Сущность и виды международных транспортных операций. Транспортное обслуживание международных экономических связей

Нормы международного транспортного права регулируют общественные отношения, составляющие предмет этой комплексной отрасли. Именно вследствие выполнения нормами регулятивной функции такие отношения приобретают правовую форму и становятся международными транспортными правоотношениями. Указанные правоотношения – это особая юридическая связь участников социальных процессов в области международной транспортной деятельности по осуществлению перевозок, которая возникает и существует на основании норм международного транспортного права. По сути, правоотношение является формой, в которой абстрактная норма данной комплексной отрасли получает конкретное выражение.

Как и любое правоотношение, международное транспортное правоотношение состоит из следующих элементов: объекта, содержания и субъектного состава правоотношения.

Объект правоотношения – это то, по поводу чего возникает и осуществляется деятельность его субъектов, их поведение; это то на что направлены их субъективные права и обязанности. Следовательно, объект международного транспортного правоотношения – это международная транспортная деятельность, связанная с перевозками.

Субъектный состав международного транспортного правоотношения – совокупность участников этого правоотношения. Ими могут быть индивиды (физические лица), юридические лица, государства. Минимальный состав субъектов правоотношения включает управомоченного субъекта и обязанного субъекта (грузоотправитель – перевозчик; грузоотправитель – транспортный экспедитор; перевозчик – грузополучатель; перевозчик – представитель таможенного органа и т.д.).

Субъекты правоотношения обладают правосубъектностью, т.е. социально-правовой возможностью быть участниками международных транспортных правоотношений. Элементами правосубъектности являются правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъектов правоотношения.

Субъективные права субъектов международного транспортного правоотношения – это мера дозволенного поведения субъектов международного транспортного правоотношения. Субъективные обязанности – мера должного поведения субъектов международного транспортного правоотношения.

Поскольку международное транспортное право является комплексной отраслью, ему присущи три вида правоотношений: правоотношения международного публичного, международного частного и международного административного характера. Рассмотрим каждый из них.

В результате урегулирования нормами международного публичного права определенных общественных отношений они приобретают правовую форму и становятся международными публичными правоотношениями. Эти отношения в сфере транспортной деятельности являются международными публичными транспортными правоотношениями. Существенная особенность международного публичного права заключается в том, что оно "регулирует исключительно межвластные отношения между государствами". Это значит, что, во-первых, в таких отношениях государства осознано добровольно ограничивают свой суверенитет, беря на себя определенные обязанности.

Во-вторых, субъектами международных публичных отношений выступают государства. Если в рамках национальных правовых систем правоотношения складываются между властными структурами государства, между этими структурами и физическими, юридическими лицами, и, наконец, между самими физическими и юридическими лицами, то существующая параллельно международная публично-правовая система характеризуется правоотношениями только между государствами. В нашем случае – между государствами в связи с транспортной деятельностью.

Далее. Регулируются международные публичные правоотношения нормами международного публичного права. Они представляют собой, по сути, правила-соглашения между независимыми субъектами межвластных международных отношений. Другими словами, государства сами для себя устанавливают правовые нормы. В то время как в национальных правовых системах государство устанавливает правовые нормы главным образом для таких субъектов правоотношений, как индивиды и юридические лица.

Поскольку паритет является основным принципом признания действительности норм международного публичного права, обязанности и права субъектов международных публичных отношений (т.е. содержание отношений) являются взаимными и равными. Этот принципиальный момент можно наглядно подтвердить положением, сформулированным в преамбуле Чикагской конвенции и касающемся одной из целей ее принятия. Она заключается в том, чтобы международные воздушные сообщения могли устанавливаться на основе равенства возможностей. В Конвенции также указывается, что права на осуществление регулярных и нерегулярных полетов на территорию или транзитные беспересадочные полеты через территорию суверенного государства одинаковы для договаривающихся государств и исключают какие-либо привилегии (ст. 5, 6).

Центральное место среди правоотношений международного транспортного права занимают частноправовые отношения. При их рассмотрении необходимо иметь в виду, что наряду с отношениями собственности с участием иностранных физических и юридических лиц, внешнеторговыми отношениями, наследственными отношениями по поводу имущества, находящегося за рубежом, и некоторыми другими международные транспортные частноправовые отношения составляют предмет международного частного права. Из этого следует, что качества, присущие международным частноправовым отношениям, распространяются и на международные транспортные частноправовые отношения.

