Какие черты характера затрудняют общение. Основные черты и свойства общения Отсутствие межличностных контактов и его последствия

В общении следует держаться так, чтобы друзей не делать врагами, а врагов друзьями.
Пифагор .

Ч тобы понимать друг друга правильно, людям следует не только разговаривать на «одном языке», но и взаимодействовать на одном уровне. В статье описаны основные уровни общения, указаны их особенности. Ознакомившись с этой информацией, человек сможет анализировать процесс коммуникации, что поможет устанавливать продуктивные взаимоотношения.

Разные уровни общения: как людям понять друг друга

Общение является основой любого человеческого взаимодействия. Существуют разные уровни общения. В процессе обмена информацией людям следует обязательно учитывать этот факт. Это поможет настроиться с партнёром «на одну волну» и наладить конструктивный контакт, правильно понять собеседника и воспринять его слова максимально объективно.

Особенности разных уровней общения

Среди всего разнообразия вербального взаимодействия психологи выделяют шесть уровней общения. Каждый из них имеет свои особенности, использует разные психологические приёмы и методы влияния на партнёра, типичные слова и фразы.

Рассмотрим их подробнее:

  • Примитивное общение - характеризуется низкой заинтересованностью в результате коммуникации.

    Собеседник не волнуется о том, насколько правильно будут восприняты его слова и адекватно понята суть высказывания. Он не заинтересован в налаживании контакта. Характерные черты такого общения:

    • Скудный словарный запас.
    • Быстрый темп речи.
    • Надменная позиция в отношении собеседника.
    • Партнёр по общению не воспринимается как личность с собственным мнением.
    • Низкий уровень культуры общения.

    Пример такого общения – контакт с пьяным, грубым, либо невоспитанным человеком. При взаимодействии с такой личностью не стоит поддаваться эмоциям и переходить на её уровень. Есть высокая вероятность того, что это закончится конфликтом. Говорить следует спокойно, чётко, вежливо, но достаточно твёрдо, в некоторых ситуациях даже жёстко. Слишком дружелюбное обращение в данной ситуации неуместно.

Кто такая авторитарная личность? Вы думаете это своевольный деспот, который руководствуется только своим мнением и никогда не думает об окружающих? Не стоит путать авторитарных людей и тиранов. Первая личность не отличается деспотией, ей свойственен деловой подход к любому начинанию и хорошее планирование каждого своего поступка.

Определение

Теория авторитарной личности, разработанная Э. Фроммом, говорит о том, что авторитарная персона - это приверженец консервативного взгляда на мир и ненавистник существующей системы правления. Руководство тяготит человека, и он считает своим долгом сменить правящую верхушку. Это не значит, что персона будет баллотироваться в президенты и менять уклад всей страны. Это значит, что человек будет проворачивать небольшие революции в своем кругу общения. Например, персона сможет возглавить завод, на котором она работала долгие годы в качестве менеджера. Авторитарная личность испытывает разочарование от жизни и думает, что подобное состояние знакомо всем окружающим. Именно поэтому она стремится к власти, чтобы заполнить пустоту работой. Личность считает, что чувство одиночества возникает из-за наличия большого количества свободного времени, которым большинство людей не умеют распоряжаться.

Стереотипы

  • Человек, который стремится к власти, незнаком ни с какими нравственными ценностями. Такая персона низка сама по себе и если ей хочется руководить, значит, она стремится возвысить свое эго и стать деспотом.
  • Подобным людям приписывают ограниченность ума. Но если посмотреть на исторические примеры, то становится понятно, что люди авторитарного склада характера не только умны, но еще и прозорливы. А губят их не собственное легкомыслие, а неудовлетворенные амбиции.
  • Такой человек всегда слишком многого требует от окружающих. Это отчасти правда. Но следует иметь в виду, что в первую очередь персона требует хороших показателей от себя. Человек работает не покладая рук и вполне логично, что того же личность будет требовать от других.
  • Дисциплина. Авторитетный человек любит, когда все идет по его плану и никакие обстоятельства не нарушают достижения целей. Дисциплина помогает быстрее добиваться поставленных задач, так как люди будут сосредотачиваться на результате, а не распылять энергию на малозначимые действия.

Что делает человека авторитарным?

Формирование любого человека происходит в детстве. Вполне логично, что авторитарная личность - это продукт неправильного воспитания. Что же может вызвать в ребенке перемену сознания и обретение ложных ценностей?

Тревога. Человек, который будет бояться всего на свете, будет стремиться всегда и везде взять ситуацию под контроль. Чаще всего подобные чувства в ребенке зарождают матери, которые слишком сильно опекают свое чадо. Мама не разрешает ребенку делать что-либо без спроса и всегда запугивает малыша. Тревога запечатывается на подсознании ребенка и поэтому он неосознанно стремится взять любую ситуацию под контроль.

Несамостоятельность. Такая черта характера тоже является результатом гиперопеки. Если родители с детства не заставляют ребенка работать и все решения принимают сами, то малыш вырастет слишком заносчивым и самодовольным. Свою неспособность принимать решения человек будет маскировать под уверенность. Персона начнет эксплуатировать других для достижения своих интересов.

