Презентация по литературе на тему ""Тарас Бульба". История создания" (7 класс)

Слайд 2

«Тарас Бульба» Историческая повесть

  • История создания повести «Тарас Бульба»

    Работе Гоголя над «Тарасом Бульбой» предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них следует назвать «Описание Украины» Боплана, «Историю о казаках запорожских» Мышецкого, рукописные списки украинских летописей- Самодвинца, Величко, Грабянки и т.д.Среди источников, которые помогли Гоголю в работе над «Тарасом Бульбой», был ещё один, важнейший: народные песни!

    Слайд 5

    Запорожская Сечь в повести:

    Запорожская Сечь в изображении Гоголя - это царство свободы и равенства, это вольная республика, в которой живут люди широкого размёта души. Свободные и равные

    Слайд 6

    Образ казаков в повести

    В повести Гоголь воссоздал картину национально – освободительной борьбы народа против польской шляхты!

    Слайд 7

    Перед нами вся жизнь казачества – его частный и общественный быт, его жизнь в мирное время, его административный уклад и повседневные обычаи.

    Слайд 8

    Чем мне понравилась книга

    Каждый народ вправе гордиться своей историей. История любого народа – неповторимая, самобытная. Её тысячелетиями создавали предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, приумножали культуры, выковывали характер. И обидно, что сегодня многие политики забыли свою историю и пытаются поссорить два братских народа.

    Слайд 9

    Поляков понуждали завоёвывать Русь. Православных теснили и притесняли со всех сторон. Очень не нравились слова: Русь и русский, поэтому назвали завоеванные поляками земли сначала Малороссией. Потом опомнились, что здесь есть слово «рос», и переименовали Окраиной. Позже узаконили слова «Украина» и «украинец», чтобы они забыли свое название «русский» и навсегда оторвались от святой и православной Руси.

    Слайд 10

    А ведь в сознании запорожцев украинец – родной брат русского, украинская земля – неотторжимая часть необъятной земли русской! Тарас Бульба подчеркивает эту мысль: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле не было таких товарищей» На протяжении всей истории эти два народа всегда помогали друг другу.

    Слайд 11

    Это произведение учит нас быть честными, порядочными людьми. Оно воспитывает в нас чувство любви к своему народу, беззаветной преданности своей Родине. Сегодня наше поколение может учиться у героев повести мужеству, взаимопомощи, любви к ближнему.

    Слайд 12

    Мне нравится как Гоголь описывает природу, ярко, красочно, невольно ощущаешь себя её частью. «Степь чем далее, тем становилась прекраснее….. Вся поверхность земли представлялась зелено – золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов». И не влюбиться в такие просторы нельзя. А как же их предать?...

    Слайд 13

    «История в некотором смысле есть священная книга народа: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности; скрижал откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение настоящего и пример будущего» Н.М. Карамзин

    Посмотреть все слайды

    Урок литературы в 6 классе с использованием презентации.

    «Н. В. Гоголь. Слово о писателе. История создания повести «Тарас Бульба». (По программе Г. С. Меркина)

    Цели: напомнить учащимся основные факты из жизни и творчества Н. В. Гоголя, познакомить с историей создания повести «Тарас Бульба»; развивать навыки выборочного пересказа; способствовать воспитанию добрых чувств.

    Ход урока.

      Слайд2. Тема урока.

      Слайд 3. Цели урока.

      Слайд 4. Портрет писателя.
      Н. В. Гоголь – выдающийся писатель 19 века. Его произведения немногочисленны, но все они трогают душу, заставляют задуматься, а самое главное, до сих пор чрезвычайно актуальны, чего только стоит новый фильм «Тарас Бульба», который многие из вас смотрели.

      Слайд 5. План. (1)

      Слайды 6 – 9, родительский дом Н. В. Гоголя, его родители.

      Слайд 10. План. (2, 3)

      Слайды 11 – 14, Нежинская гимназия, Гоголь-гимназист, Гоголь, Гоголь.

