Рынок труда и трудовые ресурсы. Трудовые ресурсы, понятие рынка труда

Рынок труда - совокупность социально-экономических отношений между государством, работодателями и работниками по вопросу купли-продажи рабочей силы, обучения работников и использования их в процессе производства. В "Экономической энциклопедии" рынок труда рассматривается шире, как "сфера контактов продавцов и покупателей трудовых услуг, где противостоят друг другу те, кто желает работать (занятые и безработные), и те, кто нанимает работников для производства товаров и услуг".

Рынок рабочей силы включает социально-экономические отношения занятых и незанятых работников, т.е. все экономически активное население страны. Таким образом, в этот рынок включаются безработные.

Рынок трудовых ресурсов - совокупность социально-экономических отношений по поводу найма, обучения и использования трудовых ресурсов (занятых, незанятых и учащихся). Это понятие раздвигает размеры рынка еще шире, т.к. включает не только экономически активное население, но и учащихся в сфере профессионального образования (трудовой резерв).

С учетом данных определений мы будем пользоваться термином "рынок трудовых ресурсов".

Трудовые ресурсы - население обоих полов в трудоспособном возрасте (для мужчин в возрасте от 16 до 59 лет, для женщин - от 16 до 54 лет включительно), за исключением неработающих инвалидов войны и труда I и II групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях, а также лица в нетрудоспособном возрасте (подростки и население старше трудоспособного возраста), занятые в экономике.

Экономически активное население (рабочая сила) - это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных.

Занятыми являются лица обоего пола, которые в рассматриваемый период выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего дня, не по найму, самостоятельно или с несколькими компаньонами, выполняли работу без оплаты на семейном предприятии или временно отсутствовали на работе (из-за болезни, ухода за больным, отпуска, забастовки и т.д.).

Безработными считаются лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы (доходного занятия), занимались поиском работы в государственных или коммерческих службах занятости, предпринимали шаги к открытию собственного дела, были готовы приступить к работе.

Особое значение в настоящее время имеет понятие "рынок трудовых ресурсов", в котором раскрывается суть отношения по поводу обмена функционирующих способностей к труду (функционирующей рабочей силы) на жизненные средства, т.е. на заработную плату. В более общем смысле рынок труда выступает как конкретное выражение системы общественной организации наемного труда в условиях товарно-денежных отношений.

Рынок трудовых ресурсов обеспечивает функционирование рыночной экономики на основе действия закона спроса и предложения. Его основная функция состоит в перераспределении рабочей силы между отраслями и сферами производства и обеспечении работой незанятого в данный момент населения.

На рынке трудовых ресурсов взаимодействуют работодатели (субъекты собственности на средства производства) и наемные работники (продавцы рабочей силы), формируя объем, структуру и соотношение спроса и предложения на рабочую силу.

Основными компонентами рынка трудовых ресурсов являются:

  • совокупный спрос или общая потребность экономики в наемной рабочей силе;
  • совокупное предложение, включающее всю наемную рабочую силу из числа экономически активного населения; стоимость (цена) рабочей силы;
  • конкуренция (между работниками, работодателями, работниками и работодателями);
  • резервирование рабочей силы. Совокупный спрос на рабочую силу определяется числом и структурой рабочих мест, существующих в экономике и требующих заполнения. Спрос на рабочую силу охватывает всю сферу общественного труда и включает как укомплектованные работниками, так и свободные рабочие места. При этом различают: эффективный спрос, определяемый числом экономически целесообразных рабочих мест, и совокупный спрос, включающий в себя заполненные работниками неэффективные рабочие места. Разница между эффективным и совокупным спросом представляет собой излишнюю численность занятых, составной частью которой является скрытая безработица. Спрос на рабочую силу на текущем рынке определяется потребностью в работниках для заполнения вакантных мест на условиях основной деятельности или совместительства, а также для выполнения разовых работ.

Совокупное предложение рабочей силы охватывает все категории трудоспособного населения, претендующего на работу по найму (мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры), а также лиц, желающих.трудиться не по найму, а на правах самозанятости или предпринимательства. Предложение рабочей силы на рынке труда имеет три основные составляющие: лица, не занятые трудовой деятельностью и ищущие работу; лица, намеревающиеся сменить место работы; лица, желающие трудиться в свободное от работы или учебы время, Предложение рабочей силы качественно и количественно меняется в зависимости от изменений в возрастной структуре населения, в системе профессиональной и общей подготовки, от силы влияния внешнего рынка труда на внутренний и т.д. Дифференциация в предложении рабочей силы усиливается тем, что работники, имеющие одинаковый возраст и профессию, различаются по полу, состоянию здоровья, качеству профессиональной подготовки, а это, несомненно, сказывается на способности выполнять конкретную работу.

Совокупность понятий, регламентирующих рынок трудовых ресурсов, показана на рис. ниже.

Основная часть совокупного предложения и спроса на труд в рыночной экономике удовлетворяется, что и обеспечивает функционирование общественного производства (удовлетворенного спроса). Меньшая его часть в силу движения рабочей силы и рабочих мест - выбытия людей из трудоспособного возраста и вступления в трудоспособный возраст, увольнений и переходов на новое место работы, выбытие старых и ввода новых рабочих мест - оказывается свободной (вакантной) и нуждается в соединении предложения и спроса. Эта часть совокупного рынка труда соответствует понятию текущего рынка труда, емкость которого определяется количеством вакансий и количеством лиц, занятых поиском работы. В своем единстве совокупный спрос и совокупное предложение определяют емкость совокупного рынка труда.

