Минимальный размер оплаты труда. Влияет ли повышение мрот на зарплату бюджетников Подгоняют цифры под отчет

Методы подбора специалистов и правила ведения документации. Стратегия управления персоналом и тонкости трудового законодательства. Как кадровый работник вы не понаслышке знаете, как много навыков и знаний требует эта профессия.

Мы тоже знаем, насколько сложны и многогранны задачи специалиста по кадрам. Понимаем, как важно вовремя и в полном объеме получать специализированную информацию. Осознаем, как сложно порой бывает трактовать законы и применять их на практике.

В помощь вам мы создали официальный сайт журнала «Справочник кадровика» - портал, где собрана вся важнейшая профессиональная информация.

Регистрация на Prо-personal.ru - это:

    О работе с персоналом и кадровом делопроизводстве - каждый день.

    Оперативная информация об изменениях в трудовом законодательстве.

    Разъяснения Роструда, комментарии экспертов, анализ судебной практики.

    Практические советы, пошаговые инструкции для всех ключевых процессов.

В команде проекта работают опытные эксперты в области кадрового дела и трудового законодательства. Результат их труда - материалы, которые облегчают труд кадровых специалистов на всех этапах: от формирования штата до оформления отчетов и взаимодействия с ГИТ.

Мы стремимся создать информационное пространство, где профессиональные кадровики найдут все необходимое для эффективной работы. В электронной версии журнала вы найдете не только полезные статьи, но также множество сервисов, которые существенно облегчат вашу работу. В их числе:

    Калькуляторы пенсионных выплат, других пособий.

    Производственные календари с функцией расчета норм рабочего времени.

    Графики диспансеризаций.

Используйте бесплатный демо-доступ, чтобы на практике оценить информативность и практическую ценность материалов.

Регистрируйтесь, чтобы использовать возможности кадрового портала максимально эффективно.

Величина заработной платы российских бюджетников урегулирована на федеральном уровне. Оплата за полностью отработанный период не может быть ниже определенного государством значения. За основу в этом случае берется так называемый МРОТ - минимальная сумма платы за труд. Это тот индикатор выплат за выполнение профессиональных обязанностей, на который должны ориентироваться работодатели.

Повышение МРОТ и зарплата бюджетников: есть ли зависимость

От величины МРОТ напрямую зависит и трудовой доход бюджетников. Он не может быть ниже, чем установленный минимальный размер.

Внимание! Легально работодатель сможет платить меньше определенного минимума тогда, когда работник отрабатывает положенный период не полностью, либо трудится по совместительству, не на полную ставку.

При повышении минимальной суммы по Российской Федерации корректируются в большую сторону и оплата труда тех бюджетников, что в результате такого увеличения стала ниже определенного государством порога. У той категории, чьи трудовые доходы сравнялись либо превысили законодательно урегулированное значение, все остается на прежнем уровне.

Зависит ли зарплата бюджетников от величины МРОТ


Чтобы понять, как зависит доход от работы сотрудников бюджетной сферы от величины МРОТ, рассмотрим следующие примеры.

Пример № 1. Гражданка А. работает на предприятии и ее трудовой доход на 1 мая 2018 года составлял 10 000 рублей. Так как после увеличения порога оплаты с 1 мая 2018 года до 11 163 руб. размер стал ниже определенного государством значения, ее зарплату подняли на 2 000 руб. Пример № 2. Гражданин Б. трудится в учреждении и его зарплата до 1 мая 2018 года составляла 15 000 руб. После повышения МРОТ его доход не стал ниже определенного значения, поэтому руководство не посчитало нужным увеличить заработную плату Б. Важно! Регионы имеют право самостоятельно устанавливать на основании регионального или иного соглашения. Однако она не может быть ниже федеральной планки. Если это происходит, например, как в Белгородской и Владимирской области, то применяется общероссийский минимум.

Изменения в зарплатах бюджетников с 1 мая 2018 года

Величина минимального порога оплаты труда с 1 мая 2018 года была определена в 11 163 рубля, что составило сумму прожиточного минимума за второй квартал 2017 года для группы трудоспособного населения.

