Казанский вертолетный завод. Открытое акционерное общество «Казанский вертолётный завод Казанские вертолеты

Посетили Казанский вертолетный завод, входящий в холдинг "Вертолёты России", как блогеры, которые до нас там ни разу не бывали. Нам был показан механо-сборочный цех, цех окончательной сборки, немного территории самого завода и даже испытательный полет Ми-8.

Но обо всем по порядку.

История Казанского вертолетного завода берет начало в 1933 году, когда на берегу Волги в Казани было основано производство по обработке дерева. А сам завод свою историю исчисляет с 4 сентября 1940 г., когда приказом Наркомата авиапрома был создан ленинградский авиационный завод № 387, который позднее эвакуировался в Казань и объединился с заводом обозных деталей №169. Авиационная судьба предприятия была определена в 1940 г., именно с этой даты идет отсчет истории нынешнего ОАО «Казанский вертолётный завод». В 1941 году легкие бипланы стали первыми воздушными судами, выпущенными заводом.

Число По-2, выпущенных за годы войны превысило 10000 (если точнее 11334) самолетов, что составило 10% от всех самолетов, выпущенных в Советском Союзе за годы войны.
В 1951 году начинается серийное производство вертолета Ми-1, сконструированного М.Л.Милем. На смену Ми-1 пришел Ми-4.

В 1956 году Казанский вертолетный завод начал поставки вертолетов на экспорт.

В 1965 году началось производство вертолета Ми-8. Это стало поворотной точкой в истории завода. Современный вертолет Ми-17 и его модификации - это результат огромного опыта, накопленного за время производства и эксплуатации вертолетов Ми-8.

Казанское вертолетное производственное объединение в 1993 г. преобразовалось в акционерное общество Казанский вертолетный завод, а в 1996 г. стало открытым - ОАО «Казанский вертолетный завод»

В том же году было создано КБ для разработки легкого многоцелевого Ансата.

На сегодняшний день КВЗ остается самым большим в мире производителем вертолетов среднего класса.

Традиционные для российского вертолетостроения рынки: Россия, страны СНГ, государства Юго-Восточной Азии, Африки, Центральной и Южной Америки. В настоящее время КВЗ поставляет технику примерно в 90 стран мира (продукция холдинга "Вертолетов России" в целом представлена более чем в 110 странах мира).

Планируется достигнуть уровня свыше 100 машин в год при почти не изменившемся составе рабочего коллектива - около 7 тысяч человек со средним возрастом 36 лет (в цехах механического производства; по заводу средний возраст на сегодня – 43,2 года). И достигнуто это за счет реорганизации производства, которая началась в начале 2000-х годов с ремонта цехов.

Не менее важный этап реорганизации предприятия последовал с закупкой нового оборудования в механообрабатывающее производство. Закупили станки иностранного производства, в связи с чем трудоемкость упала, а производительность труда выросла в 4 раза.

Шпангоуты сейчас обрабатываются на четырех трех- и пяти - координатных станках, которые заменили 24 старых (три линии по 8 станков каждая). Россия, к сожалению, пока не выпускает станков такого уровня. На фото – обработанная штамповка до покрытия.

Готовые шпангоуты идут на дальнейшую сборку.

Деталь для автомата перекоса для "Ансата" раньше изготавливалась за 18 часов, а сейчас 12. Из-за обработки на нескольких станках брак составлял большой процент. Сейчас вся токарная часть, фрезеровка, сверловка осуществляются в рамках одного цикла. И так происходит со многими деталями.

На одном из фото показан кольцевой шпангоут, который идёт на хвостовую балку на серийный вертолёт.

Ступица виброгасителя. Не каждый клиент ее заказывает. Раньше на изготовление этой ступицы уходило 136 часов, сейчас 18 - время сократилось почти в восемь раз!

Служба главного технолога находится тут же в цеху за стеклянной перегородкой и не нужно ждать подолгу, как раньше, специалиста, пока он прибудет из другого корпуса.

В цехе фрезерного направления работает 2 линии фирмы «Mazak». Одна (4 станка) обрабатывает легкие сплавы (дюраль), другая (3 станка) только сталь. Каждый станок имеет свой магазин на 120 инструментов, а на «стальной» линии ещё и магазинный центр на 240 единиц. Замена инструмента на «стальной» линии формируется автоматически – это заложено программным обеспечением.

Допустим, у фрезы закончился ресурс, компьютерная программа сигнализирует о завершении назначенного ресурса, бегающая каретка забирает фрезу со станка, производит обмен и идет дальнейшая обработка детали. А оператор забирает отработавшую своё фрезу. Инструмент идет на переточку, его характеристики меняются и он идет на другое производство. Все инструменты с чипами, на которых записана история жизни детали.

За время перестройки этот цех увеличил свою мощность более чем в три раза. Если раньше делали 6 тысяч нормо-часов, то сейчас план подходит к 21 тысяче, а с января 2014 будет ещё больше.