Рабочая сила - способность человека к труду, т.е. совокупность физических и духовных сил, применяемых им в процессе производства. Рабочая сила является в рыночной экономике товаром и имеет потребительскую и денежную стоимость (цену).

Труд - умственный и физический процесс, осуществляемый при помощи таких усилий (способностей) человека, которые направлены на производство товаров и услуг. Различают следующие разновидности труда: интеллектуальный и производственный, простой и сложный, полезный и абстрактный, прибавочный и прошлый.

Стоимость рабочей силы - это цена материальных и духовных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы, т.е. для полного удовлетворения потребностей работника и членов его семьи.

Процесс превращения трудовых ресурсов проходит три стадии: потенциальное трудоспособное население; профессиональное обучение с занятием рабочих мест на предприятиях; рабочая сила реализуется в производстве и создает потребительскую стоимость.

Как действует рынок трудовых ресурсов в рыночной экономике?

Совокупное предложение трудовых ресурсов поступает на рынок и после цикла воспроизводства населения получает оплату за труд. Полученные деньги, включая пенсии и пособия от государства, используются населением для покупки товаров и услуг, уплаты подоходного налога государству, и на этой основе формируется потребительский спрос на рынке товаров и услуг.

Рынок трудовых ресурсов обеспечивает рабочей силой предприятия и организации, которые формируют спрос на производственный и интеллектуальный труд. Государственные органы управления определяют госзаказ на продукцию предприятий и услуги организаций, осуществляют нормативное регулирование производства (законы, инструкции, требования) и получают от производственной сферы налоги и взносы (долю прибавочного продукта).

Предприятия и организации взаимодействуют с рынком товаров и услуг, формируя совокупное предложение (потребительские стоимости), и взамен получают выручку от реализации товаров и услуг.) Государственные органы реализуют рынок товаров и услуг путем предоставления земли и государственных ресурсов, установления цен и тарифов на услуги естественных монополий (РЖД, РАО ЕЭС, ГАЗПРОМ) и правового регулирования (ГК РФ, НК РФ, ТК РФ, федеральные законы) общественного производства. Воздействие на рынок труда со стороны государства осуществляется путем установления минимальной заработной платы и пенсии, регулирования занятости (общественные работы, обучение) и трудового законодательства (Трудовой кодекс РФ и федеральные законы).

Простая модель рыночной экономики, показывающая взаимодействие рынка трудовых ресурсов, предприятий и организаций, рынка товаров и услуг, населения и государственных органов, показана на рис. ниже.

Под трудовыми ресурсами принято понимать трудоспособную часть населения, способную принимать непосредственное участие в деятельности на благо общества. При этом данный вид ресурсов формируется из двух возрастных групп населения:

  • Трудоспособный возраст включает в себя лиц в возрасте от 16 до 54-59 лет (для женщин и мужчин соответственно), не имеющих инвалидности, или получающим пенсию по иным причинам.
  • Активное население за границами трудоспособного возраста, то есть пенсионеры и подростки, не достигшие 16-летия.

При этом трудоспособный возраст в различных странах отличается друг от друга и формируется на основе национального законодательства. Например, в России в условиях увеличения пенсионного возраста он будет пересмотрен в сторону увеличения.

Общая численность трудовых ресурсов страны

По данным Росстата в стране на 2015-й год объем трудовых ресурсов определялся в 76,6 миллиона человек или немногим более 50% всего населения страны. При этом в течение XXI века динамика была различной. До 2008-го года наблюдался стабильный прирост в размере 1% ежегодно, после чего наметился постоянный спад, и только в 2015-м году объем ресурса вырос сразу на 1,5%. В целом изменения характеризуют особенности демографической ситуации в российском обществе за последние полтора десятилетия.

Большая часть российских трудовых ресурсов формируется трудоспособным населением, на которое приходится 93,3% всего объема. Пенсионеры, продолжающие трудовую деятельность, формируют еще 6,6%, а подростки дают всего 0,1%, то есть практически не задействованы в экономической жизни страны.

Структура трудовых ресурсов

В стране из общего числа экономически активных граждан на мужчин приходится 51,3%. Они заняты в производстве (17%), транспорте и связи (14%), оптово-розничной торговле, ремонте и гостинично-ресторанном бизнесе (13%).

В тоже время для женской части населения основным направлением трудоустройства выступает торговля, ремонт, гостинично-ресторанный бизнес (около 24% всех занятых). На долю образования и медицины приходится соответственно 16% и 13% работающих российских женщин.

Территориальная структура ресурсов

Для России характерна территориальная неравномерность ресурсной обеспеченности, что связано с различными материально-техническими ресурсами, имеющимися в распоряжении отдельных регионов. Большая часть трудресурсов приходится на крупные города с развитой промышленностью европейской части страны и Урала. Указанные территории объединяют около 70% всего населения страны, обеспечивая при этом 80% всей производимой в стране продукции.

Среди сложностей с обеспечением трудовыми ресурсами других регионов, например, дальневосточных, необходимо выделить высокую стоимость оплаты труда, что действует в качестве естественного ограничителя.

