Творческий проект.doc - Творческий проект " Гжель- душа России". Проект «Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель Проект гжельская роспись

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Голышмановская СОШ №4
Творческий проект на тему:
« Гжель ­ душа России»
Объект проекта:
Авторы проекта:
ученицы 4а класса
Руководитель проекта:Осинцева Г.Н
Учитель начальных классов
1

« Гжель ­ душа России»
1.2.Актуальность выбора темы
Думаем, что наша тема очень актуальна. В наше время мы живём
в условиях все возрастающего потока информации, несущей
преимущественно западные идеалы: философские, нравственные,
эстетические. Мы мало знаем о русской культуре, её традициях.
Нарушена связь между поколениями, ребята не знают своих
предков, теряют свои корни. Поэтому мы хотим, что бы ребята больше
узнали о народном промысле, узнали о том, как важно сохранить связь
поколений. У нашей страны богатая русская культура.
Мы должны гордиться народными промыслами России.
4

1.3. Цели и задачи
Цель: разработать и выполнить набор гжельской посуды в технике
«Папье­маше».
Задачи:
1. Расширить представления о народном промысле «Гжель».
2. Пополнить свои знания о приёмах и особенностях работы в технике
«Папье­маше».
3. Совершенствовать своё умение выполнять изделие в технике «Папье­
маше».
4. Совершенствовать умение применять элементы гжельской росписи
для посуды.
5. Формировать навыка работы с разными источниками информации.
6. Получить опыт работы в группе.
5

2.2. Гжель­история появления народного промысла Гжель.
Гжель - довольно обширный район, расположенный в 60­ти км. от Москвы,
уже много лет производящий гжельский, то есть раскрашенный синим цветом
и узорным рисунком, фарфор.
Гжель более известна не как населенный пункт, а как изделия из фарфора.
Гжельская кухонная утварь, предметы интерьера, и даже сантехника "Гжель".
На данный момент насчитывается более 10000 видов изделий с гжельской
росписью, и более 10 крупных заводов, изготовляющих гжельскую посуду.
Первое упоминание о Гжели обнаружено в Духовной грамоте Ивана
Даниловича Калиты в 1328 году.
В завещании царя Ивана IV "Грозного" Гжель значится среди "государевых
дворцовых волостей".
Происхождение слова "Гжель" многие связывают по созвучию с глаголом
"жечь", то есть "обжигать глину".
Уникальные месторождения местных глин, выходящих на поверхность, дали
начало керамическому промыслу с тех пор, как здесь поселились люди.
7

За почти семивековую историю Гжели здесь происходило много событий и
перемен.
Среди множества изделий встречаются предметы культового, декоративного
характера, игрушки.
Интересно, что еще в стародавние времена, когда гжельский промысел только
зарождался, гжель была разноцветной. Посуда, фигурки людей и зверей
расписывались яркими красками: зелеными, желтыми, красными.
Разноцветная гжельская посуда ручного производства в те времена
использовалась везде: и в дворянских домах, и в крестьянских избах, и в
трактирах.
Типы гжельской продукции
Существует два основных типа:
Толстостенная гжель
Гжель более толстая, менее хрупкая, но в то же время менее изящная.
Тонкостенная гжель
Изящная, тонкая, звонкая гжель. Именно такая ассоциируется со всем
известной народной гжелью.
Майолика
Изделия из керамики, покрытые непрозрачной свинцово­оловянной глазурью,
раскрашенные огнеупорными красками.
Майолика, полуфаянс, фаянс, фарфор – для Гжели не просто термины, а
эпохи, в период которых каждый раз происходило рождение уникального
направления в керамике. И первым таким ярким явлением была Гжельская
майолика.
8

