Самые крупные порты мира. Где находится крупнейший порт мира? Рейтинг и интересные факты о морских портах

Американская Ассоциация Портовых Властей (American Association of Port Authorities - ААРА) с 2008 года публикует данные о грузообороте крупнейших портов мира . На основании этих данных в текущей статье отражено изменение грузооборота ТОП-100 портов за обозримый период: 2008-2015.

Сокращения, принятые в материале: МТ – метрические тонны, ФТ - фрахтовые, РТ - регистровые тонны.

Стоит иметь в виду, что рейтинги, основанные на тоннаже (МТ, ФТ, РТ), следует интерпретировать с осторожностью, поскольку эти меры (МТ, ФТ, РТ) напрямую не сопоставимы и не могут быть преобразованы в единую стандартизованную единицу.

Надо отметить, что цифры для России вызывают некоторое недоумение. Поскольку грузооборот торгового порта Новороссийска (по данным годового отчёта ОАО «Новороссийский МТП») составил в 2015 – 127,1 млн. т, Усть-Луги – 87,9 млн. т, Восточного – 65,2 млн.т. ААРА считает, что гораздо меньше – 73,3 млн. т в порту Новороссийска, 17,785 млн. т – Восточного. Данных по Усть-Луге нет вообще.

Данные ААРА по портам Приморска и Санкт-Петербурга за 2015 у ААРА и «Новороссийского МТП» совпадают.

В таблицу включены по трём российским портам данные ОАО «Новороссийский МТП», поскольку информация ААРА по Восточному, Усть-Луге и Новороссийску вызывает сомнение. Хотя в источниках ААРА заявлены интернет-сайты портов. Странно, что наблюдается такое расхождение от факта.

Таблица – ТОП-100 портов мира по грузообороту в 2008-2015 г.г., тыс. тонн.

Порт

Страна

Ед. изм.**

Изм. 2008-2015

Изм. %

Сингапур

Сингапур

Гуанчжоу

Роттердам

Нидерланды

Порт-Хедленд

Австралия

Тянцзинь

Юж. Корея

Юж. Корея

Циньхуандао

Порт Южной Луизианы

Порт-Келанг

Малайзия

Антверпен

Сямынь (Амой)

Шэньчжэнь

Юж. Корея

Австралия

Ньюкастл

Австралия

Юж. Корея

Итаки (Сан-Луис)

Бразилия

Ванкувер

Германия

Бразилия

Танджунг-Пелепас

Малайзия

Новороссийск (данные НМТП)

Бразилия

Хей-Пойнт

Австралия

Иокогама

Бразилия

Гладстон

Австралия

Ричардс-Бей

Китакюсю

Амстердам

Нидерланды

Сайгон (Хошимин)

Альхесирас

Усть-Луга (нет у ААРА)

Новый Орлеан

Корпус-Кристи

Лаем Чабанг

Германия

Новороссийск (данные ААРА)

Эль-Джубайль

Сауд. Аравия

Салданья-Бей

Валенсия

Юж. Корея

Бендер-Аббас

Восточный (нет в ТОП-100 ААРА)

Сауд. Аравия

Вишакхапатнам

Джавахарлал Неру Порт

Батон-Руж

Приморск

Филиппины

Констанца

Читтагонг

Бангладеш

Лос-Анджелес

Сауд. Аравия

Мобил (Алабама)

Вирджиния

Санкт-Петербург

Лейк-Чарльз

Ченнаи (Мадрас)

Юж. Корея

Калькутта

Пакистан

Александрия

Сан-Себастьян

Бразилия

Танджунг Приок (Джакарта)

Индонезия

Порт Плакеминз

Барселона

Малайзия

Бендер-Хомейни

Норвегия

Порт Паранагуа

Бразилия

*2009 г.

** МТ – метрические тонны, ФТ - фрахтовые, РТ - регистровые тонны

Порты из ТОП-100 расположены в:

США – 13 портов;

Китай – 10 портов;

Япония – 7 портов;

Южная Корея – 6 портов;

Бразилия – 6 портов;

Индия – 6 портов;

Россия – 5 портов;

Австралия – 5 портов;

Малайзия – 3 порта;

Франция – 3 порта;

Испания – 3 порта;

Саудовская Аравия – 3 порта;

Турция – 3 порта;

В остальных странах по 2 порта и менее из ТОП-100.

Из ТОП-10 6 портов – китайские. И по одному находится в Сингапуре, Нидерландах, Австралии и Южной Корее.

Новороссийск (по данным НМТП) занимает 32 место в ТОП-100, обгоняя такие известные порты, как порт Нью-Йорка или Амстердама. Усть-Луга (займёт 46 место по данным НМТП) соответствует объёмам грузооборота Токио или Марселя.

