Космическая станция америки. Тайна затопления американской станции «Скайлэб

Середина 1960-х была поистине золотой эпохой NASA - в 1966 году бюджет агентства составлял 4.41% от федерального бюджета США, а в его штате находилось 410 тысяч человек (и плюс еще 370 тысяч подрядных работников). Ни до, ни после агентство никогда не имело сопоставимых ресурсов. Для сравнения, в наше время бюджет NASA составляет 0.49% от федерального, а в штате находится 79 тысяч человек (плюс 19 тысяч подрядных сотрудников).

Сейчас программа «Аполлон» ассоциируется у большинства исключительно с полетами на Луну. Однако в те годы у NASA существовала масса проектов по поводу того, как использовать лунную технику в других миссиях. Совокупность этих предложений известны как прикладная программа «Аполлон» (AAP). Наиболее известными проектами прикладной программы были:


  • Дополнительные полеты «Аполлона-18», «Аполлона-19» и «Аполлона-20». В качестве возможных мест высадки подобных миссий рассматривались кратеры Коперника и Тихо.

  • 28-дневная миссия на полярной лунной орбите.

  • Создание лунной базы.


  • Создание космической обсерватории ATM по наблюдению за Солнцем на базе лунного модуля.

  • Переоборудование на околоземной орбите третьей ступени ракеты Сатурна-5 с целью создания на ее базе большой орбитальной станции.


Проблема заключалась в том, что «Аполлон» был в первую очередь политически мотивированной программой. И как только основная цель была достигнута, финансирование было резко сокращено, что сделало невозможным реализацию большинства проектов прикладной программы. В итоге, ее единственными доведенными до стадии запуска элементами стали созданная на базе третьей ступени Сатурн-5 орбитальная станция и солнечная обсерватория ATM.

Из-за отмены трех последних миссий «Аполлона», у NASA осталось в распоряжении три неиспользованные ракеты Сатурн-5, а также запас командных модулей корабля «Аполлона». Это избавило агентство от необходимости придерживаться старого плана по переоборудованию третьей ступени Сатурна-5 прямо на орбите, что требовало минимум двух запусков: орбитальная станция, получившая название Скайлэб, была построена на Земле на основе корпуса третьей ступени и запущена в мае 1973 года.

Благодаря своему «ракетному» происхождению станция могла похвастаться феноменальным по тем временам габаритами: длина — 24,6 метра, максимальный диаметр — 6,6 метров, масса — 77 тонн. Суммарный внутренний объём цилиндра Скайлэб составлял 352 м³. Это давало астронавтам очень большую свободу передвижений - у них были личные каюты, душевая кабинка, они могли легко прыгать от стенки к стенке во время занятий гимнастикой, и даже летали внутри на установке для перемещений в открытом космосе ASMU. Как это было можно представить по данным видео.

А вот так проходили внутристанционные испытания установки для перемещения в открытом космосе.


Впрочем, всего этого могло и не случиться, ибо при выходе станции на орбиту произошла авария - сорвавшийся теплоизолирующий экран выбил одну солнечную батарею и заклинил другую. Без теплозащиты, внутри станции стала быстро нарастать температура, потому первая экспедиция на Скайлэб SL-2 в основном занималась ее спасением, меняя солнечные батареи и устанавливая вместо потерянного теплозащитного экрана специальное полотнище.

Успешной реанимации станции во многом способствовала солнечная обсерватория ATM - второй реализованный элемент расширенной программы «Аполлон». Она была запущена в связке со Скайлэб и имела собственные солнечные батареи, которые смогли обеспечить станцию минимумом энергии на период ремонта.

В дальнейшем, на Скайлэб слетало еще две экспедиции. Экипаж SL-3 проработал на орбите 59 дней, и помимо большого количества экспериментов и наблюдений, отметился одним из самых известных в истории. Кроме того, астронавты оставили «подарок» своим сменщикам - когда на станцию прибыл экипаж следующей экспедиции, то вероятно к своей немалой радости они обнаружил три безмолвно взирающих на них «фигуры» в летных комбинезонах. Третья экспедиция проработала на станции 84 дня, что по тем временам было весьма неплохим достижением. Оно было перекрыто лишь экипажем «Салют-6» в 1978 году.

Интересно, что вместе со станцией был построен и специальный спасательный корабль, представлявший собой переоборудованный командный модуль «Аполлон» способный вместить пять человек. Один раз ракета с установленным на нее спасательным кораблем даже выводилась на стартовую площадку, но к счастью все обошлось.

Другой интересный факт заключается в том, что всего было построено два Скайлэба. Существовало предложение задействовать вторую станцию для эксперимента по симуляции гравитации путем раскручивания ее на орбите. Другой вариант заключался в использовании ее в рамках программы «Союз-Аполлон» с возможностью посещения станции советскими экипажами (т.н. International Skylab). Однако из-за продолжающегося урезания космических бюджетов станция так и осталась на Земле.

Что касается оригинального Скайлэб, то после того, как в феврале 1974 года третья экспедиция покинула станцию, на ней остались запасы воды минимум на полгода, и кислорода на 420 дней. Рассматривался вариант запустить в 1974 году кратковременную четвертую экспедицию, которая подняла бы орбиту станции (у Скайлэб не имелось собственного двигателя), однако она была отменена - считалось, что на текущей орбите (440 километров) Скайлэб просуществует как минимум до начала 1980-х.

Начало эксплуатации шаттлов было запланировано на 1979 год. Рассматривался вариант, в рамках которого во время одного из первых полетов (изначально, шестая миссия) шаттл поднял бы орбиту станции. После этого в рамках следующих миссий станция была бы существенно переоборудована: планировалось, что Скайлэб будет оснащен собственным двигателем, новым стыковочным узлом и шлюзовым отсеком, дополнительными научными модулями и к середине 1980-х на ней будет размещен экипаж в 6-7 человек, и она смогла бы функционировать как своеобразная база по приему шаттлов.