Большой интерес представляет и роспись на гжельских майоликовых
изделиях, не претендующая на изысканность, выполненная в манере, близкой
лубку.
Она отличается мастерством композиции и цветовой гармонией.
XVIII
В XIX в. получили распространение еще два вида художественной керамики ­
полуфаянс (его создавали только в Гжели) и тонкий фаянс. Искусство
полуфаянса явилось прямым продолжением гжельской майолики.
Изделия из полуфаянса имели белый черепок, однако он все еще оставался
толстым, его расписывали после обжига синей краской и поливали прозрачной
глазурью.
XIX век принес бурное развитие фаянсовой промышленности, развивавшейся
параллельно с производством полуфаянса в Гжели.
Изменилась технология фаянсового производства, иным стал художественный
образ нового керамического материала. В отличие от майолики и полуфаянса,
фаянс имел тонкий, белый, легкий черепок, покрытый прозрачной глазурью.
Он шел на изготовление, главным образом, столовой посуды.
Керамисту Афанасию Леонтьевичу Киселёву принадлежит изобретение
целого направления в гжельской керамики: надглазурная роспись золотистым
люстром – так называемого "бронзового товара".
Однако самое широкое распространение получил способ переводной печати,
изобретенный в Англии специально для этого вида керамики. Он оказался
наиболее экономичным, что было чрезвычайно важно для художественной
промышленности.
9

2.3. Современная гжель.
В советское время основное место стало принадлежать тонкому фаянсу.
Полуфаянс нашел продолжение в другом керамическом материале ­ он
вдохновил советских художников на создание гжельского фарфора,
сохранившего традиции полуфаянса и, в определенной мере, его
художественный образ. Майолика же в первоначальном смысле слова (с
цветным толстым черепком и росписью по необожженной эмали) уступила
место майолике современной (с белым черепком, политым цветными
глазурями).
Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков,
творчески их развивают и приумножают. В полусказочном мире, создаваемом
мастерами­керамистами нынешней Гжели, трудно провести четкую границу
между искусством прошлого и настоящего.
10

В преемственности традиций народных мастеров, верности им и находится
зерно успеха и популярности гжельской керамики в наше время.
История Гжели уходит в глубь веков, и ее народному искусству суждена
долгая жизнь, сегодня знаменитый народный промысел набирает новые силы.
В разные концы планеты улетают синие птицы Гжели, чтобы украшать быт
людей, воспитывать чувство прекрасного.
2.4. Секреты работы в технике «Папье ­маше»
Прежде чем приступить к изготовлению изделий мы познакомились с
техникой выполнения «папье­маше».
Папье­маше по­французски значит "жеванная бумага".
Вся премудрость техники папье­маше заключается в оклеивании какой­
нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев.
Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности.
А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не

11

Папье­маше изобрели в начале 16 века во Франции и использовали
первоначально для изготовления кукол.
Папье­маше в России стало популярно, вероятно, еще в эпоху Петра I.
К этому же времени относится расцвет производства изделий из папье­
маше в самых разных странах.
Из папье­маше изготавливаются различные бытовые и художественные
изделия, отличающиеся легкостью и прочностью:
игрушки, учебные пособия, муляжи, шкатулки, вазы и др.
окраска,
роспись,
лакировка
Существует три технологии изготовления изделий из папье маше.
1 способ
Изготовление папье­маше из бумаги
Изделие послойно склеивается на модели из маленьких кусочков бумаги
на заранее приготовленной модели.
Очень хорошо для таких целей подходит обойный клей. Разводить его
надо, следуя указаниям на коробке.
12

Бумага: 2 вида (белая и газетная)
Рвем газету и бумагу на небольшие кусочки разной формы, размером
приблизительно 2 x 2 см.
Оклейте форму несколькими слоями бумаги:
2 слоя «водяных»
4­5 слоев «клеевых
2 способ
Изделия формируются из жидкой бумажной массы
1. Порвите бумагу на небольшие кусочки и как следует сомните, Сложите
бумагу в лоток, залейте водой и оставьте на некоторое время.
2. После того как бумага размокнет, слейте лишнюю воду. Хорошо
перемешайте.
. 3. Смешайте получившуюся "кашицу" с клеем в пропорции 2 части бумажной
массы на 1 часть клея. Вымесите массу как тесто.
4. Заверните бумажное "тесто" в марлю и немного отожмите. По пластичности
масса должна напоминать глину.
2.5. Выбор материала
Схема выбора материала
13

