Роль римского клуба в исследовании глобальных проблем. Сущность и типология глобальных проблем мир есть, существует как беспредельная целостность

С точки зрения общечеловеческого подхода, противоречия общественного

прогресса на современном этапе аккумулируются в глобальных проблемах

человечества. К глобальным проблемам в первую очередь относятся:

1. Проблема предотвращения войны и утверждения мира на земле.

2. Проблемы, вызванные экологическим кризисом.

3. Демографические проблемы (популяционистские и

депопуляционистские).

4. Проблемы человеческой духовности (образования,

здравоохранения, культуры) и бездуховности (потери общечеловеческих ценностей

как внутренних ориентиров человека).

5. Проблема преодоления отрицательных последствий НТР,

компьютерной революции, информационного взрыва.

6. Проблема преодоления человеческой разобщенности,

вызванной различным экономическим, политическим, духовным развитием стран и

Эти и другие проблемы – глобальные, так как, во-первых, по сути своей,

они затрагивают интересы всего человечества и его будущее. Они всемирные, их

нерешенность создает угрозу для будущего всего человечества, причем эта угроза

идет в двух направлениях: гибель человечества или регресс в условиях длительной

стагнации.

Во-вторых, это те проблемы, которые требуют для своего решения объединения

усилий всего человечества.

Несмотря на разительные контрасты в области материальной и духовной культуры,

правомерно говорить о становлении единой цивилизации на нашей планете. Но ее

утверждение и развитие невозможно без всеобщего признания таких фундаментальных

гуманистических принципов, как свобода выбора народами своего будущего,

возрастающая многовариантность социального прогресса и верховенство

общечеловеческих интересов над бесконечностью центробежных сил. История,

объективно развиваясь, поставила на повестку дня вопрос о необходимости

перехода от конфронтации в разных сферах бытия к диалогу, от идеологического и

религиозного фанатизма к терпимости и плюрализму мнений и взглядов, от

непримиримого противоборства к согласию в развитии разных социальных систем на

основе взаимной военной, экологической, экономической безопасности для всех

Таким образом, глобальные проблемы современности порождают в конечном счете

именно неравномерность развития мировой цивилизации. Техническое могущество

человечества колоссально превзошло достигнутый им уровень общественной

организации, политическое мышление явно отстало от реальной политической



действительности, а побудительные интересы и цели, нравственные ценности

подавляющей части человечества оказались весьма далекими от социальных,

экономических и демографических императивов эпохи.

Своеобразие ситуации заключается и в том, что глобальные проблемы современности

тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены так, что изолированное их

решение практически невозможно. Поэтому важнейшее место в концепции глобальных

проблем современности занимает вопрос об их объективной "иерархии", то

есть о приоритетности одних из них по отношению к другим и их соподчиненности.

Это не формальная научная классификация. Исходя из диалектики всей совокупности

глобальных проблем как комплексной системы реальных противоречий

современной эпохи, важно рассмотреть эту "иерархию" сквозь призму их

причинно-следственных связей, которые, в свою очередь, диктуют определенную

последовательность как в их теоретическом анализе, так и в практическом

В настоящее время приоритетность предотвращения мировой термоядерной войны по

отношению ко всем остальным глобальным проблемам осознана всей мировой

общественностью. Доказательство тому: проведение международных форумов "За



безъядерный мир, за выживание человечества", создание международного фонда

"За выживание и развитие человечества", реализация договора о ликвидации

ракет средней и малой дальности, успехи в урегулировании многих региональных

конфликтов, расширение политического доверия между странами, обладающими

ядерным оружием и т.д.

Вторая глобальная проблема современности и по содержанию, и по значимости

для существования и развития рода человеческого – это экологическая

проблема, которая означается как экологический кризис.

Экологический кризис, по своей сущности, это кризис общества. Он

есть результат противоречий между действием законов общества и

естественными законами природы. Эти противоречия привели к тому, что за весьма

короткий срок были подорваны механизмы саморегуляции биосферы, и самым

уязвимым в ней стал человек. Если низшие биологические организмы за весьма

короткое время приспособились к этим изменениям, а часть из них мутировали в

неизвестном, и в этом случае, небезопасном для человека направлении, то перед

человеком возникла реальная опасность физической и умственной деградации.

Причин и составляющих экологического кризиса много, и они не равны по

значимости: демографический взрыв (биосфера была устойчива, пока население

Земли не превышало двух миллиардов человек); несовершенство техники и

технологии; колоссальное химическое загрязнение окружающей среды; бесплановая

урбанизация и т.п. материальные, объективные причины. Но, пожалуй, самая

главная причина – низкий уровень духовной культуры, выразившийся в том числе

в экологическом невежестве человека и человечества. Об этом необходимо

сегодня помнить и говорить особо.

Экологическая катастрофа на наших глазах из мрачного прогноза "Римского

клуба" превратилась в неотвратимую реальность. Сегодня вопрос стоит не о том,

как ее избежать, а о том, как ее пережить, смягчить и затормозить негативные

последствия техногенеза прежде всего. Техническая цивилизация, разрушающая

природу, возникла не сама по себе, а в рамках культуры с ценностями и

способами их достижения ориентирующих человечество на неограниченное развитие

технических средств эксплуатации природных сил. В духовной культуре было

заложено представление о практической безграничности этих запасов и право

человека бесконтрольно ими распоряжаться. Такое представление пагубно не

только для природы. Это – беда вторичная. Первичная же беда –

антропологическая, то есть уничтожение человека в человеке, "порча"

человеческой сущности, выбор им ошибочных ориентиров и ценностей.