Однако, подобно всем благим начинаниям, эта идея не выдержала встречи с реальностью. С одной стороны, программа шаттлов столкнулась с массой задержек и переносов. С другой, инженеры недооценили солнечную активность и ее влияние на срок жизни орбитальных объектов. Уже в 1976 году специалисты NORAD рассчитали, что станция войдет в атмосферу в середине 1979 года.

По мере того, как первый полет шаттла все переносился и переносился, стало понятно, что станция будет потеряна. Военные быстро предложил свои «услуги» по избавлению от станции с помощью ракет, но это предложение было сразу же отвергнуто. Второй вариант заключался в отправке беспилотного модуля с двигателем, который бы поднял орбиту Скайлэб. Для его сборки на орбите требовалось два запуска.

Но к этому моменту на Земле победили сторонники идея создания новой модульной орбитальной станции (этот проект позже обрел название Freedom). Скайлэб был построен по технологиям 1960-х годов, многие его узлы нуждались в замене, да и сама станция была рассчитана на экспедиции посещения, а не на многолетнее проживание. Еще одной проблемой было то, что как и на «Аполлонах» давление на станции составляла 0.35 от земного, а атмосфера состояла из чистого кислорода, в то время как на шаттлах поддерживалась атмосфера, сходная с земной. Так что для попадания внутрь станции новым экипажам пришлось бы проходить декомпрессию в шлюзовом отсеке. Но в то же время, именно эти аспекты и вызывал интерес у тех, кто отстаивал необходимость возрождения Скайлэб: инженерам было важно собрать информацию о том, в каком состоянии после пяти лет пребывания без экипажа будет станция и эффектах ее длительного пребывания в космосе. Да и экипажи шаттлов могли бы использовать Скайлэб в качестве своеобразного полигона, где они могли бы оттачивать свои навыки по космическому ремонту.


Концепт орбитальной станции Freedom


Но в итоге, было принято решение вообще ничего не предпринимать и ждать, когда станция сгорит в атмосфере. Нетрудно догадаться, что после этого ожидаемое падение Скайлэба стало большим медиасобытием 1979 года. Были выпущены сувенирные футболки и бейсболки с изображением падающей станции, газеты объявили о премиях тому, кто найдет первый обломок Скайлэб и т.п. 11 июля 1979 Скайлэб вошел в земную атмосферу. Считалось, что обломки станции упадут в точке на 1300 километров южнее Кейптауна, одна расчеты снова оказались ошибочны и часть обломков упала в западной Австралии южнее города Перт. По забавному совпадению, 20 июля в Перте проходил конкурс мисс Вселенная и здоровенный фрагмент корпуса станции был выставлен на сцене, где выступали претендентки.

Сейчас этот и другие фрагменты находятся в различных музеях. Как показал их анализ, станция проявила удивительную живучесть и рассыпалась на обломки на высоте всего лишь 16 километров. Власти графства Эсперанс в итоге выставили NASA счет в 400 австралийских долларов за "засорение территории". Он был оплачен лишь в 2009 году, причем не агенством, а одним калифорнийским диджеем по собственной инициативе.

Таким образом, единственный реализованный проект прикладной программы «Аполлон» был завершен и под целой космической эпохой была подведена окончательная черта. Первый полет шаттла «Колумбия» состоялся 12 апреля 1981 года. Что касается станции Freedom, то после целого ряда бюджетных сокращений и переносов, она эволюционировала в американский сегмент МКС, сборка которой началась лишь в 1998 году.

Зачем первой американской орбитальной станции был нужен «зонтик», почему произошла первая космическая забастовка и как станция Skylab едва не стала прообразом Международной космической станции во время холодной войны, рассказывает рубрика «История науки».

Идея создать долговременную станцию на орбите, куда могли бы пристыковываться запускаемые с Земли корабли, возникла еще задолго до космических полетов. Собственно говоря, в повести Константина Циолковского «Вне земли» описывается такая станция. Но и первые проекты станций и в СССР, и в США появились до Гагарина.

Впрочем, какая-то конкретика появилась в 1963-1964 годах, когда сначала американская военная авиация предложила проект Manned Orbiting Laboratory - военной разведывательной орбитальной станции на основе верхней ступени ракеты Agena, а затем и Вернер фон Браун предложил свой проект Orbital Workshop на основе верхней ступени ракеты Saturn-1B. Однако до реального конструирования и постройки дошло в самом начале 1970-х.

Дело в том, что тогда уже случился успех лунной программы и благодаря этому Конгресс… урезал средства на космос. Ну а что, политический результат есть, а сколько миссий слетает на Луну - какая разница? Поэтому полеты Apollo 18-19-20 на Луну отменили. Но в результате «на складах» NASA осталось некоторое количество неиспользованных ракет Saturn V. Почему же не использовать самую мощную ракету для реализации давней задумки? И «Аполлоны», чтобы летать к станции, тоже есть.

Запуск станции Skylab на ракете-носителе Saturn V

Wikimedia Commons

Как и предыдущий проект, орбитальная станция Skylab - «Небесная лаборатория» - была построена на основе корпуса первой ступени ракеты Saturn IB. Станция получилась массивная, намного больше уже долетевшего в 1971 году «Салюта». Длина - 24,6 метров, максимальный диаметр – 6,6 метров. Электропитание так же, как и на «Салюте», обеспечивалось солнечными батареями, но это были не только два «крыла», как во всех первых советских станциях и на кораблях «Союз», а еще и своеобразный «подсолнух», вынесенный над осью станции вместе с отсеком астрофизических приборов.

Старт первой американской орбитальной станции состоялся 14 мая 1973 года. И сразу же началось то, что принято называть фразой «Хьюстон, у нас проблемы». Вообще-то, по графику уже на следующие сутки должен был случиться старт первого корабля с экипажем. Однако запуск пришлось отложить и начать думать, что делать. Дело в том, что после выхода на орбиту одно из «крыльев» солнечных батарей не раскрылось, а другое оторвалось. Потом выяснилось, что это «работа» теплоизолирующего экрана, который тоже оторвался, параллельно снеся одну батарею и заклинив другую.