1Раньше каждый день отсюда уходил груженый самосвал дюралевой стружки, сейчас отходов стало в 4 раза больше, но стружка превращается в удобные для транспортировки брикеты, которые после переплавки идут в другие виды промышленности.
Каждые 28 секунд из пресса выпадает дюралевый брикет. Каждые 32 секунды – стальной. Стоимость брикетов на рынке в 4-5 раз больше, чем просто стружка. Витую стружку утрамбовщик в брикеты делать не может, поэтому она попадает в «мясорубку» и после измельчения тоже занимает меньше места.

Чистота - залог экономического роста производства.

Перемещаемся в сборочный цех.

От начала сборки до первого полета вертолет находится тут в среднем один месяц, включая малярное производство.

ОАО "Казанский вертолетный завод", входящий в холдинг "Вертолеты России", производит семейство вертолётов Ми-8/17, которые эксплуатируются более чем в 100 странах мира.

Выпускается широкий ряд модификаций этих вертолётов: транспортный, пассажирский, спасательный, десантно-транспортный и множество других.

С 1997 года ОАО "КВЗ" обладает сертификатом разработчика вертолётной техники: сегодня в серийном производстве находится легкий двухдвигательный вертолёт "Ансат".

Холдинг "Вертолеты России" - один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственный разработчик и производитель вертолетов в России, одна из немногих компаний в мире, обладающих возможностями проектирования, производства, испытаний и технического обслуживания современных гражданских и военных вертолетов.

По состоянию на 2013 год на предприятиях "Вертолетов России" произведено 35% мирового парка боевых вертолетов, 17% мирового парка сверхтяжелых вертолетов максимальной взлетной массой более 20 тонн, а также 56% мирового парка среднетяжелых вертолетов максимальной взлетной массой от 8 до 15 тонн.

Выпускаемые в Казани модификации вертолетов Ми-8/17 - это техника нового поколения.

Уникальные летно-технические характеристики, самая современная авионика и специальное оборудование производства российских и западных компаний позволяют совершать полеты на больших высотах, в сложных метеоусловиях, в любое время суток, в автоматическом режиме.

Многоцелевой вертолет способен выполнять широкий спектр заданий: перевозка грузов, пассажиров, пожаротушение, поиск и спасение, эвакуация раненых.

За небольшой промежуток времени Ми-8/17 можно переоборудовать из транспортного в противопожарный, поисково-спасательный или санитарный. Возможны варианты "салон", "летающий госпиталь" и другие.

Высокий уровень безопасности, надежность простота и низкая стоимость эксплуатации и обслуживания превращают Ми-8/17 в один из самых продаваемых вертолетов в своем классе.

Лопасти бывают двух типов - металлические и композитные. У композитной выше ресурс и меньше вес, но при этом она требует более дорогого обслуживания при замене или ремонте.

Черный ящик в хвостовой балке.

Средний транспортно-пассажирский вертолёт Ми-38.

Этот вертолет нового поколения способен обеспечить новый уровень комфорта и безопасности при выполнении пассажирских перевозок и специальных работ по категории А (FAR-29). В базовой комплектации Ми-38 может перевозить 30 пассажиров.

Сегодня проект Ми-38 вышел на новый этап.

Третий летный опытный образец проходит испытания на летно-испытательной базе ОАО "Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля" (входит в состав "Вертолетов России"). Данный прототип оснащен двумя турбовальными двигателями ТВ7-117В разработки ОАО "Климов".

Первыйпрототип Ми-38 ОП-1 совершил первый полет (висение) 22 декабря 2003 года, а второй прототип Ми-38 ОП-2 - 24 декабря 2010 года. Оба этих вертолета оснащались одним комплектом турбовальных двигателей Pratt & Whitney Canada PW127/5. Первый вертолет Ми-38 ОП-1 после снятия с него двигателей PW127/5 был в 2011 году переоборудован в прототип варианта Ми-38-2 с установкой двигателей ТВ7-117В.

ОАО "КВЗ" приступило к сборке четвертого летного прототипа. Вертолет типовой конструкции ОП-4 будет отличаться от прототипа ОП-3 ударостойкой топливной системой фирмы "Aerazur" и увеличенными проемами иллюминаторов.

Помимо изготовления летных прототипов в 2013 году, в рамках ОКР по вертолету Ми-38, идет процесс изготовления фюзеляжа и комплекта отдельных агрегатов для проведения усталостных испытаний, а также узлов и агрегатов для стендовых испытаний. ОП-4 - последний прототип вертолета перед началом серийного выпуска, запланированного на 2015 год.

"Ансат" на татарском языке означает "удобный", "легкий".

В 1993 году на КВЗ было создано КБ, целью которого была разработка вертолета с максимальным взлетным весом в 3,3 т, который должен отвечать авиационным требованиям ФАР-29.

