Что должен знать современный человек? Знания и умения человека в современном мире. Знания, умения, навыки, необходимые для жизни

... как делать сопли, калечит систему кровообращения, испытывая различные средства лишения слуха, калечит органы пищеварительного тракта, испытывая различные методы испорожнения желудка, газа из прямой кишки, непроизвольного мочеиспускания и несвоевременного кровотечения из матки, боли в яичниках, головные боли, выворачивания глаз, при этом заявляет что желает приобрести диплом экстрасенса, и для этого ему нужны деньги, которые он желает добыть из меня, разводит тазобедренные кости и заявляет я развожу тебя на деньги, вырезает глаза и заявляет не увидишь деньги, бьет по голове, и заявляет что убьет экстрасенсорными приемами если на получит желаемой суммы денег для покупки диплома экстрасенса. Такой диплом я ему купить не могу. Помогите пожалуйста, он сидит в моей голове, сделав себе как он заявляет квартирку со всеми удобствами и с пультом управления моим мозгом, используя который он стремится наладить отношения со своей подружкой - также обладающей экстрасенсорными способностями но алкоголичкой, которая при помощи экстрасенсорных способностей находясь под влиянием алкоголя насилует деток балетной школы, что бы ее дочь стала известной балериной в ее несостоявшиеся еще 9 лет. Именно в балетной школе мой сын встретил мать этой балерины - несостоявшуюся экономистку, выпускницы платного отделения экономического университета, ни одного для не работающую по специальности и затребовавшую для себя карьеры экстрасенса через вымогательство, порчу яичников всех матерей деток балетной школы, что она делала по ночам ежедневно, предлагая методы лечения утром. С ней в контакте находится еще несколько таких же экстрасенсов, которые мечтают о дипломах с целью вымогательства, и использую экстрасенсорные возможности калечат меня, мою семью, моих детей и племянников, не выпуская меня, как они говорят, укладывая меня в склеп, как они говорят, зануривая меня под воду и насилуя с заткнутым ртом - как они говорят, высылая меня в небеса на каких -то летательных аппаратах, как они говорят с целую лишить меня сна, еду, отношений с людьми и в частности с теми, кто имеет дипломы врачей, в то время как я сама обладала способностью лечить людей и не понимая этого спасла жизнь маленького мальчика - сына члена правительства Франции, который по чистой случайности является моим племянником. Помогите пожалуйста избавится от того полу - экстрасенса, которых влез в мою голову и сделал там квартирку со всеми удобствами, ожидая удобного момента убить меня заявляя о том что он это сделает, когда я получу начисленную мне но не выплачиваемую сумму денег, которые он - этот экстрасенс сам увидел в моем будущем, заявляя что он имеет способности вытаскивать из полового органа человека машины, дома, деньги для удовлетворения своих сексуальных потребностей, которые он желает удовлетворить со своей избранницей, упомянутой ранее, матерью несостоявшейся балерины, избивающей спиритуальным способом всех деток балерин прямо на спектакле в оперном театре нанося удар по голове, девочкам, танцующим в группе со своей дочерью, и мальчикам онанируя половой орган по ночам что бы они не занимали главные роли, которые эта дама зарезервировала для своей дочери, нанося жестокие муки матерям мальчиков, растягивая матки и делая как она это называет ебучую собаку, т.е. подкладывает ребенка под мать, превращенную в собаку, которая, простите - ебет ребенка. Матери становятся злыми и агрессивными и боль в матке не прекращается несколько дней, что влияет на семейные отношения матерей с отцами, которые избивают прямо в балетной школе матерей других деток, и самих деток. отцов превращают в коров, свиней, уток прицепленный за лапу к столбу, вырезают глаза, отрезают уши, превращают в лошадей заявляя я буду на тебе скакать, превращают в дверку банка из которой вываливаются деньги, превращают, в как они заявляют, в дойную корову, заявляя я буду тебя доить, и ты мне всю жизнь обеспечишь и твои дети мне регулярно будут отстегивать столько, сколько мне нужно что бы жить безбедно не работая. Помогите избавиться от того полу-экстрасенса, который все это делает, находясь в моем теле, как он заявляет уменьшенный до размеров дюймовочки, что вы свободно передвигаться по моему телу уродуя все органы по очереди, как он заявляет экспериментируя что бы стать дипломированным экстрасенсом и уродую органы заводить людей в леса, или уводить от родных, и убивая путем уродования органов вымогать все деньги, которые есть у человека, даже если денег нет, то вымогать те деньги, которые этого экстрасенс увидел в прошлом, не понимая что эти деньги уже потрачены, и в тех местах куда их положили их уже давно нет и не видев даже что их переложили, заявляя это не бедные люди, и требую отдать ему все деньги, которые он увидел экстрасенсорными приемами, находясь одновременно в экстазе от обещанного полового акта с соучастницей этих преступлений, женщиной по имени Татьяна, матерью несостоявшейся балерины, дочерью насильницы - экстрасенса, потому что путем экстрасенсорных возможностей Татьяна насилует девочек 8-9 лет, что бы они не танцевали в балетах, на тех ролях на которые их поставил учитель не поставив дочь этой женщины - партнерши того, кто сделал квартирку в моем теле, сначала в животе, а затем переместил ее в головной мозг что бы легче было уродовать органы, включая глаза, мышечную систему, системы кровообращения, мочеиспускания, половые функции организма, заявляя я сделаю из тебя проститутку, заставляя зарабатывать деньги на панели и отдавать мне, в то время как мне уже 38 лет, и конечно никакой проститутки из меня не получится, потому что у меня есть муж и ребенок, которого я не могу увидеть уже 2 года, потому что этот экстрасенс- шизофреник желает моего прерывания вдали от дома с целю переезда его в другой город, потому что он в том городе, где живет мой ребенок убил человека экстрасенсорными приемами вымогая деньги вместе со своей напарницей, которая и стала причиной вмешательства в мой половые функции, требуя деньги и удовлетворения своих половых потребностей от моих друзей, имея идеи о том что друзья богатые и знатные люди, для того что бы обеспечить ей безбедное будущее и покупку диплома экстрасенса за границей, куда и мечтает попасть тот, кто сделал квартирку в моем теле и выжидает, как он говорит удобного момента, после чего он угрожает меня убрать на тот свет, и жить вместо меня за счет моего мужа, украв и перевозив нашего ребенка. Ребенок находится под присмотром пожилой матери, и находится в постоянном страхе что Татьяна и этот Александр его украдут, потому что каждую ночь Татьяна с ним разговаривает экстрасенсорными приемами требуя оплаты сексуальных услуг, потому что она онанирует половой орган ребенка, заявляя что остановится тогда, когда ей дадут деньги, на покупку диплома экстрасенса и выезда за границу. Таких денег у меня нет и никогда не будет. Помогите пожалуйста вынуть того, кто сделал квартирку в моем теле с целью оплаты секса с подружкой Татьяной, потому что уже 2 года я не могу избавится от этого полу-экстрасенса, использующего меня для своих экспериментов по разрушению органов, которые он будет разрушать - но с дипломом, для которого он и вымогает деньги, разрушая органы в моем теле по очереди, и глаза, и половые органы, и органы пищеварения, и отрубывает ноги, и отрубывает ноги, и передвигает глазам заявляя что он превращает меня в различных животных - корову, свинью, гуся, мышку, утку и канцелярскую кнопку, которую он вдавливает, в столб, в гвоздь, в пилу, в могильного червя, кладет меня в гроб, в котором меня едят черви, распиливает меня пилой, насилует палкой, душит петлей- удавкой, бьет обухом по голове, вставляет нож между ног, заявляя что он меня сдувает, создает крутящиеся острова в голове, в матке, заявляя что ему так легко заснуть, когда он себя представляет маленьким в моем теле, что бы меня как он заявляет не потерять. Помогите избавится от этого человека, потому что страдают десятки семей с маленькими детьми не ведая даже о том, что их святая Татьяна на самом деле и есть та насильница, которая им вредит органы, а утром предлагает лечение тех же самых органов, не имея никаких знаний о лечении, а лишь требуя диплом экстрасенса для себя и карьеры балерины для своей дочери, которая уже сама палкой насилует девочек - одноклассниц, вступая в спиритуальный контакт с матерью нападая на своих же одноклассников, заявляя о том что она желает сделать им блымающие глазки, что бы они бегали какать в туалет во время урока, и не получали роли в...

