Компания SpaceX. Полет на Марс со SpaceX: реальный план или мечты о будущем? И всё же, что считается главным достижением SpaceX

Глава компании SpaceX, американский бизнесмен Илон Маск, выступая в мексиканском городе Гвадалахара на 67-м конгрессе Международной федерации астронавтики, представил проект межпланетной транспортной системы ITS (Interplanetary Transport System), предназначенной для колонизации Марса. Предполагается, что на Красной планете будет построено полностью автономное поселение. Благодаря ITS в колонию на Марсе через полвека переберется миллион человек.

По мнению Илона Маска, человечеству, чтобы выжить, необходимо колонизировать другие миры. Марс для этого подходит лучше всего, поскольку условия на планете хоть и отдаленно, но все же похожи на земные. На соседней Венере слишком жарко, а спутники Юпитера и Сатурна, где также можно было бы создать колонию, расположены слишком далеко. Освоение этих лун, в частности, Энцелада, - уже следующий этап колонизации Солнечной системы.

Илон Маск является основателем компаний SpaceX (производит ракеты и космические корабли) и Tesla Motors (создает электромобили), а также инициировал проект Hyperloop (гибридной транспортной системы из вакуумного поезда и маглева). Он также принял участие в создании компаний PayPal (занимается электронными платежами) и SolarCity (солнечная энергетика).

Терраформирование Марса, то есть создание там максимально похожего на земной климата, по Маску, может занять несколько сотен лет. Это дело далекого будущего. Бизнесмен полагает, что в прошлом на Красной планете была более плотная атмосфера и текли водяные реки. Маск согласен с теми учеными, которые считают возможным вернуть Марс в его прежнее состояние. Тогда планета станет пригодной для земледелия без парников и жизни хотя бы примитивных микроорганизмов.

Сегодня, по оценкам, стоимость отправки человека на Марс - 10 миллиардов долларов. Маск считает, что и 10 миллионов - это слишком дорого. И предлагает программу удешевления полетов на Красную планету. Деньги на нее он намерен найти у частных партнеров и энтузиастов. Государство, судя по всему, в этом SpaceX не помогает. НАСА также, несмотря на сотрудничество со SpaceX по программе Международной космической станции, к проекту с осторожностью.

Маск предлагает создать пилотируемый корабль вместимостью 200 человек. На околомарсианской орбите должна накопиться тысяча таких аппаратов. Всего от Земли до Марса планируется около десяти тысяч перелетов. Путешествие займет не более 150 суток, а стоимость доставки полезного груза составит 140 тысяч долларов за одну тонну.

Концепция ITS основывается на нескольких ключевых технологиях - многоразовости, дозаправке кораблей на орбите и использовании марсианского топлива. В качестве топлива предлагается метан, который можно получать на Марсе из воды и углекислого газа. Все двигатели на ракетах останутся химическими - ионные или ядерные варианты не рассматриваются. На ракету ITS планируется поставить двигатель Raptor, у которого самое большое отношение тяги к массе. Этот агрегат недавно прошел испытания, в перспективном носителе предусмотрено 42 двигателя. Топливные баки для Raptor предполагается изготавливать из углеволокна.

Ракета для колонизации Марса будет самой крупной из когда-либо созданных человеком: диаметр - 12 метров, высота - 122 метра (вместе с головной частью). Первая ступень носителя ITS - это увеличенная первая ступень средней ракеты Falcon 9. Для ее возвращения на Землю после отправки корабля на околоземную орбиту потребуется около семи процентов всего топлива первой ступени.

С ракетой ITS, как отметил Маск, можно доставить груз в любую точку Земли максимум за 45 минут. Диаметр пилотируемого корабля, размещаемого в головной части, составит 17 метров, высота - 50 метров. Грузоподъемность - 450 тонн (вместе с топливом). Шесть двигателей работают в космосе, три - в атмосфере. После презентации ITS бизнесмен ответил на вопросы присутствующих в зале.

Из его ответов стало известно, что денег на самостоятельное финансирование проекта ITS у SpaceX нет - компания зарабатывает исключительно на заказах НАСА и коммерческих спутниках. Однако ситуация может поменяться. Если в настоящее время из пяти тысяч сотрудников SpaceX над ITS работают около 50 человек, то с течением времени, когда инвестиции в проект вырастут до 300 миллионов долларов в год, бизнесмен надеется резко увеличить их количество.

На вопрос россиянки Анастасии о привлечении иностранных граждан к проекту Маск ответил так: в программе ITS может участвовать любой желающий. Но для этого, помимо таланта, нужна еще и грин-карта. Для сравнения, в компании Tesla ситуация проще - там четверть сотрудников - иностранцы.

Маск подтвердил свое намерение отправить в 2018 году к Марсу при помощи тяжелой ракеты Falcon Heavy, испытания которой намечены на осень 2016 года, беспилотную миссию на корабле Dragon V2 (расчетной вместимостью до семи человек). После этого он планирует отправлять на Красную планету аппараты каждые 26 месяцев: две миссии в 2020 году, как минимум одну в 2022-м и, вероятно, пилотируемую миссию через два года с высадкой на планету в 2025 году. Пуски планируется осуществлять на разрабатываемой ракете-носителе Falcon Heavy, а старт 2020 или 2022 годов - уже на ракете ITS.

Первый марсианский корабль в SpaceX собираются назвать Heart of Gold. Маск признал: к сожалению, нет никаких гарантий того, что первые колонизаторы смогут вернуться на Землю. Путешествие на Марс он традиционно сравнил с открытием и заселением Америки. От себя добавим, что в Европе такие переселения, как и предшествующее им открытие Америки, многими считались безумием. Станет ли Илон Маск новым Христофором Колумбом или окажется расчетливым бизнесменом с богатой фантазией - покажет время и его дела.

История SpaceX

В каждой эпохе есть люди, которые олицетворяют ее, будь то Гагарин, Менделеев или Леонардо да Винчи. Мы стали современниками предпринимателя, ученого и мечтателя Илона Маска, чье имя, несомненно, войдет в историю. Соучредитель платежной системы PayPal, отец электрокаров Tesla, генеральный директор частной космической компании SpaceX, пошатнувшей государственную монополию на производство ракет – носителей.

Амбициии SpaceX могут вызывать скептическую усмешку, но остаться равнодушным к деятельности компании невозможно, ведь будущее создается прямо на наших глазах.

Семена на Марсе

В начале 2002 года уже ставший мультимиллионером Илон Маск загорается идеей отправить человека на Марс и вернуть внимание общества к этому вопросу. На протяжении всей жизни бизнесмен (а по образованию физик) Маск, вынашивает мечту об установке на поверхности Марса небольшого парника с семенами земного растения, чтобы вдохновить людей на колонизацию красной планеты.

Сложность реализации этого скромного замысла кроется не в уже существующих технологиях, а в дороговизне запуска космических кораблей. Не собираясь платить американским ракетным компаниям, Маск три раза ездил в Россию, рассматривая возможность покупки отремонтированной ракеты «Днепр», чья стоимость составляла около 20 миллионов долларов. Мысли о ценообразовании и финансовых рисках подтолкнули его к решению создавать свои ракеты, а не покупать их у американцев или русских. Это привело к появлению самой многообещающей в частной космонавтике компании SpaceX.

Сокол и Дракон

В 2006 году инженерами компании SpaceX была разработана первая ракета-носитель – Falcon 1 , ее запуск произошел 24 марта 2006 года, но закончился аварией из-за неисправности двигателя первой ступени. Лишь после трех неудачных стартов 28 сентября 2008 года Falcon 1 удалось доставить полезный груз на высоту 500 – 700 км, что вошло в историю как первый успешный запуск на орбиту частной ракеты.

Спустя еще год пятый запуск Falcon 1 доставил на орбиту малазийский спутник RazakSAT.

С 2010 года компанией Space X введена в эксплуатацию вторая, более тяжелая ракета - носитель Falcon 9 , аналогичная по характеристикам российской ракете «Союз-2». Уроки, полученные от неудач первых запусков, были учтены и это позволило Falcon 9 успешно стартовать 4 июня 2010 года, выведя на орбиту макет корабля Dragon для аэродинамических тестов.

8 декабря 2010 года состоялся первый полноценный запуск корабля Dragon, спустя 10 минут после старта, на высоте примерно 300 километров корабль вышел на расчетную орбиту и отделился от носителя. Корабль дважды совершил облет Земли со скоростью около 7,73 километра в секунду, после чего перешел к снижению, успешно приводнившись в Тихом океане.

Интересный факт. На борту корабля был размещен некий засекреченный груз. После стало известно, что в качестве груза выступила головка сыра, находившаяся в специальном контейнере, прикрепленном к полу корабля.

«Дракон» стал единственным в мире грузовым кораблем, способный вернуться на Землю.
Первый полет к МКС состоялся 22 мая 2012 года, 25 мая 2012 года, в 13:56 по стандарту UTC, корабль приблизился к МКС до дистанции в 10 метров, после чего был захвачен с помощью манипулятора «Канадарм 2», установленном на модуле «Спокойствие», и успешно пристыкован.

Контракт, заключенный между NASA и «SpaceX» по программе Commercial Resupply Services предполагал осуществление 12 полетов на МКС, но, в марте 2015 года, NASA продлило контракт еще на три миссии в течение 2017 года.

  • Космический корабля Dragon приводнился у берегов Калифорнии. 10 февраля 2015 года
  • Приводнение корабля Dragon у берегов Калифорнии

Планы SpaceX

Сегодня планы Илона Маска, если и могут вызывать некое сомнение у специалистов, то многочисленные поклонники Space X, воодушевленные идеей частного освоения космоса и колонизации красной планеты, пресса, а главное - инвесторы, деятельность компании поддерживают и одобряют.

Главные задачи Space X сейчас очень амбициозны: ракеты многоразового использования, сверхтяжелая ракета – носитель Falcon Heavy , строительство частного космодрома и, конечно, колонизация красной планеты, первой частью которой должен стать пилотируемый полет на Марс.

Falcon 9R

Повторное применение первой ступени, наиболее дорогой части ракеты, поможет снизить цену запусков на 70 процентов.

Впервые идея ракеты, способной к возвращению и повторному полету, появилась в 2012 году, в 2013 году появилось ее воплощение - более продвинутая модель Falcon 9R.

Ее первая ступень после отработки основной задачи маневрирует и принимает в воздухе вертикальное положение, после чего совершает мягкую посадку. На первых испытаниях новинку преследовали неудачи, но инженеры смогли выявить основные ошибки и ракета уже успешно приземлялась как на космодроме, так и на специальной автономной плавучей платформе.

Частный космодром

В августе 2015 года SpaceX было объявлено о грандиозной задаче - создании первого в мире частного космодрома.

Проект будет осуществлен при поддержке властей штата Техас, где будет расположен будущий объект в городе Браунсвилль. Создание частного космодрома позволит создать около 300 новых рабочих мест и принести экономике штата около 85 миллионов долларов в виде капиталовложений.

Колонизация красной планеты

В 2012 году Илон Маск объявил, что работает над тем, чтобы к 2029 году полёт на красную планету для семьи обошелся бы в 500000 тысяч долларов.

С будушим связано представление в мае 2014 года космического корабля нового поколения, получившего название Dragon V2. По словам Маска, они способны сесть «где угодно на Земле», на борт корабль может взять до 7 человек и использоваться многократно. Доставлять астронавтов с поверхности планеты до МКС и обратно планируется к 2017 - 2018 годам.

И хотя цена полета выглядит устрашающе, для межпланетного перелета она действительно мала и шансы на появление колонии на Марсе возрастают с каждым днем.

Красный дракон

Информация о полете к красной планете в 2018 году появилась на странице компании SpaceX в Twitter 17 апреля этого года, подробнее об этом рассказывается на сайте NASA. По словам Илона Маска, миссия Red Dragon станет проверочным запуском, первой пробной ласточкой. В планы компании входит разработка космического корабля Dragon 2, способного приземлиться в любом месте Солнечной системы, независимо от наличия атмосферы и даже твердой поверхности. Вместе с тем Маск отметил, что для миссий с участием людей дальше Луны этот аппарат не подойдет, так как в текущей модификации пространство внутри корабля слишком мало для длительных путешествий.

План колонизации Марса

27 сенября 2016 года на международном конгрессе по астронавтике, проходившем в Мексике, Илон Маск рассказал о своем видении будущей марсианской колонии. Маск планирует создать многоразовую транспортную систему, которая сможет доставить на красную планету сто чсловек за 80 дней. Космический корабль, использующийся в системе, будет заправляться метаном и кислородом на земной орбите и после посадки на Марсе. стоимость путешествия для одного человека должна составить 200000 долларов США. Колония добьется самоокупаемости, когда ее численность достигнет миллиона человек, на что, по оценке Маска, уйдет сто лет. SpaceX уже испытывает ракетный двигатель Raptor , который был разработан для многоразовой транспортной системы.

SpaceX планирует отправить на Марс первых колонизаторов уже в 2024 году. Астронавтов доставит сверхмощная ракета Big Falcon Rocket, и первое время им придется жить в космическом корабле. Глава компании Илон Маск рассчитывал построить на Красной планете полноценные города, но, кажется, планы изменились.

К началу 2020-х годов SpaceX завершит разработку самой мощной в мире ракеты . Аппарат грузоподъемностью 150 тонн, вмещающий сотню пассажиров, станет главным транспортным средством для будущих колонизаторов Марса. Первая пилотируемая миссия состоится в 2024 году, а процесс освоения Красной планеты будет длиться несколько десятилетий.

Однако самостоятельно строить поселения в дальнем космосе SpaceX не планирует. На Международной конвенции исследователей Марса инженер компании Пол Вустер рассказал подробности первых миссий. По его словам, SpaceX возьмет на себя роль перевозчика.

«В первую очередь мы заинтересованы в транспортировке. Возможности [освоения] Марса нам также интересны, но мы надеемся, что к процессу подключатся и другие компании», - цитирует Вустера Business Insider.

Ранее глава SpaceX Илон Маск говорил о планах построить на Красной планете полноценные города, которые станут запасным пристанищем для жителей Земли на случай глобальных природных катаклизмов.

Компании необходимо разработать технологию доставки астронавтов на поверхность Марса. На выполнение этой задачи SpaceX уже тратит миллионы долларов, а также привлекает лучших инженеров.

Роль космического такси будут выполнять два компонента Big Falcon Rocket: многоразовая ракета-носитель и корабль. Ракета доставит корабль на орбиту, после чего он продолжит путешествие самостоятельно. В пути у него иссякнут запасы топлива, но SpaceX доставит в космос специальные аппараты для дозаправки. Уже на Марсе космический корабль заправят метаном - это позволит вернуть аппарат обратно на Землю.

Первым колонизаторам придется самостоятельно изготовить топливо, используя запасы воды в марсианской почве, CO2 из атмосферы и электричество, генерируемое солнечными панелями. По словам Вустера, ежедневно землянам придется находить и добывать одну тонну льда.

На этом миссия астронавтов не закончится. Им также придется первыми испытать возможные последствия пребывания на Марсе, чтобы подготовить «почву» для будущих миссий. Параллельно с этим колонизаторы построят посадочную площадку для кораблей, летящих с Земли.

В первые годы SpaceX обещает доставить на Марс три корабля с экипажем и два аппарата с полезной нагрузкой, каждый из которых сможет транспортировать до 100 тонн. Общая масса грузов, доставленных на планету, на 150-200% превысит массу МКС. Компания планирует привозить оборудование и материалы с запасом на случай появления новых технологий, пока неизвестных науке.

«Перед нами стоит задача создать не просто форпост, а обширную базу. Не такую, как в Антарктике, а подобие деревни, поселения, которое со временем превратится в мегаполис, а затем - в сеть городов», - сообщил Вустер.

Первое время астронавтам придется жить в космическом корабле. Как будут выглядеть костюмы колонизаторов и что поможет им защититься от радиации, пока неясно. Рано или поздно SpaceX планирует вернуть колонизаторов на Землю и использовать BFR повторно - только в этом случае миссия оправдает свои затраты.

Вустер надеется, что земляне найдут ответы на вопросы, давно волнующие научное сообщество, а именно, есть ли на Марсе следы органической жизни, которая существовала прежде или существует до сих пор.

Компания уже ведет переговоры с учеными и экспертами NASA, а также подбирает оптимальную локацию для посадки на Красной планете. В начале августа SpaceX

Глава компании SpaceX предприниматель Илон Маск полагает, что еще при жизни текущего поколения можно будет начать колонизацию Марса. По проекту бизнесмена, к Красной планете можно будет отправлять одновременно 100 человек, а цена полета для каждого из них составит около $100 000. Разумеется, для такого путешествия нужен космической транспорт нового типа, над созданием которого работает компания SpaceX.


Во время презентации Илон Маск показал видео, где представил свою концепцию межпланетной транспортной системы. Она будет состоять из многоразовых ракет, завода по производству ракетного топлива и 1000 космических кораблей/рейсов, перевозящих по 100 человек за раз. В космическом корабле (КК) SpaceX будут ресторан, каюты, возможность поиграть игры и посмотреть фильмы. То есть полет длительностью от 80 до 150 дней должен быть максимально комфортным. Это позволит путешествовать к Марсу всем желающим, а не только подготовленным профессиональным космонавтам.

Пассажирский межпланетный корабль, согласно проекту Маска, будет использовать 42 двигателя с тягой 127 800 КН. Диаметр корабля – 17 м, ракеты-носителя – 12 м, общая высота - 122 м. Предполагается, что первая миссия покинет Землю в 2024 г. и прибудет на Марс уже в следующем году.

Для реализации амбициозных проектов Маску требуется дополнительное финансирование, так как первый полет пассажирского корабля будет очень дорогим. По словам главы SpaceX, сейчас стоимость такого полета составляет около $10 млрд на человека, поскольку включает разработку и постройку всей транспортной системы. В перспективе стоимость планируется снизить до $200 тыс., а после и до $100 тыс.

Один из способов снижения себестоимости полета – система дозаправки на орбите. Сначала ракета-носитель выводит на орбиту космический корабль, а затем приземляется, где ее заправляют, пристыковывают модуль с топливными баками и опять запускают в космос. На околоземной орбите КК стыкуется в топливным модулем и система стартует к Марсу.

Космический корабль и ракета-носитель будут многоразовыми, что снизит стоимость эксплуатации системы. Также, КК сможет взлетать с Марса с полезной нагрузкой, то есть можно будет организовать полноценные грузовые и пассажирские перевозки по маршруту Марс-Земля.

Технически проект Илона Маска реализуем уже на современном этапе развития космических технологий, тем более что SpaceX как раз является технологическим лидером в плане создания космических транспортных систем. Самая сложная часть проекта: финансы и мотивация инвесторов. Найти громадную сумму, необходимую для постройки ракет будет непросто, особенно с учетом того, что перспективы его монетизации пока не очевидны. Разумеется, желающих попасть на Марс будет предостаточно, как и тех, кто захочет остаться там навсегда и основать колонию. Но на основание полноценной колонии с помощью одной транспортной системы от SpaceX понадобиться до 100 лет, так что изначально это будет некоммерческий проект. Впрочем, Илон Маск продемонстрировал возможность использования межпланетного КК для полета на спутники планет. Теоретически, это можно использовать при добыче редкоземельных полезных ископаемых, что окупит проект хотя бы частично. Также, снизить стоимость полета можно увеличив количество пассажиров вдвое, а при использовании медикаментозной комы, возможно, и вчетверо. Пока искусственную кому используют в клиниках не дольше 14 дней, но модернизация технологии вполне возможна. Тогда основная часть пассажиров транспорта может спать все путешествие в компактных капсулах.

Несмотря на то, что план Илона Маска кажется фантастикой, с технической точки зрения он осуществим, главной проблемой остается лишь вопрос финансирования. Для его получения, Илону Маску придется провести самую грандиозную PR-кампанию в истории, используя в том числе и «демонстрационные» полеты к Марсу. В ближайших планах SpaceX – отправка беспилотного транспортного КК Dragon на Марс, которая запланирована на в 2018 г.

Компания Илона Маска создала концепт поточной отправки людей и грузов к Красной планете. В ближайшие 40-100 лет на Марс могут отправиться около миллиона поселенцев


Создатель и руководитель американской компании SpaceX Илон Маск презентовал в мексиканском городе Гвадалахара проект межпланетной транспортной системы ITS (Interplanetary Transport System). С помощью нее известный бизнесмен рассчитывает начать колонизацию Марса.

Презентация прошла в рамках 67-го конгресса Международной астронавтической федерации. Выступая перед участниками мероприятия, Маск отметил, что человечество может и дальше спокойно продолжать жить на Земле и никуда не двигаться, а может стать межпланетной цивилизацией. Расселение людей по другим планетам в представлении Маска является альтернативой неизбежному вымиранию вида homo sapiens на Земле.

Космическая Одиссея

«Сегодня полет на Марс и жизнь на Красной планете кажется нам невозможной, однако мы должны сделать эту мечту реальностью за наше время жизни, - заявил Маск. - Любой человек, который пожелает отправиться на Марс, должен иметь такую возможность. Не хочу быть «плохим пророком в своем отечестве», но в будущем Земля, вероятно, переживет катастрофу, и мы вымрем. Альтернатива этому - человечество должно стать космическим видом», - добавил глава SpaceX.

На современном уровне развития технологий отправка одного человека на Марс обойдется дороже чем в 10 миллиардов долларов. Разумеется, для начала активной работы по колонизации других миров это чересчур большие расходы. По мнению Маска, выкладывать даже 10 миллионов долларов за отправку каждого колониста - слишком дорого.

Представленная им концепция ITS предполагает поточную отправку людей и грузов на Красную планету, с широким применением многоразовых дозаправляемых модулей. По расчетам специалистов SpaceX, применение такого метода позволит сократить расходы до 140 тысяч долларов за каждую тонну груза. При такой цене массовая отправка людей к Марсу уже обретает реальные перспективы.

Как и предполагалось ранее, первые колонисты, судя по всему, получат билеты в один конец. Создание марсианских городов, промышленности и инфраструктуры потребует нескольких десятилетий напряженного труда. Впрочем, проект не подразумевает, что первые партии отправленных на Марс кораблей останутся мертвым грузом на его поверхности. В SpaceX полагают, что звездолеты будут взлетать с Марса, используя местный метан. Иными словами, возможность для эвакуации колонистов с планеты гипотетически все-таки будет.

Марс и марсианские корабли

Маск разделяет мнение некоторых ученых, полагающих, что человечеству удастся частично терраформировать Марс, сделав условия на его поверхности приближенными к земным. По мнению сторонников этой теории, Красная планета в обозримой исторической перспективе может стать пригодной для существования микроорганизмов и некоторых видов растений.

Ученые не сомневаются, что в далеком прошлом планета обладала плотной атмосферой и значительным количеством жидкой воды на поверхности. Однако в результате попадания огромных астероидов Марс утратил сейсмическую активность и остыл, а атмосфера частично вымерзла, частично улетела в космос. Энтузиасты полагают, что прибывшие с Земли люди могли бы растопить часть ледников, повысив плотность атмосферы и подняв температуру поверхности планеты.

Начать космическую экспансию Маск предлагает на кораблях вместимостью в 200 человек. Эти аппараты будут выводиться на околоземную орбиту увеличенными копиями главного на данный момент детища SpaceX - возвращаемой ракеты Falcon-9. Эта ракета по своим габаритам и технически показателям должна превзойти даже легендарный «Сатурн V», якобы отправлявший американских астронавтов на Луну.

Высота перспективной ракеты составит 122 метра, диаметр - 12 метров, а взлетная масса с учетом топлива - 450 тонн. На орбиту ракеты будут отправлять пилотируемые модули, размер которых составит 50 метров в длину и 17 метров в сечении. После вывода на орбиту первая ступень будет садиться, а модуль с людьми и грузом продолжит путешествие к Марсу.

Комплектовать ракеты и межпланетные корабли в SpaceX намерены двигателями Raptor. На днях они успешно прошли стендовые испытания, показав наибольшее отношение тяги к массе. Чтобы максимально облегчить корабль, топливные баки предполагается делать из углеволокна.

По прикидке Маска, для первичной колонизации Марса потребуется около тысячи кораблей, которые совершат порядка 10 000 перелетов. Каждое путешествие займет не более 150 суток.

Марсианский город: вход по гринкарте

Глава SpaceX сообщил, что за первые 40 - 100 лет начала колонизации с Земли на Марс могут отправиться около миллиона поселенцев. Они смогут дать начало самостоятельной цивилизации.

Журналистов заинтересовал вопрос, намерен ли SpaceX привлекать для колонизации иностранных граждан. В ответ Маск заявил, что для того, чтобы это стало возможным, необходимо получать разрешение от Пентагона либо от американского Госдепартамента. Пока же устроиться в марсианскую программу SpaceX могут либо граждане Соединенных Штатов, либо обладатели гринкарты.

Иными словами, отметили обозреватели , россиян в обозримом будущем в проект по колонизации Марса не пустят.