В феврале 1997 года "КВЗ" получает сертификат от авиарегистра МАК, который позволяет производить разработку этих вертолетов. Первый полет легкого многоцелевого вертолета "Ансат" был осуществлен в 1999 году летчиком-испытателем В.М.Русецким.

Летно-технические характеристики

Скорость, км/ч максимальная - 275;
крейсерская - 220
Макс. дальность полета с основными баками, км 520
Практический потолок, м 5500
Статический потолок вне зоны влияния земли, м 3300
Массовые характеристики, кг:
макс. взлетная масса - 3 300;
Двигатели
ГТ - 2хPW207K, Pratt&Whitney
Мощность, л.с: на взлетном режиме - 630;
мощность на чрезвычайном режиме - 710
Размеры салона, мм:
длина - 5700;
ширина - 1770;
высота - 1370
Объем, м³ 8,0
Вместимость, человек: летный экипаж - 1-2;
пассажиры - 7+1

"Ансат" - единственный российский вертолет, оснащенный цифровой электрической системой дистанционного управления (КСУ-А). Наличие цифровой системы управления двигателями позволяет имитировать режим выключения двигателя без его остановки.

Транспортно-пассажирская модификация вертолета предназначена для выполнения широкого круга задач:

  • перевозка грузов и пассажиров в удаленные и труднодоступные населенные пункты
  • использовать в качестве воздушного такси в городе и между населенными пунктами
  • доставка вахт рабочих на морские буровые установки
  • использование вертолета для корпоративных перевозок и авиации общего назначения

Ресурсные испытания "Ансата" идут на "КВЗ" с 1999 года.

Учебная модификация вертолета "Ансат-У" предназначена для обучения пилотированию вертолета курсантов летных училищ и гражданских лиц, а также для переучивания пилотов и повышения их квалификации. Оснащение вертолета двумя газотурбинными двигателями в сочетании с дублированием основных наиболее важных агрегатов и систем обеспечивает высокий уровень безопасности полета в специфических условиях летного обучения.

Всю территорию нам фотографировать не разрешили, только отдельные вертолеты. Потому что секретов никто не отменял.

Нам повезло – мы застали испытательный полет Ми-17В-5. Машинка улетала на полчаса, потом вернулась.

Вот такую красоту производит КВЗ – одно из ведущих предприятий холдинга «Вертолеты России», перешагнувшее 70-летний рубеж. Предприятие не перестает наращивать темпы выпуска продукции из года в год. Рабочие лошадки, изготовленные в Казани, суммарно налетали более 50 миллионов летных часов по всему миру, выполняя самые различные миссии на службе человека. Главное, чтобы задачи человек выбирал все чаще мирные - а вертолеты не подведут!

Спасибо за подробную экскурсию директору по маркетингу и сбыту Казанского вертолётного завода Валерию Александровичу Пашко, начальнику механообрабатывающего производства Калюпа Игорю Николаевичу, Галине и Владе из пресс-службы.


МОСКВА, Сайт fotografersha.livejournal.com, пишет Марина Лысцева

Посетили Казанский вертолетный завод, входящий в холдинг "Вертолёты России", как блогеры, которые до нас там ни разу не бывали. Нам был показан механо-сборочный цех, цех окончательной сборки, немного территории самого завода и даже испытательный полет Ми-8.
Но обо всем по порядку.

История Казанского вертолетного завода берет начало в 1933 году, когда на берегу Волги в Казани было основано производство по обработке дерева. А сам завод свою историю исчисляет с 4 сентября 1940 г., когда приказом Наркомата авиапрома был создан ленинградский авиационный завод № 387, который позднее эвакуировался в Казань и объединился с заводом обозных деталей №169. Авиационная судьба предприятия была определена в 1940 г., именно с этой даты идет отсчет истории нынешнего ОАО «Казанский вертолётный завод». В 1941 году легкие бипланы стали первыми воздушными судами, выпущенными заводом.


2. Число По-2, выпущенных за годы войны превысило 10000 (если точнее 11334) самолетов, что составило 10% от всех самолетов, выпущенных в Советском Союзе за годы войны.
В 1951 году начинается серийное производство вертолета Ми-1, сконструированного М.Л.Милем. На смену Ми-1 пришел Ми-4.

3. В 1956 году Казанский вертолетный завод начал поставки вертолетов на экспорт.
В 1965 году началось производство вертолета Ми-8. Это стало поворотной точкой в истории завода. Современный вертолет Ми-17 и его модификации - это результат огромного опыта, накопленного за время производства и эксплуатации вертолетов Ми-8.
Казанское вертолетное производственное объединение в 1993 г. преобразовалось в акционерное общество Казанский вертолетный завод, а в 1996 г. стало открытым - ОАО «Казанский вертолетный завод»

4. В том же году было создано КБ для разработки легкого многоцелевого Ансата.

Производство вертолетов:
2006 - 53
2007 - 38
2008 - 58
2009 - 67
2010 - 81
2011 - 94
2012 - 103
В 2013 году ожидается рост порядка 10%

6. На сегодняшний день КВЗ остается самым большим в мире производителем вертолетов среднего класса.