Профессия «тестировщик» сегодня является одной из самых востребованных. И если программированию учат в высших учебных заведениях, то тестированию – к сожалению, нет.

Но тестированию можно научиться, приложив некоторые усилия. Конечно, если Вы для себя выбрали именно это направление развития.

Как это сделать, что должен знать и какими качествами должен обладать тестировщик, мы спросили у специалиста в области управления тестированием .

Борис занимается тестированием с 2001 г. и за время работы в Luxoft участвовал более чем в 16 успешных проектах для различных заказчиков в качестве тестировщика, тест-дизайнера, тест-менеджера.

Почему Вы начали заниматься тестированием?
До прихода в Luxoft я был постановщиком задач. Тестировать приходилось на соответствие разработки мною же написанным требованиям. Так что некий опыт тестирования был у меня и до Luxoft. Но это было скорее некое спонтанное тестирование, многих вещей просто не знал. Да и ранее у нас (в Советском Союзе) понятия независимого тестирования не было, да и в России оно появилось не сразу. В 2001 г., придя в Luxoft, стал заниматься тестированием, во многом по воле обстоятельств, понравилось. И так и остался в тестировании.

Как и где Вы получили знания по тестированию?
Опыт тестирования на соответствие требованиям в течение двух десятков лет – это уже неплохо. Но при этом не учился тестированию. Собственно в то время и не учили. Осваивал все только на собственном опыте и опыте коллег. Учиться тестированию стал уже в Luxoft. Большое спасибо учителям, особенно . Давали и теоретические, и практические знания, рекомендовали литературу. Читал книги по тестированию (особенно бы выделил книгу С. Канер, Д. Фолк, Е.К. Нгуен «Тестирование программного обеспечения» – читал как бестселлер).

Возможно ли стать квалифицированным тестировщиком только с помощью самообучения?
Нет, считаю, что нельзя. Самостоятельно можно изучить теоретические основы тестирования. Но без практики – это мертвые знания. А практика дается только работой в проектах, хотя бы учебных. И очень важно, чтобы был опытный тренер (наставник, куратор), который проверит, подскажет и направит.

Часто начинающие тестировщики в целях самообучения используют такие программы с намеренно допущенными ошибками. На ваш взгляд, этого достаточно? Можно ли научиться тестировать ПО таким образом?
Нет нельзя. Можно научиться самостоятельно находить ошибки в программе, но это не означает «стать тестировщиком». Чтобы стать квалифицированным тестировщиком, надо понимать бизнес-процесс, для которого используется тестируемый продукт. Также нужно освоить тест-дизайн – по книгам, без практики, этого не сделаешь. Правильный путь, на мой взгляд, такой: книги, тренинг с опытным тренером, самостоятельная работа под присмотром (курированием).

Какими знаниями должен обладать тестировщик?
Это очень обширный вопрос. Отвечу достаточно коротко. Можно, полагаю, условно поделить необходимые знания на общие и специальные. Общие – это методология разработки программных систем; методология тестирования в различных моделях разработки; знание тории БД; знание основ автоматизации тестирования; знание систем багтрекинга; знание основ управления тестированием; быть, как минимум, квалифицированным пользователем компьютера. Специальные знания – зависят от специфики, особенностей проекта: знание различных ОС, знания применяемых инструментов.
Также тестировщик должен хорошо знать процесс разработки (включая процесс тестирования), применяемый в его организации.

Какие требования предъявляются к тестировщику в Вашей отрасли?
Помимо общих и специальных знаний, может быть даже в первую очередь, необходим аналитический склад мышления. Тестировщик должен по требованиям и тем сведениям, которые удается получить от аналитика, хорошо представлять себе бизнес-процесс, должен представлять себе, как с тестируемым продуктом будет работать конечный пользователь (я говорю о квалифицированном тестировщике, естественно). Если человек способен только просто проверить работоспособность программы при вводе значений в поля формы – то это еще не тестировщик, даже если он найдет все дефекты формы. Тестировщик должен уметь (и быть готов) быстро осваивать новые инструменты. Тестировщик должен уметь письменно излагать свои мысли, описывать проблемы. Должен быть коммуникабельным, уметь работать в команде. И ответственным – недоработки программиста может найти тестировщик, недоработки тестировщика – только заказчик. Тестировщик должен быть способен к достаточно монотонной, рутинной работе. Очень приветствуется критический склад мышления. И важно уметь воспринимать критику.

Поделитесь интересными наработками с «начинающими» тестировщиками, приведите примеры из личной практики.
Тут можно или очень много, или коротко написать. Предпочитаю последнее J. Как правило, наши новички не имеют опыта тестирования. В лучше случае – опыт сопровождения или внедрения систем (и как следствие – опыт описания проблем). Поэтому начинаем с чтения литературы по тестированию, изучения регламентов компании. Попутно – тренинги из (если они есть в , если нет – бывает, что сам провожу их для своих). Потом работа в учебном проекте (если есть такая возможность – это бывает не всегда). Потом работа дублером более опытного тестировщика. Очень хороший результат получается, когда новичок составляет сводную таблицу найденных и пропущенных им дефектов, а потом в этой же таблице пишет свою оценку причин, по которым он пропустил дефект (для каждого пропущенного дефекта).

Наиболее полно перечень теоретических знаний и практических навыков клинического (медицинского) психолога можно почерпнуть из квалификационной характеристики специалиста в данной области. В соответствии с приказом МЗ РФ №391 от 26.11.96 медицинский психолог обязан иметь следующие знания и навыки:

Теоретические знания

Психология и её значение для медицины: предмет, задачи и междисциплинарные связи медицинской психологии, история становления медицинской психологии как области психологической науки; медицинская психология как профессия; основные разделы медицинской психологии.

Основные теоретико-методологические проблемы медицинской психологии: мозг и психика, психосоматические и соматопсихические соотношения. Соотношения биологического и социального, проблема нормы и патологии, генетическое и приобретенное, наследственное и личностно-средовое, развитие и распад психики, органическое и функциональное, сознательное и бессознательное, адаптация и дезадаптация, дефицитарное и приспособительное.

Системный подход как теоретическая основа понимания психологической структуры болезни, восстановительного лечения и реабилитации больных.

Основные (фундаментальные) медицинские понятия: этиология, патогенез и саногенез, симптом, синдром, клинический диагноз, функциональный (многомерный или многоосевой) диагноз.

Смежные знания: основы общей и частной психиатрии, основы неврологии, учение о пограничных психических расстройствах, саморазрушающее поведение, основы психофизиологии и психофармакологии.

