Советы по фотосъемка в лесу. Идея для фотосессии в лесу

Если бы мне пришлось выбирать всего один день в году для съемки деревьев, то я выбрал бы один из осенних дней и, я уверен, что большинство фотографов сделали бы аналогичный выбор.

Осень приносит совершенно новую палитру. Время летней зелени прошло и уступило место ярко-желтым, теплым оранжевым и ярко-красным краскам. Березы, буки, дубы, осины, рябины и другие деревья порождают такое буйство красок, что мы, как зачарованные, берем камеру и отправляемся в ближайший лес или парк.

Буду откровенен, я люблю фотографировать деревья в любом состоянии и в любом цвете, и для этого я использую множество методов. Но то, что привлекает в деревьях больше всего – это их творческий потенциал. Тот факт, что деревья, по существу, являются неподвижными предметами, предоставляет идеальную возможность для создания захватывающих, творческих фотографий. Все что вам для этого необходимо – знание нескольких основных методов фотосъемки в сочетании с желанием экспериментировать.

Так что же представляет собой креативная фотография деревьев? Каждый фотограф волен интерпретировать это понятие так, как ему хочется, но лично для меня, оно включает в себя создание образа, отличного от того, который мы видим в обычной жизни. Поэтому любое изображение дерева или леса, отличное от того, что мы видим день за днем своими глазами или же на документальных кадрах, можно считать креативным.

Креативные изображения могут быть получены с помощью широкоугольного объектива, нестандартного использования зум-объектива, выбора неординарной точки зрения или же с использованием функций фотокамеры, искажающих или изменяющих внешний вид снимаемых объектов.

Один из самых простых, но эффективных методов создания креативной фотографии – использование широкоугольного объектива для съемки крон деревьев с уровня земли. Ничего радикально нового в этом способе нет, но он дает очень интересный альтернативный взгляд на деревья.

Объектив с фокусным расстоянием 16-21 мм на полнокадровой камере, или его эквивалент на камере с кроп-фактором позволит вам получить впечатляющие результаты. Наиболее сложной вещью в этом способе съемки является нахождение группы равномерно растущих деревьев, стволы которых на фотографии создадут симметричные вертикальные линии. В любом случае, вам будет необходимо потратить некоторое время на поиск подходящих деревьев и проверку того, как они выглядят через камеру.

Снимать лучше всего в солнечный день с ясным голубым небом, которое будет создавать синий фон, просвечивающийся между ветвями. Вопреки общепризнанному правилу, полуденное солнце для этого вида съемки будет наиболее предпочтительным, так как оно дает более равномерную подсветку листьев, нежели солнце, находящееся под углом.

Самый простой способ сделать такой снимок – снимать, держа фотоаппарат в руках. При этом, поскольку вы используете широкоугольный объектив, то вам следует установить выдержку 1/30 с или короче, чтобы устранить любые сотрясения камеры.

Для получения самых интересных фотографий, вам нужно лечь на землю – прихватите для этого с собой плащ или плед, который вы сможете подстелить под себя. Это позволит включит в кадр большее количество стволов деревьев и максимально исказить перспективу.

Установите диафрагму на f/11 или f/16, чтобы получить хорошее глубину резкости и сфокусируйтесь приблизительно на середине длинны одного из стволов деревьев. Возможно, вам будет необходимо откорректировать в случае, если стволы деревьев слишком темные либо если небо слишком яркое. Принимая во внимание необходимость корректировки экспозиции, оптимальным вариантом будет съемка в RAW.

Если у вас есть фишай объектив, вы можете использовать его не только для рассмотренного выше способа съемки, но и для съемки в лесу в целом. Например, я использую объектив Sigma 15mm fish-eye, который дает отличные результаты при приемлемой цене.

Еще один метод съемки, которым я с вами поделюсь, заключается в движении камеры или объекта съемки для получения размытия. Простейший способ – положиться на природу-мать и выбрать день, когда ветер колышет листья и ветки, а затем, установив длительную выдержку, запечатлеть размытый рисунок, созданный движущимися ветками и листьями.

Идея достаточно проста, но для использования длинной выдержки вам может понадобиться, во-первых, штатив, а во-вторых, поляризационный или фильтр нейтральной плотности, для уменьшения количества света, попадающего на сенсор камеры.