Существенно меняется на планете и демографическая ситуация. Известно,

что наряду с природой народонаселение выступает как материальный фактор,

определяющий возможности развития общества. То есть, будучи основой и субъектом

общественного развития, демографический фактор оказывает воздействие на все

компоненты общественного развития, хотя сам он в то же время подвержен их

влиянию. Нет сомнения в том, что всякому исторически определенному

экономическому укладу, определенной социальной организации свойственны свои

законы роста населения и перенаселения. Но в реальной действительности эти

связи не столь однозначны и прямолинейны.

Рост населения, вызванный "демографическим взрывом", сопряжен с серьезными

экономическими проблемами и последствиями, хотелось бы думать, что только для

самих этих стран, так как здесь идет интенсивный прирост не "рабочих рук", а

вначале "ртов". Но вряд ли это так. Известно, что, если население растет

темпами 1 % в год, то "демографические инвестиции" в экономику должны

составлять 4 %, для того, чтобы не падали темпы экономического роста и не

снижался по всем параметрам жизненный уровень. Следствие – голод, рост нищеты

и материальной, и духовной.

Нельзя сбрасывать со счетов возможные политические последствия

"демографического взрыва" в развивающихся странах для всего мира, что находит

свое выражение уже сегодня, например, в геополитических притязаниях некоторых

Но особо необходимо остановиться на медико-биологических проблемах

современного человечества. Они возникли на пересечении демографического,

экологического, экономического, нравственного кризисов современного общества и

являются их обобщающим результатом. Речь идет не только о телесном здоровье,

которое в цивилизованном обществе всегда стояло на одном из первых мест в

системе человеческих ценностей.

Наконец, в ряду глобальных проблем не менее страшная угроза – кризис

человеческой духовности. Практически все светские и религиозные, мировые и

региональные, древние и новые идеологии не могут сегодня даже сколько-нибудь

доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы

Уже сегодня можно указать на некоторые определенные надежды, предпосылки

преодоления глобальных кризисных коллизий, которые помогут отвести от

человечества вселенскую угрозу.

1 – развертывание информационной революции. Она может создать объективную

предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу

нависшую над человечеством.

2 – утверждение как доминирующего типа мирового хозяйства смешанной

рыночной и социально защищенной экономики с элементами конвергентного типа. Эта

форма экономических отношений будет способствовать увязке интересов разных

хозяйственных субъектов, нахождению баланса между экономической эффективностью

и социальной справедливостью.

3 – становление принципа ненасилия и демократического согласия во всех

типах социальных и личностных отношений. Необходимо развенчать утвердившееся

издревле в сознании людей мнение, что "насилие – это органичный для людей

способ взаимного общения" (Ницше), что "агрессивность – неустранимый момент

человеческого поведения" (Фрейд). Идеал ненасилия, о котором говорили многие,

от Иисуса Христа до В. Ленина, может перестать быть только манящей далекой

целью, идеалом и превратиться в определяющий регулятив человеческих отношений.

4 – объединительные (экуменические) процессы духовной жизни как в

светском, так и в религиозном варианте. Терпимость (толерантность), отказ от

духовного противостояния, освещенного идеологией. Плюрализм мнений. Это

разумное признание того, что мир многомерен, разнообразен и иным быть не может

и не должен. А жить всем нам надо в этом мире, и устранение нетерпимости,

ксенофобии, покровительствующего мессианства – одно из главных условий жизни

нынешнего и будущего человечества.

5 – это идущая неуклонно межэтническая и межкультурная интеграция при

сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры.

Универсализация культуры и сохранение самобытности, оригинальности,

взаимопроникновение культур и заимствование "находок народов друг у друга".

6 – прорыв в области интеллектуального поиска. Переход человеческого

интеллекта от "состояния умственной удовлетворенности к состоянию

озадаченности, удивления", что предполагает взаимопроникновение традиционных,

восходящих к Гераклиту и Гегелю, диалектических способов мышления с концептами

современных формально-логических математизированных систем. Естественный

интеллект, сопряженный с "искусственным", дополнение творческих возможностей

человеческого мозга креативными возможностями компьютерных систем.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Римский клуб» и его вклад в решении глобальных проблем

глобальный социоприродный печчеа римский

Цели и задачи Римского клуба

Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают, как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Глобальные проблемы имеют общие источники возникновения и развития, поэтому важно определенным образом их классифицировать и систематизировать, понять причины их появления и условия, при которых они могут быть решены обществом.

Отмеченные факты теории глобальных проблем - исчерпаемость природных ресурсов, опасность самоуничтожения человечества - легли в основу метода изучения глобальных проблем, получившего название глобального моделирования. Особая роль в разработке и применении глобального моделирования принадлежит Римскому клубу - организации западных ученых, бизнесменов, политиков и общественных деятелей, озабоченных выработкой мер по предотвращению глобальных угроз. Римский клуб был создан в 1968 г. С тех пор при моральной и материальной поддержке этой организации была проведена целая серия исследований глобальной проблематики. Многие из них получили широкую известность, и нашли отклик в кругах мировой общественности, в руководстве стран Запада.

Римский клуб организует крупномасштабные исследования по широкому кругу вопросов, но в основном в социально-экономической области.

