Учимся наблюдать за природой консультация для родителей. Консультация для родителей Учим детей наблюдать за зимними явлениями природы

Дорогие родители! Учите ребёнка наблюдать.

Ребёнок с раннего детства проявляет любознательность. Сначала он наблюдает за лицом матери, которая его кормит. Подрастая, он внимательно наблюдает за движениями, мимикой тех, кто его окружает, затем начинает сам подражать увиденному. Именно наблюдательность помогает ребёнку развиваться в этом сложном мире. Наблюдение способствует развитию внимания, усидчивости, любознательности, мышления, сенсорного восприятия и речи, у ребёнка формируются нравственные качества.

Природа предоставляет широкий простор для наблюдений. Помогает обогащать знания ребёнка о предметах и явлениях. Гуляя с ребёнком в парке, в саду или просто по улице вы можете предложить ему понаблюдать за небом, ветром, насекомыми и т. д. Организуя с ребёнком наблюдения, вы поможете ему запомнить сезонность. Ведь зимой можно наблюдать за снегом, ветром, поведением птиц; весной – за распусканием листьев, прилётом птиц; летом – за насекомыми, цветами; а осенью – за изменением цвета листвы, листопадом.

Наблюдая, у ребенка развивается речь, ведь он не может наблюдать молча. Поэтому, учите ребёнка рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи.

Например: “С приходом осени листья начали желтеть, так как стало мало солнечных дней. Птицы улетают на юг, потому что с наступлением холодов насекомые спрячутся и птицам нечего будет есть”.

Развивайте фантазию ребёнка. Наблюдая за облаками, предложите ему игру “На что похоже”. Придумайте сказку с “облачными” героями. Запишите её, а вечером прочтите сказку бабушке, дедушке, папе. С ребёнком можно наблюдать за одним объектом природы и длительное время. Это может быть, что угодно: и берёза у вашего окна, и кошка, живущая в вашем доме, и цветок на подоконнике и многое другое. Для поддержания интереса ребёнка, свои наблюдения вы можете зарисовать в альбом.

Наблюдайте за повадками животных и птиц. Повесьте за окном кормушку и наблюдайте за птицами, которые прилетят за лакомством.

Чаще гуляйте с детьми в парке, в лесу. Именно природа даёт живые и яркие впечатления о красоте цветов, их аромате, о пении птиц на разные голоса, о шорохе опавших листьев, о красоте осеннего леса, о причудливой форме облаков, о радуге появляющейся после дождя.

Наблюдая за природой, ребёнок учится её любить, ценить, понимать её красоту. Такой ребёнок уже не сломает ветку дерева, не разорит муравейник, не обидит кошку и собаку.

Дорогие родители, как можно больше общайтесь со своим ребёнком, организовывайте совместные наблюдения, вызывая у ребёнка положительное отношение к предметам и явлениям природы.

Удачи Вам и вашим детям!