Даже если вы будете использовать диафрагму f/16 и самое низкое из доступных в камере значений ISO, то в солнечный день вы сможете использовать выдержку только в диапазоне от 1/30с до 1/100с, но эта выдержка слишком коротка для записи размытия в движении.

Так, что без фильтра в этой съемке не обойтись. уменьшит уровень освещения примерно на 2 стопа и в дополнение к этому уменьшит блики на листьях, и сделает цвета более насыщенными.

Если вы захотите использовать более длинную выдержку, вам понадобится фильтр нейтральной плотности (ND-фильтр) .

Альтернатива использованию фильтров, конечно, существует — вы можете снимать в пасмурный день, или же на рассвете или закате, то есть во время, когда уровень естественного освещения будет значительно ниже.

В любом случае, вы должны стремиться к выдержке в 1 секунду или длиннее, для создания качественного эффекта размытия.

Наконец, чтобы сделать снимок, закрепите камеру на и используйте спусковой тросик. Дождавшись момента, когда листья и ветки колышутся сильнее всего, сделайте снимок.

как фотографировать осенние деревья

Хотя размытые движущиеся листья – это ваша главная цель, фотография нуждается в каком-то визуальном якоре, за который может зацепиться взгляд зрителя. Ствол дерева отлично подходит на эту роль – они меньше подвержены влиянию ветра, поэтому на фотографии они получатся относительно резкими и обеспечат хороший контраст размытым листьям.

Если вы не хотите ждать ветреной погоды вы можете попробовать добиться этого эффекта самостоятельно, перемещая камеру во время съемки.

Лучше всего использовать эту технику при съемке высоких прямых стволов деревьев, что позволит вам добиться эффекта, как на фото ниже.

no images were found

Этот кадр был создан путем плавного перемещения камеры в направлении сверху вниз. Один из способов сделать аналогичное фото – держа фотоаппарат в руках, быстро переместить его сверху вниз на выдержке от 1/ 2с до 1/8 с.

Либо вы можете закрепить камеру на штативе и сделать медленную проводку на выдержке от 1 до 2 секунд.

При этой съемке крайне важно избегать любых горизонтальных движений, поскольку они испортят желаемый эффект.

Основные настройки, которые вы должны произвести в камере: максимально закрытая диафрагма и низкие значения ISO, позволяющие вам выбрать выдержку требуемой продолжительности.

no images were found

Ну и, наконец, еще один способ для творческой съемки деревьев заключается в перемещении не камеры, а штатива с камерой. Таким способом вы можете добиться не только эффекта размытия, но и эффекта мягкого фокуса.

На выдержках длиннее 2 секунд вы можете начать перемещать штатив спустя несколько мгновений после начала экспонирования. При этом вы сможете получить эффект, напоминающий эффект двойной экспозиции: к резким объектам, заснятым в начале экспонирования добавится размытие, полученное во второй части экспонирования.

Этот способ дает вам простор для творчества: вы можете экспериментировать с различными типами движения и добиваться результатов, которые вам будут нравиться.

Конечно, не всем придутся по вкусу способы креативной съемки осенних деревьев, предложенных мной. Одни воспользуются ими, другие – нет. Но, как бы там ни было экспериментировать с фотосъемкой деревьев на длинной выдержке – дело увлекательное, ведь каждая новая фотография не будет похожа на предыдущую.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся! Содержание статьи

Современная качественная фотография – это не просто статическое изображение какого-нибудь объекта. Фотохудожники возвели фотографию в ранг настоящего искусства. Для этого они трудятся над каждым сюжетом. Необходимо правильно выбрать фон, подгадать с освещением и подобрать содержательный сюжет. Также немаловажную роль имеет правильный выбор эффектной позы для фотосессии на природе – в поле, у реки и, конечно же, в лесу.

Самые удачные позы

Любая фотосессия должна не только доставлять довольствие, а также гарантировать прекрасный результат. Особенно важно подойти грамотно к фотосессии в лесу. Следует предварительно продумать самые подходящие позы, которые смогут помочь раскрыть и красоту модели, и красоту окружающей её природы. При этом модель должна быть полностью раскрепощена, изображая максимальный комфорт. В настоящее время у профессиональных фотографов накопилось очень много идей удачной фотосессии в лесу.