Безработица

По данным 2015-го года в стране насчитывалось 4 миллиона безработных, что дает 5,2% от общей численности трудоспособного населения. Из них состояло на учете в центрах занятости немногим меньше 920 тысяч человек. Наибольшее количество неработающих приходится на женскую половину человечества и молодежь. Работает неофициально в стране около 15,4 миллиона россиян, что делает теневую занятость очень серьезной. Фактически официально не трудоустроен каждый четвертый житель России.

Среди важных моментов, характеризующих отечественный рынок труда, выступает значительная по объемам скрытая безработица, когда большое количество граждан работают на условиях частичной занятости.

Рынок труда - это система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с его куплей и продажей; это также экономическое пространство - сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара - труда; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками.

В результате функционирования рынка труда предприниматели, работодатели обеспечивают производство и сферу услуг работниками, исполнителями работ, а работники, продавая труд, обеспечивают себе получение средств существования и жизнедеятельности - денежного эквивалента за свой труд.

Основными компонентами рынка труда являются:

Совокупный спрос, или общая потребность экономики в наемной рабочей силе;

Совокупное предложение, включающее всю наемную рабочую силу из числа экономически активного населения;

Стоимость рабочей силы;

Цена рабочей силы;

Конкуренция (между работниками, работодателями, работниками и работодателями);

Резервирование рабочей силы.

Рабочая сила представляет собой потенциальную способность к труду, а труд - функционирующую способность, функционирующую рабочую силу . Поэтому понятия "рынок труда" и "рынок рабочей силы" имеют определенные отличия.

Понятие "рынок рабочей силы" включает не только отношения по поводу занятых, но и отношения по поводу незанятых работников, активно ищущих работу, т.е. охватывает занятых и безработных, и прежде всего зарегистрированных в службе занятости. Другими словами, рынок рабочей силы раздвигает границы социально-трудовых отношений до масштабов экономически активного населения.

Понятие "рынок трудовых ресурсов" раздвигает эти границы еще шире, до масштабов трудовых ресурсов общества. Трудовые ресурсы - часть населения страны, способная участвовать в народном хозяйстве при данном уровне развития производительных сил и в рамках данных производственных отношений. При выделении трудовых ресурсов из общей численности населения используют условный критерий - трудоспособный возраст, границы которого подвижны и зависят от социальных и экономических условий развития общества. В нашей стране в практике планирования и учета к трудовым ресурсам относят: население в трудоспособном возрасте, т.е. мужчин 16-59 лет и женщин 16-54 лет (за исключением неработающих инвалидов I и II групп и пенсионеров, получающих пенсии по возрасту на льготных условиях, ранее общеустановленных сроков); население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в общественном хозяйстве.

Рынок трудовых ресурсов - это не только совокупность отношений по поводу найма и использования работников, но и определенный исторически сложившийся механизм, регулирующий определенный круг социально-трудовых отношений, способствующий установлению и соблюдению баланса интересов между трудящимися, предпринимателями и государством.



Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, заработок, трудовой доход. Занятость населения регулируется Законом о занятости, законодательством о труде и издаваемыми в соответствии с ними другими нормативными актами, а также коллективными соглашениями (договорами).

Занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение в течение полного либо неполного рабочего дня (недели), а также имеющие иную оплачиваемую работу, но временно отсутствующие в связи с болезнью, отпуском, забастовкой; самостоятельно обеспечивающие себя работой: предприниматели; лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью; члены производственных кооперативов; фермеры и члены их семей, участвующие в производстве; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; военнослужащие, проходящие службу; обучающиеся в общеобразовательных школах, ПТУ, вузах, техникумах, включая обучение по направлению государственной службы занятости.

Незанятые - лица в трудоспособном возрасте и старше, которые не имеют работы (доходного занятия). Подразделяются на активных незанятых (безработных) - тех, кто ищет работу, и на неактивных (пассивных) незанятых - тех, кто не ищет работу.



Безработные - лица, достигшие трудоспособного возраста, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Трудоспособное население - совокупность лиц преимущественно в рабочем возрасте, по своим психофизиологическим данным способных к трудовым процессам. Состоит из двух групп: экономически активного населения и экономически неактивного населения.

Экономически активное население - это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Включает в себя занятых в экономике и безработных.

Экономически неактивное население включает следующие категории:

· учащиеся и студенты, слушатели и курсанты дневных учебных заведений, дневные аспиранты и докторанты;

· пенсионеры, получающие пенсии на льготных условиях и по потере кормильца;

· инвалиды I и II групп;

· лица, занятые ведением домашнего хозяйства;

· отчаявшиеся найти работу и прекратившие ее поиск;

· лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника доходов).

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимаются поиском работы и готовы приступить к ней в соответствии с вышеизложенными критериями.

Обеспечение занятости и рационального использования трудовых ресурсов во всех регионах страны является одной из главных функций ТОН. Для ее выполнения требуется объективная оценка трудового потенциала, которым располагает общество, потребностей хозяйственного комплекса в рабочей силе и путей наиболее эффективного и полного использования трудовых ресурсов. К трудовым ресурсам относится население в трудоспособном возрасте. Для мужчин он составляет 44 года (от 16 до 59 лет включительно), а для женщин -- 39 лет (от 16 до 54 лет включительно). Трудовые ресурсы включают как занятое, так и не занятое в экономике трудоспособное население.

Различают потенциальные и фактически используемые трудовые ресурсы. Трудовой потенциал общества имеет количественный и качественный аспекты. Количественный аспект характеризуется такими параметрами, как: а) общая численность трудоспособного населения; б) количество отработанного рабочего времени при сложившемся уровне производительности и интенсивности труда.