Самый значительный прирост (+1200%) в 2008-2015 г.г. отмечен в грузообороте порта Усть-Луги. Самый большой провал: порты Пхохан (Корея) и Гаосюн (Тайвань) – (минус) 24% каждый.

(картинка кликабельна)

Крупнейшие порты мира по контейнерообороту ныне располагаются в Китае - главной «мастерской мира», именно отсюда и генерируется поток грузов, распределяемый на весь мир.

Шанхай

По итогам 2015 года порт Шанхай окончательно обогнал Сингапур и утвердился на первом месте по грузообороту (646,5 млн тонн) и контейнерообороту (36,5 млн TEU). Располагается в непосредственной близости от главного китайского мегаполиса. Помочь занять первое место в мире по обороту порту Шанхая помог введенный в начале XXI века порт Яншань - глубоководная часть шанхайской гавани.

Сингапур

Порт Сингапура уступил первенство Шанхаю, однако занимает второе место по обороту в мире. В отличие от остальных гаваней первой десятки мировых портов Сингапур не генерирует грузы, а является перевалочной базой на пути грузов из Китая и стран Юго-Восточной Азии в другие страны.

Сингапур связан с 600-ми портами в 120 странах мира. Добиться этого удалось благодаря тому, что порт обладает выгоднейшим географическим положением, располагаясь на стыке Тихого и Индийского океанов. По итогам 2015 года порт обработал 30,9 млн TEU.

Шэньчжэнь

Несмотря на свою молодость (город был основан лишь в 1979 году) порт Шэньчжэня ныне занимает третье место в мире по грузообороту (24,1 млн TEU). Достичь таких результатов Шэньчжэнь смог из-за того, что он главный порт дельты Жемчужной реки - самого динамично развивающегося региона мира с населением около 80 млн человек.

Кроме Шэньчжэня в этот регион входят крупнейшие китайские мегаполисы: Гуанчжоу, Гонконг, Дунгуань, Фошань, а также Макао.

Весь этот сверхрегион обслуживается множеством портов, некоторые из которых также входят в десятку важнейших в мире, однако Шэньчжэнь - самый крупный из них.

Нинбо-Чжоушань

Порт Нинбо-Чжоушань также расположен на тихоокеанском побережье Китая и обслуживает центральную часть страны. Это один из самых загрязненных портов мира, состоит из 191 причала, нефтяного терминала, а также причала по перегрузке железной руды. Контейнерооборот составляет около 20,6 млн TEU.

В 2015 году порт Гонконга обработал грузов на 20,1 млн TEU, падение грузооборота за год составило 9,5%. Причиной этого стало то, что основной поток грузов Южного Китая и дельты Жемчужной реки перенаправляется на Шэньчжэнь и Гуанчжоу.

Также в десятку крупнейших портов Азии вошли:

Пусан, Южная Корея (19,5 млн TEU);Гуанчжоу, Китай (17,6 млн TEU);Циндао, Китай (17,3 млн TEU);Дубай, ОАЭ (15,6 млн TEU);Тяньцзинь, Китай (14 млн TEU).

Крупнейшие порты Европы давно уже уступили пальму первенства азиатским и частично американским портам. Однако и сейчас на Европейском континенте располагается один из крупнейших портов мира, а развитая континентальная речная сеть позволяет иметь крупные речные порты.

Грузовые ворота в море

Главными морскими портами Европейского континента являются:

Роттердам, Нидерланды - некогда крупнейший порт мира, сейчас занимает 11-е место в мире (12,2 млн TEU). Порт стал развиваться во второй половине XIX века после разработки Рурского угольного бассейна, таким образом Роттердам стал перевалочной базой по перевозке угля из Германии в страны континента.

Несмотря на то, что в мировом масштабе он выпал из десятки крупнейших, порт Роттердама остается самым крупным в Европе.

Общая площадь роттердамского порта составляет 105 км², а вдоль побережья Северного моря он вытянут на 40 км.

Антверпен, Бельгия, занимает второе место по грузообороту в Европе (9,6 млн TEU). Порт Антверпена, по своей площади превышающий сам город в 4 раза, несколько веков был крупнейшим портом Европы, принимающим грузы со всего мира и, в первую очередь, из Америки. Ныне порт, прозванный «супермаркетом Европы», занимает второе место на континенте.

Несмотря на то, что Антверпен носит звание морского порта, он расположен на реке и прямого выхода к Северному морю не имеет.

Гамбург - главный немецкий порт и третий на всем континенте (8,8 млн TEU). Гамбургский порт именуется «Воротами Германии к миру» и является одной из главных городских достопримечательностей.

