Дорогое удовольствие: как открыть и окупить вложения в яхт-клуб. Собственный яхт-клуб, или алые паруса напрокат Достижения и планы

Безусловно, яхты являются предметом роскоши и не каждому человеку по карману. Но стоит заметить, что яхты бывают самыми разными. К примеру, простенькие прогулочные яхты могут стоить от 3 000 $.Дешевые яхты стоят не больше 20 000 $. Поэтому такие яхты могут позволить себе не только миллионеры, но и просто обеспеченные люди. Начинающим яхтсменампервым делом нужно обучиться всем тонкостям яхтинга. Для этого случая существуют яхт-клубы. Собственный яхт-клуб является прибыльным и перспективным бизнесом. Итак, данная статья будет посвящена вопросу о том, как открыть яхт клуб . Однако данный бизнес не каждому предпринимателю по карману, так как на организацию яхт-клуба нужно потратить весьма солидные деньги, но при этом подобные заведения способны принести достаточно хорошие деньги.

Вашими основными посетителями будут обеспеченные люди, например, это могут бизнесмены, политики и т.д. Чтобы ваш яхт-клуб был успешным, вам следует подобрать подходящее место. Если вы найдете привлекательное место для яхт-клуба, то это, безусловно, благоприятно отразится на притоке клиентов и соответственно на прибыли.

В организации данного бизнеса существует одна проблема – могут возникнуть сложности с выбором подходящего земельного участка. Как правило, хорошие места уже давно разобраны. Но если вы не привыкли сдаваться, то нужно идти до конца. Если власти вашего города сочтут ваш проект потенциально перспективным и присвоят статут городской достопримечательности, то они буду заинтересованы в развитии и реализации вашего проекта, поэтому могут даже выделить бесплатный земельный участок. В этом случае будет выгодно и вам, и властям. Ведь открытие яхт-клуба благоприятно отразится на туризме вашего города.

Итак, как только вы найдете подходящее место для яхт-клуба, вам придется оборудовать его необходимыми объектами. Первым делом, вам следует решить вопрос с причалом. Самый демократичный вариант – это установка плавающего понтонного причала. К тому же такой причал имеет неоспоримое преимущество – он не нарушает экологию. Поэтому у вас не будет проблем с экологами с санэпднадзором.

После установки причала, вам следует продумать спектр услуг. Ведь яхт-клубы могут предлагать самые разные услуги. Например, это может аренда яхт, стоянка яхт, услуги по обучению яхтингом и т.д. Стоит отметить, что яхт-клубы могут быть разными и включать самые разнообразные услуги.

Следует учесть, что данный бизнес требует больших вложений. На данный момент существует четыре категории яхт-клуба: 1, 2,3 и 4-звездочные. На примере мы разберем открытие самого простого однозведочного яхт-клуба.

Чтобы открыть однозвездочный яхт-клуб вам понадобиться сумма в размере 80-100 тысяч долларов. Подобный яхт-клуб может вмещать порядка 15 катеров и несколько небольших яхт. Как правило, основным источником дохода однозвездочных яхт-клубов является арендная плата, которая выплачивается за место стоянки. Со временем можно расширить спектр услуг, к примеру, открыть небольшую школу по обучению яхтингом. Так же можно предлагать прогулочные экскурсии на яхте. Помните, чем больше у вас будет спектр услуг, тем соответствующая будет прибыль. Многие владельцы яхт-клубов начинают с самого малого. Сначала открывают простой однозвездочный яхт-клуб и расширяют его до шикарного четырехзвездочного яхт-клуба.

Яхт-клуб – это прибыльный бизнес. Если вы сможете грамотно реализовать яхт-клуб, то все вложенные деньги могут окупиться за два-три года. Срок окупаемости невозможно спрогнозировать, ведь здесь будет зависеть от ваших возможностей, приложенных сил и желания.

Комфортный выход к большой воде как в Москве, так и в Подмосковье – оборудованные причалы для яхт и катеров, эллинги или места для зимнего хранения, благоустроенные пляжи для летнего отдыха на территории жилого комплекса – эксклюзивное предложение, большая редкость и дорогое удовольствие. В Подмосковье таких проектов меньше десятка, а в Москве – единицы.

Согласно подсчетам аналитиков компании «НДВ-недвижимость», 63% объектов у воды в Москве позиционируются как «бизнес плюс». Но на жилые комплексы, в распоряжении которых есть яхт-клуб – безусловный признак высокого статуса объекта, – приходится не более 1%.

Наличие яхт-клуба в жилом комплексе не столько влияет на цену, сколько позволяет сформировать эксклюзивное предложение, комментируют в пресс-службе Capital Group (девелопер ЖК «Город яхт» на Ленинградском шоссе, 37). Гендиректор Soho Estate Елена Первакова с этим не согласна: «Поселки и жилые комплексы у воды с инфраструктурой для яхтинга примерно на 30% дороже сопоставимых по прочим характеристикам проектов, расположенных в «поле». Обширные сервисные опции для владельцев яхт определенно повышают инвестиционную привлекательность проекта. С риэлтором солидарен владелец Burevestnik Group и создатель одноименного яхт-клуба «Буревестник» Андрей Бойко: 1 кв. м жилья в проекте с мариной дороже на 20–30%, чем без нее.