При анализе последних требуют рассмотрения прежде всего такие составляющие их понятия, как "международные" и "частноправовые".

Как справедливо подчеркивается в учебнике по международному частному праву авторского коллектива Московской государственной юридической академии, в контексте международного частного права термин "международный" отличается по содержанию от такого же термина, применяемого в международном (публичном) праве, для которого он, по сути, является синонимом понятия "межгосударственный".

В рамках международного частного права понятие "международные отношения" означает отношения, выходящие за пределы одного государства и связанные с правовыми системами разных государств. Применительно к международному транспортному праву это связано с пересечением государственной границы и выполнением условий договора перевозки на территории иностранного государства. Тот факт, что значительная часть общественных отношений международного транспортного права носит частноправовой характер, имеет существенное значение.

Частноправовые отношения – это отношения по принадлежности и использованию имущества на основании юридического равенства их участников, автономии их воли и имущественной самостоятельности. Именно указанные юридические категории присущи частноправовым отношениям международного транспортного права. Таким образом, понятия "международные" и "частноправовые", применяемые к отношениям международного транспортного права, имеют свое конкретное содержание и неразрывно связаны между собой. Основанием для их объединения служит так называемый "иностранный элемент". Он присущ международным сделкам и означает, что субъектами правоотношений выступают физические и юридические лица разных государств, что объектом правоотношений является имущество, находящееся за рубежом, и что юридические факты, в результате которых правоотношения возникают, имеют место на территории иностранного государства.

Относительно международных перевозок это проявляется в том, что участники транспортных договорных отношений – грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель – могут представлять разные государства, а договор перевозки может быть заключен за рубежом.

Договорные отношения, регулируемые международным транспортным правом, относятся к обязательственным правоотношениям. Как таковые они опосредуют динамику имущественных отношений частноправового характера, выражающуюся, например, при перевозке груза в передаче перевозчику имущества в виде груза для его перемещения в пространстве через государственную границу с последующим вручением получателю. Эти отношения устанавливаются по воле участвующих в них лиц. Основанием возникновения имущественных отношений является договор международной перевозки. Для этих частноправовых отношений характерно равенство сторон, независимость их друг от друга. Юридическая независимость сторон означает, что ни одна из них не может диктовать другой стороне свои условия, давать ей обязательные для исполнения указания.

Если управомоченная в этих правоотношениях сторона и вправе требовать определенного поведения обязанной стороны, то только в силу существующего между ними договора международной перевозки или прямого указания нормативного источника. Так, отправитель груза вправе требовать проверки перевозчиком веса груза или его количества, содержимого грузового места (п. 3 ст. 8 КДПГ), давать указания в отношении распоряжения грузом (п. 3 ст. 12 Монреальской конвенции 1999 г.).

Прямые указания нормативных источников относительно обязательности распоряжений одной стороны международных транспортных правоотношений для другой касаются вопросов правильности загрузки транспортных средств, обеспечения безопасности перевозки и некоторых других. В частности, в соответствии со ст. 3 Соглашения между Дунайскими пароходствами Болгарии, Венгрии, Румынии, СССР и Чехословакии об общих условиях перевозок грузов 1956 г. в случае, когда погрузка судна производится грузоотправителем, он обязан выполнять все требования капитана (шкипера) судна, касающиеся погрузки и укладки грузов в грузовых помещениях и на палубе.

Специфика международных транспортных частноправовых отношений прослеживается не только при их рассмотрении как единого целого, но и при исследовании отдельных составляющих их элементов, к числу которых относятся объекты, субъекты и содержание.

Объектом международных транспортных частноправовых отношений является то материальное благо, по поводу которого возникает правоотношение, осуществляется деятельность его участников, – это услуга по международной перевозке. В теории гражданского права подобные услуги получили название "действия". Суть таких действий – услуг по международной перевозке груза заключается в принятии перевозчиком груза вместе с необходимыми документами от грузоотправителя, транспортировке его по установленному маршруту, решении всех формальностей на границе, своевременной доставке груза в сохранности в пункт назначения и вручении его грузополучателю.

Субъекты международного транспортного частноправового отношения – физические и юридические лица. Под термином "физические лица" следует понимать как граждан соответствующего государства, так и иностранных граждан, а также лиц без гражданства. Среди юридических лиц могут быть иностранные юридические лица.

