Военные письма треугольники читать. Сценарий классного часа "Письма с фронта" методическая разработка (8 класс) на тему

Все меньше остается тех, кто может рассказать, о чем думал, что видел солдат, готовясь к атаке или выходя из боя.

Теперь, чтобы воссоздать обстановку незабываемых дней Великой Отечественной войны, мы чаще обращаемся к документам тех лет. И самые достоверные и откровенные из них - письма фронтовиков в родной дом...

Фронтовые письма - их писали в зной и стужу натруженные руки солдат, не выпускавшие оружия. Эти документы хранят горячее дыхание боя и не подвластны времени. Они - ниточка, связывающая наше поколение с теми далекими годами войны 1941-1945 гг.

Фронтовые письма – документы особые. Многие из них просты, безыскусны, почти в каждом из них присутствует одна фраза: «Жив, здоров, того и вам желаю». Для ожидающих вестей с фронта само письмо означало так много: жив! А когда приходила похоронка, письма становились священной реликвией семьи погибшего.

Написанные наскоро, в промежутках между боями, в окопах, блиндажах при свете коптилки, на койках фронтовых медсанбатов. Написаны они на почтовых бланках, на листках, вырванных из школьной тетрадки или блокнота, а то и просто на серой обёрточной бумаге. Поистёрся карандаш, повыцвели чернила… Пожелтелые, зачитанные, облитые слезами.… Надо видеть, как бережно они хранятся… Фронтовое письмо шло без марки, без конверта. Иногда фронтовой треугольник находил адресата спустя несколько месяцев после его отправления.

Среди авторов писем люди самых разных возрастов и профессий, разного жизненного опыта. Война оторвала их от мирной жизни, от мирного труда и сделала солдатами. Многие из них только начинали свою жизнь, находясь в счастливой поре – поре юности, другие надели солдатские шинели, имея за плечами большой жизненный и трудовой путь и опыт.

Но всех их объединяет одно: в письмах выражена горячая любовь к родному дому, к родным отцам и матерям, детям, жёнам, братьям и сёстрам. Находясь перед лицом смерти, воины старались ободрить тех, кто трудился в тылу, перенося все тяготы военного времени.

Письма полны заботливого внимания к подробностям быта близких людей, содержат разного рода советы и наставления. Все эти житейские «мелочи», которыми пестрят письма фронтовиков, конкретно воссоздают суровую атмосферу трудных военных лет.

Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше шестидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали - годами, десятилетиями.

Фронтовые письма – это документы огромной нравственной силы, которые никого в любом возрасте не могут оставить равнодушным. Они пробуждают интерес к истории своей семьи, к семейным архивам, а, значит, и к истории Отечества.В пропахших порохом строках - дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…

Отрывки из фронтовых писем Вожегова Александра Ильича,
ушедшего на фронт со станции Пашия в январе 1942 года,
своей жене Койновой Зинаиде Георгиевне

2.05.42. … «Нахожусь в последнее время в Ленинградской области, от фронта 10 – 15 км. На днях нас подвинут ближе, и вступим в бой. Наше направление на Старую Руссу. Когда мы выезжали зимой, на нас налетели немецкие самолеты и начали бомбить. И представь себе, что многих убило и ранило. Ну, это еще не беда, впереди куда больше. Живем в лесу, спим, где придется…».

19. 05.42. …«Я долго не писал. Мы переезжали с места на место. И сама знаешь, что мы, как кочующие люди, сегодня здесь, а завтра там. Живем, все время в лесу и спим под елкой или делаем балаганы. Погода стоит у нас неважная, правда, стало теплее, но все время идут дожди, а дороги здесь везде и всюду грязные и вообще кругом болото…».

28.02.43. …«Привет из города Вышнего Волочка! Вот сегодня закончил учебу. I марта будет у нас госэкзамен, II марта выезжаем в штаб армии, и там будет расформирование кого куда. После выпуска я буду иметь звание старший лейтенант, а занимаемая должность может быть командир роты и заместитель командира батальона, но учились на командира роты. Я рад, что ты и дочь здоровы, и я с удовольствием посмотрел бы сейчас на вас, хотя бы одним глазом и был бы доволен…».

20.04.43. …«После учебы я 18 марта прибыл в свой полк, принял роту и был там два дня, видел город Старая Русса. 20 марта нас сняли с фронта и отправили на отдых и 21 тронулись в путь. По железной дороге ехали 20 дней. От Воронежа находимся в 80 км. Живем в деревне, где нет мирных жителей. Домики из глины и кирпича. Полов нет, лесу нет. Кругом поля. Вот три ночи ночевали в одной избенке, у которой нет ни окон, ни дверей. Но сегодня должны тронуться дальше …».

13.07.43. …«Времени – около часа ночи. Время проверять свои подразделения. Вот уже проходит 8–я ночь, как я не спал ни одной. Спать только можно с 8 утра, да и то не приходится. Вчера вот ходил в баню. Баня, знаешь какая? Воду грели на улице, а мылись под кустом…».

