. Для достижения положительного эффекта достаточно получить прибыль. Другими словами, размер доходов инвестора должен быть выше, чем сумма инвестиционного вложения. Такой эффект называется прибыль. Второй способ получить положительный эффект заключается не в инвестициях, которые увеличивают объем доходов, а в экономии издержек на производство. Наиболее выгодный способ получить положительный эффект - увеличение доходов и снижение производственных затрат.

Отрицательный положительный эффект достигается тогда, когда затраты на предложенное мероприятие превышают доходы. В таком случае экономический эффект будет называться убытком.

Методика расчета экономического эффекта

Классическая формула, по которой можно рассчитать экономический эффект выглядит следующим образом:

Еф = Д - З * К, где

Еф - экономический эффект;

Д - доходы или экономия от проведения мероприятий;

З - затраты на проведение мероприятий;

К - нормативный коэффициент.

Нормативный коэффициент

Помимо понятия «экономический эффект» существует другой термин, которым пользуются для определения целесообразности вложения инвестиций. Это экономическая эффективность. Для нее так же необходим нормативный коэффициент. Он показывает минимально допустимую эффективность инвестиционного проекта, которая должна достигаться для государства и общества.

Нормативный коэффициент -- это константа. Его значение изменяется в зависимости от отрасли, в которой он применяется. Значение этого индекса колеблется от 0,1 до 0,33. Самое высокое значение параметра - в химической отрасли, а самое низкое - в транспортной. В индустриальном секторе нормативный коэффициент составляет 0,16; в сфере торговли - 0,25.

Целесообразность расчета экономического эффекта от предложенных мероприятий

Экономический эффект может быть рассчитан за любой период времени. Это зависит от того, на какой срок рассчитаны мероприятия. Расчет годового экономического эффекта проводится в тех случаях, когда мероприятия, требующие вложений, проводятся или могут проводиться в течение года. В качестве примера можно привести выплату премий работникам за повышение объемов продаж по месяцам. Таким образом, нет лучшего способа понять целесообразность премирования, как рассчитать экономический эффект за год. Формула расчета экономического эффекта от предложенных мероприятий в этом случае будет выглядеть следующим образом:

Ег = (Д1 - Д0) * З * К, где

  • Ег - годовой эффект;
  • Д1 - доход после проведения мероприятий;
  • Д2 - доход до проведения мероприятий;
  • З - затраты;
  • К - нормативный коэффициент.

Пример

Для того чтобы более наглядно разобрать, как определяется целесообразность инвестиционного проекта, необходимо рассмотреть пример расчета экономического эффекта.

Предприятие занимается изготовлением и реализацией мебели. Руководство приняло решение выдавать премии сотрудникам, если те смогут повысить качество продукции. По итогам проведенных мероприятий по улучшению качества товара компания смогла заработать 100 тысяч долларов, что на 15 тысяч больше, чем до внедрения мероприятий. Инвестировано было 8 тысяч долларов, а нормативный коэффициент составляет 0,25. Соответственно, экономический эффект рассчитывается следующим образом:

Еф = 15 - 0,25 * 8 = 13.

Долгосрочные инвестиции

В тех случаях, когда инвестирование будет проводиться в течение длительного периода времени, показатель экономического эффекта не сможет отобразить целесообразность финансирования. Надо всегда принимать во внимание альтернативные издержки. Они появляются в том случае, когда инвестор делает тот или иной выбор при наличии другой альтернативы. В этой ситуации альтернативными издержками считается неполученная прибыль, которую мог бы заработать предприниматель, если бы он выбрал другой вариант инвестиции своих средств.

Всегда существует минимум один альтернативный вариант вложения средств, и его необходимо учитывать для того, чтобы получить более полную картину при расчете экономического эффекта от предложенных мероприятий. Этой альтернативой является банковский депозит. В таком случае необходимо учитывать процент депозита и дисконтировать доходы и затраты.

В этой ситуации в качестве экономического эффекта будет выступать показатель чистой Однако, если при расчете классического экономического эффекта калькуляционный процент не учитывался, а положительный эффект достигался в том случае, когда доходы превышали затраты, то в случае чистой текущей стоимости даже ее отрицательное значение может говорить о том, что затраты превышают издержки.

Все дело в том, что не всегда отрицательное значение чистой текущей стоимости означает превышение расходов над доходами. Если в расчет заложить калькуляционный процент, к примеру, 5%, то положительная стоимость означает, что рентабельность инвестиции составляет более 5%. Если же ЧТС равно 0, то инвестиция рентабельная ровно на 5%.

Чтобы понять, насколько рентабельны предложенные мероприятия, когда меньше нуля, необходимо рассчитать внутренний процент. Положительное значение показывает рентабельность проекта, а отрицательное -- его убыточность. Если внутренний процент равен 2 при калькуляционной ставке 5 %, то инвестиции окупились на 2 процента, но при альтернативном использовании этих средств они могли бы принести на 3 % больше. Таким образом, в отличие от коэффициента экономической эффективности является более подходящим решением для расчета финансирования мероприятий по улучшению предприятия, рассчитанных на длительный срок.

Прежде чем осуществить какие-либо вложения, инвесторы в обязательном порядке стараются узнать, когда инвестиции начнут приносить прибыль.

Для этого используется такой финансовый коэффициент как срок окупаемости.

Понятие

В зависимости от целей финансовых вложений можно выделить несколько основных понятий срока окупаемости .

Для инвестиций

Срок окупаемости – это промежуток времени, по прошествии которого сумма вложенных средств сравняется с суммой полученных доходов. Иными словами в этом случае коэффициент показывает, какое время потребуется для того, чтобы вернуть вложенные деньги и начать получать прибыль.

Нередко показатель используется для того, чтобы выбрать один из альтернативных проектов для инвестиций. Для инвестора более предпочтительным будет тот проект, значение коэффициента у которого меньше. Это связано с тем, что он быстрее станет доходным.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Для капитальных вложений

Данный показатель позволяет оценить эффективность реконструкции, модернизации производства. В этом случае этот показатель отражает период, в течение которого возникающие в результате экономия и дополнительная прибыль превысят сумму, затраченную на капитальные вложения.

Нередко подобные расчеты используются для оценки эффективности и целесообразности капиталовложений. Если значение коэффициента будет слишком большим, возможно, придется отказаться от подобных вложений.

Оборудования

Срок окупаемости оборудования позволяет рассчитать, за какое время средства, вложенные в данный производственный агрегат, будут возвращены за счет прибыли, полученной при его использовании.

Методы расчета

В зависимости от того, учитывается при расчете срока окупаемости изменение стоимости денежных средств с течением времени или нет, традиционно выделяют 2 способа расчета этого коэффициента:

  1. простой;
  2. динамичный (или дисконтированный).

Простой способ расчета представляет собой один из самых старых. Он позволяет рассчитать период, который пройдет с момента вложения средств до момента их окупаемости.

Используя в процессе финансового анализа этот показатель, важно понимать, что он будет достаточно информативен только при соблюдении следующих условий :

  • в случае сравнения нескольких альтернативных проектов они должны иметь равный срок жизни;
  • вложения осуществляются единовременно в начале проекта;
  • доход от инвестированных средств поступает примерно равными частями.

