Нужно ли сро техническому заказчику в строительстве. Обязанности и функции заказчика

Друзья и коллеги!
Как выясняется вопрос не так прост, как показалось на первый взгляд.
Одной из презюмируемых целей реформы СРО в области строительства и проектирования было отделения Застройщика (хозяина денег и земли или просто предпринимателя) от компаний, осуществляющих работы, необходимые для получения результата (генподрядчик, проектировщик, изыскатель)
Однако все оказалось не так однозначно.
Вчера, 21.06.17 года, то есть за 10 дней до наступления часа Х (вступления в силу изменений) сайт ЕРЗ (единый реестр застройщиков) опубликовал 2 статьи лейтмотив которых: застройщик, который выполняет функции технического заказчика (заключает договоры: генподряд, проектирование и изыскания) должен САМ быть членом всех 3 профильных СРО.
Анализ норм Градостроительного кодекса РФ говорит о том, что "ошибка" закралась в понятийный аппарат.
Статья 1 Градкодекса обязала техзаказчика быть членом профильных СРО, а иные статьи того же документа говорят о такой обязанности только для тех компаний, которые сами выполняют эти работы. (ст.ст. 47ч3.3, 48ч5, 52ч3.1)
Коллизия...
Учитывая возможные "административные" последствия отсутствия членства в СРО (хотя в первую очередь это каснется участников торгов по 44 ФЗ) вопрос становится вовсе не праздным.
Что думаете, коллеги?

Ниже текст публикации на сайте ЕРЗ"Новые требования к застройщикам и другим организациям, которые будут осуществлять функции технического заказчика с 1 июля 2017 года

Согласно п. 22 ст. 1 Кодекса функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.2 ст. 52 Кодекса.

Таким образом, с 1 июля 2017 года застройщики или привлеченные ими организации, осуществляющие функции технического заказчика, должны являться членами одновременно трех СРО: изыскательской, проектной и строительной. Исключение сделано только для организаций бюджетной сферы, а также государственных компаний и корпораций, которые могут не вступать в СРО при выполнении как подрядных работ, так и при осуществлении функций технического заказчика в интересах государства.

Поскольку остальным организациям придется платить немалые взносы одновременно в три СРО, то логично предположить, что застройщику с 1 июля 2017 года будет не так просто найти технического заказчика, соответствующего новым требованиям законодательства. Стоимость услуг технического заказчика также может возрасти с учетом заложенных в нее расходов на дополнительные взносы в СРО.

Застройщик, который решит осуществлять функции технического заказчика самостоятельно, также будет вынужден вступать в три СРО. При этом размер взносов в СРО для застройщика (технического заказчика) согласно общим требованиям закона будет определяться исходя из стоимости заключенных им договоров подряда, в том числе строительного, а не согласно стоимости выполнения функций технического заказчика.

Частями 10 - 13 статьи 55.16 Кодекса установлены минимальные размеры взносов в компенсационные фонды соответствующих СРО.

Минимальный размер взносов в компенсационный фонд возмещения вреда строительной СРО составляет:

1) 100 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 60 млн. руб. (0,16%);

2) 500 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 500 млн. руб. (0,1%);

3) 1,5 млн. руб., если стоимость по одному договору не более 3 млрд. руб. (0,05%);

4) 2 млн. руб., если стоимость по одному договору не более 10 млрд. руб. (0,02%);

5) 5 млн. рублей, если стоимость по одному договору от 10 млрд. рублей.

Минимальный размер взносов в компенсационный фонд договорных обязательств строительной СРО составляет:

1) 200 тыс. руб., если стоимость по договорам не более 60 млн. руб. (0,33%);

2) 2,5 млн. руб., если стоимость по договорам не более 500 млн. руб. (0,5%);

3) 4,5 млн. руб., если стоимость по договорам не более 3 млрд. руб. (0,15%);

4) 7 млн. руб., если стоимость по договорам не более 10 млрд. руб. (0,07%);

5) 25 млн. рублей, если стоимость по договорам от 10 млрд. рублей.

Минимальный размер взносов в компенсационный фонд возмещения вреда проектной или изыскательской СРО составляет:

1) 50 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 25 млн. руб. (0,2%);

2) 150 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 50 млн. руб. (0,3%);

3) 500 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 300 млн. руб. (0,16%);

4) 1 млн. руб., если стоимость по одному договору от 300 млн. руб.

