"Черные дыры" в океане: шесть самых скрытных подводных лодок. "Черные дыры" в океане: шесть самых скрытных подводных лодок Проект 636 черная дыра военная приемка

Пришествие атома на подводный флот не положило конец эре дизельных подводных лодок, наоборот, они стали более скрытными, совершенными и смертоносными.

IT.TUT.BY выбрал шесть самых скрытных современных дизель-электрических подводных лодок.

Тип "Скорпен", Франция

Французские ВМС отказались от применения дизельных подлодок в пользу ядерных, поэтому ДЭПЛ поставляются в основном на экспорт. Тип "Скорпен" оказалась на редкость удачной субмариной, предлагающей оптимальное соотношение "цена-качество".

"Скорпен" отличается большим уровнем автоматизации процессов управления и контроля состояния механизмов. Автоматика контролирует энергетическую установку, следит за состоянием основных механизмов и оборудования, а также осуществляет управление горизонтальными и вертикальными рулями.

Вооружение лодки – шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм. Боезапас – 18 торпед. Также подлодка может нести до 30 мин или вооружаться противокорабельными ракетами SM.39 "Экзосет".

Экипаж лодки – 31 человек, автономность плавания – 31 сутки. Максимальная глубина погружения – 280 метров, рабочая – 200 метров. Под водой лодка может развить скорость в 20 узлов, в надводном положении – только 12 узлов. В конструкции лодки предусмотрена возможность ее оснащения воздухонезависимой энергетической установкой.

Тип 041 ("Юань" по классификации НАТО), Китай

Новая китайская ДЭПЛ типа "Юань" стала полной неожиданностью для американской разведки, которая не имела никаких данных о строительстве этой субмарины. К тому же американцы не предполагали, что китайцы могут строить столь совершенные образцы вооружения. Сведений о новой китайской подлодке мало.


Известно, что она является дальнейшим развитием субмарин тип 039А, но при этом лодка испытывает сильное влияние советской/российской конструкторской школы – архитектурные и компоновочные решения позаимствованы у проекта 877. Пока лодка оснащена дизельными двигателями шведского производства, но в перспективе предусмотрена установка воздухонезависимых энергетических установок.

Из источников в открытой печати известны следующие цифры: "Юань" может развивать скорость до 18 узлов, а дальность хода на скорости в 16 узлов составляет восемь тысяч миль. Глубина погружения – 300 метров.

Тип "Сорю", Япония

Это первая японская подлодка, оснащенная шведским воздухонезависимым двигателем Стирлинга. Субмарина может работать на глубине до 350 метров, автономность – 24 дня, экипаж подлодки – 65 человек. Большое внимание уделено снижению шумности подводной лодки, по утверждению специалистов, у потенциального противника – Китая – нет средств, способных оперативно обнаружить "Сорю".


Японская субмарина вооружена шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм. Кроме того, лодка способна нести противокорабельные ракеты "Саб-Гарпун".


Кстати, двигатели Стирлинга не совсем устраивают японцев, которые сейчас ведут активные исследования по использованию новейших литий-ионных аккумуляторов. По мнению местных специалистов, они позволят повысить скорость кораблей под водой.

Тип 212А, Германия

Эти лодки считаются одними из самых малошумных в мире. Тип 212А обладает двойным корпусом: легкий выполнен из армированного стеклопластика, прочный – из маломагнитной стали. Лодку очень трудно засечь современными средствами обнаружения, что немецкие моряки демонстрировали не раз.


Например, во время учений в Карибском море экипаж Тип 212А смог преодолеть незамеченным систему обороны американского авианосца "Enterprise" и имитировал пуск торпедного веера. В другом случае пострадала репутация американского подводного хищника – многоцелевой подлодки типа "Los Angeles", вокруг которой немцы нарезали несколько кругов, а американцы так ничего и не заметили. Еще один интересный факт: на учениях в акватории Средиземного моря израильские подлодки типа "Долфин" (модификация Тип 212) условно "потопили" половину Шестого флота США.


Благодаря широкой автоматизации процессов, экипаж немецкой субмарины невелик – 30 человек, в том числе 8 офицеров. Глубина погружения ДЭПЛ – 350 м, подводная скорость – 20 узлов, надводная – 12 узлов. Набор вооружения солидный: 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, противокорабельные ракеты "Triton", а также 24 донных или 36 якорных мин.

В 2008 году с борта лодки была запущена управляемая ракета IDAS, предназначенная для борьбы с противолодочными вертолётами, малоразмерными кораблями и береговыми целями.


Проект 636 "Варшавянка", СССР/Россия

Многоцелевая ДЭПЛ проекта 636 "Варшавянка" – грозный противник для кораблей и подлодок противника. За рубежом она получила прозвище "Черная дыра" за свою малошумность. Служившие на подлодках этого класса моряки отмечают, что "Варшавянка" "видит" под водой лучше, чем самые распространенные лодки США проекта "Лос-Анджелес". А мощное вооружение делает из этой подлодки опасного противника: кроме шести носовых торпедных аппаратов 533-мм калибра с боезапасом 16 торпед (или 24 мин) и ПЗРК "Стрела" или "Игла", на лодке установлен ракетный комплекс "Калибр" (экспортный вариант Club-S).


