Детям о дне космонавтике в начальной школе. Путешествие в космос (мероприятие к Дню космонавтики)

Вход детей в зал под Построение полукругом.

Ведущий :

Внимательно все рассмотрите

— И что видите, скажите (слайд звездного неба, планет)

— О чём сегодня речь пойдёт

— Кто это слово назовёт? (Космос )

Сегодня у нас праздник и как вы уже догадались, называется он День космонавтики . Что такое космос ? Это пространство, которое мы видим вокруг нашей земли, со всеми находящимися в нём небесными телами, разными частицами и излучением. Стройная система планет, которая вращается вокруг солнца, хвостатые кометы, метеориты – всё это космос .

— Первым космонавтом планеты был кто ? Правильно Ю. А. Гагарин. (слайд)

В 1961 году героический космонавт Юрий Алексеевич Гагарин первым слетал в Космос . Люди давно мечтали освоить космическое пространство . Они долго думали над тем, чтобы построить космический корабль , чтобы полететь выше звезд. Люди мечтали узнать небо, а не просто поставить рекорды высоты. Нужны были глаза, способные видеть сквозь тысячи километров, нужны были уши, способные слышать во Вселенной, нужны были руки, способные управлять точкой – кораблем, затерянным в бесконечности мирового пространства.

В общую работу включились новые тысячи изобретательных умов и новые сотни тысяч умелых, талантливых рук… И вот создали космические корабли , и полетели в Космос . Но прежде чем полетел знаменитый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин 3 ноября 1957 года в безжизненном, холодном, всегда черном пространстве космоса забилось живое сердце. В герметической кабине спутника жила, дышала, летела над миром собака-Лайка (слайд)

За Лайкой полетели другие собаки. Может кто-нибудь из вас знает этих двух знаменитых собак? Вслед за Лайкой, дети, последовали Белка и Стрелка (слайд)

Раньше в космос летали только очень подготовленные и образованные космонавты . А сегодня, представляете ребята, в космос можно слетать , как в туристический поход сходить может любой гражданин. Давайте и мы с вами, ребята, отправимся в этот поход.

Поднимите руки, кто из вас хочет полететь в космос ? Отлично!

— Как вы думаете, дети, кто может стать космонавтом ?

Каким должен быть человек?

— А давайте спросим у ребят : какую подготовку должен пройти космонавт перед полётом ?

— Он пример для всех ребят,

Его зовут героем.

Гордо носит космонавт

Звание такое.

Чтобы космонавтом стать ,

Надо потрудиться :

День с зарядки начинать,

Хорошо учиться.

— Показаться и врачу –

Здесь экзамен строгий.

Слабакам не по плечу

Звездные дороги.

На корабль могут взять

Только сильных, ловких.

И поэтому нельзя

Здесь без тренировки.

— Очень много предстоит

Испытаний разных.

Тот, кто в космос полетит ,

Их пройти обязан.

Он профессии любой

Должен знать секреты –

Ведь на высоте такой

Не спросить совета.

— А скажите честно, дети, хотели бы вы полететь на ракете?

Игра «Собери ракету»

Чтобы в космос полететь ,

Надо многое уметь, правила космические знать .

А главное их выполнять! Я начну, вы завершайте, дружно хором отвечайте.

Словесная игра «Космические правила »

Ведущий : Дошколёнок , не забудь_

Дети : В космонавты держишь путь .

Ведущий : Космонавтом хочешь стать ?

Дети : Должен много – много знать.

Ведущий : Любой космический маршрут .

Дети : Открыт для тех, кто любит труд.

Ведущий : Только дружных звездолёт.

Дети : Может взять с собой в полёт.

Ведущий : Скучных, хмурых и сердитых

Дети : Не возьмём мы на орбиту.

Ведущий : Возьмитесь за руки, вот и ракета

Для путешествия к дальним планетам

Прощу всех места занять,

10. 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0 — Пуск! (звучит «космическая » музыка)

Вот и начался полёт.

Наша ракета несётся вперёд.

Приветствуя я космонавтов отряд .

Дружных, весёлых и умных ребят.

Наше путешествие необычное, сказочное.

Удивительное и немного загадочное.

Ведущий : Вот мы и очутились на планете под названием МЕРКУРИЙ (слайд)

Проводится игра «Летает, не летает»

Если я называю слово, что летает — вы подымаете руки. Что не летает – руки вы не подымаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.

— Самолет летает? … Летает.

— Стол летает? … Не летает.

— Кастрюля летает? … Не летает.

— Ракета летает? … Летает.

— Сковородка летает? … Не летает.

— Вертолет летает? … Летает.

— Ласточка летает? … Летает.

— Рыба летает? … Не летает.

— Воробей летает? … Летает.

— Цыпленок летает? … Не летает

Ведущий : Что- то показалось впереди

Вот и планета у нас на пути.

2. Планета ВЕНЕРА (слайд)

К радости всех ребят, у нас, друзья, загадок звездопад.

Игра» Добавь словечко»

3. Наш полёт продолжается.