Первакова приводит в пример подмосковный курорт «Пирогово» (проект компании «Гута-девелопмент») на Клязьминском водохранилище в районе Осташковского шоссе. Там помимо дорогих авторских домов имеется живущий активной жизнью и открытый для любителей паруса яхт-клуб: арендный флот для практических занятий и регат, парусная школа и собственная инфраструктура для хранения и обслуживания судов (зимний эллинг, причал на 40 яхт длиной до 25 м). «Аналогичной «Пирогово» концепции поселка для яхтсменов на рынке нет, – уверена Елена Первакова, – хотя в составе премиальных поселков у воды яхт-клубы не редкость».

Проекты с собственными яхт-клубами в элитном сегменте жилой недвижимости Подмосковья есть также на Химкинском, Пестовском и Икшинском водохранилищах. Например, поселок «Зеленый мыс» компании «Комстрин» располагает причалом на 60 судов длиной до 18 м, техническим причалом, подъемниками и эллингом для зимнего хранения. По данным пресс-службы застройщика, 20% жителей поселка – члены яхт-клуба. Для них предусмотрены льготные тарифы на стоянку и обслуживание судов – примерно на 40% ниже, чем для сторонних клиентов. К примеру, эллинг для жителя «Зеленого мыса» обойдется в 30 руб. за 1 кв. м судна в сутки, а для «нерезидента» – в 50 руб. за 1 кв. м в сутки. Управляет мариной созданное при «Комстрине» подразделение во главе с капитаном порта Евгением Макаренко.

«Яхтинг – это один из элитарных видов спорта, привлекающий обеспеченную и успешную аудиторию, – говорит Максим Сухарьков, директор департамента продаж загородной недвижимости «Гута-девелопмента». – Вокруг яхт-клубов возникает определенный и постоянный круг людей – интересующиеся, активные спортсмены, бизнес-партнеры и т. д.». Создать не просто стоянку для катеров жителей поселка или ЖК, но полноценно действующую марину – это требует детальной разработки концепции. Нужны анализ места, состояния акватории, транспортной доступности как по суше, так и по воде и многое другое. «И прежде всего необходимо понимать целесообразность такого строительства», – заключает Сухарьков. Потому что это сильно удорожает девелоперский проект.

Дорогая игрушка

Строить яхт-клуб сложно и дорого, признаются опрошенные «Ведомостями» девелоперы. Создание только яхтенной инфраструктуры может обойтись инвестору в среднем в $6–7 млн. Примерно за эти деньги Андрей Бойко готов войти в проект строящегося ЖК и создать в нем качественную марину.

Подобный проект Бойко уже реализовал пару лет назад вместе с Capital Group в ЖК «Город яхт» в Москве на берегу Химкинского водохранилища. Здесь, на территории жилого комплекса (общая площадь – 60 000 кв. м, жилая – 30 000 кв. м), в акватории площадью 2,5 га расположились марина, способная принять 250 судов размером до 40 м, ресторан и кают-компания. Для жителей в «Городе яхт» также предусмотрены льготные условия зимнего хранения и сервисного обслуживания плавсредств. А также интеграция в сеть клубов Burevestnik Group. Затраты на создание марины в «Городе яхт» составили, по данным пресс-службы Capital Group, примерно 20% в общем объеме инвестиций в жилой комплекс, которые оцениваются в $110 млн.

По словам Андрея Бойко, договоренность с совладельцем Capital Group (Владиславом Дорониным) о создании современной марины в строящемся ЖК была давно. Около $5 млн потратили в «Городе яхт» только на то, чтобы сломать уже построенные там причальные сооружения. «Дешевле делать все с нуля», – считает Бойко. Вывести яхт-клуб на окупаемость он планирует примерно через 2,5 года.

Сейчас Бойко ведет переговоры еще с рядом застройщиков в Подмосковье. На вопрос, ищет ли он клиентов или к нему обращаются девелоперы, он ответил, что сейчас уже обращаются: «Буревестник» предлагает стандарт управления яхт-клубом, который может тиражироваться, но для Москвы это пока новинка».

Управдом для яхт-клуба

Есть разные модели участия в девелоперском проекте с точки зрения управления яхт-клубом. Можно войти в проект на стадии строительства и проектирования в качестве подрядчика по строительству яхтенной инфраструктуры. Можно оказывать услуги сервисной службы или управляющей компании. Или стать оператором, взяв марину в аренду. Burevestnik Group, по словам Андрея Бойко, готова прийти в проект со своими инвестициями, самостоятельно спроектировать и построить марину, инвестировав в это 100% собственных средств. «Разумеется, в этом случае мы рассчитываем, что управлять мариной будем сами. Однако мы готовы сделать все под ключ и продать марину девелоперу, который, в свою очередь, будет управлять ею самостоятельно», – рассказывает он.

На счету Burevestnik Group уже несколько подобных проектов. Первый и самый известный – одноименный яхт-клуб «Буревестник». В нем нет жилых площадей, но вся основная и сопутствующая инфраструктура имеется. Вторым проектом, по словам Бойко, где он выступил в качестве консультанта, стал яхт-клуб в ЖК «Алые паруса», первый в Москве в черте города при действующем жилом комплексе. На огороженной территории у воды расположены причал для полусотни яхт длиной до 20 м и осадкой до 2,5 м и просторное помещение (361,3 кв. м) кают-компании, из которого открывается живописный вид на реку. Рядом организовано место зимнего хранения маломерных судов.