Мощность боевой части ракеты комплекса – 400 кг (3М-54Э1), а выход на цель происходит на высотах около 20 метров над уровнем моря – ниже поля радарного покрытия. Противостоять такому смертельному оружию может не всякая корабельная система ПВО.


Автономность плавания "Варшавянки" достигает 45 суток, скорость подводного хода – 20 узлов. Предельная глубина погружения составляет 350 м. Экипаж подлодки – 57 человек.


Тип "Готланд", Швеция

Сегодня дизель-стирлинг-электрические подводные лодки тип "Готланд" являются одними из самых совершенных в мире. Субмарины этого класса не раз демонстрировали свои уникальные боевые свойства во время учений. Подлодка типа "Готланд" быстра, скрытна и обладает мощным вооружением.


Корпус лодки построен из маломагнитной стали и снабжен 27 компенсирующими электромагнитами, что полностью исключает ее обнаружение с помощью детекторов магнитных аномалий. Благодаря единому всережимному электродвигателю и виброизоляции всех механизмов "Готланд" просто сливается с естественным шумовым фоном океана.


Вооружение лодки состоит из четырех носовых 533-мм и двух 400-мм торпедных аппаратов. Также субмарина может нести 12 мин. Экипаж лодки всего 26 человек, из которых 5 – офицеры. Во время морских учений Joint Task Force Exercise 06-2 этот крошечный убийца "перетопил" всю седьмую авианосную ударную группу во главе с авианосцем "Рональд Рейган".


Еще раньше, в 2003 году, "Готланд" продемонстрировал уникальные возможности в борьбе со своим самым опасным противником – подлодками врага. Шведская субмарина выследила и "потопила" атомную французскую лодку и американскую ПЛА SSN-713 "Хьюстон" во время учений в Средиземном море.

Подводная лодка типа «Варшавянка», объединяющая проекты 877 и 636, является основным классом неатомных подводных лодок, производимых в России. Эти лодки были разработаны в конце 70-х годов прошлого столетия. Изначально предполагалось, что их будут строить и экспортировать в страны Варшавского договора в больших количествах. Поэтому проект 877 «Палтус», трансформировавшийся в дальнейшем в проект 636, стал носить название «Варшавянка».

История создания

Строительство лодок этого класса было обусловлено возросшими возможностями гидроакустических средств, что привело к достаточно легкому обнаружению субмарин в подводном положении по их акустическому полю. И перед советскими конструкторами была поставлена задача при проектировании нового (третьего) поколения дизельной ПЛ первостепенное внимание акцентировать на снижении их шумности. Лодка должна была гарантированно выигрывать дуэльную ситуацию у любого другого подводного корабля аналогичного класса за счет малошумности, дальности средств обнаружения, быстродействия и мощности оружия.

Корпус лодки впервые в СССР был выполнен в форме дирижабля с оптимальным с точки зрения обтекаемости удлинением и минимумом забортных отверстий. Выбранная форма позволила повысить скорость подводного хода и снизить шумность за счет ухудшения мореходности в надводном положении.

Головная лодка проекта 877, вступившая в строй в 1982 году, была построена на заводе в Комсомольске-на-Амуре. Все последующие выпускались со стапелей судостроительных заводов Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Этот класс дизель-электрических ПЛ считается весьма удачным, поэтому их строительство с рядом усовершенствований продолжается до сих пор. При этом «Варшавянки» стоят на вооружении не только российского ВМФ, но и ряда зарубежных флотов (КНР, Вьетнам, Алжир).

Подводные лодки модифицированного 636-го проекта имеют более высокую (по сравнению с предыдущими проектами) боевую эффективность. Помимо минно-торпедного вооружения (шесть носовых торпедных аппаратов с боекомплектом 18 торпед или 24 мины), «Варшавянки» имеют собственные средства ПВО. Они включают переносной зенитно-ракетный комплекс«Стрела-3» либо «Игла», вооруженные управляемыми ракетами класса «поверхность - воздух». На ходовом мостике оборудован специальный герметичный кранец для ПЗРК. Главным ударным оружием являются крылатые ракеты «Калибр-ПЛ», которые выстреливаются из торпедного аппарата. Именно такими ракетами стреляла по боевикам группировки ИГИЛ (запрещена в России) на территории Сирии подводная лодка проекта 636.3 «Ростов-на-Дону».

«Варшавянки» - самые малошумные российские субмарины. Это объясняется отсутствием как шумных агрегатов и мощных насосов, характерных для атомных ПЛ, так и шумных двигателей надводного хода на «дизелях». Уменьшение шумности агрегатов дополнено обтекаемой формой и гидроакустическим покрытием корпуса. За свою высокую скрытность лодка типа «Варшавянка» получила на Западе и за океаном уважительное прозвище «Черная дыра».

Интересная конструктивная особенность лодки связана с тем, что главный вал вращается по деревянным направляющим, сделанным из дерева бакаут. Мало того, что твердость этого дерева сравнима с металлом, естественная смазка, выделяемая древесиной бакаута, позволяет использовать данную технологию в течение 20 лет.