22.07.43. …«Спешу черкнуть несколько слов о том, что ходил в бой, взял одну деревню, убил много немцев и, главное, взял в плен 15 человек. Из них 7 раненых и 8 целых. И вот когда привел этих пленных, то командир полка меня 15 раз поцеловал и сказал, что молодец, Вожегов, ты у меня один выполнил задачу и поэтому, говорит, я тебя обязательно награжу. А сейчас сообщаю, что меня ранило осколком в левую ногу, но не очень. Так что хожу, а вот ранило в левую руку, в ладонь пулей посерьезнее, ну ничего, рука будет целая. Сейчас нахожусь в своем медсанбате, но, наверное, отправят куда – нибудь в госпиталь…».

30.10.43. …«Попал в свою дивизию, но только в другой полк. 28–го принял роту и сразу ушел на передовую и пробыл там двое суток. Нас сняли с этого участка фронта и перевели на другое направление. Сегодня 30-е. Должен вступить в бой числа I ноября. Что будет, не знаю, но думаю остаться живым. Письмо пишу в лесу на камешке. За те бои я награжден орденом Красного Знамени, так что награда большая. Счастье наше впереди, и мы должны все дела увидеть…».

Письма с фронта – документальные свидетели войны. Простые, бесхитростные строки, полные любви к жизни, они напоминают нам о том, что нельзя забывать в суете повседневных буден. Письма с фронта – живые строки войны, это голос издалека, голос, который отзывается в наших сердцах.

«Кому война тяжелее?
Странный разговор: кому война тяжелее – нам или немцу? По всем резонам вроде бы нам. У нас вон сколько земли забрано, сколько народу подневолено…

И с харчами, что ни говори, у него – по всему видно – лучше. У Вальки Сокольского, наводчика второго орудия, свое мнение: — А все ж я так думаю, что ему, фрицу, война тягостнее. Мы — что? Мы свое защищаем, куда нам деться. А он, немец, за какой-такой надобностью смерть на Дону принимает? Или тот же итальянец. За сколько-то километров от своих фрау и киндеров!
Не-е, что ни говори, а тяжельше ему эта война, безнадежнее ».
Июль 1942 года, Брянский фронт

«…Знаешь, папа, я счастлива, что в дело великой освободительной войны и я вношу свою долю страданий. Представь, что после войны я смогу честно, спокойно смотреть в глаза человеку, смогу с гордостью сказать, что и я сберегала радостную жизнь своей сестрёнки. А ведь будущее принадлежит нам. Я своей кровью защищаю и отстаиваю эту жизнь …»
Ефрейтор медицинской службы Меньшикова А.Ф.

«…Я знаю, что тебя очень интересует и волнует вопрос о войне. Отвечаю тебе, да ты и сама слышишь по радио и читаешь в газетах, что наша Красная Армия перешла в контрнаступление и гонит проклятого врага, очищая нашу землю от изверга, ежедневно освобождает сотни сёл, освобождает города… А коли враг бежит, следовательно, он слаб, а раз мы бьём его, следовательно, мы сильны. Скоро придёт этот день, когда радио передаст нам: «Враг разбит, фашизм уничтожен…» Скоро, мама, мы все – твои дети соберемся в наш дом к тебе и отпразднуем нашу победу…К »
Младший техник-лейтенант Петропавловский Н.В.

«…Умудрился прочитать несколько попавшихся под руку книг, в том числе и Достоевского. Помню, под Болховом вместе с другими бежал в укрытие от налетавших немецких самолётов и по дороге захватил несколько книг. Избранные произведения А.К.Толстого читал с великим удовольствием и пожалел, что не попались мне раньше эти замечательные стихи.
Когда я был гражданским человеком, то иногда на заводе было так тяжело, что думалось: пропадёшь, не вытерпишь. А вот теперь видно, что это всё были цветики, ну, а ягодки…
И здесь приходит весна, правда, робко: днём оттает, затем – снег, и снова всё скуёт. Радуемся мы весне – раз весна, значит, тепло и солдату лучше станет!
Младший лейтенант, артиллерист Чемпалов И.Н.

«…Вы считаете меня погибшим, а я жив. В 1941 году, осенью, я был тяжело ранен и попал в плен к немцам. Был в плену, потом бежал. Теперь я снова в Красной Армии, но теперь я пока боец, а не командир, все хорошо.
Я счастлив, что имею возможность писать вам. Будет время, напишу подробно …»
Рядовой Худорожков Е.Н.

Палатки полевого подвижного госпиталя. У стен рубленного дома, крытого соломой, стоят только что прибывшие из медсанбатов и медсанрот санитарные автомашины…В маленькие оконца операционной вливаются лучи холодного солнца. Перевязочный столик, на нем человек. Гвардеец Поплавский потерял очень много крови, его жизнь висит на волоске…Бесшумно двигаются сестры и врачи. В руке у высокой круглолицей сестры стеклянная ампула, от нее тонкая резиновая трубка с иглой на конце. Ещё немного и глаза раненого оживились. Он удивлённо посмотрел на сестру. А она деловито взглянула на опустевшую ампулу и достала из ящика сложенный вчетверо лист бумаги. Тихо прочла: «Дорогой товарищ, я дала свою кровь, так как знаю, что на фронте она будет нужна. Всё равно, кто ты, боец или офицер, твоя жизнь нужна Родине. Возьми мою кровь и поправляйся поскорей, дорогой. Тося Иванова». Гвардеец чуть приподнялся, слабой рукой взял листок и бережно спрятал его в нагрудный карман.
Младший лейтенант, командир санитарного взвода Верников С.М.

