Линейные крейсера типа "О". Германия

Линейные крейсера Тип № 13

Этот проект был разработан инженером Хирагой в 1921 году. За основу взяли проект крейсеров типа "Амаги", но увеличили до 457-мм артиллерию главного калибра. Следует отметить, что этих орудий еще не было, хотя на полигоне в районе Куре прошло испытание 482-мм орудие. Заказы выдали на 4 корабля. Головной планировали заложить в середине 1922 и окончить строительство серии в 1927 году. Основные характеристики новых линейных крейсеров планировались следующими:

Водоизмещение: 47500 т (нормальное).

Размерения: длина 274,4 м (наибольшая), 259,1 м (между перпендикулярами), ширина 30,8 м, осадка 9,8 м.

Бронирование: пояс 330 мм (угол скосов 15°), палуба 127 мм.

Механизмы: 4 турбины Гихон, 22 котла Кампон, мощность механизмов 150000 л.с, скорость хода 30 узлов.

Вооружение: 8 457-мм, 8 120-мм (зенит

ных), 8 610-мм торпедных аппаратов.

Заказы на линейные крейсера были выданы следующим судостроительным заводам: № 13 (военно-морская верфь в Йокосуке), № 14 (военноморская верфь в Куре), № 15 (завод Мицубиси в Нагасаки), № 16 (завод Кавасаки в Кобе).

Из книги Линкоры кригсмарине автора Иванов С. В.

Линейные корабли типа «Бисмарк» Подписанное в 1935 г. англо-германское военно-морское соглашение легимитизировало корабли типа «Шарнхорст». Более того, по милости данного пакта Германия получила возможность построить два настоящих линкора для замены двух кораблей

Из книги Линейные крейсера Англии. Часть I автора

Линейные крейсера типа “Инвинсибл”

Из книги Линейные крейсера Англии. Часть IV. 1915-1945 гг. автора Мужеников Валерий Борисович

Линейные крейсера типа "Индефатигебл"

Из книги Линейные корабли Соединенных Штатов Америки. Часть II. Линкоры типов “New York”, “Oklahoma” и “Pennsylvania” автора Мандель Александр Владимирович

Глава I Линейные крейсера “Корейджес”, “Глориес” и

Из книги Линейные корабли типа “Кинг Джордж V”. 1937-1958 гг. автора Михайлов Андрей Александрович

Линейные корабли “New york” и “Texas” Линейные корабли типа “New York” стали первыми американскими сверхдредноутами, и на момент своего появления они являлись самыми мощными линейными кораблями в мире. Конструктивно эти корабли имели много общего с предыдущими линкорами с

Из книги Броненосцы типов “Виттельсбах”, “Брауншвейг” и “Дойчланд”. 1899-1945 гг. (Сброник статей и документов) автора Коллектив авторов

Из книги Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы 10.1918 – 8.1945 гг. Справочник автора Апальков Юрий Валентинович

Из книги Линейные крейсера “Фон дер Танн”, “Мольтке”, “Гебен” и “Зейдлиц”. 1907-1918 гг. автора Мужеников Валерий Борисович

Из книги Линейные корабли Японии. 1909-1945 гг. автора Рубанов Олег Алексеевич

Линейные корабли “Pennsylvania” и “Arizona” 9 июня 1911 года, когда проект “Nevada” был уже практически готов, Генеральный Совет сформулировал требования к линкору программы 1913 года. Основными из них были: 12 356-мм орудий ГК, 22 127- мм противоминных орудий, скорость хода 21 узел и

Из книги автора

Из книги автора

Линейные корабли Германии Если мы сравним облик первых линейных судов германского флота, т.е. 4 корабля типа “Захсен”, время постройки которых падает на промежуток между 1876 и 1880 годами, с соответствующими судами в других флотах т.е. с английскими “Инфлексиблом”, с Из книги автора

Из книги автора

Линейные корабли "Исе" и "Хьюга" В проекте линкоров типа "Фусо" имели место определенные недостатки, поэтому следующие два корабля должны были строиться по измененному проекту. Правда, никаких кардинальных изменений в проект вносить не намеревались, но жизнь

Линейные крейсера

Линейные крейсера типа «Ринаун» - 2 ед.

«Ринаун» (Renown ) Фф 25.1.15/4.3.16/9.1916 искл. 1948

«Рипалс» (Repulse ) ДжБр 25.1.15/8.1.16/8.1916 погиб 10.12.1941

27947/32727 т, 242x27,4x7,8 м. ПТ- 4, 42 ПК. 112 000 л.с. =30 уз. 4243 т нефти. Броня: пояс до 152 мм, башни до 280 мм, барбеты до 178 мм, рубка 254 мм, палу­ба до 75 мм. Эк. 967 чел. 6 - 381 мм/42, 17- 102 мм/44, 2-76ммзен., 4 - 47 мм, 2 ТА 533 мм подв.

Появление этих огромных и очень быстроход­ных линейных крейсеров был о вызвано успехом, которого добились «Инвинсибл» и «Инфлексибл» в бою у Фолклендских островов с эскад­рой адмирала Шпее. «Отец» «Дредноута» - адмирал Фишер, заняв в 1914 г. пост первого морского лорда, настоял на строительстве 30-узловых кораблей, вооруженных 15-дюймовой артиллерией. Цена за эти требования - очень слабое бронирование, хотя и слегка скрашенное удачной конструкцией противоминной за­щиты. Результаты Ютландского боя заставили пересмотреть взгляды на линейные крейсера, и только что вошедшие в строй «Ринаун» и «Ри­палс» пришлось сразу же ставить на переобо­рудование с целью усиления брони. Непосредственно в боях 1-й мировой войны довелось участвовать лишь «Рипалсу»: 17.11.1917 он вы­пустил 54 снаряда в немецкие корабли и добил­ся попадания в крейсер «Кенигсберг». После войны оба корабля неоднократно модернизиро­вались и участвовали во 2-й мировой войне.

Линейный крейсер «Тайгер» - 1 ед.

«Тайгер» (Tiger ) ДжБр 20.6.12/15.12.13/10.1914 искл. 1932

28 430/35 710 т, 214,6x27,6x8,7 м. ПТ - 4, 39 ПК, 108 000 л.с. = 29 уз. 2450/3320 т. уг,+2450/3480 т нефти. Броня: пояс, барбеты и башни до 229 мм, рубка 254 мм, палуба до 76 мм. Эк. 1121 чел. 8-343мм/45, 12-152 мм/45, 2 - 76 мм зен., 4-47 мм, 4 ТА 533 мм подв.

Первоначально планировался как 4-й корабль типа «Лайон», но затем проект был основатель­но переработан: увеличена ширина, установле­на гораздо более мощная энергетическая уста­новка, улучшено бронирование. В итоге полу­чился очень мощный и быстроходный корабль, хотя и сохранивший главный недостаток своих предшественников - слабую защиту. С момен­та вступления в строй находился в составе 1-й эскадры линейных крейсеров. В бою у Доггер-банки 24.1.1915 получил 6 попаданий с герман­ских линейных крейсеров {10 убитых и 11 ране­ных). В ходе Ютландского боя выпустил 303 сна­ряда ГК, получив при этом 17 попаданий (24 убитых и 46 раненых). Броня двух башен ГК была пробита, но «Тайгер» избежал взрыва. После месячного ремонта вновь вошел в строй. С 1924 г. служил учебным кораблем.

Линейные крейсера типа «Лайон» - 3 ед.

«Лайон» (Lion )

«Принцесс Ройял» (Princess Royal )

«Куин Мэри» (Queen Магу)

Дев

Вик

Плм

29.9.09/6.8.10/5.1912 2.5.10/24.4.11/11.1912 6.3.11/20.3.12/8.1913

искл. 1924

искл. 1922

погиб 31.5.1916

26 270/29 680 т, 213,4x27x8,4 м, ПТ - 4, 42 ПК. 70000 л.с. = 27 уз. 3500 т уг.+1135 т нефти. Броня: пояс, барбеты и башни до 229 мм, рубка 254 мм, палуба до 65 мм. Эк. 997 чел. 8 - 343 мм/45, 16-102 мм/50, 4-47 мм, 2 ТА 533 мм подв.