Популярность такой методики расчета обусловлена ее простотой, а также полной ясностью для понимания.

Кроме того простой срок окупаемости довольно информативен в качестве показателя рискованности вложения средств . То есть большее его значение позволяет судить о рискованности проекта. При этом меньшее значение означает, что сразу после начала его реализации инвестор будет получать стабильно большие поступления, что позволяет на должном уровне поддержать уровень компании.

Однако помимо указанных достоинств, простой метод расчета имеет ряд недостатков . Это связано с тем, что в этом случае не учитываются следующие важные факторы:

  • ценность денежных средств значительно изменяется с течением времени;
  • после достижения окупаемости проекта он может продолжать приносить прибыль.

Именно поэтому используется расчет динамического показателя.

Динамическим или дисконтированным сроком окупаемости проекта называют длительность периода, который проходит от начала вложений до времени его окупаемости с учетом дисконтирования. Под ним понимают наступление такого момента, когда чистая текущая стоимость становится неотрицательной и в дальнейшем таковой остается.

Важно знать, что динамический срок окупаемости будет всегда больше, чем статический. Это объясняется тем, что в этом случае учитывается изменение стоимость денежных средств с течением времени.

Далее рассмотрим формулы, применяющиеся при расчете срока окупаемости двумя способами. Однако важно помнить, что при нерегулярности денежного потока или различных по размеру суммах поступлениях удобнее всего пользоваться расчетами с применением таблиц и графиков.

Способ расчета простого срока окупаемости

При расчете используется формула вида:

Пример 1

Предположим, что некий проект требует вложений в размере 150 000 рублей. Ожидается, что ежегодные поступления от его реализации составят 50 000 рублей. Необходимо рассчитать срок окупаемости.

Подставим имеющиеся у нас данные в формулу:

РР = 150 000 / 50 000 = 3 года

Таким образом, ожидается, что вложенные средства окупятся в течение трех лет.

Предложенная выше формула не учитывает, что в процессе реализации проекта может возникать не только приток средств, но и их отток. В этом случае полезно воспользоваться модифицированной формулой:

РР = К0 / ПЧсг, где

ПЧсг — , получаемая в среднем за год. Она рассчитывается как разность между средними доходами и расходами.

Пример 2

В нашем примере дополнительно введем условие, что в процессе реализации проекта существуют ежегодные издержки в размере 20 000 рублей.

Тогда расчет изменится следующим образом:

РР = 150 000 / (50 000 – 20 000) = 5 лет

Как видим, срок окупаемости при учете издержек оказался больше.

Подобные формулы расчета приемлемы в случаях, когда поступления по годам одинаковы. На практике это встречается редко. Гораздо чаще сумма притока изменяется от периода к периоду.

В этом случае расчет срока окупаемости осуществляется несколько иначе. Можно выделить несколько шагов этого процесса:

  1. находится целое количество лет, за которые сумма поступлений максимально приблизится к сумме инвестиций;
  2. находят сумму вложений, которые еще непокрыты притоками;
  3. считая, что вложения в течение года идут равномерно, находят количество месяцев, необходимых для достижения полной окупаемости проекта.

Пример 3

Сумма инвестиций в проект составляет 150 000 рублей. В течение первого года ожидается получение дохода в размере 30 000 рублей, второго – 50 000, третьего – 40 000, четвертого – 60 000.

Таким образом, за первые три года сумма дохода составит:

30 000 + 50 000 + 40 000 = 120 000

За 4 года:

30 000 + 50 000 + 40 000 + 60 000 = 180 000

То есть, срок окупаемости больше трех лет, но меньше четырех.

Найдем дробную часть. Для этого рассчитаем непокрытый остаток после третьего года:

150 000 – 120 000 = 30 000

30 000 / 60 000 = 0,5 года

Получаем, что окупаемость инвестиций составляет 3,5 года.

Расчет динамического срока окупаемости

В отличие от простого, этот показатель учитывает изменение стоимости денежных средств с течением времени. Для этого вводится понятие ставки дисконтирования.

Формула приобретает следующий вид:

Пример

В предыдущем примере введем еще одно условие: годовая ставка дисконтирования – 1%.

Рассчитаем дисконтированные поступления за каждый год:

30 000 / (1 + 0,01) = 29 702,97 рублей

50 000 / (1 + 0,01)2 = 49 014,80 рублей

40 000 / (1 + 0,01)3 = 38 823,61 рублей

60 000 / (1 + 0,01)4 = 57 658,82 рублей

Получаем, что за первые 3 года поступления составят:

29 702,97 + 49 014,80 + 38 823,61 = 117 541,38 рублей

За 4 года:

29 702,97 + 49 014,80 + 38 823,61 + 57 658,82 = 175 200,20 рублей

Как и при простой окупаемости, проект окупается более чем за 3 года, но менее чем за 4. Рассчитаем дробную часть.

После третьего года непокрытый остаток составит:

150 000 – 117 541,38 = 32 458,62

То есть до полного срока окупаемости не хватает:

32 458,62 / 57 658,82 = 0,56 года

Таким образом, окупаемость инвестиций составит 3,56 года. В нашем примере это не намного больше, чем при простом способе окупаемости. Однако ставка дисконтирования нами была принята слишком маленькая: всего 1%. На практике она составляет около 10%.

Срок окупаемости является важным финансовым показателем. Он помогает инвестору оценить насколько целесообразны вложения в тот или иной проект.

Следующая видео лекция посвящена основам финансового планирования, инвестиционному плану и сроку окупаемости:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Строительный колледж № 41

Курсовая работа

На тему: Определение экономического эффекта и срока окупаемости капитальных вложений в развитие производства.

По дисциплине: Экономика организации.

Специальность: Менеджмент (по отраслям).

Выполнила Некрасова В.С. студент 2 курса

Группы 2м - 06к

Принял преподаватель Сафронова Ж. П.

Москва - 2010

Введение

1. Исходные данные

2. Составление сметы затрат на производство продукции

3. Составление калькуляции

4. Ценообразование продукции

5. Формирование и распределение прибыли

6. Капиталовложения в развитие производства

7. Снижение себестоимости продукции

8. Расчет годового экономического эффекта

9. Расчет экономической эффективности и срока окупаемости капиталовложений в развитие производства

Выводы

Список используемой литературы

Введение

Экономика охватывает все без исключения стороны жизни человека. Реальной экономики оторванной от материального производства, не существует. В условиях рыночных отношений предприятия является основным звеном экономики, поскольку именно на предприятии создаются необходимые обществу предметы потребления и средства производства. При наличии конкуренции на рынке, предприятию необходимо внедрять в производство новую технику и технологию с целью снижения затрат на производство продукции (оказания услуг), повышения прибыли рентабельности. Факторы успеха на рынке становятся условием выживания предприятия, которые в свою очередь определяются профессионализмом специалистов. Специалист должен уметь грамотно и компетентно организовывать производство, определять требования рынка, уметь рассчитывать как запланированные объемы производства, так и затраты цены на товар, которые влияют на доходность предприятия. Вложение средств, в развитие производства необходимо, но это должно быть экономически целесобразно. Экономическая целесообразность определяется показателями экономической эффективности и срока окупаемости дополнительных капитальных вложений в развитие производства.