      Слайд 15. План. (4, 5, 6)
      Сообщение ученика по теме «Вечера на хуторе близ Диканьки».
      «Вечера на хуторе близ Диканьки» - это произведение, которое сразу сделало Гоголя писателем с мировым именем. Оно на долгие годы создало для Николая Васильевича репутацию феномена, не имеющего аналогий. В. Г. Белинский писал: «Укажите в европейской или в русской литературе хоть что-нибудь похожее на эти первые опыты молодого человека, хоть что-нибудь, что могло натолкнуть его на мысль писать так. Не есть ли это, напротив, совершенно новый, небывалый мир искусства?»
      Гоголь заметил, что всё украинское, малороссийское, как тогда говорили, вызывает очень большой интерес. Гоголь создал как бы новую Вселенную, с Диканькой посередине. Забавные, немного жутковатые повести, в которых много вымысла, но много и житейской правды, не могли не понравиться. Первые читатели, типографские служащие, сразу же высоко оценили этот шедевр. «Ночь перед Рождеством», «Сорочинская ярмарка», «Пропавшая грамота» и другие произведения занимают почётное место в сокровищнице русской классической литературы.

      Слово учителя о взаимоотношениях с Пушкиным.
      Гоголь читал произведения Пушкина ещё в гимназии и восхищался ими. Когда они познакомились лично, Гоголь смотрел на Пушкина как на своего кумира. А Пушкин поддержал начинающего литератора, дав высокую оценку его «Вечеров…». Гоголь высоко ценил талант Пушкина, его произведения, а Пушкин дал Гоголю два сюжета, из которых выросли бессмертные творения Н. В. Гоголя комедия «Ревизор» и поэма «Мёртвые души».

      Слайды 16 – 20. Портреты Гоголя разных лет. Последний – Гоголь в Васильевке.

      Слайд 21. План. (7, 8)

      Слайды 22, 23 – обложка книги.
      Сообщение ученика по теме «Повесть «Тарас Бульба». По учебнику. (стр. 259 – 260)

      Слайд 24. Анализ главы 1. Первый эпизод – встреча Тараса с сыновьями.
      Выборочный пересказ. Поделимся впечатлениями.

      Слайд 25. Тарас дерётся с Остапом. Выборочный пересказ. Поделимся впечатлениями.

      Слайд 26. – Ну, сынку, почеломкаемся!

      Слайд 27. Разговор с сыновьями.

      Слайд 28. Гости в доме Тараса.

      Слайд 29. Андрий. История любви.
      Вы уже обратили внимание на то, что повесть «Тарас Бульба» дана в учебнике литературы в сокращении. Но, я думаю, вам будет непонятно поведение Андрия, если вы не узнаете об одном происшествии, которое произошло с ним, когда он ещё учился в бурсе.
      Чтение текста повести. Глава 2 со слов: «Один раз, когда он зазевался, наехала почти на него колымага какого-то польского пана…» и до слов «Он видел её вскользь ещё один раз, и после этого воевода ковенский скоро уехал, и вместо прекрасной черноглазой полячки выглядывало из окон какое-то толстое лицо».

      Слайд 30. Остап. Очень нелегко давалась сначала учёба в бурсе Остапу.
      Чтение текста со слов «Старший, Остап, начал с того своё поприще, что в первый год ещё бежал…» и до слов «…и скоро стал наряду с лучшими».

      Слайд 31. Только старая мать их не могла уснуть всю ночь.

      Слайды 32, 33. Тарас с сыновьями в поле.

      Слайд 34. Кончилось детство и всё, всё, всё.

      Подведение итогов.

      Домашнее задание: уст. рассказ о Гоголе, читать повесть, пересказ 2-й главы.