Интересные факты

«Варшавянка» - одна из самых бесшумных подлодок в мире, что достигается благодаря электрическому двигателю и особой конструкции корпуса. В НАТО из-за этого получила название «Черная дыра».

Способна производить подзарядку аккумуляторов без всплытия, что позволяет ей проходить под водой до 12 тыс. км.

Крылатые ракеты «Калибр» позволяют подлодке незаметно подкрадываться к цели и уничтожать ее на расстоянии до 500 км.

Главный вал вращается по деревянным направляющим, сделанным из дерева бакаут. Естественная смазка, выделяемая древесиной бакаута, позволяет использовать данную технологию в течение 20 лет.

Характеристики

Длина лодки - 74 м, ширина - 10 м; скорость хода (надводная) - 17 узлов, подводная - 20 узлов; предельная глубина погружения - 300 м, подводное водоизмещение - около четырех тысяч тонн; экипаж - немногим более 50 человек.

Проект 636. "Чёрная дыра". Военная приёмка. Ведущий Алексей Егоров. "Прятки" в океане: реально ли обнаружить новую российскую субмарину "Варшавянка" // Телеканал Звезда. 25.10.2015.

https://www.youtube.com/watch?v=gsQpj6ylMRo
http://tvzvezda.ru/schedule/programs/content/201412231323-1cpc.htm/201510231908-h043.htm
В новом выпуске программы «Военная приёмка» мы покажем самую бесшумную подводную лодку в мире. Ее официальное название – «Проект 636». Неофициальное – «Варшавянка». А иностранцы, поскольку ее очень трудно обнаружить, прозвали эту подводную лодку «Чёрной дырой».

"Прятки" в океане: реально ли обнаружить новую российскую субмарину "Варшавянка" // Телеканал Звезда. 25.10.2015.
http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201510250752-wvuq.htm
Автор: Дмитрий Сергеев.
Фото: Минобороны России
Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка» – субмарины уникального класса. Их главное отличие – в исключительной незаметности. Средства фиксации подводных объектов в ряде случаев бессильны против лодок этого класса. Неслучайно в НАТО их прозвали «Черными дырами».
О том, как создаются такие субмарины, на что способны и как несут на них службу наши военные моряки, расскажет Алексей Егоров в очередном выпуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда».

«Варшавянка» начинает и выигрывает

Шум винта «Варшавянки» неразличим, даже если эта махина длиной свыше 70 метров пройдет на глубине всего двух метров. Маломагнитная сталь, убирающиеся рули, амортизирующие платформы для двигателей, специальные внешние гидроакустические покрытия – все это обеспечивает лодке максимальную звукоизоляцию, незаметность и в целом значительно затрудняет обнаружение противником. А в режиме движения на электромоторах «Варшавянка» становится и вовсе практически неслышимой и способна «подкрасться» к нужной цели почти вплотную. По некоторым данным, недавний скандал с так и не найденной подводной лодкой у берегов Швеции возник вокруг субмарины именно этого класса, которая осталась необнаруженной и смогла беспрепятственно удалиться из района поиска.
Говорят, трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. А если есть? Найти «Варшавянку» затруднительно даже самыми современными средствами гидроакустического контроля. Сливаясь с естественным шумом моря, лодка уходит от любого преследования. Как говорят на АО «Адмиралтейские верфи», где создаются эти корабли, у лодок данного класса есть очевидный приоритет перед самыми современными неатомными подводными кораблями. И дело здесь не только в незаметности. Преимущества обеспечиваются оптимальным сочетанием акустической скрытности и собственной дальности обнаружения целей, наличием новейшего инерциального навигационного комплекса и современной автоматизированной информационно-управляющей системы, а также внушительным арсеналом торпедно-ракетного вооружения.

Достать «Калибром» из-под воды

Месяц назад первая дизель-электрическая подводная лодка проекта 636, получившая название «Новороссийск» и построенная специально для Черноморского флота, совершила межфлотский переход после заводских ходовых испытаний и прибыла на Новороссийскую военно-морскую базу. Это первая из шести субмарин этого проекта, предназначенных для ЧФ. Как отмечает командир «Новороссийска» капитан второго ранга Константин Табачный, лодка может действовать на мелководье, достигать больших дальностей перехода, производить стрельбу ракетно-торпедным комплексом по всему диапазону глубин. «Ни в Черном море, ни в Средиземном, ни в Балтийском, ни в Баренцевом морях конкурентов у нас просто нет», – отмечает офицер.
Вооружение лодок этого типа, как правило, составляют шесть торпедных аппаратов с суммарным боезапасом 18 торпед либо четырех крылатых ракет знаменитого комплекса «Калибр». Их запуск можно производить прямо из-под воды. Скорость подводного хода корабля составляет почти 20 узлов, а предельная глубина погружения определена на уровне 300 метров. Экипаж в 52 человека может автономно находиться в море до полутора месяцев, при этом дальность похода в режиме работы двигателя под водой (с увеличенным запасом топлива) способна составить семь с половиной тысяч морских миль.
Как сообщил главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков, из числа шести лодок этого класса на двух уже подняты военно-морские флаги, на очереди – постановка в строй еще одного корабля, а до конца 2015 года флоту будет передана очередная лодка этого класса, уже получившая имя «Краснодар».
«В активной фазе строительства на "Адмиралтейских верфях" сейчас находятся еще две подводные лодки проекта 636 – "Колпино" и "Великий Новгород", которые планируется принять в состав ВМФ до конца 2016 года, – подчеркнул адмирал Чирков. – С приходом этих лодок на ЧФ в 2015–2016 годах можно будет с полным основанием говорить о возрождении подводных сил Черноморского флота. Объединение будет иметь в своем составе группировку лодок, обладающих большой дальностью и автономностью плавания, современными комплексами вооружения, эффективными радиотехническими и навигационными комплексами».