Субъектами международного транспортного частноправового отношения являются главным образом участники договоров об организации и осуществлении перевозок с пересечением государственной границы.

Содержание международного транспортного частноправового отношения составляют субъективные права и субъективные обязанности его участников. Оба элемента неразрывно связаны друг с другом. Так, для того чтобы грузоотправитель мог реализовать свое право на доставку груза с пересечением государственной границы в пункт назначения, перевозчик должен выполнить обязанность по осуществлению международной перевозки груза и вручению его получателю. Следовательно, субъективное право и субъективная обязанность возникают одновременно. Суть субъективного права как элемента международного транспортного частноправового отношения заключается в предоставлении его участнику (субъекту) возможности требовать соответствующего поведения от обязанного субъекта правоотношения, подкрепленного системой гарантий вплоть до использования мер государственного принуждения. В соответствии с транспортными конвенциями и соглашениями грузоотправитель вправе требовать от перевозчика выполнения услуг по перевозке, при этом он как участник международного транспортного частноправового отношения может заявить требование о возмещении причиненного ему вреда непосредственно причинителю (перевозчику), используя установленную претензионную процедуру. При невозмещении вреда в добровольном порядке принудительное возмещение возможно с помощью судебных органов.

Субъективная обязанность представляет собой меру должного поведения участника (субъекта) международного транспортного отношения, является противоположностью субъективного права. То, что вправе требовать грузоотправитель, должно быть исполнено перевозчиком.

Как и в любом правоотношении, субъекты международного транспортного частноправового отношения имеют нрава, несут обязанности. Так, грузоотправитель имеет право требовать доставки груза в пункт назначения, но вместе с тем он обязан оплатить оказываемую услугу. С другой стороны, перевозчик обязан перевезти груз и вручить его получателю, но у него имеется право требовать оплаты услуги по перевозке.

Следующая разновидность международных транспортных правоотношений – международные административные правоотношения, связанные с транспортной деятельностью по перевозкам, которые имеют свои особенности. Одна из них заключается в том, что это отношения власти и подчинения. Требованиям компетентного органа в транспортной сфере, облеченного властными полномочиями, вторая сторона правоотношения обязана безоговорочно подчиняться (обязательность требований таможенных органов – ст. 33 Конвенции МДП; лица, уполномоченного регулировать дорожное движение, – п. 2 ст. 6 Конвенции о дорожном движении 1968 г.; капитана морского торгового порта – ст. 76 КТМ РФ и т.п.).

В этом принципиальное отличие международных административных отношений от международных частноправовых отношений в области транспортной деятельности, которым присуще, как уже отмечалось, равенство сторон.

Следующая особенность этих отношений касается субъектного состава. В данных отношениях одна из сторон является субъектом государственного управления, в руках которого сконцентрирована власть. Следовательно, она обладает приоритетом воли в отношениях со второй стороной, в первую очередь с перевозчиком.

Еще одна особенность международных административных правоотношений, связанных с транспортной деятельностью по перевозкам, состоит в том, что в сфере государственного управления действуют особого рода субъекты – органы исполнительной власти. Они реализуют свои властные полномочия, прямо и непосредственно выражая волю и интересы государства.

Хотя международные административные правоотношения в указанной сфере возникают по инициативе любой из сторон, однако согласие или желание второй стороны (перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя) не является обязательным условием их возникновения. Более того, такие отношения могут возникать и вопреки желанию второй стороны. Субъекты исполнительной власти в рамках своих полномочий требуют безусловного подчинения их распоряжениям. При этом они вправе применять предусмотренные административно-правовой нормой меры ответственности. Об этом имеются прямые указания в международных и национальных источниках (ст. 36 Конвенции МДП), ст. 12 Чикагской конвенции, ст. 65 Воздушного кодекса РФ и др.).

Наделение исполнительных органов полномочиями по привлечению нарушителей публично-правовых интересов к административной ответственности обусловлено тем, что в административно-правовых отношениях в отличие от гражданско-правовых, для которых характерна ответственность одной стороны перед другой, установлен другой порядок, согласно которому ответственность одной стороны наступает непосредственно перед государством в лице его компетентных органов.