По курсу корабля ещё планета приближается. МАРС (слайд)

Если с неба падают звёзды,

Каким же словом назвать это можно? (звездопад)

— Ребята, посмотрите, на Марсе только что прошел звездный дождь – звездопад.

Игра «Кто больше соберет звезд»

(Ведущий разбрасывает разноцветные звездочки, а дети их собирают в разные корзины, сортируя по цвету)

4. Мы полёт свой продолжаем.

Догадайтесь, что за планета вас встречает? (ЮПИТЕР) (слайд)

Внимание! Выходим в открытый космос !

Невесомость, друзья, это не просто.

Сообщаю вам известие —

Держать вам нужно равновесие.

Ведь в состоянии невесомости

Всё дело в этом, а не в скорости…

Игра «Невесомость»

(Двое воспитателей держат веревку, на которой на нитках подвешены четыре яблока. Ведущий приглашает четверых участников, которые должны как можно быстрее съесть свое яблоко, не прикасаясь к нему руками, спрятанными за спиной)

5. Еще одна планета у нас на пути это САТУРН (слайд)

А на Сатурне нас друзья ждет интересная игра.

Игра «Ждут нас быстрые ракеты»

В полет мы собрались. Полетим.

(По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами)

Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет :

Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много , то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы . Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов . Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.

6. Мы прилетели на планету УРАН (слайд)

Игра-эстафета с воздушным шариком

(Дети делятся на команды по 5-6 человек. Первый игрок зажимает шарик между коленями и прыгает до определенного места, потом бежит обратно и отдает шарик следующему игроку)

7. Седьмая планета на нашем пути, внимательно ты на нее посмотри НЕПТУН (слайд)

Игра «Знатоки»

— Как звали первого в мире космонавта ? - Юрий Алексеевич Гагарин.

— Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос ? — Космический корабль .

— Откуда стартуют корабли , с нашей родимой земли? — Космодром

— Что мы в космосе встречаем ? Быстро чётко называем — Планеты, кометы, метеориты, спутники.

— А где можно звёздное небо наблюдать? Вы можете мне подсказать? -Планетарий.

— Как называется костюм космонавта ? - Скафандр.

— Как называется и животное, и созвездие? - Медведица.

— Как звали собак, которые первыми вернулись из космоса ? - Белка и Стрелка.

— Какие планеты вы знаете? - Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун, Плутон.

— Самая большая и горячая звезда во Вселенной? - Солнце.

8. Вот мы с вами и долетели до самой дальней планеты под названием ПЛУТОН (слайд)

Здесь мы с вами отдохнем и послушаем космическую музыку .

В путь обратный нам пора, вы готовы детвора?

Крепко за руки беритесь.

В круг теснее становитесь.

На носки поднимись.

А потом руки вниз.

Раз, два, три, подтянись.

Вновь летит ракета ввысь.

А сейчас, друзья, приготовьтесь к посадке.

Не беспокойтесь, всё будет в порядке.

Начинаем отсчёт :10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0. Посадка! (музыка)

Всё прошло удачно и гладко!

Здравствуй, родная Земля!

Полёт завершён, с возвращеньем, друзья!

— Как здорово быть в гостях, на других планетах. Но лучше всего вернуться к себе на Землю.

Наша планета очень щедра и богата :

Горы, лес и поля — дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету!

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами

Такая планета нужна нам с вами!

— Здесь вас тоже поджидает задание : чтение стихов о космосе , о Дне космонавтики .

1. Что такое звёзды? Если спросят вас

Отвечайте смело : раскаленный газ.

И ещё добавьте, что притом всегда

Ядерный реактор – каждая звезда!

2. В космической ракете с названием «Восток»

Он первым на планете, подняться к звёздам смог.

Поют об этом песни, весенняя капель

Навеки будут вместе, Гагарин и апрель.

3. Гулять сегодня некогда

Мы заняты другим

Бумажные ракеты

Мы дружно мастерим

Мы лётчиками смелыми

Быстрее стать хотим

В ракетах настоящих

Мы в космос полетим .

4. Быть Гагариным хочу

Заявил вчера Виталик :

– Быть Гагариным хочу!

Вы меня зовите Юрой,

Я ведь в космос полечу .

Посмотрите, посмотрите :

Ждать взросленья – нет уж сил,

Потому-то из коробки

Я ракету смастерил.

Полечу к Луне и звёздам

И на Марс я полечу…

Вы меня зовите Юрой –

Космонавтом быть хочу !

Ведущий :

Ребята! Вы прекрасно прошли испытания и доказали, что многое знаете, умеете, а главное – помогали друг другу.

— Сколько всего планет в нашей Солнечной системе?

Ребенок : На Луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет.

Меркурий - раз, Венера - два-с,

Три - Земля, четыре - Марс.

Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,

Семь - Уран, восьмой - Нептун,

Ребенок : Мы пока что только дети,

Но придёт желанный час —

На космической ракете

Дружно полетим на Марс!