Правомерно ли, если оклад меньше МРОТ

Главная цель установления определенной величины дохода для сотрудника - обеспечение прав работников на получение минимально гарантированной оплаты своих профессиональных усилий со стороны работодателей. Такой своеобразный контроль со стороны государства помогает избежать произвола на рынке труда.

По общему правилу заработная плата должна быть равна или выше МРОТ. Она может состоять из:

  • оклада;
  • премии;
  • доплат за особые условия труда (вредная, опасная, в ночное время, сверхурочная), стаж работы и прочее.

Поэтому вполне возможно, что оклад бюджетного работника может быть ниже определенного значения оплаты. Однако в результате получения дополнительных выплат общая сумма трудового дохода становится равна или выше определенного значения, что позволяет работодателю избежать нарушения закона в сфере оплаты труда.

При этом районные коэффициенты и иные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также за другие климатические условия при сопоставлении с заработной платой работника с МРОТ не учитываются, также не учитываются повышенная оплата сверхурочной работы, работа в ночное время, в выходные и праздничные дни (за исключением, если работа в ночное время и выходные и праздничные дни, не является работой не превышает установленную норму часов).

Пересчет заработной платы при повышении МРОТ


Если работник в результате повышения государством величины трудового дохода стал получать плату за труд ниже определенного значения, обязанность работодателя - произвести ее повышение. Оно достигается путем пересчета зарплаты сотрудника. Работодатель может увеличить оклад либо ввести повышенные доплаты. Например, установить ежемесячную премию, выплачиваемую вне зависимости от результата работы. Рассмотрим, как это выглядит, на конкретных примерах.

Пример 1

Работник К. до увеличения МРОТ в мае 2018 года получал заработную плату в сумме 10 500 рублей. Она состояла из оклада в 6 000 рублей и ежемесячной премии в размере 75% от него, то есть 4 500 руб.

Руководством было принято решение увеличить сумму ежемесячной премии К. до 100% оклада, то есть до 6 000 руб. Таким образом, заработная плата сотрудника стала составлять 12 000 руб., что выше установленного минимума. При этом величина оклада осталась неизменной.

Пример 2

Сотрудник М. до 1 мая 2018 года получал зарплату в размере 9 500 руб. Она состояла из оклада в сумме 5 000 руб., ежемесячной премии в 3 000 руб. и доплаты за выслугу лет в 1 500 руб.

После увеличения государством суммы платы за труд работодатель решил повысить размер заработной платы М. путем увеличения его должностного оклада до 7 000 руб.

Таким образом, доход сотрудника составил 11 500 руб. в месяц, что выше установленной минимальной величины.

Рост зарплат с 1 января 2019 года в связи с повышением МРОТ

Так как федеральным законодательством установлено повышение минимального порога оплаты ежегодно до величины прожиточного минимума трудоспособных граждан за 2 квартал предшествующего года, то с 1 января 2019 года увеличение зарплаты стоит ожидать тем бюджетным работникам, чей доход от трудовой деятельности при полной рабочей неделе в результате станет ниже минимального порога.

Работодатели будут поставлены перед выбором, какую обязательную часть платы за труд увеличить, чтобы подтянуть ее размер до необходимого минимума. Те из них, кто затянет с решением данного вопроса либо откажется производить подобные мероприятия, могут быть привлечены не только к административной, но и уголовной ответственности.

С 01.01.2019 г. установлен МРОТ в сумме 11 280,00 рублей в месяц (Федеральный закон № 481-ФЗ «О внесении изменении в статью 1 Федерального закона «Минимальном размере оплаты труда»).

На данный момент с 01.01.2020 года будет установлен МРОТ 12 130,00 рублей (Приказ Минтруда России от 09.08.2019 года № 561н, но Федеральным законом данный размер еще не установлен).

Связь зарплаты бюджетников и МРОТ


Государство гарантирует сотрудникам бюджетной сферы такую оплату труда, которая не может быть ниже установленного им порога. Если работодатель по каким-либо причинам нарушит установленное правило, то за это он понесет ответственность.

Более низкий размер МРОТ порой может быть установлен в субъекте РФ на основании соглашения. Такая ситуация наблюдается в ряде областей, например, Курганской. Поэтому в таких регионах применяется за минимальный порог сумма, определенная на федеральном уровне.