Транспортные связи -- важная и непременная составляющая функционирования международных экономических отношений. Транспортные средства обеспечивают движение товаров и услуг на мировых рынках от поставщиков к потребителям. Функционально транспорт обслуживает непосредственно процесс обращения, сливаясь с ним полностью. Вне транспортного обслуживания трудно себе представить процесс обращения товаров и услуг.

Транспортировка товаров и услуг как бы продолжает процесс производства. Затраты на транспортировку созданной продукции добавляются к общим затратам данного товара и входят в себестоимость и цену. Они составляют дополнительные издержки обращения и выступают в качестве важного компонента цены. При этом доля транспортных затрат в цене может быть весьма существенной (до 30% себестоимости продукции). Поэтому успех внешнеторгового контракта и его экономическая эффективность в немалой степени зависят от того, как перевозится тот или иной груз, использованы ли для перевозки самые экономичные и быстроходные транспортные средства .

Транспортный фактор всегда рассматривался в качестве важной предпосылки интенсификации мировой торговли. Великие географические открытия XVI--XVIII веков были непосредственно обусловлены ростом морского судоходства, что дало мощный толчок развитию мировой торговли. Овладев силами паровой и электрической энергии в XIX веке, человечество существенно усовершенствовало средства транспорта. Пароходы, железные дороги сделали настоящую революцию на транспорте. Все это в свою очередь способствовало дальнейшему развитию мирохозяйственных связей. Международные хозяйственные отношения обусловливают громадные потоки передвижения товаров из одних стран в другие. Сама по себе транспортная сеть сформирована в рамках национальных экономических систем. Все виды транспорта (за исключением морского) имеют, прежде всего, внутрихозяйственные цели для своего функционирования. Вместе с тем они обслуживают и международные перевозки. По мере расширения и углубления международной торговли развиваются и международные транспортные связи; Важнейшими факторами их постоянного роста и качественного совершенствования являются:

1) темпы и объемы внешнеэкономической деятельности;

2) научно-технический прогресс, использование достижений которого непосредственно влияет на качество транспортных средств.

Транспортное обслуживание международных экономических отношений осуществляется в двух направлениях: перевозка товарных грузов и перевозка пассажиров. Мы рассмотрим главным образом первое направление, ибо оно непосредственно связано с внешнеторговыми контрактами. За последние 20--25 лет наметилась тенденция к сокращению объемов перевозимых грузов. В начале 70-х годов суммарный объем международных перевозок оценивался в 4,5--4,6 млрд т. В 1996 г. тоннаж перевозок сократился до 3,8 млрд т. Это факт свидетельствует не о падении темпов международной торговли, а о качественных переменах в структуре товарообмена, где сократилась доля топливно-сырьевой продукции как наиболее «транспортоемкой» .

Транспорт - это совокупность путей сообщения и подвижных перевозочных средств, а также различных сооружений и устройств, создающих оптимальные условия для их взаимодействия. Благодаря транспорту создаются необходимые условия для завершения производственных процессов по выработке различной продукции. Продукцией транспорта следует считать непосредственно сам процесс перемещения товаров от изготовителя к потребителю. Существенной особенностью транспорта является его особое место в международном товарообмене. С одной стороны, транспорт в международном разделении труда является необходимым условием его осуществления, а с другой стороны, транспортная индустрия выступает на международных рынках экспортером своей продукции, реализуемой в виде транспортной услуги.

Особенностью транспорта во внешнеэкономической деятельности является подверженность его продукции - транспортной услуги - воздействию всех факторов, характеризующих развитие рыночной экономики. Прежде всего, это относится к колебаниям цен на топливо, соотношению спроса и предложения на перевозку грузов, состоянию политических и экономических отношений различных государств и другие факторы.

Процесс перемещения товаров, сырья, материалов и людей является необходимым условием функционирования всех видов внешнеэкономической деятельности. Использование транспорта необходимо в международной торговле товарами, в производственно-сбытовой кооперации, строительстве объектов за рубежом и в Казахстане с помощью инопартнеров, деятельности предприятий с зарубежными инвестициями, организации туризма, при организации международных выставок и ярмарок .

Транспорт и внешнеэкономическая деятельность находятся в тесной взаимосвязи и оказывают большое влияние друг на друга.

При осуществлении внешнеэкономической деятельности необходимо выполнять сложный и специфический комплекс транспортных операций, обеспечивающих обработку и перемещение огромных масс различных товаров на большие расстояния от изготовителей до потребителей (табл. 1).