Посуда (основа для
изделия»
Клей буровой
Бумага белая
и газетная
Набор гжельской
посуды
Водоэмульсионная краска
Краски (гуашь)
Основным материалом для изготовления набора посуды будет бумага, а
техника, которую мы выбрали это «папье­маше».
Эта техника позволяет выполнить изделие любой формы и не требует много
затрат. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности.
А в результате можно создать замечательные произведения, что вы не
пожалеете потраченного времени.
Получаемые изделия обрабатываются различными способами:
окраска,
роспись,
лакировка
Изделия долговечны.
Экологичны.
Образцы дополнительного материала:
14

Кроме «папье­маше», нам понадобиться и дополнительный материал
для завершения изделий.
Краски гуашь.
2.6 Выбор инструментов и приспособлений
15

Для выполнения изделий нам понадобятся не сложные инструменты и
приспособления.
Инструменты и приспособления
1. Клей буровой
2. Вода
3. Тарелочка
4. Кисточки
5. Краски
6. Ножницы
7. Бумага белая и газетная.
16

3. Технологическая часть
Изучив теоретическую часть проекта, мы приступаем к практической части­
изготовлению набора гжельской посуды.

1.
2
3
3.1. Технологическая карта
Изготовление набора гжельской посуды.
Технологические операции
Эскизы, чертежи, рисунки
Выбор изделия (селёдница и поднос)
Рвем газету и бумагу на небольшие
кусочки разной формы, размером
приблизительно 2 x 2 см.
Оклеиваем форму несколькими слоями
бумаги:
2 слоя «водяных»
4­5 слоев «клеевых
4.
Грунтуем изделие водоэмульсионной
краской, ждём пока высохнет
5. Разрабатываем эскиз для росписи изделий
6.
17

Расписываем изделия в технике гжельской
росписи
18

4. Экономический расчёт
Себестоимость изделия состоит из затрат на материалы. Набор декоративной
гжельской посуды мы сделали как наглядное пособие для кабинета
изобразительного искусства.
Экономический расчёт стоимости набора
№ Наименование материала
Количество
Цена за
единицу(руб)
Стоимость
(руб)
1
2
3
4
5
Бумага (писчая)
Бумага (газетная)
Гуашевая краска
Водоэмульсионная краска
Клей буровой
50 листов
4 штуки
1/10
1/10
1/10
20 коп
­
55
55
40
10
­
15
15
4
Мы рассчитали стоимость нашего набора, составила: 44 рубля.
Мы считаем, что это гораздо дешевле купленного набора в магазине.
Работа нам не показалась трудоёмкой, работать в группе гораздо интересней и
легче, чем одному. Особенно важно, что начали мы работать над этим
проектом ещё в ноябре месяце 2013года. Всё было постепенно. Как мы
запланировали.

История возникновения народного промысла История возникновения Гжели.Гжель - это название подмосковного региона, который находится в 60 километрах от Москвы. Со словом «гжель» ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика очень известны. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Уже в XIV – XV веках гжельцы делали из глины посуду и покрывали ангобом. А еще маленькие фигурки животных и человечков. Почему появился в этой местности керамический промысел?Во - первых, хотя и сеяли тут крестьяне рожь, овес, гречиху, просо, но урожаи были скудные. Поэтому гжельцы и говорили: « Не землей мы кормимся: глина наша - золото!» Во-вторых - большие залежи высококачественных глин. Многоцветная ранняя керамика.В – третьих – наличие дровяного топлива для обжига было здесь в достатке. Поначалу занимались кирпичным производством, делали и трубы и изразцы. Но потом перешли на изготовление глиняной посуды, игрушек. И постепенно здесь развивалась целая крестьянская промышленность – майоликовая, фаянсовая, фарфоровая, снабжавшая в XVIII- начале XIX века даже царский стол. Продукция Гжели – квасники, кумганы, кувшины, блюда, тарелки, вазы, чайники.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект по изобразительному искусству, в 5 классе, на тему: " Творческий проект на тему: "декоративно-прикладное искусство. роспись тарелки в технике гжель".»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя образовательная школа № 39

Красноармейского района

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

« ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.РОСПИСЬ ТАРЕЛКИ

В ТЕХНИКЕ ГЖЕЛЬ»

Выполнила ученица

МБОУ СОШ № 39

5 «г» класса

Лебедева Елизавета

(Учитель Жукова И.М.)