Консультация для родителей "Учите детей наблюдать" Дорогие родители! Учите ребёнка наблюдать. Ребёнок с раннего детства проявляет любознательность. Сначала он наблюдает за лицом матери, которая его кормит. Подрастая, он внимательно наблюдает за движениями, мимикой тех, кто его окружает, затем начинает сам подражать увиденному. Именно наблюдательность помогает ребёнку развиваться в этом сложном мире. Наблюдение способствует развитию внимания, усидчивости, любознательности, мышления, сенсорного восприятия и речи, у ребёнка формируются нравственные качества. Природа предоставляет широкий простор для наблюдений. Помогает обогащать знания ребёнка о предметах и явлениях. Гуляя с ребёнком в парке, в саду или просто по улице вы можете предложить ему понаблюдать за небом, ветром, насекомыми и т. д. Организуя с ребёнком наблюдения, вы поможете ему запомнить сезонность. Ведь зимой можно наблюдать за снегом, ветром, поведением птиц; весной - за распусканием листьев, прилётом птиц; летом - за насекомыми, цветами; а осенью - за изменением цвета листвы, листопадом. Наблюдая, у ребенка развивается речь, ведь он не может наблюдать молча. Поэтому, учите ребёнка рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи. Например: “С приходом осени листья начали желтеть, так как стало мало солнечных дней. Птицы улетают на юг, потому что с наступлением холодов насекомые спрячутся и птицам нечего будет есть”. Развивайте фантазию ребёнка. Наблюдая за облаками, предложите ему игру “На что похоже”. Придумайте сказку с “облачными” героями. Запишите её, а вечером прочтите сказку бабушке, дедушке, папе. С ребёнком можно наблюдать за одним объектом природы и длительное время. Это может быть, что угодно: и берёза у вашего окна, и кошка, живущая в вашем доме, и цветок на подоконнике и многое другое. Для поддержания интереса ребёнка, свои наблюдения вы можете зарисовать в альбом. Наблюдайте за повадками животных и птиц. Повесьте за окном кормушку и наблюдайте за птицами, которые прилетят за лакомством. Чаще гуляйте с детьми в парке, в лесу. Именно природа даёт живые и яркие впечатления о красоте цветов, их аромате, о пении птиц на разные голоса, о шорохе опавших листьев, о красоте осеннего леса, о причудливой форме облаков, о радуге появляющейся после дождя. Наблюдая за природой, ребёнок учится её любить, ценить, понимать её красоту. Такой ребёнок уже не сломает ветку дерева, не разорит муравейник, не обидит кошку и собаку. Дорогие родители, как можно больше общайтесь со своим ребёнком, организовывайте совместные наблюдения, вызывая у ребёнка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Удачи Вам и вашим детям! Прогулки осенью с детьми Как сделать так, чтобы осенняя прогулка стала для детей интересной и познавательной? Чем можно занять ребёнка на прогулке осенью? Осень переходный сезон, в это время природа очень быстро меняется. Сначала появляются яркие краски, потом листва с деревьев опадает, и они становятся серыми и унылыми. Температура воздуха понижается, и ребенок понимает, что на улице с каждым днем становится все холоднее. Одежда становится объемной, тяжелой и не очень удобной. Но именно в это время года легко привлечь внимание детей к природе, заинтересовать их и показать, как устроена жизнь. ▪ «Гербарий» Одно из интереснейших занятий в это время года — сборка гербария. ▪ «Волшебная природа». Выберите солнечный день и отправляйтесь на прогулку в парк или лесок. Это занятие заключается в том, чтобы просто гулять, наблюдая, прислушиваясь к звукам вокруг: к шуршанию листвы под ногами, щебетанию птиц. Ищите, находите красивые листья, шишечки и веточки. Устройте соревнование, кто из вас громче зашуршит листвой, кто найдет самый большой лист, кто найдет самый красный лист и т. д. Наблюдение Наблюдайте за природой, например, что делают осенью птицы. Понаблюдайте за насекомыми. Обратите внимание ребенка на деревья, на смену их наряда. Поищите шиповник, он можете еще цвести, хотя на кустах давно созрели ягоды. Дайте понюхать ребенку этот цветок, запах запомнится ребенку и оставит приятное впечатление. Вспомните во время прогулки об осенних признаках, и, может быть, вы увидите летающую паутинку или много ягод рябины на деревьях. Приметы осени ■ Белки делают большой запас на зиму — жди зимой сильных морозов. ■ Много рябины уродилось — значит, осень дождливая будет, а зима морозная. ■ Высоко птицы перелетные летят — холода уже близко. ■ Если листва с деревьев опала очень быстро, то зима будет холодной. ■ Листва с берез опадает неравномерно — долго снега не будет. ■ Кошка мордочку прячет, хвостиком прикрывает — к похолоданию Заготовка природного материала Собирать природный материал можно круглый год, так как у каждого времени года есть свои прелести; семена ясеня, клена собирают даже зимой. Ранней весной можно засушить цветы и листья ландыша, тюльпанов, купавки, едкого лютика. В начале лета собрать тополиный пух, в разгар лета заготовить разные цветы лесов, полей, лугов и чуть позже - золотую и багряную листву осенних деревьев. Особенно богатую палитру красок дает осень. Заготовленный, природный материала можно использовать творческих работах. Для сбора природного материала можно использовать любую встречу с природой: прогулки на скверы, выезды на дачу, загородные прогулки, туристические походы. Чем разнообразнее собранный материал, тем легче будет с ним работать. Солома - гладкая, гибкая, пахучая, с ней приятно работать.. А вот листья можно использовать в аппликации, придавая ей различных оттенков или в качестве фона. Березовая кора - береста - один из самых красивых и прочных материалов для изготовления разных поделок. На Руси в народном творчестве издавна славились изделия из бересты. Для работы целесообразно использовать кору берез, выросших на сухих почвах, так как она более плотная, крепкая и гибкая. Шишки еловые и сосновые можно использовать в работе с пластилином, делая разнообразных лесных зверюшек. Собранные сухие корни, ветки, шишки, сучки имеют причудливую форму. Можно предложить детям ответить на вопросы: «На что похоже? Что напоминает?», побуждает ребят сравнивать их, вспоминать знакомых сказочных героев, внимательно вглядываться в материал, фантазировать, продумывать заранее, что из него можно будет сделать, какую создать композицию (с участием человечков, зверей, птиц, рыб и т. п.), На осеннюю тему существует много сказок - прогулка станет отличным поводом вспомнить и инсценировать их на фоне природы!

