Когда нужна касса для ип. Правила для контрольно-кассовой техники Кто не обязан применять ккт

Обратите внимание, с 15 июля 2016 года вступил в силу закон об онлайн-кассах (ФЗ № 290 от 03.07.2016), согласно которому большинство компаний и ИП должны перейти на новые кассовые аппараты с 2017 года.

Осуществить регистрацию ККТ без функции онлайн-передачи, по правилам, указанным в настоящей статье, возможно только до 1 февраля 2017 года (с правом работы на такой кассе до 1 июля 2017 года).

С 1 февраля до 1 июля 2017 года зарегистрировать можно только онлайн-кассу. В указанный период, ООО и ИП должны перейти на новые аппараты. При этом, допускается перерегистрация (снятие с учета) старых ККТ.

Нужен ли кассовый аппарат для ИП и ООО

Использование кассового аппарата в предпринимательской деятельности регламентируется нормами Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54 – ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» .

В соответствии с ФЗ № 54 от 22.05.2003, ИП и ООО, осуществляющие расчеты наличными денежными средствами или принимающие банковские карты, обязаны использовать контрольно-кассовую технику (ККТ).

Тем не менее, существует ряд исключений, которые позволяют некоторым индивидуальным предпринимателям и организациям вести бизнес без применения кассового аппарата:

По результатам проведенного эксперимента «подопытные» толком ощутить что-нибудь полезное или отрицательное от этой затеи не успели, в свою очередь, «экспериментаторы» решение, о том, что наша страна к подобной практике готова, приняли достаточно быстро.

Таким образом, с апреля 2016 года бизнесмены могли добровольно начать регистрировать в налоговых органах ККТ с функцией передачи данных онлайн. В обязательном же порядке осуществить переход на современные кассы необходимо до 1 июля 2017 года.

Обратите внимание , что данная реформа не обошла стороной и тех предпринимателей, которые на данный момент освобождены от применения кассового аппарата (плательщики ПСН и ЕНВД). Их также обяжут применять онлайн кассы в обязательном порядке. Случится это 1 июля 2018 года.

Штрафы за нарушения применения кассового аппарата

Надзор за правильным использованием контрольно-кассовой техники осуществляют работники Федеральной Налоговой службы, которые, также, вправе выписывать штрафы.

Неприменение ККТ:

  • Для должностных лиц – от 25% до 50% от суммы покупки, но не менее 10 000 рублей.
  • Для юридических лиц – от 75% до 100% от суммы покупки, но не менее 30 000 рублей.

Повторное неприменение ККТ:

  • Для должностных лиц – дисквалификация от 1 до 2 лет;
  • Для ИП и компаний – приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Отчетность по ККТ и кассовая дисциплина

В процессе использования кассового аппарата необходимо оформлять следующие документы:

  1. Акт о переводе показаний и регистрации счетчиков (форма КМ-1 ) – оформляется при вводе в эксплуатацию нового кассового аппарата, а также в ситуациях, когда обнулились счетчики ККМ (при замене фискальной памяти или другом ремонте в ЦТО).
  2. Акт о снятии показаний счетчиков (форма КМ-2 ) – оформляется при ремонте кассового аппарата или при его передаче для работы в другую организацию.
  3. Акт о возврате денежных сумм (форма КМ-3 ) – оформляется при возврате денежных средств покупателям по неиспользованным кассовым чекам (в том числе, по ошибочно пробитым чекам).
  4. Журнал кассира-операциониста (форма КМ-4 ) – оформляется для учета всех операций по кассовому аппарату. Записи в журнале осуществляет кассир по снятым показаниям Z-отчетов. На каждую кассовую машину заводится отдельный журнал.
  5. Журнал по форме КМ-5 – оформляется в организациях, работающих без кассира-операциониста (в случаях установки ККМ на прилавках магазинов или для работы официанта).
  6. Справка отчет кассира-операциониста (форма КМ-6 ) – оформляется кассиром на основании Z-отчета каждый рабочий день (смену). В ней отражаются показания счетчиков ККМ и выручка за день. Отчет вместе с выручкой кассир сдает по приходному кассовому ордеру руководителю организации. В небольших организациях кассир сдает деньги непосредственно инкассатору банка.
  7. Сведения о показаниях счетчиков ККМ (форма КМ-7 ) – применяется для составления сводного отчета о показаниях счетчиков ККМ и выручке за рабочий день (является приложением к справке-отчету кассира-операциониста).
  8. Журнал учета вызовов технических специалистов (форма КМ-8 ) – ведет специалист ЦТО, который делает записи о проведенных работах. Журнал хранится у руководителя организации.

    Законодательство о применении контрольно-кассовой техники состоит из Конституции РФ, Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов и иных федеральных законов.

    Для налогоплательщиков, применяющих ПНС и ЕНВД, планируется предоставление налогового вычета до 18 000 рублей за приобретение одной ККТ. Такой законопроект № 18416-7 уже принят Госдумой в первом чтении.

    Какими нормативными актами регламентируется порядок применения ККТ?

    Законодательство о применении контрольно-кассовой техники состоит из Конституции РФ, Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов и иных федеральных законов.