Хутор Трудобеликовский

История возникновения народного промысла

История возникновения Гжели.Гжель - это название подмосковного региона, который находится в 60 километрах от Москвы. Со словом «гжель» ассоциируется красота и гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика очень известны. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей.

Уже в XIV – XV веках гжельцы делали из глины посуду и покрывали ангобом. А еще маленькие фигурки животных и человечков. Почему появился в этой местности керамический промысел?Во - первых, хотя и сеяли тут крестьяне рожь, овес, гречиху, просо, но урожаи были скудные. Поэтому гжельцы и говорили: « Не землей мы кормимся: глина наша - золото!» Во-вторых - большие залежи высококачественных глин. Многоцветная ранняя керамика.В – третьих – наличие дровяного топлива для обжига было здесь в достатке. Поначалу занимались кирпичным производством, делали и трубы и изразцы. Но потом перешли на изготовление глиняной посуды, игрушек. И постепенно здесь развивалась целая крестьянская промышленность – майоликовая, фаянсовая, фарфоровая, снабжавшая в XVIII- начале XIX века даже царский стол. Продукция Гжели – квасники, кумганы, кувшины, блюда, тарелки, вазы, чайники.

Поначалу колорит строился на пятицветии: белый фон акцентировал звучание лилового, зеленого, желтого и синего. Позже появился, хоть и в подражание Англии, а все равно глубоко русский, бело – голубой полуфаянс с цветами, выполненными, кажется, одним виртуозным мазком!. Ученые делят историю крестьянского гончарства Гжели на три этапа. Первый относится к 1770 -1790 г., когда в Москве появился первый русский керамический завод Афанасия Гребенщикова.Выпускал он художественную майолику – изделие из цветной глины, покрытой непрозрачной глазурью. Отработав срок договора, крестьяне возвращались домой и у себя в землянках тоже делали майоликовую посуду, расписывая их эмалевыми красками. Причудливые кувшины и кумганы, усаженные забавными лепными фигурками шли нарасхват. Новый расцвет начинается с 1840 г, когда в гжельской округе сосредоточилась половина фарфоровых предприятий России. К этому времени мастера изобрели полуфаянс, который покрывали прозрачной бесцветной глазурью

Роспись могла быть под и надглазурной, но наносилась всегда синей краской – кобальтом Эта роспись: синие цветы, синие листья, нежно - голубые бутоны!.. Кажется, далековато от натуральной природы. Но разве думаешь об этом, когда перед тобой настоящий поэтический мир! Особенностью произведений Гжели является их художественная форма, которая « синтетически соединена с живописными и скульптурными украшениями » Третий период – время после Великой Отечественной войны.Начало подлинного возрождения Гжели связано с именами историка искусствоведа А. Б. Салтыкова и художницы Н. Б. Бессарабовой. Салтыков борется за возрождение творческих традиций промысла. Основой Возрождения стало наследие гжельской майолики XVIII в и полуфаянса XIX века. Роспись была принята одноцветная, подглазурная(кобальтом). Именно такой Гжель мы и знаем. В 1972 г было образовано Объединение « Гжель ». Мастеров готовят в прямом смысле с детского сада, где детей приобщают к искусству. После школы можно поступить в Гжельский колледж. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. Помимо посуды и мелкой пластики, Объединение выпускает каминную плитку, около 20 видов различных часов, телефонные аппараты, люстры (15 видов). Все производства расположены в радиусе 5-7 км. 10% изделий идет на экспорт: в Германию, Англию, Америку. Налаживаются связи с Финляндией, Турцией, Болгарией, Францией.