Теоретическая деятельность Римского клуба неоднозначна: она включает в себя широкий спектр конкретно-научных разработок, послуживших толчком к возникновению такого нового направления научных исследований, как глобальное моделирование и общефилософских рассуждений о бытии человека в современном мире, ценностях жизни и перспективах развития человечества. Работы в сфере глобального моделирования, построение первых компьютерных моделей мира, критика негативных тенденций западной цивилизации, развенчание технократического мифа об экономическом росте как наиболее эффективном средстве решения всех проблем, поиск путей гуманизации человека и мира, осуждение гонки вооружений, призыв к мировой общественности объединить усилия, прекратить межнациональные распри, сохранить окружающую среду, повысить благосостояние людей и улучшить окружающую среду, повысить благосостояние людей и улучшить качество жизни - все это составляет позитивные стороны деятельности Римского клуба, привлекшие к себе внимание прогрессивных ученых, политиков, государственных деятелей.

Теоретические исследования представителей Римского клуба так же, как и методология исследований, используются в различных науках.

Метод глобального моделирования состоит в теоретической имитации динамики глобальных процессов с помощью математических моделей и компьютерной техники. Очевидно, что возможности современной вычислительной техники позволяют учесть огромное число параметров мирового развития и на этой основе выявить отдаленные последствия современных тенденций. Именно на стремлении спрогнозировать характер отдаленных последствий тех процессов, которые сегодня хорошо известны, был построен первый доклад Римскому клубу, опубликованный в 1972 г. Он получил название «Пределы роста». Авторский коллектив, во главе которого стоял Д. Медоуз, поставил задачу выявить пределы роста мировой цивилизации, обусловленные конечностью размеров планеты и ограниченностью ее возможностей выносить нагрузки антропогенного характера. За основу были взяты пять параметров: загрязнение окружающей среды, использование невозобновимых ресурсов, объем капиталовложений, рост народонаселения, обеспеченность его продовольствием. Динамика изменения данных параметров с учетом их взаимного влияния была распространена на будущее. Исследование привело к выводу, что при сохранении существующих тенденций уже в первой четверти III тысячелетия человечество может прийти ко всеобщей катастрофе. Авторы доклада сделали вывод, что необходимо ограничить развитие производства, а также значительно замедлить рост численности населения планеты. Доклад привлек к себе огромное внимание, поскольку показал, какие угрозы поджидают человечество в случае сохранения имеющихся тенденций.

Аурелио Печчеи и его теория истоков глобальных проблем

В своей известной книге «Человеческие качества» А. Печчеи констатирует сложившуюся к началу 70-х годов экологическую ситуацию в мире как кризисную. Он подчеркивает, что человек, материальное могущество которого достигло апогея, превратил планету в свою империю, что уже оборачивается экологической катастрофой. Человек все более развивает ненасытный аппетит потребления, совершенно не задумываясь о последствиях своих растущих стремлений и потребностей. Многообразный искусственный мир, создаваемый человеком все более теснит природу.

А. Печчеи отмечает, что человек тысячами нитей связан с другими людьми, его настоящее предопределяет будущее, нет и не может существовать экологической независимости. Данную мысль подчеркнем особо, ибо как бы та или иная страна не осуществляла защиту своей природной среды, какие бы изощренные мероприятия в этом отношении она не проводила, нельзя исключить разрушения этой среды со стороны соседних стран. Чернобыльская авария - убедительное доказательство этому.

А. Печчеи делает вывод о том, что конечность размеров планеты с необходимостью предполагает и пределы человеческой экспансии в отношении природы Такой вывод шел вразрез с превалирующей в мировой культуре ориентацией на безудержный рост производственных показателей и превращался в символ нового стиля мышления человека в его отношении к природе В результате складывался новый тип ценностного отношения человека к природе ответственное, соизмеренное отношение потребностей общества и возможностей природы.

С точки зрения А. Печчеи, необходим новый гуманизм, основанный и направленный на существенное улучшение человеческих качеств всех жителей планеты. Иначе говоря, А. Печчеи предлагает сделать центром внимания человека, способ его существования и образ жизни, ибо судьба нового мирового порядка будет зависеть от его качеств и способностей. Прогрессивное развитие человека, полагает А. Печчеи, и параллельное улучшение его человеческих качеств принесет с собой радикальный пересмотр восприятия человеком самого себя и человека вообще, его роли и ответственности И это единственный способ не только удовлетворить растущие потребности человечества, но и дать человеку определенную возможность разумно планировать свое будущее.

Решение глобальных проблем

Теоретики Римского клуба основной акцент по решению глобальных проблем делают на укреплении международного сотрудничества всех стран. Естественно, следование по пути развития и укрепления международного сотрудничества - наиболее реальный способ практической реализации, решения задач, стоящих перед современным человечеством. Однако, такое международное сотрудничество должно исключать имперскую политику более развитых стран по отношению к менее развитым. Не секрет, что и в наши дни международная торговля так перераспределяет всемирные ресурсы, что первенство стран становится особенно заметным. Нередко в менее развитые страны под видом помощи переводятся убыточные производства, из них выкачиваются энергетические ресурсы, а взамен предлагаются вооружения за очень высокую цену. Практикуется и такая форма эксплуатации отстающих стран, как захоронение опасных отходов химической и ядерной промышленности на их территории в обмен на финансовую помощь.