Сам порт расположен в устье реки Эльбы примерно в 100 км от морского побережья, но издавна считается именно морским портом. Еще в средневековье он входил в Ганзейский союз, а нынешнее официальное название города - Вольный и ганзейский город Гамбург, и все эти титулы связаны с городским портом.

Порт Бремерхафен, что означает буквально «Бременская гавань» - это порт на побережье Северного моря в Германии. Четвертый по размеру порт Европы (5,5 млн TEU).

В Германии можно провести незабываемый отпуск. Читайте тут обо всех важных аспектах отдыха в этой стране.

Валенсия, Испания, занимает пятое место среди крупнейших портов Европы. Расположенный на западном побережье Испании порт обработал в 2015 грузов на 4,6 млн TEU.

Крупнейшими портами севера Европы являются Роттердам, Антверпен, Гамбург и Бремерхафен. На средиземноморском побережье юга Европы выделяются: Валенсия, Альхесирас, Барселона (Испания), Триест и Джоя-Тауро (Италия), Марсель (Франция) и Пирей (Греция).

Главными гаванями Балтийского моря являются: Гданьск (Польша), Вентспилс и Рига (Латвия), Клайпеда (Литва), Стокгольм (Швеция) и Киль (Германия). На побережье Атлантического океана выделяются Гавр (Франция), Кардифф (Великобритания), Дублин (Ирландия), Порту (Португалия), Виго (Испания).

Речные гавани

С практической точки зрения и Роттердам, и Антверпен, и Гамбург - именно речные порты, но из-за того, что они расположены в устье рек поблизости от морского побережья их принято считать морскими портами. Главной рекой с точки зрения грузооборота является вовсе не Волга и не Дунай, а Рейн, поэтому крупнейшим речным портом является Дуйсбург, Германия, обслуживающий Рурский бассейн.

К другими важнейшим речным гаваням относятся Льеж (Бельгия), Страсбург и Руан (Франция), Бремен (Германия) и многие другие.

Из-за того, что Россия практически не обладает глубоководными незамерзающими гаванями и из-за континентального характера страны, перевозки морским транспортом в нашей стране не так развиты, как в главных экономических центрах мира. Но все же и в России морское судоходство играет определяющую роль в торговле со многими регионами мира, а некоторые российские порты входят в топ крупнейших гаваней континента.

Северный район

Северный район принадлежит к акваториям Атлантического и Северного ледовитого океанов. Крупнейшие порты этого района находятся на Балтийском море. Крупнейшими морскими портами Северного района являются:

Усть-Луга (87,9 млн тонн);Приморск в Ленинградской области (59,6 млн тонн);Большой порт Санкт-Петербурга (51,1 млн тонн);Высоцк (17,5 млн тонн).

Если вас интересуют туристические направления Российской Федерации, то вам сюда.

Главными портами Баренцева моря являются Мурманск (22 млн тонн в 2015 году) и Нарьян-Мар.

Архангельск - крупнейший российский морской порт Белого моря, расположен в 50 км от побережья в устье Северной Двины.

Важнейшими гаванями Карского моря являются Диксон, Игарка и Дудинка. Однако планируется, что важнейшим портом этого моря станет строящийся порт Сабетта, который станет перевалочным пунктом для перевозки углеводородного сырья, добытого на Ямальском полуострове.

Единственными гаванями моря Лаптевых являются Тикси и Хатанга, обеспечивающие северный завоз по северному морскому пути.

Дальний Восток

На Дальнем Востоке располагаются одни из крупнейших портов России, связывающие этот регион России со странами Восточной Азии и с другими государствами мира. Долгое время первенство принадлежало порту Владивостока, но в наше время его обогнали другие гавани российского побережья Японского моря. Среди крупнейших гаваней Дальнего Востока России выделяются:

порт Восточный в заливе Находка Приморского края (65 млн тонн в 2015 году);Ванино, Хабаровский край (26,8 млн тонн);Находка, Приморский край (21,3 млн тонн);порт Пригородное, Сахалинская область (16 млн тонн).

Именно на Северном Кавказе на побережье Черного моря располагается крупнейший по грузообороту порт России - Новороссийск.

Грузооборот - 127 млн тонн. Такие цифры делают Новороссийск не только важнейшей гаванью Северного Кавказа, но и одним из крупнейших портов Европы.

Также на Черноморском побережье выделяется Туапсе (25,2 млн тонн) и порт Тамань, мощность которого по плану должна достигнуть объемов в 70 млн тонн ежегодно.

Азовское море располагает одной из крупнейших гаваней России - это Порт Кавказ (30,5 млн тонн). Также важное значение имеют Азов, Таганрог и Темрюк.

Портовые реки

Главные речные порты России располагаются на крупных реках:

река Дон (Ростов-на-Дону);Волга (Астрахань);Северная Двина (Архангельск);Иртыш (Омск);Енисей (Красноярск и Норильск);Лена (Якутск);Амур (Благовещенск и Хабаровск).

