Как правильно изучать материал, чтобы хорошо его запомнить. Как быстро выучить стихотворение наизусть по литературе: советы психологов Как можно выучить материал за пару минут

Любому из нас знакома ситуация, когда необходимо быстро выучить текст наизусть. Кому-то такая задача дается легко, а для кого-то это настоящая трагедия. Особенно сложно бывает, когда тема непонятна или мало изучена. Сразу оговоримся – выдохните и расслабьтесь, с первого раза запомнить текст удается только единицам, это редкая способность. Существует набор разных методик и приемов, которые помогают справиться с таким заданием. Основное правило для тех, кто хочет научиться запоминать текст с первого раза: нужно уметь вчитываться в материал и делать акцент на основной мысли. Неосмысленное заучивание хороших результатов не приносит, а только отнимает время.

Способы развития памяти


Запоминание – это уникальная способность работать с полученной информацией на уровне человеческого мозга, хранить ее, воспроизводить, интерпретировать. Существуют разные типы памяти:
  • слуховая;
  • зрительная;
  • вкусовая;
  • обонятельная;
  • тактильная.
Все они присущи каждому человеку, но обычно какой-то один – доминирующий, что ярко проявляется еще в детстве. Чтобы быстро выучить отрывок из текста наизусть быстро и надолго, нужно заниматься развитием памяти в целом, не делая акцента на отдельных ее видах.

Первые шаги: определяем доминирующий тип памяти

Чем лучше вы будете владеть информацией о возможностях собственной памяти, тем проще будет учиться «общению» с ней. Попробуйте определить собственный превалирующий тип памяти, который развит лучше остальных. На основе этой информации можно будет выстроить необходимый минимум упражнений и улучшить память, чтобы запоминать большие тексты за 5–10 минут. Великий писатель М. Горький сказал: «Помнить – это все равно, что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего». У любого специалиста, чья работа связана с речевой деятельность, есть свой набор методов и упражнений, который помогает выучить большой объем сложного текста за короткое время. Эти же методы доступны и широкому кругу пользователей.

Текст быстрее восстанавливается в памяти, если человек принимает примерно ту же позу, которую использовал при заучивании, т. е. как будто он входит в некий образ.

Желательно читать текст вслух при заучивании, это поможет материалу более основательно отложиться в памяти. Кроме того, при чтении вслух человек делает себе «интонационные метки», которые могут быть опорными при воспроизведении текста.

Стоит активно применять ассоциативные связки при заучивании материала – это значительно упрощает запоминание. Разбивайте текст на части и пробуйте связывать каждую часть с какими-либо образами. В этом случае вашей памяти будет легко «найти» нужный фрагмент и повторить его.

Техника «быстрого чтения»: как это работает


Скорочтение – один из методов эффективного развития памяти и заучивания материала. С его помощью можно легко и быстро запомнить текст за вечер. Есть несколько правил, которые помогут освоить эту технику и продвинуться в деле тренировки вашей памяти:
  1. Любой текст (неважного, какого уровня сложности) нужно читать за один раз. Возвращаться взглядом назад по прочитанному нельзя. Полное осмысление текста, который вами пройден, происходит только после первого полного прочтения без регрессий.
  2. Полезно использовать алгоритм чтения, который позволит получить наибольшее количество полезной информации. К примеру, сначала стоит прочесть название произведения и автора, упорядочить эти данные. Далее попробуйте понять главную проблему произведения, найдите факты для дальнейшего осмысления. После этого поищите новое в том, что уже прочли, проанализируйте особенности материала. Вы вольны составить собственный, удобный алгоритм анализа и пользоваться им по своему усмотрению.
  3. Для дальнейшей переработки текста стоит использовать еще один алгоритм, который составляют три блока: ключевые слова, смысловой ряд и главная доминантная часть текста.
  4. Читайте без использования артикуляции. Это сократит время на обработку и осмысление информации.
  5. Старайтесь концентрировать внимание и не отвлекаться на посторонние действия. Чем больше рассеяно внимание при чтении, тем хуже усваивается информация, и на это тратится больше времени.
Актеры запоминают длинные тексты постоянно. Людям, чья работа напрямую связана с регулярным запоминанием разных материалов, привычнее ориентироваться в процессе, и они делятся практическими советами, которые могут применять все:
  • при прочтении материала обращайте внимание на детали;
  • выделяйте главную мысль текста;
  • старайтесь проводить параллели с теми знаниями, которые вы уже имеете;
  • учите текст с желанием – работа через силу будет иметь сомнительный результат;
  • небольшие тексты наиболее продуктивно заучивать перед отходом ко сну;
  • большой текст делите на части, не стремитесь выучить весь материал за один раз;
  • ассоциируйте изучаемый текст с музыкой, числами, цветами и т. д. – создавайте «опорные точки»;
  • хвалите себя за проделанную работу, не гнушайтесь наградить свое эго каким-то приятным бонусом;
  • упрощайте сложное;
  • используйте по возможности все органы чувств;
  • учите и читайте только на свежую голову;
  • создавайте для работы удобные и комфортные условия;
  • старайтесь высыпаться, отдых важен;
  • используйте картинки (пиктограммы) для запоминания текста.
Мы уверены, что, используя эти советы, вы быстро и легко сможете достичь нужного результата. Дерзайте, ведь нет предела человеческим возможностям!