    Порядок применения ККТ также регламентируется:

    • Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014–2015 годах эксперимента по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях совершенствования порядка ее регистрации и применения»;
    • Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями»;
    • Указом Президента РФ от 16.02.1993 № 224 «Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением»;
    • Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утв. письмом Минфина России от 30.08.1993 № 104);
    • Положением о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации (утв. решением ГМЭК от 06.03.1995, протокол № 2/18-95 (доведено письмом Госналогслужбы РФ от 16.05.1995 № ЮБ-6-14/276 «О решениях Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам»).

    Приблизился очередной этап повсеместного перехода налогоплательщиков на применение онлайн-ККТ. Этот переход продолжается уже несколько лет и охватывает все больше юридических лиц и предпринимателей.

    Очередная обширная группа налогоплательщиков присоединяется к лицам, обязанным применять ККТ, с 01.07.2019. Это предусматривали законодательные акты, принятые ранее. В дополнение к ним теперь принят Федеральный закон, который на данный момент находится на подписи у президента.

    В данной статье мы расскажем о том, кто должен применять онлайн-ККТ с 01.07.2019, а кто освобожден от этой обязанности (с учетом изменений, внесенных указанным законом).

    Отсрочка заканчивается, но не для всех

    Для некоторых категорий налогоплательщиков законодатели ранее отложили переход на онлайн-кассы. Речь идет, конечно, о налогоплательщиках, объемы доходов у которых сравнительно невелики и для которых расход на приобретение данных ККТ и постановку их на учет является существенным.

    Это индивидуальные предприниматели, применяющие ПСНО, а также организации и ИП, являющиеся плательщиками ЕНВД. В соответствии с п. 7.1 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ) им было разрешено до 01.07.2019 осуществлять расчеты без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)) в порядке, установленном Федеральным законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ, то есть до 15.07.2016).

    Иначе говоря, до указанной даты такие налогоплательщики вправе были не применять ККТ при выполнении названного условия из п. 2.1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ в упомянутой редакции. Эта норма предусматривала, что подтверждающий документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:

      наименование документа;

      порядковый номер документа, дату его выдачи;

      наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя);

      ИНН, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;

      наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

      сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;

      должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

    Правда, в полной мере послаблением могли воспользоваться «вмененщики» и предприниматели на патенте – кроме тех, кто занимается розничной торговлей или оказанием услуг общественного питания (пп. 6 – 9 п. 2 ст. 346.26, пп. 45 – 48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ). На юридических лиц, работающих в этих сферах деятельности, данное послабление вовсе не распространялось, а ИП могли им воспользоваться только при отсутствии работников, с которыми заключены трудовые договоры.

    Обратите внимание: ИП в случае заключения трудового договора с работником обязаны были в течение 30 календарных дней с даты заключения такого трудового договора зарегистрировать ККТ (п. 7.3 ст. 7 Федерального закона № 290-ФЗ ).

    Аналогичное послабление было сделано для организаций и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы (оказывающих услуги) для населения (п. 8 ст. 7 Федерального закона № 290-ФЗ). Оно также не касалось организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, и оказывающих услуги общественного питания.

    Это послабление позволяло при оказании услуг населению не применять ККТ при условии выдачи соответствующих БСО в порядке, установленном п. 2 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ, то есть до 15.07.2016), до 01.07.2019 (данный порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359).

    Наконец, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, тоже были вправе не применять контрольно-кассовую технику до 01.07.2019 (п. 11.1 ст. 7 Федерального закона № 290-ФЗ).

    С указанной даты налогоплательщики перечисленных категорий должны применять ККТ в общем порядке, – за исключением индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, независимо от режима налогообложения. Они при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять ККТ при расчетах за такие товары, работы, услуги до 01.07.2021 (ст. 2 нового закона).

    Эти индивидуальные предприниматели в случае заключения трудового договора с работником обязаны в течение 30 календарных дней с даты заключения такого договора зарегистрировать ККТ.

    Новые исключения из правила обязательного применения ККТ

    Пунктом 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ было предусмотрено, что с 01.07.2019 утрачивает силу абз. 4 п. 2 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ. То есть при продаже водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте с этой даты стало необходимым применять ККТ. Данные услуги исключены из числа тех, при осуществлении которых разрешено было производить расчеты без применения ККТ.

    Пунктом 4 ст. 4 этого же закона было установлено освобождение от применения ККТ или оформления БСО до 01.07.2019 для организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении расчетов:

      с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа);

      при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт;

      при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов;

      при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг;

      при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

    Действие данной нормы не продлено, и при осуществлении таких расчетов придется применять ККТ. Однако в ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ установлены возможности для неприменения ККТ в некоторых других случаях с даты опубликования нового закона.

    Так, в п. 2 данной статьи указано, что может производить расчеты без применения ККТ индивидуальный предприниматель при сдаче в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности. Это право распространено и на жилые помещения совместно с машино-местами, расположенными в многоквартирных домах.

    Разрешено не применять ККТ при розничной продаже бахил, в том числе в случае их продажи с использованием для осуществления расчетов автоматического устройства для расчетов.