Качественный аспект трудового потенциала определяется такими показателями, как: состояние здоровья, физическая дееспособность трудоспособного населения; его профессионально-квалификационная подготовка.

В трудоспособном населении выделяют экономически активное и экономически неактивное население.

Под экономически активным населением понимается та часть трудоспособного населения, которая занята во всех видах деятельности или намерена участвовать в производстве. Численность экономически активного населения включает как занятых, так и безработных. Под экономически неактивным населением понимается та его часть, которая не стремится к трудоустройству, сюда относят также неработающих пенсионеров и инвалидов. Численность экономически активного населения имеет тенденцию к сокращению. В 2002 г. по сравнению с 1992 г. она уменьшилась на 3,0 млн. человек. При этом число мужчин сократилось на 2,3 млн., а число женщин -- на 1,6 млн. Аналогичные процессы происходят с населением, занятым трудовой деятельностью, численность которого за этот период сократилась на 5,3 млн. человек (из них мужчины составляют 3,7 млн., женщины -- 1,6 млн. человек).

Противоположная тенденция наблюдается в динамике безработицы. В 2002 г. по сравнению с 1992 г. общая численность безработных увеличилась на 2,2 млн. человек, в том числе мужчин -- на 1,3 млн., женщин -- на 0,9 млн. Общая численность безработных в 2002 г. по сравнению с 1992 г. увеличилась в 2,3 раза (в том числе мужчин -- в 2,6 раза, женщин -- в 2,1 раза). В общей численности безработных удельный вес мужчин в 1992 г. составил 28,0%, в 2002 г. -- 31,5%; доля женщин составляла соответственно 72,0 и 68,5%.

Число занятых на предприятиях государственной и муниципальной собственности в 1995--2002 гг. сократилось с 49,7 млн. до 24,2 млн. человек, или на 48,2%. Доля государственного сектора в общей численности занятых трудовых ресурсов снизилась с 68,9 до 37,4%. Одновременно резко возросла занятость населения в частном секторе -- с 19,5 до 47,6%. Динамика отраслевой структуры занятости населения в 1992--2001 гг. характеризуется следующими процессами:

  • · возрастает доля занятых в отраслях сферы услуг (с 44,1 до 54,9%); снижается доля занятого населения в промышленности (с 29,6 до 22,6%), строительстве (с 12,0 до 7,8%), науке и научном обслуживании (с 3,2 до 1,9%);
  • · увеличивается удельный вес занятого населения в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках (с 7,9 до 14,6%), кредитовании, финансах и страховании (с 0,7 до 1,2%), в аппарате органов управления (с 1,9 до 4,5%). В наибольшей мере в последние годы доля занятых сократилась в машиностроении, военно-промышленном комплексе, в науке и научном обслуживании. По ряду причин происходит закрытие многих научно-исследовательских институтов, «утечка умов» в банковские, финансовые, страховые и иные коммерческие структуры, где оплата труда многократно превышает ее уровень в научных и вузовских коллективах. В то же время в мировой практике выделяют две группы отраслей, от развития которых зависит положение страны в мире: наука и научное обслуживание и обрабатывающая промышленность, обеспечивающая конкурентоспособность товаров на внешних и внутренних рынках, а также финансы, кредит, страхование, торговля, транспорт, создающие инфраструктуру рыночной экономики. В соответствии с принятой классификацией по обеспеченности трудовыми ресурсами регионы подразделяются на:
  • * трудообеспеченные -- регионы, располагающие балансом между наличием рабочих мест и обеспеченностью рабочей силой. К таким регионам относят Центральный и Приволжский федеральные округа;
  • * трудоизбыточные -- характеризующиеся высоким уровнем естественного и механического прироста населения и недостатком рабочих мест (Южный федеральный округ);
  • * трудодефицитные -- испытывающие недостаток в квалифицированной рабочей силе.

Как правило, эти регионы отличаются сложными природно-климатическими условиями, слаборазвитой социально-производственной сферой, технической и социальной инфраструктурой и недостаточной адаптированностью рабочих кадров. К ним относят Северо-Западный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.

Рынок труда рассматривается как система общественных отношений, социальных (в том числе и юридических) норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, куплю-продажу рабочей силы и использование труда. Воспроизводство рабочей силы в условиях рыночной экономики формирует предложение труда, а использование труда предполагает спрос на него со стороны хозяйствующих субъектов. Формирование российского рынка труда происходит под влиянием как общих для республик бывшего СССР, так и специфических для современной России условий и факторов, оказывающих влияние на современные тенденции занятости населения. Следствием экономического кризиса 1990-х годов является не только сокращение спроса на рабочую силу, возникновение безработицы, но и нарушение ранее существовавшей системы стимулов и мотиваций к эффективной трудовой деятельности, приобретению профессий, росту квалификационного уровня.

Несмотря на определенные положительные результаты в области регулирования рынка труда в последние годы (принятие ряда законов, организация структуры управления, проведение обследований населения), российский рынок труда еще не сложился. На нем слабо действуют рыночные регуляторы, он остается разбалансированным по основным параметрам.