Как вспоминают старожилы «Алых парусов», к моменту открытия яхт-клуба на 36 свободных мест было подано более 80 заявок, поэтому места распределялись на аукционе. Стоимость некоторых причалов достигала $15 000.

Сейчас управляет здешней мариной компания «Гранд марин». В пресс-службе «Дон-строя» говорят, что подумывают над продажей этого бизнеса какому-нибудь оператору. «Девелопер, как правило, не хочет связываться с непонятным для себя бизнесом», – рассуждает о модели сотрудничества сухопутных и водных девелоперов Андрей Бойко.

Руководитель представительства GVA Sawyer в ЮФО Евгений Панасенко с Бойко солидарен и считает, что девелопер может получить больше, отдав управление непрофильным активом профессиональному игроку. «Конечно, яхт-клубом может «рулить» собственная управляющая компания поселка (жилого комплекса), тогда весь доход остается девелоперу. Если привлекать профессионального оператора (УК, имеющую опыт управления подобными проектами), ей придется платить. Но в то же время профессиональный игрок сможет повысить доходность и репутацию яхт-клуба», – рассуждает Панасенко.

Основными источниками прибыли для водных девелоперов в проектах жилых комплексов являются: стоянка судов в марине, зимнее хранение яхт, сервисное обслуживание, спортивная и развлекательная инфраструктура комплекса и, разумеется, членские взносы (как правило, годовое содержание яхты обходится владельцу в 10% ее стоимости). Сухопутный девелопер может рассчитывать на дополнительные 20–30% от продажи домов или квартир.

Пока собственный катер или яхта в Москве – скорее игрушка для владельца и используется для прогулок, поездок в ресторан и относительно недалеких путешествий. Хотя многие состоятельные люди с удовольствием пользовались бы ими, чтобы без пробок и с комфортом по реке добраться от дома до офиса. Но для этого необходимо создать соответствующую инфраструктуру и условия для движения маломерных судов, считает Игорь Лагуткин, директор московской строительной компании «Марина девелопмент» (компанией были спроектированы первый в Москве яхтенный порт «Строгино», марина гольф-клуба «Пестово», яхтенный порт «Зеленый мыс», Royal Yacht Club, различные частные причалы и др.). «В 2007 г. мы разрабатывали предложения по размещению дополнительных объектов яхтенной инфраструктуры для водного такси, проводили исследования. Прошли по всей Москве-реке и осмотрели причалы на предмет их пригодности для швартовки небольших (до 20 м) судов. Оказалось, что 80% причалов непригодно. Большинство рассчитано в основном на теплоходы и речные трамвайчики», – рассказывает он. В таком крупном городе, как Москва, использование маломерного флота просто необходимо, считает Лагуткин, и для этого целесообразно объединить усилия государственных и частных структур.

Заморский опыт

Одна из крупнейших зарубежных «новостроек» с яхтенной составляющей – «Лимассол марина» на Кипре. Строительство искусственных островов с мариной 4-го поколения (рассчитанной на 643 яхты длиной от 8 до 115 м) и жилым комплексом началось в апреле 2010 г., и уже к концу 2013 г. его реализация должна полностью завершиться. По оценкам экспертов компании Sybarco (девелопера проекта), все строительство обошлось компании в 350 млн евро, почти 200 млн из которых было потрачено на создание островов и главного волнореза. Планируется, что марина будет предоставлять услуги скоростной заправки судов, ремонта с использованием сухого дока. Кроме того, это официальный порт въезда в страну, где можно пройти таможню и оформить все документы. Управление этим грандиозным проектом будет осуществлять основанная в 1782 г. и лидирующая в этой области до сих пор компания Camper and Nicholsons. На сегодняшний день, как отмечают в компании, почти 50% владельцев недвижимости в проекте – русские, но лишь половина из них владеет яхтами. Россиян привлекает не столько наличие причалов, сколько «стиль жизни на воде». Масштабный яхтенный комплекс в Черногории Porto Montenegro включает пристань и порт с круглогодичной навигацией и полным спектром услуг для яхт и суперъяхт (девелопер – Adriatic Marinas). В феврале 2013 г. здесь был начат проект по двукратному увеличению числа причалов – с 245 до 490 к весне 2014 г. Черногорская компания Yu Briv выиграла тендер на реализацию второго этапа проекта яхтенного комплекса Porto Montenegro, в том числе на расширение существующих причалов и строительство дополнительных, на основе проектов, разработанных британской компанией Marina Projects. «Новая инфраструктура причалов охватывает все сегменты рынка, в особенности в части суперъяхт и мегаяхт, для которых в скором будущем будет создан новый современный центр комплексного ремонта и обслуживания», – говорит директор яхтенного комплекса Тони Браун. Фото: Porto montenegro

Английская пословица «Яхта - это дыра в воде, окруженная деревом, куда надлежит швырять деньги» не останавливает ни самих британцев, которые покупают около половины всех яхт в Европе , ни остальных энтузиастов.

Более того, владельцы дорогих суден зачастую стремятся не просто рассекать волны под собственным парусом, но и в буквальном смысле зарабатывать на попутном ветре, предоставляя корабли туристам-арендаторам. По данным сайтов-агрегаторов, которые аккумулируют информацию из всех чартерных компаний, примерно 70% из 14 000 судов, сдаваемых в аренду в акватории Средиземного моря, являются частными.