Необходимо выделить три группы транспортных операций, связанных между собой последовательностью их осуществления во временном разрезе.

Таблица 1 - Классификация транспортных операций во внешнеэкономической деятельности

Признак классификации

Виды операций

По предмету транспортных операций

Грузовые, пассажирские, багажные

По виду транспорта

Водные (морские, речные), железнодорожные, воздушные, автомобильные, трубопроводные, смешанные перевозки (участвуют два или более видов транспорта)

В зависимости от транспортной характеристики товара

С сухим грузом; навалочные, руда, уголь, зерно, цемент, минеральные удобрения, генеральные или штучные. С наливным грузом: нефть и нефтепродукты, растительные масла, жиры, вино, жидкие химические грузы и другие.

По периодичности

Регулярные и нерегулярные перевозки: линейное и трамповое судоходство, регулярное воздушное сообщение и чартерные рейсы.

В зависимости от порядка прохождения границы

Перегрузочные и бесперегрузочные перевозки

По виду транспортно- технологической системы

Контейнерные, паромные, лихтерные, ролкерные

В зависимости от завершения перевозки в соседней стране

Соседские, транзитные, кольцевые

По виду сообщений

Прямые, непрямые: ломаные с несколькими перевозчиками, с переотправкой по одному или нескольким договорам перевозки

В зависимости от состава участников

Осуществляемые изготовителем товара, продавцом или покупателем, заказчиком товара, перевозчиком, посредником

В зависимости от места проведения

Осуществляемые внутри страны и на территории других стран

Первая группа операций включает в себя действия, предшествующие реализации внешнеторговой сделки. В эту группу транспортных операций входят такие действия: планирование внешнеторговых перевозок, анализ конъюнктуры транспортных рынков, тарифов и условий перевозки товаров в регионе, планирование транспортных расходов. Вторая группа транспортных операций возникает в процессе реализации внешнеторговой сделки и состоит из включения транспортных условий в контракт, подготовки товара к транспортировке, заключения договоров перевозки и их оформления, разработки транспортной и товаросопроводительной документации, страхования, организации контроля за движением груза, расчетов продавца или покупателя с перевозчиком, оформления таможенных, пограничных, санитарных, ветеринарных операций.

После завершения внешнеторговой сделки осуществляется третья группа транспортных операций, включающая в себя возможные споры между грузополучателем и перевозчиком, экспортером (продавцом) и импортером (покупателем) .

В транспортном процессе все его участники: изготовители продукции, заказчики, покупатели, перевозчики, посредники - вступают в сложные экономические и коммерческо-правовые отношения, регулируемые различными нормативными актами, национальными законодательствами и международными правовыми нормами, обычаями.

Поэтому транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности представляет собой систему, состоящую из совокупности технических, технологических элементов, экономических, коммерческо-правовых, организационных воздействий, различных методов управления транспортными операциями в сфере производства, обращения и потребления продукции, товаров, перемещаемых между сторонами .

Процесс доставки товара в международной торговле включает прежде всего его перевозку от внутреннего пункта производства А до пограничного пункта (порта) Б страны-экспортера; далее международную транзитную или морскую перевозку от пункта Б до пограничного пункта (порта) В страны-импортера (если страны-партнеры по торговле не имеют общей сухопутной границы); и, наконец, транспортировку товара от пункта В до внутреннего пункта его потребления Г (рис. 20.1).

Под транспортными операциями в их непосредственном значении понимается обеспечение перевозки груза на участках А-Б; Б-В; В-Г. Эти операции осуществляются по договору перевозки между грузовладельцем и перевозчиками соответствующих видов транспорта общего пользования, к которым относятся перевозочные средства и постоянные устройства, принадлежащие транспортным организациям, предоставляемые грузовладельцам по договорам.

Транспортные операции считаются международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на внешних относительно страны-экспортера и страны-импортера участках маршрута перевозки Б-В. Правоотношения, возникающие в таких транспортных операциях между отправителями и получателями грузов, а также между ними и перевозчиками, имеют международный характер.