Как зависит оклад бюджетников от МРОТ


Как было отмечено выше, не всегда увеличение размера платы за труд ведет к обязательному повышению оклада бюджетника. Это происходит только в том случае, когда общая сумма заработной платы не дотягивает до установленного минимума и работодатель примет решение увеличить именно оклад сотрудника.

На сегодняшний день федеральный минимальный размер оплаты труда (в дальнейшем МРОТ) изменился в 85 регионах нашей страны. С 1 января 2020 года каждый регион установил свой минимальный размер оплата труда.

Что же такое МРОТ?

В соответствии со статьей 133 Трудового Кодекса РФ МРОТ действует на территории всей страны и не может быть меньше прожиточного минимума, таким образом получается, что заработная плата работника не может быть меньше МРОТ.

МРОТ не только не только регулирует оплату труда и размер заработной платы, но и, к примеру, влияет на уплату страховых взносов.

Работнику не может быть назначена заработная плата меньше минимального размера оплаты труда, если он отработал месячную норму и полностью выполнил свои трудовые обязанности, согласно статье 133 Трудового Кодекса РФ.

Минимальный размер оплаты труда регулируется и устанавливается Федеральным Законом РФ от 28.12.2017 421-ФЗ. Согласно которому на сегодняшний день МРОТ в Российской Федерации увеличился на 20% и теперь составляет 9 489 рублей.

Каждый субъект имеет право устанавливать свой региональный МРОТ. Например, минимальная в 2020 году в Москве составляет 18 742 рубля, во Владимире 9489 рублей, в г. Орёл 10 500 рублей.

Подробные данные по другим субъектам нашей страны можно посмотреть в предоставленной таблице(во вложенном файле)

Теперь постараемся ответить на вопросы, возникающие у граждан, узнавших о изменение размера МРОТ на 1 января 2020 года.

Повлияет ли повышение МРОТ на оклад?

Зарплата помимо оклада включает компенсационные и стимулирующие выплаты (ст. 129 ТК РФ). Поэтому оклад не всегда должен быть больше МРОТ, но в случае если минимальная зарплата устанавливается регионами, то оклад обязаны платить не ниже регионального МРОТ.

Повлияет ли повышение МРОТ на размер пенсии?

Чтобы разобраться в этом необходимо выяснить какие пенсии бывают. В Российской Федерации на сегодняшний день существует несколько видов пенсий:

  1. Страховая пенсия (ФЗ 28.12.2013 № 400- ФЗ) , которая включает в себя пенсию по старости, по инвалидности, в связи с потерей кормильца, по выслуге лет, социальная пенсия.
  2. Государственная пенсия (ФЗ от 15.12.2001 № 166- ФЗ).

Размер любой пенсии зависит от определенных факторов, например таких как индивидуальный пенсионный коэффициент, стоимость этого коэффициента на момент назначения пенсии и другие.

МРОТ не влияет существенным образом на размер пенсии, но влияние обнаруживается при назначении пенсии, когда учитывают показатель среднемесячного заработка.

Минимальный уровень пенсии ограничен минимальным размером прожиточного минимума и не может быть ниже его.

Повлияет ли повышение МРОТ на размер пособий?

В России на сегодняшний день выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности, по безработице и детские пособия. При расчете определенных пособий, используются данные о среднемесячном заработке. В том случае, когда среднемесячный заработок оказывается меньше МРОТ, выплата выплачивается исходя из МРОТ. Расчет из МРОТ также происходит в том случае, если в расчетном периоде у работника вообще не было доходов.

Повлияет ли повышение МРОТ на размер штрафов?

Правонарушения разного характера в России часто наказываются штрафом. Величина его зависит от разных факторов, в том числе и от минимального размера оплаты труда.

В настоящее время все штрафы можно поделить на уголовные (назначаются согласно Уголовному Кодексу РФ, причем штраф в качестве меры наказания используется в 40% статей данного официального документа) и административные штрафы (накладываются согласно Кодексу об административных правонарушениях). Но при всем при этом штраф, как мера наказания, используется относительно редко, примерно в 10% случаев в год по всей стране. Уголовные штрафы применяются только при преступлениях небольшой и средней тяжести.