Сталь, которая не магнитит

В Новороссийске для приема новых подводных кораблей создана уникальная причальная база. Как сообщил замначальника управления гидротехнического строительства Спецстроя России Евгений Прохоров, в сооружении пирса применена конструкция эстакадного типа (склейка) на свайном основании. Кроме того, созданы специальные устройства для безопасной швартовки лодки, которой подводные лопасти управления («крылья») не позволяют подходить прямо к причальной стенке.
Вообще, «Варшавянки» начали строить достаточно давно. В 1984 году первую подлодку этого класса направили в десятимесячный океанский поход. За все время этого рейда американцы так и не смогли обнаружить наш корабль, после чего в НАТО за лодками этого класса прочно закрепилось название «Черная дыра».
По словам директора «Адмиралтейских верфей» Александра Бузукова, проект 636 – это модернизированная, улучшенная версия еще той, первой «Варшавянки». Корпус корабля, напоминающий очертаниями кита, позволяет добиться внушительной скорости в подводном положении – почти в 20 узлов. При этом плавные, обтекаемые формы для «Варшавянки» создают из цельных кусков металла. Для соединения швов используется особая автоматическая сварка, причем каждый шов проверяется на прочность рентгеном и ультразвуком.
На лодке созданы и относительно комфортные условия для пребывания экипажа. Имеются кондиционер, душ, усовершенствована система удаления отходов. Кают-компания может достаточно быстро быть переоборудована, скажем, в операционную. Необходимое медицинское оборудование на борту также присутствует. При этом все, даже кондиционер, оборудовано средствами шумопоглощения. Все это – в интересах снижения заметности корабля.
Эту же цель преследует и использование в строительстве специальной стали. Она маломагнитного свойства, то есть значительно сокращает магнитные поля. На корпусе лодки даже магнит не держится! Кроме того, внешнюю оболочку дополняет резиновое покрытие, что также обеспечивает защиту от обнаружения локаторами противника. А например, главный вал лодки вращается не по металлическим подшипникам, а по... деревянным втулкам, изготовленным из особо прочного дерева бакаут.

На всех широтах

При этом, что интересно, сама «Варшавянка» может «слышать» объекты, находящиеся от нее на значительном удалении. По словам директора «Адмиралтейских верфей», при создании лодок проекта 636 в их гидроакустическом комплексе применяется новая элементная база, что позволяет существенно увеличить «чувствительность» оборудования.
Уникальны и характеристики вооружения, установленного на борту этого корабля. Оружием «Варшавянки» можно поражать как подводные и надводные, так и наземные цели. По некоторым характеристикам и боевым возможностям этот небольшой корабль превосходит тяжелые атомные субмарины, утверждают разработчики оружейных систем для лодок 636-го проекта. В целом, по мнению главного конструктора Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» Игоря Молчанова, серия 636 вполне может стать успешным переходным проектом в ходе создания принципиально новых неатомных субмарин следующего поколения.
«Лодки проекта 636 предназначены для решения задач в прибрежной морской зоне, – отмечает главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков. – Однако по своему назначению они могут решать вопросы и в дальней зоне с учетом перехода и базирования. Эти корабли будут нести службу в Средиземном, Японском, Охотском, Балтийском и Северном морях, везде, где это будет необходимо».

Проект 636. "Чёрная дыра". Военная приёмка. Ведущий Алексей Егоров. "Прятки" в океане: реально ли обнаружить новую российскую субмарину "Варшавянка" // Телеканал Звезда. 25.10.2015.

https://www.youtube.com/watch?v=gsQpj6ylMRo
http://tvzvezda.ru/schedule/programs/content/201412231323-1cpc.htm/201510231908-h043.htm
В новом выпуске программы «Военная приёмка» мы покажем самую бесшумную подводную лодку в мире. Ее официальное название – «Проект 636». Неофициальное – «Варшавянка». А иностранцы, поскольку ее очень трудно обнаружить, прозвали эту подводную лодку «Чёрной дырой».