«Мы в Берлине!
Величественное событие свершилось. Века переживёт этот день – 2 мая 1945 года. Внуки и правнуки наши будут с гордостью вспоминать об этом красивом майском дне. Родина будет с любовью передавать из поколения в поколение имена героев-богатырей. Люди на всех языках начертают имена победителей. Пройдут годы, зарубцуются раны, а народ никогда не забудет людей, водрузивших алое полотнище – Знамя Победы – над столицей Германии.
Потомки наши откроют торжественную книгу побед и увидят в ней выведенные золотыми буквами имена героев, принесших человечеству свободу и счастье, спокойствие и мир …» — листовка, изданная в Берлине
Капитан, командир стрелкового батальона Неустроев С.А.

*По материалам книги «Живые строки войны»

Лучшие сочинения размещаем на школьном сайте. Благодарим ребят и их руководителей – учителей русского языка и литературы Печур А.А. и Сопочкину Е.В.

Здравствуй, солдат!

Где бы ты ни служил: танковые, воздушные, сухопутные войска, я рад, что ты служишь и обороняешь нашу Родину!

Армия из мальчишек делает мужчин: закаляет характер и волю.

Ты занимаешься правым делом – защищаешь Родину от неприятелей. Сейчас идут конфликты в Ираке, недавно закончился конфликт в Сирии. Но не только от войн надо защищать людей. За последние годы Россия пережила 24 террористических акта! А это еще страшнее! И естественно наша армия принимает меры и по этому вопросу, чтобы люди жили без страха и риска.

Жертвуя своими жизнями, вы, солдаты, спасаете наши!

Каждый мужчина должен идти служить своей стране. Придет время, и я пойду служить на благо Родине.

Дорогой солдат, где бы ты ни был, я горжусь тобой! И буду делать все, чтобы в дальнейшем страна гордилась и мной!

Енговатов Евгений, 6 класс.

Здравствуй, дорогой солдат!

Много лет прошло после Великой Отечественной войны. С 1941 по1945 год ты защищал нашу страну и нас самих.

Мы очень благодарны тебе за все, ведь ты отдал свою жизнь за нас.

Многие солдаты отправлялись на войну с гордостью, потому что шли защищать свою Родину. Вы шли в бой и отдавали свою жизнь ради того, чтобы жили мы.

На сегодняшний день в живых вас, ветеранов, осталось немного,и нужно сделать так, чтобы вы прожили как можно дольше, потому что вы – наша гордость!

В нашей стране, увы , много таких людей, которые хотели бы овладеть последним, что у вас есть. У них, наверное, нет ни души, ни совести. Вы были готовы порвать всех за Россию, а они сейчас пытаются обобрать вас до ниточки…

Дорогой солдат, я очень благодарна тебе за все твои подвиги и поступки. Спасибо тебе за мир и за нашу жизнь!

Двоеглазова Валерия, 6 класс.

Здравствуй, солдат!

Здравствуй, защитник родины!

Это письмо я пишу тебе, тому, кто готов отдать свою жизнь за Отчизну. Ты воевал с фашистами и не выдержал боя, а может …выжил и сейчас 9 мая выходишь на парад и, сверкая медалями на солнце, идешь, вспоминая о войне. Ты нас спас от захватчиков и проложил дорогу в лучший мир. Я благодарна тебе, солдат! И помни, ты жив в наших сердцах и всегда будешь жить. Такими людьми, как ты, я горжусь, и знай: ты отдал свою жизнь не напрасно!

Ты – человек с большой буквы!

Ты – настоящий герой!

Наверное, никто не любит Родину так, как человек, отдавший за неё жизнь!

Я очень хочу, чтобы люди не забывали о подвиге простых солдат, о подвиге, который многим не удастся совершить никогда, о подвиге, благодаря которому мы живем, и живем свободно!

Лусевич Анастасия, 6 класс.

Дорогой солдат, здравствуй!

Пишет тебе ученик 6 класса Базаркулов Алишер.

И в первую очередь я хочу сказать тебе спасибо за то, что я есть. За то, что мы, российские люди, живем в относительно спокойное время и не видим того ужаса, который в свое время видели вы. И если бы не ваша храбростьв военное время, то мы сейчас были бы рабами у немцев и нашего государства бы не существовало. Но 9 мая 1945 года случилось чудо: по стране объявили, что победа за нами.

Спасибо тебе и твоим товарищам за это!

Благодаря вам наша Отчизна не зависит от других народов, и мы живем в мире.