7. Традиционные для российского вертолетостроения рынки: Россия, страны СНГ, государства Юго-Восточной Азии, Африки, Центральной и Южной Америки. В настоящее время КВЗ поставляет технику примерно в 90 стран мира (продукция холдинга "Вертолетов России" в целом представлена более чем в 110 странах мира).

8. В этом году планируется достигнуть уровня свыше 100 машин в год при почти не изменившемся составе рабочего коллектива - около 7 тысяч человек со средним возрастом 36 лет (в цехах механического производства; по заводу средний возраст на сегодня - 43,2 года). И достигнуто это за счет реорганизации производства, которая началась в начале 2000-х годов с ремонта цехов.

9. Не менее важный этап реорганизации предприятия последовал с закупкой нового оборудования в механообрабатывающее производство. Закупили станки иностранного производства, в связи с чем трудоемкость упала, а производительность труда выросла в 4 раза.

10. Шпангоуты сейчас обрабатываются на четырех трех- и пяти - координатных станках, которые заменили 24 старых (три линии по 8 станков каждая). Россия, к сожалению, пока не выпускает станков такого уровня. На фото - обработанная штамповка до покрытия.

11. Готовые шпангоуты идут на дальнейшую сборку.

12. Деталь для автомата перекоса для "Ансата" раньше изготавливалась за 18 часов, а сейчас 12. Из-за обработки на нескольких станках брак составлял большой процент. Сейчас вся токарная часть, фрезеровка, сверловка осуществляются в рамках одного цикла. И так происходит со многими деталями.
На фото кольцевой шпангоут, который идёт на хвостовую балку на серийный вертолёт.

13. Ступица виброгасителя. Не каждый клиент ее заказывает. Раньше на изготовление этой ступицы уходило 136 часов, сейчас 18 - время сократилось почти в восемь раз!

14. Служба главного технолога находится тут же в цеху за стеклянной перегородкой и не нужно ждать подолгу, как раньше, специалиста, пока он прибудет из другого корпуса.

15. В цехе фрезерного направления работает 2 линии фирмы «Mazak». Одна (4 станка) обрабатывает легкие сплавы (дюраль), другая (3 станка) только сталь. Каждый станок имеет свой магазин на 120 инструментов, а на «стальной» линии ещё и магазинный центр на 240 единиц. Замена инструмента на «стальной» линии формируется автоматически - это заложено программным обеспечением.

16. Допустим, у фрезы закончился ресурс, компьютерная программа сигнализирует о завершении назначенного ресурса, бегающая каретка забирает фрезу со станка, производит обмен и идет дальнейшая обработка детали. А оператор забирает отработавшую своё фрезу. Инструмент идет на переточку, его характеристики меняются и он идет на другое производство. Все инструменты с чипами, на которых записана история жизни детали.

17. За время перестройки этот цех увеличил свою мощность более чем в три раза. Если раньше делали 6 тысяч нормо-часов, то сейчас план подходит к 21 тысяче, а с января 2014 будет ещё больше.

18. Раньше каждый день отсюда уходил груженый самосвал дюралевой стружки, сейчас отходов стало в 4 раза больше, но стружка превращается в удобные для транспортировки брикеты, которые после переплавки идут в другие виды промышленности.
Каждые 28 секунд из пресса выпадает дюралевый брикет. Каждые 32 секунды - стальной. Стоимость брикетов на рынке в 4-5 раз больше, чем просто стружка. Витую стружку утрамбовщик в брикеты делать не может, поэтому она попадает в «мясорубку» и после измельчения тоже занимает меньше места.

19. Экологическая защита. На заводе не водятся крысы и мыши. Репортаж Алексея смотреть у него на страничке .

20. Чистота - залог экономического роста производства.

21. Перемещаемся в сборочный цех.
От начала сборки до первого полета вертолет находится тут в среднем один месяц, включая малярное производство.

22. ОАО "Казанский вертолетный завод", входящий в холдинг "Вертолеты России", производит семейство вертолётов Ми-8/17, которые эксплуатируются более чем в 100 странах мира.

23.

24. Выпускается широкий ряд модификаций этих вертолётов: транспортный, пассажирский, спасательный, десантно-транспортный и множество других.

25. С 1997 года ОАО "КВЗ" обладает сертификатом разработчика вертолётной техники: сегодня в серийном производстве находится легкий двухдвигательный вертолёт "Ансат".

26. Холдинг "Вертолеты России" - один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственный разработчик и производитель вертолетов в России, одна из немногих компаний в мире, обладающих возможностями проектирования, производства, испытаний и технического обслуживания современных гражданских и военных вертолетов.

27. По состоянию на 2013 год на предприятиях "Вертолетов России" произведено 35% мирового парка боевых вертолетов, 17% мирового парка сверхтяжелых вертолетов максимальной взлетной массой более 20 тонн, а также 56% мирового парка среднетяжелых вертолетов максимальной взлетной массой от 8 до 15 тонн.