Подготовила:

Учитель-логопед I квалификационной категории

Иванова Светлана Альбертовна

Учим детей наблюдать

Наблюдения – это планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Для понимания объекта наблюдения, большое значение имеют знания ребенка и его опыт.

В процессе наблюдения взрослый задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой, показывает взаимосвязь различных явлений природы. Наблюдения сопровождаются точными объяснениями того, что видят дети в этот момент, чем конкретнее и ярче останутся у ребенка представления об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии применять полученные знания на практике. Важно, чтобы был диалог с детьми – когда дети не только слушают, а еще и обсуждают увиденное вслух, знание прочнее закрепляется в их сознании.

Наблюдение – это неисчерпаемый кладезь эстетических впечатлений, благотворно воздействующих на эмоциональное состояние детей. Наблюдения необходимо использовать систематически, чтобы приучить детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.

Прогулка отлично подходит для проведения наблюдения. Взрослый обращает внимание детей на появление травы и цветов на земле, листочков на дереве, знакомит их с насекомыми, птицами, устраивает различные игры с использованием песка, воды, веточек, листочков.

Во время наблюдений в природе дети научатся различать величину, форму, цвет и характер поверхности, при наблюдении за животными – манеру движения, издаваемые ими звуки.

Детям старшего возраста предлагается отражать результаты наблюдения. Можно зарисовать сезонные изменения в природе, в животном и растительном мире, отразить участие людей в окружающем мире.

Подготовка к наблюдению включает в себя:

Определение места наблюдения

Выбор объекта наблюдения

Подготовка объекта к наблюдению

Подготовка всего необходимого для наблюдения:

если наблюдаться будут растения, то возможно понадобиться лупа, если животное – корм, вода, посуда, щеточки для ухода за животными.

Наблюдения должны быть познавательного характера, заставляющие детей задумываться, вспоминать, сопоставлять и искать ответы на вопросы.

Наблюдения должны способствовать активному интеллектуальному и речевому развитию детей. Перед наблюдением, чтобы вызвать интерес детей можно для общего ознакомления рассказать или прочитать что-то об объекте наблюдения. Результаты наблюдения нужно уточнять, обобщать, систематизировать, закреплять, чтобы у ребенка сформировалось определенное представление об объекте наблюдения.

Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив наблюдение в игру, когда дети испытывают от этого удовольствие, взрослый совмещает для детей полезное с приятным.

Татьяна Рыгалова
Консультация для родителей Учим детей наблюдать за зимними явлениями природы.

Ребенок радуется первому снегу. Обойдите с ним знакомые места, где вы гуляете, и рассмотрите, как красиво снег украсил улицу, деревья, как блестит снег не солнце. Если будет идти снег, понаблюдайте , как он кружится в воздухе. Предложите поймать снежинки на ладонь и посмотреть, что с ними будет.