Хотелось бы, чтобы каждый человек на Земле понимал важность этой победы и мог оценить тот труд, который вы, солдаты, в неё вложили!

Базаркулов Алишер, 6 класс.

Дорогой солдат!

Прошло много времени после войны, но люди помнят вас – защитников Родины! Вы отдали свои жизни за наши. Я очень ценю твой боевой дух, твою храбрость в этом тяжелом бою. И мне очень хочется сказать спасибо, глядя в твои глаза.

Очень жаль, что ты не можешь праздновать день Победы вместе с нами.

Я хочу, чтобы и нынешние солдаты, стоящие на посту, были такими храбрыми и сильными, как вы!

Большое спасибо тебе, солдат! Мы будем помнитьвсю свою жизнь вас с ваш величайший подвиг!

Титлянова Екатерина, 6 класс.

Дорогие солдаты!

Желаю вам всем быть непобедимыми и физически сильными, чтобы один год службы пролетел незаметно. Побольше вам в суровых армейских буднях веселых эмоций, поменьше дежурств, чтобы хватило сил, если вдруг на нас нападет враг. Я хочу, чтобы вы были похожи на солдат, которые защищали нашу страну во время Великой Отечественной войны. Сейчас изменились враги у страны: это и террористы, и мародеры и т.д. Но цель для защитников Родины все та же – благополучие России. Поэтому, солдат, желаю тебе быть выносливым и храбрым. Служи спокойно!

Егоров Влад, 6 класс.

Дорогой солдат!

Мое письмо – это благодарность!

Большое тебе, солдат, спасибо за то, что ты воюешь, борешься, получаешь ранения, но не сдаешься. Когда я вырасту, я тоже хочу стать военным.

Больше всего я хочу своими внутренними качествами походить на солдат Великой Отечественной войны. Ведь они защищали нашу страну, когда не было уже никаких сил, не было еды, а друзья и близкие люди умирали прямо на глазах. Но проклятые фашисты были разгромлены.И это благодаря силе духа и мужеству русского человека!

Я уверен, что в армии сейчас служат такие же солдаты. И им по плечу защитить нашу огромную и прекрасную Россию.

Солдат, держись! И тогда, я знаю, что кто бы на нас ни напал,ты не проиграешь, не сдашься и будешь предан своей стране и народу всегда!

Латышев Вячеслав, 6 класс.

Здравствуй, солдат!

Хочу рассказать тебе одну историю.

Жил в одном городе мальчик, который хотел стать солдатом. И однажды утром он решил написать тебе письмо. Он взял лист бумаги, ручку, конверт, ушел в свою комнату.

«Здравствуй, дяденька солдат!

Я вам рад признаться, что хочу, как и вы,

Родине отдаться!

И сражаться я хочу,

Ездить в танке научиться.

Голову побрить, как вы,

С генералами сравняться!

Китель я хочу надеть,

В зеркало всмотреться.

И, гордясь собой, я крикну:

Родина моя! Ты моя Отчизна!

Я с тобою навсегда,

Родина моя!»

Он положил письмо в конверт, заклеил его и подписал. И стал ждать ответа. Солдат, ответь малышу.

Димитриенко Илья, 7 класс.

Дорогой солдат!

Я часто задаюсь вопросом, каким должен быть настоящий солдат? Что он должен значить для Родины?

В своих размышлениях хочу найти ответ.

В моем понятии солдат должен иметь такие качества: ответственность, верность, справедливость. Каждый солдат должен с гордостью нести свою службу. Солдат – защитник отечества, наших жизней. Рискуя своей жизнью, он дарит нам спокойную, тихую, мирную жизнь. Дает возможность ходить в школу, гулять в парках, наслаждаться тишиной, дышать свежим воздухом.Скажите, это не про наше время, а про военное? Нет, отвечу я вам! Благодаря нашим солдатам, мы живем в мирное время. Хвала и честь нашим защитникам!

И пусть каждый молодой человек помнит: Родина нуждается в его защите!

Служи, солдат!

Бурмина Елена, 7 класс.

Здравствуй, мой далекий неизвестный друг!

Меня зовут Лена, учусь я в 5 классе.

Мой папа говорит, что каждый гражданин России должен служить в армии, чтобы защищать свою страну. Время учит многому. Каждый солдат становится настоящим мужчиной. Ты охраняешь мой покой, чтобы я жила, ходила в школу, росла. Ты защищаешь эту землю, потому что нам на ней жить!

Самое главное – я хочу пожелать тебе, чтобы ты вернулся здоровым и рассказал своим и чужим детям, что служить в армии - почетно!

Ты настоящий солдат, так как ты уже служишь. Я считаю, что наша армия очень сильная, мощная и может дать отпор любому врагу, каким бы он ни был. Я горжусь тем, что мой папа тоже служил в армии и получил благодарственное письмо.

И ты служи верно и честно и знай, что тебя ждут дома, в тебя верят!!!

Абсалямова Елена, 5б

Здравствуй, солдат!