Речные порты России, как правило, обслуживают крупные предприятия, по ним осуществляется сплав леса, а также происходит снабжение северных районов Сибири и Дальнего Востока.

Также важной речной гаванью является Москва, ведь недаром ее называют «портом пяти морей». Здесь расположено три речных порта (Северный, Южный и Западный).

Из-за географического положения морские гавани Америки принадлежат акваториям двух океанов: Тихого и Атлантического. Атлантические порты Америки связывают страны в основном с Европой, а Тихоокеанские обслуживают морские маршруты в Восточную, Юго-Восточную и Южную Азию, а также Австралию.

Крупнейшими портами Атлантического побережья США по контейнерообороту являются:

Нью-Йорк (6,3 млн TEU);Саванна, Джорджия (3,7 млн TEU).

По грузообороту среди атлантических портов выделяются главный нефтяной порт Техаса Хьюстон (212 млн тонн), а также порт Южной Луизианы в Лаплас, который обслуживает импорт и экспорт продукции сельского хозяйства. Именно этому порту принадлежит первенство в общем тоннаже в США - 242 млн тонн.

На Тихоокеанском побережье главные гавани располагаются в Калифорнии:

порт Лос-Анджелеса (8,1 млн TEU);порт Лонг-Бич (7,2 млн TEU).

Также важное значение имеет столица штата Вашингтон - Сиэтл - 3,5 млн TEU. Тихоокеанские порты в основном обслуживают торговлю промышленной продукцией со странами Восточной Азии, поэтому измерение их грузооборота идет в основном в условных контейнерах.

Латиноамериканские

Главные порты Латинской Америки расположены в Панаме в акватории знаменитого Панамского канала, обеспечивающего связь между Тихим и Атлантическим океанами. Именно здесь происходит перевалка грузов на другие судна, поэтому главные порты страны Бальбоа (3 млн TEU) и Колон (2,7 млн TEU) являются важнейшими точками на мировой торговой карте.

К другим важным портам Латинской Америки принадлежат:

Сантус, Витория, Сан-Луис и Сальвадор (Бразилия);Картахена (Колумбия);Веракрус и Тампико (Мексика);Буэнос-Айрес (Аргентина);Каракас (Венесуэла);Вальпараисо и Сан-Антонио (Чили);Гуаякиль (Эквадор).

Крупнейшие порты Латинской Америки в первую очередь ориентированы на торговлю с США и странами Восточной Азии, товарообмен со странами Европы значительно ниже.

Главные порты Африканского континента, входящие в мировой топ гаваней, находятся на самом севере (Танжер) и юге (Дурбан) континента.

Порт Танжер (Марокко) расположен на побережье Гибралтарского залива, соединяющего Средиземное море и Атлантический океан.

Крупнейшие порты расположены в экономическом лидере Африканского континента - ЮАР, среди них Дурбан, Кейптаун и Порт Элизабет.

Среди стран Черной Африки важнейшими портами являются Абиджан (Кот-д"Ивуар), Дакар (Сенегал) и Лагос (Нигерия).

На побережье Средиземного моря важнейшими гаванями считаются Думьят, Порт-Саид и Александрия (Египет).

Мировая торговля развивается стремительно. Колоссальные объёмы товаров перемещаются ежедневно из одной точки мира в другую на самолетах и поездах, в маленьких грузовиках и больших фурах. Сложно поспорить с тем, что логистическая отрасль имеет огромное влияние на мировую экономику. Самым выгодным логистическим каналом для большинства товаров, перемещающихся с континента на континент, является морской путь.

Неудивительно, что современные самые большие порты океанов напоминают даже не город в городе, а государство в государстве. Самый большой порт в мире - порт Шанхая - превышает по площади такие страны, как Мальта и Мальдивы. Морской порт Шанхая занимает уверенную лидирующую позицию в этом списке не только по площади, но и по главному показателю, характеризующему любой порт, - контейнерному грузообороту. В 2015 году он достиг величины 646.5 млн т. Подробнее - читайте в статье.

  • Страна: КНР
  • Город: Шанхай
  • Грузооборот, млн т: 646.5 млн
  • Мера: МТ
  • Грузооборот TEU: 36.5 млн.
  • Тип: Морской глубоководный

Было бы странно, если бы Китай, этот крупнейший экспортёр-производитель, не лидировал бы по объёму и мощности своих портов. А Шанхай - это один из наиболее выгодно расположенных городов этой страны. Можно сказать, что этому городу исторически было предначертано стать самой крупной перевалочной базой для большинства товаров, которые производят гигантские промышленные мощности Китая.