Екатерина Васильева, Генеральный Директор компании «Авторская школа Васильевых», Москва; доктор педагогических наук

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • Как запоминать имена людей без труда
  • Какие приемы мнемотехники позволяют быстро выучить объемный научный текст или стихи
  • Как быстро запоминать иностранные слова, телефонные номера или символы
  • Что мешает нам запоминать информацию

Позволяют легко запоминать сложные имена людей, большие тексты, даты, числа, иностранные слова и др. Преимущество их в том, что Вам не придется прикладывать больших усилий, чтобы извлечь из памяти необходимую информацию, достаточно представить несколько предметов-образов, которые по цепочке сами актуализируют нужные Вам сведения. Расскажу, как научиться запоминать большое количество информации, используя приемы мнемотехники.

Приемы мнемотехники. Как происходит запоминание

Наш мозг мыслит образами. Когда человек в воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Далее, припоминая один образ, человек вызывает к жизни и другие. Наиболее важны для запоминания первые минуты - в это время желательно проговорить информацию вслух или про себя. Через час проговорить еще раз. В дальнейшем увеличивайте промежуток времени, через который нужно повторять информацию, всегда в три раза, то есть через три часа, через девять часов, через сутки и т. д. Если такая возможность отсутствует, повторите информацию трижды: сразу, через час и перед сном. К слову, преподаватели лингвистических вузов рекомендуют студентам освежать знания каждые полгода или год.

  • Личная эффективность. 20 лучших привычек на каждый день

Как запоминать имена людей

Для поддержания мотивации руководителю лучше всего обращаться к сотрудникам по именам. У каждого человека есть какая-то своя особенность. Надо постараться ее увидеть и привязать к ней фамилию, имя или отчество в виде некоего образа. Например, недавно на курсах училась девушка, которая никак не могла запомнить отчество начальницы - Степановна. Я посоветовала ей представить, что у нее на голове длинные ушки, как у Степашки из детской передачи «Спокойной ночи, малыши». На следующем занятии девушка рассказала, что этот образ помог ей прочно запомнить отчество своего руководителя.

Как запоминать большие тексты

Научно-популярные тексты (статьи). Их проще всего представлять в виде схем. Например, я преобразую информацию в трехуровневую иерархию «система - подсистема - надсистема». Поясню на примере: подсистема - детали автомобиля, система - автомобиль, надсистема - вид транспортного средства. После прочтения текста в голове остается 7-10 ключевых слов, разложенных по принципу «система - подсистема - надсистема». Их полезно представить в виде картинок, что помогает уяснить, как один термин связан с другим. По моим наблюдениям, две трети статьи или книги занимают детали (подсистема), оставшаяся треть распределяется межу системой и надсистемой. Таким образом, нужно приступать к чтению с того места, где начинается описание системы. Изучив его, можно вернуться к началу текста. Такой подход позволяет сэкономить время и лучше запоминать большие текты.

Художественные тексты (проза, стихи). В данном случае требуется воссоздать в голове каждое слово, поэтому составление схем не поможет. Нужно представить образы в виде некой последовательности, например: место, герой, ситуация. Позитивные отождествляйте с собой, а негативные с другим человеком. Фактически Вам нужно параллельно с чтением «снимать» в голове фильм, фиксируя эмоции, звуки и пр. Например, Вы читаете такой текст: «Архипелаг Фиджи - это крупные и мелкие острова. Большинство из них вулканического происхождения. Тут есть песчаные пляжи, окаймленные пальмовыми рощами, укромные бухты...» Читая первое предложение, представьте, что Вы в самолете и видите за бортом острова. Потом самолет спускается ниже, и Вы видите отели. Затем Вы идете по пляжу, ноги утопают в песке, Вы любуетесь пейзажем. То есть Ваше перемещение по местам (самолет, пляж и т. п.) - ключ к запоминанию. Достаточно вспомнить ключ, и текст всплывет из памяти.