Отталкиваясь от разработок Римского клуба по решению современных глобальных экологических проблем, необходимо вести постоянный целенаправленный поиск новых вариантов гармонического развития человека и биосферы Нужно точно знать, что обществу запрещено природой, что может нарушить стабильность природного мира, разрушать условия, при которых люди уверенно могут жить и строить свою цивилизацию. Надо понять, какой должна быть эта цивилизация - реальность, отвечающая растущим потребностям человека и ограниченным возможностям природы.

Глобальным угрозам человечество должно противостоять единым фронтом, координируя свои усилия. Но это не означает, что сотрутся различия между странами и народами, между классами и социальными группами, нивелируются интересы наций и национальных экономик. Современный мир немыслим без различия интересов - индивидов, отдельных групп, государств и т.д. Однако история развития человечества убеждает в том, что стремление уничтожить различие интересов приводит только к тотальной несвободе.

Развитие цивилизации поставило различные части человечества в зависимость друг от друга. Эта зависимость есть императив отношений современного общества - как на межгосударственном, межгрупповом, так и межиндивидуальном уровнях. Однако отдельное государство не должно даже в свете всеобщей взаимозависимости отрекаться от своих национальных интересов. Ему предлагается только научиться считаться с интересами других государств.

Глобальное сознание в одном из своих главных аспектов есть сознание заботы о собственной стране, ее благополучии и процветании, так как взаимозависимость стран, характерная для современного мира, не может быть истолкована в том смысле, что мировое сообщество обязано выводить отдельную страну из кризиса и направлять ее по пути процветания. Ответственность за планету не может не начинаться с ответственности за свою страну, так как кризис государственности отдельно взятой страны осложняет мировую ситуацию в политическом аспекте; экологический и ресурсный кризисы ставят под угрозу экологическое равновесие и осложняют проблему ресурсов в мировом масштабе; экономический кризис приводит к социальным последствиям в других странах.

В настоящее время позиция активизма, на которую раньше ориентировалось общество, исчерпала свои возможности. Стремление к господству человека над природой и связанное с ним стремление к господству человека над человеком не могут сейчас служить ничему позитивному. Однако не может служить ничему позитивному и попытка вернуться к прошлым формам бытия человека и его отношения к природе. В рамках глобального сознания необходим пересмотр всех основных видов отношений: отношений человека к природе, отношений между социальными общностями (классами, социальными группами, нациями и др.), отношении человека к человеку, отношения к прошлому, истории, предкам. Необходимость пересмотра прежних отношений возникает перед лицом глобальной угрозы. Глобальное сознание ставит в центр своего рассмотрения вопрос о человеке, о его способности справиться с ситуацией, о его перспективах выживания.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Факторы, обуславливающие целостность современного мира. Сущность, особенности, причины возникновения глобальных проблем. Роль общественных движений экологической, пацифистской общественной направленности. Пути и средства разрешения глобальных проблем.

    презентация , добавлен 26.05.2012

    Участие БССР в борьбе международного противостояния за разрешение глобальных социально-политических проблем, за мир и безопасность. Развитие торгово-экономических отношений с зарубежными странами. Культурные, научные, спортивные и туристические связи.

    контрольная работа , добавлен 22.11.2014

    Сущность актуальных проблем в историографии, их отличительные черты в разные исторические периоды. Основные аспекты истории Руси с древнейших времен до современности. Особенности наиболее изучаемых проблем в отечественной современной историографии.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2011

    Государство - одно из важнейших достижений римского народа, обогативших мировую историю. Нобилитет - высший класс в древнем Риме, замкнутый круг патрицианских и знатных плебейских семейств. Роль нобилитета в управлении государством. Социальный состав.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2013

    Предмет военной истории, его место и роль в решении проблем современной военной науки. Основные этапы развития военного искусства в войнах прошлого. Вклад полководцев-белорусов в развитие военного искусства. Общий ход боевых действий Первой мировой войны.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2016

    Основные (глобальные) типы цивилизации, их особенности. Сущность цивилизационного подхода к истории. Характерные черты политической системы восточного деспотизма. Особенности цивилизации классической Греции. Цивилизации в древности и Древняя Русь.

    реферат , добавлен 27.02.2009

    Иследование возникновения, развития и эволюции тирании в истории человечества. Тирания в древние времена: Греция, Древний Рим. Эволюция режимов личной власти в процессе цивилизации общества. Авторитарные режимы современности-диктатуры нового типа.

    статья , добавлен 24.11.2007

    Проблемы исторического развития Испанской монархии. Политический истеблишмент Испании: поиск путей решения проблем развития. Революция 1931–1936 гг.: падение монархии и консолидация правых сил. Основное содержание концепции в интерпретации де Маэсту.

    дипломная работа , добавлен 03.07.2014

    Ознакомление с архитектурными особенностями и системой водоснабжения греческого города. Афинская и спартанская системы воспитания. Характеристика культовых сооружений и гражданских зданий римского города. Популярные развлечения римского общества.

    реферат , добавлен 26.11.2011

    Исторические условия развития экономической жизни в Китае. Радикализация "уровняльной" аграрной политики Мао Цзэдуна. Противоречивость в решении хозяйственных проблем. Всекитайская аграрная конференция. Раскол в деревне. Осознание ошибок и их корни.


Цели и задачи Римского клуба

Глобальные проблемы тесно связаны друг с другом и имеют общие источники возникновения и развития, поэтому важно определенным образом их классифицировать и систематизировать, понять причины их появления и условия, при которых они могут быть решены обществом.