В большинстве случаев судьи при назначение наказания в виде штрафа ориентируются, исходя из минимального размера оплаты труда и тогда штраф накладывается в каком- либо количестве МРОТ

Повлияет ли повышение МРОТ на налоги?

Увеличение МРОТ на территории любого субъекта влечет за собой повышение налогового сбора. Чем выше МРОТ тем больше отчислений идет в бюджетный и внебюджетные фонды. Правительство в кризис понижает прожиточный минимум и повышает размер МРОТ. Первое необходимо для снижения выплат гражданам, второе для увеличения налогов. Таким образом, обе эти меры необходимы чтобы стабилизировать бюджет.

Не стоит забывать, повышение МРОТ может негативно повлиять на работу малого бизнеса, поскольку индивидуальные предприниматели рассчитывают и выплачивают фиксированные платежи, исходя из размера МРОТ.

Повлияет ли МРОТ на уровень занятости населения?


Сказать, что увеличение МРОТ провоцирует рост безработицы нельзя, но в тоже время суждение, что повышение МРОТ приводит к снижению количества безработных граждан во всех регионах страны также будет считаться неправильным.

Исходя из перечисленной выше информацию, можно сделать вывод, что повышение МРОТ влияет на жизнь населения как положительно, так и отрицательно. Но хочется верить, что данные изменения необходимы для улучшения политики и бюджета нашей страны. И в скором времени это поспособствует изменению жизни населения нашей страны только к лучшему.

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2011, N 7

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА В ПОВЫШЕННОМ РАЗМЕРЕ

Почему существует разница в оплате?

В ст. 146 Трудового кодекса РФ предусмотрены положения об оплате труда в повышенном размере работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Данная статья ТК РФ носит в большей мере информационный характер, и в перспективе ее целесообразно было бы даже исключить из ТК РФ, т. к. в ст. ст. 147 и 148 ТК РФ предусматривается более точная и конкретная регламентация этих отношений.

В основе дифференциации оплаты труда в особых условиях положены следующие факторы:

а) задача обеспечения относительно равных условий для воспроизводства рабочей силы (способностей к труду);

б) необходимость обеспечить преимущества в оплате труда работникам, занятым на работах с более тяжелыми или вредными (опасными) условиями, в целях их привлечения и использования на таких работах.

Учет этих условий осуществляется посредством установления доплат или установления повышенных тарифных ставок и окладов. В частности, повышенные тарифные ставки установлены в традиционных отраслях экономики. В результате наблюдается тенденция роста количества работников, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам. Так, в угольной промышленности 4/5 всех рабочих мест оплачивается по указанным ставкам; в черной металлургии и химической промышленности - около 2/3.

Доплаты за указанные условия труда и их размер определяются организациями самостоятельно, но они не могут быть ниже размеров доплат, установленных соответствующими Постановлениями Правительства РФ и других государственных органов по поручению Правительства РФ.

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, регулируется ст. 147 ТК РФ. Работа в иных особых условиях - это работа в условиях, отклоняющихся от нормальных (выполнение работ различной квалификации, совмещение профессий (должностей), сверхурочная работа, работа в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни - ст. ст. 149, 150 - 154 ТК РФ).

Оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями регламентируется ст. ст. 148, 302, 316 - 317 ТК РФ.

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и/или опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), определенными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, утвержденных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и/или опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Правила установления доплат

Для установления конкретного размера доплат за работу в условиях труда, отклоняющихся от нормативных, необходимо руководствоваться соответствующим перечнем работ. Типовые перечни работ с тяжелыми, вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда утверждены Госкомтруда СССР и ВЦСПС во исполнение п. 7 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 N 1115 "О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства" (ред. от 01.07.1991, далее - Постановление N 1115). В некоторых отраслях экономики применяются отраслевые перечни. Этим Постановлением предусмотрено для организаций включение в коллективные договоры перечней конкретных работ, рабочих мест и размеров доплат за неблагоприятные условия труда одновременно с мероприятиями по улучшению условий труда.

Конкретные размеры доплат определяются по данным аттестации рабочих мест и оценки условий труда. Согласно Положению о государственной экспертизе условий труда РСФСР, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 03.12.1990 N 557, и Рекомендациям по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Минтруда России от 30.11.2000 N 86, могут разрабатываться отраслевые положения об оценке условий труда на рабочих местах.

