Ходовые испытания. Швартовые испытания Ходовые испытания судна
И эксплуатационных качеств корабля (судна). Испытания корабля производят после его постройки , модернизации, переоборудования и ремонта : они бывают швартовными, заводскими ходовыми и государственными (приёмно-сдаточными для небольших судов серийной постройки, кораблей и судов, прошедших ремонт и (или) модернизацию) .
Виды испытаний корабля
Государственные испытания корабля проводит государственная комиссия с целью всесторонней проверки качества построенного корабля и соответствия его тактико-технических элементов утверждённому проекту. Приёмно-сдаточные испытания проводит приёмно-сдаточная комиссия .
Заводские ходовые испытания корабля
производятся с целью проверки в ходовых условиях основных характеристик боевых и технических средств и всего корабля в целом на соответствие утверждённым тактико-техническим элементам, спецификации корабля, схемам, техническим описаниям и инструкциям по эксплуатации, формулярам и техническим условиям . Ходовые испытания являются одним из важных элементов, завершающих процесс строительства судов и кораблей, и заключают выполнение ряда ремонтных, восстановительных и реконструкционных работ.
В ходе ходовых испытаний, в условиях реального морского перехода, испытываются надёжность и жизнедеятельность энергетических установок, навигационного оборудования и других систем судового оборудования, а также управляемость, остойчивость , потери скорости (ходкость) и инерция. В ряде случаев, для успешного осуществления ходовых испытаний, суда и корабли проверяются в различных климатических и погодных условиях. В зависимости от назначения ходовых испытаний, их продолжительность может составлять от нескольких часов до нескольких суток. Также возможно проведение целой серии ходовых испытаний для контроля, проверки и наладки различных элементов судового оборудования.
Примечания
Литература
- Испытания корабля // Военно-морской словарь / Чернавин В. Н . - М. : Воениздат, 1990. - С. 165-166. - 511 с. -
Введение.
При постройке судна производится постоянный технический контроль изделий, являющихся промежуточной продукцией корпусообрабатывающих, сборочно-сварочных, механо-монтажных и других цехов. Объем проверок в течение постройки регламентируется перечнем обязательных приемок, который составляют совместно предприятие-строитель и заказчик. Технический контроль завершается испытаниями и сдачей судна.
Цель испытаний - проверка соответствия технических и эксплуатационных характеристик судна характеристикам, указанным в проектной документации. До начала испытаний судна должны быть завершены работы по монтажу всех трубопроводов, систем главных и вспомогательных механизмов; оборудованию помещений; испытаниям на непроницаемость; монтажу судовых устройств и дельных вещей. Все выполненные в процессе постройки.работы, входящие в перечень обязательных приемок, должны быть оформлены соответствующими документами - удостоверениями, подписанными ОТК и представителями заказчика.
Кроме подготовки к испытаниям период испытаний судов включает следующие этапы: швартовные испытания, ходовые испытания, ревизию, контрольный выход, контрольные испытания.
Техническая и технологическая документация испытаний.
К технической документации, необходимой для проверки испытаний относятся:
Программы приемо-сдаточных испытаний;
Описания;
Инструкции по обслуживанию, формуляры и паспорта на механизмы, аппараты и приборы;
Чертежи и технические условия на поставку судового оборудования
В технологическую документацию входят:
Журналы удостоверений, графики проведения испытаний;
Методика испытаний отдельных механизмов, устройств и систем;
Ведомость вспомогательных материалов;
Ведомость специальной оснастки и инструмента, нештатных контрольно измерительных приборов и др.
Программы приемо-сдаточных испытаний разрабатываются проектантом судна, согласуются, утверждаются и передаются заводу – строителю судна за четыре месяца до начала испытаний головного судна и за три месяца до начала испытаний серийного. В программах приемо-сдаточных испытаний отражен принятый порядок проведения испытаний и сдачи судна заказчику, приведены типовой перечень документации, предъявляемый заводом – строителем приемн6ой комиссии, объем режимы и длительность испытаний.