СовременнаяГжель

В 1972 г было образовано Объединение « Гжель ». Мастеров готовят в прямом смысле с детского сада, где детей приобщают к искусству. После школы можно поступить в Гжельский колледж. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. Помимо посуды и мелкой пластики, Объединение выпускает каминную плитку, около 20 видов различных часов, телефонные аппараты, люстры (15 видов). Все производства расположены в радиусе 5-7 км. 10% изделий идет на экспорт: в Германию, Англию, Америку. Налаживаются связи с Финляндией, Турцией, Болгарией, Францией.Современная технология Строится так: формовка (литье в гипсовых формах), сушка, ручной осмотр на трещи - ны обжиг, роспись. Создание гжельских изделий – это труд множества людей: мастеров – технологов, скульпторов, литейщиков, художников. На палитре гжельских мастеров более 20 оттенков. Рисунок выполняют по форме предмета. У каждого мастера свой почерк, свой стиль росписи. А какие неповторимые цветы! У кого - то полураспустившийся Бутон, у кого - то пышная роза или мак, у кого - то изящный клеверок. И еще сюжеты про Синих птиц, Полканов, Русалок, Котов - Баюнов, птиц Сиринов, Чудо - Юдо, который Кит, и любимая гжельская роза. Роспись выполнена, затем изделие опускают в таз, в глазурь, до самого дна. Считают до 10, вынимают и держат еще несколько минут над поверхностью. Все чудеса происходят при окончательном обжиге при 1350 градусов - так глазурь становится прозрачной, как стекло, а кобальт меняет свой цвет.

Подготовка тарелки под роспись

Я хочу рассказать, как я расписала тарелку причудливыми узорами голубой гжели. Мне очень понравилась посуда, расписанная гжельскими мастерами. И я захотела, чтобы и у меня была такая же тарелочка, с волшебными сине-голубыми цветами. Вначале я купила обыкновенную чисто- белую тарелку. Затем нарисовала эскиз росписи тарелки, подобрав красивые цветы, листья, завиточки. Раскрасила эскиз гуашью.

Роспись тарелки

    Обезжирить тарелку любым раствором.

    Нанесла узор с эскиза простым карандашом на тарелку.

    На палитре развела синюю краску, того оттенка, какой на эскизе. Мазками наношу краску на цветы и листья. Если цвет нужен более светлый- добавляю в синий белила. Работаю кистью № 3, 5.

    Если не получился какой- либо элемент узора, его можно убрать влажной салфеткой или ваткой, а затем расписывать дальше.

    Когда роспись полностью выполнена приступаю к прописыванию мелких деталей более тёмным цветом. Кисть при этом использую тонкую (№ 1).

Узор расписывать лучше с середины, а затем расписывать ободок тарелки. Для ободка тарелки можно использовать золотую краску, как это делали гжельские мастера. Наконец моя тарелка готова! Получилось очень красиво!

Самооценка работы

Выполнение работы способствует совершенствованию моих способностей в проектном творчестве, которое развивает мышление, художественный вкус, чувство цвета и ритма узора.

Задуманный мною проект выполнен. Получилась красивая тарелка, которую можно подарить маме или бабушке на День Матери, или на 8 Марта.

Что нужно для проекта.

Фарфоровая тарелка, гуашь, палитра, кисти № 1,3,5; салфетка, эскиз готовой росписи.


Тема: Сказочная Гжель Сине – голубые розы, листья, птицы. Увидев вас впервые, Каждый удивится. Чудо на фарфоре- Синяя купель. Это называется Просто роспись … ГЖЕЛЬ Сине – голубые розы, листья, птицы. Увидев вас впервые, Каждый удивится. Чудо на фарфоре- Синяя купель. Это называется Просто роспись … ГЖЕЛЬ


Цели проекта: Познакомить с росписью Гжель, её характерными особенностями, элементами росписи, применением её в современном мире. Задачи: 1. Обучить умению выделять и анализировать характерные средства художественной выразительности в работе народных мастеров. 2. Научить расписывать предметы быта в традициях гжельских мастеров. 3. Воспитать чувства гордости и уважения к творчеству народных мастеров.