Отмеченные факты теории глобальных проблем – исчерпаемость природных ресурсов, опасность самоуничтожения человечества – легли в основу метода изучения глобальных проблем, получившего название глобального моделирования. Особая роль в разработке и применении глобального моделирования принадлежит Римскому клубу – организации западных ученых, бизнесменов, политиков и общественных деятелей, озабоченных выработкой мер по предотвращению глобальных угроз. Римский клуб был создан в 1968 г. С тех пор при моральной и материальной поддержке этой организации была проведена целая серия исследований глобальной проблематики. Многие из них получили широкую известность и нашли отклик в кругах мировой общественности, в руководстве стран Запада.

Римский клуб организует крупномасштабные исследования по широкому кругу вопросов, но в основном в социально-экономической области.

Теоретическая деятельность Римского клуба неоднозначна: она включает в себя широкий спектр конкретно-научных разработок, послуживших толчком к возникновению такого нового направления научных исследований, как глобальное моделирование и общефилософских рассуждений о бытии человека в современном мире, ценностях жизни и перспективах развития человечества. Работы в сфере глобального моделирования, построение первых компьютерных моделей мира, критика негативных тенденций западной цивилизации, развенчание технократического мифа об экономическом росте как наиболее эффективном средстве решения всех проблем, поиск путей гуманизации человека и мира, осуждение гонки вооружений, призыв к мировой общественности объединить усилия, прекратить межнациональные распри, сохранить окружающую среду, повысить благосостояние людей и улучшить окружающую среду, повысить благосостояние людей и улучшить качество жизни – все это составляет позитивные стороны деятельности Римского клуба, привлекшие к себе внимание прогрессивных ученых, политиков, государственных деятелей.

Теоретические исследования представителей Римского клуба так же, как и методология исследований, используются в различных науках.

Метод глобального моделирования состоит в теоретической имитации динамики глобальных процессов с помощью математических моделей и компьютерной техники. Очевидно, что возможности современной вычислительной техники позволяют учесть огромное число параметров мирового развития и на этой основе выявить отдаленные последствия современных тенденций. Именно на стремлении спрогнозировать характер отдаленных последствий тех процессов, которые сегодня хорошо известны, был построен первый доклад Римскому клубу, опубликованный в 1972 г. Он получил название «Пределы роста». Авторский коллектив, во главе которого стоял Д. Медоуз, поставил задачу выявить пределы роста мировой цивилизации, обусловленные конечностью размеров планеты и ограниченностью ее возможностей выносить нагрузки антропогенного характера. За основу были взяты пять параметров: загрязнение окружающей среды, использование невозобновимых ресурсов, объем капиталовложений, рост народонаселения, обеспеченность его продовольствием. Динамика изменения данных параметров с учетом их взаимного влияния была распространена на будущее. Исследование привело к выводу, что при сохранении существующих тенденций уже в первой четверти III тысячелетия человечество может прийти ко всеобщей катастрофе. Авторы доклада сделали вывод, что необходимо ограничить развитие производства, а также значительно замедлить рост численности населения планеты. Доклад привлек к себе огромное внимание, поскольку показал, какие угрозы поджидают человечество в случае сохранения имеющихся тенденций.

Аурелио Печчеи и его теория истоков глобальных проблем

Особый интерес представляет концепция по решению глобальных экологических проблем, выдвинутая Римским клубом – представительной всемирной организацией, объединяющей в своих рядах известных ученых, деятелей культуры, предпринимателей, государственных деятелей из разных стран. В течение ряда лет ее возглавлял крупный итальянский предприниматель и экономист Аурелио Печчеи (1908–1984 гг.). В своей известной книге «Человеческие качества» А. Печчеи констатирует сложившуюся к началу 70-х годов экологическую ситуацию в мире как кризисную. Он подчеркивает, что человек, материальное могущество которого достигло апогея, превратил планету в свою империю, что уже оборачивается экологической катастрофой. Человек все более развивает ненасытный аппетит потребления, совершенно не задумываясь о последствиях своих растущих стремлений и потребностей. Многообразный искусственный мир, создаваемый человеком все более теснит природу.

А. Печчеи отмечает, что человек тысячами нитей связан с другими людьми, его настоящее предопределяет будущее, нет и не может существовать экологической независимости. Данную мысль подчеркнем особо, ибо как бы та или иная страна не осуществляла защиту своей природной среды, какие бы изощренные мероприятия в этом отношении она не проводила, нельзя исключить разрушения этой среды со стороны соседних стран. Чернобыльская авария – убедительное доказательство этому.

А. Печчеи делает вывод о том, что конечность размеров планеты с необходимостью предполагает и пределы человеческой экспансии в отношении природы Такой вывод шел вразрез с превалирующей в мировой культуре ориентацией на безудержный рост производственных показателей и превращался в символ нового стиля мышления человека в его отношении к природе В результате складывался новый тип ценностного отношения человека к природе ответственное, соизмеренное отношение потребностей общества и возможностей природы.

Концепция переориентации ценностной парадигмы современного человека с его возвышения над средой в принцип гармоничного соединения со средой на оптимальных условиях для человека и для природной среды, была тщательно обоснована А. Печчеи на основе анализа внешних и внутренних пределов роста человеческой экспансии на природу. Внешними пределами этой экспансии являются физические – невозобновляемые природные ресурсы геологические запасы минерального сырья воздух, вода, экологические – отбросы, отрава, мусор, биологические – нарушение естественного равновесия между отдельными видами живых организмов. Внутренними пределами экспансии выступают различного рода ограничения (стрессы, напряжения, шоковая терапия). свойственные психическим и умственным способностям человека. Однако, с точки зрения А. Печчеи, проблема пределов человеческому росту и человеческому развитию является по сути проблемой, главным образом, культурной.