На природе важно подыскать подходящий натуральный реквизит и удачно обыграть его: спрятаться за деревом, утонуть в высокой траве, облокотиться о корягу или встать на фоне молодых деревьев. Даже не так важно, какое место выбрано для фотосесии, главное – это естественность модели и ощущение свободы.

Для того чтобы организовать удачную лесную фотосесиию, вначале стоит найти подхлдящий вид: у живописного пня, у поваленного дерева или у лесного ручейка. А если вы хотите, чтобы фотографии выглядели по настоящему сказочными, можно захватить с собой драпировочную ткань и ветродуй. Также в лесу можно снять обувь и позировать босиком на траве или мху. А можно сплести красивый венок из цветов для того, чтобы получить образ романтичной нимфы, вышедшей из лесной чащи. Можете вплести в волосы цветы, которые попадутся на вашем пути. И обязательно делайте больше снимков, ведь вы не знаете, какой из них, в конечном счёте, выйдет самым удачным.

Чтобы выбрать наилучшую позу, необходимо включить всё своё воображение. Вы можете побегать по траве, попрыгать между деревьями, посидеть или полежать на земле, отдыхая душой и телом. Ведь небезосновательно считается, что самые удачные фотографии получатся, когда модель ведет себя естественно. Чтобы получить наилучшие естественные снимки на природе, фотографируйтесь ранним утром или на закате. Однако, для того, чтобы не превратить свою фотосессию в пытку, вам обязательно нужно будет воспользоваться средством от комаров и других насекомых.

Говоря о нарядах для фотосесии на природе, следует отметить, что лучше всего будет выглядеть или . Такая одежда способна добавить вам женственности. В лесу даже сама атмосфера способствует тому, чтобы вы расслабились, тут царит покой и умиротворённость: поют птички, лёгкий ветерок перебирает листву. Еще одним преимуществом фотосесии на природе является то, что не нужно использовать большое количество косметики, а можно и вовсе отказаться от неё. Ведь в естественности скрыта женская красота.

Среди самых удачных поз для фотосесии на природе является та, на которой модель стоит, прислонившись к дереву. При этом у неё распущены волосы. Такие снимки будут особенно колоритными. Хотя сюжет далеко не оригинальный. Для золотоволосых блондинок лучше всего фотографироваться около золотой берёзы осенью.

Хороший снимок может получиться, когда девушка одной рукой гладит ствол дерева, откидывая волосы назад другой рукой и глядя в камеру вполоборота. Этот сюжет будет очень кокетливым.

Прекрасно будет выглядеть девушка на поваленном дереве. Поза модели при этом выбирается в зависимости от того, на каком расстоянии находится этот ствол от земли. Девушка может откинуться назад в позе полулёжа и опереться рукой о ствол, втянув ноги немного вперёд. При этом её голова может быть кокетливо запрокинута назад, а свободной рукой можно прикрываться от солнца. На таком снимке также прекрасно будут выглядеть .
Если поваленное дерево находится достаточно высоко, и ноги модели не достают до земли, она может опереться о ствол двумя руками и беззаботно поболтать ногами, при этом немного наклонив голову к плечу.

Натурально будут выглядеть снимки, на которых модель, раскинув руки, лежит в траве. Либо в такой же позе заложит руки за голову и слегка прищурит глаза, а может просто сделает козырёк и будет прикрываться рукой от солнца. Будут прекрасно в таком снимке смотреться цветы или надетый на головы венок. Романтика таким снимкам обеспечена.

Существует масса вариантов для фотосессии в лесу. Однако самыми лучшими всегда являются не постановочные, а непринуждённые и естественные снимки. Поэтому рекомендуем вам просто расслабиться и получать удовольствие от общения с природой. И тогда прекрасное настроение модели смогут удачно подчеркнуть и деревья, и цветы, и даже бабочки.