За последние 10-15 лет отдых под парусом превратился из экзотики в стандартное развлечение среднего класса. Провести неделю на яхте в море обходится от €500-700 с человека, что сравнимо с отдыхом в отеле. Кроме того, большинство крупных компаний хоть раз организовывали бизнес-регату или круиз для клиентов и партнеров. По статистике 2014 года россияне входили в тройку лидеров по затратам на аренду парусных яхт, выплачивая в среднем около €3000 в неделю.

Опрошенные Forbes участники рынка коммерческого яхтинга сходятся во мнении, что при хорошем раскладе владелец судна может рассчитывать на доходы в размере 15-20% от стоимости яхты в год в первые 4-5 лет эксплуатации, затем они довольно резко снижаются. После этого лучшими пунктами бизнес-плана будут вложения в ремонт – еще около 10% - и продажа на вторичном рынке. Сделку можно будет назвать удачной при цене в 60-70% от первоначальной стоимости.

Таким образом, за пять лет владелец яхты может получить чистую прибыль примерно в 25% от вложенных средств. Однако для того, чтобы эти расчеты оправдались, потребуется много усилий.

Выбрать яхту

Для того, чтобы на судне с комфортом могли разместиться 6-8 человек, стоит рассмотреть самые массовые модели яхт размером 40-50 футов, которые пользуются особой популярностью и являются универсальными в обслуживании: Bavaria Cruiser, Hanse, Beneteau Oceanis, Dufour. Они могут использоваться как для круизов, так и для регат. По данным сайта itboat.com , для покупки подобной яхты потребуется €150 000 - 200 000.

Вариантов приобретения довольно много. Если речь идет о покупке новой яхты, то стоит завести знакомых в чартерных компаниях, которые получают у компаний-производителей значительные скидки - от 40 до 70%. Вполне возможно, что удастся воспользоваться частью этого дисконта, особенно если покупатель сразу заключит договор о сдаче судна в аренду.

Если выбирать из вариантов на вторичном рынке, то лучше нанять сюрвеера (инспектора). «Он на вашей стороне, так как вы ему платите. Составьте список дефектов и затрат на их починку и начинайте планомерное, обоснованное негоцианство. Я еще не слышал, чтобы человек, действительно хотевший купить яхту за обоснованные деньги, не добился своего из-за отказа владельца идти на компромисс», - советует директор яхтенной компании «Кабестан» Юрий Фадеев.

Самый простой путь - это покупка новой яхты и договор с чартерной компанией о сдаче ее в аренду. Некоторые из таких компаний даже предлагают схемы совместного приобретения. Стандартно при сдаче в чартер владелец яхты получает около половины дохода от аренды. Компания берет на себя текущий ремонт, стоянку, страхование и прочие расходы.

По словам руководителя проекта FirstByFirst Михаила Косолапова, владелец яхты может получать прибыль в 3-5%, если судно будет загружено как минимум 22-24 недели в году. Обеспечить это могут только крупные чартерные компании. Мелкие предприятия не гарантируют поток заказчиков, кроме того велика вероятность перекладывания рисков на плечи владельца - например, при крупных авариях.

В настоящее время крупнейшими операторами чартерного флота на Средиземном море считаются Navigare Yachting, Croatia Yachting (Хорватия), Istion Yachting, Nomicos (Греция), Sailing Race Service (Италия), Alboran Charter (Испания). Большим преимуществом для чартерной компании является наличие базы не только в Средиземном море, но и, например, на Канарских островах или Карибах. Так, испанская Alboran Charter предлагает яхты в аренду на Тенерифе, Кабо-Верде и Кубе.

Проложить курс

Идеальный регион для коммерческого яхтинга - это Средиземноморье. Юго-Восточная Азия, Карибское море не могут приносить стабильную прибыть из-за сложной логистики. Самыми популярными странами, совмещающими хорошую инфраструктуру и транспортную доступность, являются Хорватия, Черногория, Греция, Испания.

Важно, чтобы условия базирования позволяли заниматься тем, что определено в бизнес-плане. К примеру, вдоль однообразной береговой линии трудно проводить обучение навигации - для этих целей подходит только сложная акватория, где много гаваней, островков, судового движения. Если владелец яхты изначально планировал заниматься в основном регатами, то надо базироваться на островах в Средиземном море (например, на Майорке), чтобы легко можно было добраться до места проведения гонки.

Раньше большой популярностью пользовались турецкие воды, но события последних лет нанесли серьезный урон чартерной индустрии в этой акватории. Напряженность в отношениях с Россией внесла свой вклад, но гораздо больший эффект имел отток немецких туристов. Это произошло после нескольких громких терактов, в том числе взрыва в Стамбуле, когда погибли 12 граждан Германии. По оценке эксперта компании «Атлас» Виктора Мартышова, около половины чартерных яхт, базировавшихся в Турции, сменили места стоянок после этого инцидента.

Одна из главных проблем для владельца судна - это продление сезона. Даже в комфортных условиях Средиземноморья трудно обеспечить яхту работой более чем на 6 месяцев, обычно туристы приезжают с мая по октябрь. В этой связи многие владельцы яхт и яхтенных компаний стараются выводить свои суда на осень и зиму в Атлантику. Компания «Кабестан», например, перегоняет свой флот на Карибы, где и продолжает сезон. «Атлас» организует каждую осень любительские регаты. Несколько яхт проходят маршрут через Средиземное море, Гибралтар, Канары, Мадейру и далее до Кубы. В итоге суда приносят владельцам прибыль в течение примерно 10 месяцев в году.