Методы выполнения проекта Информационная поддержка Поисковый метод Метод графической коммуникации Вербальный Межпредметные связи: МХК, литература, история Информационная поддержка Поисковый метод Метод графической коммуникации Вербальный Межпредметные связи: МХК, литература, история




Исследовательский этап В проекте на основе проведенных исследований, поиска литературы и информации в интернете, просмотра иллюстраций, у учащихся формируется представление о хохломском народном промысле. В ходе самостоятельной работы ребята знакомятся с иллюстративным материалом по теме исследования. В проекте на основе проведенных исследований, поиска литературы и информации в интернете, просмотра иллюстраций, у учащихся формируется представление о хохломском народном промысле. В ходе самостоятельной работы ребята знакомятся с иллюстративным материалом по теме исследования.


Погружение в проблему 1. Что мы узнали об истории возникновения промысла? Почему роспись некоторых предметов быта называют «гжель»? 2. Чем отличаются приёмы письма кистью травного хохломского орнамента от гжельской росписи? 3. Какую роль играет декоративно-прикладное искусство в жизни человека?


Исследовательский этап Легенда о гжели: В самом центре России, в живописном подмосковном регионе (Раменский район) производят фарфор с нарядной синей росписью и многоцветной майоликой. Гжель это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь она зарождалась, и здесь проявились ее высшие достижения, как наглядный образец наследия народного искусства. Со второй половины XVIII века она прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В конце ХVIII и начале XIX века наметился постепенный переход от многоцветной росписи, характерной для майолики, к одноцветной, подглазурной. Легенда о гжели: В самом центре России, в живописном подмосковном регионе (Раменский район) производят фарфор с нарядной синей росписью и многоцветной майоликой. Гжель это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь она зарождалась, и здесь проявились ее высшие достижения, как наглядный образец наследия народного искусства. Со второй половины XVIII века она прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В конце ХVIII и начале XIX века наметился постепенный переход от многоцветной росписи, характерной для майолики, к одноцветной, подглазурной.


Из истории В истории развития гжельского ремесла были и периоды глубокого кризиса, это конец XIX и начало XX века. Тогда казалось, что гжельское искусство погибло навсегда. И только в послевоенные годы, усилиями энтузиастов продолжилось возрождение творческих традиций промысла и уже к началу 80-х годов ХХ века, фарфор Гжели получает признание у нас в стране и за рубежом. В настоящее время, изделия из гжельской керамики производят на шести современных производствах в Объединении «Гжель», где работают полторы тысячи человек высококвалифицированного персонала. Четыре цеха объединения производят фарфор, два майолику. Сейчас можно сказать, что декоративно-прикладное искусство гжели прошло проверку временем, осталось востребованным и выполняет художественные требования сегодняшнего дня. В истории развития гжельского ремесла были и периоды глубокого кризиса, это конец XIX и начало XX века. Тогда казалось, что гжельское искусство погибло навсегда. И только в послевоенные годы, усилиями энтузиастов продолжилось возрождение творческих традиций промысла и уже к началу 80-х годов ХХ века, фарфор Гжели получает признание у нас в стране и за рубежом. В настоящее время, изделия из гжельской керамики производят на шести современных производствах в Объединении «Гжель», где работают полторы тысячи человек высококвалифицированного персонала. Четыре цеха объединения производят фарфор, два майолику. Сейчас можно сказать, что декоративно-прикладное искусство гжели прошло проверку временем, осталось востребованным и выполняет художественные требования сегодняшнего дня.



Литература Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А.Неменская; под редакцией Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, – 175 с.: ил. Ресурсы интернета

Исследовательский проект «Гжель. Чайный сервиз»

ученица 4 класса

МБОУ «Семецкая СОШ»

Тишкина Юлия

Руководитель: Елисеенко Елена Анатольевна.


  • Мой папа часто делает из дерева различные изделия: посуду, игрушки, животных, птиц. А затем он их расписывает красками и получается очень красиво. Я люблю наблюдать за его работой. Особенно меня привлекает роспись уже готовых изделий.

Мой папа Тишкин Владимир Ильич демонстрирует свои работы.

Это я и мой папа с его удивительными изделиями из дерева.


Одна из любимых работ – царевна Лебедь.

Царевна Лебедь


Игрушки из дерева: колобок, попугай и солнышко.