Ребенок : Сегодня мы узнали точно

Кто космонавтом может быть .

Кто покорит простор вселенной

И космос весь избороздит .

Ведущий : Желаю всем побольше счастья,

Здоровья крепкого сполна.

Веселья, творчества, терпенья

В душе весеннего тепла.

Начиная планирование мероприятия и сценария Дня космонавтики, главное внимание следует уделить разнообразию его элементов - детям должно быть интересно. Этот праздник проводится с учетом особенностей каждой возрастной категории школьников.

Младшие классы

Маленьких детей не следует перегружать информацией об освоении космического пространства. Мероприятия должны содержать больше подвижных и логических игр. Можно предложить детям создать своими руками оформление для праздника: игрушки, рисунки, поделки, посвященные Дню космонавтики.

Ученикам 1-4 классов информацию следует подавать в игровой форме. Только в этом случае праздник запомнится им надолго и вызовет много положительных эмоций.

Можно выбрать несколько детей из класса и распределить для них роли, дать выучить небольшие стихи. Это поможет вовлечь малышей в ход мероприятия, увеличить степень их участия в проведении праздника.

Старшая школа

Школьникам постарше будет интереснее воспринимать информацию при помощи медиа-презентаций, слайд-шоу. Конкурсы также должны присутствовать в сценарии, описывающем День космонавтики. Классный час будет активным и интересным.

Старшеклассникам предпочтительнее преподносить более серьезную, углубленную информацию по теме мероприятия. Можно уделить внимание биографиям легендарных космонавтов, основным событиям на пути освоения космоса и т. д.

Старшеклассники также должны принимать активное участие в проведении мероприятий ко Дню космонавтики. Это может быть такая форма работы, как распределение ролей между детьми, подготовка информации на заданную тему. Главное, чтобы было оригинально и динамично. Не стоит слишком затягивать проведение мероприятия.

Мотивация детей

Планируя День космонавтики, сценарий следует начать со вступления и мотивации проведения этого мероприятия. Это можно сделать самостоятельно или при участии детей-ведущих.

Обязательно нужно уделить внимание вопросу, почему именно 12 апреля отмечается всенародный праздник. Следует рассказать о подвиге Юрия Гагарина, открывшего путь человечеству к звездам, донести информацию детям в доступной для их возраста форме.

Можно рассказать о событиях, которые предшествовали первому полету в космос, после чего люди стали праздновать День космонавтики. Год 1957 положил начало эре освоения человечеством пространства за пределами нашей планеты.

Конкурсы и игры ко Дню космонавтики для младших школьников

Существует множество конкурсов, которые проводятся в этот день. Маленьким детям будет очень весело, представив себя космонавтами суперсовременного межпланетного корабля, узнать быт астронавтов. Для этого рекомендуется провести конкурс "Завтрак космонавта". На нитке привязывают несколько яблок и предлагают детям съесть фрукты, не касаясь их руками. Почти как в условиях невесомости. Выигрывает тот, кто съест свой "завтрак" быстрее всех.

Конкурс "Настоящий космонавт" позволит принять участие в игре всем желающим. Для его проведения на пол кладется веревка или лента. Каждый конкурсант перед началом своего маршрута 5 раз оборачивается вокруг себя (представляя преодоление перегрузок при выходе на орбиту), а после пытается пройти по прямой, не сходя с пути.

Очень хорошо, если перед проведением праздника была продумана система наград и поощрений для участников.

Тематические творческие работы

Конкурс "Космические художники" также внесет разнообразие в школьный День космонавтики. Поделки, выполненные детьми, должны рассказывать о кометах, астронавтах, звездолетах. Это будет способствовать развитию творчества и принесет много позитива классному часу, посвященному Дню космонавтики.

Также можно предложить построить ракету, на которой дети все вместе отправятся в воображаемый полет к звездам. Перед проведением мероприятия будет интересно предложить детям подготовить музыкальный номер на космическую тему. Такое выступление станет ярким воспоминанием как для участников, так и для зрителей.

Тематические приемы в старшей школе

Составляя сценарий Дня космонавтики для более взрослых учеников, можно уделить внимание таким формам активного участия детей в мероприятии, как викторины, слайд-шоу и заранее подготовленные выступления.

Проводя День космонавтики в школе, можно предложить детям разделиться на 2 группы, выбрать для них названия и принять участие в игре "Привет из космоса". Ученики должны написать послание астронавтов из глубин Вселенной, используя слова на букву "П". Письмо должно быть познавательным и оригинальным. Чье сообщение будет длиннее, та команда и победила.

Понравится всем присутствующим заранее подготовленное музыкальное выступление одного или нескольких участников. Номер репетируется детьми заранее, можно сделать соответствующие костюмы.

Игры для старших школьников ко Дню космонавтики

Еще один интересный конкурс называется "Метеоритный дождь". Космические корабли попали под атаку астероидов. Каждый участник команды должен проявить собранность и взаимопомощь, чтобы избежать столкновения с разрушительными объектами.
Нужно давать правильный ответ "да" или "нет" на поставленный вопрос, чтобы уберечь экипаж корабля от аварии.