Хочется спросить у тебя, как служба, солдатская жизнь?

Каждодневные тренировки отнимают много времени и сил, но в этом сила солдатская! Можешь ли ты похвастаться своими достижениями? Нужно обязательно ладить с товарищами, ведь, как известно, один в поле не воин.

Чаще пиши письма своим близким, они ждут тебя, верят в тебя.

Вся страна знает, что служба солдатская очень трудна, но Родине нужны защитники и просто настоящие мужчины!

Желаю тебе здоровья, отличного настроения и успехов на службе!

Махнутина Дарья, 5б класс.

Здравствуй, дорогой, уважаемый солдат!

Нам в школе рассказывали о войне. Там было трудно и страшно. Всем солдатам пришлось пережить множество тяжелых испытаний. Они голодали, замерзали, получали тяжелые ранения. Боролись за жизнь. Им пришлось преодолеть свой собственный страх, чтобы победить!

В солдатскойпамяти осталось много воспоминаний, сохранились ордена и другие награды. Они сильные,

храбрые, смелые солдаты!

Наше поколение очень гордится ими, ведь эти солдаты победили в Великой Отечественной войне! Хочу гордиться и вами, наши сегодняшние защитники!

Хвостицкая Ольга, 7 класс.

Письмо солдату в 1941 год.

Дорогой солдат!

Дорогой соратник-однополчанин и мой боевой товарищ!

Трудно передать словами то, что я хочу написать, но я пишу, хотя тебя сейчас нет рядом. Прошло более 70 лет с тех памятных дней, когда здесь, в Новороссийске, развернулось одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны. Мы, как могли, защищали город от ненавистного врага, но мы выстояли и победили!

Война не согнула воли советских людей и наших товарищей, доблесть и бесстрашие привели их к победе! Много погибло в этом бою, и в наши дни я часто вспоминаю об этом! Долгой им памяти!

Человек с боевым духом по достоинству ценит достижения других.

Пусть на всей Земле наступят хорошие времена, ведь на самом деле жизнь продолжается, а для некоторых только начинается!

Чебан Анжелика, 5б класс

Здравствуй, солдат!

Хорошо, когда служат в армии такие солдаты, как ты, сильные духом. Ты знаешь, что для тебя сейчас нелегкое время. Ты пошел в армию, ты находишься далеко от дома, и тебе очень тяжело в этот период жизни. Я хочу пожелать тебе, солдат, служить честно, не бояться армии.

Мой прадед погиб в Великой Отечественной войне, отдав свою жизнь за Родину. Я очень горжусь им и хочу быть похожим на него! Войны сейчас нет, но армии нужны настоящие защитники, а не хлюпики . К службе в армии надо готовиться: заниматься спортом, ходить в спортивные секции, чем я и занимаюсь. Я считаю, если ты настоящий мужчина, ты должен поносить кирзовые сапоги, поесть каши, закалить организм, стать сильным и волевым!

Я учусь в 10 классе, и мне в скором времени предстоит пойти в армию. Может, армия поможет мне пробиться в жизни!?

Счастливой службы тебе, солдат! Знай, тебя всегда ждут твои друзья, родные и любимые люди.

Жужа Павел, 10 класс.

Привет, солдат!

Теперь ты стал настоящим мужчиной! Стал выносливее, сильнее, мужественнее, строже. Раньше 23 февраля для тебя был просто повод, чтобы получить подарок, поздравление, открытку. Хотелось поскорее вырасти, чтобы не говорили: ты не служил, это не твой праздник.

Всем хочется попробовать послужить в армии, а на самом деле там трудно.

Мне тоже хочется вырасти, отслужить в армии. В армии многому могут научить, чему не научат в школе. А если война, ты захочешь защищать Родину, а от армии в свое время «закосил»? Без военной подготовки можно сразу умереть, из-за одного неподготовленного человека можно потерять друга, роту, армию, и, может быть, целую страну?

Поэтому служи, солдат, и ни о чем не жалей!

Верещагин Никита, 7 класс.

Здравствуй, мой далекий, незнакомый солдат!

Я хочу поговорить о нашей стране – России. На сегодняшний день наше государство – одно из самых прогрессивно развивающихся, производящее современную военную продукцию.Я считаю, что у нас самая лучшая авиация на планете.

А теперь про армию. Каждый гражданин РФ должен служить, доблестно и честно выполнять свой воинский долг перед государством и его народом. Но есть одна из главных проблем нашей армии – дедовщина. Чтобы избежать этого, мы должны учиться быть добрыми, милосердными, справедливыми.

В моей семье служили все мужчины. Мой папа служил в ракетных войсках, дедушки – в ракетных и танковых.

Мы живем на территории великой державы и должны верно и честно служить, работать и учиться на благо нашей Родины!

Грущак Денис, 5б класс.

Здравствуй, незнакомый солдат!

Я тебя не знаю, и, наверное, никогда не узнаю, но очень хотела бы с тобой познакомиться.

Хотела бы, чтобы ты рассказал мне и моим одноклассникам, как тебе служится, трудно ли тебе на расстоянии от дома, друзей и близких?