Главная причина разбалансированности рыночных регуляторов -- сохранение тех факторов, которые обусловили унаследованную систему использования трудовых ресурсов, характеризующуюся завышенным спросом на рабочую силу, заниженным требованием к ее качеству, значительной долей в экономике оборонного комплекса. Одно из обстоятельств, затрудняющих формирование рынка труда, -- существование многих градообразующих предприятий, подавляющая часть которых относится к оборонному комплексу, испытывающему особые экономические трудности. Разбалансированность рынка труда усугубляется перекосами в отраслевой структуре экономики, в том числе существованием неперспективных в отношении сбыта продукции отраслей хозяйства (угольная и легкая промышленность, частично сельское хозяйство).

Следствием перемен на рынке труда стала существенная диверсификация видов занятости. Это явление способствует формированию гибкого рынка труда, дает возможность поддерживать доходы населения, а в ряде случаев позволяет сохранить ядро трудовых коллективов и предотвратить массовую безработицу.

Политика Правительства РФ на рынке труда предусматривает решение ряда важнейших задач:

  • * преодоление дефицита рабочих мест, повышение инвестиционной активности, развитие предпринимательской деятельности, корректировка экономических решений с точки зрения эффективности их воздействия на рынок труда;
  • * повышение уровня жизни, совершенствование социальной поддержки населения;
  • * развитие системы переподготовки рабочей силы и непрерывного образования как эффективного инструмента повышения квалификации рабочей силы;
  • * проведение взвешенной миграционной политики, направленной на освоение северных и восточных регионов, обустройство мигрантов, защиту внутреннего рынка труда, стимулирование более полного использования имеющихся рабочих мест и развития малых предприятий.

Как уже отмечалось, главной целью ТОН является создание необходимых условий, обеспечивающих воспроизводство населения страны и регионов, преумножение его демографического и интеллектуального потенциала. Достижение этой цели предполагает включение в систему государственного, регионального и муниципального управления соответствующих критериев, позволяющих осуществлять мониторинг и целеполагание процессов воспроизводства населения. В составе этих критериев, кроме численности населения, следует использовать среднюю продолжительность предстоящей жизни населения, его трудовой потенциал и профессионально-квалификационный уровень. В настоящее время указанные показатели если и принимаются во внимание при проведении прогнозных обоснований программ социально-экономического развития страны и регионов, то их значения рассматриваются не как результат выполнения управляющих воздействий на совершенствование ТОН, а как фиксация сложившегося состояния дел под влиянием факторов, не подверженных воздействию со стороны органов управления.

Не включаются указанные показатели и в состав целевых установок программ социально-экономического развития страны и регионов. Это, в частности, подтверждается и составом целеполагающих установок правительственной программы социально-экономического развития страны на 2003--2006 гг. При таком подходе процессы государственного и муниципального управления социально-экономическим развитием страны и регионов, с одной стороны, недостаточно ориентированы на достижение целеполагающих установок (так как они не обоснованы и не включаются в соответствующие программы), а с другой стороны, нельзя проконтролировать и правильно учесть результаты реализации управляющих воздействий, осуществляемых на разных уровнях управления, на состояние населения, его демографический, трудовой и интеллектуальный потенциал.

численность население территориальный труд

Трудовые ресурсы - это население в трудоспособном возрасте: мужчины - от 16 до 59 лет и женщины - от 16 до 54 лет включительно, за исключением неработающих инвалидов I и II групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях, а также лица в нетрудоспособном возрасте (подростки и население старше трудоспособного возраста), занятые в экономике.

Экономически активное население (рабочая сила) - это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг

Численность экономически активного населения включает занятых и безработных.

К занятым, относятся лица, которые:

1) выполняют работу по найму, за вознаграждение, а также иную приносящую доход работу;

2) временно не работают из-за болезни или травмы, находятся в трудовом отпуске или пользуются отгулами;

3) выполняют работу без оплаты на семейном предприятии;

4) самостоятельно обеспечивают себя работой; и; являются военнослужащими;

6) находятся в отпуске по беременности, родам и уходу за ребенком,

7) избраны, назначены или утверждены на оплачиваемую должность;

8) обучаются в общеобразовательных школах, ПТУ, проходят очный курс обучения в высших, средних специальных и прочих учебных заведениях.

К безработным относятся лица, которые:

1) по не зависящим от них причинам не имеют работы и трудового дохода;

2) зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу

3) способные и готовые трудиться, но не находящие соответствующего спроса на рынке труда.

Занятые и безработные как категории населения образуют в целом экономически активное население, или совокупную рабочую силу.

Экономически-неактивное население - это: пенсионеры, инвалиды, лица, находящиеся в местах лишения свободы, домохозяйки, лица прекратившие поиск работы, лица не нуждающиеся в работе как способе поддержания существования.

Рынок труда как составная часть рыночной экономики в целом представляет собой сбалансированную и жизнеспособную структуру спроса и предложения рабочей силы.

Состояние рынка труда характеризует проблема занятости-безработицы. Количественным показателем состояния дел на рынке труда считается норма безработицы.

Она исчисляется как процентное отношение числа безработных к численности совокупной рабочей силы (экономически активное население).

В экономике господствует мнение, что наличие в обществе небольшого процента безработных неизбежно и при здоровой экономике. Когда идет речь о нормализации положения на рынке труда, имеется в виду не достижение стопроцентной занятости трудоспособного населения, а приведение процентной доли безработных к уровню естественной нормы безработицы. Под естественной нормой безработицы понимается такой процент безработных в обществе, который соответствует экономически целесообразному уровню занятости. Есть точка зрения, что безработица в размере 5-7% допустима и целесообразна.