Привычка к подчинению. Если в детстве отец заставлял малыша подчиняться любому его требованию, то вырастая, ребенок может затаить обиду и изливать ее в более взрослом возрасте на окружающих. Человек будет заставлять окружающих плясать под свою дудку.

Черты характера

Чтобы было проще определить такую личность среди своих знакомых, следует понять, кто Какими чертами характера обладает персона, какие у нее предпочтения и система ценностей:

  • Консерватизм. Человек не любит что-то новое, и свои небольшие революции будет совершать на основе давно проверенных методов. Новаторство пугает человека, так как новые технологии кажутся ненадежными и непроверенными. Уверенность в технике и в способах действий очень важны для такого человека.
  • Раболепие. Еще одной чертой авторитаризма является стремление лидера к порабощению сознания своих подчиненных. Для своих «подданных» авторитарный человек хочет быть чуть ли не богом, ну, по крайней мере, кумиром.
  • Культ силы. Человек верит, что всего на свете можно добиться путем принуждения. Но это не значит, что для достижения своих целей он будет использовать кулаки. Человек не остановится ни перед чем, чтобы воплотить свои желания в жизнь.
  • Цинизм. Человек, который является авторитарной персоной, будет презрительно относиться ко всем окружающим. А так как презрение на лице - это не лучшая маска, то персона будет маскировать свои истинные эмоции под цинизм и сарказм.

Семья

Авторитарный человек - это персона, которая получила неправильное воспитание. Родители недоглядели за ребенком и поэтому у него начали развиваться различные фобии и странные предпочтения, которые противоречат нормальным общественным устоям. Какие семьи способствуют развитию авторитарной личности? Семья с одним родителем, семья, в которой отец пьет и семья, которая слишком опекает ребенка. Именно крайности формируют нездоровое чадо. Человек должен с детства расти в атмосфере любви и нежности. Если он недополучает внимания от родителей, то вырастет озлобленным и будет всех ненавидеть. Если же мать слишком много тряслась над ребенком, ей удастся вырастить эгоистичное существо, которое будет без зазрения совести манипулировать окружающими. Поэтому именно на родителей возлагается задача правильно развить свое чадо. Нет надобности сваливать свои ошибки на плохих учителей или же дурное влияние улицы. Хорошая семья никогда не воспитает асоциального типа.

Сложная ситуация

Что значит авторитарный человек? Это персона, которая своей главной целью будет ставить стремление к власти. Человек будет страстно желать доминировать везде: в семье, на работе, среди друзей. Что же влияет на желание персоны руководить окружающими? Сложная политическая или экономическая ситуация, в которой формируется сознание ребенка, накладывает отпечаток на жизнь взрослого человека. Если малыш с детства понимал, что руководители не справляются со своими задачами, то он начал настраивать себя на то, что его задача - нормализовать ситуацию в стране и добиться лучшей жизни для каждого. Несмотря на все свое желание руководить, человек всегда имеет благие намерения. Он не хочет власти ради власти. Он хочет принести пользу миру и помочь всем страждущим.

Образование

Авторитарный тип человека протестует против каких-то правил и стандартов. Он не против учиться, но ему интересны только те знания и навыки, которые могут пригодиться в дальнейшем. Чаще всего подобные личности выбирают технические, а не гуманитарные профессии. Авторитарный человек пытается усовершенствовать свое видение мира, но он ограничен возможностью смотреть только с одной точки зрения. Он не может входить в положение других людей. Поэтому точные науки человеку даются лучше. Знания такая личность получает с удовольствием и никогда не отказывается от прохождения каких-либо курсов. Свое обучение человек продолжает даже после окончания учебного заведения. Ведь чтобы быть хорошим и компетентным специалистом в какой-либо области нужно постоянно самосовершенствоваться.

Профессия

Профессия, как и образование, накладывает отпечаток на человека. Персона, которая работает в силовых структурах, больше расположена к авторитарности. А вот личность, которая занимается философской деятельностью, искусством или же другой творческой деятельностью вряд ли станет разрабатывать планы по захвату мира. Те, кто благодаря своей профессии, обладают властью над окружающими, могут использовать свои силы совсем не в благородных целях. Например, у офицера намного больше шансов и возможностей проявить свою авторитарную натуру по сравнению с обычным солдатом. А человек, который всю жизнь служил по контракту в подчинении, будет раболепствовать не только на работе, но и в семье. Привычка подчиняться, так же как и привычка командовать, распространяется на всю жизнь человека.

Общение

  • Человек будет разговаривать с вами так, как будто вы ему что-то должны. Он намеренно будет принижать ваше достоинство и морально давить на вас, чтобы возвысить свой статус. Если вы не поддадитесь на подобные манипуляции, то персона перейдет к активной агрессии.
  • Такая личность всегда будет отдавать приказы. Человек не будет спрашивать мнение собеседника. Он сам решит, что оппоненту нужно и будет уверен в своей правоте даже тогда, когда собеседник постарается сказать обратное.
  • Человек будет придерживаться своего мнения, даже если поймет, что оно в корне неверно. Он вряд ли сможет признать, что была неправа, и принять свое поражение.