Расположен шанхайский порт в слиянии рек Хуанпу и Янцзы. Портовые сооружения простираются вдоль реки на 60 километров. Более 100 причалов составляют причальный фронт длиной 40 км. Каждый причал может принимать по 7 судов, есть стояночные места и для плавучих гигантов водоизмещением до 10 тыс. т. Шанхай связан с 600 другими портами в 200 различных регионах и странах.

Порт состоит из 14 рабочих зон, каждая из которых специализируется на определенных видах грузов. Самой главной из них является запущенный в эксплуатацию в 2005 году терминал Яншаньган. В его акватории находится рукотворная гавань на острове Яншань, соединяющаяся с материком трансморским мостом, длина которого составляет почти 33 км, что делает его самым длинным из подобных сооружений в мире.


Яншаньган, помимо погрузочно-разгрузочных работ, также осуществляет доковое обслуживание, буксировку судов. С запуском этого терминала порт Шанхая поднялся на лидерскую позицию по грузообороту и с тех пор не сдавал позиции.

До постройки терминала Яншаньган основной зоной порта являлся международный контейнерный терминал Пудун. Он находится в Вайгаоцяо - шанхайской зоне свободной торговли. Длина причального фронта - 900 м, совокупная площадь 500 тыс. кв.м. Может одновременно хранить около 10 тысяч контейнеров.


Кроме этих двух крупных терминалов порт Шанхая располагает отдельными, более скромными грузовыми терминалами, некоторые из них сообщаются с железнодорожной сетью, часть специализируется на насыпных грузах, обработке зерна, масла, навалочных грузов, ископаемых и сырья.

Практически весь внешнеторговый товарооборот Шанхая переваливается через этот огромный порт. Каждая 2-ая тонна груза всего оборота Шанхая обрабатывается именно тут. Доля этого порта в совокупном морском грузообороте Китая превышает 20%.

  • Страна: Сингапур
  • Грузооборот, млн т: 560.9
  • Мера: FT
  • Грузооборот, млн TEU: 32.6
  • Тип: Морской глубоководный

Порт Сингапура долгое время лидировал в рейтинге мировых морских портов, пока его не обошёл Шанхай, в 2010 году поднявшись на первое место. Выгодное географическое положение, а также особый экономический режим государства Сингапур позволяли ему долгие годы удерживать пальму первенства, и на его долю приходилось более половины мирового грузооборота. Каждый год в этот порт входит более 140 тысяч судов.


Сингапурский порт имеет налаженные торговые взаимоотношения с 600 портами в 120 странах мира. Этот порт, в отличие от порта Шанхая, является перевалочным, то есть более 85% грузов, прибывающих сюда морем, тут же перегружаются на другие суда. Сингапурский порт располагает 50 причалами. Большая часть порта принадлежит PSA Corporation Ltd - бывшему Управлению порта. Теперь этот холдинг контролирует всю деятельность: управление, функционирование и финансы порта.


Особняком стоит порт Джуронг - он не принадлежит PSA Group и управляется Jurong Town Corporation. Этот порт построен для обслуживания промышленной зоны Джуронг. На его территории расположена свободная экономическая зона. Также в состав Сингапурского порта входит Марина, а также круизный центр Марина-Бэй. Некоторые нефтеперерабатывающие заводы Сингапура также имеют свои причалы и терминалы.

  • Страна: КНР
  • Город: Тяньцзинь
  • Грузооборот, млн т: 477.3
  • Мера: МT
  • Грузооборот, млн TEU: 13.0

Северный порт Китая. Расположен в городе Тяньцзинь, недалеко от столицы - Пекина, западнее Бохайского залива, в устье Хайхэ. Этот порт не такой глубокий, как шанхайский, он может принимать суда водоизмещением, не превышающим 300 тыс. т. Площадь крытых складских помещений - 188 тыс. кв.м, контейнерной площадки - 840 тыс. кв.м.


Причальный фронт состоит из 26 причалов с оборудованием для разгрузки-погрузки генеральных, насыпных, контейнерных грузов, металлопроката, а также нефти и жидких грузов. На его территории расположена свободная экономическая зона. В 2015 году этот порт приобрел печальную известность в связи с серьезной катастрофой, в которой погибло более 100 человек и ещё 700 получили ранения, когда на территории порта произошёл взрыв.

  • Страна: КНР
  • Город: Гуанчжоу
  • Грузооборот, млн т: 472.8
  • Мера: МT
  • Грузооборот, млн TEU: 15.3
  • Тип: Морской глубоководный

Ещё один китайский порт в списке. Тяньцзинь - порт севера, Шанхай - Центрального Китая, Гуанчжоу - южный порт. Он расположился в устье реки Чжуцзян. Этот город также был одним из первых открыт китайцами для иностранцев, и закономерно, что именно тут вырос один из крупнейших портов Китая.