Преимущества осеннего сезона для фотографа:

  • Ночь длиннее, а, значит, и рассвет позже. Поэтому осенью не нужно просыпаться в 4 утра, чтобы сделать серию утренних снимков (вы, конечно, в курсе, что именно на восходе солнца получаются самые фантастические фотографии?).
  • Разрыв между температурой в дневное и ночное время становится больше. Из-за этого на поля и леса все чаще ложится туман – прекрасный объект для эффектной фотографии.
  • Исчезли мелкие враги фотографа – комары, мошки и прочие. Согласитесь, эти зловредные насекомые здорово надоедают во время съемки летом : кусаются, лезут в глаза и уши, садятся на объектив и портят кадр. Где уж тут удержишь камеру неподвижной! К счастью, осенью фотограф избавлен от этой напасти.
  • Ну и самое главное – деревья и трава стали золотыми! Берем камеру в руки и бежим в ближайшую лесополосу или парк, пока листва не опала и не потускнела. Но прежде пополним свой запас знаний о съемке в лесу.

Чем отличается фотография леса от «живого» восприятия?

Замечали досадную особенность? Бродишь по лесу, не можешь налюбоваться – какая красота! Старательно фотографируешь эту прелесть с разных ракурсов. Приносишь снимки домой, открываешь, а там... Никуда не годится, один мусор. Хороших кадров – кот наплакал.

Вживую лес казался потрясающим, трехмерным. А на фото что-то пестрое, плоское и неинтересное. Вся красота как будто улетучилась. Что это за напасть? Проведем эксперимент. Посмотрите вокруг себя: вы видите объемное, натуральное изображение. Расстояние до любого объекта отлично прослеживается. А теперь закройте один глаз. Что изменилось? Вид моментально стал плоским, как тот лес на фотографии. Так и фотоаппарат. У него ведь только один «глаз» – объектив.

Чтобы сделать пейзажный снимок трехмерным, придется потрудиться. Ваши лучшие помощники в этом деле – контровой и боковой свет, разделение переднего плана и фона, игра света-тени. Цвет и освещение предметов на переднем и заднем плане обязательно должны быть разными, а само количество объектов в кадре лучше выбрать небольшое. Особенно сложно снимать в густой чаще леса: в кадр одновременно попадает множество объектов, перекрывающих друг друга. Такую фотографию редко удается сделать трехмерной.

Фотосессия в лесу – довольно популярный тип съемок, который можно выбрать как в качестве свадебного фотосета, так и просто для создания снимков для семейного альбома. Это вполне объяснимо, ведь лес является нескончаемым источником вдохновения в любое время года. Однако, для того чтобы съемка получилась действительно запоминающейся, нужны яркие и нестандартные идеи.

Романтические съемки

Романтические фотосессии в лесах позволят не только запечатлеть свои отношения, но и весело провести время вместе. Опытный фотограф, несомненно, сможет предложить массу разнообразных идей. Но и вам самим тоже следует подготовиться к процессу, продумав свое участие в съемках.

Поскольку в данном случае предполагается парная съемка, чаще всего профессионалы предлагают фотосессию «love story». Такой тип съемок появился относительно недавно, и быстро приобрел популярность. Его плюс в том, что по итогам одного съемочного дня можно заполнить целый альбом или даже создать свадебный фильм.

Основные сюжеты для таких фотографий:

  • совместное катание на велосипедах по просекам – фото можно делать как у стоящего велосипеда, так и во время поездки
  • катание на лошадях – более дорогой сюжет, поскольку придется раскошелиться на найм животных, но чего не сделаешь, чтобы порадовать любимого человека
  • совместный пикник – выберите клетчатое покрывало и красивый пейзаж, приготовьте нехитрую снедь, расположитесь на уютной полянке – и можно снимать
  • просто прогулка – блуждание в чаще или по ухоженным тропинкам – отличный способ запечатлеть чувства влюбленных в сказочном лесу, но главное, что такая съемка не требует особой подготовки – минимум макияжа, непринужденное поведение парочки смотрится гораздо живее и интереснее, чем наигранные позы
  • спортивные фотосеты – сегодня модным становится здоровый образ жизни, потому вы можете отправиться на воздух на пробежку и снять процесс с пользой для тела
  • берег реки или озера – отличная локация для съемок, герои фото могут на время стать русалками и другими таинственными существами
  • машина в чаще – можно сделать довольно интересные одиночные или парные снимки, классический вариант – устроиться на капоте и наблюдать закат или рассвет, более сложное решение – стилизовать машину под брошенную, и снимать в стиле постапокалипсиса, правда, сработает это только с очень старым авто

Для повседневных съемок в лесных условиях понадобятся спортивные модные вещи или просто удобная одежда. В противном случае фотосессии в лесах превращаются в муку и быстро надоедают героям съемки. Все это отрицательно сказывается на результатах.