Поврежденный Skylab

Wikimedia Commons

В итоге на станции стало невыносимо жарко (внутри - 38 градусов, на поверхности - 80). Пришлось спешно конструировать «зонтик» - обыкновенное полотнище, которое натягивалось над станцией на четырех спицах.

25 мая полетел первый экипаж (миссия SL-2, SL-1 именовался пуск самой станции). Эта экспедиция превратилась из научной в ремонтную. Она продлилась 28 суток. В июле полетел новый экипаж (SL-3), проработавший 59 дней на орбите (28 июля – 25 сентября). Третий и последний экипаж проработал на Skylab рекордные для США 84 дня (этот рекорд для астронавтов продержался аж до совместных экспедиций на станции «Мир»). Впрочем, тогда это был и мировой рекорд, который перекрыли в 1978 году советские космонавты на станции «Салют-6».

Устройство Skylab

Wikimedia Commons

С последним экипажем в лице Джералда Карра, Эдварда Гибсона и Уильяма Поуга был связан интересный эпизод: первая и единственная на настоящий день космическая забастовка. Дело в том, что и экспедиция SL-2, и экспедиция SL-3 были укомплектованы опытными астронавтами, жадными до работы. Особенно старался экипаж SL-3. Ребята «пахали» по 16 часов в сутки, стараясь максимально выполнить программу полета. А в SL-4 были новички, программу которых рассчитали, исходя из рвения «третьих». Джеральд Карр заявил: «Мы никогда бы не стали работать по 16 часов в день в течение 84 дней подряд на земле, и от нас не стоит ожидать этого здесь в космосе». Экипаж на сутки полностью прервал связь с Землей и занялся отдыхом. Теперь этот случай входит во все учебники космической психологии и медицины.

Но дальше программа закончилась. Ракета снята с производства, новые станции выводить было нечем. Пытались сохранить станцию до начала полетов Space Shuttle, была даже идея создать «МКС времен холодной войны» - комплекс Skylab-«Салют», но увы. 11 июля 1979 года станция сошла с орбиты и сгорела в атмосфере. Обломки упали на территории Австралии и до сих пор экспонируются в музеях. США своих долговременных полетов пришлось ждать долгие годы.

Ракета-носитель Стартовая площадка Сход с орбиты NSSDC ID SCN Технические характеристики Масса Размеры

длина: 24,6 м
максимальный диаметр: 6,6 м

Элементы орбиты Наклонение Период обращения Апоцентр Перицентр Витков за день Логотип миссии

Скайлэб на Викискладе

Длина - 24,6 м, максимальный диаметр - 6,6 м, масса - 77 т, внутренний объём - 352,4 м³. Высота орбиты - 434-437 км (перигей-апогей), наклонение - 50°.

Массо-габаритные параметры (в том числе полезный объём) станции «Скайлэб» превышали в разы характеристики советских орбитальных станций серий ДОС-«Салют» и ОПС-«Алмаз» . Также американская станция стала первой, где экипажи работали многократно, и первой, где имелось два стыковочных узла (хотя второй использован не был).

История создания

Первые проекты орбитальных станций стали появляться в СССР и в США с конца 50-х годов. Одним из самых распространенных вариантов была переделка верхней ступени ракеты-носителя в полноценный орбитальный модуль. В частности в 1963 году ВВС США предложили разрабатывавшийся некоторое время, но так и не реализованный проект военной разведывательной станции MOL (Manned Orbiting Laboratory) на базе верхней ступени ракеты «Аджена». Примерно в то же время фон Брауном была представлена концепция «Практического применения программы „Аполлон“», где среди прочего предполагалось использовать верхнюю ступень ракеты Сатурн 1B в качестве жилого объёма орбитальной станции. Фактически станция выступала в двух ипостасях - сначала выводила себя на орбиту как ракетная ступень, затем освободившийся бак жидкого водорода дооснащался и ступень превращалась в орбитальный модуль. Предусматривалось наличие стыковочного узла, солнечных батарей и другого оборудования. Проект под рабочим названием «Orbital Workshop» нашел поддержку руководства НАСА и начал реализовываться.

Серьёзное урезание космического бюджета в начале 70-х годов заставило НАСА пересмотреть свои программы. Значительному количественному сокращению подверглась и программа орбитальных станций. С другой стороны, после отмены лунных экспедиций Аполлон -18,-19,-20 в распоряжении НАСА остался запас сверхтяжёлых ракет Сатурн-5 , которая легко могла вывести полностью оснащенную орбитальную станцию, а значит половинчатый вариант с дооборудованием водородного бака становился неактуальным. Окончательный вариант получил имя «Skylab» - «Небесная лаборатория».

Конструкция

Схематическое изображение Скайлэба в разрезе, дающее представление о размерах станции. Слева - пристыкованный транспортный корабль Аполлон

Запуск станции Скайлэб ракетой-носителем Сатурн-5

Вид в полёте спереди на шлюзовую камеру с основным стыковочным узлом и отсек ATM

Схема внутреннего объёма в разрезе

Упавший фрагмент

Посвящённая Skylab марка США 1974 г.

Скайлэб была построена на основе корпуса верхней ступени ракеты Сатурн-1Б . Корпус был покрыт теплоизоляцией, внутреннее пространство баков было приспособлено для жизни и научных исследований.

В верхней части корпуса были установлены отсек оборудования, шлюзовая камера с основным осевым и резервным боковым стыковочным узлами длиной 5.28 м и диаметром 3.0 м, к которой прикреплен массивный отсек астрофизических научных приборов ATM (Apollo Telescope Mount). После выхода на орбиту ATM поворачивался на 90°, открывая доступ к осевому стыковочному узлу.

Пустой водородный бак ступени образует орбитальный блок станции внутренним диаметром 6.6 м, разгороженный решетчатыми перегородками на лабораторный (ЛО) и бытовой (БО) отсеки и высотой 6 м и 2 м. Кислородный бак служит для сбора отходов. ЛО служит для проведения научных экспериментов, БО - для отдыха, приготовления и приема пищи, сна и личной гигиены. Все необходимое для деятельности трех экипажей находится на Skylab во время её запуска: 907 кг продуктов и 2722 кг воды.