Первые линейные крейсера с 13,5-дюймовой артиллерией. Характерная черта проекта - дисбаланс между наступательной мощью ко­рабля и его слабой защитой. Третий линей­ный крейсер - «Куин Мэри» - отличался еще большим водоизмещением (26 770/31 650 т), мощностью (75 000 л.с.) и скоростью (27,5 уз.). Активно использовались в годы 1-й мировой войны. В бою у Доггер-банки «Лайон» выпус­тил 243 снаряда, из которых лишь 4 поразили неприятеля. Сам «Лайон» получил 17 попада­ний, причинивших серьезные повреждения, и вернулся в базу на буксире линейного крей­сера «Индомитебл». В Ютландском бою «Лай­он» поразили 13 305-мм снарядов с «Лютцова», и во время взрыва в средней башне ко­рабль оказался на волосок от гибели. Менее счастливой была «Куин Мэри»: попадания в погреба носовых башен вызвали взрыв бое­запаса, линейный крейсер разломился на две части и затонул вместе со всем экипажем. «Принцесс Ройял» при Ютланде выдержала 13 попаданий тяжелых снарядов; потери экипа­жа составили 22 убитых и 81 раненый. После войны «Лайон» и «Принцесс Ройял» находи­лись в составе 1-й эскадры линейных крейсеров вплоть до Вашингтонского соглашения, а в 1924- 1926 гг. были сданы на слом.

Линейные крейсера типа «Индефатигебл» - 3 ед.

« Индефатигебл » (Indefatigable)

« Астрейлиа » (Australia)

« Нью Зиленд » (New Zealand)

Дев

ДжБр

Фф

23.2.09/28.10.09/4.1911 23.6.10/25.10.11/6.1913 20.6.10/1.7.11/11.1912

погиб 31. 5.1916

искл. 1924

искл. 1922

18470/22080 т, 179,8 x 24,4 x 8,1 м. ПТ-4, 32 ПК. 44 000 л.с. = 25 уз. 3170 гут.+840 т нефти. Броня: пояс до 152 мм, башни и барбеты до 178 мм, рубка 254 мм, палуба до 65 мм. Эк. 800 чел. 8-805 мм/45, 16-102 мм/50, 4-47 мм, 3 ТА 457 мм подв.

Несколько увеличенный и усовершенствован­ный вариант линейных крейсеров типа «Инвин­сибл». «Острейлиа» и «Нью Зиленд» строились на деньги британских доминионов Австралии и Новой Зеландии. В целом оказались малоудач­ными вследствие слабой броневой защиты. «Индефатигебл» потоплен в начале Ютландско­го боя 280-мм снарядами с линейного крейсе­ра «Фон дер Танн». «Нью Зиленд» активно уча­ствовал в бою у Доггер-банки, а при Ютланде он выпустил 420 305-мм снарядов - больше, чем любой другой дредноут Гранд Флита. «Острейлиа» в Ютландском сражении не участво­вала, так как в апреле 1916 г. получила повреж­дения из-за столкновения со своим систершипом «Нью Зиленд». Оба оставшихся в строю корабля исключили из списков флота в резуль­тате Вашингтонского соглашения, причем «Острейлиа» была торжественно затоплена 12.4.1924 вблизи Сиднея.

Линейные крейсера типа «Инвинсибл» - 3 ед.

«Инвинсибл» (Invincible ) Эле 2.4.06/13.4.07/3.1909 погиб 31.5.1916

«Инфлексибл» (Inflexible ) Клб 5.2.06/26.6.07/10.1908 искл. 1922

«Индомитебл» (Indomitable ) Фф 1.3.06/16.3.07/6.1908 искл. 1922

17 373/20 078 т, 172,8x22,1x8 м. ПТ-4, 31 ПК, 41 000 л.с. = 25,5 уз. 3085 т уг,+710 т нефти. Броня: пояс до 152 мм, башни и барбеты до 178 мм, рубка 254 мм, палуба до 65 мм. Эк. 784-чел. 8 - 305 мм/45, 16 - 102 мм/45,5 ТА 457 мм подв.

Первые в мире линейные крейсера. Произ­вели огромное впечатление на военно-морских специалистов всех стран, однако их проект представлял собой явный диссонанс между мощным «линкорным» вооружением и очень слабой защитой. Активно участвовали в 1 -и ми­ровой войне. «Инвинсибл» и «Инфлексибл» в декабре 1914 г. у Фолклендских островов уничтожили германские броненосные крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау», позже «Инфлек­сибл» служил флагманским кораблем в Дарданелльской операции. «Индомитебл» в бою у Доггер-банки выпустил 134 305-мм снаряда, потопив броненосный крейсер «Блюхер». Бой при Ютланде стал последним для «Инвинсибла»: он взорвался и затонул вместе со всем эки­пажем и контр-адмиралом Худом. Остальные два линейных крейсера а 1919 г. были выведены в резерв, а через три года сданы на слом.

Легкие линейные крейсера типа «Корейджес» - 2 ед.

«Корейджес» (Courageous)

«Глориес» (Glorious)

Арм

ХВ

28.3.15/5.2.16/1.1917 1.5.15/20.4.16/1.1917

погиб 17.9.1939

погиб 8.6.1940

19230/22690 т, 239,7x24,7x7,1 м. ПТ - 4, 18 ПК, 90000 л.с. = 32 уз. 3160 т нефти. Броня: пояс до 75 мм, башни до 330 мм, барбеты до 176 мм, рубка 254 мм, палубы до 40 мм. Эк. 828 чел. 4-381 мм/42, 18-102 мм/44, 2-76 мм, 2-47 мм, 2 ТА 533 мм подв.

Оригинальные корабли, по водоизмещению и размерениям соответствующие линкорам, а по бронированию и скорости - легким крей­серам. Имели малую осадку и улучшенную противоторпедную защиту, но корпуса оказа­лись очень слабыми, и после неудачных ис­пытаний «Корейджеса» их пришлось усили­вать. В ноябре 1917 г. Оба корабля участвова­ли в набеге на Гельголанд. Третий корабль - «Фьюриес» - достроен как авианосец. В 1924 - 1928 гг. « Корейджес» и «Глориес» так­же были переоборудованы в авианосцы.

Кратко о статье: История линкоров и линейных крейсеров - самых могучих боевых машин, когда-либо созданных человеком.
Сумерки гигантов
Линейные корабли последнего поколения

Мимо нас проплыл безжизненный конкордианский дредноут. Линкору досталось по первое число, и мне трудно себе представить, что еще, кроме бронебойных силумитовых снарядов других линейных кораблей, способно так изуродовать могучую летающую крепость.

Александр Зорич «Завтра война»

Крупнейшие боевые корабли всегда считались красой и гордостью державы, воплощением силы, богатства и технического совершенства государства. Но расцвет и крах всегда ходят рука об руку. В 30-40 годах 20 века тяжелые артиллерийские корабли достигли предела совершенства. А значит, уже не могли развиваться дальше, поспевая в ногу со временем. Представляем вашему вниманию историю взлета и падения самых могучих боевых машин, созданных человеком.

«Договор Пяти Держав»

В 1922 году Великобритания, США, Франция, Япония и Италия заключили соглашение об ограничении вооружений на море - так называемый «Вашингтонский договор».

Удивительно, но основным вдохновителем разоружения стала Англия - сильнейшая морская держава, идущая согласно договору на наибольшие жертвы. Если прочие государства расставались лишь с несколькими устаревшими кораблями и ограничивали строительство новых, то британцы «пускали под нож» половину своего линейного флота.


Прошлое и будущее артиллерийского корабля.