Свадебные фотосеты

Свадебная фотосессия также может проводиться в лесу. Классические сюжеты – съемка у березовой рощи, на просеках, полянах или опушках. В лиственный лес лучше идти летом или осенью. Зимой намного интереснее смотрится фотосет в хвойном бору.

Основные сюжеты для свадебных фото в лесу:

  • съемки в березовой роще – классические снимки делают у раздвоенных стволов березы, когда парень и девушка размещаются между ними; стоит отметить, что такие снимки лучше всего смотрятся осенью, когда листья деревьев становятся золотыми, а выгоднее всего на их фоне выглядит белокурая женщина
  • съемки на опушке – хорошо, если удастся сфотографироваться на фоне хижины или небольшого домика, такие снимки обладают особой теплотой
  • съемки в чаще – наряд невесты должен быть максимально простым, костюм жениха – в стиле кэжуал, вы можете заснять прогулку или даже сымитировать какой-то славянский обряд, девушка может надеть на голову венок из цветов, однако пышные наряды и строгие смокинги в данном случае будут неуместны

Готика весной

Фотосессия в марте в лесу – это отдельная тема для разговора. Природа в это время обычно даже не начинает пробуждаться: нет ни листьев, ни цветов (максимум – подснежники), а снег уже почти сходит. Также нередок в это время года и дождь, который делает неуместными практически все сюжеты. Одно из основных предложений в данном случае – готическая фотосессия. Здесь будет в тему и дождь, и темное небо, и пасмурная погода. Обычно такой тип съемок предпочитают совсем юные девочки и мальчики. Подростки видят в готической культуре важную часть жизни, и март – самое время сделать отличные фото.

При подготовке к фотосету следует:

  • найти подходящие сухие деревья, пни, полуразрушенные строения
  • подготовить соответствующую одежду – девочке подойдет черный винил, длинное черное или бордовое платье, парню – мужской кожаный плащ и строгая рубаха или костюм под старину
  • подготовить аксессуары – старые книги, шкатулки и тому подобные атрибуты
  • привлечь животных или птиц – это возможно, если в городе можно найти дрессировщиков с ручными питомцами, а если найдется ручной ворон, сова или другая птица, подростки будут в восторге от фотографий
  • позаботиться о соответствующем макияже в готическом стиле – темная подводка для глаз, светлое лицо, черная или красная помада дополнят образ

Лучше всего для готической съемки подобрать сюжет – полистайте готические романы, посмотрите вампирские фильмы, и наверняка найдете источник вдохновения. Также рекомендуется дождаться пасмурной погоды (или хотя бы большого количества облаков).

Съемки для вашей семьи

Совместные съемки обязывают всех членов семьи соответствовать общему образу. Вы можете просто выехать на природу и пригласить с собой фотографа. Пусть он заснимет вашу прогулку и совместный пикник на полянке под солнцем – этого будет достаточно для массы отличных впечатлений. Если дети – девочки, то мама может вместе с ними сплести венок, с мальчиками папа может заняться мужскими занятиями – колоть дрова и разводить костер. Для разнополых детей родители могут почитать книги.

Снимайтесь с домашними любимцами – кошками, собаками, кроликами – такие фото также смотрятся отлично. Красивый пейзаж и игры с собакой всегда становятся источником вдохновения для фотомастера. А присутствие четвероногого друга расслабляет участников съемки.

При съемке ребенка фотомастеру необходимо быть всегда начеку. Малыша сложно заставить позировать, да и лучшие кадры получаются именно во время семейных забав, когда ребенок перестает думать о том, что его фотографируют. С подростками работать будет проще.