Ведущий задает вопросы на космическую тематику. Например:

  • Ю. А. Гагарин облетел вокруг Земли за 1 час 48 минут? (Да)
  • Солнце меньше Земли? (Нет)

Каждый "меткий" ответ добавляет команде 1 балл и помогает ее космическому кораблю избежать столкновения с метеоритом.

Допускается использование более активных конкурсов. Проводя День космонавтики, мероприятия такого типа следует ставить рядом с пассивными формами работы.

Внесет большое оживление в проведение классного часа игра "Ракета". Для этого двум парам предлагается принять участие в построении межпланетного корабля. Желательно если это будет тандем "мальчик и девочка". Ученик поднимает руки и складывает ладони вместе, изображая ракету. Ученица начинает обматывать его бумажным полотенцем, не закрывая лица (оставляя иллюминатор для астронавта). Та пара, которая быстрее справится с заданием, получает награду и звание Главного конструктора.

Материал для проведения мероприятия

День космонавтики в школе должен быть соответствующе оформлен, поэтому необходимо подготовить теоретический материал.

Следует принести портрет Ю. А. Гагарина, материалы для конкурсов, подобрать соответствующее музыкальное сопровождение и слайды. Можно тематически оформить помещение, например звездами, плакатами с рисунками, подготовленными учениками и т. д.

Если планируется выкладка теории, можно с помощью проектора или специальных слайдов представить наглядный материал. Интересные факты о космической промышленности, пространстве Вселенной и другую информацию также будет интересно послушать детям.

Примером для подрастающего поколения станут биографии легендарных космонавтов Ю. А. Гагарина, Г. С. Титова, В. В. Терешковой. Они достигли своей цели благодаря силе характера, упорству, преданности Родине.

Грамотно спланированный День космонавтики в школе станет настоящим событием для всех участников. Такое мероприятие запомнится надолго. Учитывая возрастные особенности детей, проведение Дня космонавтики каждый год будет развивать в школьниках командный дух, чувство уважения, патриотизм, а также творческое мышление, фантазию, умение высказывать свои мысли. Праздник принесет массу ярких впечатлений и позитивных эмоций.

Галина Бардакова

В моей организации проводятся мероприятия не только на базе самого учреждения, но и в школах, с которыми у нас налажено взаимодействие.

Предлагаю план-конспект игры, которая была разработана мной в соавторстве с коллегой специалистом по социальной работе С. А. Такмашовой.

Цель: обобщение и совершенствование знаний учащихся о космосе и космических телах.

1. обучающие: расширение общего кругозора детей; закрепление знаний о фактах и терминологии о космосе; формирование знаний о планетах и иных космических телах в игровой форме;

2. воспитывающие: формирование навыков работы в команде, коммуникативных навыков; воспитание уважительного отношения друг к другу и к чужому мнению; формирование навыков уметь слушать и слышать других;

3. развивающие: развитие логического мышления, памяти и речи, как устной, так и письменной; развитие координации; развитие творческих способностей и творческого мышления.

Планируемые результаты:

Предметные: знать дату Всемирного дня космонавтики, терминологию о космосе; знать, какому событию посвящен Всемирный день космонавтики; знать имя человека, который полетел первым в космос; знать, какие есть планеты в Солнечной системе, какие бывают космические тела; знать, каким образом можно изучать космос.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, уметь обобщать и делать выводы.

Регулятивные: уметь четко высказывать свое предположение; уметь проговаривать последовательность действий; уметь планировать свою деятельность; уметь контролировать свои действия и соотносить их с результатом.

Коммуникативные: уметь слушать и слышать других, уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, уметь следовать правилам общения в коллективе; уметь договариваться с другими.

Личностные: развивать способность критически мыслить; развивать способность давать самооценку своей деятельности; развивать творческое мышление.

Техническое оснащение: зашифрованное письмо; шифр; карточки «Доскажи словечко»; пазлы на сюжет мультфильма «Валли»; звездочки из бумаги; карточки-звезды с загадками; плакат созвездия «Большая медведица» и «Малая медведица»; карточки с заданиями на Неизведанной планете; космический мусор (кубики, игрушки); лента; платок; карточка для самопроверки.

Ход занятия

1. Мотивация деятельности

Ребята, скажите, какой сейчас идет месяц? (апрель)

А какой ближайший праздник будет в нашей стране? (дети высказывают свое мнение)

Как вы считаете, чему будет посвящено наше сегодняшнее с вами занятие? Назовите примерную тему (День космонавтики)

Сегодня мы с вами совершим космическое путешествие по неизведанным планетам. Вы готовы поиграть? (Готовы)

2. Актуализация знаний

Веками человек смотрел в небо. Он ходил по земле и не боялся уплывать далеко в море, потому что его ориентирами были звезды. Человек населил небо богами, но и сам хотел добраться до него. И тогда появлялись легенды о летающих людях, фантастические романы о полетах людей. А в XX веке появились первые самолеты, в космос полетели ракеты.