Причины подобного «великодушия» были, конечно же, преимущественно экономическими. Война истощила ресурсы королевства. Англичане в любом случае вынуждены были сделать свой «Великий флот», где служило 400 000 моряков, вдвое менее великим.

Свою роль сыграли и соображения тактики. В начале 20 века Англия бездумно строила корабли, стремясь удержать двукратное превосходство над немцами. Классический дредноут имел скорость около 20 узлов и не годился для активных операций. Для обстрела же береговых целей куда лучше подходили мониторы с небольшой осадкой. Единственным назначением линкора оказывалась борьба с аналогичными кораблями противника. И если враг не выходил на бой, корабль становился лишь «истребителем финансов».



Парад «утюгов» английского «Гранд флита».

В драку никто особенно не рвался, и почти всю войну английский и немецкий флоты простояли на своих базах. Сражаться оказалось не за что: угрожать коммуникациям Англии немецкий флот из Гамбурга не мог; англичане же не видели смысла вторгаться в Северное море.

Бегущий кабан

Быстроходность решала не только проблему мобильности линкора, но и существенно снижала его уязвимость. Подлетное время снаряда на дистанции 20-25 км достигает 40 секунд. За это время линкор смещался на 2-3 корпуса и, заметив вспышку вражеского залпа, мог изменить курс.

Увеличение скорости в полтора раза также сокращало и число вражеских подводных лодок, успевающих перехватить корабль. Значительно хуже оказывалась и точность торпедной стрельбы. Эсминцы, скорость которых в то время чаще всего составляла 35-37 узлов, практически не могли быть опасны. Для того чтобы догнать удирающего гиганта, им требовалось провести 2-3 часа в сфере действия его орудий.



На дистанции 20-40 километров даже махина линкора превращается в малоразмерную подвижную цель.

Быстроходные линкоры

К концу войны стало ясно, что линкор при прежнем уровне бронирования и вооружения должен иметь скорость не менее 27 узлов. Более мощные машины увеличили бы водоизмещение корабля примерно до 45000 тонн, но таких гигантов и потребовалось бы немного. Более скоростные корабли проще перебрасывать с одного театра военных действий на другой. Вместо того чтобы годами ожидать генерального сражения с вражескими линкорами, скоростной корабль мог бы участвовать в операциях, сопровождая и поддерживая крейсера.

Но «Вашингтонский договор», среди прочего, запрещал строить корабли и с водоизмещением свыше 35000 тонн. Быстроходный линкор в эти рамки не умещался. В результате в 20-30 годах державы даже не использовали установленный лимит по числу и суммарному водоизмещению линейных кораблей. Ограничения все равно не позволяли создать корабль с соответствующими требованиям времени возможностями. Сказывались в том числе и последствия «Великой депрессии».

До конца 30-х англичане спустили на воду лишь «Родней» и «Нельсон» - корабли отнюдь не выдающихся достоинств: хорошо вооруженные (9 406-мм орудий) и защищенные, но тихоходные. Американцы решились на 3 похожих линкора типа «Мэриленд». Итальянцы, французы и японцы не строили ничего. Немцы были связаны версальскими ограничениями. А в СССР строился социализм.

Ситуация оживилась только в последние предвоенные годы. Как только запахло порохом, державы ринулись вооружаться, дружно отбросив вашингтонские ограничения. Но было уже поздно. Всего за довоенные и военные годы было построено только 23 быстроходных линкора.

Сухие цифры не дают вполне адекватного представления о боеспособности этих кораблей. Так, по соотношению защиты, скорости, вооружения и водоизмещения наиболее выигрышно выглядят «Литторио». Но если итальянская корабельная броня к тому времени была лучшей в мире, то орудия этой страны отличались очень низким качеством.


«Родней» (тип «Нельсон»). Участник охоты на «Бисмарка».

В одном отношении именно итальянцы продемонстрировали подавляющее преимущество быстроходного линкора над обычным. Во время боя при Матапане «Витторио Венето» получил торпеду в корму, потерял половину винтов и осел в воду по палубу... Но и после этого старый английский «Вэлиэнт» не смог его догнать.

С другой стороны, формально ничем не выдающиеся немецкие линкоры за счет продуманной конструкции проявляли невероятную живучесть под вражеским огнем. Англичане всадили в «Бисмарк» около 40 снарядов калибром 356-406 мм. Причем последние выстрелы были сделаны с дистанции всего 2500 м. Кроме того, линкор был поражен 4 торпедами. Но после войны осмотр лежащего на дне корпуса показал, что затонул «Бисмарк» в результате открытия экипажем кингстонов.

Столь же неприятно удивил противника и «Тирпиц». Он остался на плаву после подрыва под днищем четырех 2-тонных мин, заложенных диверсантами. «Достать» его англичане сумели только бомбами весом 5,5 тонн. «Тирпиц» затонул не сразу, а после 3 прямых и нескольких близких попаданий. К слову, «Рома» - последний из трех линкоров типа «Литторио» - скрылся под водой после 2 попаданий бомбами весом 1800 кг.



«Литторио». Итальянцы лучше строили корабли, чем сражались на них.

Если же задаться вопросом, который из проектов являлся лучшим, то придется признать, что большинство типов быстроходных линкоров были примерно равны по силам. Европейские имели лучшую защиту, американские - более мощное вооружение. На титул же лучшего корабля в классе традиционно претендуют «Ямато» и «Айова». Причем едва ли можно усомниться, что куда более могучий японский линкор легко вышел бы победителем из поединка.

Гигантизм не сделал «Ямато» неуклюжей уродиной, подобной немецкому супертанку «Маус». Тщательный подбор формы корпуса обеспечил ему маневренность даже лучшую, чем у многих других линкоров, приемлемую скорость и возможность действовать на мелководье.



«Тирпиц». Мрачная громада.

Со своей стороны, «Айовы» отличались лучше сбалансированными характеристиками, и превзошли бы «Ямато» при выполнении любой боевой задачи (кроме, собственно, боя с «Ямато»). Скорость этих кораблей иногда указывается даже в 33 узла. Волна, поднимаемая идущим полным ходом линкором, представляла нешуточную угрозу для сопровождающих его эсминцев. Но иногда бывала и спасительной: опытные капитаны специально направляли в нее свои корабли, чтобы захлестнувшая палубы вода потушила пожары.



«Ямато» в бою.

Советский Союз

К началу Второй Мировой войны СССР располагал лишь тремя старыми линейными кораблями, построенными еще во времена империи. Один из них базировался в Севастополе, чтобы при случае нейтрализовать турецкий линейный крейсер «Явуз» (бывший немецкий «Гебен»). Два остальных на Балтике готовились присоединить залпы своих орудий к огню береговых батарей Кронштадта. Ведь показатели «Марата», «Парижской Коммуны» и «Октябрьской Революции» выглядели скромно даже по меркам Первой Мировой. Подобное положение дел не казалось советскому руководству приемлемым. Принятая в 1938 году «Большая судостроительная программа» предусматривала постройку 15 гигантских линкоров типа «Советский Союз». Но к лету 1941 года заложено было всего 4. Промышленность страны еще не была готова произвести ни броню, ни машины для линейных кораблей. После победы достройка «Союзов» не возобновилась. Как из-за разрухи, так и потому, что стало известно: при существенно более высокой стоимости советские линкоры и линейные крейсера оказались бы не лучше американских «Айов» и «Алясок».



«Марат». Водоизмещение 22 000 тонн, скорость 21 узел, 12 305-мм пушек, 225-мм броня.

Линейные крейсеры

Еще одним вариантом тяжелого артиллерийского корабля были появившиеся в начале 20 века линейные крейсера. При равном с линкорами водоизмещении и вооружении корабли этого типа имели облегченную броню, но повышенную до 25-29 узлов скорость. Предполагалось, что сочетание проворства и вооружения позволит линейному крейсеру участвовать как в рейдах, так и в сражениях.