    Согласно новому п. 13 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ ККТ теперь может не применяться при осуществлении расчетов:

      товариществами собственников недвижимости (в том числе товариществами собственников жилья, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанных товариществ и кооперативов, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги ;

      образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования;

      физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;

      домами и дворцами культуры, домами народного творчества, клубами, центрами культурного развития, этнокультурными центрами, центрами культуры и досуга, домами фольклора, домами ремесел, домами досуга, культурно-досуговыми и культурно-спортивными центрами при оказании услуг населению в области культуры.

    Обратите внимание: В перечисленных случаях все равно придется применять ККТ при расчетах наличными деньгами, а также расчетах с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем.

    Кроме того, ККТ может не применяться индивидуальными предпринимателями при реализации входных билетов и абонементов на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями, осуществляемой с рук и (или) лотка (новый п. 14 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ). Однако ККТ применяется при реализации указанных входных билетов и абонементов с использованием сети «Интернет» и сетей связи.

    ККТ разрешено иногда применять «на расстоянии»

    Законодатели впервые учли особенности некоторых видов деятельности, при которых расчеты по необходимости производятся отдаленно от места расположения ККТ.

    В статью 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ включены новые п. 5.6 – 5.10. В них установлено, что с момента публикации нового закона пользователям разрешено применять ККТ (за исключением ККТ, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчетов, прежде всего в следующих случаях:

      при расчетах (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети «Интернет») за реализуемый товар при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров;

      при расчетах по месту выполнения работы и (или) оказания услуги, если эти расчеты выполняются пользователем вне торгового объекта, торгового места, здания, строения, сооружения и их частей и (или) земельного участка, используемых пользователем для выполнения работ и (или) оказания услуг на правах собственности, аренды или иных законных основаниях.

    Что касается расчетов при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров, указанное новое правило не применяется, если в соответствии с п. 5.1 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ пользователь пользуется правом:

      при осуществлении расчетов не выдавать чек ККТ или БСО на бумажном носителе;

      в случае непредоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты не направлять чек ККТ или БСО в электронной форме покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты;

      применять ККТ вне корпуса автоматического устройства для расчетов.

    Возможность проводить расчет отдаленно от места нахождения ККТ предоставляется пользователям при расчетах с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа. Кроме того, пользователь может так поступать при расчетах за реализуемый товар (кроме подакцизной продукции, технически сложных товаров, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с использованием автоматических устройств для расчетов, содержащих внутри своего корпуса оборудование для осуществления выдачи данного товара.

    Если пользователь воспользовался правом применить ККТ, расположенную вне места совершения расчетов, то обязанность по выдаче (направлению) покупателю (клиенту) чека ККТ (БСО) он может выполнить путем:

      направления покупателю (клиенту) в момент расчета на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета, сведений в электронной форме, позволяющих идентифицировать такой чек ККТ (БСО) (в число этих сведений входят регистрационный номер ККТ, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информации об адресе информационного ресурса, который размещен в сети «Интернет» и по которому такой чек ККТ (БСО) может быть бесплатно получен покупателем (клиентом);

      обеспечения покупателю (клиенту) возможности в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код.

    Добавим, что есть еще три вида деятельности, при которых пользователи вправе применять ККТ (за исключением ККТ, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчетов (при выполнении некоторых условий): при оказании услуг населению, при расчетах, осуществляемых водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте, при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

    Оказание услуг населению

    Речь идет о ситуации, когда законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство РФ предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению.

    То есть такой бланк можно выдавать вне места совершения расчета. При этом обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту чека ККТ (БСО) помимо обычных способов может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами чека ККТ (БСО), позволяющими идентифицировать этот чек ККТ (БСО) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).

    Расчеты в общественном транспорте

    Применение ККТ, расположенной вне места осуществления расчетов, допускается по необходимости при осуществлении расчетов водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте.

    При этом пользователю предоставляется дополнительный способ для исполнения обязанности по направлению покупателю (клиенту) чека ККТ (БСО): путем предоставления покупателю (клиенту) указанных документов (билетов) и талонов на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети «Интернет», чека ККТ (БСО) в электронной форме, который должен быть сформирован в день расчета.

    Расчеты за жилье и коммунальные услуги

    При приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги тоже можно применять ККТ вне места, где производятся расчеты. Правда, это не распространяется на расчеты наличными деньгами и расчеты с предъявлением электронного средства платежа при непосредственном взаимодействии клиента с пользователем.

    В таком случае обязанность по применению ККТ, в том числе по формированию чека ККТ (БСО) и передаче всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ, в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, исполняется пользователем в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления денежных средств на пользователя.

    Для исполнения этой обязанности пользователь выдает (направляет) клиенту чек ККТ или БСО бесплатно по его письменному запросу (содержит наименование услуги, дату и сумму расчета) на бумажном носителе или в электронной форме, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения такого запроса.

    Такой запрос должен быть передан (направлен) клиентом пользователю в течение 3 месяцев со дня формирования соответствующего чека ККТ (БСО). При отсутствии запроса по истечении указанного срока названная обязанность пользователя считается исполненной.