Человечество переживает период небывалой по размаху материальной экспансии, – пишет А. Печчеи, – и приобретая уже возможность оказывать решающее воздействие на условия своего собственного обитания, оно в то же самое время не знает еще тех пределов, в которых эта его активная деятельность может представлять опасность для собственных биофизических способностей и способна нанести непоправимый урон всей планете в целом. Это представляет грубейший просчет в его культурной эволюции. Отсюда А. Печчеи делает вывод о том, что материальный рост в обществе не может продолжаться до бесконечности, а поэтому необходим сбалансированный или, точнее говоря, ограниченный рост путем постепенного перехода от общества потребления к обществу сохранения. А. Печчеи считал, что ограниченный (но отнюдь не нулевой, как думали некоторые его комментаторы) рост промышленного развития стран, особенно тех, которые значительно опередили в этом движении остальные, необходим и возможен. Главное, при этом, уменьшить разрыв между наиболее высоким доходом богатых стран и самым низким для беднейших. Для этого следует направить все усилия на то чтобы изменить человека и тем самым поменять цивилизацию.

С точки зрения А. Печчеи, необходим новый гуманизм, основанный и направленный на существенное улучшение человеческих качеств всех жителей планеты. Иначе говоря, А. Печчеи предлагает сделать центром внимания человека, способ его существования и образ жизни, ибо судьба нового мирового порядка будет зависеть от его качеств и способностей. Прогрессивное развитие человека, полагает А. Печчеи, и параллельное улучшение его человеческих качеств принесет с собой радикальный пересмотр восприятия человеком самого себя и человека вообще, его роли и ответственности И это единственный способ не только удовлетворить растущие потребности человечества, но и дать человеку определенную возможность разумно планировать свое будущее.

Решение глобальных проблем

Разработкой динамической модели мира Римский клуб определил особый способ эластичного решения глобальных проблем в условиях существования у человечества экономически разноразвитых частей. Другими словами, по мнению теоретиков Римского клуба экспоненциальный рост экономики, производства в мире можно достигать благодаря взаимодействию различных стран, используя в том числе и механизм балансов и задержек. В этом случае предлагается развитым странам стать ролевой моделью для действий остального человечества, полагая, что остальные будут следовать их примеру. Такой действенный пример, а не одни лишь слова-призывы, по мнению Римской) клуба, большей мере будет способствовать эластичному способу решения глобальных проблем мировым сообществом. В арсенале предлагаемых Римским клубом путей решения глобальных экологических проблем есть варианты и политического характера. Естественно, в основе предлагаемых ими путей решения проблем экологии лежат идеологические концепции космополитизма. Так, Римский клуб полагает, что единое мировое государство или единое мировое правительство были бы способны взять на себя ответственность решать и контролировать все современные глобальные проблемы.

Теоретики Римского клуба основной акцент по решению глобальных проблем делают на укреплении международного сотрудничества всех стран. Естественно, следование по пути развития и укрепления международного сотрудничества – наиболее реальный способ практической реализации, решения задач, стоящих перед современным человечеством. Однако, такое международное сотрудничество должно исключать имперскую политику более развитых стран по отношению к менее развитым. Не секрет, что и в наши дни международная торговля так перераспределяет всемирные ресурсы, что первенство стран становится особенно заметным Нередко в менее развитые страны под видом помощи переводятся убыточные производства, из них выкачиваются энергетические ресурсы, а взамен предлагаются вооружения за очень высокую цену. Практикуется и такая форма эксплуатации отстающих стран, как захоронение опасных отходов химической и ядерной промышленности на их территории в обмен на финансовую помощь.

Отталкиваясь от разработок Римского клуба по решению современных глобальных экологических проблем, необходимо вести постоянный целенаправленный поиск новых вариантов гармонического развития человека и биосферы Нужно точно знать, что обществу запрещено природой, что может нарушить стабильность природного мира, разрушать условия, при которых люди уверенно могут жить и строить свою цивилизацию. Надо понять, какой должна быть эта цивилизация – реальность, отвечающая растущим потребностям человека и ограниченным возможностям природы.

Решая вопрос о гармонизации отношения общества с природой, люди должны осознать, что человек, как и все живое на Земле, неотделим от ее биосферы. Биосфера – необходимые естественные провесы существования человека, его жизни и здоровья. Поэтому настоятельной потребностью становится не только производство и воспроизводство непосредственной жизни людей, но и производство и воспроизводство самой природной среды, сознательное управление естественными процессами и природными комплексами. Должны быть максимально исключены любые нарушения основных процессов в экосистеме. С этой целью уже сейчас предлагается создавать замкнутые производственные циклы на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях с тем, чтобы можно было использовать отходы человеческих агломераций в качестве вторичного сырья производства материальных жизненных средств. Такие производственные комплексы позволят контролировать и регулировать процесс воссоздания условий существования и развития живой природы, обеспечивать наиболее рациональные формы обмена веществ общества с окружающей природой во всех сферах жизнедеятельности.