Психологические (психогенные) факторы в этиологии, патогенезе и патопластике психических и психосоматических нарушений, концепция предболезни, нарушение психической адаптации, социально-стрессовые расстройства, кризисные состояния.

Классификация методов медицинской психологии, психологическая диагностика как инструмент целенаправленного изучения личности, методы психологической диагностики в клинике, компьютерная психодиагностика, психологическая коррекция.

Понятие психологического диагноза, функциональный диагноз как результат интеграции клинического, психологического и социального аспектов болезни, понятие психологического контакта.

Основные категории медицинской психологии: психическая активность, восприятие, внимание, память, мышление, интеллект, эмоции, воля, темперамент, характер, личность, мотивация, потребности, стресс, фрустрация, сознание и самосознание, самооценка, конфликт, кризис, психогенез, психологическая зашита, копинг, алекситимия.

Теория эксперимента, понятия стандартизованных и нестандартизованных методик, теория и классификация тестов, основные психометрические понятия (валидность, надёжность, стандартизация, норма и др.).

Основы клинической нейропсихологии: системные механизмы мозга в организации высших психических функций, процессов и состояний, функциональная специализация полушарий - основные концепции и практика, соотношения общемозгового и локального в нейропсихологии, нозологическая специфика нарушения высших психических функций, специфика нейропсихологического исследования в детском возрасте; основные нейропсихологические синдромы и методы их диагностики.

Понятие патопсихологии: соотношение качественного и количественного подходов в анализе психодиагностических данных, патопсихологическая феноменология, закономерности и структурные особенности нарушений познавательных процессов, свойств и состояний, вызванных болезнью, нозологическая и синдромологическая специфика патопсихологической феноменологии, дифференциально-диагностическое и экспертное значение патопсихологического эксперимента, патопсихологические исследования в оценке динамики лечения.

Возрастные аспекты психологических расстройств: возрастные особенности психологических нарушений при различных заболеваниях, психическое развитие аномального ребёнка, детский аутизм, проблема дизонтогенеза и задержки психического развития, психологические аномалии подросткового возраста, особенности детских и подростковых форм патологического реагирования, психологические аспекты психического инфантилизма, психологические проблемы гериатрии и геронтологии.

Учение о характере: понятие акцентуации и психопатии, классификация акцентуаций характера, методы диагностики.

Учение о личности: основные концепции личности в отечественной и зарубежной психологии, методы диагностики, понятие о защитных механизмах личности, личность и болезнь.

Основные концепции психосоматических соотношений. Психосоматическое и соматопсихическое. Внутренняя картина болезни и отношение к болезни, методология и методы исследования, нозологическая специфика психологических феноменов и внутренняя картина болезни. Теоретические и методологические аспекты, методы психологической диагностики в различных видах экспертизы.

Теоретические, методологические и методические подходы в решении задач психопрофилактики и психогигиены, понятия массовых исследований, психологического скрининга, факторов риска, психической дезадаптации и болезни.

Реабилитационный подход в медицине: понятие, концепции, основные принципы, формы и методы.

Психология экстремальных и кризисных состояний, понятие травматического стресса, социальной фрустрированности и социально-стрессовых расстройств.

Основные принципы психологического сопровождения лечебного процесса: организация психотерапевтической среды в лечебных подразделениях. Взаимоотношения врач-больной, психолог-врач-лечебный кабинет и др.

Психологические аспекты лекарственной и нелекарственной терапии, плацебо-эффект, психологические проблемы подготовки больных к операции, протезированию, психологические проблемы хронически больных, инвалидов и умирающих.

Медико-психологические аспекты социального поведения: общение, ролевое поведение, взаимодействие в группах, социальная нормативность и др.

Особенности работы медицинских психологов в стационарных, амбулаторных и профилактических учреждениях различного типа, психологическое консультирование, профотбор, профориентация.

Психологические основы психотерапии, восстановительного обучения и реабилитации.

Базисные психотерапевтические теории: психодинамическая, поведенческая, экзистенциально-гуманистическая; личностно-ориенти-рованная психотерапия; медицинская и психологическая модели психотерапии; основные формы психотерапии: индивидуальная групповая, семейная, терапия средой, психотерапевтическое сообщество, социотерапия; механизмы лечебного действия психотерапии; нозологическая специфика и возрастные аспекты психотерапии и психологического консультирования; психологические проблемы невербальных методов психотерапии: музыкотерапия, хореотерапия, арттерапия и др.

Психотерапия и психологическое консультирование при кризисных состояниях.

Правовые аспекты деятельности медицинских психологов.

Деонтологические аспекты поведения медицинского психолога.

Практические навыки

Практические навыки и умения медицинского психолога должны обеспечивать квалифицированное профессиональное решение задач в области психодиагностики (в том числе и экспертной), психокоррекции и психологического консультирования.

В области психодиагностики:

Умение проводить психологическое обследование с учетом нозологической и возрастной специфики, а также в связи с задачами медико-психологической экспертизы; создание необходимого психологического контакта и адекватный текущий контроль психологической дистанции; планирование и организация исследований; выбор адекватного методического аппарата; умение осуществлять количественный и качественный анализ результатов исследования в связи с различными целями: дифференциальная диагностика, анализ тяжести состояния, оценка эффективности проводимой терапии и др., владение основными интерпретационными схемами и подходами, адекватное представление имеющихся данных в психодиагностическом заключении, владение основными клинико-психологическими методами (психологическая беседа, сбор психологического анамнеза, психологический анализ биографии, естественный эксперимент);

Владение основными экспериментально-психологическими методиками, направленными на исследование психических функций, процессов и состояний: восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, темперамента, характера, личности, мотивационных характеристик и потребностей, самосознания и межличностных отношений;

Владение основными приемами нейропсихологического исследования (методы оценки состояния гнозиса, праксиса, речевых функций и др.);

Владение основами компьютерной диагностики.

В области психологического консультирования и применения психокоррекционных методов:

Использование основных методов психологической коррекции (индивидуальной, семейной, групповой) в работе с больными и психологического консультирования с учетом нозологической и возрастной специфики;

Владение методами индивидуального, группового и семейного консультирования здоровых с учетом возрастной специфики в связи с задачами психопрофилактики;

Владение основными приемами восстановительного обучения;

Владение подходами организации психотерапевтической среды и психотерапевтического сообщества;

- владение навыками проведения личностно- и профессионально ориентированных тренингов.

Таким образом, клинический психолог может оказывать помощь как больным, так и здоровым людям в решении психологических проблем

Этика в клинической психологии. http://bookap.info/genpsy/clinpsy/gl23.shtm

Профессиональная деятельность клинического психолога интегрирована во все основные сферы медицинской науки и практики. Истоки клинической психологии и ее развитие как специальности неразрывно связаны с медициной, особенно с психиатрией и психотерапией. Поэтому, обращаясь к этическим аспектам этой сравнительно молодой специальности, нельзя не остановиться на современных моделях медицинской этики.

Более 25 веков в европейской культуре формировались, изменялись различные моральные принципы и правила, сопровождавшие многовековое существование медицины. Различные нравственные регуляторы, функционировавшие на разных этапах развития общества, - религиозные, культурные, этнические, социально-экономические - влияли на формирование этических моделей и в медицине. Учитывая все многообразие врачебного нравственного опыта, можно выделить 4 сосуществующие модели:

1. Модель Гиппократа (принцип "не навреди").