Для периода швартовых и заводских ходовых испытаний журналы удостоверений разрабатываются на основании программ приемо-сдаточных испытаний. Каждое удостоверение журнала содержит основные данные испытуемого оборудования и таблицы результатов испытаний; заполнение указанных таблиц и оформление удостоверений занимается испытательная группа ОТК.
Графики проведения швартовых и ходовых испытаний подразделяют на технологические и календарные. Первые разрабатывает технологическая служба завода для головных судов, затем на основании опыта испытаний они корректируются и выпускаются в виде типовых для серийных судов. Их составляют на основании программ приемо-сдаточных испытаний с графическим изображением длительности и последовательности отдельных проверок и испытаний. Для каждого вида проверок указывают необходимое обеспечение для подготовки и проведения испытаний. На основании технологических графиков строители судна составляют календарные графики испытаний с учетом фактического состояния готовности судна в момент составления графиков и директивных сроков проведения испытаний.
Швартовые испытания кораблей.
1. Швартовые испытания представляют собой испытания, включающие весь объем испытаний ТС и корабля в целом, которые могут быть выполнены на стапеле и у достроечной набережной на плаву.
2. В процессе швартовых испытаний Заказчик осуществляет приемку, а Регистр – освидетельствование полноты, качества постройки корабля, монтажа и исправности судового оборудования, а также определение готовности корабля к ходовым испытаниям в море.
В процессе швартовых испытаний осуществляется окончательная приемка механизмов, устройств, систем, приборов, которые по своему назначению или условиям работы не требует проверки в море, например грузовое устройство, пожарная система с насосами и всем оборудованием.
3. Для проведения швартовых испытаний предприятие строитель должно располагать соответствующими площадями сооружениями капитального строительства:
Достроечно–сдаточный цех, располагающий помещениями для наладки систем и комплексов управления, оборудование ГЭУ, общесудовых систем и т.д. с подводом соответствующих видов энергии;
Достроечная набережная, обеспеченная кранами, причальными сооружениями и коммуникациями подвода электроснабжения, средствами проверки навигационных радиолокационных станций 9навигационными створами, ориентирами, точечными объектами). Длина набережной и глубина в районе причальной стенки должны соответствовать типу строящихся кораблей;
Энергоблок для производства и подачи на судно необходимых видов энергии и сред;
Акватория предприятия, обеспеченная буксирами или буксирными катерами для буксирования, перемещения и перешвартовки судов;
Другие необходимые сооружения в зависимости от типов и назначения строящихся судов.
4. Во время швартовых испытаний, а также при регулировочных и подготовительных работах, питание всех механизмов, систем и устройств с электрооборудованием, включая системы и устройства обслуживающие главный двигатель. Если не оговорено специально, производится от береговой сети через главный распределительный щит испытуемого корабля.
Испытания электрооборудования, обслуживающего механизма и устройства, проводятся одновременно с испытаниями соответствующих механизмов и устройств.
5. Началом швартовых испытаний устанавливается приказом руководителя предприятия строителя. Согласованным с представителем заказчика и Регистра, а последовательность – планом графиком, который разрабатывается на основе сетевого технологического графика проведения испытаний.
6. Для проведения швартовых испытаний руководитель предприятия – строителя своим приказом назначает ответственного сдатчика капитана, сдаточного механика и начальника испытательной партии.
7. Ответственный сдатчик, сдаточный капитан, сдаточный механик и начальник испытательной партии формируют сдаточную команду (СК) в соответствии с нормативно-технической документации, устанавливающий положение по формированию СК, права, обязанности и ответственность членов СК и их взаимоотношения.
8. Швартовые испытания начинают по окончании монтажных работ и после закрытия построечных удостоверений. Работы по достроечным удостоверениям, не влияющие на ход проведения швартовых испытаний(дооборудование помещений, окраска, размещение ЗИПа, аварийно спасательного имущества и др.) могут выполняться в этот период с началом швартовых испытаний не связываются.