Хорошо или плохо

Авторитарное поведение можно осуждать только в том случае, когда человек имеет недобрые намерения. Он будет стремиться к своей главной цели, которая будет заключаться в улучшении этого мира. Последователями умного авторитарного человека будут свободолюбивые и адекватные персоны. Они не станут слепо подчиняться своему кумиру. Их повиновение будет оправдано. Лидер поможет своим последователям стать лучше, а также покажет дорогу, по которой следует идти, чтобы не наступать на подводные камни.

Но ситуация меняется, когда к власти приходит авторитарная личность с психологическими проблемами. В этом случае диктатор будет творить то, что он хочет. Отдавать кому-то отчет в своих действиях такая персона не станет. Но личность будет требовать от своих подчиненных слепого и мгновенного подчинения.

Репутация человека

Как авторитарный тип личности воспринимают окружающие? Люди боятся тиранов. Раболепство и уважение больше похожи на страх. Подобная ситуация авторитарную личность вполне устраивает. Близких друзей у нее нет, и поэтому человек наслаждается уважением, исходящим от его свиты. В широких кругах персона всегда известна. Она имеет репутацию хорошего специалиста и хорошего руководителя. Ничего плохого о человеке сказать нельзя. Но работать с ним иногда просто невозможно. Личность старается переделать всех подчиненных под свои стандарты, которые со стороны могут казаться дикими.

Тест

Вы увлекаетесь соционикой? Тест на определение типа личности вам придется по вкусу. Ответив на вопросы, вы сможете понять, насколько ваше мировоззрение схоже или же расходится с авторитарными людьми. Отвечать нужно да или нет. Ниже представлена часть вопросов из теста F-шкала:

  • Нужно ли приучать детей к уважению и послушанию раньше, чем ко всему остальному?
  • Может ли человек без хороших манер нормально существовать в приличном обществе?
  • Человек только тогда добьется успеха, когда будет усердно работать?
  • Промышленники, менеджеры и продавцы важнее художников и писателей?
  • Наша вселенная непознаваема, и человек никогда не сможет постичь все ее тайны.
  • Человек - игрушка в руках сверхъестественной силы?
  • Либеральная личность с возрастом станет консерватором?
  • Законы не так важны государству, как умный лидер, который покажет людям путь к счастью?

Вы верите в соционику? Тест на определение типа личности должен показать вам, насколько в вашей душе развит авторитаризм. Если на большинство вопросов вы ответили утвердительно, то это значит, что в душе вы прирожденный диктатор.

1. Общение ‑ это деятельность, носящая активно-процессуальный характер.

2. Суть этой деятельности ‑ в установлении отношения одного человека к другому.

3. Эти отношения должны носить субъект-субъектный характер, иными словами, в них вступают равные субъекты.

4. Условием общения выступает признание за другим его уникальности и неповторимости, его права быть самим собой.

5. Творчески-импровизационный характер общения, выявляющий глубинные качества субъекта ‑ его свободную активность, способность порождать новые смыслы, преодолевать стереотипы поведения.

Таким образом, общение ‑ это взаимодеятельность, базирующаяся на потребности человека в человеке.

Каковы же слагаемые общения ? Чтобы общение состоялось, необходимо:

Наличие субъектов;

Предмет разговора;

Общий язык.

Нравственный смысл общения тесно связан с его ценностными ориентирами ‑ морально значимыми факторами, определяющими его основные содержательные характеристики. Идеальное общение неотделимо от таких высших моральных ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. При этом равенство в общении ‑ это, прежде всего, равенство человеческого достоинства субъектов общения, ориентация на поддержание чести и достоинства человека.

Искусство общения состоит в том, чтобы видеть и ценить в другом индивидуальные, неповторимые личностные черты, понимая, что ценность личности не должна зависеть от ее отдельных свойств.

Ценность межличностного общения определяется его полифункциональностью и глобальной значимостью в жизни человека и общества. Принято выделять следующие «ролевые» функции общения .

1. Общение как условие формирования и существования человека. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокого уровня цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли.

2. Общение как способ самовыражения человеческого «Я». Общение дает возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта.

3. Общение ‑ основное средство коммуникации, что проявляется:

а) в информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения передаются накопленные знания и тем самым осуществляется социальное наследование;

б) в генерировании новых идей, выявляющем творческий характер общения;

в) в обмене идеями.

4. Общение выступает основным средством управления ‑ средством манипуляции сознанием и действиями людей во всех сферах экономики, политики, профессиональной и личной жизни ‑ как в негативном, так и в позитивном плане. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их.



5. Общение есть жизненная потребность и условие человеческого счастья. Эта функция наиболее значима для самоощущения индивида, ибо она раскрывает интимный характер общения, выступающего внутренней, часто неосознаваемой потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий и поступков. При этом на первый план по значимости выступают такие черты общения, как избирательность и направленность на определенный объект, наличие обратной связи, взаимность выбора и взаимопонимание. Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения, как дружба и любовь.