Система электроснабжения станции состоит из шести панелей солнечных батарей (СБ) : основных, развертывающихся на корпусе в виде двух больших крыльев, и четырёх раскрывающихся крестообразно на блоке АТМ.

Внешняя длина комплекса Skylab с пристыкованным к ней транспортным кораблем Аполлон - 36 м, масса - 91.1 т. В жилых отсеках общим объёмом 352.4 м³ поддерживается искусственная кислородно-азотная атмосфера (74 % кислорода и 26 % азота) давлением 0.35 атм и температурой 21-32 °C.

SkyLab имела огромный внутренний объём, предоставляя практически неограниченную свободу передвижений, например легко можно было прыгать от стенки к стенке во время занятий гимнастикой. Астронавты находили бытовые условия обитания на станции весьма комфортными: в частности, там был установлен душ. Каждый астронавт располагал небольшим отдельным отсеком-каютой - нишей с закрывающейся шторкой, где было спальное место и ящик для личных вещей.

Запуск Скайлэб

Американская ОС Skylab была запущена в 17:30 UTC 14 мая 1973 г. ракетой «Сатурн-5» , а спустя сутки ракетой Сатурн-1Б на станцию должна была отправиться первая экспедиция в составе командира - Чарлза Конрада , пилота CM - Пола Уайтца и врача Джозефа Кервина .

Skylab вышла на почти круговую орбиту высотой 435 км, раскрылись солнечные батареи на ATM, однако одна СБ на корпусе станции не раскрылась, а другая оторвалась. Как показало расследование, при выведении со станции сорвало теплоизолирующий экран, который вырвал одну СБ и заклинил другую. Вскоре на станции стала катастрофически нарастать температура, достигнув внутри 38 °C, а на внешней стороне - 80 °C. Скайлэб осталась без электроснабжения и без терморегулирования, и эксплуатация её была практически невозможна. Для разрешения ситуации было решено доставить на станцию замену экрану - своеобразный «зонтик», полотнище, натянутое на 4 раздвигающиеся спицы. «Зонтик» был в кратчайшие сроки изготовлен и уже 25 мая отправился на станцию вместе с первой экспедицией.

Экспедиции на Скайлэб

В общей сложности на станции побывали, как и планировалось, три экспедиции. Основной задачей экспедиций было изучение адаптации человека к условиям невесомости и проведение научных экспериментов. Поскольку сам запуск станции имел обозначение SL-1 (Скайлэб-1), три пилотируемых полёта имели номера 2, 3 и 4.

Несмотря на многочисленные трудности, экспедициями на «Скайлэб» было проведено огромное количество биологических, технических и астрофизических экспериментов. Наиболее важными были телескопические наблюдения Солнца в рентгеновском и ультрафиолетовом диапазонах, было заснято множество вспышек, открыты корональные дыры.

Полная стоимость программы «Скайлэб» составила порядка 3 млрд долларов США в ценах того времени.

Дальнейшая работа станции

Больше экспедиций на станцию не было. Предлагался 20-дневный полёт SL-5 Скайлэб-5 для научных экспериментов и некоторого поднятия орбиты станции. Обсуждались способы сохранить Скайлэб до начала полётов многоразовых кораблей Спейс Шаттл , после чего эксплуатировать не менее 5 лет. Программа Скайлэб-Шаттл предусматривала один полёт для существенного поднятия орбиты с помощью доставляемого шаттлом двигательного модуля, два полёта экспедиций восстановления с доставкой нового стыковочного узла в первом, а затем регулярные многомесячные экспедиции с доведением экипажа на станции до шести-восьми человек, пристыковкой нового большого шлюзового модуля, других модулей (в том числе несвободнолетящих шаттловских лабораторий Спейслэб) и ферм, а также, возможно, дооснащаемого оборудованием отработавшего внешнего бака системы Шаттл ещё большей размерности. Однако, окончательное решение и финансирование так и не было принято.

Тем временем возросшая солнечная активность привела к некоторому увеличению плотности атмосферы на высоте орбиты «Скайлэб», снижение станции ускорилось. Подъем станции на более высокую орбиту был невозможен, так как у неё не было собственного двигателя (подъем орбиты осуществлялся только двигателями пристыкованных КК «Аполлон», в которых на станцию прибывали экипажи). Центр управления полётом сориентировал станцию на вход в атмосферу в 16:37 по Гринвичу 11 июля 1979. Районом затопления станции предполагалась точка в 1300 км южнее Кейптауна , ЮАР . Однако ошибка в расчетах в пределах 4 % и тот факт, что станция разрушалась медленнее, чем предполагалось, привели к смещению точки падения несгоревших обломков: часть из них упала в западной Австралии южнее города Перт . Некоторые обломки были обнаружены между городами Эсперанс и Роулинна и сейчас экспонируются в музеях.

Ссылки

См. также

  • Список космических аппаратов с рентгеновскими и гамма-детекторами на борту

С конца 1950-х годов в СССР и США начали появляться первые проекты орбитальных станций — космических аппаратов, которые позволили бы людям подолгу находиться на околопланетной орбите и вести там исследования. В 1960-х годах США, воодушевленные успехами в космической программе «Аполлон», начали серьезные разработки больших космических станций, которые, как ожидалось, позволят создать обитаемую научную базу на Луне, а в перспективе даже осуществить полет человека на Марс.

Пыл американцев охладили два важных события.

Одним из них стала война во Вьетнаме, в которую США вмешались в 1965 году — она нанесла существенный ущерб экономике страны. Вторым — завершение в 1975 году программы «Аполлон». Бюджет, отведенный на космические исследования, был сильно урезан.

Однако после отмены лунных экспедиций «Аполлон» в распоряжении остались сверхтяжелые ракеты «Сатурн-5» — крупнейшие ракеты тех лет. К тому времени конструктор Вернер фон Браун уже разработал проект орбитальной станции, где в качестве жилого объема предлагалось использовать верхнюю ступень ракеты «Сатурн-1Б». Станция выступала в двух ипостасях — сначала выводила себя на орбиту как ракетная ступень, затем освободившийся бак жидкого водорода дооснащался, и ступень превращалась в орбитальную станцию. Предусматривалось наличие стыковочного узла, солнечных батарей и другого оборудования. Более мощная «Сатурн-5» могла вывести на орбиту полностью оснащенную станцию, что делало вариант с дооборудованием водородного бака ненужным.