    О требованиях к кассовому чеку и бланку строгой отчетности

    В пункте 1 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ перечислены обязательные реквизиты, которые должны присутствовать в чеке ККТ или БСО.

    Федеральным законом от 03.07.2018 № 192-ФЗ перечень обязательных реквизитов чека ККТ или БСО с 01.07.2019 дополнен для двух случаев.

    Первый – формирование чека ККТ или БСО при расчетах между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями с использованием наличных денег и (или) с предъявлением электронных средств платежа . В этом распространенном случае обязательны следующие дополнительные реквизиты (новый п. 6.1 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ):

      наименование покупателя (клиента) (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);

      ИНН покупателя (клиента);

      сведения о стране происхождения товара (при расчетах за товар);

      сумма акциза (если применимо);

      регистрационный номер таможенной декларации (при расчетах за товар) (если применимо).

    А в новом п. 6.2 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ сказано о двух обязательных реквизитах, которые будут указываться в чеках ККТ или БСО при расчетах по выплате выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей (Новым законом уточнено, что данная норма с 01.07.2019 в отношении лотерей действует при выплате выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей при сумме расчета, равной или превышающей 15 тыс. руб), при получении страховой премии или при страховой выплате:

      наименование клиента или страхователя (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или физического лица);

      ИНН клиента или страхователя (при отсутствии у физического лица идентификационного номера налогоплательщика – серия и номер паспорта такого физического лица).

    О зачете или возврате предварительной оплаты и (или) авансов

    Пунктом 2.1 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ установлены особенности оформления чеков ККТ и БСО при осуществлении расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами за услуги:

      в сфере культурно-массовых мероприятий;

      перевозки пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа;

    • в электронной форме, определенные ст. 174.2 НК РФ;

      иные, определенные Правительством РФ.

    В этом случае пользователь () может сформировать один общий чек ККТ (БСО), содержащий сведения о всех таких расчетах, совершенных в особый срок, как указывалось до сих пор: в течение суток либо за расчетный период, не превышающий календарного месяца или установленный законодательством РФ (но не позднее первого рабочего дня, следующего за днем окончания расчетного периода), притом без выдачи (направления) чека ККТ (БСО) клиенту.

    Новым законом (с момента его предстоящей публикации) этот особый срок изменен. В качестве него теперь рассматривается расчетный период, не превышающий календарного месяца или установленный законодательством РФ (но не позднее 10 календарных дней, следующих за днем окончания расчетного периода), также без выдачи (направления) кассового чека (бланка строгой отчетности) клиенту.

    Добавим, что названная поправка теперь дополнительно распространена на услуги в сфере:

      жилищно-коммунального хозяйства (включая услуги ресурсоснабжающих организаций);

      охраны и систем обеспечения безопасности;

      С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ который вносит правки в закон №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники"

      Теперь большинство бизнесменов должны перейти на онлайн-кассы, а вся контрольно-кассовая техника будет отправлять электронные версии чеков в ФНС через интернет. Электронную ленту нужно будет заменить на фискальный накопитель, подключить ККТ к сети и заключить договор с оператором фискальных данных для отправки чеков.

      Онлайн кассы в 2017 году: основные положения

      1. Изменилась схема работы с налоговыми органами, все данные с чеков будут отправлять в ФНС через интернет.

      2. Упростилась регистрация кассового аппарата, не нужно ездить в налоговую, достаточно зайти на сайт nalog.ru и зарегистрировать ККТ через личный кабинет.

      3. Предприниматели, которые на данный момент не используют ККТ, будут обязаны до 1 июля 2018 года приобрести онлайн-кассы и отправлять данные в налоговую службу.

      4. Изменения коснулись также чеков и бланков строгой отчетности, теперь в них увеличится количество данных которые должны присутствовать.

      5. Появились так называемые операторы фискальных данных, они будут осуществлять прием, хранение, обработку и передачу фискальных данных в Федеральную Налоговую Службу.

      6. Кассовые аппараты технически станут немного другими, ЭКЛЗ заменит фискальный накопитель.

      7. Не всех обяжут использовать онлайн-кассы, существует перечень видов деятельности которым новая ККТ не понадобится.

      Применение ККТ в 2017 году - как это будет

      Покупатель приходит в магазин за покупкой, кассир сканирует шрих-код на упаковке, фискальный накопитель, находящийся внутри ККМ сохраняет чек, подписывает его фискальным признаком, и отправляет данные по чеку ОФД. Оператор фискальных данных обрабатывает информацию, отправляет ответ обратно кассе, а данные по чеку в ФНС.
      Далее покупатель получает чек, либо 2 чека по желанию (один бумажный и один электронный, на почту или телефон)

      Поэтому в соответствии с законом 54-ФЗ, все точки продаж обязательно должны быть подключены к интернету.
      Но стоит отметить, что скорость пробития чека не будет зависить от скорости интернета, данные будут передаваться параллельно и даже если сеть пропадёт, то информация по чеку в ОФД будет передана позже, как только связь восстановится.