Только очень небольшая доля экспорта Южного Китая минует порт Гуанчжоу. Он является пятым самым востребованным портом мира. Этот порт связан с 300 портами в 80 различных регионах мира. Общая складская площадь - 168 тыс. кв.м. Состоит из 4 производственных зон, обслуживающих генеральные, насыпные и контейнерные грузы.

  • Страна: КНР
  • Город: Циндао
  • Грузооборот, млн т: 450.1
  • Мера: МT
  • Грузооборот, млн TEU: 15.5
  • Тип: Морской глубоководный порт

Этот порт расположен на Шаньдунском полуострове в Жёлтом море. Сотрудничает с 400 портами в 130 различных регионах и странах мира.


Порт специализируется на сырье - пиломатериалах, нефти и нефтепродуктах, металлопрокате, а также на зерновых и других сыпучих грузах. Также принимает генеральные и контейнерные грузы. Порт оснащён крупными зерно- и нефтехранилищами. Кроме этого, тут имеется крупный пассажирский терминал, откуда уходят как круизные суда, так и пассажирские паромы в Южную Корею.


Площадь крытых складов порта Циндао составляет 57 тыс. кв.м., контейнерной площадки - 340 тыс. кв.м. В Циндао также находится северная база Военно-морского флота Китая, значительная часть порта контролируется и используется китайскими ВМС для базирования подводных лодок и эсминцев.

  • Страна: Нидерланды
  • Город: Роттердам
  • Грузооборот, млн т: 444.5
  • Мера: МT
  • Грузооборот, млн TEU: 11.7
  • Тип: Морской глубоководный

Роттердам - поистине мировое «окно в Европу». Он расположен в Северном море, в дельте рек Рейн и Маас. Посредством этих рек происходит сообщение порта с другими странами Европы: Бельгией, Францией, Германией. Роттердам был самым загруженным портом мира вплоть до 1982 года, когда на первый план вышли азиатские порты. Сегодня это самый крупный и мощный порт в Европе, после него по величине идут порт Антверпена в Бельгии, порт Гамбурга в Германии.


Роттердам специализируется на нетарных грузах - наливных и сыпучих, также принимает контейнеры и генеральные грузы. Его общая площадь превышает 100 тыс. кв.м, протяжённость причального фронта - около 40 км. Пропускная способность - около 30 тыс. судов в год. Одним собственником порта является государство, другим - город. Частных собственников у порта нет. Оперативной деятельностью заведует Port of Rotterdam - управляющая компания. Порт включает в себя историческую зону - старый порт, по которому проводятся экскурсии.

  • Страна: Россия
  • Город: Новороссийск
  • Грузооборот, млн т: 73.6
  • Мера: МT
  • Грузооборот, млн TEU: 0.610
  • Тип: Морской глубоководный

Этот порт не входит в 20-ку крупнейших портов мира, но он является самым большим морским портом России. Расположен в Чёрном море. Через него проходят около 20% экспорта и импорта России. Также он является пятым по величине грузооборота в Европе.

Площадь Новороссийского порта составляет около 240 тыс. кв.м. Протяжённость причального фронта - 15 км. Порт работает с насыпными, наливными, а также генеральными грузами. Порт тесно связан с железнодорожной сетью. Около 300 тысяч вагонов проходят в год через станцию Новороссийск.

Недавно я делал обзор крупнейших портов России по итогам 2015-го.
И меня несколько раз спрашивали, какая картина в целом по миру.

Так вот, на сейчас можно посмотреть ситуацию по итогам 2014-го (по рейтингу AAPA World Port Rankings). В нём учитывается 100 крупнейших портов планеты по двум показателям - грузообороту и контейнерообороту. Поскольку рейтинг ведётся уже много лет, то весьма любопытно сравнить порты-рекордсмены в сопоставимых показателях с расстоянием примерно в 10 лет: такой подход хорошо показывает глобальный сдвиг мировой торговли и активности в Восточную Азию, которая теперь генерирует основную часть тоннажа.

Кроме того, видна относительно скромная роль ЕС и Соединённых Штатов в морском торговом обороте. Главным содержанием десятилетия 2003-2014 было возвышение Китая: теперь порты этой страны - "мастерской мира" начала XXI века - занимают большую часть Топ-25. Их рост за десятилетие - наиболее быстрый, если не сказать взрывной.

Как видите, общий оборот 25-ти крупнейших портов за десятилетие вырос на 82% - с 4,2 млрд. до 7,7 млрд. тонн и отражает общий рост интенсивности мировой торговли. Средняя величина порта также существенно выросла - если в 2003-м в Топ-25 попали даже порты с грузооборотом менее 100 млн. тонн, то сейчас порог входа в "высшую лигу" - 150 млн. тонн. Но это только самая общая картина, многое изменилось и внутри.