Найти клиентов

Другим важным вопросом является заполняемость судна. Как показывает опыт, бесконечно привлекать новых клиентов очень трудно. Владелец катамарана «Мана Мана» Марат Насыров, предупреждает, что наличие одной или нескольких лодок еще не гарантирует потока клиентов, особенно на столь насыщенном рынке. Тем более, что существует множество мелких компаний, которые стремятся не столько получить прибыль, сколько заработать хоть какие-то деньги для компенсации своих расходов.

Основную прибыль приносят постоянные заказчики, но, чтобы заполучить их, владелец яхты должен проявить некоторую гибкость. «Индустрия циклична, здесь есть мода на мероприятия: то все едут учиться яхтингу, то на Карибские регаты, то Rolex Middle Sea Race продается за 10 минут», - рассказывает Юрий Фадеев.

Владелец компании «Сто капитанов» Ренат Батыров добавляет, что постоянно придумывает для клиентов что-то новое: «Сейчас мы предлагаем и прогулки, и яхтенную школу, и участие в регатах. Когда мы выстроили систему продаж, то стали получать прибыль».

По мнению Фадеева, самые сложные проекты - это регаты. Для того чтобы они начали приносить деньги, понадобится мероприятие на 10 яхт и более. Это очень серьезная логистика. «Очень много людей входят в этот рынок без понимания происходящего, ведь со стороны все выглядит просто - приехали люди, расселились по яхтам, деньги заплачены и потрачены на роскошную жизнь организаторов. Обычно такие подходы ограничиваются одной регатой, больше никто не приезжает», - резюмирует эксперт.

Виктор Мартышов отмечает, что для привлечения заказчиков приходится много работать и в море, и на земле, и в виртуальном пространстве. «Сейчас трудно представить компанию без своего блога, сайта, без сообщества людей, вместе ходивших в море. Все это безумно интересно, но и очень сложно. Но только такой подход приносит прибыль», - говорит он.

Чтобы получать максимальную прибыль, следует прислушаться к советам экспертов:

С самого начала обеспечьте проект управляющим, либо занимайтесь им лично . Совмещать основную работу или бизнес с коммерческим яхтингом удается единицам. «В этой индустрии, как и в любом другом стартапе, нужна хорошая команда, а это очень сложно. Если вы найдете людей, умеющих хорошо работать, с отличными техническими навыками и которые смогут быть постоянно в море, вдали от семьи - индустрия ваша. Если нет, то лучше вкладывать деньги в недвижимость: она, во всяком случае, не утонет и не будет просить многотысячных вложений ежегодно», - делится опытом Юрий Фадеев из «Кабестана»;

Зарегистрируйте компанию в стране базирования яхты . В большинстве случаев это значительно проще, чем в России, но в каждой юрисдикции есть свои нюансы. Владелец компании Morozov Yachts Александр Морозов отмечает, что несмотря на различия в налогообложении компаний в странах ЕС, нагрузка на владельцев судов везде примерно одна и та же. Юрий Фадеев добавляет, что в некоторых государствах существуют налоговые льготы для компаний, занимающихся чартерными перевозками, например, в Хорватии и на Мальте, что позволяет уменьшить НДС до 13-15%. Хорошим вариантом может быть и регистрация офшорной компании. В этом случае придется потратить несколько тысяч евро на услуги по оформлению, но затем можно сэкономить на налогах и НДС при покупке яхты. Если такая схема не подходит, то самая низкая ставка НДС на Кипре - 15%;

Заложите в бизнес-план все возможные расходы . Например, владелец компании «Сто капитанов» Ренат Батыров говорит, что если яхта сдается под круизы, то требуется около 5% от первоначальной стоимости в год - это только на техническое обслуживание и мелкий ремонт. Если предполагается участие в регатах, то эти расходы будут в два раза выше;

Заранее продумайте риски расширения бизнеса . «Масштабирование на вторую яхту - это как рождение второго ребенка: все становится не в два, а в четыре раза сложнее. Расширяться надо, только если на 200% уверен, что для этого все готово. Именно на этом этапе очень многие компании теряют какие-либо перспективы доходности», - делится наблюдениями Юрий Фадеев.

Тщательно разработайте стратегию привлечения клиентов . Даже для одной яхты должна быть достаточно развитая система продвижения. Многие компании используют социальные сети, продвижение в поисковых системах, корпоративные продажи.

«Представляете, 120 метров уложенного бетона в воде?» - восхищенно спрашивает гендиректор «Адмирала» Михаил Гусак. Представить сложно. Как и то, что стоимость судоподъемника, аналогов которого нет в той России, что «за Москвой», - около четырехсот тысяч евро. Зато становится понятен объем вложений, который уже сделан в яхт-клуб на Красноярском водохранилище. И это далеко не все - сейчас здесь реализуют проект создания марины (стоянки яхт) европейского уровня.

Дороже, чем в Европе

Раз уж в Красноярске есть водохранилище, закрепившееся в народном сознании под наименованием «море», должен быть и яхтинг. Яхт-клуб «Адмирал» появился еще в конце 70-х годов прошлого века. Тогда там было пять маленьких лодок и два ангара. В 2005 г. группа инвесторов решила открыть частный яхт-клуб «Аврора». Вскоре произошло слияние «Авроры» и «Адмирала». И началась большая и затратная стройка.