Подготовка к докладу. Начинать готовиться к презентациям и публичным отчетам следует за два-три дня перед выступлением. В первый день мозг будет обрабатывать весь материал, полученный после просмотра текста. И только на второй день, когда проснетесь, Вы сможете извлечь из памяти нужную информацию в структурированном и сжатом виде. Это и имели в виду наши предки, когда говорили, что «утро вечера мудренее». Первое, что нужно сделать, начиная запоминать текст доклада, - сформулировать тему и основные тезисы. Затем представьте главные мысли в виде схем и образов (можно их зарисовать). Далее, двигаясь от общего к частному, переходите к запоминанию более мелких деталей: дополнительных фактов, чисел, терминов, сумм.

  • Как преодолеть стресс и неудачи и начать жить так, как хочется

Как запоминать иностранные слова и другие данные

Как запоминать иностранные слова

Слово narrow в переводе с английского означает «узкий». Можно представить узкую дорогу или узкие брюки. Созвучное ему русское слово «НЕРвный». Можно выстроить общую ассоциацию, например, мысленно нарисовать картинку: человек едет по узкой дороге и нервничает, потому что это опасно или потому что у него проблемы с машиной. Важно не только представить ситуацию ярко и эмоционально, но и несколько раз проговорить вслух или про себя запоминаемое слово narrow. Я рекомендую использовать для запоминания образы из реальной жизни.

Как запомнить символы и буквы

Предположим, Вы хотите запомнить английский алфавит. Английская буква «А» и русская «А» одинаковы по написанию, но отличаются по звучанию. Чтобы запомнить первую, нужно подобрать другую ассоциацию, например по форме. Английская «А» похожа на циркуль или на крышу и произносится как «эй», что созвучно со словами «лей» или «лейка». Теперь представьте, что Вы на даче поливаете из лейки («лэй») крышу («А»). Таким способом можно запоминать иероглифы, символы.

Как научиться запоминать цифровые последовательности

Используйте численно-буквенный код. Например, в соответствие цифрам 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ставятся первые буквы слов, которые их означают: «н» (ноль), «т» (три), «ч» (четыре), «п» (пять) и т. д. Исключения: «к» («кол» - похож на единицу) и «л» («лебедь» - похож на двойку).

Если Вам нужно запомнить число 739 812, проделайте следующее.

Разбейте число на пары цифр: 73, 98 и 12.

Перекодируйте цифры в слова: первая согласная в слове - первая цифра двузначного числа, а вторая согласная - вторая цифра. Например, паре чисел 7 и 3 соответствуют буквы «с» и «т»; можно использовать слова «соты», «сито», «сто рублей». Пара 9 и 8 - это «д» и «в» (слова «дверь» или «девушка»). Пара 1 и 2 - это буквы «к» и «л», подойдут слова «клей» или «колье».

Из слов-образов, обозначающих пары цифр, составьте историю, например такую: «Сеть (73) зацепилась за дверь (98), и из нее выпало колье (12)». Важно представить себе эту смешную ситуацию и одновременно произнести число 739 812 несколько раз вслух или про себя. Необходимо усвоить, что нельзя произносить то, что Вы представляете.

Приемы мнемотехники в стрессовых ситуациях

Во время нервного напряжения память работает намного хуже. Когда Вы напряжены, в голове не возникает никаких картинок-образов. То есть в условиях стресса и ограниченного времени приемы мнемотехники оказывается бесполезной. Например, работа в формате открытого офиса, когда вокруг много людей и шумно, сильно ограничивает возможности для запоминания.

Есть старый прием - вернуться на то место, где Вы о чем-то думали, чтобы вспомнить, о чем именно. Прием широко используется в мнемотехнике: оставляйте для себя какой-нибудь символ или знак, который бы ассоциировался с делом. Это может быть клавиша на компьютере, галочка в ежедневнике, крестик ручкой на руке. К слову, мнемотехника - это антистресс. Вместо того чтобы расслабиться или принять лекарство, лучше мысленно воспроизвести читаемый Вами текст или представить и запомнить числа, совместив приятное с полезным.