9. Перед началом швартовых испытаний предприятие-строитель в лице начальника испытательной партии предъявляет Заказчику и инспекции Регистра испытательной партии предъявляет Заказчику и инспекции Регистра следующие документы:
Приказ директора о начале швартовых испытаний;
Копию договора на постройку корабля;
Перечень отступлений от технического проекта и договорной спецификации;
Акты о выполнении на корабле противопожарных мероприятий;
Акт испытаний корпуса корабля на непроницаемость;
Спусковой акт;
Акт водолазного осмотра подводной части корпуса корабля, рулей и винтов;
Журнал построечных удостоверений;
Журнал швартовых удостоверений;
Программу швартовых испытаний;
График проведения швартовых испытаний;
Ведомость ЗИПа и снабжения.
10. В начале швартовых испытаний сдаточным мастером цехов предприятия-строителя проводятся предъявительские испытания ТС корабля. Приемку предъявительских испытаний осуществляют представители технического контроля предприятия-строителя.
Результатом предъявительских испытаний оформляют в таблицах, прилагаемых к методикам испытаний, которые подписывают лица проводившие предъявительские испытания. Принятые представителями технического контроля предприятия-строителя ТС предъявляются представителем Заказчика и Регистра по извищениям, подписанными начальником соответствующего цеха и начальником ипытательной партии.
11. Отдельные работы входящие в объем швартовых испытаний, могут выполняться и в стапельный период. Эти работы включают в себя регулировку и сдачу люковых закрытий, регулировочные работы системы управления общесудовыми системами, регулировочные работы систем навигационного комплекса, сдачу электросетей и линий связи систем пожаротушения и т.д.
12. Непосредственно перед спуском корабля на водупроизводят проверку ТС, обеспечивающих его непотопляемость, и тех ТС, которые не могут быть испытаны на плаву у достроечной набережной.
13. ТС, за которыми в процессе ходовых испытаний проводится наблюдение при работе по прямому назначению, т.е. для которых в ходовых условиях инее предусмотрены специальные режими, принимаются окончательно по результатам швартовых испытаний.
14. Швартовые испытания считаются законченными, если все пункты программы швартовых испытаний выполнены в полном объеме и приняты с подписанием швартовых удостоверений и оформлением таблиц.
15. По окончании швартовых испытаний из состава сдаточной командывыделяют ходовую сдаточную команду в количестве, достаточном для круглосуточного несения вахты по заведованиям.
После окончания монтажных и достроечных работ на судне, закрытия построечных удостоверений проводятся швартовные испытания судна с целью проверки в действии и определения основных характеристик механизмов, устройств, оборудования, приборов, систем, электрооборудования и всего судна в целом на соответствие чертежам, схемам, спецификации судна, формулярам и техническим условиям их поставки.
В целях экономии моторесурса штатных источников электроэнергии питание электрооборудования производится от береговых источников электроэнергии.
По результатам швартовных испытаний определяется готовность судна к проведению заводских и ходовых испытаний.
Заводские и ходовые испытания производятся с целью регулировки, наладки, отработки технических средств судна, а также определения основных характеристик технических средств и всего судна в целом.
По окончании испытаний проводится ревизия технических средств путем контрольного вскрытия и осмотра внутренних полостей и трущихся частей.
После ревизии технических средств и окончательной отделки и окраски помещений и всего судна в целом производится подписание приемного акта и передача судна Заказчику.
С целью экономии материальных и финансовых затрат для серийных судов приемосдаточные испытания проводятся у стенки завода без хода судна с применением имитационных методов испытаний. Для этого одновременно со швартовыми и ходовыми испытаниями технических средств проводятся сравнительные их испытания с целью проверки соответствия нагрузок и параметров работы механизмов и устройств, полученных при имитационных методах испытаний на акватории завода, нагрузкам и параметрам, полученным в условиях ходовых испытаний, проведенных на одном и том же судне.