«Если бы вы видели этот берег в 2005 г. и сейчас - это два разных берега, - подчеркивает г-н Гусак. - Бизнес зашел сюда с определенной целью - люди купили яхты и увидели, что здесь нет условий. Инфраструктуры как таковой не было, и сначала ее делали для себя. Вложили средства. Потом появился новый круг людей, которые сказали: у нас теперь есть возможность позволить себе приобрести яхту, потому что здесь есть, где встать, где хранить, где обслуживать». Сейчас в «Адмирале» более 50 членов, владельцев судов разных категорий - от 20 до 70 футов водоизмещением и до 50 тонн. Масштабных, эксклюзивных яхт - 13. Наверное, могло бы быть и больше. Но яхтинг в России в целом и в Красноярске в частности - это дорогое хобби, в котором слишком много трудностей.

«Короткий сезон, очень дорогой ввоз техники - не каждый хочет потратить сумму, намного большую той, что в Европе. И содержание судна там, в общем, дешевле: сезон длинный, а расход на воде меньше, чем стоимость хранения яхты в зимний период», - перечисляет Михаил Гусак. Судно, сделанное из дорогого пластика, хромированного металла, с тиковой палубой, ценными породами дерево в отделке, необходимо хранить в условиях с определенным температурным режимом. Оно не рассчитано на большие морозы. Поэтому в «Адмирале» построены большие эллинги (ангары), на это тоже были направлены значительные инвестиции. Стоимость содержания индивидуальна для каждой яхты.

«За год вы можете потратить 3-10% от цены судна. Все зависит от того, как вы сами эксплуатируете и чего вы хотите, - рассуждает г-н Гусак. - Если вы хотите на судне переделать все, конечно, это будет дорого. Хотя я не понимаю - зачем? Лучше купить новое. А есть аскетичный вид содержания. Основные затраты - технический контроль. И топливо - насколько часто вы эксплуатируете».

Каждый год - разная природа

На Красноярском водохранилище весьма существенные перепады воды, такова уж его специфика. Это добавляет менеджменту «Адмирала» головной боли.

«Весной отметка воды была 230 м. Сейчас - 241 м. Вода поднялась на 11 метров. Чем хорошо в Москве - там 2-3 м максимум, а в течение сезона - 1,5 м», - констатирует Михаил Гусак. Внушительному перепаду должна соответствовать понтонная система, способная подниматься и опускаться в зависимости от уровня воды.

«В прошлом году было мало воды - некоторые члены яхт-клуба даже не «сбросились», не хватило осадки. В том числе по нашей вине. Сейчас мы сделали так, чтобы в любом случае все могли отправиться в плавание. Доработали слип», - отмечает руководитель «Адмирала». Но нет худа без добра: из-за этой особенности водохранилища его природа каждый год - разная.

«Приходя в один и тот же залив, вы всегда открываете для себя что-то новое. У нас один клиент три с половиной сезона отходил и говорит про наше море и природу: «Я не везде еще был, не все здесь видел». Но как бы ни менялось внешне Красноярское водохранилище, яхт-клуб должен постоянно вкладываться в береговые сооружения. Их разрушение идет непрерывно, вода является агрессивной средой. Это только на картинках все легко и эффектно - яхты, паруса, блондинки на палубе, бокалы мартини. В жизни все куда более прозаично - например, каждый месяц яхт-клуб сдает пробы воды, очищает акваторию от принесенного мусора и т.д.

В текущем году яхт-клуб приступил к новому крупному инвестпроекту - обустройству полноценной марины по европейской классификации с отдельно стоящими судами, у каждого из которых будет свое индивидуальное место. Всего там смогут разместиться около 100 яхт разного размера. В том заливе, где сейчас стоят «адмиральские» яхты, с ними соседствуют и суда других организаций, в том числе государственных. И при малой воде они порой даже соприкасаются бортами. «Поэтому приняли решение о покупке земли, которая не эксплуатировалась. Проект рассчитан на три года. Сейчас мы на стадии согласований», - говорит директор яхт-клуба.

Признак стабильности

Михаил Гусак сравнивает «Адмирал» с пазлом. Новая марина - еще один важный его элемент. Уже имеющиеся детали - службы капитанов (в основном это люди, пришедшие из Енисейского речного пароходства), матросов и техподдержки. Идея в том, чтобы члены клуба получали весь комплекс услуг, и после покупки яхты у них была одна забота - как найти время отправиться в плавание:

«У состоятельных людей теперь есть возможность отдохнуть на выходных здесь, в 45 км от Красноярска. Приехал, сел в яхту, которая уже заправлена, техрегламент проведен, все проверено, матросы помогут отшвартоваться, если нужно - есть капитан. На старте мы оказывали только услуги пирса, слипа и минимального технического сервиса. А сегодня это все уже выросло, поддерживается и дальше будет только расширяться».

При этом, по словам г-на Гусака, ценовая политика «Адмирала» остановилась на уровне 2006-2008 года. Но появляются новые направления: «Раньше мы не рассматривали для себя маломерный флот, а в этом году создаем техническую базу и для него, открываем помещение, обучаем персонал. Люди не хотят везти свой сломавшийся скутер в Красноярск, им удобнее починить его на месте. Эта услуга востребована, мы ее предоставляем».