  • Как стать лидером: уроки лидерства в жизни и в бизнесе

Что помогает и мешает эффективному запоминанию

Злейшими врагами памяти являются наркотики, сигареты, нервное истощение, высокая температура и непроветриваемое помещение.

Физическое утомление, наоборот, хорошо воздействует на память: мозг начинает лучше работать за счет того, что снимается напряжение с тела и кровь быстрее циркулирует в организме. Поэтому, если Ваша работа связана с умственной деятельностью, занимайтесь спортом. Сколько времени у Вас уходит на интеллектуальную работу, столько же надо потратить на физические упражнения. Это обязательное условие для поддержания себя в высоком эмоциональном и интеллектуальном тонусе. Если, работая, Вы чувствуете напряжение, лучше выйти, прогуляться, подышать свежим воздухом.

Чтобы процесс запоминания происходил легче, важно развивать свое воображение. Читайте, путешествуйте, испытывайте больше позитивных эмоций, занимайтесь духовными практиками - все это тренирует образную память. Периодически принимайте витамины, пейте больше воды, чаще находитесь на свежем воздухе.

Тренировка памяти и внимания: 10 очень эффективных упражнений

Упражнение 1. Посчитать буквы. Возьмите газету или журнал, выберите три-четыре абзаца из любой статьи. По ходу чтения считайте буквы «а». Прочитайте еще раз, подсчитайте буквы «в». Просмотрите статью вновь и зафиксируйте число слов. Результат запишите. Упражняйтесь с текстом, пока число подсчитанных букв не будет совпадать при пересчете.

Упражнение 2. Вспомнить вчерашний день. В деталях вспомните, что было вчера (или недавно увиденный фильм, или летний отдых). Главное в упражнении - удерживать внимание на процессе припоминания достаточно долго, не менее пяти минут, не допуская перескакивания мысли на другие темы. Затем попробуйте вспомнить в обратной последовательности.

Упражнение 3. Рисовать в воображении. Мысленно рисуйте буквы, числа, простые и сложные геометрические фигуры. Не путайте мысленную прорисовку с представлением какого-то образа. Нужно именно рисовать, так же как карандашом на бумаге. Постарайтесь рисовать крупнее. Почувствуйте движение руки, которая должна оставаться неподвижной.

Упражнение 4. Манипулировать образами. Представьте стакан и ря дом коробок спичек. Постарайтесь как можно четче увидеть эти образы. Проделывайте с ними разнообразные мысленные манипуляции: положите коробок в стакан, поставьте стакан на коробок, коробок - на перевернутый стакан и т. д. Манипулируйте другими двумя, тремя, четырьмя предметами.

Упражнение 5. Трансформировать предмет. Представьте предмет и изменяйте его, но чтобы он при этом не терял своего видового названия, то есть чашка в любом случае должна оставаться чашкой.

Упражнение 6. Вращать предметы. Представьте предмет и начните его вращать, рассматривая со всех сторон, под разными углами, приближая и удаляя от себя. Постарайтесь сделать так, чтобы предмет крутился сам, а Вы бы только наблюдали.

Упражнение 7. Планировать день. Утром спросите себя, что предстоит сделать в первую, вторую и третью очередь. Представьте страницу ежедневника и мысленно заполните ее.

Упражнение 8. «Фотографировать задачи». Разбейте рабочий день на четыре части. «Фотографируйте» ситуации, к которым предстоит вернуться завтра (мысленно поместите их в фоторамку и удерживайте образ 3-5 секунд). Вместо ситуации можно «снять» лицо коллеги. По завершении очередной части рабочего дня вспоминайте «сфотографированную» ситуацию (лицо). В конце дня вспомните все ситуации и лица. Повторите это на другой день, и Вы не упустите важные задачи.

Упражнение 9. «Включать» приятные состояния. Мысленно воссоздайте позитивное состояние: успокоение, вдохновение, радость. Проанализируйте его мышечные компоненты: ощущение расслабленных мышц лица, шеи и груди, легкий тонус мышц живота. Воссоздайте также положение тела и ритм дыхания. Зафиксируйте весь комплекс этих ощущений. Впоследствии вновь войти в запомненное таким образом состояние будет гораздо проще.