Свидетельством того, что происходит широкое осознание насущных экологических задач, является развернувшееся экологическое движение (партий зеленых), ставшее по существу мощным потоком социального протеста против всех несообразностей в проведении государственной природоохранной политики. Характерно, что движение зеленых сейчас строит свою деятельность в соответствии с тремя важнейшими принципами:

– от концепции неисчерпаемости следует перейти к концепции конечности природных ресурсов;

– темпы развития природы в общества должны быть сопоставимы;

– люди должны ориентироваться не на искусственные, а на естественные условия своего существования.



«Римский клуб» - это международная общественная организация, основная цель которой - изучение глобальных проблем. Т.е. таких проблем, которые затрагивают каждого, живущего на Земле и решение, которых возможно, лишь, при сплоченности усилий всех членов мирового сообщества.

Большое значение имело создание в 1968 году А. Печчеи, общественным деятелем Италии этой организации. Именно в это время начинается процесс глобализации, основанный на формировании единого мирового хозяйства, а также форсированное развертывание научно-технической революции, которая способствовала приумножению возможностей человека, среди которых и самоуничтожение.По замыслу А. Печчеи и в соответствии с уставом организации, клуб должен содействовать пониманию проблем современного общества, рассматриваемых в их совокупности, которые, с определенной условностью, можно классифицировать по двум основаниям:

1) система «общество – природа»;

Система «человек – общество».

Привлечение внимание достигается посредством докладов, среди которых широкую известность получили доклады - «Пределы роста» (1972), «Пересмотр международного порядка» (1974), «За пределами века расточительства» (1976) и др.Специфика этих докладов заключается в том, что их готовят независимые рабочие группы по заказу Римского Клуба, который, в свою очередь, только определяет тему научных исследований, но ни в коем случае, не вмешивается и не влияет на их исход и гарантирует их финансированиеПолучив готовый доклад, Римский Клуб рассматривает его, как правило, в присутствии заинтересованных лиц - представителей общественности и науки, средств массовой информации, и, затем, распространяет результаты исследований по разным аудиториям мира, публикуя их.Трудно переоценить значение деятельности Римского клуба, который, бесспорно, сделал много полезного для достижения своей цели. В первую очередь, это создание новой социальной философии, провозглашающей новую «глобальную общность», ориентированную на изучение перспектив развития живой оболочки нашей Земли и пропаганду идеи гармонизации отношений человека и природы.



Бытие - это существование во всех его многообразных формах. Учение о Бытии называется онтологией.

мир есть, существует как беспредельная целостность;

природное и духовное, индивиды и общество равно существует, хотя и в разных формах;

их различное по форме существования предпосылка единство мира;

Мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность, которая существует прежде сознания его людей.

Бытие занимает центральное место в категориальном аппарате большинства философских тем.

Традиционно бытие мыслится в двух значениях:

1. Это все когда-либо существовавшее, ныне существующее («наличное бытие») и все имеющее внутренний потенциал к существованию в будущем;

Это исходное начало и основание мира, его сущность.

Бытие выступает как отрицание («ничто»), некий потенциал («нечто»), о котором можно сказать только одно: оно есть («абсолютное бытие»).

Философское понятие материи и принцип материального единства мира

Материя - это: Объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. - характеристика материи через основной вопрос мировоззрения, а не через понятие вещества или набор его свойств.Материализм понимает материю как единственно существующую субстанцию. Она несотворима, неуничтожима, вечна и бесконечна. Материя обладает следующими свойствами: конечностью и бесконечностью, прерывностью и непрерывностью, системностью, массой и энергией и т. д. Но важнейшими свойствами являются:пространство; время; движение как способ существования материи.

Материальное единство мира - базисный принцип материалистического монизма, находящийся в неразрывной связи с другими его принципами: детерминизма, причинности, отражения и т.д. Фундирует собою классические системы материалистического монизма от античной натурфилософии до марксизма. Принцип М.Е.М. исходит из признания единства (общности) всех явлений мира (природных и социальных), отражаемых в человеческой психике и сознании. Противостоит как дуализму и плюрализму, так и идеалистическим версиям монизма. Семантически принцип М.Е.М. предполагает, во-первых, субстанциональное его единство: субстанцией всех явлений и процессов мира полагается материя. Во-вторых, М.Е.М. понимается как атрибутивное его единство (какую бы его часть (вид, фрагмент) материи не рассматривать, она, как и все другие части материи, будет обладать полным набором известных свойств, называемых атрибутами). В-третьих, генетическое единство (какие бы ни были перед нами виды (формы, фрагменты) материи, как бы они не отличались друг от друга - все эти виды, как об этом свидетельствует наука, имеют общие истоки и корни). В-четвертых, номологическое единство мира: все в мире (как природные и социальные процессы, так и мир человеческого познания) подчиняется одним и тем же всеобщим законам.

Римский клуб -- международная общественная организация, объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты. Организация внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармонизации отношений человека и природы. Весной 1968г. итальянский экономист, общественный деятель, член руководства фирмы “Фиат” и вице-призедент компании “Оливетти” Аурелио Печчеи разослал приглашение 30-ти видным европейским ученым и представителям делового мира для участия в обсуждении назревших проблем. Т.е участники встречи, которые поддержали идею о создании международной организации объединились в Римский клуб. Организация приняла статус неправительственной, не связанной с политическими партиями, классами, идеологиями. Свою работу Римский клуб строит в форме организации собраний, симпозиумов, семинаров, встреч с известными учеными, политическими лидерами, влиятельными бизнесменами.