    • Для конца 20-х и начала 30-х годов XIX века одной из волнующих проблем была проблема историзма. Обострившийся интерес к истории, начинающийся расцвет исторической науки, это не могло не отразиться на художественной литературе и вызвало появление огромного количества исторических романов и повестей. Исторический роман в 30-е годы - потребность времени.
    • Вторая причина обращения Гоголя к историческому жанру - это стремление художника уйти от ничтожного и пошлого мира в мир народной героики. (Героика – г ероическое содержание, героическая сторона какой - либо деятельности, каких - либо событий. )

    Работая над «Тарасом Бульбой» Гоголю предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников:

    • «Описание Украины»
    • «Историю о казаках запорожских»
    • Рукописные списки украинских летописей
    • Был еще один, важнейший источник: народные украинские песни, особенно исторические песни и думы.

    Гоголь считал украинскую народную песню драгоценным кладом для историка и поэта, желающих постигнуть «историю народа». Из летописных и научных источников Гоголь черпал исторические сведения, необходимые ему фактические подробности, касающиеся конкретных событий. Думы и песни же давали ему нечто гораздо более существенное. Они помогали писателю понять душу народа, его национальный характер, живые приметы его быта. Он извлекает из фольклорной песни сюжетные мотивы, порой даже целые эпизоды. Да и образ Андрия создан под несомненным влиянием украинских дум.


    «Тарас Бульба» имеет большую и сложную творческую историю. Он был впервые напечатан в 1835 году в сборнике «Миргород». В 1842 году во втором томе своих «Сочинений» Гоголь поместил «Тараса Бульбу» в новой, коренным образом переделанной редакции. Работа над этим произведением продолжалась с перерывами девять лет: с 1833 года до 1842-го. Между первой и второй редакциями «Тараса Бульбы» был написан ряд

    промежуточных редакций некоторых глав.


    Усилившийся осенью 1839 года интерес Гоголя к истории и к фольклору был связан с работой над второй редакцией «Тараса Бульбы». Пришлось снова обратиться к написанным в различное время черновым наброскам новой редакции, заново многое переосмысливать, устранять некоторые случайно вкравшиеся противоречия. Интенсивная работа продолжалась в течение трех лет: с осени 1839 года до лета 1842.

    Вторая редакция «Тараса Бульбы» создавалась одновременно с работой Гоголя над первым томом «Мертвых душ». Эта редакция стала глубже по своей идее, совершеннее в художественном отношении.

    Начало I главы второй редакции.


    Во второй редакции повесть значительно расширилась в своем объеме, став почти в два раза больше. Вместо девяти глав в первой редакции - двенадцать глав во второй. Появились новые персонажи, конфликты, ситуации. Были введены новые подробности в описании Сечи, сражений, заново написана сцена выборов кошевого.

    Речь Тараса перед запорожцами.


    Самое же главное в другом. В первой, «миргородской», редакции «Тараса Бульбы» движение украинского казачества против польской шляхты еще не было осмыслено в масштабе общенародной освободительной борьбы. Именно это обстоятельство побудило Гоголя к коренной переработке всего произведения.

    Гоголь неизменно подчеркивает слитность, общность, мощь всей Запорожской рати.

    Запорожцы.

    По дороге в Сечь.






    «Тарас Бульба». Встреча Тараса с сыновьями. Рисунок Т. Г. Шевченко. 1842.


    «Тарас Бульба». Встреча Тараса с сыновьями. Автолитография Павла Соколова. 1862.



    Казаки в степи. Картина С. Василъковского.



    «Тарас Бульба». В бою.


    «Тарас Бульба». Тарас и Андрий.

    Автолитография Е. Кибрика 1945г.


    «Тарас Бульба». Тарас после пленения Остапа. Автолитография Е. Кибрика. 1945.


    «Тарас Бульба». Остап перед казнью. Автолитография Е. Кибрика. 1945.


    «Тарас Бульба». Смерть Тараса.

    Автолитография Е. Кибрика. 1945.

    Место работы: МБОУ «Гамалеевская СОШ №1 Сорочинского района Оренбургской области»

    Должность : учитель русского языка и литературы

    Тема: История создания повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

    Тип : урок усвоения новых знаний

    Цель: познакомить с историей создания и исторической основой повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». УУД 1. Личностные: воспитание российской гражданственной идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. 2. Метапредметные :

    Познавательные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прочитанного или прослушанного текста; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текста.