В марте 2013 г. яхт-клуб «Адмирал» стал официальным представителем федеральной компании «Акватехника», занимающейся продажей моторных катеров и яхт. В ее портфеле такие бренды, как Monterey, Beneteau и новый для местного рынка Azymut. Московская компания сама вышла на красноярский яхт-клуб с предложением о сотрудничестве.

К слову, мало купить хорошую яхту - важно ее довезти. Михаил Гусак отмечает, что у клуба отработана схема доставки:

«Это не наш бизнес, но есть система договоров. Представляете, как везти судно 30 тонн весом, длиной 17 м, шириной 5 м? Используем лодковоз. Груз едет на высоте 15-20 см над дорогой, а местами, на подъемах - до 5 см. Это сложнейший процесс, он занимает от 10 дней до двух недель - из Москвы до Красноярска. Другой вариант - доставка Северным морским путем. Там ходят большие сухогрузы. Они загружаются в европейских портах, туда судно приходит своим ходом. Идут до Дудинки, а затем по Енисею судно поднимается до Красноярской ГЭС и через судоподъемник переходит к нам».

По словам г-на Гусака, тех, кто обновляет свой парк яхт, в клубе хватает - от первоначального состава таких около 40%.

«Это соизмеримо с ростом валового продукта в крае. Можно по-разному относиться к подобным покупкам. Но это не кредитка, которую сунул в карман, сел в самолет и улетел из страны. Яхту нужно оберегать, хранить, и она находится здесь. Это наша с вами стабильность. Когда такие люди покупают такие объемные вещи, которые дешевле содержать в Европе, и все же содержат их здесь - это говорит о том, что они хотят жить на красноярской земле», - резюмирует руководитель «Адмирала».

Яхтинг – современное увлечение для активных, динамичных людей, которые ценят новые впечатления, здоровый образ жизни, комфорт и качество. О любви к парусному спорту, особенностях развития яхтового бизнеса, планах и перспективах «Жажде» рассказал Дмитрий Солопов, основатель компании TABI.

История создания проекта

Как вспоминает Дмитрий Солопов, любовь к яхтам и парусному спорту сопровождала его всю жизнь. Все началось с раннего детства. Родители Дмитрия познакомились в Одессе, и, естественно, что на море в Одессе семья бывала часто. И отец, и вся родня Солоповых – моряки. Любой моряк в Одессе – яхтсмен, но отец Дмитрия, Андрей, был заядлым яхтсменом. И, конечно же, передал свою страсть сыну.

Дмитрию было 6 или 7 лет, когда отец впервые привел его в Одесский яхт-клуб. Они сели на лодочку, метров 8 длиной, и отправились в море. Это было начало 80-х годов. Лодка была старая, скорее всего, полученная по контрибуции после войны – полностью деревянный классической бермудский шлюп. Дмитрий залез в носовой отсек, открыл якорную крышку и смотрел, не вылезая на палубу, как нос яхточки разбивал с пеной волны на бейдвинде. Эти впечатления, по его словам, Солопов не забудет никогда. Он совершенно заразился морем – настольной книгой молодого человека стала «За бортом поневоле» Алена Бомбара.

Наверное, Дмитрий стал бы моряком – но выбор дальнейшего жизненного пути привел его в Москву, где он продолжил образование и стал сначала филологом, потом журналистом, а затем – медиаменеджером. Но страсть к яхтам сохранилась, и через некоторое время Дмитрий вновь вернулся к своему детскому и юношескому увлечению. 10 лет назад в московской яхтенной школе он получил шкиперские права и с тех пор регулярно, два-три раза в год, брал лодки в чартер. Первые годы ему очень нравилось просто заниматься яхт-спортом, периодически выходить под парусами. Но постепенно он стал видеть недостатки существующих чартерных компаний – пришло осознание того, что юношеская мечта может трансформироваться в перспективную бизнес-идею. Опытным глазом будущий основатель компании TABI находил все больше возможностей для улучшения качества сервиса по прокату лодок, расширения спектра предлагаемых клиентам услуг.

Начало работы, вложения, первые трудности

TABI – относительно молодой бизнес-проект, но уже имеющий определенную финансовую базу. Естественно, для того, чтобы начать эффективную работу, потребовались существенные вложения.

Яхты – капиталоемкий бизнес. Если говорить о яхтах размером от 55 футов, это почти 20 метров, – дешевле 700 тысяч евро они не стоят. К тому же недешевым является процесс технической и сервисной поддержки такой лодки – чтобы находиться в достойном, конкурентоспособном состоянии, судно требует постоянного ухода и профессионального присмотра. Однако при правильной организации бизнеса и маркетинге его рентабельность может достигать 20 процентов годовых.

Дмитрий Солопов: «Мы прошли прошлый 2016 год в тестовом режиме. Тогда мы оперировали только одной лодкой. Теперь их у нас несколько. По сути, первоначально в команде было два человека – я и Лев Родштейн, нынешний CEO нашей компании. В этом сезоне к нам присоединились Алиса Неладус, коммерческий директор TABI, и Алена Роман, исполнительный директор, которая отвечает за внутренний комфорт на лодках. Мы уделяем этому принципиальное внимание».

Работа с клиентами

TABI – бренд, который разрабатывается на основе концепции повышения качественных показателей сотрудничества с клиентами и формирования лояльной клиентской аудитории. Реноме компании – это профессиональный сервис, ухоженные яхты, благожелательная атмосфера. В компании ценят каждого клиента, и стараются делать все, чтобы обеспечить ему комфортный, приятный отдых, максимально ориентированный на реализацию конкретного запроса.