2. Модель Парацельса (принцип "делай добро").

3. Деонтологическая модель (принцип "соблюдения долга").

4. Биоэтика (принцип "уважения прав и достоинства личности").

Исторические особенности и логические основания каждой из моделей определяли становление тех моральных принципов, которые составляют сегодня ценностно-нормативное содержание современной биомедицинской этики.

Модель Гиппократа. Первой формой врачебной этики были моральные принципы врачевания Гиппократа (460-377 гг. до н. э.), изложенные им в "Клятве", а также в книгах "О законе", "О врачах", "О благоприличном поведении", "Наставления" и др. В древних культурах - вавилонской, египетской, иудейской, персидской, индийской, греческой - способность врачевать свидетельствовала о "божественной" избранности и определяла элитное, как правило, жреческое положение в обществе. Считается, что Гиппократ был сыном одного из жрецов бога Асклепия - Гераклида, который дал ему первоначальное медицинское образование. Становление светской медицины в Древней Греции связано с принципами демократии городов-государств, и освященные права врачующих жрецов неизбежно сменялись моральными профессиональными гарантиями и обязательствами лекарей перед страждущими. Помимо этого этика Гиппократа, что хорошо иллюстрируется "Клятвой", была вызвана необходимостью отмежеваться от врачей-одиночек, разных шарлатанов, которых и в те времена было немало, и обеспечить доверие общества к врачам определенной школы или корпорации асклепиадов.

Практическое отношение врача к больному и здоровому человеку, изначально ориентированное на заботу, помощь, поддержку является основной чертой профессиональной врачебной этики. Ту часть врачебной этики, которая рассматривает проблему взаимоотношения врача и пациента под углом зрения социальных гарантий и профессиональных обязательств медицинского сообщества, можно назвать "моделью Гиппократа". Речь шла об обязательствах перед учителями, коллегами и учениками, о гарантиях непричинения вреда ("Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от всякого вреда и несправедливости"), оказания помощи, проявления уважения, об отрицательном отношении к убийству и эвтаназии ("Я не дам никакому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла"), абортам ("Я не вручу никакой женщине абортивного пессария"), об отказе от интимных связей с пациентами ("В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами", "У врача с больными немало отношений: ведь они отдают себя в распоряжение врачам, и врачи во всякое время имеют дело с женщинами, с девицами и с имуществом весьма большой цены, следовательно, в отношении всего этого врач должен быть воздержанным"), о врачебной тайне ("Что бы при лечении - а также и без лечения я ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной").

Основополагающим среди перечисленных принципов для модели Гиппократа является принцип "не навреди", который фокусирует в себе гражданское кредо врачебного сословия. Этот принцип формирует исходную профессиональную гарантию, которая может рассматриваться как условие и основание его признания обществом в целом и каждым человеком отдельно, который доверяет врачу свое здоровье и жизнь. Большое внимание Гиппократ уделял облику врача, не только моральной, но и внешней (одежда, опрятность) респектабельности, что было связано с необходимостью формирования доверия обращающихся к врачебной касте в период перехода от жреческой медицины к светской. Жрецы, за всю историю развития религии, приобрели статус приближенных к богам, считалось, что от них получали они мудрость и наставления, знания и навыки. Врачи же, преодолевшие храмовость, должны были приобретать и обладать такими качествами, которые способствовали бы формированию облика всего врачебного профессионального сообщества того времени. Гиппократ определял эти качества, отталкиваясь от обобщенных ценностей Древней Греции. В книге "О благоприличном поведении" наиболее полно отражено представление об идеале врача, сложившемся в недрах медицинских школ в эпоху греческого "просвещения": "Каковы они по внешнему виду, таковы и в действительности: врач-философ равен богу".

Гиппократом были определены общие правила взаимодействия врача с пациентом, при этом акцент ставился на поведении врача у постели больного. При контакте с больным предлагалась такая форма общения, которая способствовала бы ориентации пациента на выздоровление: "Очевидным и великим доказательством существования искусства будет, если кто, устанавливая правильное лечение, не перестанет ободрять больных, чтобы они не слишком волновались духом, стараясь приблизить к себе время выздоровления".

Немаловажным и сложным в этическом отношении был вопрос о вознаграждении врача за оказанную помощь и лечение. В условиях жреческой медицины дары и подношения вручались не самому жрецу, а храму, в котором он служил. При переходе к светской медицине, когда гонораром обеспечивается непосредственно врач, необходимы были соответствующие правила, не нарушающие общую архитектонику врачебной этики: "Лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в опасности".

Модель Парацельса. Второй исторической формой врачебной этики стало понимание взаимоотношения врача и пациента, сложившееся в Средние века. Выразить ее особенно четко удалось Парацельсу (1493-1541 гг.). Эта форма врачебной этики, в рамках которой нравственные отношения с пациентом понимаются как составляющая стратегии терапевтического поведения врача. Если в гиппократовской модели завоевывается социальное доверие личности пациента, то "модель Парацельса" - это учет индивидуальных особенностей личности, признание глубины ее душевных контактов с врачом и включенности этих контактов в лечебный процесс. "В Парацельсе мы видим родоначальника не только в области создания химических лекарств, но также и в области эмпирического психического лечения" (Юнг). В границах "модели Парацельса" в полной мере развивается патернализм как тип взаимосвязи врача и пациента. Медицинская культура использует латинское понятие pater - "отец", распространяемое христианством не только на священника, но и на Бога. Смысл слова "отец" в патернализме фиксирует, что "образцом" связей между врачом и пациентом являются не только кровнородственные отношения, для которых характерны положительные психоэмоциональные привязанности и социально-моральная ответственность, но и "целебность", "божественность" самого контакта врача и больного. Неудивительно, что основным моральным принципом, формирующимся в границах данной модели, является принцип "делай добро", благо, или "твори любовь", благодеяние, милосердие. Врачевание - это организованное осуществление добра. Парацельс писал: "Сила врача - в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства - любовь". Под влиянием христианской антропологии Парацельс рассматривал физическое тело человека "лишь как дом, в котором обитает истинный человек, строитель этого дома". Считается, что христианское понимание души способствовало становлению суггестивной терапии, которую активно применял выдающийся врач XVI в. Кардано, рассматривая ее как необходимую и эффективную составляющую любого терапевтического воздействия. Кардано понял роль фактора доверия и утверждал, что успешность лечения во многом определяется верой пациента во врача: "Тот, кто больше верит, излечивается лучше". Важность доверительных отношений между врачом и пациентом неоднократно подчеркивалась выдающимися врачами прошлого, еще в VIII в. Абу-ль-Фарадж писал: "Нас трое - ты, болезнь и я; если ты будешь с болезнью, вас будет двое, я останусь один - вы меня одолеете; если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна - мы ее одолеем".

В конце XIX - начале XX вв. Фрейд десакрализировал патернализм, констатировав либидинозный характер взаимоотношения врача и пациента. Его понятия переноса и контрпереноса являются средством теоретического осмысления сложного межличностного отношения между врачом и пациентом в психотерапевтической практике. Фрейд полагал, что всякий психотерапевт, а деятельность врача любой специальности включает в себя психотерапевтическую компоненту, "должен быть безупречным, особенно в нравственном отношении". Фрейд писал не только о "безупречности" как теоретически выверенной стратегии терапевтического поведения, основывающегося на особенностях природы лечебной деятельности, но и "безупречности" как почти механической точности соответствия поведения врача тем или иным нормативам этических требований.