Минимальный размер взносов в компенсационный фонд договорных обязательств проектной или изыскательской СРО составляет:

1) 150 тыс. руб., если стоимость по договорам не более 25 млн. руб. (0,6%);

2) 350 тыс. руб., если стоимость по договорам не более 50 млн. руб. (0,7%);

3) 2,5 млн. руб., если стоимость по договорам не более 300 млн. руб. (0,8%);

4) 3,5 млн. руб., если стоимость по договорам от 300 млн. руб.

Анализ указанных положений законодательства позволяет сделать вывод о том, что несмотря на все разговоры про снижение нагрузки на бизнес с 1 июля 2017 года организации члены СРО должны будут платить взносы в СРО в большем размере , а застройщик (технический заказчик) - сразу в три саморегулируемые организации одновременно.

В отличие от взносов в компенсационные фонды размер членских взносов в СРО законом не устанавливается, а значит, его размер будет устанавливать саморегулируемая организация по своему усмотрению, да еще будучи монополистом в своем регионе . Такой подход представляется в корне неверным с учетом установленного законом обязательного членства в СРО. Это все равно, что разрешить страховым компаниям самостоятельно определять тарифы в области ОСАГО.

Кроме того, не совсем понятно, какие функции, влияющие на безопасность, осуществляет застройщик (технический заказчик) в области изысканий и проектирования, что он должен вступать в СРО наравне с проектировщиками и изыскателями. Согласно статье 49 Кодекса результаты инженерных изысканий и проектная документации, подготовленные на основании задания застройщика, подлежат обязательной экспертизе, без положительного заключения которой застройщик не вправе утвердить проект.

Функция застройщика (технического заказчика) по осуществлению строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта согласно статье 53 Кодекса может быть возложена в полном объеме на привлеченные сторонние организации (включая индивидуальных предпринимателей). До 1 июля 2017 года такие организации должны были являться членами только строительных СРО в отношении соответствующего вида работ. Однако с 1 июля 2017 года указанные организации попадают под норму п. 22 ст. 1 Кодекса, которая не устанавливает исключения из общего правила о членстве одновременно в трех СРО для организаций, выполняющих только часть функций технического заказчика.

В отличие от подрядных строительных организаций на застройщика (технического заказчика) не распространяется положение ч. 2.1 ст. 52 Кодекса, которое позволяет подрядчику не являться членом строительной СРО при стоимости заключенного договора строительного подряда не более 3 млн. рублей.

Исключение из общего для всех организаций требования об обязательном членстве в СРО сделано только для случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта следующих объектов (ч. 2.1 ст. 52 Кодекса):

индивидуальный жилой дом;объект на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;гараж на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;строения и сооружения вспомогательного использования, а также киоски, навесы и другие объекты, которые не относятся к объектам капитального строительства.

Не трудно заметить, что в этой части закон о реформе СРО создает дополнительные обременения для участников строительства. Еще в 2008 году при подготовке первой редакции Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, нам удалось прописать принципиальное положение в ведомственном приказе Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. № 274. В нем было установлено, что без членства в СРО могут выполняться любые работы (изыскательные, проектные, строительные) на объектах, которые не подлежат государственному строительному надзору (включая жилые дома не более 3 этажей, производственные объекты не более 2 этажей), а также аналогичные работы в отношении объектов, для которых не требуется получение разрешения на строительство (включая капитальный ремонт с 2011 года).

Также нам удалось не допустить на том этапе затягивания в систему саморегулирования застройщиков (технических заказчиков), хотя и в 2008 году были желающие получить в СРО дополнительных плательщиков взносов. Но даже тогда никому не приходило в голову заставить застройщиков (технических заказчиков) вступать в три СРО одновременно, как это сделали разработчики Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 372-ФЗ.

Николай Малышев,
Генеральный директор Общероссийского общественного фонда
"Центр Качества Строительства"

Перепост текста с сайта ЕРЗ

https://erzrf.ru/publikacii/voprosy-i-otvety-dlya

Изучая закон № 372-ФЗ, который существенно меняет всю систему саморегулируемых организаций в строительстве, столкнулся с вопросом, на который (рад буду ошибиться) сегодня нет правильного ответа. А ответ нужен — слишком много на него завязано рисков, денег и действий.