Упражнение 10. Нарушать порядок. На рабочем столе расставьте предметы не в обычном порядке, а так, чтобы их расположение заставило Вас обратить на них внимание. Соотнесите положение каждого предмета с определенным действием, которое Вы должны совершить в скором будущем.

Справка

Екатерина Васильева окончила Кубанский государственный университет по специальности «преподаватель физики». Обладатель 30 авторских свидетельств, автор 50 курсов (по развитию памяти, быстрому изучению иностранных языков, скорочтению), а также 20 книг, включая шесть бестселллеров. Владелец трех патентов РФ на изобретения: «Способ формирования навыка запоминания слов», «Алгоритм мышления на иностранных языках» и «Алгоритм абзаца» (формирование навыка быстрого чтения и запоминания).


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

«Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память » Иоганн Вольфганг фон Гёте (немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель).

Для каждой роли актеру приходится заучивать большое количества текста, при этом, в отличие от телеведущего или преподавателя, у него нет возможности заглянуть в конспект.

Но, конечно же, не только актерам полезно укреплять и развивать память, а любому человеку будет только на пользу овладеть навыками запоминания большого объёма информации.

Методик и упражнений для развития человеческих способностей существует великое множество. Так, руководитель и основатель образовательного портала 4brain – Евгений Буянов, на страницах своего проекта собрал наиболее значимые и интересные методики развития в человеке разных ментальных навыков, и все ради одной важной цели: «в наше время в интернете сложно найти что-нибудь стоящее: что можно прочитать и потом рассказать внукам в старости; чему можно научиться, чтобы сделать мир лучше; что сделает нас немного мудрее и толерантнее» . Пройдя по , вы сможете найти большое количество полезных, увлекательных приемов, правил и техник, направленных на повышение уровня развития памяти и способности целенаправленного запоминания. Вся методика обучения способам запоминания, представленная на данном сайте очень проста и доступна каждому.

Чем больше вы узнаете о способности памяти, тем легче вам будет общаться с ней на «одном языке», а значит, вы будете понимать друг друга долгие годы, оставаясь при этом «верными друзьями».

Итак, не торопитесь приступать сразу же к упражнениям. Для начала давайте определимся, какой вид памяти, развит именно у вас лучше всего.

Так, Наполеон, обладал, моторной памятью (всем нам прекрасно помнится его феноменальная память на имена). Человеку, обладающему акустической памятью , нужно слышать то, что он учит. А это говорит о том, что лучший для него вариант – заучивать вслух. Опорой памяти для людей визуального восприятия , служит обдуманное расположение ключевых слов (раскрашивание, рисунок, схемы).

Также важно определить при выборе способа запоминания текста:

  • Какого типа текст (какой сложности, тематики)
  • Насколько подробно необходимо вам его запомнить
  • На какое время

Итак, давайте, чтобы раз и навсегда выявить ваш тип памяти, мы с вами проведем один тест. Называется он «Тест на определение типа памяти» . Вам для этого понадобиться три листа бумаги, обязательно пронумерованных.

Прочитайте вслух слова:

  • Лампа
  • Груша
  • Карта
  • Дождь
  • Гусь
  • Обруч
  • Собака
  • Лист
  • Газета

Запишите то, что запомнили на первом листе.

Теперь прочитайте слова про себя, и обязательно представляйте эти предметы:

  • Чайник
  • Самолет
  • Бабочка
  • Ноги
  • Лошадь
  • Доска
  • Свеча
  • Хлеб
  • Книга
  • Велосипед
  • Луна

Вновь запишите, что запомнили, используя лист №2.

А теперь прочитайте слова и «запишите» их в воздухе:

  • Заяц
  • Лыжи
  • Самовар
  • Топор
  • Лодка
  • Поездка
  • Загадка
  • Стул
  • Печенье

Запишите все, что смогли запомнить на третьем листе.

Вот теперь выводы: если больше совпадений на листе №1 – у вас аудиальная память. На листе №2 – зрительная память, на листе № 3 – кинестетическая.

Приемы быстрого запоминания текста

«Помнить - это все равно, что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего » Максим Горький.

У каждого профессионала « речевой» профессии есть свои приемы, секреты быстрого запоминания огромной по объему информации или же текста.

В книге «245 простых упражнений по системе Станиславского» Эльвира Сарабьян приоткрывает нам завесу этих тайн.