Деонтологическая модель. Впервые термин "деонтология" ("deontos" - должное, "logos" - учение) ввел английский философ Бентам (1748-1832), обозначая этим понятием науку о долге, моральной обязанности, нравственного совершенства и безупречности. Деонтология особенно важна в той профессиональной деятельности, где широко используются сложные межличностные взаимовлияния и ответственные взаимодействия. В медицине это соответствие поведения врача определенным этическим нормативам. Это деонтологический уровень медицинской этики, или "деонтологичекая модель", опирающаяся на принцип "соблюдения долга". Основой деонтологии является отношение к больному таким образом, каким бы в аналогичной ситуации хотелось, чтобы относились к тебе. Глубокую сущность деонтологии врачевания раскрывает символическое высказывание голландского врача XVII в. ван Туль-Пси: "Светя другим, сгораю сам".

Термин "деонтология" ввел в советскую медицинскую науку в 40-х годах XX в. Петров для обозначения реально существующей области медицинской практики - врачебной этики, - которая была "отменена" в России после революции 1917 г. за ее связь с религиозной культурой. Деонтологическая модель врачебной этики - это совокупность "должных" правил (соизмерение, соблюдение себя с "должным" и осуществление оценки действия не только по результатам, но и по помыслам), соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Деонтология включает в себя вопросы соблюдения врачебной тайны, меры ответственности за жизнь и здоровье больных, проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе, взаимоотношений с больными и их родственниками. Так, примером этой модели являются правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации (JAMA, 1992, № 2):

Интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, аморальны;

Интимная связь с бывшим пациентом может в определенных ситуациях признаваться неэтичной;

Вопрос об интимных отношениях между врачом и пациентом следует включить в программу обучения всех медицинских работников;

Врачи должны непременно докладывать о нарушении врачебной этики своими коллегами.

"Соблюдать долг" - это значит выполнять определенные требования. Недолжный поступок - тот, который противоречит требованиям, предъявляемым врачу со стороны медицинского сообщества, общества, собственной воли и разума. Когда правила поведения открыты и точно сформулированы для каждой медицинской специальности, принцип "соблюдения долга" не признает оправданий при уклонении от его выполнения. Идея долга является определяющим, необходимым и достаточным основанием действий врача. Если человек способен действовать по безусловному требованию "долга", то такой человек соответствует избранной им профессии, если нет, то он должен покинуть данное профессиональное сообщество.

Наборы "точно сформулированных правил поведения" разработаны практически для каждой медицинской специальности и представляют собой перечень и характеристику этих правил по всем медицинским областям. К середине XX в. медицинская деонтология становится интернациональной - появляются международные документы, регламентирующие поведение врача: Женевская декларация (1948), Международный кодекс медицинской этики (Лондон, 1949), Хельсинская декларация (1964), Токийская декларация (1975) и др.

Биоэтика. В 60-70-х гг. XX в. формируется новая модель медицинской этики, которая рассматривает медицину в контексте прав человека. Термин "биоэтика" (этика жизни), который был предложен Ван Ренселлером Поттером в 1969 г., который раскрывается как "систематические исследования поведения человека в области наук о жизни и здравоохранении в той мере, в которой это поведение рассматривается в свете моральных ценностей и принципов". Основным моральным принципом биоэтики становится принцип "уважения прав и достоинства личности". Под влиянием этого принципа меняется решение "основного вопроса" медицинской этики - вопроса об отношении врача и пациента. Сегодня остро стоит вопрос об участии больного в принятии врачебного решения. Это далеко не "вторичное" участие оформляется в новых типах взаимоотношения врача и больного - информационный, совещательный, интерпретационный типы являются по своему формой защиты прав и достоинства человека. В современной медицине обсуждают не только помощь больному, но и возможности управления процессами патологии, зачатия и умирания с весьма проблематичными физическими и метафизическими (нравственными) последствиями этого для человеческой популяции в целом. Медицина, работающая сегодня на молекулярном уровне, становится более "прогностической". Доссе (французский иммунолог и генетик) считает, что прогностическая медицина "поможет сделать жизнь человека долгой, счастливой и лишенной болезней". Только одно "но" стоит на пути этой светлой перспективы: "лицо или группа лиц, движимых жаждой власти и нередко зараженных тоталитарной идеологией". Прогностическую медицину еще можно определить как бессубъектную, безличностную, то есть способную к диагностированию без субъективных показателей, жалоб и пациента. И это действительно реальный и безпрецедентный рычаг контроля и власти как над отдельным человеческим организмом, так и над человеческой популяцией в целом.

Биоэтика - это современная форма традиционной профессиональной биомедицинской этики, в которой регулирование человеческих отношений подчиняется сверхзадаче сохранения жизни человеческого рода. Регулирование отношений со сверхзадачей сохранения жизни непосредственно связано с самой сутью и назначением морали вообще. Сегодня "этическое" становится формой защиты "природно-биологического" от чрезмерных притязаний культуры к своим естественно-природным основаниям. Биоэтика (этика жизни) как конкретная форма "этического" возникает из потребности природы защитить себя от мощи культуры в лице ее крайних претензий на преобразование и изменение "природно-биологического".

Начиная с 60-70-х гг. XX в., как альтернатива патернализму, все большее распространение приобретает автономная модель, когда пациент оставляет за собой право принимать решения, связанные с его здоровьем и медицинским лечением. В этом случае врач и пациент совместно разрабатывают стратегию и методы лечения. Врач применяет свой медицинский опыт и дает разъяснения относительно прогнозов лечения, включая альтернативу нелечения; пациент, зная свои цели и ценности, определяет вариант, который больше всего соответствует его интересам и планам на будущее. Таким образом, вместо патерналистской модели защиты и сохранения жизни пациента, в настоящее время на первый план выходит принцип благополучия пациента, который реализуется доктриной информированного согласия - самоопределение пациента зависит от степени его информированности. Врач обязан снабдить больного не только всей интересующей его информацией, но и той, о которой, в силу своей некомпетентности, пациент может не подозревать. При этом решения пациента носят добровольный характер и соответствуют его собственным ценностям. Из этого и вытекает нравственный стержень взаимоотношений "врач-пациент" в биоэтике - принцип уважения личности. Большое значение приобретает также вопрос об определении начала и конца жизни. Конфликт "прав", "принципов", "ценностей", а по сути человеческих жизней и судеб культуры - реальность современного общества. Конфликт "права плода на жизнь" и "права женщины на аборт", или правовое сознание пациента, восходящее до осознания "права на достойную смерть", вступающее в противоречие с правом врача исполнить не только профессиональное правило "не навреди", но и заповедь - "не убий". В отношении аборта как уничтожения того, что может стать личностью, существует три нравственных позиции: консервативная - аборты всегда аморальны и могут быть разрешены лишь при угрозе жизни женщины; либеральная - умеренная - абсолютное право женщины на аборт, безотносительно к возрасту плода и умеренная - оправдание аборта до наступления определенного развития эмбриона (до стадии развивающегося плода - 12 недель, когда ткань мозга становится электрически активной).