Имитационные испытания главной судовой энергетической установки проводятся на параметрах, соответствующих параметрам, полученным во время стендовых испытаний двигателей. Создание этих параметров на судне, находящемся у стенки завода, достигается за счет применения разгрузочного устройства. Имитационные испытания рулевого устройства предусматриваются с помощью нагрузочного приспособления. Имитационные испытания якорного устройства предусматриваются методом натяжения якорной цепи. Параметры испытания рулевого и якорного устройств, при этом должны соответствовать параметрам испытаний в ходовых условиях. Проверка якорного устройства на рабочей глубине погружения якоря проводится на контрольном выходе при первом эксплуатационном рейсе судна.
Заключение
Проектная технология и организация постройки судна разработана с учетом производственных условий завода-строителя и конструктивно-технологических характеристик судна.
Основные принципиальные решения проектной технологии и организации предусматривают сокращение трудозатрат и продолжительности постройки судов за счет выполнения возможно наибольшего объема работ в цеховых условиях, приоритетного размещения выполнения наиболее сложных работ (формирование корпуса, и насыщение III строительного района, сборка и насыщение надстройки) также в цеховых условиях, выполнение работ механизированным способом, применение прогрессивных технологических процессов, сокращение объема работ, выполняемых на плаву и т. д.
Предварительная обработка металла осуществляется на механизированных линиях.
Вырезка деталей в зависимости от конфигурации и толщины выполняется на гильотинных ножницах, пресс ножницах, прессах или с применением тепловой резки на машинах "Кристалл", комплектация осуществляется в контейнерах.
Сборка и сварка, узлов и секций осуществляется на сборочных плитах, индивидуальных и универсальных постелях, кондукторах и механизированной линии сборки и сварки плоских секций при широком применении полуавтоматической и автоматической сварки. Правка корпусных конструкций осуществляется безударным методом.
Формирование корпуса в целом осуществляется из строительных районов (укрупненных блоков), строительных районов - из секций. Строительные районы при этом максимально насыщены механизмами, оборудованием при высоком проценте выполнения достроечных работ.
Изготовление труб осуществляется по технологическим картам с применением групповых запусков труб в производство, забойных труб - по шаблонам с места, индивидуально.
Монтажные работы выполняются в цеховых условиях и на судне. Предварительный монтаж выполняется в цехе по сборке агрегатов и монтажных блоков. Монтажные работы первоочередно выполняются в насыщенных районах судна (машинном отделении, надстройке).
Изготовление изделий отделки и оборудования судовых помещений осуществляется на станочном оборудовании в составе механизированных линий. Технология предусматривает применение модульной системы формирования и оборудования жилых и служебных помещений, изготовление унифицированных элементов обстройки, пакетов и щитов изоляции в цеховых условиях, применение нормализованной пластмассовой мебели.
Окрасочные работы выполняются преимущественно с использованием механизированного оборудования на местах сборки корпусных конструкций в цехе, на позициях формирования судна на открытом стапеле и на плаву. Сушка окрашенных изделий естественная.
Испытания судов выполняются на акватории предприятия с использованием имитационных методов. Указанным методом испытываются главные судовые силовые установки, рулевое и якорное устройства и радиолокационное оборудование с использованием радио полигона.
Список использованной литературы
1 Основы технологии судостроения: Учебник под общ. ред. В.Ф. Соколова, -СПб.: Судостроение, 1995.
2 Справочник по сборочно-сварочной оснастке цехов верфи. Л.: Судостроение, 1983.
3 Справочник по технологическому проектированию судостроительных верфей и цехов. А.К. Сырков, Л.: Судостроение, 1980.
4 Основы технологии судостроения: Учебник под общ. ред. В.Д. Мацкевича, -СПб.: Судостроение, 1971.
5 Методические указания для курсового проекта по технологии судостроения (электронная версия).
6 Технология изготовления судовых корпусных конструкций. В.В. Иванников, М.Г. Шайдуллин, П.Л. Спехов, Б.Р. Тимофеев, - Горький: Горьков. политехн. ин-т, 1988
Приложение1
Полный комплекс пропульсивных испытаний проводят сравнительно редко: как правило, ограничиваются только скоростными испытаниями судов, т. е. определением их скорости при различных режимах работы главных механизмов.