    Регулятивные : умение самостоятельно организовывать собственную деятельность; умение работать с разными источниками информации, умение преобразовывать её в соответствии с задачей; Коммуникативные : умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей;
    3 . Предметные : умение определять анализировать лирическое произведение, определять художественные особенности оды.

    Ход урока.

      Мобилизующее начало.

      Изучение нового материала:

          Подведение к теме урока:

    Задание: посмотрите на название произведений, назовите автора

    «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба», «Заколдованное место», «Мёртвые души», «Ревизор»

    Какие из произведений вами прочитаны?

    В 5 классе вы прочитали повести «Заколдованное место», «ночь перед Рождеством», в старших классах вы познакомитесь с произведениями «Мёртвые души», «Ревизор», а сегодня мы переходим с вами к изучению повести «Тарас Бульба».

    2) Определение темы, целей урока.

    Как вы думаете, какова тема урока, какие учебные задачи мы поставим перед собой?

      История создания повести Гоголя «Тарас Бульба» (появление сборника «Миргород»):

    Уже в 1830 году Гоголь начинает работу над повестью. После публикации «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (1831), вышел цикл повестей «Миргород», который состоит из двух частей. В первую часть вошли повести «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба», во вторую - «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Обе части сборника «Миргород» были опубликованы в начале 1835 года.

    3. Работа с видеофрагментом из фильма Владимира Бортко «Тарас Бульба»

    1) Просмотр видеофрагмента «Ну сынку…»

    Задание: посмотрите видеофрагмент, определите фразу, которая является центральной для данного фрагмента и ставшей крылатой.

    2) Анализ фразы «Я тебя породил, я тебя и убью»

    - Какая фраза на ваш взгляд является центральной?

    - Слышали ли вы раньше это высказывание? При каких обстоятельствах?

    Как вы думаете, является ли поступок отца нормой?

    Как вы думаете, почему это могло произойти?

    3) Подбор аналогичных примеров.

    В каких произведениях, кинофильмах, событиях истории вы встречали подобные ситуации?

    4) Аргументация собственной позиции

    События, которые происходят в данной повести, являются современными или относятся к истории?

    По каким признакам вы это определили?

      Историческая основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (работа в парах)

    - Действительно, события этой повести уходят в далёкое прошлое, поэтому Гоголь, прежде чем написать повесть, изучил ряд исторических документов, прочитал летописи и познакомился с обычаями казаков.

    1) Самостоятельная работа.

    Задание: изучите материалы, найдите ответы на данные вопросы, сделайте краткую запись в тетрадях.

    1) Где происходят события повести?

    2) Какое событие составляет основу посети?

    3) В каких веках происходит действие в повести?

    4) Какие документы изучил Гоголя для написания повести?

    4) Кто такие казаки?

    5) Что представляла собой Запорожская Сечь?

    События, изображённые Гоголем в повести, относятся ко времени освободительного движения на Украине в 15-17 веков. Украинское казачество вело освободительную войну против поляков, захватывающих территории Украины, захватывающих и продающих людей в плен. Поляков называли шляхтичами (от названия польского войска – Шляхта).

    Запорожская Сечь – это военная организация вольных казаков, основанная на товариществе и братстве, главным назначением которой было служение своему Отечеству, защита Родины. Возглавлял Сечь кошевой, по-другому атаман, который избирался из числа казаков.

    Казаки ( - казáк ; - козáк ; Первоначально проживали в степях и лесостепях , в частности на территории и ; впоследствии расселились также на территории , , современного , и .

    В официальных документах Российской империи слово «казак» обозначало лицо, принадлежащее к казачьему сословию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности и вместе с тем обозначало военнослужащего вооружённых сил Российской империи.

    Чтобы быть верным эпохе, отражённой в повести «Тарас Бульба», Гоголь изучил множество исторических и фольклорных источников: рукописные летописи, историческую работу «Запорожская старина» академика И.И.Срезневского, «Малороссийские песни» из сборника Максимовича, «Малороссийские и червоннорусские думы», собранные Лукашевичем.

      Проверка первичного восприятия (ответы учащихся на вопросы)

      Словарная работа

    Задание: произнесите слова в соответствии с орфоэпическими правилами.

    Украинский (укрАинский – украин. произношение)

    Казак (козак) - вольный человек, член военно-земледельческой общины поселенцев на окраинах государства. Запорожские казаки.

    Шляхтичи (ляхи)

      Определение жанрового своеобразия произведения.

    1) Работа над литературоведческим понятием (работа с литературоведческим словарём):

    Мы уже неоднократно говорили о том, что произведение «Тарас Бульба» - повесть?

    Что такое повесть?

    2) Запись определения (см. словарь терминов)

    Повесть – это жанр литературы, который больше рассказа, но меньше романа. Часто имеет деление на части (главы), которые соединяются сюжетом, героями.

    3) Определение вида повести .

    Существуют различные виды повестей, посмотрите на слайд, определите, к какому виду повести относится повесть «Тарас Бульба», объясните свой выбор.

    Виды повестей: сатирические, фантастические, исторические, реалистические, романтические.

    Историческая повесть - это произведение, в котором повествуется об исторических событиях более или менее отдалённого времени, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут выступать исторические личности.

      Физминутка.

      Тестирование

    1)Самостоятельная работа учащихся

    Тест «Историческая основа повести»

      Повесть Гоголя «Тарас Бульба» вошла в сборник повестей:

    А «Вечера на хуторе близ Диканьки» Б «Миргород» В «Арабески»

      Гоголь работал над повестью:

    А С 1820 года Б С 1840 года В С 1830 года А В 1825 году Б В 1835 году В В 1845 году.

      Какое историческое событие легло в основу повести Гоголя «Тарас Бульба»:

    А Освободительная война украинских казаков против польских захватчиков. Б Освободительная война украинских казаков против турецких захватчиков. В Освободительная война уральских казаков против польских захватчиков.

      Где происходят события повести:

    А В России Б На Украине В В Турции

      Кто такие казаки?

    А Казаки - сословие людей, которые отличались особым положением, но всегда становились на защиту Родины. Б Казаки – сословие людей, проживающих на территории России, занимающиеся земледелием. В Казаки – сословие людей, проживающих на определённой территории, не подчиняющихся законам страны.

      Запорожская Сечь - это…

    А Военная организация вольных казаков, основанная на товариществе и братстве, главным назначением которой было служение своему Отечеству, защита Родины. Б Сбор казаков для проведения военных учений В Место на Украине, где проживали казаки.

      Повесть Гоголя «Тарас Бульба» - это:

    А романтическая повесть; Б фантастическая повесть; В историческая повесть.

      Какие исторические труды изучил Гоголь для написания повести «Тарас Бульба»? (несколько вариантов ответов)

    А «Запорожская старина» И.И.Срезневского. Б «Украина в 15 веке» Иванова М.П. В «Малороссийские песни» из сборника Максимовича. Г «Запорожская Сечь» Добролюбова Н.Н. Д «Малороссийские и червоннорусские думы», собранные Лукашевичем

    2) Взаимопроверка

    3) Анализ полученных результатов

      Просмотр саундтрека к кинофильму «Тарас Бульба» Владимира Бортко:

    1)Знакомство с понятием

    Саундтрек (англ. soundtrack) - звуковая дорожка. Музыкальное сопровождение к фильму, сериалу и т.п. нередко имеет жизнь и отдельно от фильма, иногда даже превосходя его популярностью.

    2) Просмотр саундтрека.

    Постановка учебной задачи:

    Просмотреть фрагмент, подумать, какова основная мысль произведения «Тарас Бульба» (для тех, кто не прочёл повесть);

    Как отражаются основные события повести «Тарас Бульба» (для тех, кто прочёл повесть).

      Подведение итогов

      Рефлексия