Виды общения . Существуют различные подходы к классификации видов общения. Прежде всего, выделяют бытовое и деловое общение , то есть общение, связанное с нашей повседневной жизнью, с обиходом, и общение на работе, при исполнении служебных обязанностей, при решении производственных вопросов.

В зависимости от различных признаков как бытовое, так и деловое общение можно разделить на следующие виды .

1. Контактное ‑ дистантное (по положению коммуникантов в пространстве и времени).

2. Непосредственное ‑ опосредованное (общение с помощью технических средств: радио, телефон, почта, Интернет).

3. Устное ‑ письменное.

4. Диалогическое ‑ монологическое.

5. Межличностное ‑ массовое.

В жизни большинства людей преобладает бытовое общение . Оно наиболее распространено. Не только дома, в кругу семьи, но и на работе, на улице, в транспорте мы часто вступаем в контакт с окружающими, чтобы о чем-то спросить, что-то узнать, посоветоваться, рассказать, как говорят, отвести душу, наконец, просто скоротать время. Но всегда ли такой разговор удается? Всегда ли мы бываем им довольны?



Условия эффективности общения. Одно из необходимых условий эффективности разговора ‑ обоюдное желание вести разговор. Не надо навязываться с разговором. Если чувствуете, что собеседник не проявляет интереса, прекратите разговор, подождите, когда у партнера появится необходимость в общении.

Успех общения зависит от того, насколько удачно выбрана тема разговора, представляется ли она актуальной и интересной для собеседника, в какой степени предмет обсуждения известен каждому из разговаривающих.

Еще одно необходимое условие ‑ умение найти общий язык. А для этого надо хорошо знать нравы, обычаи, особенности людей, с которыми приходится общаться.

Культура общения. В обеспечении значимости общения важную роль играет культура межличностного общения ‑ система норм, принципов и правил общения, а также технологии их выполнения, выработанные человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного взаимодействия. Культура общения предполагает знание, понимание и соблюдение тех норм межличностного общения , которые:

а) соответствуют гуманистическому подходу к интересам, правам и свободам личности;

б) приняты в данном сообществе как «руководство к действию»;

в) не противоречат взглядам и убеждениям самой личности;

г) предполагают готовность и умение личности соблюдать эти нормы.

Наиболее тесно уровень культуры общения связан с нравственной культурой ‑ нравственными установками, ценностями, коммуникативными идеалами и стереотипами, которые определяют уровень морального сознания личности, особенности ее нравственных отношений с окружающими, отличительные черты поведения и общения.

Виды делового общения. Основные моменты

Ежедневное решение различных рабочих проблем и задач у каждого из нас представлено в форме делового общения. Мы постоянно с кем-либо совещаемся, беседуем и договариваемся. Виды делового общения представлены в таких формах: деловые встречи (с глазу на глаз или групповые); деловые беседы, представленные в виде переговоров, совещаний, «круглых столов», дискуссий, дебатов и прений; публичные выступления (сообщения, доклады, приветствия и самопрезентации); пресс-конференции и брифинги; собрания; деловые фуршеты, завтраки, обеды и ужины; собеседования при приеме на работу; общение с помощью средств массовой коммуникации (через Интернет, по телефону или по почте).

Характерные черты общения

Все приведенные выше виды делового общения имеют свои особенности, но им присущи и общие черты. Подробнее хотелось бы остановиться на такой форме делового взаимодействия, как общение двух человек, называемых партнерами, или собеседниками. Своеобразная технология делового общения находится в прямой зависимости от конкретной жизненной ситуации. Имеют существенные отличия, например, разговоры начальника с подчиненным, преподавателя со студентом либо встречи пациента с врачом. При этом у каждой из указанных ситуаций есть свое проявление. Например, при разговоре начальника и подчиненного зачастую необходимо соблюдать большую дистанцию (около полутора метров) и избегать прямых долгих взглядов.

Совершенно иначе может складываться общение коллег - увеличение дистанции между ними и отсутствие визуального контакта указывают на наличие ссоры между собеседниками. Виды делового общения находят свое отображение и в других параметрах, характеризующих специфику подобных ситуаций. Например, паузы и интонации в речи или слова, часто употребляемые. Поэтому зачастую актуальным становится вопрос о том, что именно необходимо учитывать для увеличения успешности и продуктивности контактов.

Официальное и неофициальное деловое общение

Рассмотрение данного термина будет неполным, если не проанализировать такие виды делового общения: официальное и неофициальное. В качестве примера официального общения можно привести доклад подчиненного начальнику о проделанной за некоторый период работе или выступление на совещании.

Особенностями такого вида общения служат строгий деловой язык и ограниченность тематики служебных заданий. В отличие от первого вида, неофициальное деловое общение способствует расширению профессионального и общего кругозора. Навыки общения в неофициальной обстановке являются важным компонентом профессиональной культуры специалистов. Любая беседа может быть построена по принципу упорядочения и структурирования. Другими словами, специалистами выделяются такие фазы делового общения: планирование встречи; начало деловой встречи; постановка проблемы при обсуждении и обоснование ее актуальности; обмен информацией; подведение итогов беседы.