Но на деле для патрулирования на коммуникациях линейные крейсера оказались избыточно вооруженными. Орудия калибром 343-381-мм могли понадобиться только для борьбы с линкорами. Но вот с ними-то крейсеру не позволяла вступать в бой броня. Еще в Цусимском сражении первым на дно отправился именно линейный крейсер «Ослябя». В Ютландской же битве англичане потеряли 3 линейных крейсера, но ни одного линейного корабля. Со стороны немцев также были потеряны старый броненосец и линейный крейсер.

Тем не менее, после Первой Мировой войны флагманом флота Ее Величества стал именно линейный крейсер «Худ» - самый крупный и самый близкий к идеалу «быстроходного линкора» корабль. Но результат его встречи с настоящим быстроходным линкором - «Бисмарком» - был вполне предсказуем. После второго попадания «Худ» взорвался. Тогда как линкор «Принц Уэльский», даже получив от «Бисмарка» 5 снарядов, вышел из боя лишь из-за технической неисправности.




Линейные крейсеры Второй Мировой: «Худ» и «Гнейзенау».

Линейные крейсера нового поколения проектировались уже только в расчете на бой с другими крейсерами, что позволило уменьшить калибр орудий. К началу войны французы построили «Дюнкерк» и «Страсбург», немцы же обзавелись «Шарнхорстом» и «Гнейзенау». И если французские корабли выделялись в первую очередь оригинальным размещением вооружения (главный калибр в двух 4-орудийных башнях на носу, вспомогательные орудия - на корме), то немецкий вариант отличало несуразно мощное для линейного крейсера бронирование. Ограничившись защитой лишь от огня 203-мм орудий, немцы получили бы действительно идеального «убийцу крейсеров» со скоростью 34-35 узлов.

Связаны оригинальные характеристики «Шарнхорстов» были с тем, что, освободившись в 1935 году от версальских (но не вашингтонских!) ограничений, немцы попытались получить сразу и полноценный линкор, и рейдер. Причем уложившись в разрешенные 35000 тонн. Естественно, результат оставлял желать лучшего.



Французский линейный крейсер «Дюнкерк».

Конструировали линейные крейсера и в других странах. Но американские «Аляска» и «Гуам» (несомненно, лучшие корабли в своем классе) появились только к концу войны, и принять участие в боевых действиях не успели. Два советских крейсера типа «Кронштадт» достроены не были.

«Карманные» линкоры

Классификация немецких кораблей серии «Дойчланд» - старый предмет спора. Можно ли их считать линейными крейсерами?

На самом деле спорить здесь не о чем. Самими немцами определение «панцершип» применялось, только чтобы обойти версальские ограничения. После начала войны «Дойчланды» сразу были отнесены к классу тяжелых крейсеров, на принадлежность к которому явно указывали как их водоизмещение, так и броня.



Крейсер «Дойчланд» («Германия») позже был переименован в «Лютцов». Для сокращения морального урона в случае его потопления.

Линкор против авианосца

В наше время нередко утверждают, что уже к началу Второй Мировой линкор был устаревшим типом корабля. Исход сражений определяли авианосцы, ведь самые мощные пушки бьют максимум на 40-45 км, а палубная авиация способна обнаружить и атаковать противника на расстоянии 300-400 км.

Но стратеги 40-х годов не разделяли этой точки зрения, справедливо полагая, что сравнивать линкор с авианосцем столь же нелепо, как и с подводной лодкой. Преимуществ морской авиации никто не оспаривал, но ведь на суше самолеты не заменили пушек. Лишь в Японии производство линкоров прекратилось в 43 году. В США и Великобритании линейные корабли строились до конца войны.

Авианосцы вызывали у адмиралов вполне оправданное недоверие. Ведь авиация активна только днем и только в хорошую погоду. За ночь же быстроходный линкор успевал нанести удар и выйти за пределы досягаемости торпедоносцев. Лучшие моряки - англичане и японцы, - готовились сражаться именно ночью. И предпочтительно в условиях тяжелого шторма. Учения флотов этих наций носили настолько экстремальный характер, что нередко приводили к гибели кораблей. Вплоть до линкоров.



Водоизмещение современных авианосцев превышает 90000 тонн. Рекорд «Ямато» побит.

Но тяжело в учении - легко в бою. Ночью японцы в обычные бинокли раньше обнаруживали американские корабли, чем американцам удавалось заметить противника с помощью радара. Англичане же проводили конвои через Сицилийский пролив в такую погоду, когда вражеские эсминцы, отправленные на перехват, исчезали в волнах, радировав: «Мы тонем, да здравствует Италия!».

Согласно довоенным представлениям английских, японских, немецких и американских адмиралов, авианосец должен был постоянно сопровождать 2-3 линкора, осуществляя разведку и прикрывая их от атак с воздуха. Соответственно, он вынужден был действовать независимо от погоды и сближаться с противником на ту же дистанцию, что и его «подопечные». А это, в свою очередь, требовало снабдить корабль мощной броней даже в ущерб числу самолетов на борту. Дальше всех зашли японцы, вооружившие некоторые свои авианосцы 8-дюймовыми пушками.

Авианосцы так и остались бы вспомогательной силой при линейном флоте. Но в 1941 году адмирал Ямамото принял революционное решение применять их самостоятельно и массированно. Только выбирая время и место боя по своему усмотрению, морская авиация могла полностью использовать свои преимущества. Потеряв линкоры в Перл-Харборе, такой же тактики вынужденно стали придерживаться и американцы. Англичане же еще долго оставались при своем мнении.


Адмирал Ямамото.

Американская авиация потопила гигантские «Ямато» и «Мусаси», и этот факт часто рассматривается как доказательство превосходства авианосцев. Действительно, от армады бомбардировщиков линкоры не спасала ни мощнейшая зенитная артиллерия (24 универсальных 127-мм орудия и до 150 25-мм автоматов), ни заградительные залпы из 460-мм орудий. Но... никакой авианосец не продержался бы так долго и против четверти брошенных на «Ямато» сил. Дело было лишь в том, что на действия в условиях полного господства противника в воздухе линкор все-таки не рассчитан.



«Жан Барт», последний из построенных линкоров, был заложен еще до войны.

Универсальный калибр

В 30-х годах стандартным вооружением линкоров стали 12-20 универсальных орудий калибром 114-133-мм, предназначавшихся для огня как по надводным, так и по воздушным целям. Исключением оказались немецкие «Шарнхорсты» и «Бисмарки». Их создатели в такой степени были уверены, что для борьбы с эсминцами требуется калибр не менее 150-мм, что пытались поставить 6-дюймовые орудия даже на собственные эскадренные миноносцы.

Естественно, 12 таких пушек получил и линкор. Для борьбы с авиацией предназначались еще 14-16 зениток. В результате суммарный вес залпа вспомогательной артиллерии по отношению к весу залпа главного калибра составлял у «Шарнхорста» 26%, вместо 3-13% у «нормальных» линкоров. Несомненно, «стандартный комплект» вспомогательной артиллерии при меньшем весе лучше защитил бы корабль от атак как с моря, так и с воздуха.



Огонь зенитных орудий.

Послевоенные годы

С последними залпами Второй Мировой в основном закончилась и история линкоров. Хотя они еще строились. В 1946 году англичане спустили на воду «Вэнгард» - ничем не примечательный корабль, отличающийся от собратьев типа «Кинг Джордж» лишь увеличенной до 30 узлов скоростью и вооруженный восемью 381-мм пушками, снятыми со старых дредноутов. Французы же в 1950 году достроили однотипный с «Ришелье» «Жан Барт».

В СССР новые проекты линкоров продолжали прорабатываться до 53 года. Но ни один из планов не получил воплощения в металле. В результате флагманом советского флота оставался «Новороссийск» - трофейный итальянский линейный крейсер «Джулио Чезаре» (тип «Кавур») 1914 года рождения.