      Обязательные реквизиты чеков и БСО для онлайн-касс

      Ввиду новых требований, которые касаются ККТ, появились новые требования, которые теперь предъявляются к чекам и БСО . В них в обязательном порядке должна быть следующая информация:

      Информация о налоговой системе продавца
      - адрес сайта оператора фискальных данных
      - признак расчета (приход или расход)

      - форма расчета (наличные или электронный платеж)
      - сумма расчета с отдельным указанием ставки и размера НДС
      - заводской номер фискального накопителя
      - дата, время и место осуществления расчета
      - наименование товаров
      - номер телефона или email покупателя, если чек или БСО передаются в электронной форме

      Регистрация ККМ в налоговой: как зарегистрировать кассовый аппарат по новому

      Кассовый аппарат с передачей данных поставить на учет в налоговую будет гораздо проще и быстрее, чем обычный. Владелец должен будет лишь зарегистрироваться на сайте налоговой службы nalog.ru и оставить запрос на фискализацию кассы, далее подписать заявку своей электронной подписью и ожидать подтверждения.

      После того как налоговая служба получит данную информацию, она отправит предпринимателю регистрационные данные, а в аппарат внесутся данные по фискализации. Теперь не нужно будет посещать ФНС лично с контрольно-кассовым аппаратом, а также заключать договор с ЦТО.

      Стоимость онлайн-кассы

      После того как закон официально вступил в силу, стало понятно, что применение онлайн ККТ для бизнеса станет обязательным. Давайте разберёмся, сколько стоит онлайн касса и из чего будет состоять стоимость самой бюджетной онлайн ККТ:

      1. Фискальный регистратор - производители говорят, что стоимость фискальных регистраторов с фискальным накопителем не будет превышать стоимость обычных. Возьмем в расчёт минимальную цену 20 000 руб. Комплекты модернизации будут обходиться в среднем от 5 до 15 тысяч рублей.

      2. Договор с Оператором Фискальных Данных обойдется в 3 000 рублей в год.

      3. Услуги ЦТО официально больше не нужны, не будем их брать в расчёт.

      4. Кассовое ПО - здесь стоимость может кардинально отличаться, но мы возьмем в среднем 7 000 руб. за одну онлайн-кассу.

      Тем самым мы высчитали, что минимальная стоимость перехода на онлайн-кассы используя ПО и фискальный регистратор выйдет порядка 37 000 рублей (используя комплекты модернизации, можно сэкономить до 10 тысяч рублей). Но если рассмотреть традиционные POS-терминалы, то стоимость сразу возрастёт минимум в 2 раза.

      Переход на онлайн-кассы с 2017 года: этапы и сроки

      1. Для тех предпринимателей кому было разрешено не применять ККТ, предусмотрена отсрочка до 01.07.2018 года.
      2. Также отсрочку до 1 июля 2018 года получили вендинговые компании.
      3. Помимо этого в законе имеется список видов торговли, в которых разрешено не применять кассовую технику онлайн.
      4. Все, кто не попал в 3 пункта описанные выше, обязаны применять онлайн-кассы с 1 июля 2017 года. А с 1 февраля 2017 года уже невозможно зарегистрировать кассу старого образца.

      Можно ли сейчас купить онлайн ККТ?

      Новая контрольно-кассовая техника сейчас активно продается, но стоит заметить, что техника старого образца которая была зарегистрирована до 01.02.2017 сможет без проблем использоваться до 01.07.2017. Но будьте осторожны, не откладывайте покупку онлайн-кассы на последний срок, эксперты прогнозируют дефицит кассовой техники в 2017 году и купить онлайн ККМ быстро не получится.

      ККМ с онлайн передачей данных: штрафы с 2017 года

      За неприменение ККТ либо за неправильное применение контрольно-кассовой техники грозят штрафы:
      1. ККТ не соответствует требованиям - 10 000 рублей.
      2. Чек не отправлен покупателю - 10 000 рублей.
      3. Торговля без ККТ - 30 000 рублей.

      С 1 июля 2017 года применять новую онлайн-кассу должны будут все продавцы, которые обязаны были применять обычную ККТ(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.5.).
      Несколько месяцев я пытался разместить инициативу против онлайн-касс. Наконец её приняли. У нас появился реальный шанс отложить обязательное применение онлайн-касс для Патента, ЕНВД и БСО при УСН до 2026 года - Прошу проголосовать "ЗА" - https://www.roi.ru/30088 (нужен логин от госуслуги, но сайт государственный) и вот еще на сайте change.org (регистрация не нужна).
      Принят Федеральный закон от 27.11.2017 № 337-ФЗ, по которому онлайн-кассы не будут вводить для тех кто применяет ПСН и ЕНВД(но есть исключения, см ниже) до 1 июля 2019 года.