И вот только некоторые фрагменты этой увлекательной книги:

  • Текст мгновенно «всплывает» в памяти, если принять позу, которая принималась в театре, в гриме и костюме…то есть необходимо войти в нужный образ. В общем, идею вы уловили!
  • Также книга наполнена всевозможными действенными советами, среди них и чтение материала вслух. И желательно только повторять ту часть, которая меньше всего поддаётся запоминанию. Не забывайте делать перерыв, отдыхать.
  • Обязательно тренируйте образные способности (есть такой даже метод «Мнемотехника (метод ассоциаций)» все о данной методике читайте на .

А теперь давайте поиграем в игру «Катена» для развития креативного мышления, описанную в книге Гарри Лорейн «Суперпамять» . Играть можно как одному, так и в компании. Правила очень просты. Возьмите любыми два слова. Необходимо взять их цепочкой слов-ассоциаций (то есть между словами должно быть хоть что-то общее, или же наоборот противоположное).

Пример: Часы и Облако .

Решение: Часы – Время – День – Солнце – Небо – Облако.

Придумывайте свои ассоциации, развивайте креативное мышление. И обязательно пройдите урок « » .

Возможно, вы уже слышали о « Методе Цицерона» или его еще называют «метод дорог» для запоминания последовательности слов. Чтобы воспользоваться методом, необходимо заранее подготовить «дорогу» (матрицу образов).

И суть его в следующем: вы должны взять первое слово и создать ассоциацию с первым образом вашей матрицы. И так с каждым словом. А процесс «вспоминания» слов будет работать на вас, когда вы мысленно воспроизведете образ, соответствующий данному слову.

Вот еще несколько действенных способов, позволяющих качественно, а главное быстро запомнить материал (будь то стих, роль или доклад):

  • Прочитав текст, выделите в нем основную, главную мысль
  • Читая текст, обращайте внимание на подробности
  • Проводите параллели с уже имеющимися у вас знаниями
  • Ставьте себе обязательно внутренние установки на запоминание — активно работайте как с собой, так и с текстом. Учите только с желанием
  • Небольшого объема тексты, эффективнее всего заучивать перед сном
  • Объемную (большую) информацию делите на части, не пытайтесь все освоить в один день
  • Связывайте запоминание материала с хорошо известными вам явлениями (музыкой, цветами, числами)
  • Стимулируйте себя, вознаграждайте свой труд (вкусным обедом, долгожданной покупкой)
  • Если вам предстоит запомнить иностранный текст, обязательно предварительно сделайте точный его перевод
  • Все сложное, старайтесь максимально упростить
  • Всесторонне используйте различные органы чувств
  • Старайтесь взглядом охватывать как можно больше слов (развивайте периферическое зрение). Для этого используются, в том числе .
  • Читайте, учите только на свежую голову
  • Работайте с текстом в комфортных условиях (хорошее освещение, отсутствие внешних раздражителей)
  • Высыпайтесь (тем самым вы значительно повысите производительность вашей памяти)

Есть еще один весьма эффективный метод быстрого запоминания текста – при помощи пиктограмм (то есть, прибегая к помощи графических образов). Принцип его точно такой же, как в методе дорог. Нарисованная вами картинка и есть способ быстрого воспроизведения нужных слов или предложений.

Вот и все на сегодня. Нагружайте свою память, ведь как говорил Наполеон I: « Голова без памяти - все равно, что крепость без гарнизона ». Если интересуетесь вопросами развития мышления более глобально — обратите внимание на курс .

Дорогие друзья, мы будем очень рады, если вы поделитесь с нами не только своими впечатлениями от материала, изложенного нашей командой, а самое главное, результатами своих усилий. Мы этим самым еще раз удостоверимся, что наш труд не напрасен. Оставляйте, пожалуйста, свои отзывы и комментарии в строке ниже.

Удачи вам и отличной памяти!

Дети идут в первый класс и на уроках чтения получают задание выучить стихотворение. С этого и начинаются проблемы многих ребят и родителей. Однако детям заучивание стихотворений дается легче, чем взрослым. Возможно ли хорошо и быстро выучить стихотворное произведение? Ну конечно же, да! О том, как легко выучить стих, расскажет данная статья.

Почему так необходимо время от времени учить стихи?

Проблема при изучении стихотворных произведений появляется, если ребенок не любит и не понимает, зачем их нужно учить. На самом деле стихотворения учить очень полезно и даже необходимо.