Дмитрий Солопов: «Сегодня у нас десятки клиентов, и главное, что на сегодняшний день – 100% возврат. То есть все, кто путешествовал с TABI в прошлом году, вернулись и в этот сезон. Это просто замечательно! Средняя стоимость недели путешествия колеблется от 7000 до 10000 евро, если мы говорим о базовой модели сезона 2017 года – яхте Beneteau 55. Не так уже много для летнего сезона в Средиземноморье или для зимнего на Карибах, если учесть, что на яхте с комфортом размещается три пары! Просто сравните это со стоимостью в пятизвездочном отеле. А ведь сравнить это с точки зрения впечатлений – невозможно!

Эффективное управление и работа в команде

TABI – молодая компания, и команда, работающая здесь, также молода и энергична. Люди, которые пришли в проект, четко понимают цели и приоритеты работы компании, ориентированы на результат и обладают высоким уровнем профессионализма.

Дмитрий Солопов как руководитель верит в принципы эффективного распределения обязательств и функций, лояльный современный менеджмент и доброжелательные отношения в команде. Строгим контролем и надзором невозможно добиться эффективных результатов, если у сотрудников отсутствует правильная мотивация. А создать ее невозможно без понимания важности каждого сотрудника, без корпоративной солидарности, взаимного уважения и толерантности. Большое значение имеет инициативность сотрудников, возможность генерировать идеи и готовность воплощать их в жизнь.

В TABI практикуют ежедневное общение всей команды для креатива и brainstorm, совместную разработку story-маршрутов. Это позволяет не сваливаться в бытовую рутинную работу. Также здесь с огромным удовольствием проводят рабочие совещания вне офиса, каждый раз в новом месте, где можно выпить/съесть что-нибудь новое и тем самым поймать хорошее настроение и вдохновение.

Дмитрий Солопов: «Важно, чтобы все сотрудники прекрасно понимали, что именно они продают, так как лично знакомы с продуктом, опробовали его на себе. Мы устраиваем специальные путешествия для команды, чтобы они пропитывались духом парусных приключений, понимали, в чем кайф. Также важным моментом является воплощение руководством в жизнь идей сотрудников. Например, именно так мы создали «приключение в неизвестное», когда человек едет в путешествие и не знает, по каким местам у него будет проложен маршрут, в какую страну он поплывет, что именно его ждет на берегу. Это придает еще больше пикантности – смотреть с моря на берег, пытаться угадать, что это за место, на каком языке здесь говорят, как называется город».

Интеграция в конкурентное пространство

Конкуренты TABI – чартерные компании, предоставляющие клиентам яхты для отдыха и путешествий. Однако компания смело конкурирует с любым видом морского отдыха, поскольку старается убедить клиентов, что самое лучшее времяпровождение – отдых под парусами. Кроме того, много внимания уделяется обеспечению комфорта и безопасности передвижения на яхте, разработке интересных маршрутов, поиску дополнительных возможностей для организации интересного и качественного времяпровождения клиентов.

Дмитрий Солопов: «Притом, что наши цены не ниже рынка, мы предлагаем целый ряд преимуществ, которых нет у обычной чартерной кампании. Первое – путешествие заканчивается не там, где начинается, а в любой точке, которую пожелает клиент. Это дает возможность увидеть принципиально больше мест и получить больше впечатлений, чем в «закольцованном» маршруте.

Второе – мы не просто сдаем лодку в аренду, а разрабатываем маршруты. Мы изучаем, в какую бухту интереснее зайти искупаться, где лучше остановиться на ночь, какой ресторан обязательно нужно посетить. Мы заказываем столик в этом ресторане для наших клиентов. Мы бронируем места в маринах по пути следования яхты и при этом можем забронировать любую марину по первой просьбе наших путешественников. У нас есть постоянно работающий колл-центр, куда клиент может позвонить в любой момент. Отдых на яхте – это люксовая история, люксовые впечатление. И если вы хотите к приходу в марину ящик шампанского «Моёт», мы сделаем все, чтобы исполнить это желание».

Достижения и планы

TABI – проект, который развивается активно и динамично, постоянно расширяя спектр предоставляемых услуг и наращивая финансовый потенциал.

Основное достижение компании – формирование профессиональной, дружной команды и лояльная клиентская аудитория со 100% возвратом. Основная ценность – только профессиональное знание яхт, морей, океана. Здесь отвечают за жизнь людей, гарантируют их безопасность. Без глубокого знания темы даже руководству компании, а не только шкиперам, невозможно построить продуктивный диалог, ставить конструктивные и выполнимые задачи. Каждый сотрудник TABI глубоко погружен и разбирается в теме.

Компания планирует дальнейшее продвижение в избранном сегменте рынка, расширение географии деятельности.

Дмитрий Солопов: «В этом году мы вышли на российский рынок, со следующего у нас в планах выход на европейский. Мы также планируем увеличивать свой флот за счет больших по размеру яхт».

Компания TABI в цифрах и фактах

Год основания

Стартовые вложения

Покупка 1 яхты размером 55 футов, стоимостью около 700 тысяч евро.

Рентабельность

Базовая модель сезона 2017

Яхта Beneteau 55.

Средняя стоимость недели путешествия