1. Исходные данные

Таблица №1 Затраты на изготовление продукции в 1 полугодии

Таблица №2 Потребление материальных ресурсов

1) Рм = НРМ? ВП

Рм = 0,19 ? 1180 + 0,15 ? 1980 = 521,2 тонн

2) Рт = НРТ? ВП

Рт = 0,04 ? 1180 + 0,008 ? 1980 = 63,04 тонн

3) Рэ = НРЭ? ВП

Рэ = 390 ? 1180 + 235 ? 1980 = 925500 КВт

Таблица №3 Состояние основных фондов

Вся сумма амортизационных отчислений за полугодие и 40% чистой прибыли направлены на развитие производства во втором полугодии. В результате внедрения мероприятий научно - технического прогресса со второго полугодия нормы расхода металла снизились на 5%. Объем производства и соответственно производительности труда повысились в 1,2 раза, без увеличения численности работников. Заработная плата выросла на 6%. Условно - постоянные расходы увеличились на 3%

Таблица №4 Финансовые показатели работы предприятия

Показатели

Абсолютная величина

Прочие расходы в % от суммы учет.

Численность работников

Среднемесячная зарплата

3200 руб./чел.

Отчисление от зарплаты

Доход от сдачи помещений в аренду (ежемесячно)

40 тыс. руб.

Дивиденды по ценным бумагам (ежеквартально)

80 тыс. руб.

Первоочередные платежи в бюджет от прибыли (ежеквартально)

Ставка налога на прибыль, включая аренду

Ставка налога на доход по ценным бумагам

Определить: 1) Экономию от снижения себестоимости продукции за второе полугодие и за год. а) Годовой экономический эффект. б) Срок окупаемости капиталовложений в мероприятия научно-технического прогресса

2. Составление сметы з атрат на производство продукции

Себестоимость - это все то, во что предприятию обошлись затраты на производство и реализацию рубля. Классификация затрат по экономическим элементам. Этот вид классификации предполагает разделение затрат на группы по их экономическому названию. Стоимость материальных затрат определяется на основе цен приобретения материальных ресурсов и количество израсходованных материальных ресурсов фонд З. пл. исчисляется на основе среднемесячной З./п. Амортизационные отчисления определяются исходя из стоимости основных фондов.

Таблица №5 Смета затрат за первое полугодие.

1) ЗМ = 521,2 ? 1440 = 750528 руб.

2) ЗТ = 63, 04 ? 1200 = 75648 руб.

3) ЗЭ = 925500 ? 2, 11 = 1952805 руб.

4) ЗП = 3200 ? 100 ? 6 = 1920т.руб

5) ОЗП = 1920 ? 26 ? 100 = 499200 руб.

6) Аг = 2000000 ? 2 + 3000000 ? 12 ? 100 = 400000 руб./год.7) ЗП = 750528 + 75648 + 1952805 + 1920000 + 200000 + 323890 = 572207 руб.

3. Составление калькуляции

Практическое назначение затрат по статьям калькуляции рассчитать себестоимость каждого отдельного вида продукции, для этого все затраты делятся на прямые и косвенные.

Прямые затраты - переменные, они уменьшаются или увеличиваются с объемом выпускаемой продукции.

Постоянные затраты - не изменяются от объема выпуска продукции.

Стоимость материальных затрат на технологические нужды определяется на основе норм расхода материала, топлива, энергии и цен на них. окупаемость капиталовложение себестоимость смета

Заработная плата производственных рабочих определяется на основе сдельных расценок.

Отчисления от зарплаты являются нормой и составляют 35,6%

Величина условно - постоянных (накладных) расходов рассчитывается как разность между общей суммой затрат по смете и величиной переменных расходов по калькуляции.

Накладные расходы распределяются по видам изделий в соответствии с трудоемкостью изготовления изделия, которое отображается в заработной плате (сдельная расценка) коэффициент или процент накладных расходов определяется по формуле.

К накл. «Б»= К накл. «А»

Таблица №6. Калькуляция себестоимости изделий «А» и «Б» за первое полугодие

Стоимость расходов

Изделие «А»

Изделие «Б»

Затраты на весь выпуск.

Норма расхода на ед.

Затраты на весь выпуск.

Сумма «А»и «Б»

Металл на технические нужды.

Топливо на технические нужды.

Электроэнергия на технические нужды.

Заработная плата производственных рабочих

Отчисления от заработной платы

Итого переменные расходы.

Накладные расходы

Итого полная себестоимость.

ЗМ = 0,19 ? 1140 = 273,6 руб./изд.

273,6 ? 1180 = 322848 руб.

ЗМ = 0,15 ? 1140 = 216 руб./изд.

216 ? 1980 =427680 руб.

322848 + 427680 = 750528 руб.

ЗТ = 0,04 ? 1200 = 48 руб./изд.

48 ? 1180 = 56640 руб.

ЗТ = 0,008 ? 1200 = 9,6 руб./изд.

9,6 ? 1980 = 19008 руб.

56640 + 19008 = 75648 руб.

ЗЭ = 390 ? 2,11 = 822,9 руб./изд.

822,9 ? 1180 = 971022 руб.

ЗЭ = 235 ? 2,11 = 495,85 руб./изд.

495,85 ? 1980 = 981783 руб.

971022 + 981783 = 1952805 руб.

ЗП «А» = 225 руб./изд.

ЗП «А» вп = 225 ? 1180 = 265500 руб.

ЗП «Б» = 238 руб./изд.

ЗП «Б» вп = 238 ? 1980 = 471240 руб.

ОЗП «А» = = 58,5 руб/изд.

ОЗП «А» = 58,5 ? 1180 = 69030 руб.

ОЗП «Б» = = 61,88 руб./изд.

ОЗП «Б» = 61,88 ? 1980 = 122522,4 руб.

НР = 5722071 - 3707273,4 = 2014797,6 руб.

К накл. «А» = 0,4859 или 48,59%

К накл. «Б» = = 0,5140 или 51,40%

НР «А» = = 978990,15 руб./вп.

НР «Б» = 1035605,9 руб.

ЗЭ «А» = = 829,65 руб./изд.

ЗЭ «Б» = = 523,033 руб./шт.

4. Ценообразование продукции

Оптовая цена предприятия (Ц.о пр.), определяется на каждый вид продукции

Ц.о пр. = () ? с [руб./изд.] где

Р - рентабельность изделия %

С - себестоимость изделия руб./изд.

Объем реализации в оптовых ценах предприятия или выручка(ВР) определяется по формуле.

ВР = (Ц.о пр. «А» ? n «А») + (Ц.о пр. «Б» ? n «Б»),

где n «А» и n «Б» соответственно реализация продукции в натуральном выражении.

Ц.о пр. «А» = () ? 2257,65 = 2934,94 руб./изд.

Ц.о пр. «Б» = () ? 1544,36 = 1945,89 руб./изд.

ВР = 2934,94 ? 1180 + 1945,89 ? 1980 = 3463229 + 3852862 = 7316091 руб.