Во-первых, чтение таких произведений развивает память. Есть несколько способов улучшения памяти, но самый эффективный - это работа со стихотворениями. Во-вторых, такие рифмованные тексты развивают дикцию и речь.

Как можно легко выучить стих? Для того чтобы как можно быстрее запомнить текст, необходимо следовать следующим правилам:

  1. Остаться наедине с самим собой, выключить музыку, убрать все раздражающие вещи, исключить включенный телевизор, радио, телефон и другую технику. Нужны полная тишина и спокойствие.
  2. Относиться к работе позитивно, не раздражаться, если что-то не получается. Правильный настрой - это очень важно при изучении стихотворений.
  3. Замечательно, если вы уже знаете, какая память работает на вас: зрительная, память на слух или образная. Если вы до сих пор не заметили, какой тип памяти в приоритете, попытайтесь это выяснить. Книголюбы чаще всего обладают зрительной, меломаны - слуховой, а дизайнеры, художники и киноманы - образной. Используйте данные способы запоминания.
  4. Как легко выучить стих, когда времени осталось крайне мало? Необходимо избежать психологического давления, не думайте о том, что вы не успеете ничего сделать. Это отвлекает и сильно мешает учебе.

инструкция для быстрого заучивания текста

Как легко выучить большой стих? Существует специальный алгоритм заучивания трудных текстов:

  1. Прочитайте стихотворение очень внимательно. Попытайтесь понять его смысл. Прочитать его необходимо не только вслух, но и несколько раз про себя. При чтении вслух старайтесь жестикулировать, выделять запятые, восклицательные и вопросительные знаки интонацией. Вдумайтесь в суть текста.
  2. Проследите за последовательностью событий, описанных поэтом, или же последовательностью мыслей.
  3. Если память у вас образная или зрительная, запишите стих на листок. Как легко выучить стих, если память больше развита на слух? Найдите запись или прочитайте текст на диктофон. Слушайте и повторяйте.
  4. Учите стихотворения по строфам, после заучивания строфы закройте учебник и запишите ее на бумаге по памяти. Проделайте это с каждой последующей.

Другие способы заучивания

Как легко выучить стих другими способами?

  1. Написать на листке или несколько раз перепечатать строфу стихотворения и повторить вслух.
  2. Найти и определить связь между строфами, запомнить последовательность. Можно на листке составить план стихотворения по типу содержания.
  3. Определить, каким метром написано произведение, запомнить постановку ударений.
  4. Подчеркните в стихотворении ключевые фразы, которые раскрывают весь смысл строфы. Главное - при запоминании опираться именно на них.
  5. После того как вы выучили стихотворение, закрепить его нужно, прочитав несколько раз вслух.
  6. Знайте, что память лучше работает на свежую голову, то есть днем, вопреки распространенному мнению об обратном.

Многие подростки задумываются о том, как легко выучить стих. На самом деле, если следовать данным правилам и рекомендациям, любой текст, даже самый сложный, можно легко запомнить.

Каждый человек периодически сталкивается с необходимостью выучить материал различного содержания и объема. Кому-то это дается легко, но преобладающее число людей сталкивается с трудностями, не зная как быстро запоминать заданный объем текста.

Работа мозга человека до сих пор не изучена на 100%, мы знаем только то, что используем малую часть способностей мозга. Психологические процессы, происходящие в сознании человека, поддаются ежедневным тренировкам. Память и другие механизмы сознания можно развить до небывалых высот. Крепкая память позволит добиться успехов в любой области жизнедеятельности человека, понадобится в «бытовой» жизни, учебе, легко повысит интеллектуальные способности.

Чтобы выучить текст, художественного или научного содержания понадобятся постоянные тренировки памяти специально разработанными для этого упражнениями. Человеческая память делится на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и тактильную. Она представляет собой способность к запоминанию и хранению любых объемов информации.

Каждый вид памяти развивается у людей неодинаково. Кому-то легче запоминать текст, произнося его вслух, а у кого наоборот лучше усваивается после визуализации прочитанного. Поэтому важно понять, какой вид памяти развит лучше, чтобы использовать для заучивания в дальнейшем.

Одинаковую информацию можно выучить хорошо несколькими способами. Существует три способа как запомнить необходимый материал в короткие сроки.