В п. 7 Постановления N 1115 установлены максимальные размеры доплат к тарифным ставкам и окладам:

На работах с тяжелыми и вредными условиями - до 12%;

С особо тяжелыми и особо вредными условиями - до 24%.

Минимальные размеры доплат закреплены в п. 2 Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78 "Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда". Доплаты (в процентах) к тарифным ставкам (окладам) рабочих с тяжелыми и вредными условиями труда составляют 4%, 8% и 12%; с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда - 16%, 20% и 24%.

Градация размеров доплат производится по балльной оценке вредности условий труда на рабочем месте.

Конкретные размеры повышения оплаты труда определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов либо коллективным договором, трудовым договором, и не могут быть ниже размеров, предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами.

Трудовой кодекс РФ не предусматривает способов повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. Практика свидетельствует, что это повышение осуществляется установлением:

Повышенных тарифных ставок, окладов (должностных окладов);

Доплат к тарифным ставкам (окладам, должностным окладам). При этом второй способ является наиболее распространенным.

Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" закреплено повышение оплаты труда тем, кто занят на таких работах, по результатам аттестации рабочих мест - не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Министерству здравоохранения и социального развития РФ было поручено в 6-месячный срок установить минимальные размеры повышения оплаты труда в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На момент написания статьи это еще не было сделано. Письмо Минздравсоцразвития России от 09.04.2009 N 22-2-15/4 "Минимальные размеры повышения заработной платы работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" рекомендует до принятия соответствующего нормативного правового акта применять законодательство бывшего СССР, регламентирующее эти вопросы, - Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 N 1115 и принятое в соответствии с ним Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78.

В отличие от существующих верхних пределов доплат, установленных на подзаконном нормативно-правовом уровне, ст. 147 ТК РФ максимальных размеров доплат не предусматривает.

Специальные нормативные акты

С учетом специфики условий труда отдельных отраслей экономики и непроизводственной сферы оплата труда работников может регулироваться специальными нормативными правовыми актами.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" размер минимальных тарифных ставок (должностных окладов) для работников, занятых на тяжелых работах и работах с опасными и (или) вредными условиями труда на добыче (переработке) угля, устанавливается трехсторонним соглашением уполномоченных представителей организаций по добыче (переработке) угля, профессиональных союзов работников угольной промышленности и Правительства РФ. Размеры минимальных тарифных ставок (должностных окладов) по каждой профессии (должности) указанным работникам должны превышать установленные тарифные ставки (должностные оклады) по соответствующим профессиям (должностям) для обычных условий труда не менее чем на 10%.

Федеральным законом от 07.11.2000 N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" (ред. от 24.07.2009) предусмотрена оплата таких работников в повышенном размере. Им устанавливаются надбавка к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет. Размеры тарифных ставок и должностных окладов, надбавки и ежегодное вознаграждение за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ст. 4).

В соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса" (ред. от 25.03.2010) гражданскому персоналу и военнослужащим Вооруженных Сил РФ, непосредственно участвующим в видах деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса России, участие в которых дает право на получение социальной поддержки, должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере 1,5 должностного оклада (тарифной ставки), предусмотренного штатным расписанием, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

В соответствии с Положением об условиях оплаты труда водолазов и других работников организаций, финансируемых из бюджетных источников за подводные работы на малых глубинах, утв. Постановлением Минтруда России от 17.04.1995 N 21 (ред. от 11.01.1996), за время пребывания под водой в зависимости от глубины погружения водолазам и другим работникам, помимо их месячной тарифной ставки (оклада), устанавливается почасовая оплата за 1 час пребывания под водой. Размер оплаты за час в зависимости от глубины погружения составляет от 10 до 15% от размера тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС.

Этот размер заработной платы дополнительно увеличивается на 20 - 40% с учетом факторов, усложняющих водолазные работы (скорость течения, волнение воды, работа подо льдом, в захламленном и вязком грунте, при плохой видимости или полном ее отсутствии, выполнении взрывных работ или работ при сварке и резке металла под водой и др.). При наличии нескольких факторов, усложняющих водолазные работы, проценты увеличения почасовой оплаты суммируются, но размер увеличения не должен превышать 100% почасовой оплаты.