Наступило утро 12 апреля 1961 года. Ребята, скажите, что случилось в этот день? (Первый полет человека в космос)

Сколько лет будет в этом году со дня первого полета человека в космос?

Итак, в этом году первому полету человека в космос исполняется 55 лет. И мы, как Ю. А. Гагарин, тоже хотим быть участниками процесса исследования космоса. Так вот, недавно к нам пришло интересное письмо из космоса. Оно зашифровано.

3. Этап планирования деятельности

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы его расшифровать?

Таким образом, мы с вами отправимся в путешествие в космос по планетам искать ключи шифра (шифр основан на буквах русского алфавита).

Однако мы все вместе с вами не поместимся на одном корабле. Значит, что нам необходимо сделать? (Разделиться на две команды)

Каждой команде необходимо придумать свое название и выбрать капитана корабля.

4. Этап практической деятельности

У нас имеется две команды. Каждая команда, выполняя правильно задания, будет получать звездочки. Команда, получившая больше всего звездочек будет получать часть шифра.

Итак, прежде чем отправиться в космос капитаны кораблей должны пройти соответствующие испытания на тренировочной базе. Их будет два:

1. Испытание на координацию (пройти с завязанными глазами по ленте, не потеряв равновесия). Капитан, справившийся с заданием получает звездочку.

2. Испытание на сообразительность (сбор космического мусора, не сходя со стула, на котором сидит капитан команды). Капитан, собравший большее количество «мусора» получает звездочку.

Молодцы! Теперь мы видим, что вы готовы, и выходим в открытый космос.

Ребята, как называется наша галактика? ("Млечный путь")

Мы с вами пролетаем по Млечному пути, и первое, что мы встречаем – это созвездия «Большая медведица» и «Малая медведица».

Сейчас капитаны команд будут вытягивать по звездочке из файла, прикрепленного к плакату с созвездиями «Большая медведица» и «Малая медведица», и загадывать их своей команде. За каждый правильный ответ команда получает звездочку.

Подводим итог.

Мы покидаем Млечный путь и сталкиваемся с новой планетой S490.

Вас ждет испытание «Доскажи словечко»:

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный …

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя …

Астроном - он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная …

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая …

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски …

Космонавт сидит в ракете,

Проклиная все на свете -

На орбите как назло

Появилось …

НЛО летит к соседу

Из созвездья Андромеды,

В нем от скуки волком воет

Злой зеленый …

Гуманоид с курса сбился,

В трех планетах заблудился,

Если звездной карты нету,

Не поможет скорость…

Свет быстрее всех летает,

Километры не считает.

Дарит Солнце жизнь планетам,

Нам - тепло, хвосты - …

Всё комета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора -

Это черная …

В черных дырах темнота

Чем-то черным занята.

Там окончил свой полет

Межпланетный …

За каждый правильный ответ команда получает звездочку. Подводим итог.

Ребята, мы получили сигнал бедствия с загадочной планеты «Роботиния». Как вы думаете, откуда такое название? (На ней живут роботы)

Правильно, но эти роботы сломались, и нам необходимо помочь им. Мы раздадим вам пазлы, которые необходимо собрать в один рисунок и ответить на вопрос, из какого мультфильма взяты эти роботы. Команда, собравшая первой единую картинку, получит звездочку.




Молодцы! А мы между тем направляемся дальше, и прибываем на неизвестную планету, где не ступала нога человека. На ней живут непонятные существа. Мы не знаем их и их языка тоже не знаем. На этой неизведанной планете вам предстоит пройти последнее испытание, а именно: капитаны команд выберут из предложенных карточек («Вы хотите купить трех зайцев» или «Вы хотите поиграть в футбол») одну с заданием и, используя только жесты, не говоря ни слова, попытаются объяснить то, что они хотят получить, своей команде. За правильный ответ команда получает звездочку.

Подводим итоги.

5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Итак, мы получили все части шифра. Теперь пора вернуться на Землю, тренировочную базу.

Мы нашли шифр, что теперь мы можем сделать?

Разгадка шифра является вашей коллективной работой.

Один из детей зачитывает получившееся послание: «Планету – дом свой – берегите! Природу сохранить спешите!»


Подведение итогов, награждение медалями

6. Рефлексия

Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

Все ли было понятно?

Что осталось непонятным?

Насколько вы были активны на занятии?

Викторина для младших школьников с ответами «Полет в космос».