Активность мозга служит также и критерием смерти. Современная интенсивная терапия способна поддерживать жизнь пациентов, не способных ни к самостоятельному дыханию, ни к мыслительным процессам. Поэтому возникают новые нравственные проблемы, связанные с пациентами, находящимися на грани жизни и смерти. Вопрос об эвтаназии обычно возникает, когда пациент необратимо утратил сознание; умирая, испытывает интенсивные непереносимые страдания, вынуждающие медиков поддерживать пациента в полубессознательном состоянии или когда новорожденный имеет анатомические и физиологические дефекты, несовместимые с жизнью. Существует большой диапазон мнений: от полной легализации права врача прерывать жизнь больного с его согласия ("активная эвтаназия"), до полного неприятия эвтаназии как акта, противоречащего человеческой морали. Существует вариант так называемой "пассивной эвтаназии", когда используется принцип нелечения, исключающий сам акт умерщвления (отключение искусственных систем, обеспечивающих жизнедеятельность, прекращение введения лекарственных препаратов и т. д.).

Этические проблемы аборта и эвтаназии связаны с моральными аспектами репродукции и трансплантации. Современная технология репродукции жизни определяет качественно новые формы взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, биологическими и социальными родителями. Трансплантология открывает новые проблемы определения грани жизни и смерти из-за моральной альтернативы спасения жизни реципиенту и ответственностью за возможное убийство обреченного на смерть донора.

В 90-х гг. XX в. биоэтика стала понятием, включающем всю совокупность социально-этических проблем современной медицины, среди которых одной из ведущих оказывается проблема социальной защиты права человека не только на самоопределение, но и на жизнь. Биоэтика играет важную роль в формировании у общества уважения к правам человека.

Юдин полагает, что "биоэтику следует понимать не только как область знаний, но и как формирующийся социальный институт современного общества" . Конкретной формой разрешения возможных противоречий в области биомедицины являются биоэтические общественные организации (этические комитеты), объединяющие медиков, юристов, специалистов по биоэтике, священников и др., обеспечивающие разработку рекомендаций по конкретным проблемным ситуациям медико-биологической деятельности, будь то ее теоретическая или практическая сторона.

Исторический и логический анализ развития этики врачевания приводит к следующему выводу. Современной формой медицинской этики является биомедицинская этика, работающая ныне в режиме всех четырех исторических моделей - модели Гиппократа и Парацельса, деонтологической модели и биоэтики. Связь научно-практической деятельности и нравственности - одно из условий существования и выживания современной цивилизации.

Современная клиническая психология во всех своих разделах опирается на общемедицинские этические принципы. Вместе с тем, клинический психолог в своей деятельности сталкивается со специфическими этическими вопросами.

Во-первых, это вопрос о необходимости информирования испытуемого о целях и содержании психологического обследования перед его проведением. Клинический психолог обязан соблюдать конфиденциальность при обсуждении результатов исследования, получить согласие пациента при целесообразности ознакомления с его результатами других специалистов, помимо лечащего врача, проявлять корректность при проведении исследования либо в случае отказа от последнего.

Во-вторых, должно соблюдаться правило "границ" (граница как предел приемлемого поведения). Учитывая специфику межличностного взаимодействия между клиническим психологом и пациентом, необходимо четко определять профессиональные границы общения при психологическом консультировании и во время психотерапевтических встреч, так как "пересечение" границы может привести к деструкции лечебного процесса и нанести вред пациенту. Диапазон нарушения границ профессионального взаимодействия весьма широк: от сексуального контакта с больным до советов, рекомендаций и вопросов, выходящих за рамки терапевтического контакта. Например, во время приема у пациента ухудшилось состояние, ему была оказана необходимая медицинская помощь. Переживая по поводу случившегося, психолог звонит вечером ему домой, чтобы узнать о здоровье. Больной счел это нарушением "границ" и посягательством на его автономию (автономия определяется как "личная свобода" или как "принцип свободного волеизъявления"). Однако при определенных обстоятельствах "нарушение границ" может носить конструктивный характер, поэтому здесь важен учет контекста взаимодействия. Так, больная, войдя в кабинет клинического психолога и сообщив о гибели своего сына, наклоняется к груди психолога и последний отвечает на этот ее порыв, выражая тем самым сочувствие горю пациентки. Неспособность в таких ситуациях проявить эмпатическое сопереживающее отношение скорее оттолкнет пациента и прервет межличностное взаимодействие. "Нарушение границ" возникает и тогда, когда пациента пытаются использовать в личных целях несексуального характера.

В-третьих, сложным этическим вопросом может быть формирование эмоциональной привязанности пациента к клиническому психологу, являющейся одной из характеристик профессионального межличностного взаимодействия. Эта форма привязанности часто является основой сдерживания аффективных нарушений, сопровождающих заболевание. Однако привязанность, превращаясь в зависимость, вызывает негативные реакции у пациента, ведущие к деструктивным формам поведения. Поэтому клинический психолог должен тщательно контролировать взаимодействие с пациентом, осознавая свои профессиональные действия, чтобы эмоциональная поддержка не препятствовала обеспечению пациента средствами для самостоятельной борьбы с трудностями и реализации своих жизненных целей.

Необходимо подчеркнуть, что интерес к биоэтике в последние десятилетия настоятельно потребует дальнейшего развития этических основ современной клинической психологии.

Предмет и структура клинической психологии. Дефиниции клинической психологии http :// rudocs . exdat . com / docs / index -445265. html ? page =2

Клиническая психология – специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач; системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.Объектом клинической психологии является человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием. Клиническая психология – это отрасль психологии,предметом изучения которой являются:

    расстройства (нарушения) психики и поведения;

    личностные и поведенческие особенности людей, страдающих различными заболеваниями;

    воздействие психологических факторов на возникновение, развитие и лечение болезней;

    особенности взаимоотношений больных людей и социальной микросреды, в которой они находятся.

В более широком смысле клиническая психология может пониматься как приложение всего объема психологических знаний к решению самых различных вопросов и проблем, возникающих в медицинской практике. В более узком значении клиническая психология представляет собой особую методологию психологического исследования, которая основана на методе наблюдения относительно небольшого числа пациентов в естественных условиях и последующем субъективном анализе-интерпретации индивидуальных проявлений их психики и личности. В этом смысле клинико-психологическая методология принципиально противостоит естественнонаучному экспериментальному подходу, опирающемуся на критерии «объективного» (статистически достоверного) психологического знания. Клиническая психология относится к междисциплинарной области научного знания и практической деятельности, в которой пересекаются интересы медиков и психологов. Если исходить из проблем, которые разрешает эта дисциплина (взаимовлияние психического и соматического в возникновении, течении и лечении болезней), и практических задач, которые перед ней ставятся (диагностика психических нарушений, различение индивидуальных психологических особенностей и психических расстройств, анализ условий и факторов возникновения расстройств и болезней, психопрофилактика, психотерапия, психосоциальная реабилитация больных, охрана и поддержание здоровья), то она является отраслью медицинской науки. Однако если исходить из теоретических предпосылок и методов исследования – это наука психологическая. Современная клиническая психология как дисциплина, изучающая психологическими методами различные нарушения психики и поведения, может применяться не только в медицине, но и в различных воспитательных, социальных и консультативных учреждениях, обслуживающих людей с аномалиями развития и психологическими проблемами. В педагогической практике клинико-психологические знания позволяют вовремя распознавать у ребенка нарушения психического развития или отклонения в поведении, что в свою очередь дает возможность избирательного и эффективного применения в отношениях с ним адекватных технологий воспитания, психолого-педагогической коррекции и создания оптимальных условий для развития его личности с учетом индивидуальных особенностей. В качестве самостоятельной отрасли психологической науки применительно к педагогической практике современная клиническая психология имеет следующие задачи :

    изучение влияния психологических и психосоциальных факторов на развитие поведенческих и личностных нарушений у ребенка, их профилактику и коррекцию;

    изучение влияния отклонений и нарушений в психическом и соматическом развитии на личность и поведение ребенка;

    изучение специфики и характера нарушений развития психики ребенка;

    изучение характера отношений аномального ребенка с ближайшим окружением;

    разработка принципов и методов клинико-психологического исследования в педагогических целях;

    создание и изучение психологических методов воздействия на психику ребенка в коррекционных и профилактических целях.