В 1955 году в гавани Севастополя «Новороссийск» был уничтожен подводным взрывом неустановленного происхождения. Такое объяснение, как «диверсия иностранных спецслужб», видимо, может быть отброшено с порога. Ибо никакой боевой (и даже пропагандистской) ценности этот корабль уже не представлял. В самом ближайшем будущем его, как и прочие линкоры, ожидала отправка на слом.



«Новороссийск» после катастрофы.

К концу 50-х разделке на металл уже подверглись не только старые линейные корабли, но и большинство новейших. Лишь 4 «Айовы» американцам было жаль. Их решили законсервировать до случая. В итоге вечный покой этих линкоров оказался весьма беспокойным. «Айовы» повоевали у берегов Кореи, потом их «пробудили» во время Вьетнамской войны. Затем они поддерживали высадку американских войск в Ливане. В 84 году линкоры даже решили снова ввести в строй «на постоянной основе», довооружив 32 «Томагавками». Предполагалось, что с помощью крылатых ракет и пушек они смогут защищать авианосцы и поражать наземные цели.

«Айовы» бы еще послужили... Если б не распался СССР.




В своем последнем «перерождении» «Айовы» сочетали артиллерийское вооружение с ракетным.

Стоит упомянуть об еще одном качестве линкора, которое в 1984 году казалось американцам важным преимуществом. Линейный корабль выглядит внушительнее авианосца и, в отличие от него, может подойти к враждебному берегу достаточно близко, чтобы аборигены смогли заметить военное присутствие США невооруженным глазом.



Линкор космических сил.

Не потому ли линкоры не отпускают человеческое воображение и до сих пор остаются флагманами космических эскадр в фантастических романах и электронных играх?

Лине́йные крейсера́ ти́па «Измаи́л» - тип российских линейных крейсеров первой четверти XX века .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Российский императорский флот накануне Первой мировой войны

Субтитры

История создания

Линейные крейсера должны были использоваться в составе быстроходного отряда главных сил в эскадренном бою. Им отводилась роль свободно маневрирующей силы, способной осуществлять глубокую тактическую разведку и охват головы эскадры противника. Распоряжением от 23 октября 1907 г. Совет министров ввел в действие «Положение о составе и подразделении флота», согласно которому «оперативно-способная эскадра» российского флота должна была состоять из восьми линейных кораблей, четырех броненосных, девяти легких крейсеров и 36 эскадренных миноносцев. Задача создания такой эскадры выдвигалась как первоочередная в разработанном Морским генеральным штабом проекте «Программы развития морских вооруженных сил России на 1909-1919 гг.»

356-мм башенные установки

В десятые годы XX века увеличение главного калибра стало основным аргументом артиллерии в противостоянии «брони и снаряда». В Англии , Японии , Америке начинают появляться корабли с калибром пушек 343 мм , 356 мм , 381 мм и более . В октябре 1911 года Морское министерство организовало конкурс проектов башенных установок, предполагалось, что каждый из будущих крейсеров будет вооружен четырьмя 356-мм трехорудийными башенными установками, со скорострельностью три залпа в минуту без учета прицеливания . В конкурсе принимали участие пять заводов: три петербургских - Металлический , Обуховский и Путиловский , а также Общество Николаевских заводов и верфей (ОНЗиВ) и английский завод "Виккерс" . Конкурс был выигран Металлическим заводом с проектом, разработанным известным инженером А. Г. Дукельским . Механическая часть башенных установок была разработана на основе 305-мм башенных установок для линейных кораблей типа "Севастополь ", для снижения веса орудие впервые устанавливалось без так называемой «рубашки», непосредственно в обойме. Тем не менее вес орудия по сравнению с 305-мм возрос с 50,7 до 83,8 тонн. Для увеличения скорости наката использовались регулятор наката и буфер наката . Крыша башни собиралась из 125-мм броневых листов, стенки башни из листов толщиной 300 мм .

История строительства

12 октября 1912 года заказанные Балтийскому заводу корабли получили наименования «Измаил» и «Кинбурн» , Адмиралтейскому - «Бородино» и «Наварин» . 6 декабря , после торжественной закладки, крейсеры официально зачислили в списки флота, хотя теоретический чертёж их корпуса еще не был утвержден окончательно.

Конструкция

По вооружению линейные крейсера типа «Измаил» значительно превосходили современные им дредноуты и сверхдредноуты. Большинство зарубежных линейных кораблей и линейных крейсеров уступали им по количеству, калибру и весу бортового залпа вплоть до «вашингтонских» линкоров типа Rodney . Единственными соперниками по вооружению для «Измаилов» были американские «стандартные» линкоры. По защите же «Измаилы» уступали большинству современных им линкоров - их броня пробивалась на большинстве боевых дистанций уже 305-мм снарядами. Благодаря превосходству в скорости и вооружении, они могли рассчитывать только на успех в скоротечном бою или на своевременный отход. Сравнение «Измаилов» с линейными крейсерами других стран, в особенности с английскими, вообще теряет смысл - таково превосходство русских крейсеров в вооружении.

В августе 1913 г. были получены результаты натурных испытаний, полученных при расстреле «исключенного судна № 4» (бывшего броненосца «Чесма »), на котором были смонтированы элементы броневой защиты новых линкоров, и эти результаты ввергли кораблестроителей в состояние шока. Выяснилось, что броневой пояс пробивается 305-мм снарядами на дистанциях 85-90 кабельтовых - отдельные плиты вдавливались, а наружный борт «выламывался» даже в тех случаях, когда броневые плиты не пробивались; разрушался настил верхней палубы, а его осколками - и средняя. На уже строящихся «Измаилах» пришлось ограничиться усовершенствованием систем крепления броневых плит, усилением набора позади брони, внедрением 3-дюймовой деревянной подкладки под поясом и изменением развесовки горизонтальной брони на верхней и средней палубах.

К августу 1914 года готовность по массе установленного и находившегося в обработке металла корпуса составляла для «Измаила» - 43 %, «Кинбурна» - 38 %, «Бородина» - 30 % и «Наварина» - 20 %. Темпы постройки отставали от утверждённых графиков из-за опозданий в поставках материалов и отливок. Уже 22 мая 1914 г. даты спуска первых двух кораблей перенесли на октябрь того же года. С началом войны наметился срыв поставок башен главного калибра. Часть отливок и поковок, мортиры и кронштейны гребных валов, изготовлявшиеся в Германии, пришлось заказывать и без того уже перегруженным заводам Морского ведомства. Согласно утверждённым 20 декабря новым сроковым ведомостям спуск первых двух крейсеров переносился на май, вторых-на сентябрь 1915 г., а готовность к испытаниям - соответственно на май и август 1917 г., то есть с годовым опозданием против запланированных сроков.

Утром 9 июня 1915 года головной корабль серии, «Измаил», был спущен на воду. 11 июня был спущен «Бородино», а 17 октября - «Кинбурн». В соответствии с объявленной 27 июня Морским ведомством новой классификацией корабли типа «Измаил» зачислили в класс линейных крейсеров.

После спуска трех кораблей на воду строительные работы почти полностью прекратились. Только весной 1916 года все доспусковые работы по «Наварину» были срочно завершены и 27 октября 1916 г. крейсер сошел на воду.

По состоянию на 15 апреля 1917 года готовность крейсеров «Измаил», «Бородино», «Кинбурн» и «Наварин» была следующей: по корпусу, системам и устройствам - 65, 57, 52 и 50 %; по уже установленному поясному и палубному бронированию - 36, 13, 5, 2 %; механизмам - 66, 40, 22, 26,5 %, по котлам - 66, 38,4, 7,2 и 2,5 %. Срок готовности башен «Измаила» перенесли на конец 1919 года, а остальных кораблей - на следующий год. Летом 1917 г. съезд работников судостроительных заводов, постановивший продолжать постройку «Измаила» хотя бы ради обеспечения заработка, выразил пожелание о переделке остальных кораблей этого типа в коммерческие суда. В эскизных проработках намечались два варианта переоборудования: в грузовые (или нефтеналивные) пароходы грузоподъемностью по 16000 т и в нефтяные баржи (22000 т).