5. Формирование и распределение прибыли

Прибыль - это разница между доходами и расходами предприятия.

Различают прибыль балансовую (общую) и чистую прибыль.

Балансовая прибыль - это прибыль полученная от всех видов деятельности: (продукция, услуги, коммерческая деятельность.)

Чистая прибыль - остается в распоряжении предприятия.

П.чист > фонд накопления и фонд потребления

Пб. = Пр. + Пврд. (руб.),

Пб - балансовая прибыль

Пр. - прибыль от реализации продукции

Пврд. - прибыль от внереализационной деятельности.

ВР = 7316091 руб./полуг.

Сп «А» + «Б» = 5722071 (руб./полуг.)

Пб = 7316091 - 5722071 = 1594020 руб./полуг.

П.ар = 40000 ? 6 = 240000 руб./полуг.

Пцен. бум = 80000 ? 2 = 160000 руб./полуг.

П.общ. = 1594020 - (90000 ? 2) = 1814020 руб./полуг.

Налог на доход за аренду помещений (НА)

НА = 240000 ? 0,3 = 72000 руб./получ.

Налог на доход по ценным бумагам

Н ц.б. = 160000 ? 0,15 = 24000 руб./получ.

Налог по основной деятельности

Н о.д. = (1814020 - 240000 - 160000) ? 0,3 = 424206 руб./получ

Налогов = 72000 + 24000 + 424206 = 520206

Пч = 1814020 - 520206 = 1293814 руб./получ.

6. Капиталовложения в развитие производств а

На развитие производства во втором полугодии по условию вкладывается вся сумма амортизационных отчислений за полугодие и 40% чистой прибыли. Расчет суммы амортизационных отчислений.

Годовая сумма амортизационных отчислений (Аг) рассчитывается исходя из стоимости и норм амортизации по видам основных фондов.

Аг = + = [руб./год.]

К зд. и К об. - капиталовложения соответственно в здания и оборудование.

НА. зд и НА. об - норма амортизационных отчислений соответственно зданий и оборудования.

Чистая прибыль за полугодие определена, находим от нее 40%. Сумма капиталовложений в развитие производства (К)

К = (Аг? 0,5) + (П? 0,4) [руб.]

Аг = + = 400000 руб./год.

К = (400000 ? 0,5) + (1293814 ? 0,4) = 717525,6 [руб.]

7. Снижение себестоимости продукции

Снижение себестоимости продукции за счет экономии материалов

Рассчитываются по каждому виду по формуле,

%? С.м = (1 - К р.ц.м? К см. н.р.м) ? ? 100%

%? С.м снижение себестоимости изделия за счет экономии материалов.

К р.ц.м - коэффициент роста цен на материалы.

К см. н.р.м - коэффициент нормы расхода материала на изделия

НР м.уд - норма расхода материала на изделия.

С п.уд - полная себестоимость изделия.

%? С.м «А» = (1 - 1,0500,92) ? ? 100%

%? С.м «Б» = (1 - 1,05 ? 0,92) ? ? 100%

%? С.м «А» = (1 - 1,05 ? 0,92) ? ? 100 = 0,000299%

%? С.м «Б» = (1 - 1,05 ? 0,92) ? ? 100 = 0,00033%

Снижение себестоимости за счет экономии по заработной плате с учетом отчислений от ЗП.

%? С зп. = (1) ? ? 100%

%? С зп. - это процент снижения себестоимости изделия за счет ЗП и ее отчисления.

Кр.зп - коэффициент роста зарплаты.

Кр.вп - коэффициент роста выпуска продукции

ЗП. уд - заработная плата за ед. изд.

НЗП. уд. - отчисления от зарплаты на ед. изд.

%? С зп. «А» =(1 ? ? 100%

%? С зп. «Б» = (1 -) ? ? 100%

%? С зп. «А» = (1 ? ? 100 = 1,465%

%? С зп. «Б» = (1 ? ? 100 = 2,265%

Экономия по условно постоянным расходам

Снижение себестоимости за счет условно постоянных расходов рассчитывается по каждому виду изделий по формуле:

%? ус. пост. = (1 -) ? ? 100%, где

%? ус. пост. - процент снижения себестоимости продукции за счет условно постоянных расходов.

Кр.ус-пост - коэффициент роста условно - постоянных расходов.

Р ус.пост.уд - расходы условно - постоянные на ед. изделия

%? ус. пост. «А» = (1-) ? ? 100 = 5,2035%

%? ус. пост. «Б» = (1-) ? ? 100 = 4,7956%

8. Расчет го дово го экономическ ого эффект а

Годовой экономический эффект - это сумма экономии, которую получает предприятие за счет снижения себестоимости в результате дополнительных капитальных вложений в развитие производства.

Эг = (Сп. уд. 1 - Сп. уд. 2) ? n2 (руб./год.)

Сп. уд. 1 и Сп. уд. 2 - соответственно себестоимость изделия до и после внедрения мероприятия n2 - годовой выпуск изделий после внедрения мероприятия в натуральном выражении.

Для определения Сп. уд «А» и Сп. уд «Б» после внедрения мероприятия нужно сложить проценты снижения себестоимости по трем факторам и по каждому виду изделия:

?%? Сп. уд «А» = %? См «А» + %? С ЗП «А» + %? С. Уд - пост «А»

?%? Сп. уд «Б» = %? См «Б» + %? С ЗП «Б» + %? С. Уд - пост «Б»

Для определения годового выпуска продукции, нужно выпуск продукции за второе полугодие, умножить на 2.

Расчеты годового экономического эффекта:

Сп. уд «А»1 = 2257,65 руб./изд.

Сп. уд «Б» 1 = 1544,36 руб./изд.

?%? Сп. уд «А» = 0,00029 +1,465 + 5,2035 = 6,66879% ? 6,67%

?%? Сп. уд «Б» = 0,00033 + 2,265 + 4,7956 = 7,06093% ? 7,1%

Сп. уд «А»2 = 2257,65 ? 0,9333 = 2107,06 руб./изд.

(100 - 6,67 = 93,33%)

Сп. уд «Б»2 = 1544,36 ? 0,929 = 1434,7 руб./изд.

(100 - 7,1 = 92,9%)

В первом полугодии:

ВП «А» = 1180 шт.

ВП «Б» = 1980 шт.

Во втором полугодии:

ВП «А» = 1180 ? 1,2 = 1416 шт.

ВП «Б» = 1980 ? 1,2 = 2376 шт.

ВП «А» = 1416 ? 2 = 2832 шт./год.

ВП «Б» = 2376 ? 2 = 4752 шт./год.

ЭГ = (2257,65 - 2107,06) ? 2832 + (1544,36 - 1434,7) ? 4752 = 947575,2 шт./год.

9. Расчет экономической эффективности и срока окупаемости капиталовложений

Экономическая эффективность капитальных вложений - это соотношение экономического эффекта и затрат (капитальных вложений)

Коэффициент экономической эффективности капиталовложений (Е) определяется по формуле:

Величина обратная коэффициенту экономической эффективности определяет срок окупаемости (То)капиталовложений:

То = (год.)

E = = 1,32 руб.

То = = 0,76 год.