«Скайлэб» была построена на основе корпуса верхней ступени ракеты «Сатурн-1Б».

Корпус был покрыт теплоизоляцией, внутреннее пространство баков было приспособлено для жизни и научных исследований экипажа из трех человек.

В нижней части станции находился бытовой отсек с помещениями для отдыха, приготовления и приема пищи, сна и личной гигиены. Выше располагался лабораторный отсек, где астронавты работали. Вода, пища и одежда в количестве, достаточном для работы трех экипажей по три астронавта, были запасены в специальных контейнерах еще перед стартом. Вода находилась в резервуарах, размещенных в верхней части станции. Пища хранилась в шкафах для пищевых продуктов, холодильниках и морозильных камерах, также размещенных в верхней части станции и в помещениях для отдыха, приготовления и приема пищи.

Снаружи на корпусе станции были смонтированы панели солнечных батарей, которые во время выведения станции на орбиту в сложенном состоянии были прижаты к ее корпусу. С внешней стороны станция была окружена тонким алюминиевым экраном цилиндрической формы, который после выведения на орбиту с помощью специальных рычагов отодвигался от поверхности станции и, находясь от нее на некотором расстоянии, служил для защиты корпуса от ударов микрометеоритов и от воздействия интенсивного солнечного излучения.

В головной части орбитального блока станции были размещены отсек оборудования, шлюзовая камера и причальный отсек. Также на станции имелся душ, куда через шланг под давлением подавалась вода, удалявшаяся потом с помощью вакуумной системы — иначе капли могли повредить оборудование. Всего на один поход в душ тратилось около 3 литров воды и уходило два с половиной часа.

«Это занимает намного больше времени, зато потом вы хорошо пахнете», — делился потом Пол Вейтц, один из астронавтов.

Предполагалось, что «Скайлэб» выйдет на орбиту 14 мая 1973 года, а на следующий день на станцию прибудет первая экспедиция — астронавты Чарльз Конрад, Пол Уайтц и Джозеф Кервин.

Запуск состоялся в назначенный срок. Однако после того, как «Сатурн-5» вывела станцию на орбиту, начались проблемы — еще в первую минуту полета у станции скоростным напором воздуха оторвало часть защитного экрана и одну из шести панелей солнечных батарей. Еще одна панель не раскрылась. В результате вырабатываемая батареями мощность оказалась намного меньше расчетной, бортовые системы и научное оборудование не могли нормально функционировать. Вскоре на станции стала катастрофически нарастать температура, достигнув внутри +38 °C, а на внешней стороне +80 °C. Возможность эксплуатации «Скайлэб» оказалась под угрозой.

Для того, чтобы привести станцию в рабочее состояние было решено экстренно изготовить «защитный зонтик», крепящийся к корпусу «Скайлэб» на четырех спицах. И провести экстренные ремонтно-восстановительные работы. Именно ими и занимался запущенный 25 мая 1973 года первый экипаж почти все 28 суток пребывания на борту. Он совершил несколько выходов в открытый космос, также раскрыв заклинившую солнечную батарею.

Следующие две экспедиции уже занимались научной работой. Второй, впрочем, тоже пришлось побывать в роли ремонтников — , Джек Лаусма и Оуэн Гэрриотт должны были установить второй теплоизолирующий экран и заменить гироскопы.

Вторая экспедиция прославилась розыгрышем, который устроил Гэрриотт. Когда экипаж в очередной раз вышел на связь с ЦУПом, в эфире зазвучал женский голос: «Прием, Хьюстон. Я не говорила с тобой так долго. Боб, это ты? Это Хелен, жена Оуэна.

Мальчики так долго не кушали домашнюю еду, что я решила принести им тепленького.

Прием... Ладно, мне нужно идти. Я вижу как мальчики подлетают к командному модулю, а мне не разрешали с тобой говорить. Увидимся позже, Боб!».

Пока на Земле пытались понять, что происходит на станции, астронавты рассмеялись и объяснили: Гэрриотт взял с собой диктофон, на который его жена заранее наговорила несколько фраз. Сам же диалог был отрепетирован с оператором.

Позже этот же экипаж разыграл членов третьей экспедиции: когда те прибыли на станцию, их там ожидали три безмолвные фигуры, которые упражнялись на тренажерах и сидели в туалете. Оказалось, предыдущий экипаж взял три старых комбинезона, набил их всяким мусором, и приделал к ним «головы» из бумажных пакетов. Поскольку у команды было много работы, то некоторое время им было не до уборки фигур. Астронавт Эдвард Гибсон позже вспоминал:

«Я чувствовал как они смотрят на меня, проверяя все что я делаю, но не оказывая никакой помощи. Жуть».

Третья экспедиция, состоявшая из астронавтов-новичков Джеральда Карра, Эдварда Гибсона и Уильяма Поуга, устроила настоящий бунт на корабле.

Две предыдущие экспедиции провели на орбите 28 и 59 дней соответственно, новый же экипаж отправился туда на 84 дня. Кроме того, их миссии были расписаны куда более плотно, чем у предыдущих экипажей. В частности, большая роль была отведена медицинским исследованиям, поэтому астронавтам приходилось выполнять массу физических упражнений, заниматься бегом на месте.

После этого бунтовщики отключили связь и целый день отдыхали, созерцая Землю через обзорный иллюминатор. На следующий день они восстановили связь и продолжили работу.

Этот случай стал показательным для психологов — ранее никто не исследовал последствия столь длительного пребывания людей в космосе. После этого было решено более тщательно продумывать объем работ в соответствии с психологией и уровнем стресса экипажа. Специалисты NASA тщательно работали с запросами экипажа, снижая их загруженность в последующие недели.