В конце 1917 г. Временное правительство постановило приостановить постройку ряда кораблей, в том числе серии «Измаил». В годы гражданской войны корпуса линейных крейсеров оставались у стенок заводов. 19 июля 1923 года «Бородино», «Кинбурн» и «Наварин» были исключены из списков флота, а 21 августа корабли приобрела «в целом виде» германская фирма «Альфред Кубац». 26 сентября в Петроград прибыли буксиры за «Кинбурном», а позднее - и за двумя остальными. Котлы, механизмы и другое корабельное оборудование использовалось в народном хозяйстве, частично при ремонте и модернизации оставшихся а строю боевых кораблей.

Выдвигалось несколько вариантов достройки «Измаила», в том числе переоборудования в авианосец. Этот проект возник в марте 1925 года. Предполагалось оснастить корабль мощным артиллерийским вооружением и авиагруппой в составе 12 торпедобомбовозов, 27 истребителей, 6 разведчиков, 5 артиллерийских отметчиков. Ориентировочное водоизмещение составляло 20 000-22 000 т. Проект был утвержден председателем Совнаркома А. И. Рыковым

В статье посвящённой тяжёлым крейсерам Р-класса упоминалось что они были исключены из немецкой программы строительства в ущерб линейным крейсерам О-класса. поэтому, на мой взгляд, всем будет интересно узнать по-подробней и об этих проектах немецких кораблей.


Проектирование

Несмотря на начало строительства кораблей типов "Шарнхорст" и "Бисмарк", германский флот в 1937 году значительно уступал по численности флотам других европейских держав. и ОКМ {командование военно-морскими силами рейха) решило усилить флот новыми быстроходными броненосными кораблями, являвшимися дальнейшим развитием типа "Дойчланд". Немецкие моряки были вполне удовлетворены проектом таких броненосных кораблей, но два бомбовых попадания авиации республиканской Испании в "Дойчланд" показали, что броневую защиту следует усилить. Сначала был рассмотрен проект корабля с большим радиусом действия, повышенной скоростью хода и дополнительной броневой защитой. По нему намеревались построить 12 высокомобильных кораблей, которые бы могли действовать и в открытом море, и в прибрежных водах. На стадии предварительных проектных проработок новый броненосный корабль обозначили как крейсер "Р" (от слова "panzer" — броня). Поскольку величина водоизмещения жестко ограничивалась, достичь высокой скорости можно было только за счет ослабления броневой защиты, вспомогательной артиллерии, запаса плавучести и вспомогательных систем. По требованиям ОКМ водоизмещение не должно было превышать 19 679 "английских" т (20 000 метрических т), вооружение состоять из шести 283-мм орудий в двух- или трехорудийных башнях, четырех 150-мм орудий в двухорудийных башнях и четырех спаренных зенитных 105-мм установок, скорость 34 — 35 узлов, дальность 15000 миль на 19 узлах, а защита — из пояса по ватерлинии (ВЛ) толщиной 120 мм в средней части, 60 мм в носу. 110 мм с наклоном в корме.

Эти требования привели к рассмотрению 20 различных предварительных проектов. Окончательный вывод специалистов гласил, что при водоизмещении 20 000 т и использовании дизелей для полного хода требования к высокой скорости и мощной броневой защите выполнить не удастся. Кроме того, имелись и чисто экономические трудности. Постройка 12 кораблей за три года требовала полной загрузки всех крупных верфей страны, и так занятых строительством кораблей возрождавшегося флота. Были проблемы с выбором артиллерии: ни на одном иностранном корабле не стояли орудия калибром 283 мм — самыми "маленькими" были 305-мм пушки русских и американских дредноутов постройки времен первой мировой войны. Эксперименты показали, что 283-мм 55-калиберное орудие модели 1934 года намного уступало орудию 380-мм/52 клб, которое приняли для линкоров типа "Бисмарк". Поднимался вопрос о создании новой 305-мм пушки, но тогда строительство кораблей надолго бы задержалось. Решающий момент в выборе артиллерии ГК наступил, когда Гитлер расторг англо-германское морское соглашение 1935 года. При проектировании линейных крейсеров типа "Шарнхорст" рассматривалось несколько альтернативных вариантов их вооружения, один из которых предусматривал замену трехорудийных 283-мм башен на двухорудийные 380-мм. Но поскольку модернизация "Шарнхорста" и "Гнейзенау" требовала их длительного пребывания на верфи, напряженная политическая ситуация делала ее нежелательной. Теперь нужно было найти применение 380-мм орудиям и башням, контракт на изготовление которых уже разместили. Поэтому возникло предложение изменить вооружение крейсеров типа "Р" на 380-мм орудия, и это был час рождения линейного крейсера "О".

Основная стратегическая идея броненосного корабля с "линкорным" калибром орудий предполагала, что такие корабли смогут своими атаками на конвои принудить Британию и ее союзников использовать в составе эскортов линейные силы, что серьезно распылит их мощь. При этом два германских ударных соединения в составе трех линкоров типа "Н", авианосца, нескольких крейсеров и эсминцев каждое связывали бы боем силы эскорта, а быстроходные линкоры со слабой броневой защитой (линейные крейсера в полном смысле этого слова) расправлялись бы с конвоем при поддержке подводных лодок. Так на деле должны были использоваться корабли, построенные по плану "Z", который включал в себя и 3 линейных крейсера. Все работы по крейсеру "Р" прекратили, и в середине 1939 года проектировщиков полностью переключили на линейный крейсер "О".

В проектных требованиях указывалось водоизмещение 29 518 т (30 000 метрических т), вооружение из шести орудий 380-ММ/52 клб, скорость 34 узла, дальность 15000 миль на 19 узлах и броневая защита для противостояния 203-мм снарядам "вашингтонских" крейсеров. Эти требования привели к очень неудачному сочетанию между калибром орудий, водоизмещением и бронированием. Многие критики проекта указывали, что при таком большом водоизмещении следовало бы больше внимания уделить броневой защите, особенно палубной. Ограничение водоизмещения 30 000 т было вызвано желанием насколько возможно сократить время постройки, во многом зависящее от максимальной толщины брони. Срок постройки такого корабля определялся в 3 года, тогда как для линкора требовалось минимум 4. Изучения состава ЭУ показали, что использовать только дизели невозможно. Установка для среднего вала паротурбинного привода позволяла сократить броневую цитадель на 9 м и уменьшить ширину на 3,5 м в кормовой ее части, где объем корпуса начинал резко уменьшаться. Поэтому окончательно решили остановиться на смешанной дизель-турбинной ЭУ.

К сентябрю 1939 года переработанный проект был готов. Три корабля, получившие обозначения “О", "Р" и "Q", должны были строиться на "Дойче-Верке" и "Германия-Верфт" в Киле, а также на военной верфи Вильгельмсхафена. В 1940 году проектные чертежи были одобрены Гитлером и адмиралом Редером. Но постройку кораблей так и не начали, если не считать выдачи заявок на материалы и нескольких приказов на их выполнение.

Вооружение

380-мм орудия модели 1934 года были такие же, как на "Бисмарке" и "Тирпице". Их характеристики были следующими: вес снаряда 800 кг, его начальная скорость 820 м/с, дальность стрельбы 36520 м при угле возвышения 30°, запас снарядов 105 на орудие.

К тому времени германский флот еще не имел удачного универсального орудия среднего калибра. Немцы придерживались мнения, что создать универсальное орудие без существенного снижения его эффективности при стрельбе по надводным целям невозможно. Поэтому средний калибр снова, как и на всех германских больших кораблях, представляли 150-мм орудия и 105-мм зенитки. Но для проекта "О" это было плохое решение, учитывая недостаток веса, пространства и слабую броневую защиту.