Сущность общения наиболее полно выражается в том, что оно – важнейшая сторона человеческой деятельности, заключающаяся в субъект-субъектном отношении – отношении одного человека к другому на основе взаимного признания «самости» и самоценности.

Основные черты и свойства общения:

    оно предстает как деятельность, что подчеркивает его активно-процессуальный характер;

    устанавливается, что деятельность эта заключается в отношении одного человека к другому;

    отмечается, что эти отношения должны носить субъект-субъектный характер , иными словами, в них вступают равные субъекты , «Я» и «Ты» здесь цель друг для друга и никогда – средство (по крайней мере, так должно быть);

    общение устанавливает не только информационную, но и личностно-экзистенциальную, субъективную связь между людьми при сохранении индивидуальности общающихся сторон: каждый признает за другим его уникальность и неповторимость, его право быть самим собой и ждет того же от него;

    предполагается проявление творчески-импровизационного характера общения , выявляющего глубинные качества субъекта – его свободную активность, способность порождать новые смыслы, преодолевать стереотипы поведения.

    общение симметрично, ибо предполагает функциональное равенство участвующих в нем лиц как субъектов единой совместной деятельности;

    важнейшей отличительной чертой общения выступает его диалогичность.

Таким образом, общение – это взаимодеятельность , базирующаяся на потребности человека в человеке. Это не только (и не столько) роскошь (А. де Сент-Экзюпери), сколько необходимость, первичное условие бытия человека как человека и его включенности в социум и культуру. Общение осуществляется с помощью диалога, цель которого – установление понимания между людьми.

Ценность межличностного общения определяется его полифункциональностью и глобальной значимостью в жизни человека и общества. Можно выделить ряд «ролевых» функций общения.

    Общение есть условие формирования и существования человека. Филогенез человечества и онтогенез каждого человека в отдельности подтверждают, что формирование человека невозможно без общения, выступающего «уникальным условием человеческого бытия» (К. Ясперс).

    Общение есть способ самовыражения человеческого «Я»: человеческая сущность проявляется лишь в общении, которое дает возможность человеку выявить все грани своей личности, сделать их значимыми для других, самоутвердиться в собственной ценности. «Дефицит» общения порождает различные комплексы, сомнения, делает жизнь неполноценной.

    Общение – основное средство коммуникации, что проявляется в информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения передаются накопленные знания и тем самым осуществляется социальное наследование. Одновременно коммуникативность общения проявляется и в генерировании новых идей, что выявляет его творческий характер, и обмен идеями, что обусловливает праксеологическую ценность общения.

    Общение выступает основным средством управления людьми . В настоящее время эта функция используется целенаправленно – как средство манипуляции сознанием и действиями людей, причем как в негативном, так и в позитивном плане, что явственно прослеживается как в публичных сферах – в экономике и политике, так и в сфере личных взаимоотношений.

    Общение есть жизненная потребность и условие человеческого счастья. Эта функция наиболее значима для самоощущения индивида, ибо она раскрывает интимный характер общения, выступающего внутренней, зачастую неосознаваемой потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий и поступков. При этом на первый план по значимости выступают такие черты общения, как избирательность и направленность на определенный объект, наличие обратной связи, взаимность выбора и взаимопонимание. Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения как дружба и любовь.

Выявленные ролевые функции общения позволяют рассматривать его ценность по меньшей мере в двух аспектах:

    как утилитарно-прагматическую , ориентированную на достижение социально-значимых результатов;

    как самоценность – общение ради общения, смыслом которого является самовыражение и духовное сопряжение людей, приобщающихся к духовным ценностям партнера и тем самым умножающих собственные.

Это дает основаеие выделить уровни значимости общения:

    для себя – Я-значимость ,

    для другого – Ты-значимость ,

    для группы или общества в целом – Мы-значимость .

Проблема культуры общения.

Важнейшей в решении главной задачи общения – установлении взаимопонимания выступает культура общения – система норм, принципов и правил, а также технологии их выполнения, выработанные человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного взаимодействия. Культура общения предполагает знание, понимание и соблюдение основных норм межличностного общения, включающих совокупныя действия многих факторов: нравственных, психологических, социокультурных, «технологических». Но наиболее тесным образом уровень культуры общения связан с нравственными установками, ценностями, коммуникативными идеалами и стереотипами – с тем, что составляет понятие нравственной культуры. Отличительными чертами нравственной культуры того или иного общества или отдельной личности выступают:

    уважительное отношение к партнеру, сдержанность, вежливость, бережное обращение со словом, которое может глубоко ранить человека;

    ясность целей общения, готовность понять, оценить и принять суждения собеседника;

    постоянное самосовершенствование, подготовка себя к общению;

    соблюдение принципа толерантности, порождающего взаимное доверие и помогающего предупреждать и преодолевать конфликтные ситуации;

    культура диалога, проявляющаяся в соблюдении следующих условий:

принципиальное равенство, автономность партнеров;

признание партнерами уникальности, «инаковости» друг друга, невозможности заранее предугадать позицию партнера по диалогу;

различие и оригинальность точек зрения, готовность услышать от партнера нечто, не входящее в наши представления или планы;

ориентированность каждого на понимание и правильную интерпретацию его точки зрения партнером;

ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимодополняемость позиций участников;

способность воспринимать другого как личность равного уровня.