Вот основные цели, которые поставили перед собой деятели "Римского Клуба":

  • * дать обществу методику, с помощью которой можно было бы научно анализировать "затруднения человечества", связанные с физической ограниченностью ресурсов Земли, бурным ростом производства и потребления - этими "принципиальными пределами роста";
  • * донести до человечества тревогу представителей Клуба относительно критической ситуации, которая сложилась в мире по ряду аспектов;
  • * "подсказать" обществу, какие меры оно должно предпринять, чтобы "разумно вести дела" и достичь "глобального равновесия".

Клуб был задуман как общество, ориентированное на конкретные действия, а не на дискуссии ради дискуссий. Чтобы служить своим целям, Римский клуб стремился по своему составу представлять как бы срез современного прогрессивного человечества. Его членами являлись видные ученые и мыслители, государственные деятели, представители сферы образования, педагоги и менеджеры из более чем тридцати стран мира.

Наиболее широкую известность приобрели исследовательские проекты Римского клуба, получившие концептуальную завершенность в следующих докладах:

Работа “Пределы роста” вызвала бурную дискуссию на Западе, ибо эксперименты с моделью “Мир-3”, включающие в себя различные варианты изменений и взаимодействий населения земного шара, производства продуктов питания, природных ресурсов, промышленного производства, вскрыли перспективу глобальной катастрофы, если человечество не изменит тенденции своего развития. Предотвращение мировой катастрофы, согласно выводам авторов доклада, возможно лишь в том случае, если немедленно будут приняты меры по созданию условий “экологической и экономической стабильности”, позволяющей достигнуть “состояние глобального равновесия” в мире.

В октябре 1974 года на сессии в Западном Берлине был представлен в опубликованном виде и обсужден второй доклад Римскому клубу. Он известен под названием “Стратегия выживания” или “Человечество у поворотного пункта” и является результатом работы двух групп ученых, проводивших исследование под руководством М. Месаровича и Э. Пестеля в Ганновере. Авторы второго исследовательского проекта пришли к выводу, что при сохранении существующих тенденций мирового развития неизбежна целая серия региональных катастроф, которые произойдут значительно раньше, чем это предполагали ученые группы Д. Медоуза, предсказавшие возможность глобальной катастрофы в первой половине XXI столетия. “Стратегия выживания”, по мнению М. Месаровича и Э. Пестеля, состоит не в достижении “состояния глобального равновесия”, как предполагали авторы “Пределов роста”, а в переходе к “органическому росту” -- дифференцированному развитию различных частей мировой системы, в результате чего достигается сбалансированное развитие всего человечества.

В третьем докладе “Пересмотр международного порядка”, выполненном группой ученых под руководством Я. Тинбергена, анализ состояния человечества осуществлен в плане выявления острых контрастов и противоречий в современном мире: отмечены различия между богатыми и бедными странами, описаны изменения, происходящие в экономике отдельных стран, в торговых и финансовых отношениях между различными государствами, сделан вывод о необходимости осуществления международных реформ с целью обеспечения “достоинства и благополучия каждого”. Авторы призывают к созданию “нового международного порядка”, в рамках которого, возможен “гуманистический социализм”, способствующий сохранению окружающей среды, достижению всеобщего равенства, усвоению и переработке культурных ценностей человечества.

Четвертый доклад. “За пределами века расточительств” отражает результаты исследования запасов природных ресурсов планеты, осуществленного под руководством английского физика Д. Габора. По замыслу руководителей Римского клуба этот доклад должен был восполнить пробел, имевший место на первых двух этапах развития данной организации, не уделившей должного внимания роли науки и техники в решении глобальных проблем, за что, в частности, работа “Пределы роста” была подвергнута справедливой критике многими учеными. Цель четвертого доклада заключалась в изучении научно-технического потенциала мира и возможностей его использования для разрешения энергетических, сырьевых и продовольственных проблем. Авторы доклада пришли к выводу, что пределы экономического роста и развертывания человеческой деятельности, трудности и проблемы, связанные с использованием энергетических, сырьевых и продовольственных ресурсов, обусловлены не столько ограниченным научно-техническим потенциалом, сколько существующими ныне на международном и национальном уровнях социальными институтами.

Пятый доклад “Цели для человечества”, написанный под руководством американского философа, Э. Ласло, посвящен анализу “мирового атласа современных целей”, рассмотренного на двух уровнях -- национальном и транснациональном. В докладе подробно описаны цели различных стран, мультинациональных корпораций, ООН, Международной организации труда, Всемирного совета церквей и Римской католической церкви.

Вывод, к которому пришли авторы доклада, однозначен: необходима переориентация организаций, корпораций, стран, наций и государств на “глобальные цели”, достижение которых предполагает осуществление “революции мировой солидарности”. С завершением этой революции, по мысли авторов должны сложиться предпосылки для установления “общности мировой солидарности”, способствующей удовлетворению потребностей человечества в безопасности, обеспечении продовольствием, разумном использовании энергии и природных ресурсов, продолжении развития, направленного на повышение “качества жизни” каждого человека и благосостояния всех людей на земле.

В качестве вывода можно справедливо заметить, что Римский клуб стал первой независимой организацией, которая смело и открыто стала не только говорить о проблемах современного мира, но и скала пути и методы их решения, обращаясь ко многим государствам. Идеи Римского клуба должны войти в состав теоретической базы для обоснования стратегических целей социально-экономического развития государств мира. Они могут оказаться полезными при разработке программы реформ экономики стран с целью органического включения их в решение социальных проблем, которые в настоящее время приобретают все большую остроту.

война терроризм наркомания водный