В реализации проекта строительства какой-нибудь недвижимости участвуют, как правило:
1. Застройщик;
2. Технический заказчик;
3. Строительный контролер (условное название; лицо, осуществляющее стройконтроль в порядке статьи 53 ГрК);
4. Генеральный проектировщик;
5. Проектировщик(и);
6. Генеральный подрядчик;
7. Подрядчик(и)
8. Субподрядчик(и)
В сжатом виде их функции и необходимость нахождения в СРО приведены на X-mind-карте:

Ссылка на полное изображение на гугл-диске.

Как видно, если от участника требуются профессиональные познания в строительстве, то ему необходимо состоять в СРО.

Все подрядчики, включая проектировщиков и изыскателей, должны иметь свидетельства о допуске.

«Генералы», сами ничего не строящие и не рисующие, но организующие процесс, должны иметь СРО в силу пунктов 13 и 33 приказа № 624.

«Строительные контролеры» тоже состоят в саморегулируемой организации, поскольку их компетенции предполагают профессионализм, и кроме того существует пункт 32 Приказа 624, обязывающий их туда вступить.

Застройщику совершенно очевидно никаких свидетельств от СРО не требуется (я всегда говорю, что идеальный застройщик — такой же лопух, как потребитель. Дело застройщика — дать денег и землю, и идти курить. Не более того).

С техническим заказчиком сложнее. Его функции, условно говоря, тоже можно считать сугубо «застройщицкими», «потребительскими», не выходящими за рамки «дал денег, пошел курить, жду результат, ребятки». Вот они, эти функции:

1. заключение договоров с подрядчиками;
2. подготовка заданий на выполнение работ (это можно было бы расценивать как профессиональную функцию техзаказчика, если бы ТЗ не делались самими подрядчиками и роль застройщика/техзаказчика не сводилась бы лишь к утверждению этих ТЗ);
3. предоставление подрядчикам исходной документации и давальческих материалов;
4. утверждение проектной документации;
5. подписание документов для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
6. иные функции (какие, кроме строительного контроля, который выделен в отдельную позицию?)

Вывод о том, что технический заказчик выполняет исключительно представительские функции, следует:
— и из закона (пункт 22 статьи 1Градостроительного кодекса : технический заказчик действует от имени застройщика; застройщик вправе осуществлять функции технического заказчика самостоятельно);
— и из судебной практики (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33, пункт 22: «...в целях применения положений главы 21 (Налогового) Кодекса технического заказчика, не выполняющего одновременно функции подрядчика, надлежит квалифицировать в качестве посредника и применять к нему правила пункта 1 статьи 156 НК РФ»; Постановления 15-го ААС по делу N А32-9696/2013, ФАС МО по делу N А40-124446/12-129-930: технический заказчик не является лицом, осуществляющим строительство, он исполняет некоторые представительские функции застройщика).

Таким образом технический заказчик — лишь некая «чуть более опытная» рука застройщика, самостоятельного значения не имеющая, профессиональных функций в строительстве не осуществляющая, и посему в СРО не состоящая.

Что же делает Закон 372-ФЗ?
Он, оставляя неизменными роль и функции технического заказчика, зачем-то вменяет ему в обязанность вступить во все СРО сразу:
"Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства... (пункт 22 статьи 1 ГрК в новой редакции).

То есть, если после 1 июля 2017 застройщик захочет нанять техзаказчика, у того должно быть членство в СРО (соответственно, взносы в компенсационные фонды двух саморегулируемых организаций, специалисты: ГИПы и ГАПы, руководители, имеющие высшее образование сразу и в строительстве, и в проектировании, стаж работы и там, и там, и так далее).

Нет, думает застройщик, мне такого техзаказчика не потянуть. Пойду и сам заключу договоры с проектировщиками и с подрядчиками. Мне же для этого СРО не нужно?
Не факт, отвечает застройщику штатный юрист. Ведь в законе написано: функции техзаказчика могут осуществляться только членом СРО. Поэтому прежде чем подписать договоры на проект и на стройку, иди, застройщик, и сам вступи во все СРО сразу, внеси взносы, найми специалистов и так далее.

Таким образом, у застройщика остается только три выхода:
— либо нанять (или вырастить) техзаказчика, имеющего членство в обеих СРО — сколько сегодня таких техзаказчиков и сколько они стоят?
— либо вступить во все эти СРО самому только для того, чтобы иметь законную возможность подписывать договоры генподряда и генпроектирования.
— либо плюнуть, нанять специалистов и проектировать и строить самостоятельно.