"Прятки" в океане: реально ли обнаружить новую российскую субмарину "Варшавянка" // Телеканал Звезда. 25.10.2015.
http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201510250752-wvuq.htm
Автор: Дмитрий Сергеев.
Фото: Минобороны России
Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка» – субмарины уникального класса. Их главное отличие – в исключительной незаметности. Средства фиксации подводных объектов в ряде случаев бессильны против лодок этого класса. Неслучайно в НАТО их прозвали «Черными дырами».
О том, как создаются такие субмарины, на что способны и как несут на них службу наши военные моряки, расскажет Алексей Егоров в очередном выпуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда».

«Варшавянка» начинает и выигрывает

Шум винта «Варшавянки» неразличим, даже если эта махина длиной свыше 70 метров пройдет на глубине всего двух метров. Маломагнитная сталь, убирающиеся рули, амортизирующие платформы для двигателей, специальные внешние гидроакустические покрытия – все это обеспечивает лодке максимальную звукоизоляцию, незаметность и в целом значительно затрудняет обнаружение противником. А в режиме движения на электромоторах «Варшавянка» становится и вовсе практически неслышимой и способна «подкрасться» к нужной цели почти вплотную. По некоторым данным, недавний скандал с так и не найденной подводной лодкой у берегов Швеции возник вокруг субмарины именно этого класса, которая осталась необнаруженной и смогла беспрепятственно удалиться из района поиска.
Говорят, трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. А если есть? Найти «Варшавянку» затруднительно даже самыми современными средствами гидроакустического контроля. Сливаясь с естественным шумом моря, лодка уходит от любого преследования. Как говорят на АО «Адмиралтейские верфи», где создаются эти корабли, у лодок данного класса есть очевидный приоритет перед самыми современными неатомными подводными кораблями. И дело здесь не только в незаметности. Преимущества обеспечиваются оптимальным сочетанием акустической скрытности и собственной дальности обнаружения целей, наличием новейшего инерциального навигационного комплекса и современной автоматизированной информационно-управляющей системы, а также внушительным арсеналом торпедно-ракетного вооружения.

Достать «Калибром» из-под воды

Месяц назад первая дизель-электрическая подводная лодка проекта 636, получившая название «Новороссийск» и построенная специально для Черноморского флота, совершила межфлотский переход после заводских ходовых испытаний и прибыла на Новороссийскую военно-морскую базу. Это первая из шести субмарин этого проекта, предназначенных для ЧФ. Как отмечает командир «Новороссийска» капитан второго ранга Константин Табачный, лодка может действовать на мелководье, достигать больших дальностей перехода, производить стрельбу ракетно-торпедным комплексом по всему диапазону глубин. «Ни в Черном море, ни в Средиземном, ни в Балтийском, ни в Баренцевом морях конкурентов у нас просто нет», – отмечает офицер.
Вооружение лодок этого типа, как правило, составляют шесть торпедных аппаратов с суммарным боезапасом 18 торпед либо четырех крылатых ракет знаменитого комплекса «Калибр». Их запуск можно производить прямо из-под воды. Скорость подводного хода корабля составляет почти 20 узлов, а предельная глубина погружения определена на уровне 300 метров. Экипаж в 52 человека может автономно находиться в море до полутора месяцев, при этом дальность похода в режиме работы двигателя под водой (с увеличенным запасом топлива) способна составить семь с половиной тысяч морских миль.
Как сообщил главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков, из числа шести лодок этого класса на двух уже подняты военно-морские флаги, на очереди – постановка в строй еще одного корабля, а до конца 2015 года флоту будет передана очередная лодка этого класса, уже получившая имя «Краснодар».
«В активной фазе строительства на "Адмиралтейских верфях" сейчас находятся еще две подводные лодки проекта 636 – "Колпино" и "Великий Новгород", которые планируется принять в состав ВМФ до конца 2016 года, – подчеркнул адмирал Чирков. – С приходом этих лодок на ЧФ в 2015–2016 годах можно будет с полным основанием говорить о возрождении подводных сил Черноморского флота. Объединение будет иметь в своем составе группировку лодок, обладающих большой дальностью и автономностью плавания, современными комплексами вооружения, эффективными радиотехническими и навигационными комплексами».

Сталь, которая не магнитит

В Новороссийске для приема новых подводных кораблей создана уникальная причальная база. Как сообщил замначальника управления гидротехнического строительства Спецстроя России Евгений Прохоров, в сооружении пирса применена конструкция эстакадного типа (склейка) на свайном основании. Кроме того, созданы специальные устройства для безопасной швартовки лодки, которой подводные лопасти управления («крылья») не позволяют подходить прямо к причальной стенке.
Вообще, «Варшавянки» начали строить достаточно давно. В 1984 году первую подлодку этого класса направили в десятимесячный океанский поход. За все время этого рейда американцы так и не смогли обнаружить наш корабль, после чего в НАТО за лодками этого класса прочно закрепилось название «Черная дыра».
По словам директора «Адмиралтейских верфей» Александра Бузукова, проект 636 – это модернизированная, улучшенная версия еще той, первой «Варшавянки». Корпус корабля, напоминающий очертаниями кита, позволяет добиться внушительной скорости в подводном положении – почти в 20 узлов. При этом плавные, обтекаемые формы для «Варшавянки» создают из цельных кусков металла. Для соединения швов используется особая автоматическая сварка, причем каждый шов проверяется на прочность рентгеном и ультразвуком.
На лодке созданы и относительно комфортные условия для пребывания экипажа. Имеются кондиционер, душ, усовершенствована система удаления отходов. Кают-компания может достаточно быстро быть переоборудована, скажем, в операционную. Необходимое медицинское оборудование на борту также присутствует. При этом все, даже кондиционер, оборудовано средствами шумопоглощения. Все это – в интересах снижения заметности корабля.
Эту же цель преследует и использование в строительстве специальной стали. Она маломагнитного свойства, то есть значительно сокращает магнитные поля. На корпусе лодки даже магнит не держится! Кроме того, внешнюю оболочку дополняет резиновое покрытие, что также обеспечивает защиту от обнаружения локаторами противника. А например, главный вал лодки вращается не по металлическим подшипникам, а по... деревянным втулкам, изготовленным из особо прочного дерева бакаут.