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» п. Золотухино Курская область
Описание: викторина посвящена международному Дню космонавтики и предназначена для детей начальных классов и среднего звена. Материал праздника можно использовать для бесед, классных часов и внеклассных мероприятий.
Цель: формирование у детей знаний о становлении космонавтики, о первых полетах в космос.
Задачи:
1.Учить детей видеть и слышать, пытливо вглядываться в мир, наблюдать этот мир.
2.Обобщить, закрепить и углубить знания учащихся о космосе, полученные на уроках окружающего мира и в географическом кружке «Жить, чтобы жить».
3.Способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях.
4.Развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников.
5.Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, нравственно-патриотическому воспитанию школьников.
Предварительная работа:
1.Чтение художественной литературы о космосе и космонавтах, исследовательская работа в кружке «Жить, чтобы жить», активное участие в различных конкурсах по окружающему миру, посещение музея космонавтики и планетария в г. Курске.
Литература для чтения:
I.Серия «Астрономия для умненьких детей»:
1. «Твое Солнышко». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2005. 5000 экз.
2.«Луна – внучка Солнышка». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2005. 5000 экз. 32 с.
3.«Звезды – Солнышкины сестрички». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2005. 5000 экз. 32 с.
4.«В семье Солнышка танцуют все». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2005. 5000 экз. 32 с.
5.«Длинноволосые звезды». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2007. 5000 экз. 32 с.
6.«Маленькие планетки». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2007. 5000 экз. 32 с.
7.«Камни, которые упали с неба». Художник З.Н. Ярина. М.: Белый город, 2007. 5000 экз. 32 с.
8.«Звездные картинки». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2007. 5000 экз. 32 с.
9.«Наш звездный город - Галактика». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2007. 5000 экз. 32 с.
10.«Ау, инопланетяне!». Художник З. Н. Ярина. М.: Белый город, 2007. 5000 экз. 32 с.
II.Маленькие энциклопедии для детей
1.«Астрономия от А до Я». Художники С. Волков и Г.Волкова. М.: Аргументы и факты, 1999. 19 980 экз.
2.«Занимательная физика» (в соавторстве с Т.А. Никифоровой). Художники С. Волков, Г. Волкова. М.: Аргументы и факты, 2004. 15 000 экз.
3.«Космонавтика от А до Я». Художники С. Волков, Г. Волкова. М.: Аргументы и факты, 2000. 14 500 экз.
4.«Как открыли Вселенную». Художники С. Волков, Г. Волкова, Ж. Зубцова. М.: Аргументы и факты, 2004. 15 000 экз. 65 с.
5.«России звездные сыны» (в соавторстве с С.А Герасютиным). Малая энциклопедия космонавтики. М.: Гелиос, 2007. 1500 экз. 226 с.
6.«Твоя Вселенная». Книга для любителей необычных путешествий. Художники Е.А. Дюкова, В.В. Ефанов, Э.В. Ленчевская, О.В. Попович, В.А. Прокудин. М.: Просвещение, 2007. 5000 экз. 160 с.
7.«Путешествия по Вселенной». Моя первая книга по астрономии и космонавтике. Книга для чтения. Художники Н.А. Шеварев, А.Б.Юдкин, Н.А. Дымова, Е.В. Семенов. М.: Просвещение, 2007. 10 000 экз.
Учитель:
Вот раскололось небо,
И мы уходим в Вечность,
Туда, где звездная Небыль
И Млечная бесконечность,
Где дарят нам звезды Нежность,
Меняя свою спектральность.

И обещает верность
Туманная Нереальность! /Пауза/

После того, как человек изобрел самолет и завоевал небо, людям захотелось подняться выше. Одним из первых о полетах в космос задумался русский ученый Константин Эдуардович Циолковский.
К.Э. Циолковский – это гордость России, один из отцов космонавтики, великий ученый.

В 1955 году было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет.
Это было в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов.
Место нахождения космодрома – БАЙКОНУР.


Все самые заветные мечты основоположников космонавтики воплотил в жизнь Сергей Павлович Королев


4 октября 1957 г. стал знаменательной датой в истории страны – был запущен первый искусственный спутник Земли. Началась космическая эра.


Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик – диаметром 58 см, весом -83,6 кг.
3 ноября 1957 года запущен второй искусственный спутник, 15 мая 1958 года – третий. Запуск спутников позволил начать изучение космического пространства.
Перед учеными стояла задача – вывести на орбиту живое существо. Дорогу в космос для человека проложили собаки. Испытания на животных начались еще в 1949 году. Первых «космонавтов» набирали в подворотнях – всего отловили 32 собачки.


Медики считали, что дворняги не капризны, неприхотливы, их легко тренировать.
Вес собачек должен был быть 6 кг, а рост - не выше 35 см.
Первый собачий старт состоялся 22 июля 1951 года.


Дворняги Дезик и Цыган выдержали полет успешно! Цыган и Дезик поднялись на 110 км, потом кабина с ними свободно падала с высоты 7 км. На этой отметке раскрывался парашют, и оба «космонавта» благополучно приземлились. Второй запуск закончился неудачей: парашют не раскрылся и Дезик и его напарница Лиса погибли. За весь период экспериментов – вплоть до весны 1961 года было запущено 29 ракет с животными, при этом погибло 10 собак. Кроме собак в космос летали морские свинки, обезьяны, попугаи, мыши, кролики – все они честно послужили великой мечте.