      2018

      ПСН и ЕНВД: когда регистрировать ККМ
      Вид деятельности и налог Срок регистрации онлайн-ККМ
      ЕНВД розничная торговля и услуги общепита (с работниками) до 1 июля 2018 года
      ЕНВД розничная торговля и услуги общепита (без работников) до 1 июля 2019 года
      ПСН следующие виды: розничная торговля и услуги общепита; услуги по присмотру и уходу за детьми и больными; услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома; услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах; деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами; до 1 июля 2018 года
      ПСН розничная торговля и услуги общепита (без работников) до 1 июля 2019 года
      Все остальные виды ЕНВД и ПСН до 1 июля 2019 года
      Все ИП без наёмных работников, которые получают плату за: – выполненные работы; – оказанные услуги; – проданную продукцию собственного производства. до 1 июля 2021 года
      • лиц, которые торгуют молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчетов, газетами и журналами на бумажном носителе. При этом место реализации значения не имеет;
      • государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательские институты, образовательные организации при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;

      С 3 июля 2018 года онлайн-ккм нужно применять при любых безналичных расчетах. Даже через квитанции в банке. "расчеты - прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги" (Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2018) Статья 1.1.)

      2017

      Подавать заявление на снятие с учета старых касс после 1 июля 2017 года не обязательно. Но это надо сделать, если старую кассу будете модернизировать(письмо ФНС России от 19 июня 2017 г. № ЕД-4-20/11625).

      Если компания не снимет старые кассы с учета, это сделают налоговики самостоятельно (письмо ФНС России от 30.12.2016 № ЕД-4-20/25616).

      С 1 июля 2018 года онлайн-ККТ обязаны использовать любые организации продающие товары/услуги физ.лицам. Даже если оплата производилась через на р/с организации(ИП) по платёжкам(исключение - платежи от ИП или организаций). (п. 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ) (Письмо Минфина № 03-01-15/26324 от 28.04.2017, письмо ФНС России от 06.07.2017 № ЕД-3-20/4592@). Надеемся Минфин пересмотрит свою позицию. Однако доводы приводимые в письмах - спорные.

      ККМ можно не только купить, но и взять в аренду (письмо ФНС от 15 мая 2017 г. № АС-4-20/9012). При этом фискальный накопитель должен быть куплен, т.к. он должен храниться 5 лет в организации.

      В 2016 году можно добровольно перейти на онлайн-ККТ. С 1 февраля 2017 года инспекторы будут регистрировать новые кассовые аппараты с онлайн-модулем. С 1 июля 2017 года применять новую онлайн-кассу должны будут все продавцы, которые обязаны были применять обычную ККТ(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.5.).

      С 1 июля 2018 года применять новые онлайн-ККТ обязаны на ЕНВД и ПСН(патенте) (от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.7.).

      Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять в составе таких торговых автоматов контрольно-кассовую технику до 1 июля 2018 года(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.11.).

      С 31 марта 2017 года компании и ИП на любом налоговом режиме, торгующие пивом и алкогольной продукцией (в том числе в сфере общепита), обязаны при расчетах с населением использовать ККТ(Статья 16 Федеральный Закон "о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"). Исключений нет даже для тех кто в отдаленных местах. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 278-ФЗ разрешил компаниям на ЕНВД и патенте не применять ККМ до 1 июля 2018 года.

      БСО с 1 июля 2019 года(было до 18 года - продлили) применять будет невозможно без применения новых онлайн касс(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.8.).

      Онлайн касса смогут не применять только: те, кто ведут некоторые виды деятельности (например, продажу газет, мороженого, талонов и билетов, разносную торговлю) или находятся в труднодоступных местностях(список таких мест будет обнародован позже, но вряд ли в нем будет европейская часть России).

      В населенных пунктах с населением менее 10 000 человек, Минкомсвязи разрешило применять обычную ККМ вместо онлайн-кассы (приказ Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616). Также регионы установят места плохого доступа интернета, где можно будет не применять ККМ, но нужно будет выдавать товарные чеки по строгим правилам(постановление Правительства РФ от 15 марта 2017 г. № 296).

      Онлайн-ККТ

      Для онлайн касс более правильный термин контрольно-кассовая техника(ККТ обеспечивает продажу через оператора фискальных данных), а не контрольно кассовая машина(ККМ).

      Можно ли не ставить, а модернизировать старые кассы?

      Такая возможность законом предусмотрена, но её реализация и стоимость пока не ясна. Возможно проще или выгоднее будет приобрести новую онлайн-ККМ.

      Когда ставить?

      О сроках смотрите

      Какова стоимость и где купить?

      Предварительная цена онлайн-касс 30-40 т.р., но точная стоимость пока неизвестна, т.к. закон приняли 3 июля и в продаже таких аппаратов еще нет

      В сентябре появились две модели: АТОЛ FPrint-22ПТК стоит около 28-35 т.р. и ШТРИХ-ON-LINE около 55-65 т.р.

      Что для них нужно дополнительно?

      Для таких касс оставили все те же требования предъявляемые к обычным ККМ, но есть еще новые..

      • Два вида интернета - проводной и беспроводной(GSM, 3G, 4G, но не вай-фай)
      • Необходимо будет дополнительно заключать договор с ОФД(оператор фискальных данных). ОФД будет собирать, хранить и передавать данные, поступающие с онлайн ККМ, в ФНС.