Какой из этих вариантов оптимальнее — надо считать, но любой из них, на мой взгляд, избыточен. Зачем техническому заказчику навязали ненужное членство в СРО и почему на худой конец не оставили в Градостроительном кодексе исключение о том, что застройщик может сам выполнять функции технического заказчика, не вступая в СРО — загадка.

Прошу мнений — есть ли у застройщика законные варианты строить без технического заказчика, заключая договоры напрямую с подрядчиками, не вступая при этом в СРО?

Получение допуска СРО для заказчика-застройщика вызывает большое количество споров и разногласий. Вопрос усложняется грядущими переменами, которые изменят существующую систему саморегулируемых организаций. В связи с этим необходимость вступления в СРО для заказчика-застройщика может рассматриваться в двух плоскостях – нынешнее положение и изменения, которые вступят в силу после 1.07.17.

Ранее существовавшие варианты организации деятельности

Нередко застройщик привлекает генподрядчика и не участвует самостоятельно в проведении строительных работ на объекте. Перечень видов деятельности, для выполнения которой требуется допуск саморегулируемой организации, указан в Приказе №624 Минрегиона. Если выполняемые работы не входят в представленный перечень, они могут проводиться без допуска.

Однако если согласно п. 3 ст. 706 ГрК РФ заказчик-застройщик осуществляет самостоятельный контроль за проведением работ на строительной площадке, их качеством, а также соблюдением сроков он должен состоять в саморегулируемой организации.

Обязанность по проведению строительного контроля невозможно перепоручить генподрядчику. Тем не менее, застройщик может заключать договор со «строительным контроллером», согласно которому поручать ему указанные функции. Эта ситуация позволяет застройщику не вступать в саморегулируемые организации. Во всех остальных случаях допуск СРО обязателен.

Важным аспектом является понимание принципиальной разницы между техзаказчиком и заказчиком-застройщиком. Функции и обязанности каждого из них различны. Застройщиком является владелец земельного участка и финансовых средств.

Определение понятия технического заказчика представлено в ГрК РФ. Это профессиональный исполнитель высокого уровня, на которого возложены полномочия заключать договоры подряда на проведение строительства, капитального ремонта или реконструкции на объекте. Также техзаказчик проводит организацию работы на строительных площадках и осуществляет финансовый контроль от имени застройщика. При этом застройщик имеет право выполнять функции технического заказчика собственными силами, без привлечения сторонних лиц.

По сути, термин «заказчик-застройщик» объединяет в себе функции технического заказчика, застройщика и контролера. В таком случае вступление в СРО для технического заказчика – это необходимая мера для выполнения своих ключевых функций на объекте.

Обязанности и функции заказчика

Благодаря вступлению в СРО функции заказчика расширяются и, кроме распоряжения материальными средствами, он имеет право на выполнение ряда других операций. Среди них:

  • Составление и дальнейшее утверждение проектной документации и смет.
  • Подписание договоров подряда и генподряда.
  • Ведение бухгалтерского учета.
  • Осуществление контроля за ходом проведения изыскательных работ, включая исследования грунта, воды и воздуха.
  • Надзор за выполнением работ на строительной площадке, в том числе технический и авторский надзор.
  • Подготовка документации и проведение работ по сдаче готового объекта в эксплуатацию.

Законодательные изменения

С 1.07.17 г вступает в силу закон №372, согласно которому функции техзаказчика могут выполняться только членами саморегулируемых организаций. При этом они должны соответствовать всем требованиям для членов СРО в отношении штата сотрудников, наличия строительного оборудования и опыта в сфере проводимых работ. Получить допуск СРО технический заказчик может после оплаты вступительных взносов. Финансовые затраты формируются из нескольких составляющих, среди которых выплаты в компенсационный фонд, ежемесячные взносы и страховка.

Вступление в СРО для техзаказчика предоставляет такие преимущества:

  • Взаимодействие с другими участниками объединения, помощь в решении спорных вопросов.
  • Корректировка документов в соответствии с появлением новых технологий.
  • Защита и представление каждого участника на равных основаниях.
  • Внутренние конференции и собрания.

Таким образом, вступлением в действие новой редакции закона устраняется возможность двоякой трактовки законодательных норм и четко регламентируется требование – допуск СРО для технического заказчика.

Однако законом предусмотрены и ситуации, в которых технический заказчик не должен получать доступ СРО при организации работ. Для государственных предприятий или коммерческих организаций с долей государственных предприятий более 50% допуск СРО не требуется, если подрядчиком выступает орган исполнительной власти или государственная корпорация. Также допуск не требуется для юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями, на проведение деятельности в установленных сферах.