Ранее согласно Постановлению Правительства РФ от 08.10.1993 N 1002 для работников здравоохранения, медицинских научных учреждений и учреждений социальной защиты населения, занятых непосредственно на работах с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, предусмотрено повышение окладов (ставок) в размере от 20 до 75%. Но оно утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 216 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (ред. от 21.06.2010).

Перечень учреждений, подразделений и должностей, работа в которых предоставляет право на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, утвержден Приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377, но, как многие другие акты, этот Перечень утратил силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".

Постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 N 391 работникам организаций здравоохранения, финансируемых из федерального бюджета, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, предусмотрена надбавка за работу в опасных для здоровья условиях труда.

Постановлением Правительства РФ от 01.10.1998 N 1141 (ред. от 01.02.2005) указанная надбавка установлена также соответствующим категориям гражданского персонала военно-медицинских и научно-исследовательских учреждений (подразделений) Вооруженных Сил РФ, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных и занятых на работе, связанной с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.

Повышенный риск для здоровья работников представляет работа в районах, пострадавших от радиации вследствие Чернобыльской катастрофы.

Согласно Закону РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (ред. от 10.11.2009) установлены следующие доплаты к заработку:

Для работающих в зоне безусловного (обязательного) отселения - 3 минимальные заработные платы в месяц;

Для работающих в зоне гарантированного добровольного отселения - 2 минимальные заработные платы;

Для работающих в зоне радиоэкологического контроля - 1 минимальная заработная плата.

Кроме того, предусмотрены удвоенные тарифные ставки (оклады) работникам. При начислении доплат и надбавок в этом случае базовым показателем их размера является удвоенная тарифная ставка (оклад, должностной оклад).

Особые условия

Остановимся на оплате труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями. К числу местностей с тяжелыми климатическими условиями относятся:

Крайний Север (северо-восточные районы, северные районы Сибири, северные районы европейской части);

Местности, приравненные к районам Крайнего Севера (дальневосточные районы и другие местности);

Южные районы Дальнего Востока и Восточной Сибири;

Европейский Север (кроме районов Крайнего Севера);

Южные районы Западной Сибири, Урал.

Перечень местностей с тяжелыми условиями труда, где вводится районный коэффициент, установлен законодательством Союза ССР и с некоторыми изменениями и дополнениями действует и в настоящее время. В последнее время к числу районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, отнесена территория Республики Тыва.

Работа в таких районах и местностях является основанием для установления повышенной оплаты труда в виде районных коэффициентов и надбавок к заработной плате.

Назначение районных коэффициентов - компенсировать повышенные расходы, связанные с проживанием в районах и местностях с неблагоприятными природными климатическими условиями.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (ред. от 24.07.2009) лицам, работающим в этих районах и местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент.

Размеры районных коэффициентов, действующие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены в пределах от 1,1 до 2,0. Районный коэффициент начисляется на фактический заработок за месяц работы.

Нельзя не подчеркнуть, что ст. 148 ТК РФ имеет отсылочный характер. В ст. ст. 315 - 317 Трудового кодекса РФ установлены районные коэффициенты и северные надбавки, применяемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые являются основными способами повышения оплаты труда работников в неблагоприятных природных климатических условиях.

Другие неблагоприятные условия

В других местностях с неблагоприятными условиями проживания (высокогорные, пустынные и безводные) установлена доплата в виде коэффициентов, которые предусматриваются в нормативных правовых актах Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.1996 N 1489 с 1997 г. введен коэффициент к заработной плате за работу в пустынной и безводной местности в размере 1,15 на территории Александро-Гайского района Саратовской области.

Статья 148 ТК РФ распространяется на работников, проживающих и работающих в неблагоприятных природных климатических условиях, т. е. на отдельные категории работников. В связи с этим представляется целесообразным предложить законодателю исключить данную статью из гл. 21 "Заработная плата" ТК РФ. В данном контексте предусмотреть эту норму в разд. XII ТК РФ, в гл. 50 "Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Одновременно целесообразно было бы уточнить название гл. 50 ТК РФ, а именно: "Особенности правового регулирования труда лиц, работающих в районах и местностях с неблагоприятными природными климатическими условиями".