Это памятник собаке Лайке, которая совершила полет в космос на втором искусственном спутнике 3 ноября 1957 года.
С 1952 года стали отрабатывать полеты животных в скафандрах.
20 августа 1960 года запущен космический корабль, на борту которого находились собаки Белка и Стрелка.
12 апреля 1961 года на корабле «Восток» в открытый космос отправился гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин.
Он стал космическим первопроходцем для всего человечества.


Ученик:
Его все по улыбке узнавали -
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!
С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли…
А начинал - российский, славный парень,
Гагарин - первый космонавт Земли!

С 1968 года отечественный День космонавтики получил официальное общемировое признание после учреждения Всемирного дня авиации и космонавтики.

ВИКТОРИНА:

1.Что такое космос? (Космос - это греческое слово, которое обозначает упорядоченность и взаимосвязь Вселенной. В космосе существует множество планет, спутников, звезд, систем и галактик).
Учитель: Что такое космос? Ещё в далёкие времена древние греки называли Мир (или Вселенную) Космосом, что в буквальном переводе означает «порядок». «Современное понятие космос включает всё пространство Вселенной, в том числе и Землю, околоземное и межпланетное пространство».
2. Кто такой космонавт? (Космонавт – это человек, проводящий испытания и эксплуатацию космической техники в космическом полете).
Учитель: Из множества профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Быть космонавтом – это настоящий подвиг, поэтому все космонавты, побывавшие в космосе, имеют звание Героя СССР и России.


3.Как называется костюм космонавта? (Скафандр)


4.С помощью какого прибора в древности люди изучали звездное небо?
(Телескоп)


5.Как называется искусственное сооружение, где можно увидеть небесную сферу со звездами, планетами и спутниками, а также солнечные и лунные затмения? (Планетарий).
6.Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце).
7.Сколько планет в нашей Солнечной системе? Перечислите.
(Их 8: Меркурий, Венера, Марс, Земля, Сатурн, Юпитер, Уран, Нептун)


8. Какая планета находится ближе всего к Солнцу? (Меркурий)
9.Назовите планеты-гиганты.
(Юпитер. Сатурн, Уран, Нептун)


10. До 2006 года эта планета считалась 9-ой планетой Солнечной системы, но в августе 2006 года Ассамблея Международного астрономического союза исключила ее из класса планет и перевела в класс планет-карликов. Как она называется? (Плутон)
11. Когда произошел первый успешный полет человека в космос? (12 апреля 1961 года)
12. Кто стал первым космонавтом Земли? (Ю.А. Гагарин - первый космонавт Земли)


13.Какую знаменитую фразу произнес Ю.А.Гагарин перед полетом? («Поехали!»)
14.Сколько минут длился полет Ю. Гагарина? (108 минут)
15. Назовите первых женщин-космонавтов. (Валентина Терешкова и Светлана Савицкая)


16.Назовите состояние космонавта, которое он испытывает во время выхода космического корабля на орбиту.(Невесомость).


17.Что означает фраза «выход в открытый космос»?
(Выход космонавта за пределы своего корабля для работы в космическом пространстве).

18. Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос? (А. Леонов)

Конспект внеклассного мероприятия на День космонавтики для 3-4 класса

Ход классного часа

Учитель. Издавна человечество стремилось к звёздам. С незапамятных времён люди мечтали о полётах на Луну, на планеты Солнечной системы, к далёким таинственным мирам.

Свершилось великое событие, впервые в истории человек осуществил полёт в космос. Нам выпала честь первым проникнуть в космос. История навсегда сохранит день 12 апреля 1961 года.

Имя Юрия Алексеевича Гагарина стало символом мужества и героизма, символом космической эры. И чем дальше от нас этот памятный день, тем больше величие подвига, совершенного народом.

Нам каждый шаг к заветной цели дорог.

Стучат сердца, звучит оркестров медь.

Есть подвиги, величие которых

Не сразу удаётся разглядеть.

Ещё корабль космический на взлёте,

Еще не знают жители планеты,

Что человек в космическом полёте,

А гром уже взлетающей ракеты

Потряс степные дали Казахстана.

Случилось то, что мы годами ждали.

Но и тогда не сразу осознали,

Наш праздник о полете в космос первого в мире космонавта - Юрия Алексеевича Гагарина.

Давайте перенесёмся на много лет назад. По радио передают сообщение, по всей стране люди собрались у радиоприёмников.

Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза Московское время 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полёте человека в космическое пространство,

12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля «Восток» является гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин.

Ученик.

Рассвет. Еще не знали ничего.

Обычные «Последние известия».

А он летит через созвездие.

Земля проснётся с именем его.

Не попросив подмог ни у кого,

Сама восстав из пепла и из праха,

Моя страна, не знающая страха,

Шлёт в космос сына своего.

Учитель . После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике; и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты.

Ученик.

Мчатся ракеты к дальним мирам,

К подвигам сердце рвётся,

Кто верит крылатым, как песня, мечтам,

Тот цели своей добьётся.