28. Выпускаемые в Казани модификации вертолетов Ми-8/17 - это техника нового поколения.

29. Уникальные летно-технические характеристики, самая современная авионика и специальное оборудование производства российских и западных компаний позволяют совершать полеты на больших высотах, в сложных метеоусловиях, в любое время суток, в автоматическом режиме.

30. Многоцелевой вертолет способен выполнять широкий спектр заданий: перевозка грузов, пассажиров, пожаротушение, поиск и спасение, эвакуация раненых.

31. За небольшой промежуток времени Ми-8/17 можно переоборудовать из транспортного в противопожарный, поисково-спасательный или санитарный. Возможны варианты "салон", "летающий госпиталь" и другие.

32. Высокий уровень безопасности, надежность простота и низкая стоимость эксплуатации и обслуживания превращают Ми-8/17 в один из самых продаваемых вертолетов в своем классе.

33. Лопасти бывают двух типов - металлические и композитные. У композитной выше ресурс и меньше вес, но при этом она требует более дорогого обслуживания при замене или ремонте.

34. Черный ящик в хвостовой балке.

35.

36. Средний транспортно-пассажирский вертолёт Ми-38.
Этот вертолет нового поколения способен обеспечить новый уровень комфорта и безопасности при выполнении пассажирских перевозок и специальных работ по категории А (FAR-29). В базовой комплектации Ми-38 может перевозить 30 пассажиров.

37. Сегодня проект Ми-38 вышел на новый этап.
Третий летный опытный образец проходит испытания на летно-испытательной базе ОАО "Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля" (входит в состав "Вертолетов России"). Данный прототип оснащен двумя турбовальными двигателями ТВ7-117В разработки ОАО "Климов".

38. Первыйпрототип Ми-38 ОП-1 совершил первый полет (висение) 22 декабря 2003 года, а второй прототип Ми-38 ОП-2 - 24 декабря 2010 года. Оба этих вертолета оснащались одним комплектом турбовальных двигателей Pratt & Whitney Canada PW127/5. Первый вертолет Ми-38 ОП-1 после снятия с него двигателей PW127/5 был в 2011 году переоборудован в прототип варианта Ми-38-2 с установкой двигателей ТВ7-117В.

39. ОАО "КВЗ" приступило к сборке четвертого летного прототипа. Вертолет типовой конструкции ОП-4 будет отличаться от прототипа ОП-3 ударостойкой топливной системой фирмы "Aerazur" и увеличенными проемами иллюминаторов.
Помимо изготовления летных прототипов в 2013 году, в рамках ОКР по вертолету Ми-38, идет процесс изготовления фюзеляжа и комплекта отдельных агрегатов для проведения усталостных испытаний, а также узлов и агрегатов для стендовых испытаний. ОП-4 - последний прототип вертолета перед началом серийного выпуска, запланированного на 2015 год.

40. "Ансат" на татарском языке означает "удобный", "легкий".
В 1993 году на КВЗ было создано КБ, целью которого была разработка вертолета с максимальным взлетным весом в 3,3 т, который должен отвечать авиационным требованиям ФАР-29.

41. В феврале 1997 года "КВЗ" получает сертификат от авиарегистра МАК, который позволяет производить разработку этих вертолетов. Первый полет легкого многоцелевого вертолета "Ансат" был осуществлен в 1999 году летчиком-испытателем В.М.Русецким.

Летно-технические характеристики

Максимальная скорость 275 км/ч
Крейсерская скорость 220 км/ч
Макс. дальность полета с основными баками 520 км
Практический потолок 5500 м
Статический потолок вне зоны влияния земли 3300 м

Массовые характеристики
Макс. взлетная масса 3 300 кг
Макс. полезная нагрузка 1 184 кг
Двигатели ГТ (2хPW207K, Pratt&Whitney)
Мощность на взлетном режиме 630 л.с.
Мощность на чрезвычайном режиме 710 л.с

Размеры салона
Длина 5700 мм
Ширина 1770 мм
Высота 1370 мм
Объем 8,0 м3

Вместимость
Летный экипаж 1-2
Пассажиры 7+1

43. "Ансат" - единственный российский вертолет, оснащенный цифровой электрической системой дистанционного управления (КСУ-А). Наличие цифровой системы управления двигателями позволяет имитировать режим выключения двигателя без его остановки.

Транспортно-пассажирская модификация вертолета предназначена для выполнения широкого круга задач:
- перевозка грузов и пассажиров в удаленные и труднодоступные населенные пункты;
- использовать в качестве воздушного такси в городе и между населенными пунктами;
- доставка вахт рабочих на морские буровые установки;
- использование вертолета для корпоративных перевозок и авиации общего назначения.

45. Ресурсные испытания "Ансата" идут на "КВЗ" с 1999 года.