На всех широтах

При этом, что интересно, сама «Варшавянка» может «слышать» объекты, находящиеся от нее на значительном удалении. По словам директора «Адмиралтейских верфей», при создании лодок проекта 636 в их гидроакустическом комплексе применяется новая элементная база, что позволяет существенно увеличить «чувствительность» оборудования.
Уникальны и характеристики вооружения, установленного на борту этого корабля. Оружием «Варшавянки» можно поражать как подводные и надводные, так и наземные цели. По некоторым характеристикам и боевым возможностям этот небольшой корабль превосходит тяжелые атомные субмарины, утверждают разработчики оружейных систем для лодок 636-го проекта. В целом, по мнению главного конструктора Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» Игоря Молчанова, серия 636 вполне может стать успешным переходным проектом в ходе создания принципиально новых неатомных субмарин следующего поколения.
«Лодки проекта 636 предназначены для решения задач в прибрежной морской зоне, – отмечает главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков. – Однако по своему назначению они могут решать вопросы и в дальней зоне с учетом перехода и базирования. Эти корабли будут нести службу в Средиземном, Японском, Охотском, Балтийском и Северном морях, везде, где это будет необходимо».



См. также:
Константин Душенов: Ракетный сюрприз Путина. Подлодки класса "Варшавянка" в Новороссийске будут иметь ракеты с дальностью "более полутора тысяч километров". В Каспийской флотилии РФ будет девять МРК проекта 21631 "Буян-М"... // Сегодня.Ру. 01.10.2014.
http://www.segodnia.ru/content/148485

Атомный ракетный крейсер "Владимир Мономах" впервые выполнил залповую стрельбу двумя МБР "Булава" // Минобороны России, ТВ Звезда, Россия 24 и RT. 14.11.2015.
http://sobiainnen.livejournal.com/152597.html

Смерть. У подводников всё не так. Смерть не ждёт их, а несёт вместе с ними службу по охране морских рубежей их Родины // ЖЖ i-legal-alien. 22.06.2015.
http://stanislav-05.livejournal.com/1519450.html

15 лет после гибели "Курска". Как изменился подводный флот. 14.08.2015 // Телеканал Звезда. 19.08.2015.

Космонавты - конечно, герои. Они отправляются туда, где жизнь человека невозможна. Их отделяют от враждебной среды лишь стенки тесного аппарата. Для поддержания существования человека в космосе используется сложнейшая система жизнеобеспечения.


Случись что с этой техникой - и спастись будет очень трудно. Впрочем, если говорить не о космонавтах, а о подводниках, не о космосе, а о морских глубинах, все это снова будет правдой.

Подводная лодка «Выборг» стоит у причала в Кронштадте. Вокруг ледяное поле, но если надо, с ним быстро справится стоящий тут же неподалеку военный ледокол. Рядом Морской завод, где год назад субмарина проходила очередной ремонт.

Боевой корабль проекта 877 («Kilo» по классификации НАТО) уже не молод. Его построили в 1982 году в Комсомольске-на-Амуре, но и сейчас «Выборг» по-прежнему в строю, оберегает безопасность страны в водах Балтики. Это не гигант с ядерным реактором и ракетным вооружением, размеры корабля намного скромнее: подводное водоизмещение составляет 3040 т. Но сравнительно небольшой размер, форма и конструкция этой подводной лодки дают ей очень важное преимущество - малошумность и малозаметность. На Западе 877-й проект прозвали «Черной дырой».

Только электричество

Одной из конструктивных особенностей лодки, позволяющей ей снизить шумность, стало полное электродвижение. Для тех времен, когда «Выборг» строили, решение было весьма новаторским. Дизель-электрические лодки более ранних проектов в надводном положении шли на дизельном ходу, и лишь под водой винты крутились с помощью электродвигателей, запитанных от аккумуляторов. У «Выборга» два тысячекиловаттных дизеля, и с винтом они никак не связаны. Пока лодка идет в надводном положении или на перископной глубине, дизеля вращают валы генераторов, а те заряжают аккумуляторные батареи. Винт приводится в движение либо основным гребным электродвигателем ПГ-142 (4040 кВт), либо электродвигателем экономического хода.