Скоростные испытания судов всегда включаются в состав так называемых заводских ходовых приемо-сдаточных испытаний и государственных испытаний. Порядок проведения испытаний и их объем обычно регламентируются программами, которые составляются конструкторскими бюро - проектантами судов - и согласовываются с заводами-строителями и заказчиком. Иногда скоростные испытания проводят в исследовательских целях, объем таких испытаний регламентируется специальными программами.
Скоростным испытаниям должны подвергаться все вновь построенные суда, а также модернизированные суда, если при этом были внесены существенные изменения в их первоначальный проект. Головные суда новых серий испытывают обычно по расширенным программам.
Скоростные испытания судов можно совмещать с другими видами испытаний, например с режимными испытаниями энергетических установок.
В результате обработки материалов скоростных испытаний судна должны быть получены следующие данные:
зависимость между частотой вращения гребных винтов и скоростью судна при нормальном водоизмещении, а также при других спецификационных видах нагрузки во всем диапазоне изменения скорости судна на тихой воде в отсутствие сильного ветра;
фактическое значение наибольшей скорости судна при номинальной мощности главных механизмов;
значения скорости судна при различных заданных режимах работы главных механизмов;
зависимость мощности на гребных валах и упора гребных винтов от частоты вращения.
Данные скоростных испытаний судов позволяют установить степень соответствия фактически достигнутых результатов проектным расчетам, а также дают материал для уточнения расчетные методик. Кроме того, в ходе скоростных испытаний решают ряд частных практических задач, связанных с последующей эксплуатацией судна: производят калибровку лага и строят ходовые паспортные диаграммы судна для различных условий его эксплуатации.
Для того чтобы решение этих задач было обеспечено, в СССР, США, Англии и некоторых других странах разработаны нормативные документы, регламентирующие порядок и правила проведения испытаний . Стандартные инструкции по проведению скоростных испытаний судов рекомендованы также 11-й и 12-й Международными конференциями опытовых бассейнов.
Указанные документы определяют характер подготовки судна к испытаниям, условия и порядок их проведения, а также требования к району испытаний и гидрометеорологическим условиям.
В процессе испытаний измеряют ряд величин, характеризующих ходовые качества судна, а также режимы работы его энергетической установки. В настоящее время стремятся обеспечить по возможности синхронное измерение всех необходимых величин, включая теплотехнические параметры энергетической установки. Именно такой порядок регламентируется упомянутыми выше нормативными документами.
Строительство любого судна заканчивается его испытаниями и сдачей заказчику. Во время сдаточного периода проводится комплекс приемно-сдаточных испытаний в целях всесторонней проверки соответствия комплектности и качества судна договору на его постройку. Затем принимают решения о сдаче-приемке судна в эксплуатацию. В ходе испытаний производится окончательная проверка работоспособности различного оборудования (в том числе главных и вспомогательных механизмов, систем, устройств и др.) и отрабатывается его взаимодействие, проверяются характеристики мореходных качеств и обитаемости судов. На долю рассматриваемых испытаний приходится до 7% трудоемкости постройки судна в целом.
Последовательность и объем приемно-сдаточных испытаний ездового оборудования и судна в целом определяют программы, разрабатываемые конструкторским бюро-проектантом судна в соответствии с требованиями Регистра России и положениями договора с заказчиком. На основе программ испытаний составляют журнал удостоверений и перечень приемок. Удостоверения оформляют на каждый объект, подлежащий приемке. Приемкой называется проверка или испытание, производимые в соответствии с чертежами или с перечнем приемок, и признание продукции, соответствующей установленным техническим условиям.
В удостоверениях указывают:
- Период испытаний;
- Сроки приемки данного объекта;
- Программу приемки и ее результаты.
Удостоверения обычно группируют по конструктивной принадлежности:
- Корпусная часть;
- Энергетическая установка;
- Системы;
- Устройства;
- Электрооборудование и др.
В перечне приемок удостоверения группируют по этапам проведения приемно-сдаточных испытаний.
В отдельную группу выделяют так называемые построечные удостоверения, которые оформляют до начала испытаний.