46. Учебная модификация вертолета "Ансат-У" предназначена для обучения пилотированию вертолета курсантов летных училищ и гражданских лиц, а также для переучивания пилотов и повышения их квалификации. Оснащение вертолета двумя газотурбинными двигателями в сочетании с дублированием основных наиболее важных агрегатов и систем обеспечивает высокий уровень безопасности полета в специфических условиях летного обучения.

47. Всю территорию нам фотографировать не разрешили, только отдельные вертолеты. Потому что секретов никто не отменял.

48. Нам повезло - мы застали испытательный полет Ми-17В-5. Машинка улетала на полчаса, потом вернулась.

49. Вот такую красоту производит КВЗ - одно из ведущих предприятий холдинга «Вертолеты России», перешагнувшее 70-летний рубеж. Предприятие не перестает наращивать темпы выпуска продукции из года в год. Рабочие лошадки, изготовленные в Казани, суммарно налетали более 50 миллионов летных часов по всему миру, выполняя самые различные миссии на службе человека. Главное, чтобы задачи человек выбирал все чаще мирные - а вертолеты не подведут!

Спасибо за подробную экскурсию директору по маркетингу и сбыту Казанского вертолётного завода Валерию Александровичу Пашко, начальнику механообрабатывающего производства Калюпа Игорю Николаевичу, Галине и Владе из пресс-службы.

Казанский вертолётный завод - изготовитель вертолетов типа Ми-8/17, который входит в вертолетостроительный российский концерн "Вертолеты России". Изготовленные в Казани вертолеты российского производства, налетали суммарно по всему миру. больше 50 миллионов часов полета За все время существования Казанского вертолётного завода более 12 тысяч вертолетов , Ми-14, Ми-4, Ансат, Ми-17 и их вариаций доставлено в сто стран мира.

История

Завод свою историю начинает с 04.09.1940, когда по приказу Народного Комиссариата авиационной промышленности был построен Ленинградский авиазавод № 387, который затем, во время войны эвакуировали в Казань и объединили с Казанским заводом обозных деталей номер 169. Так как в 1940 году была определена авиационная доля предприятия, именно от этой даты начинается история нынешнего Казанского вертолётного завода. Предприятие за годы войны произвело для фронта около одиннадцати тысяч бипланов По-2 - за это в 1945 году коллектив завода наградили орденом Красного Трудового Знамени. На заводе к1945 году изготовление военных самолетов выросло в месяц со ста до трсиат пятидесяти экземпляров (в 3,5 раза). Тут был создан каждый десятый военный самолет, произведенный авиационной промышленностью Союза советских социалистических республик во время торой мировой войны. Включившись активно в послевоенное возобновление народного хозяйства, а 1947-1951 годы завод произвел свыше 9 тысяч первых для страны С-4.(самоходных комбайнов).

Казанский вертолётный завод в 1951 году начал изготовление вертолетов Ми-1 - оно стало первым серийным производством винтокрылой техники в Союзе советских социалистических республик. Изготавливавшийся на заводе с 1954 года вертолет Ми-4 стал первым советским вертолетом, экспортируемым за рубеж. Предприятие в 1965 году начало серийное изготовление Ми-8 - популярнейшего и массовейшего среди всех вертолетов класса «Ми».

Завод № 387 в 1966 году переименовали в Казанский вертолетный завод. Предприятие в 1973 году освоило технологию производства Ми-14 - вертолета-амфибии, широко использующегося в морской авиации. Успехи, которых достиг трудовой коллектив были награждены в 1980 году Международной премией «Золотой Меркурий», а в 1970 году орденом Октябрьской Революции.

Несмотря на то, что в 90-е годы имелись объективные проблемы в развитии российской авиационной промышленности, завод получил право участия в международном рынке, был переделан в открытое акционерное общество, что позволило перевооружить производство, внедрить современные технологии сборки устройств сложной геометрии и обработки материалов.

Предприятие в 1993 году начало разработку Ансата - единственного спроектированного и созданного в России вертолета, в постсоветский период. Казанский вертолётный завод в 1997 получил от Авиационного Регистра МАК официальный сертификат, дающий возможность выполнять разработку вертолетов, а также появился первый снабженный электродистанционной системой прототип Ансата. Он совершил первый полет в 1999 году. Ансат в настоящий момент, наряду с вертолетом Ми-17, основным продуктом завода, включается в актуализирвоанный модельный ряд завода.

Казанский вертолётный завод в 2007 году вошел в концерн «Вертолеты России».

Продукция

Предприятие на сегодняшний день владеет инфраструктурой, характерной для машиностроительного многосерийного производства, обладает модернизированной технологическо-производственной базой, допускающей к производству и ремонту вертолетов: Казанский вертолётный завод производит весь цикл строительства вертолетной техники от проектирования и серийного выпуска до ее гарантийного сопровождения.