В то же время угол возвышения 150-мм орудий увеличили с 40°, которые имели установки на линкорах, до 65° (45.3 кг, 875 м/с, 23000 м, боезапас по 150 снарядов на орудие). Это означало, что теперь они могли вести огонь по самолетам, если к их снарядам разработать временной взрыватель и предусмотреть возможность его регулировки (установки времени) при стрельбе. Скорострельность башенных 150-мм орудий оставалась в пределах 6 выстрелов в минуту.

Дальняя ПВО обеспечивалась восемью 105мм/65 клб зенитками в стабилизированных спаренных установках того же типа, что стояли на всех германских линкорах (15,1 кг, 900 м/с, 17700 м, 80°, 400 снарядов на орудие). Эффективность этих установок снижали ограниченные углы обстрела и наличие всего двух директоров для управления огнем, чего уже было явно недостаточно для отражения воздушных атак.

Зенитные автоматы были представлены восемью 37-мм/83 клб и двадцатью 20-мм пушками, сгруппированными вокруг дымовых труб. Предполагалось иметь по 2000 выстрелов на каждый ствол. Как показал опыт боевых действий, такие зенитные батареи совершенно не соответствовали возросшей мощи ударной авиации. Сравнимые с этими германскими кораблями британские "Рипалс" и "Ринаун", хотя и были на 20 лет старше, имели более мощные средства ПВО.

Торпедное вооружение

Хотя эти корабли создавались как "истребители торговли", первоначально размещение торпедного вооружения на них не предполагалось. После обсуждения проекта в германском Морском штабе на крейсерах решили установить по четыре 533-мм трехтрубных торпедных аппарата в неподвижных палубных установках в средней части корабля. Рассматривалась и возможность установки подводных ТТ, как на линкорах типа "Н", но это решение требовало значительного места в корпусе и установки дополнительной защиты, что сделать было сложно — пространства в корпусе и так не хватало.

Авиационное вооружение

Каждый корабль должен был нести по 4 гидросамолета типа "Arado-196", которые хранились в ангарах в средней части с 14-мм противоосколочной защитой. Неподвижная катапульта того же типа, что и на "Бисмарке", располагалась между тремя ангарами, а гидросамолеты на нее устанавливались с помощью больших кранов, которые служили и для спуска шлюпок. Необходимость гидросамолетов на линкорах и линейных крейсерах ставилась под сомнение, но из-за отсутствия у немцев авианосцев другого способа обнаружения конвоев просто не было.

Радиолокационное оборудование. В контрактной спецификации радар не указывался, но, без всякого сомнения, если бы эти корабли вошли в строй, на них установили бы радары слежения и управления артогнем, как это сделали на "Тирпице" в 1943—1944 годах.

Бронирование

Отсутствие надежной защиты являлось наиболее характерной особенностью проекта этих кораблей. Главный броневой пояс состоял из полос двух разных толщин (190 и 90 мм), как и на предыдущих германских проектах. Палубы же бронировались слабее, чем на предшественниках. Начиная от противоторпедной переборки (ПТП) нижняя броневая палуба к бортам имела скос (80 мм на протяжении всей цитадели), что давало дополнительную защиту от попавших в район ватерлинии снарядов. В кормовой части нижняя бронепалуба имела продолжение для защиты отделения рулевых машин и валов. Из-за экономии веса ближние к бортам части кормовой бронепалубы загнули еще больше и их толщину довели до 110 мм.

Германские конструкторы остались верны концепции мощной защиты боевых рубок. Даже на этих облегченных кораблях носовая (она же главная) рубка имела 200-мм стены, 80-мм крышу и 20-мм палубу, колодец связи — 80-мм. Кроме этой рубки в башеннообразной надстройке бронировался только пост управления стрельбой — 30-мм стены и палуба, 20-мм крыша. Кормовая рубка имела 50-мм стены и 30-мм крышу.

Как и "Бисмарк”, эти корабли имели три траверзные броневые переборки и 14-мм продольную переборку между дизельными отделениями. Такие переборки должны были останавливать осколки взорвавшихся в пределах этих отделений снарядов.

Из-за ограниченного водоизмещения и наличия большой площади не защищенного броней борта главные поперечные водонепроницаемые переборки на этих кораблях доходили до уровня верхней палубы. Этим собирались воспрепятствовать чрезмерному дифференту на нос и сопутствующей ему потере скорости при попаданиях снарядов в носовую оконечность. По этой же причине обычную стальную обшивку борта перед цитаделью заменили на 60-мм противоосколочный пояс из нецементированной брони.

На всех германских кораблях предвоенной постройки башни ГК бронировались очень сильно. На крейсерах типа "О" лобовая броня башен должна была быть 220 мм, стены и задняя плита — 180 мм, крыша — 50 мм. Тем не менее такая броня существенно уступала броне "Бисмарка" и была уязвима для снарядов крупного калибра и бронебойных бомб. Толщину кормовой полуокружности барбета башни "С", куда из-за близкого расположения башни к кормовому броневому траверзу прямые попадания считались маловероятны, ограничили 80 мм. Чтобы предотвратить пожары в погребах боезапаса, как это имело место на "Зейдлице" в бою при Доггер-банке в 1915 году, немцы провели большие исследования проектов башенных барбетов. Система перегрузки боезапаса на крейсерах типа "О" была очень тщательно продумана. Башни же 150-мм артиллерии имели со всех сторон лишь противоосколочную 14-мм броню, и такая экономия вызывалась желанием усилить бронирование других частей корабля.

Противоторпедная защита (ПТЗ) в принципе повторяла защиту предыдущих германских кораблей, но имела меньшую глубину. Особенно трудно было разместить ПТЗ в кормовой части корпуса, где обводы для обеспечения требуемой высокой скорости резко заострялись. Коэффициент полноты корпуса равнялся 0,512 вместо 0,554 на "Шарнхорсте", и защита - оконечностей цитадели оказалась хуже. Глубина ПТЗ на половине осадки в районе кормовой башни "С" составляла всего 1,0 м, в районе башен "А" и "B" — соответственно 1,8 и 2,6 м, и только в средней части корпуса она доходила до 4,2 м. Общая толщина переборок в районах башен равнялась 68 мм, а в средней части 51 мм. Противоторпедная переборка делалась из 45-мм нецементированной брони (60 мм в районе погребов ҐК), достаточно пластичной, чтобы поглотить часть энергии подводного взрыва. Как и на линкорах типа "Н", конструкция ПТП сварная.

Вследствие слабого бронирования и недостаточной ПТЗ, много внимания пришлось уделить вопросам остойчивости и хорошему разделению на отсеки. Как и все другие германские капитальные корабли того периода, крейсера тина "О" проектировались так, чтобы выдерживать затопление двух соседних отсеков в средней части и трех в оконечностях, водонепроницаемые переборки делили корпус на 18 отсеков (на "Шарнхорсте" и типе "Н" их было по 21, на "Бисмарке” — 22). Чтобы увеличить запас плавучести, германские конструкторы впервые в своих проектах использовали материал "Ebonite Mousse", представлявший собой вулканизированную пенистую резину, разработанную французами, с очень малым удельным весом. Этим материалом хотели заполнить все пустые пространства внутри броневой цитадели. Использование этого материала давало бы неповрежденному кораблю дополнительный вес в 150—200 т, но для поврежденного корабля при затоплении заполненных пенистой резиной отсеков устранялся риск потери плавучести. Кроме того, повышалась бы и сопротивляемость системы ПТЗ, которая в результате получилась бы более эффективной, чем на кораблях типа "Шарнхорст".

Энергетическая установка

Скорость была главным аспектом проекта линейных крейсеров типа "О". Обводы корпуса и мощность механизмов подобрали для обеспечения максимальной скорости 34 и крейсерской 19 узлов. С чисто дизельной установкой на полной мощности корабль бы смог давать всего 25 узлов, зато комбинированная дизель-паротурбинная обеспечивала и высокую максимальную скорость, и низкий расход топлива, и огромную дальность плавания — от 14000 до 15000 миль на скорости 19 узлов.