Таким образом, с 1.07.17 года застройщик может нанять только техзакачика, который оплатил все необходимые компенсационные взносы и вступил в саморегулируемую организацию.

Современное законодательство не только усложняет жизнь многим застройщикам, но и заставляет нести расходы на сотрудников, которые будут отслеживать постоянные изменения в нормативных документах. Так, допуск СРО застройщику стало одним из самых популярных поисковых запросов после принятия соответствующих изменений. Прошло немного времени, подзаконные акты приняты, и мы можем рассказать подробнее, как работать застройщикам с нововведениями.

Определимся с пониманием зоны ответственности. Нам нужен п.3 ст. 706 ГК РФ – там четко разграничены термины в этой сфере. Суть – генеральный подрядчик является юридическим лицом, которое носит прямую, а не субсидиарную ответственность в строительной сфере. Договор, который регулирует организацию девелоперских работ, является основным определением ответственности заказчика.

Перед объяснением сути допуска СРО застройщику также необходимо ознакомиться с перечнем работ, для которых необходим специальный лицензированный сертификат – его застройщик или генеральный подрядчик должен проверить у привлекаемых к работе субподрядчиков. Подробнее в приказе №624 от 2009 года.

Что такое допуск СРО?

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении дел, связанных с обжалованием незаконных действий должностных лиц, жилищными спорами, взысканием неустойки с застройщиков. Большой опыт работы по 214 ФЗ.

Градостроительные нормы постоянно меняются, что порождает ряд сложностей в их применении. Дискуссионными остаются вопросы, должны ли технический заказчик и застройщик иметь допуск СРО, и в каких случаях он не требуется. Практика показывает, что нередко его отсутствие влечет за собой штрафные санкции по ст. 9.5.1 КоАП.

Нужно ли вступать в СРО техническому заказчику

Это юридическая организация, взаимодействующая с генеральным подрядчиком от имени застройщика. Несмотря на то, что тех. заказчик не осуществляет непосредственно строительные работы, в закон внесены прямые указания, обязывающие быть членом саморегулируемой организации.

Нужен ли допуск СРО заказчику строительства (заказчику-застройщику)

В практической деятельности возникает, как минимум, несколько ситуаций, когда организатору строительства требуется разрешение на проведение определенных видов работ.

  1. Согласно ГрК (ст.48) проектная документация (ПД) может разрабатываться самостоятельно застройщиком, либо с привлечением третьей стороны по договору с ним или с техническим заказчиком. До 1 июля 2017 года, организация, выполняющая подготовку ПД, должна была иметь допуск в отношении работ, предусмотренных Приказом № 624. После этой даты разрабатывать ПД имеют право только застройщики, являющиеся членами СРО в сфере архитектурно-строительного проектирования, и в отношении любых объектов.
  2. Все виды работ, внесенные в список влияющих на безопасность ОКС, можно выполнять исключительно при наличии допуска. Фактически их производит генеральный подрядчик, и, исходя из буквального толкования закона, именно он должен отвечать за его нарушение по ст. 9.5.1 КоАП. Однако если заказчик строительства самостоятельно заключает договоры со строительными подрядчиками, он должен иметь разрешение на осуществление функций генподрядчика.
  3. Функция строительного контроля вменена субъекту, осуществляющему строительство. На основании договора, эта обязанность может передаваться третьим лицам. Распространено мнение, что застройщик не обязан вступать в СРО, поскольку п.32 Перечня № 624 включает указание только на привлекаемые им для этой цели организации. В ГрК отсутствуют уточнения по этому вопросу.

Судебная практика свидетельствует о том, что на организацию, самостоятельно осуществляющую строительный контроль без разрешительного документа налагаются штрафные санкции. Существует несколько определений ВАС по этому вопросу, где позиция определена следующим образом. Отсутствие в п.32 указания на застройщика не лишает его права проводить строительный контроль, а, следовательно, не освобождает от необходимости вступления в СРО .

Поправки, вступившие в действие с 2017 года, существенно изменили круг компаний, имеющих право осуществлять работы в сфере капитального строительства и границы их ответственности. Как, застройщики, осуществляющие отдельные виды работ самостоятельно, и проводящие строительные контроль, так и техзаказчики, обязаны выполнять нормы Градостроительного кодекса.