Вывод

Капиталовложение в развитие производства является экономически целесообразным, т.к. коэффициент эффективности 1,32 руб. (норматив эффективности по отрасли составляет 0,2 руб.) Окупаемость вложений 0,68 года, что значительно меньше нормативного срока окупаемости (Тн = 5 лет).

Список литературы

1. В.П Грузинов Экономика предприятия (учебник, М. Финансы и статистика. 2002г.)

2. А. И Михайлушкин Экономика (практикум, М. Высшая школа 2001г.)

3. В.А Швандара Экономика предприятия (тесты, задачи, ситуация, М. Юнити. 2001г.)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Формирование калькуляции, сметы затрат на производство и реализацию продукции. Ценообразование и формирование прибыли. Расчет объёма капитальных вложений, снижения себестоимости, экономии и срока окупаемости капитальных вложений на развитие производства.

    контрольная работа , добавлен 10.07.2009

    Определение экономии от снижения себестоимости продукции за год. Расчет материальных затрат на производство продукции и суммы амортизационных отчислений. Составление калькуляции и сметы затрат. Расчет срока окупаемости капиталовложений в производство.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2014

    Составление сметы затрат на производство. Расчет оптовой цены и способы снижения себестоимости. Порядок формирования прибыли по основной деятельности. Расчет капиталовложений в развитие производства. Определение срока окупаемости капиталовложений.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2015

    Общая характеристика предприятия. Расчеты капитальных вложений в объекты производственного назначения. Калькуляция себестоимости по статьям затрат. Определение годового экономического эффекта при внедрении новых технологий и срока окупаемости проекта.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2016

    Составление сметы затрат на производство и реализацию продукции. Расчет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия. Определение показателей эффективности использования основных фондов и оборотных средств. Расчет срока окупаемости капиталовложений.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2015

    Оценка целесообразности организации нового структурного подразделения. Определение срока окупаемости и эффективности использования капитальных вложений. Составление сметы общехозяйственных затрат. Расчет себестоимости продукции и фонда заработной платы.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2019

    Экономия от снижения себестоимости за второе полугодие и год на Минском комбинате силикатных изделий. Расчет амортизационных отчислений. Составление сметы затрат на производство и реализацию продукции. Формирование балансовой прибыли и ее распределение.

    курсовая работа , добавлен 23.03.2010

    Расчет годовых приведенных затрат, экономического эффекта. Определение коэффициента экономической эффективности капитальных вложений, срока окупаемости вариантов, выбор и обоснование оптимального проекта. Расчет вложений в совершенствование оборудования.

    контрольная работа , добавлен 24.01.2014

    Расчет количества потребления материальных ресурсов. Состояние основных фондов. Финансовые показатели работы предприятия. Этапы составления калькуляции. Стоимость материальных затрат на технологические нужды. Зарплата основных производственных рабочих.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2009

    Расчет себестоимости, объемов реализации продукции предприятия в первом полугодии. Определение суммы чистой прибыли от реализации выпускаемых изделий, срока окупаемости капитальных вложений в развитие производства. Оценка тенденций изменения показателей.


Как правило, окупаемость инвестиций, вложенных в корпоративный веб-сайт (ROI — Return on Investment), во многом связывается с профессионализмом веб-разработчиков. В этом материале рассматривается одна из основ профессионализма веб-разработчика — умение экономически обосновывать вложения заказчика в веб-сайт.

Вернутся ли деньги, вложенные в корпоративный веб-сайт? Такой вопрос задают себе руководители, коммерческие директора и ИТ-специалисты компаний, принимающие решения о разработке корпоративного сайта.

Вопрос очень важный и, пожалуй, ключевой для принятия решения. Несмотря на то, что точно оценить эффект от создания и поддержки сайта для конкретного предприятия достаточно сложно, эту задачу можно разложить на компоненты. Такой подход позволит легко определить, окупится сайт или нет и каков срок его окупаемости.

Корпоративный сайт: основные эффекты

Окупаемость можно определять, вычисляя дополнительные доходы, приносимые сайтом, — это может быть как прямой доход компании, так и экономия средств. Так, компания получает следующие экономические эффекты, благодаря сайту.

1. Привлечение клиентов и партнеров, прямые продажи.
Обычно этой функции сайта уделяют ключевое значение, поскольку эффект от прямых продаж виден сразу. На его основе проще всего посчитать окупаемость инвестиций в веб-сайт. Однако рассматривать в качестве единственного эффекта от создания и поддержки веб-сайта только прямые обращения с него — неверно. В этом случае не принимаются во внимание другие выгоды, которые приносит этот бизнес-инструмент.

2. Продвижение бренда.
Сайт — это лицо компании. Мнение большого числа партнеров складывается под впечатлением от посещения корпоративного сайта. Также в эту часть эффекта от сайта можно отнести оптимизацию работы со СМИ.

3. Информационное обеспечение клиентов и партнеров.
Размещение на сайте дополнительной информации о фирме, продукте, открытие систематических консультаций на своем веб-ресурсе и т.п. Поддержка партнеров является хорошим деловым тоном. Она не только располагает их к себе, но и остается одним из неотъемлемых компонентов профессиональной работы современной компании.

4. Поиск поставщиков.
Для многих крупных предприятий актуален вопрос оптимизации поставок. Достаточно удобным средством решения этой задачи служит размещение информации о потребностях компании на корпоративном сайте. Часто поставщики сами находят такие разделы и ведут постоянный их мониторинг.

5. Привлечение новых сотрудников и оптимизация процесса приема на работу.
Если компания имеет собственный сайт, у нее значительно увеличиваются шансы привлечь на работу квалифицированного сотрудника. Также открывается возможность выложить список конкретных вакансий, ключевых требований и критериев приема на работу, бланки резюме и даже тестовые задания.

6. Вынесение клиентской части бизнес-логики компании на сайт.
Примером таких решений могут служить системы заказа товаров, интернет-магазины, системы бронирования билетов или резервирования продукции, консультации и вопросы к специалистам.

7. Влияние на внутрикорпоративные отношения. Раздел сайта, предназначенный для сотрудников, помогает решать задачи по повышению мотивации труда, объединяет коллектив единой идеей, делает работу более слаженной.

8. Вынесение внутрикорпоративной части бизнес-логики на сайт
Этот пункт открывает широкое просторы для решений, объединяемых под общим названием интрасерверы. Интрасервер — общее название внутрикорпоративного веб-сервера, основные функции которого следующие: публикация новостей фирмы, приказов по фирме, полезных в работе статей, организация территориально распределенной системы документооборота, заявки на транспорт и расходные материалы, системы корпоративного общения, распределенные системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), вынесение части функций внутренней учетной системы (например, удаленно можно выписывать счета в 1С), — здесь возможна интеграция практически с любой внутренней информационной компонентой фирмы.

Выше названы основные выгоды сайта. Но как оценить их экономический эффект? Очевидно, что компоненты, рассчитанные на клиентов, прямо зависят от количества и качества посетителей веб-сайта. И здесь большое значение приобретает «представительность» сайта, то есть — его внешний вид, качество дизайна, удобство использования, наличие полезных функций и полезной информации.