Дизель-электрические субмарины предыдущего поколения имели длинный и тонкий корпус. «Выборг» же обладает утолщенной веретенообразной формой. Это несколько ухудшает мореходные качества корабля во время движения в надводном положении, зато оптимизирует гидродинамические свойства под водой. Малошумности и малозаметности способствуют также вибропоглощающие покрытия на корпусе.

877-й проект оказался настолько удачным, что на его основе с середины 1990-х стали строиться подводные лодки проекта 636 «Варшавянка». Они обладают более высокой скоростью, более мощным гребным электродвигателем и новейшей системой навигации. В отличие от проекта 877, «Варшавянки» несут на борту не только торпедное и минное вооружение, но и противокорабельные крылатые ракеты, запускаемые через торпедные аппараты (экспортное наименование ракетного комплекса Club-S).

Долгий сон в Кронштадте

Но, несмотря на появление «Варшавянок» (на западе их именуют Improved Kilo - усовершенствованные Kilo), лодки 877-го проекта остаются в строю. Примером тому «Выборг». Знакомимся с командиром корабля: Сергей Олейников, капитан 2-го ранга, назначен на должность в декабре 2013 года, как раз тогда, когда на Морском заводе завершался очередной ремонт субмарины. «Хоть «Выборг» и не атомная лодка, назвать ее маленькой нельзя, - говорит Сергей Олейников. - Действующие здесь же, на Балтике, подводные лодки НАТО имеют максимальное подводное водоизмещение 1500 т, но есть и корабли меньшего размера (500−700 т). Тем не менее габариты позволяют «Выборгу» оставаться малошумным, малозаметным и многофункциональным кораблем. Он может бороться с надводными и подводными кораблями противника, осуществлять минные постановки, вести разведку, в том числе высаживать разведгруппы».

«Насколько интенсивна военно-морская активность на Балтике?», - спрашиваем мы у командира «Выборга». «На море у стран НАТО и других соседних государств постоянно ведутся учения и разведывательные мероприятия, и, естественно, мы часто фиксируем присутствие иностранных военных кораблей. Кто-то нас встречает, кто-то сопровождает, кто-то провожает. Но все это в рамках правил, никаких конфликтов здесь нет».

«Выборг» стал «Выборгом» не сразу. После постройки в Комсомольске-на-Амуре подводная лодка Б-227 отправилась на Тихоокеанский флот, а два года спустя своим ходом переправилась на Балтику, где несла службу в рядах Балтийского флота ВМФ СССР. В 1993 году корабль был переведен из тогда уже иностранной Лиепаи в Кронштадт. А затем целое десятилетие подводная лодка простояла без дела. Как бы в длительном ремонте. Лишь к концу прошлого десятилетия после испытаний она вернулась в строй. Тогда же, в 2008 году, над кораблем взяла шефство администрация Выборгского района Ленинградской области, и лодке было присвоено имя «Выборг». После нескольких лет службы «Выборг» вновь отправили ремонтироваться. «Речь не шла о серьезной модернизации, - рассказывает командир корабля, - но аппаратура на борту меняется постоянно, и в основном это касается электроники - радиостанции, средств вывода информации. Плюс текущий ремонт».

Ворота спасения

Нас приглашают осмотреть лодку. И сразу начинаются лингвистические сюрпризы. Надстройку над корпусом подводной лодки обычно в просторечье называют рубкой. На самом деле правильное название этого конструктивного элемента - ограждение выдвижных устройств. Антенн, перископа, шноркеля… Нет, со словом «шноркель» наши подводники тоже не согласны. «Шноркель» - немецкое слово, однако еще во времена Первой мировой подобные устройства были созданы в России. Поэтому правильнее говорить - «шахта для работы дизеля под водой». Что касается «ограждения выдвижных устройств», то кроме этих самых устройств тут у «Выборга» размещен ходовой мостик, и это отчасти оправдывает термин «рубка». Однако существуют подводные лодки, внутри ограждения которых никаких постов управления нет.

Лодка построена по двухкорпусной схеме - внутри прочный корпус, снаружи - легкий. Между ними - система балласта. На бортах лодки видны шпигаты - прорези, через которые из межкорпусного пространства сливается вода.

Еще не спустившись внутрь прочного корпуса, можно увидеть, как много устройств в конструкции лодки связано со спасением в экстренной ситуации. Вот аварийный буй. В случае бедствия специальные механизмы отпускают трос, и буй всплывает над местом аварии. Он не только сигнализирует о местонахождении лодки, но даже позволяет поговорить с экипажем по телефону - аппарат находится в специальном герметичном контейнере. Другое устройство - гидроакустический сигнализатор: он посылает звуковые сигналы, которые помогут спасателям обнаружить местоположение лежащей на дне субмарины.

Над первым и шестым отсеками на корпусе лодки видны два больших, отполированных почти до блеска металлических кольца. Это комингс-площадки. К ним в случае аварии сможет причалить спасательный аппарат. Поверхность колец должна быть гладкой, чтобы обеспечить герметичное соединение с мягкой прокладкой аппарата. После причаливания аппарат откачивает воду из пространства между двумя люками - своим и подводной лодки, давление там становится равным давлению внутри субмарины. Теперь можно открыть люк, и экипаж сможет перебраться в спасательный аппарат.