^ Основными разделами клинической психологии являются: патопсихология, нейропсихология и психосоматическая медицина. Помимо этого в нее часто включают такие специальные разделы, как психотерапия, реабилитология, психогигиена и психопрофилактика, психология девиантного поведения, психология пограничных психических расстройств (неврозология). Количество специальных разделов постоянно множится в зависимости от потребностей общества. И сегодня можно встретить такие частные области клинической психологии, как психология посттравматического стресса, психология инвалидности, психовенерология, психоонкология, социальная психология здоровья и др. Клиническая психология тесно связана с такими дисциплинами, как психиатрия, психопатология, неврология, психофармакология, физиология высшей нервной деятельности, психофизиология, валеология, общая психология, психодиагностика, специальная психология и педагогика. Сферой пересечения научного и практического интереса клинической психологии и психиатрии является диагностика. Вспомним, что исторически клиническая психология и зародилась в недрах психиатрии в качестве вспомогательного диагностического инструмента. Психиатр основной акцент делает на распознавании патологических органических процессов, обусловливающих расстройства психической деятельности, а также на фармакологическом воздействии на эти процессы и на профилактике их возникновения. Психиатрия мало уделяет внимания тому, как протекают психические процессы в норме, у здоровых людей. Процесс же диагностики психических расстройств, с одной стороны, предполагает разделение собственно расстройств, вызванных органическими нарушениями, и индивидуальных особенностей личности, а с другой – диагностика психических расстройств требует подтверждения наличия у человека собственно психологических нарушений, что делается с помощью патопсихологических и нейропсихологических экспериментов, а также посредством различных психологических тестов (проб). Совпадающим предметом психиатрии и клинической психологии являются психические расстройства. Однако клиническая психология, кроме того, занимается такими расстройствами, которые болезнями не являются (так называемые «пограничные психические расстройства»). Фактически же современная психиатрия и клиническая психология различаются не предметом, а точкой зрения на один и тот же предмет: психиатрия делает акцент на морфо-функциональной (соматической) стороне психического расстройства, тогда как клиническая психология акцентирует внимание на специфике психологической реальности, возникающей при психических расстройствах. Связь клинической психологии и неврологии проявляется в концепции психоневрального параллелизма: каждому событию в психической сфере обязательно соответствует отдельное событие на уровне нервной системы (не только центральной, но и периферической). Существует даже отдельная междисциплинарная область медицины – психоневрология. Связь клинической психологии и психофармакологии заключается в изучении последней психологических эффектов лекарственных средств. Сюда же можно отнести и проблему плацебо-эффекта при разработке новых лекарственных соединений. Связь клинической психологии с физиологией высшей нервной деятельности и психофизиологией проявляется в поиске корреляций между патопсихологическими процессами и их физиологическими коррелятами. Связь клинической психологии с валеопсихологией и психогигиеной заключается в совместном определении факторов, противостоящих возникновению психических и соматических расстройств, и уточнении критериев психического здоровья. Связь клинической психологии со специальной психологией и педагогикой проявляется в поиске путей коррекции проблемного поведения детей и подростков, вызванного нарушениями психического функционирования или аномалиями личностного развития .^ Методологические принципы клинической психологии. Методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, объединенная учением об этой системе. Она имеет разные уровни: философский, общенаучный, конкретнонаучный, которые находятся во взаимосвязи и должны рассматриваться системно. Методология тесно связана с мировоззрением, поскольку ее система предполагает мировоззренческую интерпретацию основ исследования и его результатов. Методология собственно клинической психологии определяется конкретно-научным уровнем и связана с мировоззренческой позицией исследователя (например, ориентированной на динамическое, когнитивно-поведенческое, гуманистическое или диалектико-материалистическое понимание личности, поведения, психопатологии). Методология включает конкретно-научные приемы исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и др. Они в свою очередь реализуются в специальных процедурах – методиках получения научных данных. Являясь психологической дисциплиной, клиническая психология опирается на методологию и методы общей психологии. Методы, то есть пути познания – это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, каждая наука, применяет систему частных методов или методик.Основное требование научной методологии, сформулированное еще Гегелем, заключается в том, что исследование должно отражать свой предмет в его внутренней логике. Он требовал, чтобы метод был неотделим от предмета и его содержания. Методология в психологии реализуется посредством следующих положений (принципов).

    Психика, сознание изучаются в единстве внутренних и внешних проявлений. Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных, изменяющихся формах является не только объектом, но и средством психологического исследования.

    Решение психофизической проблемы утверждает единство, но не тождество психического и физического, поэтому психологическое исследование предполагает и часто включает физиологический анализ психологических (психофизиологических) процессов.

    Методика психологического исследования должна опираться на социально-исторический анализ деятельности человека.

    Целью психологического исследования должно быть раскрытие специфических психологических закономерностей (принцип индивидуализации исследования).

    Психологические закономерности раскрываются в процессе развития (генетический принцип).

    Принцип педагогизации психологического изучения ребенка. Он означает не отказ от экспериментального исследования в пользу педагогической практики, а включение принципов педагогической работы в самый эксперимент.

    Использование в методике психологического исследования продуктов деятельности, поскольку в них материализуется сознательная деятельность человека (принцип изучения конкретной личности в конкретной ситуации).

Вы решили открыть и заняться предпринимательством? Тогда вам необходимо обладать знаниями в нескольких обязательных областях, которые помогут не только выстроить свою бизнес-модель, но и сделать из вас профессионала.

Предприниматель – это человек, владеющий собственным предприятием или компанией. Не стоит путать это понятие с самозанятостью, так как самозанятость не предполагает открытие ИП, а для начинающего бизнесмена это является первоочередной задачей. Вот почему так важно разбираться в бухгалтерии, юриспруденции, финансировании, уметь планировать и делегировать задачи.


Необходимые знания, которыми обязан обладать начинающий предприниматель

1. Любая предпринимательская деятельность – это прежде всего планирование. Необходимо точно знать, какие нужно проделать действия, чтобы компания вызвала интерес среди людей. Хаотичные действия и размытость целей и сроков – не способны вывести предпринимателя в лидеры рынка.

2. Знания в области юриспруденции. Перед тем, как официально стать юридическим лицом, стоит изучить свои права и обязанности, заполнить документы на регистрацию ИП, зарегистрировать печать и другие процедуры. Если вы знаете основы юриспруденции, то в дальнейшем вам будет легко составлять трудовые договора, заключать контракты с поставщиками или проверять работу вашего юриста.

3. Знания в области бухгалтерии. Помимо того, что вам потребуется открыть личный лицевой счет компании, через который будут осуществляться все финансовые операции, также вы приобретёте свой кассовый аппарат. Есть исключительные виды деятельности, которым этот аппарат не требуется. Кроме того, компании необходимо ежеквартально сдавать отчеты о всей своей финансовой деятельности. Чтобы не возникало проблем с налоговыми службами, необходимо вести финансовый учет. Грамотно это сможет сделать человек, знающий бухгалтерию.