Учитель. Сегодня работа в космосе - это научные исследования. Вот почему в космос летают международные экипажи, например, совместно с нашими экипажами в космосе побывали космонавты из Чехии, Кубы, Венгрии, Польши, Франции, Индии и других стран.

Ученик.

Нашим ученым дороги ясны

Будут в космической мгле.

Но эти дороги затем лишь нужны,

Чтоб лучше жилось на Земле.

Проложим дороги к далёким мирам,

В ракетах к Луне полетим,

И если мы встретим ровесников там,

То в гости к себе пригласим.

Учитель. Не раз космонавтам задавали вопрос: с чего у них начиналась дорога в космос? Ответ был один: «С мечты». Мечта сбывается только тогда, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив.

Ученик.

Мы спешим скорее в школу,

В наш любимый светлый класс.

Много дел, больших и новых,

Ожидает нас.

Будет день, дорогой света

Полетим и мы -

К тайнам, сказочным планетам,

В дальние миры.

Учитель . Ребята, а вы хотите побывать в космосе?

Ученики.

Далёкие звёзды в небе горят,

Зовут они в гости разных ребят.

Собраться в дорогу недолго для нас -

И вот мы к полёту готовы сейчас.

Скомандует диктор: «Внимание - взлёт!»

И наша ракета помчится вперёд.

Прощально мигнут и растают вдали

Огни золотые любимой Земли.

Хотим мы с тобой подружиться, Луна.

Чтоб ты не скучала всё время одна.

Таинственный Марс, подожди нас чуть-чуть.

Сумеем в пути и к тебе заглянуть.

Если в космос мы хотим,

Значит, скоро полетим!

Самым смелым будет наш

Весёлый, дружный экипаж!

Учитель. В полёте каждый космонавт должен выполнять специальные космические правила. Я буду говорить начало правила, а вы должны все вместе его продолжить. Итак...

Космонавт, не забудь...

- В далёкий космос держишь путь.

Главным правилом у нас....

- Выполнять любой приказ.

Космонавтом хочешь стать...

- Должен много, много знать.

Любой космический маршрут...

- Открыт для тех, кто любит труд.

Только дружных звездолёт...

- Может взять с собой в полёт.

Скучных, хмурых и сердитых...

- Не возьмём мы на орбиту.

Учитель. Чтобы лететь, нам нужен космический корабль. Давайте воспользуемся чертежами, которые сделал Незнайка.

Придумал Незнайка корабль межпланетный,

Чертил чертежи в обстановке секретной;

Чтоб Винтик и Шпунтик секрет не узнали,

Чертил на отдельных листках все детали.

А ты рассмотри все его чертежи

И полный чертёж из деталей сложи.

Всё надо заметить, всё надо учесть,

Быть может, ненужные, лишние есть?

Дети складывают из отдельных деталей макет космического корабля.

1 - й ученик.

Вы спешите, ребята, в свой класс,

Без учебы дела не пойдут.

Космонавты растут среди нас,

Но без знаний на Марс не возьмут!

Вы, ребята, готовьтесь к полёту!

Скоро, скоро настанет тот час,

Когда будут дороги открыты

На Луну, на Венеру, на Марс!

2-й ученик.

Люди - взрослые и дети -

Все мечтают об одном:

Чтобы мир был на планете,

Словно солнце за окном!

3-й ученик.

Когда над землёю летит космонавт,

Глядят ему вслед миллионы ребят.

Вечерней порою глядят в небеса.

Сияют, сияют ребячьи глаза.

И в них отражаются, ярко горят

Те звёзды, к которым они полетят!

Учитель . Отгадайте загадки.

Крыльев нет,

Но эта птица полетит -

И прилунится. (Лунник.)

Сам металлический,

Мозг электрический. (Робот.)

Чудо-птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звёзд. (Ракета.)

Стоит красивый сундучок,

Его не тронешь - он молчок.

А стоит ручки повертеть,

Он будет говорить и петь. (Радиоприемник.)

Изобретатель.

Когда немножко подрасту, -

Сказал мне мой приятель, -

Для мамы я изобрету

Настолонакрыватель.

Потом я сделаю чертёж... -

Сказал изобретатель.

И что ещё изобретёшь?

Обедоподаватель.

Посуду будет вытирать

Посудовытиратель.

Учитель. Было бы замечательно, если бы человек направлял всю свою энергию и ум, доброту сердца и полет фантазии на изобретения и открытия, приносящие только радость другим людям.

1-й ученик.

Чтобы космос был чистым,

И к детям планет

Мы бы в гости летали

В каютах ракет.

2-й ученик.

Чтоб цветы и улыбки.

Веселье везли,

А не страшные бомбы

И тучи войны.

3-й ученик.

Чтобы солнце светило

Для всех на земле!

И поэтому «нет»!

Говорим мы войне!

4-й ученик.

Так давайте же вместе,

Все дети Земли,

Взявшись за руки, скажем:

«Мы против войны!»

Учитель. Я желаю вам, ребята, новых побед и открытий.