Несмотря на многочисленные трудности, экспедициями на «Скайлэб» было проведено огромное количество биологических, технических и астрофизических экспериментов. Наиболее важными были телескопические наблюдения Солнца в рентгеновском и ультрафиолетовом диапазонах, было заснято множество вспышек, открыты корональные дыры. Выходы в открытый космос во время экспедиций включали регулярную смену пленки астрономических инструментов, установленных на внешней стороне станции.

Также астронавты наблюдали за поведением в космосе мышей и комаров, вели наблюдения за Землей, изучали, как происходит на борту станции плавление металлов и рост кристаллов. Один из экспериментов был посвящен тому, как пауки плетут паутину в условиях невесомости. Кроме того, им удалось понаблюдать за кометой Когоутека.

После возвращения на Землю третьего экипажа станцию законсервировали.

Ее дальнейшее использование предполагалось возобновить, когда начнут полеты шаттлы — корабли многоразового использования. При их помощи NASA намеревалось укрупнить «Скайлэб» за счет присоединения к нему еще нескольких орбитальных модулей и довести количество членов исследовательского экипажа до шести. Однако окончательного решения о финансировании так и не было принято.

Тем временем возросшая солнечная активность привела к увеличению плотности атмосферы на высоте орбиты «Скайлэб», снижение станции ускорилось. Подъем станции на более высокую орбиту был невозможен, так как у нее не было собственного двигателя — подъем орбиты осуществлялся только двигателями пристыкованных «Аполлонов», в которых на станцию прибывали экипажи.

По расчетам ЦУПа, станция должна была войти в атмосферу в 16:37 по Гринвичу 11 июля 1979 года. Районом затопления станции предполагалась точка в 1300 км южнее Кейптауна, ЮАР. Однако из-за ошибки в расчетах и того факта, что станция разрушалась медленнее, чем предполагалось, часть обломков упала на западе Австралии, южнее города Перт.

Когда в NASA поняли, что часть обломков оказалась на одной из австралийских ферм, принадлежавшей семье из четырех человек, сам президент США Джим Картер среди ночи позвонил ее владельцу со словами: «Мистер Сайлер, я лично и правительство США приносим вам искренние извинения за этот инцидент. Скажите, пожалуйста, на вашей ферме никто не пострадал?».

«А! Сейчас бычков посмотрю… Вроде нет, не беспокойтесь!», — ответил фермер.

По забавному совпадению, 20 июля в Перте проходил конкурс мисс Вселенная и крупный фрагмент корпуса станции был выставлен на сцене, где выступали претендентки.

Сейчас этот и другие обломки, найденные на территории Австралии, выставлены в музеях. После этого в США еще несколько десятилетий не занимались созданием орбитальных станций.


"Скайлэб-2 - первый пилотируемый полёт на первую американскую космическую станцию «Скайлэб»
Апогей 438 км;Перигей 428 км. Запуск 25 мая 1973 года 13:00:00 UTC; Стыковка Скайлэб; Посадка 22 июня 1973 года 13:49:48 UTC. Длительность полёта 28 суток 0 часов 49 минут 49 секунд. В экипаж Скайлэб-2 входило три человека: Чарлз Конрад - командир;
Пол Уайтц - пилот; Джозеф Кервин - пилот-врач.
Авария на станции:Орбитальная станция «Скайлэб» 14 мая 1973 года была выведена на круговую околоземную орбиту. Однако противометеоритный экран и левая панель солнечной батареи во время запуска были сорваны. Вторая панель не могла быть развёрнута, так как в механизм раскрытия попали детали экрана.
Без защитного экрана температура внутри станции начала расти, поднимаясь временами до 50 °C. Отсутствие электричества делало её непригодной для проведения экспериментов.
Тем самым первая экспедиция на «Скайлэб», кроме научной работы, должна была произвести посильный ремонт станции.
Пуск «Скайлэб-2» был передвинут с 15 на 20, а затем и 25 мая. Тем временем были приняты меры по снижению температуры в станции: она была повёрнута продольной осью к Солнцу, чтобы уменьшить освещаемую площадь. Астронавты провели ряд тренировок стыковки в новых условиях. Руководитель отдела техобслуживания космического Центра имени Mapшалла доктор Джек Кинзлер выдвинул идею создать защитный экран в виде складывающегося полотнища. Проект был назван «Зонт» и этот тканевый защитный экран был в спешном темпе изготовлен и проверен.
Старт и стыковка:Старт ракеты-носителя «Сатурн-1Б» с космическим кораблём «Скайлэб-2»
25 мая 1973 года стартовал космический корабль «Аполлон» с тремя астронавтами на борту: опытный командир Чарльз Конрад совершал свой четвёртый полёт, двое других летели в космос впервые.
Ещё до стыковки командир подвёл корабль к станции на расстояние 2-3 метров и поручил Уайтцу с помощью шеста удалить обрывок экрана, мешающий раскрытию солнечной батареи. Пол Уайтц в течение примерно 40 минут пытался выполнить это задание, высунувшись из люка командного модуля, однако не добился успешного результата.
Последующая стыковка также была сопряжена с трудностями и удалась только на десятой попытке, когда астронавты отключили электроприводы нескольких замков"
Смотрим фото материалы с сайта НАСА и архив НАСА:
http://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/skylab/skylab2/ndxpage1.html
http://www.apolloarchive.com/apollo_gallery.html
Skylab (three manned missions to orbiting laboratory/workshop - 1973)

Видимо американцам кто то подсказал, что обильные завтраки не являются признаками реальной подготовки к реальному полету в космос и завтрак довольно скромный.
Процесс подготовки все фотографии датированы 25 мая 1873 года:

Движение на старт:

Не указана дата, есть признак того, что этот кадр снимали в другой день, не 25 мая, очевидно изменение цвета наплечных ремней или, как минимум, те ремни оказались под новыми накладными:

S73-25401 Основной экипаж миссии "Скайлэб 2" проходит через обратный отчет во время предстартовой подготовки.
Не видно ни одного края или части старых ремней, хотя они были довольно широкими.
Теперь прежде чем рассмотреть "космос" США в шоу "Скайлэб-3" вспомним как выглядела обшивка и внешний вид этой чудо станции в цехе на Земле с разных точек обзора:

The Skylab workshop can be seen in the foreground in VAB High Bay 2 during mating of one of the Solar Array System wings, while the Skylab-2 Saturn 1B can be seen in the background in High Bay 1.December 18, 1972.
Сборка ракеты со "Скайлэбом", на заднем плане ракета шоу "Скайлэб-2"
Следующие фотографии демонстрируют внешний вид "Скайлэба" с разных сторон, уже установленной на ракете, следующее изображение условно назовем лицевой стороной станции:

Одна сторона полностью чёрная. Между двумя панелями солнечных батарей, по версии НАСА. Следующая фотография дает обзор, условно назовем левой панели с левого бока:

И фотография правой панели солнечных батарей, по версии НАСА:

Задняя часть "станции" США на Земле при старте демонстрируется здесь:

Теперь смотрим фотографии этой же станции в "космосе":

Это сторона станции, которая соответствует изображению этой же станции на Земле на фотографии KSC-73P-245, условно названной лицевой стороной. В "космосе" США зеркальная поверхность показана обширной там, где раньше была черная поверхность и никаких "зеркал" не наблюдалось.Спасает версию НАСА только отстрел обшивки с корпуса этой "станции".

Эта же сторона наблюдается в следующей фотографии, как зеркальная сторона, в "космосе " США:

В материалах НАСА упоминание об отстреле указанной обшивки пока не обнаружено.
На следующей фотографии показана верхняя часть "станции" и обшивки, которая сохранилась и явно не была отстреляна:

Но есть другой интересный момент связанный с обзором обратной лицевой стороне, которая не демонстрируется, благо прикрыты позолоченной тканью:

А вот этот же тент на Земле:

"Parasol", sunshade for Skylab 1, receives checkout in bldg 10
"Пляжный зонтик", зонтик для Скайлэба 1, проходит контроль в здании 10

S73-26380 (23 May 1973) --- Technicians in the Technical Services shop in Building 10 work on the fabrication of the umbrella-like mechanical device called the parasol during Skylab 2 preflight preparations at NASA"s Johnson Space Center. Here, they are attaching the telescoping extension rods to the canopy. The parasol is designed to fit into the TO27 experiment photometer canister. The canopy is 24 feet by 22 feet. The sunshade device will be deployed through the solar scientific airlock in the side of the OWS. The parasol solar shield is considered the prime possibility for use as the OWS sunshade because it will not require EVA by the Skylab 2 crewmen, because of the operational ease of using it, and because of the simplicity of the device which minimizes crew training.

S73-26380 (23 мая 1973 года) --- техники технических служб цеха в здании 10 работ на изготовлении зонта-как механического устройства под названием зонтик для "Скайлэб 2" , предполетная подготовка в НАСА в космическом центре имени Джонсона. Вот крепления телескопических штанг. Зонтик предназначен для установки в эксперименте на корпус станции. Навес от 24 футов до 22 футов. Солнцезащитный козырек устройство будет развернут через солнечную научную шлюзовую камеру в сторону стока. Зонтик как солнечный щит считается основной возможностью использовать в качестве навеса от солнечного потока, поскольку он не потребует выхода в космос на "Скайлэб 2" членов экипажа, потому что его легко и оперативно использовать,из-за простоты устройства, что сводит к минимуму, обучение экипажа.

Цвет "зонтика" с одной стороны серебристый. Цвет сверху на "зонтике" "Скайлэба" золотистый, так может на обратной стороне он серебристый? Смотрим обратную сторону "зонтика":

Нет опять золотистый цвет. Выкрутиться конечно можно, мол, отражение золотистой поверхности корпуса станции, или потом заменили "зонтик" но такие не стыковки доверия в реальность "полета" точно не добавляют.
Следующие фотографии демонстрируют изготовление этого тента:

S73-26047 (18 May 1973) --- A sail-like sunshade for possible use as a sunscreen for the Skylab orbital workshop (OWS) is shown being fabricated in the GE Building across the street from the Johnson Space Center. Three persons assist the seamstress feed the material through the sewing machine. The three-layered shade will be composed of a top layer of aluminum Mylar, a middle layer of laminated nylon rip stop, and a bottom layer of thin nylon. Working on the sunshade, from left to right, are Dale Gentry, Elizabeth Gauldin, Alyene Baker and James H. Barnett Jr. Mrs. Baker, a GE employee, operates the double-needle sewing machine. Barnett is head of the Crew Equipment Development Section of JSC"s Crew Systems Division. Mrs. Gauldin is also with the Crew Systems Division. Gentry works for GE. The work shown here is part of the crash program underway to prepare a protection device for Skylab to replace the original shield which was lost when the unmanned Skylab 1 launch took place on May 14, 1973. The improvised solar shield selected to be used will be carried to Earth orbit by the Skylab 2 crew, who will deploy it to shade part of the OWS from the hot rays of the sun. Loss of the original shield, as expected, has caused an overheating problem on the OWS.