Еще один вариант такого фотосета – беременные. Для дам в положении больше всего подойдут легкие натуральные облачения, которые выгодно подчеркнут округлившийся силуэт. Чаще всего беременные выбирают славянскую тематику для съемок на открытом воздухе – снимаются в высокой траве, на берегах озер или ручьев, надевают венки.

Станьте героями любимых историй

Сказочная фотосессия в лесу – еще один популярный сюжет. Обычно для съемок в лесу берут идеи из классических произведений:

  • Красная шапочка – женщина просто наряжается в красную накидку и гуляет, а если снимается пара, то в качестве мужского амплуа можно использовать волка или дровосека – на что хватит фантазии у фотомастера
  • Гензель и Гретель – это сюжет для съемки пар, примечательно, что таким образом можно снимать и малышей – любому ребенку будет интересно почувствовать себя героем любимой книги, к тому же, детские снимки выглядят наиболее трогательно; правда для качественных кадров нужно постараться раскрепостить ребятишек, но это уже задача фотомастера
  • Белоснежка – для съемок понадобится красивое платье, яблоки, соответствующий макияж, а ярче всего смотрятся снимки, сделанные в сказочном зимнем лесу

У костра с гитарой под ночным небом

Молодым людям обычно по нраву фотосеты с гитарой и пением у костра. Для таких съемок нужен очень опытный человек, который имеет профессиональную фототехнику. Придумывать сюжеты в данном случае не нужно – вполне органично смотрится простая история варки каши в котелке, приготовления шашлыков, посиделок у костра с гитарой, вечерние разговоры друзей.

К слову, у костра получаются отличные портретные снимки. Отблески огня на лице и в глазах, завитки дыма, – это мечта любого фотомастера, специализирующегося на портретной съемке. Главное, чтобы и люди, участвующие в съемке, разделяли любовь к посиделкам на свежем воздухе – тогда кадры будут более естественными. Кстати, не забудьте приобрести репелленты – раздраженные укусами комаров люди вряд ли смогут обеспечить хороший материал для портретной съемки.

Для фотосетов в лесу идеи могут быть самыми разными. Ориентируйтесь по времени года – хотите яркого солнца, этнического стиля и ярких кадров – приходите в лес летом или поздней весной. Для готических съемок больше подойдет март, ноябрь или даже зима, а интересные позы сможет подсказать профессионал.

Заранее подберите место для съемки – важно точно знать, куда идти. Сделайте свои предложения фотомастеру или попросите его предварительно пройтись по местности и выбрать самый подходящий лесной пейзаж.

Грамотная подготовка и творческий подход к выбору сюжетов – это залог отличных снимков. Возможно, для фотосессий в лесах идеи придут к вам сами собой после небольшой прогулки по чаще с фотоаппаратом. Фотосессия в лесу подарит вам приятные воспоминания и отличные снимки, если вы раскроетесь и не будете стесняться фотографа.

Дата публикации: 03.01.2017

КАМЕРА. Я снимаю на камеру Nikon D4. И от многих неурядиц в мороз меня защищает именно она. D4 - морозостойкая модель с защитой от влаги, терпимая к перепадам температур. Но, несмотря на это, матрицу камеры (которой в общем-то холод нипочём) может во время замены объектива атаковать снег (с перчаток фотографа, с неба или деревьев, от расшалившихся фотомоделей).

Поэтому всегда:

    Изыскивайте возможность как можно меньше раз менять объективы. Идеальный вариант - надеть на каждую камеру нужный объектив ещё дома. То же относится к флешкам, батарейкам и АКБ. Я заранее планирую съёмку так, чтобы два моих излюбленных объектива - Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G и Nikon AF-S Nikkor 14-24mm f/2.8G ED - менялись как можно реже. Конечно, хочется и таким поснимать, и таким, но я сдерживаюсь: зима - не самое лучшее время «играться со стёклышками». Кадры, которые вам приходят в голову во время съёмки другим объективом, аккуратно складируйте на полочку в голове и доставайте уже тогда, когда «переобуетесь» на другое стекло.

    Перед сменой объектива помещайте камеру в кофр, убедившись, что на вас нет снега. Закрывайте кофр от ветра телом.