Итак, первое знакомство с зимой состоялось, и будет продолжаться еще долго. Поэтому надо подумать над тем, как сделать прогулки интересными и полезными. Необходимо гулять с ребенком во всякую погоду. Ничего, если на улице метель – зато интересно видеть детям, например, как громадные вихри снега переносятся ветром с места на место.

Большое значение имеет одежда ребенка во время прогулки. Иногда можно видеть, как маленький ребенок в тяжелой меховой шубе «на вырост» , в теплой шапке, стоит на одном месте, бессмысленно двигает взад и вперед лопаткой, стремясь хоть чем-нибудь заняться. Понаблюдайте , как ходят многие дети зимой : согнувшись под тяжестью шубы, они шаркают ногами и привыкают сутулиться. Для прогулок лучше надевать легкие зимние куртки или теплые комбинезоны на синтепоне.

Прогулка никогда не покажется скучной ребенку, если вы вместе с ним будете играть и трудиться , наблюдать за зимней природой .

Самое интересное – снег. Дети любят наблюдать , как идет снег. Кроме, того, он является хорошим материалом для игр и труда детей во время прогулок во дворе.

Игры и занятия со снегом не пустое баловство : в них дети познают свойства снега, связывают их с погодой. Гуляя с детьми, обращайте их внимание на зимние явления . Зимой часто идет снег. Понаблюдайте вместе с детьми , как падает снег. Спросите, куда падает снег; рассмотрите снежинки на рукаве куртки, как они красивы. Когда идет сильный снег, скажите ребенку, что это снегопад, и спросите, как он думает, почему так его назвали люди.

После снегопада посмотрите, какие сугробы намело во дворе. Со старшими детьми измерьте палочкой, где больше снега. Ребенку будет понятно, что снег задерживается у заборов, около домов, там он лежит более толстым слоем. Полюбуйтесь красотой снега, освещенного ярким солнцем, спросите детей , что можно сказать про снег, какой он. Во дворе, на улице оживление. Дворники очищают от снега тротуары. Покажите ребенку, как старательно они убирают снег, посыпают лед песком, чтобы людям было удобно ходить. Если удастся, посмотрите с ребенком работу снегоочистительной машины.

Веселые игры затевать во дворе, когда много снега. Самая любимая забава детей игра в снежки . Она всегда вызывает шутки, смех, создают хорошее настроение. Поощряйте эту игру и принимайте сами участие в ней. Одновременно дети познают свойства снега : в оттепель снежки хорошо лепятся, снег липкий; в мороз – снег сухой, рассыпается, снежки лепить нельзя. Полезно для детей метание в цель снежков. При этом укрепляются все мышцы тела, и развивается глазомер.

Не забудьте во время снегопада навестить с детьми пернатых друзей. Птиц надо кормить, лучше рано утром. Покормили птиц – теперь можно и поиграть.

Любуясь деревьями в разную погоду, приучайте ребенка высказывать свои впечатления, сравнивать. Сначала сами покажите пример. Для этого подберите из литературных произведений образные сравнения. Используйте пословицы и поговорки понятные ребенку. Зимой деревья обнажены и хорошо видны ствол и ветви. Гуляя, покажите ребенку, что стволы деревьев разные : одни прямые, другие наклонились, а вот два дерева срослись стволами. Хорошо принести с прогулки еловые шишки. Из шишек можно сделать смешных человечков.

Погуляйте вечером с ребенком. Вечерние прогулки имеют большую ценность, прежде всего для укрепления нервной системы ребенка. Полутьма, тишина, движения на воздухе, близость с родителями , которых ребенок не видел целый день. Все это действует на ребенка положительно. Вечерняя прогулка полезна и тем, что ребенок приучается ориентироваться в пространстве. Знакомые предметы в сквере, такие обычные днем, вечером представляются совсем другими. Деревья выглядят совсем черными, ветви длинными. Освещенные фонарями, они бросают незатейливые тени на дорожках. Придя домой после вечерней прогулки, предложите ребенку нарисовать свои впечатления об увиденном. Спросите у ребенка, что он нарисовал.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Учим детей кататься на лыжах» Консультация для родителей: «Учим детей кататься на лыжах». На снегу - две полосы, Удивились две лисы. Подошла одна поближе: Здесь бежали.