Перископ - навсегда!

Чтобы попасть внутрь корабля, нужно войти в ограждение выдвижных устройств, подняться вверх на несколько ступеней, а затем опуститься на несколько метров вниз по вертикальной лестнице. Теснота внутри подводных лодок - факт общеизвестный, но тут она ощущается как насыщенность окружающего пространства бесконечным количеством конструктивных элементов. Здесь все на виду. Здесь все выглядит как радость любителя стимпанка и кошмар водопроводчика. Вдоль стен на всех уровнях бегут трубы гидравлических и пневматических систем с огромным количеством гаечных соединений, вентилей, клапанов. «Конечно, на лодках более современных конструкций системы управления, основанные на механике и гидравлике, заменяются электрическими актуаторами, управляемыми по проводам, и это экономит пространство, снижает вес оборудования, - рассказывают нам члены экипажа, - но, с другой стороны, электроника - вещь капризная, особенно в условиях совершенствования методов радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Гидравлика устроена проще и более ремонтопригодна в походных условиях».

Только здесь, перебираясь из отсека в отсек через круглые люки, рассматривая крошечные помещения для всего чего угодно - от камбуза до жилых кают, - понимаешь, что в подводной службе о комфорте говорить трудно. Здесь все приспособлено к ограниченному пространству. Даже кают-компания при необходимости превращается в операционную. Интересуемся, есть ли ограничения для подводников по росту и комплекции. Нет, отвечают нам, осваиваются все. Есть более серьезные ограничения по здоровью: надо уметь жить и работать при недостатке кислорода в воздухе.

Подводная лодка представляет собой замкнутый газовый объем, из-за чего и проистекают разного рода проблемы. Например, возможно возникновение взрывоопасных смесей. В случае взрыва или возгорания необходимо немедленно подавить реакцию горения, для чего используется система ЛОХ (лодочная объемная химическая защита), воздействующая на точки горения с помощью инертного газа (хладон). Эта система может спасти жизни, но может оказаться и убийственной: в 2008 году на АПЛ К-152 «Нерпа» несанкционированный запуск ЛОХ привел к гибели 20 подводников.

Подводная лодка - это такой корабль, который всегда должен быть готов бороться за живучесть и спасение экипажа. В первом, втором и шестом отсеках, которые являются отсеками живучести, хранятся плоты и средства связи. В случае аварии подводники могут покинуть лодку, облачившись в гидрокостюмы и дыхательные аппараты через люки комингс-площадок (первый и шестой отсеки) или через декомпрессионную камеру (второй отсек). Также есть возможность выйти из лодки через торпедные аппараты с торпедной палубы первого отсека.

В каждом отсеке (который в случае аварии может быть герметично изолирован) есть запасы еды и воды, батареи для регенерации воздуха.

«Мозг» корабля - центральный пост. Он расположен на верхней палубе второго отсека. Под ним - рубки радиста и штурмана. Именно через второй отсек проходят все выдвижные устройства, например перископ. А нужен ли он в наше время? Не отпала ли в нем необходимость при наличии современной гидроакустической и радиолокационной аппаратуры и прочих систем наблюдения за окружающим пространством?

«Нет, - отвечает Сергей Олейников, - перископ никогда не потеряет свою актуальность. Технические средства наблюдения и обнаружения подвержены разным воздействиям - например, средствами РЭБ. А видимый диапазон ими не затрагивается. Кроме того, информация от локаторов - это только отметки на экране, зачастую они малоинформативны. А взгляд в перископ сразу позволяет оценить тип корабля, его водоизмещение, курс, скорость. И все это по отметкам перископа, оперативно, без сложных расчетов».

Автономность плавания: 45 суток
Экипаж: 57 человек
Водоизмещение надводное: 2300 т
Водоизмещение подводное: 3040 т
Длина наибольшая: 72,6 м
Ширина корпуса наибольшая: 9,9 м
Средняя осадка: 6,2 м
Родом из Питера

Подводная лодка «Выборг» относится к проекту 877 «Палтус». Первоначально предполагалось, что часть этих кораблей будет поставляться в страны Варшавского договора, поэтому проект получил неофициальное название «Варшавянка». В наши дни «Варшавянками» называют подводные лодки проекта 636 - модернизацию «Палтуса». Лодки проекта 877, относящиеся к третьему поколению, были разработаны ленинградским КБ «Рубин» под руководством Ю.Н. Кормильцина. Первые лодки типа «Палтус» (в том числе Б-227 «Выборг») выпускались в Комсомольске-на-Амуре, затем производство перенесли в Ленинград и Горький. Лодки этого типа имеют традиционную для советского подводного кораблестроения двухкорпусную конструкцию. Корабль разделен на шесть отсеков, на верхней палубе первого отсека размещается торпедное вооружение. В состав вооружения входят шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, до 18 торпед или 24 мины. В надводном положении мог использоваться оборонительный ЗРК «Стрела-3».