Чем выше уровень нравственной культуры личности, тем выше культура общения, и наоборот: низкий уровень нравственной культуры, нравственная «протокультура», порождает дефекты общения, болезненно сказывающиеся на самочувствии личности и атмосфере в обществе.

Нравственная протокультура может быть прослежена на ряде«дефектных» уровней общения .

    Нравственный вакуум – человек или не знает необходимых для общения норм и принципов поведения (этическая и психологическая«протокультуры»), или попадает в ситуацию, когда его знания утрачивают смысл и не«работают» в новых условиях.

    Отсутствие нравственной инициативы – человек занимает выжидательную позицию, ждет от другого заботы и внимания и только потом отвечает на них. Это состояние настороженноговыжидания и морального торга по принципу«ты – мне, я – тебе».

    Нравственный камуфляж – стремление произвести хорошее впечатление, замаскировать отсутствие подлинной нравственной культуры. Формы проявления нравственного камуфляжа могут быть различными, но, как правило, они всегда сопровождаются моральной демагогией, разглагольствованиями по поводу падения нравов, призывами к соблюдению норм культуры.

    Нравственный анахронизм – человек руководствуется отжившими нормами общения, не соответствующими ожиданиям окружающих и требованиям современной морали.

    Нравственная регрессия – упрощение и опрощение нравов, потеря достигнутого уровня в общении, сопровождающиеся неуважением к традициям, пренебрежением к опыту и заслуженным авторитетам, нежеланием давать оценку собственным поступкам, замечать, что они затрагивают интересы других людей. Для нравственной регрессии характерны также рационализм и прагматизм, жесткость, иногда –«опережающая агрессивность».

    Нравственная глухота отсутствие ориентации на другого, неумение и нежелание слышать его. Это своеобразная форма проявления«глухоты к окликанию» (К. Ясперс), но не изначальной, эгоистичной, а возникшей как результат утраты (в силу жизненных обстоятельств) ранее присущих личности моральных качеств.

    Нравственный примитивизм бесстыдно-неприкрытая сделка с собственной совестью во имя личного интереса. Нравственный примитивизм проявляется в оправдании собственных недостатков, кичливости, чванстве былыми заслугами, отстаивании прав на собственную исключительность и привилегии.

    Нравственная нетерпимость характерна для авторитарного одномерного мышления, признающего единственную («свою») истину и правоту. Сопровождается подозрительностью, враждебным отношением кинакомыслию: политическому, идеологическому, культурному, религиозному. Нетерпимость есть проявлениеантикультуры в общении , более того, она есть основаантиобщения , поскольку препятствует коммуникации, делает ее невозможной. Она крайне непродуктивна: враждебность мешает услышать другого, даже когда он предлагает нечто рациональное и полезное.

Морально-психологические «барьеры» общения – другое проявление «протокультуры» личности, выступающее препятствием к полноценному общению. Психологические коммуникативные барьеры, связанные с тем или иным психическим состоянием личности, ее установками и ожиданиями, могут быть классифицированы следующим образом.

    Барьер страдания, гор я – проявляется в разных формах: это и желание побыть в одиночестве («оставьте меня в покое»), и эгоизм (жаль себя), и зависть к чужой радости, и даже агрессивность. Возможно, лучший выход из такой ситуации – действительно «оставить человека в покое».

    Барьер гнева – возникает от обиды, неудовлетворенности, несправедливости, хамства. В этой ситуации человек часто «зацикливается» на первопричине своего гнева, ни о чем другом не может и не хочет говорить; коммуникация затруднена: до человека сложно «достучаться».

    Барьер страха – может быть вызван разными причинами: страх ребенка перед наказанием, который лишает его дара речи и не дает возможности объясниться и оправдаться; страх добросовестного работника перед невыполнением порученного задания; страх консерватора перед изменениями, страх лентяя перед работой и т.д. Учитывая, что страх связывает не только общение, но любую продуктивную деятельность, рекомендуется стараться не внушать страха другому в процессе общения – даже из благих побуждений.

    Барьер стыда и вины – образуется при отрицательной самооценке своих действий по отношению к другому или при «неправильной» критике со стороны другого. Стыд – этот «своего рода гнев, обращенный вовнутрь», заставляет человека уйти в себя, «самоугрызаться» или «самооправдываться». Но в любом случае общение затруднено.

Кроме того, «неправильная» критика – несправедливая по содержанию, публичная и унизительная по форме – непродуктивна: энергия человека направляется не на поиск оптимального решения, а на самооправдание («так все поступают», «хотел как лучше», «другие делают хуже»), уход в себя (человек перестает слушать неприятные для него слова, «отключается») или гнев и обиду на критикующего.