Как оценить эффективность в деньгах?

Внутрикорпоративный эффект можно оценить как некую экономию или дополнительный заработок. Здесь удобнее всего, чтобы человек, ответственный за экономику данного участка работ, например, бизнес-логику продаж, оценил эффект от сайта в тех же рублях в месяц. И так — по каждому участку оптимизированной бизнес-логики.

Условно, месячную отдачу от веб-сайта можно посчитать по приведенной ниже формуле. Расчеты ее первой части можно проводить двумя способами.

1-й способ связан с ценой привлечения внимания партнера:

2-й способ связан с экономическим эффектом от прироста продаж:

Таким образом, получаем сумму, которую зарабатывает веб-сайт в месяц. Далее переходим к затратной части создания веб-сайта.

Расходы, связанные с веб-сайтом, содержат:

1. разовые затраты на создание веб-сайта;

2. текущие технические расходы на поддержку сайта;

3. текущие расходы на обновление и продвижение сайта.

Очевидно, что сайт является окупаемым, если месячный доход от него больше расходов на его содержание. Такую разницу можно назвать «чистым доходом сайта». Названное соотношение следует анализировать в первую очередь, причем, очень внимательно следует отнестись к тому, что расходы на обновление и продвижение увеличивают поток посетителей сайта. Это, в свою очередь, умножает эффект от сайта — каждый дополнительный посетитель сайта, по законам рекламы, стоит для владельцев сайта дороже предыдущего. Поэтому необходимо выбирать оптимальный баланс вложения/посещаемость.

Здесь мы подошли к понятию срока окупаемости сайта. Как известно, это дата, когда сумма чистого дохода от сайта перекроет затраты на его создание. Для упрощения расчетов, здесь не использовалось приведение этих сумм к значениям, вычисленным на основании процентных ставок и т.п. Возьмем простую сумму чистого дохода сайта: «срок окупаемости в месяцах = сумма разовых затрат на создание сайта / чистый доход сайта в месяц».

Какие сроки окупаемости вложений в проекты можно считать приемлемыми? На этот вопрос в разных отраслях и компаниях отвечают по-разному: например, в строительстве это может быть 3-7 лет, в производстве — 2-4 года, в ИТ-секторе — 1-2 года.

В качестве примера рассмотрим анализ инвестиций в сайт фирмы «А», работающей на территории Алтайского края, которая описывается следующими условиями (актуальность цен - 2004 г.):

1. штат — 30 человек;

2. месячная выручка 1,5 млн. рублей;

3. фирма производит товар и поставляет его в свой регион (20%), близлежащие регионы (60%) и дальние регионы (20%);

4. сайт может увеличить продажи в дальние регионы на 50%, в близлежащие регионы — на 20% и «ближние» продажи — на 5%;

5. компания готова платить посредникам 3% цены товара за увеличение продаж на те же величины;

6. цена привлечения внимания потенциального клиента — 20 рублей;

7. планируемая посещаемость сайта — 1500 посетителей в месяц, из них 800 — уникальных «отраслевиков»;

8. экономический эффект от оптимизации процесса продаж 1000 руб./мес.;

9. экономический эффект от оптимизации кадровой работы 300 руб./мес.;

10. экономический эффект от оптимизации процесса информационной поддержки покупателей 2000 руб./мес.;

11. экономический эффект от экономии на других рекламных средствах 700 руб./мес.;

12. затраты на разработку веб-сайта 35000 руб.;

13. техническое содержание 350 руб./мес.;

14. затраты на продвижение сайта и обновление информации 3000 руб./мес.

Расчет: Эффект от увеличения продаж (экономим на посредниках) = ((1500000 × 20%*50%)+(1500000 × 60%*20%)+(1500000 × 20%*5%)) * 3% = 10350 руб./мес.

Или цена привлечения внимания = (20 руб. * 800 посетителей * 1) = 16000 руб./мес. Усредненное значение из 2-х методов расчета = (10350+16000)/2 = 13175 руб. Сумма других эффектов = 4000 руб./мес.

Месячный эффект сайта 17175 руб. Чистый доход сайта = 17175 — 3000 — 350 = 13825 руб. в месяц Срок окупаемости сайта = 35000 / 13825 = 2,53 месяца.

Как видно из этого примера, компания таких размеров получает значительный экономический эффект и довольно быстро возвращает вложенные деньги . В то же время, не окупаемый сайт — это ошибка, заложенная на этапе проектирования, и результат неверно построенной бизнес-модели. Гарантом окупаемости вложений может быть только профессионализм разработчика и заказчика в оценке экономического эффекта сайта. При этом разработчик играет важную роль, поскольку многие эффекты от работы веб-сайта предсказать может только он. Выбирая разработчика, следует убедиться в его профессионализме и обратить отдельное внимание на его заинтересованность в том, чтобы ресурс, в который будут вложены инвестиции, мог приносить прибыль. Именно это поможет наладить и поддерживать постоянное и взаимовыгодное сотрудничество.

Таким образом, основные выводы следующие:

  • окупаемость сайта можно спрогнозировать и подсчитать;
  • перед принятием решения о разработке сайта необходимо посчитать его экономическую эффективность и окупаемость;
  • разработчик сайта должен быть компетентен в экономических вопросах веб-ресурсов и должен относиться к клиенту как к надежному и долгосрочному партнеру, даже если заказ носит разовый характер.

Чаще всего руководители воспринимают эффективность от внедрения CRM на уровне здравого смысла. Действительно, важность таких эффектов, как рост продуктивности продаж, удовлетворенности и удержания клиентов понятны даже не специалисту. Сложности с оценкой появляются при попытке точной оценки отношения вложенных инвестиций на полученную отдачу (Return on investments, ROI), поскольку не существует конкретной универсальной формулы для такой оценки.

Сегодня уже многие понимают, что эффективность информационной системы определяется ее наполнением и качеством реализации — «правильностью» структур и процессов и т.д. Говоря по-другому, результат внедрения CRM определяется качеством бизнес-модели. В то же время на практике внедрение CRM зачастую реализуется сугубо как автоматизация имеющихся процессов при имеющемся персонале. Если имеющееся качество бизнес-модели при этом устраивает, то такой подход вполне осознан. В этом случае можно говорить о таких эффектах от внедрения, как рост производительности персонала, повышение скорости обслуживания, исключение потерь и дублирования информации. Здесь оценивается отдача от затрат на покупку прикладной CRM-системы и ее внедрение в соответствии с существующими процессами. Поэтому можно сказать, что при внедрении CRM как программного продукта, автоматизации процессов на его основе, компании получают прямые эффекты категории снижения затрат и некоторые косвенные эффекты, получаемые через поддержку существующей бизнес-модели.

В комплексном проекте по реализации клиент-ориентированной стратегии и созданию системы продаж можно получить значительно большее число эффектов — как эффекты категории снижения затрат, так и эффекты другого порядка .