Безработица может быть вынужденной и добровольной. К добровольной относятся -фрикционная, институционная и сезонная безработица.

Фрикционная безработица - это временная незанятостъ, связанная с переходом с одного рабочего места на другое или поисками более подходящей работы. Фрикционная безработица имеет низкую продолжительность и более половины граждан в этом случае находят работу самостоятельно.

Институционная безработица порождается институтом социальной защиты безработных (при этом, чем выше пособие по безработице, тем продолжительнее время поиска новой работы), а также таким фактором как повышение гарантированного минимума заработной платы. Этот вид безработицы провоцируется и несовершенством налоговой системы. Чем ниже доходы работающих, чем меньше разница между доходом и социальными пособиями, тем меньше у безработных желание трудиться и тем более длительными оказываются сроки поиска работы.

Сезонная безработица возникает в результате сезонных колебаний спроса на рабочую силу. Она затрагивает тех, чей труд обусловлен спецификой времени года, - занятых в рыболовстве, строительстве, сельском хозяйстве.

К вынужденной безработице относятся: технологическая, структурная, конверсионная, экономическая, молодежная.

Технологическая безработица порождается переходом к новым поколениям техники и технологии, когда часть рабочей силы становится либо лишней, либо требует нового, более высокого уровня квалификации и перепрофилирования.

Структурная безработица связана с масштабными структурными преобразованиями экономики, закрытием устаревших предприятий, сокращением численности управленческого персонала.

Конверсионная безработица связана с сокращением работников, занятых в отраслях военно-промышленного комплекса и в армии.

Экономическая безработица вызывается конъюнктурой рынка, экономической политикой государства, поражением части производителей в конкурентной борьбе.

Молодежная безработица (к молодежи по статистике относятся граждане в возрасте от 16 до 29 лет) обычно наблюдается на двух этапах:

(а) после окончания школы,

(б) после окончания учебных заведений.

В настоящее время удельный вес молодежи среди безработных составляет около 35%.

С точки зрения продолжительности безработица может быть продолжительной (4 - 8 месяцев), длительной (8-18 месяцев) и застойной (более 18 месяцев). Продолжительность безработицы определяется временем, в течение которого человек не может найти работу. При одном и том же годичном уровне безработицы, скажем, 5%, возможны две совершенно различные ситуации на рынке труда:

1) В течение года каждый работник был безработным 5% времени, т.е. примерно 2,5 недели. В этом случае мы имеем дело с массовой безработицей, средняя продолжительность которой мала.

2) В течение всего года 5% совокупной рабочей силы охвачены безработицей. Следовательно, подавляющее большинство трудоспособного населения имеет работу, ко у тех 5%, которые ее лишены, продолжительность безработицы очень высока.

Из этих двух ситуаций, безусловно, вторая тяжелее. Наличие в обществе стабильной группы, охваченной застойной безработицей, чревато опасными последствиями, как доя самих безработных, так и для всего общества. Такие безработные составляют сейчас более 25% общей численности безработных.

Вынужденная безработица в условиях экономики с глубокими деформациями рыночных отношений часто приобретает скрытый характер. Существует количественная взаимосвязь между экономической активностью и безработицей, которая исчисляется согласно следующему закону: для того, чтобы безработица не прогрессировала, и ее показатель оставался на стабильном уровне, необходимо ежегодное увеличение валового национального продукта примерно на 2.7 %. Каждые дополнительные 2% прироста ВНП уменьшают долю безработных на 1 процентный пункт, и наоборот.

С этой точки зрения сложившейся сейчас в России ситуация представляет собой экономический парадокс. Официально объявленные Госкомстатом РФ оценки уровня безработицы резко не соответствуют показателям уровня производства. В 1994 г. ВНП составлял только 59% от уровня 1991 г. И, тем не менее, сокращение занятости за указанный период не превысило 4,5%. Объяснение состоит в том, что спад производства в России выражен преимущественно в резком снижении производительности труда при относительно умеренном росте открытой безработицы.

Отсюда можно сделать вывод, что, помимо открытой, существует и скрытая безработица. Она проявляется в том, что значительное количество людей, официально имеющих работу, и числящихся занятыми, в действительности длительное время не участвуют реально в производстве. По оценкам Государственной службы занятости скрытая безработица в России на конец 1994 г. составляет 4-5 млн. человек. Это примерно 7% экономически активного населения.

Проявлением скрытой безработицы в России можно считать и такое характерное явление, как невыплаты зарплаты. Они достигли к концу 1994 г. 4,5-5 триллионов рублей. Исходя из величины средней зарплаты, можно рассчитать, что не получили денежного вознаграждения за свой труд около 1,5 млн. человек, которые, следовательно, тоже могут рассматриваться как безработные.

Кроме того, в России существует большая армия частично безработных. Эту категорию составляют люди, формально имеющие работу, но в течение длительного времени находящиеся под угрозой увольнения, переведенные на сокращенную рабочую неделю. Частичная безработица в 1994 г. охватывала 5-6 млн. человек.