Много интересных поделок можно сделать, используя природный и бросовый материал. Косточки различных фруктов и овощей, сухие веточки и листья.

Консультация для родителей «Учим детей говорить» Консультация для родителей «Учим детей говорить» г. Новокузнецк МБДОУ «Детский сад №279» Учитель – логопед: Шаева И. Н. Может показаться,.

Консультация для родителей «Учим геометрические фигуры» Весело шагать и стихи сочинять Свежий воздух полезен для крохи, но не забывайте, что прогулка - это не только пребывание на улице, но и.

Консультация для родителей «Учим ребенка правилам безопасности.» УЧИМ РЕБЕНКА ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОСТИ Адрес и номер телефона учите с ребенком с самого раннего возраста. Будьте терпеливы, обучая детей! Они.

Консультация для родителей «Учим ребенка правильно переходить дорогу» Родительское собрание: «Ребенок переходит улицу». Ребенка с ранних лет нужно учить правильно переходить улицу: не с 5-6 лет, а гораздо раньше.

Уважаемые родители!
Учите детей замечать состояние погоды. Осенью идет дождь, холодно, ветер; ветер качает деревья, срывает листья, и они падают, кружась в воздухе; осенью на земле много листьев – желтых, красных.
Обращайте внимание детей на то, что люди стали теплее одеваться, ходят в резиновых сапогах, под зонтами. Наблюдения за изменениями погоды можно связать с играми. Например, играя с вертушками, дети замечают, что когда ветер, — вертушки вертятся. Малыши с интересом собирают листья, играют с ними, составляют букеты.
Во время прогулки можно провести обучающие игры: предложите ребенку найти листья одинаковой с образцом окраски и величины; разложить листья одинакового цвета по возрастающей и убывающей величине; найти самый большой и самый маленький лист.
Во второй и третий периоды осени обращайте внимание детей на то, что листьев на деревьях все меньше, почитайте стихи об осени.
Учите различать некоторые садовые цветы по форме, окраске, запаху. Попросите ребенка показать, где цветок, а где листик, где красный (белый, синий) цветок.
Понаблюдайте или расскажите о том, как взрослые убирают урожай овощей.
Знакомьте детей с зимой во время игр, посильного труда и наблюдений. Ознакомление с наиболее характерными признаками зимнего сезона осуществляйте ежедневно во время прогулок. Чем содержательней и интересней будут организованы прогулки, тем ярче будут впечатления малышей о зиме. Во время прогулки привлекайте их внимание к состоянию неживой природы, учите замечать погоду.
Кратковременные наблюдения малышей за тем, как падает снег, надо связать с их активной деятельностью, прослушиванием стихов. Выйдя на прогулку, ребенок с радостью ловит снег, незаметно для себя постигает его свойства (белый, холодный, тает). Предложите рассмотреть снежинку, упавшую на рукав пальто. Чтобы почувствовать, что снег холодный и от тепла тает, дети должны взять его в руки.
По мере того, как зима все больше и больше вступает в свои права, фиксируйте внимание детей на том, как во время снегопада он медленно, хлопьями опускается на землю, как быстро все вокруг преображается.
Усилить эмоционально-положительное отношение детей к этому явлению поможет заучивание стихотворения М. Познанской «Снег идет»
Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, лохматый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К дому стежку проведем.
Выйдет мама на порог,
Скажет: «Кто бы это мог
Провести дорожку к нашему порожку? »
Другие формы художественного слова (загадки, скороговорки) также помогают малышам запомнить, а затем – точней и образней рассказать и передать в рисунке то, что они видели.
Наблюдение зимних явлений в природе должно чередоваться с играми, в которых дети активно познают свойства снега, льда.
Обращайте внимание малышей на работу дворника: он сгребает снег, посыпает песком тротуар, чтобы не падали люди.
Большое удовольствие доставляют малышам снежные постройки, вокруг которых развертываются увлекательные игры. В теплые дни организуйте лепку из снега. Покажите, как скатать небольшие снежные шары и сделать из них снегурочку, как лепить снежки и бросать их вдаль.