Различные источники (META Group, Gartner Group, ISM и др.) выделяют следующие основные категории эффектов от внедрения CRM:

Данная квалификация довольно наглядна и показывает основные категории получаемых эффектов. Однако она не учитывает такие (на первый взгляд, неявные) эффекты, как снижение рисков. Например, в бизнесе существует выражение «победитель получает все». На некоторых рынках утеря конкурентного положения может стать фатальной и речь в этом случае уже не идет только о простом приросте дохода. Поэтому для полноты классификации будем говорить и об эффектах снижения (или увеличения) рисков от внедрения CRM.

Различаются природа и возможность прямой оценки получаемого эффекта. С этой точки зрения нас будут интересовать категории прямых экономических эффектов и косвенных экономических эффектов.

Итак, разделим экономические эффекты на три условные категории:

1) прямые экономические эффекты;

2) косвенные экономические эффекты;

3) эффекты снижения рисков.

Прямые экономические эффекты

К данной категории можно отнести эффекты прямого действия, которые влияют на доходность компании. В таблице, приведенной ниже, описаны изменения, проводимые в рамках проекта по реализации клиент-ориентированной стратегии и созданию системы продаж и получаемые краткосрочные и долгосрочные экономические эффекты.

Состояние до внедрения

Изменения

Краткосрочные эффекты после внедрения

Долгосрочные эффекты после внедрения

Единая база клиентов не ведется. Возможности сегментации по разным показателям (в том числе динамическим) отсутствуют

Сегментация клиентов

  • Рост продаж за счет фокусировки на доходных/прибыльных клиентах
  • Повышение доходов компании за счет выявления наиболее прибыльных сегментов и предложения им лучшей потребительской ценности
  • Повышение доходов компании за счет кросс-продаж
  • Продвижение продуктов ведется без анализа эффективности взаимодействий по цепочке

  • Снижение издержек в каналах и цепочках продвижения
  • Повышение доходов компании за счет выбора оптимального канала в соотношении ценность для нас и ценность для клиента / стоимость
  • Повышение доходов за счет повышения удовлетворенности участников каналов продвижения
  • Функциональная структура организации, нет ответственных за отношения с клиентами

  • Повышение качества обслуживания клиентов
  • за счет возможности управления отношениями
  • Повышение доходов компании за счет повышения качества обслуживания и оптимизации орг. структуры
  • Система мотивации персонала не ориентирована на цели клиентской стратегии компании.

  • Повышение производительности персонала
  • Повышение доходов компании за счет увеличения кросс-продаж, увеличения жизненного цикла клиента или достижения других целей в зависимости от выбранной стратегии
  • Персонал не обеспечен информационными средствами и не обучен взаимодействию с клиентами

    Подготовка персонала

  • Повышение удовлетворенности клиентов
  • Данные о клиентах не систематизированы, у сотрудников нет возможности доступа к базе знаний

  • Повышение качества и скорости обслуживания клиентов
  • Улучшение информационной поддержки процессов
  • Повышение удовлетворенности клиентов
  • Повышение удовлетворенности персонала
  • Нет инструментов для планирования и прогнозирования продаж

  • Повышение выхода (доходности) текущих продаж
  • Улучшение качества управления
  • Повышение доходов компании за счет возможности более своевременных и качественных управляющих воздействий
  • Управленческие решения принимаются без учета показателей по работе с клиентами

  • Повышение качества и скорости обслуживания клиентов
  • Повышение удовлетворенности клиентов за счет нацеленности процессов и их результатов на улучшение работы с клиентами
  • Нет инструментов для управления процессами

  • Повышение эффективности продаж
  • Повышение качества и скорости обслуживания клиентов
  • Повышение доходов компании за счет увеличения процента успешных сделок
  • Обработка контактов и заявок ведется вручную

  • Повышение производительности сотрудников
  • Повышение доходов компании за счет снижения издержек на операции
  • Повышение доходов компании за счет возможности увеличения количества обслуживаемых потенциальных и текущих клиентов (например, через организацию активных продаж)
  • Сотрудники и клиенты имеют слабое представление о состоянии исполнения заказов

    Автоматизация процесса исполнения заказов

  • Сокращение времени исполнения заказов
  • Повышение доходов за счет повышения удовлетворенности клиентов
  • Сотрудники получают информацию из разрозненных источников и тратят значительные усилия на ее получение

    Ведение единой базы данных по текущим и потенциальным клиентам

  • Сокращение времени на поиск новых потенциальных клиентов
  • Сокращение времени на поиск информации по клиентам
  • Повышение доходов за счет возможности обслуживания большего количества клиентов
  • Повышение доходов за счет повышения удовлетворенности сотрудников
  • Косвенные экономические эффекты

    Например, к таким относится рост стоимости акций на бирже в результате повышения прозрачности процессов, повышения управляемости, что важно для привлечения интереса сторонних акционеров. Возможные эффекты подобного рода представлены на рисунке ниже.

    Снижение рисков

    В таблице, приведенной ниже, описаны основные риски, снижению которых способствует внедрение CRM-системы.

    Изменения

    Риски, появление которых снижается

    Сегментация клиентов

    Риск потери наиболее доходных/прибыльных клиентов

    Выбор каналов и оптимальной цепочки продвижения

    Риск ухудшения отношений с партнерами, риск недонесения потребительской ценности до клиентов

    Оптимизация организационной структуры

    Риск снижения гибкости организации, риск ухудшения отношений с клиентами

    Создание новой системы мотивации персонала

    Риск деятельности персонала в противовес общим целям компании

    Подготовка персонала

    Риск снижения мотивации персонала, риск ухудшения отношений с клиентами

    Создание единой базы данных, базы знаний

    Риск ухудшения отношений с клиентами

    Планирование и прогнозирование продаж

    Риск невыполнения планов по доходам и/или рентабельности

    Управление по клиентским показателям

    Риск потери конкурентоспособности

    Автоматизация бизнес-процессов

    Риск снижения производительности, эффективности процессов

    Автоматизация обработки контактов и запросов, создание системы самообслуживания

    При этом внедрение CRM может привести и к появлению новых рисков, таких как снижение продуктивности сотрудников на начальном этапе эксплуатации системы, неприятие системы рядом сотрудников.

    Оценка эффекта от внедрения CRM

    Основные подходы к оценке экономического эффекта от внедрения CRM

    Очевидно, что достижение всех показателей эффективности, приведенных выше, в рамках отдельного проекта невозможно в силу ограниченности ресурсов (временных, финансовых и других). Поэтому проект внедрения CRM должен включать этап постановки целей. Цели проекта логичным образом должны быть связаны со стратегическими целями предприятия. В частности используя систему сбалансированных показателей (ССП) можно произвести декомпозицию общих целей на цели «нижних» уровней — клиентского, операционного, персонала и технологий.

    Для оценки эффекта от внедрения CRM может быть использован метод анализа нескольких ключевых показателей до и после (а также в ходе) изменений. Это те измерения, в разрезе которых компания будет в дальнейшем оценивать эффективность своих отношений с клиентами. Некоторые из этих показателей могут быть определены большинством компаний еще до начала проекта. Выбирается несколько характерных для компании показателей, например:

    • процент отклика потенциальных клиентов на маркетинговые обращения (реакция аудитории);
    • прирост новых клиентов (норма возврата);
    • стоимость покупки;
    • доля успешных сделок;
    • длительность цикла продаж;
    • среднее время решения типовых проблем сервисной службой и т.д.