Восемь главных 24-цилиндровых дизелей двойного действия группировались по 4 на вал. Для подачи впускного воздуха в главные дизели, для привода водяных, топливных и смазочных насосов использовался еще 5-цилиндровый дизель с тем же диаметром и ходом поршней. Дизели были единой V-образной конструкции производства "Maschinenfabrik Augsburg Nurnberg AG" (MAN). Они были также известны как "двигатели карманных линкоров" и использовались как экспериментальные с 1940 года (мощность 13750 л.с., максимальная 15300 Л.С., удельный вес 12.5кг/л.с. и скорость вращения вала 450 об/мин.). Каждые 4 дизеля через общий редуктор приводили во вращение внешний гребной вал (диаметр винта 4,85 м), причем соединение двигателей с редуктором происходило через гидромуфты фирмы "Фоттингер", сглаживающие колебания числа оборотов выходного вала. Хотя проект так и не был реализован, фирма MAN провела успешные испытания прототипа двигателя, проработавшего непрерывно 300 часов.

Средний гребной вал (винт диаметром 4,9 м) приводился во вращение одним турбозубчатым агрегатом (ТЗА}. Четыре высокотемпературных котла высокого давления располагались в одном КО (снова желание сэкономить вес!), что было весьма рискованно для корабля с такой слабой защитой. Котлы производства фирмы "Вагнер” обеспечивали подачу перегретого (460°) пара под давлением 55 атмосфер. Мощность на валу составляла бы 55 000 л-с (максимум 60 000). Устройство турбин соответствовало предыдущим типам линкоров: три турбины высокого и среднего давления располагались позади зубчатого редуктора и вращали боковые шестерни, а двухпоточная турбина низкого давления располагалась впереди редуктора и вращала центральную (верхнюю) шестерню. Изготавливать турбины должна была фирма "Brown Boveri". Для ускорения постройки на все три корабля собирались поставить ТЗА, уже заказанные для авианосца "В". Авианосец посчитали менее важной боевой единицей, чем три линейных крейсера.

Электрооборудование

Максимальная мощность электрической сети оценивалась в 7360 кВт, для чего предназначались 2 турбо- и 2 дизель-генератора по 460 кВт и 6 дизель-генераторов по 920 кВт. Сеть освещения и электроприводов имела напряжение 220 В постоянного тока, но для части электрооборудования имелась и сеть 110 В переменного тока мощностью 460 кВт (1 дизель-генератор, стоящий перед главными дизелями). На кораблях "кригсмарине" не было случаев потери электроэнергии, поскольку германская практика всегда требовала 100%-ного дублирования. В боевых условиях нормальное потребление электроэнергии на борту равнялось 2760 кВт.

Характеристики корпуса

Корабль имел три руля, каждый из которых находился в струе гребного вала. Внешние рули, отстоящие от центрального на 9,45 м и расположенные чуть ближе к носу, имели несколько меньшие размеры. Необходимость в трех рулях продемонстрировала гибель "Бисмарка", хотя возможно, что такую схему немцы позаимствовали у итальянских линкоров типа "Витторио Венето". Корпус на 90—95% должен был быть сварным, поскольку это позволяло экономить вес. Кроме того, желание уменьшить период постройки заставляло делать сварными даже кронштейны, втулки гребных валов и стерн-пост, которые традиционно отливались. Из-за уменьшенной толщины обшивки в оконечностях пришлось предусмотреть дополнительные крепления под верхней палубой, чтобы она выдерживала воздействие дульных газов при стрельбе орудий ГК.

Общая оценка проекта

Линейные крейсера типа "О" имели мощный главный калибр, необычную энергетическую установку большой мощности, но слабое бронирование сделало их устаревшими еще до начала постройки. Почти полное отсутствие горизонтальной защиты в то время, когда увеличилась разрушительная мощь авиабомб и падающих под большим углом снарядов при стрельбе с дальних дистанций, делали эти корабли чрезмерно уязвимыми от огня тяжелых орудий и, без всякого сомнения, их нельзя было использовать в боевой линии. Неудачный выбор главных характеристик основывался на концепции, которая была бы к месту лет на 25 раньше. По-видимому, ответственность за решение построить такие линейные крейсера всецело лежит на Гитлере, который всегда тяготел к большим кораблям. Он видел в них грозного противника силам эскорта союзных конвоев в Европу. Но сами немцы считали крейсера "О", "Р" и "Q" совершенно неудачными по концепции. В профессиональных кругах этот проект был известен под названием "Ohne Panzer Quatsch" — "безбронный нонсенс". В то же время разделение на отсеки проектировалось более тщательно, чем на всех других германских кораблях. Дополнительное использование водовыталкивающего материала в пустых бортовых отсеках отчасти компенсировало слабость брони и ПТЗ и явилось позитивным шагом в германском военном кораблестроении.

Учитывая правильность решения использовать орудия крупного калибра, следует все же признать, что среднее и зенитное вооружение было явно недостаточным. Установка батарей универсальных орудий позволила бы значительно сэкономить вес и улучшить огневую мощь. Увы, германская промышленность так и не смогла освоить выпуск хорошего универсального орудия, отчего пострадал весь проект этих, и не только этих, кораблей.

Отсутствие в германском флоте авианосцев вытекало из неправильной оценки самолета как фактора войны на море. Вторая мировая война показала, что постройка любого крупного артиллерийского корабля в ущерб строительству авианосцев была ошибкой. Особенно это касалось таких, как тип "О", морально устаревших кораблей, имевших большие размеры и высокую стоимость при слабых средствах ПВО. Напрашивается вывод, что крейсера типа "О" были бы очень быстро выведены из строя и в конце концов уничтожены авиацией.

Тактико-технические характеристики линейного крейсера типа "О"

Размерения:

246(ВЛ)/248,15(макс.)хЗ0х8,8(осадка при полном водоизмещении)/ 8,0 (при проектном) м.

Вооружение:

8—20 20мм автоматов,

12 533-мм палубных торпедных аппаратов,

4 гидросамолета "Арадо-196", 1 катапульта.

Бронирование, мм:

верхний пояс 90, главный 190 (в носу 60);

верхняя палуба 30,

нижняя палуба: в средней части 60, у бортов 80{скосы);

башни ГК (лоб/стены/тыл/крыша) 220/180/180/50,

барбеты ГК 180 (корм. часть барбета "С" 80),

башни СК (везде) 14;

боевая рубка: (стены/крыша/пол) 200/80/30,

колодец связи 80 мм.

Механизмы:

4 тонкотрубных котла высокого давления системы "Вагнер" (рабочее давление 55 атм., температура пара 460,

1 ТЗА системы "Браун Бовери" (одноступенчатый редуктор),

8 главных 24-цилиндровых 2-тактных дизелей MAN;

мощность на валах 175 136 л.с.,

максимальная скорость. 33,5 узла;

дальность плавания 14000 миль на 19 узлах.

Распределение весов:

Корпус..................8900 т,.....30,4%.

Экипаж и провизия........2800 т,..... 9,5%.

Механизмы...............3760 т,.... 12,8%

Броня..................8060 т,.... 27,5%.

Вооружение и боезапас: ..5800 т,.... 19,8%.

"Легкое" водоизмещение 29 320 т, 100,0%.

Топливо и пресная вода 6400т:

Полное водоизмещение 35 720 т.

Метацентрическая высота:

3,19 м при нормальной

Источник - http://alternathistory.org.ua/lineinye-kreisera-tipa-o-germaniya

Если вы живёте в Ульяновске и делаете у себя дома ремонт, и вам необходимо поменять межкомнатные двери, то по этой ссылке, вы найдёте лучшие ульяновские межкомнатные двери . Хочу отметить, что вас порадует не только ассортимент ульяновских межкомнатных дверей, но и их цена.