Рис. 20.1. Схема процесса доставки товара в международной торговле

Осуществляя международные транспортные операции, перевозчики оказывают грузовладельцам транспортные услуги, которые являются специфическим товаром международной торговли. Международные транспортные услуги продаются и покупаются на международных транспортных рынках. Цены транспортных услуг (тарифы, фрахты, сборы и т.д.) и другие условия их предоставления, в одних случаях являются предметом переговоров между заинтересованными сторонами, а в других - устанавливаются самими перевозчиками.

Уровень тарифов (фрахтовых ставок - на перевозки грузов на морском транспорте) тесно связаны с погрузочным объемом, длиномерностью или тяжеловесностью груза, его стоимостью, состоянием товарного рынка, конъюнктурой фрахтового рынка, условиями рейса судна и связанными с ними расходами. Большую роль играют качественные характеристики груза: его совместимость с другими грузами, род упаковки, его способность влиять на устойчивость судна, подверженность порче и хищению и др.

Таким образом, услуги по перевозкам грузов являются предметом купли-продажи на различных транспортных рынках. Страны, участвующие в междуна­родных экономических связях, продавая и покупая через свои грузовладельческие, транспортные и другие организации транспортные услуги, осуществляют экспорт и импорт своих товаров.

Взаимоотношения участников транспортного процесса регулируются транспортными условиями договора купли-продажи, договорами перевозки, а также другими письменными документами.

В международных перевозках транспортные операции начинаются и завершаются внешнеторговыми сделками, а затраты на транспортировку непосредственно учитываются и включаются в цену товара.

Осуществление процесса транспортировки товара от производителя (продавца) до потребителя (покупателя) связано с необходимостью подготовки его к перевозке, выбору наиболее рациональных транспортных средств и способа транспортирования, а также выполнения ряда коммерческих, санитарно-эпидемиологических и других операций. Для этого в соответствии с транспортными условиями договора купли-продажи товара продавец и покупатель должны заключить договора перевозки и страхования, оплатить расходы по доставке груза перевозчику, комиссионные вознаграждения, а также застраховать товар от возможных рисков.

Различные варианты контрактов по экспорту и импорту товаров изложены в специальном сборнике Международной торговой Палаты (2000, который называется ИНКОТЕРМС-2000 г., а также в целом ряде других международных соглашений. Они в комплексе регламентируют организацию международных перевозок.

В мире не существует особого, обособленного от национальных транспортных систем международного транспорта, предназначенного исключительно для международных перевозок. Международные перевозки обслуживаются национальными перевозчиками различных стран, использующими для этого свой подвижной состав, а также транспортные сети (железнодорожные, автомобильные, речные, воздушные) и транспортные узлы, относящиеся к транспортным системам отдельных стран.

Международные перевозки - это перевозки грузов и пассажиров из одной страны в другую на взаимно согласованных или принятых на международном уровне экономических и правовых условиях.

Под международной перевозкой грузов понимают перевозку грузов для нужд промышленности или торговли за плату или без таковой в том случае, когда на пути следования имеется, по крайней мере, один переезд границы между двумя странами.

Международным перевозкам присущи два основных признака:

1) они осуществляются между двумя и более странами;

2) их выполнение регулируется условиями, установленными международными соглашениями.

Первый признак следует из особенности международного транспорта, которая состоит в наличии иностранного элемента: перевозка выполняется за границу. При этом возникают специфические вопросы транспортного характера, отличающие международные перевозки от внутренних.

Второй признак связан со спецификой правовых отношений при международных перевозках. Поступление грузов и пассажиров на территорию иностранного государства может осуществляться в двух различных юридических ситуациях: при наличии двустороннего или международного соглашения о международном сообщении либо при его отсутствии. Различия в эксплуатации тех или иных видов транспорта в разных государствах часто не позволяют осуществить перевозку на дорогах на основании норм внутреннего права (особенно это касается железнодорожного транспорта). Для устранения возникающих трудностей на практике заключают международные соглашения о перевозке.



Перевозки не являются международными, когда транспортный процесс ограничен территориальными пределами одного государства, несмотря на то, что один из его участников (грузоотправитель, грузополучатель, пассажир или перевозчик) - иностранец. В таких ситуациях могут возникать международно-правовые вопросы, но они не затрагивают процесса международного перемещения.

Международные перевозки классифицируют по ряду признаков.

В зависимости от предмета транспортных операций их подразделяют на перевозки грузов, пассажиров, грузобагажа.