Безработица и инфляция. Существует экономическая закономерность: уровень безработицы в стране находится в обратной пропорции к уровню инфляции. График, отражающий эту зависимость, называется "кривой Филипса". Кривая Филипса представляет собой гиперболу, показывающую, что темпы роста заработной платы, а, следовательно, и цен, определяются уровнем безработицы. Концепция антиинфляционной политики, основанная на кривой Филипса, предполагает, таким образом, жесткую ситуацию выбора: либо низкие темпы инфляции при высоком уровне безработицы, либо высокие темпы инфляции при низком уровне безработицы.

Планирование работы с персоналом.

Кадровое планирование - это целенаправленная деятельность по подготовке кадров, обеспечению пропорционального и динамичного развития персонала, расчету его профессионально-квалификационной структуры, определению общей и дополнительной потребности, контролю за его использованием.

Кадровое планирование включает в себя:

прогнозирование перспективных потребностей организации в персонале (по отдельным его категориям);

изучение рынка труда и программы мероприятий по его «освоению»;

анализ системы рабочих мест организации;

разработку программ и мероприятий по развитию персонала.

Цели кадрового планирования:

получить и удержать работников нужного качества и в нужном количестве;

наилучшим образом использовать потенциал своего персонала;

предвидеть проблемы, возникающие из возможного избытка или нехватки персонала.

Первый блок - постановка, кадровой проблемы. Здесь нужно ответить на вопрос: что необходимо производству с точки зрения его кадрового обеспечения? Параметры производственной структуры и организационная структура определяют необходимое количество рабочей силы и ее качество. Требования к конкретным рабочим местам постоянно уточняются на основе анализа работ, функций, должностных инструкций.

Анализ работ. Термин анализ работ описывает процесс получения информации о различных видах работ. В результате анализа работы получают информацию двух видов. Описание работы - какие задачи должны быть выполнены в процессе работы. Спецификация работы - какие требования предъявляются к исполнителю данной работы.

Динамические характеристики работы. При анализе работы важно учитывать два момента. Во-первых, с течением времени все меняется. Природа самой работы должна меняться по трем причинам:

время года или суток;

окружающая среда.

Во-вторых, спецификация работы должна быть составлена, исходя из минимально необходимой квалификации исполнителя. Это не всегда происходит, гак в американской промышленности по оценкам 65 % работ требуют от кандидатов высшего образования, хотя они с легкостью могут быть выполнены и работником, с более низким уровнем образования.

На основе производственной программы и анализа работ определяется как общая потребность в рабочей силе так и потребность по отдельным ключевым должностям и специальностям. Чтобы не определять потребность по каждой узкой специальности, используется группировка по каким-либо параметрам. Прогноз потребности в рабочей силе на основе прогнозов изменения производственных параметров дает ошибку от 2 до 20%.

Второй блок (ресурсный) - источники решения проблемы. Он является ключевым. Здесь даются ответы на вопросы: что есть и в чем несоответствие с тем, что необходимо. Первое направление - оценка, анализ состояния наличных ресурсов, второе - оценка внешних источников, третье - оценка потенциала указанных источников.

Третий блок (результирующий ) - решение проблемы. Он содержит конкретные программы по реализации требований производства с учетом имеющихся ресурсов.

Виды кадрового планирования.

Разнообразие задач, решаемых в рамках кадровой политики, приводит к тому, что кадровое планирование делится на планирование:

потребности в персонале, привлечения персонала, использования и сокращения персонала, обучения персонала, сохранения кадрового состава, расходов на содержание персонала, производительности.

Планирование потребности в персонале - первый этап процесса планирования, связанного с кадрами. Данный вид планирования включает: оценку наличного потенциала трудовых ресурсов, оценку будущих потребностей, разработку программ по развитию персонала.

Под потребностью в персонале понимают сотрудников, нужных для будущего целенаправленного выполнения задач организации, в количественном, качественном, временном, и пространственном отношении.

При планировании потребности в персонале следует различать:

Общую потребность, представляющую собой всю численность персонала, необходимого предприятию для выполнения запланированного объема работ (брутто-потребность в кадрах);

Дополнительную потребность - количество работников;

которое необходимо в планируемом периоде дополнительно к имеющейся численности базового года, обусловленное текущими нуждами предприятия (нетто-потребность в кадрах).

Совокупность всех должностей на предприятии, включенных в штатное расписание, показывает, сколько работников различной квалификации необходимо для выполнения производственных задач. Тем самым оно указывает на общую потребность предприятия в рабочей силе.

Планирование использования кадров.

Первый аспект кадрового планирования - экономичное и справедливое по отношению к человеку распределение потенциала рабочей силы между вакантными рабочими местами.

Другим аспектом планирования использования кадров является приведение условий труда в соответствии с возможностями работающих, создание достойных человека условий труда, рабочих мест и окружающей их среды.

Планирование сокращения или высвобождения персонала призвано показать:

Кого следует сократить, где и когда;

Шаги, которые необходимо предпринять, чтобы помочь сокращенным работникам найти новую работу;

Политику объявления о сокращениях и выплаты выходных пособий;

" программу консультирования с профсоюзами или ассоциациями работников.

Планирование высвобождения персонала позволяет избежать передачи на внешний рынок труда квалифицированных кадров, создания для этого персонала социальных трудностей. Данное направление деятельности по управлению персоналом до последнего времени практически не получило развития в отечественных организациях.

Планирование обучения персонала призвано использовать собственные производственные ресурсы работающих без поиска новых высококвалифицированных кадров на внешнем рынке труда.