О чем ты думаешь, когда ложишься спать?

Мой дедушка рассказывал, что раньше, чтобы мальчик стал хорошим солдатом, его уже с детства учили трудностям, закаляли его характер. Ты, наверное, тоже сильный и храбрый, так как я думаю, что охранять нашу страну может только крепкий и храбрый человек.

Спасибо тебе, незнакомый солдат, за твое мужество и силу, за то, что ты охраняешь мою жизнь, за то, что я спокойно сплю по ночам.

Береги себя, солдат!

Малева Алина, 5б класс.

Небольшая подборка фронтовых писем, которые трогают до глубины души. Они пропитаны любовью и тоской по близким людям, которые были вдалеке друг от друга и которые понимали, что эта дорогая весточка, может быть последней.

«Здравствуй, дорогой сынок Толя! 22 июня исполняется год, как я не видел тебя. Я очень соскучился по тебе, часто тебя вспоминаю. Тебе уже пять лет, вот какой ты большой. Расти, сынок, будь умненьким, люби своего братишку, учи его. Я скоро вернусь. Вот прогоним всех фашистов, и вернусь. Крепко целую тебя. Твой папа».
Из письма неизвестного солдата

«Девочка моя, приготовь себя к разлуке. Впереди 1942 год. Живи, как и я, надеждой на встречу».
«Здравствуй, Верусинька и сынулька Эдинька! Верушечка, не грусти. Готовься к зиме. Купи сыну валенки и сшей ему шубку. Люблю вас. Алексей».
Из писем Алексея Рогова, командира эскадрильи авиаполка. Звание Героя Советского Союза получил посмертно

«Ранило в правую ногу. Сделали операцию, вытащили осколок. Ранение легкое - уже хожу на перевязку сам. Надеюсь, что скоро заживет и опять буду бить немецкую гадину. За измученный наш советский народ, за вас, мои родные».
Сержант гвардии Андрей Гаденов. 10 ноября 1942 года

Солдат Борис Ручьёв

«Недалеко от места, где мы стоим, расположен лагерь. Лагерь уничтожения. Ты, наверное, читала в газетах о лагере на Майданске. Так этот лагерь в несколько раз превосходит майданский. Шесть миллионов человек было уничтожено там. Камеры, в которых людей душили газом; печи для сожжения трупов; рвы, в которые сбрасывались трупы, вернее, укладывались с немецкой аккуратностью - один ряд головами в одну сторону, другой - в другую. Рвы, доверху наполненные кровью. И во всем и везде эта дьявольская немецкая аккуратность.
Может быть, в тылу не все верят описаниям этих бесчисленных ужасов. Да и в самом деле трудно поверить, что люди, похожие внешне на нас, могли дойти до такой нечеловеческой жестокости. Но когда видишь все это, задаешь себе вопрос: кто они, эти существа, захотевшие истребить человечество? Люди ли это? Конечно, это не люди! Скоро настанет конец этим ужасам, будет расплата».
Борис Ручьёв. 7 марта 1945 года



«...Свободного времени мало. Многому приходится учиться на ходу. Но не стоит унывать. Мы победим. Мама, папа и бабушка, за меня не беспокойтесь. Не плачьте. Все хорошо. Ваш сын Коля».
Николай Дронов. Погиб под Керчью в 1942 году

Герои Советского Союза старший сержант Закир Асфандияров и сержант Вениамин Пермяков читают письмо из дома

«В дни, когда Вы, дорогой Александр Константинович, не щадя своей жизни, защищаете каждый метр советской территории, мы клянемся учиться на „хорошо“ и „отлично“, быть дисциплинированными, помогать фронту. Только вы, дорогие защитники Родины, громите ненавистного всему советскому народу врага».
Письмо школьников своему учителю Александру Беневоленскому на фронт

«Здравствуйте, дорогие мои и навсегда любимые мною ребята! Час назад вспоминал в землянке боевые итоги, своих родных и близких. Открылась дверь - и вместе с клубами холодного воздуха в землянку входит почтальон. Подает мне письмо, написанное детским подчерком, с волнением вскрываю конверт. Мои товарищи попросили прочитать ваше письмо вслух, что я и сделал. Все мы довольны, что наши маленькие товарищи помнят о нас, шлют нам свой пионерский привет.
Ваши теплые слова, ваши пожелания очень дороги для нас. Они согревают нас. Вот уже четыре месяца, как я со своими товарищами нахожусь на этом участке фронта. Мы прибыли сюда в дни, когда враг, собрав все силы, пытался захватить город. Сотни самолетов летали над нами, они ежедневно сбрасывали сотни бомб. Город был затянут дымом пожарищ, горели дома, заводы, штабеля леса, бензобаки, горело то, что создавалось многолетним трудом народа нашей Родины.
Враг не жалел ничего. Но мы сумели выполнить приказ Сталина и веление Родины: „Назад ни шагу!“ Мы выстояли, хотя порой было очень тяжело, особенно в дни, когда по Волге шел густой лед и людям под артиллерийским и минометным огнем приходилось на лодках доставлять нам продукты и боеприпасы.
В том, что Сталинград отстояли, заслуга не только воинов, но и всего советского народа, это заслуга тыла, которой бесперебойно ковал нам оружие, посылал технику, боеприпасы. Помните, ребята, будет и на нашей улице праздник...
Овладевайте знаниями, изучайте крепко русский язык и литературу, географию и историю, военное дело и немецкий язык. Мы же обещаем вам выполнять наши задачи, а вы справьтесь на „отлично“ со своими задачами. Если мы выполним это, то победим врага. С фронтовым приветом А. Беневоленский».
Ответ учителя А. Беневоленского