К таким удостоверениям относят, например:
- Результаты проверки сертификатов на материал корпуса судна;
- Удостоверения об испытании непроницаемости отсеков корпуса;
- Удостоверения о проверке соответствия конструкций корпуса проекту и т. д.
Общее количество удостоверений может быть весьма значительным. Так, для сухогрузного судна дедвейтом около 40 000 т журналом было предусмотрено около 700 удостоверений, из которых 300 — построечных.
Весь период приемно-сдаточных испытаний в общем случае включает следующие этапы работ:
- Подготовку к испытаниям;
- Швартовные испытания;
- Ходовые испытания;
- Ревизию механизмов;
- Контрольный выход.
Кроме того, для отдельных типов судов предусматривают еще один этап испытаний - эксплуатационные испытания головного судна серии. Их проводит после подписания приемного акта заказчик по программе, которую разрабатывает проектант судна. Например, для рыбопромысловых судов в программу включают проверку работоспособности промыслового, технологического и холодильного оборудования в эксплуатационных условиях и проверку соответствия технико-экономических показателей судна проектным требованиям. Для ледоколов и судов ледового плавания предусматривают ледовые испытания.
Все поступающие на судостроительные заводы механизмы и оборудование для проверки качества сборки и установления параметров, вносимых в паспорт, подвергают стендовым испытаниям. Стендовые испытания сокращают сроки и стоимость последующих испытаний на судне. На заводах-изготовителях механизмов для таких испытаний создают соответствующие испытательные стенды.
Основную долю подготовки судна к проведению испытаний составляют:
- Расконсервация судового оборудования;
- Регулировка;
- Наладка и опробование в действии;
- Промывка и проверка чистоты трубопроводов и систем и т. п.
В связи с ростом энерговооруженности судов, расширением использования средств автоматики и контроля трудоемкость регулировочно-наладочных работ возрастает и в ряде случаев достигает 50% от трудоемкости швартовных испытаний. После окончания подготовительных работ приступают к проведению швартовных испытаний.
Швартовные испытания проводят в целях проверки качества монтажа и работоспособности судового оборудования и определения готовности судна к проведению ходовых испытаний. Ранее такие испытания проводили только после спуска судна на воду и его швартовки у достроечной набережной завода. Отсюда и название - швартовные испытания.
Швартовные испытания выполняют по программам и методикам, разрабатываемым проектантом судна. В методиках кроме указаний на проведение испытаний приводят перечни оснастки, приспособлений и аппаратуры, необходимых для испытаний, а также формы таблиц для записи показателей работы оборудования и результатов их измерений.
Рис. 1 Схема кабельной мерной линии (а) и мерной линии, оборудованной секущими створами (б)
По мере совершенствования судового оборудования, применения в его составе автоматизированных систем управления совершенствуются и технические средства, и методы измерений, которые являются основным источником получения достаточного количества объективной информации о работе оборудования. При испытаниях все чаще применяют аппаратуру, автоматически регистрирующую изменения параметров во времени и фиксирующую показатели на лентах осциллографов, самописцев или с выдачей цифровой информации на экраны соответствующих приборов. Объединенные в комплексы приборы и аппаратура непрерывно и синхронно регистрируют большое число быстро изменяющихся параметров как на установившихся, так и на неустановившихся режимах работы судового оборудования. Для измерения и регистрации различных параметров используют всевозможные датчики.
В ходе швартовных испытаний фиксируют показатели работы предъявляемого оборудования и отмечают выявленные недостатки. Если условия работы оборудования на швартовных испытаниях не отличаются от условий его работы во время ходовых испытаний, то по полученным результатам данное оборудование сдают окончательно. Оборудование, системы и устройства, условия работы которых во время хода судна отличаются от условий проведения швартовных испытаний, принимают дважды, предварительно на швартовных и окончательно во время ходовых испытаний.
К первой группе оборудования относится, например:
- Судовая электростанция;
- Оборудование камбуза;
- Большинство судовых систем и др.
Ко второй:
- Якорное устройство;
- Винто-рулевой комплекс и т. п.