Планирование обучения должно учитывать:

Требуемое количество учеников;

Количество существующих работников, нуждающихся в обучении или переобучении;

Новые курсы, которые нужно развивать, либо расходы на уже существующие;

Перевод и переобучение существующих работников.

Это качественная составная часть кадрового планирования. Она включает в себя все усилия предприятий по сохранению существующего уровня знаний у трудового коллектива посредством инвестиций на обучение или же на повышение квалификационного уровня путем дополнительной подготовки.

Планирование сохранения кадрового состава.

К данному комплексу проблем и задач относятся все мероприятия в области социальной инфраструктуры, необходимые для обеспечения длительного использования кадров.

План сохранения персонала описывает требуемые действия по следующим позициям:

проблемы с оплатой труда,

уход работников для продолжения своей карьеры,

уход работников из-за конфликтов,

изменение требований к работе,

улучшение отбора и обучения персонала.

Планирование расходов по содержанию персонала. Недостатки в этом виде планирования приводят к таким потерям:

оплата сверхурочных работ,

надбавки к заработной плате за работу в опасных условиях,

из-за текучести рабочей силы,

брак и простои,

профессиональные заболевания и травматизм.

Планирование производительности призвано установить цели роста производительности, а также программы увеличения производительности или уменьшения издержек занятости.

Набор персонала.

Исходную информацию для определения направлений набора персонала, формирования плана набора персонала и мероприятий по его реализации дает анализ внешних и внутренних факторов. Такой анализ - отправная точка набора персонала. Под внешними факторами понимаются условия, которые организация как субъект управления, как правило, не может изменить, но должна учитывать для правильного определения потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой потребности.

К внешним факторам относятся:

ситуация на рынке труда;

развитие технологии;

особенности социальных потребностей;

развитие законодательства;

кадровая политика организаций-конкурентов.

Под внутренними факторами понимаются такие, которые в значительной степени поддаются управляющему воздействию со стороны организаций. К ним относятся:

цели организации;

финансовые ресурсы;

кадровый потенциал организации, внутренние источники покрытия потребности в кадрах.

Основные направления набора персонала это:

разработка требований к персоналу;

определение потребности в персонале;

расчет плановых затрат на привлечение и дальнейшее использование персонала;

выбор путей покрытия потребности в персонале.

Разработка требований к персоналу производится на основе штатного расписания, текущего и перспективного анализа требований к должностям и рабочим местам.

Определение потребности в персонале,

Для определения общей потребности в кадрах специалистов применяются различные методы, среди которых выделяют основные:

штатно-номенклатурный,

нормативный,

метод нормативов насыщенности.

Штатно-номенклатурный метод основывается на применении номенклатур должностей, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, и штатных расписаний предприятий и позволяет определять текущую потребность в специалистах - как общую, так и дифференцированную - по уровням подготовки и по группам специальностей.

Для определения общей потребности текущего периода в дипломированных специалистах при запланированном объеме работ и обоснованных нормативах (нагрузки или обслуживания) рекомендуется применять нормативный метод расчета. Этот метод основан на использовании планов или проектов планов по объему производства и нормативов труда специалистов. При этом общая потребность рассчитывается путем деления объема работ в планируемом периоде на норматив нагрузки на одного работника или путем умножения объема работ на норматив обслуживания на одного работника.

Для более точных и обоснованных расчетов общей потребности в дипломированных специалистах на перспективный период целесообразно использование метода нормативов насыщенности. Норматив насыщенности - показатель, выражающий долю участия специалистов в общем совокупном труде работников при условии их рационального использования. Норматив насыщенности отражает объективную потребность предприятия в кадрах специалистов по отношению ко всем. работающим. Он рассчитывается как отношение плановой численности специалистов с высшим и средним специальным образованием к плановой численности работающих (в долях единицы или процентах). Определение величины норматива насыщенности можно осуществлять, используя два подхода: на основе данных передовых предприятий или путем использования корреляционно-регрессионного анализа.

Ожидаемые затраты на привлечение и использование персонала складываются из таких составляющих, как внешние и внутренние затраты, которые могут быть единовременными или текущими.

К внешним единовременным затратам относятся: оплата договорных отношений с учебными заведениями, коммерческими структурами, занимающимися подбором и подготовкой персонала, центрами подготовки при органах регулирования занятости и т.п

К внешним текущим затратам относятся: затраты на исследовательские и оперативные работы (сбор и анализ информации, реклама, представительские расходы, командировки и т.п.).

К внутренним единовременным затратам относятся- капитальные затраты на оборудование новых рабочих мест и переоснащение существующих, дополнительное строительство и оснащение объектов социальной инфраструктуры, учебных подразделений и т.п.

Внутренние текущие затраты складываются из расходов по оплате труда новых сотрудников или работников с новой квалификацией, в том числе различных социальных выплат и т.п.

Выбор путей покрытия потребности в персонале зависит от влияния двух других направлений- разработки профессиональных требований к персоналу и определения величины затрат на привлечение и дальнейшее использование персонала.

Сущность работы по выбору путей покрытия потребности в персонале сводится к следующим основным этапам:

1) установление источников покрытия потребности;

2) определение путей привлечения персонала;

3) анализ источников и путей с точки, зрения их соответствия требованиям параметров потенциальных сотрудников, а также затрат, связанных с использованием того или иного источника и пути привлечения персонала;

4) выбор альтернативных или. комбинированных вариантов источников и пугей.

В качестве источников покрытия потребности в персонале можно выделить внутренние и внешние.