4. Знания в области финансирования. Любая предпринимательская деятельность начинается с того, что начинающие бизнесмены либо ищут инвесторов, либо компаньонов, либо решают самостоятельно развивать компанию и берут кредит. Необходимо прописать все расходы и указать на что будут тратиться доходы. О прибыли пока рано говорить, так как на первых порах все деньги вкладываются в развитие бизнеса. Если вы заработали свои первые 10 000 рублей, то не нужно их тратить на личные нужды – вложите эти деньги в развитие компании.

5. Знания в области делегирования. Многие начинающие предприниматели грешат тем, что все работу выполняют самостоятельно, при этом жертвуя семьей, сном, своим отдыхом. Им кажется, что лучше них эту работу никто не сделает. Так работать нельзя! Необходимо довериться профессионалам и заниматься более серьезными и масштабными задачами, а рутинные и мелкие дела перепоручите помощникам.

Цель любой предпринимательской деятельности – это получение прибыли, в этом ее успех. Если предприниматель не будет ее получать, то он не почувствует счастья и, тем более, гармоничной жизни.

Какими знаниями должен обладать современный человек в современном мире?

Век развития современных технологий снимает с наших плеч ряд рутинных обязанностей. На помощь приходят умные машины. Что должен знать современный человек, чтобы не превратится в беспомощного лентяя? Ведь при отсутствии самостоятельных решений в тех или иных жизненных ситуациях, ставит каждого из нас в зависимость от современных механизмов.

20 вещей, которые должен знать современный человек

Умные гаджеты, компьютеры, микроволновые печи, стиральные машинки… представим, что все это исчезло. Рассмотрим, какими знаниями и умениями должен обладать современный человек:

  1. Принятие решений.
  2. Креативное мышление.
  3. Аналитический склад ума.
  4. Коммуникационные навыки.
  5. Быстрая адаптивность.
  6. Самообразование.
  7. Развитие памяти.
  8. Здоровый образ жизни.
  9. Организованность.
  10. Саморазвитие.
  11. Уметь развести огонь.
  12. Знать основы географии.
  13. Пользоваться картой и компасом.
  14. Оказать первую медицинскую помощь.
  15. Выбирать качественную еду.
  16. Уметь готовить еду.
  17. Пользоваться молотком и топором.
  18. Чинить вещи.
  19. Уметь шить.
  20. Плавать.

Как видно, список состоит из двух частей.

Первая часть – необходимые навыки для личностного развития, вторая – элементарные жизненно необходимые навыки. Рассмотрим каждый пункт подробнее.

Навыки для развития личности человека

Развитие нижеперечисленных принципов, помогут отличить успешного человека от обычного индивида.

  • Принятие решений . От правильности решения, которое выбирает человек в той или иной жизненной ситуации, зависит его будущее. Важный аспект – решение нужно не только принимать, но и реализовывать.
  • Креативное мышление. Такие качества как изобретательность и возможность находить новые варианты для решения старых проблем, заставят человека ломать свои закоренелые стереотипы.
  • Аналитический склад ума. Способность использовать логику при всестороннем анализе определенной информации. При развитии аналитического склада ума, человек способен найти оптимальный вариант решения задачи.
  • Коммуникационные навыки . Искусство эффективного общения человека с другими индивидами общества. Хорошие коммуникационные навыки позволяют успешно взаимодействовать с миром и быть понятым окружающими людьми.
  • Быстрая адаптивность. Адаптация человека к сформировавшимся критериям и требованиям отдельной группы (например – школа, рабочий коллектив). Благодаря быстрой адаптивности, человек легко входит в новый коллектив и адекватно ориентируется в новой группе.
  • Самообразование. Самообразование позволяет получить актуальные знания, которые нужны человеку для дальнейшего личностного развития. Помогает увеличить интеллектуальные возможности и расширить круг общения.
  • Развитие памяти . Хорошая память, позволяет достичь успеха в любой сфере деятельности. Особенно актуально данное качество в наше информационное время, связанное с огромными потоками информации.
  • Здоровый образ жизни. Достичь успеха в жизни невозможно без крепкого здоровья. Здоровый образ жизни, это не только регулярные физические упражнения по утрам, но и правильное питание, регулярный сон и поддержка гигиены тела.
  • Организованность. В этот пункт можно отнести самодисциплину, организацию дня и способность выполнить все заранее намеченное. Организованный человек может эффективно распределить свои силы и получать в итоге отличные результаты.
  • Саморазвитие. Постоянное развитие – основа успешности любого человека. Совершенствуя свои навыки, человек повышает свой интеллектуальный потенциал, личностную культуру, волю и умственные возможности.

Жизненно необходимые навыки.

Жизненно важные навыки помогут как в повседневной жизни, так в нестандартной ситуации :

  • Умение развести огонь . Свет и тепло костра, помогут спасти свою жизнь заблудившемуся в лесу туристу.
  • Знать основы географии. Люди будут считать вас невеждой, если вы не будете знать о том, что находится за пределами своей страны.
  • Пользоваться картой и компасом. Попав в неизвестную местность, эти предметы помогут найти правильный путь.
  • Оказать первую медицинскую помощь. Для того, чтобы обработать ссадину или наложить жгут на руку, не обязательно иметь диплом врача.
  • Выбирать качественную еду. Эти навыки помогут не только при выборе грибов и ягод в лесу, но и пригодятся при посещении местного супермаркета.
  • Готовить еду. Не умея готовить простые блюда, например яичницу, вы рано или поздно попадете в смешную ситуацию.
  • Пользоваться молотком и топором. Для того чтобы забить гвоздь в доме, не обязательно быть плотником. Базово владеть этими простыми инструментами должен каждый мужчина.
  • Чинить вещи. Стоимость работы по починке предметов – как минимум 30% стоимости самой вещи. Если вы сможете сделать что-то самостоятельно, необязательно платить денежные средства мастеру.
  • Уметь шить. Позволит семье экономить на модельных ателье.
  • Плавать. Поверхность нашей планеты, более чем на 70% состоит из воды. Согласитесь – это весомый аргумент для того, чтобы научится плавать.

Элементарные вещи.

Эти вещи должен знать не только взрослый человек, но и ученик начальных классов школы. В жизни бывают разные ситуации, когда в компании идет речь об элементарных вещах, а вы не разбираетесь в этом вопросе. Например:

  • В одном километре 0,62 мили.
  • В солнечной системе 9 планет.
  • На земле 6 материков.
  • Гепард - самое быстрое животное.
  • В мире существует 251 страна.
  • Сахара - самая большая пустыня.

Шуточные и интересные факты.

Информация может быть интересной не только с научной точки зрения, но и содержать в себе забавные факты :

Вот некоторые из них:

  • При поедании сельдерея, человек тратит калорий больше, чем получает энергии от этого продукта.
  • Около полугода, обычный городской житель проводит под красным цветом светофора.
  • Если бы в Колу не добавляли краситель, ее цвет был бы зеленым.
  • Деньги делаются из хлопка, а не из бумаги.
  • Взрослый человек смеется в среднем 15 раз в день, маленький ребенок – больше 300.

Теперь вам известно точно, что должен знать современный человек. Конечно, это далеко не весь список. Для того, чтобы стать эрудированным и интересным для окружающих человеком, нужно прочитать не одну сотню книг и научно-популярных статьей.

о знаниях современного человека

1-vopros.ru: сборник ответов на ваши вопросы.

Больше информации