В зависимости от вида транспорта выделяют перевозки водные (морской и речной транспорт); наземные (железнодорожный и автомобильный транспорт); воздушные (авиационный транспорт); трубопроводные (нефтепровод, газопровод).

По количеству используемых транспортных средств перевозки бывают прямого сообщения (обслуживаются одним видом транспорта) и смешанного сообщения (используются два и более видов транспорта).

В зависимости от периодичности транспортных операций перевозки бывают регулярными (линейными) и нерегулярными (чартерными).

С учетом порядка прохождения пограничных пунктов (пунктов следования) перевозки подразделяют на бесперегрузочные (беспересадочные) и перегрузочные (пересадочные).

По характеру перевозки на территории иностранного государства выделяют перевозки соседские (груз доставляется в соседние страны); транзитные (маршрут проходит через промежуточные страны); сквозные (например, Москва - Калининград через Беларусь и Литву).

В зависимости от состава участников перевозочного процесса перевозки подразделяют на осуществляемые изготовителем товара, продавцом или покупателем, перевозчиком, посредником.

В зависимости от места проведения перевозки могут осуществляться внутри страны или на территории других стран. К первой группе операций относятся организация доставки груза к пограничным пунктам, передача грузов, транспортных средств и различного транспортного оборудования за границу. Ко второй группе операций, осуществляемых за рубежом, относится переадресование груза, заключение нового договора перевозки, транспортно-экспедиторское, агентское, лизинговое, брокерское и другие виды обслуживания внешнеторгового грузооборота и транспортных средств.

Процесс транспортировки груза, его доставку к месту потребления, можно разделить на основной (перевозочный, выполняемый транспортом) и дополнительный (охватывающий комплекс различных, сложных и трудоемких операций, связанных с перевозкой груза, но выходящих за пределы обязанностей перевозчика) этапы.

В свою очередь все операции можно разделить на три основных группы.

Первая группа транспортных операций включает действия, предшествующие реализации внешнеторговой сделки. В нее входят: планирование внешнеторговых перевозок; анализ конъюнктуры транспортных рынков, тарифов и условий перевозки товаров в регионе; планирование транспортных расходов и т.д.

Вторая группа транспортных операций появляется в процессе реализации внешнеторговой сделки и состоит:

Из включения транспортных условий в контракт;

Подготовки товара к транспортировке;

Заключения договоров перевозки и их оформления;

Разработки транспортной и товаросопроводительной документации;

Страхования;

Организации контроля за движением груза;

Расчетов продавца или покупателя с перевозчиком;

Оформления таможенных, пограничных, санитарных, ветеринарных операций.

После завершения внешнеторговой сделки осуществляется третья группа транспортных операций, включающая в себя возможные споры между грузополучателем и перевозчиком, экспортером (продавцом) и импортером (покупателем).


1.Сущность международных транспортных операций

Транспортные связи -- важная и непременная составляющая функционирования международных экономических отношений. Транспортные средства обеспечивают движение товаров и услуг на мировых рынках от поставщиков к потребителям. Функционально транспорт обслуживает непосредственно процесс обращения, сливаясь с ним полностью. Вне транспортного обслуживания трудно себе представить процесс обращения товаров и услуг.

Транспортировка товаров и услуг как бы продолжает процесс производства. Затраты на транспортировку созданной продукции добавляются к общим затратам данного товара и входят в себе-стоимость и цену. Они составляют дополнительные издержки об-ращения и выступают в качестве важного компонента цены. При этом доля транспортных затрат в цене может быть весьма существенной (до 30% себестоимости продукции). Поэтому успех внешнеторгового контракта и его экономическая эффективность в немалой степени зависят от того, как перевозится тот или иной груз, использованы ли для перевозки самые экономичные и быстроходные транспортные средства.

Транспортный фактор всегда рассматривался в качестве важной предпосылки итенсификации мировой торговли. Великие географические открытия XVI--XVIII веков были непосредственно обусловлены ростом морского судоходства, что дало мощный толчок развитию мировой торговли. Овладев силами паровой и электрической энергии в XIX веке, человечество существенно усовершенствовало средства транспорта. Пароходы, железные дороги сделали настоящую революцию на транспорте. Все это в свою очередь способствовало дальнейшему развитию мирохозяйственных связей.