Ми-17 - многоцелевой средний вертолет, являющийся улучшенной версией вертолета Ми-8. На данный момент выпущено более одиннадцати тысяч вертолетов этого типа. В настоящее время на Казанский вертолётном заводе идет массовое производство трех основных вариаций:

Ми-172 - пассажирская вариация, предназначается для перевозки пассажиров. Производятся также специальные VIP-вариации;

Ми-17-В5 - транспортная вариация, предназначается для транспортировки груза на внешней подвеске и внутри кабины. Активно используется при проведении спасательных работ;

Ми-17-1В - многоцелевая вариация, на основе которой производятся вертолёты разного целевого назначения, включая госпиталь на вылете.

Ансат - многоцелевой легкий вертолет разработки непосредственно Казанского вертолетного завода. Серия вертолета Ансат развивается активно в двух направлениях: гражданском и военном. Закупается учебный вертолет «Ансат-У» Министерством обороны России для центров военной подготовки и летных училищ и поставляется серийно. При помощи быстросъемных установок многоцелевой вертолет Ансат способен оперативно переоснащаться для исполнения широкого типа задач: перевозка пассажиров, доставка грузов, патрулирование, поисково-спасательные операции, экстренная медицинская помощь, пожаротушение.

Согласно программе концерна «Вертолеты России» по созданию многоцелевого среднего вертолета Ми-38 предприятие ответственно за строительство опытных экземпляров вертолета и наладку его серийного изготовления.

Для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность их продукции проводится усовершенствование на протяжении всей жизни вертолета сервисного обслуживания. Для обслуживания эксплуатируемых на данный момент машин на Казанском вертолетном заводе есть модернизированная ремонтная база, обеспечивающая высокую степень ремонта и восстановления вертолетов.

Производство

Согласно задачам технического перевооружения завода продолжается оснащение его высокопроизводительным современнейшим оборудованием, внедряются унифицированные процедуры и процессы. Развитие промышленной базы направляется на сокращение издержек и, таким образом, на понижение себестоимости продукции, увеличение объемов продукции, которая выпускается. При этом поставлена задача увеличения надежности и качества выпускаемых вертолетов, увеличения спектра вертолетов по типоразмерам и доступным возможностям.

Опытно-конструкторское бюро и научно-исследовательская работа предприятия

Предприятие в качестве разработчика планирует строительство целевых вариаций и модернизирующихся версий вертолета Ансат; выполнение работ на сверхлегких вертолетах с массой до полутора тонн, до двух с половиной тонн. Совместно с открытым акционерным обществом «Московский вертолетный завод имени Миля М.Л. » осуществляется модернизации выпускаемых серийно вертолетов типа Ми-8/17 и предварительную подготовку к массовому производству вертолета Ми-38. Исследовательски-научная деятельность предприятия сконцентрирована на повышении экономического эффекта производства и технического уровня завода для получения разработок продукции, которая будет конкурентоспособна. Каждый год в изобретательской и рационализаторской деятельности участвует до двухсот человек. Из трехсот предложений, поданных ими внедряются в жизнь около тридцати патентов на промышленные образцы, изобретения, полезные модели и около двухста пятидесяти рационализаторских предложений.

Мы отправились смотреть Казанский вертолетный завод. В формате быстрой экскурсии трудно осветить всю работу предприятия. Обычно на такую съемку у меня уходит как минимум целый день. Но вот что успели посмотреть, то покажу.

Казанский вертолётный завод - производитель вертолетов семейства Ми-8/17, входящий в российский вертолетостроительный холдинг «Вертолеты России» госкорпорации «Ростех». Вертолеты российского производства, изготовленные в Казани, суммарно налетали более 50 миллионов летных часов по всему миру. За всю историю существования КВЗ более 12 000 вертолетов Ми-4, Ми-8, Ми-14, Ми-17, Ансат и их модификаций поставлено в 100 стран мира.

Свою историю завод исчисляет с 4 сентября 1940 г., когда приказом Наркомата авиапрома был создан ленинградский авиационный завод № 387, который позднее эвакуировался в Казань и объединился с казанским заводом обозных деталей № 169. Поскольку авиационная судьба предприятия была определена в 1940 г., именно с этой даты идет отсчет истории нынешнего КВЗ. За годы войны предприятие изготовило для фронта около 11 тыс. бипланов По-2. К 1945 г. производство боевых самолетов на заводе выросло в 3,5 раза: со 100 до 350 штук в месяц. Здесь был собран каждый десятый боевой самолет, выпущенный авиационной промышленностью СССР за годы Великой Отечественной войны.

В 1951 году КВЗ начал производство вертолетов Ми-1 - это было первое серийное производство винтокрылой техники в СССР. Вертолет Ми-4, производившийся на заводе с 1954 года, стал первым отечественным вертолетом, поставляемым на экспорт. В 1965 году предприятие приступило к изготовлению Ми-8 - самого массового и популярного из всех вертолетов семейства «Ми».