Кардинальное решение проблемы, конечно же, видится не в повышенной оплате труда, не в материальном стимулировании работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда. В ст. 2 ч. 2 Европейской социальной хартии предусмотрено: в целях обеспечения эффективного осуществления права на справедливые условия труда ликвидировать риск, сопряженный с выполнением опасных и вредных работ, а там, где пока невозможно ликвидировать или в достаточной мере смягчить этот риск, обеспечить либо сокращение продолжительности рабочего времени, либо дополнительные оплачиваемые отпуска для тех, кто занят на таких работах (п. 4).

Библиографический список

1 -1

02.11.2016 11:08:00

С введением в действие Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и публикацией его редакции 01.05 2016 г. многие работодатели задаются вопросами: как рассчитывается повышенная оплата труда по результатам специальной оценки? ... Как учитывать результаты ранее проведенных аттестаций? ... Как правильно оформить компенсационный пакет для новых сотрудников и сотрудников, уже работающих на предприятии. На эти и другие актуальные вопросы мы ответим в нашей статье.


Из этой статьи вы узнаете:

Как результаты специальной оценки связаны с размером оплаты труда;
- как правильно рассчитать компенсацию за вредные условия труда;
- в каких случаях может быть установлена повышенная оплата труда после СОУТ;
- как оформляется повышенная оплата труда по результатам специальной оценки;
- как оформить сокращенный рабочий день и отпуск с учетом вредных условий труда.

Надбавка за вредные условия труда
Как результаты специальной оценки связаны с размером оплаты труда

Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) позволяет определить класс условий труда на рабочих местах. Если результаты СОУТ покажут, что работники выполняют свои трудовые обязанности во вредных и (или) опасных условиях, то обязанность работодателя в этом случае - предоставить им соответствующий объем компенсаций. Не соблюдение этого требования может рассматриваться как административное нарушение и влечет за собой ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Следуя ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 01.05.2016; далее — Федеральный закон № 426-ФЗ) условия труда на предприятии по результатам СОУТ можно отнести к одному из четырех основных классов вредности:

Опасные (4 класс);
- вредные (3 класс);
- допустимые (2 класс)
- оптимальные (1 класс).

Принадлежность условий труда к классам 3 и 4 вредности, согласно ст. 92, 94, 117 и 147 ТК РФ обязывает работодателя предоставить работнику, занятому в таких условиях определенные компенсации в виде: дополнительной оплаты к окладу; дополнительного отпуска; сокращенного рабочего дня. Попробуем разобраться, как правильно предоставить и оформить компенсацию в случае, если...

Компенсации предоставляются впервые


Для того, чтобы определить необходимость предоставления компенсации работодателю, согласно норме ФЗ № 426-ФЗ и Трудового кодекса РФ потребуется провести СОУТ на рабочих местах. Согласно определению Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 № 135-0 компенсация предоставляется всем работникам, которым приходится выполнять работу во вредных и (или) опасных условиях в случае, если такие условия подтверждаются результатами СОУТ. Поэтому если ранее по разным соображениям (аттестация рабочих мест проведена не была, была проведена с нарушениями и т. д.) компенсация работодателем не предоставлялась, то сейчас, в случае если по результатам СОУТ условия труда признаны вредными или опасными, предоставить компенсацию работодателя обязывает действующее законодательство.

Компенсации предоставлялись и ранее, но по результатам СОУТ были изменены


Вполне вероятно, что вредность условий труда работников - не новость для работодателя, который согласно результатам ранее проведенных аттестаций уже предоставляет своим сотрудникам компенсации. Вместе с тем, результаты проведенной СОУТ могут либо подтвердить, либо изменить уже сложившуюся ситуацию, поскольку возможны два варианта:

Класс вредности условий труда подтвержден, что оставляет работодателю право предоставления гарантий и компенсаций в прежнем объеме (зафиксированном до проведения СОУТ);
- результаты СОУТ продемонстрировали, что размеры компенсации были завышены.