Значительная часть работ в период швартовных испытаний связана с главной энергетической установкой. Вначале налаживают и испытывают вспомогательные механизмы, обслуживающие эту установку, затем испытывают электроэнергетическое оборудование, различные аварийные механизмы (например, аварийный дизель-генератор). В целях экономии ресурса вспомогательных судовых механизмов в период испытаний судно обеспечивают электроэнергией, паром, сжатым воздухом от береговых источников.
В начале швартовных испытаний главной дизельной установки проверяют:
- Исправность действия валоповоротного устройства;
- Сигнализации падения давления и перегрева масла;
- Выключения подачи топлива при частоте вращения выше допустимой;
- Пусковые качества двигателя и запасы пускового воздуха.
Затем проверяют работу главного двигателя на малых и средних оборотах, а при наличии винта регулируемого шага или специальных нагрузочных устройств - и на полных.
В период швартовных испытаний проверяют и сдают оборудование всех судовых помещений, заканчивают испытания помещений на герметичность, проверяют аварийно-спасательное имущество.
Швартовные испытания судна считают полностью законченными, если все разделы программы испытаний выполнены в полном объеме и все оборудование судна принято представителями отдела технического контроля завода, Регистра и заказчика в соответствии с журналом удостоверений швартовного периода. После окончания швартовных испытаний судно готово к выходу на ходовые испытания.
Ходовые испытания проводят в целях проверки надежности:
- Действия механизмов;
- Систем;
- Устройств;
- Приборов и всего судна в ходовых условиях;
- А также соответствия договорной документации технических характеристик;
- Мореходных качеств судна.
Испытания проводят в тех районах моря, водохранилища или реки, где возможно свободное маневрирование судна, имеются необходимые глубины и доступно техническое обеспечение проверок отдельных механизмов, устройств и различного оборудования судна.
Во время ходовых испытаний проверяют предусмотренные проектом спецификационные характеристики главных судовых двигателей (мощность, расход топлива и масла и др.) при разных режимах хода, в том числе:
- Экономическом;
- Полном;
- Самом полном;
- Заднем.
Одновременно с проверкой судовой энергетической установки на ходовых испытаниях определяют скорость и маневренные качества судна.
Определение скорости судна необходимо для получения ее зависимости от частоты вращения гребных винтов и мощности главной энергетической установки. Скоростные испытания проводят в специальных районах моря (реки, водохранилища) на мерной линии (мерной миле), показанной на рис. 1. Обязательными условиями для организации такой линии являются достаточность глубины и наличие по концам измерительного участка свободных участков акватории, чтобы обеспечить безопасный поворот судна на обратный курс и набор скорости хода. Глубина акватории в районе мерной линии Н л должна быть не менее наибольшего значения, полученного по формулам:
- В и Т - соответственно ширина и осадка судна, м;
- V - наибольшая возможная скорость судна, м/с.
Измерительный участок мерной линии обозначают секущими створами (рис. 1, б ). расстояние между которыми точно измерено. Для обеспечения достаточной точности измерений длина пробега на мерной линии должна составлять одну милю - при скорости до 18 уз., две мили при скорости 18-36 уз., три мили - при скорости свыше 36 уз.
Чтобы исключить влияние на результаты испытаний течения, ветра, а также случайных ошибок при измерениях, проводят несколько пробегов судна во взаимообратных направлениях при одной и той же частоте вращения винта. Обычно ограничиваются трехгалсовыми пробегами. Скорость определяют как среднее из замеров на нескольких галсах.
При электрических способах определения скорости судна применяют кабельные мерные линии, в которых роль поперечных створов, отсекающих мерный участок определенной длины, отводится электрическим кабелям. Установленная на судне аппаратура фиксирует моменты прохождения судна над кабелями и определяет промежуток времени прохода мерного участка (рис. 1, а ).
Скоростные испытания головного судна проводит специальная группа, распределенная по местам замеров. Места должны быть оборудованы надежной связью с руководителем измерений. Во время испытаний регистрируют частоту вращения гребного вала с помощью записывающих приборов, а также непрерывно через равные промежутки времени (не более двух минут) снимают показания счетчиков частоты вращения гребного вала. Требуемая точность измерения частоты вращения ±0,2%.