    Все операции по замене чего-либо выполняйте только без перчаток, не замерзшими руками.

Важнейшими факторами зимней фотосъёмки являются:

СОЛНЦЕ. Зимние съёмки, если вы дождались ясной погоды, дадут вам прекрасную возможность пользоваться низким положением нашего светила на небе. Оно не даёт теней под глазами. Его можно использовать не только как заполняющий и рисующий, но и как контровой свет. Часто его можно вписывать в кадр, делая ещё одним элементом изображения. Для смягчения теней и подсветки лиц в зимний период мне нравится использовать золотую сторону отражателя. Баланс белого я обычно настраиваю вручную на 3700 градусов Кельвина, что даёт голубоватый оттенок всего фона и естественный цвет лица моделей.

NIKON D4 / 14.0-24.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 250, F22, 1/80 с, 16.0 мм экв.

NIKON D4 / 14.0-24.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 250, F2.8, 1/160 с, 24.0 мм экв.

СНЕГ. Он, конечно, может быть просто джеклондоновским Белым Безмолвием, но будет лучше, если вы заставите его помогать вам рассказывать свою историю. Он может мельчайшей пылью неподвижно висеть вокруг главных героев, мягко лезть в кадр, подчёркивать направление и динамику движения, создавать объём и глубину кадра.

ПАР. Популярный голливудский штамп: если герой и героиня объясняются на ночной улице, то, независимо от времени года, у них изо рта идёт пар, который обязательно освещён чем-нибудь контровым, даже если на заднем плане только разгружающие состав с углём негры. Пожалуй, соглашусь с голливудскими операторами - это как минимум красиво. Не собираюсь вас «заштамповывать», но иметь в своей копилке такой выразительный приём очень советую.

NIKON D4 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 250, F2.2, 1/4000 с, 85.0 мм экв.

Кстати, пар может идти не только от дыхания главных героев, но подниматься, например, от чашки горячего чая. Пар из выхлопной трубы автомобиля тоже очень романтично смотрится.

Маленький лайфхак. Часто бывает, что пар есть, но его недостаточно, или он быстро исчезает, например, из-за ветра. Облако, похожее на пар, могут давать дезодоранты. Хорошо для этого подходят электронные сигареты (советовать обычные не стану по двум причинам: первая - курение убивает, вторая - сигаретный дым прекрасно узнаётся на большинстве фото, т. к. это всё-таки дым, с характерной фактурой и цветом). Только сразу продумывайте, как замаскировать источник такого «спецэффекта».

ХОЛОД. Да, это тоже важный фактор съёмки. Я хотела с него начать, но решила, что после зловещих намёков на коварных дельфинов надо немного ослабить давление на читателя, а то, пожалуй, он может расстроиться и закрыть эту статью. Но теперь пришло время узнать вам страшную правду: больше половины возможностей съёмки во время зимней фотосессии не реализуются по причине холода.

NIKON D4 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 250, F3.5, 1/8000 с, 85.0 мм экв.

Его жертвами обычно становятся:

РУКИ. В особенности пальцы фотографа. О каком творчестве может идти речь, если вашим пальцам некомфортно? О да, вы стойко будете терпеть все тяготы и лишения, не сомневаюсь, но время на настройку камеры вы будете тратить ощутимо больше. И очень скоро животрепещущие вопросы - менять или не менять объектив, фокусное расстояние, другие параметры съёмки, подсказать движением позу для позирующего - будут решаться в пользу «оставить всё как есть». Потом всплывает ещё одно гениальное решение - «в фотошопе поправим». И всё, можно отправляться домой. В соцсетях обычно после этого появляется селфик с телефона и месседж «скоро выложим результаты фотосессии в снегу, было суперпозитивно», но… (см. выше). Поэтому защищайте свои руки тёплыми перчатками, в которых вам будет удобно пользоваться техникой. Обязательны тёплые и глубокие карманы на одежде: аппаратура во время переноски висит на теле и не нуждается в руках. Отлично помогают химические грелки для рыбаков и охотников.