А в структуре изменений самое существенное - бурный рост Китая (на таблице выделен жёлтым).
Если в 2003-м в десятке лидеров - 2 китайских порта: Шанхай и Гуанчжоу, плюс Гонконг (исторически унаследовавший это положение ещё с момента британского протектората и только 6 лет назад вошедший в КНР на правах специального административного района), то в 2014-м - 6 (!), то есть больше половины верхней десятки! Причём Шанхай вышел на безоговорочное первое место.

Продолжается падение роли Японии, которая неуклонно сокращает свою роль в мировом судоходном трафике уже полтора десятилетия. В 2003-м два японских порта (Тиба, Нагоя) были в десятке и на 21-м месте находилась Иокогама, то спустя десятилетие их осталось два и они упали на 16-е и 23-е места. Некоторое снижение доли произошло и у Южной Кореи, при абсолютном росте грузооборота (2003 - 4 порта в Топ-25, 2014 - 3 и позициями ниже). Выбыл из Топ-25 Тайвань (Гаосюн).

Евросоюз в 2003-м был представлен четырьмя портами в Топ-25 - Роттердам (главный европейский хаб), Антверпен, Гамбург и Марсель. К середине "десятых" их осталось только два, причём они существенно опустились в рейтинге - скажем, Роттердам со второго места в мире на седьмое. Германские и французские порты выбыли из Топ-25 вообще, и сейчас они занимают 26-е (Гамбург) и 47-е (Марсель) места. Далее идут Амстердам (39-е место), испанский Альхесирас (43-е) и Бремен (48-е). Итальянские и английские порты (эти страны ранее - крупные морские державы) находятся в арьергарде списка. Так, английский Гримсби занимает 68-ю позицию, а итальянский Триест - 71-ю. Лондон - когда-то ворота "мастерской мира" - и вовсе на 96-м месте.

Соединённые Штаты также потеряли относительные позиции: в 2003-м - 3 порта в Топ-25, в том числе 5-е и 6-е места; в 2014-м - только 2 и ниже, а Нью-Йорк опустился с 18-го на 34-е место. Выросла доля Австралии: если десятилетие назад она была представлена единственным портом на 25-й позиции, то сейчас их три, в том числе и пятая позиция в мире. Однако австралийский грузооборот очень специфичен и представляет собой вывоз ресурсов полезных ископаемых.

Вообще, в таблице можно выделить два принципиально разных вида портов: специализированные и универсальные. Первые обрабатывают преимущественно определенный вид груза, который занимает подавляющую долю в их погрузке (австралийский Порт-Хедленд, например). Вторые работают с широкой номенклатурой грузов - обслуживая, как правило, крупный экономически активный регион (Шанхай, Роттердам).

Здесь тоже можно выделить два вида: порты, находящиеся непосредственно в местах генерации грузопотоков (скажем, Шанхай) и те, которые специализируются на перевалочных операциях в удобной точке Мирового океана с пересечением маршрутов, т.н. трансшипменте (Сингапур).

Надо также отметить, что оборот контейнеров в мире рос заметно быстрее общего грузооборота (по портам ТОП-25 - 113% прироста против 66%).

Когда-то крупнейшим контейнерным портом планеты был Роттердам (1987). Это время давно минуло - в 2003-м он опустился на 8-е место, а теперь находится всего лишь на 11-м месте, непрерывно теряя позиции. В начале "нулевых" безоговорочное лидерство держали Гонконг и Сингапур, преимущественно за счёт операций трансшимпента. Однако сейчас лидерство и тут захватил "основной" (материковый) Китай: даже если вычленить Гонконг с его статусом специального района, то в первой десятке 6 (!) китайских портов - Шанхай, Шэньчжэнь, Гонконг, Нинбо, Циндао, Гуанчжоу, Тяньцзинь. Настоящая "мастерская мира"!

Закономерности с падением роли ЕС и Соединённых Штатов с Японией действуют и тут: их доля падает, несмотря на то, что они специализируются на продукции с более высокой добавленной стоимостью (2014: ЕС - 4 порта в Топ-25, США - 3). Японских портов по этому показателю в Топ-25 теперь нет, зато появились вьетнамцы (Сайгон).

В качестве хаба для ближневосточного региона выступает Дубай, выросший втрое. Пусан в Южной Корее сохранил свои позиции, а вот Индонезия и Филиппины выбыли из Топ-25. Тайваньские порты "похудели" в табели о рангах - так, Гаосюн спустился с 6-го на 13-е место.