S73-26047 (18 мая 1973) --- парус-как навес для возможного использования в качестве солнцезащитной защиты для Скайлэб,орбитальный цех (ОУС), показано изготовление в GE здании, которое находится через дорогу от космического центра имени Джонсона. Три человека помогают швее подать материала через швейную машину. Трехслойного оттенок будет состоять из верхнего слоя из алюминиевого Майлара, средний слой ламинированный нейлон "Рип-стоп", и нижний слой из тонкого нейлона. Работают над навесом, слева направо, Дэйл Шляхты, Элизабет Гаулдин, Алена Бейкер и Джеймс Х. Барнетт-младший миссис Бейкер, сотрудник "Дженерал электрик", работает двойной иглой швейной машины. Барнетт является руководителем экипажа, оборудование в разделе "развитие" ОАО для экипажа, для систем разделения. Миссис Гаулдин также с экипажем систем разделения. Джентри работает для GE. Работа, показанная здесь, является частью программы, ведется подготовка защиты поверхности "Скайлэб", чтобы заменить оригинальный щит, который был потерян, когда беспилотный запуск "Скайлэб" 1"состоялся 14 мая 1973 года. Импровизированный солнечный щит будет использоваться в экспедиции на околоземной орбите для экипажа"Скайлэб 2" , который будет разворачивать его в тени, от горячих лучей солнца. Потеря оригинального щита, как и ожидалось, вызвало перегрев корпуса при его освещении.
Вот собственно и объяснение щит, то бишь покрытие корпуса утеряно и они приготовили новое покрытие в виде тента. Но опять не стыковка, во-первых этот тент не золотистый и не зеркальный, вот-вторых в "космосе" США этот тент показан с двух сторон как золотистый, а не серебристый. Правда можно сослаться на то, что обратная сторона зеркальная и приняла золотистый цвет от корпуса станции, которая была черной а потом стала золотистой. К слову, золотистая поверхность подходит как зеркало для Инфракрасного излучения, а черная нет, не подходит, так что трансформация поверхности из черного в золотистую только на пользу. Если же щит под тентом был утерян и он был золотистый то все равно плохо, тогда обратная сторона ткани не серебристая. Везде плохие варианты.
Впрочем имеются кадры, подтверждающие, что скрываемая поверхность под тентом тоже стала золотистой, а сторона ткани обращенной к корпусу серебристая:

Какой шест использовали эти клоуны совершенно не понятно. Лгали от потолка, сочиняли что на ум придет, что попало!
В этот "полет" был опровергнут миф о том, что астронаХты Аполлон 13 мерзли:
http://litfile.net/pages/459427/446000-447000?page=16
"Ракета-носитель довольно точно вывела станцию на орбиту, нормально прошли операции по отделению от станции второй ступени «Сатурна-5», сбросу головного обтекателя, раскрытию панелей солнечных батарей комплекта астрономических приборов. Теперь должны были сработать пиротехнические заряды, освобождающие панели солнечных батарей самой станции. Однако эти панели не раскрылись. С Земли одна за другой трижды были посланы соответствующие команды, но безрезультатно. По данным телеметрии, солнечные батареи вырабатывали всего 25 ватт энергии вместо 12,4 киловатт. Это была серьезная неполадка. Фактически станция оказалась неработоспособной. Причин отказа на Земле никто не знал. Специалисты приступили к серьезному всестороннему анализу. Постепенно ситуация стала проясняться. Примерно через 60 секунд после старта, когда ракета проходила участок максимального скоростного напора воздуха, между противометеорным экраном и обшивкой станции возникло избыточное давление, из-за которого экран оторвался от корпуса станции. При этом он серьезно повредил крепления одной из панелей солнечных батарей. Когда включились тормозные двигатели для отделения второй ступени ракеты-носителя, один из двух «лепестков» панели оторвался от станции. Положение усугубилось еще и тем, что второй «лепесток» оказался прижатым к корпусу из-за попадания частички экрана в механизм раскрытия.
Быстро подсчитали запасы энергетики на борту. Вывод был неутешительным - ее едва хватает для работы систем станции в дежурном режиме.
В Центре управления полетом царило уныние. Журналистам сообщили, что экипаж не сможет исправить неполадку. На станции в районе солнечных батарей не было поручней, и астронавты попросту не смогут добраться до места аварии. Кроме того, несработавшие пиротехнические устройства являлись источником потенциальной опасности для астронавта, проводящего ремонтные работы. Представители НАСА решили, что программа «Скайлэб» полностью провалилась. Правда, в запасе была еще одна станция, но она могла быть запущена только через 15 месяцев. Расходы на запуск составили бы огромную сумму, поскольку сама станция стоила 294 миллиона долларов, да плюс к этому еще 160 миллионов долларов - стоимость ракеты-носителя и работ по обслуживанию запуска. Эксперты считали, что последняя цифра в сложившихся условиях может увеличиться до 200 миллионов долларов.
Пока велись все расчеты и обсуждались различные аспекты проблемы, руководители НАСА на всякий случай решили перенести запуск основного блока «Аполлона» с экипажем на 20 мая. Впрочем, мало кто верил, что этот пуск когда-нибудь состоится.
Следующий день принес новые огорчения. Поскольку противометеорный экран выполнял также функции тепловой защиты, его потеря привела к резкому повышению температуры на борту станции. За сутки в кабине она поднялась до 38°С и продолжала повышаться. На внешней поверхности станции она составляла свыше 80°С. 16 мая в кабине температура уже была около 55°С. Так дальше продолжаться не могло - следовало принять срочные меры для ее стабилизации. Решили переориентировать станцию, направив ее продольной осью на Солнце. В этом случае площадь поверхности станции, освещаемая солнечными лучами, оказывалась минимальной, что уменьшало степень ее разогрева. Эта операция привела к успеху - температура стабилизировалась, хотя и осталась довольно высокой, примерно 30°С.
Специалисты искали пути получения хоть какого-то научного результата от запуска «Скайлэба». Однако анализ состояния станции приносил все новые неприятности. Предполагалось, что при столь высокой температуре некоторые материалы начнут выделять окись углерода и углекислый газ. Из-за разогрева уменьшалась прочность алюминиевой обшивки станции и требовалось, по крайней мере, уменьшить давление газа в кабине. Наконец, от жары на борту могли испортиться продукты питания.
На аварию «Скайлэба» резко отреагировали многие члены Конгресса США. Они потребовали проведения расследования случившегося и полного отчета о возникших проблемах. Один из сенаторов заявил, что авария «Скайлэба» - «...трагедия для страны и налогоплательщиков». Он также отметил, что эта авария не должна служить поводом для выделения дополнительных ассигнований на космические исследования, и подчеркнул, что стоимость любой программы НАСА превосходит возможную прибыль.
В такой довольно нервной обстановке специалисты пытались найти способы устранения аварии на станции. Неизвестно, кому первому пришла в голову дерзкая мысль накрыть корпус станции специальным теплозащитным экраном. 17 мая руководитель программы «Скайлэб» сообщил, что если такой экран удастся развернуть на станции, то полеты на 28 суток и на 56 суток вполне могут быть осуществлены".