Международные хозяйственные отношения обусловливают громадные потоки передвижения товаров из одних стран в другие. Сама по себе транспортная сеть сформирована в рамках национальных экономических систем. Все виды транспорта (за исключением морского) имеют, прежде всего, внутрихозяйственные цели для своего функционирования. Вместе с тем они обслуживают и международные перевозки. По мере расширения и углубления международной торговли развиваются и международные транспортные связи; Важнейшими факторами их постоянного роста и качественного совершенствования являются: 1) темпы и объемы внешнеэкономической деятельности;

2) научно-технический прогресс, использование достижений которого непосредственно влияет на качество транспортных средств.

Транспортное обслуживание международных экономических отношений осуществляется в двух направлениях: перевозка товарных грузов и перевозка пассажиров. Мы рассмотрим главным образом первое направление, ибо оно непосредственно связано с внешнеторговыми контрактами. За последние 20--25 лет наметилась тенденция к сокращению объемов перевозимых грузов. В начале 70-х годов суммарный объем международных перевозок оценивался в 4,5--4,6 млрд т. В 1996 г. тоннаж перевозок сократился до 3,8 млрд т. Это факт свидетельствует не о падении темпов международной торговли, а о качественных переменах в структуре товарообмена, где сократилась доля топливно-сырьевой продукции как наиболее «транспортоемкой».

Лизинг в международном бизнесе и договор как правовая форма регулирования лизинговых сделок в РФ

Наибольшее распространение в международной коммерческой практике приобрела долгосрочная аренда, получившая название лизинговые операции. Лизинг как своеобразная форма аренды существенно отличается от других ее форм, от сдачи в наем...

международный лизинг и его роль в современной экономике

В мировой практике реализация схем международного лизинга находится под влиянием особенностей правовой среды государств-участников, что в свою очередь определяется системой факторов правовой среды...

Организация и техника проведения международных торгов с участием российских предприятий

Международные торги - международные конкурсы на право получения заказов, связанных с поставкой оборудования, строительством объектов, выполнением инжиниринговых услуг в разных странах. Условия таких конкурсов объявляются заранее ...

Транспортные связи -- важная и непременная составляющая функционирования международных экономических отношений. Транспортные средства обеспечивают движение товаров и услуг на мировых рынках от поставщиков к потребителям...

Организация международных перевозок в сфере внешнеэкономической деятельности. Базисные условия поставки

Основной объем грузооборота мировой внешней торговли приходится на международные морские перевозки - почти 65% . Перевозки грузов в заграничном плавании выполняются между портами Казахстана и зарубежных стран...

Организация расчетных отношений в международном экономическом обороте

Международные расчеты представляют собой систему организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим при осуществлении внешнеэкономической деятельности между государствами...

Роль международных взаиморасчетов

Торгово-экономические отношения России и стран Северной Америки

Современное мировое общественное развитие характеризуется усилением связей и взаимодействия между странами. Тенденция к объединению вызвана потребностью решения стоящих перед человечеством глобальных проблем, таких...

Среди всех видов транспорта самым распространенным в международной торговле является морской транспорт. Этот вид транспорта обеспечивает примерно 65% объема международных грузовых перевозок...

Транспортные операции во внешнеэкономической деятельности предприятия

Международные транспортные связи подлежат международно-правовой регламентации довольно давно. Первые попытки международных соглашений, которые касались бы общих правил перевозки и страхования грузов, относятся к XVII-XVIII векам...

Услуги как объект международной торговли

Сфера услуг завоевывает в последние десятилетия все более устойчивые позиции в мировой экономике. Для многих стран характерны увеличение объемов производства услуг, возрастание доходов от сервисной деятельности...

Участие России в международных финансовых институтах

В организационном плане одним из действительно ключевых элементов финансовой системы любой страны с развитой рыночной экономикой являются финансовые рынки и финансовые институты...

Формы международных расчетов, применяемые при расчетах по экспорту и импорту товаров

Значительная часть операций в иностранной валюте, осуществляемых уполномоченными банками, связана с обслуживание международного товарного оборота, т. е. с расчетами за товары и услуги...

Ценовая политика в международном бизнесе, виды цен на рынке международных транспортных перевозок

Особыми факторами, определяющими уровень цен на внешнем рынке, являются условия платежа и базисные условия поставок в международных сделках купли-продажи товаров, а также специфика форм внешней торговли (встречная торговля...