      Из хорошего: применяющие онлайн кассы организации не обязаны применять(о них просто можно забыть) кассовые документы из постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 "КМ-1 "Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно - кассовой машины", КМ-2 "Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно - кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию", КМ-3 "Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам", КМ-4 "Журнал кассира - операциониста", КМ-5 "Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно - кассовых машин, работающих без кассира - операциониста", КМ-6 "Справка - отчет кассира - операциониста", КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно - кассовых машин и выручке организации", КМ-8 "Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ", КМ-9 "Акт о проверке наличных денежных средств кассы""(письмо ФНС от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-20/18059)(письмо Минфина России от 16.06.2017 № 03-01-15/37692).

      Еще "приятных" новостей?

      ЦТО будут обязаны иметь лицензию ФСБ, поэтому их услуги также вырастут.

      Штраф

      C 15 июля 2016 года можно заранее устранить нарушение и сделать чистосердечное признание о том, что не был выдан чек или БСО; о том, что работали на незарегистрированном ККМ; о том, что не был пробит чек. Тогда компании удастся избежать штрафов.

      Штраф в 2016 году установлены ст.14.5 КоАП:

      Нарушение Штраф
      Нет информации необходимой о товаре 1500-2000 р(на граждан)
      3000-4000 р(на должностных лиц и ИП)
      30000-40000 р(на юридических лиц)
      Неприменение ККТ 1/4-1/2 суммы расчета по чеку, но не менее 10 000 р(на должностных лиц и ИП)
      3/4-1 суммы расчета по чеку, но не менее 30 000 р(на юридических лиц)
      Неприменение ККТ(повторное нарушение) дисквалификация на срок от одного года до двух лет(на должностных лиц и ИП)
      административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток(на юридических лиц и ИП)
      Неприменение онлайн-ККТ(с 1 февраля 2017 года, все ) 1500-3000 р(на должностных лиц и ИП)
      предупреждение или 5000-6000 р(на юридических лиц и ИП)
      Невыдача кассового чека 2000 р(на должностных лиц и ИП)
      предупреждение или 10000 р(на юридических лиц и ИП)

      Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники

      (в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009))

      1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, -

      влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

      (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 239-ФЗ)

      2. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях -

      влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

      (часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

      3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, -

      влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

      (часть 3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

      КонсультантПлюс: примечание.Положение части 4 статьи 14.5 (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ) в отношении применения контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка и условий ее применения применяется с 1 февраля 2017 года (Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ).

      4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения -

      (часть 4 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

      5. Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -

      влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

      (часть 5 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

      6. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -

      влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

      (часть 6 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

      7. Нарушение оператором фискальных данных законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выразившееся в нарушении обязанности по обработке и передаче фискальных данных или обязанности по обеспечению конфиденциальности и защиты фискальных данных, -

      (часть 7 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

      8. Неисполнение оператором фискальных данных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в случае аннулирования имеющегося у него разрешения на обработку фискальных данных -

      влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

      (часть 8 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

      9. Подача организацией недостоверных сведений при соискании разрешения на обработку фискальных данных -

      влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

      (часть 9 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

      10. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления о заключении с пользователем договора на обработку фискальных данных, об изменении сведений, представленных в уведомлении, или о расторжении указанного договора либо представление таких уведомлений с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока -

      (часть 10 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

      11. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления об изменении сведений, представленных при подаче заявления на получение разрешения на обработку фискальных данных, либо представление такого уведомления с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока -

      влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

      (часть 11 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

      12. Иное нарушение оператором фискальных данных требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники -

      влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

      (часть 12 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

      13. Продажа изготовителем контрольно-кассовой техники и (или) фискальных накопителей контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя без включения таких контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя в реестр контрольно-кассовой техники и (или) реестр фискального накопителя -

      влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

      (часть 13 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

      14. Выдача экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, заведомо ложного заключения -

      влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

      (часть 14 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

      15. Непредставление либо представление с нарушением установленного срока в налоговый орган экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выданного заключения о соответствии или несоответствии контрольно-кассовой техники или технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники -

      влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

      (часть 15 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

      Примечание. Лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, либо о применении им контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частями 2, 4 и 6 настоящей статьи, если соблюдены в совокупности следующие условия:

      на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

      представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

      (примечание введено Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

      Инспекторы могут провести проверку ККТ даже без руководителя компании.

      Кто применяет

      Если не принимать наличных денег или пластиковых карт за товары(услуги), то ККМ не нужен в любом случае и при любом налоге.

      Не все обязаны применять кассовый аппарат. На ЕНВД(вмененке) и при ПСН(патенте) применение ККМ не обязательно. Также применение ККМ не обязательно в сфере услуг при условии выдачи БСО.

      Подробности ниже.

      Для интернет-магазина и обычной торговли можно использовать одну и ту же ККМ (письмо Минфина России от 20.07.2017 № 03-01-15/46230).

      Расчетный счет

      При любом налоговом режиме, при безналичных переводах на расчетный счет ИП либо организации ККМ не нужен. Такие переводы можно осуществлять как с помощью платежек, так и по квитанциям ПД-4 в любом банке, где их принимают, например, в Сбербанке. Такие квитанции можно печатать и выдавать и юр.лицам и физ.лицам.