В 1993 году предприятие начинает разработку Ансата - единственного вертолета, спроектированного и созданного в России в постсоветский период. В 1997 КВЗ получает официальный сертификат от Авиационного Регистра МАК, позволяющий производить разработку вертолетов, а также был создан первый прототип Ансата с электродистанционной системой. В 1999 году совершил первый полет. В настоящий момент Ансат, наряду с основной продукцией завода вертолетом Ми-17 входит актуальный модельный ряд предприятия.

1. Посмотрим на агрегатно-сборочное производство вертолетов Ми-17 (и его семейства), Ансат и Ми-38.

2. На сегодняшний день предприятие имеет инфраструктуру, характерную для многосерийного производства машиностроительного профиля, обладает современной производственно-технологической базой, сертифицированной для производства и ремонта вертолетов: КВЗ осуществляет полный цикл создания вертолетной техники от разработки и серийного выпуска до её послепродажного сопровождения.

3. При стапельной сборке изделие собирают обычно на одном месте в сборочном приспособлении (стапеле), которое облегчает фиксацию в нужном положении и обжим собираемого изделия. На фото оснастка для фюзеляжа Ансата.

4. Часть днища Ми-17.

5. Почти готовый фюзеляж Ми-17.

6. Станок для сверления отверстий в шпангоуте, к которому крепится хвостовая балка.

7. Фюзеляжи Ансатов в разной степени готовности. На заводе

8. Семейство вертолетов Ми-8 выпускается с 1965 года и сейчас всего выпущено более 12 000 единиц. На Казанском вертолетов заводе выпущено более 7500 вертолетов.

9. Фюзеляж Ми-17В-5.

10. Ми-8/17 даже эксплуатируются в США. А для их компании а Афганистане они оказались незаменимыми в силу живучести и пригодностью к ремонту в полевых условиях.

11. На заводе сейчас выпускается три основные модификации вертолета: Ми-172 - пассажирская модификация, предназначена для перевозки пассажиров. Выпускаются также специальные VIP-модификации. Ми-17В-5 - транспортная модификация, предназначена для транспортировки груза внутри кабины и на внешней подвеске. Может использоваться для перевозки спасателей. Ми-17-1В - многоцелевая модификация, на базе которой выпускаются вертолёты различного целевого назначения, в том числе летающий госпиталь.

12.Всего было выпущено несколько десятков модификаций. Вертолет эксплуатируется в десятках странах.

13. А вот справа кабина Ми-38.

14. Начало проектирования Ми-38 - 1981 г. Презентация модели в Ле Бурже - 1989 г. Макет - август 1991 г. Презентация натурного макета - Мосаэрошоу - 1992 г. Начало изготовления двух опытных экземпляров - 1993 г. Презентация доработанного макета - МАКС-95. Многоцелевой вертолёт Ми-38 может применяться для перевозки грузов и пассажиров, в том числе VIP, использоваться в качестве поисково-спасательного вертолёта и летающей неотложки, для полётов над сушей и акваториями. Ми-38 имеет много прогрессивных особенностей (в частности: «стеклянная кабина» для двух пилотов и широкое использование композитных материалов, в том числе в несущем и хвостовом винтах). После долгого пути сейчас на заводе собирают первые серийные машины.

15. После сборки и проверки на герметичность борт красят.

17. Кабина Ми-17В-5

18. Ансаты. Опытные экземпляры.

19. Как сказали на заводе, они специально не стали делать композитный фюзеляж на Ансате. Во-первых, это разработка и внедрение новой технологии, а во-вторых - безопасность. Металл погнул при грубой посадке - это место видно. Кусок вырезали, залатали и снова в небо. А с композитным фюзеляжем так не получится. Да и просто место надлома не будет видно - только инструментальный контроль.

20. Директор по маркетингу и сбыту Казанского вертолетного завода Валерий Пашко и опытный Ансат. На штанге вынесены датчики барометрических приборов, чтобы корпус и винт не вносили в них помехи на испытаниях.

21. Ми-17В-5.

21. Специально для нас устроили небольшие показательные полеты.

23. Вертолет Ми-17 в среднем стоит 15 миллионов долларов.

24. Желтые коробки - гасители вибрации. С ними она уменьшается вдвое. Я летал на бортах без них - вибростенд еще тот.

25. Кабина. Вы можете даже этот борт купить. Он собран, облётан. Из него вытрясли все дефекты. Чудо, а не машина.

26. Вип-салон.

27. А летчик-испытатель, посадив Ми-17, перешел в Ансат.

28. Первый прототип вертолёта был собран в мае 1997 года. Первый полёт совершён в 1999 году. В 2011 году начался процесс сертификации гражданской версии вертолета. В августе 2013 был получен сертификат типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета. На данный момент заказчикам поставлено более 20 единиц.

31. Можно купить от 5 миллионов долларов, что в три раза дешевле чем Ми-17.

32. Кабина Ансата.

33. «Наземный компьютер».

34. Вип-салон.

35. Экипаж летчиков-испытателей: Виктор Русецкий и Геннадий Гончаров.

36. Конечно, тренажер.

37. За ручкой