  • Способ рационального запоминания;

Он основывается на использовании логической памяти. В процессе рационального запоминания происходит закрепление в сознании смысловой и логической связи материала с жизненным опытом. При рациональном запоминании происходит осознание прочитанного текста и легче воспринимается информация. Этот способ помогает запомнить материал наизусть, тренирует интеллектуальные способности и увеличивает знания.

  • Способ мнемотехнического запоминания;

Это самый интересный способ из трех. Он помогает запомнить не смысловую информацию, за счет переработки в образы и ассоциативную связь. Мнемотехническое запоминание основывается на полученном жизненном опыте, переводя текст в знакомые сознанию образы. Этот способ помогает запомнить большой объем материала, не несущего смысловою нагрузку. Это могут быть даты, номера телефонов, имена, адреса. Он помогает бороться с повседневной забывчивостью, увеличивая возможность механического запоминания происходящего.

  • Способ механического запоминания.

Этот способ подразумевает зазубривание материала. Он считается малоэффективным и трудно тренируемым, так как может в любой момент подвести, «выпав» из памяти. С возрастом способность к механическому запоминанию ухудшается.

Методики запоминания

Для быстрого усвоения текста используют разные методики запоминания. Один из самых эффективных метод вдумчивого чтения. Он хорошо подойдет для заучивания больших и маленьких объемов. Таким способом пользуются актеры, которым как никому другому важно знать как быстро выучить наизусть текст.

  • Сначала медленно и внимательно читаем текст, который необходимо запомнить. Лучше прочитать его вслух. При чтении необходимо понять главную идею текста, его основной сюжет, чтобы можно было быстрее запомнить.
  • Если объем материала большой разбиваем его на смысловые части. Каждую часть нужно выучить по отдельности, находя в них главные по смыслу слова или фразы. Это поможет в дальнейшем, восстановить весь текст по порядку.
  • После этого нужно переписать весь текст, вручную. Делать это надо не спеша, вникая в суть написанного.
  • После того как все будет переписано пересказываем что помним. Вспомнить надо мельчайшие детали, опираясь на ключевые слова. Если не удается вспомнить какой-то момент, лучше не подглядывать в записи, а постараться сделать это самостоятельно. Подсмотреть можно только в крайнем случае.
  • Далее, переписываем второй раз только то, что вспомнили без подсказок.
  • На последнем этапе еще раз внимательно перечитываем текст и пересказываем. Лучше сделать это перед сном.

Этот метод запоминания подходит для того, чтобы выучить текст дословно. Он поможет студентам, ученикам школы и всем кому нужно в короткое время знать как выучить большой объем информации. Таким способом пользуются актеры театра и кино, чтобы запомнить свои роли.

Уловки для быстрого запоминания

Есть еще несколько простых, но очень эффективных уловок для запоминания всего текста, основанных на нюансах работы нашего мозга. Для этого необходимо:

  • Выделять ярким маркером главные моменты в тексте;

Это позволит не отвлекаться на лишнюю часть текста. Актеры выделяют, таким образом, свои фразы в сценарии.

  • Спеть слова или текст;

Это нестандартный метод запоминания. Пропев материал, он лучше врежется в память и его можно быстрее вспомнить.

  • Читать нужно до тех пор, пока смысл не станет ясен полностью;

Очень важно прочувствовать на себе чувства и эмоции, если это художественная литература, которые испытывают герои.

  • После прочтения нужно задавать себе вопросы о содержимом;
  • Прочитать громко с выражением;
  • Написать текст другой рукой;

Если вы левша, напишите правой, если правша - левой. Этот хитрый способ заставит мозг потратить больше усилий на анализирование всего написанного материала.

  • Найти партнера для тренировки;

Актеры репетируют попарно, это помогает в работе. Можно также попросить знакомого человека проверить вас на знание всего материала. В компании учить наизусть интереснее и намного проще.

  • Запишите текст на диктофон;

Запишите текст на записывающее устройство и слушайте его в течение дня, выполняя при этом обычные дела или вовремя поездки. Это поможет запомнить объемный текст, не отвлекаясь от других дел и не теряя лишнего времени.

Память нужно постоянно тренировать. Запоминание информации состоит из ее кодирования и отправки в специальный отдел мозга для дальнейшего хранения. Если информация понадобится, то она легко вспомнится. Когда она длительное время не используется, мозг уберет ее за ненадобностью. Человеку присуще забывание, это происходит через определенное время. Это естественный механизм работы мозга и он помогает не перегружать мозг ненужной информацией и если она не используется, то со временем пропадает из памяти.