    Барьер установки – негативное восприятие кого-либо или чего-либо на основе предшествующего знания или предубеждения. Отрицательная установка становится препятствием для непредвзятого доброжелательного отношения к другому. Поэтому нельзя сразу и безусловно воспринимать компрометирующую информацию о ком-то: возможно, у вас специально формируют отрицательную установку по отношению к этому человеку. Культура общения предполагает в связи с этим наличие контр-установки – не принимать на веру любые утверждения о человеке, требовать их доказательств.

6. Барьер презрения – как правило, это результат воспитания или идеологических установок, связанный с господствующими в обществе ценностями и идеалами. Часто возникает на базе предрассудков, бытующих в обществе: профессиональные, расовые, национальные предубеждения («все продавцы – воры», « лица кавказской национальности – бандиты»).

7. Барьер отвращения, брезгливости – связан с психофизиологическими особенностями поведения людей: неприятными манерами, отталкивающими привычками, нарушением правил личной гигиены, несоблюдение «дистанции в общении». Чтобы не вызывать подобного барьера по отношению к себе, человек должен внимательно следить за своими манерами, чистоплотностью, привычками и вместе с тем – быть более терпимым по отношению к другим.

    Барьер настроения – может включать в себя все предыдущие, быть разной степени тяжести (от просто «встал не с той ноги» до глубокой депрессии), иметь различные причины: межличностные конфликты, ссоры, нежелание пойти навстречу другому, обиды друг на друга, несбывшиеся ожидания, обманутые надежды, отказ в чем-то, на что рассчитывал. Учитывая, что настроение в общении с другими играет особую роль – оно очень заразительно и обладает «эффектом бумеранга», т.е. возвращается к нам – мы должны быть крайне внимательны к проявлениям собственного настроения и учиться владеть им.

    Барьер речи – двойной барьер: это одновременно барьер «говорения» и барьер «слушания». Первый проявляется в нашем языковом бескультурье: недостаточный запас слов; невнятная, монотонная речь; дефекты дикции; отталкивающий (высокомерный, амбициозный) тон; отсутствие чувства юмора; незнание речевого этикета Второй барьер правильнее было бы назвать «барьером неслышания», потому что препятствием к общению здесь выступает именно неумение слушать и слышать другого.

Проявляется неумение слушать в том, что, слушая собеседника, человек

спешит опровергнуть его, не вникая в смысл его речи и мотивов;

не умеет сдержать желания высказать собственное мнение;

перебивает собеседника, не дожидаясь окончания аргументации;

отвлекается на несущественное, внешнее, упуская суть речи;

считает, что его знаний достаточно, чтобы отстаивать свою позицию;

заранее настраивается на несогласие с оппонентом.

С оциокультурные « барьеры» и маргинальность в общении. Одними из самых серьезных являются социокультурные барьеры, среди которых особое место занимает сравнительно новый феномен – маргинальность в общении.

Маргинальность – это пограничное положение личности по отношению к какой-либо социальной группе, накладывающее определенный отпечаток на ее психику, поведение, образ жизни. В ситуации маргинальности оказываются так называемые «культурные гибриды», балансирующие между доминирующей в обществе группой с ее культурными и моральными ценностями и «материнской» группой, из которой они выделились (ситуация неадаптированных мигрантов). Безусловно, что подобная стуация накладывает свой отпечаток и на культуру общения, порождая определенные, порой трагичные, барьеры в общении.

В основе маргинальности в общении лежит герменевтическое непонимание невозможность прийти к общей точке зрения и взаимопониманию из-за того, что партнеры принадлежат либо к разным культурам, либо к разным типам, уровням и традициям одной культуры. И хотя общаются они на одном естественном языке, но договориться порой не могут, что объясняется различиями категориальных систем их мышления, когда смысл, вложенный в сказанное одним человеком, вызывает неадекватные ассоциации у другого (из-за различия в культуре и системе ценностей). Причем такое непонимание возникает не обязательно тогда, когда стороны враждебно настроены друг к другу или когда одна оказывается «правой», другая «неправой». Просто сигналы о добрых намерениях одной стороны в силу культурологических различий не улавливаются, не распознаются другой.

В наибольшей степени маргинальность характерна для переходного типа культуры или для перехода личности из одного в другой тип культуры. Маргинальность может быть пространственной, временнóй, культурной. Пространственная маргинальность связана с переменой места жительства: эмиграцией в другую страну, миграцией из села в город и т.д. В результате такого вынужденного или добровольного перемещения человек теряет связь со своей культурной укорененностью (иногда добровольно отказываясь от нее – скажем, от своего деревенского происхождения, традиций, национального языка), но культуру своего нового положения он еще не освоил, не «вписался» в нее: ведь адаптация к новому образу жизни требует немалого времени, иногда смены нескольких поколений.