Российские порты занимают в обоих рейтингах скромное место: доля нашей страны в мировой торговле невелика, а транспортный трафик в весьма немалой степени - континентальный, а не морской. Крупнейший порт России - Новороссийск (127 млн.т., 2015), которого сейчас стремительно догоняет Усть-Луга, приближающаяся к стомиллионному рубежу (87,9 млн. т.). Крупнейший контейнерный порт России - Санкт-Петербург (ок. 2,5 млн. TEU). Кстати, в таблицах AAPA грузооборот российских портов приведён в существенно заниженном размере - возможно, различается методика учёта.

2) Показатели грузооборота: MT - метрическая тонна, FT - фрахтовая тонна, RT - таможенная тонна. Два последних показателя учитывают не только вес, но и объем, учитывая случаи "груз тяжелый, но компактный" и "легкий груз с большим объёмом" и задавая строго определенное соотношение веса и объёма. Порты разных стран исчисляют свои показатели в эти незначительно отличающихся единицах измерения.

3) Трансшипмент – режим перевозки, при котором перевозчик вправе в любое время перегрузить груз на другое судно, не снимая с себя ответственности за его доставку перед владельцем.

Самые большие порты

5 (100%) 1 vote

Еще в 2013 году Американская ассоциация портовых властей составила список самых крупных портов мира. Этот перечень был создан на основе общего грузооборота каждого порта.

Table of Contents

Порт Шанхая

Он находится недалеко от самого Шанхая и является самым большим речным и морским портом. С того момента, как порт был создан ему удалось увеличить свой грузооборот более, чем в 6 раз. Если в восьмидесятых годах объемы обработанного груза не превышали 100 миллионов тонн, то через тридцать лет эта цифра увеличилась до 696 миллионов тонн. Хотя еще через два года (в 2015) показатели упали до отметки в 646 миллионов тонн.

Порт Сингапура

Этот порт являлся самым крупным до 2005 года. Сегодня он каждый день принимает более 100 судов, а его грузооборот составляет более 560 миллионов тонн.

Порт Тяньцзыня

Данный порт находится почти в 200 км от Пекина возле реки Хайхе. Он сотрудничает более чем с 400 портами по всему миру, а его грузооборот в 2011 году превысил отметку в 450 миллионов тонн.

Порт Гуанчжоу

Еще один китайский порт. Он считается самым большим портом на юге страны. Он был основан в 2004 году и с тех пор увеличил свои показатели объема обработанного груза с 200 до более чем 315 миллионов тонн. Также порт Гуанчжоу сотрудничает с портами 80 стран по всему миру.

Порт Циндао

Третий по счету порт Китая, который входит в список самых крупных. Месторасположение – полуостров Шаньдун. В распоряжении порта находятся 47 причалов. Его грузооборот в 2013 году достиг 450 миллионов тонн. На территории порта расположены специальные хранилища для нефти или зерна. Порт можно разделить на три части: нефтяной, новый и старый. Он осуществляет сотрудничество более чем со 100 странами мира.

Порт Роттердама

Находится в Нидерландах. Самый большой европейский порт. Его грузооборот в 2014 году исчислялся в 440 миллионах тонн. Долгое время был крупнейшим портом мира, пока азиатские порты не перегнали его. Но даже сильно пострадав из-за Второй мировой войны, сегодня в порт Роттердама прибывают огромные судна в основном с нефтепродуктами.

Порт Нинбо

Китайский порт, который сотрудничает более чем с 90 странами мира. В его распоряжении 191 причал, на которых принимают корабли водоизмещением от 10000 тонн и больше. Объем обработанного груза в 2013 году составил 499 миллионов тонн, что позволило ему стать самым крупным портом на материковом Китае.

Порт Порт-Хедленд

Первый в нашем списке австралийский порт. Порт специализируется на вывозе железной руды. Поставки осуществляются преимущественно в Китай, например, в порт Циндао, о котором упоминалось выше. Грузооборот порта составляет более 370 миллионов тонн.

Порт Далянь

Свою работу порт начал еще в 1899 году. Он находится на севере Китая. Общая площадь порта более 340 квадратных километров. Из порта осуществляются перевозки в Америку, Европу и Южную Азию. Всего порт заключил договор более чем со 150 странами по всему миру. Объем обработанного груза порта – более 320 миллионов тонн.

Порт Пусан

Последним в нашем списке является порт Республики Корея. Порт можно разделить на семь районов. Он был построен в 1876 году и стал самым лучшим портом в республике. Длина причала порта – 10 километров. В 2013 году грузооборот порта составил более 310 миллионов тонн.

Даже по этому списку можно заметить, что Азия активно опережает другие регионы в сфере портовой промышленности. Даже последующие порты (порт Гонконга и Циньхуандао) находятся в Азии. И только на тринадцатом месте появляется первый американский порт (порт Южной Луизианы) с грузооборотом около 216 миллионов тонн.