    Показатели обычно объединяются по группам бизнес-процессов или подсистемам CRM.

    Парадокс ситуации заключается в том, что для формализованной оценки эффективности внедрения CRM нужны нефинансовые данные из периодов до внедрения CRM-системы, а этих данных не бывает в распоряжении, так как для их сбора нужна… CRM-система. Да, можно оценить сухой остаток — рост доходов компании в разные периоды времени, но вызван ли он внедрением CRM-системы? Для ответа на этот вопрос надо уметь анализировать структуру клиентской базы, эффективность работы менеджеров, рост лояльности клиентской базы и многое другое, что можно делать с помощью самой CRM-системы. Поэтому для получения обоснованной оценки выбранные показатели (как в натуральной, так и стоимостной форме) отслеживаются уже по мере реорганизации соответствующих процессов и внедрения компонентов информационной системы. Можно сопоставлять денежное выражение эффектов от реорганизации и соответствующих расходов для оценки срока окупаемости инвестиций в CRM.

    Другая проблема в оценке эффективности: те или иные экономические эффекты от внедрения CRM-системы для каждой конкретной компании могут сказываться по-своему. Не имея готовых инструментов, многие дают приблизительные оценки со значительным разбросом, например «процент удержания клиентов увеличился на 5-10%, что дало прирост прибыли на 20-30%, автоматизация массы ручных операций почти удвоила производительность персонала» и другие подобные. Такие оценки, взятые из практики, конечно, также представляют ценность.

    Как же оценить эффекты от возможного внедрения CRM еще до начала проекта? Это можно сделать на основе конкретной реализуемой модели бизнеса. По сути, эта модель должна быть разработана на ранних этапах проекта внедрения CRM, а позже она уже служит в качестве образца, который верифицирует достижение заложенных в ней показателей. Вопросы построения и формализации такой модели выходят за рамки данной статьи. Здесь рассмотрим некоторые примеры.

    5.2. Пример оценки прямого экономического эффекта, получаемого за счет роста производительности сотрудников.

    Возьмем департамент продаж крупной компании. Расходы на продажи складываются из двух составляющих:

    • постоянные расходы (заработная плата, содержание офиса, административные расходы и другие);
    • переменные расходы (премии, командировочные расходы, связь, расходные материалы и другие).

    Предположим, что существует следующая текущая структура расходов и доходов департамента (за год):

    Предположим, что за счет внедрения достигнут рост производительности в 15% за год. Это означает, что у сотрудников департамента продаж появилось на 15% больше времени на выполнение своих обязанностей — продажи, которое они могут потратить на привлечение новых клиентов. Предположим, что это ведет к росту доходов на пропорциональную величину, 15%. При этом переменная часть расходов вырастет, а постоянная часть расходов возрастет незначительно. В итоге имеем следующие показатели отдела после повышения производительности сотрудников:

    Показатель

    Стало, Млн. $

    Переменные расходы

    Постоянные расходы

    Прибыль отдела

    Таким образом, прямой экономический эффект от роста производительности сотрудников: 15 млн. долл. при росте прибыли на 30%.

    Пример оценки косвенного экономического эффекта, получаемого за счет повышения лояльности клиентов.

    Для компаний, действующих в условиях ограниченности и высокой стоимости финансовых ресурсов, клиентская стратегия заключается в увеличении продуктивности взаимодействия с наиболее выгодными из имеющихся клиентов. Соответственно, предположим, что в компании поставлена цель — увеличить объем продаж, несмотря на стагнацию рынка. Для этого определяем, что нужно увеличить среднюю доходность клиентов на 10% в течение одного года. Для этого необходимо добиться роста показателя удержания клиентов. Производится сегментация, анализ клиентской базы и создается модель бизнеса, которая бы поддерживала достижение данных показателей на всех уровнях компании: операционном, технологическом, в части подготовки персонала и других.

    Выделим два сегмента и их показатели:

    Сегмент

    Количество клиентов

    Затраты на привлечение одного клиента,
    тыс. $

    Общая прибыль за год, млн. $

    Среднее LTV, тыс. $

    Среднее LTP, тыс. $

    Крупные компании с оборотом свыше 100 млн. $

    Средние компании с оборотом от 10 до 100 млн. $

    Здесь LTV/LTP (Lifetime Value, Lifetime Profit) — «пожизненная» ценность (клиента) — доход/прибыль, приносимые клиентом в течение периода (жизненного цикла) его покупательной активности. Данные показатели определяются следующим образом:

    LTV = (Продолжительность отношений /Средний промежуток времени между покупками) ´ Средняя стоимость покупки;

    LTP = (Продолжительность отношений /Средний промежуток времени между покупками) ´ Средняя прибыльность покупки.

    1) Для крупных компаний без увеличения удержания клиентов общее LTV сегмента = 20 × ((24 мес./12 мес.) × 100 тыс. долл.) × 1,2= 4800 тыс. долл.

    2) Для крупных компаний при увеличении удержания клиентов общее LTV сегмента = 20 × (((24 мес. × 1,1)/12 мес.) × 100 тыс. долл.) × 1,2= 5280 тыс. долл.

    Таким образом, ожидаемый эффект от мероприятий по улучшению показателей удержания клиентов в рамках CRM-проекта на сегменте средних компаний: прирост дохода в 4,8 млн долл., достигаемый через два года. Очевидно, что это не прибыль, поскольку в рамках проекта возникнут расходы в зависимости от конкретных мер в рамках проекта, но эта цифра позволит нам определить, сколько мы можем потратить на меры по увеличению удержания клиентов (включая внедрение CRM-системы) данного сегмента в течение 2-х лет. Если мы рассчитаем экономические эффекты на более продолжительных сроках, то сможем увидеть, что даже увеличение удержания на 5% способно дать прирост прибыли около 50% через 5 лет.

    Важность методологии и инструментария CRM состоит также в том, что с его помощью мы можем оперативно отслеживать достижение установленных целей на промежуточных этапах и принимать обоснованные управленческие решения для своевременной корректировки развития компании.

    Как видим из показателей LTV/LTP, роста доходов и прибыли сегментов можно достигать не только за счет увеличения продолжительности жизненного цикла. Это также возможно за счет сокращения среднего времени между покупками (например, за счет организации кросс-продаж), а также за счет увеличения стоимости (прибыли) отдельных покупок (например, за счет создания дополнительных потребительских ценностей).

    Можно также сопоставить эффекты роста производительности труда, рассмотренные в первом примере и эффекты повышения доходности имеющейся клиентской базы, рассмотренные во втором примере и понять, что совокупный эффект может быть еще более значительным.

    Здесь мы рассмотрели примеры оценки двух эффектов от создания системы продаж на основе CRM-методологии. Как было показано ранее, таких эффектов может быть намного больше. Как видим, эффекты от внедрения CRM имеют многосторонний и комплексный характер и не существует универсальных формул расчета возврата инвестиций. Однако большая часть эффектов поддается примерной количественной оценке на основе предварительно разработанной модели бизнеса, которая должна строиться в рамках проекта по реализации клиент-ориентированной стратегии и внедрения CRM-системы.