      Хитрость

      Если клиент совсем упрётся и не захочет идти в банк, то можно сделать это за него оплатив по квитанции. Для этого можно взять с него деньги, например, оформив их как аванс. Но это не очень удобно, если клиентов много и суммы небольшие.

      Добровольно

      Даже если применение кассового аппарата не обязательно, его можно применять для своих целей(без регистрации в ИФНС и постановки на ТО). Например, в целях контроля над продавцами.

      При ПСН

      ИП и Организации, являющиеся плательщиками налога ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа: товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар(статья 2 п.2.1. N 54-ФЗ О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ).

      Товарный чек ЕНВД

      • наименование документа;
      • порядковый номер документа, дату его выдачи;
      • наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
      • идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
      • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
      • сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
      • должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

      ЕНВД оказание услуг

      При оказании услуг(работ) на вмененке обязателен ККМ, либо БСО , либо "другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)"(54-ФЗ Ст 2. п.2.1.) - тот же товарный чек только за услуги.

      Этот "другой документ" тоже самое, что и товарный чек(см.выше) только вместо товара там указывают услугу.

      На упрощенке и ОСНО

      Сфера услуг

      ИП и организации на УСН и ОСН могут принимать наличные с выдачей бланков строгой отчетности (БСО) физическим лицам при оказании услуг(54-ФЗ Ст 2. п.2), но только населению, юр.лицам и ИП, БСО нельзя выдавать. При розничной и оптовой торговле выдавать БСО нельзя. ИП и организации могут сами разрабатывать бланки и печатать их. Печатать БСО на обычных компьютерах нельзя. Заказывать бланки надо в типографиях. Печатать БСО можно самому при условии, что техника, используемая для БСО будет соответствовать требованиям предъявляемым к ККМ. Регистрировать в налоговой БСО не нужно. Необходимо вести журнал учета БСО.

      В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 БСО должен содержать следующие реквизиты:

      наименование документа, шестизначный номер и серия;

      наименование и организационно-правовая форма - для организации; фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;

      место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать отимени юридического лица без доверенности);

      идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

      вид услуги;

      стоимость услуги в денежном выражении;

      размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

      дата осуществления расчета и составления документа;

      должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

      иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

      При заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее одной копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, исправления не допускаются. Формирование бланков документов может производиться с использованием автоматизированной системы.

      Торговля

      При торговле наличными на УСН и ОСНО ККМ обязателен.

      ККМ не нужен

      Без ККМ(кассы) могут работать организации и ИП на любой системе налогообложения(в т.ч. при приёме пластиковых карт)(согласно закону О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ статье 2 п.3), осуществляющие следующие виды деятельности:

      • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности
      • продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
      • продажи ценных бумаг;
      • продажи лотерейных билетов;
      • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
      • обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
      • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
      • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
      • продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
      • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
      • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
      • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
      • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
      • продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
      • Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
      • Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники.
      • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
      • ремонт и окраска обуви;
      • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
      • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
      • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
      • вспашка огородов и распиловка дров;
      • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
      • С 1 июля 2018 года: лиц, которые торгуют молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчетов, газетами и журналами на бумажном носителе. При этом место реализации значения не имеет;
      • С 1 июля 2018 года: государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательские институты, образовательные организации при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;

      Нужен ли кассовый аппарат интернет-магазину?

      Интернет-магазин это (ОКВЭД 52.61 Розничная торговля по заказам). Налоговый режим УСН или ОСНО. Кассовый аппарат обязателен при приёме наличных. Можно использовать переносной аппарат. При регистрации ККМ в скобках указать "выездная торговля"

      Нужен ли кассовый аппарат, если все платежи от клиентов планирую получать через платежный агрегатор (типо яндекс.кассы или робокассы) на расчетный счет??

      ККТ вам не нужно покупать. ККТ применяют только при приёме наличных. В данном случае клиенты платят через платежные системы. Яндекс в 2017 году стал ОФД и вероятно будет соблюдать закон об Онлайн-ККМ. Другие системы тоже можно посмотреть. Вы же получаете деньги на расчетный счет.

      Закон

      Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ
      (ред. от 27.06.2011)
      "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"

      Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники

      Статья 3. Порядок ведения Государственного реестра

      Статья 4. Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения

      Статья 5. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику

      Статья 6. Обязанности кредитных организаций, применяющих контрольно-кассовую технику

      Статья 7. Контроль за применением контрольно-кассовой техники

      Статья 8. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

      Статья 9. Внесение дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

      Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

      22 мая 2003 года N 54-ФЗ

      РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

      О ПРИМЕНЕНИИ

      КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

      НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ

      С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ

      Государственной Думой

      Советом Федерации

      (в ред. Федеральных законов от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009),

      от 17.07.2009 N 162-ФЗ, от 27.07.2010 N 192-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

      Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

      Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

      КонсультантПлюс: примечание.

      Классификатор контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, утвержден решением ГМЭК по ККМ от 21.09.94 (протокол N 13).

      контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

      наличные денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

      фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;

      фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;

      фискальные данные - фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;