Временнáя маргинальность связана с переменами иного рода – когда не человек меняет среду обитания, а меняется сама среда, точнее – эпоха; когда происходит ломка привычных ценностей и идеалов; когда старые нормы общения перестают действовать или теряют свою ценность, а новые еще не сформировались или, даже если они есть, не могут – в силу убеждений, заблуждений или просто лености мысли людей – стать «руководством к действию». И опять человек «впадает» в состояние маргинальности, в которой он «не виноват», но которая так или иначе делает его «промежуточным» человеком.

Суть «культурной» маргинальности – в недооценке или неприятии собственной культуры, желание стать «над ней». Такой тип маргинальности сегодня характерен, на наш взгляд, для тех белорусов, которые проявляют пренебрежительное отношение к своему языку, культуре, национальным обычаям.

Маргинальность в общении проявляется в ряде моментов.

1. Для нее характерна узость мышления и отсюда – «клановость» , деление на «своих» и «чужих». И если со «своими» (родственниками, земляками, единомышленниками) у человека складывается полное взаимопонимание, то по отношению к «чужим» (или ставшим «чужими» в силу расхождения взглядов или жизненных обстоятельств) он проявляет то самое «не-понимание », о котором уже говорилось.

2. Менталитет маргинала отличается рядом признаков:

одномерностью мышления (мышление по типу «или-или»), неумение совместить разные точки зрения и найти общую систему координат;

монополизмом на истину : только моя точка зрения верна, иные не имеют права на существование;

неумением и нежеланием слушать и слышать партнера: человеком с таким типом мышления овладевает психологическая глухота, и любые аргументы здесь бессильны – он не воспринимает их;

нетерпимостью к инакомыслию, когда любой не согласный со мной воспринимается враждебно и вызывает раздражение и желание дать отпор.

3. Маргинал подходит к другому с сугубо утилитарных позиций (зачастую не осознавая этого). Стиль его отношений с другими («чужими») – это «стиль-вампир»: он использует человека (в самых разных смыслах, не только в примитивно-материальном, но иногда и в духовном), а затем действует по «вещному» принципу «использовал – выбросил».

4. Маргинальность в общении носит, как правило, воинствующий характер. Маргинала отличает уверенность в собственной правоте и праве на отторжение другого, гордость собой и своими принципами. Маргинальность зачеркивает всякую возможность компромисса и взаимопонимания, выдвигая «борьбу» в качестве основной ценности и программы действий. Эта направленность на противостояние может проявляться в общественной жизни, профессиональной деятельности или личных отношениях, но в любом случае она не просто малопродуктивна, но и привносит большое моральное зло в систему межличностных отношений и коммуникации.

Таким образом, если принять за основу, что культура общения предполагает отношение к Другому как равному мне субъекту, за которым я готов признать право на самость, «инаковость» и к которому я готов относиться терпимо и с уважением, то маргинальность – этоантикультура в общении.

Феномен насилия в общении другое проявление антикультуры общения, причем очень близкое маргинальности и по форме, ипо сути.Насилие в общении проявляется в неприятии права партнера на автономность, независимость, самость; в обращении к силовым приемам и методам давления; в использовании страха и принуждения . Насилие как принцип общения имеет определенныекорни: социальные, психологические, нравственные.

Социальные корни насилия в общении следует искать в особенностях ХХ века. Революции, войны, диктаторские и тоталитарные режимы и репрессии против личности и наций – все это постепенно обесценивало человеческую жизнь, делало ее разменной монетой в политических играх «борцов за власть», а людей приучало «общаться» через мушку прицела.

Пси хологические основания насилия в общении убедительно раскрыл фрейдизм, показав, что насилие дает ощущение власти над другим, выступая своеобразным способом самореализации (см. об этом «Бегство от свободы» Э.Фромма). Причем уровень и размах подобного «самоутверждения» могут быть самыми разными – от гитлеровского тоталитаризма до семейной тирании.

Нравственными причинами насилия в общении выступают прежде всего «протокультура» и «барьеры» общения, о которых говорилось выше. Кроме того, попустительствует насилию и анонимность моральной жизни, связанная с урбанизацией, которая скрывает от людского суда беспредел, творимый иными гражданами.

Что касается области распространения насилия, то границ оно, к сожалению, не знает, проникая в самые разныесферы общения – в межличностные и семейные, групповые и межгрупповые, деловые и политические, профессиональные и другие отношения.

Формы проявления насилия могут быть разными – психологическое давление, моральное подчинение, физическое принуждение, сексуальные домогательства. Агрессивное, нетерпимое поведение в ссоре, в конфликте, настаивание на своем любой ценой – тоже вид насилия.

Самое печальное, что зачастую насилие воспринимается как норма, не вызывает никакого протеста и не расценивается какантикультура в общении, противодействием которой может быть только принципиально иной подходпринцип ненасилия .

Культура общения, о необходимости и особенностях которой речь шла выше, не существует, так сказать, в абстракции, в «чистом виде». Она реализуется и проявляется в различных сферах человеческой деятельности, в конкретных ситуациях жизни. Большое место в общем ряду ситуативных проблем занимают проблемы, носящие для каждого из нас сугубо личный, интимный характер, проблемы, составляющие содержание этики интимных отношений.