Колобок, попугай и солнышко.


Весёлый попугай.

Попугай Кеша


Лебедь с лебёдушкой и уточка (сделаны из дерева).

Пара белых лебеди и утка.


Лебёдушка

Лебёдушка


Уточка расписана в стиле хохломской росписи.


  • Однажды мне в голову пришла такая мысль: а как папа это делает? Почему он подбирает для росписи именно такие краски?
  • В результате возникла тема моего исследования: «Народные росписи». Но я ещё не знала, какая роспись мне более интересна.
  • Но после наблюдений я поняла, что больше привлекает меня роспись посуды в бело-синих тонах, то есть Гжель.

  • Как расписывали гжельскую посуду?
  • Из какого материала её изготавливали?
  • В каком районе России развивался этот промысел?
  • Какие цвета использовали Мастера при росписи посуды?
  • Только ли посуду расписывали гжельские мастера?

  • Описать искусство Гжели
  • Доказать, что я тоже смогу изготовить посуду и расписать её в бело-синих тонах Гжели

Объект исследования: народное искусство - Гжель.

  • Предмет исследования – посуда.

Методы исследования:


Моё предположение

  • Я считаю, что этот промысел очень старинный. Им занимались великие мастера, которые достигли высоких результатов в своём деле.
  • Этот промысел развивается и сегодня, так как в магазинах можно купить такие же изделия, которые хранятся в музеях.
  • Я думаю, что тоже смогу сделать посуду и расписать её, как гжельские мастера.

  • Гжель – это название живописного подмосковного региона, в 60 км от Москвы.
  • Гжель известна массовым производством керамической посуды, игрушек и статуэток.
  • Слово «гжель» сегодня невероятно популярно. Это красота гармонии, сказка и быль.
  • Фарфор с нарядной синей росписью известен теперь не только в России, но и далеко за её пределами.
  • Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное.

Элементы росписи

Традиционная роспись – выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесённые быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива.


Моё изделие «Чайный сервиз»

  • Я решила сделать чайный сервиз из папье-маше и расписать его в бело-синих тонах, как гжель.

Чайный сервиз


Хозяйка ждёт гостей!

Приятного чаепития!


Приглашаю всех на чай!

Ждём в гости!


А вот и гости пришли. Приятного чаепития!

Ах, как вкусно!


Результат исследования

Моя гипотеза полностью подтвердилась.

У меня получился отличный чайный сервиз.


Её трава шелковая,

Её цветы весенние –

И мастерство волшебное

Достойно восхищения.

Из этой чашки с розами.

Ты выпей чудный чай.

Гостей на праздник радостный

Сердечнее встречай.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей

Дошкольного и младшего школьного возраста

«Бушевецкая общеобразовательная начальная школадетский сад»

«Искусство гжели»

Подготовили ученики 2 и 4 класса

Руководитель – учитель Федорова Л.З.

Бологое 2014 год

Цель : Знакомство учащихся с гжельской росписью.
Задачи :
Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – «Гжельская керамика»

Развивать навыки составления декоративной композиции, работы открытым мазком без предварительного рисунка.

Воспитывать интерес к народным промыслам.

Незатейливый узор из оттенков краски,
Глина белая, фарфор – атрибуты сказки!
Словно детская рука на кусочках глины
Рисовала в три мазка синие картины.
Чашек круглые бока расписав в колечки,
В лепестки и облака – изразцы для печки,
Голубые кружева, кобальтовый иней,
Будто вьюга намела завитушки линий.
Налепила для игры синие фигурки,
Для забавы детворы - зайцев и свистульки.
Скрыта в лёгкости мазка тайна чудо-глины.
На Руси живёт века промысел старинный .

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по родной стране. Ваш багаж для путешествия – кисти и краски. Занимайте свои места. Мы скоро отправляемся!

Дети занимают места .

И так, в путь!

Мы с вами держим путь в старинный город мастеров . Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области, 60 км от Москвы. Здесь и сейчас располагаются богатейшие залежи глин. Своё название деревня получила от слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь».

История гжельской росписи.