ОПТИКА. Её холод часто атакует с помощью запотевания (достаточно занести хорошо остывший объектив в тёплое помещение), а оптику слишком расслабленной жертвы - ещё и изморозью (это если вы запотевший объектив вынесете обратно на холод). Так же коварно изморозь может атаковать видоискатель, на который попадёт дыхание фотографа. Не то чтобы критично, особенно в условиях чёткой работы автофокуса, но удовольствия от работы ощутимо поубавится, так что не разговаривайте, слегка отстранив камеру от лица. К тому же это невежливо.

Так как я пользуюсь камерой Nikon, я помню, что сам по себе холод не причинит ей сколько-нибудь значимого вреда. Но не спешите при каждой возможности протискиваться поближе в натопленную бытовку и протягивать в огню драгоценную «тушку». Поставить кофр с техникой на батарею - тоже плохая идея. Опасны перепады с холода в тепло, а не сам холод. Техника, помещённая в хороший, плотный кофр, сама правильно остынет или отогреется.

NIKON D4 / 14.0-24.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 250, F3.5, 1/8000 с, 17.0 мм экв.

ФОТОМОДЕЛИ. Это излюбленные жертвы холода. У меня такое ощущение, что примерно половина моих моделей - иностранцы из какой-то жаркой страны, которые думали, что русская зима - это как в Италии, только со снегом, который точно тополиный пух, но лучше, потому что от него не чихают. И вот на съёмке они узнают, что, оказывается, туфли и джинсы не подходят к таким условиям. Не бойтесь показаться занудой. Скажите, повторите, напомните и перепроверьте - одеваться нужно очень-очень тепло. Им придётся переодеваться, застывать, поворачиваться к ветру, обсыпаться снегом, валяться в нём и прочее. Ведь мы говорим о фотосессии, а не просто о паре кадров «я и лес на заднем плане». В общем, практически всё, что они будут делать, приводит к усиленной потере тепла, которое придётся восстанавливать.

NIKON D4 / Zeiss Planar T* 1.4/50 ZF.2 УСТАНОВКИ: ISO 250, F14, 1/1600 с, 50.0 мм экв.

Я очень люблю, когда модели двигаются. Чем больше движения, тем больше интересных и динамичных кадров. Даже если что-то не получается - это всё равно весело и обычно согревает. Приводить моделей в движение я предпочитаю без давления. Нам не дано, не зная человека хорошо, угадать его моторику, нюансы мимики и жестикуляции. Дайте ему подвигаться, лишь немного подсказывая, что, на ваш взгляд, получается особенно удачно, и выражая восхищение сделанными кадрами. Пусть человек расслабится, не смотрите на него взглядом члена приёмной комиссии в актёрском училище. Если он перед вами - значит, вы уже согласились с ним работать.

NIKON D4 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 250, F2, 1/4000 с, 85.0 мм экв.

Иногда, чтобы ободрить моделей, я показываю им парочку удачных снимков. Они поверят в свои силы и поймут то, что я стараюсь поймать. Но каждый кадр показывать категорически не советую. На это уходит много времени. Да и не факт, что все кадры в итоге получатся и вы сможете потом распечатать анонсированное.

Заранее продумайте фотосессию, её идею, стиль. Времена, когда фотографа звали на съёмку только потому, что у него есть фотоаппарат (и была некоторая надежда, что он умеет им пользоваться), давно прошли. Фотограф - это стилист, идейный вдохновитель, режиссёр, художник по свету и многое другое. Хорошая камера позволяет максимально довериться технике и больше внимания уделять происходящему на съёмочной площадке. Вот и уделяйте! Работайте не просто настройщиком выдержки и диафрагмы, а творите. Как обычно, но с учётом вышеперечисленных «зимних» факторов.

Зимой особенно важны заранее продуманные мизансцены. Повторюсь, обычно климатические условия не располагают к долгим творческим поискам на пленэре, и хотя бы примерную направленность и динамику вы должны себе представлять. «Мы придём в лес и будем фотографироваться» - это не план. Для меня идеальный план зимней фотосессии состоит из нескольких частей, и всегда есть возможность дать моделям и себе немного отогреться в машинах за чашечкой горячего чая.

NIKON D4 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 250, F2, 1/3200 с, 85.0 мм экв.

NIKON D4 / 14.0-24.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 3200, F22, 1/500 с, 14.0 мм экв.