Иногда письма задерживались на несколько недель или даже месяцев и приходили после похоронок. Тогда вся семья ждала и надеялась, что похоронка пришла по ошибке, что их сын, брат, муж и отец жив и он обязательно вернется домой.
Благодаря фронтовым письмам родственники и друзья не только могли передать весточку на фронт, некоторые решались на смелый шаг.

«Часто вспоминаю ваши уроки, Михаил Петрович. Помню, как дрожала и трепетала при каждом звуке вашего голоса...»
Из письма 16-летней Сони Степиной бывшему учителю математики Михаилу Еськину

Переписка молодых людей стала постоянной. Они полюбили друг друга. В 1944 году Михаил и Соня поженились.

Семья советского солдата пишет письмо на фронт, 1942 год

Фронтовые письма - судьба, любовь и надежда»
Цели:
- расширить знания детей о войне;
- дать представление о значении писем времен Великой Отечественной войны;
- воспитывать уважение к защитникам Родины;
- развивать патриотические чувства и опыт нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны, малой родины;
- пособствовать формированию у воспитанников представлений о письмах военных лет, как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа;
- воспитывать у детей любовь к Родине, гордость за ратные и трудовые подвиги соотечественников, уважение к живущим рядом ветеранам войны
Оборудование: стопка писем, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Навстречу Великой Победе. Письма военных лет»,
Ход урока

I. Организационный момент.
Слайд 1.
(На парте лежит стопка солдатских писем).
- Солдатские письма. Теперь они, сохранившиеся, стали уже семейными реликвиями. В рамку бы их да на стену, на самое видное место: читайте, молодые, помните и гордитесь вашими дедами, а может и прадедами - прошли ведь не то, что годы, многие десятилетия.
II. Самоопределение деятельности
- Ребята, о чём мы с вами будем говорить на классном часе?
- Сформулируйте тему классного часа.
Слайд 2. (тема классного часа)
III. Основная часть.
Слайд 3.
Прошло уже 70 лет со времени окончания второй мировой войны, но отголоски её всё ещё доносятся до нас. Это и могилы неизвестных солдат, снаряды и осколки, оставшиеся на полях сражений, окопы и воронки от взрывов снарядов и бомб - эти раны на земле. Это и память еще оставшихся в живых участников сражений и память тех, кто ковал нашу победу, обеспечивая армию всем необходимым.
Слайд 4.
Видеоролик песни «Фронтовые письма» (гр. Непоседы)
1. Сколько писем солдатских
С той последней войны
До сих пор адресатам
Так и не вручены
Может нет адресата
И писавшего нет..
Так кого же он ищет
Треугольный конверт
припев
Треугольная небыль
Невозможная быль
В три погибели неба
Пуль шальная кадриль
Треугольная повесть
Повесть в несколько строк
"Мол, воюю на совесть..
Слушай мамку, сынок.."
Одним из таких памятников войны являются солдатские письма - “треугольники”, иногда написан- ные на простом обрывке бумаги. Эти драгоценные сообщения с полей сражений от родных и близких.
Слайд 5.
Расставание с семьёй Нет такой семьи, которую не затронула бы война. Как ждали писем с фронта, маленькие жёлтые треугольнички были залогом того, что приславший их: муж, сын, брат, любимый жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым. Было так страшно, когда переставали приходить с фронта письма, значит человек пропал без вести или убит.
Слайд 6.
Пишут солдаты
Солдатские письма…
Пожелтевшие от времени треугольники со штемпелями полевой почты… Каким спасением были они во время войны, долетевшие весточкой до наших дней, словно привет из далекой военной поры. Написанные под свист пуль, они предельно искренни и тем дороже для нас. Сколько радости приносил в семьи долгожданный, втрое сложенный тетрадный листок, в котором иногда всего два слова: «Я жив». К сожалению, часто случалось и по-другому.
Слайд 7.
Фронтовые письма Фронтовые письма… Кажется, и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и дымом. Они бесконечно дороги эти пожелтевшие от времени листочки, к которым прикасаемся с таким волнением и осторожностью. Само время определило их судьбу - быть исторической ценностью.
Слайд 8.


Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
Слайд 9.
Письма с фронта, как исторические документы, имеют ряд особенностей.
1. Боец, отправляющий весточку домой, и не помышлял о том, что, спустя десятилетия, его посла- ние будут читать и изучать посторонние люди. Поэтому он писал просто, откровенно, порой незатейливо, передавая многочисленные приветы родным и близким. Солдату были интересны самые мелкие бытовые подробности тыловой жизни, о которой он так тосковал.
2. Многие письма очень короткие, сдержанные. Они написаны в перерывах между боями, накануне сражения. Несколько строчек такого письма заканчиваются фразой: «Ухожу в бой».
3. Находясь на войне, солдат стремился в своем письме успокоить, подбодрить родных. Поэтому письма полны оптимизма, надежды на возвращение, веры в Победу.
4. Фронтовики о своих подвигах писали скромно, как о само собой разумеющемся.
5. Не секрет, что письма просматривались военной цензурой. Строчки, содержащие важную информацию, военные данные, зачеркивались, закрашивались черной тушью. На фронтовом треугольнике ставился штамп «Просмотрено военной цензурой».
- Как вы понимаете слово «цензура»?
(Цензура - система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации - из Толкового словаря С.И. Ожегова) Слайд 10.
Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. Неслучайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Маша» и т.д. Как правило, в письмах бойцов встречаются короткие повество- вания о войне. Отправляли родным стихи, фотографии, вырезки из газет-листовок. Поскольку пись- ма писали прямо с поля боя, «с переднего края», фронтовики по мере того, как шла война, все чаще указывали места, где шел бой. Обычно всего одной строкой: «пишу из Пруссии», «отстояли Одер», «привет из Беларуси».
Слайд 11.
Аудиозапись писем Прослушивание писем Слайд
12. Письма на фронт! Их с нетерпением ждали солдаты. Письма из далекого дома согревали их сердца. В затишье между боями фронтовики читали и перечитывали строки, написанные дорогим и близким человеком, вспоминая своих жен, детей, любимых...
Слайд 13.
Письма на фронт. Прослушивание
Слайд 14.
У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями.
IV. Рефлексия
Слайд 15.
С той поры прошло много лет. Но по-прежнему острые солдатские треугольники, как осколки снарядов, бередят раны фронтовиков, напоминают молодым: без этих писем тоже не было бы победы.
Слайд 16.
А сегодня и мы с вами попробуем научиться складывать солдатские треугольники так, как складывали солдаты в годы войны. Такие “треугольники” не заклеивались, а складывались особым образом. Перед написанием письма надо было сложить треугольник из чистого листа. Во время войны это умели делать все, даже маленькие дети, которые иногда, играя, складывали “письмо” из куска газеты и “отправляли” папке на фронт.
«…Написал я всё, что надо,
А увижусь — доскажу.
А теперь письмо солдата
Треугольником сложу.
Угол первый — самый главный,
Этот угол я загну,
Чтоб с Победою и славой
Мы окончили войну.
Я сложу края второго —
Вот и вышел уголок,
Чтоб вернуться мне здоровым
На отеческий порог.
Ну а третий, ну а третий
В честь твою сложу скорей,
Чтоб тебя, как прежде, встретить
И назвать своей.
Так лети с приветом жарким
На заветное крыльцо,
Треугольное, без марки,
Фронтовое письмецо!»
Первым делом подписывался адрес и пунктиром или линией по кромке намечалась оборотная сторона. Эта оборотная сторона должна оставаться чистой для пометок почтовыми работниками, или для записи, что герой погиб и письмо возвращается адресату. После этого лист разворачивался, и писалось письмо. Текст на листе размещался так, что заполнялись все свободные места, кроме адресной и оборотной треугольных поверхностей листа. В годы войны письма - треугольники связывали фронт и тыл. Я считаю, что сегодня письма свяжут целые поколения. Солдаты отдавали жизнь за счастье других людей, за нас с вами. У вас получились треугольники, напишите на них те слова, с которыми вы хотели обратиться к тем, кто защищал Родину, а может кто-то из вас нарисует своё поздравление. Пусть ваши слова искренней благодарности станут маленькой частичкой неоплатного долга живых перед павшими, благодарных потомков перед теми, кто сохранил для них Родину и свободу.
V.Итог
Слайд 17.
- Сегодня вы познакомились с фронтовыми письмами. Как вы думаете, каково значение писем военных лет?
- Закончилась война в мае 1945 года. 9 мая - считается великим праздником.
Слайд 18.
Минута молчания
Давайте почтим минутой молчания тех, кого с нами никогда не будет рядом, кто отдал свою жизнь ради мирного неба. Если вспомнить всех погибших и каждому из них посвятить минуту молчания, тогда население всей Земли будет молчать ТРИДЦАТЬ ЛЕТ!
Слайд 19.
- Наш классный час подошел к концу. Хочу закончить его такими словами:
Треугольником сложен потемневший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.
Рвется ветер осенний и команда: вперёд!
Прошу Вас: храните солдатские письма
Они и просты и порою грустны,
В них столько надежды и вечного смысла.
Прошу Вас: храните солдатские письма,
Тревожную память людской доброты!
Слайд 20.
- Спасибо за работу