Самое древнее упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 года. Позднее Гжель упоминается в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного в 1572-1578 годах.

Начиналось всё с глины. Сама природа одарила эту местность: здесь находится Гжельско-Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин. Это под землей, а на её поверхности раскинулись маленькие деревушки и сёла. А много ли нашему рукастому народу надо – глина есть, руки есть – вот и славно!

Широкая добыча разных сортов глины велась в Гжели с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ "во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам". В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу "для алхимической посуды".

До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву.

Кроме посуды, в Гжели делали игрушки в виде птиц и зверей, декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном, гжельском стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.

К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду..

Вторая четверть XIX века - период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.

C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.

Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.

Многие работы гжели неповторимы и сюжет зависит именно от мастера и его мастерства, и конечно выполняются вручную, поэтому точно такую же не найти.

"Жили – были в селе Гжель, что под Москвой, гончары - умелые, искусные мастера. Добывали они белую глину и делали из нее посуду. Однажды заглянула в окно к гончару Зима, да и ахнула: стоит посуда белая блестящая тонкая, аж светится. Целых три месяца наблюдала Зима за работой умельцев и решила забрать их с собой. Отказались мастера. Обозлилась Зима, завьюжила, дохнула холодом небывалым. Покрылась посуда инеем. А гончары растопили печи пожарче да посмеиваются над Зимушкой. А посуда оттаяла, и появились на ней рисунки невиданные: синие бутоны и распустившиеся розы, голубые листочки с серебристыми прожилками, а вот кисть смородины и рядом – фиолетовый одуванчик и паутинка с капелькой росы." (автор не известен) Кто из нас не любовался сказочным сине-белым фарфором? Гжельский фарфор является исконно русским искусством, завоевавшим огромную популярность не только на территории России, но и за границей. Красота и оригинальность, романтичность и нежность - всё это сочетается в узоре гжельских мастеров. А ещё гжель называют искусством русской зимы, русская зима и в узорах и расцветке так схожа с ней.

Учитель:

- У гжельского фарфора есть одна особенность, которая помогает отличать его от любой другой посуды. Определить ее вам помогут ваши волшебные билет. Посмотрите на их цвет, вспомните фотографии изделий Гжели и скажите мне – в чем эта особенность?

Дети:

- Узоры выполнены синей краской.

- На Руси издавна любили синий цвет. Как вы думаете, почему?

- (ответы детей).

- Россия – страна синих рек и озер. В лесах и на лугах – россыпи синих и голубых цветов. Небо над головой – синее-синее.

- Синий цвет – символ мечты и счастья (синяя птица счастья). Этот цвет часто упоминается в фольклорных произведениях – частушках, поговорках, сказках. Вы дома должны были подобрать примеры из русского фольклора с упоминанием синего цвета.

Ответы детей

- («собираю разбираю васильковые цветы», «за синие горы», «синий лен» и пр.).

Виды росписи.

Гжельская роспись делится на три вида:

1. Главная - растительная роспись – это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Форма у них немножко условна.

2. Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики». С помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор». Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистых линий, или кругов на дне тарелки.

3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т.п. Это персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т.п.

Главный секрет - это мазки. Мазок – это родовая примета Гжели.

Главный приём – правильное соотношение синего и белого или сочетание «белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба».

Другое правило – каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки цветка получаются либо чёткими, либо мягкими «размытыми». Так рисуются многолепестковые цветки. После обжига цветок становится васильково-синего цвета.

«Мазок с тенями». Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка.

В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.

Птица – один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в разных позах, стоящими ли сидящими, клюющими и порхающими, редко можно найти пейзаж, на котором бы не были изображены птицы.

Творческое задание на составление орнамента с соблюдением законов композиции .

Мы с вами достаточно погостили в Гжели. Пора в обратный путь. Но из поездок не возвращаются с пустыми руками. Вы тоже приобретете здесь сувениры – белоснежные гжельские кумганы (кувшины). Но это лишь заготовки. Вы дома самостоятельно украсите их орнаментом, пользуясь приемами кистевого письма и законами составления композиции .

А потом мы сделаем выставку с вашими работами.