Во время маневренных испытаний определяют поворотливость судна и его инерцию на различных скоростях, дают оценку устойчивости судна на курсе.
Поворотливость судна характеризуется элементами циркуляции:
- Тактическим диаметром (расстояние между линиями обратных курсов при повороте судна на 180°);
- Продолжительностью циркуляции;
- Углом крена судна при циркуляции;
- Потерей им скорости.
Диаметр циркуляции замеряют штатными судовыми радиолокационными станциями, а также при помощи специальной навигационной аппаратуры.
В основе определения инерции судна лежит оценка его реверсивных качеств. Проверка реверсов необходима для определения продолжительности изменения направления движения судна на противоположное. Реверс характеризуется в основном длиной пути, проходимого судном от начала реверса до полной остановки. Путь этот называют выбегом. Выбег обычно выражают в длинах корпуса судна, например, «одна длина» , «две длины» и т. д. Измеряют его с помощью радиолокационной аппаратуры или с помощью деревянных брусков, сбрасываемых в воду с носа судна по ходу его движения в момент подачи команды об изменении режима хода. По достижении кормой судна первого сброшенного бруска сбрасывают второй и т. д. до полной остановки судна.
На ходовых испытаниях в ходовых режимах также проверяют некоторые элементы электрооборудования и навигационные приборы.
Ходовые испытания считаются законченными, если все разделы программы их проведения выполнены, а полученные результаты соответствуют спецификационным данным оборудования или судна.
Ревизию судовых механизмов и оборудования осуществляют после окончания ходовых испытаний. В процессе ревизии производят контрольное вскрытие механизма и разборку отдельных его узлов для определения их состояния и выявления возможных дефектов. Особое внимание обращают на трущиеся и высоконапряженные узлы и детали разобранных механизмов. Перечень судового оборудования, подлежащего ревизии с указанием ее объема, составляет приемная комиссия.
Одновременно с ревизией оборудования устраняют недостатки, выявленные на испытаниях. В это же время выполняют окончательную окраску корпуса судна.
Контрольный выход в море (водохранилище, реку) проводят после:
- Ревизии;
- Устранения всех выявленных дефектов и недостатков;
- Установки на штатные места инвентаря;
- А также запасных инструментов и приборов.
Цель контрольного выхода — проверить в действии оборудование, подвергшееся ревизии.
Приемно-сдаточные испытания организует и проводит завод-строитель судна вместе с представителями заводов-контрагентов, участие которых оговорено отдельными соглашениями с ними. Подготовку и проведение испытаний ведет во главе с ответственным сдатчиком сдаточная команда завода, состоящая из высококвалифицированных рабочих и инженерно-технических работников как данного завода, так и некоторых контрагентов. Состав сдаточной команды назначается приказом директора завода. В сдаточную команду включают и испытательную партию, в обязанности которой входит обеспечение нормальной работы всех измерительных средств и запись их показаний в ходе испытаний.
Приемку судна при сдаточных испытаниях осуществляет приемная комиссия, в состав которой входят представители организации, осуществляющей надзор за постройкой, капитан судна и представители заказчика и проектной организации. По окончании приемно-сдаточных испытаний приемная комиссия подписывает акт приемки-сдачи судна. С этого момента судно считается сданным заказчику.
Популярное
- Где жил кузнец. Кузнец. Где можно получить профессию кузнеца
- Космос: профессии будущего Профессии связанные с космосом для девушек список
- Кто такой орнитолог и что изучает?
- Машинист кто это такой и чем занимается
- Открытое письмо святейшему патриарху кириллу Патриарх кирилл письмо
- Презентация на тему "современные средства поражения" Характеристика разрушений и повреждений объектов в результате действия воздушной ударной волны
- Цикл pdca деминга соответствует процессам
- Кем работать в 35 лет женщине
- Примеры компании осуществившие сделки по слиянию приглашению
- Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы Мрот по рф с 1 октября