В морозный день предложите послушать, как скрипит снег. Можно рассмотреть следы кошки или проехавших санок, предложите отгадать, чьи это следы, проследите, кто куда ходил. Малышам нравится рисовать на снегу, а затем рассматривать рисунки друг друга.
Малыши узнают, что лед гладкий, скользкий. Приготовьте цветной лед в присутствии детей. Дети с интересом наблюдают, как замерзает подкрашенная вода, как лед оттаивает в комнате; их радуют гладкие ледышки разной формы и окраски, которыми можно украшать постройки.
В присутствии детей подкормите птиц, объясните, что зимой птицы особенно нуждаются в заботе людей. Со временем малыши сами начнут принимать непосредственное участие в кормлении птиц. Наблюдайте, как воробьи прыгают, клюют крошки, чирикают, улетают при неосторожном движении людей.
В процессе повседневных наблюдений за неживой природой (наступлением тепла, таянием снега) знакомьте детей с представлениями о ее весенних явлениях. Углубляйте знания о том, что весной солнце греет сильнее, постепенно становится тепло, снег и лед тают на солнце, бегут ручьи, земля подсыхает.
Важно вызвать у ребенка живой интерес к изменениям, происходящим в природе. Обращайте внимание детей на первые признаки весны: солнышко ярко светит и греет, тает снег и снежные постройки, появляются ручейки. Дети пускают лодочки, наблюдают, в какую сторону они плывут, знакомятся с тем, что в воде предметы плывут по течению, при ветре они плывут быстрее. В ветреные дни предложите малышам поиграть с вертушками, в солнечные – пускайте зайчиков.
Необходимо наблюдать с детьми и труд дворника, и уборку улиц весной. Можно привлечь малышей к уборке площадки: разбросать снег, смести его метлой, расчистить дорожки. В весенний период наблюдайте, как на деревьях появляются зеленые листочки. Можно предложит детям сравнить ель и березу, наклоните веточку дерева, чтобы они могли рассмотреть листья, потрогать, понюхать.
Весной следует совершить прогулку в сад, обратите внимание малышей на то, что на деревьях много красивых цветов и зеленых листьев, объясните, что цветы не надо рвать – на их месте вырастут яблоки, вишни.
Во время прогулок покажите появившуюся первую траву, предложите найти еще места, где она выросла, приучайте беречь зеленые всходы.
Большую радость доставляют детям весенние цветы. Малыши рассматривают одуванчики, определяют, какого они цвета.
Вызывает у малышей интерес и появление насекомых. На прогулке познакомьте их с бабочкой, жуками, кузнечиком; с особенностями их внешнего вида, движениями; дети следят за полетом бабочек (порхают, жуков (они летают и ползают) ; узнают, что кузнечик прыгает. Все наблюдения проводите в естественных условиях – на природе.
Летом возможности для ознакомления детей с природой значительно расширяются. Гуляя с детьми обращайте их внимание на состояние погоды, учтите бережному отношению к растениям. Рассматривая цветы, малыши замечают, что все они разные. Постепенно знакомьте детей с названиями некоторых цветов (ромашка, лютик, колокольчик, предложите внимательно рассмотреть их, найти листья, цветки; сравните различные цветы по окраске, величине цветов, листьев. Учите детей составлять букеты.
Привлекайте внимание детей к деревьям и кустарникам. Объясните, что в лесу много деревьев, что они высокие, на деревьях много зеленых листьев, листья разные (на четвертом году жизни дети могут узнавать и называть 2-3 дерева с ярко выраженными отличительными признаками: береза, дуб, клен, ель и др., что у дуба – желуди, у ели – шишки и т. д.
Желательно показать детям кустики земляники, объяснить, что зеленые ягоды рвать нельзя, а красные – спелые – можно собирать; предложите понюхать ягоды. Следует приучать детей собирать ягоды осторожно.
Можно показать детям и грибы, рассказать, что у гриба есть шляпка, что в лесу много разных грибов.
Во время прогулок знакомьте детей с насекомыми: расскажите об особенностях их внешнего вида; о том, кто как передвигается.
ВОСПИТАТЕЛЬ: ПЕТРАКОВА И. Ю.