В том случае, если результаты СОУТ продемонстрировали, что условия труда работников в связи с реконструкцией, модернизацией, изменением производственного цикла и т.д. улучшились, то размеры компенсации и объем дополнительных гарантий работодатель вправе уменьшить. С другой стороны, в случае, если работники, чей труд связан с вредными и опасными условиями уже пользуются преимуществами компенсационного пакета, то объем компенсаций не может быть сокращен по сравнению с тем объемом, который предоставлялся на 01.01.2014 года если при этом сами условия труда на рабочем месте не улучшились (см. ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ).

Другими словами, размер компенсаций, предоставляемый работникам на основании результатов ранее проведенных аттестаций или на основании нормативно-правовых актов бывшего СССР сохраняются вплоть до улучшения условий труда, зафиксированных по результатам СОУТ. Нужно отметить, что, согласно судебной практике, уклонение работодателя от предоставления работникам компенсационного пакета в прошлом не может лишать последних права на получение полагающихся компенсаций в настоящее время.

Обращаем ваше внимание: при рассмотрении вопроса об изменении объема пакета компенсаций работодатель обязан быть особенно внимателен, поскольку немотивированное снижение объема гарантий с большой долей вероятности может быть расценено гострудинспекцией как нарушение действующего законодательства, влекущее за собой вполне конкретную административную ответственность.

Как правильно рассчитать и установить компенсацию за вредные условия труда


Для оценки размера компенсации следует учесть следующие основополагающие моменты, которые мы рассмотрим ниже.

1. Действующие на законодательном уровне минимумы объема компенсаций (согласно ТК РФ):

Надбавка за вредность не должна оказаться меньше 4 % от размера тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ в случае нормальных условий труда (см. ст. 147 ТК РФ);
- минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска для работников, чей труд связан с опасными либо вредными условиями (2, 3 и 4 степень) не может быть меньше 7 календарных дней (см. ст. 117 ТК РФ);
- продолжительность сокращенного рабочего времени не может превышать 36 часов в неделю и 8 часов в день (см. ст. 92, 94 ТК РФ).

2. Регламент, устанавливаемый отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями

Определяя размер компенсации работодателю или уполномоченному им лицу будет полезно проверить, не распространяются ли на деятельность организации отраслевые (межотраслевые) нормы и соглашения. Так, к примеру, Отраслевое соглашение по угольной промышленности РФ на период с 01.04.2013 по 31.03.2016 определило, что работники, занятые на местах с особо опасными, тяжелыми и вредными условиями труда имеют право на увеличение тарифной ставки на 10 % и 20 % согласно специальному перечню.

В том случае, если такие решения на деятельность организации распространяются, то размеры предоставляемой компенсации не могут оказаться меньше тех, которые регламентируются этими Отраслевыми соглашениями.

3. Мнение профсоюзного органа

Если в организации предусмотрена деятельность профсоюзного органа, то конкретные размеры компенсации работодатель устанавливает с учетом мнения такого органа в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ.

Как оформляется повышенная оплата труда и прочие компенсационные привилегии
по результатам специальной оценки


Следуя регламенту ст. 189 ТК РФ режим работы и отдыха работников, включая сведения о предоставляемых дополнительных отпусках и сокращении рабочего дня отражаются в Правилах внутреннего трудового распорядка. Факт повышения размеры оплаты труда работникам, исполняющим трудовые обязанности во вредных условиях труда фиксируется в Положении об оплате труда, изданном на предприятии. Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ условия труда на рабочем месте, компенсации и гарантии, предоставляемые работнику в обязательном порядке прописываются в трудовом договоре.

В полной мере это требование относится как к новым работникам, только устраивающимся на предприятие, так и к уже работающим сотрудникам, включая случаи, когда условия труда на предприятии относятся к вредным и (или) опасным. В первом случае повышение зарплаты, сокращение рабочего дня и предоставление дополнительного отпуска в связи с вредностью условий труда прописывается в трудовом договоре при поступлении сотрудника на работу, во втором случае (если сотрудник уже работает) эти моменты отражаются в дополнительных соглашениях к трудовому договору.

Доплата за работу на рабочем месте с вредными и (или) опасными условиями труда должна начисляться ежемесячно в процентах от тарифной ставки (оклада), является частью заработной платы (см. ч. 1 ст. 129 ТК РФ) и отражается в расчетном листке работника.



Источник публикации: