Как научиться писать статьи. Как научиться хорошо писать

Здравствуйте постоянные подписчики и гости моего блога! На связи Павел Ямб. В сегодняшней статье я хочу поговорить о том, как научиться писать интересный и полезный контент для сайтов.

Мы рассмотрим некоторые вопросы, возникающие при написании статей, и освоим лучшие приемы этого дела.

Как стать хорошим райтером

Этот вопрос беспокоит многих новичков в мире литературы. Почему некоторые люди умеют связно излагать мысли и писать интересные тексты, а у других получаются безграмотные сочинения на уровне пятого класса? Наверное, секрет в том, что копирайтеры бывают разные. Одни подходят к делу добросовестно, много работают над собой, читают специальную литературу, а другие не сильно утруждают себя, и делают работу как попало. Бывает, что написав пару статей и продав их за копейки (а кому нужны безграмотные исполнители?), новички скоро бросают это трудное занятие и ищут более легкие способы заработка.

Есть мнение, что умение красиво и грамотно изложить мысли на бумаге дается от рождения, но это не совсем так. От рождения дается лишь красота или ум, а другие навыки у людей вырабатываются после определенных усилий. За редким исключением, ничего в этой жизни не дается без труда.

Конечно, вы можете закончить специальный литературный ВУЗ, после которого будете писать не хуже профессиональных журналистов. Но этот путь является самым трудным и он отнимет у вас не один год. Да и большую часть этого времени вы потратите на изучение не очень нужных вам предметов.

Научиться писать статьи можно также самостоятельно; для этого есть платные и бесплатные видео курсы и литература в Интернете. Платные курсы конечно лучше, но и от бесплатных инфопродуктов можно получить несомненную пользу.

Конечно, можно осваивать эти знания и самостоятельно, идя путем проб и ошибок. Этот метод также трудный, но и наиболее распространенный в наше время. А, собственно, почему бы и нет? Литературы сейчас предостаточно, и при наличии сильного желания можно пройти те же самые предметы «экстерном». Только экзамены у вас принимать никто не будет. Вы учитесь для себя, а не для диплома.

Практическое применение знаний

Практику можно проходить на биржах копирайтинга, где можно увидеть чего вы стоите на самом деле. Но, не обольщайтесь, начало вашей карьеры будет очень непростым. Начинающий копирайтер зарабатывает мало: зарплата многих новичков начинается от 15 рублей за тысячу знаков без пробелов. Согласитесь, что сумма – ничтожная. Но, начав работать, даже за эти деньги, вы получите бесценный опыт. Это постепенно приведет вас в мир совершенно других, более высоких заработков.

Ваш стиль будет постоянно совершенствоваться, и наконец-то вы станете настоящим мастером копирайтинга. А это уже не шутки – хорошие райтеры зарабатывают от 2 долларов и выше за тысячу знаков.

А теперь задумаемся над тем, как писать качественные статьи. Не секрет, что хорошим слогом обладает лишь тот, кто много читает. Но если вы будете читать лишь анекдоты и смотреть одни телевизионные сериалы и боевики, ваш литературный слог не станет от этого лучше.

Хороший копирайтер должен любить книги — это хороший способ получения информации для статей. Если вы не приучены читать, лучше сразу подыскивайте другую профессию – толку не будет.

Вашему прогрессу значительно поможет чтение классиков прозы, а так же литературы, написанной для начинающих писателей и копирайтеров. Только таким образом можно выработать хороший авторский стиль. Не помешает также знание основных правил синтаксиса . Этому учат в школе, но вам не мешает все повторить заново, скачав в Интернете учебники по русскому языку.

Полезно также освежить в памяти основные правила орфографии и пунктуации. Эти знания можно проверить здесь . Неплохо также попрактиковаться писать интерактивные диктанты , где вы получите возможность проверить свои знания на практике. Ничего сложного в этом нет, и писать на бумаге вам не придется.

Открыв такой онлайн-диктант, вы увидите готовый текст, в пропущенных местах которого имеются несколько вариантов ответов. Вы должны по своему усмотрению вставить пропущенные буквы. Если что ввели неправильно, то после диктанта можно проверить ошибки, там вам подробно распишут, где вы ошиблись и почему, плюс вам выставят оценку.

Но, если вы уже имеете представление о том, как грамотно строить предложения, то вам нужно пройти следующий этап: научиться печатанию на клавиатуре слепым десятипальцевым методом . Без этого освоить профессию копирайтера не получится. Бесплатные обучающие программы можно скачать здесь .

Работа со Стаминой 2.5

Лучше всего скачивать программу Stamina 2.5. Работать с ней несложно, и уже через неделю занятий вы сможете печатать со скоростью от 100 знаков в минуту. Знакомство с программой начните с легких упражнений, которые находятся в программе под кнопкой Режим, урок №1.

Начните с первого занятия. Главное условие успеха, о котором, почему-то, нигде не пишут, не стремится увеличивать скорость печатания. Если вы считаете, что нужно печатать быстро, и с большим количеством ошибок, то глубоко ошибаетесь.

Лучше всего – медленно, но точно попадать на нужные буквы, не глядя на клавиатуру. Чем собраннее вы будете это делать, тем быстрее в памяти отложится расположение нужных букв. Поэтому не спешите, скорость от вас не уйдет.

Если забыли расположение буквы, старайтесь напрячь память, и постепенно вы будете печатать на автомате, зная где и какая буква находится. Занимайтесь хоть полчаса в день, и слепой метод печати перестанет быть для вас проблемой.

В программе имеются и другие интересные опции, которые сделают ваши занятия не только полезными, но и веселыми. Под кнопкой Режим можно найти Редактор уроков, в который вы можете самостоятельно добавлять фразы по-вашему вкусу.

Можно также добавлять любую музыку, которая будет дополнять ваши уроки. Здесь же можно освоить русскую и английскую раскладку клавиатуры. Под клавишей Опции в подменю имеется функция «На стройку» (F3). Там можно изменить картинку и задать остальные нужные параметры программы.

Пути создания хорошей статьи

А теперь, когда вы освежили в памяти правила русского языка, и научились печатать слепым методом, можно переходить к написанию первой статьи.

Перед началом работы следует подумать, о чём вы будете писать. Найти хорошую идею для статьи для многих непросто, но есть один отличный способ, который нам поможет решить эту задачу.

Зайдем на биржу копирайтинга www.textsale.ru и выберем прибыльную тематику. Когда вы откроете эту страницу , то с левой стороны меню, вверху, найдите строку «Поисковые запросы».

Открыв, мы увидим длинный список тем. Обратите внимание на красные цифры, которые находятся с левой стороны. Там, где стоят плюсики, тема статей пользуется популярностью, минусы – значит наоборот. Они говорят о том, что в данное время тема заказчиком не интересна.

Выбрав тему, допустим «холодильник», перейдите на страницу, где увидите много выставленных на продажу статей. Выпишите для себя наиболее интересные заголовки, а потом перейдите в поисковик браузера.

Допустим, я выбрал статью, которая называется «Ремонт холодильников своими руками». Тема популярная, такую статью могут быстро купить, потому что она несет в себе полезную информацию. Проверим ее в сервисе Яндекс подбор слов . На скриншоте видно, что этой темой интересуется 5 516 человек, что, в принципе, совсем неплохо.

Этим сервисом пользуются также вебмастера сайтов. Наверняка, что многие из них будут искать на бирже такие статьи. А, значит, есть шанс, что вашу статью быстро купят. Теперь введите ее название в поисковик. Здесь мы сразу видим, что материала для статьи у нас будет предостаточно.

Рерайт статей

Возьмем для примера следующее предложение и попробуем сделать простой рерайт:

«Хозяйки моют оконные стекла специальным составом». Перед нами стоит задача переписать текст так, чтобы он звучал по-новому, но смысл его не потерялся.

Попробуем переделать его так: «Специальные составы помогают хозяйкам мыть оконные стекла».

Или так: «Современные составы для мытья стекол – отличные помощники для хозяек дома. С ними любая работа превращается в настоящее удовольствие».

Последний пример уже ближе к копирайтингу, такими тексты получаются, когда вы закрываете текст-исходник и пишете по памяти.

Самое главное правило: не допускать фантазий и сильно не отклоняться от смысла статьи. В противном случае может произойти так, что вы, абсолютно не разбираясь в тематике, можете написать статью, которая будет абсолютно лишена смысла. А в итоге пострадает и заказчик, если, не проверяя опубликует ее и вы, если отдадите ему такой текст.

Глубокий рерайтинг

Рерайт можно сделать лучше, и повысить его уникальность , если соблюдать следующее правило: разделите текст в Ворде на части, и каждую часть выделите разными цветами. После этого читайте текст небольшими отрывками, пытаться глубоко вникнуть в его смысл.

Затем закройте текст, и не заглядывая в него, пытайтесь передать его содержание собственными словами. Последний вариант дает возможность получить по-настоящему уникальный текст, который вам даже не придется переделывать после проверки уникальности. О глубоком рерайтинге я писал отдельно, .

А теперь, когда мы освоили скоростное печатание и освежили в памяти правила русского языка, можно попробовать свои силы в создании статей.

Как составить план статьи

Статья состоит из:

  • заголовка;
  • вступления (вруба);
  • тела статьи;
  • выводов
  1. Начните статью интригующим заголовком. Это можно сделать с помощью слова «Как». «Как научиться копирайтингу», «Как настроить свой блог идеально» и так далее. В названии должна быть цифра. «Пять способов познакомиться» и т. д.
  2. Вступление: расскажите читателю, какую пользу он получит от вашего поста.
  3. Затем придумайте несколько логических частей, которые раскроют тему. Каждой части дайте подзаголовок.
  4. В конце напишите краткий итог, сделайте выводы, и на этом закончите.

В итоге должен получиться такой, приблизительно, план:

Как научиться варить мыло

Знаете ли вы, что мыло может сварить из тех продуктов, что есть у вас дома?! В этой статье будет рассказано, как это сделать за полчаса.

  1. Необходимые ингредиенты.
  2. Рецепт мыла.
  3. Чем ароматизировать.
  4. Как варить.
  5. Где продать.
  6. Вывод:

В этой статье было рассказано, как варить дешевое мыло из доступных продуктов… и так далее. Про план статьи читайте мою статью по ссылке.

Надеюсь, что этот пост был интересен и полезен для вас, друзья. Ставьте, пожалуйста, лайки в соц. сетях и пишите комментарии. А главное пишите статьи, учитесь красиво излагать свои мысли, и вперед на биржу . До встречи.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Сегодня редкий человек может похвастаться изложением своих мыслей на письме и безошибочным написанием. Если вы хотите чего-то добиться в жизни, постоянно учитесь, совершенствуйте себя, даже когда находитесь на вершине успеха. В одном фильме главный герой сказал: «Прежде чем на что-то решаться, подумай, стоит ли овчинка выделки». В данном случае без колебаний – «овчинка стоит выделки». Так как образованный человек – полезный человек, а перед полезным человеком открываются все дороги.

Наберитесь терпения и морально настройтесь

Если не будет желания совершенствовать свой русский язык, не будет и результата. Чем грамотнее человек, тем выше он занимает место в жизни, становится более независимым, руководящим. Держите эти мысли в голове каждый раз, как только захотите бросить занятия.

Много читайте

Пройдите наш курс «Русский язык»

Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс « . На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.

Все люди обладают разными способностями. У одного человека хорошо развита зрительная память, у другого – слуховая, у третьего моторная. Чаще преобладает смешанная: либо зрительно-слуховая, либо зрительно-моторная, и т.д. Поэтому выбирайте те советы, которые наиболее действенны для вас. Это основное правило и секрет вашего будущего успеха в изучении русского языка.

Я считаю, что одним из самых важных навыков для любого человека, который пришел в онлайн, является на навык написания простых, понятных и интересных текстов.

И из этой статьи вы узнаете, как научиться писать тексты и статьи.

Сейчас я говорю не только о продающих текстах, о а о написании текстов вообще, будь то пост в социальные сети, письмо в рассылку, пост на блог или даже сценарий видео.

Держите чек-лист из 10 простых шагов.

Cодержание:

Как научиться писать тексты и статьи

Если вы предпочитаете видео, то – пожалуйста:


Много читать и много писать

Например, я прочитываю как минимум одну книгу в неделю. Есть люди, которые читают по книге в день.

Здесь принцип простой, чтобы у вас постоянно были идеи для текстов, нужно в голову эти самые идеи заложить: чтение с этим прекрасно справляется.

Много писать . Для того, чтобы научиться писать, нужно… писать. Как говорил какой-то писатель – ни для без строчки.

Я уже и не вспомню дня (кроме выходных), когда я не написал хотя бы 300-500 слов. Постоянная практика решает. Если у вас затык с написанием текстов, есть очень простой способ развить у себя навык написания текстов.

Фрирайтинг. Это значит, что вы садитесь и начинаете писать то, что в голову придет. Не важно что. И пишите в течении 15 минут без перерывов, регулярно, каждый день.

Да, это определенный труд, ну а как вы думали – само случится?

Идея и цель

Здесь все просто. Идея – это о чем писать? А цель – зачем писать? На давайте на примере этой статьи. Идея этой статьи сделать шпаргалку по написанию текстов – простую, подробную и понятную.

А целей здесь несколько: показать свою экспертность в этом вопросе, привлекать подписчиков и клиентов в свою рассылку.

После того, как у меня появляется идея и цель, я перехожу к заголовку.

Заголовки

Если заголовки не читают, то не читают ничего другого. Поэтому над заголовками следует работать в первую очередь. Например, я не могу писать текст далее, если у меня не придуман заголовок. Хотя после написания текста я могу полностью изменить заголовок другим.

Чтобы вы не ломали голову над написанием заголовков, я подготовил для вас шаблоны 50 . Вы найдете их в

Ну и кладезь идей для заголовков вы найдете в газетах и журналах. Например, когда я стою в очереди в магазине, то постоянно читаю заголовки газет и журналов. Почему бы и вам не делать тоже самое.

Первое предложение

Цель первого предложения проста: развить заголовок и заставить прочесть второе предложение. Главное, чтобы оно было простым и коротким.

Лучше всего первое предложение начинать с вопроса или слова как. Или использовать в нем цифры. Такие первые предложения работают лучше всего.

Абзацы

Абзацы это такие кирпичики из которых складывается текст. Чтобы текст легко читался его обязательно следует делить на абзацы. Посмотрите на текст, который вы сейчас читаете – его легко читать, потому что он «дышит».

Огромные кирпичищи абзацев в 10 строк прочесть просто не реально. Я рекомендую самый большой абзац делать не более 5 строк и при этом чередовать абзацы разной ширины : 3 строки, 5 строк, 2 строки, 5 строк, и т.д.

Принцип построения абзацев простой: 1 абзац – 1 мысль. И вот еще что: первые 5 абзацев создают инерцию: это называется принципом скользкой горки – уж если человек смог прочесть первые 5 абзацев, то по инерции сможет докатиться и до конца горки текста.

Дополнительным стимулом прочесть текст до конца, будет наличие в нем «открытой петли». В основе таких петель лежит эффект Зейгарник – о нем я писал

Ну и еще один совет – не делать абзацы широкими : так их неудобно читать. Пока глаза дойдут от начала строки до ее конца, то очень устанут. Не заставляйте читателей трудиться – делайте абзацы не широкими. Обратите внимание на ширину моих абзацев – их очень легко «потреблять».

Структурность

Возможно, более понятным будет слово крючки или зацепки для глаз. Это все, что так или иначе позволяет понять структуру текста и облегает чтение.

Маркированные списки, выделения (цветом и толщиной), подчеркивания, выделения фоном, заглавные буквы, картинки, разделители и т.д. – все это облегчает потребление текста.

Посмотрите на этот текст: заголовки, подзаголовки, различные выделения, короткие абзацы – все это делает прочтение текста более простым и легким.

Увлеченность

Одной структурированности мало, нужно чтобы текст был интересным. И для этого в текстах можно использовать истории, метафоры, образы, слова магниты, анекдоты, афоризмы, цитаты, прямая речь и т.д.

Тоже самое касается и историй. История любой текст делает более увлекательным. О том, как использовать истории в своих текстах я писал в статье о сторителлинге:

Здесь же я хочу разместить для вас небольшую шпаргалку. Если вы не знаете, какую историю рассказать, то просто расскажите о том, когда вы чувствовали себя:

вдохновленным, спокойным, защищенным, обиженным, грустным, довольным, свободным, смущенным, одиноким, энергичным, умным, спровоцированным, неуверенным, нерешительным, воинственным, любимым, гордым, обновленным, сексапильным, освобожденным, бессмертным, изумленным, счастливым, восхищенным, сомневающимся, жестоким, решительным, потерпевшим, боязливым, бестолковым, беспомощным, сильным, пораженным, пойманным, беспокойным, опечаленным, грустным, любопытным, храбрым, уверенным, глупым, скованным, удивленным, неполноценным, брошенным, привлекательным, безмятежным, удачливым, успокоившимся, ревнивым, способным, покинутым, удовлетворенным, разгромленным, истощенным, озлобленным, вознагражденным, живым, уязвимым, беспокойным, испуганным, подозрительным

Тоже самое касается и слов магнитов. Само по себе наличие этих слов в ваших текстах делает их (тексты) более интересными.

Вот вам список таких слов. Знаете, как делаю я? Я сначала пишу текста, а когда его правлю, то смотрю – можно ли куда-то воткнуть слова магниты из списка ниже:

Слова, побуждающие любопытство

Загадка, чудо, магия, мистика, предзнаменование, секрет, истина, реальность, вера, признание, колдовство.

Слова с сексуальным оттенком

Ночь, любовь, сердце, желание, секс, милый, цветок, поцелуй, мечта, обольщение.

Слова, вызывающие желание сохранять и защищать

Жизнь, смерть, страх, война, приключение, преступление, прогресс, свобода, молодость, красота, безопасность.

Слова, связанные с ключевыми моментами жизни

Малыш, ребенок, жених, невеста, помолвка, женщина, супруг, муж, брак, семья, отец, мать, друг, люди

Слова, связанные с идеалами

Счастье, удача, новый, особый, исключительный, захватывающий, открытие, изобретение, уникальный, эксклюзивный, надежда, счастливый, комфортный, гордый, увлекательный, легкий.

Слова, вызывающие желание господствовать

Деньги, золото, доллары, миллион, миллионер, богатый, состояние, успех, знаменитость, власть, достижение, слава, победа, почет, триумф.

Слова, подразумевающие практические советы

Зачем, как, здесь, что такое, орудие, основание, этап, инновация, фактор, урок, идея, причина, метод, качество, ключ, задача, стратегия, польза, вопрос, способ, решение, совет, связь, тактика, манера, правило, рецепт, принцип, средство, технология, пример.

Слова, подразумевающие новшество

Новый, теперь, обнаружить, сегодня, премьера, последний, предупреждение, важно, срочно, открытие, прогресс, улучшение, вскоре, снова в школу.

Слова, подразумевающие скидки или специальные предложения

Бесплатно, бонус, за полцены, цена снижена на 20 процентов, сезонная распродажа, конкуренты, полная распродажа, сэкономить, выгодная покупка, снижение, специальная цена, выигрыш, гарантировать.

Слова, заставляющие действовать мгновенно

Только сейчас, последний шанс, ограниченное количество, пока есть в наличии, последняя неделя, только в воскресенье, только три дня, до завтра, цены снижены до, всего два дня, последний день по этой цене, срок действия предложения…

Постскриптум

По статистике постскриптум такой же читаемый элемент текста, как и заголовок. Поэтому рекомендую использовать его в каждом письме. Как использовать п.с. в письмах для продаж

П.С. это место для призыва к действию, открытой петли, дедлайна или ограничения, кратких итогов и т.д.

Оформление

Главное правило : текст должен быть аккуратным, а не красивым. Чтобы ничего никуда не выезжало, чтобы не было пестрых шрифтов и цветов и лишнего выравнивания.

Я рекомендую использовать не более 2-3 размеров шрифтов в тексте и не более 2 цветов. Разные размеры шрифтов создают ощущение контраста и это структурирует текст: обратите внимание на то, как сделан этот текст.

Картинки

Как я уже писал выше картинки структурируют текст, делают его более живым и интересным. Так же картинки могут будить различные эмоции – это так же помогает сделать текст более интересным.

Вот вам несколько самых популярных примеров, какие картинки можно вставлять в ваши тексты:

  • Мосты
  • Животные (котики и т.д.)
  • Секс (сиськи)
  • Знаменитости
  • Люди в необычных ситуациях
  • Люди с ярко выраженными эмоциями на лице
  • Фотки-истории
  • Люди в необычной одежде и окружении (средневековье, фантастика)
  • Рисунки по случаю или связанные с трендом
  • Любовь-морковь (романтические рисунки)
  • Фото катастроф
  • Мемы и приколы

Если вы будете разбавлять ваши тексты картинками из списка выше, то сделаете ваши тексты более интересными и читабельными.

Редактирование

После того, как вы написали текст, прежде, чем редактировать, дайте ему отлежаться хотя бы сутки.

А после этого сокращайте все, что только можно убрать. Дробите абзацы. Сложные предложения делайте простыми. Избавляйтесь от лишних запятых. Вставляйте слова магниты. Убирайте непонятные слова. Добавляйте картинки.

Ну и на закуску вот вам чек-лист проверки написания статьи:

  • Заголовок цепляет?
  • Первое предложение короткое? Задаете ли в первом предложении вопрос?
  • Текст разбит на абзацы? Инерция набирается?
  • В тексте есть выраженная структурность?
  • В тексте есть истории, афоризмы, метафоры, вопросы?
  • Есть постскриптум?
  • Картинки есть?
  • Текст аккуратный?
  • Слова магниты используете?
  • Орфографию проверили?
  • Дали тексту вылежаться?
  • Текст сократили?
  • Вслух читали? Изменили те места, где запинались?

А вот еще один бонус: 50 примеров, о чем можно писать в блог, в соц.сети или рассылку:





Усилители контента









Ну и конечно же, я не могу украсть у вас возможность поблагодарить меня;).

Писательство может быть как прекрасным хобби, так и необходимым навыком. Творчество ничем не ограничено, кроме масштабов вашего воображения. Оно включает реалистичные, детективные, научно-фантастические, поэтические или научные работы. При этом недостаточно взять и начать писать: необходимо читать, исследовать, размышлять и вносить изменения. Писательские методы не универсальны, но существует ряд способов улучшить свои навыки и создать полноценный, увлекательный текст.

Шаги

Часть 1

Как развивать свой стиль

    Определите свои мотивы. Возможно, вы хотите писать в качестве хобби или желаете выпустить книгу, никак не можете закончить школьное сочинение или стремитесь улучшить свои навыки для работы копирайтером. В любом случае нет ничего невозможного, а представление о собственных целях подскажет, на чем вам следует сосредоточиться.

    • Например, при работе над статьей для научного журнала нет необходимости выбирать место действия, ведь это задача романиста. Специфика работы определяет подход к самообучению.
  1. Обдумывайте темы, сюжеты и персонажей для художественных произведений. Перед началом работы важно знать, о чем вы собираетесь писать. Можно написать историю любви между зомби и мумией, о жизни на Меркурии и даже о самом себе. Нет никаких ограничений. Перед началом работы задумайтесь над такими вопросами:

    • В каком жанре вы собираетесь писать?
    • Какие темы вы хотите исследовать?
    • Какими важными чертами должны обладать ваши персонажи?
    • Какой мотивацией будет руководствоваться антагонист?
    • Какой тон (комедийный, трагический) будет преобладать в тексте?
    • Чем ваш сюжет должен заинтересовать читателя?
  2. Создайте схему тезисов, тем и доводов для нехудожественного текста. Если вы работаете над новостной статьей, публикацией в журнале, школьным сочинением или документальной книгой, то сначала следует сузить тему работы. Обдумайте максимально возможное количество связанных тем, идей, людей и массивов данных, чтобы впоследствии сузить круг интересов до конкретного аспекта. Также можно создать диаграмму связей или черновой набросок работы.

    • Задумайтесь над такими вопросами: В чем заключается мой довод? Кто моя целевая аудитория? Какие исследования потребуется провести? В каком жанре я собираюсь писать?
    • Скажем, если вы хотите писать о взаимоотношениях между греческими и финикийскими богами, то перечислите всех представителей каждого пантеона богов, а также их черты. Затем выберите несколько богов, между которыми прослеживается наиболее тесная связь.
    • Если ваш предмет гораздо шире (например, вы пишете о взаимодействии империй с заморскими колониями), то у вас будет больше свободы. Можно обсудить способы доставки продовольствия или разные варианты сообщения.
  3. Используйте свободное письмо , чтобы развивать свои идеи. Так, можно установить таймер и непрерывно писать отведенное время. Сейчас не время задумываться над ошибками, если мысли льются свободным потоком. Не важно, будете ли вы использовать этот текст в будущем. Важно избавиться от творческого кризиса и поддерживать писательские мышцы в тонусе. Даже бессмыслица будет хорошим началом!

    • Метод свободного письма подходить практически для любого стиля. Начните писать рассказ, записывайте свои мысли и наблюдения, изложите все, что вам известно о предмете. Позвольте словам беспрепятственно ложиться на бумагу.
  4. Определите свою целевую аудиторию и глубину осведомленности читателей. Хорошему автору известна его аудитория. Он знает, как привлечь внимание читателя. Подумайте о том, кто будет читать ваш текст. Чем лучше вы знаете свою аудиторию, тем лучше сможете удовлетворить читательские потребности в своей работе.

    • Именно от читателя зависит, какой язык необходимо использовать, что нужно объяснять и какие предположения допустимо строить в тексте.
    • Например, академический круг читателей уже имеет общее представление о вашей отрасли. Им будет достаточно кратких объяснений без лишней “воды” и описаний базовых понятий.
    • Желание понравиться всем совершенно естественно, но реалистичные представления о своей целевой аудитории принесут вам больше пользы. Конечно, любители дамских романов тоже могут прочитать ваш детектив, но основу целевой аудитории составляют фанаты жанра.
  5. Исследуйте тему. О чем бы вы ни писали, небольшое исследование всегда будет уместно. Для сочинения рекомендуется изучить материалы и специализированные ресурсы. Для романа важно разбираться в технологиях, исторических событиях, сюжетах, временных периодах, людях, местах и других вопросах, которые связывают ваш текст с реальным миром.

    Часть 2

    Как работать над текстом
    1. Определите временные рамки или цели. Ваш начальник, преподаватель, издатель или даже вы сами можете поставить крайний срок завершения работы. Используйте такой срок, чтобы ставить писательские цели в соответствии с графиком. Запланируйте время на работу, проверку, правки, ознакомление с отзывами и дополнения.

      • При наличии свободного срока можно задаться целью писать 5 страниц или 5000 слов в день.
      • Если срок четко определен (как в случае со школьным сочинением), то потребуется конкретика. Например, выделите себе три недели на сбор информации, неделю на работу над текстом и неделю на редактирование.
    2. Составьте план текста. Простой план поможет вам не сходить с пути и воплотить в жизнь все задуманное. План может содержать краткие тезисы или подробные факты и сведения.

      • План должен задать примерный порядок идей в тексте. Конечно, позднее можно будет менять пункты местами, но смысл плана в том, чтобы идеи были грамотно увязаны между собой.
      • Некоторые авторы предпочитают работать без плана, и в этом нет ничего плохого. При этом важно запланировать больше времени для проверок и доработок, поскольку в таком случае идеи могут излагаться в более хаотичном и менее структурированном порядке.
    3. Придумайте конфликт, кульминацию и развязку для художественного текста. Художественные произведения бывают очень разными, но сюжет всегда должен иметь завязку, конфликт, кульминацию и развязку (именно в таком порядке). Сначала представьте главного героя и место действия, чтобы читатель погрузился в сюжет. Затем введите в текст человека, предмет, событие, которые изменят привычные устои мира произведения. Перемены должны достигнуть предела или кульминации, после чего наступает логичная развязка.

      • Развязка - это не всегда счастливый конец. Самое главное - свести все сюжетные линии в одну точку, чтобы события обрели смысл.
      • Такая формула применима не только для художественной литературы. Например, так написаны многие научно-популярные книги на исторические темы.
    4. Аналитический текст должен содержать введение, факты, анализ и заключение. Организация текста зависит от характера задания и принятых стандартов. Тем не менее, в сухом остатке аналитический текст должен начинаться со знакомства с темой и аргументацией, после чего переходить к подтверждающим данным, анализу или толкованию автора, а в самом конце содержать заключительную часть.

      • Если вы проводили собственное исследование или собирали данные, то важно рассмотреть методы исследования до изложения данных.
      • Также между анализом и заключением нередко встречаются разделы с рассмотрением темы. Они содержат сведения о других возможных толкованиях данных и действиях, которые помогут дать ответы на вопросы, затронутые в вашем исследовании.
    5. Напишите черновик. Записывайте все, что вы хотите включить в работу. Количество ошибок и неточных прилагательных в данный момент не имеет особого значения. Позднее у вам будет время, чтобы внести изменения и привести текст в порядок, поэтому сосредоточьтесь на том, чтобы изложить все свои идеи.

      • Можно написать черновик всего текста или работать поэтапно. Второй вариант более удобен для работы над объемными произведениями.
      • Если у вас есть план, то не обязательно неукоснительно следовать каждому пункту. Он должен обеспечивать общую логику текста. План - это путеводитель, а не свод обязательных правил.
    6. Отредактируйте текст. Перечитайте свой черновой вариант и начните вносить изменения. Придайте желаемую форму сюжету или доводам и сосредоточьтесь на создании четких переходов между пунктами или тезисами. Также подумайте о том, что в тексте лишнее.

      • Проверьте связность текста. Все части текст объединены общим смыслом? При положительном ответе продолжайте работу. При отрицательном - измените или удалите неподходящие отрывки.
      • Проверьте необходимость предложений. Каждый абзац привносит нечто важное? Каждая часть содержит весомые сведения, помогает продвигать сюжет и излагать доводы, развивать персонажа или идею, включает критический анализ? Удалите все ненужное.
      • Проверьте недостающие сведения. Все ваши персонажи или тезисы представлены должным образом? В тексте присутствуют вспомогательные сведения или наглядные материалы? Тезисы плавно перетекают от одного к другому или в тексте присутствуют логические пробелы?
    7. Переписывайте текст до тех пор, пока не будете готовы показать его другим людям. Часто работа над текстом включает много этапов и черновиков. Вносите правки, меняйте структуру, содержание и порядок, пока текст не будет готов для демонстрации другим. Учитывайте крайние сроки, а также помните, что вам потребуется время на окончательную шлифовку.

      • Не существует принятого количества черновиков. В каждом случае все зависит от сроков, стиля и вашего восприятия готового текста.
      • Почти всегда кажется, что можно добавить или изменить что-то еще, но не зацикливайтесь на совершенстве. В определенный момент нужно отложить ручку в сторону и остановиться.

    Часть 3

    Как исправлять недостатки
    1. Исправьте технические ошибки в тексте. Помните, что только программы проверки правописания недостаточно. Только сам автор заметит разницу между "посидеть" и "поседеть" или "их" и "них". Кроме орфографических и грамматических ошибок также избавляйтесь от повторяющихся или неправильно использованных слов.

      • Различные инструменты проверки текста онлайн помогут определить удобочитаемость текста и порядок слов, но не полагайтесь только на автоматизированные сервисы.
    2. Узнайте мнение других людей. Это важный шаг, так как люди увидят ваш текст свежим взглядом и не будут ничего додумывать . Покажите работу 2–3 людям, которым вы доверяете, чтобы узнать о доступности и связности текста, а также выявить оставшиеся ошибки.

      • Лучше всего обращаться к учителям, преподавателям, экспертам, коллегам и другим писателям. Также можно стать членом группы писателей, чтобы найти себе рецензентов, читать чужие работы и делиться отзывами друг с другом.
      • Попросите человека дать честную и подробную оценку. Только искренний отзыв, даже если он будет состоять из сплошной критики, поможет вам развиваться и совершенствоваться.
      • При необходимости предоставьте список вопросов, которые вы задавали себе перед работой.
    3. Используйте отзывы для доработки текста. Чужие слова не обязательно должны вам нравиться или совпадать с вашим мнением. С другой стороны, если несколько человек выразили одинаковое мнение, то лучше отнестись к нему серьезно. Старайтесь найти золотую середину между своими представлениями о тексте и советами людей, которым вы доверяете.

      • Перечитайте текст с учетом услышанных отзывов. Обратите внимание на смысловые пробелы, лишние предложения или отрывки, которые необходимо пересмотреть.
      • Перепишите отрывки, руководствуясь мнением со стороны и собственным критическим взглядом.
    4. Избавьтесь от бесполезных слов. Если слово не имеет особой важности для построения сюжета или семантики предложения, то его можно опустить. Лучше написать краткий и лаконичный, а не избыточный текст. При избытке слов материал будет казаться перегруженным, напыщенным или нечитаемым. Обратите внимание на следующее:

    5. Используйте простой язык. В громоздких и витиеватых предложениях есть своя прелесть, однако предпочтительнее использовать простые и понятные фразы. Не используйте жаргонизмы и очень длинные слова, чтобы произвести впечатление специалиста, поскольку часто эффект оказывается обратным. Слишком сложный текст может запутать читателя. Взгляните на два отрывка из книг Хемингуэя и Фолкнера. Какой проще понять?

      • "Мануэль выпил коньяк. Его самого клонило ко сну. Выходить на улицу не стоит, слишком жарко. Да и делать там нечего. Нужно повидать Сурито. Он вздремнет немного, пока тот не пришел" – Эрнест Хемингуэй, Мужчины без женщин .
      • "Он больше не чувствовал слабости, он просто купался в блаженной истоме выздоровления, когда не существует времени, спешки, работы; и те накапливающиеся секунды, минуты и часы, рабом которых остается здоровое тело и во сне и наяву, теперь идут вспять, и время само лебезит и заискивает перед телом, которое обычно покоряется его безудержному бегу" – Уильям Фолкнер, "Хозяин был найден самим псом" .
        • Многие часто используют сравнения и метафоры, но попробуйте разбавлять их другими тропами и фигурами речи, чтобы придать тексту глубину и фактуру. Например, гипербола сразу бросится в глаза читателю и произведет должный эффект.
        • Еще один пример образной речи - это персонификация, который наделяет неодушевленные предметы одушевленными свойствами. Фраза "Путникам улыбалось солнце" создает образ ясного дня без необходимости говорить "Стояла солнечная погода".
      • Следите за пунктуацией. Пунктуация позволяет лучше понимать структурные части предложения. Знаки препинания не должны привлекать к себе лишнего внимания. Чрезмерное использование знаков препинания - одна из самых распространенных ошибок. Сосредоточьтесь на том, чтобы предложения были понятными, а не содержали много запятых.

        • Не злоупотребляйте восклицательными знаками. В разговоре люди редко восклицают. Так же должно быть и в письменных предложениях. Например, в предложении "Женя была очень рада встрече!" восклицательный знак не нужен, так как волнение уже выражено словами.
    • Найдите удобное место для работы. Для разных дел оптимально подходят разные места. Так, обдумывать идеи можно в спальне на кровати, а вносить изменения - в библиотеке.
    • Не используйте устаревшие слова и фразы, поскольку читатели могут их не понять.
    • Не бойтесь писать не по порядку. Многие авторы начинают с конца или анализа и двигаются в обратном направлении.
    • После завершения работы над черновиком рекомендуется отвлечься от текста. Так вы сможете позже взглянуть на него глазами читателя и найти очевидные ошибки, которые легко ускользнут от автора в процессе работы.
    • Запоминайте технические термины. Если вы хотите описать здание, нужно знать архитектурные термины вроде "фасад", "балясины" и "портик”. У таких слов редко имеются близкие синонимы, поэтому придется использовать термин "фронтон" или написать "верхняя часть фасада здания с двускатной крышей".

The Village продолжает пропагандировать эффективное самообразование. На этой неделе мы решили узнать, как усовершенствовать свои писательские навыки, чтобы написать роман, сценарий, достойную колонку или безукоризненный репортаж. Редактор The Village Weekend выбрала несколько книг, курсов и лекций по теме, а также узнала у экспертов, возможно ли самому научиться писать легко и интересно.

Сергей Волков

доцент факультета филологии НИУ ВШЭ, преподаватель истории русской литературы в Школе-студии МХАТ, главный редактор журнала «Литература»

Само понятие «хорошо писать» весьма относительно . Хорошо - для кого? Одним читателям покажется, что написано хорошо, другие будут воротить нос. Это как с певцами: в принципе, в ноты все попадают, но кого-то ты слушаешь как заворожённый, а кого-то терпеть не можешь. Но у него есть свои поклонники, которые, в свою очередь, могут не выносить твоего кумира.

Впрочем, если особо не мудрить, то хорошо писать - это писать ясно, понятно, образно, структурно и по делу. Так, чтобы было чем поживиться читательским мозгам и от чего испытать чувственное удовольствие. Языковое чувство - тоже чувство, и его надо лелеять в себе и удовлетворять в других.

Поэтому, прежде всего, у пишущего должно быть что сказать. У него должна быть мысль. В процессе писания она может разветвляться и усложняться, но исходный сгусток должен существовать до текста. Или не мысль, а образ. Какая-то плотная пульсирующая зона, побуждающая к тому, чтобы в эту пульсацию впасть. Вообще желание и побуждение для писания так же важны, как для любви.

И второе. Чтобы уметь писать - надо писать. Постоянно. Нельзя теоретически научиться ездить на велосипеде. Чтобы ездить - надо ездить. Каждый день. Садиться и крутить педали. Падать, вставать и снова садиться. Хорошим «велосипедом» для пишущего может стать блог, страничка в соцсетях. Туда можно писать коротко, потихоньку приучаясь выражать то, что ты думаешь и чувствуешь, как можно более точно. И здесь же есть возможность получить обратную связь от читателей.

Ради тренировки можно писать обо всём: подслушанный в метро разговор, неожиданный снегопад в апреле, пришедшее в голову воспоминание из детства. Главное - найти «разность потенциалов», какое-то напряжение между двумя полюсами, началом и концом зарисовки, сознательно устроить в своём рассказе какое-то противостояние элементов. Чтобы на этот крючок попался читатель и уже не слезал с него.

А чтобы увидеть, как это делать, надо читать. Как можно больше разного. Не только художественные тексты, но и публицистику, хорошие научные тексты, записные книжки, мемуары и письма. И тех, кто активно и хорошо - с вашей точки зрения - пишет в Сети. Можно и поподражать кому-то вначале - для ученичества полезно. Осваивая разные манеры и стили, вы постепенно находите свой.

Вот чего далеко ходить: возьмите и напишите пародию на мои рацеи о том, что значит «хорошо писать». Если вам удастся поймать некоторые особенности только что прочитанного текста и повторить их, гротескно преувеличив, - это будет здорово. Зааплодирую первым.

Конечно, писательский навык можно развить: если бы я не был в этом убеждён, я бы не вёл литературные курсы вот уже шестой год. Все наши навыки опираются на какую-то природную склонность, но без должного развития этой склонности ничего не получится. В этом смысле ремесло профессионального составителя текстов ничем не отличается от ремесла музыканта. На мои курсы приходят люди скорее начинающие и даже любопытствующие, которые имеют некоторую предрасположенность, но обстоятельства ранее не позволяли эту предрасположенность реализовать. Не меньше половины приходящих - люди, работающие в PR и журналистике, то есть умеющие составлять тексты и нуждающиеся в толчке для перехода грани между журналистикой и литературой. Я по мере сил стараюсь помочь им преодолеть эту грань. Наши курсы устроены как семинарские занятия: сначала я читаю лекцию на определённую «техническую» тему, а потом задаю писать этюды, которые проверяются в классе. Мы устраиваем круговые семинарские обсуждения с их коллегами и товарищами, а я на правах мэтра эти обсуждения подытоживаю. Я не изобретаю велосипед: именно так работают литературные семинары в моём родном .

Есть ряд ошибок, которые допускают начинающие авторы. Всё зависит от бэкграунда, с которым они приходят. Если автор приходит с журналистским бэкграундом, то он чувствует ритм фразы, знает, что нельзя дважды в одном предложении ставить слово «был», но у него есть провалы и изъяны в сюжетосложении. Тогда я ему подсказываю, что финал из произошедшего не вытекает логически, что экспозиция слишком затянута. Как правило, это случается из-за того, что сочинённый текст слишком близко связан с биографией самого автора (что совершенно нормально для первой, второй, третьей книги: вспомним Толстого с его «Отрочеством»), и говорит о том, что литературные законы отличаются от законов жизни. А есть люди с другим бэкграундом - простите меня за некоторую гендерную неполиткорректность, - как правило, взрослые, сложившиеся мужчины, которым есть что сказать. Они делают простейшие ошибки на уровне фразы - то самое двойное «был». Я им это показываю. То есть занимаюсь тем, чем занимается редактор в издательстве.

Осенью, если на землю не обрушится комета, я продолжу вести такие курсы и по-прежнему испытываю по этому поводу большой энтузиазм. Мне будет легче, потому что в этом году запустилось сразу несколько подобных проектов - попробуйте набрать в «Яндексе» «литературные курсы Москва» и посмотреть на подборку. Это все мои друзья, и я рад за них, потому что пока этот рынок представляет собой зияющую пустыню.

Олег Кашин

журналист

Надо много читать, я бы даже сказал - читать всё , то есть не составлять себе списков авторов, СМИ или книг, а реально читать всё подряд, включая всякий информационный мусор. Надо иметь представление, что и как уже написано, как сейчас пишут, как не пишут. В любом деле важнее всего система координат, в которой ты существуешь. Для пишущего человека такой системой должны быть все тексты, которые ему доступны.

Писательский блок или, наоборот, вдохновение - это не то чтобы миф, но что-то близкое к этому. Пусть Лев Толстой, царствие ему небесное, страдает от писательского блока, он гений, ему можно. Мы с вами люди простые, у нас дедлайн, и от нас ждут текста, всё остальное - глупости. В молодости у меня были проблемы, когда я долго не мог начать текст, и тогда я открывал окно нового поста в ЖЖ или нового письма в почте, писал там, и всё получалось сразу, потому что написать письмо или пост проще, чем статью. Очень помогает придумать конкретного адресата, к которому обращён текст: вот как будто ты персонально ему рассказываешь эту историю, ориентируясь на то, что ему будет интересно, сколько минут он будет тебя непрерывно слушать (а потом надо отвлечься, как-то пошутить или сменить тему) и тому подобное. А секрет хорошего текста на то и секрет, что никто его не знает и предугадать, получится текст или нет, по-моему, просто нельзя.

Что читать

Кристофер Воглер. «Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино »

Свежеизданный на русском языке учебник по сценарному мастерству от одного из ведущих сценаристов и кинопродюсеров, консультанта голливудских киностудий, принимавшего участие в создании, например, «Бойцовского клуба» и «Короля Льва».

Юрген Вольф. «Литературный мастер-класс. Учитесь у Толстого, Чехова, Диккенса, Хэмингуэя и многих других современных авторов »

Как составить распорядок дня и заработать на творчестве, почему Джон Ирвинг писал без отдыха, а Клайв Стейплз Льюис - с пяти до семи вечера и кто считал, что писатели не должны встречаться друг с другом, - в своей увлекательной, и притом полезной, книге рассказывает писатель Юрген Вольф.

Роберт Макки. «История на миллион. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только »

Ещё одна важная книга для сценаристов от наставника 35 оскароносных авторов, Питера Джексона, Джулии Робертс и доброй половины сотрудников Paramount и Pixar. В своём неоднократно переиздававшемся труде Роберт Макки подходит к сторителлингу системно, предлагая отказаться от набора сюжетов и придумать для истории драматическую структуру.

Марк Уайтхаус, Максим Трудолюбов, Александр Гордеев, Леонид Бершидский. «Догма газеты „Ведомости“ »

Обязательное чтение для молодых журналистов: не только о беспристрастной работе с фактами и правах интервьюера, но и о бессмысленности слов «очевидно» и «своеобразный».

Лидия Чуковская. «В лаборатории редактора »

Трогательная книга литературного редактора, писательницы и дочери Корнея Чуковского о том, с чем сталкивались редакторы прозы в советских журналах, как пишут одарённые писатели и почему некоторым авторам стилистическими правками не поможешь.

Что смотреть

Джулиан Фридман - об искусстве сторителлинга

Литературный агент с 30-летним стажем рассказывает, как из 6 тысяч заявок от молодых писателей ему каждый год приходится отбирать шесть.

Светлана Рейтер - о том, как писать репортаж и расследование

Мастер-класс бывшего спецкорреспондента Lenta.ru и автора многочисленных расследований «РБК».

Дмитрий Быков - о том, где искать сюжет и что дозволено писателю

Небольшое интервью, кажется, самого плодовитого современного российского писателя и публициста о том, в чём заключается миссия автора и почему ему разрешён промискуитет.

Arzamas. «Русская классика. Начало»

Как Толстой хотел написать роман о декабристах, а написал «Войну и мир», зачем Лермонтов переносит развязку в начало «Героя нашего времени» и другие секреты классических произведений XIX века, полезные всякому, кто задумал стать автором сам, - в специальном проекте Arzamas.

Где учиться

Creative Writing School

Лауреат Бунинской премии, литературовед и профессор НИУ ВШЭ Майя Кучерская запускает Школу писательского мастерства, в которой профессиональные авторы (среди них Дмитрий Быков, Александр Архангельский и Авдотья Смирнова) будут учить слушателей писать рассказы, биографии и сценарии, а также расскажут об особенностях российского книжного рынка. Набор на мастерскую прозы уже закрыт, в мастерских по биографии, переводу и сценарию ещё осталось несколько мест.

Где: Библиотека-читальня имени Тургенева

Стоимость: 20 тысяч рублей/курс

Школа редакторов

Дизайн-бюро Артёма Горбунова открывает школу, в которой научат редактуре, типографике, вёрстке, проектированию интерфейса, управлению проектами, переговорам и работе с клиентом, а также «юридической стороне творчества». Лучшим выпускникам школы после почти годового обучения предложат работу в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», компаниях «Актион» и SuperJob, а также в самом бюро.

Где: дистанционно

Стоимость: от 40 тысяч за одну степень обучения. Есть 10 бесплатных мест.